Сложно переоценить роль педагога — наверняка каждый из нас помнит одного или нескольких учителей, которые оставили яркий след в душе. О том, как появилась эта профессия, и какое место преподаватель занимает в жизни любого современного человека, пойдет речь в нашей статье.
Происхождение педагогики уходит своими корнями в первобытную эпоху. В древнейшие времена, когда у первобытных людей еще не существовало разделения труда, взрослые и юные члены племени на равных участвовали в добыче пропитания. Именно это и составляло единственную цель существования в тот период. Любая передача жизненного опыта была тесно вплетена в трудовую деятельность.
С самых ранних лет юные члены общины узнавали о методах охоты и собирательства, овладевали нужными умениями. По мере совершенствования орудий труда стало возможным не привлекать к этой работе самых старых, на них была возложена обязанность хранить огонь и присматривать за малышами.
Именно так и появилась первая группа воспитателей, в нее входили старейшины, единственной задачей которых была забота о подготовке молодого поколения ко взрослой жизни.
С развитием цивилизации и общественного сознания в задачи педагогов также вошел вопрос религиозного и нравственного воспитания детей.
Со временем люди заметили, что намного проще собрать сразу всех детей общины и вести с ними беседы на самые различные темы, чем обучать их необходимым умениям поодиночке.
Именно так в Древней Греции и появилась первая школа — ее создателем стал известный ученый Пифагор. Его педагогика обучала детей спортивным дисциплинам, наукам, музыке и медицине.
Позже школы были открыты по всей Греции, а обучение проводилось уже не на улице, как прежде, а в специально отведенных для этого строениях. Именно так и произошло зарождение педагогики как науки.
Педагогическая деятельность в наши дни представляет собой профессию, целью которой является создание условий для становления гармоничной личности. Работа учителя — это, вне всякого сомнения, тяжелый труд. Однако профессионального уровня это направление достигло далеко не сразу.
После появления первых школ в Греции стало очевидно, что вести с детьми обучающие беседы способен далеко не каждый взрослый член сообщества, а только тот, который обладает большим багажом знаний и личностными качествами, позволяющими ему объяснять тот или иной вопрос, донести информацию до других людей. Таким образом, в античные времена появилось первое понимание того, что педагогическая деятельность должна выйти на профессиональный уровень, однако, от идеи до ее воплощения прошло много времени.
Если рассматривать историю в целом, то становление педагогики можно разделить на несколько этапов.
Этот период пришелся на ранний этап развития человечества. Дошедшие до нас данные указывают на то, что педагогическая деятельность уже тогда носила осмысленный и разноплановый характер. В то время детей обучали основам земледелия, ремесленной деятельности, собирательства и навыкам пользования лунным календарем.
С развитием религии функции педагога взяли на себя шаманы и жрецы, а также всевозможные знахари и заклинатели.
По мере развития общественных отношений появилось специализированное обучение — обязанности педагога взяли на себя специально подготовленные для этого люди, для которых обучение стало основной работой.
По мере развития общества у людей стала появляться частная собственность, это вызывало необходимость смены общественного воспитания семейным. В то время роль учителя на себя брали наемные педагоги или образованные рабы. В ту эпоху произошло развитие письменности, усовершенствовались способы сохранения и передачи информации.
Это наложило свой отпечаток на технику педагогической деятельности — она обособилась от производственных и религиозных сфер жизни, преобразовалась в словесно-знаковую науку. В этот же период также наметилась тенденция к выделению отдельной когорты учителей, которые занимались образовательной деятельностью в специально отведенных для этого учреждениях.
Во времена рабовладельческого строя обучение детей стало самостоятельным видом деятельности.
Во времена Средневековья в Западной и Центральной Европе произошло резкое отторжение античного наследия и полное подчинение процесса обучения христианской доктрине. Это привело к существенному понижению общего образовательного уровня.
Причина такого явления в том, что обучение легло на плечи монахов, не имевших никакого педагогического опыта.
В те годы не существовало такого понятия, как урок, и дети изучали все сразу — одни ученики заучивали буквы, другие – слоги, третьи учились считать и т. п.
Постепенно в обществе началось понимание того, что такая система «не работает», и образование должно выйти на другой уровень. Именно поэтому в городах начали открываться цеховые школы, а в XII-XIII вв.
появились первые университеты, преподавание в которых осуществляли известнейшие ученые того времени. Это, в свою очередь, привело к нехватке учителей. Возникла необходимость во введении классно-урочной системы в школах, а в университетах — лекционно-семинарской.
Это нововведение обеспечило более рациональное использование времени учителя и привело к существенному повышению качества образования.
По мере развития общества существенно расширился круг задач педагога. Это постепенно привело к выделению отдельных педагогических специальностей.
На данном этапе появилась потребность в создании школы для подготовки самих учителей.
XVIII век неслучайно назван эпохой Просвещения – в то время обучение и воспитание стали основными социально-преобразующими факторами общественного развития.
Профессиональный этап развития педагогики характеризуется довольно широким охватом людей, занятых в этой сфере, сближением образовательной системы с реальной жизнью. Наука того времени закрепила идею всеобщей педагогики, в этот период происходит активный поиск новых форм обучения, а также повышение социального статуса учителя и постановка перед педагогикой более важных и сложных задач.
Сегодня учителя в рамках подготовки к профессии получают специальное образование разного уровня, они работают в различных дошкольных, школьных и высших учебных заведениях, а также организациях переподготовки кадров.
Деятельность любого педагога подчиняется задачам всестороннего развития человека, его адаптации к жизни в социуме и овладения профессиональными навыками.
Учитель в наши дни — это не только профессия, это призвание. Само слово «педагог» известно всем людям — от малышей-пятилеток до глубоких старцев. Учителя во все времена ценились, а их труд рассматривался как ответственный и благородный.
Учитель выполняет сразу несколько функций:
- воспитательную — через воспитание учитель оказывает влияние на становление и всестороннее развитие личности, способной адаптироваться в обществе и мире;
- обучающую — учитель способствует развитию у своих учеников познавательных и интеллектуальных способностей, прививает им тягу к получению знаний, помогает направить полученные знания на достижение той или иной цели;
- коммуникативную — любое общение педагога и ученика складывается на основе доверительных отношений, учитель постоянно обменивается опытом с коллегами, взаимодействует с родителями;
- организаторскую — любой педагог должен планировать и координировать учебно-воспитательный процесс, в его задачи входят правильное проведение обучающих мероприятий и вовлечение в них своих учеников;
- коррекционную — педагог регулярно мониторит и контролирует процесс получения знаний, дает оценку промежуточным итогам и при необходимости корректирует процесс обучения.
Самыми известными педагогами, внесшими огромный вклад в развитие педагогики, стали следующие личности.
- Ян Амос Коменский — чешский педагог XVII в., который активно пропагандировал гуманитарную теорию обучения подрастающего поколения. Именно он продвигал идеи всеобщего образования, классно-урочной формы обучения, введения понятия «учебный год».
- Иоганн Генрих Песталоцци — швейцарский гуманист конца XVIII-начала XIX вв. Сторонник гармоничного развития физических, умственных и нравственных возможностей в общем подходе к обучению.
- Януш Корчак — известный польский педагог, основоположник доктрины о том, что педагогика должна строиться на основе любви и полного уважения к ученику. Он пропагандировал принцип непохожести детей, повлиявший на систему обучения детей в соответствии с разницей возможностей их понимания.
- Константин Дмитриевич Ушинский — известный педагог, которого по праву считают отцом русской педагогики. Именно он первый в нашей стране подчеркнул необходимость нравственного просвещения ребенка. Еще одной идеей Ушинского стала теория важности сохранения национальной самобытности. В позапрошлом столетии основным языком преподавания в России был французский — именно Ушинский заявил о необходимости сделать «русские школы русскими».
- Лев Семенович Выготский. Этот ученый стал основоположником коррекционной педагогики, он выдвинул и обосновал теорию о том, что учитель должен использовать в работе достижения психологии.
- Антон Семенович Макаренко — идеолог теории интегративности образования. В соответствии с его идеями, человек не является личностью от рождения, поэтому его необходимо воспитывать в коллективе, где он должен учиться отстаивать свою позицию. Его доктрина легла в основу гуманистического образования, требующего уважать любого ученика как человека.
Источник: https://vplate.ru/uchitel/istoriya-vozniknoveniya/
Материал на тему: История становления и развития педагогической профессии | Социальная сеть работников образования
- СПб ГБПУ
- Педагогический колледж №8
- Реферат по педагогике:
- «История становления и развития
- педагогической профессии»
- Выполнил:
- студент 3 курса
- группа №34
- Жарких Виктория
- Андреевна
- Проверил:
Евдокимова И.А.
2014
План
- Введение
- История зарождения
- Великие педагоги прошлого
- Развитие педагогической профессии в современном обществе
- Список используемой литературы
Государственная должность… состоящая
во всевозможном попечении и воспитании
мальчиков и девочек… — эта должность
гораздо значительнее самых высоких
должностей в государстве.Платон
В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени — взрослые и дети — участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена.
Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была «вплетена» в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет включаясь в нее, усваивали знания о способах деятельности (охота, собирательство и др.) и овладевали различными умениями и навыками.
И лишь по мере совершенствования орудий труда, что позволяло добывать пищи больше, появилась возможность не привлекать к этому больных и старых членов общины. Им вменялось в обязанность быть хранителями огня и осуществлять присмотр за детьми.
Позже, по мере усложнения процессов сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода — самые уважаемые и умудренные опытом -образовали в современном понимании первую социальную группу людей — воспитателей, прямой и единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовка к жизни. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека.
Возникновение педагогической профессии поэтому имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, которое оно получило в наследство.
Интересна этимология русского слова «воспитатель». Оно происходит от основы слова «питать». Слова «воспитывать» и «вскармливать» не без основания сейчас нередко рассматриваются как синонимы.
В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека.
Слово «учитель», видимо, появилось позже, когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе и что нужна специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений. Такая деятельность получила название обучения.
По мере усложнения процессов общественного производства, развития способов познания и стремительного роста научных знаний в обществе появилась потребность в специальной передаче знаний, умений и навыков. Вот почему из области «чистого» воспитания в педагогической профессии выделилась относительно самостоятельная функция — обучающая.
Воспитательная функция стала поручаться другим лицам. Так, в семьях привилегированных сословий для воспитания детей приглашали домашних воспитателей. В России это были, как правило, иностранцы — гувернеры и гувернантки.
В государственных и частных образовательных учреждениях наряду с учителями были классные надзиратели, классные наставники, классные дамы и т.п.
Профессия учителя является одной из древнейших. Именно благодаря специально организованной педагогической деятельности овладевают всеми другими профессиями. Необходимость передачи накопленного общественного опыта н новым поколением, подготовка их к жизни и труду обусловила выделение обучения и воспитания в самостоятельную общественную функцию.
Первые школы возникли в странах Древнего Востока в период формирования рабовладельческого общества. В Древнем Шумере, Вавилоне, Египте, Ассирии, Финикии учителями были преимущественно жрецы, которые составляли привилегированную касту. Знание они передавали от родителей к детям, но существовали и школы для жрецов при храмах и в крупных городах.
Социальный статус учителя был чрезвычайно высоким.
Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о её существовании.
Известно, что первопричина возникновения всех научных отраслей — потребность жизни. Наступило время, когда образование стало играть весьма заметную роль в жизни людей.
Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений.
Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений для подготовки молодежи к жизни.
Уже в наиболее развитых государствах древнего мира — Китае, Индии, Египте, Греции — были предприняты серьёзные попытки обобщения опыта воспитания, вычленение теоретических начал. Все знания о природе, человеке, обществе накапливались тогда в философии; в ней же были сделаны и первые педагогические обобщения.
Во все времена существовала народная педагогика, сыгравшая решающую роль в духовном и физическом развитии людей. Народ создал оригинальные и удивительно жизнестойкие системы нравственного, трудового воспитания.
- Великие педагоги прошлого
Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Так, великим учителем китайцы называли Конфуция (VI — V вв. до н. э).
Чешский педагог-гуманист Я.А. Коменский мечтал дать своему народу собранную воедино мудрость мира. Он написал десятки учебников для школы, свыше 260 педагогических произведений.
Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растение в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей.
В отличие от Я.А. Коменского английский философ и педагог Джон Локк сосредоточил главные усилия на теории воспитания.
Другим известным учителем был швейцарский педагог И.Г. Песталоцци, потративший все свои сбережения на создание детских приютов. Он посвятил жизнь сиротам, пытаясь сделать детство школой радости и творческого труда. На его могиле стоит памятник с надписью, которая заканчивается словами: «Всё — для других, ничего — для себя».
И.Ф. Гербарт — крупная противоречивая фигура в истории педагогики. Кроме значительных теоретических обобщений в области психологии обучения и дидактики известен работами, ставшими теоретической базой для дискриминационных ограничений в образовании широких масс трудящихся.
Воспитание во имя счастья ребенка — таков гуманистический смысл педагогической деятельности В.А. Сухомлинского. Мировую славу русской педагогике принёс К.Д. Ушинский. Им было предложено сделать труд полноценным воспитательным средством.
Большое значение формированию педагогического коллектива придавал А. С. Макаренко. Он писал: «Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса».
- Развитие педагогической профессии в современном обществе
Высшие учебные заведения и педагогические училища готовят будущих учителей по различным специальностям. Кроме этого в рамках каждой специальности вуз (педучилище) может открывать несколько специализаций. Например, педагогические специальности объединены в профессиональную группу «образование».
Основанием разделения педагогических специальностей являются различные предметные области знаний. Второе основание для разделения на специальности — это возрастные периоды развития личности, отличающиеся, в том числе выраженной спецификой взаимодействия педагога с ребенком.
Третьим основанием для разделения на специальности педагогического профиля служат нарушения в развитии детей.
В настоящее время государственным стандартом профессионального образования предусмотрена 41 специальность высшего и 16 специальностей среднего педагогического образования; число квалификаций в связи с тем, что имеются ещё и специализации, значительно больше.
Список используемой литературы:
- Введение в педагогическую деятельность, Теория и практика, Никитина Н.Н., Кислинская Н.В., 2004.
- Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002
- Введение в педагогическую деятельность, Мижериков В.А., Ермоленко М.Н., 2002.
- Интернет
Источник: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2014/10/21/istoriya-stanovleniya-i-razvitiya
Эссе «История возникновения и развития педагогической профессии»
История возникновения и развития педагогической профессии.
«Он с радостью учился и с радостью учил.»
Дж. Чосер «Кентерберийские рассказы».
Заниматься обучением, то есть передачей тех или иных знаний, человек стал задолго до появления письменности. В первобытном обществе старшие представители рода и племени передавали свои знания умения и навыки молодым людям.
Но можно ли назвать интуитивную передачу знаний из поколения в поколение педагогической профессией, или процесс воспитания являлся лишь приспособлением детей к существовавшему порядку вещей? Для того, чтобы ответить на данный вопрос нам необходимо понять, что такое профессия педагога.
Большой энциклопедический словарь определяет профессию как «род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования»[7].
В традиционном обществе педагогическую функцию выполняли пожилые люди.
Они транслировали «житейскую картину мира, народную философию жизни, предрассудки и суеверия, необходимые или представлявшиеся необходимыми для эффективной и безопасной организации повседневности».
[4, 13] В этот период хоть и не было сформировано понимание педагогической работы как отдельно существующей трудовой деятельности, но было заложено традиционно уважительное отношение к людям, несущим знания.
Первый этап становления непосредственно педагогической работы принято связывать с возникновением письменности. Письмо возникло в Египте и Месопотамии, а центрами обучения письму стали храмы.
Тезис о том, что педагогика возникла в Древней Греции встречается практически в каждом учебнике.
Для того, чтобы разобраться откуда пришла эта мысль обратимся к «Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона», который дает историографическое определение слову педагог. Согласно этому определению, педагогами (от гр.
«ведущий ребенка») являлись рабы, сопровождавшие детей в школу (в которой обучением занимались другие рабы). То есть само слово «педагог» действительно пришло к нам из древнегреческого периода.
В дальнейшем под влиянием философии роль педагога переосмыслялась: первостепенной задачей стало «ведение ребенка по жизни», то есть обучение, воспитание, духовное и физическое развитие. Появилась первая дифференциация педагогических специальностей: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги.
Учителя элементарной школы в Древнем Риме приравнивался к ремесленникам и не пользовались особым уважением. Открывая школы, они сами искали учеников и получали плату с родителей. По сути дела, любой римлянин, научившийся читать и писать, мог держать свою школу.
Учителя грамматических школ были более привилегированны: они даже могли состоять на государственной службе и оплачиваться государством.
Особое положение было лишь у учителей риторики, которые, как правило, были людьми состоятельными, участвовали в политической жизни, а порой даже занимали государственные посты. [2, стр. 41]
Высокий социальный статус образования и образованности — одна из примечательных особенностей Византии. Учителя начальных школ — дидаскалы — использовали мнемонические приемы и соблюдали последовательность в обучении — от простого к сложному, от известного к новому.
Создавались и высшие учебные заведения, которые были похожи на высшие школы греко-римского мира.
Преподавателей в них называли «консулами философии» и «главами риторов», они являлись государственными служащими высокого ранга, носили особую одежду и составляли особое замкнутое объединение.[2, стр. 51]
В древнерусском языке не было слова эквивалентного «педагогике». Долгое время господствовало представление о том, что мир «представляет собой школу, где человеку предстоит учиться всю жизнь».[8, 74]. Мастера передавали своим ученикам знания и практический опыт, т.е. мастерство.
С распространением христианства, а следовательно грамотности на Руси появились первые учителя. Дальнейшее развитие государства, церкви и общества в России привело к тому, что старый, традиционный взгляд на образование уже не удовлетворял потребностям нового времени.
На смену обучению в монастырях и у частных учителей пришла организация школьного дела по западноевропейским образцам. [2, 95]
В Средние века Русь и Европа шли параллельным путем: там тоже роль педагога выполнялась в первую очередь церковными служителями.
В такой монополизации педагогической профессии были свои плюсы и минусы, но главной характеристикой данного периода было то, что педагог был в первую очередь религиозно вовлеченным человеком. Во времена правления Карла Великого (нач. IX в.
) сеть монастырских школ активно расширялась, возникла мысль о необходимости специальной подготовки учителей для работы в них (Каролингский Ренессанс).[2, 61]
Развитие науки в Эпоху Возрождения заложило скачек в развитии педагогической профессии. Появились новые педагогические специальности, например, под влиянием идей Дж. Кардано были заложены основы сурдопедагогики, появились школы вне церкви, университеты. Педагог этого времени в первую очередь гуманист, высоко эрудированный человек, ценящий личность ученика.
Именно в этот период теория педагогики начинает формулировать требования к профессионализму педагогов: мудрость, умеренность, справедливость, звучит призыв к отказу от телесных наказаний.[1, 140]. В это время распространяются идеи Т. Мора, М. Монтеня, Э. Ротердамского и др.
Помимо богословских предметов и грамоты перед педагогами ставится задача естественнонаучного образования.
Главным идеологом педагогической мысли этого времени по праву считается Я. А. Коменский. Он утверждал новый, прогрессивный взгляд на учителя. Эта профессия была для него «превосходна, как никакая другая под солнцем».
Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества.[9, 84] Его принципы и дидактические рекомендации и сейчас звучат актуально.
Специфической особенностью Нового времени стало появление учителей языков.
Теперь преподавание в школах велось на родном языке, а латынь и иностранные языки стали изучаться отдельно, учебный процесс стал более упорядоченным, создавались дидактические пособия для учителей и учебники для учеников.
[2, 97] Происходит разделение школ на классические гимназии и реальные училища. Система образования постепенно переходит под государственный контроль, а значит и профессия учителя становится официально признанной, требующей особой подготовки, в том числе в системе высшего образования.
В России подготовкой своих преподавателей активно стали заниматься лишь в XVIII в. Виднейшие ученые-просветители — М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, Н.И. Новиков, Д.И.
Фонвизин выдвигали идею подготовки русских педагогов, они выступали против засилья иностранных невежд и авантюристов, под видом учителей приезжавших в Россию.
Огромная заслуга в деле подготовки преподавателей принадлежит Московскому университету, особенно в тот период, когда им руководил М.В. Ломоносов.
Впервые государственные требования к учителю были сформулированы в «Уставе народных училищ» (1786).
В Уставе прописывлось, что учитель – это не только преподаватель, но главным образом воспитатель, а поэтому он должен обладать «христианским благочестием, добронравием, учтивостью, прилежанием… и снисходительностью к детям. Должность учительская обязывает наипаче стараться быть искусным в том, чему детей обучать…». [10]
Однако в дореволюционной России не было специального педагогического образования вплоть до 1804 г., когда были открыты педагогические институты при университетах. До этого педагог работал лишь в соответствии со своим опытом и знаниями.
В современном мире педагогическая профессия в основном воспринимается как традиционно женская. Но и это было не так вплоть до 60-х гг. XIX в.
, именно тогда были открыты Высшие женские курсы университетского типа, готовившие преподавателей в основном для женских средних учебных заведений и младших классов мужских средних школ. Наибольшую известность получили Высшие женские курсы воспитательниц и учительниц Д.И.
Тихомирова в Москве, Женский педагогический институт и Фребелевские курсы в Петербурге, Фребелевский институт в Киеве. До этого женщины-педагоги были, но только в начальном и среднем образовании.
В советскую эпоху образ педагога кардинально изменился. Теперь на официальном уровне за профессиональными деятелями образования закреплялась пропагандистская задача.
Как в средние века образование основывалось на вере, так в советское время оно стало основываться на коммунистических идеалах. Но, не смотря на это, XX в. запомнился нам именами выдающихся педагогов: Макаренко К.С.
, Блонский П.П., Сухомлинский В.А., Ушинский К.Д и др.
Сейчас в XXI в. в системе педагогического образования стали образовываться новые педагогические специальности (учитель информатики, тьютор и др.
), произошло углубление и усложнение функций профессиональных педагогов, сферы профессиональной компетенции не только увеличились в количестве, но и углубились.
Таким образом на сегодняшний день педагог — это человек, который не только способен учить других, но, в первую очередь, способный учиться сам.
Список литературы:
Андрюнина А. С. Аксиологическая составляющая образования: история педагогики // Педагогическое образование в России. 2014. №3 С.139-143.
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.
Истрия образования и педагогической мысли за рубежом и в России: учеб. пособие для студ. высш. пед учеб. заведений./ И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.; под ред. З.И. Васильевой. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 432 с.
Кислов Александр Геннадьевич, Плотникова Елена Владимировна Изоляционизм в профессии педагога // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. №2 С.12-16.
Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/istoriya_vozniknoveniya_i_razvitiya_pedagogicheskoj_pr_222116.html
Особенности становления и развития педагогической профессии в России
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 21Следующая ⇒
Основные мировые тенденции возникновения и развития педагогической профессии характерны и для отечественной педагогической истории и современности. Однако, естественно, имеются и специфические черты.
К сожалению, от древнейших времен до нас дошло мало прямых свидетельств об укладе жизни и быта наших предков, а тем более о методах обучения детей.
Но современные науки — археология, история, языкознание, лингвистика, этимология — располагают достаточным материалом для того, чтобы представить в общих чертах процесс передачи жизненного и социального опыта, знаний, умений и навыков от старшего поколения младшему.
В те времена, как и в последующие исторические эпохи, общие цели, задачи обучения и воспитания подрастающих поколений определялись общественно-экономическими факторами, мировоззренческими идеями, анимистическим (анимизм — от лат.
anema — дух, душа — вера в существование души и духов) восприятием явлений окружающей природной среды. Задолго до того, как на территории будущей Руси в недрах племенных союзов начали кристаллизоваться институты государственности, народом уже был накоплен опыт воспитания.
Этот опыт находил отражение в устном народном творчестве, во всех неисчерпаемо разнообразных жанрах фольклора.
В традициях русского народа мать признавалась первой естественной воспитательницей ребенка, от нее дитя воспринимало обычаи, традиции рода. Бесконечно разнообразные пестушки, потешки, запреты (запуки) служили для ребенка источником знаний о ближайшем окружении, о предметах обихода, о животных, птицах и др.
От матери ребенок получал знание языка, представления о явлениях природы. Загадки служили средством умственного развития. Поговорки, пословицы, хороводы, игры приобщали отрока к заботам старших членов семьи, к трудовой деятельности и жизни, отвечающей принятым в общине и племени нравственным, законам.
С незапамятных времен формировались способы и средства устного предания, чрезвычайно эффективные для сохранения накапливаемого опыта и передачи его новым поколениям.
Тогда же складывались традиции народной педагогики, которые во все последующие века служили корректным противовесом педагогике церковной, государственной, а в новейшее время — партийной и экстремистской и являются ценностной основой формирования личности и деятельности профессиональных педагогов современной России.
Вводившееся при князе Владимире христианство (988) должно было укреплять связи между отдельными частями Киевского государства, а школа — служить средством христианизации народа. Есть основания предполагать, что известная по летописям школа для «нарочитой чади», т.е.
для детей придворной знати, приближенных князя, бояр, дружинников являлась дворцовым учебным заведением, готовившим будущих деятелей государства. Целью педагогической деятельности работников этой школы было не обучение грамоте, известной на Руси задолго до князя Владимира, а подготовка государственных служащих.
Большую просветительскую, а значит, и педагогическую работу проводили грамотные люди, называемые в народе «баснотворцами», «беседованниками», «писательниками», «наставниками».
Колыбель трех братских народов — русского, украинского и белорусского — Киевская Русь представлена таким уникальным памятником педагогики, как «Поучение детям» Владимира Мономаха.
Для понимания содержательной и ценностной составляющей педагогической профессиональной деятельности представляется важным знакомство будущих педагогов с этим произведением.
В этом историко-педагогическом документе отражены педагогические идеалы Древней Руси, представляющие результат слияния двух начал: традиций древних славян, с одной стороны, и христианства, ставшего государственной религией, — с другой. Эти идеалы послужили основанием практической педагогической деятельности в России на многие века.
О достижениях и характере условно профессиональной педагогической деятельности на Руси XI—XIII вв. свидетельствует широкое распространение грамотности в этот период.
Татаро-монгольское нашествие нанесло огромный ущерб русскому просвещению. Но уже в XIV в. и особенно в первой половине XV в. оно делает новые впечатляющие успехи. Во второй половине XV — начале XVI в. грамотность вновь стала довольно распространенным явлением среди русских людей.
Общественные потребности диктовали необходимость создания устойчивых форм просвещения. В 1551 г.
Стоглавый собор признает необходимым открывать училища при всех приходских церквях, в домах священников и дьяконов, что отражает возрастание общественного интереса к педагогической деятельности.
XVI в. был отмечен таким выдающимся событием в области просвещения, как появление книгопечатания. В 1564 г. дьякон одной из московских церквей Иван Федоров издает свою первую печатную книгу «Апостол», а ровно через десять лет — печатный букварь «для пользы русского народа».
Интересным педагогическим документом XVII в. явилась «Привилея» Эллино-греческой академии (позднее — Славяно-греко-латинская), составленная Симеоном Полоцким. Здесь впервые появляются термины «учитель», «домовый учитель», «чин учения».
С начала XVIII в. Петр I стремился поставить науку и школу на службу практическим нуждам армии, флота, промышленности, торговли, государственного управления. Среди потока его указов было немало таких, которые относились к просвещению.
В эпоху капитализма в связи с развитием школьного дела профессия учителя становится массовой. Учителя занимают штатные должности в многочисленных школах и училищах различных типов. Наряду с этим в XVIII—XIX вв.
в дворянских и буржуазных семьях получило распространение воспитание и начальное обучение детей с помощью домашних наставников, домашних учителей (гувернеров). Первоначально лица, выполнявшие учительские обязанности, не имели никакой специальной подготовки. В конце XVIII в.
с возникновением и развитием педагогического образования в России определяются государственные требования к профессиональной подготовке учителя, законодательно оформляется его правовое положение в зависимости от образования.
В 1779 г. при Московском университете была открыта учительская семинария — педагогическое учебное заведение, готовившее учителей для начальных школ; она готовила небольшое число учителей для Московской и Казанской гимназий и некоторых пансионов. В 1803 г.
в Петербурге открылась учительская гимназия, готовившая учителей для городских училищ. В 1804 г. она преобразована в педагогический институт. В начале XIX в.
России создаются первые учительские институты, готовившие учителей для средних классов общеобразовательных школ.
В дореволюционной России преобладала подготовка учителей для начальной школы.
Основным типом учреждений, готовивших учителей для начальной школы, были учительские семинарии с 4-летним сроком обучения, подведомственные Министерству народного просвещения. На начало 1917 г.
в России была 171 учительская семинария, в которых наряду с общеобразовательными предметами преподавались педагогика, методики первоначального обучения русскому языку и арифметике.
Учителей начальной школы готовили также педагогические классы 913 женских гимназий, 50 женских епархиальных училищ и женский педагогический институт в Петербурге.
Для церковноприходских школ учителей готовили церковно-учительские школы, а также двуклассные учительские школы, подведомственные Синоду.
Многие учителя, особенно на окраинах России, не имели педагогического образования и получали звание учителя после сдачи специальных экзаменов.
Учителями средних учебных заведений назначались, как правило, лица, окончившие университеты и некоторые высшие учебные заведения непедагогического профиля, а также духовные академии. В 60—70-х гг. XIX в.
были открыты Высшие женские курсы университетского типа, готовившие учителей главным образом для женских средних учебных заведений и младших классов мужских средних школ. После Октября 1917 г.
начались поиски новой системы педагогического образования, создавались новые типы высших и средних профессиональных педагогических учебных заведений.
Так, педагогические семинарии были преобразованы в трехлетние педагогические курсы, затем в педагогические техникумы, а бывшие учительские институты преобразовались в пединституты или институты народного образования, готовившие учителей по отдельным учебным предметам для старших классов средней школы.
Сеть педагогических институтов в Советском Союзе в основном сложилась к 30-м гг. В этот же период стало широко развиваться среднее и высшее вечернее и заочное педагогическое образование (заочные курсы, факультеты и отделения при пединститутах, университетах).
С середины 80-х годов в педвузах страны стали широко вводиться различные дополнительные специализации.
Современными стандартами высшего педагогического образования предусмотрена подготовка не только учителей-предметников, но и учителей, имеющих вторую педагогическую специальность: информатика, иностранный язык и др.
В 90-е гг. XX в.
с демократизацией общественной жизни России, в частности гуманизацией и демократизацией системы образования, значительные перемены произошли и в подготовке учителей: часть педагогических институтов была преобразована в педагогические университеты, появились новые типы средних педагогических учебных заведений. Все это сопровождается качественными сдвигами в подготовке педагогических кадров.
В настоящее время в России подготовка учительских кадров ведется по 41 специальности. Переход к рыночной экономике вызвал необходимость существенно модернизировать содержание педагогического образования. Возникла потребность в расширении состава специальностей.
В последние годы в ряде педагогических университетов и институтов развернута подготовка экономистов, юристов, менеджеров, маркетологов, психологов для нужд сферы образования. С этой целью открываются специальные факультеты: юридические, экономические, психолого-дефектологические.
Получает развитие подготовка учителей экологии, политологии, социологии, культурологии, социальной педагогики, андрагогики, безопасности жизнедеятельности и т.д.
В завершение темы представим в виде таблицы (табл.1.) динамику становления и развития профессии педагога.
Интересами, целями и ценностями правящего класса, для стран капитализма — это интересы, цели и ценности — буржуазного общества, для стран социалистической ориентации — это интересы пролетариата, а точнее, ценностно-целевые установки правящих социалистических или коммунистических партий.
Таблица 1 Этапы становления и развития педагогической профессии
Этапы | Условная хронология | Субъекты педагоги- ческой деятельности | Содержание и направления педагогической деятельности |
1. Допро- фессио- нальный | Эпоха первобытности Возникновение религии Разделение труда | Все члены рода. племени Знахари, шаманы, за- клинатели Опытные, лучшие в своем деле члены рода | Обучение и воспитание осуще- ствлялось в виде коллективной спонтанной помощи старших младшим в освоении знаний об окружающем мире с целью вы- живания. С возникновением ре- лигиозных верований начинает осуществляться воспитание в целях сохранения обычаев рода, ритуалов, религиозных культов. Разделение труда по- рождает необходимость пере- дачи знаний, опыта в отдельных областях трудовой деятельности, что осуществляется непосредственно в процессе этой деятельности |
II. Условно-профессио-нальный | Эпоха рабовладения Средневековье | Сословно-кастовая группа людей, владеющих письмом и умеющих обучать письму (ученые-жрецы Месопотамии, Древнего Египта, Вавилона, Сирии, Китая); — вольнонаемные граждане (педономы, пе-дотрибы, дидаскалы в Древней Греции); — государственные чиновники-учителя в Древнем Риме Священники, монахи; — в городских школах и университетах — люди, имеющие специальное непедагогическое образование; — в Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями властителя и родителя; — мастера грамоты | Обучение становится самостоя- тельным видом деятельности, однако педагогическая деятельность осуществляется «по совместительству» с другими видами общественно полезной деятельности. Цель педагогической деятельности — формирование человека, отвечающего требованиям эпохи, в рамках определенного класса, сословия |
III. Соб- ственно- профес- сиональный | Эпоха индустриального общества | Специалисты, имеющие профессионально-педагогическую подготовку и специализирующиеся в различных направлениях профессионально-педагогической деятельности. Педагоги, учителя, воспитатели, имеющие различный уровень профессионального педагогического образования и осуществляющие профессионально-педагогическую деятельность в различных типах образовательных учреждений | Педагогическая профессия становится массовой, цели и содержание профессионально-педагогической деятельности обусловлены интересами, целями и ценностями правящего класса, для стран капитализма -это интересы, цели и ценности буржуазного общества, для стран социалистической ориентации -это интересы пролетариата, а точнее, ценностно-целевые установки правящих социалистических или коммунистических партий. Они варьируются в зависимости от особенностей национальной культуры, темпов общественного развития. В современный период при всем многообразии политических режимов и национальных культур содержание профессии педагога можно сформулировать как деятельность по созданию условий и оказанию помощи личности в ее разностороннем развитии, формировании общей культуры, адаптации к жизни в обществе, помощи в собственном выборе и овладении профессией |
Эпоха постиндустриального общества | Педагоги, учителя, воспитатели, имеющие различный уровень профессионально-педагогического образования и осуществляющие профессионально-педагогическую деятельность в различных образовательных учреждениях | В современный период при всем многообразии политических режимов, национальных культур содержание профессии педагога можно сформулировать как деятельность по созданию условий и оказанию помощи личности в ее разностороннем развитии, формировании общей культуры, адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе и овладении профессией |
ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА
⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒
Рекомендуемые страницы:
Источник: https://lektsia.com/7x1cb4.html
Возникновение и развитие педагогической деятельности
Введение
Возникновение педагогической профессии имеет
объективные основания.
Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему поколению, вынуждено
было начинать сначала, без творческого
освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.
С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась, прежде всего, воспитательная функция. Учитель — это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение.
По
мере усложнения процессов общественного
производства, развития способов познания и стремительного роста научных
знаний в обществе появилась потребность
в специальной передаче знаний, умений и навыков. Вот почему из области «чистого» воспитания в педагогической профессии выделилась относительно самостоятельная функция — обучающая.
Воспитательная функция стала поручаться другим лицам. Так, в семьях привилегированных сословий для воспитания детей приглашали домашних воспитателей. В России это были, как правило, иностранцы — гувернеры и гувернантки.
В государственных и частных образовательных учреждениях наряду с учителями были классные надзиратели, классные наставники, классные дамы и т. п.
История зарождения
Практика
воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о её существовании.
Известно, что первопричина возникновения
всех научных отраслей — потребность
жизни. Наступило время, когда образование стало играть весьма заметную роль в жизни людей.
Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений.
Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений для подготовки молодежи к жизни.
Уже в наиболее развитых государствах древнего мира — Китае, Индии, Египте, Греции — были предприняты серьёзные попытки
обобщения опыта воспитания, вычленение теоретических начал. Все знания о природе, человеке, обществе накапливались тогда в философии; в ней же были сделаны и первые педагогические обобщения.
Во
все времена существовала народная педагогика, сыгравшая решающую роль в духовном и физическом развитии людей. Народ создал оригинальные и удивительно жизнестойкие системы нравственного, трудового воспитания.
Великие педагоги прошлого
Выдающиеся
учителя были у всех народов и
во все времена. Так, великим учителем китайцы называли Конфуция (VI — V вв. до н. э).
В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником: «эта страна обширна и густо населена. Что же ей недостает, учитель?» — обращается к нему ученик. «Обогати её», — отвечает учитель.
«Но она и так богата. Чем же её обогатить?» — спрашивает ученик. «Обучи её!» — восклицает учитель.
Чешский педагог-гуманист Я.А. Коменский мечтал дать своему народу собранную воедино
мудрость мира. Он написал десятки
учебников для школы, свыше 260 педагогических произведений.
Он сравнивал учителя
с садовником, любовно выращивающим растение в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей.
Предложенные им методы, принципы, формы обучения, как, например классно-урочная система, стали основой педагогической теории. Его главный труд «Великая дидактика», вышедший в Амстердаме в 1654г. — одна из первых научно-педагогических книг.
В отличие от Я.А. Коменского английский философ и педагог Джон Локк сосредоточил главные усилия на теории воспитания. В своем основном труде «Мысли о воспитании» он излагает взгляды на воспитание джентльмена — человека уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью нравственных убеждений.
Другим
известным учителем был швейцарский
педагог И.Г. Песталоцци, потративший
все свои сбережения на создание детских
приютов. Он посвятил жизнь сиротам, пытаясь сделать детство школой радости и творческого труда. На его могиле стоит памятник с надписью, которая заканчивается словами: «Всё — для других, ничего — для себя».
И.Ф. Гербарт — крупная противоречивая фигура в истории педагогики. Кроме значительных теоретических обобщений в области
психологии обучения и дидактики
известен работами, ставшими теоретической базой для дискриминационных ограничений в образовании широких масс трудящихся.
Стремление
служить будущему характеризовало
прогрессивных педагогов всех времен. Так, известный педагог и деятель
в области образования середины XIX в. А.В. Дистервег, которого называли учителем немецких учителей, выдвигал общечеловеческую цель воспитания: служение истине, добру, красоте.
» В каждом индивидууме, в каждой нации должен быть воспитан образ мыслей, именуемый гуманностью: это стремление к благородным общечеловеческим целям». В реализации этой цели, считал он, особая роль принадлежит учителю, который является живым примером для ученика.
Он занимался исследованием важных проблем, но более всего — изучением противоречий, внутренне присущих всем педагогическим явлениям. Его личность завоевывает ему уважение, духовную силу и духовное влияние.
Воспитание
во имя счастья ребенка — таков
гуманистический смысл педагогической деятельности В.А. Сухомлинского. Без
веры в ребенка, без доверия к
нему вся педагогическая премудрость, все методы и приемы обучения и воспитания, по его мнению, несостоятельны.
Основой успеха учителя, считал он, являются духовное богатство и щедрость его души, воспитанность чувств и высокий уровень общей эмоциональной культуры, умение глубоко вникнуть в сущность педагогического явления.
Первоочередная задача учителя, отмечал он, состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуально-полнокровного труда.
Мировую славу русской педагогике принёс К.Д. Ушинский. Им было предложено сделать труд полноценным воспитательным средством. Созданные им учебники выдержали небывалый в истории тираж.
Например, «родное слово» издавалось 187 раз. Его наследие составляет 11 томов, а педагогические произведения имеют научную ценность и сегодня.
В юношеском дневнике Ушинского сформулирована цель его жизни: «сделать как можно более пользы моему отечеству». Он достиг цели.
Источник: https://student.zoomru.ru/pedagog/vozniknovenie-i-razvitie-pedagogicheskoj-deyatelnosti/77453.633282.s1.html