Адаптация в психологии — справочник студента

Проблема социально-психологической адаптации была объектом исследования многих психологов, в том числе Т.А. Паршина, Ф. Б Березин, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, Г. Балл.

       В современном обществе актуальной является проблема социально-психологической адаптации студентов-первокурсников, так как учащемуся среднего специального учебного заведения непросто привыкнуть к новым условиям обучения в СУЗе. Благодаря процессу адаптации достигается оптимальное функционирование всех систем организма и сбалансированности в системе «человек — среда» [1, 2, 3].

       Т.А.

Паршина отмечает, что, процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе «организм-среда» возникают значительные изменения, обеспечивающие формирование нового состояния, позволяющего достигать максимальной эффективности поведенческих реакций и физиологических функций [4]. Главное в адаптации – это то, как приспособлен организм к условиям среды, а также возможности, которые у него имеются для того, чтобы поддерживать функционирование на нужном уровне.

       Ф. Б Березин подчеркивает, что  адаптация как процесс слияния среды и организма направлена на достижение равновесия, что является итогом адаптации. [1].

       Социальная адаптация вызывает противоречивые мнения у разных авторов. Например, Э. Эриксон, говорит об опасности ассимиляции личности, потере идентичности в предельных случаях [7].

С одной стороны, он предполагает адаптацию человека к социуму, а с другой — отчуждение (обособление) человека от социума.

В условиях значительных перемен, которые происходят в настоящее время в нашем обществе, равновесие между отчуждением (обособлением) и адаптацией, предполагающее успешную социализацию, нарушается.

       В настоящее время необычайно актуально возникновение программ психолого-педагогической помощи или программ «сопровождения Психологическое сопровождение может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление [3, 5, 6].

       На основе теоретического анализа проблемы нами было проведено эмпирическое исследование, целью которого послужило изучение  адаптации у студентов, прошедших и не прошедших программу  психологического сопровождения

       Эмпирическое исследование было проведено в 2015-2016 году на базе  Федерального государственного образовательного учреждение среднего профессионального образования «Брянский профессионально-педагогический колледж». В исследовании приняло участие 50 студентов.

       В качестве инструментария было выделено две методики: Многоуровневый личностный опросник “Адаптивность” (МЛО-АМ) А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина; Методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса – Даймонд и Методика «Адаптированность студентов в вузе»;

       Анализ результатов, полученных с помощью методики “Адаптивность” (МЛО-АМ),  позволил нам выявить Личностный адаптивный потенциал у студентов, принимавших и не принимавших участие в программе психологического  сопровождения.

Адаптация в психологии - Справочник студента

Рис. 1. Личностный адаптивный потенциал у студентов, принимавших и не принимавших участие в программе сопровождения

       Данные, отображенные на рисунке 1. указывают на то, что   у большей части студентов,  принимавших участие в программе психологического сопровождения отмечаются высокие  показатели адаптивного потенциала – 92%.

       Испытуемые, не принимавшие участие в программе сопровождения, имеют удовлетворительный уровень личностного адаптационного потенциала (62%).

       На следующем этапе эмпирического исследования нами была проведена методика «Шкала социально — психологической адаптированности» К. Роджерса, Р. Даймонда. Результаты сравнительного анализа студентов социально – психологической адаптации представлены на рис. 2.

Адаптация в психологии - Справочник студента

Рис. 2. Сравнительный анализ социально – психологической адаптации студентов

       Наиболее выраженным показателем, как у студентов, принимавших участие в программе сопровождения (80%), так и не принимавших участие в программе (76%) является показатель «Самопринятие».

Это свидетельствует о том, что обе группы испытуемых обладают высоким уровнем принятия индивидом самого себя.

Безусловное принятие является важным качеством психологически здоровой личности  и адекватной самооценки.

       Следующим этапом исследования было изучение адаптированности студентов в учебных группах. С этой целью нами была проведена  методика «Адаптированность», по результатам которой был осуществлен сравнительный анализ в выборках студентов  принимавших и не принимавших участие в программе. 

Адаптация в психологии - Справочник студента

       Средний показатель адаптированности равняется 12,56, что свидетельствует о том, что данные испытуемые чувствуют себя в группе комфортно. Для студентов, не прошедших программу  психологического сопровождения, средний балл равняется 9,4. Данные студенты испытывают  трудности в общении с однокурсниками.

Средний показатель для студентов, прошедших программу шкалы адаптированность к деятельности равняется 12,28. Данные испытуемые легко осваивают учебные дисциплины, а у  не прошедших программу сопровождения, средний балл по данной шкале равняется 10,72.

Полученные результаты могут  свидетельствовать о том, что у студентов данной выборки возникают трудности в освоении учебных дисциплин и выполнении ими учебных занятий, особенно тех, которые требуют коллективного участия.

       С целью сопоставления результатов, полученных в выборках студентов, прошедших и непрошедших программу психологического сопровождения, нами был осуществлен анализ статистических  различий. Для этого нами был применен  t – критерий Стьюдента. 

Таблица 1

Результаты изучения различий в показателях адаптации у студентов, прошедших и не прошедших программу сопровождения

Значимые различия Прошедшие сопровождение Не прошедшие сопровождение
Адаптивные способности t = 2,583 91,72 78,64
p=0,013
Принятие других t = 2,775 2,84 1,96
p=0,008
Эскапизм t = — 3,100 2,04 3,16
p=0,003
Адаптация к группе t = 3,831
p=0,0003 12,56 9,4

       По результатам изучения различий в показателях адаптации у студентов, прошедших и не прошедших программу психологического сопровождения, выявлено значимое различие по шкале Адаптивные способности (t=2,583, p

Источник: https://e-koncept.ru/2017/770221.htm

Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников

Пономарев П. А., Штильников Д. Е., Пономарева А. П. Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 38-42. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/238/12364/ (дата обращения: 22.03.2020).



В статье рассматривается сущность, стадии социально-психологической адаптации, а также факторы, влияющие на неё. Делается анализ проблем, связанных с социально-психологической адаптацией.

Приводятся данные исследования, позволяющие охарактеризовать специфику адаптационного процесса студентов-первокурсников.

Показывается роль преподавателей в создании условий для оптимального протекания адаптации на начальном этапе обучения.

Ключевые слова: адаптация, развитие, требования, нормы, ценностные ориентации, студенты

Современные высшие учебные заведения призваны давать не только профессиональную подготовку, но и являться культурными центрами, содействующими личностному развитию студентов и их оптимальной адаптации в обществе.

В решении этих задач важную роль играет создание условий для социально-психологической адаптации студентов-первокурсников. Успешная адаптация студента на начальном этапе обучения является важным условием успешной учебно-познавательной деятельности.

Исходя из этого, проблема изучения социально-психологической адаптации студентов-первокурсников является актуальной.

В научной литературе широко рассматриваются вопросы социально-психологической адаптации.

Большинство ученых, рассматривают социально-психологическую адаптацию как диалектический многоуровневый процесс взаимодействия личности и среды, приводящий к правильному соотношению ценностей и целей личности и группы.

Социально-психологическая адаптация рассматривается как процесс взаимодействия личности с социальным окружением посредствам общения в области общественных и межличностных отношений.

Мы разделяем мнение А. А.

Наичаджян, которая под социально-психологической адаптацией понимает процесс взаимодействия индивида и социальной среды, в ходе которого, находясь в различных проблемных ситуациях, возникающих в сфере межличностного взаимодействия, индивид приобретает различные механизмы и нормы социального поведения, установки, черты характера и их комплексы и другие особенности и подструктуры, которые имеют адаптивное значение.

  • Характерными чертами проблемной ситуации являются:
  • 1) ощущение личностью наличия блокады, когда возникает препятствие перед её целенаправленной деятельностью;
  • 2) переживание трудности, которую предстоит преодолеть;
  • 3) временное незнание способов, путей решения задач, выхода из ситуации, способов её преобразования;
  • 4) необходимость принятия какого-либо решения.
  • Следует отметить, что в процессе разрешения проблемной ситуации происходит не только приспособление личности к новым условиям социальной среды, но и активное взаимодействие с ней.

Существуют основные стадии адаптационного процесса. Основой для их выделения служит наблюдение за поведением личности в сфере взаимодействия с членами группы. Выделяют три основные стадии адаптации:

1 стадия — ориентировочная — характеризуется несоответствием между ожиданиями адаптирующейся личности и реальным положением дел в новой социальной микросреде.

2 стадия — истинной адаптации — характеризуется сравнением соответствия выдвигаемых требований и их реализации членами группы.

3 стадия — стабилизации — характеризуется установлением гармоничных отношений между адаптирующейся личностью и социальным окружением. [1, с.331–332,337]

Начиная обучение в высшем учебном заведении молодые люди начинают выполнять требования новой социальной роли- студента — это наиболее значимый период, влияющий на самореализацию личности и профессиональное самоопределение.

В этот период студент знакомится с психологической средой выбранного им учебного заведения, с которой ему предстоит взаимодействовать в дальнейшем. Адаптация к вузовским условиям обучения связана с резким изменением социального статуса личности. Происходит усложнение деятельности и меняется представление об особенностях новой социальной микросреды.

К основным факторам, влияющим на адаптацию студентов относят: информационную и эмоциональную загруженность; адаптацию на бытовом уровне и т. д.

По мнению М. А. Ивановой, эти факторы могут быть сгруппированы следующим образом:

‒ адаптационные трудности на различных уровнях: понятийном, информационном, климатическом, бытовом, коммуникативном и т. д.

‒ психофизиологические трудности, связанные с переустройством личности в условиях начальной адаптации и «вхождением» в новую макро- и микросреду;

‒ учебно-познавательные трудности, связанные с адаптацией к новым требованиям и системе контроля знаний; организацией учебного процесса, освоения навыков самостоятельной работы;

‒ коммуникативные трудности, т. е. с администрацией факультета, с преподавателями и сотрудниками, межличностное общение внутри малой учебной группы, учебного потока, в общежитии, и т. д.;

‒ бытовые трудности, связанные с отсутствием навыков самостоятельности, принятия решений и разрешения проблем. [2, c.8–9]

В любом учебном заведении первокурсники сталкиваются с проблемами, связанными с адаптацией, разрешение которых без помощи педагогов приводит к стрессам, неуспеваемости и ухудшению здоровья. Новая обстановка, самостоятельная организация учебной деятельности и многое другое может привести к образованию психологических проблем, проблем в общении с преподавателями и сокурсниками.

Создание благоприятных условий для протекания адаптационного периода является главной задачей педагогического коллектива высшего учебного заведения.

Читайте также:  Центральные и вписанные углы - справочник студента

В ходе образовательного процесса создаются педагогические условия, которые способствуют выявлению и коррекции негативных проявлений, препятствующих социально-психологической адаптации студентов.

Широкие возможности для оптимизации социально-психологической адаптации студентов представляют привлечение их в систему студенческого самоуправления, в общественную, спортивную, художественную, научно-исследовательскую деятельность.

С целью изучения особенностей адаптации в вузе студентов- первокурсников нами была разработана анкета, которая включала вопросы, направленные на исследование затруднений, связанных с адаптацией. В ИСОиП (ф) ДГТУ было проведено исследование среди студентов Социально-гуманитарного факультета специальность «Юриспруденция».

Опрос показал, что больше половины студентов испытывали затруднения, связанные с адаптацией на начальном этапе обучения. Около 60 % опрошенных отмечают, что затруднения исчезли после первого семестра, почти 10 % испытывают их до сих пор и 30 % данных затруднений не испытывали.

Было выявлено, что 10 % студентов испытывали затруднения в психологическом аспекте адаптации (отношения с преподавателями, одногрупниками и т. д.) 35 % студентов заявили, что испытывали значительные затруднения при адаптации к общественной жизни вуза.

Более 50 % студентов отметили, что затруднялись принимать участие в научной деятельности.

Исследование показало, что уровень адаптивности среди юношей и девушек неодинаков. Почти 75 % юношей отметили, что затруднений по различным аспектам адаптации никогда не испытывали, а почти 60 % девушек указали, что справились с различного рода затруднениями по истечении первого семестра. Исходя из этого можно заключить, что юноши легче адаптировались к новым социальным условиям.

Таким образом, сущность социально-психологической адаптации заключается в принятии ценностных ориентаций, норм, требований, установок новой социальной среды и следование им в своём поведении и жизнедеятельности. [3]

Разрешение проблемных ситуаций происходит в результате выбора и использования индивидуальных способов общения и поведения для достижения состояния адаптированности.

Для успешной адаптации студента необходимым является проявление активной позиции, в процессе приспособления к новым социальным условиям. Студент должен сам выбирать и находить способы достижения той или иной цели, а преподаватель — создавать для этого условия, то есть речь идёт об организации совместной деятельности преподавателей и студентов.

  1. Важно создать положительную атмосферу и условия жизнедеятельности с первых дней пребывания студента- первокурсника в учебном заведении.
  2. Проведенное мною исследование показало, что процесс адаптации достаточно сложен, и его успешность зависит от быстроты и легкости преодоления студентами- первокурсниками затруднений.
  3. Именно на первом курсе формируется стремление молодого человека к учебе, к будущей профессиональной деятельности и активно продолжается «поиск себя».
  4. Литература:
  1. Саблин В. С., Слаква С. П. Психология человека: учебник –М.,2006.-744с.
  2. Иванова М. А. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов к высшей школе России., 2001–353с.
  3. Пономарев П. А., Савченко С. В. Социальная дезадаптация несовершеннолетних в современном обществе // Аллея науки, 2017 № 5 (17) январь. URL:http://www.alley-science.ru/domains_data/files/Journal_January_2016/SSOCIALNAYa %20DEZADAPTACIYa %20NESOVERShENNOLETNIH %20V %20SOVREMENNOM %20OBShESTVE.pdf (дата обращения: 12.03.2017).

Основные термины (генерируются автоматически): социально-психологическая адаптация, адаптация, студент, социальная среда, учебное заведение, начальный этап обучения, затруднение, проблемная ситуация, высшее учебное заведение, социальная микросреда.

социальнопсихологическая адаптация, адаптация, студент, социальная среда, учебное заведение, начальный этап обучения, затруднение, проблемная ситуация, высшее учебное заведение, социальная микросреда.

социальнопсихологическая адаптация, адаптация, студент, социальная среда, учебное заведение, начальный этап обучения, затруднение, проблемная ситуация, высшее учебное заведение, социальная микросреда.

социальнопсихологическая адаптация, адаптация, студент, социальная среда, учебное заведение, начальный этап обучения, затруднение, проблемная ситуация, высшее учебное заведение, социальная микросреда.

социальнопсихологическая адаптация, адаптация, студент, социальная среда, учебное заведение, начальный этап обучения, затруднение, проблемная ситуация, высшее учебное заведение, социальная микросреда.

Поступление в высшее учебное заведение, а также процесс обучения в нем почти всегда связан с включением первокурсников, только вчера окончивших школу, в новую для них культурную и образовательную среду.

социальнопсихологическая адаптация, адаптация, студент, социальная среда, учебное заведение, начальный этап обучения, затруднение, проблемная ситуация, высшее учебное заведение, социальная микросреда.

Ключевые слова: социальная психология, адаптация, социальнопсихологическая адаптация.

В социальной психологии социальнопсихологическая адаптация рассматривается как приспособление человека к социальной среде, взаимодействие с ней…

социальнопсихологическая адаптация, учебная деятельность, студенты.

условие вуза, вуз, учебный процесс, адаптация, социальная среда, психолого-педагогическая адаптация, педагогический аспект

Социальнопсихологическая адаптация иностранных студентов

Статья посвящена обсуждению проблем адаптации студентов первокурсников к условиям обучения профессионального колледжа. В ней отдельно рассматриваются трудности адаптации студентов из сельской местности.

Источник: https://moluch.ru/conf/psy/archive/238/12364/

Социально-психологическая адаптация студентов в условиях вуза

На первых этапах обучения в вузе нередко возникают проблемы, связанные с содержанием и особенностями процесса личностного самоопределения студента.

Помощь в преодолении этих проблем, достижении успешной личностной адаптации может оказать комплексное психологическое сопровождение адаптационного процесса, которое должно осуществляться с опорой на личностный потенциал студента.

В этой связи становится важным изучение личностных особенностей студентов-первокурсников курсов, опосредующих процесс психологической адаптации к вузу, значимым также является психологическая поддержка и сопровождение психологической адаптации личности студента.

В условиях смены образовательных парадигм, новых социально-экономических условий, высшее профессиональное обучение и профессиональная деятельность существенно осложняется, актуализируя внутренние, психологические ресурсы личности.

Предупреждение и преодоление социально-психологической дезадаптации является актуальной проблемой в настоящее время.

Неверная оценка характера и причин затруднений, возникающих у студентов на начальных этапах высшего профессионального образования, предъявляющего высокие требования не только к познавательной сфере студентов, но и к его личности в целом, порождают круг еще более сложных проблем [1, 3, 7, 8].

  • В данной работе мы рассмотрели содержание социально-психологической адаптации, проблемы и вопросы дезадаптации, способы повышения социально-психологической адаптации студентов в условиях ВУЗа.
  • Объект исследования — студенты СОГУ.
  • Предмет исследования — особенности социально-психологической адаптации студентов ВУЗа.
  • Цель — изучение динамики социально-психологической адаптации студентов в условиях ВУЗа.
  • Гипотеза: если в рамках учебно-воспитательного процесса проводить адаптационные тренинги, то это способствует ускорению социально-психологической адаптации студентов.
  • Задачи исследования:
  1. теоретическое изучение содержания, видов, механизмов, стадий и уровней адаптации;
  2. определение признаков и причин дезадаптации;
  3. раскрытие социально-психологических особенностей студенчества как социальной группы;
  4. исследование динамики социально-психологической адаптации учащихся в условиях начального профессионального образования;

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и социально-психологической литературы по проблеме социально-психологической адаптации, опрос, тестирование, методы статистической обработки данных.

Теоретический анализ проблемы социально-психологической адаптации показал, что адаптация предполагает: во-первых, приобретение знаний, умений и навыков, компетентности и мастерства, а, во-вторых, изменение психической организации человека — когнитивных составляющих: сенсорных, перцептивных, мнемических и др.; и личностных процессов: мотивации, целеполагания, эмоций и др. [5, 6].

Это может осуществляться по следующим направлениям:

— изменением окружающей среды путем перестройки ее ожиданий от личности, норм и ценностей в соответствии с личностными, через очеловечивание среды в личностном плане, подчинение ее личности и т.п.

— перестройкой функциональных систем, ценностных ориентаций, интересов человека через приспособление человека к среде, ее ценностям, правилам и т.п.;

  1. — соединением и гармонизацией первых двух путей.
  2. При этом в управлении адаптационными процессами важно учитывать, что параметры физиологических и психологических возможностей человека и возможностей среды, условий и содержании деятельности вполне определенны, не безграничны в плане перемен, перестройки.
  3. Социально-психологическая адаптация личности — это двусторонний процесс взаимодействия, в ходе которого происходят перемены как в личности, в психике человека в целом, так и в среде, в ее нормах, правилах, ценностях, во всех сферах духовной жизни социума и его организации.

В нашем исследовании участвовали студенты 1-го курса психолого-педагогического факультета СОГУ. Экспериментом было охвачено несколько групп студентов, допущены до статистической обработки данные по 60 студентам.

Гипотеза: если в рамках учебно-воспитательного процесса проводить адаптационные тренинги, то это способствует ускорению социально-психологической адаптации студентов.

Экспериментальная часть работы реализовывалась в три этапа:

1 этап. Диагностика особенностей социально-психологической адаптации студентов СОГУ. Данный этап проводился в середине декабря 2016 года.

С целью выявления особенностей социально-психологической адаптации студентов использовались следующие методики:

  1. Методика диагностики самооценки психических состояний Г.Айзенка, позволяющая выявить индексы по шкалам: тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности.
  2. Методика диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда, направленная на выявление таких интегральных показателей, как адаптация, самопринятие, принятие других, эмоциональная комфортность, интернальность, стремление к доминированию [4] .
  3. Методика диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды В.В.Бойко, направленная на изучение параметров активности: эйфорической, рефрактерной, дисфорической, и характера стимулов, формирующих реакцию: положительных, амбивалетных, отрицательных.

2 этап. Психологическое сопровождение студентов с проведением тренингов по социально-психологической адаптации осуществлялось в янвпре-феврале 2017 года.

Помощь в социально-психологической адаптации студентов оказывается в СОГУ в рамках психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса с целью повышения качества обучения и воспитания студентов, разрешения проблемных ситуаций, связанных с особенностями развития личности юношеского возраста, более эффективного проведения учебно-воспитательной работы [2].

Методическое руководство, координацию и контроль работы по психологическому сопровождению учебно-воспитательного процесса в СОГУ осуществляет воспитательный отдел. Специалисты отдела выявляют основные психологические проблемы студентов, прогнозируют их развитие, планируют профилактические и корректирующие мероприятия по их разрешению и вырабатывают рекомендации студентам и их кураторам.

Основными направлениями работы по психологическому сопровождению учебно-воспитательного процесса являются:

  • психологическое просвещение, цель которого — формирование у студентов, родителей и преподавателей общей психологической культуры, знаний и желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья студентов, полноценного их личностного роста; способствование улучшению форм общения преподавателей со студентами в целях создания благоприятного психологического климата;
  • психодиагностика, с целью социально-психолого-педагогического изучения студентов первого курса, определения их индивидуальных особенностей и склонностей, возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, выявлении причин нарушений в развитии, обучении и воспитании, социально-психологической адаптации;
  • психокоррекция и развитие личности, с целью активного воздействия на процесс формирования личности, сохранения ее индивидуальности на основе совместной работы с преподавателями;
  • индивидуальное психологическое и профессиональное консультирование, с целью оказания помощи студентам, педагогам и родителям;
  • психологическая профилактика, с целью разработки рекомендаций преподавателям, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.
  • В работе со студентами первого курса используются следующие формы и методы: лекции, беседы, тестирование, опрос, тренинги, групповые и индивидуальные консультации.
  • Проведение тренингов, которые относятся к методам активного обучения, связано со стремлением преподавателей способствовать повышению социально-психологической адаптации студентов, созданию специальных условий, мотивирующих студентов к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.
  • Цель проведения адаптационного тренинга — ускорение социально-психологической адаптации членов учебной группы, сплочение группы и развитие коммуникативных навыков.
  • Задачи адаптационного тренинга:
  • знакомство и сближение участников группы;
  • формирование ценностных ориентаций и интересов через приспособление студентов к новой среде;
  • формирование норм взаимодействия в группе и преодоление барьеров общения между участниками группы;
  • создание благоприятного эмоционально-психологического климата в группе;
  • формирование навыков межличностного общения и группового взаимодействия.
Читайте также:  Потребности - справочник студента

Важно сформировать у участников тренинга интерес и должную мотивацию. Создание в тренинговой группе гармоничной атмосферы доверия и безопасности, предполагающей позитивный эмоциональный настрой, помогает перейти на откровенное общение.

3 этап. Повторная диагностика студентов проводилась в конце февраля 2017 года.

Эмпирическое исследование позволило выявить уровни социально-психологической адаптации студентов и показать сложность данного процесса.

Выявлены неадаптированные студенты, они испытывают трудности в процессе именно социально-психологической адаптации, причем причины дезадаптации коренятся в личностных особенностях учащихся: повышенной фрустрированности, рефрактерной активности, ригидности, неумению устанавливать взаимоотношения со сверстниками.

Это говорит о том, что эмоциональная система восприятия этих студентов пасует перед разными влияниями — положительными, отрицательными и амбивалентными.

В окружающей действительности она выбирает преимущественно амбивалентные стимулы, обнаруживающие либо положительный, либо негативный смысл, который зависит от установок самой личности, от ее тенденции приписывать вещам, явлениям, людям хорошие или плохие качества. При этом данные студенты «застревают» в личности, остаются в виде переживаний неприятного осадка, размышлений, затаенной грусти, злобы, испытывают эмоциональный дискомфорт, они агрессивны и фрустрируемы в большей степени, чем другие студенты.

Реализация адаптационных тренингов и анализ повторной диагностики полученных результатов, позволил отметить, что в экспериментальной группе произошли:

  • изменения по таким показателям, как тревожность, агрессивность, ригидность, рефрактерная активность, — наблюдается снижение этих показателей;
  • увеличение показателей адаптации и эмоционального комфорта студентов.

В контрольной группе, хотя и произошли изменения по показателям социально-психологической адаптации, фрустрации, агрессивности, эмоциональному комфорту, но они незначительны.

Таким образом, можно отметить, что студенты экспериментальной группы отличаются от студентов контрольной группы по показателям тревожности, агрессивности, ригидности, где они ниже в первой группе и социально-психологической адаптации, которая выше в экспериментальной группе на уровне значимости 0,01.

Эмоциональный комфорт оценивается выше студентами экспериментальной группы с вероятностью допустимой ошибки р< 0,05, рефрактерная активность выше в контрольной группе с вероятностью допустимой ошибки р< 0,05.

Следовательно, показатели, указывающие на успешную социально-психологическую адаптацию выше у студентов экспериментальной группы.

Полученные результаты исследования показывают на необходимость психологического сопровождения студентов в процессе адаптации к обучению в условиях высшего профессионального образования. В частности, после реализации адаптационных тренингов ускоряется социально-психологическая адаптация студентов, повышается их эмоциональная удовлетворенность и комфорт.

Экспериментальное исследование нашей работы доказало, что социально-психологическая адаптация довольно сложный процесс, который характеризуется многими сложностями.

Нами отмечена динамика таких показателей социально-психологической адаптации студентов как адаптация, эмоциональная удовлетворенность, согласно используемым методикам, снижение тревожности, ригидности, рефрактерной активности и фрустрации, что свидетельствует об эффективности адаптационных тренингов.

Как показывает опыт, работа, направленная на оказание помощи студентам первого года обучения в условиях высшего профессионального образования в адаптации к условиям обучения, она совершенно необходима, и при правильной организации будет полезна не только самим студентам, но и преподавателям.

Таким образом, экспериментальное исследование подтвердило поставленную гипотезу о том, что если в рамках учебно-воспитательного процесса проводить адаптационные тренинги, то это способствует ускорению социально-психологической адаптации студентов.

Источник: https://novainfo.ru/article/12229

Адаптация студентов-первокурсников в первый год обучения

Социальная адаптация студентов-первокурсников

Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебного процесса в новом учебном заведении. Это процесс «вхождения» вчерашнего школьника в новую систему студенческих отношений.

Психическая адаптация связана с психической активностью человека или группы и понимается как взаимодействие процессов приспособления к окружающей среде и преобразование среды «под себя».

Степень социальной адаптации первокурсника в СПОУ определяет множество факторов: индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества, ценностные ориентации, академическая активность, состояние здоровья, социальное окружение, статус семьи и т. д.

Студенческая жизнь начинается с первого курса и, поэтому успешная адаптация первокурсника к жизни и учебе в СПОУ является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста. Поступив в новое учебное заведение, молодой человек уже имеет некоторые сложившиеся установки, стереотипы, которые при начале обучения начинают изменяться, ломаться.

Новая обстановка, новый коллектив, новые требования, оторванность от родителей, неумение распорядиться «свободой», денежными средствами, коммуникативные проблемы и многое другое приводят к возникновению психологических проблем, проблем в обучении, общении с сокурсниками, преподавателями.

 Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к требованиям обучения в техникуме.

Адаптационный процесс необходимо рассматривать комплексно, на различных уровнях его протекания, т.е. на уровнях межличностных отношений, индивидуального поведения, психофизиологической регуляции.

Решающую роль в этом ряду имеет собственно психическая адаптация, которая в значительной мере оказывает влияние на адаптационные процессы, осуществляющиеся на иных уровнях.

Огромную роль играет психологическая поддержка, причем каждого преподавателя и сотрудника учебного заведения. Доброжелательность, внимание способствуют сокращению сроков адаптации к содержанию и организации учебного процесса в техникуме.

Кураторам следует уделить особое внимание на совместную деятельность в группе, так как это способствует объединению и помогает каждому студенту (члену группы) раскрыть себя в той или иной сфере.

Нужно приложить немало усилий в создании благоприятного климата среди студентов.

Индивидуальный подход к каждому студенту – должен стать основным принципом работы.

Конечно, главным в адаптации остается личность студента, его способности, умение и желание приспосабливаться к новым условиям. И здесь большую роль будет играть самостоятельная, творческая работа студента. Не стоит забывать, что подросток приходит в техникум на довольно короткий срок – 2-3-4 года и уже имеет установку на получение специальности (профессии).

 Задачей учебного заведения является, прежде всего, не только дать профессиональные знания и сформировать умения, но и научить «вжиться», полюбить выбранную профессию, помочь будущему специалисту «войти» в реальные производственные условия.

Поэтому и помощь должна осуществляться всеми подразделениями техникума (учебными, научными, общественными) на основе их взаимодействия.

Таким образом, выявление трудностей у студентов и определение путей их преодоления позволит повысить академическую активность студентов, успеваемость и качество знаний.

Процесс адаптации студентов к жизни в техникуме непосредственно связан с социальными изменениями в современном обществе различных аспектов жизнедеятельности.

Главными компонентами адаптации являются новая социальная среда, новый коллектив, система учебных отношений и новая роль, которые оказывают положительное и отрицательное влияние на процесс приспособления студентов.

Процесс адаптации студентов имеет свои механизмы и осложнения.

В литературе адаптация это многосторонний динамичный процесс, обусловленный взаимодействием психологических, социально-психологических, субъективных и объективно- социальных факторов.

Адаптация связана с трудностями принятия новых норм, установления и поддержания определенного статуса в новом коллективе. Сам процесс адаптации предполагает осознание статуса, ролевого поведения в системе межличностных отношений.

Будем определять адаптацию как процесс включения студента в новую среду.

При первом знакомстве с группой классный руководитель выясняет, что знают студенты о выбранной профессии, как к ней относятся, кто из родственников связан с ней и чего достиг. Определяет, на кого будет можно потом положиться, кто может помочь.

Процессы адаптации происходят постоянно, т. к непрерывно возникают изменения и в условиях нашего существования, и в нас самих. Наши студенты попадают иногда под несколько вариантов адаптации:

  • — адаптация сельского жителя в городе,
  • — вживание в иную культурную среду,
  • — необходимость в которой возникает в результате смены обстановки при поступлении в техникум
  • — новый коллектив,
  • — проживание в общежитии,
  • — переезд в Самару,
  • — любовь.
  • Для нас должны быть значимыми все варианты адаптационного процесса, которые связаны с резкой ломкой стереотипов вчерашних школьников при вступлении в новую для них социальную среду с новым статусом — студента.

Очень важным элементом является первый выход на занятия.Здесь проявляется комплекс воспитательных моментов. Для одних — это первое знакомство с учёбой как физическим трудом, с полиграфическим производством. Для других — возможность показать себя, свои способности, выделиться среди остальных.

Формирование первых профессиональных умений и навыков, отношения к выполнению, понимания важности и необходимости этой работы. Отношение к труду не очень хорошее. Вот здесь-то и приходится проявлять свои способности классному руководителю. Доказывать, что качественное выполнение задания является обязательным для студента, это часть образовательного процесса.

Студенчество определяется как мобильная социальная группа, цель деятельности которой — организованная по определенной программе подготовка к выполнению профессиональных и социальных ролей.

На этапе вхождения в новую социальную среду общения с окружающими людьми происходит адаптация личности к определенным образцам поведения, действующим в данной микросфере, подчинение требованиям и контролю.  

Студенчество является самой веселой и важной частью в жизни каждого человека. Это переход от беспечного школьника к самостоятельному человеку, уверенного в себе и отвечающего за свои поступки.

Читайте также:  Подвижный блок - справочник студента

И в этот момент самое главное выбрать правильный путь и не свернуть на скользкую тропинку. Во всех ситуациях оставаться твердым, решительным и принимать правильные решения, независимо от обстоятельств.

У нынешних студентов очень много проблем и много соблазнов. Самые страшные соблазны — это курение, алкоголь.

Студенты оказываются беспомощными и не подготовленными к каким-либо трудностям и от бессилия перед проблемой теряются и не найдя нужного решения, выбирают тот путь, который принуждает их прибегать к легкому, как им кажется, решению проблемы, расслабиться и эта необдуманная слабость приводит их к совершению глупостей.  

  1. Общение является составной частью учебной деятельности, кроме того, потребность в неформальном общении со своими сверстниками, понимании и признании в среде составляет отличительную особенность юношеского возраста.
  2. Мы видим, что период адаптации, связанный с ломкой прежних стереотипов, может на первых порах обусловить и сравнительно низкую успеваемость, а также возникновение ряда трудностей студентов, таких как:
  3. — отрицательные переживания, связанные с уходом из школьного коллектива,
  4. — неопределенность мотивации выбора профессии,
  5. — неумение регулировать поведение, усугубляемое отсутствием контроля со стороны родителей,
  6. — отсутствие навыков самостоятельной работы,
  7. — неумение конспектировать, писать лекции, работать с книгой,
  8. — поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях,
  9. — налаживание быта самообслуживания при переходе из домашних условий в общежитие.
  10. Основной трудностью, возникающей на первых порах пребывания в студенческом коллективе, является неумение общаться и налаживать контакты со сверстниками и взрослыми.

На первых классных часах проводится тестирование. Цель тестирования — определение степени сознательности, гражданственности, зрелости студентов.

1-й курс — это особый курс, здесь происходит проверка сил, способностей, настойчивости студентов в овладении знаниями, умениями, выявляется уровень нравственных и волевых качеств и навыков общения. Адаптируясь, студент выбирает поведение к конкретным событиям. Результатом адаптации становится изменение личностных черт.

  • К трудностям адаптации сами студенты 1 курса относят:
  • — не проявление инициативы, ощущение стеснения и неуверенности в новом коллективе,
  • — утомление и нервное перенапряжение,
  • — большой объем и трудное усвоение материала,
  • — резкое увеличение нагрузки.
  • Студенты старших курсов отмечают, что им помогло в свое время справиться с этими проблемами: умение общаться, сложившиеся в группе отношения, умение вести себя в коллективе, работа классного руководителя, подготовка и участие в общих мероприятиях, спортивные секции.

Источник: https://infourok.ru/adaptaciya_studentov-pervokursnikov_v_pervyy_god_obucheniya-521456.htm

Адаптация студентов к условиям обучения в ВУЗе: психологические особенности и проблемы

Адаптация – это процесс приспособления организма к условиям внешней среды. Адаптация позволяет человеку приспособиться к новым условиям, а также сформировать другие новые способы поведения для успешной деятельности и преодоления возникающих трудностей. Эти новые поведенческие привычки носят индивидуальный характер и формируются по мере накопления и совершенствования опыта.

Психологические особенности адаптации студентов к условиям обучения в вузах

За свою жизнь каждый человек проживает несколько периодов адаптации.

Адаптация позволяет в новых условиях скомпенсировать недостатки привычного поведения, благодаря адаптации личность может оптимально функционировать в новой обстановке. Если адаптация не проходит успешно, то личность постоянно испытывает дополнительные трудности в деятельности  или в освоении предмета.

Свой первый опыт адаптации ребенок получает в детском саду, следующий в первом классе школы. Следующим важным этапом в жизни человека считается переход из начальной школы в среднюю и затем наступает момент выбора профессии.

Если рассматривать с точки зрения целей обучения в вузе, то социальная адаптация первокурсника предполагает его способность соответствовать требованиям и нормам учебного заведения, а также реализовывать свои потребности и способности, развиваться в новой непривычной для себя среде, не вступая в противоречие с этой средой. Процесс обучения в любом случае и не только вузовское обучение – это нелегкое дело.

Одна их самых важных предпосылок для успешной учебы первокурсника – его своевременная успешная адаптация к условиям обучения в вузе. Этот этап можно рассматривать как начальный этап вовлечения человека в профессиональную деятельность. Первый курс для студента может стать либо точкой опоры, либо привести к изменению поведения, деформациям в общении и обучении.

Именно на первом курсе обучения в вузе формируется отношение человека к учебе, продолжается «активный поиск себя», складывается его отношение к будущей профессиональной деятельности. И даже те, кто окончил среднюю школу на «отлично», не сразу обретают уверенность в своих силах на первом курсе.

Первые неудачи очень часто приводят к разочарованиям, отчуждению, утрате перспективы, пассивности. Кроме того, успешность адаптации зачастую влияет на дальнейший ход профессиональной деятельности человека.

При переходе от общего к профессиональному образованию сложность адаптации состоит не только в том, что меняется социальное окружение, но ещё и в необходимости принятия решений, связанных с выбором будущей профессии, в возникновении тревожности по поводу правильности сделанного выбора, что для многих сопоставимо с нахождением смысла жизни. Первые трудности студента связаны с первичной социализацией в вузе и новыми условиями жизни.

С получением статуса студента молодым людям приходится сталкиваться с рядом таких трудностей как иная система обучения, взаимоотношения с сокурсниками и преподавателями, самостоятельная жизнь в городских условиях (для иногородних студентов), социально-бытовые проблемы, недостаточное знание принципов работы вуза, его структур и возможностей для самореализации в науке, творчестве и общественной жизни. При этом усиливаются противоречия и возникают новые трудности в самооценке, становлении самосознания и формировании своего «Я».

Если адаптация не проходит успешно, то первыми признаками являются усталость, снижение работоспособности, сонливость, часто подавленное настроение, головные боли, повышение уровня тревожности, заторможенность или, наоборот, гиперактивность, сопровождающаяся плохой дисциплиной, систематическим невыполнением домашних работ, постоянные пропуски занятий, потеря мотивации учебной деятельности. От того, насколько долго длится процесс адаптации, зависят текущие и будущие успехи студента.

Адаптация в новом студенческом коллективе

Знакомство и общение с новым коллективом – это один и немаловажных этапов, которого, обучаясь в вузе никак не избежать. От обстановки в группе, психологического климата в ней, от того, насколько студентам комфортно и безопасно во время занятий и во взаимодействии с педагогами и одногруппниками зависит процесс адаптации студентов в новом коллективе.

Учебный коллектив имеет двойную структуру. С одной стороны учебную группу можно рассматривать как объект и результат сознательных и целенаправленных воздействий педагогов и кураторов, которые определяют многие особенности студенческого коллектива.

С другой стороны – это достаточно самостоятельно развивающееся явление, подчиняющееся особым социально-психологическим закономерностям.

Отличительной особенностью студенческой группы первого курса является то, это ещё не сложившийся коллектив и в нем нет общепринятых и закрепившихся правил и норм поведения.

В этой студенческой группе каждый – новый человек для каждого другого члена группы. В школе ученика  знали много лет, и он имел определенный статус, не всегда объективный по отношению к нему. Теперь при поступлении в ВУЗ у него есть возможность получить новую позицию в коллективе и заработать иной статус.

В формировании характеристик данной группы, установлении норм и правил поведения принимает участие каждый член группы. У каждого члена новой студенческой группы есть возможность завоевать авторитет и уважение однокурсников, проявить себя с самых различных сторон,  найти «свое место под солнцем».

Критериев проявления личности существует большое количество, например, поведение, поступки, одежда, творческие способности, стиль общения, профессиональные способности и т.д.

 Влияние старших студентов тоже имеет место в процессе социализации студентов в вузе.

  Студенты определенного факультета представляют собой особую группу с определенными чертами, которые отличают её от других групп и никак не выражены в остальном студенческом обществе.

Первокурсники, попадая в эту группу, стараются стать её полноправными членами и бессознательно перенимают её характерные черты от старшеклассников.

Можно заметить уже в первые недели студенческой жизни, что у них появляется несвойственная манера мышления, новые привычки и даже слова «матан» — математический анализ, «лабы» — лабораторные работы и т. д.

В процессе формирования новой студенческой группы проявляются, рождаются на глазах и небольшие подгруппы.

Для каждого студента большую роль играет та категория, к которой он относится, к какой группе его можно мысленно отнести: к трудолюбивым или разгильдяям, бедным или богатым и т.д.

На первом этапе становления новой студенческой группы организатором её жизни и деятельности является куратор.

Он оказывает студентам помощь в адаптации к новым для них социальным условиям, закладывает основы благоприятного климата в группе, формируемого постепенно в течение всей «совместной жизни» студентов в вузе.

С целью успешности адаптации студентов куратором группы, психологом и социальным педагогом проводятся адаптационные тренинги, совместные выезды, различные мероприятия, например, день первокурсника различные концерты, КВН и т.д.

Обычно такая работа, проводимая с пониманием важности таких мероприятий в тесном взаимодействии педагогическим коллективом,  приносит ощутимые результаты, и примерно к концу первого полугодия заметно снижается тревожность у студентов первого курса, появляются признаки успешных студенческих групп.

Источник: http://ucheba02.ru/articles/article-67.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector