Восприятие пространства — справочник студента

В статье описываются систематические проблемы, возникающие у студентов при моделировании органических поверхностей. Предложены схемы их решения без существенной модификации привычного процесса моделирования с помощью вспомогательных упражнений по двумерному эскизированию опорных цепочек ребер на проекциях концепта персонажа на ортогональные плоскости.

Ключевые слова: моделирование персонажа, цепочки ребер, курс трехмерного моделирования, пространственное восприятие

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Курс трехмерного моделирования персонажа читается в Уральском государственном архитектурно-художественном университете студентам специальности «Графический дизайн» на базе кафедры Прикладной математики и технической графики в рамках дисциплины «Компьютерное обеспечение дизайн-проектирования».

На настоящий момент курс существенно трансформировался по мере того, как изменялся инструментарий прикладного ПО и организовывались связи с индустрией — в случае персонажного моделирования это компании, производящие компьютерные игры и видеопродукцию.

От выскополигонального моделирования мы перешли к низкополигональному, курс теперь не только знакомит с инструментарием, но представляет собой имитацию полного цикла создания трехмерной модели персонажа, начиная с рисования собственного концепта персонажа и заканчивая художественным текстурированием в рамках современной модели материалов PBR и риггингом — подготовкой к анимации.

Курс был основан на классической схеме полигонального моделирования органических объектов, являющейся коллективным результатом работы ведущих мировых практиков.

Первым этапом создания модели по существующему концепту является определение опорных непрерывных цепочек ребер, с помощью которых будет строиться основа для кусочно-гладкой поверхности Катмулла-Кларка, являющаяся финальным результатом[1].

Эти непрерывные цепочки ребер в английской традиции называются edge loops[2], российские практики трехмерного моделирования зачастую так и называют их — лупы.

С начала курса нами была разработана принципиальная схема минимального набора ребер для создания поверхности стилизованного лица, которую студенту приходится адаптировать к собственному концепту (рис.1). Вторым этапом является распределение лупов по оси ОY для создания основы глубины лица, третьим —  заполнение пространства между лупами, четвертым —  итеративное исправление пластики лица путем передвижения вершин.  

При переносе эскиза с двумерной плоскости концепта в трехмерное пространство учащегося ожидает как минимум два скачка сложности, связанных с отсутствием необходимых навыков.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Основные физические величины молекулярной физики - справочник студента

Оценим за полчаса!

Во-первых, в рамках курса начертательной геометрии развитие пространственного воображения происходит только на базе геометрических объектов. В результате студент не получает навыка мысленного представления трехмерных органических объектов, промежуточные сечения которых экстраполируются неоднозначно.

Во-вторых, технологически процесс полигонального моделирования существенно отличается от знакомой студентам работе с простыми трехмерными примитивами.

У малой части студентов пространственное воображение является либо врожденным, либо приобретенным в результате работы со скульптурными объектами вне стен университета.

Как правило, такие студенты в состоянии интуитивно экстраполировать положение промежуточных вершин на модели головы, просто передвигая точки в трехмерном пространстве без дополнительного эскизирования (как это и демонстрируется в обучающих материалах онлайн, создавая иллюзию простоты процесса) (рис. 2).

Это кажущееся интуитивным умение вызывает у большей части студентов чувство зависти и демотивирующего отчаяния из-за того, что у них так не получается.

Корень проблемы заключается в том, что основным источником информации для человеческого мозга является фронтальная проекция.

Даже при наличии на концепте профильной проекции при редактировании трехмерной модели большую часть времени студент проводит, глядя на модель фронтально либо в «три четверти».

Дополнительно осложняет ситуацию большое количество вершин многогранника даже на низкополигональных моделях. Студент теряется, какая вершина на фронтальной поверхности соответствует какой вершине на профильной — их просто слишком много, чтобы сопоставлять на концепте поточечно. Для достижения хорошего финального результата приходится укрупнять сегменты поверхности в уме.

Получается, что студент неизбежно уделяет меньше внимания моделированию профиля, несмотря на постоянные указания преподавателя о важности этой стадии работы. Результатом чаще всего является «плосколицесть»: все фокальные точки на модели оказываются сконцентрированы на передней поверхности.

Рассмотрим пример подобной студенческой работы на рисунке 3. На виде спереди модель соответствует концепту, при этом на виде сбоку очевиден основной дефект: слишком маленькая глубина лица, особенно заметная вдоль хорды «виски—переносица».

Видны также проблемы, возникающие из-за сложности сопоставления вершин на разных проекциях: недостаточность боковой площади глазной впадины, несоответствие уголка губ на виде спереди уголку губ на профиле, уплощение носогубной складки, нарушение естественной кривизны щеки.

Естественным вариантом решения этой проблемы без существенной модификации всего процесса моделирования является выполнение дополнительного задания, в котором студенты, продемонстрировавшие слабость пространственного воображения, эскизируют опорные лупы на профильной проекции.

Это упражнение помогает примерно половине студентов, его выполнивших.

У этого решения есть слабая сторона: при механическом переносе лупов на профильную проекцию студент в большинстве случаев полностью игнорирует кривизну органической поверхности (рис. 4). Это явление менее заметно, когда переносятся только лупы, и гораздо более заметно, если студент решает сделать дополнительную работу и перенести  соединительные грани.

На трехмерном объекте игнорирование кривизны приводит к феномену «лисьей морды»: плоские щеки и виски резко сужаются к носу и лбу. Студент привыкает работать в проекциях, и после завершения построения в виде «три четверти» переносит все свое внимание на изменение профиля и сдвигает уже существующие точки вдоль оси OY, не обращая внимания на общую форму.

 

Отчасти поэтому бессмысленно давать студенту, который не справился с дополнительным упражнением, дополнительные задания по эскизированию сечений головы: это отнимает ограниченное время курса, не решая при этом полностью проблему уплощения кривизны.

 На лице много сечений с различной кривизной, и эскизирование скул и носа не гарантирует понимания студентом кривизны нижней части лица.

 Если одно или два упражнения по эскизированию во фронтальной и профильной проекциях показывают хороший результат в улучшении пространственного восприятия, то последующие итерации работы в двумерном пространстве следуют принципу убывающей отдачи: бесконечно уточняя эскиз лупов в 2d, студент все более неуверенно чувствует себя во время трехмерного моделирования.

Одним из перспективных решений описанных систематических проблем студенческого восприятия нам видится отступление от классического алгоритма полигонального моделирования с опорой на эпюры и переход к эскизированию прямо в трехмерном пространстве с помощью примитивов и последующему проецированию топологии прямо на трехмерный эскиз — подход, родственный методу ретопологизации высокополигональных моделей [5]. Этот подход становится все более доступен по мере развития проективного инструментария в пакетах трехмерного моделирования. Однако потенциальная сложность внедрения его в обучение состоит в неразработанности методической базы и нежелании студента отказываться от легкодоступных, но морально устаревающих обучающих материалов в сети.

Список литературы

Рисунки к докладу

Восприятие пространства - Справочник студента

Рис. 1

Концепт персонажа и эскиз лупов (синим) и соединительных ребер (фуксией) студентки группы 324 Карелиной Елизаветы.

Восприятие пространства - Справочник студента
Рис. 2

Работа студентки группы 357 Панасовой Дарьи.

Восприятие пространства - Справочник студента
Рис. 3

Работа студентки группы 357, демонстрирующая типичные дефекты профиля.

Восприятие пространства - Справочник студента
Рис. 4

Попытки эскизирования профиля студентами группы 357: лупы (темным) и соединительные грани на виде «три четверти» и профиле, а также феномен «лисьей морды»

Дударь Елена Сергеевна (18 марта 2017 г. 20:31) Добрый день, Мария Владимировна и Анна Анатольевна! Спасибо за статью и прекрасные иллюстрации к тексту. Занимаюсь обучением иностранных студентов и, в связи с этим, мне показалось интересным ваше понимание пространственного воображения и возможностей его развития. Делаете ли вы различие между пространственным воображением и пространственным мышлением? Очевидно, что есть специальные методики по развитию пространственных способностей, насколько успешно их применение? Встречались ли вам данные о соотношении врожденных и приобретенных способностей восприятия пространства? С наилучшими пожеланиями, Елена С. Дударь
Власова Мария Владимировна (25 марта 2017 г. 12:19) Добрый день, Елена Сергеевна! Спасибо за комментарий. На заре преподавания курса мы начинали с упражнений, призванных «выровнять общий уровень» студентов. Но на настоящий момент эти упражнения практически полностью вытеснены из курса в пользу работы над собственной моделью студента: большинство наших студентов с большим трудом переносят абстрактное на конкретное. Интересный вопрос про соотношение врожденных и приобретенных способностей. Как я понимаю, современная нейрофизиология полагает способность восприятия пространства и пределы ее развития врожденными, мало зависящими от количества повторений. Мы в рамках нашего курса не можем оценить эти параметры: программа читается на третьем курсе, и соответсвующие компетенции уже должны быть частично сформированы в рамках упомянутых курсов начертательной геометрии и скульптуры. То есть мы начинаем не с «чистого листа». Тем не менее, «на глазок» среди высокомотивированных студентов на одного человека, моделирующего быстро и правильно, приходится около трех человек, неспособных довести модель до стандартов индустрии даже при существенном старании.

Источник: http://dgng.pstu.ru/conf2017/papers/65/

Восприятие пространства

Во взаимодействии человека с окружающей средой восприятие пространства играет большую роль, являясь условием ориентировки. Представляет оно собой отражение объективно существующего пространства и включает в себя:

  • Восприятие отдаления;
  • Восприятие расстояния между объектами;
  • Восприятие направления;
  • Восприятие величины объектов;
  • Восприятие формы объектов.

Тело человека тоже взаимодействует со средой и имеет свою систему координат, а сам человек имеет определенное место в пространстве. Среди всего, что воспринимает человек, восприятие пространства занимает особое место. В пространстве находятся все объекты материального мира и свершаются различные природные и социальные явления.

К пространственным свойствам одного объекта относятся величина и форма, а если этот же объект рассматривается в связи с другими объектами, то добавляется положение в пространстве, направление, расстояние.

В пространственной ориентировке особую роль выполняет двигательный анализатор. С его помощью устанавливается взаимодействие между различными анализаторами.

Бинокулярное зрение, бинауральный слух, бимануальное осязание, дириническое обоняние относят к специальным механизмам пространственной ориентировки.

Восприятие пространства - Справочник студента

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Восприятие пространства в психологии рассматривается как отражение пространственных характеристик объектов внешней среды.

Зрительные восприятия одновременно базируются и на зрительных, и на двигательных ощущениях. Слуховые и обонятельные восприятия играют вспомогательную роль, а двигательные и осязательные – на близких расстояниях.

Зрение человека имеет способность различать удаленность предметов на расстоянии до 2,5 км. Предметы, расположенные дальше этого предела, воспринимаются человеком как размещенные на одной плоскости, звезды, например, представляются «размещенными» на внутренней поверхности сферы на одинаковом расстоянии от точки наблюдения, т.е. от глаз человека.

Визуальное восприятие удаленности обеспечивается бинокулярным зрением, т.е. видение двумя глазами. Ощущение удаленности появляется, потому что возникают зрительные различия в зрительных ощущениях от каждого глаза. Данные эффекты имеют физиологическую основу:

  • Раздраженные одновременно точки на сетчатках левого и правого глаза не совпадают;
  • Мускульные ощущения глазных мышц.

Чтобы определить расстояние до нескольких известных объектов чаще всего используют результат их взаимного соотнесения, если, например, футбольный мяч меньше теннисного, то совершенно понятно, что он расположен значительно дальше.

Определять расстояния до предметов человек может не только с помощью зрения, но еще с помощью слуха и обоняния, хотя вероятность становится меньше. Точность отражения в данном случае будет зависеть от индивидуальных особенностей человека.

Двигательное восприятие тоже может дать определенную информацию о расстоянии, но только в пределах досягаемости руки или ноги.

В качестве примера можно назвать перемещение человека в темной комнате – во избежание столкновения обычно вперед вытягивается рука или обшаривается пол ногой.

Восприятие величины

Величина предмета, которую воспринимает человек, зависит от их угловой величины и расстояния, с которого этот предмет наблюдается. Если знать величину предмета, то по его угловой величине можно определить расстояние до него. И, наоборот, зная, на каком расстоянии находится предмет, по его угловым размерам, определяется величина предмета.

Например, если смотреть в бинокль, зная величину предметов, человек видит их приблизившимися, но не увеличенными, а если на печатный шрифт смотреть в лупу, то буквы будут увеличенными, но не приблизившимися. Таким образом, в результате опыта развивается способность глаза сравнивать пространственные величины, направления и удаленность объекта от наблюдателя. Эта способность получила название глазомера.

Читайте также:  Статика - справочник студента

Глазомер человека трехмерный, что значит, имеет способность сравнивать пространственные формы, расположенные в трех измерениях, включая плоскостный и глубинный. Сравнение это может относиться к линиям, поверхностям и объемам.

Плоскостный глазомер дает возможность сравнивать формы на плоскости, которая расположена в направлении, перпендикулярной зрительной оси.

Глубинный глазомер способен сравнивать пространственные формы в глубину.

Восприятие формы

Плоскостная форма предмета и её восприятие предполагает отчетливое различение его очертаний и границ, зависит это от четкости изображения, получающегося на сетчатке глаза.

На основании проведенных исследований константность формы объясняется действием периферических и центральных факторов. Восприятие трехмерных предметов насыщенно глубинными ощущениями и предметы, расположенные близко, кажутся несколько меньше. Действие фактора компенсирует действие перспективных сокращений.

С другой стороны, в константности восприятия формы, существенную роль играют представления, прошлый опыт. В экспериментах с псевдоскопом роль прошлого опыта выявлялась очень наглядно.

Восприятие псевдоскоп ставит в условия обратной перспективы – ближние точки пространства переходят в дальние, а дальние в ближние. Следовательно, все вогнутые предметы должны восприниматься как выпуклые, а выпуклые, наоборот, как вогнутые.

В результате получилось, что формы экспонатов, не закрепленных опытом, действительно так и воспринимаются.

Явление константности не срабатывает при восприятии объектов, которые находятся на очень большом удалении, у воспринимаемого объекта сглаживаются острые углы. Исчезают некоторые мелкие детали.
Интересно, что лицо человека никогда не воспринимается в обратной перспективе.

Действие центральных факторов корригируют данные периферических раздражений и фактическое восприятие предметов обусловлено не только наличными периферическими раздражениями, но и прошлым опытом.

Данное восприятие является одним из важных моментов пространственного различения. Направление, в котором человек видит объект, определяется местом его изображения на сетчатке глаза и положением тела относительно окружающих предметов.

Относительно горизонтальной плоскости Земли, тело человека занимает вертикальное положение. Данное положение и будет являться исходным для определения направления.

В восприятии направления, кроме зрительных ощущений, большую роль играют кинестезические ощущения движений глаз, рук и статические ощущения – ощущения равновесия и положения тела.

Направление видимого предмета при бинокулярном зрении определяется законом тождественного направления, по которому раздражители, падающие на сетчатку, видятся в одном и том же направлении. Это направление дается линией, идущей как бы от одного «циклопического глаза», расположенного посередине лба.

Предметы, на которые смотрит человек, на сетчатке глаза перевернуты. Перемещение наблюдаемого объекта вызывает перемещение сетчаточного изображения в обратном направлении.

Но, человек воспринимает предметы, как движущиеся, так и неподвижные вовсе не в искаженном виде, а такими, какими оптическая система глаз передает их на сетчатку.

Происходит это благодаря сочетанию зрительных ощущений с тактильными, кинестезическими и другими сигналами.

При бинауральном слушании осуществляется восприятие направления звука. В основе дифференцировки направлений звука лежит разность во времени поступления сигналов в кору головного мозга от обоих ушей.

Звуки могут локализоваться в разном направлении – по вертикали и горизонтали. В первом случае, как показали эксперименты, для восприятия пространственного расположения звука необходимы движения головы.

Механизм локализации звука, таким образом, учитывает не только слуховые сигналы, но и данные других анализаторных систем.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/vospriyatie/vospriyatie_prostranstva/

Особенности восприятия интернет-пространства у студентов медицинских вузов

Завадская М. В. Особенности восприятия интернет-пространства у студентов медицинских вузов // Молодой ученый. — 2018. — №1.1. — С. 14-15. — URL https://moluch.ru/archive/187/47667/ (дата обращения: 22.03.2020).



В данной статье поднимается одна из самых актуальных тем последних десятилетий – проблема интернет-зависимости у взрослых и её влияние на особенности личностной организации у студентов медицинского университета. А также в статье рассматриваются различия между людьми с разной степенью интернет-зависимости.

Ключевые слова: восприятие интернет-пространства, студенты медицинского университета.

В связи с изменившимися за последние десятилетия социально-экономическими и политическими условиями жизни в России, возникли новые социально-психологические проблемы, связанные с самореализацией, организацией времени, повышением интеллектуального уровня и духовным развитием.

Одной из причин является неограниченный доступ к интернет-пространству. Современный мир трудно представить без множества компьютеров, смартфонов, планшетов – всё это стало неотъемлемой частью нашего существования.

Работа многих людей связана с интернет-ресурсами, юноши и девушки не могут выйти из дома без мобильного устройства, подростков и даже детей поглощает мир онлайн-игр. Такая свобода в использовании виртуальной реальности все чаще становится губительной для молодых людей.

Бесконтрольное погружение в мир интернета может иметь самые разные негативные последствия, как для самого «погруженного», так и для его близкого окружения. Таким образом появляется интернет-зависимость.

Интернет-зависимость, как и любой вид зависимости, мешает счастливой и полноценной жизни, в связи с чем зависимому необходима профессиональная психологическая коррекция. Поэтому изучение генезиса, форм и проявлений интернет-зависимости у взрослых людей наиболее актуально в современном обществе.

В связи с вышеизложенным целью нашего исследования является изучение восприятия интернет-пространства у студентов «помогающих» профессий. Для детального изучения проблемы восприятия интернет-пространства мы использовали следующие методики: шкала интернет-зависимости С. Чен (шкала CIAS) в адаптации В.Л. Малыгина и К.А.

Феклисова, опросник Е.А. Щепилиной «Восприятие интернета», специально разработанная анкета для изучения особенностей пользования интернетом.

Мы использовали методы математической и статистической обработки: выявление различий в уровне исследуемого признака (критерий Крускала-Уоллиса), ранговая корреляция (коэффициент ранговой корреляции rs Спирмена).

В нашем исследовании приняли участие 66 студентов медицинского университета, обучающиеся на двух факультетах (Психолого-социальный, Лечебный) в возрасте от 18 до 22 лет. Всего было три группы: 1 – студенты с интернет-зависимостью, 2 – группа риска, 3 – группа нормы.

Анализ результатов исследования показал, что среди 66 испытуемых количество интернет-зависимых в процентном соотношении составляет 24 %, группа риска – 44 %. Группу нормы в процентном соотношении составили всего 32% от всей выборки.

Было выявлено, что особенности восприятия интернета различаются у студентов Лечебного и Психолого-социального факультета. Оказалось, что среди студентов, обучающихся на лечебном факультете чаще встречаются те, кто обращается к интернет-источникам один раз в день(р=0,375).

Также стоит отметить, что студенты лечебного факультета значительно чаще используют интернет для чтения новостей в отличие от студентов Психолого-социального факультета(р=0,265).

Результаты нашего исследования показали, что юноши наиболее склонны к принадлежности к сетевой субкультуре, о чем свидетельствует положительная корреляционная связь между показателями пола и принадлежностью к сетевой субкультуре (r=0,252; p=0,001).

Стоит отметить также, что представители мужского пола чаще обращаются к интернет-источникам с целью общения, о чем также свидетельствует диагностируемая нами положительная корреляционная связь между показателями пола и уровня общения (r=0,294; p=0,000).

Было выявлено, что интернет-зависимые испытуемые меньше пользуются интернетом в учебных целях, об этом свидетельствует отрицательная корреляционная связь между показателем интернет-зависимости и использования интернета для учебы(к=-0,273;р=0,024).

Также важно отметить, что студенты с интернет-зависимостью чаще ведут в интернете свой блог, чем студенты группы нормы, об этом свидетельствует устойчивая корреляционная связь между показателями интернет-зависимости и ведения блога(r=0,278;p=0,002).

Интернет-зависимые студенты во время каникул проводят больше времени в интернете в отличие от студентов группы нормы, об этом можно судить по диагностируемой нами положительной корреляционной связи между показателями интернет-зависимости и использования интернета во время каникул (r=0,310; p=0,048). Испытуемые с интернет-зависимостью гораздо чаще начинают свой день с проверки почты и социальных сетей, об свидетельствует устойчивая корреляционная связь между показателем интернет-зависимости и показателем начинания дня с проверки электронной почты и социальных сетей (r=0,314; p=0,001)

Математический анализ данных показал, что существуют значимые различия между группами в целях использования интернета в качестве отдыха (р=0,026), обращения к интернет-источникам для ведения блога(р=0,002).

Также значимые различия выявлены в уровне большего обращения к интернет-источникам во время отдыха(р=0,048) и более редкого обращения к интернет-источникам на отдыхе(р=0,018).

Обнаружены значимые различия в начинании дня с проверки почты и социальных сетей(р=0,001), в количестве источников интернета(р=0,011), в уровне принадлежности к сетевой субкультуре(р=0,001), уроввне не целенаправленности поведения(р=0,000), уровне мотивации пользования интернетом(р=0,003).

Также выявлены значимые различия в уровне изменения состояния сознания в результате пользования интернетом(р=0,000), в уровне восприятия интернета как лучшего(р=0,000), в уровне общения с помощью интернет-источников(р=0,000), уровне восприятия пространства в интернете(р=0,037), в уровне восприятия интернета как проективной реальности(р=0,000), в уровне стремления перенести нормы виртуального мира в реальный(р=0,024).

Также анализ результатов нашего исследования показал, что дети из многодетных семей больше склонны к общению через интернет, чем единственные дети в семье.

Об этом говорит положительная корреляционная связь между показателями количества детей в семье и общения в интернете (r=0,273; p= 0,027). Единственные дети в семье меньше склонны к изменению состояния сознания и восприятию интернета как лучшего по сравнению с реальностью.

Об этом свидетельствуют отрицательные корреляционные связи между соответствующими показателями (r= -0,257; p=0,037; и r= -0,347; р= 0,004). А младшие дети в семье чаще воспринимают интернет как лучшее.

Это подтверждается положительной корреляционной связью между показателем порядка рождения ребёнка и показателем восприятия интернета как лучшего по сравнению с реальностью (r=0,288; p=0,019).

Таким образом, анализируя результаты нашего исследования, можно сделать заключение, что почти у четверти респондентов наблюдается выраженная интернет-зависимость, а в группе риска оказалась почти половина исследуемых студентов. Вне зависимости от уровня интернет-зависимости все студенты примерно одинаково воспринимают время в интернете и не одушевляют интернет-пространство.

Стоит отметить, что приобщение к сетевой субкультуре в большей степени характерно для юношей. Также при изучении связи между показателями пола и цели обращения к интернет-ресурсам, было выявлено, что представители мужского пола чаще обращаются к интернет-источникам с целью общения.

Результаты исследования показали, что существуют статистически значимые различия в особенностях восприятия интернет-пространства между студентами разных факультетов. Оказалось, что студенты Лечебного факультета чаще используют интернет для чтения новостей и заходят в сеть всего один раз в день.

Также были выявлены значимые различия в особенностях восприятия интернет-пространства у студентов с разным уровнем интернет-зависимости.

Интернет-зависимые студенты в большей степени склонны к ведению блога, использованию интернета в качестве отдыха.

Студенты с ярко выраженной интернет-зависимостью в отличие от студентов, у которых эта зависимость отсутствует склонны к постоянной проверке электронной почты и социальных сетей.

Дети из многодетных семей больше склонны к общению через интернет в отличие от единственных детей в семье.

Единственные дети в семье в меньшей степени склонны к изменению состояния сознания в результате пользования интернетом, также для них менее характерен «уход» от реального мира.

А младшие дети, наоборот, чаще воспринимают интернет как лучшее, предпочтительнее по сравнению с реальной жизнью.

Результаты исследования могут быть применены в деятельности практических психологов, специализирующихся на помощи людям, страдающим интернет-зависимостью. А также для регуляции условий работы и учёбы студентов с учётом их уровня зависимости.

Основные термины (генерируются автоматически): студент, интернет, положительная корреляционная связь, сетевая субкультура, показатель интернет-зависимости, медицинский университет, Лечебный факультет, использование интернета, группа риска, ведение блога.

Источник: https://moluch.ru/archive/187/47667/

Восприятие пространства

Министерство образования и науки РФФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»Институт ПсихологииРефератТема: Восприятие пространства Выполнила: студент 1 курса ИП-З-БА-ПС-17 Харитонова КюннэйэПроверила: Леонтьева М. Д.Якутск 2018 г.Содержание:

Определение восприятия пространства

  • Основные характеристики
  • Феномены
  • Известные эксперименты
  • Восприятие пространства

    Восприятие пространства – это образное отражение пространственных характеристик окружающего мира, восприятие формы, величины, цвета и иных особенностей предметов, их взаимного расположения, в котором особенно существенное участие принимают зрительный, двигательный, кожный и вестибулярный анализаторы.

    Восприятие пространства включает в себя:

    — восприятие отдаления,- восприятие расстояния между объектами,- восприятие направления,- восприятие величины объектов,- восприятие формы объектов.Восприятие пространства включает восприятия расстояния или отдаления, в котором предметы расположены от нас и друг от друга, направления, в котором они находятся, величины и формы предметов.Установлено, что в основе различных форм пространственного анализа лежит деятельность комплекса анализаторов. При этом ведущий анализатор выделить не удается – все они практически равноценны в этом комплексе. Особое положение занимает двигательный анализатор, ибо с его помощью устанавливается взаимодействие между другими анализаторами.

    Кроме двигательного анализатора, к специальным механизмам пространственной ориентации следует отнести нервные связи между обоими полушариями, бинокулярное зрение, бинауральный слух и т. д.

    Важную роль в отражении пространственных свойств предметов играет функциональная асимметрия, которая характерна для всех парных анализаторов.

    Функциональная асимметрия состоит в том, что одна из сторон анализатора является в определенном отношении ведущей, доминирующей.

    Один глаз доминирует по остроте зрения, другой – по величине поля зрения; одно ухо имеет лучшие звукоразличительные характеристики, другое – более высокую чувствительность.

    Основные характеристики

    Если немного копнуть в историю психологии, то в ней, как пишет С.Л. Рубинштейн, было две позиции по отношению к восприятию пространства. Было два лагеря: нативисты и генетисты. Сторонники нативизма считали, что восприятие пространства врожденно.

    Имелась при этом в виду врожденность не идеи пространства в духе априоризма, а аппаратов для его восприятия. По существу утверждалось, что пространство имеет первичный, не производный по отношению к чувственному содержанию характер.

    Генетисты утверждали, что восприятие пространства и в особенности третьего измерения, глубины, является продуктом развития, личного опыта. В понимании генетистов это означало, что оно есть нечто производное, получающееся в результате если не ассоциации, то слияния (В.

    Вундт) непространственных элементов — ощущений, в результате постепенно развивающегося истолкования сенсорных локальных знаков.

    «Нативисты в доказательство своего тезиса указывали на то, что еще никогда никому не удалось констатировать наличие совершенно непространственных восприятии или ощущений: каждое чувственное качество воспринимается всегда где — то, т. е. в какой — то пространственности. Основной аргумент генетистов заключался в том, что восприятие пространства, в частности оценка расстояний, у детей, например, менее совершенна, чем у взрослых (пример сына В. Прейера, который тянулся ручкой, чтобы достать луну), и с возрастом развивается. Для разрешения вопроса пытались прибегнуть к помощи патологии. Наблюдения над восприятием пространства оперированных слепорожденных показали, что, когда пациент через двое суток после операции впервые открыл глаза, он видел «световое поле», через несколько дней — «полупрозрачные водяные шары», являвшиеся кругами светорассеяния от неправильной аккомодации. Но и через несколько недель удаленность видимых предметов оценивалась оперированными больными еще очень неточно: плоскостных и трехмерных фигур (круг и шар) они не различали; перспективного уменьшения отдаленных предметов на картине не понимали; движущиеся предметы казались им больше покоящихся. Нормальное восприятие пространственных свойств и отношений устанавливалось лишь постепенно, шаг за шагом.Трудно решить, в чью пользу говорят эти результаты. Нативист мог бы сослаться на то, что с самого начала воспринималось «световое поле»; восприятие было пространственно. Но генетист мог констатировать, что восприятие пространства лишь постепенно уточнялось».

    Восприятие величины и формы предметов. Восприятие величины и формы предметов является сложным процессом, в котором непосредственные зрительные ощущения органически связываются с мышечно-двигательными и осязательными представлениями, оставшимися от прежнего опыта.

    Читайте также:  Декларация прав ребенка - справочник студента

    Основой этого восприятия являются величина и форма объективно существующих предметов, изображения которых получаются на сетчатке глаза. Однако одно только зрение не может обеспечить правильное восприятие формы предметов.

    Об этом свидетельствуют случаи излечения слепых от рождения.

    Восприятие объемности предметов. Основную роль при восприятии объемности играет бинокулярное зрение (видение с помощью двух глаз). При таком видении получаются два изображения на сетчатках одного и другого глаза.

    Эти изображения не совсем одинаковы: изображение предмета на сетчатке левого глаза отражает его более с левой стороны, тогда как на сетчатке правого глаза больше отражается правая сторона предмета.

    В этом легко убедиться, если рассматривать поочередно правым и левым глазом какой-нибудь объемный предмет (например, книгу), находящийся на расстоянии 30—40 см от глаза.

    При одновременном видении этого предмета двумя глазами соответствующие возбуждения от правого и левого глаза интегрируются в корковом отделе зрительного анализатора и дают впечатление объемности воспринимаемого предмета.

    Восприятие глубины. Восприятие глубины связано с оценкой близости или удаленности предметов. Оно осуществляется с помощью как бинокулярного, так и монокулярного зрения.

    Монокулярное зрение позволяет правильно оценивать глубинные расстояния только в очень ограниченных пределах, когда предметы находятся от наблюдателя на расстоянии не больше нескольких метров. Если рассматривать висящую на стене картину с помощью одного только глаза, она будет казаться как бы нарисованной на стене.

    Чтобы увидеть с помощью одного глаза верхнюю часть ее рамы несколько выступающей вперед, необходимо подойти к стене очень близко. В монокулярном восприятии глубины главную роль играет аккомодация хрусталика.

    Аккомодацией называется рефлекторное изменение толщины хрусталика, связанное с увеличением или уменьшением его преломляющей силы. Хрусталик постоянно аккомодирует, т. е.

    приспосабливается к лучшему преломлению лучей, исходящих от рассматриваемых предметов. Аккомодация хрусталика совершается в очень небольших пределах. При восприятии предметов, находящихся далее 30 м, хрусталик уже не аккомодирует, так как его тело дальше не изменяет своей толщины.

    Правильное восприятие пространственных отношений предметов, находящихся на расстоянии многих метров от наблюдателя, осуществляется с помощью бинокулярного зрения и сопутствующей ему конвергенции глаз.

    Конвергенцией называется согласованное движение глаз, обеспечивающее ясное изображение предмета на сетчатках.

    Ясное видение предмета возможно лишь тогда, когда его изображение падает на центральную часть сетчатки, место наиболее ясного видения (желтое пятно).

    Чтобы ясно видеть предмет двумя глазами, необходимо конвергировать их зрительные оси так, чтобы изображение предмета и в том и в другом глазу находилось в желтом пятне.

    Воздушная перспектива. Свет, отражаемый предметами, в известной степени поглощается воздухом. Чем больше воздушное пространство до воспринимаемого предмета, тем большее количество отражаемых им лучей света поглощается воздухом, вследствие чего отдаленные предметы кажутся более тусклыми, расплывчатыми по сравнению с расположенными ближе.

    Величина и расположение отбрасываемых предметами теней. У близких предметов эти тени имеют более резкий и определенный характер, у отдаленных они почти незаметны.

    Геометрическая перспектива. По мере удаления предметов от наблюдателя их изображения на сетчатке глаза уменьшаются в своей величине. Поэтому большие по размерам предметы воспринимаются как находящиеся ближе, чем аналогичные предметы меньшей величины.

    Из двух деревьев одной породы, удаленных от нас на большое расстояние, большее по размерам мы будем воспринимать как более близкое. При этом имеет значение и то, что относительная разница в величине предметов при их отдалении сохраняется.

    Поэтому, если изображения человека и дерева на сетчатке глаза будут одинаковой величины, мы воспринимаем человека как находящегося ближе дерева.

    Феномены восприятия

    Два главных феномена восприятия, которые присущи уже только человеку, — это феномены предметности и установки. Собственно говоря, предметность — это то измерение образа, которое появляется у человека в связи с тем, что каждый предмет имеет определенное значение.

    Мы воспринимаем не суммы сенсорных качеств, не конфигурации — мы воспринимаем предметы: чашки, часы, машины, телефоны и так далее. Это первое, что приходит нам в голову, когда мы видим тот или иной объект.

    И эта предметность нашего восприятия, которая неочевидна на первый взгляд, даст о себе знать, если мы исказим условия восприятия — наденем, например, человеку такие очки, которые перевернут окружающий мир вверх ногами или изменят его по глубине, сделают выпуклые предметы вогнутыми. В этом случае окажется, что наше знание и опыт будут преобладать над воздействием.

    Например, мы никогда не сможем увидеть вогнутым лицо, хотя спокойно увидим рядом вогнутым выпуклый пластиковый стаканчик. То есть обращение по глубине происходит только в соответствии с логикой возможного, только в соответствии с нашими знаниями о том, как на самом деле выглядят предметы окружающего мира и как мы можем ими пользоваться.

    Феномены установки, связанные с нашей готовностью видеть мир так, а не иначе, воспринимать предметы такими, а не иными. За этой готовностью может стоять наше состояние, сюда относится знаменитая пословица «У страха глаза велики»: мы видим пугающие предметы бо́льшими по размеру, чем они есть на самом деле.

    Точно так же мы воспринимаем желанные предметы. Как давно в знаменитом исследовании показал Джером Брунер, дети субъективно преувеличивают размер монеток, которые их просят оценить, в то время как размер таких же бумажных кружочков не преувеличивают.

    С другой стороны, установка может определяться контекстом, в котором объект предъявляется: один и тот же кружочек мы воспринимаем как букву «о» среди букв, цифру 0 среди цифр и круг среди других геометрических фигур. Наконец, за установкой может стоять наш прошлый опыт, мы готовы воспринимать предметы так, как он нам навязывает.

    Туземец, прибывший в Лондон, воспринимает знак полицейского остановиться как приветственный знак — в его опыте нет иной трактовки.

    И мы видим, что эти классы феноменов восприятия — сенсорные качества, конфигурации, константность, система отсчета, предметность и установка — ранжированы по степени вклада самого познающего субъекта в то, что в итоге будет воспринято.

    И, соответственно, субъектно ориентированные теории лучше объясняют явление предметности и установки, а объектно ориентированные теории в большей степени интересуются конфигурациями, константностью и сенсорными качествами.

    Известные эксперименты

    Очень показательны эксперименты Эймса по изучению восприятия пространства. Например, знаменитая комната Эймса и эксперимент на восприятие глубины. Испытуемый смотрит одним глазом через отверстие на комнату. Ему предлагается через другое отверстие дотронуться с помощью длинной указки до дальнего правого угла потолка. Он не может дотянуться.

    Затем до дальнего левого угла потолка: на сей раз угол к его удивлению оказывается слишком близко, нежели он предполагал. Это происходит потому, что он смотрит одним глазом.Рассмотрим еще два эксперимента. Первый эксперимент с воздушными шарами. Два шара, не полностью надутых, в темноте освещены. Испытуемый смотрит на них с 6 метров.

    Одновременно мехи резко надувают один шар и сдувают другой. Кажется, что первый шар быстро приближается, а второй — удаляется. Можно вызвать так же впечатление изменения относительного расстояния до шаров, увеличивая освещенность одного из них и уменьшая освещенность другого. Именно увеличение освещенности предмета создает иллюзию его приближения.

    Почему — не выяснено.И последний эксперимент. Наблюдатель устанавливал размер светового пятна так, чтобы оно на заданном специальной отметкой расстоянии походило на шарик для настольного тенниса.. во второй серии наблюдатель должен был выполнить аналогичную задачу, приравнивая пятно к бильярдному шару.

    В обеих сериях размеры пятна оказались точно соответствующими размерам сетчаточных проекций обоих шаров.

    Описанные выше исследования приводят к важному обобщению: чем в меньшей степени процесс восприятия детерминируется стимулами, тем менее стабильным он является и тем в большей мере испытывает влияние со стороны факторов, связанных с наблюдателем.

    Именно это лежит в основе таких факторов как влияние бедности на оценку размеров монеты.

    перейти в каталог файлов

    Источник: https://biologo.ru/vospriyatie-prostranstva/index.html

    Шпаргалка по общей психологии | Страница 15 | Онлайн-библиотека

    Восприятие пространства играет определяющую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, является необходимым условием ориентировки в ней. Восприятие пространства включает в себя восприятие формы, величины, взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления.

    Установлено, что в основе различных форм пространственного анализа лежит деятельность комплекса анализаторов. При этом ведущий анализатор выделить не удается – все они практически равноценны в этом комплексе. Особое положение занимает двигательный анализатор, ибо с его помощью устанавливается взаимодействие между другими анализаторами.

    Кроме двигательного анализатора, к специальным механизмам пространственной ориентации следует отнести нервные связи между обоими полушариями, бинокулярное зрение, бинауральный слух и т. д.

    Важную роль в отражении пространственных свойств предметов играет функциональная асимметрия, которая характерна для всех парных анализаторов.

    Функциональная асимметрия состоит в том, что одна из сторон анализатора является в определенном отношении ведущей, доминирующей.

    Один глаз доминирует по остроте зрения, другой – по величине поля зрения; одно ухо имеет лучшие звукоразличи-тельные характеристики, другое – более высокую чувствительность.

    37. ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ И ВЕЛИЧИНЫ

    Под восприятием понимается отражение в сознании человека каких-либо предметов или явлений вследствие непосредственного воздействия на органы чувств человека.

    В окружающем нас мире существуют не отдельные свойства сами по себе, а предметы, вещи, явления. Поэтому нам необходим еще один познавательный процесс более высокого уровня – процесс отражения предметов в целом, в совокупности их свойств. Иначе познание мира невозможно. Таким процессом и является восприятие.

    • Восприятие формы обычно осуществляется с помощью:
    • – зрительного анализатора;
    • – тактильного анализатора;
    • – кинестетического анализатора.

    Наиболее информативный признак, который нужно выделить при ознакомлении с формой, – это контур.

    Под контуром следует понимать разделитель, другими словами, грань двух реальностей – фигуры и фона.

    Благодаря микродвижениям глаза выделяют границы объектов, а с помощью прослеживающих движений – следуют по границе предмета и фона. Аналогично осуществляется восприятие формы при помощи осязания.

    Восприятие величины. Воспринимаемая величина предметов определяется величиной их изображения на сетчатке глаза и удаленностью от глаз наблюдателя. Приспособление глаз к четкому видению равноудаленных предметов осуществляется с помощью двух механизмов – аккомодации и конвергенции.

    1. Аккомодация – это изменение преломляющей способности хрусталика путем изменения его кривизны.
    2. Конвергенция – сведение зрительных осей на воспринимаемом предмете.
    3. Комбинация двух раздражителей – величины изображения предмета на сетчатке и напряжения глазных мышц в результате аккомодаций и конвергенции – является условно-рефлекторным сигналом о размере воспринимаемого предмета.

    Аккомодация и конвергенция действуют на небольших расстояниях (аккомодация – 5–6 м, конвергенция – до 450 м). Человек способен различать удаленность воспринимаемых предметов на расстоянии до 2500 м.

    Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется главным образом благодаря бинокулярному зрению.

    На сетчатке обоих глаз имеются точки, которые при наложении одной сетчатки на другую и при совмещении вертикальной и горизонтальной осей совпали бы. Эти точки называются корреспондирующими.

    Возбуждение корреспондирующих точек дает нам ощущение одного объекта в поле зрения.

    Если изображение предмета падает в оба глаза на различно удаленные от центра сетчатки некорреспон-дирующие, или диспаратные, точки, то имеет место один из двух эффектов: возникновение двойного изображения или впечатление большей или меньшей удаленности данного объекта.

    При восприятии удаленности предметов большое значение имеет взаиморасположение светотеней, которое зависит от расположения предметов. Человек замечает эти особенности и обучается, пользуясь светотенями, правильно определять положение предметов в пространстве.

    Таким образом, восприятие осуществляется с помощью различных видов воздействия на органы чувств, а именно восприятие происходит через восприятие формы, величины, глубины и удаленности предметов.

    38. ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ. ВОСПРИЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ

    Восприятие времени – отражение длительности и последовательности явлений и событий.

    Временные промежутки определяются ритмическими процессами, происходящими в организме человека.

    Ритм в работе сердца, ритмичное дыхание, ритмичный характер ежедневной жизни влияют на выработку рефлексов на время.

    При восприятии времени обнаруживается склонность преувеличивать небольшие и преуменьшать большие промежутки времени. Точному, непосредственному восприятию времени поддаются лишь короткие временные интервалы.

    Установлено, что наиболее точной оценке временных промежутков способствуют слуховые и двигательные ощущения.

    Восприятие времени зависит от содержания деятельности человека. Время, заполненное интересными, значимыми делами, течет быстро. Если же события неинтересны, малосущественны, время тянется медленно.

    На оценке времени сказывается также установка личности. Ожидание неприятных событий вызывает восприятие быстротекущего времени. При ожидании приятного события кажется, что время идет очень медленно.

    При воспоминании прошлого наблюдается иная оценка времени. Время, насыщенное в прошлом переживаниями, деятельностью, вспоминается как более продолжительное, а длительные периоды жизни, наполненные малоинтересными и однообразными событиями, вспоминаются как быстро прошедшие.

    На оценку времени оказывает влияние возраст человека: детям кажется, что время течет медленно, а взрослые поражаются, как быстро оно летит.

    Точность в оценке временных интервалов может повышаться с опытом в практической деятельности человека. При некоторых видах профессиональной деятельности вырабатывается умение очень точно оценивать промежутки времени. (Например, высокопрофессиональный учитель точно определяет продолжительность урока.)

    Восприятие движения – отражение изменения и положения объектов в пространстве. Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестетический анализаторы.

    С помощью зрения мы можем получить информацию о движении объекта двумя различными способами: при фиксированном взоре и с помощью прослеживающих движений глаз. В первом случае изображение объекта не только перемещается по сетчатке, но и все время меняется.

    Однако благодаря константности восприятия мы видим, как один и тот же объект перемещается в пространстве. Аналогичное перемещение изображений на сетчатке возникает и тогда, когда мы, например, поворачиваем голову.

    Однако в этом случае у нас не возникает ощущения движения окружающих предметов. Или, например, когда человек ходит по комнате, изображение на сетчатке также перемещается, однако он воспринимает комнату неподвижной, а себя – движущимся.

    (При наличии повреждений в вестибулярном аппарате подобная корректировка не происходит и человеку при движении кажется, что весь мир движется вокруг него.)

    Второй способ восприятия движения – прослеживание взором за движущимся объектом.

    Впечатление движения может возникать и при отсутствии реального движения предмета, даже если взор фиксирован. Например, если через небольшие промежутки времени показывать ряд изображений, воспроизводящих этапы движения предмета, то складывается впечатление движения этого предмета. Такое явление называется стробоскопическим эффектом.

    39. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССОВ ПАМЯТИ. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПАМЯТИ

    Основанием для выделения различных видов памяти служат различные ее функции, или выполняемые ею процессы. К процессам памяти относят запоминание (закрепление), сохранение, воспроизведение (актуализация, возобновление), забывание.

    Запоминание – это процесс памяти, в результате которого происходит запечатление, закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Важнейшей особенностью запоминания является его избирательность – в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств.

    15

    Источник: http://litrus.net/book/read/169365?p=15

    Ссылка на основную публикацию