Смена условий – один из важнейших, а порой и непредвиденных факторов, оказывающих воздействие на жизнь любого индивида. Привыкание к переменам и сам процесс нового восприятия мира называется адаптацией.
Проще говоря, адаптацией называется реакция организма на новые условия. Адаптацию проходят люди на протяжении всей жизни, привыкая к новым законам, требованиям и пр. Детсадовцы, школьники и студенты – особый «слой» населения, у каждого из которых адаптация проходит особым образом.
В данной статье мы рассмотрим специфику адаптации у студентов первого курса ВУЗов.
Виды адаптации первокурсников
Процесс адаптации первокурсников захватывает все сферы их деятельности, жизни. С поступлением в ВУЗ изменяются не только условия обучения (новое учебное заведение), но и круг общения, интересы, приоритеты и пр.
Специалисты выделяют следующие виды адаптации студентов первого курса:
Адаптация у студентов первого курса
Данный вид адаптации предполагает, что учащийся попадает в новые условия «обитания», обучения. Здесь ему предстоит перестроить режим дня, привыкнуть к новой нагрузке, методам обучения, правилам поведения и условиям пребывания в ВУЗе. Фактически студент должен принять действующие правила, тотально изучить их и усвоить.
Организационная адаптация происходит нелегко. На протяжении первого месяца обучения первокурсники погружаются в новую учебную среду, привыкают к новому расписанию, требованиям педагогов и пр.
Далее данный вид адаптации отстраняется на второй план, так как обычно правила пребывания в ВУЗе едины. Отличаться может лишь взаимодействие с педагогами: одни более требовательны, другие – лояльны.
Данный вид адаптации происходит параллельно с организационной.
Она предполагает, что студент знакомится со всеми возможными для него видами деятельности: изучение предметов, привыкание к новому социальному статусу (студент), изучение и усваивание новых прав и обязанностей, запоминает новые требования к учебе (например, действие рейтинговой системы, правила оценки успеваемости учащегося и пр.).
Она включает в себя знакомство с выбранным направлением деятельности.
Обычно профессиональная адаптация настигает студента во время прохождения производственной и преддипломной практики, где он изучает профиль «изнутри»: видит, чем занимается специалист, каковы его права и обязанности, ответственность, повседневная служба и решение форс-мажоров и пр. Первокурсники проходят данный вид адаптации формально, когда им рассказывают, чем им предстоит заниматься.
Профессиональная адаптация также настигает выпускников ВУЗов, когда они проходят собеседование и устраиваются на работу. Им вновь предстоит пройти все круга «ада», изучить правила и требования, должностные инструкции и пр.
- Социально-психологическая
Это самый сложный вид адаптации. Порой даже психологи не могут предугадать, как себя поведет в человек в конкретной ситуации, как отреагирует его психика на новые условия.
Данная разновидность адаптации предполагает установление новых деловых и личных связей. Также она проявляется в самоутверждении, принятии нового статуса и завоевании доверия со стоны коллег, друзей, педагогов.
Учащемуся предстоит привыкнуть к новому коллективу (одногруппникам, педагогам), принять и усвоить новые правила обучения и пр. Важно спокойно воспринимать все изменения, находить в них положительные стороны и стараться не нарушать обязательных требований.
Какие факторы оказывают воздействие на адаптацию первокурсников?
Поступление в ВУЗ – важный этап в жизни каждого учащегося. Порой от правильного выбора образовательного заведения и специальности зависит дальнейший успех на работе, а иногда и в жизни в целом.
На адаптацию первокурсников оказывают воздействие следующие факторы:
Что влияет на адаптацию первокурсников
К данной группе относят возраст, социальное происхождение, наличие образования.
С возрастом адаптация к новым условиям воспринимается легче, как должное. В молодом возрасте, при наличии больших амбиций, яркого и непокорного характера принять новые условия сложнее: возможны сопротивления, проявление агрессии, недовольства.
В первую очередь, социальные факторы сказываются на взаимоотношениях первокурсников между собой: могут возникать недопонимания из-за социального или религиозного происхождения, на фоне успехов на учебном поприще (наличие медалей, высокие баллы ЕГЭ, победители Олимпиад и пр.).
Адаптация студентов первого курса в значительной степени зависит от поведения педагогов и требований, которые они предъявляют к учащимся. От отношений преподавателей к студентам зависит уровень заинтересованности последних, их мотивация и желание получать новые знания и умения.
К данному блоку относят уровень интеллекта, самомотивацию студента, настрой учащегося (желание развиваться в рамках выбранной специальности), отношения в коллективе и пр. Чтобы справиться с ними, необходимо обладать такими качествами, как стрессоустойчивость, дружелюбие и др.
Как облегчить адаптацию первокурсников ВУЗа?
В адаптации студентов первого курса можно выделить три зоны:
Какие бывают стороны в адаптации
Личная сторона заключается в восприятии первокурсника происходящих изменений в его жизни. Чтобы самостоятельно справиться с возникшими преградами, необходимо уметь направлять энергию в нужное русло (например, заниматься спортом, общественной деятельностью), грамотно расставлять приоритеты и планировать свой день и пр.
Родительская сторона также может облегчить адаптацию первокурсника, если будет интересоваться элементарными вещами: как прошел его день, с кем он познакомился, нравится ли ему учиться, как он воспринимает новые условия и оценивает сам ВУЗ, что рассказывает о педагогах и пр. Здесь родители могут дать дельный совет и поддержать свое чадо.
Педагогическая сторона также должна помогать первокурсникам в процессе адаптации. Нередко для сплочения коллектива устраивают общественные мероприятия (субботник, соревнования и эстафеты, общие мероприятия (день студента, посвящение в студенты и пр.)).
Таким образом, каждый человек вынужден адаптироваться к новым условиям на протяжении всей жизни. чтобы упростить этот процесс, нужно спокойно воспринимать происходящее, изучать новые требования и стараться им соответствовать.
Источник: https://disshelp.ru/blog/osobennosti-adaptatsii-pervokursnikov/
Исследование адаптации первокурсников к обучению в университете
Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы адаптации первокурсников к обучению в университете; представлены результаты исследования психологической адаптации первокурсников; представлены выводы по данному исследованию.Ключевые слова: психологическая адаптация, первокурсники, дезадаптация, адаптированность, студенты, адаптационный период.
Проблема адаптации первокурсников к обучению в университете является актуальной в наше время.
Актуальность исследования адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности обусловлена тем, что в период обучения в университете закладываются основы профессионализма, формируются потребность и подготовленность к непрерывному самообразованию в изменяющихся условиях.
Первый год обучения особенно важен с точки зрения адаптации студентов к обучению в университете. Учебные нагрузки в университете принципиальным образом отличаются от школьных нагрузок.
Информационная насыщенность учебного процесса, больший процент аудиторных занятий, наличие особых форм организации учебной деятельности – все это повышает тревожность у первокурсников и существенно влияет на процесс адаптации. Для многих высокие требования учебного процесса нередко приобретают характер травмирующих факторов.
В психологию понятие «адаптация» пришло из физиологии и в общем смысле означает стремление организма к достижению равновесия с внешней средой.
Если развитие есть стратегия жизни, то адаптация – это тактика, которая позволяет живому удерживаться в определенных эволюционных рамках, обеспечивая тем самым возможность прогресса.
Важно отметить, что решающее различие в интерпретации понятия «адаптация» в рамках психологии связано с сугубо психологической трактовкой человеческой деятельности, не приемлющей отождествления развития психики человека с простым приспособлением организма [1].
Феномен адаптации связан с овладением человеком новым видом деятельности, новой ролью, изменением его социального окружения. В концепции А.В. Петровского адаптация рассматривается как особый момент становления личности, от которого в значительной степени зависит характер её дальнейшего развития [2].
Согласно Ф.Б.
Березину, психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека и его поведения требованиям среды [3].
Е. В. Осипчукова выделяет в адаптации личности студента-первокурсника и соответственно учебной группы, в которую он входит, к новой для него социокультурной среде вуза следующие стадии:
1) начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды вуза и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;
2) стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;
3) аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социокультурной средой;
4) ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды [4].
Успешность адаптации студентов первого курса к обучению в университете обусловлена адаптационными способностями молодых людей -их возрастными и индивидуально-психологическими особенностями. Возрастные особенности 17–18-летних юношей и девушек позволяют успешно адаптироваться к университету.
Индивидуально-психологическиехарактеристики (стиль мышления и деятельности, темперамент, уровень развития мыслительных способностей идр.) и различные их сочетания могут определять успешность адаптации.
Учет индивидуально-психологическихособенностей в учебном процессе, реализация специальных мероприятий и выполнение рекомендаций преподавателями может оптимизировать процесс адаптациипервокурсников [5].
Социальная ситуация развития в молодости характеризуется тем, что человек выходит в самостоятельную жизнь, начинает осуществлять свои жизненные планы. Это прежде всего выбор профессии, поступление в вуз или колледж.
Неудачная попытка поступления или отсутствие средств на оплату учения расцениваются многими как крушение надежд, как необходимость заново строить жизненную программу. Ход дальнейшего развития личности во многом зависит от социально-профессионального положения.
Но в любом случае переживается расхождение идеальных представлений с реальной действительностью. Молодым людям важно найти свое место в обществе, в жизни, в отношениях с другими людьми [6].
Ведущая деятельность в юношеском возрасте – учебно-профессиональная.
Социальные мотивы, связанные с будущим, начинают активно побуждать учебную деятельность в юношеском (студенческом) возрасте. В юности проявляется большая избирательность к учебным предметам.
Основной мотив познавательной деятельности в юности — стремление приобрести социально значимую профессию [7, 8, 9, 10].
Адаптационный период и его особенности существенно определяют в дальнейшем морально-психологическое самочувствие первокурсников, их дисциплинированность, отношение к учебе, активность жизненной позиции. Переход в новую сферу волнителен как для подростков, так и для педагогов и их родителей. Учащимся приходится приспосабливаться к новым условиям учебной деятельности и общения [11].
На процесс адаптации студентов-первокурсников в университете и других учреждениях высшего образованиявлияют множество различных факторов. Вес и значение действия совокупных факторов на личность студентов в процессе адаптации различны.
К числу таких факторов относят мотивацию, уровень их самоопределения, социальная смелость и уверенность в себе, общий уровень адаптивных способностей.
Важным фактором, способствующим или препятствующим успешной социальной адаптации первокурсников к студенческой жизни, является территориальный фактор – место жительства студента до поступления в учреждение среднего профессионального образования или в высшее учебное заведение [12].
Существуют различные классификации факторов адаптации. Так, И.Ю. Мильковская выделяет три блока факторов, влияющих на адаптацию к обучению в университете: социологический, психологический и педагогический [8].
Адаптация происходит на протяжении всех лет обучения. Но наиболее важным периодом, своеобразным фундаментом является период обучения на первом курсе. Поэтому необходимо создать оптимальные условия для успешной адаптации студентов.
По данной теме (Исследование адаптации первокурсников к обучению в университете) было проведено исследование. Экспериментальная база исследования: студенты 1 курса ФГБОУ ВПО «ЧГПУ» группы ОФ-110/099-4-1 в количестве 15 человек.
В группе преобладает хорошее настроение, позитивный настрой на учебную деятельность. Студенты отзывчивы и внимательны друг к другу, оказывают помощь в учебе. Успеваемость хорошая. Психологический климат в коллективе теплый.
Со студентами было проведено исследование по методике
Т.Д. Дубовицкой и А.В. Крыловой «Адаптированность студентов в ВУЗе».
Результаты исследования представлены на рис. 1.
Рис. 1. Результаты исследования по методике Т.Д. Дубовицкой и А.В. Крыловой «Адаптированность студентов вВУЗе».
Анализ результатов, представленных на рис.1, показал, что 7% студентов (1 человек) имеют пониженный уровень адаптированности к учебной группе, 33% студентов (5 человек) имеют средний уровень адаптированности к учебной группе, 59% студентов (9 человек) имеют повышенный уровень адаптированности к учебной группе.Дезадаптированныхк учебной группе студентов нет.
Студентов с высоким уровнем адаптированности к учебной группе нет.
Также по результатам исследования отмечено, что 7% студентов (1 человек) имеют пониженный уровень адаптированности к учебной деятельности, 26% студентов (4 человека) имеют повышенный уровень адаптированности к учебной деятельности, 66% студентов (10 человек) имеют средний уровень адаптированности к учебной деятельности. Дезадаптированных к учебной деятельности студентов нет.
Студентов с высоким уровнем адаптированности к учебной деятельности нет. 60% студентов (9 человек) имеют повышенный уровень интегративной адаптированности, 40% студентов (6 человек) имеют средний уровень интегративной адаптированности. Студентов с низким, пониженным и высоким уровнями интегративной адаптированности нет.
Со студентами было проведено исследование по методикедиагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (адаптированная А. К. Осницким форма опросника).
Рис. 2. Результаты исследования по методике диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.
Анализ результатов, представленных на рисунке 1, показал, что в группе преобладает высокий уровень адаптированности студентов (33% студентов, 5 человек) и уровень адаптированности в зоне неопределенности (52,8 – 8 человек), что соответствует норме.
Низкие показатели адаптированности у 13,2 % студентов (2 человека). Высоких показателей дезадаптированности нет.
Преобладают низкие показатели дезадаптированности 58,2 % (8 человек) и показатели в зоне неопределенности 46,2% (7 человек), что можно считать нормой.
Таким образом, на основании результатов исследования можно сделать вывод о том, что в группе испытуемых преобладает средний и повышенный уровень адаптированности к обучению в университете.
Это свидетельствует о том, что студенты чувствуют себя в группе комфортно, легко находят общий язык с однокурсниками, следуют принятым в группе нормам и правилам, студенты легко осваивают учебные предметы, успешно и в срок выполняют учебные задания.
Для студентов, имеющих пониженный уровень адаптации к обучению в университете составлены рекомендации по оптимизации процесса адаптации.
В решении задач адаптации студента, будущего специалиста необходима специальная помощь педагога, которая определяется стратегиями педагогической поддержки в первые месяцы обучения, которое связывается с созданием благоприятных условий, безопасной среды, необходимых для развития и саморазвития их внутренних сил, формирования способности к самостоятельным действиям и свободному выбору.
Таким образом, период адаптации первокурсника к обучению в университете является очень важным для его развития как личности. Адаптация молодежи к студенческой жизни – сложный и многогранный процесс, требующий вовлечения социальных и биологических резервов еще не до конца сформировавшегося организма.
Одной из значительных трудностей, с которыми сталкиваются абитуриенты в стенах университета – это необходимость адаптации к новым условиям жизнедеятельности, которые предполагают необходимость самостоятельной организации своей жизни, планирование, повышение личной ответственности, снижение внешнего контроля жизнедеятельности вчерашних школьников. Помимо этого, адаптация требуется к новым видам и формам деятельности.
Адаптация происходит на протяжении всех лет обучения. Но наиболее важным периодом, своеобразным фундаментом является период обучения на первом курсе. Поэтому необходимо создать оптимальные условия для успешной адаптации студентов.
Ссылки на источники
- Антипова Л.А. Педагогические технологии успешной адаптации личности студента в процессе обучения в вузе // Казанский педагогический журнал. — 2012. — № 2. – 180 с.
- Кузнецова И.Г. Проблемы социально-дадактической адаптации студентов «первого профессионального поколения» // Вестник Самарского государственного технического университета. — 2011. — № 2. – 228с.
- Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — П.:Книголюб, 2012. — 270 с.
- Извольская А.А. Возрастные особенности развития личности студента как фактор адаптации к процессу обучения в вузе // Молодой ученый. — 2010. — № 6. – 400с.
- Архипова А.А. Адаптация студентов как одно из условий самореализации личности // Педагогические науки. — 2011. — № 3. – 180с.
- Долгова В.И., Крыжановская Н.В. Методология модернизации процессов формирования познавательно — профессиональной активности студентов / Вестник ЧГПУ №1, 2010. – 71-80с.
- Инновационная культура бакалавров и магистров психолого-педагогического образования: монография/ сост. Долгова В.И. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2011. – 226с.
- Долгова В.И., Овчарова Р.В. Исследование эмоционально-волевой регуляции студентов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.– 2015. – №5. – С. 69-73.
- Долгова В.И., Ткаченко В.А. Мотивация профессиональной деятельности студентов: монография / В.И. Долгова, В.А.Ткаченко. – Челябинск: ЗАО «Цицеро», 2011. – 100 с.
- Виноградова А.А. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. — 2013. — № 3. -230с.
- Мирзаянова Л.Ф. Упреждающая адаптация студентов к педагогической деятельности: Кризисы, способы упреждения и смягчения. — Минск.: Интерсофт, 2012.-111с.
Источник: https://e-koncept.ru/2015/95520.htm
Приемы и методы организации адаптационного периода первокурсников
Кардинальное
реформирование российского общества породило новые требования к человеку.
Современной России необходимы люди, способные реализовать свой внутренний
потенциал.
Индивидуальный подход к личности в системе образования сегодня
диктует необходимость поиска оптимальных путей адаптации человека к
изменяющимся условиям социальной действительности.
Под адаптивной
способностью понимают способность человека приспосабливаться к различным
требованиям (социальным и физическим) среды без ощущения внутреннего
дискомфорта и без конфликта со средой.
В
образовательном учреждении проблема адаптации в частности весьма актуальна для
студентов первого курса. Вступив в новую
социальную обстановку, первокурсник начинает обостренно воспринимать окружающий
мир, у него перестраивается весь эмоциональный фон.
Не все способны успешно справиться с
такими изменениями, некоторые подростки включают защитную реакцию и начинают
вести себя так, будто мир должен подчиняться одному ему.
Чаще всего учеба отодвигается
на второй план, и студент пытается утвердиться в новом коллективе и заработать
положительную репутацию.
- Трудности
периода адаптации: - 1. Переживания, связанные
с уходом из школьного коллектива; - 2. Недостаточная
мотивационная готовность к выбранной профессии; - 3. Поиск оптимального
режима труда и отдыха в новых условиях;
4. Социально-экономические
проблемы у иногородних студентов: обеспечение себя жильем и финансовыми
средствами, незнание города, отсутствие эмоциональной поддержки родных и
близких.
Адаптация
первокурсников в политехникуме происходит по-разному. Так, у одних учащихся
адаптация длится недолго, они быстро и легко добиваются хороших успехов,
самочувствие у них при этом существенно не меняется. Другие, после перестройки
психики и поведения, осваивают программу обучения.
Но есть и такие первокурсники,
у которых процесс адаптации существенно затягивается, сопровождается ухудшением
самочувствия, снижением физических и психологических возможностей.
Нарушения
психологического характера не способствуют становлению личности и приводят к
отчислению из ОУ по нежеланию учиться.
Процесс адаптации
первокурсников может сопровождаться:
- Повышенным уровнем
тревоги; - Агрессивным поведением;
- Неуверенным поведением;
- Соперничеством в группе;
- Конфликтным поведением
- Процесс
адаптации несомненно, ускоряется, если с
первокурсниками предварительно проводится определенная работа. - Цель работы – создание условий для
успешной и быстрой адаптации студентов первого курса. - Задачи:
- Помочь первокурсникам быстро адаптироваться к
студенческой жизни; - Ускорить знакомство в группе;
- Ускорить знакомство между группами;
- Сплотить группу;
- Сохранить котингент;
- Не допустить появления конфликтных ситуаций,
расколов и изгоев в группе
- Формы работы:
- — Анкетирование;
- — Опросы;
- — Диагностирование;
- — Тренинги;
- — Ролевые и ситуативные
игры; - — Дискуссии;
- — Беседы.
- Свою программу по
адаптации первокурсников условно делю на несколько этапов: - 1 этап — входная диагностика (знакомство с
группой, анкетирование и социологический опрос с целью выявления проблемной
области, связанной с адаптацией первокурсников); - 2 этап — социально-психологическое
воздействие (проводятся социально-психологические мероприятия по адаптации
студентов); - 3 этап — итоговая диагностика (заключительное
социально-психологическое обследование студентов-первокурсников); - Свою деятельность, как
куратора строю на следующих принципах: уважай; доверяй, но проверяй; обучай; формируй. - Чтобы успешно вести работу
по созданию сплоченного, организованного коллектива, изучаю в начале учебного
года состав группы, используя следующие методы: - — метод изучения
документов (личных дел). - — метод опроса (анкетный
опрос, групповое интервью). - — метод наблюдения
Заочное знакомство с
группой начинаю за несколько дней до начала учебного года. Это, как правило,
заключается в изучении личных дел учащихся. Ознакомление с личными делами
студентов позволяет выявить потенциальных лидеров, заведомо слабых по
успеваемости студентов (согласно школьным оценкам).
Первая
встреча с группой — это очень важное мероприятие, к которому я подхожу со всей
серьезностью и ответственностью. Именно от этой встречи зависит дальнейшее общение с первокурсниками.
На первой встрече
рассказываю о истории политехникума, уставе политехникума, расписании и порядке
проведения занятий, правах и обязанностях учащихся и пр.
Провожу экскурсию по
зданию политехникума. Это позволяет им в последующие дни, хорошо
ориентироваться в пространстве образовательного учреждения. Показываю:
расписание (с ми), библиотеку, спортзал, столовую, медпункт,
туалеты, аудитории. Однако это не всегда в полной мере эффективно в силу
большого объема информации в первые дни обучения.
Общеизвестно, что
успешность социально-психологической адаптации связана с развитием группы как
коллектива.
Уже на первом году обучения группа может пройти все этапы развития,
начиная от диффузного состояния до уровня коллектива.
Чтобы ускорить процесс
адаптации студентов к условиям нового для них учебного заведения, помогаю
активизировать дружеские связи в группе. Для этого на начальном этапе работы
провожу знакомство студентов в группе.
В первые дни первого
семестра провожу тренинг «Давайте познакомимся», где студенты рассказывают о
себе, своей семье, любимых занятиях, увлечениях, интересах. Тренинг проходит в
игровой форме.
В него входят такие игры как – «Снежный ком», «Представление по парам».
Знакомство группы
позволяет, во-первых, студентам лучше узнать своих однокурсников, во-вторых,
мне получить максимальное количество
информации о студентах.
Продуктивность тренинга в
сравнении с другими формами коллективной работы объясняется тем, что человек
усваивает 10% — из того, что слышит; 50% — из того, что видит; 70% — из того,
что проговаривает; 90% — из того, что делает сам. В ходе тренинга участники
имеют возможность переоценить и отработать новые способы поведения. В группе
создается творческая обстановка и доверительная атмосфера, что способствует
раскрытию каждого.
Использование игровых
технологий при организации групповых занятий помогает решить одну из важнейших
задач создания благоприятного эмоционально-психологического окружения, ситуации
успеха для каждого участника, познакомить членов группы, выявить лидера,
стабилизировать межличностные отношения.
Игровые
технологии также использую для сплочения коллектива и творческой активизации
студентов, а также стабилизации психического состояния студентов.
Например,
такие игры как: «Коллективный рисунок», «Необитаемый остров», «Моя группа», «Скульптура группы», «Дом»,
«Дерево». Эти игры формируют навыки
эффективного межличностного взаимодействия, способствует раскрытию
интеллектуального и личностного потенциала.
Здесь они показывают свои
творческие способности к рисованию, сочинительству. Проявляется их способность
к фантазированию.
Такие игры как
«Адаптация», «Лидер-организатор», «Большая семейная фотография», помогают мне
выявить лидеров группы.
Для создания определенного
банка данных учащихся и изучения личности студентов и их творческих
способностей предлагаю учащимся анкеты и психологические тесты на определение
структуры личности. Это позволяет мне увидеть социальную картину группы в
целом.
Анкетирование
студентов-первокурсников делю на этапы:
- Анкета № 1 изучение личности
студента (первая неделя сентября); - Анкета № 2 творческие интересы
(вторая неделя сентября); - Анкета № 3 удовлетворенность
результатами первой сессии (февраль) - Анкета № 4 исследование уровня
адаптации (май)
После того,
как все познакомились, узнали немного об интересах друг друга, можно приступить
к организации структуры группы.
Во время
выборов актива группы настраиваю
студентов на серьезное отношение к происходящему, направляю в решении вопросов
выбора актива, но не решаю все за них (даже если их выбор кажется вам не
верным). Актив группы выбирается в начале октября на общем собрании группы.
Выбираем
старосту, казначея, секторы: спортивный, культмассовый, учебный, редколлегию,
обозначаем обязанности.
До того как
проводить выборы, знакомлю студентов с правами и полномочиями представителей
актива. Заранее предупреждаю студентов, что поручение всегда можно изменить. Не
выбираем против воли.
Индивидуальные консультации и беседы провожу с отдельными студентами об их
успеваемости, посещаемости, участии в делах группы, о культуре поведения,
индивидуальных проблемах. Ведь студент-первокурсник в период адаптации особо
должен ощущать чувство востребованности, доброжелательности, защищенности, и в
тоже время требовательности и контроля со стороны педагогов.
Вместе с
группой принимаем участия в
мероприятиях, организуемых в политехникуме.
В сентябре
выясняю условия проживания студентов в общежитии. Провожу индивидуальные беседы
со студентами, родителями иногородних учащихся.
Несомненно, такая работа, проведенная с первокурсниками, дает
определенные результаты. Буквально с первых дней учебы в политехникуме группа
стала активно участвовать во всех мероприятиях, проводимых в политехникуме.
Приняли
самое активное участие в «Дне посвящения в студенты». Здесь каждый проявил
себя, как мог: рисовали, пели, читали стихи, участвовали в сценке. При этом
группа работала уже как слаженный коллектив. Никто не отсиживался и не прятался
за спину другого. Каждый хотел внести свой вклад в общее дело. И конечно все
были довольны своим результатом.
Применяемые мной методы и
формы работы в целом позволяют создать ряд условий для работы студентов в
процессе адаптации к обучению в учебном заведении.
А именно, успешно пройти
период адаптации к новым условиям, требованиям, нормам социального окружения, к
будущей профессии для последующей эффективности образовательного и
воспитательного процесса.
В конце 2 семестра я провожу анализ уровня адаптации
студентов – первокурсников.
Основными показателями
адаптации группы для меня являются: наличие навыков самостоятельной работы,
самоорганизации учащихся; низкий процент «отсева» студентов из группы; академическая
успеваемость; сформировавшийся коллектив; активность и мобильность группы;
принятие правил и норм корпоративной культуры; отсутствие конфликтов.
Адаптация студентов к
учебному процессу заканчивается в конце 2-го — начале 3-го учебного семестра.
Успешно сданная первая сессия позволит мне предположить, что этап адаптации у
первокурсников прошел успешно.
В заключении хочу
отметить, что одним из важных условий адаптации студентов к обучению в учебном
заведении является спланированная целенаправленная работа куратора. Он помогает
студентам преодолеть сложности адаптации к обучению и планомерно адаптироваться
к будущей профессиональной деятельности.
Несомненно, процессами адаптации нужно
управлять. Сочетание индивидуальной и активной коллективной воспитательной
работы в адаптационный период способствует более быстрому достижению
психофизического комфорта первокурсников.
Внимание к каждому студенту, создание
условий для самореализации – большая социальная, психологическая задача.
От успешности адаптации
студента к образовательной среде во многом зависят дальнейшая профессиональная
карьера, личностное развитие будущего специалиста и его здоровье.
Список литературы
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-познавательного процесса. // Просвещение, 1982., -192с.
- Границкая А.С. Научить думать и действовать./ Адаптивная система обучения. – М.: Просвещение, 1991, – 175 с.
- Куратору, работающему с первокурсниками: Метод. пособ. / Сост. Л.И. Станиславчик.– Барановичи: БГВПК, 2001.- 150 с.
- Потапов С.О.Практическая психология. – М.:АСТ-ПРЕСС, 1999,–333 с.
- Яницкий М.С. Основные психологические механизмы адаптатации студенческой деятельности: Автореф. канд. дис. Иркутск, 1995. – 24 с.
Источник: https://www.informio.ru/publications/id438/Priemy-i-metody-organizacii-adaptacionnogo-perioda-pervokursnikov
Адаптация студентов
Подходы к определению понятия адаптации имеют разные характеристики:
- состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и потребности среды, с другой, полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и природой или социальной средой;
- процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается.
Социальная адаптация — процесс (или состояние, достигающееся как результат этого процесса) физических, социально-экономических или организационных изменений в специфически-групповом поведении, социальных отношений и в культуре; это итог процесса изменений социальных, социально-психологических, морально-психологических, экономических и демографических отношений между людьми, приспособление к социальной среде.
Адаптированность выражается как принятие и эффективный ответ на те социальные ожидания, с которыми встречается каждый в соответствии со своим возрастом и полом. Адаптационное поведение характеризуется успешным принятием решений, проявлением инициативы и ясным определением собственного будущего.
Основные признаки эффективной адаптированности:
- адаптированность в сфере «внеличности» социально-экономической активности, где индивид приобретает знания, умения и навыки, добивается компетенции и мастерства;
- адаптированность в сфере личностных отношений, где устанавливаются эмоционально насыщенные связи с другими людьми, а для успешной адаптации требуются чувствительность, знание мотивов человеческого поведения, тонкого и точного отражения изменений взаимоотношений.
Адаптация студентов к обучению в вузе имеет свои особенности. Вхождение молодых людей в систему вузовского обучения, приобретение ими нового социального статуса студента требуют от них выработки новых способов поведения, позволяющих им в наибольшей степени соответствовать своему новому статусу. Такой процесс приспособления может проходить достаточно длительное время, что может вызвать у человека перенапряжение как на психологическом, так и на физиологическом уровнях, вследствие чего у студента снижается активность, и он не может не только выработать новые способы поведения, но и выполнить привычные для него виды деятельности. Специфика процесса адаптации в вузах определяется различием в методах обучения и в его организации в средней и высшей школах, что порождает своеобразный отрицательный эффект — дидактический барьер.
Первокурсникам не достает различных навыков и умений, которые необходимы в вузе для успешного овладения программой.
Приспособление к новым условиям требует много сил, из-за чего возникают существенные различия в деятельности и результатах обучения в школе и вузе.
Известно, что процесс адаптации к обучению в вузе — явление весьма сложное, многогранное, завершающееся к концу третьего курса. Выделяют две стороны социальной адаптации студентов:
- профессиональную адаптацию, под которой понимается приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе;
- социально-психологическую адаптацию — приспособление индивида к группе, взаимоотношениям в ней, выработка собственного стиля поведения.
Профессиональная адаптация — предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее эффективности. В этом заключено положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида (студента) в той или иной социальной роли.
Различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза:
- адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней, ее требованиям к своим обязанностям;
- адаптация общественная, то есть процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;
- адаптация дидактическая, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе.
Для успешной адаптации необходимым является проявление активной позиции, которая должна быть не только у преподавателя, но и у студента, то есть должна быть совместная деятельность. Студент должен сам находить и выбирать для себя способы и пути достижения той или иной образовательной цели, а преподаватель — создавать для этого условия.
Именно на первом курсе формируется отношение молодого человека к учебе, к будущей профессиональной деятельности, продолжается «активный поиск себя». Даже отлично окончившие среднюю школу, на первом курсе не сразу обретают уверенность в своих силах. Первая неудача порой приводит к разочарованию, утрате перспективы, отчуждению, пассивности.
Замечено, что чем лучше студент понимает, зачем и для чего ему могут понадобиться знания для будущей работы, тем лучше он учится.
Результаты исследований свидетельствуют о том, что уровень представления студента о профессии (адекватно — неадекватно) непосредственно соотносится с уровнем его отношения к учебе: чем меньше студент знает о профессии, тем ниже у него положительное отношение к учебе.
С уважением Ваш психолог
Источник: https://dvgups.ru/studtopmenu/psy-center/397-itisinteresting-2/902-student-adaptation
Адаптация студентов первого курса к обучению в высшем учебном заведении на примере фгбоу во вгуэс, г. владивосток
Аннотация. В данной статье рассмотрены основные проблемы адаптации студентов первого курса к обучению в ВУЗе на примере ФГБОУ ВО ВГУЭС города Владивосток.
Выявлены причины затруднений в процессе адаптации учащихся, связанные с личностными, эмоционально-психологическими характеристиками личности. Установлены психолого-педагогические задачи по осуществлению помощи вновь принятым студентам к условиям нового окружения.
Даны рекомендации по специфике оказания содействия учащимся первого курса со стороны педагогов, родителей и психологов.
Abstract. This article discusses the main problems of adaptation of first-year students to study at the University.
The causes of difficulties in the process of adaptation of students associated with personal, emotional and psychological characteristics of the individual.
Set of psychological-pedagogical tasks on implementation of assistance to newly accepted students to the conditions of the new environment. Recommendations on the specifics of providing assistance to first-year students by teachers, parents and psychologists are given.
- Ключевые слова: проблемы адаптации, адаптационный лагерь, область адаптирования, феномен привыкания, процесс адаптации, период адаптации, социально – психологическая адаптация.
- Keywords: problems of adaptation, adaptation camp, area of adaptation, phenomenon of habituation, process of adaptation, period of adaptation, social and psychological adaptation.
- В современном мире индивидуальные особенности студентов предопределяют сложный и длительный путь к адаптации их жизнедеятельности в рамках определенного ВУЗа и «вливания» их в незнакомый коллектив.
Существующая трудность адаптации студентов после поступления их на первый курс занимает в нашем мире центральное место и интересует значительное количество ученых и исследователей, осуществляющих свою деятельность в области образования. О существовании подобной проблемы говорят достаточное количество научных статей и разработок, методических руководств.
Первокурсникам не хватает приобретенных на данном этапе навыков и умений, способствующих адекватному освоению программы. Неоднократные эксперименты компенсировать эти недостатки усидчивостью зачастую сводятся к получению негативных результатов.
Должно пройти значительное количество времени, прежде чем учащийся найдет пути преодоления сложностей в процессе обучения в ВУЗе.
Существует множество определений адаптации, как сводящих суть адаптационного процесса к явлениям одного уровня (от социального до биохимического), так имеющих широкий общий смысл. Адаптация (лат. adapto — приспособляю) определяется как процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды [1].
Под адаптацией можно понимать также способность любой системы к получению новой информации для оптимизации собственной структуры и поведения.
Система считается адаптивной, если в случае изменений в ее внутреннем состоянии или окружении, снижающих эффективность выполняемых ею функций, она откликается или реагирует изменением состояния окружающей среды или собственного состояния для увеличения их эффективности.
В рамках данного исследования наиболее близким будет понятие адаптации как процесса взаимодействия личности со средой, при котором личность должна учитывать особенности среды и активно влиять на нее, чтобы обеспечить удовлетворение своих основных потребностей.
Период адаптирования заключается в индивидуальном реагировании личности на трансформацию в конкретной ситуации.
Привыкание происходит с течением определенного количества времени, в процессе прохождения нескольких последовательных ступеней.
В ходе передвижения с одной ступени на другую, личность решает ряд объединеных между собой задач, и в каждый последующий этап процесса включается результат, полученный на предыдущем этапе.
Процесс адаптации тесно связан с тем, насколько студент (еще вчерашний школьник) способен соответствовать новым требованиям. Эффективность процесса адаптации во многом определяет успешность в обучении, сохранение физического и психического здоровья студента.
Период социальной адаптации к новым условиям интерпретируется совокупностью постепенного привыкания к достаточно фундаментальным условиям окружающей среды процессом принятия решений характерных периодически повторяющихся сложностей с помощью установленных в данном обществе методов социального воздействия и специфике поведения. Эти процессы характеризуются субъективной и объективной областью адаптирования [2].
- Именно поэтому результативному и плодотворному процессу социальной адаптации свойственно взаимодействие большого количества элементов, которые представлены:
- — обстоятельствами, окружающими студента (коллектив в ВУЗе, общежитии, неформальное окружение);
- — социальными обстоятельствами (уровнем полученного ранее образования, социальное происхождение);
- — индивидуальными характерными свойствами личности, совершенствование которой базируется на активной, либо пассивной ее позиции, врожденными задатками, спецификой и увлеченностью творческими видами деятельности [3].
Основные цели адаптации учащихся первого курса и, соответственно, разработанная программа социальной адаптации, интерпретируются в психологической области созданием условий выражения индивидуальных особенностей.
Индивидуально-психические характеристики студента, выраженные чувствами и эмоциями индивидуума, силы воли и направленности мышления играют одну из важнейших ролей в процессе адаптации первокурсника к новым условиям жизнедеятельности.
В зависимости от индивидуальных особенностей характера человека для адекватного процесса социальной адаптации большое значение имеют скорость, напряженность, интенсивность, размеренность, ритм, темп, такт.
В процесс адаптации неизбежно входит этап приспособления студента к иным, окружающим его обстоятельствам. Учащийся, поступивший в ВУЗ, обязательно соприкасается с незнакомым, неизведанным пространством, новыми взаимоотношениями в сложившемся коллективе.
Сущность проблемы адаптации в большинстве своем зависима от индивидуальных характеристических данных учащегося, установленными правилами образовательного процесса, эмоционального фона в семье и способности противостоять стрессовым ситуациям.
Психолого-возрастная специфика учащихся переопределена еще не сформировавшейся эмоциональной зрелостью, открытостью к разным людям и обстоятельствам, внушаемостью, самовыразительностью и самовосприятием. На данном этапе вчерашнему школьнику крайне важна специфика окружения.
Достаточно часто в одной группе проходят обучение студентов и студенток разных социальных ступеней. В подобном разделении социального положения и период адаптации каждого студента будет различным.
Исследованиями ученых было выявлено, что мотивационный уровень вновь пришедших достаточно значителен и составляет 77 % [4]. Результаты опроса остальных студентов указали на потребность в дополнительном взаимодействии со специалистами по установлению профессиональной мотивации.
Благополучная адаптация учащихся обозначает их включенность в новую социальную среду, в учебный процесс, в систему взаимоотношений в студенческой группе.
Вовремя выявленные проблемы адаптации представляют собой обязательное условие, с помощью которого возможен уникальный подход к каждому человеку в процессе развития и совершенствования уже приобретённых и новых качеств в условиях новой окружающей среды.
На основании вышеизложенного, в ФГБОУ ВО ВГУЭС города Владивосток было проведено социологическое исследование сложностей адаптации вновь принятых студентов. В исследовании участвовало 30 учащихся первого курса. Они заполнили анкету, состоящую из 13 вопросов, дающую характеристику социально-демографических параметров учеников.
- Выборка исследования характеризуется следующими особенностями:
- — по полу – 30 % студентов – молодые люди, 70 % — девушки;
- — по возрасту – 29,7 % (17 лет), 50 % (18 лет) 13,3 % (19 лет), 6,7 % (20 лет) и 3,3 % (45 лет);
- — место проживания большинства студентов (53,3 %) в поселке/селе, 20 % студентов из других городов, и 26,7 % из Владивостока.
Для большинства студентов (40%) мотивом выбора вуза и поступления в него являлось желание овладеть той профессией, по которой осуществляется подготовка и у 20 % возможность трудоустройства по выбранной специальности. При этом 16,7 % отметили, что им важны были рекомендации знакомых и друзей.
В мотивации студентов проблемными аспектами в проявлении неуспешной адаптации на первом курсе обучения может быть некоторая профессиональная дезориентированность, выбор внешних параметров специализации, ориентация на внешние мотивы престижа и социальной привлекательности.
Среди основных трудностей адаптации на первом курсе обучения в ВУЗе, студенты выделяют поиск определенного режима труда и отдыха, недостаточную мотивацию к обучению на выбранной специальности, отсутствия навыков выполнения самостоятельной работы, неумение работать с учебным материалом. При этом большое количество студентов (44,8 %) выделяет как решение проблемы — это сотрудничество в группе, то, что у них есть желание учиться и им может помочь советы куратора группы.
- Анализ трудностей адаптации показал, что основной направленностью проблем являются затруднения коллективного характера, общения, отсутствия поддержки.
- Большинство студентов испытывают проблему привыкания к новым условиям, они не ощущают поддержку, им не хватает помощи со стороны преподавателей, при этом присутствует желание учиться, но они боятся не справиться.
- Проведенный анализ особенностей адаптации студентов первого курса в процессе обучения позволил выделить эффективное направление в условиях вуза, которое может повысить успешность адаптации студентов первокурсников – психолого-педагогическое сопровождение студентов-первокурсников.
- В качестве задач психолого-педагогического сопровождения выделяют:
- – способствование формированию навыков и умений студента;
- – создание комфортной и доверительной атмосферы в системе «преподаватель – студент – однокурсники»;
- – предоставление каждому обучающемуся помощи педагогического и психологического характера для его успешной адаптации в новых социальных условиях [5].
Выделяют следующие формы психолого-педагогического сопровождения: индивидуальные, групповые, коллективные. Выбор соответствующей формы обуславливается количеством студентов. Нами будут рассмотрены такие коллективные формы психолого-педагогического сопровождения в условиях вуза, включающие в себя кураторство и адаптационный лагерь.
- Для первокурсника сложности начального периода пребывания в вузе обусловлены необходимостью:
- — привыкания к новым формам и условиям досуга и быта;
- — усвоения методов и технологии учебной работы, норм, правил и оценок;
- — адаптации к традициям и обычаям нового типа учебного коллектива.
Главной целью адаптационных лагерей является погружение в культуру университета для дальнейшего плодотворного обучения по направлению профессиональной подготовки.
В рамках лагеря у студентов первого курса формируется благоприятная атмосфера в студенческих группах и проще осваиваются формы работы в вузе.
У студентов есть возможность познакомится с кураторами, узнать о нормах поведения, об обычаях вуза и факультета, выбрать старосту группы.
К концу прохождения в таком лагере адаптационного этапа, каждый из первокурсников будет твердо убежден, что его факультет является самым лучшим.
Кроме того, студенты учатся раскрытию собственного творческого и личностного потенциала, продуктивному взаимодействию с преподавателями и однокурсниками.
Период адаптации имеет огромное значение в жизни студентов. Присущие для этого периода особенности в большей степени определяют последующее психологическое самочувствие студентов, их активность в развитии своей жизненной позиции, отношение к учебному процессу, дисциплинированность.
Особую форму воспитательной работы представляет собой кураторство. Данная форма осуществляется работниками профессорско-преподавательского состава в рамках установленных их индивидуальными планами должностных обязанностей.
Ключевыми направлениями деятельности куратора в высшем учебном заведении выступают: формирование чувства ответственности у студентов, вовлечение обучающихся в социальную жизнь университета, воспитание физически и нравственно здоровой личности.
Все вышесказанное позволяет сделать заключение о непосредственном влиянии адаптации на развитии личностного потенциала студента и его успешность в учебе.
Процесс адаптации проходит гораздо больший процент первокурсников.
Однако на него оказывает воздействие множество факторов (в частности, кураторство и адаптационный лагерь), способствующие студенту в прохождении этого трудного жизненного этапа.
Таким образом, попадая в новую, незнакомую для себя ситуацию, индивид в большинстве случаев испытывает значительный стресс.
Смена школы на вуз, школьного учебного процесса на университетский, представляет собой именно такую незнакомую ситуацию, которая обуславливает соответствующее эмоциональное переживание.
Вхождение студента в новый коллектив связано со столкновениями незнакомых людей и новых моделей поведения, табу и правил учебного заведения, условий учебы.
Адаптация подразумевает под собой процесс знакомства студента с вузом, а также изменения его моделей поведения согласно предъявляемым организационной культурой учебного заведения правилам и требованиям. Следовательно, от родителей требуется оказание помощи в адаптации и формирование благоприятных для общения условий.
В качестве показателей успешной социально-психологической адаптации выступает психологическая удовлетворенность индивида данной средой и его высокий социальный статус в ней.
Рассмотрев теоретические и практические аспекты изучения проблемы социальной адаптации студентов-первокурсников к обучению в ВУЗе можно обобщить следующее:
1. Проблема адаптации первокурсников в отечественной психологии разработана недостаточно. Исследование проблемы психологической адаптации человека к условиям среды в последние десятилетия является актуальной задачей современных антропософских наук.
2. Одной из причин низких темпов адаптации студентов является несогласованность в педагогическом взаимодействии между преподавателем и студентом при организации способов учения, при правильной организации которой личность должна учитывать особенности среды и активно влиять на нее, чтобы обеспечить удовлетворение своих основных потребностей.
3. Большинство студентов испытывают проблему привыкания к новым условиям. Анализ результатов показал, что в качестве оптимизации процесса адаптации первокурсникам рекомендовано психолого-педагогическое сопровождение (кураторство и адаптационный студенческий лагерь).
Список литературы:
- Макарова Ю.А. Проблемы социальной адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе // Высшая школа. — 2016. — Т. 1. № 22. — С. 54-55.
- Кошелева Е.Ю. Адаптация первокурсников к университетской жизни: факторы стресса и механизмы поддержки // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1362-1364.
- Рогалева Г.И. Социальная адаптация студентов на основе педагогической поддержки // Молодой ученый. — 2015. — №1. — С. 479-484.
- Савункина А.А. Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников // Международный журнал экспериментального образования. — 2014. — № 10. — С. 277-279.
- Середина Н.В. Особенности процесса адаптации студентов первого курса к обучению в вузе // Северо-Кавказский психологический вестник. — 2014. — Т. 12. № 2. — С. 51-54.
Источник: https://sibac.info/journal/student/67/147412