Закономерности формирования «я-концепции» личности — справочник студента

Аннотация: Статья посвящена изучению проблемы формирования «Я – концепции» учащихся в старшем подростковом возрасте; показано, что «Я-концепция» оказывает решающее влияние на развитие целостной гармоничной личности подростка в социуме, его общение и поведение; представлены результаты исследования уровня «Я-концепции» у старших подростков.Ключевые слова: «Я-концепция», формирование «Я-концепции», личность старшего подростка, самоотношение.

Проблема становления «Я – концепции» обнаруживает себя в подростковом возрасте, когда вопросы осмысления собственного Я и его взаимодействия с миром приобретают новое звучание.

Актуальными в этом возрасте становятся изменения в физическом и когнитивном развитии, возникновение чувства взрослости, развитие рефлексии и на ее основе самосознания; формирование самоопределения, новой системы эмоционально-оценочного отношения к себе и окружающим.

Изменяется сфера общения подростка, совершенствуются способы и навыки его коммуникативной деятельности, выстраиваются жизненные перспективы (В.И. Долгова [1], Р. Бернс [2], Л.А. Беляева [3], Н.И. Евсикова [4], В.В. Столин [5]).

«Я – концепция» — это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний [6].

Каждый из элементов «Я – концепции» может существовать в трех модальностях: Я — реальное: представление индивида о том, каков он есть на самом деле; Я — зеркальное (социальное): представление индивида о том, как его видят другие люди; Я — идеальное: представление индивида о том, каким бы он хотел быть [7].

Наиболее перспективным в современной психологии является рассмотрение самоотношения как непосредственной представленности в сознании личностного смысла «Я».

Здесь самоотношение не базируется на оценке социальной желательности воспринимаемой в себе черты, и не является прямым следствием знания о себе, хотя феноменологически выводимо из него.

В основу такого подхода положена идея о том, что в основании самоотношения лежит оценка личностью своего «Я», собственных черт по отношению к мотивам, которые выражают ее потребность в самореализации [8].

«Я – концепция» становится значимым и определяющим в развитии личности. Очевидно, что вопросы «Кто Я?», «Кто Я для других?», «Каким бы Я хотел быть?» в той или иной форме, прямо или косвенно задает себе любой подросток, и поиск ответов на эти вопросы продолжается на протяжении многих лет, прежде чем сформируется более или менее устойчивое представление о собственной личности [9].

Психологическим приобретением старшего подросткового возраста является открытие своего внутреннего мира. Для подростка сосредоточением субъективного опыта является он сам.

Внешний (физический) мир воспринимается только лишь как одна из возможностей  получения такого опыта.

На первый план старших подростков выходит вопрос: «…каков он в глазах окружающих, насколько он отличается от других и насколько он похож или близок к своему идеалу?».

Становление «Я – концепции» – это сложный непрерывный процесс, в ходе которого изменяются, претерпевают определенную динамику его структурные и процессуальные компоненты.

Повышается устойчивость самоотношения в целом и его компонентов в частности, осуществляется их интеграция в единую целостную систему.

Отсюда следует, что формирование «Я – концепции» является важным именно в подростковом периоде, ибо этот возрастной этап наиболее сенситивен для развития психологического феномена самоотношения в целостной структуре личности. [10].

В. И. Долгова отмечает, что формирование — это объективный и закономерный процесс, в ходе коего человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности и общения.

Личность, как и все специфически человеческое в психике, формируется и раскрывается в ходе активного взаимодействия со средой внешней и предметной, путем усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта.

В этом опыте непосредственно к личности относятся системы представлений о нормах и ценностях жизни — об общей направленности человека, отношениях к другим, к себе, к обществу и пр. Формирование — процесс целенаправленного и организованного овладения социальными субъектами целостными, устойчивыми чертами и качествами, необходимыми им для успешной жизнедеятельности [11, 12].

Формирование «Я – концепции» в старшем подростковом возрасте, это сложный процесс, который напрямую зависит от условий социального развития подростка, его жизненного опыта, характера взаимодействий со сверстниками и взрослыми, системой морально-нравственных установок.

Для осуществления экспериментального исследования мы применяли следующие методики:

  1. «Опросник самоотношения» С.Р. Пантелеева и В.В. Столина. Цель: позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности: глобальное самоотношение, самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе, уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я»;
  2. «Кто Я?» М.Кун и Т. Макпартленд. Цель: используется для изучения содержательных характеристик идентичности личности. Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом «Я» или Я-концепцией.;
  3. «Изучения самооценки» Дембо – Рубинштейн. Цель: определить уровень самооценки личности [11].

Исследование проводилось в Гимназии №1 г. Челябинска, в нем приняли участие учащиеся 9 класса, 20 человек, из них 11 девочек, 9 мальчиков, в возрасте от 14 -15 лет.

Обсудим результаты исследования.

Результаты когнитивного компонента формирования «Я-концепции» учащихся старшего подросткового возраста по методике: «опросник самоотношения» С.Р. Пантелеев и В.В. Столин. В ходе обработки данных были получены следующие результаты, которые изображены на диаграмме, представленной на рис. 1.

Закономерности формирования «Я-концепции» личности - Справочник студента

Рис. 1. Результаты когнитивного компонента формирования «Я-концепции» учащихся старшего подросткового возраста по методике: «опросник самоотношения» С.Р. Пантелеев и В.В. Столин 

  • Проведенный анализ когнитивного компонента у подростков показал что:
  • Высокий уровень: интегральная – 4 человек (20%), самоинтересов – 5 человек (22%), саморуководство – 7 человек (34%), самоинтереса – 9 человек (42%), самопонимания – 7 человек (34%) означает, что подросток может не адекватно соотносить свои достоинства и недостатки, завышая свои возможности.
  • Средний уровень: самоинтересов – 6 человек (32%), саморуководство – 8 человек (46%), самоинтереса – 8 человек (41%), самопонимания – 7 человек (34%), интегральная – 6 человек (30%) означает, что подросток в адекватной мере принимает себя, свои возможности, удовлетворен собой.
  • Низкий уровень: самоинтересов – 9 человек (46%), саморуководство – 5 человек (20%), самоинтереса – 3 человек (17%), самопонимания – 6 человек (32%), интегральная — 10 человек (50%) означает, что у подростка рефлексивно-критичное отношение к себе, отмечается заниженное восприятие своих достоинств и недостатков.

Анализ рис.

1 показал, что все показатели когнитивного компонента самоотношения выражены на уровнях высоком и низком (уровни показателей попадают в диапазоны: высокий (20% до 42%) и низкий (17% до 47%), это говорит о том, что у подростков не в достаточной мере сформированы представления об основных закономерностях психолого – педагогических знаний о сущности и особенностях формирования позитивного соотношения. Что свидетельствует о создании программы формирования позитивного самоотношения у подростков.

Результаты эмоционального компонента формирования «Я-концепции» учащихся старшего подросткового возраста по методике: «Кто Я» М. Куни и Т. Макпартленд. В ходе обработки данных были получены следующие результаты, которые изображены на диаграмме, представленной на рис. 2.

Закономерности формирования «Я-концепции» личности - Справочник студента

Рис. 2. Показатели эмоционального компонента формирования «Я-концепции» учащихся старшего подросткового возраста

  1.  Проведенный анализ эмоционального компонента у подростков показал, что:
  2. Высокий уровень: самоуважения — 8 человек (40%), аутосимпатия – 5 человек (25%), самообвинение – 6 человек (32%), самооценка 10 человек (48%), реалистичное представление о себе – 3 человек (12%) означает, что у подростка завышенное уважение к себе
  3. Средний уровень: самоуважения — 9 человек (46%), аутосимпатия – 8 человек (36%), самообвинение — 5 человек (25%), самооценка 6 человек (27%), реалистичное представление о себе 1 человек (3%) означает, что у подростка адекватное восприятие эмоционального состояния личности.
  4. Низкий уровень: самоуважения- 3 человек (14%), аутосимпатия – 7 человек (39%), самообвинение – 9 человек (43%), самооценка 4 человек (25%), реалистичное представление о себе – 16 человек (85%) означает, что у подростка занижено самоуважение, заниженное восприятие эмоционального состояния личности.

В процессе анализа было вывлено, что все показатели эмоционального компонента самоотношения выражены на уровнях высоком и низком (уровни показателей попадают в диапазоны: высокий (12% до 48%) и низкий (3% до 44%)), что говорит о том, что у подростков не в достаточной мере сформированы представления об эмоционально — волевых особенностях и состоянии личности. Что свидетельствует о создании программы формирования позитивного самоотношения у подростков.

Результаты поведенческого компонента формирования «Я-концепции» учащихся старшего подросткового возраста по методике «Изучение самоотношения» Дембо — Рубинштейн. В ходе обработки данных были получены следующие результаты, которые изображены на диаграмме, представленной на рис. 3.

Закономерности формирования «Я-концепции» личности - Справочник студента

Рис. 3. Показатели поведенческого компонента формирования «Я-концепции» учащихся старшего подросткового возраста 

  • Проведенный анализ поведенческого компонента у подростков показал, что:
  • Высокий уровень: ожидаемое отношение от других – 0 человек (0%), самоуверенность – 5 человек (27%), отношение других – 3 человек (15%), самопринятие – 6 человек (29%) означает, что у подростка завышена область действий моделей поведения.
  • Средний уровень: ожидаемое отношение от других – 9 человек (44%), самоуверенность – 11 человек (54%), отношение других – 7 человек (37%), самопринятие – 10 человек (49%) означает, что у подростка адекватное принятие себя как личности.
  • Низкий уровень: ожидаемое отношение от других – 11 человек (56%), самоуверенность – 4 человек (20%), отношение других – 10 человек (49%), самопринятие – 4 человек (22%) означает, что у подростка занижена область действий моделей поведения.

Анализируя рис.

3, отметим, что все показатели поведенческого компонента самоотношения выражены на уровнях высоком и низком (уровни показателей попадают в диапазоны: высокий (0% до 29%) и низкий (20% до 56%), что говорит о том, что у подростков не в достаточной мере сформирована область действий, моделей поведения личности. Что свидетельствует о создании программы формирования позитивного самоотношения у подростков.

Читайте также:  Дифракция фраунгофера на щели, на прямоугольном и круглом отверстиях - справочник студента

Выводы:

Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что все показатели когнитивного, эмоционально и поведенческого компонента выражены на уровнях высоком и низком, что свидетельствует, что у подростков в недостаточной мере сформированы представления о закономерностях психолого – педагогических знаний, эмоционально – волевых особенностях и состояния личности и области действий моделей поведения.

Таким образом, за время проживания ребенком подросткового возраста «Я-концепция» преодолевает значительные изменения.

Происходит его усложнение, повышается устойчивость отношения к себе в целом и его компонентов в частности, осуществляется их интеграция в единую целостную систему.

Приоритетным, по мнению исследователей, является тот факт, что в подростковом возрасте «Я – концепция» интенсивно формируется и систематизируется.

Становление «Я – концепции» – это сложный непрерывный процесс, в ходе которого изменяются, претерпевают определенную динамику его структурные и процессуальные компоненты. Отсюда следует, что изучение «Я – концепции» является важным именно в подростковом периоде, ибо этот возрастной этап наиболее сенситивен для развития психологического феномена «Я – концепции» в целостной структуре личности.

 Ссылки на источники 

  1. Долгова В.И., Ордина И.П. Формирование позитивной я-концепции старших школьников // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. – 2012. — № 4 (24). — С. 63-65.
  2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание /Пер. с англ. — М.: «Прогресс», 2010. – С. 263.
  3. Беляева Л.А. Построение «Я-Концепции» как важнейшее условие профессионального самоопределения старшеклассников. – М.: МГППУ // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2010. — № 91. — С. 80.
  4. Евсикова Н.И. Особенности самоотношения подростков, обучающихся в традиционной и вальдорорфской школах // Вопросы психологии. – 2008. — № 6. – С. 38-40.
  5. Столин В.В. Самосознание личности. — М.: Издательство Московского Университета. – 2009. — 284 с.
  6. Дьяченко О.М. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Как развивается подросток?: о чем нужно помнить психологам, педагогам и родителям. – М.: Чистые пруды, 2009. – 32 с.
  7. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 2010. – 22 с.
  8. Долгова В.И., Ордина И.П. Я-концепция одаренных старшеклассников (монография). — Бишкек: Изд-во «ДЭЦ», 2012. — 155 с.
  9. Колядин А.П. Подходы к изучению «Я-концепции» в психологической науке. — М.: Флинта // Серия «Гуманитарные науки». — 2010. — № 1. – С. 45- 50.
  10. 10. Сидоров  К.Р. Самооценка, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности подростков // Вопросы психологии. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, — 2011, — №3, С. 157.
  11. Долгова В.И. Напримеров А.А., Латюшин Я.В. Формирование эмоциональной устойчивости  – СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. – 167 с.
  12. Долгова В.И., Долгов П.Т., Латюшин Я.В. Волонтеру-консультанту антинаркотических программ: монография. – Челябинск: ГОУ ВПО «ЧГПУ»; М.: МГОУ, 2005. – 308 с

Источник: https://e-koncept.ru/2015/95051.htm

Влияние Я-концепции на уровень учебно-профессиональной самоэффективности студентов

В статье представлены результат исследования Я-концепции студентов, а именно тех характеристик, которые имеют отношение к образу студента, как субъекта учебной деятельности.

Проанализированы понятия: Я-концепция, самоэффективность, учебно-профессиональная самоэффективность. Представлено результаты исследования учебно-профессиональной самоэффективности.

Приведены результаты исследования влияния Я-концепции студентов на уровень развития учебно-профессиональной самоэффективности.

Ключевые слова:Я-концепция, самоэффективность, психологическая подготовка, профессиональная деятельность, учебно-профессиональная самоэффективность, студент, университет.

Results of students’ self-concept research are represented namely with characteristics which refer to student’s image as a subject of educational activity.

Notions self-concept, self-efficacy, learning and professional self-efficacy are analyzed. Results of studying and professional self-efficacy are represented.

Results of students’ self-concept impact on studying and professional self-efficacy level of development are represented.

Keywords: self-concept, self-efficacy, psychological education, professional activity, educational and professional self-efficacy, student, university

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Образ «Я», «Я»-концепция (от англ.

one's self-concept, также self-construction, self-identity или self-perspective) — это система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности, которые в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью [2; 3].

Исходя из этого, можно припустить, что студенты, которые овладевают знаниями, умениями будущей профессиональной деятельности должны иметь представление о самом себе как о субъекте учебной деятельности в университете, как о будущем специалисте.

Процесс обучения студента в высшем учебном заведении это сложный процесс осуществления им учебно-профессиональной деятельности.

Исследованием психологических особенностей подготовки к профессиональной деятельности, в частности изучением содержания и структуры профессиональной направленности занималось много отечественных и зарубежных психологов, таких как: Деркач А. А.

, Дубровицкая Т. Д., Дьяченко Н. Н., Кандыбович А. А., Климов Е. А., Кузьмина Н. В., Сластёнин В. А., Эльконин Д. Б. и многие другие [4].

Целью нашего исследование является изучение отношений студентов, идентификация себя с субъектом учебно-профессиональной деятельности. Можно припустить, что чем больше студент будет осознавать себя как умный, целенаправленный студент, будущий специалист, тем выше будет уровень его учебно-профессиональной самоэффективности.

Понятие самоэффективность было введено Бандурой А. Самоэффективность является одним из главных понятий социально-когнитивной теории Бандуры А.

, согласно которой психологическое функционирование человека можно описать в терминах беспрерывного взаимодействия трёх групп факторов — поведенческих, когнитивных и факторов окружающей среды. Под самоэффективность Бандура А.

понимал чувство собственной компетентности эффективности, а также умение осознавать свои способности и выстраивать поведение, которое бы соответствовало задачи или ситуации [1].

Исходя из определения самоэффективности Бандуры А., можно сделать вывод о самоэффективности человека в определенной деятельности.

Поэтому было введено понятие учебно-профессиональной самоэффективности, как оценка студентами своих способностей в осуществлении учебно-профессиональной деятельности.

Соответственно задачей нашего исследование было установить особенности взаимосвязи представлений студентов о себе («Я»-концепция) с уровнем развития их учебно-профессиональной самоэффективности.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе трёх технических университетов Украины. В исследовании принимало участие около 2000 студентов, которые обучаются на более 60 специальностях.

Исследование проводилось с помощью таких методик, как: «Исследование уровня учебно-профессиональной самоэффективности студентов» (Сняданко И. И.), «Мотивация обучения в вузе» (Ильин Т. И.). Исследование «Я» — концепции студентов проводилось с помощью методики «Кто Я?» (Кун М., Макпартленда Т.).

АНАЛИЗРЕЗУЛЬТАТОВИССЛЕДОВАНИЯ

В результате исследования уровня учебно-профессиональной самоэффективности студентов было установлено, что низкий уровень развития учебно-профессиональной самоэффективности имеет 26,22 % студентов, средний уровень — 48,27 %, а высокий — 25,51 % студентов технических университетов.

В результате исследования Я — концепции студентов, было отобрано только те характеристики, которые характеризовали студентов как субъектов учебной и будущей профессиональной деятельности. Полученные характеристики «Я» было разделены на четыре группы в зависимости от их количества и оценки (позитивной или негативной) (Табл. 1).

Из таблицы 2 видно, что чаще всего у студентов встречается такая характеристика как «Я — студент» (61,7 %), на втором месте (со значительным отрывом) находится характеристика «Я — интеллектуал» (29,6 %) и т. д.

Таблица 1

Результатыраспределенияхарактеристик «Я-концепции» студентов

Я-концепция Характеристики студентов Номер ранга распределение в %
Студенты у которых есть характеристика (позитивная) Студенты у которых отсутствует характеристика Студенты у которых данная характеристика негативная Студенты у которых много обозначе­ний одной характеристики
Я-студент 1 61,7 % 38,0 % 0,3 %
Я- будущий специалист 5 19,9 % 79,5 % 0,5 %
Я-интеллектуал 2 29,6 % 69,9 % 0,3 % 0,2 %
Я — хобби 4 24,6 % 72,7 % 0,7 % 2 %
Я — творческий 7 15,6 % 84,1 % 0,3 %
Я-привлекательный 3 28,7 % 70,5 % 0,4 % 0,4 %
Я-ленивый 8 11,9 % 88,1 %
Я — целенаправленный 6 18,1 % 81,9 %

Представление студентов о себе как будущем специалисте находится на пятом месте. При проведении методики «Кто Я» студента не было сделано подсказок, какие могут быть характеристики себя, это очень существенная особенность при зачитывании инструкции к методике.

Исходя из результатов оценки студентами себя, можно сделать вывод, что у большинства студентов не сформировано представление о себе как будущего специалиста, а также как умного, творческого и целенаправленного студента.

Результаты дисперсионного анализа свидетельствуют о наличии значительное количество статистически значимых данных между исследуемыми характеристиками Я-концепции и шкалами методики учебно-профессиональной самоэффективности и мотивации студентов к овладению профессией. В данной статье мы не можем представить все графики результатов распределения показателей, но на рисунке 1 можно увидеть общую тенденцию оценки студентов себя как специалистов и уровнем мотивации к овладению профессией (рис. 1).

Из графика (рис. 1) следует, что когда студент осознает себя будущим специалистом, то уровень его мотивации к овладению профессией выше, чем когда он не характеризует себя як будущий специалист. Но когда студент дает много характеристик себя как будущий специалист, то уровень его мотивации к овладению профессией очень низкий (при р≤0,0001).

Закономерности формирования «Я-концепции» личности - Справочник студента

Рис. 1. Влияние представления студентов о себе как будущих специалистов на мотивацию к овладению профессией (при р≤0,0001)

По результатам исследование влияния характеристик «Я» студентов на уровень учебно-профессиональной самоэффективности за критерием хи-квадрат Пирсона и таблиц сопряженности было установлено значительное количество статистически значимых показателей [5]. Проведем более детальный анализ по каждой шкале методики учебно-профессиональной самоэффективности.

  • Из таблицы 2 следует, что наличие у студента характеристики себя как умного, интеллектуального человека, влияет на формирование более высокого уровня оценки своей подготовки к профессиональной деятельности, профессиональной идентификации, чем при отсутствии данной характеристики или при негативной ее оценке.
  • Таблица 2
  • Распределение результатов влияния характеристики Я-интеллектуальное на шкалы учебно-профессиональной самоэффективности студентов
Шкалы учебно-профессиональной самоэффективности Уровни Я- интеллектуальное (результаты представлены в %)
позитивная характеристика Характеристика отсутствует негативная характеристика больше чем одна характеристика
Оценка подготовки к профессиональной деятельности высокий 31,7* 23,5* 0* 66,7*
средний 40,3* 44,3* 50,0* 33,3*
низкий 28,0* 32,2* 50,0* 0*
Отношение к профессии высокий
средний
низкий
Профессиональная идентификация высокий 36,4** 21,2** 0** 33,3**
средний 37,9** 46,6** 25** 33,3**
низкий 37,9** 46,6** 25,0** 33,3**
Научная деятельность по специальности высокий 38,9 ** 27 ** 25 ** 33,3 **
средний 18,1 ** 26,5 ** 25 ** 33,3 **
низкий 43** 46,5** 50** 33,3**
  1. *- при р
Читайте также:  Элементы внешней среды косвенного воздействия - справочник студента

Источник: https://moluch.ru/conf/psy/archive/110/5085/

Закономерности формирования «Я-концепции» личности

После своего формирования «Я-концепция» имеет статический и динамический компоненты. Последний может меняться в зависимости от отдельных успехов и неудач личности, результатов его взаимодействия с другими людьми, конкретных ситуаций. Несмотря на наличие индивидуальных различий в процессе формирования «Я-концепции», это образование закономерно проходит три стадии

Этапы развития:

До 3 лет — Осознание границ своего тела. Способность к самостоятельным действиям с предметами. Восприятие себя как активного субъекта. Формирование местоимения «Я».

Дошкольный возраст — Период развития самооценки, которая в основном основывается на чужих мнениях (родителей и воспитателей). Представления о себе неустойчивы и эмоционально окрашены.

Школьный возраст — Складывается логическое мышление. На основе сопоставления мнений разных людей о себе формируется собственное мнение. Самооценка становится более стабильной, важную роль занимают моральные нормы

Традиционно появление термина «идентичность» в психологии связывают с именем Э. Эриксона, который определил идентичность как внутреннюю непрерывность и тождественность личности

В социологии также исследуется понятие «социальная идентичность». Дж. Мид и Ч. Кули рассматривали идентичность как социальное образование, человек видит себя таким, каким его видят другие. В данной теории можно увидеть структуру идентичности в связи с факторами ее формирования. Однако процесс формирования идентичности не описан.

Социальная идентичность — не просто результат освоения субъектом объекта (социального опыта), позволяющий интегрироваться в общество. С объектом в обществе всегда взаимосвязан субъект.

Социальная идентичность есть результат взаимодействия становящегося субъекта (индивид — группа — общество) с контрсубъектом (индивид — группа — общество).

Системообразующим в процессе формирования социальной идентичности предстаёт противоречие между потребностью субъекта (по адекватному самовыражению, самоопредмечиванию своей идентичности) и интересом контрсубъекта, общественной системы в целом, в самосохранении, самовоспроизводстве собственной социальной идентичности, и в распредмечивании её субъектом в нормативном, оформившемся виде. В структуру социальной идентичности входят, находящиеся во взаимодействии, живая деятельность (идентификация, интернали-зация, рефлексия) и опредмеченная деятельность (образы Я-Мы — человек, Я-Мы — социальный субъект, Я—индивидуальность).

Этническая — представляет собой важнейший элемент социальной идентификации в целом. В системе идентификаций национально-этнический фактор зачастую оказывается даже важнее, чем гражданский.

Однако в России в последние годы наметились серьезные сдвиги: если несколько лет назад с россиянами устойчиво отождествляли себя почти вдвое меньшее число респондентов, чем с людьми той же национальности, то сейчас (см. рис.

1) роль россиянина, гражданина России является самой распространенной «Я-идентификацией», причем самоидентификации «житель определенной местности», «представитель конкретной национальности» отстают от нее в разы.

Этот факт свидетельствует о достаточно высокой степени внутренней интегрированности российского общества и даже возможности в обозримой перспективе формирования в России гражданской нации.

Важность этнической идентификации становится особенно очевидной, когда речь идет об идентификации себя с этнической или расовой группой, которая по тем или иным причинам низко оценивается окружающими и вызывает к себе неприязненное или пренебрежительное отношение.

«Принадлежность к отвергаемой или презираемой группе ставит перед каждой личностью серьезные проблемы, связанные с самооценкой». Американские психологи еще в 1930-е гг. провели опрос чернокожих и белых детей: показывая им черных и белых кукол, их спрашивали, какие из них им нравятся больше.

Большинство опрошенных (и белых, и черных) высказалось в пользу белых кукол. Затем детей спросили, какая кукла больше всего похожа на них, и чернокожие дети не могли дать ответа на этот вопрос и проявляли сильную эмоциональную реакцию.

С одной стороны, они не могли у видеть себя в белых куклах, а с другой — признать себя в черных означало отождествить себя с куклами, которых все дети отвергли как «плохих» и недостойных любви.

Неспособность без проблем идентифицировать себя с группой разрушительно воздействует на личность. Обесценение составленного о себе образа в результате идентификации с низко оцениваемой обществом группой человек воспринимает болезненно, поэтому люди вырабатывают разнообразные стратегии, направленные на ослабление этого эффекта. Рассмотрим некоторые из них:

  • § стратегия «интернализации обесцененного образа», т. е. принятия себя «плохим» без протеста. Такая стратегия на уровне поведения проявляется в стремлении уйти в тень, подчиняться окружающим, в ощущении вины; человек старается стать незаметным, быть «как все», никому не мешать, занимать как можно меньше места. Он может также притворяться безразличным, делая вид, что не замечает признаков дискриминации по отношению к себе. Решая свою проблему изнутри, он не принимает никаких мер, чтобы изменить свое положение или положение своей группы;
  • § стратегия активного протеста против такого обесценения, когда человек либо ведет себя агрессивно по отношению к тем, кто его презирает, нейтрализуя их оценку с помощью насмешек и презрения, либо старается самоутвердиться «таким, каков он есть», акцентируя в себе те именно черты, которые негативно воспринимаются в доминирующей культуре. Такую стратегию используют чернокожие, когда заявляют, что «черные — это прекрасно»;
  • § стратегия ассимиляции, означающая отказ от собственной индивидуальности и попытку как можно больше походить на доминирующий этнический тип и внешне, и в культурном отношении. При этом обычно используются банальные средства, например окраска волос и осветление кожи с помощью косметических средств; изменение имени; активное выражение презрения к собственной этнической группе;
  • § стратегия компромисса, или «формирования критической личности», которая сводится к заимствованию отдельных черт доминирующей культуры при сохранении ряда особенностей, присущих родной этнической культуре. Это проявляется в согласии с одними негативными оценками своей группы и несогласии с другими.

Возрастная — проходит болезненно для человека, когда он идентифицирует себя с непопулярными в обществе возрастными группами. Речь идет прежде всего о пожилых, вышедших из активного возраста.

Отношение к старикам в различных обществах очень разное — от непререкаемого уважения к «аксакалам» на Востоке до изоляции и пренебрежения. Исторически также человечество знало разнос отношение к старикам.

Общеизвестно, что в первобытных обществах стариков убивали, если они становились обузой для племени.

Несмотря на то, что в наше время старость является признанной социальной проблемой и старики находятся под опекой государства, в плане личной идентификации старость остается источником страданий.

Это связано в первую очередь с тем, что пожилые в большинстве случаев не могут удовлетворить потребность в осмысленном существовании. Вопрос «Кто я такой?» для них подменяется вопросом «Кем я был?».

Драма пожилых в том, что они утратили элементы, составлявшие их личность.

В целом потеря социальных и культурных ориентиров, коллективный отказ общества интегрировать пожилых и использовать их знания и возможности приводят к тому, что у них развивается кризис социальной идентификации.

Можно было бы отдельно остановиться на проблемах социальной идентификации представителей бедных слоев общества, представителей «непрестижных» профессий и т. д.

, но и в этих случаях суть состоит в осознании человеком зазора между адекватной личной самооценкой и принадлежностью к социальной группе, не пользующейся общественным признанием, и выработке конкретного типа стратегии, позволяющей решить для себя эту болезненную проблему

Источник: https://studwood.ru/1281704/psihologiya/zakonomernosti_formirovaniya_kontseptsii_lichnosti

Закономерности формирования «Я-концепции» личности

Я-концепция после своᴇᴦο формирования имеет статический и динамический компоненты. В зависимости от успехов и неудач индивида динамический компонент может меняться в результате ᴇᴦο взаимодействия с другими людьми и конкретными ситуациями.

Процесс формирования Я-концепции, несмотря на наличие индивидуальных различий, закономерно проходит три стадии:

  1. До 3-летнᴇᴦο возраста. На ϶том этапе происходит осознание границ своᴇᴦο тела. По методность к самостоятельным действиям с предметами, идет восприятие себя как активного субъекта, формируется местоимение ʼʼЯʼʼ;
  2. Дошкольный возраст. Период характеризуется развитием самооценки, в основе которой лежит мнение родителей и воспитателей. Представления о себе ещё очень неустойчивы и эмоционально окрашены;
  3. Школьный возраст. Начинает складываться логическое мышление. Идет формирование собственного мнения на основе сопоставления мнений разных людей о себе. Более стабильнои̌ становится самооценка, моральные нормы играют важную роль.

Развитие Я-концепции у подростков

У молодых людей в ϶том возрасте идет активное формирование самосознания, вырабатывается собственная независимая система самооценивания и самоотношения. Развивается методность проникновения в свой собственный мир. Начинается осознавание своей особенности и неповторимости, а в сознании происходит переориентация с внешних оценок на оценки внутренние. Постепенно у подростка формируется Я-концепция, которая методствует дальнейшему построению поведения.

К новым ощущениям и желаниям, которые появляются в результате физиологического и психического созревания, у нᴇᴦο развиваются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Ему интересны мысли других людей и сами о себе думают. Подростки методны создавать мысленный идеал семьи, общества, религии, вырабатывать или перенимать теории и мировоззрения, методные ликвидировать всœе противоречия и создать гармоническое целое.

Читайте также:  Научная и житейская психология - справочник студента

Параметр связи с окружающим, возникающий в ϶тот период, по мнению Эриксона, колеблется между положительным полюсом идентификации ʼʼЯʼʼ и отрицательным полюсом путаницы ролей.

Обретя методность к обобщениям, подросток должен объединить всœе о самом себе как об ученике, сыне, спортсмене, товарище и др. Все эти роли надо собрать в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и спроецировать будущее.

Если данная задача будет решена, то появится ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет.

Период, на который приходится основнои̌ кризис идентичности – ϶то юношеский возраст. Далее или обретение взрослой идентичности или задержка в развитии – ʼʼдиффузия идентичностиʼʼ. Э. Эриксон назвал интервал между юностью и взрослым состоянием ʼʼпсихическим мораториемʼʼ. Пуᴛᴇᴍ проб и ошибок молодой человек стремится найти свое место в обществе.

В своем сознании подросток соз разнообразные образы Я, отражающие всœе богатство ᴇᴦο жизни. Его представления о собственнои̌ внешней привлекательности, своем уме, своих методностях, силе характера, общительности, доброте, соединяясь вместе образуют большой пласт Я-концепции – реальное Я.

Познание своих качеств формирует у нᴇᴦο когнитивный компонент Я-концепции, с которым связаны ещё два – поведенческий и оценочный. Поскольку подросток ещё не цельная зрелая личность, а отдельные ᴇᴦο черты диссонируют, то и сочетание разных образов Я негармонично. При достаточнои̌ стабилизации образа Я всœе появляющиеся противоречия заставляют включаться механизмы психологической защиты.

Представления о себе у подростка только формируются, по϶тому динамичны и нестабильны, а отсюда болезненная чувствительность к словам. Идеальное Я может сильно отличаться от реального, если уровень притязаний высокий, а осознание своих возможностей недостаточное. Разрыв между идеальным и действительным образом к неуверенности в себе и внешне выражается в упрямстве, обидчивости, агрессивности.

В ϶тот период оно становится возможным, потому что у подростка развивается саморегуляция и он у методен отсрочить желания, оценить соотношение возможности и реальнои̌ ситуации. На границе с ранней юностью представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему Я-концепцию.

Развитие Я-концепции взрослого человека

Я-концепция в зрелом возрасте остается определяющим центром внутреннᴇᴦο мира личности.

Доминирующим на ϶том этапе целостное видение себя в контексте жизнедеятельности, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ основывается на оценочном процессе.

Личность оценивает положительно те переживания, которые являются свидетельством её положительного функционирования – ʼʼя правильно прожил большую часть своей жизниʼʼ, ʼʼя достиг основных жизненных целейʼʼ, ʼʼменя ожи обеспеченная старостьʼʼ и др.

Негативно оценивает или избегает переживаний, которые приносят вред, по её мнению, сохранению и функционированию своᴇᴦο Я – ʼʼя ошибался в жизниʼʼ, ʼʼмне не достичь у своих жизненных целейʼʼ, ʼʼмоя старость не обеспеченаʼʼ и др.

Сущностные силы личности на ϶том этапе у актуализированы и программа саморазвития, как правило, реализована. Возникает проблема согласованности личностного опыта с Я-концепцией. Их несогласованность переживается очень болезненноСтоит отметить, основные функции Я-концепции в зрелом возрасте остаются актуальными и методствуют:

  • Самосогласованию человека, стабильности ᴇᴦο внутреннᴇᴦο мира и поведения;
  • Остаются источником жизненных ожиданий;
  • Обеспечивают соблюдение выработаннои̌ стратегии жизни и поведения.

Особенностью Я-концепции людей возраста свою жизненную перспективу не рассматривают как достаточно длительную и реалистично относятся к своему будущему, ориентируясь на настоящее. Взрослый человек осознает свои жизненные задачи, которые оказывают влияние на развитие Я-концепции. Они заключаются в следующем:

  • Приобретение духовно-нравственного совершенства, жизненнои̌ мудрости и опыта, гражданской и социальнои̌ ответственности;
  • Достижение и поддержание достойного уровня жизни;
  • Обеспечение надлежащᴇᴦο отдыха;
  • Помощь детям и внукам в их ответственности за свое будущее;
  • Особая чуткость в супружеских отношениях;
  • Поддержка родителей преклонного возраста;
  • Забота о собственном здоровье.

Если ранняя взрослость человека не учитывала свои реальные силы и не предусматривала последствий, то в зрелом возрасте у учитываются возможности и индивидуальные методности. Самоактуализация становится сутью Я-концепции. В ϶тот период происходит усиление когнитивного компонента в самооценке и человек стремится трезво и рационально оценить себя, свою жизнь, свои достижения.

В зрелом возрасте люди высоко оценивают свои возможности и легко меняют свои социальные роли, а предпосылкой принятия ответственных решений уверенность в своих силах. Социально значимые качества, на которые ориентируется личность, отражаются в Я-концепции.

Уровень притязаний в зрелом возрасте становится адекватным. Отсюда следует, что, в зрелом возрасте происходят важные изменения в Я-концепции, обусловленные образом жизни и ᴇᴦο проблемами и появляются ощущения человека самодостаточного, состоявшегося или неудачника по жизни.

Источник: http://referatwork.ru/info-lections-55/gum/view/23401_zakonomernosti_formirovaniya_ya_koncepcii_lichnosti

�сточники формирования Я-концепции

  • Р�Р· многочисленных источников формирования РЇ-концепции человека, РїРѕ-РІРёРґРёРјРѕРјСѓ, наиболее жизненно важными являются следующие:
  • • Представление Рѕ своем теле (телесное РЇ).
  • • Язык — как развивающаяся способность выражать словами Рё формировать представления Рѕ себе Рё РґСЂСѓРіРёС… людях.
  • • Субъективная интерпретация обратной СЃРІСЏР·Рё РѕС‚ значимых РґСЂСѓРіРёС… Рѕ себе.
  • • Р�дентификация СЃ приемлемой моделью половой роли Рё усвоение связанных СЃ этой ролью стереотипов (мужчина–женщина).
  • • Практика воспитания детей РІ семье.

Телесное Я и образ тела.

Рост, вес, телосложение, цвет глаз, пропорции тела тесно связаны с установками индивида к себе, самочувствием и переживаниями своей адекватности и принятия себя. Образ своего тела, подобно другим компонентам Я-концепции, субъективен, но ни один другой элемент так не открыт для внешнего обозрения и социальных оценок, как тело человека.

Общий уровень удовлетворенности своим телом пропорционально соизмерим с общим уровнем принятия себя.

Так же, как для каждого из нас существует идеальная Я-концепция себя, существует, по-видимому, и идеальный образ тела. Он формируется на основе усвоения индивидом культурных норм и стереотипов.

Чем ближе образ тела к идеалу, тем вероятнее наличие у индивида высокой Я-концепции. Язык и развитие Я–концепции.

Значение языка для развития Я–концепции очевидно, поскольку развитие способности ребенка к символическому отражению мира помогает ему выделить себя из этого мира («Я», «мое» и т. д.

) и дает первый толчок к развитию Я-концепции. Другими словами, Я-концепция осознается человеком в языковых терминах и ее развитие осуществляется посредством языковых средств.

Обратная связь от значимых других.Приобретение опыта принятия себя другими (в любви, уважении, привязанности, защите и т. п.

) — другой важный источник формирования Я-концепции.

Существует много исследований, посвященных этому вопросу, результаты которых позволяют выделить общую закономерность.

Если индивид принимается, одобряется, признается другими людьми, пользуется их уважением и осознает это, то у него, вероятнее всего, развивается положительная Я-концепция. � наоборот. Не подлежит сомнению, что первичная группа сверстников (школьные группы и др.) имеет огромное значение для формирования и «оформления» центральных Я-установок в подростковом возрасте.

Полоролевая идентификация.Различают два процесса формирования половой принадлежности индивида — половая идентификация и половая типизация.

�дентификация — это более ранний процесс (в основном бессознательный) отождествления себя с ролью другого человека и подражание его поведению.

Половая типизация, следующая за идентификацией, — более осознанный процесс овладения культурно одобряемыми нормами поведения, типичными для роли женщины или мужчины в данной культуре. Определение и усвоение половой роли — важнейший и универсальный компонент Я-концепции. В каждом обществе (культуре) существуют социально одобряемые нормы, стандарты, формы поведения и психологические характеристики, приписываемые ролям мужчины и женщины.

Воспитание детей в семье.

Не подлежит сомнению, что практика воспитания детей в семье оказывает огромное и во многих семьях преобладающее влияние на развитие Я-концепции личности.

Большинство психологов разделяют ту точку зрения, что первые 5 лет жизни являются периодом, когда закладывается базовая основа личности и Я-концепции человека.

Первые человеческие отношения, которые ребенок познает в семье, выступают для него прототипом будущих отношений с другими людьми.

Родители детей с высокими Я-оценками постоянно проявляют искреннюю заинтересованность в благополучии ребенка, теплоту и заботу о нем.

Они проявляют меньше снисходительности, вседозволенности, опираются на высокие стандарты поведения и подкрепляют их соответствующими правилами.

В практике воспитания больше применяются поощрения, чем наказания.

Наоборот, родители детей с низкими Я-оценками, как правило, проявляют такие качества, как применение жестких наказаний, безусловность подчинения ребенка требованиям родителей в сочетании с элементами вседозволенности. Они чаще бывают холодны, безразличны и малообщительны, противоречивы во взаимоотношениях с детьми.

  1. Следующие условия воспитания в семье способствуют развитию здоровой высокой самооценки личности:
  2. • положительная расположенность к ребенку, сердечное, теплое, уважительное принятие родителями своих детей;
  3. • четкое установление социальных норм, границ и правил поведения детей; целенаправленное и согласованное поддержание этих норм родителями;
  4. • уважение со стороны родителей индивидуальной инициативы ребенка в этих установленных пределах;
  5. • минимум агрессивности, отрицания, неуважения и неопределенности в общении с детьми.
  6. Я-концепция играет, по существу, троякую роль:
  7. — способствует достижению внутренней согласованности личности;
  8. — определяет интерпретацию опыта;

Дата добавления: 2015-07-20; просмотров: 579 | Нарушение авторских прав

Билет 1. Предмет социальной психологии. | Место социальной психологии в системе научного знания. | Билет 2. �стория развития социальной психологии | Билет 3. Методы социально-психологических исследований. | Билет 4. Социальная психология личности | Билет 6. Механизмы социализации. | Билет 7. Социальная установка и ее роль в регуляции социального поведения. | Билет 8. Предрассудок как особый вид социальной установки. | Основные характеристики. | Виды и характеристика больших социальных групп |

mybiblioteka.su — 2015-2020 РіРѕРґ. (0.007 сек.)

Источник: https://mybiblioteka.su/tom2/3-19741.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector