Другие подборки:
И начинающий, и профессиональный дизайнер могут придумать что-то по-настоящему крутое. Главное отличие здесь в количестве предложенных вариантов. Хороший специалист может быстро представить сотню решений и выбрать из них подходящие.
Мы собрали подборку книг, которая поможет запустить творческое мышление и поиск новых идей.
Книга на Ozon.ru
Если понаблюдать за детьми во дворе, то можно заметить, что им быстро надоедает просто бегать по полю с мячом. Вот в футбол играть не надоедает, ведь футбол — это игра, а в играх самое главное — ограничения. Именно они создают интерес и заставляют нас искать новые идеи.
Если вы часто рисуете логотипы, то задайте себе ограничение: пусть в работе не будет квадратных форм. Если не придумывается слоган, попробуйте обойтись без буквы «т». Ограничения мгновенно запускают поток новых идей.
В книге «Как люди думают» собраны десятки похожих методик: они помогают встряхнуть собственное мышление и выйти за границы стереотипов с минимальными усилиями. Стоит прочитать, если нужны простые рецепты для придумывания идей.
Книга на Ozon.ru
Можете ли вы вообразить Винсента ван Гога, жалующегося на невозможность продать свои картины как на свидетельство отсутствия у него таланта? Томаса Эдисона, разочаровавшегося в своей идее создания лампочки, когда он потерпел неудачу пять тысяч раз? Леонардо да Винчи, слишком стесняющегося претендовать на многое из-за отсутствия образования?
Автор книги, эксперт по креативности, учит мыслить нестандартно и находить неординарные решения проблем. Новые идеи скрыты повсюду, но их сложно заметить сразу.
Чтобы приучить мозг генерировать идеи, Майкл Микалко советует сыграть с друзьями в игру: за пять минут придумать как можно больше предложений с конкретным набором слов: я, не, радоваться, абрикосы, раздраженный, собаки, с готовностью, гнев.
Замечать хорошие идеи — это всего лишь навык, который можно развивать. В этом помогут методики и упражнения, собранные в книге.
Книга на Ozon.ru
Отличительной характеристикой гения считается его невероятная производительность. У Томаса Эдисона было1 093 патента, и это до сих пор рекорд. Для достижения такого результата он установил себе квоту на идеи: одно небольшое изобретение в течение десяти дней и одно крупное за полгода.
«Взлом креатива» — это вторая книга Майкла Микалко. Автор проанализировал жизнь известных творческих людей от Леонардо да Винчи до Пабло Пикассо и адаптировал для современных читателей их методы создания нового.
В книге описаны девять стратегий мышления, которые можно применять для решения нестандартных проблем и поиска новых идей.
Книга на Ozon.ru
Мы не способны делать идеальные копии. Именно благодаря тому, что мы не можем полностью скопировать своих героев, обретаем собственную жизнь. Так и происходит наша эволюция.
Книга содержит десять советов о том, как найти свое творческое я, и рассказывает, как придумывать гениальные идеи, анализируя чужие решения.
Остин Клеон разрешает копировать удачные работы и проекты других людей. Ведь копирование — это не воровство, а способ переосмыслить чужую идею и добавить в нее что-то свое.
Книга на Ozon.ru
Это специальный блокнот, который научит мыслить широко и искать идеи.
Главное — осознанно выполнять задания и упражнения: рисовать иллюстрации своего дня, составлять списки вещей, которых боишься больше всего, и выбирать слова из рассказа так, чтобы в итоге получилось стихотворение.
В конце дневника есть специальная копилка идей — небольшой конвертик, в котором можно хранить записи о новых проектах, открытки и фотографии.
Остин Клеон советует всегда носить дневник с собой и выполнять хотя бы одно задание в день до тех пор, пока все страницы не будут заполнены. Дневника хватит на несколько месяцев ежедневной работы — а это полноценный курс по развитию креативного мышления.
Книга на Ozon.ru
Скетчи раскрепощают. Вы можете позволить себе пренебречь мелкими деталями и при этом выражать самые важные идеи. Выражение идей с помощью рисунков и текста одновременно помогает увидеть полную картину. Кроме того, это весело.
Хороший способ искать новые идеи — начать рисовать. Быстрые наброски и зарисовки запустят мыслительный процесс и помогут визуализировать образы, которые крутятся в голове.
Книга «Визуальные заметки» — это иллюстрированное руководство про то, как быстро зарисовывать свои мысли, делать конспекты с помощью рисунков и объяснять идеи окружающим.
Майк Роуди, профессиональный иллюстратор, говорит, что рисовать умеет каждый, независимо от профессии, опыта и талантов. Ведь вся суть скетчей не в прорисовывании мельчайших подробностей, а в визуализации идей на бумаге.
Книга на Ozon.ru
До недавнего времени абитуриенты Колледжа Всех святых в Оксфорде сдавали «однословный экзамен». На экзамене каждый из получал одно слово — к примеру, «невинность», «чудеса», «вода» или «дразнящий». За три часа они должны были написать сочинение, вдохновленное одним-единственным словом.
Творческое решение можно найти для любой, даже самой обыденной ситуации. Для этого важно развивать наблюдательность и воображение и уметь смотреть на привычные вещи под новым углом.
Тина Силиг, автор книги, объясняет, что мы не привыкли рассматривать окружающий мир как шанс отточить свое мастерство, а ведь ко всему на свете важно подходить творчески. Именно этот навык — творческий подход — позволяет чувствовать себя уверенно в постоянно меняющемся мире и открывает целую вселенную возможностей.
Инструменты и методики из книги помогут создать творческую обстановку и убрать жесткие рамки, которые не дают нам мыслить шире.
Книга на Ozon.ru
Всегда поступай так, как будто будущее Вселенной зависит от того, что ты сделал, и смейся над собой, если ты думаешь, что твои дела что-то меняют.
Профессор психологии Михай Чиксентмихайи считает, что любой человек способен создавать новые идеи. Для этого нужно только начать, почувствовать вдохновение и оказаться в состоянии «потока». В нем человек настолько поглощен своим делом, что выполняет все задачи без затруднения.
В таком состоянии эмоционального подъема музыканты создают свои лучшие хиты, а художники пишут непревзойденные картины. Но такое состояние свойственно для каждого человека, и автор объясняет, как его достигнуть.
Книга на Ozon.ru
Как только базовые потребности человека удовлетворены, — а это так для большинства людей в богатых западных обществах, — люди стремятся к впечатлениям, наполненным смыслом и удовлетворяющим их эмоционально.
Дизайн-мышление — это, в первую очередь, способ решения задач, ориентированных на интересы пользователя. Но не стоит бояться применять эти методики в любых проектах: от создания сайта до планирования своего отпуска.
Для поиска хороших решений можно использовать циклом: понять проблему, собрать идеи, выбрать подходящие и протестировать. В книге — о том, как применять его в жизни и искать неочевидные решения.
Книга на Ozon.ru
Быть творческим человеком — значит постигать тонкости. Ценить необыкновенное. Позволять себе легкомыслие по отношению к принятым нормам. Задавать вопрос «Почему?»
«Путь художника» — это трехмесячный практический курс. Ежедневные задания помогают запустить креативное мышление и раскрыть свои таланты — и опытному художнику, и начинающему дизайнеру.
Здесь главное — довериться автору и выполнять все задания. Они могут показаться немного странными или абсурдными, но при этом работают и заставляют вас искать новые идеи ежедневно.
Если вы начали осваивать навыки нестандартного мышления, приглашаем на курс «Профессия: дизайнер промо-сайтов» от Red Collar. Расскажем, как придумывать грандиозные идеи, добиваться потрясающих результатов и создавать шедевры из простых проектов.
Профессия: дизайнер промо-сайтов
Промо-сайты — это отдельная Вселенная. Этот курс для тех, кто хочет научиться делать шедевр из любого проекта и получить мировое признание. Мы расскажем, как придумывать грандиозные идеи и добиваться потрясающих результатов.
- Живая обратная связь с преподавателями
- Неограниченный доступ к материалам курса
- Стажировка в компаниях-партнёрах
- Дипломный проект от реального заказчика
- Гарантия трудоустройства в компании-партнёры для выпускников, защитивших дипломные работы
Источник: https://skillbox.ru/media/design/10_knig_dlya_razvitiya/
Книги и учебники по креативности и творческому мышлению
Чтение книг, в том числе с использованием техники быстрого чтения, очень эффективный способ для развития творческого мышления. Во время чтения, происходит активная визуализация того, что вы читаете.
А так как кроме букв, из которых состоят слова и предложения, вы не получаете никакой дополнительной информации – то вам ненароком приходится представлять себе картинку того, что происходит.
Особенно полезно для развития креативности читать фантастику, приключения, детективы и, конечно, поэзию. Но есть и отдельные книги и учебники о творческом мышлении.
Фокусы языка — Роберт Дилтс
Название: Фокусы языка — изменение убеждений с помощью НЛП (Sleight of Mouth — The Magic of Conversational Belief Change)
- Автор книги: Роберт Дилтс (Robert Brian Dilts)
- Дата выхода книги: 1999
Этот учебник является одним из самых популярных в нашей стране произведений Роберта Дилтса – тренера и практика НЛП. Несмотря на то, что автором книги является настоящий мастер нейролингвистического программирования, эта книга будет полезна не только для тренировки навыков общения или для создания внутреннего психологического равновесия, но и для развития творческих способностей и креативного мышления.
Подробнее о книге, читать и скачать…
Шесть шляп мышления — Эдвард де Боно
Название: Шесть шляп мышления (Six Thinking Hats)
- Автор книги: Эдвард Де Боно (Edward de Bono)
- Дата выхода книги: 1985
В этой книге, знаменитый специалист в латеральном мышлении, Эдвард де Боно показывает свой оригинальный подход, позволяющий усовершенствовать мыслительный процесс. Метод шести шляп мышления основывается на том, что мы можем мыслить 6-ю различными способами, а чтобы эти способы различать, были и придуманы 6 головных уборов разных цветов, как ассоциация для лучшего усвоения материала. Продолжая аналогию, де Боно развивает теорию шести думающих шляп тем, что эти шляпы можно надевать, менять, снимать и т.д.
Подробнее о книге, читать и скачать…
Латеральный маркетинг – Филип Котлер
Название: Латеральный маркетинг: технология поиска революционных идей (Lateral Marketing: A New Approach to Finding Product, Market, and Marketing Mix Ideas)
- Автор книги: Котлер Филип, Фернандо Триас Де Бес
- Дата выхода книги: 2003
Концепция латерального маркетинга является развитием идеи латерального мышления Эдварда де Боно. Несмотря на то, что книга называется «Латеральный маркетинг» ее основное содержание касается именно способа креативного мышления. А некоторые концепции из этой книги легли в основу нашего тренинга по развитию творческого мышления.
Подробнее о книге, читать и скачать…
Евгений Буянов← Экзамен по практике Творческие игры →
1ТРИЗ
Источник: https://4brain.ru/tvorcheskoe-myshlenie/knigi.php
Книги по генерации идей и креативному мышлению
Творческие люди генерируют идеи, которые меняют мир. Но как рождаются такие идеи? Можно ли сформировать креативное мышление и как? Издательство МИФ составило список десяти лучших книг по развитию креативности и творческого мышления. Делимся ими с вами!
1. «Подай идею. Как влюбить других в то, что ты придумал» Йерун ван Хейл
Книга Йеруна ван Хейла научит вас проникать в суть идеи, которую важно донести, грамотно ее презентовать и добиться расположения тех, кто вам нужен для ее реализации.
2. «Рисовый штурм» Майкл Микалко
Эксперт по креативности Майкл Микалко в своей книге рассказывает о том, как генерировать по-настоящему прорывные идеи. Если вы хотите создавать оригинальные идеи и продукты, то «Рисовый штурм» — это то, что вам нужно.
3. «Кради как художник» Остин Клеон
В этой книге Остин Клеон дает десять советов, которые хотел бы получить сам, когда начинал заниматься творчеством.
4. «Кради как художник. Творческий дневник» Остин Клеон
Остин Клеон порадовал всех приверженцев крадикакхудожниковой философии блокнотом! «Дневник творческого клептомана» — следующий этап пути в творчестве. Здесь множество идей, заданий, цитат и упражнений. По сути, это ежедневный курс по развитию креативности.
5. «Гениальность на заказ» Марк Леви
Марк Леви предлагает простую, но очень эффективную технику создания гениальных идей — фрирайтинг.
6. «Взлом креатива» Майкл Микалко
В этой книге эксперт по креативности Майкл Микалко проанализировал стратегии мышления великих креативщиков и рассказал, как можно использовать их секреты, чтобы создавать новые идеи и находить решения любых проблем как в жизни, так и в бизнесе.
7. «Как люди думают» Дмитрий Чернышев
Эта книга поможет включить мозги. На каждой ее странице — необычные факты, головоломки, истории, загадки и сказки, «обычные» вещи и действия, увиденные через призму чужого менталитета. Думайте и живите творчески!
8. «Скетчи по воскресеньям» Кристоф Ниманн
Книга о том, как выйти из творческого тупика и преодолеть муки творчества.
9. «Гибкий ум» Эстанислао Бахрах
Эта книга научит видеть привычные вещи иначе. Она не просто рассказывает о том, как быть креативным, а научно доказывает — творческое мышление можно развивать в любом возрасте до конца своей жизни.
10. «Создай свою Вселенную» Братья Маклеод
Авторы этой книги — братья Маклеод — иллюстратор Грег и сценарист Майлз рассказывают о том, как раскрыть свой творческий потенциал, генерировать гениальные идеи и что делать, если не знаешь, о чем хочешь поведать миру.
Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.
Написать
Источник: https://vc.ru/books/88353-knigi-po-generacii-idey-i-kreativnomu-myshleniyu
10 книг для развития творческого мышления
- 20 доказательств того, что мир может подкинуть подлянку там, где этого меньше всего ожидаешь
- 11 фото, доказывающих, что женщины точно обладают суперспособностями
- 16 неисправимых оптимистов, которые заряжают своей энергией всех вокруг
- 8 открытий прошлого года, которые перевернут ваше представление о собственном теле (Спойлер: у человека нашли новый орган)
- 16 интригующих историй со съемок фильмов, которые их создатели не смогли удержать в секрете
- 14 свежих мини-сериалов на любой вкус, которые легко проглотить за один присест
- 20 фото из городов, в которых делают все для счастья жителей (Немного завидуем и хотим там жить)
- 10+ фактов о животных, многие из которых удивят даже знатоков зоологии
- Как бы выглядели 25 животных, если бы у них была кошачья мордочка
- 17 непредсказуемых СМС-переписок, в которых сложно предугадать исход
- 9 курьезных ситуаций, в которые попали знаменитости, но не потеряли присутствия духа
- 20+ фото, которые сбивают с толку, если не присмотреться
- 13 пар российских и зарубежных звезд, которых могут перепутать даже преданные фанаты
- История о том, на какие подвиги способны ради любви одни и на какие пустяки не готовы другие
- 17 покупателей, которые просто хотели написать отзыв, а в итоге вызвали приступ смеха у всего интернета
- Пользователи делятся в сети мнениями, которые далеки от общепринятых
Источник: https://www.adme.ru/tvorchestvo-pisateli/10-knig-dlya-razvitiya-tvorcheskogo-myshleniya-1183910/
ISSN 2618–7159 ИФ РИНЦ = 0,440
1 Маджугина М.А. 1 Толмачева Г.В. 1 1 ФГБОУ ВПО «Омский государственный технический университет»
Задачи высшего образования всегда были направлены на подготовку специалистов, обладающих потенциалом положительного изменения сферы своей деятельности.
В связи с этим особо актуальной становится проблема сформированности профессиональных компетенций, содержания и целей подготовки в высшей школе, расширение методов обучения, позволяющих развивать креативность и творческое мышление.
Эти требования особенно актуальны для дизайнеров, чья профессиональная компетентность включает в себя как умение работать по имеющимся стандартам, так и создавать оригинальный и нестандартный продукт. Предъявляемые к дизайнерам требования видоизменяются и растут гораздо быстрее, чем на это успевает реагировать образовательная система.
Остро встает вопрос – в каком направлении должно двигаться дизайн-образование, для того чтобы учесть все требования времени и особенности научно-технического прогресса.
профессиональные компетенции
1. Бердяев Н.А. Смысл творчества. – М.: АСТ, 2011. – 672 с.
2. Варлакова Ю.Р.
Теория и методика развития креативности будущих дизайнеров-педагогов // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. – № 4. – С. 73–75.
3. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / под ред. А.М. Матюшкина. – М., 1965. – С. 433–456.
4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2007. – 368 с.
5. Королева Л.Ю., Хайруллина Э.
Р. Формирующая оценка образовательных результатов студентов направления «Дизайн» // Вестник Казанского технологического университета. – 2013. – Т.16. – № 20. – С. 373–376.
6. Маджугина М.А., Василевская Ю.Г. Развитие креативности студентов-дизайнеров в процессе обучения в высшей школе // Омский научный вестник. Серия: Общество. История. Современность. – 2017. – № 1. – С. 62–65.
7.
Решетова З.И. Психологические основы профессионального обучения. – М., 1986.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Мастера психологии. – СПб.: Питер, 2000. – 712 с.
9. Сапугольцев В.Ю. Развитие креативности будущих дизайнеров костюма: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Оренбург, 2011. – 22 с.
В последнее время дизайн является динамично развивающейся профессией.
Профессионалы в области дизайна становятся все более востребованными, расширяется круг их профессиональных задач. В этой связи особо актуальной становится проблема сформированности профессиональных компетенций, содержания и целей подготовки дизайнеров в высшей школе, а именно повышение теоретического и практического уровня дисциплин, расширение методов обучения, введение в программы методик, позволяющих развивать креативность и творческое мышление.
Основной задачей высшего образования является не только обучение профессионала, но и подготовка специалиста с высокой творческой активностью и развитыми личностными качествами.
Эти требования являются особенно актуальными для дизайнеров, чья профессиональная компетентность включает в себя как умение работать по имеющимся стандартам, так и создавать оригинальный и нестандартный продукт.
Востребованным является дизайнер, который способен действовать креативно и создавать оригинальный продукт, используя схожее оборудование, материалы и средства. Следовательно, творческое, нестандартное мышление является важнейшим качеством как будущего дизайнера на этапе обучения, так и готового специалиста в его профессиональной деятельности.
В создавшейся ситуации педагогам приходится признавать тот факт, что подготовка студентов дизайнерских направлений не всегда соответствует динамике изменений, которые происходят в профессии.
Предъявляемые к дизайнерам требования видоизменяются и растут гораздо быстрее, чем на это успевает реагировать образовательная система.
Остро встает вопрос – в каком направлении должно двигаться дизайн-образование, для того чтобы учесть все требования времени и особенности научно-технического прогресса.
Кроме того, меняется отношение к личностным характеристикам студентов-дизайнеров. По мнению педагогов, для успешного обучения профессии дизайнера, необходимы такие качества личности, как интерес к миру вещей и понятливость, способность к анализу и обобщению увиденного и понятого, но в то же время автономность мышления и способность к абстрагированию от окружающей реальности.
Современная педагогическая наука уделяет большое внимание творческому потенциалу личности обучающихся, создается образовательная среда, в которой возможно его развитие и саморазвитие.
Тем не менее, сохраняется острая потребность в разносторонней подготовке студентов на отделениях дизайна, в развитии творческого мышления и креативности будущих специалистов, их способности максимально эффективно и творчески применять приобретенные в процессе обучения профессиональные компетенции.
Изучение вопросов развития и формирования творческого мышления имеет философские корни. Н.А. Бердяев связывает философию творчества со свободой творца, который изменяет материал, полученный из окружающего мира [1]. С.Л.
Рубинштейн определяет творчество как созидающую деятельность, создание чего-то нового и оригинального [8]. Исследованию креативности посвящены работы таких зарубежных и отечественных исследователей, как Е.П. Торренс, Дж. Гилфорд, Р. Дилтс, К. Роджерс, П. Эдварс, А.Х. Маслоу, С.А. Медник, В.Н.
Дружинина, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Б.М. Теплова.
В работах данных авторов креативность рассматривается как способность к творчеству, как стремление личности к творчеству, изучаются качества личности и типы мышления, влияние образовательной среды на формирование креативности, разрабатываются и классифицируются креативные методы и техники профессиональной деятельности [6].
В целом подходы к изучению креативности можно разделить на три основные группы. Первая группа исследователей отводит ведущее место в творчестве личностным чертам, мотивации, ценностям, общей когнитивной одаренности, отрицая существование творческих способностей как отдельной характеристики личности.
Вторая группа придерживается мнения, что креативность – это самостоятельный, не зависящий от интеллекта фактор, и если и существуют корреляции между уровнем интеллекта и творческим мышлением, то они весьма незначительны.
Третья группа считает, что высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень развития творческого мышления [4].
Дж. Гилфордом выделяется два основных типа мышления – конвергентное и дивергентное.
Конвергентное мышление характеризуется способностью находить единственно верное решение, посредством большого количества усилий, а дивергентное – способностью создавать большое количество различных и оригинальных решений в условиях однообразной деятельности. Именно дивергентный тип мышления автор рассматривает в качестве основы креативности и творческих способностей.
По мнению Гилфорда, в креативном мышлении выделяются следующие особенности: нацеленность на поиск собственного, оригинального решения; стремление к новому в интеллектуальном процессе; семантическая гибкость – способность рассматривать объект с нестандартной стороны или обнаруживать возможности использования объекта в новом качестве; адаптивная гибкость – способность к изменению восприятия объекта так, чтобы увидеть его скрытые стороны; способность к генерации новых, разнообразных идей, даже в той ситуации, которая к этому не располагает [3].
Рассматривая креативность как один из компонентов профессиональной компетентности дизайнера, В.Ю. Сапугольцев утверждает, что обязательной характеристикой дизайнерской деятельности является именно способность к творчеству [9]. Ю.Р.
Варлакова считает, что креативность дизайнера – это основанная на знаниях, умениях и творческом потенциале способность личности к творчеству.
По мнению исследователя, креативность характеризует оригинальность, уникальность и беглость мышления, которые проявляются в способности отходить от традиционных решений и предлагать множество новых и нестандартных [2].
На взаимосвязь креативности и интеллекта указывают М. Волах и К. Коган. Авторы выделяют четыре группы обучающихся, в зависимости от уровня развития креативности и интеллекта и способа адаптации к внешним условиям.
Первую группу составляют студенты, для которых характерным является высокий уровень креативности и высокий коэффициент интеллекта.
Данные студенты уверены в себе и своих способностях, обладают адекватно высоким уровнем самооценки.
Для них характерна свобода действий и суждений, которые регулируются высоким уровнем профессиональной рефлексии и самоконтроля. Такие личности адаптивны, инициативны и независимы.
Второй группе учащихся – с низким показателем креативности и высоким уровнем интеллекта – свойственна соревновательная мотивация. Такие студенты предпочитают не рисковать, тяжело реагируют на неудачи и критику, сдержанны и не любят выражать своё мнение публично.
Третья группа учащихся, которая характеризуется высоким уровнем творческих способностей при достаточно низком уровне интеллекта, испытывает затруднения с адаптацией к требованиям учебного процесса. Рамки, в которые их ставит учебное учреждение, являются для них ограничением свободы, и они предпочитают проявлять свою креативность вне стен учебного заведения.
Учащиеся с низкой креативностью и низким коэффициентом интеллекта и достаточно успешно адаптируются к учебному процессу.
Они общительны и в целом удовлетворены своим положением, зачастую имеют хорошие отношения со сверстниками.
Но, обладая низкими показателями интеллекта и творческого мышления, такие студенты не достигают высоких успехов в учебе и, как следствие, в дальнейшей профессиональной деятельности.
Анализируя особенности каждой из четырёх групп обучающихся, можно сделать вывод о том, что для достижения наибольших успехов в обучении и последующей дизайнерской деятельности необходимо обладать не только высоким уровнем академических способностей и развитым интеллектом, но и достаточно развитым творческим мышлением.
Таким образом, важнейшими личностными качествами креативного специалиста для успешной профессиональной деятельности являются достаточно высокий уровень уверенности в себе в сочетании с адекватной самооценкой, особенности мышления, а именно его беглость и гибкость, а также умение оперативно применять знания, умения и навыки, которыми обладает специалист. Кроме того, креативная личность должна обладать развитым воображением, способностью к созданию разнообразных, нестандартных, нетрадиционных идей, подходящих для решения поставленной задачи, творческой смелостью и умением рисковать и высоким уровнем профессиональной рефлексии. Для того, чтобы стать хорошим специалистом, сегодня недостаточно простого приобретения знаний умений и навыков. Существует необходимость в развитии таких сторон личности, которые будут в наибольшей степени соответствовать индивидуальным задаткам и творческому потенциалу.
Подготовка высокопрофессионального, конкурентоспособного специалиста, который обладает способностью не только применять полученные в процессе обучения знания, но и создавать собственные, нетрадиционные и оригинальные идеи, должна стать целью высшего образования. В процессе профессиональной подготовки будущих дизайнеров не должно доминировать изучение общепринятых технологий и способов работы. Главным направлением в обучении должно стать творческое развитие обучающегося, направленное на формирование его креативности.
Необходимо отметить, что креативность является основной, но не единственной способностью, которая обеспечивает своевременную образовательную деятельность.
Наряду с креативной деятельностью осуществляется и познавательная деятельность, вследствие того, что в результате творчества у студентов непременно происходят когнитивные процессы, составляющие процесс познания.
В свою очередь, для того чтобы креативные и когнитивные процессы выражались в общеобразовательных результатах студента и имели общую структурную основу, необходима организационная деятельность, которая осуществляется на базе таких способностей, как целеустремленность, целеполагание, самоопределение, рефлексия и др. [7].
В процессе обучения студент задействует три основных вида деятельности. Это непосредственно процесс познания окружающего мира и знаний о нем, процесс созидания или создания обучающимися индивидуального продукта образования, основанного на переработке полученных знаний, а также организация взаимодействия перечисленных видов деятельности в образовательном процессе.
Образовательная организация, которая создает благоприятные условия для реализации перечисленных видов деятельности, способна обеспечить высокий уровень формирования профессиональных знаний и компетенций. При обучении студентов профессии дизайнера положительное влияние на выявление креативных возможностей обучающихся оказывает проведение различных конкурсов, выставок, создание творческой среды.
Принимая участие в творческих мероприятиях, студенты демонстрируют когнитивные качества личности, которые необходимы в процессе познания, а также креативные качества, которые влияют на успешное формирование личностного, индивидуального, творческого продукта деятельности.
В настоящее время большинство теорий обучения берут свою основу в философии конструктивизма.
В рамках данного подхода простое заучивание материала считается неэффективным, так как изучаемые факты и явления не являются значимыми и осмысленными для обучающегося и, вследствие этого, не запоминаются надолго.
Для студентов-дизайнеров, когда знания приобретаются не путем механического запоминания, а методом глубокого осмысления, анализа и обобщения, а задача приобретает нестандартный, выходящий за рамки привычного, характер, это возможный путь создания нестандартного, оригинального продукта.
Современное обучение должно быть направлено не столько на процесс получения готовых знаний и способов решения задач, сколько на конструирование, построение новых знаний на основе уже имеющихся, путем включения новых знаний и умений в систему ранее освоенных. При таком подходе учащиеся самостоятельно и активно могут планировать и конструировать учебный процесс, что способствует высокой эффективности обучения и развитию творческой составляющей деятельности будущего профессионала [5].
Как показывает проведённый анализ, для того чтобы стать востребованным дизайнером, недостаточно простого приобретения знаний, умений и навыков. Образовательная система должна предусматривать создание определенных педагогических условий для эффективного развития креативности студентов.
При построении индивидуального темпа и пути развития креативности, необходимо учитывать личностные особенности каждого студента, педагогом должно осуществляться сопровождение реализации данной программы.
Должна быть организована активная творческая и профессиональная деятельность, осуществлено совместное включение в эту деятельность педагога и студента, организованы коллективные формы творческой работы.
Педагог должен оказывать помощь в формировании у студента личностного отношения к предстоящей деятельности, создавать проблемные ситуации, которые мотивируют студентов на самостоятельный поиск и выбор средств их решения. При этом неординарные, выходящие за рамки обыденных, способы решения проблемы должны особенно поощряться.
Студент должен участвовать в оценке собственных образовательных результатов для формирования адекватной профессиональной самооценки и рефлексии. Кроме того, в самом вузе должна быть создана креативная среда, способствующая развитию творческого мышления обучающихся.
По мнению авторов, реализация выявленных педагогических условий развития креативности будущих дизайнеров окажет помощь в их личностном и профессиональном развитии и становлении, а также сможет задать направление для дальнейшего творческого самосовершенствования специалиста, что благотворно скажется на развитии общества в целом.
Библиографическая ссылка
Маджугина М.А., Толмачева Г.В. КРЕАТИВНОСТЬ И ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ВАЖНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 7. – С. 32-35;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=11718 (дата обращения: 22.03.2020).
Источник: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11718
Развитие творческого мышления студентов в ходе учебного процесса
1 Супрун Л.И. 1 Супрун Е.Г. 1 1 ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» Институт архитектуры и дизайна
Представлен опыт работы по развитию творческого мышления студентов первого курса при проведении практических занятий по начертательной геометрии. На первый курс приходят студенты, имеющие разный уровень базовой подготовки и творческого мышления.
Поэтому изначально студенческие группы неоднородны. Есть студенты сильные и слабые. Учебный процесс следует организовать так, чтобы не угас интерес к учёбе и был прогресс в развитии и тех, и других. Для закрепления теоретического материала студенты выполняют определённый набор задач, обязательный для всех.
Сильным студентам дополнительно предлагаются задачи труднее с поэтапным увеличением коэффициента сложности. Сначала задачи, решаемые единственным способом и с единственным результатом. Необходимо логически выстроить цепочку рассуждений, составить план решения и выполнить построение. Затем задачи, решаемые несколькими способами.
Необходимо осуществить поиски альтернативных вариантов выполнения задания с одним и тем же конечным результатом. И наконец, задачи, имеющие несколько решений. Необходимо провести исследование решения. Проработав эти этапы, студенты овладевают методикой решения самых сложных конструктивных задач, представляющих собой благодатный материал для развития творческого мышления.
В статье приведены образцы таких поэтапных задач. Развитию творческого мышления способствуют и исследования по изучаемому на занятиях теоретическому материалу. В статье описан эксперимент, проведённый при изучении раздела «Перспектива».
теоретические исследования
1. Алимов А.Т. Развитие самостоятельного и творческого мышления у учащихся в процессе обучения / А.Т.
Алимов, И.Б. Савриева // Молодой учёный. – 2014. – С. 468–470.
2. Баюл Т.П., Степаненкова Л.Т. Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения // Педагогические науки/5. Современные методы преподавания: http://www.rusnauka.com/30_OINXXI_2013/Pedagogika/5_146957.doc.htm.
3. Инихова Г.И. Развитие творческого мышления студентов в процессе изучения дисциплины «Основы агрономии и зоотехнии» // Из опыта работы: http://nsportal.ru./npo-spo/selskoe-i-rybnoe-khozyaistvo/library/2014/06/06/razvitie-tv.
4. Серебренников М.Ю., Петрикеева И.А. Развитие творческого мышления студентов средствами исследовательской формы подготовки: http://elar.usfeu.ru/bitstream/123456789/361/2/Serebrennikov.pdf.
5. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности. – М.: ACADEMA, 2001. – 380 с.
6. Супрун Л.И., Супрун Е.Г. Формирование научно-исследовательских компетенций при обучении начертательной геометрии бакалавров направления «Архитектура»// Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5; URL: http://www.science-education.ru/105-7033 (дата обращения: 20.09.2012).
7. Супрун Л.И., Супрун Е.Г. Формирование культуры мышления бакалавров архитектуры при обучении начертательной геометрии // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. − № 11. – С. 92–95.
8. Храмцова Е.В. Исследование творческого мышления современных старшеклассников //Электронное научное издание (электронный научно-педагогический журнал). The Emissia. Offline Letters: http://www.emissia.org/offline/2008/1270.htm.
В век бурно развивающейся науки и техники невозможно представить себе конкурентоспособного специалиста, не обладающего творческим мышлением. Можно сказать, что творческое мышление – это «двигатель» прогресса. Вот почему во все времена его воспитанию уделяли большое внимание. Актуальность этого вопроса в наше время возросла в связи с изменением структуры образования и методов обучения. Вопросами развития творческого мышления занимаются психологи и педагоги, учителя школ и учёные, а также воспитатели дошкольных учреждений. Одни дают рекомендации [2, 3, 5], другие обмениваются опытом [3, 4], третьи исследуют получаемые результаты [8]. Имеются на этот счёт публикации и у авторов статьи [6, 7]. Хотелось бы поделиться опытом организации работы по развитию творческого мышления студентов на занятиях по начертательной геометрии.
Исследования показывают, что современные старшеклассники имеют недостаточный уровень развития творческого мышления [8], да и геометрическая подготовка у них разная. Поэтому сформированные из вчерашних школьников студенческие группы неоднородны.
Одни первокурсники путаются в названиях простейших геометрических тел и с трудом различают их проекции. Другие свободно владеют операциями над ними. Но в каждом из них необходимо развивать профессионально-творческое мышление. На кого ориентироваться? На слабых? Не будет развития сильных студентов и угаснет интерес к дисциплине.
На сильных? Не справятся с учёбой слабые студенты. Но поскольку они приняты в вуз, то обладают каким-то потенциалом, и его надо развивать. Следовательно, учебный процесс следует организовать так, чтобы был прогресс в развитии и сильных, и слабых студентов.
В рамках ограниченного времени, отведённого на изучение дисциплины, сделать это трудно, но при желании возможно. Рассмотрим, как это можно организовать при изучении начертательной геометрии.
Первым этапом любого творчества является изучение теоретического материала и приобретение навыков выстраивания логических цепочек при решении задач. По каждой теме имеется набор задач, которые решаются аналогично задачам, разобранным на занятиях, и предназначены для закрепления теории. Сильным студентам кроме этого набора рекомендуются задания повышенной сложности.
После того как рассмотрены модели точки, прямой линии, плоскости и операции с ними: параллельность, перпендикулярность, пересечение, – можно дать задание на конструирование плоской фигуры.
Задача 1. Дана прямая l общего положения и не принадлежащая ей точка В. Построить проекции квадрата ABCD, диагональ АС которого лежит на прямой l.
Задача имеет одно решение и решается единственным способом.
Студентам чётко должна быть сформулирована цель выполнения задания: закрепление теоретического материала и приобретение навыков логического мышления. Следует сразу предупредить, что задача эта для них пока сложная. Не каждый сможет с ней справиться. Но попытаться может каждый.
Поскольку это первое такое задание, то одно занятие посвящается полностью консультации с разбором типовых задач, используемых при его выполнении. Сдача через две недели. Кому это сделать трудно, работу сдавать необязательно. Опыт показывает, что сильные студенты с удовольствием выполняют это задание и вовремя его сдают.
На слабых студентов давить не надо. Иначе оно будет висеть над ними удручающим бременем и вызывать панический страх перед изучаемой дисциплиной. Желающие могут вернуться к его выполнению в конце семестра, когда будет изучен весь основной материал.
В таком случае работа не оценивается, но будет зачтена, если студент сможет логически обосновать план решения задачи и его выполнение.
После изучения методов преобразования чертежа можно предложить задачи, решаемые несколькими способами, но дающими один и тот же результат.
Задача 2. Даны проекции отрезка АС: А1С1, А2С2 и горизонтально проецирующей плоскости S:?2. Построить проекции ромба ABCD по диагонали АС, если его диагональ ВD параллельна плоскости S, а вершина В лежит в горизонтальной плоскости проекций. Представить все возможные способы решения.
Задание усложнено тем, что помимо целей, указанных в предыдущей задаче, добавляется ещё одна: разработка альтернативных способов решения представленной задачи. В данном случае ромб может быть построен четырьмя способами.
Задача 3. Даны четыре скрещивающиеся прямые a, b, c и d. Провести прямую, параллельную d и равноудалённую от a, b, c. Показать все возможные решения.
Решение задачи на каких-то этапах может быть неоднозначным. Отсюда возникает несколько результатов. Добавляется ещё одна цель: исследование задачи на количество полученных результатов. Представленная задача имеет четыре решения. Искомая прямая линия является осью цилиндра, касающегося заданных прямых a, b, c. Таких цилиндров четыре.
Решение постепенно усложняющихся задач (с добавлением новых этапов) способствует развитию у студентов самостоятельного творческого мышления и подготавливает их к решению конструктивных задач, включающих в себя весь комплекс рассмотренных ранее приёмов. Эйнштейн в своё время говорил: «Как это чудесно, когда тебе открывается единая природа комплекса явлений, которые при непосредственном чувственном восприятии кажутся совершенно независимыми друг от друга».
Возникший интерес к решению задач повышенной сложности теперь можно поддержать и стимулом, предлагая студентам дополнительные бонусные задачи. Они должны носить конструктивный характер.
Задача 4. Даны две скрещивающиеся прямые m и n и не принадлежащая им точка А. Через точку А провести прямую, образующую угол 30° с прямой m и 45° с прямой n.
Теперь объединяются в единое все четыре поставленные ранее цели. Решение таких задач закрепляет навыки, приобретённые при выполнении предыдущих заданий: умение анализировать условие, создавать пространственные геометрические образы, составлять план, исследовать результат. Словом, всё то, без чего невозможно логическое, а следовательно, и творческое мышление.
На занятиях уделять время таким задачам нет возможности. Поэтому студентам рекомендуется дополнительная литература, а обсуждение решений проводится во внеурочное время (факультативно). Причём приглашаются не только сильные, но и все желающие студенты.
Решение бонусных задач даст возможность досрочной сдачи экзамена, либо позволит освободить на экзамене от части задач. Проверить свой потенциал студенты смогут участием в вузовской, а затем и региональной олимпиаде по начертательной геометрии.
Таким образом, к концу первого семестра сильные студенты повышают свой уровень благодаря решению дополнительных, вызывающих у них интерес задач. Слабые студенты развиваются благодаря решению типовых задач по изучаемым темам.
Во втором семестре статус сильного и слабого студента может уже поменяться. Это зависит от того, с каким рвением и желанием они включились в учёбу. Сильный студент может перейти в разряд слабых и наоборот.
Поэтому во втором семестре речь идёт просто о студентах, желающих повысить свой творческий потенциал. Предложить им можно участие в доступной для них исследовательской работе в рамках учебного процесса.
Расскажем об эксперименте, проведённом в 2014 году на кафедре «Геометрическое моделирование и компьютерная графика» института архитектуры и дизайна СФУ. Во втором семестре студенты-архитекторы изучают только две темы: перспектива и тени, аксонометрия и тени. Всего 36 часов аудиторных занятий и ни одного часа на самостоятельную работу.
Поэтому всё даётся по минимуму, и основная работа должна быть в аудитории. На занятии построение перспективы выполняли по схеме Гаука. Желающим было предложено ознакомиться самостоятельно ещё с двумя способами: методом архитектора и радиальным методом – и дать их сравнительную оценку. В эксперименте пожелали участвовать 20 студентов.
Перед студентами были поставлены задачи: выяснить, чем существенно различаются эти методы, что у них общего. Определить трудоёмкость построения перспективы каждым методом.
Сначала студенты ознакомились и описали принцип построения перспективы точки каждым из указанных выше способов. Обсуждение результатов вылилось в следующую их характеристику.
Сравнительный анализ методов
В схеме Гаука перспектива строится без основания картины. В методе архитектора и радиальном методе при построении перспективы используется основание картины.
В схеме Гаука и методе архитектора используются точки схода. В радиальном методе – нет.
Однако несложно заметить, что во всех трех случаях перспектива точки получается при пересечении лучей двух пучков. Следовательно, по сути это не разные методы. Везде «работает» схема Гаука.
Внешнее различие – это просто разные приемы построения соответственных лучей. Так, для переноса высоты любого количества вершин в схеме Гаука используется одна общая связующая линия.
В методе архитектора их несколько, а в радиальном методе для каждой точки отдельная линия.
Таким образом, радиальный метод и метод архитектора можно считать частными вариантами схемы Гаука.
При построении перспективы точки в схеме Гаука и методе архитектора необходимо выполнить по 14 операций и провести соответственно 6 и 7 линий. В радиальном методе – 11 операций и 5 линий. На первый взгляд может показаться, что радиальный метод проще.
Но это обманчивая простота, так как в схеме Гаука и методе архитектора для построения последующих точек используются точки схода, что значительно сокращает количество операций. В радиальном методе для каждой точки все операции полностью повторяются.
Затем каждому студенту было предложено построить перспективу одного и того же объекта тремя способами: радиальным, методом архитектора и по схеме Гаука. В целях экономии времени объект был выбран несложный. Необходимо было провести хронометраж времени построения перспективы и дать оценку трудоёмкости каждого метода.
По результатам эксперимента 65 % участников отдали предпочтение схеме Гаука, 15 % поставили на первое место метод архитектора, 15 % отметили равнозначность методов Гаука и архитектора и 5 % высказались за радиальный метод.
После обсуждения полученных результатов определили среднюю трудоёмкость построения перспективы разными способами и дали оценку трёх выделенных позиций по пятибалльной шкале. Результаты приведены в таблице.
Под лёгкостью чертежа здесь понимается загруженность его линиями построения. Чем больше линий, тем меньше балл. Причём позиции и их оценку студенты предложили сами.
Изначально перед ними такая задача не ставилась.
Результаты сравнительного анализа способов построения перспективы
Метод | Время | Понимание | Точность | Лёгкость чертежа |
Схема Гаука | 39 мин | 5 | 5 | 5 |
Архитектора | 42 мин | 4 | 5 | 5– |
Радиальный | 52 мин | 4 | 3 | 3 |
Студенты работали увлечённо. Во внеурочное время приносили и показывали результаты, консультировались, выясняли, почему не получилось. Каждый сдал свои работы вместе с отзывом о методах построения перспективы и участия в эксперименте. Выдержки из них приведены ниже.
Схема Гаука. Самый лёгкий, удобный, быстрый и понятный метод. На фасаде мы чётко видим и отмечаем высоту объектов, а на плане – их ширину, что упрощает построение перспективы.
Метод архитектора. Показался простым и понятным. Работаем только с планом. Не надо «бегать глазами» с одного вида к другому, но обилие линий может усложнить построение. К тому же выносимые линии могут оказаться за пределами чертежа. Тогда придётся комбинировать построение с другим методом.
Радиальный метод. Самый кропотливый. Проигрывает другим методам по всем показателям. Главный вид «утопает» в многочисленных линиях и точках. Из-за отсутствия точек схода возникает большая погрешность.
Требует большой точности в измерениях. Однако удобно использовать при построении перспективы сложных криволинейных поверхностей или объектов с многочисленными направлениями прямолинейных контуров.
Применяла его на архитектурном проектировании.
Мне понравилось участвовать в эксперименте. Я нашла в этом много интересного и полезного для саморазвития.
Вот какой вывод в заключение сделали студенты.
В результате проведённой научно-исследовательской работы, которая включала в себя как теоретическую, так и практическую часть, было установлено, что наиболее удобным и универсальным методом построения перспективы является схема Гаука.
Результатом данной работы также стало освоение студентами первого курса различных методов построения перспективы, что безусловно, является немаловажным как в контексте дальнейшего обучения, так и в контексте непосредственного ведения профессиональной деятельности.
От себя хочется добавить, что студенты сделали первые шаги по пути формирования творческого мышления, без которого невозможна их профессиональная деятельность. О полученных результатах они доложили на студенческой конференции.
Вывод
Развитие творческого мышления студентов при проведении практических занятий возможно. Правда это ложится дополнительным бременем на педагога. Но что поделаешь. На то мы и педагоги, а не урокодатели. Достичь положительного результата можно лишь в том случае, когда у студента есть желание учиться, а у педагога – желание учить.
Рецензенты:
Волков В.Я., д.т.н., профессор, зав. кафедрой НГИиКГ, ФГОУ ВПО «СибАДИ», г. Красноярск;
Царёв В.И., доктор архитектуры, профессор кафедры «Градостроительство», ФГАОУ ВПО СФУ, г. Красноярск.
Работа поступила в редакцию 23.09.2014.
Библиографическая ссылка
Источник: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35432