Ян амос коменский – основоположник классической педагогики — справочник студента

Будучи епископом Чешскобратской церкви, он получил большую известность благодаря инновационным классно-урочным методам обучения. Ян Амос Коменский — основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы.

Ян Амос Коменский – автор работы «Великая дидактика», которая навсегда внесла его имя в историю как великого педагога и новатора.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Ян Амос Коменский – основоположник классической педагогики - Справочник студента

Биография, деятельность и признание в обществе Яна Амоса Коменского:

Ян Амос Коменский родился 28 марта 1592 года в чешском городке Нивнице. Кроме него, в семье Каменских было еще четверо детей. Его родители были верующими людьми и принадлежали к протестантской общине Богемских братьев. Когда маленькому Яну только исполнилось 7 лет, его отдали в религиозную школу, поэтому он получил первоначальное образование в братской школе.

В 1602 году в его городке разразилась эпидемия чумы, от которой умерли его родители и две старшие сестры. Маленький мальчик, ставший свидетелем такой ужасной трагедии, замыкается в себе на долгие годы. Но он продолжает обучение, так как этого сильно хотели его родители.

В 16-летнем возрасте Ян поступил в латинскую школу в Пршерове, в которой проучился 2 года. После этого Коменский продолжил учебу в Реформаторской академии Херборна, а затем в, Гейдельбергском университете.

К 1611 году Коменского крестят, и он получает свое второе имя Амос. В 1616 году Ян становится священником общины Богемских братьев, в которой была его семья. Также он занялся проповедованием.

В его школе так нудно и неинтересно преподавали, что в выпускных классах Ян впервые задумался о реформировании обучения в школе.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Закон распределения молекул по скоростям - справочник студента

Оценим за полчаса!

Окончив обучение в 1614 году, Ян вернулся домой и начал работать учителем в школе. Через 2 года он был уже пастором. Тогда же Каменский написал книгу «Грамматика латыни».

В это время началась Тридцатилетняя война (1618-1648), в которую были втянуты многие европейские страны. Она серьезно отразилась на жизни и взглядах Каменского, поскольку военный конфликт произошел вследствие столкновения протестантов и католиков Германской империи. Кстати, это противостояние, длившееся около 30 лет, стало последним крупным религиозным конфликтом в истории.

В это время Ян Коменский написал множество статей, направленных на возвращение его народу законных территорий и веры. Вскоре он начал подвергаться гонениям, как, впрочем, и его братья по вере. В результате этого, реформатор оказался в польском Лешно, где он находился в относительной безопасности.

Ян Амос Коменский, работая учителем в школе города Пшерове, знакомится с Магдалиной Визовской, своей первой женой. Она была падчерицей бургомистра, с ней он прожил 4 года. У пары родилось двое детей, но эпидемия чумы в 1622 году унесла жизнь любимой жены и детей.

Спустя 2 года Коменский снова вступил в брак, женившись на дочери епископа Марии-Доротее. Но и она умерла, оставив его одного.

Потом Коменский женился в третий раз на Яне Гаюсовой, с которой счастливо прожил до самой смерти.

Несмотря на беспрерывные войны и религиозное преследование, Коменский продолжал заниматься писательской деятельностью. Одним из самых известных его произведений является «Великая дидактика», в которой он собрал большинство своих работ.

Серьезное внимание Коменский уделял реформированию знаний. Он постоянно стремился усовершенствовать педагогические методы.

В связи с этим он опубликовал книгу «Материнская школа», в которой подробно описал свое видение на воспитание ребенка в первые 6 лет его жизни.

Совершая преобразование школьного дела в Венгрии, Коменский впервые сделал попытку создать новую школу с 7-летним обучением. Также новшество Коменского было в том, что к каждому классу прикреплялись учебные комнаты, учебники и учителя.

Кроме реформирования учебного процесса, Коменский любил рисовать и занимался картографией. Он нарисовал карту Моравии, которую напечатали в 1627 году. Ее много раз переиздавали и активно пользовались на протяжении XVII века.

Ян Амос Коменский – основоположник классической педагогики - Справочник студента

В начале 1630-х годов, популярность Яна Коменского стала набирать обороты. Его книги переводились на разные языки и вызывали большой интерес в обществе. Например, учебник «Открытая дверь к языкам» (1631), позволял быстрее и легче изучать латынь. В этой книге, в отличие аналогов, вместо традиционных склонений, спряжений и правил, давалось описание реальной действительности.

В скором времени Ян Коменский написал очередную книгу «Христианское всезнание». Она была переведена на английский язык и опубликована под названием «Реформа школ». Его видение воспитания и образования детей было совершенно новым, вследствие чего оно активно обсуждалось в обществе.

Яна стали приглашать в Великобританию и Францию, где у него было много сторонников. Кардинал Ришелье даже предлагал ему продолжить работать в Париже, обещая создать для него все необходимые условия. Но Коменский отказался. Вскоре, ему удалось встретиться с Рене Декартом, имя которого было известно всей Европе.

Обосновавшись в Швеции, Ян Коменский вновь столкнулся с трудностями. Руководство Оксеншерна настаивало на том, чтобы педагог писал интересные книги для обучения школьников. Однако на тот момент времени Каменский работал над пансофией (обучение всех всему).

Тем более что эта идея набирала популярность среди европейских ученых. В результате, в 1651 году ему удалось закончить написание сочинения под названием «Пансофическая школа». В нем было изложено устройство пансофической школы, принципы ее работы, учебный план и общий распорядок дня.

По сути, этот труд представлял собой образец для всеобщего получения универсальных знаний.

Ян Амос Коменский – основоположник классической педагогики - Справочник студента

В 1650 году князь Сигизмунд Ракоци из Трансильвании, пригласил Яна Коменского обсудить школьные реформы, которые планировалось провести в скором будущем. Кроме этого, Сигизмунд хотел более подробно рассмотреть пансофию Коменского.

Педагог согласился помочь князю, и вскоре принялся за работу. В одной из школ он осуществил множество преобразований, однако в прошествии нескольких лет никаких серьезных результатов не последовало.

Несмотря на отсутствие заметных успехов, Коменский смог в это время написать произведение «Чувственный мир в картинках», которое стало настоящим прорывом в педагогике.

В нем для изучения языков Ян Коменский начал использовать картинки, чего ранее никто не предпринимал. Вскоре он скажет, что «слова должны сопровождаться вещами, и не могут изучаться отдельно от них».

Интересен факт, что современные методики по изучению иностранных языков также включают в себя цветные иллюстрации. Кроме этого, картинки или образы используются в большинстве мнемонических техник.

После того, как Ян Коменский возвратился из Трансильвании в Лешно, между Швецией и Польшей началась война. Вследствие этого были утеряны все рукописи Коменского, а ему самому пришлось вновь переезжать в другую страну.

Следующим и последним местом жительства Коменского стал Амстердам. За время проживания в этом городе он завершил объемный труд «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», состоящий из 7 частей.

Ян писал его на протяжении 20 лет, и таким образом смог подвести итоги всей своей деятельности. И хотя фрагменты произведения были опубликованы еще в конце 17 века, оно считалась утерянным. В 30-е годы 20 века были найдены остальные 5 частей книги.

В полном объеме данный труд опубликовали на латинском языке лишь в 1966 году.

Ян Амос Коменский умер в ноябре 1670 года в возрасте 78 лет. Его похоронили в Наардене, неподалеку от Амстердама.

Ян Амос Коменский – основоположник классической педагогики - Справочник студента

Основные идеи и дидактика великого педагога Яна Амоса Коменского:

Ян Амос Коменский был человеком своего времени. Его мало интересовало развитие науки. Вместо этого он акцентировал свое внимание на богословии. Все свои идеи он заимствовал из теологии Богемских братьев.

Более того, он активно изучал труды таких известных деятелей, как Николая Кузанского, Бэкона, Якоба Беме, Хуана Луиса Вивеса, Кампанелла и других мыслителей.

Вследствие этого, Коменскому удалось собрать большой багаж знаний, который помог ему сформулировать собственные взгляды в отношении проблем образования, богословия и научной педагогики.

1)Путь света

Путь света представляет собой разработанную Коменским программу, направленную на просветление человека. Основными ее темами стали благочестие, знание и добродетель. По мнению автора, мудрость человек мог достичь только после освоения и применения всех 3-х качеств. Из этого следует, что источником и целью всех его работ было богословие.

Большое внимание Коменский уделял Богу. Он считал, что человек обязан открыться для 3-х откровений: видимому творению, в котором видна сила Творца; человеку, созданному по подобию Бога; слову, с его обещанием доброй воли по отношению к человеку.

Все знания и незнания должны быть взяты из 3-х книг: природы, разума (духа человека) и Священного Писания. Для того чтобы достичь такой мудрости, индивиду надо задействовать чувства, разум и веру. В связи с тем, что человек и природа созданы Богом, у них должен быть похожий порядок вещей, благодаря которому можно достичь гармонии во всем.

2)Знать себя и природу

Данная доктрина макрокосма-микрокосма позволяет удостовериться в том, что человек может постичь до сих пор нереализованную мудрость. Вследствие этого, каждый индивид становится пансофистом – маленьким богом.

Язычники не в состоянии постичь такой мудрости по причине нехватки явленного Слова, которым, согласно христианству, является Иисус Христос.

По мнению Яна Коменского, человеку необходимо обращаться только к божественным произведениям и познавать что-либо посредством прямого столкновения с вещами. Он утверждал, что любое обучение и получение знаний начинается с чувств.

Жизнь и мир любого человека являются школой. Природа учит, учитель является слугой природы, а натуралисты – священниками в храме природы. Исходя из всего сказанного, каждый человек должен стремиться познать себя и природу.

Ян Амос Коменский – основоположник классической педагогики - Справочник студента

3)Энциклопедия всезнания

Под этим понятием подразумевается метод, посредством которого человек способен видеть порядок вещей, осознавая их причины. Благодаря этому, каждый индивид в полной мере сможет постичь различные знания. Более того, человеку удастся достичь состояния, в котором он находился до грехопадения Адама и Евы.

4)Новаторство в образовании

По мнению Яна Коменского, ребенка следует воспитывать таким образом, чтобы он мог сопоставлять вещи и слова. Обучая его родному языку, родителям нужно избегать пустых слов и сложных понятий. Книги в учебных заведениях должны быть распределены по группам. То есть, ребенка надо обучать только тому, что он в силах постичь на данный момент времени.

5)Жизнь как школа

Ян Коменский считал, что вся жизнь является для человека школой и подготовкой к вечной жизни. Девочки и мальчики должны обучаться вместе. Преподаватели не должны оказывать эмоционального давления на учеников, а тем более подвергать их физическому наказанию.

Процесс обучения должен проходить в игровой манере. Если ребенок не сможет овладеть той или иной наукой, это ни в коем случае не является его виной.

В своих трудах Ян Коменский утверждал, что в основе преобразования человечества должна стоять пансофия, в то время как теология будет являться направляющим мотивом. В собственных произведениях педагог использовал множество цитат из Священного Писания.

Среди библейских книг его больше всего интересовали пророчества Даниила и Откровение Иоанна Богослова. Он считал, что читая эти книги, человек сможет получить важнейшие знания, необходимые для библейского тысячелетия.

Ян Амос Коменский – основоположник классической педагогики - Справочник студента

Научное и творческое наследие Яна Амоса Коменского:

Ян Амос Коменский, учась в Гейдельбергском университете, приступил к созданию своеобразной энциклопедии — «Театр всех вещей» (1614-1627) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612-1656).

В 1618-21 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения — Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и др. В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католиков Коменский эмигрировал в Польшу (г. Лешно).

Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (Didactica Magna) (1633-38), подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания — «Материнская школа» (1632).

Ян Амос Коменский – основоположник классической педагогики - Справочник студента

Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных. В 40-е годы опубликовал ряд учебников.

В 1650 году Коменский был приглашён для организации школ в Венгрии, где попытался частично осуществить свой замысел устройства пансофической школы.

Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменским в сочинении «Пансофическая школа» (1651).

Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656).

В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов.

Ян Амос Коменский – основоположник классической педагогики - Справочник студента

Переехав в Амстердам, Коменский продолжал работу над начатым ещё в 1644 капитальным трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» (лат.

De rerum humanarum emendatione culsultatio catholica), в котором дал план реформы человеческого общества.

Первые 2 части труда опубликованы в 1662, рукописи же остальных 5 частей найдены в 30-х годах 20 века; полностью труд опубликован на латинском языке в Праге в 1966 году.

Его оригинальный и фундаментальный труд по составлению чешского словаря «Сокровищница богемского языка», над которым он работал более 40 лет, по нелепой случайности сгорел в огне.

Итог своей долгой жизни Коменский подвёл в сочинении «Единственно необходимое» (1668).

Ян Амос Коменский – основоположник классической педагогики - Справочник студента

  • Интересные факты о Яне Амосе Каменском:
  • * Портрет Яна Амоса Каменского помещён на аверс банкноты в 200 чешских крон.
  • * В честь него названа улица в Росвиговском районе Мукачево (Закарпатье).
  • * На территории Чешской республики было выпущено несколько серий медалей Яна Амоса Коменского.
  • *Одной из таких медалей (серия 1953 года) был награжден в 1976 году Волгоградский государственный педагогический университет.

* В 1957 году Чехословакия выпустила памятную монету номиналом в 10 крон с портретом Я.А. Коменского. Вес 12 грамм, Проба 500.

* В Киеве в 1907—1918 годах действовало чешское культурно-просветительское общество имени Яна Амоса Коменского.

Ян Амос Коменский – основоположник классической педагогики - Справочник студента

  1. Афоризмы и высказывания Яна Амоса Коменского:
  2. * Книги — это инструмент насаждения мудрости.
  3. *Ум освещает путь воле, а воля повелевает действиями.
  4. * Счастлива та школа, которая учит ревностно изучать и делать хорошее, ещё ревностнее — лучшее, и всего ревностнее — наилучшее.
  5. *Не гонись за похвалой, но изо всех сил старайся действовать похвально.
  6. * Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными.
  7. * Следует как можно больше заботиться о том, чтобы искусство внедрять настоящим образом нравственность, было поставлено надлежащим образом в школах, чтобы школы стали, как их называют, «мастерскими людей».
  8. * Спорить с Природой — напрасное дело.
  9. * Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применения на деле.
  10. *Без примера ничему не выучишься.
  11. *Добродетель взращивается посредством дел, но не посредством болтовни.

*Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.

  • *Мудрое распределение времени есть основа для деятельности.
  • * Ничто притворное не может быть продолжительным.
  • * Читать и не понимать — то же, что совсем не читать.
  • *Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного.
  • *Тот, кто мало знает, малому может и учить.
  • * Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным.
  • фото из интернета

Источник: http://obshe.net/posts/id1461.html

Презентация на тему: Ян Амос Коменский (1592—1670)

Ян Амос Коменский – основоположник классической педагогики - Справочник студента Описание слайда:

РГПУ им. ГерценаФакультет социальных наукпрофиль «Обществоведческое образование» Ян Амос Коменский (1592—1670) ВыполнилиСтудентки 2 курса Добродомова Алина и Бабуева Анастасия.

Описание слайда:

Основоположник классической педагогики, чешский ученый Ян Амос Коменский еще в XVII веке установил, что обучение в школах должно быть всеобъемлющим по четырем возрастным группам – детской (до 6 лет), отроческой (с 6 до 12), юношеской (с 12 до 18) и высшей школе для молодежи с 18 до 24 лет.

Он первым высказал идею издания книг для детей с картинками, систематизировал учебный процесс – ввел понятие урока как основной формы занятий с детьми. Все предложения и пожелания Коменского, а они насчитывают многие десятки, вошли в практический опыт европейской педагогики. Портреты Я.А.

Читайте также:  Основные теоремы дифференциального исчисления - справочник студента

Коменского

Описание слайда:

Он родился в моравской семье мельника, члена общины Чешских братьев – организации, противопоставлявшей себя католицизму.

Первоначальное образование Ян получил в латинской школе, два года обучался в Херборнской академии, затем уехал в Германию и поступил в известный Гейдельбергский университет, где посещал лекции по математике, астрономии.

Там он приступил к созданию энциклопедии «Театр всех вещей» и стал составлять словарь чешского языка. Школа чешских братьев Гейдельбергский университет

Описание слайда:

Во время учебы он ездил по городам Европы, побывал в столице Голландии Амстердаме – уже в то время крупном портовом городе, центре культуры и образования. На родину он вернулся зрелым 22-летним молодым человеком с желанием обучать детей по составленной им системе.

Он стал руководителем школы в Пшерове, затем Фульнике и одновременно был священником общины Чешских братьев. В годы Тридцатилетней войны Коменский вынужден был покинуть родные места, уехал в Польшу, где преподавал в местной гимназии. Ян Коменский прощается с родиной. Рисунок Ф. Дженевейн 1885 г.

Я.А. Коменский в Амстердаме

Описание слайда:

В 1631 году Коменский издал объемный труд «Открытая дверь языков». Это был первый учебник латинского языка для детей, который в доступной и понятной форме объяснял все трудности языка, содержал разнообразные примеры.

Эта книга за короткое время стала популярной, ее перевели на 12 европейских языков, и в течение многих будущих десятилетий она оставалась основным учебником в школах.

Вскоре он написал учебники по астрономии, физике и первое в истории руководство для семейного воспитания и обучения детей – «Материнская школа». Я.А. Коменский «Материнская школа»

Описание слайда:

В этом труде он писал: «Если учителя будут приветливы и ласковы, не будут отталкивать от себя детей своим суровым обращением, а будут привлекать их своим отеческим расположением, манерами и словами; если учителя рекомендуют науки, к которым они приступают, со стороны их превосходства, привлекательности и легкости; если прилежных учеников будут время от времени хвалить; если будут через них сноситься с родителями, словом, если учителя будут относиться к ученикам с любовью, тогда они легко завоюют их сердце так, что детям будет приятнее пребывать в школе, чем дома». Цитата Коменского на табличке в Словацкой школе«…из всех профессий ниже всего нужно поклониться учителю…»

Описание слайда:

«Материнская школа» — одно из немногих произведений по преддошкольному и дошкольному воспитанию, вполне заслуживающее названия классического. Коменский был одним из первых педагогов, занимавшихся подробной разработкой вопросов дошкольного воспитания.

Для детей от рождения до 6лет он предназначал материнскую школу, под которой подразумевал не общественное учреждение, а своеобразную форму семейного воспитания. Материнской школе он придавал очень большое значение, рассматривая ее как первую и важнейшую часть всей разработанной им системы воспитания и образования подрастающего поколения.

В материнской школе должны закладываться основы физического, нравственного и умственного развития детей. При этом Коменский напоминал, что физические и духовные силы ребенка развиваются постепенно. Он не мог еще в то время подробно раскрыть возрастные особенности детей, но ценно, что преддошкольный и дошкольный возрасты не представляются ему чем-то единым.

Наряду с требованием учитывать возрастные особенности детей Коменский предлагал считаться и с их индивидуальными различиями.

Описание слайда:

Идея гуманизма. Одной из наиболее главных идей в педагогическом наследии Коменского, является идея развивающего обучения. Развитие им понимается, как реализация природных задатков и дарований, в соответствии с принципом природосообразности. Вопросы о ребенке и его способностях Коменский решает на уровне передовой науки своего времени.

Что представляет собой ребенок и с какими способностями и качествами он рождается. Коменский соответственно своему демократическому мировоззрению считает, что каждый ребенок независимо от рассы, сословия и пола способен учиться и стать образованным человеком.

Говоря о  развития в педагогическом наследии Коменского, основное внимание следует уделить проблеме развития природных дарований.

Описание слайда:

Как пишет мыслитель-гуманист, со временем обучение детей «отклонилось безмерно далеко от первоначального своего приятного характера» и стало «местом тяжелой работы и мучения», особенно и некоторых случаях, когда «юношество вверялось людям глупым, совершенно чуждым благочестия и мудрости, от безделия ослабевшим, низким, подававшим самый дурной пример».

Такие учителя, совершенно незнакомые с «настоящими» методами воспитания, желали все «вдолбить силою» и страшно мучили учеников. И хотя реформой удалось кое-что исправить, однако «нечто сохранилось и до нашего времени».Педагогическое наследие Коменского благодаря своей гуманистической направленности получило международное признанье.

Оно явилось образцом выражения общечеловеческого в национальном.

По мнению Ян Коменского, в первые шесть лет жизни детей родители должны научить их следующему:- умеренности — дети должны есть и пить «сообразно с требованиями природы; не объедаться и не переполняться пищей и питьем сверх необходимости»;-  опрятности — где бы ни находился ребенок, он должен «соблюдать приличия при еде, в одежде и в попечении о теле»;- почтительности — с уважением относиться к старшим, словам, действиям;-  предупредительности — «чтобы они по знаку и слову старших готовы были немедленно выполнить все»;-  говорить правду — «что есть — то есть, чего нет — того нет. Пусть же никогда не приучают лгать и говорить не то, что есть, серьезно или в шутку»;

Описание слайда:

—  говорить правду — «что есть — то есть, чего нет — того нет.

Пусть же никогда не приучают лгать и говорить не то, что есть, серьезно или в шутку»; — справедливости — «чтобы они не касались ничего чужого, не трогали, не брали тайно, не прятали и не причиняли кому-либо вреда»;- благотворительности — чтобы дети были «приятными для других, чтобы они были щедрыми, а не скупыми и не завистливыми»;- трудолюбию — «чтобы они привыкли избегать ленивого досуга»;- молчанию — должны уметь не только говорить, но и молчать, «где это необходимо: когда говорят другие»;- терпению — «чтобы они не думали, что все должно являться к ним по их мановению; с раннего возраста постепенно они должны приучаться обуздывать страсти»;деликатности (гуманности) и готовности служить старшим — такое воспитание «является особенным украшением юношества, то будет уместным, чтобы и к этому также приучались они с детства»;- изяществу манер — проявлять к каждому «деликатность, уметь приветствовать, подавать руку, благодарить за одолжение и прочее»-  держать себя с достоинством — «во всем вести себя сдержанно и скромно».

Описание слайда:

Задачей каждого христианского государства, утверждал Коменский, должна стать «всеобщее образование юношества».

Главное для него —  избежать «соблазна» исторических условий того времени: низведения человека до его сословного облика, до  орудия национально-государственных и религиозных интересов и целей, а его воспитания — до подготовки человека к выполнению его сословных ролей, социальных функций.

Описание слайда:

Вклад Коменского в педагогику огромен. Он предложил принцип природосообразности обучения, при котором оно осуществлялось бы по единым законам человеческой природы. Этот принцип заключается в следующем: «Человек – часть природы.

Следовательно, он и его развитие подчиняются её универсальным законам. Эти закономерности проявляются в устройстве неживой природы, в жизни растений и животных, в развитии человека. Природа и жизнь человека познаваемы.

Познаваемы также законы обучения».

Описание слайда:

Книга полезна тем, что во – первых, в ней выдающийся педагог впервые поднимает вопрос о безопасности ребенка. В первую очередь женщина должна начинать заботиться о здоровье своего ребенка, когда он находится в утробе матери.

Он говорит о необходимости сосредоточенно-возвышенного и осторожного отношения беременной женщины к себе и своему будущему ребенку, отношения, призванного способствовать рождению здорового потомства.

Заботясь о здоровье ребенка, женщина, носящая его в своем чреве, должна заботиться о себе, чтобы «как-нибудь не навредить ребенку».

Описание слайда:

Во-вторых, большое внимание в книге Коменского уделено детскому питанию, вскармливанию ребенка.

Он предлагает обратить особое внимание на то, чтобы мать вскармливала своего младенца сама, своим грудным молоком, «сама была его кормилицей» и подвергает порицанию тех матерей, которые «поручают это делать чужим женщинам».

В- третьих, за здоровьем детей, как считает Коменский, нужно следить с величайшей тщательностью, так как их небольшое тело хрупко, кости мягкие, кровеносные сосуды слабы, ни один член еще не развился вполне и совершенно.

Нужна разумная предусмотрительность в том, как ребенка взять на руки, приподнять, носить, положить, спеленать, качать в колыбели, чтобы по неосторожности не повредить ему, как бы он не упал из рук, не ушибся, а оттуда, как бы не лишился слуха, не стал хромым или увечным.

Описание слайда:

В – четвертых, Коменский утверждает, что занимаясь с детьми разными физическими упражнениями, движениями и бегом, родители должны побеспокоиться о безопасности ребенка во время этих занятий. Нужно в первую очередь выбрать подходящее, безопасное место для детей и показать им «такой способ упражнения, который был бы безвредным». (Об этом говорит Я. А.

Коменский) . В – пятых, пишет, что ребенок должен вести «упорядоченный образ жизни», педагог впервые пишет о соблюдении режима дня. Родители должны следить за тем, чтобы ребенок несколько раз в день ложился спать и снова вставал, нужно несколько раз в день кормить ребенка, развлекать игрой.

Соблюдение режима «весьма полезно» и со временем станет основой порядка.

Описание слайда:

Мы считаем , что «Материнская школа» Яна Амоса Коменского должна быть настольной книгой не только для педагогов, воспитателей, но и для каждого родителя. Книга написана простым, понятным языком и дает ответы на все возможные вопросы воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Описание слайда:

Список использованной литературы Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 1. — М.: 1982. Коменский Я.А. Избранные педагогические произведения. В 2-х т. Т.2. — М.: 1982. Адольф А. Что такое школа по воззрениям Коменского. -М. Альт П.

Прогрессивный характер педагогики Коменского. — М., 1959. Кратохвил М.В. Жизнь Яна Амоса Коменского. — М.: 1991. Лордкипинадзе Д.О. Ян Амос Коменский. — М.: 1990. Смоляницкий Я.А. Три века Яна Амоса Коменского. — М.: 1987.Коменский Я. Материнская школа — М.

: Успедгиз, 1947.

Источник: https://ppt4web.ru/pedagogika/jan-amos-komenskijj0.html

17 правил воспитания Яна Амоса Коменского

Ян Амо́с Ко́менский — чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы.

Он родился в семье члена общины Чешских братьев, получил первоначальное образование в братской школе, в 1608-10 учился в латинской школе, затем в Херборнской академии, Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии — «Театр всех вещей» (1614-27) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612-56). В 1614 Коменский — учитель братской школы в Пршерове. В 1618-21 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения — Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и др.

В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католиков Коменский эмигрировал в Польшу (г. Лешно).

Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой», подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания — «Материнская школа» (1632). Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных.

В 40-е гг. Коменский опубликовал ряд учебников. В 1650  он был приглашён для организации школ в Венгрии, где попытался частично осуществить свой замысел устройства пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменским в сочинении «Пансофическая школа» (1651).

Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656).

В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов. Один из таких текстов мы предлагаем нашим читателям.

Несмотря на то, что он написал почти 400 лет назад, эти правила актуальны и для современных родителей и педагогов.

1. Не только хижина

Люди приучают вола к пахоте, собаку к охоте, коня к верховой езде и к перевозке тяжестей, потому что они созданы для таких целей и их нельзя приспособить для других.

Человек — более высокое создание, чем все эти животные, — должен быть приведён к самым высоким целям, чтобы своими добродетелями как можно более соответствовать Богу, образ которого он носит.

Тело, конечно, как взятое из земли, есть земля, принадлежит земле и снова должно обратиться в землю. А душа, которую вдохнул Бог, — от Бога, должна остаться в Боге, подняться к Богу.

Поэтому родители недостаточно исполняют свой долг, если научают своих детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами, ибо всё это служит только для тела, которое не есть человек, а служит хижиной для человека. Хозяин этой хижины (разумная душа) обитает внутри; о нём и следует заботиться больше, чем о внешней этой оболочке.

  • 2. Тройная цель
  • Должна быть твёрдо установлена троякая цель воспитания юношества:
  • 1) Вера и благочестие.
  • 2) Добрые нравы.
  • 3) Знание языков и наук.

И всё это в том самом порядке, в котором предлагается здесь, а не наоборот. Прежде всего, нужно приучать детей к благочестию, затем — к добрым нравам или добродетелям, наконец — к более полезным наукам. Чем более, однако, они могут сделать успеха в этом последнем, тем лучше.

У кого в своём доме дети предаются этим трём упражнениям, у того — рай, где сеются, орошаются, зеленеют и цветут небесные растения; у того — храм Святого Духа, в котором он создаёт и совершенствует сосуды милосердия, орудия славы, чтобы в них, как в живом образе Бога, всё более и более блистали лучи его могущества, мудрости и благости; как счастливы в таком раю родители!

3. Когда начинать воспитывать

Родители не должны откладывать воспитание до обучения своих детей учителями и служителями Церкви (так как невозможно уже выросшее кривое дерево сделать прямым и лес, повсюду усеянный терновыми кустами, превратить в огород). Они сами должны изучить способы обращения со своими сокровищами, согласно с их ценностью, чтобы под их собственным руководством дети начинали возрастать в мудрости и любви у Бога и людей.

  1. В пределах шести лет ребёнок должен знать:
  2. (1) Что Бог существует, (2) везде присутствуя, взирает на всех нас; (3) тем, кто за Ним следует, дарует пищу, питьё, одежду и всё; (4) людей строптивых и безнравственных наказывает смертью; (5) Его следует бояться и всегда призывать и любить как отца; (6) нужно исполнять всё то, что Он повелевает; (7) если мы будем добрыми и честными, Он примет нас на небо и пр.
  3. В этих пределах, говорю я, ребёнка к шести годам жизни должно довести в благочестивых упражнениях.
  4. 4. Когда начинать обучать

Природа всех рождающихся существ такова, что они являются гибкими и всего легче принимают форму, пока они в нежном возрасте; окрепнув, они не поддаются формированию. Все это, очевидно, в такой же мере — относится и к самому человеку.

У него мозг, воспринимая попадающие в него через органы чувств образы вещей, похож на воск, в детском возрасте вообще влажен и мягок и способен воспринимать все встречающиеся предметы; затем понемногу он высыхает и твердеет, так что, по свидетельству опыта, вещи запечатлеваются и отображаются на нем с большой трудностью.

Отсюда известное выражение Цицерона: «Дети быстро схватывают бесчисленное количество предметов».

Таким образом, и руки, и все остальные члены только в детские годы могут приспособляться к ремеслам и работам, пока мускулы еще гибки. Кто должен стать хорошим писцом, художником, портным, кузнецом, музыкантом и пр.

,— должен заниматься этим с юных лет, когда воображение еще живое, а пальцы гибки, в противном случае он никогда не овладеет своим предметом.

Точно так же и корни благочестия следует насаждать в сердце каждого с ранних лет. В ком мы желаем гармонически развить изящный нрав, над тем нужно работать в нежном возрасте.

Только то в человеке прочно и устойчиво, что он впитывает в себя в юном возрасте.

Читайте также:  Внутри- и межмолекулярные взаимодействия - справочник студента

5. О здоровом теле

Кто-то сказал, что должно молить богов о том, чтобы в здоровом теле был здоровый дух. Нужно, однако, не только молиться, но и трудиться, ибо Бог обещает благословение не праздным людям, а трудолюбивым. Так как дети трудиться ещё не могут и не умеют изливать мольбы к Богу, то за них должны это делать родители, стараясь питать и воспитывать (во славу Божию) тех, кого они произвели на свет.

Но прежде всего, так как обучать детей можно только в том случае, если они будут живы и здоровы (ведь с больными и хилыми не достигнешь никакого успеха), то первая забота родителей – оберегать здоровье детей.

6. Семья

Школа, воспитатели, проповедники могут лишь развить и некоторым образом направить воспитание детей в нужное русло. Основное умонастроение личности рождается в семье.

7. Укреплять интерес

Все родители должны стремиться к тому, чтобы у детей не было недостатка в развлечениях.

Например, на первом году настроение у них подымается движением колыбели, движением рук, пением, щелканьем трещотки, ношением по двору или по саду, или даже поцелуями, объятиями, лишь бы всё это происходило осмотрительно. На втором, третьем, четвёртом и т. д. году это происходит благодаря приятной с ними или между ними игре, беганию в разные стороны, преследованию, слушанию музыки и каким угодно приятным зрелищам, рисованию и т. д.

И чтобы сказать вкратце, ребёнку ни в каком случае не нужно отказывать в том, что ему угодно и приятно; мало того, если к тому, что приятно для зрения, слуха и других чувств, будет замечен какой-либо интерес, то это будет укреплять тело и дух. Не следует допускать только того, что противно благочестию и добрым нравам.

8. Дети должны быть заняты

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются, так как их живая кровь не может оставаться в покое. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.

Пусть они будут теми муравьями, которые всегда заняты; что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают; нужно только помогать детям, чтобы всё, что происходит, происходило разумно, и, играя с ними, указывать им даже формы всех игр (ведь заниматься серьёзным они ещё не могут).

9. Научить ребёнка молчать

Пока дети ещё учатся говорить, им нужно предоставить свободу говорить и возможно больше лепетать. Но после того как они научились говорить, будет весьма полезным научить их также молчать. Мы желали бы, чтобы они были не немыми статуями, а разумными созданиями. Началом великой мудрости является возможность разумно пользоваться молчанием.

Молчание никому, конечно, не повредило, но весьма многим повредило то, что они говорили. Вреда могло бы и не быть, однако, так как то и другое — говорить и молчать — является основой и украшением всего нашего разговора на всю жизнь, то они должны быть соединяемы нераздельно, чтобы сразу мы приобретали себе возможность пользоваться тем и другим.

Итак, родители должны приучать детей к молчанию во время молитвы и богослужения (как дома, так и в церкви); никакое беганье, крик, шум не должны быть ими позволяемы в это время. Также должны они научиться молча выслушивать какие-либо приказания отца или матери.

Другой стороной молчания будет обдуманная речь, чтобы, прежде чем говорить или отвечать на вопросы, дети подумали, что и как им разумно сказать. Ибо говорить всё, что подвернётся на язык, глупо, и не подходит это тем, из кого мы желаем сделать разумные существа. Однако, как я всегда подчёркиваю, — насколько позволяет возраст, на это разумные родители должны обращать серьёзное внимание.

  • 10. Образование для всех
  • В школы следует отдавать не только богатых или знатных, но и всех вообще: знатных и незнатных, богатых и бедных, мальчиков и девочек во всех городах и местечках, сёлах и деревнях.
  • Потому что всех должно образовывать по образу Божьему.

Все люди, которые только родились, произошли на свет с одной и той же главной целью: быть людьми, т. е. разумными существами, владыками тварей, ярким подобием своего Творца. Следовательно, всех нужно вести к тому, чтобы они, надлежащим образом впитав в себя знания, добродетель и религию, могли с пользой пройти настоящую жизнь и достойно подготовиться к будущей.

У Бога нет лицеприятия — не раз свидетельствует Он об этом сам. А если мы позволим развивать свой ум только некоторым, исключив остальных, то будем несправедливы не только по отношению к тем, кто обладает той же самой природой, но и по отношению к самому Богу, Который хочет, чтобы все, на ком Он начертал свой образ, Его познавали, любили и восхваляли.

Это, несомненно, будет происходить тем пламеннее, чем больше будет разгораться свет знания. Мы любим именно настолько, насколько познаём.

11. Развивать имеющееся

Как это ясно, когда семя, посаженное в землю, внизу пускает маленькие корни, а выше даёт ростки, из которых впоследствии по врождённой силе развиваются ветви и сучья; последние покрываются листьями, украшаются цветами и плодами. Следовательно, нет необходимости что-либо привносить человеку извне, но необходимо развивать, выяснять то, что он имеет заложенным в себе самом, в зародыше, указывая значение всего существующего.

12. Самый действительный путь

Нет на земле никакого более действительного пути для исправления человеческой испорченности, чем правильное воспитание юношества.

13. Кого учить?

Чем плодороднее поле, тем обильнее оно производит терновник и чертополох. Так и выдающийся ум полон пустыми мечтаниями, если его не засеять семенами мудрости и добродетелей. Как действующая мельница, если в нее не подсыпать зерна, т. е.

материала для перемалывания, стирает сама себя и, отрывая от жерновов куски и даже повреждая и разрывая отдельные части, бесполезно с шумом и треском пылит, так и подвижный ум, лишенный серьезной работы, будет вообще наполняться ничтожным, пустым и вредным содержанием и станет причиной своей собственной гибели.

14. В школах

Во всех случаях без исключения нужно стремиться к тому, чтобы в школах, а отсюда благодаря школам и во всей жизни при посредстве наук и искусств:

I. Развивались способности.

II. Совершенствовались языки.

III. Развивались благонравие и нравы в направлении всякой благопристойности согласно со всеми нравственными устоями.

IV. Бог искренно почитался.

  1. 15. Как пробуждать и поддерживать в детях стремление к учению
  2. Стремление к учению пробуждается и поддерживается в детях родителями, учителями, школой, самими учебными предметами; методом обучения и школьным начальством.
  3. Родителями.

Если родители в присутствии детей с похвалой отзываются об учении и об учёных людях или, побуждая детей к прилежанию, обещают им красивые книги, красивую одежду или ещё что-либо приятное; если хвалят учителя (особенно того, которому хотят поручить детей) как со стороны его учёности, так и гуманного отношения к детям (ведь любовь и восхищение являются сильнейшим средством, чтобы вызвать стремление к подражанию); наконец, если они иногда пошлют детей к учителю с поручением или маленьким подарком и пр., то легко достигнут того, что дети искренно полюбят и науку и самого учителя.

Учителями.

Если учителя будут приветливы и ласковы, не будут отталкивать от себя детей своим суровым обращением, а будут привлекать их своим отеческим расположением, обхождением и словами; если учителя советуют науки, к которым они приступают, со стороны их превосходства, привлекательности и лёгкости; если более прилежных учеников будут время от времени хвалить (даже наделяя малышей яблоками, орехами, сахаром и т.п.); если, пригласив некоторых учеников к себе на дом, а также всем вместе, будут показывать картинки, изображающие то, что им в своё время придётся изучать: оптические и геометрические инструменты, глобусы и другие подобные вещи, которые могут вызвать у них чувство восхищения; если будут через них сноситься с родителями, – словом, если учителя будут относиться к ученикам с любовью, тогда они легко завоюют их сердце так, что детям будет приятнее пребывать в школе, чем дома.

  • 16. Не перегружать
  • Учитель должен учить не столько, сколько может, а сколько ученик может освоить.
  • 17. Порядок
  • Если ты присмотришься к порядку, господствующему в общественных и частных делах у хорошо образованного народа, там все идет как часы… У варваров же все похоже на развязанный сноп или песок без цемента.

Источник: https://azbyka.ru/deti/17-pravil-vospitaniya-yana-amosa-komenskogo

Педагогические идеи Яна Амоса Коменского (стр. 1 из 4)

МГУ им. М.В.Ломоносова

  • Факультет философии
  • Педагогические идеи
  • Яна Амоса Коменского
  • Студентки 3 курса с/о

Ткач Л.Б.

  1. Москва 2004
  2. Содержание
  3. Введение. Краткая биография Яна Амоса Коменского……………… 2

Принцип природосообразности……………………………………….. 4

  • Гуманизм в трудах Яна Коменского…………………………………… 7
  • Дидактические принципы Яна Коменского…………………………… 11
  • Семейное воспитание в педагогике Яна Коменского…………………. 19
  • Использованная литература……………………………………………… 22

Введение. Краткая биография Яна Амоса Коменского.

Ян Амос Коменский (1592 — 1670) родился в Южной Моравии (Чехословакия) в семье члена общины Чешских братьев. Учился в Гернборнском и Гейдельбергском универсистетах в Германии.

После Коменский был проповедником, а потом и главой своей религиозной общины, занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы — в Чехии, Польше, Венгрии, писал учебники для Швеции.

Благодаря своим учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним учились во многих странах мира.

Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы.

Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами.

Также во всем учении Коменского прослеживается его гуманистический подход к человеку, к образованию. Его религиозные образование и уклад жизни повлиял на всю систему образования, созданной этим выдающимся педагогом.

  1. Основные положения его учения, такие как принцип природосооборазности, дидактические принципы, семейная педагогика, рассматриваются в данной работе.
  2. Принцип природосообразности
  3. Одним из важнейших положений Коменского, на котором стоят многие утверждения его педагогики, является принцип природосообразности.

Это общенаучный принцип рационального знания, который оформлялся в научном сознании в ходе исследования природного мира. В трактовке Коменского принцип природосообразного воспитания многозначен, ибо требует учитывать и универсальные законы природы, и законы природы человека, и законы природы самого воспитания.

Возникает обширное смысловое поле на базе знаний из многих наук (в «Великой дидактике» – это философские, психологические, педагогические знания), интегрируемых идеей рационального научного обоснования педагогического процесса.

К пониманию природы этого процесса теоретик подходил от научных представлений его времени.

Общее свойство природы – целесообразность, самопроизвольное движение каждой «вещи» к своему предназначению, потенциальная возможность стать такой, какой она должна быть.

В искусстве воспитания это означает – развивать то, что имеет человек «заложенным в зародыше», развивать изнутри, ожидать «созревания сил», не толкать природу туда, куда она не стремится, следовать общему правилу: «Пусть все течет свободно, прочь насилие в делах».

Исходя из тезиса о том, что семена ума, нравственности и благочестия и стремление их к развитию природы присущи всем людям, Коменский определял роль воспитания «как самое легкое побуждение и некоторое разумное руководство» естественным процессом саморазвития воспитанника.

При этом имелись в виду не просто имманентность этого процесса, а сознательное саморазвитие: педагогический процесс обращен к личности ученика и утверждению в нем чувства собственного достоинства, самоуважения, серьезного отношения к своим обязанностям, к учебному труду. И вместе с тем природосообразное воспитание, как уже отмечено – это «ненасильственная» педагогика естественного и свободного развития природных сил и способностей.

На основании принципа природосообразности, Ян Коменский создает грандиозный и по современным масштабам проект воспитания человека о рождения до двадцати четырех лет.

Его универсальность (научную обоснованность) Коменский обьяснял тем, что обеспечивалось соответствие педагогического процесса человеческой природе и «земному предназначению» человека.

Проект был ориентирован на идею «учить всех всему» — на рациональную организацию «массовой школы».

  • Опираясь на принцип природосообразности, Коменский представил время взросления человека как четыре этапа по шесть лет каждый и определил для каждого этапа задачи.
  • Исходя из природы человека, он выделяет следующие этапы:
  • В основу этого деления он кладет возрастные особенности: детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество — развитием памяти и воображения с их исполнительными органами — языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления; возмужалость — развитием воли и способностью сохранять гармонию.
  • Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным особенностям (природе ребенка), Коменский намечает особую ступень образования.

Для детей до 6 лет он предлагает материнскую школу, под которой он подразумевает дошкольное воспитание под руководством матери.

Для отрочества предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношей должна быть в каждом городе латинская школа, или гимназия.

Для возмужалых молодых людей в каждом государстве или большой области — академия.

В плане содержания образования этот принцип последовательного изучения наук был облечен в идею «пансофии» (всеобщей мудрости). Каждый возраст способен обьять пансофические знания на своем уровне возможного, и исходя из этого, Коменский определяет примерное содержание «материнской школы», «школы родного языка», «латинской школы», и на основе этого создает учебники.

Конечно, говорит Коменский, не каждый склонен и способен одолеть весь путь к пансофиии, тем более, что академия предполагает специализацию в том роде занятий, к которому «предназначила природа». Однако первые две ступени – тот минимум, который необходим любому, чтобы в детстве были заложены основания для разумной, нравственной и благочестивой жизни.

Обосновывая идею школы родного языка, Коменский постоянно имеет в виду природосообразность развития ребенка. Естественными стремлениями и условиями жизни человека аргументирует Коменский необходимость в школе родного языка начал родиноведения, граждановедения.

Столь же естественно и необходимо, считает Коменский, в латинской школе является наличие «класса этики», в котором рассматривается «сам человек с действиями его свободной воли как владыка вещей», а также изучение «стрежневого предмета истории», знание которой «как бы освещает всю жизнь», история естествознания, история изобретений, история морали, история религиозных обрядов у разных народов, всеобщая история (но все-таки преимущественно история своего отечества).

«Семь свободных искусств», эти традиционные учебные предметы средневековой школы, Коменский дополняет основами наук нового времени. Все содержания общего образования обращаются к человеку – его целостному мировосприятию, гармонии его стремлений и способностей «знать, уметь, действовать, говорить».

  1. Процессуальная сторона обучения у Коменского выражается в поиске «естественного (природосообразного) метода», который ориентирован на целостную личность ученика, на мотивационную сферу, на разностороннюю работу интеллекта, на «живое знание», а не традиционную «книжную ученость», которую ученик брал памятью и напряжением воли.
  2. Гуманизм и нравственное воспитание в трудах Яна Коменского
  3. Духовный мир Коменского, человека энциклопедически образованного, — сложнейший оригинальный «сплав» воззрений античности и Возрождения, католической теологии и протестантизма, современного ему гуманитарного и естественнонаучного знания.

Задачей каждого христианского государства, утверждал Коменский, должна стать «всеобщее образование юношества».

Главное для него — избежать «соблазна» исторических условий того времени: низведения человека до его сословного облика, до орудия национально-государственных и религиозных интересов и целей, а его воспитания — до подготовки человека к выполнению его сословных ролей, социальных функций.

Коменский обосновал демократическую и гуманистическую идею всеобщего, общечеловеческого воспитания, которая на протяжении не одного века была и остается «путеводной» в отстаивании всеобщего образования как неотъемлемого права каждого человека.

В концепции Коменского человек помещен в «микромир», наделен властью над вещами и ответственностью за свою деятельность в «микромире». Трудовая практическая деятельность человека в той или иной сфере жизни общества – это «искусство», а путь к искусству — «научное образование», дающее знание об окружающем мире природы, общества, о делах и трудах общества человека.

Человек сам является сложным миром, «микрокосмом». Его внутренняя жизнь – борьба добрых и злых начал, благонравия и пороков, в которой проявляют себя желания и страсти, управляющие волей. Направить природный дар — свободу воли — к истинно человеческому: разуму, нравственности, добродетелям – цели и задачи нравственного воспитания.

Духовная опора человека находится в его внутреннем самостроительстве и в его деятельности в мире – в стремлении «жить точно перед очами Бога», «ходить перед Богом», «осуществлять свое предназначение в земной жизни и готовиться к жизни вечной».

Христианско-антропологическая концепция человека, как базовая в педагогической системе Коменского, обусловила гуманистический характер всей системы. Цель воспитания определена на основе признания самоценности человека, антропо-ориентированная; в задачах воспитания доминирует духовно-нравственная направленность развития личности.

Источник: https://mirznanii.com/a/173427/pedagogicheskie-idei-yana-amosa-komenskogo

Ссылка на основную публикацию