Барьеры в межличностных коммуникациях — справочник студента

Занятие 17.

Коммуникация. Коммуникационный процесс. Шумы. Сети.

Понятие и роль коммуникаций в управлении

Коммуникация – это процесс обмена и понимания информации между двумя и более людьми с целью мотивирования определенного поведения или влияния на него.

Цель коммуникационного процесса – обеспечение понимания информации. Однако сам обмен информацией не гарантирует такого понимания и эффективного общения участвующих в обмене сторон.

Обмен информацией происходит только в том случае, когда одна сторона предлагает информацию, а другая воспринимает ее.

Поэтому эффективные коммуникации требуют от каждой из сторон определенных коммуникативных навыков, умений, взаимопонимания.

Процесс коммуникаций, его элементы и этапы

В процессе обмена информацией выделяют четыре элемента:

1. Отправитель, лицо, задумавшее передать информацию (идею, сообщение) или выразить эмоции, чувства.

2. Сообщение, собственно информация, ясно сформулированная мысль, закодированная с помощью символов. Смысл и значение сообщения представляют собой идеи отправителя, факты, ценности, чувства и отношения. При этом отправитель рассчитывает, что сообщение будет получено с тем же значением, которое в него заложено.

3. Канал, средство передачи информации. С его помощью она направляется к заданному адресату. Каналами могут быть телефонная линия, радиоволна, воздух, передающий устную речь, компьютерные сети, каналы доставки письменной корреспонденции и т. д. Если канал в момент передачи или обмена информацией связывает более двух организационных единиц, он образует информационную сеть.

4. Получатель, лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.

  • Этапами обмена информацией являются следующие:
  • 1) зарождение идеи, сообщения;
  • 2) кодирование и выбор канала.
  • Кодирование – это преобразование передаваемой информации с помощью символов в послание или сигнал, который может быть передан.
  1. Формами кодирования выступают:
  2. – речь,
  3. – текст,
  4. – рисунок,
  5. – поступок,
  6. – жест,
  7. – улыбка,

– интонация и т. д.

Отправитель также выбирает канал, совместимый с формой кодирования;

3) передача – использование канала для доставки сообщения;

4) декодирование – перевод символов отправителя в мысли получателя. Декодирование включает восприятие послания, его интерпретацию и оценку. Эффективное декодирование предполагает понимание идеи получателем, что означает, что смысл сообщения для отправителя и получателя одинаков.

5) Обратная связь Этот элемент делает коммуникацию динамическим двухсторонним процессом. Она может рассматриваться как сообщения отправителю, которые содержат данные об эффективности акта коммуникации.

  • Положительная обратная связь информирует, что желаемый результат сообщения достигнут.
  • Отрицательная обратная связь показывает источнику, что желаемый результат сообщения достигнут не был.
  • Кодирование и декодирование являются потенциальными источниками возникновения «шума».
  • «Шум» – это ошибки, неодинаковое понимание символов в послании, различия в восприятии, существующие стереотипы, которые искажают смысл послания.

Барьеры в межличностных коммуникациях - Справочник студента

  1. Формы межличностных коммуникаций и их барьеры
  2. В зависимости от канала передачи межличностные коммуникации подразделяют на устные и письменные.
  3. Устные коммуникации выступают в форме обсуждений, беседы, диалога, телефонного звонка, и символом кодирования информации здесь является устное слово, речь и невербальная информация (жест, мимика, выражение лица, улыбка, интонация и другая несловесная информация).
  4. Преимущества:
  5. 1) она проста для использования, не требует специальной подготовки и средств связи;
  6. 2) обеспечивает быструю обратную связь и обмен информацией между отправителем и получателем через заданный вопрос, высказанное согласие, жест, голос и другую невербальную информацию.
  7. Недостатки:
  8. 1) невозможность хранения информации, так как такие коммуникации не оставляют документов, записей, заметок;
  9. 2) возникновение определенных барьеров на пути устных коммуникаций, которые приведут к неточностям, ошибкам, непониманию.
  10. Барьеры:
  11. – восприятие,
  12. – стереотипы,
  13. – неумение слушать,
  14. – семантические барьеры
  15. – невербальные преграды.

Восприятие – это процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий человеку понимание реальности и ориентацию в ситуации. Восприятие влияет на ожидания людей.

Стереотипы – это устойчивые мнения по поводу людей и ситуаций, позволяющие судить о них по ассоциации. Пристрастием к стереотипам может страдать как отправитель информации, так и ее получатель, поэтому при осуществлении коммуникаций необходимо удостовериться в реальном понимании партнерами сути проблемы.

  • Неумение слушать является серьезным барьером на этапе принятия сообщения.
  • В управленческой литературе приводятся некоторые советы по эффективному слушанию:
  • 1) перестаньте говорить, не перебивайте говорящего;
  • 2) создайте говорящему непринужденную атмосферу, находите интересные темы;
  • 3) покажите говорящему, что вы готовы слушать;
  • 4) будьте терпеливы, отзывчивы;
  • 5) задавайте вопросы, поддерживайте в собеседнике интерес;
  • 6) не допускайте споров и критики, оценивайте суть, а не слова.

Семантические барьеры связаны с разным значением одних и тех же слов, предложений. Это особенно касается резюме, технических и узкопрофессиональных терминов. Поэтому менеджеру надо добиваться понимания того смысла, который он вкладывает в слова. Например, слово «организация» означает и предприятие, учреждение, и процесс их проектирования.

Невербальные преграды вызваны неверным использованием в коммуникации любых символов, кроме слов. Такими символами являются: жесты, выражение лица, движения глаз, прикосновения, позы, интонация, дистанционная близость в общении и др. Зачастую невербальная передача происходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов.

  1. Письменные коммуникации существуют в форме:
  2. – отчета,
  3. – доклада,
  4. – письма,
  5. – докладной записки,
  6. – представления,

– приказа и др., где символом кодирования информации выступает письменное слово.

  • Преимущества:
  • 1) большая точность и тщательность при формулировании сообщений;
  • 2) возможность хранения информации.
  • Недостатки в том, что они:
  • 1) требуют больше времени на сбор, обдумывание и формулирование сообщений;
  • 2) препятствуют установлению обратной связи и обмену информацией.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s27952t3.html

Социология организаций

Коммуникации–это обмен информацией,на основе которого руководительполучает информацию, необходимую для принятия эффективных решений и доводит принятые решения до работников организации. Если коммуникации налажены плохо, решения могут оказываться ошибочными, люди могут неверно понимать, чего хочет от них руководство, в том числе, от этого могут страдать межличностные отношения.

Термин «коммуникация» происходит от латинского «communis», означающего «общее»: передающий информацию пытается установить «общность» с получающим информацию. Отсюда коммуникация может быть определена как передача не просто информации, а значения или смысла с помощью символов.

Эффективная межличностная коммуникация в силу ряда причин очень важна для успеха в управлении. Во-первых, решение многих управленческих задач строится на непосредственном взаимодействии людей (начальник с подчиненным, подчиненные друг с другом) в рамках различных событий.

Во-вторых, межличностная коммуникация, возможно, является лучшим способом обсуждения и решения вопросов, характеризующихся неопределенностью и двусмысленностью. Менеджеры затрачивают на коммуникации 50 – 90% своего времени.

Это может показаться невероятным, но, если учесть, что менеджеру приходится общаться, исполняя роли межличностного общения, информационные роли и роли, связанные с принятием решений, а также для выполнения всех управленческих функций, все становится на свои места.

Именно потому, что коммуникации являются неотъемлемой частью всех основных видов деятельности менеджера, их называют связующим процессом.

Коммуникации в организациях отражают различные виды интересов, определяющих результаты деятельности человека, и подразделяются на 2 большие группы: внешние и внутренние.

Внешние коммуникации – коммуникации между организацией и внешней средой. Факторы внешней среды очень сильно влияют на деятельность организации.

Организации пользуются разнообразными средствами для коммуникаций с составляющими своего внешнего окружения.

С имеющимися и потенциальными потребителями они сообщаются с помощью рекламы и других программ продвижения товаров на рынок.

В сфере отношений с общественностью первостепенное внимание уделяется созданию определенного образа, имиджа организации на местном, общенациональном или международном уровне.

Внутренние коммуникации – коммуникации внутри организации между различными уровнями и подразделениями. Они могут быть формальными и неформальными.

Рассмотрим основные виды внутренних коммуникаций.

1)     Коммуникации между уровнями.

Между организационными уровнями информация перемещается путем вертикальных коммуникаций. Они могут быть нисходящими — когда информация передается с высшего уровня на низший, например, когда подчиненных информируют о приоритетах, заданиях, рекомендуемых процедурах и т.д.

Кроме нисходящих коммуникаций, организации необходимы восходящие. Качество восходящих коммуникаций сильно влияет на производительность компании. Кроме вертикальных, организациям нужны горизонтальные коммуникации.

Организация состоит из множества подразделений, для координации задач и действий которых необходимы коммуникации.

Чтобы добиться движения организации в желательном направлении, менеджеры должны обеспечить совместную деятельность всех ее частей.

Горизонтальные коммуникации полезны еще и тем, что они стимулируют формирование взаимоотношений на одном и том же организационном уровне, которые являются важным элементом удовлетворенности людей своей работой.

3)     Коммуникации между менеджером и подчиненными.

Возможно, самым явным элементом коммуникаций в организации является общение между менеджерами и их подчиненными. Хотя они относятся к вертикальным коммуникациям, о которых уже было сказано, рассмотрим их отдельно, поскольку они составляют львиную долю управленческих коммуникаций (как показали исследования, две трети).

Форм таких коммуникаций существует очень много: разъяснение задачи, объяснение приоритетов и ожиданий; привлечение работника к решению задач отдела; обсуждение проблем эффективности; совершенствование и развитие подчиненных; сбор информации о потенциальных или реальных проблемах; оповещение людей о предстоящих изменениях, ознакомление с идеями подчиненных и т.д.

4)     Коммуникации между менеджером и рабочей группой.

Кроме коммуникаций между менеджером и подчиненным, в организации существуют также коммуникации между менеджером и его рабочей группой, нацеленные на повышение ее эффективности.

Поскольку в этом процессе участвуют все члены группы, каждый имеет возможность поделиться мыслями о новых задачах и приоритетах отдела, о том, как работать сообща, о предстоящих изменениях и их возможных последствиях для данной группы и других подразделений, о проблемах и достижениях и о новаторских идеях.

  • Выделяют различные способы коммуникации:
  • —                   разговорный (устный, вербальный);
  • —                   письменный (письма, распоряжения, статьи, объявления);
  • —                   невербальный (тон речи, пауза, акцентирование внимания, телодвижения).

Вербальная коммуникацияиспользует в качестве знаковой системычеловеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающих два принципа: лексический и синтаксический.

Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.

Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса.

Обмен информацией возможен не только посредством речи, но и посредством других знаковых систем, которые в своей совокупности составляют средства невербальной коммуникации.

Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

Источник: https://moodle.kstu.ru/mod/book/view.php?id=40008&chapterid=9389

Барьеры в межличностных и организационных коммуникациях и пути их преодоления

В процессе управленческой деятельности широко используются межличностные коммуникации. Это такой тип коммуникационного воздействия, при котором в роли как отправителя так и получателя выступают отдельные индивиды. Для него характерен непосредственный контакт между субъектами общения.

В процессе межличностной коммуникации важно уметь преодолевать возникающие здесь преграды.

Преграды, обусловленные восприятием. Люди реагируют не на то, что происходит, а на то, что воспринимается как происходящее.

Одна из преград, связанных восприятием возникает из-за конфликта между основаниями суждений, убеждениями отправителя и получателя. Люди могут интерпретировать одну и ту же информацию по-разному в зависимости от накопленного опыта.

Читайте также:  Трудности семейного воспитания - справочник студента

Например, события сентября-октября 1993года в России одни воспринимают как государственный переворот, а другие как подавление мятежа.

Расхождения в основаниях суждений может становиться причиной избирательного восприятия информации в зависимости от круга интересов, потребностей, эмоционального состояния и внешнего окружения людей. Во многих случаях люди воспринимают только часть сообщения полученного ими.

Семантические барьеры. Семантика изучает способ использования слов и значения, передаваемые словами. Поскольку слова могут иметь разные значения для разных людей, то сообщение сформулированное одним человеком, необязательно будет интерпретировано и понято таким же образом получателем информации. Например, в толковом словаре русского языка С. Ожегова слово «А» имеет шесть толкований.

Невербальные прерады. В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Примерами невербальной коммуникации могут быть обмен взглядами, выражение лица, улыбка и выражения неодобрения, поднятые с недоуменим брови, живой или остановившийся взгляд и т.д.

Другая разновидность невербальной коммуникации связана с вербальной и проявляется в том, как произносятся слова. Это интонация, модуляция голоса, плавность и другие характеристики речи.

Исследования показывают, что 55% сообщений воспринимается через выражения лица, позы, жесты, 38% — через интонации и модуляции голоса и всего 7% остается собственно словами в личном разговоре[100].

Следовательно, во многих случаях то, как мы говорим, важнее того, что мы говорим.

Неумение слушать. Исследования показывают, что многие менеджеры, по сути дела, слушают и воспринимают лишь четверть сообщений. И это не удивительно, ведь в системе образования учат чтению, письму, умению обращаться с числами, но почти не обучают умению слушать. Заметим также, что мало воспринимать факты – нужно прислушиваться к чувствам людей.

Плохая обратная связь. Обратная связь важна, поскольку дает возможность установить, действительно ли сообщение, принятое получателем, истолковано в изначально придававшемся ему смысле. -задавать вопросы;

  • -оценивать язык поз, жестов и интонаций человека;
  • -проводить относительно подчиненных «политику открытых дверей», означающей, что вы готовы в определенное время обсудить с ними любые их вопросы и подкрепить свои слова действиями.
  • Способы совершенствование искусства общения:
  • -умейте слушать;
  • -проясняйте свои идеи перед началом их передачи;
  • -проявляйте внимание к чувствам других людей, будьте готовы «влезть в их шкуру»;
  • -следите за языком собственных поз, жестов, интонаций;
  • -добывайтесь установления обратной связи: а)задавайте вопросы; б)оценивайте язык поз, жестов и интонаций человека; в) контролируйте первые результаты работы; г) проводите относительно подчиненных «политику открытых дверей», означающей, что вы готовы в определенное время обсудить с ними любые их вопросы и подкрепить свои слова действиями;

Руководитель должен иметь четкое представление о преградах на пути обмена информацией в организации и методах совершенствования такого обмена.

К числу преград в организационных коммуникациях можно отнести следующие:

-искажение сообщений.

Такое искажение может быть обусловлено рядом причин: а) сообщения могут искажаться непреднамеренн в силу затруднений в межличностных контактах; б) из-за несогласия с сообщением руководитель модифицирует сообщение так, чтобы изменение смысла происходило в его интересах; в) в результате фильтрации, что делается для того, чтобы с одного уровня управления на другой уровень шли только те сообщения, которые его касаются. На каждом уровне управления отфильтровывается 30-50% информации; г) в силу разных статусов уровней организации. Нередко нижние уровни управления стараются снабжать высшие инстанции только положительной информацией, так как хотят получить одобрение от руководителя, опасаются быть наказаными;

-информационные перегрузки. Руководитель часто не в состоянии эффективно реагировать на всю информацию. Он вынужден отсеивать менее важную информацию, оставлять только ту, которая кажется ему наиболее важной. Однако при этой фильтрации он иногда допускает ошибки.

-неудовлетворительная структура организации. В организациях с многочисленными уровнями управления растет вероятность информационных искажений, поскольку каждый последующий уровень управления может корректировать и отфильтровывать информацию.

  1. Пути совершенствования коммуникаций в организациях:
  2. -регулирование информационных потоков. Для этого руководитель должен: а) представлять потребности в информации собственные, своих начальников, коллег и подчиненных; б) научиться оценивать качественную и количественную стороны своих информационных потребностей, а также других потребителей информации в организации;
  3. -организация периодических встреч со своими подчиненными разных уровней;
  4. -улучшение системы обратной связи;
  5. -реализация системы сбора предложений по совершенствованию любого аспекта деятельности организации (например, в виде ящиков или создания специальных групп руководителей и рядовых работников);
  6. -издание информационных бюллетеней, которые содержат информацию для всех работников и где могут печататься статьи с обзором предложений по поводу управления, новых видов продукции или услуг, ответы руководства на вопросы рядовых сотрудников;
  7. -развитие современных информационных технологий (локальные сети, Интернет, электронная почта, видеоконференции).

Источник: https://megaobuchalka.ru/10/16048.html

Барьеры межличностного общения

В тот момент, когда мы сами или наш партнер начинаем разговор, у нас принципиально существует возможность выбора стиля поведения из множества вариантов. Одни варианты способствуют нашему взаимопониманию, другие — его затрудняют. В зависимости от нашего выбора, мы можем понять партнера и помочь ему понять нас или же затруднить наше взаимопонимание.

Очень сильно от нашего выбора зависят и чувства, которые возникнут между нами, и желание встречаться и разговаривать в будущем.

Многие психологи (и в первую очередь — Томас Гордон) специально анализировали те способы ведения разговора, которые мешают людям понять друг друга, ухудшают их взаимоотношения, вызывают злость, протест и раздражение.

Такие способы поведения принято называть «барьерами общения». Далее мы подробнее поговорим об этих барьерах и о последствиях их использования.

В самом общем виде Томас Гордон попытался выявить и классифицировать такие действия, которые уже в самом начале разговора приводят к его прекращению.

Прекращению не в физическом, а в психологическом смысле: партнеры перестают слушать и понимать друг друга, совершенно перестают интересоваться смыслом разговора и реагируют только на то, что лежит на поверхности.

Я назову здесь лишь некоторые, наиболее часто встречающиеся и привычные, «барьеры общения» и проиллюстрирую их короткими примерами.

  • Негативные оценки и ярлыки (оскорбления)
  • Ты несешь абсолютную чушь!
  • Так обращаться со мной нельзя!
  • Это неверно!

В определенных ситуациях от нас, конечно, ждут оценки (например, когда я принимаю экзамен). Но это случается довольно редко — в большинстве же случаев партнера интересует не наша оценка, а его собственные чувства, желания и впечатления, его собственный внутренний мир.

Все люди разные, поэтому наша оценка (какой бы верной она ни была) едва ли совпадет с точкой зрения партнера.

Партнер среагирует на сам факт оценки, и, скорее всего, станет оспаривать либо саму оценку, либо ваше право ее высказывать в том же самом — оценочном — стиле:

Да ты и сам(а) небольшого ума. Ты меня сама к этому провоцируешь. Не твоего ума дело — пойди поучись!

  1. Последняя фраза принадлежит уже к следующему типу барьеров — к советам.
  2. Советы
  3. Я бы тебе не советовал так со мной обращаться.
  4. Мой тебе совет — прекрати сейчас же!
  5. Не советую тебе меня злить.

Если нас попросили о совете — совет следует дать. Но в других случаях советы всегда воспринимаются очень и очень настороженно и часто вызывают у партнера чувство протеста.

  • Отстань ты от меня со своими советами! (приказ)
  • Кто ты такой, чтобы мне советы давать? (вопрос)
  • Вот нам встретился и еще один, на первый взгляд, абсолютно безобидный, барьер общения:
  • Вопросы (на которые не нужно или невозможно отвечать)
  • Что ты здесь делаешь?
  • Где тебя носило до двух ночи?
  • Кто ты такой вообще?
  • Как ты смеешь?
  • Ты в своем уме?
  • О чем ты сейчас думаешь, когда я с тобой разговариваю?

Любой вопрос предполагает ответ — но эти вопросы ответа не требуют. Предполагается, что партнер сам поймет, как вы злы, обижены, расстроены, как вы волновались. Но он-то как раз в этой ситуации вряд ли будет стремиться угадать ваши чувства. Он сам начнет задавать вопросы, не ожидая никакого ответа на них.

  1. А твое какое дело?
  2. А почему тебя это волнует?
  3. Ты меня обидеть хочешь?

Партнер выйдет из себя и попробует прекратить неприятный ему разговор. Очень вероятно использование категорических требований, то есть приказов.

Приказы

Прекрати меня злить! Замолчи сейчас же! Иди в свою комнату! Сейчас же прекрати плакать!

Приказы отдает начальство в армии и на производстве. В семье и между близкими людьми предполагается равенство и взаимное уважение.

Приказ — это всегда насилие в той или иной мере, поскольку желания двух людей полностью совпадают очень и очень редко.

Приказ (даже если он абсолютно оправдан и справедлив) всегда вызывает чувство протеста и желание его оспорить. А кто тебя злит? Сама умолкни! Не пойду, хоть режь меня! Ты меня совсем убить хочешь?

  • Часто в такого рода разговорах люди теряют над собой контроль и начинают делать предположения, которые имеют отдаленное отношение к реальности, приписывают другим причины и намерения, которых на самом деле нет.
  • Ложные аргументации
  • Всем нам свойственно приписывать свои опасения другим людям. Например, кто-либо хочет попросить шефа повысить ему зарплату или предоставить пару дней отпуска за свой счет, боится сам, что шеф откажет, и именно это опасение приписывает шефу:
  • Вы никогда ни в чем не идете мне навстречу!
  • С вами просто невозможно разговаривать на серьезные темы!
  • Люди для вас ничего не значат!
  • Ты меня не сможешь убедить в своей правоте — даже не пытайся!

От обычных оценок ложные аргументации отличаются тем, что в них концентрируются опасения конкретного человека, но эти опасения часто безо всяких к тому оснований приписываются другому.

Партнер оказывается в очень сложном положении: оспаривать ложные аргументации — значит лишь еще больше дразнить другого, соглашаться же с абсурдом тоже не резон.

Некоторые из ложных аргументаций превращаются в своего рода языковые штампы, но от этого их деструктивное влияние не уменьшается:

  1. Ты меня в могилу свести хочешь!
  2. Ты это делаешь специально, чтобы меня позлить!
  3. Ты только о том и думаешь, как бы меня посильнее задеть!
  4. Страх и агрессия, которые тесно переплетаются в такого рода высказываниях, очень сильно мешают открытой и честной коммуникации и часто являются следствием еще одной коммуникативной ошибки, мешающей человеку стать уверенным.
  5. Обобщения, глобальные выводы из единичных случаев

Страх или другие сильные эмоции заставляют человека делать поспешные выводы. Не имея времени для множественных экспериментов, мы делаем поспешные выводы, которые едва ли будут надежными. Например:

  • Ты ни разу в жизни ничего для меня не сделал(а)!
  • Уборкой в нашем доме занимаюсь только я!
  • Ничего хорошего в жизни я от тебя не видела!
  • За всю нашу совместную жизнь ты ни разу даже гвоздя в стену не забил без уговоров!
  • Такие обобщения едва ли будут верными, да к тому же партнер легко вспомнит, как он месяца три назад протер пыль или вбил гвоздь исключительно по собственной инициативе. Он вспомнит этот факт, и сам начнет приписывать нам свои опасения:
  • Ты меня никогда не слушаешь!
  • Тебя ни в чем невозможно убедить!
  • Склонность распространять единичные факты на всю вселенную тоже часто становится барьером открытой и честной коммуникации. Однажды столкнувшись с отказом, мы опасаемся отказов впредь и на этом основании приписываем другому качества, которыми он, возможно, совсем не обладает:
  • Он никогда ни в чем не уступит!
  • Ни один мужчина мной не может заинтересоваться…
  • Ирония, язвительность
Читайте также:  Виды образовательных учреждений - справочник студента

Шутки и подтрунивания друг над другом хороши до тех пор, пока они доставляют удовольствие обоим партнерам по общению. Здесь легко можно потерять меру и перейти ту грань, за которой любые, даже самые безобидные в другой ситуации, слова начинают обижать и злить партнера.

Эта грань индивидуальна, очень зависит от ситуации,  отношений между партнерами, от контекста разговора.

Вполне нейтральные фразы, такие, как: Ну ты у меня и герой! Ты просто писаная красавица! На тебя теперь бея школа с восхищением смотрит! в иной ситуации могут вызвать довольно сильные (негативные) реакции партнера.

На эти и другие формы затрудненного общения люди обычно реагируют весьма эмоционально, причем эмоции чаще всего имеют негативный характер. Рост агрессивности, конечно, будет препятствовать формированию уверенности в себе, и барьеры общения в этом случае становятся препятствием нашему росту.

Что же в этом случае мы можем сделать? Выход у нас всегда есть, есть даже несколько выходов из ситуации, когда барьеры общения мешают людям достичь ясности в коммуникации, разрушают их взаимоотношения.

Мы можем игнорировать мешающее поведение, как бы перепрыгнуть барьер, мы можем запретить его, мы можем его разрушить.

Причем запрет в этом ряду — самая неэффективная форма поведения, поскольку сами запреты — одна из форм барьеров.

«Что же здесь сложного? — спросите вы. — …Ведь это так просто — взять и сказать, что я чувствую и чего я хочу от партнера. Я ведь всегда так и поступаю».

Сложного ничего нет — отвечу я. Все мы так или иначе говорим о своих чувствах и желаниях. Говорим постоянно — каждый день. Проблема состоит только в том, как, в какой форме мы говорим о чувствах и желаниях.

К сожалению, нормой является именно закрытое, то есть косвенное, непонятное для собеседника, а часто и оскорбительное для него выражение чувств.

Существует несколько простых правил, в соответствии с которыми барьеры общения можно терпеть, игнорировать и разрушать.

  • Не используйте барьеры общения сами! Заменяйте их открытым выражением желаний и чувств.

(Чья проблема?)

  • Говорите о своих чувствах и проблемах, если ваша проблема существенно больше, чем проблема партнера. Игнорируйте барьеры, которые строит партнер.
  • Говорите о чувствах партнера, если его проблема больше, чем ваша собственная. Разрушайте барьеры, которые строит партнер.

(Наша ли это проблема})

  • Если проблема касается ваших с партнером взаимоотношений — говорите о чувствах и отношениях.
  • Если проблема деловая и не связана с вашими взаимоотношениями — говорите о формальной сути проблемы.

Самое эффективное средство разрушения барьеров — отражение чувств партнера.

Источник: Ромек В. Г. «Тренинг уверенности в межличностных отношениях», Санкт-Петербург 2003.

Источник: https://minakov.com.ru/barery-mezhlichnostnogo-obshheniya/

Межличностные барьеры коммуникаций

Основные межличностные коммуникационные барьеры рассмотрены ниже.

Недостаточное понимание руководителями важности коммуникаций.

Это касается руководителей высших уровней, иногда считающих, что информировать работников о положении дел в организации излишне, так как их дело — только беспрекословное выполнение рабочих функций.

Между тем, по данным специальных исследований, руководители, ранжируя 10 важнейших моральных факторов успешной работы, относят осведомленность о состоянии дел в организации на последнее место, тогда как подчиненные приписывают этому фактору второй-третий по значимости ранг.

Неблагоприятный психологический климат в коллективе. Неприязненные, недоброжелательные отношения между работниками часто приводят к излишней подозрительности, неверному восприятию информации, а порой и умышленному ее искажению.

Особенности восприятия информации. Восприятие — процесс получения и обработки информации, заключается в том, что информация, полученная из внешней среды, проходит обработку, приводится в определенный порядок и систематизируется. Восприятие каждым человеком действительности всегда носит субъективный

  • характер. Люди интерпретируют одну и ту
  • Люди интерпретируют одну же информацию по-разному в зависимо-
  • и ту же информацию по-раз- сти от накопленного опыта. Расхождение ному, в зависимости от накоп- между основами суждений может стать ленного опыта причиной избирательного восприятия

информации в зависимости от круга интересов, потребностей, эмоционального состояния и внешнего окружения людей. Человек, используя зрительные, звуковые, осязательные каналы получения информации, воспринимает не всю поступающую к нему информацию, а только ту, которая имеет для него специальное значение.

Из этого следует, что во многих случаях люди воспринимают лишь часть сообщения, полученного ими. В силу избирательности идеи, закодированные отправителем, могут оказаться искаженными и не полностью понятыми.

Информация, вступающая в противоречие с нашим опытом или ранее усвоенными понятиями, зачастую либо полностью отторгается, либо искажается в соответствии с этим опытом или понятиями.

С точки зрения сложностей восприятия отметим следующие причины плохой коммуникации:

  • • стереотипы — упрощенные мнения относительно отдельных людей или ситуации. Результатом влияния стереотипов является отсутствие объективного анализа конкретной ситуации, понимания людей и реальных проблем;
  • • «предвзятые представления» — склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно и непривычно. При этом человек редко признает, что толкование ситуации другим человеком столь же правомерно, как и его собственное;
  • • отсутствие внимания и интереса собеседника. Интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя. Например, с помощью этой информации он может получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий;
  • • пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы и заключения при отсутствии достаточного количества фактов. Семантические барьеры. Семантика изучает способ использования

слов и их значения. Однако слова могут иметь разные значения для разных людей. Поэтому то, что некто намеревается сообщить, необязательно будет интерпретировано и понято таким же образом получателем информации.

Семантические вариации часто становятся причиной неверного понимания, ибо во многих случаях вовсе не очевидно точное значение, приписываемое символу отправителем. Значение символа выявляется через опыт и варьируется в зависимости от контекста, ситуации, в которой он использован.

Поскольку у каждого человека свой опыт и обмен информацией каждый раз происходит в новой ситуации, то никто не может быть абсолютно уверен, что другое лицо припишет то же значение символу, которое ему было придано отправителем.

Семантические барьеры могут создавать особо сильные коммуникативные проблемы для компаний, действующих в многонациональной среде.

Невербальные преграды. Вербальные символы (слова) — обычно основное средство для кодирования идей, предназначенных к передаче, но параллельно с ними используются и невербальные символы — жесты, улыбки, выражение глаз, поза и т.д.

Передача невербальных символов происходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов.

К невербальным преградам можно отнести также культурные различия в поведении людей (например, кивание головой у японцев означает «нет», а во многих других странах — согласие).

Во многих случаях то, как мы говорим, важнее слов, которые мы произносим. Поэтому нужно добиваться, чтобы используемые для передачи невербальные символы соответствовали сообщаемой идее.

Плохая обратная связь. Некоторые сообщения не требуют обратной связи, однако для повышения эффективности обмена информацией этот процесс должен быть двусторонне направленным.

Обратная связь важна, поскольку дает возможность установить, действительно ли сообщение, принятое получателем, истолковано в том смысле, который был в него заложен изначально.

Преградой на пути эффективных коммуникаций может быть как плохо налаженная обратная связь, так и полное ее отсутствие.

Источник: https://studref.com/440622/menedzhment/mezhlichnostnye_barery_kommunikatsiy

Межличностные коммуникации. Общаяхар-ка, барьеры, пути их предоления

В межличностных коммуникациях главным является передача информации от одного лица к другому.Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений, так как их важнейшая специфическая черта — эмоциональная основа.

Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического климата группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.

Трудности в осуществлении межличностных коммуникаций

Из всех видов коммуникаций межличностные сталкиваются с самым большим количеством барьеров, препятствующих эффективному восприятию информации получателем. Выделяют три типа барьеров: личностные, физические и семантические.

Личностные барьеры — это коммуникативные помехи, порождаемые человеческими эмоциями, системами ценностей, неумением слушать собеседника, различия в образовании, поле, расе, социально-экономическом статусе, потребностях, интересах, накопленном опыте, психологическая несовместимость лиц, участвующих в коммуникации.

Физические барьеры представляют собой коммуникативные помехи, возникающие в материальной среде коммуникаций. Окружающая обстановка, шумы, невербальные средства коммуникаций способны препятствовать или, наоборот, содействовать восприятию, пониманию и усвоению передаваемой информации.

Исследование коммуникаций в пространстве называют проксемикой(взаимодействие человека и окружающей физической среды). Установление межличностной дистанции влияет на результат коммуникации. Так, публичное расстояние превышает 3,5 м, социальная дистанция — 1—3,5 м, личностная дистанция — до 1 м, интимная дистанция — до 50 см.

Семантические барьеры означают различные значения, приписываемые разными людьми одним и тем же символам. Символы многозначны, и при выборе одного из них может возникнуть непонимание. Используемые в коммуникациях ограничения сужают возможность интерпретации и понимания сообщений и привносят субъективность в толкование и оценку информации.

способы преодоления межличностных коммуникационных барьеров:

Ø Проясняйте свои идеи перед началом их передачи.

Ø Будьте восприимчивы к потенциальным семантическим проблемам. Употребляйте точные слова.

  • Ø Следите за языком собственных поз, жестов и интонациями.
  • Ø Излучайте эмпатию и открытость.
  • Ø Добивайтесь установления обратной связи — задавайте вопросы.

Внутриорганизационные коммуникации. Препятствия и пути оптимизации.

  1. Существуют
  2. Ø коммуникации между организацией и внешней средой и
  3. Ø коммуникации внутри организации.
  4. Существует несколько видов коммуникаций внутри организации

Ø Межуровневые коммуникации — перемещение информации в рамках вертикальной коммуникации. Могут происходить по нисходящей (сообщение подчиненным уровням о принятом управленческом решении), по восходящей (отчеты, предложения, объяснительные записки).

Ø Коммуникации между различными отделами, или горизонтальные коммуникации. Организация состоит из множества подразделений, поэтому обмен информацией между ними нужен для координации задач и действий. Руководство должно добиваться, чтобы подразделения работали совместно, продвигая организацию в нужном направлении.

Читайте также:  Классификация магнетиков: диамагнетики, парамагнетики и ферромагнетики - справочник студента

Ø Коммуникации «руководитель — подчиненный». Связаны с прояснением задач, приоритетов и ожидаемых результатов; обеспечением вовлеченности отдела в решение задач; обсуждением проблем эффективности работы; оповещением подчиненного о грядущем изменении; получением сведений об идеях, усовершенствованиях и предложениях подчиненных.

Ø Коммуникации между руководителем и рабочей группой. Позволяют руководителю повысить эффективность действий группы.

Ø Неформальные коммуникации — это канал распространения слухов. Так как по каналам слухов информация передается много быстрее, чем по каналам формального сообщения, руководители пользуются первыми для запланированной утечки и распространения определенной информации типа «между нами».

Ø организационные коммуникационные барьеры:

1 Искажение сообщений, 2 Информационные перегрузки.3 Неудовлетворительная структура организации. Способы решения организационных коммуникационных барьеров

1 Регулирование информационных потоков. Это значит, что потребность в количестве и качестве информации должна быть ясна и оговорена заранее.

2 Управленческие действия. Руководитель может практиковать:

короткие встречи с одними или несколькими подчиненными для обсуждения грядущих перемен, новых приоритетов и т.д.;

осуществление контроля хода работ по плану, графику и т.д.;

  • требование отчетов по результатам такого контроля;
  • а также дополнительные действия руководителя.
  • 3 Системы обратной связи. Для того, чтобы наладить систему обратной связи, нужно осуществлять:
  • перемещение сотрудников из одной части организации другую с целью обсуждения определенных вопросов, касающихся непосредственно их деятельности;
  • опрос (анкетный, произвольный) работников.

4 Система сбора предложений. Примером организации подобной системы может послужить программа «Говори свободно», организованная в 1982 году компанией «Леви Страусс» — гигантом швейной промышленности.

«Говори свободно» — программа конфиденциальной двусторонней письменной связи.

Еще один подход основан на кружках качества, а также группах неуправленческих работников, которые еженедельно собираются для обсуждения предложений по усовершенствованиям, а также возможных или существующих проблем, отражающихся на работе.

5 Современные информационные технологии. Последние достижения в области информационной технологии могут способствовать совершенствованию обмена информацией в организациях. К ним относятся: e-mail, ICQ и другие подобные им программы, позволяющие минимизировать телефонные разговоры, и общение с посредниками.

Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 219;

Источник: https://studopedia.net/4_58132_mezhlichnostnie-kommunikatsii-obshchayahar-ka-bareri-puti-ih-predoleniya.html

Межличностные коммуникации: характер, барьеры

Межличностная коммуникация – это процесс обмена сообщениями и их интерпретация двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом.

Основой для теоретического обоснования межличностной коммуникации является теория речевой деятельности, поскольку вербальные средства общения играют главную роль в процессе межличностного взаимодействия. В процессе осуществления межличностной коммуникации важно уметь разгадать мотив собеседника, особенно если смысл его высказываний неясен.

Межличностная коммуникация может способствовать изменению мнений, социальных установок индивидов, участвующих в обмене информацией.

Социальным основанием мотивов являются общественные отношения. Мотивационная основа межличностной коммуникации может быть изучена на основе разработанных мотивационных теорий. Их можно разделить на мотивационные теории равновесия и мотивационные теории удовлетворения потребностей.

Анализ межличностной коммуникации предполагает изучение того, при каких условиях и с помощью каких средств представления, идеи, знания, настроения, т. е.

субъективный опыт одного субъекта может быть сообщен другому и более или менее точно истолкован им.

Таким образом, необходимо выявить и описать различные предпосылки и условия успешной (или, напротив, неуспешной, затрудненной) коммуникации.

Межличностная коммуникация может быть успешной, эффективной, если цели, поставленные коммуникаторами, достигаются в наибольшей степени. Безусловно, достижению такой коммуникации способствует коммуникативная компетентность коммуникаторов.

Общее понятие и особенности коммуникативной компетентности специалиста нами уже были рассмотрены в первой лекции. В данной теме необходимо конкретизировать исходное понятие применительно к межличностной коммуникации.

Коммуникативная компетентность в процессе межличностной коммуникации проявляется в следующем:

  • · Способность прогнозировать коммуникативную ситуацию, ориентироваться в ней;
  • · Умение найти адекватную теме общения коммуникативную структуру и реализовать коммуникативный замысел;
  • · Способность анализировать свой собственный психологический потенциал и потенциал своего партнера;
  • · Навыки самонастройки, саморегуляции в общении, включая умение преодолевать психологические барьеры в общении, снимать излишнее напряжение, эмоционально настраиваться на ситуацию, распределять свои усилия в общении.

Все процессы коммуникации происходят в определенном контексте.

Переменными, формирующими определенный контекст коммуникации, могут быть место и время встречи, намерения или цели участников общения, наличие или отсутствие посторонних лиц, групповые нормы и т. д.

Наша интерпретация чьих-то слов или действий в огромной степени определяется характеристиками социальной ситуации, в которой происходит межличностная коммуникация.

  1. Важными характеристиками ситуации, воздействующими на поведение людей являются: знакомая — незнакомая; формальная — неформальная; ориентированная на выполнение дела — ориентированная на общение; поверхностная – глубокая (интимная) включенность. В соответствии с этими характеристиками можно выделить следующие типы ситуаций:
  2. · Официальные события;
  3. · Личностное взаимодействие с близкими друзьями или родственниками;
  4. · Случайные эпизодические встречи со знакомыми;
  5. · Формальные контакты в магазинах и на работе;
  6. · Ассиметричные взаимодействия, связанные с социальными умениями ( например, обучение, руководство, интервьюирование);
  7. · Конфликт и переговоры;
  8. · Групповая дискуссия.
  9. Еще одна классификация социальных ситуаций различает три уровня общения в зависимости от степени личностной вовлеченности участников в преобразовании отношений: социально-ролевой; деловой; интимно-личностный.

Каждый уровень общения предполагает соответствующие модели поведения, способы взаимодействия. Важнейшим условием межличностной коммуникации является способность индивида выделять такие стандартные, типичные социальные ситуации и знать как себя вести в них.

Люди, как правило, обладают необходимыми знаниями, которые позволяют им понять поведение друг друга, согласовать свои цели и действия, найти общий язык, договориться. Это в большей степени относится к типичным ситуациям.

Однако и среди них следует выделить так называемые трудные или стрессовые: ситуации неодобрения или критики со стороны других; ситуации публичного выступления и социальной активности; ситуации конфронтации и выражения недовольства; ситуации сексуального контакта; ситуации интимности и теплоты.

Отнесение той или иной ситуации к трудной стрессовой обуславливается не только объективными параметрами самой ситуации, но и субъективным состоянием участников коммуникации, т.е. как индивид воспринимает такую ситуацию. В связи с этим важным аспектом анализа межличностной коммуникации является восприятие, как процесс отбора, организации и интерпретации чувственных данных.

в руководстве людьми большая часть времени руководителя расходуется на межличностные коммуникации. Существует ряд факторов, снижающих эффективность общения, которые получили название «барьеры межличностных коммуникаций». К ним относятся:

  • барьеры восприятия;
  • семантические барьеры;
  • невербальные барьеры;
  • барьеры, возникающие при плохом слушании;
  • барьеры, возникающие при некачественной обратной связи.

1. Барьер восприятия.

Люди реагируют не на события, которые действительно происходят, а на то, что воспринимается как происходящее. Это связано с тем, что имеет место избирательность источников информации, избирательное внимание, искажение, запоминание. Возникают так называемые барьеры восприятия. Это:

первое впечатление (внешность, речь, манера поведения и т. п.);

  1. предубеждение в отношении себя и других (недооценка или переоценка);
  2. стереотипы;
  3. эффект проекций. Человек склонен приписывать собеседнику те положительные или отрицательные черты, которые имеет сам, но которыми вряд ли обладает собеседник;

эффект порядка. При общении с незнакомыми людьми больше доверяют и запоминают информацию, поступающую первой (вначале беседы), при общении с друзьями — информацию, поступающую последней.

2. Семантический барьер.

Семантический барьер возникает при вербальной форме общения (устной и письменной речи). Этот язык выработан человеком при общественно-социальном развитии.

Семантика — наука, изучающая способ использования слов и значений, передаваемых словами.

Семантические вариации часто становятся причиной неверного понимания. Значение используемых при общении символов выявляется через опыт и варьируется в зависимости от контекста. Это касается как отдельных слов (особенно иностранного происхождения или характеризующих личность, например порядочность), так и словосочетаний («как можно скорее», «как только представится возможность»).

3. Невербальные барьеры.

Невербальная форма общения — это общение с помощью языка, предоставленного человеку природой и запечатленного в жестах, интонации, мимике, позах, экспрессии движений и т. п.

Невербальные коммуникации в большинстве случаев имеют бессознательную основу и свидетельствуют о действительных эмоциях участников коммуникаций.

Ею трудно манипулировать и трудно скрывать в любой межличностной коммуникации.

Некоторые источники утверждают, что вербальные коммуникации составляют 7% информации, звуки и интонация — 38%, жесты, пантомима — 55%.

К невербальным барьерам коммуникаций относят:

визуальные барьеры (особенности телосложения, походка, движение рук, ног и т. д., поза и смена поз, визуальный контакт, кожные реакции, психологическая дистанция);

  • акустические барьеры (интонация, тембр, темп, громкость, высота звука, речевые паузы и др.);
  • тактильная чувствительность (рукопожатия, похлопывания, поцелуи и др.);
  • ольфакторные барьеры (запахи).

4. Плохое слушание (неумение слушать).

Эффективная коммуникация возможна, когда человек

одинаково точен, отправляя и принимая информацию. Эффективное слушание является важнейшим качеством хорошо работающего менеджера. Мало воспринимать факты, нужно прислушиваться к чувствам подчиненного. Правила эффективного слушания:

  1. перестаньте говорить, невозможно слушать разговаривая;
  2. помогите говорящему раскрепоститься;
  3. покажите готовность слушать;
  4. устраните раздражающие моменты;
  5. сопереживайте говорящему;
  6. сдерживайте свой характер, рассерженный человек придает неверный смысл словам;
  7. не допускайте спора или критики;
  8. не перебивайте;
  9. задавайте вопросы.

5. Некачественная обратная связь.

Это реакция на ту или иную информацию.

Ограничителем эффективности межличностного общения может быть отсутствие обратной связи. Обратная связь важна, поскольку дает возможность установить адекватность (правильность) восприятия вашего сообщения.

  • В дополнение к межличностным контактам руководитель должен пользоваться информацией, циркулирующей на предприятии и вне ее.
  • Организационные коммуникации также оказывают сильное влияние на эффективность управления. Им присущи такие барьеры, как
  • искажение сообщений при движении нисходящей и восходящей информации; чем больше иерархических уровней, тем больше искажающих «фильтров», роль которых играют как менеджеры разных уровней, так и подчиненные (например, детская игра в испорченный телефон);
  • информационные перегрузки, которые не позволяют руководителям своевременно и адекватно реагировать на поступающую информацию;
  • отсутствие связей между подразделениями, которые либо формально, либо фактически не предусмотрены конкретной схемой организационной структуры.

64. Коммуникационное значение информации, ее свойства. Содержание и требования, предъявляемые к информации.

Под информацией в общем виде понимаются сведения, данные, снимающие неопределенность с какого-либо вопроса, связанного с познанием реального процесса или объекта.

Информационная сущность процессов управления заключается в непрерывном обмене информацией между субъектом и объек­том управления, а также между данной системой и внешней средой (другими системами). Рациональная обработка информации является основой принятия управленческих решений.

В информационных процессах управления следует выделить два содержательных аспекта: во-первых, процесс обмена информации между элементами системы; во-вторых, процесс сбора, обработки, хра­нения и использования информации.

Иными словами, первая инфор­мация — это информационные связи внутри подразделений и служб ор­ганов внутренних дел (по горизонтали и по вертикали); вторая -система сбора, обработки, хранения и использования информации.

Как показывает анализ основных направлений в России и за рубежом, важнейшим из них является переход к интегрированным информационным системам.

Свойства информации:

Источник: https://cyberpedia.su/15×6279.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector