Цели внеучебной деятельности в соответствии с фгос — справочник студента

Одна из целей внеурочной деятельности – всестороннее развитие ребенка. Благодаря дополнительным занятиям школьник может открыть в себе талант певца, художника, спортсмена.

Одна из целей внеурочной деятельности по ФГОС– всестороннее развитие ребенка. Благодаря дополнительным занятиям школьник может открыть в себе талант певца, художника, спортсмена.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Решаем проблемы и пытаемся избежать ошибок

Цели внеучебной деятельности в соответствии с ФГОС - Справочник студента

В апреле 2017 года был проведён вебинар на тему устройство внеурочной деятельности в образовательной организации в условиях реализации ФГОС общего образования. В мероприятии участвовало 25 человек.

Экспертом выступила Любовь Николаевна Буйлова (профессор, заведующая кафедрой воспитания и дополнительного образования ГАОУ ВО «Московский институт открытого образования», кандидат педагогических наук, доцент, почетный работник общего образования, эксперт в области дополнительного образования детей и внеурочной деятельности, постоянный автор педагогических изданий (более 200 публикаций). С ней участники вебинара рассмотрели различные модели организации внеурочной деятельности и типичные проблемы при организации внеурочной работы, пути их решения, узнали, как разработать и оформить рабочую программу, разобрались в законодательных основах проведения внеурочной работы.

Со слов Любови Николаевны, наблюдая за тем, как в школах всей страны сегодня проходит реализация стандарта, анализируя и региональный, и московский опыт, сегодня можно говорить о том, что внеурочная деятельность, в том качестве, в котором она представлена во ФГОС педагогической общественностью — слаба.

За ней тянется шлейф исторических предшественников — внеклассная, внешкольная работа. На неё пробуют возложить всю ответственность за воспитательную работу. Она существует параллельно с дополнительным образованием детей. И дополнительное образование, и внеурочная деятельность находятся всё время в конкурентных отношениях.

Они пытаются друг друга подменить, если это выгодно для конкретной ситуации.

Исторические корни внеурочной деятельности:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Моделирование и прогнозирование при принятии решений - справочник студента

Оценим за полчаса!

Цели внеучебной деятельности в соответствии с ФГОС - Справочник студента

По реализации внеурочной деятельности сегодня ведётся достаточно серьёзная работа. Как уже происходит много лет с воспитанием и дополнительным образованием, вопросу внеурочной деятельности уделяется недостаточно внимания. Про неё то забудут, то на неё не хватает времени, то оформят её на общественных началах без какой-либо оплаты.

И по причине такого отношения к внеурочной деятельности бытует очень много противоречивых трактовок, содержаний, понятий в функциях организации этой работы. Вопрос организации внеурочной деятельности в новом качестве обсуждается с 2009 года. В 2011 году Минобром были выпущены методические рекомендации.

В 2015 — тоже, но они были отозваны и объявлены недействующими.

Тем не менее, практика и огромное количество вопросов свидетельствуют о том, что очень многое сегодня остаётся непонятным в организации внеурочной деятельности. Особенно в крупных городах, где она в образовательных организациях существует параллельно с дополнительным образованием.

Проблем, которые связаны с организацией внеурочной деятельности, скорее всего, сегодня больше, чем решений к ним. Зачастую это не просто какие-то незначительные недочёты и вопросы, а системные и сложные проблемы. Часто они не соответствуют той идеологии, которую закладывает ФГОС во внеурочную деятельность.

Нормативно-правовые и программные документы РФ по внеурочной деятельности:

Цели внеучебной деятельности в соответствии с ФГОС - Справочник студента

Обратите внимание, зачёркнутое письмо — отозвано. На него не стоит полагаться, как на действующий нормативный документ.

На мероприятии участникам были разъяснены сходства и различия дополнительного и внеурочного образования. Есть дополнительные программы общего образования, а есть программы — основные. Внеурочная деятельность входит в состав основной образовательной программы. Внеурочная деятельность и дополнительное образование — это два разных вида образования, у них — разная нормативно-правовая база.

В основе организации дополнительного образования лежат отдельные документы. Для внеурочной деятельности самый главный документ — это ФГОС, ее регламентируют именно те документы, которые регламентируют образовательный процесс в общем образовании.

Цели внеучебной деятельности в соответствии с ФГОС - Справочник студента

  • Внеурочная деятельность по ФГОС – необъемлемая часть основной образовательной программы. Основная образовательная программа:
  • 1) Определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание, организацию образовательной деятельности.
  • 2) Реализуется организацией, осуществляющей образовательную деятельность через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований СанПиН.

Внеурочная деятельность включена в основную образовательную программу.

Время, отводимое на внеурочную деятельность, и ее содержание определяет образовательная организация самостоятельно, исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий.

Для тех, кто часто подглядывает в интернет за подсказками, эксперт привела распространённые заблуждения из методических рекомендаций, которые указывают на то, что относится к внеурочной деятельности:

  • все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации;
  • деятельность, организуемая вне уроков для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности;
  • деятельность, которая направлена на реализацию и развитие индивидуальных способностей, интересов и склонностей учеников в разных видах деятельности;
  • специально организованная деятельность, представляющая собой неотъемлемую часть образовательного процесса в школе, отличная от урочной системы обучения и направленная на решение воспитательных задач;
  • разные формы и виды активности учеников после уроков;
  • это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.

Как известно, образовательная программа состоит из двух частей: из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Внеурочная деятельность как раз входит в часть, формируемую участниками образовательного процесса. По стандарту эти две части находятся в соответствующих процентных соотношениях.

Цели внеучебной деятельности в соответствии с ФГОС - Справочник студента

На вебинаре было подробно разобрано программное обеспечение дополнительного образования детей и внеурочной деятельности.

Эксперт рассказала об особенностях разработки дополнительных общеобразовательных программ и рабочих программ курсов внеурочной деятельности, о кадровом обеспечении дополнительных общеобразовательных программ и рабочих программ курсов внеурочной детальности, об особенностях финансирования дополнительных программ и рабочих программ курсов внеурочной деятельности.

Тема вебинара — настолько широкая, что охватить её за два часа полностью не удалось. У эксперта даже не осталось времени ответить на вопросы участников во время трансляции, участники получили ответы в течение недели после мероприятия.

Вопросы:

Вопрос №1. В нормативных документах пишется о том, что 3 час физической культуры можно реализовать через программы внеурочной деятельности. Но посещение внеурочных занятий — право, но не обязанность обучающегося. Как реализовать на практике 3 час физкультуры через внеурочную деятельность?

Ответ: Действительно, для образовательной организации ВД обязательна, а для школьников – внеурочная деятельность не является обязательной, только по выбору и по желанию.

Принудительное посещение ВД недопустимо, поэтому, если дети и родители хотят заниматься физкультурой дополнительно, вы должны написать заявление и вы реализуете эти 3 часа.

Если не хотят, то, соответственно, заставить никого нельзя.

Вопрос №2. Мы — практики! Посоветуйте, пожалуйста, как реально возможно реализовать разработанную школой программу внеурочной деятельности, когда ежедневно от Управления образованием, Департамента образования идут письма, согласно которым мы обязаны проводить то, что не входит в нашу программу внеурочной деятельности?

Ответ: 1)             Школа не разрабатывает Программу внеурочной деятельности… Школа разрабатывает ПЛАН внеурочной деятельности.

См. П. 17 ФГОС НОО: основная образовательная программа должна предусматривать учебные курсы, обеспечивающие индивидуальные потребности обучающихся, в том числе этнокультурные, и внеурочную деятельность. В образовательном учреждении должен быть учебный план и план внеурочной деятельности.

В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в образовательном учреждении может быть использован план внеурочной деятельности.

Под планом внеурочной деятельности следует понимать нормативный документ образовательного учреждения, который определяет общий объем внеурочной деятельности обучающихся, состав и структуру направлений внеурочной деятельности по годам обучения или для ступени общего образования.

План внеурочной деятельности формируется образовательным учреждением и должен быть направлен в первую очередь на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

2)            План внеурочной деятельности наполняется за счет рабочих программ курсов внеурочной деятельности.

3)            Ваши отношения с учредителем носят организационный характер и регулируются законодательством. Очень сложно со стороны судить, какие поручения дает вам учредитель, что вы обязаны делать, а что – нет.

Вопрос №3. Внеурочная деятельность может быть частью учебного плана. Как организовать учебную деятельность в школах, если учебный план — основа для расписания, а требования Санпин определяют обязательный перерыв не менее 40 минут между уроком и факультативным занятием (занятием внеурочной деятельности, как трактуют проверяющие из Роспотребнадзора)?

Ответ: Необходимо соблюдать требования СанПиН. Прочитайте статью А.Б. Вифлеемского — http://narodnoe.org/journals/narodnoe-obrazovanie/2015-8/fgos-i-poop-razreshimi-li-problemi

ФГОС И ПООП: РАЗРЕШИМЫ ЛИ ПРОБЛЕМЫ? / А.Б. Вифлеемский // Народное образование .— 2015 .— №8 .— С. 69-79

https://docs.com/art-edu/1893?c=562ERr

Вифлеемский А. ФГОС и внеурочная деятельность // Воспитательная работа в школе — № 7. — 2015.— С. 27— 36.

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО», который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.

Источник: https://academy-prof.ru/blog/vneurochnaya-deyatelnost-po-fgos-organizaciya

Серия «внеурочная деятельность»

  • Серия «Внеурочная деятельность» — это готовое решение для организации внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
  • Материал пособий способствует формированию креативного мышления, предусматривает активность и самостоятельность обучающихся, сочетание форм индивидуальной и групповой работы, развитие навыков проектной и исследовательской деятельности, основан на практикоориентированном подходе.
  • Пособия данной серии – это отличный инструмент реализации программы совершенствования и развития УУД для каждой школы.

Цели внеучебной деятельности в соответствии с ФГОС - Справочник студента

Пособия серии и сборник рабочих программ обеспечивают сопровождение внеурочной деятельности учащихся в разных формах: учебное занятие, практическая работа, экскурсия, учебный проект и исследование.

  • Пособия имеют модульную структуру и рассчитаны на 17/34/68 часов
  • Практико-ориентированным заданиям отводится 60% содержания пособий, теоретическому материалу — 40%
  • Использование пособий позволят педагогу реализовать программы внеурочной деятельности без привлечения дополнительных материалов
  • Структура рабочих программ соответствует требованиям, предъявляемым Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, и содержит:
    • тематическое планирование;
    • содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности;
    • результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Цели внеучебной деятельности в соответствии с ФГОС - Справочник студента

Пособие предназначено для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению развития детей младшего школьного возраста третьего и четвёртого годов обучения. Содержание пособия представляет собой дополнительный материал по геометрическому разделу начального курса математики.

В него включены группы заданий, направленные на развитие у детей пространственного воображения и мышления, овладение практическими и графическими способами моделирования.

Содержание пособия предусматривает самостоятельность и активность обучающихся, проведение занятий в виде поисковых и научных исследований индивидуально и в групповой работе.

Пособие реализует требования ФГОС начального общего образования и рассчитано на третий и четвёртый годы обучения по 34 часа в год.

Цели внеучебной деятельности в соответствии с ФГОС - Справочник студента

Пособие предназначено для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению развития детей младшего школьного возраста первого и второго годов обучения и направлено на формирование у обучающихся навыка смыслового чтения. В пособие вошли тексты с вопросами и заданиями, упражнения, направленные на развитие техники речи, подготовку к выразительному чтению и инсценировкам.

Содержание пособия предусматривает самостоятельность и активность обучающихся, проведение занятий в виде поисковых и научных исследований индивидуально и в групповой работе. Для педагога даются краткие методические рекомендации в конце пособия. Пособие реализует требования ФГОС начального общего образования и рассчитано на 20 часов в год на первом году обучения и 34 часа на втором году обучения.

Запись вебинара «Формирование читательской грамотности у обучающихся в начальной школе»

Ссылка на буктрейлер

Цели внеучебной деятельности в соответствии с ФГОС - Справочник студента

Данное пособие предназначено для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению развития детей младшего школьного возраста.

Материал пособия содержит задания по математике повышенного и высокого уровней сложности.

Задания представлены в занимательной форме через разные виды нестандартных задач (комбинаторные, логические, задачи с величинами, задачи с геометрическим содержанием, арифметические ребусы).

Содержание пособия предусматривает самостоятельность и активность обучающихся, проведение занятий в виде поисковых и научных исследований индивидуально и в групповой работе.

Читайте также:  Роль и значение конституционного суда рф - справочник студента

Пособие реализует требования ФГОС начального общего образования и рассчитано на 20 часов в год на первом году обучения и 34 часа на втором году обучения.

Предлагаемое пособие обеспечивает организацию занятий в 5—7 классах и реализует требования ФГОС. Практикум обладает значительным потенциалом для социализации школьников, развития их самостоятельности, становления гражданской ответственности и активной жизненной позиции.

Его цель — познакомить учащихся с основами экологической культуры и экологической безопасности, сформировать у них представления о взаимосвязи человека и природной среды обитания.

Пособие направлено на развитие практических умений учащихся, формирование навыков практической оценки состояния окружающей природной среды; развитие исследовательских умений в области экологического образования; повышение безопасности жизнедеятельности школьников в условиях экологически неблагоприятных ситуаций.

В книгу включён теоретический материал, который подкреплён лабораторно-практическими заданиями. Мифы и легенды, интересные факты расширят кругозор детей. А задачи, вопросы, тесты, кроссворды после параграфов позволят закрепить пройденные темы и развить познавательный интерес к удивительному миру природы. Пособие адресовано школьникам 5—7 классов, учителям и родителям.

Рабочая тетрадь разработана к учебному курсу «Проектная мастерская» и предназначена для практического закрепления полученных знаний.

Модульный подход к представлению материала позволит учащимся освоить все этапы исследовательской и проектной работы: от выбора темы и обоснования её актуальности до представления выполненной работы на конференции, конкурсе или выставке.

В процессе освоения данного курса школьники научатся правильно планировать свою деятельность, самостоятельно оценивать эффективность и результативность работы, использовать собственные умения для решения практических задач и достижения желаемого результата.

Учебное пособие адресовано обучающимся 5 – 9 классов.

Учебное пособие разработано к курсу «Проектная мастерская» и предназначено для изучения теоретического материала.

Модульный подход к представлению материала позволит учащимся освоить все этапы исследовательской деятельности и проектной работы: от выбора темы и обоснования её актуальности до представления выполненной работы на конференции, конкурсе или выставке.

В процессе освоения данного курса школьники научатся правильно планировать свою деятельность, самостоятельно оценивать эффективность и результативность работы, использовать собственные умения для решения практических задач и достижения желаемого результата.

Пособие адресовано обучающимся 5 – 9 классов, их родителям и учителям.

Предлагаемое пособие обеспечивает организацию внеурочной деятельности и реализует требования ФГОС. Разработано для обучающихся основной школы и рассчитано на один учебный год.

Пособие предназначено для отработки действий по организации и осуществлению исследовательского проекта.

Главная особенность содержания тетради для исследовательских и проектных работ заключается в ознакомлении учащихся с научными методами проведения исследований. Систематическое выполнение заданий помогает построить индивидуальную траекторию реализации самостоятельного учебного проекта по физике.

Содержание пособия обеспечивает сопровождение самостоятельной образовательной деятельности учащихся в разных формах: практическая работа, учебный проект, учебное исследование, учебная экскурсия и др.

Книга содержит задачи повышенной трудности для учащихся 7—9 классов. Каждый раздел начинается с перечисления основных фактов и понятий, относящихся к этому разделу. Затем разбираются решения нескольких наиболее типичных задач повышенной сложности.

Далее приводятся задачи для самостоятельного решения. Решать задачи предлагается учащимся именно в предлагаемой последовательности, так как такой порядок нацелен на постепенное формирование умения решать задачи.

В конце пособия приведены ответы и указания ко всем задачам.

Книга может быть полезной как для учителей, так и для учащихся, которые хотят повысить свой уровень при подготовке к математической олимпиаде, уровень которой ниже уровня заключительного этапа Всероссийской олимпиады.

Учебное пособие из серии «Внеурочная деятельность» для работы с учащимися 3—4 классов в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности включает начальный курс астрономии объёмом 35 учебных часов, предназначенный для первого ознакомления младших школьников с астрономией как научной дисциплиной.

Пособие содержит теоретические материалы, изложенные с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также вопросы и задания для увлекательных занятий в астрономических кружках, на факультативах или при иных формах внеурочной деятельности в учреждениях дополнительного образования на уровне начального общего образования.

Соответствует ФГОС начального общего образования.

Учебное пособие предназначено для работы с учащимися 10—11 классов в рамках социального направления внеурочной деятельности.

Курс по организации волонтёрской работы объёмом 35 учебных часов направлен на освоение старшеклассниками форм социально-преобразовательной деятельности, на формирование у них активной жизненной позиции. Пособие включает материалы, раскрывающие сущность и виды волонтёрской деятельности в России.

В процессе выполнения практических заданий учащиеся смогут определить свои интересы, выбрать направления волонтёрской работы, оценить перспективы разработки собственных волонтёрских проектов.

Пособие рекомендуется для организации работы волонтёрских кружков, клубов и других форм общественнополезных практик на уровне среднего общего образования.

Соответствует ФГОС среднего общего образования.

Учебное пособие из серии «Внеурочная деятельность» предназначено для работы с учащимися 5—7 классов в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности.

Пособие способствует развитию познавательной деятельности школьников на основе расширения астрономических знаний, содержащихся в курсе физики для основной школы, и формирования основ научного мировоззрения в процессе выполнения практических задач.

Ряд практических заданий включает работу с программами компьютерных планетариев, а также знакомит учащихся с форматом международного тестирования естественно-научной грамотности.

Курс основ астрономии рассчитан на 35 учебных часов и рекомендуется для организации работы в астрономических кружках, на факультативах или при иных формах внеурочной деятельности в учреждениях дополнительного образования на уровне основного общего образования.

Соответствует ФГОС основного общего образования.

Пособие «Журналистика для начинающих», входящее в серию «Внеурочная деятельность», предназначено для работы с учащимися 8—9 классов в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности.

Курс в объёме 35 учебных часов направлен на развитие познавательных способностей, проблемно-ценностного общения и коммуникативной компетенции. Учащиеся познакомятся с профессией журналиста, приёмами работы в журналистике, научатся ориентироваться в современном информационном пространстве.

Пособие рекомендуется для организации кружковой работы и факультативных занятий на уровне основного общего образования.

Соответствует ФГОС основного общего образования.

В пособии «Финансовая грамотность. Современный мир» рассматриваются  актуальные для современного подростка вопросы финансовой грамотности. Темы, представленные в нём, отражают современные представления о мире личных и семейных финансов. Их освоение позволяет стать грамотным потребителем финансовых услуг в быстроменяющемся мире.

Его особенностью является практический характер. Обучение осуществляется через решение практических задач в области семейных и личных финансов, разработку деловых, социальных и исследовательских проектов, участие в дискуссиях по важнейшим проблемам взаимодействия семьи и подростка  в решении жизненных вопросов финансового характера.

Пособие «Финансовая грамотность. Цифровой мир» является практическим курсом по финансовой грамотности. Его отличительной особенностью является погружение в цифровой мир финансовых взаимоотношений человека и общества, человека и государства.

В пособии рассматриваются наиболее значимые явления в цифровом мире, с которыми школьники встретятся или уже встречаются в повседневной жизни.

Наряду с теоретическими знаниями законов финансового мира школьники не только получают практический навык построения своего финансового бюджета и плана, но и узнают о тех подводных камнях, которые могут встречаться на их пути.

Каждая тема пособия сопровождается практическими заданиями в виде дебатов или выступлений, что развивает у школьников критическое мышление и умение аргументировать свою позицию, а также помогает им освоить навык публичных выступлений. Практические задания дают возможность школьникам не только закрепить пройденный материал, но и творчески подойти к оформлению его результатов.

Заказывайте издания серии в интернет-магазине издательства shop.prosv.ru

Источник: https://prosv.ru/static/vneuroh

Методическая разработка на тему: Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС | Социальная сеть работников образования

  • Негосударственное общеобразовательное учреждение гимназия «Альтернатива»
  • «Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС»
  • (выступление на педагогическом совете)

                                                                                       Зам. директора по ВР Богатикова О.Л.

  1. ЕЛЕЦ, 27 марта, 2014 г.
  2. Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
  3. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения основная образовательная программа должна реализовываться образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.
  4. Внеурочная деятельность — это целенаправленная образовательная деятельность, организуемая в свободное от уроков время для социализации детей и подростков определенной возрастной группы, формирования у них потребности к участию в социально значимых практиках и самоуправлении, создания условий для развития значимых качеств личности, реализации их творческой и познавательной активности, участия в содержательном досуге, достижения обучающимися метапредметных и личностных результатов согласно ФГОС.

Внеурочная деятельность обучающихся осуществляется в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программой воспитания и социализации образовательного учреждения и реализует основные ценностные ориентиры, к которым относятся: гражданская идентичность как ключевой компонент российской идентичности; идеалы ценностей гражданского общества, в том числе человеческая жизнь, семейные ценности, трудовая этика и пр.; патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалога культур; национальное согласие по основным этапам становления и развития общества и государства.

Внеурочная деятельность реализуется в формах, отличных от классно-урочной. Она позволяет обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе, оптимизировать учебную нагрузку обучающихся, улучшить условия для развития ребенка, учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Образовательное учреждение должно предоставлять обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Родители (законные представители) обучающегося имеют право выбрать перечень занятий внеурочной деятельностью для своего ребенка.

Принуждение к посещению внеурочных занятий недопустимо. Отказ от внеурочной деятельности может быть по состоянию здоровья ребёнка (например: высокие нагрузки, особый режим питания и др.).

Отказ оформляется письменно (в заявлении родителя (законного представителя)) и мотивируется.

Внеурочная деятельность не подменяет дополнительное образование. Главное отличие дополнительного образования от внеурочной деятельности заключается в требованиях, предъявляемых к их образовательным и воспитательным целям и результатам. Внеурочная деятельность школьников направлена на достижение школьниками результатов основной образовательной программы.

А дополнительные образовательные программы нового поколения требуют от педагогов решения задач, ориентированных на подготовку детей и подростков к углубленному освоению художественного и технического творчества, спортивных дисциплин, декоративно-прикладного искусства и других видов деятельности, раскрывающих профориентационные возможности подрастающего поколения. Таким образом, сохранение самостоятельности дополнительного образования способствует гармоничному соединению трех разных сфер: учебной, внеурочной деятельности и дополнительного образования ребенка. Такой подход позволяет создать единое образовательное пространство и эффективно решать как содержательные, так и организационные проблемы образования школьников.

  • Цели и задачи внеурочной деятельности
  • Цель внеурочной деятельности — создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.
  • Задачи внеурочной деятельности:
  • расширение общекультурного кругозора;
  • формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;
  • включение в личностно значимые творческие виды деятельности;
  • формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;
  • участие в общественно значимых делах;
  • помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности (художественной, спортивной, технической и др.) и содействие в их реализации в творческих объединениях дополнительного образования;
  • создание пространства для межличностного, межвозрастного, межпоколенческого общения.
  1. Направления, формы и виды внеурочной деятельности.
  2. Внеурочная деятельность может быть организована:
  3.  — по направлениям: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное;
  4.  — по видам: игровая, познавательная, досугово — развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность;
  5.  — в формах: экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые исследования через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями
  6.  (Уроки этики, посещение художественных выставок, экскурсии, путешествия.
  • Литературно-музыкальные постановки, композиции.
  • Встречи со служителями церкви. Участие в православных праздниках и фестивалях.
  • Изучение правил поведения в школе и на улице, о взаимоотношениях в семье.
  • Составление презентаций и проектов. Участие в проектах и акциях.
  • Экскурсии и знакомства с представителями разных профессий, кл.часы о роли труда и полезной деятельности, участие в мероприятиях, посвященных традициям и трудовому опыту семьи, промышленный туризм.
  • Посещение памятников природы и природных объектов, нуждающихся в охране; экологические игры, тренинги, праздники, субботники, акции, выпуск плакатов и стенгазет; викторины.
  • Встречи с представителями творческих профессий, экскурсии к памятникам зодчества; беседы и классные часы о правилах поведения, о поступках.)

Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).

Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

То есть развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания (семья, друзья, ближайшее окружение) в том числе, сам ребенок достигли своих результатов.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников могут быть трех уровней.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.

), понимания социальной реальности и повседневной жизни.

 Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

1-й уровень – школьник  знает и понимает общественную жизнь.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и  позитивного отношения к базовым   ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде.

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами  за пределами школы, в открытой общественной среде.

  • 3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
  • Ответственность за организацию внеурочной деятельности несут:
  • Администрация образовательного учреждения организует:
  • процесс разработки и утверждения плана внеурочной деятельности;
  • процесс разработки, рецензирования, утверждения программ, реализуемых в рамках внеурочной деятельности;
  • контроль выполнения программ, реализуемых в рамках внеурочной деятельности;
  •  контроль ведения журналов внеурочной деятельности.

Классные руководители:

  • в своей работе руководствуются должностной инструкцией классного руководителя;
  • ведут разъяснительную работу среди родителей (законных представителей) обучающихся о значении и важности внеурочной деятельности для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов.
  • осуществляют контроль посещаемости обучающимися занятий внеурочной деятельности.

Работники, привлекаемые к организации внеурочной деятельности обучающихся:

  • деятельность работников образования регламентируется Уставом образовательного учреждения, Правилами внутреннего распорядка, локальными актами школы, должностными инструкциями.
  • деятельность работников учреждений (организаций)-партнеров в реализации внеурочной деятельности регламентируется договором/соглашением о сотрудничестве, должностными инструкциями работников.

 Родители (законные представители) обучающихся:

  •  несут ответственность за посещение учащимися занятий внеурочной деятельности.

Контроль выполнения плана и проведения занятий внеурочной деятельности может осуществлять заместитель директора по учебно-воспитательной работе/ заместитель директора по внеклассной внешкольной воспитательной работе.

Читайте также:  Основные виды речи - справочник студента

Направления контроля: оценка содержания и качества программ, реализуемых во внеурочной деятельности; выполнение плана внеурочной деятельности, организация проведения занятий внеурочной деятельности; мониторинг качества проведения внеурочных занятий в целях предупреждения перегрузки и утомляемости обучающихся, повышения их мотивации к посещению занятий; мониторинг достижения обучающимися результатов внеурочной деятельности. Результаты внеурочной деятельности не являются предметом контрольно-оценочных процедур.

Программное обеспечение внеурочной деятельности обучающихся

Программы организационных форм объединения обучающихся (кружков, студий, секций и т.д.), факультативных, индивидуально-групповых занятий составляются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к образовательным программам, не требуют лицензирования и могут быть рассчитаны на более короткий  период времени     (четверть/цикл, полугодие).

Программы, реализуемые во внеурочной деятельности школьников, могут быть разработаны образовательным учреждением самостоятельно (авторские) или на основе переработки примерных образовательных программ.

Программное обеспечение внеурочной деятельности опирается на социальный заказ, имеющиеся возможности и особенности образовательного процесса с целью максимального удовлетворения потребностей учащихся, его дифференциации и индивидуализации.

Программы, реализуемые во внеурочной деятельности, должны соответствовать нормативно-правовым требованиям, в том числе утвержденным СанПиН. Выбор форм внеурочной деятельности должен опираться на гарантию достижения результата определенного уровня. При разработке программы необходимо выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого.

Программы необходимо согласовать на школьных методических объединениях, рассмотреть на методическом совете образовательного учреждения, обеспечить их внутреннее рецензирование. Программа утверждается директором школы, проходит внешнее рецензирование, если она авторская.

Модели организации внеурочной деятельности.

Исходя из задач, форм и содержания внеурочная деятельность может осуществляться через:

  • учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (спецкурсы, школьные научные общества, секции, кружки, практикумы, клубы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);
  • дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения ( организация кружков, спортивно-оздоровительных секций и т.д.);
  • образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
  • организацию деятельности групп продленного дня;
  • классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);
  • деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, тьютора, педагога-библиотекаря);
  • инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2015/09/11/organizatsiya-vneurochnoy-deyatelnosti-v-ramkah-fgos

Внеурочная деятельность как фактор формирования компетенций

  • Короткова Любовь Владимировна
  • Внеурочная   деятельность как фактор формирования компетенций.
  • Если хочешь научить меня чему-то,
  • Позволь мне идти медленно…
  • Дай мне приглядеться…
  • Потрогать и подержать в руках
  • Послушать…
  • Понюхать…
  • И может быть попробовать на вкус…
  • О, сколько всего я смогу
  • Найти самостоятельно!
  • Задачи модернизации страны нельзя решить без внимания к творческому

потенциалу России, воспитанию успешного молодого поколения, к его ценностным установкам. Эффективное развитие невозможно без формирования человеческого капитала.

  1. В разделе Концепции долгосрочного социально-экономического развития
  2. России до 2020 года, посвященном образованию, подчеркнута необходимость
  3. обновления системы образования как важнейшего из условий формирования
  4. инновационной экономики России.

Федеральные государственные образовательные стандарты  среднего профессионального образования имеют целью обновление системы образования и создания условий для развития и формирования успешных профессионалов.

Новые акценты в деятельности профессиональных образовательных организаций предполагают возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные возможности для самореализации и творческого развития каждого обучающегося, формирования его индивидуальной образовательной траектории.

Федеральные государственные стандарты обращают внимание педагогов на значимость организации образовательной деятельности обучающихся за рамками учебных помещений, важность занятий по интересам, их соответствие потребностям и возможностям обучающихся.

Их реализация должна обеспечить преемственность основных образовательных программ и единство образовательного пространства.

Т.Е. в соответствии с Федеральными государственными образовательными

стандартами СПО основная профессиональная образовательная программа

реализуется профессиональной образовательной организацией в том числе и через внеурочную деятельность.

Как только молодой человек испытает ситуацию успеха во внеурочной деятельности, там, где он может быть успешным, тогда он может данный опыт перенести в учебную деятельность. Любое достижение, любой успех дает ему чувство уверенности и чувство «нужности», любая ситуация успеха помогает подростку стать значимым в обществе сверстников.

Следует отметить, что стандарты третьего поколения объединили учебную и

внеурочную деятельности. Многообразие используемых форм обучения, содержательная работа, направленная на развитие ключевых компетенций обучающихся, должна быть направлена на обеспечение баланса знаний, навыков и способностей коммуницировать.

  • Следовательно, эффективная организация внеурочной деятельности является
  • важной составляющей образовательного процесса современной профессиональной образовательной организации в рамках ФГОС СПО.
  • Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от учебной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения индивидуальной образовательной программы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, ролевые игры, практикумы, психологические и иные тренинги, компьютерные симуляции, групповые дискуссии, волонтерская работа и другие занятия, позволяющие в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования.

  По своим целям и задачам урочная и внеурочная деятельность не имеет принципиальных различий. Однако в способах реализации  этих задач можно выделить ряд существенных особенностей. Учет этих особенностей значительно повышает эффективность комплексного подхода к обучению и воспитанию студентов.

  По сравнению с занятиями внеурочная работа открывает перед преподавателями разнообразные возможности для удовлетворения индивидуальных запросов студентов, учета их интересов и склонностей. Во внеурочной деятельности не требуется так строго, как на занятиях, регламентировать темп и объем работы, ее содержание и способы организации.

  В ходе внеурочной работы существенно изменяется позиция студента: значительно повышается роль самого студента в выборе способов использования свободного времени, в реализации самовоспитания, формировании определенных  жизненных установок. Расширяются условия удовлетворения интересов и потребностей студентов, развития их задатков и способностей в избранных видах деятельности.

  1.   Внеурочная работа расширяет сферу влияния окружающей среды на формирование личности студента.    
  2. Целью внеурочной деятельности техникумах является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов обучающихся в соответствии с основной профессиональной образовательной программой среднего профессионального образования.
  3. Внеурочная деятельность может  выполняет следующие функции:
  4. ·        образовательная — обучение молодого человека по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний и умений;
  5. ·        воспитательная — обогащение и расширение культурного слоя образовательных организаций;
  6. ·         креативная —  создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
  7. ·         компенсационная — освоение обучающимся новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих профессиональное образование и создающих определенные гарантии достижения успеха в избранных ими сферах творческой деятельности;
  8. ·        рекреационная — организация содержательного досуга, как сферы восстановления психофизических сил обучающихся;
  9. ·        профориентационная — формирование устойчивого интереса к профессии,
  10.           содействие определению жизненных планов обучаемого, его   
  11.            индивидуальной траектории;
  12. ·        социализации — освоение обучаемым социального опыта, приобретение им умений воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни в информационном обществе;
  13. ·        самореализации -самоопределение молодого человека в информационной, социальной и культурной сферах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие;
  14. ·        контролирующая – проведение рефлексии, оценивание эффективности
  15.          деятельности за определенный период времени;
  16. ·         интеграционная -создание единого информационного и образовательного
  17.           пространства образовательной сети региона.

 В заключении хочется сказать, что учебная деятельность и внеурочная работа по предмету представляют одно неразрывное целое. Главная наша задача состоит в том, чтобы мы, преподаватели, смогли: научить  быть, научить знать, научить делать и научить жить вместе (четыре опорных направления будущего образования: доклад Международной комиссии ЮНЕСКО по образованию для XXI века).

Источник: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/vneurochnaya-deyatelnost-kak-faktor-f-2/

Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО

В данной статье описаны формы внеурочной деятельности по направлениям и видам. Все виды, направления и формы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования ориентированы на воспитательные результаты.

Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность учащихся,   как и деятельность  в рамках уроков,  направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы.

  Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на  достижении личностных и метапредметных результатов, что и  определяет  специфику внеурочной деятельности,  в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Цель организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО —  создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой,  творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

Внеурочная деятельность образовательного учреждения направлена на достижение воспитательных результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;
  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
  • К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности  отнесены:
  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД  (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
  • Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе  позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач:
  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.

Структура внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:

  • учебный план образовательного учреждения;
  • дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения;
  • образовательные программы учреждений дополнительного образования детей;
  • классное руководство.

Направления, виды и формы внеурочной деятельности.

Согласно ФГОС НОО Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. ФГОС НОО Российской Федерации определяет  основные направления внеурочной деятельности.

Направления, виды и формы внеурочной деятельности очень тесно взаимосвязаны между собой.

Направления внеурочной деятельности:

  1. Спортивно-оздоровительное
  2. Духовно – нравственное
  3. Общеинтел-лектуальное
  4. Общекультурное
  5. Социальное

Виды внеурочной деятельности:

  • Игровая деятельность
  • Познавательная деятельность
  • Проблемно – ценностное общение
  • Досугово – развлекательная деятельность
  • Художественное творчество
  • Социальное творчество
  • Трудовая деятельность
  • Спортивно-оздоровительная деятельность
  • Туристско-краеведческая деятельность

Формы внеурочной деятельности:

  • Кружок
  • Студия
  • Секция
  • Клуб
  • Объединение
  • Факультатив
  • Научное общество
  • Конференция
  • Слет
  • Игра
  • Соревнование
  • Турнир
  • Встреча
  • Концерт
  • Спектакль
  • Практика
  • Экскурсия
  • Культпоход
  • Туристический поход
  • Субботник
  • Десант

Формы внеурочной деятельности по направлениям:

 Спортивно-оздоровительное:

  • Посещение спортивных секций
  • Организация экскурсий,  Дней Здоровья и других спортивных соревнований.
  • Проведение бесед по охране здоровья.
  • Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток, зарядка перед уроками.
  • Динамические паузы и прогулки в начальной школе.
  • Участие в спортивных соревнованиях.
  • Работа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания.

Общекультурное:

  • Организация экскурсий в театры и музеи, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
  • Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
  • Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, области.

 Общеинтеллектуальное:

  • Предметные недели;
  • Библиотечные уроки;
  • Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые;
  • Проектная деятельность;
  • Участие в научно-исследовательских конференциях;
  • Разработка проектов к урокам.

 Духовно-нравственное:

  • Встречи с ветеранами ВОВ и труда, уроки мужества, посещение школьного музея.
  • Выставки рисунков.
  • Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян,
  • Тематические классные часы.
  • Подготовка к участию в военно-спортивной игре «Зарница».
  • Фестивали патриотической песни, смотры строя и песни.

Социальное:

  • Проведение субботников.
  • Работа на пришкольном участке.
  • Разведение комнатных растений и уход за ними.
  • Акция «Посади дерево», «Белый цветок», «Покормите птиц» и др.

Формы внеурочной деятельности по видам:

Основным средством воздействия является слово (убеждение словом),  вызывающее ответные эмоции у детей.

  • Беседы на различные темы
  • Дискуссии
  • Собрания
  • Конференции
  • Лекции

Главное здесь обмен информацией, сообщения учителей, учеников и других взрослых. Обсуждение проблемных вопросов.

  1. Образно-художественные формы
  • Концерты
  • Спектакли
  • Праздники
  • КТД

Главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции.

  1. Трудовые формы внеурочной деятельности
  • Работа на пришкольном участке
  • Работа по оформлению и уборке кабинета
  • Уход за комнатными растениями
  • Организация дежурства на переменах и в школьной столовой
  • Помощь школьному библиотекарю
  • Трудовые десанты

В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда, когда ребёнок осознаёт, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своего туда.

  1. Игровые (досуговые) формы работы
  • Совместные праздники
  • Подготовка концертов, спектаклей
  • Неделя театра, танца, вокала
  • Просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей
  • Соревнования
  • Конкурсы
  • КВНы
  • Туристические походы
  • Экскурсионные прогулки в парк
  • Экскурсионные поездки

Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные, интеллектуальные и др.

  • Лекции
  • Беседы
  • Дискуссии
  • Психологические упражнения
  • Консультации
  • Тренинги

В формах этого типа основным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Эти формы требуют специальных знаний и умений.

  1. Результаты внеурочной деятельности
  2. Все виды, направления и формы  внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования  строго ориентированы на воспитательные результаты.
  3. Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
  4. Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
  5. Уровни результатов внеурочной деятельности
Первый уровень. 1 класс Школьник знает и понимает общественную жизнь Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах  поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни. Достигается во взаимодействии с педагогом
Второй уровень. 2-3 классы Школьник ценит общественную жизнь Получение школьником опыта переживания  и формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура). Достигается в дружеской детской среде.
Третий уровень. 4 класс Школьник самостоятельно действует в  общественной  жизни Получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Достигается во взаимодействии с социальным субъектом.

Достижение всех трех уровней  результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности воспитательной работы:

  • внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
  • улучшение психологической и социальной комфортности в едином  воспитательном пространстве;
  • укрепление здоровья воспитанников;
  • развитие творческой активности каждого ребёнка;
  • укрепление связи между семьёй и школой.

Литература:

Д.В.Григорьев, П.В.Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор»  М.: Просвещение, 2014г.

Источник: https://pedsovet.org/publikatsii/nachalnaya-shkola/formy-vneurochnoy-deyatelnosti-v-usloviyah-fgos-noo

Ссылка на основную публикацию