Основные черты конституции РФ выделяют ее в ряду других законов.
Замечание 1
Учредительный характер Конституции Российской Федерациии по большей части кроется именно в том, что ее нормами учреждается определенная основа правовой направленности всей общественной жизни, так как Конституцией устанавливаются одни из самых главных правил в процессе взаимоотношений государства, общества и, что не менее важно отдельного гражданина.
Верховенство Конституции Российской Федерации заключается в том, что она в свое время занимает главенствующее положение во всей иерархически выстроенной системе правовых источников, которые осуществляют свои действия в стране.
Высшая юридическая сила
Высшая сила юридического характера Конституции Российской Федерации означает, что ни один закон, а также документ подзаконного типа, а тем более документ использования права не может противоречить конкретным нормам Конституции.
Вывод 1
Отсюда получается, что нормы конституционной направленности обладают особой, высшей обязательностью среди всех норм права, которые тем или иным образом осуществляют свои действия.
Интересно, что внутри самой Конституции Российской Федерации есть такая часть (в данном случае говорится о 1 главе «Основы строя конституционного характера»), которая обладает еще более высокой силой юридического порядка чем остальные положения Конституции.
Во 2 части 16 статьи отмечается, что никакие иные положения Конституции не могут противоречить основам строя конституционного характера Российской Федерации.
Высшая степень обязательности конституционных норм в свою очередь обеспечивается особым механизмом их охраны в котором одна из самых важных ролей принадлежит Конституционному органу судебной власти Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации также выступает в качестве юридической основы российского законодательства, которое осуществляет свои действия. Такое свойство обладает сразу несколькими проявлениями:
- в конституции перечислены определенные виды нормативных документов правового характера (законы федеральной направленности, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации), которые занимаются тем, что развивают положения Основного Закона;
- конституция в свое время установила специальный исчерпывающий перечень федеральных законов конституционного порядка при этом достаточно четко указав на предмет их регулирования;
- в ней в свое время определены принципы общеправовой направленности и, что не менее важно специальные принципы правового регулирования в абсолютно различных сферах отношений общественного порядка (например, опираясь на 54 статью часть 1 можно заметить, что действует общий принцип правового характера: «закон, который устанавливает или отягчает ответственность, обратной силы не имеет», в процессе регулирования отношений федеративного характера необходимо следовать конкретным принципам федерализма, которые являются установленными 5 статьей, а при формировании правового статуса органов государственной власти – сообразовываться со специальным принципом разделения властей (10 статья);
- также стоит отметить, что в Конституции упомянуты отдельные предметы регулирования для законов федеральной направленности (так, в соответствии со статьей 47 частью 2 федерального закона обязаны быть предусмотрены случаи, когда гражданин, который является обвиняемым в совершении правонарушительного действия имеет право на рассмотрение его дела органом судебной власти с участием присяжных заседателей), а также содержатся такие положения, которые в свою очередь побуждают законодателя к изданию соответствующих документов нормативного характера, из них вполне логически может быть выведена потребность принятия тех или иных законов.
Конституция Российской Федерации имеет прямое действие (об этом говорится в части 1 статьи 15).
Это в свою очередь означает, что нормы конституционного порядка могут быть реализованы (то есть использованы, а также исполнены, соблюдены и, что не менее важно применены) непосредственно, не требуют создания разъясняющих, а также определенных уточняющих их законов в качестве непременного условия реализации.
Конечно, законы с данным содержанием вполне могут и, что наиболее важно должны создаваться, но, и в их отсутствие нормы Конституционной направленности не будут «спящими». Смысл данного свойства достаточно хорошо виден на примере правоприменительной деятельности органов судебной власти.
Если же задуматься над конкретным вопросом о том, можно ли судебному органу в случае если при рассмотрении дела он обнаружит, что подлежащая использованию та или иная норма закона неконституционна вместо данной нормы непосредственно применять подходящую (хотя, возможно, и более общую по содержанию) норму Конституции Российской Федерации основываясь на принципе прямого действия Конституции. Но тем не менее потребовались решения высших судебных инстанций России, прежде чем органы судебной власти уверенно пошли по этой дороге.
Стабильность конституции
Что касается стабильности Конституции Российской Федерации, которая в свое время обеспечивается особым порядком ее принятия и, конечно, изменения.
Совершенно ясно, что тот нормативный документ правового характера, который призван служить основой правового порядка в стране не может слишком часто пересматриваться. Устойчивость данного правопорядка, а также стабильность Конституции имеют определенную взаимосвязь.
Поэтому в большинстве случаев конституции изменяются в достаточно усложненном порядке по сравнению с теми же законами. Принято даже в зависимости от порядка того или иного изменения подразделять конституции на группы: гибкие, а также жесткие и особо жесткие.
В том случае, если же разные части конституции изменяются в каком-либо особом порядке, то такой вариант принято называть специальным смешанным порядком изменения конституции. Именно последний из отмеченных выше вариантов сложился в России.
Замечание 2
Также важно заметить, что существует четыре процедуры внесения изменений в Конституцию Российской Федерации. Все они в свое время получили закрепление в 134-137 статье главе 9 Основного Закона.
Для внесения определенных поправок, а также пересмотра Конституции Российской Федерации общим моментом является перечень конкретных субъектов, которые в свою очередь инициируют эти две различные процедуры. Он в свое время определен в 134 статье Конституции Российской Федерации.
Предложения о пересмотре, а также поправках положений Конституции Российской Федерации вполне могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, органы законодательной направленности субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
В остальных аспектах отмеченные процедуры достаточно сильно отличаются друг от друга.
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/pravovedenie/osnovnye-punkty-konstitutsii-rf/
Конституция РФ
Конституция для России сегодня значит очень много. В Конституции и через нее российское общество реализует свое видение обновляемой государственности, а в известных пределах и свою национальную идею. Разумеется, Конституция — это не собрание политических программ и философских концепций.
В соответствии со своим назначением, отведенной ролью в жизни страны она представляет собой юридический акт со всеми чертами и свойствами, присущими Основному закону. Конституции отведено приоритетное, ключевое положение в правовой системе.
В ней закрепляются идеи и принципы, определяющие характер общества, базовые принципы экономики, политики, социальной сферы, государства и права. И Конституция тем успешнее выполняет свою функцию в развитии общества, чем она ближе к национальной идее, точнее и полнее выражает ее установки.
Конституция, которая расходится с национальной идеей, игнорирует ее, не говоря уже о ситуации, когда она идет против национальной идеи, не может иметь никаких шансов на понимание и на его признание со стороны общества.
Сегодня в России часто говорят и пишут о национальной идее, стремятся понять и сформулировать ее смысл. Это действительно очень важно и актуально. Вместе с тем следует отметить, что национальная идея не насаждается приказом сверху, даже если ему придается конституционное значение. Она складывается и утверждается в сознании общества иным путем.
Конституция прежде всего вносит порядок и организацию в жизнь страны и, что особенно важно, определяет основы положения человека в обществе, принципы взаимоотношений человека и государства.
В конституции закрепляются исходные принципы права, функции и основы организации государственных органов, формы и методы их деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах жизни страны: в экономике, политике, социальной сфере, духовной жизни.
Конституция определяет основные начала внешней политики государства, соотношение международного и внутригосударственного права.
Действительно, Конституция, как правило, содержит нормы, определяющие форму и структуру государства, функции и полномочия важнейших государственных органов, основы правового статуса человека и гражданина. Но такое определение в наше время недостаточно. Оно не только не дает полного представления о Конституции, но и ограничивает ее общественное предназначение, сужает рамки ее реальных возможностей.
Между тем Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некой системы, единого комплекса, то Конституция — это основание, стержень и одновременно вершина всего права, фундамент всего его развития.
Будучи принята в условиях переходного этапа, Конституция 1993 г. отличается тем, что ее отдельные положения носят декларативный характер и фиксируют скорее принципы, цели, чем существующие реальности. Речь идет как бы об эффекте опережающего действия Конституции.
Возможно, что ее создатели не учли сложностей переустройства общества. Однако есть и другая весьма важная сторона дела. Авторитет Конституции используется для того, чтобы ускорить продвижение страны к намеченным целям.
На государственные органы, общественные организации, всех граждан возлагается обязанность действовать в соответствии с положениями Конституции, реализовывать ее установления. Конституция призвана также направлять и стимулировать развитие всего права в заданном направлении.
И тот факт, что этот процесс начался с самой Конституции, играет важную роль.
Решать задачи подобным образом, разумеется, нелегко. Россия еще никогда не была страной с высокой правовой культурой, традиционным уважением к праву и правам человека. Наоборот, для прошлого (начиная со времен Российской империи и включая годы Советской власти) был характерен правовой нигилизм. Эти негативные факторы сохранились и сегодня.
Для их преодоления необходимо длительное время, освоение гуманитарных ценностей, переориентация общественного сознания. И в современных условиях сохраняется подчас приоритет политики над правом, в то время как сложнейшие политические процессы, происходящие в российском обществе, должны протекать в границах права, не позволяющих политическим страстям перешагнуть правовые принципы.
Даже тогда, когда на первый план вышли экономические преобразования, их зачастую пытались решать без должного и умелого обращения к праву, которому отводилась крайне пассивная роль. Ставка делалась на некую саморегуляцию, близкую к разгулу стихии. Казалось, действовал принцип: чем меньше государства и права, тем лучше.
Активное включение Конституции в процесс преобразований призвано помочь преодолеть подобные подходы.
Надо считаться с тем, что отставание с реализацией провозглашенных принципов принижает престиж Конституции и всего права. Это относится в первую очередь к идее утверждения правового государства. Как известно, Конституция 1993 г. уже определяет наше государство как правовое (статья 1). Из этого исходят ее последующие статьи.
Однако вряд ли сегодня можно полагать, что создание такого государства завершено и действующая Конституция закрепляет сложившийся порядок.
Правовое государство является во многом идеалом, еще не достигнутым рубежом, для достижения которого необходимо длительное время, преодоление прежних стереотипов, освоение новых подходов к отношениям «человек — власть».
Не отрицая того, что было сделано, тем не менее нельзя закрывать глаза на разгул преступности, чиновничий произвол, неуважение к личности, ее правам и свободам, игнорирование закона и на многие другие негативные явления современной российской жизни. Правовое государство надо еще построить, мобилизовав усилия всего общества.
5. Преемственность и суверенитет
Конституция играет важнейшую роль в идентификации и легитимизации государства перед мировым сообществом.
С принятием конституции зачастую связывается учреждение нового государства либо его подтверждение, а то и новое признание после кардинального изменения его прежних основных характеристик, в том числе территориальных, социально-экономических и политических.
Действующая Конституция Российской Федерации также подтверждает и закрепляет перемены, происшедшие в жизни страны после распада СССР. Суверенитет России не знает больше ограничений, обусловленных статусом союзной республики. Российская Федерация провозглашена демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.
Идея государственной преемственности нашла отражение и особо подчеркивается в тексте Конституции Российской Федерации 1993 г. В этой связи следует особо подчеркнуть неразрывное единство положений преамбулы о многонациональном народе Российской Федерации, соединенном общей судьбой на своей земле, и о сохранении исторически сложившегося государственного единства.
6. Приоритет прав человека по Конституции РФ
Говорить о подлинном демократизме и гуманизме государственного строя можно лишь в том случае, если в действующей конституции четко проведена идея уважения к человеку, а сам принцип, согласно которому человек – это главная ценность государства и всего общества, не только на словах, но и на деле является основополагающим. Для любой конституции, провозглашающей своей целью движение к высшим человеческим ценностям, идея свободы личности становится неотъемлемой частью всей ее концепции. Основной закон страны принимается и действует не столько ради оформления новой государственности, включая принцип разделения властей, современное прочтение федерализма, развитие местного самоуправления, сколько, прежде всего, для закрепления правового статуса человека и гражданина. Отсюда повышенное, можно сказать, ключевое значение статей, регулирующих взаимоотношения человека и государства. Само государство должно быть организовано таким образом, чтобы не просто декларировать уважение к человеку, но и обеспечивать возможности его свободного развития, раскрытия его потенциала, защищать его автономию от общества. Только государство, основанное на объединении свободных граждан, может добиться успеха в достижении своих целей.
Наш собственный исторический опыт, зачастую трагичный, убедительно свидетельствует о том, что забвение идеи свободы личности, попытки поставить выше всего интересы государства, класса, партии, стремление к показному единомыслию, искусственное отождествление интересов общества и личности служили теоретическим прикрытием диктаторских методов управления страной, необоснованных репрессий против миллионов людей, целых групп населения (сословных, этнических, религиозных и т.д.), вплоть до массового террора. Произвол не смогли остановить нормы действовавших конституций, провозглашавших права и свободы советских граждан: беззаконие было выше конституционных норм. Нельзя забывать, что почти сразу же после принятия Конституции СССР 1936 г., в которую была включена отдельная глава о правах и обязанностях советских граждан, последовали страшные годы сталинского террора.
Даже в «тихие годы» застоя, когда была принята Конституция СССР 1977 г., расширившая перечень основных прав и свобод человека, до признания многих важнейших принципов было далеко. Конституция Российской Федерации 1993 г.
отразила кардинальные перемены, происшедшие в жизни российского общества, в его политике, экономике, духовной сфере.
В новых условиях стало возможным максимально полно выразить в конституционном регулировании следующие идеи:
- 1) дать широкий перечень основных прав и свобод человека и гражданина с учетом мирового опыта;
- 2) органически включить их во все остальные конституционные институты, обеспечить их взаимосвязь с принципами хозяйствования, управления государством, с федеральным устройством;
- 3) создать структуры, процедуры и механизмы, необходимые для осуществления конституционных прав и свобод человека.
Глава о правах и свободах человека и гражданина не может рассматриваться как отдельно взятый институт, действующий изолированно от остального конституционного регулирования.
Глава в целом и ее статьи должны «работать» в единстве и взаимодействии со всем конституционным текстом.
Иной подход просто недопустим, ибо Конституция нацелена в первую очередь на то, чтобы обеспечить личности свободу, снять барьеры, стоящие на этом пути, и, что не менее важно, предупредить возможность реставрации прошлых порядков.
Отсюда вытекает потребность в гарантиях от произвола новой бюрократии, от чиновничьей вседозволенности, от срастания мафиозных структур и аппарата, от сохранения и появления новых монополий, недобросовестного обогащения в ходе приватизации, от правового беспредела и разгула преступности.
Сложившаяся ситуация в сфере прав и свобод человека несомненно отражает переходный характер российского общества. В первую очередь, сказывается неудовлетворительная ситуация в экономике, отсутствие у государства необходимых средств.
Но «списывать» слабости и недостатки в обеспечении конституционного статуса личности только на это было бы неверно.
Свою негативную роль играют другие факторы: все еще непреодолимое неуважение к правам и свободам человека, отсутствие строгой и неотвратимой ответственности за их нарушения, незавершенность законодательства об обеспечении защиты прав человека, а также недостатки в работе государственных структур, несущих ответственность за состояние социальной сферы. Власти чаще, хотя и не всегда успешно, тушат «социальные пожары», а не предупреждают их и не устраняют их причины. Это в полной мере относится к тем регионам, которые нередко собственную инерцию и ошибки подменяют ссылками на просчеты центра.
7. Российский федерализм по Конституции РФ
Конституция Российской Федерации исходит из идеи глубокой и последовательной федерализации России. Положение о том, что Россия есть федеративное государство, закреплено в первой статье Конституции.
Именно в связи с этим установлено, что наша страна именуется как Российской Федерацией, так и Россией; причем оба наименования объявлены равнозначными.
Утверждение принципа федерализма — это прежде всего вывод из уроков собственной истории, на протяжении которой народы страны испытали разные модели государственной организации и смогли найти решение, наиболее их удовлетворяющее.
Это, далее, ответ на потребности нового времени, связанные главным образом с великими целями создания России как сильного, прочного демократического правового государства. Это, наконец, итог обобщения международного опыта, анализа имеющихся образцов, выявления передовых тенденций развития федерализма в современных государствах.
Принцип федерализма жизненно важен для интеграции Российского государства, отличающегося не только своими масштабами, но и многообразием регионов: экономическим, национальным, историческим, социально-политическим, идеологическим.
Уже в процессе перехода от прежней жестко централизованной экономики к рыночным отношениям быстро выявилась необходимость многих специфических форм и методов такого перехода. Федерализм призван стать твердой гарантией исторически сложившегося государственного единства России на основе общероссийского согласия.
В многонациональной России федерализм способствует, с одной стороны, реализации общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, росту национального самосознания, а с другой стороны, сочетанию их интересов с интересами всего общества.
Особо следует подчеркнуть роль принципа федерализма в решении проблем, связанных с закреплением и осуществлением прав человека и гражданина.
Суть российского федерализма выражена в Конституции следующим образом (гл.
3 “Федеративное устройство”): федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
Федеративное устройство России строится на принципе равноправия и самоопределения народов в Федерации (пункт 3 статьи 5 Конституции). Этот принцип охватывает все народы, проживающие па российской территории, независимо от их численности, экономического и культурного уровня и, что также существенно, пройденного ими исторического пути.
В России нет и не может быть иерархии народов, их деления на более или менее важные. Всем народам гарантировано право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Выделены в Конституции лишь права коренных малочисленных народов, которые особо охраняются не только в рамках государства, но и в международном сообществе (ст.
69 Конституции РФ).
Источник: https://www.stud24.ru/politology/konstituciya-rf/348755-1067447-page2.html
Конституционные характеристики российского государства
Россию как страна проявляется в двух видах:
- В виде образования территориального типа, где суверенная власть осуществляется многонациональным народом.
- В качестве системы государственной власти, распространяющей влияние на территорию, определяющуюся границами страны.
Конституционные характеристики Российского государства включают спектр критериев, по которым страна считается:
- Демократической;
- Федеративной;
- Правовой;
- Социальной;
- Светской;
- Республикой.
Природа демократии России состоит из следующих аспектов:
- Народовластие в свою очередь делится на представительное и непосредственное;
- Устройство федераций, которое основывается на равенстве субъектов;
- Многообразие методов идеологии и политики.
Определение! Народовластие в России – процесс осуществления народом принятия важных государственных решений в ходе референдумов или путем выбора органов власти или местного самоуправления. Все субъекты федерации равны между собой, представляют собой совокупность территорий, объединенных в одной стране.
Конституционное государство России демонстрирует следующие признаки демократии:
- Реальная представительная демократия;
- Законное обеспечение прав человека и гражданина.
Суть характеристики российского государства, как страны с демократическим строем, состоит в возможности граждан, проживающих на ее территории, осуществлять власть и защищать свои права в специальных выборных учреждениях. Подобные учреждения наделены законным правом принятия законов, которые имеют право решать важные для населения вопросы.
Демократию в стране обеспечивают следующие аспекты:
- Выборность Госдумы;
- Обусловленное в конституции создание Совета Федерации, законодательных учреждений и органов местного самоуправления.
Институты демократического представительства взаимодействуют с политическим режимом, касательно вопросов наделения и защиты прав и свобод граждан. Данные наделения могут быть обеспечены в полной мере только при режиме демократии, в условии полной законности и отсутствии произвола в области силовых структур.
Конституционные характеристики РФ включают все свободы и права людей и граждан, для реализации которых важно соблюдения комплекса условий.
Федерация
Федеративное устройство России строится на основе признаков единства и целостности территории. Суть федерального принципа состоит во вхождении в состав страны нескольких субъектов, наделенных равными правами. Некоторые субъекты, согласно Конституции, имеют название «государство», но независимыми государствами ни один из субъектов России не является.
Конституционные характеристики России с области устройства государства, имеют следующие особенности: в состав страны включены равноправные субъекты; республики, входящие в состав Федерации, имеют собственную Конституцию, другие субъекты – устав и законодательство; целостность государства; единство системы власти государства; равноправие и самостоятельное определение людей, проживающих в стране, разграничение предметов ведения и полномочий власти и территориальных субъектов; взаимные отношения с федеральными органами установлены на базе равноправия.
Федеративная страна состоит из следующих объектов:
- Область;
- Автономная область;
- Республика;
- Край;
- Город федерального значения;
- Округ.
Замечание
Определение «федерация» противоположно «унитарному государству», в котором осуществляется централизованное управление, а единицы его территории не наделены признаками собственной государственности, и характеризуется только представителями местного самоуправления. В России унитарными считаются только республики, входящие в ее состав.
Правовая страна
Страна считается правовой, так вся ее деятельность направлена на соблюдения прав и свобод, считая это главной целью своего существования.
Государство правового типа выделяется высочайшим уровнем авторитета государственности, настоящим и действующим господством прав, строгим соблюдением всех законов во всех сферах жизни и деятельности граждан. Характеристика Российского государства, как социальной страны, обеспечивается господством общества над государством, поэтому страна может называться социальной.
Определение
Под правом в РФ подразумевают настоящий результат исторических процессов, и закрепляет определенные рамки свободы и справедливости, который обеспечивает государственный аппарат, находящий выражение в международных нормах, законах, актах и Конституции.
Правовое государство в обязательном порядке подразумевает признаки светского государства. В такой стране нет единственного обязательного типа вероисповедания, в такой стране никто не принуждается к принятию какого-либо типа веры или отказа от нее. В России не существует дискриминации по признаку принадлежности к какой-либо религии или отсутствии ее.
Конституционные характеристики российского государства включают полную гарантию соблюдения прав и свобод личности. Данная характеристика является одним из способов осуществления демократии в стране. Государство, гарантирующее полное обеспечения прав и свобод людей, имеет право на заявления о народовластии в стране.
Социальная страна
Конституционная характеристика РФ, как социального государства, заключается в направлении политики и деятельности на обеспечение условий, которые обеспечат достойный уровень жизни граждан. Показатель социальности Российского государства включает спектр следующих показателей:
- Охрана труда и здоровья людей, проживающих в стране;
- Гарантированный минимум оплаты труда;
- Поддержка семей, отцовства, материнства и детства;
- Поддержка пожилых людей и инвалидов;
- Постоянное развитие системы социальной службы;
- Бесперебойная выплата пенсий и пособий;
- Комплекс гарантий социальной защиты.
Светская страна
Светский характер страны проявляется в возможности официальных лиц к отношению к любой религии. Официальные лица имеют права исповедовать любую религию, однако, отношение к какой-либо конфессии не должно иметь влияние на принятие государственных решений.
Религиозные взгляды и конфессия государственных лиц не должны быть связаны с принятыми решениями или иметь какие-либо привилегии.
Значение светской страны заключается в том, что религиозные объединения и государство существуют отдельно друг от друга, не вмешиваясь в дела каждого.
Замечание! В жизнедеятельности Российского общества РПЦ и религия играют важную роль. Однако, в Конституции отмечено, что в стране нет обязательной государственной религии. Законом все религиозные объединения отделяются от государства, и подчеркивает их равенство между собой. Перед законом все религиозные организации равны.
В государственных и муниципальных учреждениях образования светских характер находит свое нормативное закрепление. Религиозные учреждения России имеют право обучать детей религии по согласию родителей вне рамок учебной программы. Обучение детей религии должно осуществляться строго по соглашению специального специального органа местного самоуправления.
Республика
Выборность народом главы государства относит Россию к разряду стран республик. Суть республики состоит в следующем:
- Во главе страны стоят: Президент, Федеральное собрание, состоящее из совета Федерации и Госдумы и Правительство.
- Органы власти в стране являются назначаемыми.
- Срок работы органов власти и их представителей устанавливается законом федерации и не может быть пожизненным.
Россия считается республикой смешанного типа, где власть Президента и исполнительной власти уравновешивается и контролируется Специальным органом – Федеральным Собранием РФ.
Источник: https://sciterm.ru/spravochnik/konstitucionnie-harakteristiki-rossijskogo-gosudarstva/
Сообщение на тему: "Конституция Российской Федерации"
Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом России 12 декабря 1993 года, вступила в силу 25 декабря 1993 года.
Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина, а также конституционные поправки и пересмотр Конституции.
По данным социологического опроса, проведенного в декабре 2017 года, 61 % опрошенных россиян считают Конституцию Российской Федерации документом полностью или скорее отвечающим нуждам страны и её народа.
В 1990—1991 годы происходил распад СССР. Все республики, в том числе РСФСР, приняли Декларации о своём государственном суверенитете.
Съезд народных депутатов республики принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР 12 июня 1990 года. В ней впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, включая принцип разделения ветвей власти.
Финансируемые исполнители верховенства закона помогли разработать Конституцию России, часть I Гражданского кодекса Российской Федерации, и Налоговый кодекс Российской Федерации.
16 июня 1990 года образована Конституционная комиссия I Съезда народных депутатов РСФСР, которая начала эту работу. Председателем комиссии назначен Председатель Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцин, заместителем — первый заместитель Председателя Верховного Совета
РСФСР Р. И. Хасбулатов, секретарём — народный депутат РСФСР О. Г. Румянцев. Сначала в состав комиссии вошли 102 депутата, но к ноябрю 1992 года её численность сократилась до 98 человек, в частности, из-за того, что три члена Конституционной комиссии были избраны в состав Конституционного Суда РФ.
Однако сложная расстановка политических сил в составе народных депутатов приводила к значительной затяжке принятия новой Конституции.
В основном процесс шёл по пути внесения многочисленных изменений в действующую Конституцию РСФСР, которая приобретала в связи с этим противоречивый характер, одни её нормы противоречили другим.
Эта несогласованность вызывала ожесточённое противостояние и противоборство законодательной и исполнительной ветвей власти.
21 сентября 1993 года Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин издал указ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», согласно которому Съезд народных депутатов и Верховный
Совет России должны были прекратить свою деятельность, а также к 12 декабря должна была разработаться новая Конституция. Через несколько часов Конституционный Суд Российской Федерации вынес Заключение Конституционного Суда РФ от 21.09.
1993 № З-2 «О соответствии Конституции Российской Федерации действий и решений Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина, связанных с его Указом от 21 сентября 1993 года »О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации«», в котором отрешил Б. Н.
Ельцина с поста Президента РФ, однако отрешение не признавалось Президентом и его окружением.
- Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание
- России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Источник: https://infourok.ru/soobschenie-na-temu-konstituciya-rossiyskoy-federacii-3655630.html
Значимость Конституции РФ и ее роль в жизни граждан России
День Конституции является одним из самых значимых государственных праздников России, который ежегодно отмечается 12 декабря.
12 декабря 2018 года исполнится 25 лет со дня принятия Конституции Российской Федерации.
В этот день в 1993 году всенародным голосованием в нашей стране была принята Конституция Российской Федерации. Полный текст Конституции был опубликован в «Российской газете» 25 декабря 1993 года. С 1994 года в соответствии с Указом Президента России «О Дне Конституции Российской Федерации» день 12 декабря был объявлен государственным праздником.
Конституция — основной закон государства. Конституция является ядром всей правовой системы России и определяет смысл и содержание других законов.
Раздел первый Конституции страны содержит главу 1, которая называется «Основы конституционного строя». Конституционный строй — это представленная в соответствующих структурах государства и общества и их институтов и закрепленная нормами Основного Закона система основополагающих общественных отношений.
Конституционный строй — это единый государственно-правовой организм, который основывается на определенной форме общественных отношений, закрепленный нормами Конституции»
В Конституции страны в сжатом виде изложены основы организации органов государственной власти и местного самоуправления. Это и глава 3 «Федеративное устройство», главы 4-6, которые закрепляют полномочия Президента Российской Федерации, Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации. Отдельная глава 7 посвящена судебной власти.
Прокуратура не входит ни в одну ветвь власти. Это надзорный орган, который составляет единую централизованную систему. Статья 129 Конституции РФ подчеркивает, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с субъектами Российской Федерации.
Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.
Целями осуществляемого прокуратурой надзора являются: обеспечение верховенства закона и его единства, охрана интересов общества и государства, надзор за исполнением закона органами государственной власти, органами местного самоуправления и иными организациями, и негосударственными структурами. Прокуратура призвана быть балансом, уравновешивающим исполнение законов всеми органами власти и принимающей меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы они не исходили.
- Большинство обращений граждан, поступающих в органы прокуратуры, касаются таких закреплённых конституционных прав, как трудовые, пенсионные, жилищные, право на здравоохранение, на благоприятную окружающую среду, соблюдение интересов несовершеннолетних, престарелых и инвалидов.
- Прокурор наделён широким спектром полномочий, в частности: проводить проверки по ставшим известными фактам нарушения требований действующего законодательства, и при выявлении нарушений – принимать весь комплекс мер прокурорского реагирования, направленных на предупреждение, выявление и пресечения любых противоправных проявлений.
- Во взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями, прокуратурой проводятся форумы, семинары, конференции, «круглые столы», заседания межведомственных рабочих групп и иные совместные мероприятия, на которых обсуждаются актуальные вопросы.
- Принимаемые прокуратурой меры по защите прав и свобод человека и гражданина объединены одной важной целью – способствовать эффективной реализации положений Конституции РФ, не допустить нарушения прав и законных интересов человека и гражданина, гарантированных Конституцией.
В главе II Конституции Российской Федерации закреплены права и свободы каждого, которые составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации.
Фундаментом главы II Конституции Российской Федерации является Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 г. на Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций.
Каждый человек и гражданин РФ должны знать свои права, гарантированные Конституцией РФ.
Условно права человека и гражданина РФ можно разделить на несколько групп:
Личные права — на жизнь (ст.20); на достоинство личности (ст.21); на свободу и личную неприкосновенность (ст.22); на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст.23 и 24); на жилище и его неприкосновенность (ст.
40 и 25); на национальную принадлежность, пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ст.
26); право для законно находящихся на территории Российской Федерации на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства, на беспрепятственный выезд за пределы Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию (ст.
27); на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом, кроме информации, составляющей государственную тайну (ст.29).
Публично-политические (только для граждан РФ) — на объединение и создание профессиональных союзов для защиты своих интересов (ст.30); на мирные (без оружия) собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (ст.
31); на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст.32); избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, на участие в референдуме (ст.32); на равный доступ к государственной службе (ст.
32); на участие в отправлении правосудия (ст.32), возможность быть судьей, а также в качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей; на обращение лично или направление индивидуальных и коллективных обращений в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.
33), законом установлены сроки рассмотрения письменного обращения – 30 дней в общем случае и в исключительных случаях срок может быть продлен еще на 30 дней.
Экономические — на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст.
34); право частной собственности — иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться (триада права собственности) им как единолично, так и совместно с другими лицами, гарантируется право наследования (ст.
35); для граждан и их объединений иметь в частной собственности землю (ст.36).
Трудовые (ст.
37) — на труд и распоряжение своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы; на отдых, работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени (в РФ в общем случае 40 часов неделю), выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (в РФ в общем случае 28 календарных дней); на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
Социальные и культурные — забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей (ст.38); на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.39); на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.
41); на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст.42); на бесплатное образование, высшее бесплатно по конкурсу (ст.
43); на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст.44).
Процессуальные права — на судебную защиту своих прав и свобод и на обращение в межгосударственные органы (ст.
46); на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом и для обвиняемых в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (ст.
47); получение квалифицированной юридической помощи и помощью адвоката (защитника) с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ст.
48); на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания (ст.50); на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст.53).
В Российской Федерации гарантируются свободы: совести, вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст.28); мысли, слова и массовой информации (ст.
29); деятельности общественных объединений (ст.30); триады права собственности на землю и другими природными ресурсы, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст.36); труда, принудительный труд запрещен (ст.
37); литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ст.44).
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст.55).
Источник: http://ozyorsk.ru/znachimost-konstitutsii-rf-i-ee-rol-v-zhizni-grazhdan-rossii/
Значение Конституции РФ в жизни страны
Подробности Опубликовано 11.12.2018 11:01
Конституция – это главный нормативно-правовой акт, в котором закреплены главные нормы конституционного права. Именно в ней установлены конституционно-правовые нормы, которые носят общий характер и являются основополагающими.
Конституция является юридическим документом, основой государственности, законности и правопорядка. И именно в таком качестве она составляет предмет науки конституционного права. К тому же Конституция является политическим документом, потому что регулирует политические отношения в обществе.
Конституция, действующая в нашей стране, является конституцией демократического правового государства, она воплощает волю многонационального российского народа и признает высшей ценностью человека его права и свободы.
В ней закреплены начальные принципы и роль государства, функции, которые оно призвано выполнять и основные формы и методы деятельности. Поэтому Конституция необходима для существования современного государства. Конституция — это средство, которое целенаправленно воздействует на общественные отношения.
Благодаря Конституции все социальные слои общества согласованно взаимодействуют.
Конституция – это в своем роде уникальный учредительный правовой акт, который юридически закрепляет суверенитет, независимость и верховенство государственной власти.
Россия — федеративное государство, поэтому на территории нашей страны действуют Конституция Федерации и конституции Республик в её составе. В ч. 2 ст. 5 Конституции РФ сказано: «Республика (государство) имеет свою Конституцию и законодательство».
Совокупность действующих в РФ конституций образуют систему конституций или конституционную систему. Основой является федеральная Конституция.
Конституция России имеет очень большое значение в жизни страны. Через Конституцию государство реализует свою национальную идею и то, каким оно видит обновляемую государственность. Конституции отведена своя роль в жизни страны и своё предназначение.
Она является юридическим актом, которому присущи все черты и свойства Основного закона. Конституция занимает ключевое, приоритетное место в системе права нашей страны. В ней закреплены идеи и принципы, которые определяют характер общества, основные принципы экономики, политики, государства и права, социальной сферы.
И чем ближе Конституция к национальной идее, тем эффективнее ее роль в развитии общества.
Если Конституция имеет расхождение с национальной идеей, игнорирует ее или идет против нее, то у нее практически нет никаких шансов на признание со стороны народа и государства.
Роль Конституции в жизни страны заключается в том, что она вносит порядок и организацию в общественную жизнь, регулирует взаимоотношения человека с государством и определяет место человека в обществе.
В ней закреплены основополагающие принципы права, функции государственных органов, методы и формы их деятельности. Конституцией определены характер и пределы государственного регулирования всех основных сфер жизни страны: экономической, политической, социальной, духовной.
Помимо этого Конституция регулирует особенности внешней политики государства, а также международное и внутригосударственное право.
Источник: https://nevonkass.ru/administratsiya/informatsiya/2170-znachenie-konstitutsii-rf-v-zhizni-strany