Теория самовоспитания — справочник студента

В развитии личности непременным условием является самостоятельное развитие и самоконтроль. Для каждого человека наиболее ценными достижениями являются его личные достижениям и успехи.

Именно поэтому первоочередное значение в самовоспитании имеет раскрытие индивидуальных умений и талантов личности. Мотивом к действию являются примеры самовоспитания из жизни великих людей. Например: Михаил Ломоносов.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

В этом случае человек раскроется наиболее полно и проявит свой индивидуальный внутренний мир.

Теория самовоспитания - Справочник студента

Понятие — самовоспитание

Теория самовоспитания - Справочник студента

Чтобы организовать процесс формирования личности максимально профессионально, необходимо разобраться – что такое самовоспитание. Под этим понятием психологи подразумевают осознанное стремление человека своими силами раскрыть природный потенциал, максимально развить положительные качества и преодолеть отрицательные. Развить такое положительное качество, как самодисциплина. Преодолеть такое отрицательное качество, как склонность к самооправданию. Этого бывает достаточно для того, чтобы почувствовать положительные изменения в своей жизни. В книге Брайана Трейси «Нет оправданий! Сила самодисциплины» читайте подробно о том, как взять контроль над своей жизнью. Воспитание и самовоспитание, по мнению специалистов, — две неотъемлемые части процесса формирования полноценной, гармоничной личности.

Это важно! Профессиональное личностное воспитание требует от человека умения правдиво оценивать собственные личностные черты, распознавать положительные и отрицательные качества.

Воспитание и самовоспитание требует от человека следующего:

  • всестороннее познание себя;
  • постоянное совершенствование положительных качеств;
  • развитие умений и навыков, творческих способностей.

Результатом процесса самовоспитания будут являться личные достижения, которые напрямую зависят от личной эффективности. Поднять уровень личной эффективности можно изучив этот курс.

Зачем человеку заниматься самовоспитанием

Сущность самостоятельного воспитания – тема научных работ многих философов, психологов, педагогов. По мнению ученых, движущей силой формирования человека является его душа. В развитии личности задействовано несколько факторов:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Непозиционные системы счисления - справочник студента

Оценим за полчаса!
  • самообразование;
  • сила воли;
  • определенная линия поведения.

Это важно! По мнению Эриха Фромма – немецкого психоаналитика, нравственное воспитание и формирование личности – это стремление стать тем человеком, которым вы изначально являетесь. Главная цель и объект усилий – собственная суть.

Психологи отмечают особую роль самовоспитания в профессиональном становлении. Постоянная работа над собой и собственным характером помогает добиться следующих результатов:

  • успешное преодоление жизненных трудностей – это укрепляет волю и закаляет характер;
  • работа над собственными негативными чертами характера способствует развитии сильных и положительных качеств;
  • занимаясь самовоспитанием, человек учится контролировать эмоции, это значительно повышает эмоциональную устойчивость;
  • нравственное воспитание и развитие себя помогает достигать поставленных целей и четко следовать выбранному жизненному пути.

Профессиональное самовоспитание – необходимый процесс, в ходе которого человек учится находить выход из конфликтных ситуаций, возникающих с другими людьми и внутри себя.

Необходимо понимать, что познание самого себя – это в большинстве случаев неприятный процесс, но необходимый.

Разбираясь в собственных отрицательных качествах, человек проходит через ряд неприятных эмоций – обида, агрессия, вина, но именно в этом заключается элемент самосовершенствования.

Для чего необходимо самовоспитание личности:

  • человек становится счастливым и помогает ощутить счастье другим людям;
  • возникает радость преодоления, в результате появляется желание помогать другим;
  • человек творчески самовыражается и добивается успеха.

Используемые методы самовоспитания

Психологи выделяют конкретные методы самовоспитания, с помощью которого можно контролировать и корректировать работу над собой.

Теория самовоспитания - Справочник студента

Основные методы самовоспитания:

  • самообязательство – постоянное проговаривание и напоминание самому себе обязательств формирует привычку неукоснительно следовать им;
  • эмпатия – нравственное воспитание и развитие требуют от человека умения видеть себя на месте других людей, это помогает понять – как вас воспринимают окружающие;
  • самопринуждение – помогает искоренить нехватку волевых качеств и воспитать волю. О том как можно воспитать волю подробно читайте в книге Келли Макгонигела «Сила воли»;
  • самонаказание – воспитание и самовоспитание предполагают наказание за несоблюдение установленных правил, система наказаний продумывается вместе с обязательствами;
  • самокритика – без внутреннего противоречия невозможно добиться успеха;
  • самоубеждение – каждый проступок необходимо проговаривать вслух, таким образом, уделяется особое внимание моментам, которые следует дополнительно проработать;
  • самоанализ – данный метод предполагает ведение личного дневника и подготовку отчетов.

С чего начать самовоспитание и работу над собой

Вопросу – что такое самовоспитание – родители должны уделять внимание с раннего детства. Основные составляющие педагогики – воспитание, самовоспитание и перевоспитание.

Следует отметить, что перевоспитание необходимо в том случае, когда у ребенка формируются ошибочные суждения и неправильное восприятие мира.

Психолог работает над преобразованием негативных черт характера и неправильного поведения ребенка, которые осложняют дальнейший процесс формирования личности.

Компоненты самовоспитания для ребенка заключаются в установке норм и правил. Однако, учитывая, что осознанный процесс начинается только в подростковом возрасте, именно в эти годы человек способен самостоятельно развивать личностные характеристики.

Если речь идет о подростке, для него формирование личности начинается с конкретных шагов:

  • осознание, что перемены в себе необходимы;
  • достаточная решимость, чтобы ежедневно меняться;
  • мотивация и вера в собственные силы и успех;
  • правильный выбор методов.

Задача родителей на данном этапе отслеживать – какую реакцию у подростка вызывают определенные формы самовоспитания (воспитательного процесса). Если реакция отрицательная или нейтральная, необходимо своевременно внести коррективы, в противном случае у подростка не будет достаточной мотивации для работы над собой.

Родителям необходимо понимать, что составляющие факторы гармоничного развития ребенка – наследственность, среда, воспитание. Именно поэтому важно контролировать все элементы процесса и своевременно корректировать их.

В чем заключается проблема самовоспитания

Проблема самовоспитания занимает умы ученых со времен античности. Идея формирования и развития личности появилась тысячелетия назад, за это время она изменилась, но вечные истины остались неизменными.

В своих трудах Аристотель, Платон и Сократ отмечают ценность становления человека как личности. Проблема самовоспитания заключается в том, что человеку свойственно формировать ложные ценности и терять время наследование им.

Однако обществу необходимы талантливые люди, которые смогли сформировать истинные, высокие ценности.

Великие люди добившиеся успеха в самовоспитании

Многи великие люди занимались личностным ростом – это отличный пример того, как работа над собой позволяет преодолеть жизненные трудности, непростую судьбу. Среди таких людей музыканты, руководители стран, писатели и художники. Вот несколько таких великих личностей.

Теория самовоспитания - Справочник студента

  • Демосфен – преодолел слабый голос и нервный тик, стал прекрасным оратором и влиял на многие политические процессы;
  • Петр I – сам о себе Петр говорил – «царь с мозолями на руках», монарх стремился во всем быть примером для подданных;
  • Антон Павлович Чехов – великий писатель, который преодолел разорение и благодаря постоянной работе над собой развил уникальный талант и творческий потенциал;
  • Франклин Рузвельт – президент Соединенных Штатов Америки, который с детства занимался саморазвитием, стремился к глубоким и всесторонним знаниям;
  • Альберт Эйнштейн – знаменитый физик, который по мнению врачей отставал в умственном развитии и отличался медлительностью, только в результате тяжелой работы над собой Эйнштейн развил в себе талант ученого и невероятную силу мышления.

Михаил Васильевич Ломоносов – его биография является прекрасным примером личностного развития – смотрите на видео.

Успех в жизни во многом зависит от собственных усилий и настойчивости. Читайте книги, которые мотивируют, и следуйте примеру великих людей – развивайтесь как личность.

Источник: https://myself-development.ru/chto-takoe-protsess-samovospitaniya-lichnosti/

Проблема воспитания и самовоспитания студентов в.н. — pdf скачать бесплатно

Подробнее

Подробнее
Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

1 (декабрь 2012 г.) Ирина Алексеевна Сапрыко, кандидат философских наук, Кумертауский филиал ОГУ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИМИДЖ ВЫПУСКНИКА КАК ЭЛЕМЕНТ КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА Важным условием продуктивного процесса

Подробнее

РАССМОТРЕНО на заседании Педагогического Совета Протокол 1 от «29» августа 2016 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор ТОГБПОУ «Железнодорожный колледж им. В.М. Баранова» П.Е.Макаров «29» августа 2016 г. Тамбовское областное

Подробнее

А.Г. Исмагилова ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Исследование, проведенное в русле дальнейшего развития теории интегральной индивидуальности,

Подробнее

КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МОУ СОШ 3 Г.ПОХВИСТНЕВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную

Подробнее

перспективные направления подготовки конкурентоспособного специалиста ЕДИНСТВО ВОСПИТАНИЯ И САМОВОСПИТАНИЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА В статье рассматриваются вопросы обеспечения единства образования

Подробнее

1. 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее положение определяет порядок социальновоспитательной работы с обучающимися в Академии. В Академии социально-воспитательная деятельность ведется с учетом общей стратегии

Подробнее

Шинкарева Людмила Владимировна, канд. пед. наука, доцент; Кручок Анастасия Андреевна, студентка магистратуры 3 года обучения, кафедра дошкольного и специального (дефектологического) образования, ФГАОУ

Подробнее

Т.Г. Соболева ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ: АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Важнейшим направлением профессионального становления инженерапедагога является создание условий для развития и формирования

Подробнее

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 7» города Когалыма «Школа успеха» (Подпрограмма развития воспитательной компоненты в рамках программы воспитательной

Подробнее

Тратинко Татьяна Валентиновна (Государственного института управления и социальных технологий БГУ, г. Минск, Беларусь) ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ

Подробнее

Особенности профессионального развития педагогов через активизацию личностного потенциала Профессиональная деятельность является важнейшей стороной жизнедеятельности человека, которая обеспечивает самореализацию

Подробнее

Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ Школы 1290 на 2015-2018 годы Данная программа разработана коллективом педагогов начального общего образования государственного бюджетного

Подробнее

Основные принципы построения дополнительной подготовки по специальности 050709 «Преподавание в начальных классах» в педагогическом колледже Н. Г. Паламарчук, преподаватель ГОУ «Педагогический колледж 6»,

Подробнее

Система воспитания в учебных заведениях Слушатель первого года обучения группы П 181, Специальность переподготовки 1 23 01 71 «Психология» Юрова Ольга Валерьевна Воспитательный процесс как динамическая

Подробнее

Описание образовательной программы начального общего образования МОУ Ивановской СОШ Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения Ивановской

Подробнее

нал «Психологическая наука и образование 4, 2011. Доступ на 23.11.2013 г.: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n4/48745.shtml 5. Болотова А.К. Психология организации времени: Учебное пособие для студентов

Подробнее

Сущность процесса воспитания в вузе С.Н. Сиренко Основные вопросы лекции Цели, задачи и сущностные характеристики и особенности воспитательного процесса в вузе. Основные направления воспитательной деятельности

Подробнее

О ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К МОДЕЛИРОВАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СТАРШИХ КЛАССАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ Логун К. А. БГПУ, Барнаул E-mail: kristinalogoun@inbox.ru Профессиональная подготовка

Подробнее

Формирование учебных мотивов студентов в условиях модернизации современного образования. А.И.Капичников Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова Кафедра педагогики и психологии

Подробнее

интенсификации внеаудиторного общения студентов и включения их в различные виды социально значимой деятельности в общественных объединениях академии; формирование позитивного образа социально активного

Подробнее

Особенности личностного и профессионального саморазвития педагога Содержание Введение 1. Саморазвитие личности педагога как процесс 2. Кризисы профессионального саморазвития педагога. Заключение Список

Подробнее

К проблеме субъект-субъектных отношений между куратором и студенческой группой Очевидно, что для успешного осуществления воспитательных функций воспитатель сам должен быть воспитан. Так, субъектное становление

Подробнее

Современные подходы к развитию ценностных ориентаций у студентов вуза средствами музыкального искусства. Камалова И.Ф. Реализация воспитательного потенциала музыкального искусства как фактора развития

Подробнее

мышления. Оно позволяет студентам прежде всего оценить границы применения логического анализа к педагогическим явлениям или к самой педагогической деятельности на различных этапах ее формирования. Оценивание

Подробнее

ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» О ПРИОРИТЕТЕ ВОСПИТАНИЯ В МОДЕРНИЗИРУЕМОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ 1 В статье проанализированы основные положения «Закона

Подробнее

Описание Основной образовательной программы среднего общего образования Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа 2101» Основная образовательная программа среднего

Подробнее

С 1 сентября 2011 года школа перешла на новые Федеральные государственные образовательные стандарты на I ступени обучения в 1-2 классах. С 1 сентября 2012 года произошло внедрение Федеральных государственных

Подробнее

ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «МИНСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ» Воспитание культуры быта и досуга Заместитель декана факультета правоведения Власенко Татьяна Станиславовна miu@miu.by сайт: www. miu.by Информационно-

Подробнее

«Воспитание личности школьника важнейшее условие оптимизации образовательного процесса» Подготовила Чернышева М.В. учитель начальных классов Начало обучения в школе это новый и важный этап в воспитании

Подробнее

Воспитание. Содержание воспитания. Что такое воспитание? «Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого воспитываем Воспитание есть воздействие одного человека на другого с целью заставить воспитываемых

Подробнее

Судуткина Ирина Алексеевна, ГБПОУ РМ «Саранский государственный промышленно-экономический колледж», преподаватель финансово-экономических дисциплин, РМ, город Саранск ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЫХ

Подробнее

2.4. ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ Г.Н.Жуков ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА К ПРОФЕССИОНАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Существуют

Подробнее

Усольцева В.В., Шейхова М.С. Теоретические и методологические аспекты личностноориентированного обучения // Материалы по итогам VII-ой Всероссийской научнопрактической конференции «Особенности применения

Подробнее

Таким образом, одной из основных задач в сфере физического воспитания является необходимость привить любовь к спорту, обучить студентов умению самостоятельно организовывать свой досуг, научить их правильно

Подробнее

МОУ «Громовская средняя общеобразовательная школа» Утверждено: приказ 2016г Директор школы: А.В.Гавриленко ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативные документы,

Подробнее

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ПЕДАГОГОМ И УЧАЩИМИСЯ Барабанова З.П. Важным фактором и условием эффективного образовательного процесса выступает взаимодействие его субъектов. Взаимодействие

Подробнее

Описание Основной образовательной программы среднего общего образования Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа c углубленным изучением английского языка 1317»

Подробнее

Читайте также:  Континуум лидерского поведения танненбаума — шмидта - справочник студента

Барычева Анна Валентиновна, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, старший преподаватель кафедры технологии и общетехнических дисциплин, тел. 8-917 4156717, эл. почта: anna_barycheva@mail.ru

Подробнее

«Повышение профессиональных компетенций педагогов, как необходимое условие развития школы» Педагогический совет 10.12.2012год План работы педагогического совета 1. «Профессиональные компетенции необходимость

Подробнее

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ САМОРАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ Педагогическая поддержка технологически обеспеченная система педагогической помощи ребенку, учащемуся в саморазвитии. Технология педагогической

Подробнее

деленной системе. При этом, методически обосновано использование наглядных средств описания алгоритмов. Определенный эффект дает применение алгоритмов в роли вспомогательных средств обучения: схемы решения

Подробнее

РАЗВИТИЕ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Панфилов Е.Г. Оренбургский государственный университет Оренбург, Россия THE DEVELOPMENT OF ACTIVE CITIZENSHIP OF ADOLESCENTS

Подробнее

2. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование [Текст]: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова- Сибирская; под ред. И. А. Колесниковой. М., 2005. 3. Краевский

Подробнее

Н. Н. Самохина доцент кафедры теории, истории музыки и инструментальной подготовки Луганского государственного университета имени Тараса Шевченко кандидат педагогических наук ФЕНОМЕН ТВОРЧЕСТВА В КОНТЕКСТЕ

Подробнее

Аннотация к рабочей программе по обществознанию 5-9 классы Рабочие программы по обществознанию составлены на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования

Подробнее

НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ С ПОЗИЦИИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ПОДХОДА Зауторова Э.В. (Вологда) elvira-song@mail.ru Изменения социально-политических, экономических отношений в российском обществе

Подробнее

Ж. Ю. Брук К ПРОБЛЕМЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В условиях модернизации системы образования, появления разнообразных педагогических концепций и новых тенденций в развитии педагогической

Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/38317337-Problema-vospitaniya-i-samovospitaniya-studentov-v-n.html

Самовоспитание и самоперевоспитание студента как основополагающее педагогическое явление образовательной деятельности | мой онлайн универ

Статья рассматривает вопросы самовоспитания студентов как одного из важнейших факторов становления будущего специалиста. Процесс самовоспитания как высшей формы саморазвития закладывает основы нравственности и социальной зрелости молодого человека. Рассмотрены основные этапы самовоспитания, знание которых необходимо для управления этим процессом на уровне высшего учебного заведения.

Ключевые слова: осознанные цели; задачи самовоспитания; формы стимулирования самовоспитания; психолого-педагогическое руководство процессом самовоспитания.

Целенаправленное воспитание и самовоспитание студента – это значимый ориентир формирования общественно активной личности, способной созидательно решать усложняющиеся задачи стратегического развития России ХХI века.

Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на наиболее полную реализацию человеком себя как личности. Самовоспитание предполагает наличие полностью осознанных целей, идеалов, личностных смыслов.

Проблема самовоспитания личности изучалась и разрабатывалась многими учеными в педагогике, психологии, философии и медицине. Фундаментальный вклад в теорию самовоспитания внесли А. Я. Арет, А. А. Бодалев, А. Г. Ковалев, А. И. Кочетов.

В ряде исследований (Б. Бондаревский, Н. Е. Ведерников, Н. Ф. Голованов, А. И. Иващенко и др.) были рассмотрены условия и факторы самовоспитания учащихся и студентов, даны принципы его организации и эффективность педагогического руководства.

Л. И. Рувинский в своей монографии «Теория самовоспитания» характеризует самовоспитание как «деятельность человека с целью изменения своей личности» [5]. Более

широкий подход в определении самовоспитания содержится у А. И. Кочетова, рассматривающего его как «осознанное управляемое личностью саморазвитие, в котором в соответствии с требованиями общества, целями и интересами самого человека формируются запроектированные им силы и способности» [2].

Цель самовоспитания исходит из мотивов и стремлений человека. Без цели не может быть успешным ни одно дело, в том числе и самовоспитание.

Выбранные цели должны основываться на объективной самооценке, критическом анализе своих индивидуальных особенностей и возможностей.

Наряду с искоренением собственных недостатков целью самовоспитания может являться выработка желаемых качеств характера и способностей.

Одним из главных аспектов проблемы воспитания и самовоспитания является изучение и коррекция структуры личности участников педагогического процесса. Она включает нравственную мотивацию и соответствующие нравственные качества как основные условия процесса самообразования.

Диагностика и коррекция личностной сферы студента в период его обучения в вузе способствует приобретению положительных качеств специалиста к началу профессиональной деятельности. Задачи воспитания трансформируются в задачи самовоспитания, которое развивается на основе самосознания личности.

Чем старше личность обучающегося, чем больше развито самосознание, тем больше возможностей и перспектив в самовоспитании [3].

Говоря о цели самовоспитания, следует сказать о том, что она может быть как общей, направленной на разностороннее развитие собственной личности, овладение профессией, специальностью, так и конкретной – ориентированной на формирование трудолюбия, внимания, а также на преодоление лени, эгоизма, вспыльчивости, грубости и других негативных качеств.

Мотивы самовоспитания могут быть различны: жизненные устремления студентов; потребности действовать в соответствии с нормами общественной морали и общества; выполнение индивидуальных обязательств; понимание необходимости преодоления жизненных трудностей; следование положительному примеру, идеалу.

Следует сказать, что стремление к самовоспитанию характерно для большинства учащихся. Однако далеко не все из них занимаются им целенаправленно. Чаще всего из-за того, что не умеют правильно оценить свою цель. Их цели носят абстрактный, схематический характер [4].

В развитии стимулирования самовоспитания можно выделить три основных этапа, знание которых необходимо для практической работы, для управления этим процессом на уровне учебного заведения.

Начальный этап стимулирования самовоспитания связан с традиционной воспитательной деятельностью педагога, которая так или иначе стимулирует внутреннюю активность учащихся в работе над собой, побуждает их к собственному развитию и самосовершенствованию.

На этом этапе педагог осуществляет стимулирование самовоспитания в большей мере интуитивно, неосознанно, исходя из соображений целесообразности. Вследствие этого процесс стимулирования иногда носит импульсивный

характер, что отражается и на самовоспитании учащихся, которое также может быть в большей степени интуитивным, стихийным, импульсивным и в результате малоэффективным.

Со временем, по мере накопления опыта, анализа собственной деятельности, достижения педагогической науки, повышения квалификации происходит осознание сущности самовоспитания, его роли и значения в процессе формирования личности, что и как делать, чтобы самовоспитание учащихся стало более эффективным. Поэтому данный этап – это уже осознанное целенаправленное, но пока ещѐ поисковое стимулирование самовоспитания. Как отмечает П. Н. Осипов, на этом этапе особенно важно оказывать педагогам помощь в повышении уровня их психолого-педагогических знаний по проблемам самовоспитания и его стимулирования, осуществить их собственную подготовку к такого рода деятельности.

Лишь целенаправленная психолого-педагогическая подготовка субъектов, в том числе и их осознанная целенаправленная самоподготовка к стимулированию самовоспитания

учащихся придаѐт этому процессу такой характер, который и обеспечивает наивысшую эффективность самовоспитания учащихся. И этот этап может быть назван как научная организация стимулирования самовоспитания учащихся [4].

  • Содержательная деятельность студента по самовоспитанию, как технологический процесс, включает следующие этапы (процедурные звенья):
  • – самоп оз н ан и е студентом уровня своей компетентности в сфере воспитанности (на этом этапе важно выделять не только сформированные положительные черты и качества, но и те, которые следует доформировать и от которых следует избавиться). При этом значимую роль играет рефлексия и саморефлексия студента на внешние и внутренние воздействия;
  • – самоц елеп олаган и е (при этом студенту следует определяться с целью самовоспитания, конкретизировать ее на уровне постановки задач с обозначением перспективных направлений их решения);
  • – самопроектирование (осуществление планирования на содержательном, методическом и технологическом уровнях);
  • – самоконтроль (порой студенты данный этап пускают на «самотек», в связи с чем следует на нем акцентировать персональное внимание);
  • – самооценка (предполагает выработку критериев оценки результатов самовоспитания и предметное руководство ими);
  • – самокорректировка (обусловлена динамикой развития жизни, учебы и профессиональной деятельности).
  • В ходе самовоспитания студентам важно опираться на потенциал следующих методов: самоанализ, самообязательство, самоубеждение, самоприказ, самопринуждение, самоограничение, самоободрение, самопоощрение, самостимулирование.
  • Знание и умелое использование указанных методов в деятельности по самовоспитанию, также как и содержательная характеристика этой деятельности, – показатель уровня
  • методической и технологической компетентности обучающихся в сфере самовоспитания.

Самовоспитание студентов, как было подчеркнуто, должно осуществляться под руководством преподавателя. В этой связи, в интересах достижения эффективности руководства, целесообразно определиться с пониманием его сущности и содержания.

  1. Руководство самовоспитанием студентов – это целенаправленная деятельность преподавателя по созданию, поддержанию и развитию условий в созидательном сотрудничестве с обучающимися, способствующих достижению успеха в их самовоспитании.
  2. В числе условий, наиболее значимых для самовоспитания студентов, выделим дидактические условия, предусматривающие:
  3. – «вписывание» в определенные закономерности воспитывающего обучения;
  4. – руководство в данном процессе принципами воспитывающего характера.
  5. В числе закономерностей, вписывание в которые в ходе руководства самовоспитанием студентов способствует достижению запланированных результатов, выделим:
  6. – диалектическую взаимосвязь объективно задаваемых преподавателем в образовательном процессе целей воспитания и субъективно осмысленного и осознанного отношения к ним студентов;
  7. – системную взаимосвязь в созидательном сотрудничестве всех компонентов воспитания: мотивационно-целевого, содержательного, процессуального, контрольно-оценочного и корректировочного;
  8. – взаимосвязь воспитывающей, обучающей и развивающей функций образования.
  9. Для успешного руководства самовоспитанием студентов важно также опираться на действие определенных принципов, в числе которых:
  10. – формирование у студентов веры в их уникальные способности, в том числе и воспитывающего характера, и потребности в их развитии;
  11. – ориентация в воспитательном процессе на целесообразность решения всех образовательных задач с позиций их воспитывающей ценности;
  12. – культивирование в образовательном процессе требований «воспитывающего обучения»
  13. и «обучающего воспитания»;
  14. – стимулирование творческого подхода в решении образовательных, в том числе и воспитательных задач.
  15. Психолого-педагогическое руководство самовоспитанием студентов в рамках обозначенных парадигм ориентирует на использование педагогом технологии созидательного сотрудничества с обучающимися, включающей ряд этапов:
  16. – диагностический;
  17. – выработка у студентов готовности к самовоспитанию;
  18. – непосредственное осуществление руководства.
  19. Этап диагностирования предполагает определение уровня сформированности у студентов компетентности в сфере воспитанности.
  20. Этап выработки у студентов потенциальной готовности к самовоспитанию предусматривает:
  21. – выработку у них положительной мотивации, заинтересованности в самовоспитании;
  22. – выработку умений эффективного самовоспитания.
  23. Этап непосредственного руководства самовоспитанием студентов предусматривает:
  24. – согласование целей сотрудничества в воспитании/самовоспитании;
  25. – проработку плановых позиций созидательного сотрудничества;
  26. – реализацию плановых позиций;
  27. – оценку степени результативности сотрудничества в сфере воспитания;
  28. – внесение целесообразных коррективов в содержание и процесс руководства самовоспитанием.
  29. В процессе руководства самовоспитанием студентов значимо также и применение соответствующих методов:

– традиционных (убеждения, поощрения и т. д.);

  • – инновационно-деятельностных (методы моделирования и проявления в воспитательной работе творческой вариативности);
  • – тренингово-игровых (социально-психологические, деловые и инновационные игры);
  • – рефлексивных.
  • Для достижения успеха в руководстве самовоспитанием студентов преподаватель должен владеть определенными компетенциями:
  • – методологическими (знание концептуальной модели руководства самовоспитанием студентов и опора не нее в ходе создания, поддержания и развития условий, способствующих достижению успеха в их воспитании);
  • – дидактическими (опора на знание закономерностей и принципов руководства самовоспитанием студентов);
  • – методическими (владение методами самовоспитания студентов);
  • – технологическими (владение технологией руководства на этапах процедуры созидательного сотрудничества со студентами в ходе воспитательной деятельности).

Необходимо заметить, что самоперевоспитание и самопрофилактика значительно труднее самовоспитания. При самовоспитании студент формирует недостающие или слабо развитые положительные качества.

При самоперевоспитании ему уже приходится искоренять помимо отрицательных качеств укоренившиеся негативные привычки и изменять сложившиеся стереотипы мышления и поведения, а при самопрофилактике устранять различные причины отклонений поведения и предупреждать их, что сделать в ограниченные сроки (5-6 лет обучения) вполне возможно.

Вот почему в педагогическом эксперименте трудным студентам оказывалась посильная помощь и поддержка со стороны различных категорий преподавателей, осуществлялось руководство их самоисправлением.

  1. Изучение специальной психолого-педагогической литературы, целенаправленное наблюдение и беседы с преподавателями позволили выявить основное содержание самоисправления студентов.
  2. Необходимыми содержательными элементами являлись умственное, нравственное, и волевое самосовершенствование, а также систематическое педагогическое руководство этим процессом со стороны преподавателей.
  3. Умственное самосовершенствование включало в себя:
  4. самостоятельное овладение навыками учебной деятельности;
  5. развитие своих умственных сил и способностей (внимания, наблюдательности, памяти, мышления);
  6. выработку творческих, исследовательских качеств;
  7. развитие познавательных возможностей; увеличение объема учебных знаний и др.
  8. Нравственное самопереживание включало в себя:
  9. выработку положительных качеств (дисциплинированности, коллективизма, трудолюбия, честности и др.);
  10. искоренение отрицательных качеств (недисциплинированности, эгоизма, лености, лживости и др.);
  11. осознанное следование положительному примеру успешных товарищей;
  12. формирование привычек оценивать сильные и слабые стороны, определять ближайшие и дальнейшие цели своего нравственного совершенствования;
  13. руководство в повседневной деятельности и поведении конкретным или обобщенным нравственным идеалом и др.
  14. Самоперевоспитание и самопрофилактика студентов включали в себя:
  15. овладение умениями и навыками в целях подготовки себя к будущей профессиональной деятельности;
  16. овладение творческим опытом использования приобретѐнных знаний, научного багажа;
  17. подготовку себя как будущего специалиста и др. Физическое самосовершенствование включало в себя: закалку организма по определенному плану и системе; формирование общефизических качеств; формирование спортивных умений и навыков;
  18. проведение регулярных занятий на спортплощадке с заранее поставленной целью;
  19. тренировку своего тела для правильной осанки, приобретение навыков здорового образа жизни.
  20. Волевое самоисправление предполагало:
  21. выработку умений доводить начатое дело до конца;
  22. воспитание привычки выполнять любой труд, любую деятельность планово, добросовестно и качественно;
  23. формирование умений преодолевать трудности; формирование умений владеть собой;

тренировку и упражнение отдельных волевых качеств (выдержки, выносливости, способности принимать решения в критических ситуациях и др.).

Для изучения возможностей перевоспитания 40 проблемных студентов в опытно — экспериментальной работе использовались методы наблюдения, анкетирования, опроса, беседы и интервью, анализа результатов практической деятельности и др.

Результаты исследования показали, что 56% проблемных студентов понимали самоисправление только как искоренение отрицательных качеств и недостатков поведения. Каждый четвертый из них (всего 26%) недостаточно представлял себе важность самоисправления или не видел в нем необходимости.

Необходимо отметить то, что, если недостатки в сознании и поведении студенческой молодѐжи еще не стойкие, то они поддаются искоренению при помощи процессов воспитания и самовоспитания. В данном случае профилактика и перевоспитание выступают как основные функции процесса воспитания [1].

В самоперевоспитании и самопрофилактике преподавателям и студентам необходимо было учитывать именно характер поставленных целей и задач. При наличии важной значимой цели и побудительных мотивов студенты овладевали практикой достижения

конкретных результатов, то есть способностью каждодневно выполнять поставленные задачи, твердо соблюдая распорядок дня, планируя свою учебную деятельность, подводя ежедневные итоги и др.

Стремление к самоперевоспитанию и самопрофилактике последовательно развивалось благодаря упорной работе на основе устойчивых интересов студентов по ликвидации учебной задолженности, воспитательной и социальной запущенности (пристрастия к вредным привычкам, бездуховности, пустому времяпрепровождению и т. п.).

В данном случае позитивный опыт самоперевоспитания показывает: если проблемный студент решил выработать у себя настойчивость, то для этого ему необходимы такие

качества, как внимательность, усидчивость, умение доводить начатое дело до логического конца и др. Здесь настойчивость выступает как стержневая линия самопрофилактики и самоперевоспитания, стимулируя формирование других сторон личности студента, дополняя, в свою очередь, более важные качества, необходимые для конечного успеха.

Таким образом, активизация самовоспитания и самоперевоспитания, а также руководство им являются важным и завершающим направлением воспитательной деятельности преподавателей по предупреждению и преодолению девиантного поведению у проблемных студентов.

Материал взят из: Казанская наука. №2 2013г

(Visited 559 times, 1 visits today)

Источник: http://moyuniver.net/samovospitanie-i-samoperevospitanie-studenta-kak-osnovopolagayushhee-pedagogicheskoe-yavlenie-obrazovatelnoj-deyatelnosti/

Концепция самовоспитания (Г.К. Селевко)

Воспитание есть управление развитием ребенка. Методологическое основание концепции: «Всякое воспитание есть в конечном счете самовоспитание» (Л.С. Выготский).

Самовоспитание это процесс управляемого самой личностью развития, в котором в субъектных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества. Субъекты воспитания: педагог, обучающиеся.

Смысл воспитания заключается в педагогической поддержке самовоспитания: помочь ребенку в осознании происходящих в психике процессов, научить его осознанно управлять ими, сформировать мотивацию самовоспитания, поставить цели своего самосовершенствования.

Читайте также:  Параметры работ и восприятие содержания - справочник студента

Ценности:

  • • ребенок;
  • • личность;
  • • человек как часть природы;
  • • нравственность;
  • • индивидуальность;
  • • активность.

Методологические основы:

Ведущей является идея того, что человек развивается, развивая свои способности. В основе концепции лежит идея А.А. Ухтомского о воспитании доминанты самосовершенствования личности ребенка.

Положения:

Высшие духовные потребности человека в самоутверждении, в самовыражении являются стремлениями к саморазвитию, направленными на созидание, улучшение личностью самой себя (самосовершенствование).

Технологией самовоспитания личности является дальнейшая гуманизация воспитания. Только на этой основе и возможно воспитать личность, стремящуюся к самовоспитанию, умеющую использовать духовные ценности общества для обогащения своей личности.

Я — концепция составляет часть общей структуры личности, в значительной мере определяющей ее саморазвитие, и служит важным регулятором процессов самовоспитания.

Подходы, реализуемые в концепции:

  • • личностный подход: является необходимым условием саморазвития и формирования положительной Я — концепции;
  • • деятельностный подход: особая роль принадлежит внеурочной сфере жизнедеятельности ребенка как пространству формирования практических умений и навыков самосовершенствования, где теоретические воспитательные воздействия на личность проверяются в деятельности, выступающей критерием истины;
  • • системный;
  • • антропологический;
  • • индивидуальный.

Теоретическими основами являются:

  • • теория личности;
  • • теория деятельности;
  • • теория систем.
  • Парадигма воспитания: гуманистическая.
  • Модель воспитания: диалоговая (гуманистическая).
  • Модель воспитания идеала: самовоспитывающаяся, самоусовер- шенствующаяся, саморазвивающаяся личность.
  • Механизмы воспитания:
  • • механизм самоактуализации потребностей;
  • • испытание и реализация в жизнедеятельности своих личностных возможностей;
  • • формирование веры в себя;
  • • введение личности ребенка в режим саморазвития, поддержание и стимуляция этого режима на каждом возрастном этапе;
  • • ценностные доминанты как один из важнейших механизмов самовоспитания.

Источник: https://studref.com/665669/pedagogika/kontseptsiya_samovospitaniya_selevko

ISSN 2618–7159 ИФ РИНЦ = 0,440

1 Савицкий И.В. 1 Чернышева И.В. 1 Егорычева Е.В. 1 Шлемова М.В. 1 1 Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета

1. Фильчаков, C.А. Актуальные проблемы здоровья студентов / Фильчаков C.А., Чернышева И.В., Шлемова М.В. // Успехи современного естествознания. — 2013. — № 10. — C. 192.
2.

Чернышева, И.В. Игровой метод как средство адаптации студентов к новым условиям обучения / И.В. Чернышева, М.В. Шлемова // Изв. ВолгГТУ. Серия «Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе». Вып. 6. – 2009. – №10 (58). – С. 177-179.

Анализируя состояние проблемы здоровья, в частности, студентов, видно, что система формирования здорового образа жизни существенно подорвана, а новая — только создается. Отсутствуют реальные социальные и экономические методики влияния на причины неблагоприятных сдвигов здоровья каждого человека и всей нации в целом.

Ни для кого не секрет, что это одна из причин плохого отношения студентов к своему здоровью, к здоровому образу жизни, и это влечёт за собой негативные последствия [1].

Каждый знает, что физическая культура и спорт влияют на физическое и духовное сложение, а точнее, на его здоровье, мышечный тонус, стрессоустойчивость, взгляд на мир и ценностные ориентации.

И поэтому одними из первых целей являются исследование и поиск новых подходов к физическому воспитанию студентов.

Некоторые исследования позволяют предположить, что нужно разнообразить практику физического воспитания молодёжи и расширить теоретические знания студентов.

Сейчас самая распространённая методика основана на идеях «гуманистической педагогики», ориентирующихся на поиске у каждого особого потенциала. Подразумевается возможность физического воспитания через стремление индивида к совершенству и к гармонии через самопознание и самоопределение.

Но тут играет роль ещё и физическое самовоспитание, основы которого должны быть сформированы с высшей школы. К сожалению, именно из-за отсутствия последнего фактора этот метод малоэффективен.

Эту ситуацию отражает противоречие между необходимостью укрепления здоровья и физической формы и готовностью к самосовершенствованию.

Для того, чтобы решить данное противоречие, нужно ответить на следующие вопросы: каков необходимый уровень интеллектуальной подготовки студентов в вопросах человековедения, каковы психолого-педагогические основы формирования мотивов физического самовоспитания, каковы должны быть методические и практические умения у обучаемых в данной области.

Чтобы подготовить студентов к физическому самовоспитанию, требуется комплексное развитие. Студент должен быть подготовлен с интеллектуальной и психологической сторон.

К тому же, студентам нужен кто-то, кто будет корректировать процесс самовоспитания относительно индивидуальных характеристик каждого индивида.

Более того, студент должен проявлять не только физическую, но и общественную активность, тем самым воздействуя и подвергаясь воздействию относительно общества.

Прежде всего, это относится к познанию себя как личности, осознанию своих интересов, стремлений. Эффективность и уверенность любой личности в основном зависит от самооценки, на которую влияет и физическая форма индивида.

Логично, что если индивид не будет физически развит хорошо, его самооценку будут сдавливать комплексы, количество которых обратно пропорциональны качеству физической подготовки, и, следовательно, такой индивид в большинстве случаев достигнет меньше, чем индивид, имеющий достаточное физическое самосознание для жизни без комплексов с физической стороны.

Это не значит, что человек, не имеющей достаточной физической подготовки, может меньше. В некоторых случаях может быть даже наоборот. Но из-за пониженных стремлений (которые, в свою очередь, вызваны более низкой самооценкой), личность ставит менее высокие цели и, соответственно, стремится к меньшему, специально урезая свои возможности.

Формирование готовности студентов к физическому самовоспитанию требует комплексного развития интеллектуального, психологического и деятельностного компонентов в их интегративной взаимосвязи, соответствующих педагогических условий: ориентации образовательного процесса на формирование физической культуры личности; личностно-деятельностного подхода; создания на занятиях условий психологического комфорта; погружения студентов в среду активного воздействия образовательных, учебно-тренировочных и внеучебных физкультурно-спортивных форм занятий.

Физкультурно-спортивная деятельность формирует у занимающихся активную жизненную позицию. При этом студенты, занимающиеся физкультурой и спортом, обычно ведут здоровый образ жизни, соблюдают правильный распорядок дня, ведь они просто вынуждены в плотном графике учебы выделять время для тренировочных занятий [2].

Библиографическая ссылка

Савицкий И.В., Чернышева И.В., Егорычева Е.В., Шлемова М.В. АКТУАЛЬНОСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО САМОВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7-2. – С. 83-83;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=5583 (дата обращения: 23.03.2020).

Источник: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5583

В условиях рыночной экономики в россии проблемы воспитания личности с высокими моральными и физическими качествами имеют важно

Герчак Я.М., доцент МСА,

ст.преподаватель НФ РГТЭУ

Педагогическая основа самовоспитания студентов

В условиях рыночной экономики в россии проблемы воспитания личности с высокими моральными и физическими качествами имеют важное значение.

Задачи, стоящие перед высшей школой связаны с разработкой теоретических и методических проблем нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания студентов, формированию социальной активности, повышению уровня профессиональной подготовки и др.

Высоко оценивая роль личных усилий в формировании человека, К. Маркс подчеркивал общественный характер самовоспитания, его связь с общественными отношениями, условиями жизни.

«Мое собственное бытие, — писал он, — есть общественная деятельность, а поэтому и то, что я делаю из моей особы, я делаю из себя для общества, сознавая себя как общественное существо» [1, с.590].

Обоснование общественной природы самовоспитания подчеркивает его связь с воспитанием, имеющем важную роль в организации работы человека над собой.

Исходя из педагогических задач воспитания, необходимо способствовать повышению активности личности будущих молодых специалистов в собственном формировании и включению ее в самовоспитание, которое является средством эффективного самосовершенствования личности и подготовки к профессиональной деятельности.

Необходимо отметить, что самовоспитание студентов средствами физической культуры оказывается наименее изученным. Как следствие эту форму работы над собой использует весьма ограниченное количество студентов, так как отсутствует обоснованная система педагогического руководства этим процессом.

Вместе с тем самовоспитание повышает уровень учебно-воспитательного процесса, служит дополнительным резервом совершенствования личности и во многом определяет долговременный положительный результат учебно-воспитательного процесса в вузе.

Выступая его составной частью, самовоспитание в значительной мере содействует формированию физических качеств и работоспособности, укреплению и сохранению здоровья, профессиональной подготовленности студентов.

Самовоспитание средствами физической культуры является условием и результатом воспитания, его продолжением и развитием усилиями самих студентов. Чем теснее связь самовоспитания с другими сторонами личности, тем сильнее мотивы и результативнее работа над собой.

Эта работа отражает уровень психического развития личности и качество процесса воспитания при соответствующем педагогическом руководстве. Самовоспитание — это сознательная, систематическая работа над собой с целью достижения физического совершенства, воспитания высоких духовных качеств, закрепление профессиональных умений и навыков будущего специалиста и овладения методикой руководства совершенствования личности на собственном опыте.

Педагогическое руководство самовоспитанием студентов осуществляется на протяжении всего периода их обучения в вузе.

В руководстве процессом самовоспитания ведущая роль принадлежит преподавателю физического воспитания, который непосредственно изучает индивидуальные особенности студентов, осуществляет необходимую психолого-педагогическую подготовку, определяет цель, задачи и содержание практической организации самовоспитания.

Важным является обучение студентов методам самовоспитания и оказание им помощи в составлении программ и личных планов самовоспитания, стимулирующих этот процесс. Помощь в этой работе им оказывают преподаватели кураторы учебных групп.

Становление процесса самовоспитания по этапам представлено в таблице.

Стадии Этап Учебный семестр Основная направленность работы
Первая I 1-2 Психолого-педагогическая подготовка студентов
II 3-4 Подключение самовоспитания к системе воспитания
III 5-8 Взаимосвязь воспитания и самовоспитания в физическое совершенствование личности
Вторая IV 9-10 Взаимосвязь самовоспитания средствами физической культуры с другими направлениями работы над собой

Первая стадия (I-IV курсы). Основой ее является учебный процесс по физическому воспитанию, а к самовоспитанию предъявляются определенные педагогические требования.

Учебно-воспитательный процесс объединяет, корректирует и согласовывает все воздействия на личность студентов при ее всестороннем изучении, выполняя интегрирующую роль.

На этой стадии у студентов формируется установка на самовоспитание на основе новых знаний о физическом воспитании и самовоспитании.

Вторая стадия (V курсы). На этой стадии самовоспитание приобретает ведущее значение и дополняется массовыми оздоровительными мероприятиями и дальнейшим совершенствованием физических качеств студентов.

  • I этап характеризуется психолого-педагогической подготовкой студентов, в процессе которой происходит формирование мотивов самовоспитания и приобретение умений и навыков по физической подготовке. Важные аспекты самовоспитания:
  • ·                   укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие, совершенствование основных физических качеств;
  • ·                   овладение методикой руководства самовоспитанием молодежи;
  • Основные факторы этого процесса:
  • ·                   профессиональная направленность;
  • ·                   актуализация мотивов работы над собой;
  • ·                   самосознание своих потенциальных возможностей и особенностей своего характера и поведения;
  • Средствами являются лекции, беседы, непосредственные контакты со студентами старших курсов, преподавателями и др.
  •          В процессе такой работы происходит определенная взаимосвязь анализа получаемой информации и самоанализа, обеспечивается необходимая осознанность воспринимаемого, что в большой степени способствует формированию устойчивых убеждений и стремлению к самосовершенствованию.

II этап характеризуется обучением студентов методам и приемам работы над собой. По самосовершенствованию выполняются как задания преподавателей, так и собственные задания, включаются самоконтроль и самооценка результатов физического воспитания и самовоспитания.

Учитывая то, что самопознание служит внутренней предпосылкой и стимулом к самовоспитанию, студенты углубленно знакомятся с его методами: самонаблюдением, самоанализом, сравнением себя с другими студентами. В важном процессе самосознания студенты узнают о том, какие они есть и какими они должны стать на самом деле.

В данном случае возникает противоречие между предъявляемыми к ним требованиями и их возможностями в данный момент, что в определенной степени способствует возникновению установки на самовоспитание и обучение этому студентов приобретает первостепенное значение.

Необходимо включение самоконтроля для наблюдений за намеченной программой своих действий  и их корректировка в соответствии с поставленными задачами.

Ведение дневника самоконтроля необходимо для фиксирования вида занятий физическими упражнениями, характера их выполнения, самоанализа показателей функционального состояния и изменения уровня физических качеств, самооценок выполнения заданий на день, и, соответственно, коррективы на будущее.

Самоанализ волевых качеств личности (последовательности, решительности, настойчивости и др.) происходит после оценок выполненного задания на день и характеризуется причина, повлиявшая на результат. Взаимосвязь физического и волевого самовоспитания прослеживается из интереса студентов о том, как можно воспитать свои волевые качества.

В процессе формирования мотивов самовоспитания студенты пользуются методом самообязательств и составляют личные планы и программы работы над собой.

Наиболее эффективные формы стимулирования самовоспитания – отчет перед коллективом учебной группы, сравнительная оценка состояния самовоспитания и развития волевых качеств личности методами самохарактеристик и независимых характеристик, оценка психологического настроя на самовоспитание и сравнение показателей физической подготовленности.

III этап характеризуется осуществлением постепенной трансформации внешних воздействий на внутреннюю работу личности – самоуправление и самостимулирование.

С возникновением установки на постоянное самовоспитание происходит переход от управления им к самоуправлению и студенты овладевают способностью к коррекции самовоспитания.

Студентам предлагается ввести в личный план мероприятия по самовоспитанию, что предполагает, например, проведение конференции по самовоспитанию со студентами младших курсов.

IV этап характеризуется использованием опыта самовоспитания для других важных сторон самосовершенствования личности, то есть одновременное самовоспитание – нравственное, умственное и физическое.

К внутренним факторам, определяющим самовоспитание студентов, относятся развитие самосознания, мотивов, опыт работы над собой, уровень физического развития и подготовленности.

Внешними условиями выступают педагогические воздействия и требования, отраженные в профессиональной направленности обучения, педагогическом руководстве и индивидуальном подходе.

Педагогические воздействия, направленные на организацию самовоспитания, внедряясь через внутренние факторы, оказывают основное влияние на становление этого процесса и устранение важных противоречий. Процесс развития самовоспитания обеспечивает взаимосвязь и взаимодействие его важных факторов.

Мотивы работы над собой определяются профессиональной направленностью процесса самовоспитания, а развитие самосознания способствует объективной самооценке и внесению коррективов в свою деятельность. Важно, что опыт работы над собой повышает результативность и устойчивость самовоспитания, а уровень физической подготовленности и развития выступает, как новый исходный момент и результат этого процесса.

Необходимо подчеркнуть, что каждое из условий самовоспитания выполняет свои функции: профессиональная направленность обеспечивает развитие мотивационной среды; психологическая и практическая подготовка позволяет осмыслить работу над собой, облегчает плановость системность и успех в этой работе.

Опыт педагогического руководства самовоспитания у студентов подтверждает ее эффективность, надежность и качества.

В процессе самовоспитания у студентов высшей школы формируется потребность познания биологической, психологической и социальной сущности человека, сознание необходимости физического развития и подготовленности, оценка состояния волевых и физических качеств познавательная активность в области самовоспитания, мотивационная сфера самосовершенствования. Вырабатываются умения организовывать режим свой жизнедеятельности и управлять своим поведением, а также самостоятельно пополнять недостающие научные знания и активно использовать свои умения и навыки в общественной жизни группы и факультета.

  1. Взаимосвязь физического воспитания с самовоспитанием выражается в том, что функции физического воспитания включают мотивацию постоянной работы над собой с целью физического совершенствования, обучения и овладения методами самовоспитания и введение в него необходимых коррективов, его стимулирование и взаимосвязь самовоспитания с другими видами работы над собой.
  2. В физическом воспитании функции самовоспитания состоят в ускорении процесса физического совершенствования, закреплении умений и навыков, приобретенных в физическом воспитании и использовании опыта самовоспитания во всестороннем развитии личности.
  3. Взаимосвязь физического воспитания с самовоспитанием становится определяющей и главной предпосылкой процесса физического самосовершенствования, важным условием эффективного формирования личности будущего молодого специалиста в том случае, когда имеется высокая мотивация, а опыт работы над собой обогащается в процессе психологической и практической подготовки во время занятий по физическому воспитанию.

Важную роль при этом играет самооценка. Самооценка — ценность, которая приписывается личностью себе или отдельным своим качествам. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих и непосредственные достижения личности студента.

Литература:

1.     Маркс Ф. Энгельс «Из ранних произведений». М.: Госполитиздат, 1956

2.     Кочетов А.И. «Педагогические основы самовоспитания». М.: «Знание», 1974

3.     Рувинский Л.И. «Теория самовоспитания». Изд. МГУ. М. 1973.

4.     Марков К.К., Вадутов Р.Г. Курс лекций для студентов. Иркутск, 1996.

5.     Вайцеховский С.М. Книга тренера. М.: ФИС, 1991.

Источник: http://slavzso.narod.ru/4/ger1.htm

Ссылка на основную публикацию