Эпигенетическая теория э. эриксона — справочник студента

Эпигенетическая теория Э. Эриксона - Справочник студента

Модель развития личности по Эриксону является важной и высоко ценимой концепцией. Жизнь — серия уроков и испытаний, которые помогают человеку расти. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона помогает понять почему.

Основные стадии развития личности по Эрику Эриксону

Эпигенетическая теория Э. Эриксона - Справочник студента

Каждая фаза формирования стадии развития личности (по Эриксону) подразумевает, что человек будет испытывать кризис, который повлечет за собой положительный или отрицательный результат. Эти кризисы имеют психосоциальную природу, потому что они связаны с психологическими потребностями индивида, противоречащими общественным потребностям.

Согласно теории, благополучное завершение каждой стадии приводит к формированию здоровой личности и приобретению основных добродетелей. Основные добродетели — это характерные сильные стороны, которые эго может использовать для разрешения последующих кризисов.

Доверие и недоверие

Эпигенетическая теория Э. Эриксона - Справочник студента
В течение первого года жизни основной упор делается на воспитательные способности матери и отца, особенно в плане визуального контакта и осязания. Ребенок будет развивать оптимизм, доверие, уверенность и безопасность, если о нем будут заботиться и общаться с ним. Если ребенок не испытывает доверия, у него могут развиться такие качества, как незащищенность, бесполезность и общее недоверие к миру.

Самостоятельность (автономия) и нерешительность (стыд и сомнения)

Эпигенетическая теория Э. Эриксона - Справочник студента

Второй этап происходит от 18 месяцев до 3 лет. На этом этапе ребенок развивается физически, становится более мобильным и обнаруживает, что у него много навыков и способностей, таких как надевание одежды и обуви, игра с игрушками и т. д. Такие навыки иллюстрируют растущее осознание независимости и самостоятельности ребенка.

Эриксон утверждает, что необходимо, чтобы родители позволили детям изучить свои собственные границы в благоприятной среде, терпимой к неудачам. Т. о., родители должны поощрять малютку становиться более независимым и в то же время защищать ребенка, чтобы он не испытывал постоянных неудач.

Требуется тонкий баланс от родителей. Они должны стараться не делать все за ребенка, но если дитя не справляется с какой-либо задачей, они не должны критиковать его за неудачи (особенно при приучении к туалету). Целью должен быть самоконтроль без потери самооценки. Успех на этом этапе приведет к приобретению такой добродетели, как воля.

Если дети подвергаются критике, чрезмерному контролю или не имеют возможности заявить о себе, они становятся чрезмерно зависимыми от других, испытывают чувство стыда или сомнения в своих силах, им сложно найти себя в мире.

Предприимчивость и чувство вины (в другом переводе — неадекватность)

Эпигенетическая теория Э. Эриксона - Справочник студента

Эриксон считает, что третий психосоциальный кризис происходит во время «игрового возраста», или в дошкольные годы (примерно от 3,5 до 6 лет). Во время этой фазы формирования счастливый ребенок учится:

  • представлять, расширять свои навыки посредством всевозможных активных игр, в том числе фантазий;
  • сотрудничать с другими;
  • руководить другими.

  Психология коллектива: правила взаимоотношений с коллегами

«Обездвиженный» чувством вины ребенок боится общаться с другими, продолжает чрезмерно зависеть от взрослых и ограничен как в развитии игровых навыков, так и в воображении.

При достижении баланса индивидуальной инициативы с готовностью работать с другими возникает такое качество эго, как целеустремленность.

Умелость и неполноценность (творчество и комплекс неполноценности)

Эпигенетическая теория Э. Эриксона - Справочник студента

Четвертый психосоциальный кризис по Эриксону, в котором участвуют такие качества, как умелость и неполноценность, происходит в промежутке от 6 до 12 лет.

Благодаря социальному взаимодействию, дети начинают развивать чувство гордости за свои достижения и способности. Дети, которых поощряют и одобряют родители и учителя, приобретают чувство компетентности и веры в свои навыки. Те дети, которые не получают поддержку от родителей, учителей или сверстников, будут сомневаться в своих способностях к успеху.

Благополучное нахождение баланса на этой стадии психосоциального развития приводит к такому навыку, как компетентность, благодаря которому дети учатся справляться с поставленными перед ними задачами.

Идентификация личности и путаница ролей

Эпигенетическая теория Э. Эриксона - Справочник студента

В подростковом возрасте наиболее важен переход от детства к взрослой жизни. Дети становятся более независимыми и начинают смотреть в будущее с точки зрения карьеры, отношений, семьи и т. д. Человек хочет принадлежать к обществу и вписываться в него.

Пятая психосоциальная стадия приходится на бурные подростковые годы (12-18 лет). Этот этап играет важную роль в развитии чувства индивидуальности, которое будет продолжать влиять на поведение и развитие до конца жизни человека.

Те, кто получают необходимую поддержку, выйдут из этой стадии с чувством независимости и самоконтроля. Те, кто не уверен в своих убеждениях, будут ощущать себя неуверенно и растерянно в отношении себя и своего будущего.

Когда психологи рассуждают об идентичности, они имеют в виду убеждения, идеалы и ценности, которые помогают формировать и направлять поведение человека. Верность является следствием благополучного завершения этой стадии. Эриксон дал характеристику верности как способности жить по стандартам и ожиданиям общества.

Близость и одиночество

Эпигенетическая теория Э. Эриксона - Справочник студента

Это шестая стадия теории психосоциального развития Эрика Эриксона. Этот этап охватывает период ранней взрослой жизни (от 18 до 40 лет). В течение этого периода главный конфликт сосредотачивается на формировании близких, любящих отношений с другими людьми.

  НЛП: ТОП-7 эффективных техник

В этот период человек начинает более тесно делиться с другими. Люди исследуют отношения, ведущие к долгосрочным обязательствам с кем-то, кроме членов семьи.

Счастливые отношения и чувство приверженности, безопасности и заботы являются благополучным завершением этой стадии. Избегание близости, боязнь обязательств и отношений может привести к изоляции, одиночеству, а иногда и депрессии. Успех на этом этапе приведет к такой добродетели, как любовь.

Общечеловечность и самопоглощенность (производительность и застой)

Эпигенетическая теория Э. Эриксона - Справочник студента

В зрелом возрасте (от 40 до 65 лет) человек продолжает строить свою жизнь, ориентируясь на собственную карьеру и семью.

Те, кто добился успеха на этой стадии, ощущают, что вносят свой вклад в мир, проявляя активность в своем доме и обществе. Те, кто не в состоянии добиться этого навыка, будут чувствовать себя непродуктивными и не вовлеченными в мир.

Забота — добродетель, достигнутая, когда этот этап благополучно пройден. Гордость своими достижениями, наблюдение за тем, как дети становятся взрослыми, и развитие чувства единства с вашим спутником жизни — важные достижения этого этапа.

Цельность и безнадежность

Эпигенетическая теория Э. Эриксона - Справочник студента

Последняя психосоциальная стадия наступает в пожилом возрасте и направлена ​​на размышления о жизни.

На этом этапе развития люди оглядываются назад на события своего прошлого и определяют, довольны ли они той жизнью, которой жили, или сожалеют о том, что сделали или не сделали.

Те, кто потерпел неудачу на этом этапе, почувствуют, что их жизнь была потрачена впустую, и будут испытывать множество сожалений. Человек останется с чувствами горечи и отчаяния.

Те, кто гордятся своими достижениями, будут чувствовать себя целостно и гармонично. Благополучно завершить этот этап означает оглянуться назад с небольшим сожалением и общим чувством удовлетворения. Эти люди достигнут мудрости.

Что такое интеграция эго?

Ощущение эго-интеграции представляет собой чувство целостности своего «Я». Дети до 3 лет не обладают своим «Я», они отождествляют себя с окружающим миром.

Когда человек ощущает себя комфортно в мире, когда мир становится местом для удовлетворения всех потребностей человека — это и есть интеграция. Т. е. интеграция — самая высокая степень приспособленности.

Согласно эпигенетической теории развития личности Э. Эриксона, интеграция эго проявляется в пожилом возрасте при условии, что человек узнал на собственном опыте мгновения радости и горечь поражений, воодушевлял других. Такую личность не страшит смерть, т. к. она сумела оставить след после себя (в творческих достижениях или своих потомках), тем самым обретя бессмертие.

  Как справиться и побороть волнение

Эго-идентичность

Эриксон уделял особое внимание развитию эго-идентичности. Эго-идентичность — осознанное ощущение себя, которое человек развивает через социальное взаимодействие, и оно становится «центром» на стадии психосоциального развития идентификации личности и путаницы ролей.

Согласно Эриксону, эго-идентичность личности постоянно меняется из-за нового опыта и информации, которую люди получают в результате ежедневных взаимодействий с другими. Личная идентичность дает интегрированное и связное чувство себя, которое сохраняется в жизни человека. Чувство личной идентичности формируется за счет жизненного опыта и взаимодействия с другими, и эта идентичность помогает человеку направлять действия, убеждения и поведение с возрастом.

Эпигенез

Эпигенез — теория, согласно которой каждый человек развивается через последовательность этапов, возникающих в естественном, заранее установленном порядке. Стадии являются последовательными, но они не иерархичны.

На каждом этапе человек сталкивается с кризисом или проблемой, которая особенно важна в то время жизни и должна быть решена.

Социальное окружение человека оказывает чрезвычайно важное влияние на то, как разрешается каждый кризис, но оно также не определяет порядок появления стадий.

Стадии по Эриксону, постулированные в эпигенетической теории общественного развития, связаны с кризисом, который должен быть удовлетворительно разрешен, чтобы развить у человека такие качества, как доверие, автономию и инициативу и т. д. В то время как нездоровые или неудовлетворительные разрешения приводят к недоверию, стыду и сомнению, вине и т. д., что может сделать человека психологически обеспокоенным.

Теория развития личности Эрика Эриксона среди других подходов

Теория Эриксона непосредственно не стремится достичь обучающих, развивающих и педагогических целей; концепция описывает существующее положение как норму и выделяет нежелательные пути развития. Данную теорию можно рассматривать как руководство для психотерапевтической деятельности, отнюдь не для профессионалов по формированию личности.

Фрейд и Эриксон: теоретические различия

различие теорий Фрейда и Эриксона

Эриксон принял основные положения теории Фрейда. Хотя Фрейд сосредоточил внимание на сексуальных факторах как движущей силе психологического развития, Эриксон считал, что социальные факторы также играют жизненно важную роль.

В отличие от Фрейда, который утверждал, что личность формируется к 5 годам, Эриксон считал, что человек продолжает развивать свою личность и в подростковом возрасте, и даже на протяжении всей взрослой жизни.

Заключение

Эриксон был фрейдистом, принимавшим основную теорию и концепции Зигмунда и Анны Фрейд. Тем не менее он был также антропологом, и поэтому был обеспокоен влиянием общества и культуры на развитие человека. В результате его эпигенетическая теория развития личности была воспринята как фрейдистами, так и не фрейдистами.

8 психосоциальных кризисов являются правдоподобным и проницательным описанием развития личности. А тот факт, что Эриксон был прекрасным писателем, способствовал росту интереса к его идеям.

Источник: https://lifemotivation.ru/razvitie-lichnosti/epigeneticheskaya-teoriya-razvitiya-lichnosti-eriksona

Эпигенетическая теория Э. Эриксона и решение проблем современного общества II часть

?

Categories: Продолжение.Эпигенетическая теория Э. Эриксона - Справочник студентаДо сих пор в этой статье о социальной составляющей упоминалось лишь вскользь, как о той силе, которая вмешивается в жизнь ребенка, в большой степени определяя то, как будет идти его дальнейшее развитие. Но ведь недаром Эриксон говорит о трех процессах, не раз повторяя, что только их единство может сформировать целостную личность. Окружающая среда оказывает на ребенка в процессе становления значительное воздействие в первую очередь в лице родителей. С самого рождения ребенок взаимодействует с матерью, которая удовлетворяет его потребности. Но не только потребности ребенка лежат в основе подобных взаимоотношений. Форма, в которой мать удовлетворяет их, так же очень важна. Мать и ребенок с самого раннего возраста осуществляют взаимную регуляцию. Ребенок формирует запрос, а мать вместе с ответом на этот запрос демонстрирует ему привычную форму поведения. Взаимное функционирование составляет основу нормального развития ребенка. Если мать вовремя кормит ребенка, то у него нет нужды быть излишне требовательным в этом направлении и процесс доставляет обоим удовлетворение.

«Фактически, истинной сущностью прегенитальности, видимо, выступает абсорбция либидинальных интересов в раннем столкновении созревающего организма с индивидуальным стилем ухода за ребенком и в преобразовании его врожденных форм достижения (агрессии) в социальные модальности определенной культуры».

Что это значит? Получая удовольствие от взаимодействия с матерью, ощущая любовь и заботу, ребенок легче переносит фрустрации связанные с упорядочением собственных либидинальных устремлений. Тот факт, что сдерживание может вызывать у ребенка неадекватную реакцию не должно останавливать родителей, которые уверенны в том, что их забота и любовь компенсирует воздействие фрустрирующего фактора.

Проще говоря, любовь одолевает фрустрации, открывая путь культурному развитию ребенка (Рис 3, b).Эпигенетическая теория Э. Эриксона - Справочник студентаРис. 3 (а) конфликт устремлений социума и устремлений ребенка по Фрейду, b) взаимодействие социума в лице матери и ребенка на основании любви и положительной взаимной регуляции в культуре 1, с) конфликт устремлений социума в лице матери и устремлений ребенка при отсутствии положительной регуляции и любви, d) избежание родителями воздействия на ребенка в попытке избежать конфликта и как результат патология эго ребенка, е) взаимодействие социума в лице матери и ребенка на основании любви и положительной взаимной регуляции в культуре 2). Если взаимное функционирование нарушается, то взаимное напряжение растет, ребенок становится нервным, ищет дополнительные способы контролировать поведение матери, которая в дополнение ко всему неизбежно будет усиливать сдерживание. При таких нарушениях взаимного функционирования ребенок неминуемо столкнется с трудностями в своем развитии (Рис. 3, с), даже если его оградить от всяческих фрустраций и отказаться от сдерживания (Рис 3, d). Оберегание от фрустраций – это тупиковый путь, который не обеспечивает ребенку продвижения вперед по тернистому пути развития и становления как личности, и, скорее всего, подобная стратегия приведет к серьезным задержкам, как в психологическом, так и в интеллектуальном и культурном плане.

Читайте также:  Дифракционная длина - справочник студента

Таким образом, устанавливается решающая роль родителей в формировании личности ребенка, но может быть излишний контроль либидинальных устремлений и излишнее навязывание специфических культурных паттернов только сковывает настоящее ничем не ограниченное развитие личности? Может ребенку необходимо дать полную свободу и тогда он сможет полностью реализовать все заложенные в нем возможности? И что можно сказать о паттернах поведения, которые через родителей влияют на характер малыша? Нужно ли передавать ребенку эти модели?

Для начала, конечно, надо отметить, что у каждого ребенка могут быть любые, самые лучшие задатки.

Но встает вопрос, кто субъект реализации этих задатков? Кто, когда и в какой форме осуществит работу по развитию этих задатков?Стихийная энергия, она же прегенитальное либидо не в состоянии осуществлять что бы то ни было прежде, чем будет сформирован субъект, способный направлять эту энергию в нужное русло.Эпигенетическая теория Э. Эриксона - Справочник студентаТак что именно люди ответственные за жизнь ребенка в первые годы его жизни несут и ответственность за формирование личности ребенка. Но может для формирования субъекта будет достаточно инстинктивного поведения?В отличие от низших животных, которые с рождения наделены целостными инстинктивными паттернами и в отличие от высших животных, у которых наблюдается разделение инстинкта (инстинктивная реципрокность или «разделение труда» между детенышем и самкой), человек не обладает мощными и целостными врожденными инстинктами. Сразу после рождения тело человека слишком не совершенно, инстинкты, которые обесценены произвольной средой обитания не составляют прочного базиса для дальнейшего развития, какого бы то ни было опыта нахождения в среде у него нет и подавно.

«Однако влечения, с которыми человек появляется на свет, — это не инстинкты; равно как и комплементарные влечения его матери нельзя считать всецело инстинктивными по природе. Ни те, ни другие не несут в себе паттернов завершения, самосохранения, взаимодействия с каким-либо сегментом природы; их должны еще организовать традиция и совесть.…Как животное, человек ничего не значит. …«Врожденные инстинкты» человека — это фрагменты влечения, которые собираются, наделяются значением и организуются в течение длительного детства методами ухода за ребенком и его дисциплинирования, варьирующими от культуры к культуре и определяемыми традицией. В этом кроется его шанс как организма, как члена общества и как индивидуума».

Таким образом, становится очевидным, что родители не только владеют механизмом передачи культурных матриц, но и с необходимостью должны их передать, независимо от того о какой культуре идет речь. Потому что без такой передачи ребенку не на что будет опереться в его становлении.

Теперь становится понятным, что требования уменьшения роли родителей и смягчения фрустраций в процессе воспитания не только не приведут к положительным результатам, но и будут препятствовать формированию уникальной личности ребенка.

Точно так же, исходя из теории эпигенетического развития, можно дать оценку такому феномену современности, как раннее сексуальное просвещение. Напомним, что по стандартам ВОЗ азы сексуального просвещения должны входить в воспитательный процесс уже с 0 до 4 лет.

А во многих школах Европы уроки секспросвета начинаются в 1-2 классах.

Но, как уже было сказано, существует вполне определенный график прегенитального либидо, согласно которому на прегенитальном этапе эта энергия обеспечивает прохождение ребенком нескольких последовательных стадий, отводится к нескесуальным целям и дремлет до конца латентного периода.

Тогда, если воспитатели и учителя будут корректировать этот процесс, привлекая внимание и любопытство ребенка к генитальной зоне с раннего детства, естественный график нарушится и сексуальная энергия сразу сосредоточится в генитальной зоне неокрепшего и несформировавшегося организма и вместо положенной сублимации в пользу развития личности эта неуправляемая энергия либидо сформирует озабоченного, неуправляемого, агрессивного и больного ребенка. Как следствие ребенок потеряет возможность адаптации в обществе и лишится возможности со временем приобрести целостное ядро личности. Вот, что говорит Эриксон об утилизации прегенитального либидо:

«…человек выживает только тогда, когда традиционное детское воспитание снабжает его совестью, которая будет руководить им, не подавляя, и которая настолько тверда и одновременно гибка, чтобы приспосабливаться к превратностям исторической эпохи. Для достижения этой цели детское воспитание утилизирует те темные инстинктуальные (сексуальные и агрессивные) силы, которые наделяют энергией инстинктивные паттерны (животных), а у человека, именно вследствие его минимального инстинктивного оснащения, оказываются высокомобильными и чрезвычайно пластичными».

В одном из своих клинических случаев Эриксон сталкивается с необходимостью говорить своему маленькому пациенту о строении и особенностях половых органов мужчины и женщины, и дабы избежать вышеописанного преждевременного перенаправления либидо любопытного мальчика в нежелательное русло, как врач он старается сделать это максимально бережно, рассказывая о слонах и слонятах.

«Я сразу хочу пояснить, что не одобряю полового просвещения, производящего сильное впечатление на неподозревающих об этой сфере детей, до того как с ними будут установлены прочные, доверительные отношения. Однако в данном случае я почувствовал необходимость «хирургического» вмешательства».

То есть Эриксон приравнивает процедуру просвещения к хирургическому вмешательству и настаивает на доверительных отношениях в подобных ситуациях, из чего логически следует, что решение о просвещении остается в руках близких к ребенку людей, то есть родителей.А теперь вернемся к вопросу о культурах и их особенностях.

Эриксон не раз подчеркивает, что различные культуры воспитывают в ребенке собственные особенности, и это определяется не произвольным образом, но тесно связано с бытом представителей этих культур, их образом мира и будущими ролями ребенка в этом мире.

«Тогда, хотя и совершенно ясно, что должно происходить для поддержания жизни малыша (необходимый минимум питания) и что не должно происходить, дабы он не умер или не получил сильной задержки в росте (допустимый максимум фрустрации), существует увеличивающаяся зона свободы в отношении того, что может происходить.

Различные культуры широко используют свои прерогативы решать, что считать рентабельным, а что — совершенно необходимым».

«…в произвольном с виду многообразии культурного обуславливания есть, по-видимому, внутренняя мудрость или, по крайней мере, неосознаваемая спланированность; фактически гомогенные культуры обеспечивают в более поздней жизни противовесы тем самым желаниям, страхам и вспышкам ярости, которые они провоцировали в детстве. Тогда то, что «хорошо для ребенка», что может происходить с ним, будет зависеть от того, кем он обязан стать и где».

Так, например, индейцы сиу в прошлом воспитывали в своих детях жесткость и агрессию, потому что им предстояло стать охотниками на бизонов в суровых климатических условиях, что без определенной доли агрессии плохо выполнимо.

И подобное воспитание продолжало сохраняться, покуда данная организация общественной жизни не разрушилась окончательно. Более того после разрушения их образа жизни большинство индейцев испытывали сложности с формированием собственной эго-идентичности.

Таким образом, становится понятно, почему культурные матрицы столь жизнестойки. Ведь они коренятся в образе жизни общества и зависят от множества факторов. Разумеется, некоторые способы воспитания детей могут и должны быть подвержены критике.

Но каждая культура имеет свою ценность и имеет право на существование именно потому, что она как способ организации жизни человека многие столетия обеспечивала выживание человеческого рода, и является слаженным механизмом воспроизведения отобранных форм поведения.

Еще одним важным вопросом является вопрос гендерного самоопределения. И здесь нельзя не вспомнить шведский детский сад «Эгалия», где детей (как можно прочитать в интернете) запрещено делить по половому признаку, якобы, чтобы не вызвать чувства превосходства или неполноценности.

Во-первых, зададимся вопросом, имеет ли это смысл, если дети уже родились разных полов и их развитие идет не совсем одинаково. И во-вторых, спросим себя, а к каким последствиям приведет такое сглаживание разницы. В книге «Детство и общество» Эриксон описывает эксперимент, когда дети разных полов строят на столе произвольную сцену из произвольного набора игрушек.

В эксперименте, длившемся полтора года, около 150 детей построили более 450 сцен и практически везде эти сцены были словно детерминированны каким-то скрытым правилом, о котором дети не говорили и которое ими не осознавалось. Эпигенетическая теория Э. Эриксона - Справочник студентаРис. 4. Сцена девочки и сцена мальчика.Девочки строили небольшие комнаты с украшенным входом и сидящими внутри людьми. Мальчики же строили стремящиеся вверх башни, дороги, заполненные машинами. Эриксон связывает эти устойчивые пространственные модальности, характерные для мальчиков и девочек с генитальным модусом мужчины и женщины (это утверждение подтвердилось позже при работе с индийскими детьми, то есть с детьми, воспитанными в другой культуре).«Если «высокое» и «низкое» — маскулинные переменные», говорит он, — «то «открытое» и «закрытое» — феминные модальности.

«Теперь уже ясно, что пространственные тенденции, направляющие эти конструкции, напоминают о генитальных модусах (обсуждавшихся в этой главе) и фактически находятся в тесном соответствии с морфологией половых органов. У мужчины — это наружные половые органы, по своей природе способные к напряжению и вторжению и проводящие высоко подвижные сперматозоиды; у женщины — внутренние органы с вестибулярным проходом, ведущим к неподвижно ожидающей яйцеклетке. Служит ли это отражением острого и временного акцента на модальностях половых органов, который возникает вследствие переживания надвигающегося полового созревания? Моя клиническая позиция (и недолгое изучение «драматических постановок» студентов колледжа) склоняют меня считать, что господство генитальных модусов над модальностями пространственной организации отражает глубокое различие в чувстве пространства у двух полов, и что половая дифференциация как раз и обеспечивает наиболее убедительное различие в принципиальной схеме человеческого тела, а оно (различие), в свою очередь, соопределяет биологический опыт и социальные роли».«Тогда мы можем принять признаки модусов органа в детских конструкциях как напоминание о том, что наш жизненный опыт прочно связывается с основной схемой тела. За модусами органа и их анатомическими моделями мы видим намек на мужской и женский опыт пространства (experience of space)».

Как видно, оказывается бессмысленным стирать различия искусственным путем, потому что не только активность разных модусов на локомоторно-генитальной стадии, но и весь опыт жизни мальчиков и девочек будет формировать у них не только разное чувство пространства, но и разное самоощущение и разные устремления.

Попытки стирания различий войдут в глубокое противоречие с графиком развития ребенка, что, скорее всего, приведет к депрессиям, дезориентации и потере собственной идентичности.

Для того, чтобы утверждать, что таким образом у детей формируется взаимное уважение, нужно обладать довольно специфическим пониманием взаимного уважения и разницы между мужчиной и женщиной, как минимум, а как максимум иметь вполне определенную цель.

Но даже если подобные подходы являются просто случайностью, то это значит, что родители должны очень внимательно вслушиваться и вглядываться в то, что им предлагают образовательные заведения современности.

Итак, используя данный метод, каждый человек сможет оценить те или иные новации в социальной и культурной сфере, а так же принимать активное участие в контроле законодательных инициатив и новых проектов.

В заключение статьи пусть снова прозвучит прямая речь доктора Эриксона:

«Взятые вместе, структурированное пространство и описанные темы, говорят о том, что именно взаимопроникновение биологического, культурного и психологического составляет предмет этой книги. Если психоанализ и по сей день разграничивает психосексуальное и психосоциальное, я попытался в данной главе связать мостом эти два берега.Культуры, как мы постараемся показать, развивают биологически данное и стремятся к разделению функций между полами таким образом, чтобы оно одновременно было осуществимо в рамках схемы тела, значимо для конкретного общества и выполнимо для индивидуального эго».

Источник: https://tstealth1.livejournal.com/165819.html

Эпигенетическая теория личности Эрика Эриксона | Студент-Сервис

Возникновению теории личности американского психоаналитика Э. Эриксона (1904–1994) способствовали труды по психоанализу. Эриксон принял структуру личности 3. Фрейда и создал психоаналитическую концепцию об отношениях «Я» и общества.

Читайте также:  Концепция д. б. эльконина - справочник студента

Особое внимание он обратил на роль «Я» в развитии личности, считая, что основы человеческого «Я» кроются в социальной организации общества.
К этому выводу он пришел, наблюдая за личностными изменениями, произошедшими с людьми в послевоенной Америке. Люди стали более тревожными, жесткими, подверженными апатии, смятению.

Приняв идею неосознанной мотивации, Эриксон в своих исследованиях особое внимание уделял процессам социализации.

Работы Эриксона знаменуют собой начало нового метода исследования психики – психоисторического, который представляет собой применение психоанализа к изучению развития личности с учетом того исторического периода, в котором она живет.

С помощью этого метода Эриксон проанализировал биографии Мартина Лютера, Махатмы Ганди, Бернарда Шоу, Томаса Джефферсона и других выдающихся людей, а также истории жизни современников – взрослых и детей. Психоисторический метод требует равного внимания как к психологии индивида, так и к характеру общества, в котором живет человек.

Основная задача Эриксона состояла в разработке новой психоисторической теории развития личности с учетом конкретной культурной среды.

Проводя полевые этнографические исследования воспитания детей в двух индейских племенах и сравнивая их с воспитанием детей в городских семьях США, Эриксон обнаружил, что в каждой культуре имеется свой особый стиль материнства, который каждая мать воспринимает как единственно правильный. Однако, как подчеркивал Эриксон, стиль материнства всегда определяется тем, что именно ожидает от ребенка в будущем та социальная группа, к которой он принадлежит, – его племя, класс или каста. Каждой стадии развития соответствуют свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им. Эти соображения Э. Эриксона легли в основу двух наиболее важных понятий его концепции – групповой идентичности и эго-идентичности.
Групповая идентичность основана на том, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу и на выработку присущего этой группе мироощущения.

Эго-идентичность формируется параллельно с групповой и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития.

Опираясь на свои труды, Э. Эриксон выделил стадии жизненного пути личности. Для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом. Общество определяет также содержание развития на разных этапах жизненного цикла. Однако решение задачи, согласно Эриксону, зависит и от уже достигнутого уровня психомоторного развития индивида, и от общей духовной атмосферы общества, в котором этот индивид живет.

Кризисом развития сопровождается формирование всех форм идентичности. По мнению Э. Эриксона, основной кризис идентичности приходится на юношеский возраст. Если процессы развития идут удачно, то происходит обретение «взрослой идентичности», а при возникновении трудностей в развитии отмечается задержка идентичности.

Интервал между юностью и взрослым состоянием Эриксон назвал «психосоциальным мораторием». Это время, когда молодой человек методом проб и ошибок стремится найти свое место в жизни. Бурность протекания данного кризиса зависит от того, насколько удачно были разрешены предыдущие кризисы (доверия, независимости, активности и др.) и от духовной атмосферы в обществе.

Если кризис на ранних этапах не был успешно преодолен, может отмечаться задержка идентичности.
Э. Эриксон ввел в психологию понятие ритуализации.

Ритуализация в поведении – это построенное на соглашении взаимодействие двух и более людей, которое может возобновляться через определенные интервалы времени в повторяющихся обстоятельствах (ритуал взаимного узнавания, приветствия, критики и др.).

Ритуал, однажды возникнув, последовательно включается в систему, возникающую на более высоких уровнях, становясь частью последующих стадий.
Концепция Э. Эриксона называется эпигенетической концепцией жизненного пути личности, согласно которой все, что растет, имеет общий план.

Исходя из этого общего плана, развиваются отдельные части, причем каждая из них имеет наиболее благоприятный период для развития. Так происходит до тех пор, пока все части, развившись, не сформируют функциональное целое.
Эриксон считал, что последовательность стадий – это результат биологического созревания, а содержание развития определяется тем, что ожидает от человека общество. Он признавал, что его периодизацию нельзя рассматривать как теорию личности, это лишь ключ к построению такой теории.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/epigeneticheskaya-teoriya-lichnosti-erika-eriksona/

Эпигенетическая теория развития личности Эриксона — это… Что такое Эпигенетическая теория развития личности Эриксона?

Эпигенетическая теория развития Э.Эриксона Эрик Эриксон (1902-1994) – выдающийся эго-психолог, был последователем З.Фрейда, хотя и отошел от классического психоанализа по некоторым вопросам.

Центральным положением его теории развития явилось то, что человек в течение

жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания: 1.

личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия; 2.

общество, в принципе, устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а также поддерживать как

надлежащий темп, так и правильную последовательность развития (Зиглер и Хьелл).
Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий

психосоциального развития эго. Эти стадии являются результатом

эпигенетически развертывающегося «плана личности», который

наследуется генетически. Эпигенетическая концепция развития базируется на том, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время (критический период), а также на том,

что полноценно функционирующая личность формируется только путем
прохождения в своем развитии последовательно всех стадий.
Каждая стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом

в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии. Каждый кризис содержит и позитивный и негативный компоненты,

в зависимости от того, насколько удовлетворительно он разрешается.
Центральным понятием эпигенетической теории развития
Эриксона является модус эго – преимущественный способ
проявления человеческого «я» в той или иной жизненной ситуации (план личности).

Периоды психосоциального развития по Эриксону: 1) оральная стадия (0-1 год) – младенческий возраст.

Модус эго – модус впитывания (вбирания) в себя. Сначала

ребенок психологически смотрит и впечатывает все, что видит вокруг себя, но это пока пассивное вбирание. Затем – активное вбирание (хватает разные предметы, исследует их).

Основная задача – формирование и развитие чувства доверия (недоверия)
к окружающему миру. Важно взаимодействие матери и ребенка, т.е. чувство

базового доверия, состоящее в том, что ребенок доверяет окружающему миру в лице взрослого (если будет плохо, то кто-то придет на помощь). Если нет должной заботы, формируется базовое недоверие к миру.

2) анальная стадия (1-3 года) – ранний возраст.

Модус эго преобразуется, для растущего организма становятся важным возможности регуляции удержания (выталкивания), т.е. выделительные процессы (приучение к горшку). Но это происходит

не только на физиологическом, но и на психологическом уровне

– «могу ли я быть автономным, самостоятельно управлять собой. Формируется либо автономия, либо чувство стыда и сомнения (связано с механизмом публичности).

Ребенок уже достаточно автономен в смысле активного

передвижения. Нередко люди из ближайшего окружения

могут стыдить ребенка за нечистоплотность, формируется

представление о себе как о неспособном справляться с

собой, т.е. как о человеке, ведущем себя постыдным

образом – укореняется чувство стыда. 3) фаллическая стадия (3-6 лет) – возраст игры.

Модус эго – интрузия (проникновение куда-то).

Появляется интерес к своему полу и половым различиям. Важно, что это возраст игры.

Ребенок нарабатывает или инициативность, реализовывает
себя, или инициатива подавляется, формируются узкие

рамки ограничений и появляется чувство вины. Вина – это понимание себя как причины неправильных действий,

зла, чьих-то потерь (оценка самого себя как виноватого).
В этом возрасте активно формируется суперэго, т.к. появляется

огромное количество запретов.

4) латентная стадия (6-12 лет) – индустриальная стадия.
На этой стадии проявляется трудолюбие, мастерство, овладение
трудом, творчество. Возрастают способности ребенка к

логическому мышлению и самодисциплине, а также способности взаимодействия со сверстниками в соответствии с правилами. Эго-идентичность – «Я – то, чему я научился».

Противоположный полюс – некомпетентность, несостоятельность,

неспособность.

5) подростковый возраст (12-19 (20) лет).

Главная задача – формирование идентичности как чувства

непрерывной самотождественности.
Первые 20 лет жизни человек тратит на то, чтобы войти
в общество, в котором он живет, освоить знания, принять
культуру, стать полноценным членом общества, т.е. должна
сформироваться гармоничная «я-концепция» (эго-идентичность).
Помимо интереса подростков к межполовым отношениям

(как у Фрейда), для Эриксона на этом этапе развития

более важным является построение гармоничной иерархии

своих ролей (сын, ученик, член компании). Если личность

умеет гибко переходить от одной роли к другой, то формируется
гармоничная идентичность.
Неспособность подростков достичь личной идентичности
приводит в тому, что Эриксон назвал кризисом идентичности

(ролевое смешение). Он характеризуется неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование, в противном случае формируется диффузная идентичность.

Проблемы: а) надо принять себя в качестве мужчины или женщины; б) надо сформировать временную перспективу (планирование будущего); в) принятие своей роли в группе (лидер-ведомый); г) формирование установки (гетеро-, гомо-, бисексуальность); д) мировоззренческие установки.

Если подростки не справляются с этими задачами, то формируется

диффузная идентичность. Однако в конце подросткового возраста

есть мораторий (продленное дозревание самоидентичности).
6) Молодость (20 – 35 лет) – ранняя зрелость.
Главная задача – достижение близости с другими людьми.

На этой стадии происходит поиск близких отношений, создание

семьи. Для достижения близости нужно доверие. Если в

прошлом были сбои, нерешенные проблемы (вина, стыд, некомпетентность) и если сформированная идентичность – диффузная, то поиск близости может быть безуспешным.

Если человек не сформировался сам, то не получится создать полноценную семью из-за неумения нести ответственность, доверять и т.д.

Таким образом, на одном полюсе формируется «интимность» как чувство, которое мы испытываем к супругам, друзьям, родителям и т.д. (способность слить воедино

свою идентичность с идентичностью другого человека без опасения,
что потеряется нечто в себе). На противоположном полюсе формируется

изоляция, излишняя поглощенность собой, избегание межличностных отношений.

7) зрелость (35 лет – конец трудовой деятельности).
Главная задача – выбор между продуктивностью и инертностью.

Это подразумевает генеративность, творчество, оказание влиянии на будущее поколение. Противоположный полюс – застой, т.е. личность мало что может сделать, отсутствует творчество, забота. На данный

период приходится «кризис среднего возраста», который выражается

в чувстве безнадежности, бессмысленности жизни.

8) старость (от 60 и старше) – поздняя взрослость.
Период идентичности приходит к завершению. В этот период

личность интегрирует события предыдущей жизни (достижение мудрости). Происходит принятие своей жизни со всеми успехами и неудачами и результат жизни оценивается как положительный,

т.е. происходит эго-интеграция. Если личность не может

позитивно осмыслить свой жизненный путь, то появляется отчаяние, разочарование, чувство горечи и сожаления, что влечет за собой депрессию, ипохондрию, озлобленность.

стадия возраст психосоциальный кризис сильная сторона оральная 0-1 год Базовое доверие — недоверие Надежда анальная 1-3 года Автономия — стыд и сомнение сила воли фаллическая 3-6 лет Инициативность — вина цель латентная 6-12 лет Трудолюбие — некомпетентность компетентность подростковый 12-19 (20) Гармоничная идентичность — диффузная идентичность верность молодость 20-35 лет Близость — изоляция любовь зрелость 35-60 лет Продуктивность — застой забота старость 60 и старше Эго-интеграция — отчаяние мудрость

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1347358

Стадии психосоциального развития

Эпигенетическая
теория Э. Эриксона

Эрик Хомбургер
Эриксон (1902-1994)

Американский
психолог, психоаналитик, автор
эпигенетической теории развития личности
(Центральная идея эпигенетической
теории состоит в том, что основополагающее
влияние на наследственность оказывает
не геном,
а эпигенетическая система (ЭС) —
совокупность факторов, воздействующих
на онтогенез).
Хотя Эриксон
всегда настаивал, что является фрейдистом,
критики считали его «Эго-психологом»,
поскольку, в то время как консервативный
фрейдизм в центр внимания ставил Ид,
Эриксон акцентировал важность Эго.

  • Основные
    положения теории Эрика Эриксона
  • Наряду
    с описанными Фрейдом фазами психосексуального
    развития (оральной, анальной, фаллической
    и генитальной), в ходе которого меняется
    направленность влечения (от аутоэротизма
    до влечения к внешнему объекту), существуют
    и психологические стадии развития «Я»,
    в ходе которого индивид устанавливает
    основные ориентиры по отношению к себе
    и своей социальной среде.
  • Становление
    личности не заканчивается в подростковом
    возрасте, но растягивается на весь
    жизненный цикл.
  • Центральным
    положением его теории развития явилось
    то, что человек в течение жизни проходит
    через несколько универсальных для всего
    человечества стадий. Процесс развертывания
    этих стадий регулируется в соответствии
    с эпигенетическим
    принципом
     созревания:
  1. личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия;

  2. общество, в принципе, устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а также поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития

Читайте также:  Параллельность прямых и плоскостей - справочник студента

Каждая
стадия жизненного цикла наступает в
определенное для нее время (критический
период), полноценно функционирующая
личность формируется только путем
прохождения в своем развитии последовательно
всех стадий.

Каждая стадия сопровождается
кризисом
поворотным моментом в жизни индивидуума,
который возникает как следствие
достижения определенного уровня
психологической зрелости и социальных
требований, предъявляемых к индивидууму
на этой стадии.

Каждый кризис содержит
и позитивный и негативный компоненты,
в зависимости от того, насколько
удовлетворительно он разрешается.

Центральным
понятием эпигенетической теории развития
Эриксона является модус
эго
–преимущественный
способ проявления человеческого «я» в
той или иной жизненной ситуации (план
личности).

стадия возраст Психо-социальный кризис Сильная сторона
Орально-сенсорная 0-1 год Базовое доверие – недоверие к миру Надежда
Мышечно-анальная 2-3 года Автономия – стыд, сомнение Способность к волеизъявлению
Локомоторно-генитальная 4-6 лет Инициативность – вина Целеустремленность
Латентная 7-11 дет Трудолюбие – некомпетентность Компетентность
Подростковая 12-18 лет Достигнутая (гармоничная) идентичность — диффузная идентичность Верность себе
Молодость (ранняя взрослость) 19-35 лет Близость – изоляция Любовь
Взрослость 35-60 (65) лет Продуктивность – застой Забота
Зрелость (старость) От 65 лет Эго-интеграция – отчаяние Мудрость

I стадия. Орально-сенсорная Соответствует оральной стадии классического психоанализа. Возраст: первый год жизни. Задача этапа: базисное доверие против базисного недоверия

Модус
эго
 –
модус впитывания (вбирания) в себя.
Сначала ребенок психологически смотрит
и впечатывает все, что видит вокруг
себя, но это пока пассивное вбирание.
Затем – активное вбирание (хватает
разные предметы, исследует их).

Ценные
качества, приобретаемые на этом этапе:
энергия и надежда. Степень
доверия младенца к миру зависит от
заботы, проявляемой к нему. Нормальное
развитие происходит, когда его потребности
быстро удовлетворяются, он долго не
испытывает недомогания, его баюкают и
ласкают, с ним играют и разговаривают.
Поведение матери уверенно и предсказуемо.

В таком случае вырабатывается доверие к
миру, в который он пришел. Если он не
получает должного ухода –
вырабатывается недоверие,
боязливость и подозрительность. Задача
этого этапа –
проработать необходимый баланс между
доверием и недоверием к миру.

Это поможет,
уже будучи взрослым, не поддаваться на
первую же рекламу, но и не быть “человеком
в футляре”, недоверчивым и подозрительным
ко всему и ко всем. В
результате удачного
прохождения этой стадии вырастают люди,
которые черпают жизненную веру не только
в религии, но и в общественной деятельности
и научных занятиях.

Не прошедшие удачно
эту стадию люди, даже если исповедуют
веру, фактически, каждым вздохом выражают
недоверие к людям.

II стадия. Мышечно-анальная Совпадает с анальной стадией фрейдизма. Возраст 2-й – 3-й годы жизни. Задача этапа: автономия против стыда и сомнения

Модус
эго


возможности регуляции удержания
(выталкивания), т.е. выделительные
процессы (приучение к горшку). Но это
происходит не только на физиологическом,
но и на психологическом уровне – «могу
ли я быть автономным, самостоятельно
управлять собой.

Ценные
качества, приобретаемые на этом этапе:
самоконтроль и сила воли. На этом
этапе на первый план выходит развитие
самостоятельности на основе моторных
и психических способностей. Ребенок
осваивает различные движения.

Если
родители предоставляют ребенку делать
самому то, что он может, у него вырабатывается
ощущение, что он владеет своими мышцами,
своими побуждениями, самим собой и, в
значительной мере, средой. Появляется
самостоятельность.

 Если воспитатели
проявляют нетерпение и спешат сделать
за ребенка то, на что он и сам способен,
развивается стыдливость и нерешительность.
Если родители постоянно бранят ребенка
за мокрую постель, запачканные штанишки,
пролитое молоко, разбитую чашку и т.п.

– у ребенка закрепляется чувство стыда
и неуверенность в своих способностях
управлять собой и окружением. Внешний
контроль на
этой стадии должен твердо убеждать
ребенка в его силах и возможностях, а
также защищать от анархии. Исход этой
стадии зависит от соотношения
сотрудничества и своеволия, свободы
самовыражения и ее подавления.

Из чувства
самоконтроля
,
как свободы
распоряжаться собой
 без
утраты самоуважения,
берет начало прочное чувство
доброжелательности,
готовности
к действию и гордости своими
достижениями, чувство
собственного достоинства. Из ощущения утраты
свободы
распоряжаться
собой и ощущения чужого сверхконтроля происходит
устойчивая склонность
к сомнению и стыду.

III
стадия. Локомоторно-генитальная 
Стадия инфантильной
генитальности, соответствует фаллической
стадии психоанализа. Возраст: 4
– 5 лет – дошкольный возраст. Задача
этапа:
инициатива (предприимчивость) против
чувства вины. 

Модус
эго
 –
интрузия (проникновение куда-то).
Появляется интерес к своему полу и
половым различиям. Важно, что это возраст
игры.

Ценные
качества, приобретаемые на этом этапе:
направление и целеустремленность. К
началу этой стадии ребенок уже приобрел
множество физических навыков, начинает
сам придумывать себе занятия, а не просто
отвечать на действия и подражать им.
Проявляет изобретательность в речи,
способность фантазировать.

 От того,
как реагируют взрослые на затеи ребенка,
во многом зависит перевес качеств в
характере. Дети, которым предоставлена
инициатива в
выборе деятельности (бегать, бороться,
возиться, кататься на велосипеде, санках,
коньках), вырабатывают предприимчивость.

Закрепляет ее готовность родителей
отвечать на вопросы (интеллектуальная
предприимчивость) и не мешать фантазировать
и затевать игры. Если взрослые
показывают ребенку, что его деятельность
вредна и нежелательна, вопросы назойливы,
а игры бестолковы, он начинает чувствовать
себя виноватым и уносит это чувство
вины во взрослую жизнь.

 Опасность этой
стадии – в возникновении чувства вины
за свои цели и поступки в ходе наслаждения
новым локомоторным и ментальным
могуществом, которые требуют энергичного
обуздания. Поражение ведет к покорности,
чувству вины и тревоги. Подавляются и
сдерживаются излишне оптимистические
надежды и дикие фантазии.

 На этой
стадии происходит самое важное по
последствиям разделение между
потенциальным триумфом человека и
потенциальным тотальным разрушением.
И именно здесь ребенок навсегда
становится разделившимся внутри себя:
на детский набор, сохраняющий изобилие
потенциалов роста, и родительский набор,
поддерживающий и усиливающий самоконтроль,
самоуправление и самонаказание.

Развивается чувство моральной
ответственности. Ребенок на этой
стадии склонен учиться быстро и жадно,
стремительно взрослеть в смысле
разделения обязанностей и дел. Хочет и
может заниматься совместными делами,
вместе с другими детьми придумывает и
планирует дела. Подражает идеальным
прототипам. Эта стадия связывает мечты
раннего детства с целями активной
взрослой жизни. 

IV
стадия. Латентная 
Соответствует
латентной фазе классического
психоанализа. Возраст 6
– 11 лет. Задача
этапа: трудолюбие
(умелость) против чувства
неполноценности. Ценные
качества, приобретаемые на этом этапе:
система и компетентность.

Любовь
и ревность находятся на этой стадии в
скрытом состоянии (о чем и говорит ее
название – латентная). Это годы начальной
школы. Ребенок проявляет способность
к дедукции, организованным играм,
регламентированным занятиям. Интерес
к тому, как вещи устроены, как их
приспособить, освоить. В эти годы он
напоминает Робинзона Крузо и часто
интересуется его жизнью.

 Когда детей
поощряют мастерить,
строить шалаши и авиамодели, варить,
готовить и рукодельничать, когда им
разрешают довести
начатое дело до конца
,
хвалят за результаты, тогда у ребенка
вырабатывается умелость, способности
к техническому творчеству.

 Когда
родители видят в трудовой деятельности
ребенка одно “баловство
и “пачкотню”,
это способствуют выработке у него
чувства неполноценности. Опасность этой
стадии – чувство неадекватности и
неполноценности.

Если ребенок отчаивается
в своих орудиях труда и рабочих навыках
или занимаемом месте среди товарищей,
то это может отбить охоту к идентификации
с ними, ребенок считает себя обреченным
на посредственность или неадекватность.
Он учится завоевывать признание,
занимаясь полезным и нужным делом. Окружение
ребенка на этой стадии уже не
ограничивается домом.

Влияние не только семьи, но и школы.
Отношение к нему в школе оказывает
существенное влияние на уравновешенность
психики. Отставание вызывает чувство
неполноценности. Он уже убедился на
опыте, что в лоне семьи нет осуществимого
будущего. Систематическое
обучение
 –
во всех культурах происходит на этой
стадии.

Именно в этот период более
широкое общество становится важным в
отношении предоставления ребенку
возможностей для понимания значимых
ролей в технологии и экономике
общества. Фрейд называет эту стадию
латентной, т.к. неистовые влечения
находятся в спячке. Но это лишь временное
затишье перед бурей полового созревания,
когда все более ранние влечения вновь
появляются в новом сочетании, чтобы
оказаться подчиненными генитальности.

V
стадия. Подростковый возраст и ранняя
юность 
Классический
психоанализ отмечает на этой стадии
проблему “любви и ревности” к собственным
родителям. Успешное решение зависит от
того, найдет ли он предмет любви в
собственном поколении. Это продолжение
латентной стадии по Фрейду. Возраст 12
– 18 лет. Задача
этапа: идентичность
против смешения ролей. 

Модус
эго

– Помимо интереса подростков к межполовым
отношениям (как у Фрейда), для Эриксона
на этом этапе развития более важным
является построение гармоничной иерархии
своих ролей (сын, ученик, член компании).
Если личность умеет гибко переходить
от одной роли к другой, то
формируется гармоничная
идентичность
.

Ценные
качества, приобретаемые на этом этапе:
посвящение и верность. Главное
затруднение на этой стадии –
идентификационная спутанность,
неспособность опознать свое “Я”. Подросток
созревает физиологически и психически,
у него развиваются новые взгляды на
вещи, новый подход к жизни.

Интерес
к мыслям других людей, к тому, что они
сами о себе думают. Влияние родителей
на этой стадии – косвенное. Если подросток
благодаря родителям уже выработал
доверие, самостоятельность, предприимчивость,
и умелость, то его шансы на идентификацию,
т.е. на опознание
собственной индивидуальности значительно
увеличиваются.

 Обратное справедливо
для подростка недоверчивого, неуверенного,
исполненного чувства вины и сознания
своей неполноценности. При трудностях
самоидентификации проявляются
симптомы путаницы
ролей.
Это часто бывает у малолетних преступников.

Девочки, проявляющие в подростковом
возрасте распущенность, очень часто
обладают фрагментарным
представлением
 о
своей личности и свои беспорядочные
связи не соотносят ни со своим
интеллектуальным уровнем, ни с системой
ценностей. Обособленность
круга и отвержение “чужаков”.

 Опознавательные
знаки “своих” – одежда, макияж, жесты,
словечки. Эта интолерантность
(нетерпимость) – защита против “помрачения”
сознания идентичности. Подростки
стереотипизируют себя, свои идеалы,
своих врагов. Часто подростки отождествляют
свое “Я” с образом, противоположным
тому, что ожидают их родители.

Но иногда
лучше ассоциировать себя с “хиппи” и
т.п., чем вообще не обрести своего “Я”.
Подростки испытывают способность друг
друга хранить верность. Готовность к
такому испытанию объясняет привлекательность
для молодежи простых и жестких тоталитарных
доктрин.

VI
стадия. Ранняя взрослость 
Генитальная
стадия по Фрейду. Возраст:
период ухаживания и ранние годы семейной
жизни. От конца юности до начала среднего
возраста. Здесь и далее Эриксон уже
четко не называет возраст. Задача
этапа:
близость против изоляции. 

Модус
эго

поиск
близких отношений, создание семьи.

Ценные
качества, приобретаемые на этом этапе:
аффилиация и любовь. К
началу этой стадии человек уже опознал
свое “Я” и включился в трудовую
деятельность. Ему важна близость –
не только физическая, но и способность
заботиться о другом человеке, делиться
с ним всем существенным без боязни
потерять при этом себя.

Новоиспеченный
взрослый готов проявлять нравственную
силу и в интимных, и товарищеских
взаимоотношениях, оставаясь верным,
даже если потребуются значительные
жертвы и компромиссы. Проявления этой
стадии – не обязательно в сексуальном
влечении, но и в дружбе.

Например, между
однополчанами, сражавшимися бок о бок
в тяжелых условиях, образуются тесные
связи – образец близости в широком
смысле. Опасность
стадии – избегание контактов,
которые обязывают к близости. Избегание
опыта близости из-за страха утратить
эго приводит к чувству изоляции и
последующему самопоглощению.

Если ни в браке, ни в дружбе он не достигает
близости –одиночество.
Не с кем разделить свою жизнь и не о ком
заботиться. Опасность этой
стадии состоит в том, что и интимные, и
соперничающие, и враждебные отношения
человек испытывает к одним и тем же
людям. Остальные – безразличны.

И только
научившись отличать схватку соперников
от сексуального объятия, человек
осваивает этическое
чувство
 –
отличительный признак взрослого
человека. Только теперь проявляется истинная
генитальность
.
Ее нельзя считать чисто сексуальной
задачей. Она есть объединение способов
подбора партнера, сотрудничества и
соперничества.

Источник: https://studfile.net/preview/5247625/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector