Субъекты правотворчества — справочник студента

Черты правотворчества

  • представляет собой монопольную государственную деятельность. Так как именно государство наделено правом создавать нормы права, что возводит их в ранг общеобязательных для исполнения правил;
  • носит созидательно-интеллектуальную направленность. Суть данной отличительной черты правотворчества заключается в познании, изучении и анализе явлений и процессов деятельности, выявлении потребности в урегулировании общественных отношений, формировании правил общего поведения, а также определении механизма их реализации;
  • является процессуальной деятельностью. Иными словами правотворчество представляет собой процесс, в котором имеются определенные стадии и соблюдается установленный порядок. Нарушение четкого механизма процессуальной деятельности может привести к тому, что принятый нормативно-правовой акт может быть признан недействительным.

В ходе процессуальной деятельности правотворчества происходит выявление общесоциальных интересов, согласование проекта нормативного акта с заинтересованными лицами и органами, проверка на соответствие букве закона, оформление принятого нормативно-правового акта и придание ему общегосударственного властного характера.

Принципы правотворчества

Правотворчество основывается на определенных принципах, к которым относятся:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Принцип законности

  • нормативно-правовые акты должны приниматься только теми субъектами, которые наделены для этого соответствующими полномочиями и имеют соответствующие компетенции;
  • предполагает наличие определенной процедуры;
  • форма принимаемого акта должна соответствовать его содержанию;
  • новый нормативный акт не должен противоречить Конституции государства и действующему законодательству.

Принцип научности

  • разработку научно обоснованной стратегии правотворчества в государстве;
  • планирование приоритетности принимаемых актов;
  • прогнозирование социальных последствий принимаемых актов;
  • анализ результатов отечественной и мировой юридической деятельности;
  • учет научных рекомендаций.

Принцип профессионализма

Субъект правотворчества должен обладать специальными знаниями, умениями, навыками, квалификациями.

Он должен уметь анализировать большое количество разнообразных факторов объективной и субъективной направленности, владеть правилами юридической техники, лаконично, но одновременно ясно и четко излагать нормы и правила.

Принцип демократизма

В первую очередь, заключается в возможности принятия значимых нормативно-правовых актов посредством референдума. Законопроекты и проекты  иных нормативных актов широко освещаются СМИ, что позволяет выявить отношение граждан к данному проекту.

Существует возможность обращения граждан в правотворческие органы с предложениями, замечаниями.

Принцип гласности

Означает, что все принимаемые нормативно-правовые акты подлежат обязательной публикации/трансляции, т.е. доводятся до сведения граждан.

Принцип оперативности

Предполагает своевременность издания юридических норм, т.е. право должно соответствовать духу времени.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Контроль либерального и авторитарного руководителя - справочник студента

Оценим за полчаса!

Принцип системности

Принимаемый нормативно-правовой акт не должен противоречить действующему законодательству, не должен создавать правовых коллизий, дублирований и т.д.

Субъекты правотворчества

Субъектами правотворчества называют государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также граждане при принятии законов на референдумах.

Виды правотворчества

В зависимости от субъекта выделяют следующие виды правотворчества.

Законотворчество является одним из распространенных видов правотворчества. Им занимаются преимущественно представительные законодательные органы государственной власти, которые избираются населением, и наделены правом принимать от лица народа законы.

Подзаконное правотворчество присуще исполнительным органам государственной власти. Его цель состоит в детализации, конкретизации законов, а также в решении оперативных вопросов. Подзаконное правотворчество регулируется специальными актами Президента, Правительства.

Непосредственное правотворчество представлено в виде референдума. Для него характерны следующие черты:

  1. Решения референдума обладают высшей юридической силой.
  2. Решения референдума не нуждаются в ином утверждении и могут быть отменены только другим референдумом.
  3. Референдум основывается на свободе и добровольности участия, отсутствии контроля за волеизъявлением его участников и недопустимости принуждения.
  4. Референдум организуется и проводится государством.
  • Делегированное правотворчество представлено в виде правотворчества органов местного самоуправления, так как они не являются элементом государственной системы, но вправе по некоторым вопросам принимать нормативные акты по вопросам местного значения.
  • Чрезвычайное правотворчество – принятие нормативно-правовых актов для регулирования общественных отношений, связанных с введением чрезвычайного положения.
  • Акты данного вида имеют ряд особенностей:
  1. Основным их назначением является предупреждение и устранение катастроф, обеспечение безопасности граждан, восстановление режима законности и правопорядка.
  2. Исключительные меры в условиях особого правового режима закрепляются государственными органами.
  3. Устанавливаются ограничительные меры в отношении граждан, государственных органов, организации и иных субъектов.
  4. Нормы и правила носят категоричный императивный характер.
  5. Принятые нормы краткосрочны.

Собственное правотворчество – правотворчество органов местного самоуправление, которое, как уже говорилось выше, можно отнести и к делегированному правотворчеству.

Договорное правотворчество включает в себя договоры нормативного содержания (конституционные, внутрифедеральные, управленческие).

Локальное правотворчество – правотворчество отдельными учреждениями, организациями коммерческого или иного характера. Локальное правотворчество представлено, как правило, уставами, положениями, приказами, правилами, распоряжениями и т.д. Данные акты носят ограничительный характер, т.к. обязательны только для сотрудников конкретных организаций и их подразделений.

Вывод

Правотворчество – весьма разнообразная деятельность, каждый вид которой имеет свою природу, свое социальное значение.

Источник: https://NauchnieStati.ru/spravka/pravotvorchestvo/

3 Субъекты правотворчества

1.3 Субъекты правотворчества

Субъектами правотворчества выступают: государственные органы (должностные лица), негосударственные организации (например, профсоюзы), народ, международные организации.

Правотворчество государственных организаций.

Среди государственных органов, занимающихся правотворчеством, можно назвать: Президента Республики Беларусь, Палата Представителей и Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, министерства, государственные комитеты, иные республиканские органы государственного управления, Национальный банк, Национальная академия наук Беларуси, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы. Это основной вид правотворчества.

Что касается должностного лица, то в законодательстве Республики Беларусь его универсальное определение отсутствует, но имеется развернутое его определение применительно к уголовно-правовым отношениям в п. 4 ст. 4 УК Республики Беларусь. Под ними понимаются:

  • 1) представители власти, то есть депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, а равно государственные служащие, имеющие право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных им по службе;
  • 2) представители общественности, то есть лица, не находящиеся на государственной службе, но наделенные в установленном порядке полномочиями представителя власти при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, по отправлению правосудия;
  • 3) лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в учреждениях, организациях или на предприятиях (независимо от форм собственности), в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий.
  • 4) должностные лица иностранных государств, члены иностранных публичных собраний, должностные лица международных организаций, члены международных парламентских собраний, судьи и должностные лица международных судов.

В более широком плане под должностными лицами понимаются граждане, занимающие определенные должности в органах государственной власти и управления либо в иной государственной и негосударственной организации, наделенный правом принимать правовые акты и обеспечивать их реализацию на практике. Правотворчеством должностных лиц является лишь деятельность по подготовке и принятию правовых актов. Их правоприменительная деятельность к правотворчеству никакого отношения не имеет.

Кроме того, в Законе Республики Беларусь от 20 июля 2006г. № 165 – З «О борьбе с коррупцией» даны определения терминов «государственные должностные лица» и «лица, приравненные к государственным должностным лицам».

Так, к государственным должностным лицам относятся: Президент Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе, а также иные государственные служащие, лица, занимающие должности в государственных организациях, Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь и относящиеся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к должностным лицам.

К лицам, приравненным к государственным должностным лицам (приравненные к ним лица), относятся: члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на непрофессиональной основе, граждане, зарегистрированные в установленном законом порядке кандидатами в Президенты Республики Беларусь, кандидатами в депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, местных Советов депутатов; лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в негосударственных организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций; лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий; представители общественности при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, отправлению правосудия; государственные служащие, не относящиеся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к должностным лицам, иные лица государственного органа либо иной государственной организации, не относящиеся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к государственным служащим, осуществляющие деятельность, связанную с непосредственным удовлетворением нужд, запросов и потребностей населения.

Иностранные должностные лица — должностные лица иностранных государств, члены иностранных публичных собраний, должностные лица международных организаций, члены международных парламентских собраний, судьи и должностные лица международных судов.

Правотворчество негосударственных образований. Правотворчеством занимаются также и негосударственные организации. Так, например, в соответствии со ст. 9 Закона от 4 октября 1994г.

№ 3254 — XII «Об общественных объединениях» устав общественного объединения должен содержать не только обязательные положения, которые конкретизируются самим общественным объединением, но и может иметь и иные положения, касающиеся порядка их создания и деятельности и не противоречащие законодательству. Законом от 9 ноября 1999г. № 305 — З «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь» представителям этих объединений предоставляется право вносить субъектам права законодательной инициативы предложения о внесении изменений и дополнений в акты законодательства, затрагивающие интересы детей и молодежи (ст. 6).

Читайте также:  Параллельность плоскостей - справочник студента

Нормативные правовые акты негосударственных образований распространяют свое действие на общественные отношения, возникшие в рамках конкретной организации, предприятия, учреждения, объединения. Эти акты именуются локальными нормативными правовыми актами.

Таким образом, принятые общественными объединениями решения имеют обязательную силу не только для членов этих объединений, но также они должны учитываться другими государственными органами при рассмотрении вопросов, связанных с деятельностью объединения.

Другим способом правотворчества негосударственных организаций является санкционирование норм этих организаций государством. В этом случае нормам, изданным негосударственными организациями, или обычаям государство придает общеобязательное значение, юридическую силу.

Следует также иметь в виду, что компетентные органы государства в определенных случаях могут поручить негосударственным организациям принятие нормативно-правового акта.

Принятым таким путем актам придается юридическое значение, и они не нуждаются в последующем утверждении.

Непосредственное правотворчество населения

Источник: https://studizba.com/lectures/117-jurisprudencija/1753-pravotvorcheskij-process/34131-3-subekty-pravotvorchestva.html

Субъекты и виды правотворчества

При характеристике содержания правотворчества одним из основных его элементов выступают субъекты правотворчества. Субъектом правотворчества в соответствии со ст. 3 Конституции РФ выступает народ.

Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы. Различают три вида референдумов: референдум РФ, референдумы субъектов РФ, местный референдум.

В данном случае референдумы выступают в качестве конституционного способа обсуждения и создания законов.

Субъектом правотворчества выступает государство. Государственную деятельность в сфере правотворчества можно классифицировать по субъектам на различные виды.

Так, выделяют два основных уровня государственного правотворчества: федеральное и правотворчество субъектов РФ. Правотворчество государства классифицируются и по государственным органам ветвей власти.

По данному критерию выделяют: 1) правотворчество представительных (законодательных органов); 2) правотворчество исполнительных органов; 3) правотворчество судебных органов.

В демократическом обществе развивается также правотворчество негосударственных органов или правотворчество гражданского общества.  Такими субъектами являются органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, которые по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.

Многочисленными субъектами правотворчества гражданского общества выступают общественные объединения различных форм: общественные организации; общественные движения; общественные фонды; общественные учреждения; органы общественной самодеятельности; союзы общественных объединений.

При этом субъектами локального правотворчества выступают как коллективные органы, так и должностные лица указанных организаций и учреждений.

  • Правотворчество как общий процесс формирования и развития правовых актов может быть разделено на несколько видов:
  • Законотворчество посвящено стадиям и действиям по подготовке, обсуждению и принятию законов.
  • Подзаконное правотворчество (сфера создания подзаконных нормативных актов) имеет свои особенности, обусловленные, во-первых, их юридической силой (подзаконные акты занимают более низкую ступень в иерархии правотворчества, чем законы); во-вторых, такое правотворчество является более оперативным и динамичным, осуществляется в упрощённой форме и процессуальном порядке, восполняет пробелы, вызванные несовершенством принятых законов; характеризуется профессиональным знанием сферы правового регулирования.

Непосредственное правотворчество народа. Граждане участвуют в референдумах, которые выступают в качестве конституционного способа обсуждения и создания законов.

Правотворчество местного самоуправления. Ввиду отдалённости местного самоуправления от государственной власти формируемое муниципальное право состоит из норм двух уровней. Первый – нормы федерального и регионального законодательства о местном самоуправлении. Второй уровень – нормы саморегуляции (уставы местного самоуправления, решение сельских сходов, местные референдумы и др.).

Договорное правотворчество – деятельность государственных органов по заключению публичных правовых договоров. Это – конституционные, внутрифедеральные, управленческие, функциональные договоры и соглашения, заключаемые между различными государственными органами на различной основе.

Судебно-административное правотворчество связано с принятием судебными и административными органами решений по конкретным юридическим делам, по обеспечению эффективности применения правовых норм, толкования правовых норм, восполнения пробелов в праве.

Источник: https://magref.ru/subektyi-i-vidyi-pravotvorchestva/

Субъекты правотворчества

Субъект правотворчества — это орган или сообщество, которое вправе принять тот или иной акт. Их правомочность обусловлена конституционным или законодательным статусом. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред.проф. М.Н.Марченко. Том 2. Теория права. М.

: Издательство Зерцало, 1998. — с.163. Именно данный субъект может выступить с инициативой подготовки и принятия правового акта, либо реагировать на правотворческую инициативу других субъектов.

Рассмотрение предложений последних является либо обязательным, согласно конституционным и иным правилам взаимоотношений органов, либо рекомендательным.

Если круг субъектов правотворчества строго определен, то круг субъектов правотворческой инициативы более широкий и, как правило, регулируется лишь частично. Тема самым стимулируется участие в правотворчестве граждан, их общественных объединений, локальных органов и других.

Следует отметить, что правотворческие процессы ориентированы на строго определенные виды правовых актов как цели их деятельности, как легальные рамки правоформирующих действий, как границы, отделяющие создаваемый акт от других актов. Для этих целей служат положения конституций, устанавливающие систему, виды, признаки правовых актов и их соотношение между собой.

Для более обстоятельного рассмотрения вопросов о субъектах правотворчества необходимо отметить, что большой пласт в общей системе правотворчества занимает подзаконное правотворчество Президента, Правительства и иных органов исполнительной власти.

Оно сообразуется с положениями законов. Подзаконное правотворчество является более оперативным по целям подготовки и принятия актов ввиду своей очевидной динамичности.

Поэтому каждый орган сам определяет порядок подготовки, согласования, рассмотрения проектов актов, их принятия и подписания.

Президент Российской Федерации издает указы нормативного характера по вопросам исполнения законов. Распоряжения издаются Президентом по вопросам организации его аппарата, а также по другим организационным или оперативным вопросам, не имеющим общего значения.

Правительство Российской Федерации издает постановления по вопросам, отнесенным Конституцией, другими законами к его компетенции. В форме постановлений выпускаются решения федерального Правительства, имеющие нормативный характер.

Министерства, государственный службы и другие федеральные органы исполнительной власти в пределах их полномочий готовят нормативные акты соответственно в форме приказов и постановлений на основе и во исполнение Конституции, законов и иных решений законодательного органа, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства.

Как отмечает Ю.А.Тихомиров, в широком смысле субъектом правотворчества является и местное самоуправление. Особенностью правотворчества органов местного самоуправления является их двойное участие в этом процессе. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред.

проф. М.Н.Марченко. Том 2. Теория права. М.: Издательство Зерцало, 1998. — с.167. С одной стороны местное самоуправление принимает участие в государственном правотворчестве в тех или иных формах, а с другой стороны осуществляет и собственное правотворчество.

Ввиду отдаленности местного самоуправления от государственной власти формируемое муниципальное право состоит как бы из двух «слоев»: норм законов и иных нормативных актов, принятых органами государственной власти; и норма саморегуляции (уставы местного самоуправления.

Решения сельских сходов, местных референдумов и т.п.).

Особого внимания при рассмотрении вопросов о субъектах правотворчества заслуживает порядок прямого, непосредственного принятия правовых актов в процессе референдума. Сущностными признаками прямого правотворчества такого рода являются:

  • а) оно проводится по инициативе групп граждан, населения (определенной численности);
  • б) в референдуме участвуют избиратели, чья совокупная воля является прямым и единственным правообразующим источником конституции, закона или иного решения;

Источник: https://studwood.ru/1523650/pravo/subekty_pravotvorchestva

Правотворчество: понятие, субъекты, виды правотворческой деятельности

В широком смысле, правотворчество – интеллектуальная, нравственная, мировоззренческая, преобразующего характера деятельность различных видов и способов по воплощению идеологий, нравственных установок, интересов, потребностей, мотивов в систему правовых норм, в разновидность социального нормативного регулятора.

В качестве синонима правотворчества часто употребляется термин и «правообразование».

Оно включает в себя не только собственно правотворческий, но и весь предшествующий ему подготовительный процесс формирования права.

Необходимость существования подготовительного процесса обусловливается потребностью повышения качества издаваемых актов, которое зависит не только от уровня собственно самой правотворческой деятельности государственных органов, но и от уровня проводившихся до принятия того или иного правового акта подготовительных работ. Следует отметить, что решения, принимаемые в подготовительных стадиях, юридических последствий не порождают.

  • В узком смысле, правотворчество – деятельность компетентных, уполномоченных на то государственных органов по установлению, изменению или отмене правовых норм.
  • Это процесс непосредственного создания, изменения или отмены правовых норм компетентными органами (например, принятие Государственной Думой закона, утверждение министром положения или инструкции) либо непосредственно населением (путем референдума).
  • Есть точка зрения, что правотворчество – форма, в которой государство осуществляет свои функции. Есть и иные определения правотворчества:
  • — самостоятельная и отдельная функция государства;
  • — один из признаков государства.
  • Содержание правотворчества
  • а) познание, изучение и анализ явлений и процессов, допускающих или требующих правовой регламентации;
  • б) определение органа или иного субъекта, правомочного принять нормативный правовой акт;
  • в) выбор юридической формы предполагаемого акта;
  • г) подготовка, принятие или изменение правового акта в соответствии с установленным законодательством процедурами.

Все эти составные части правотворчества находятся между собой во взаимосвязи и единстве. Отсутствие какого-либо из этих элементов указывает на дефективность правотворчества.

Так, неадекватная оценка потребности правового регулирования в том случае, когда целесообразнее было ограничиться внесением изменений в уже действующий нормативный акт, неадекватный выбор формы правового акта способно привести к девальвации закона.

  1. Субъекты правотворчества:
  2. •                 Государство
  3. •                 Компетентные и уполномоченные государственные органы
  4. •                 Должностные лица
  5. •                 Общественные организации и политические партии
  6. •                 Юридические лица
  7. •                 Народ
  8. Правотворчество выполняет следующие функции:
  9. —    обновление нормативного материала;
  10. —    восполнение пробелов в праве;
  11. —    упорядочение, систематизация нормативно-правовых актов.
  12. Принципы правотворчества – это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право.
  13. •            Научность.
  14. •            Демократизм
  15. •            Законность
  16. •            Профессионализм
  17. •            Системность
  18. •            Гласность
  19. •            Оперативность
  20. •            Планомерность
  21. •            Исполнительность
  22. •            Гуманизм
  23. Виды правотворчества
  24. Критериями выделения видов правотворчества служат:

1) субъекты правотворчества, т.е. орган или лицо, которые вправе принять тот или иной акт. Их правомочность обусловлена нормативными актами;

  • 2) процедуры принятия правотворческих актов (законодательный процесс, индивидуальное или коллективное решение);
  • 3) формы нормативных правовых актов (законы, подзаконные акты).
  • По названным основаниям выделяют следующие виды правотворчества:

—    Законотворчество – это процесс создания законов.

(правотворчество высших представительных органов – парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы – законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой).

Существует несколько видов законотворчества, которые выделяются в зависимости от видов законов, которые принимаются в результате этой деятельности:

  1. o      принятие закона Российской Федерации;
  2. o      принятие федерального конституционного закона;
  3. o      принятие федерального закона;
  4. o      принятие закона субъекта Российской Федерации.
  5. —    Делегированное правотворчество – правотворчество органов исполнительной власти;

—    Подзаконное правотворчество – правотворчество органов местного самоуправления;  Далеко не все юридические нормы необходимо принимать на уровне законотворчества.

Есть целый спектр ситуаций, когда юридические нормы целесообразнее принимать на уровне подзаконных актов, нормативных договоров и в иных формах.

Кроме всего прочего, подзаконное правотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшей формальностью, большей компетентностью осуществляющих его конкретных субъектов. Вместе с тем подзаконное правотворчество связано с «непрозрачностью» процесса принятия нормативных актов, с их громоздкостью.

Издавая нормативные акты, органы местного самоуправления обеспечивают самостоятельное решение гражданами всех вопросов местного значения через избираемые ими органы или непосредственно, исходя из интересов населения, на основе закрепленных за органами самоуправления материальных и финансовых ресурсов.

—    Непосредственное правотворчество граждан осуществляется посредством референдума.

Регулирование этого процесса осуществляется Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации о референдуме.

На уровне местного самоуправления непосредственным народным правотворчеством является принятие решений сходов или собраний граждан, местные референдумы. Прямое правотворчество граждан характеризуется рядом признаков:

  • o      оно проводится по инициативе групп граждан, населения;
  • o      в референдуме участвуют избиратели, чья воля является правообразующим источником решений;
  • o       итоги референдума не подлежат какому-либо утверждению и обладают высшей юридической силой;
  • o      подготовка и проведение референдума возлагаются на государственные органы, избирательные комиссии или комиссии референдума, чьи права и обязанности подчинены достижению главной цели — обеспечению полного и свободного народного волеизъявления.

Источник: https://students-library.com/library/read/110305-pravotvorcestvo-ponatie-subekty-vidy-pravotvorceskoj-deatelnosti

Правотворчество субъектов РФ

Рассмотрим содержание и особенности процесса правотворчества субъектов РФ.

Согласно статье 76 Конституция России субъекты РФ наделены правом самостоятельно реализовывать своё правовое регулирование, в том числе посредством издания законов и иных нормативно-правовых актов, но вне пределов ведения РФ, а также совместного ведения Федерации и субъектов РФ.

Подобное регулирование возможно в сфере принятия и изменения конституций или уставов субъектов РФ, их территориального устройства, государственной (на региональном уровне) и муниципальной службы, а также бюджета и налогов и т.д.

В результате осуществления правотворчества субъектов РФ создается нормативно-правовая основа для регулирования общественных отношений, которые возникают и развиваются в пределах соответствующей локации. Нормы региональных актов не должны противоречить федеральному законодательству в широком смысле данного термина.

  • Правотворчество субъектов РФ должно способствовать дальнейшему развитию нормативно-правового регулирования, реализуемого в пределах того или иного государства.
  • В регионах РФ правотворческую деятельность могут осуществлять различные субъекты:
  • – законодательные органы власти;
  • – исполнительные органы власти;
  • – отдельные хозяйствующие субъекты;
  • – общественные организации.
  • К особенностям правотворчества субъектов РФ относят то, что:
  • – их полномочия в сфере правотворчества заметно расширились, поскольку регионы получили право самостоятельно издавать законы как акты высшей юридической силы. Данное обстоятельство произошло в рамках общих тенденций, направленных на децентрализацию государственности и укрепление в ней региональных элементов;
  • – в правотворчестве субъектов РФ заметное место занимают соглашения и договоры между регионами, которыми регламентируются вопросы экономической, культурной и иных сфер;
Читайте также:  Локальная и интегральная теоремы лапласа - справочник студента

– правотворчество субъектов РФ характеризуется самобытностью, что отражает специфику исторического и культурного развития региона.

Субъекты РФ вынуждены учитывать в механизме своего правового регулирования региональные национальные и иные особенности.

Для решения данной задачи они вынуждены искать наиболее оптимальные пути развития и дальнейшей конкретизации положений общегосударственного законодательства;

– правотворчество субъектов РФ должно реализовываться в полном соответствии с положениями Конституции России и федеральным законодательством в предусмотренных Основным законом случаях;

– в субъектах РФ нормативные акты могут принимать и другие негосударственные структуры: местные органы власти, общественные организации и т.п.

  1. К непременным принципам процесса правотворчества в субъектах РФ следует отнести:
  2. – законность;
  3. – научность;
  4. – своевременность;
  5. – прозрачность;
  6. – ясность;
  7. – эффективность.

Важным элементом качественной организации правотворчества субъектов РФ является профессионализм лиц, которым поручается его реализации. Они должны обладать достойным образованием, высоким уровнем компетентности, зрелости, понимания глубины и тенденций развития общественных процессов.

Таким образом, правотворчество субъектов РФ отличается своими особенностями. Оно позволяет создавать правовое основание для жизнедеятельности той части населения государства, которая проживает или осуществляет свою деятельность на территории соответствующего региона. 

Источник: https://lecu.ru/teoriya-gosudarstva-i-prava/176-pravotvorchestvo-sub-ektov-rf

Правотворчество: понятие, виды, принципы

О проекте  /  тгп  /  общее понятие о праве  /  правотворчество: понятие, виды, принципы

Правотворчество — одна из сторон деятельности государственных органов, направленная на разработку, принятие, изменение, отмену правовых норм, с учетом интересов и социальных потребностей общества. Правотворческая деятельность является средством управления обществом и неразрывно связана с типом государства, его формой, механизмом и функциями.

Субъекты правотворчества – общая характеристика:

К субъектам правотворчества относятся государственные органы (органы управления и власти), народ, должностные лица. С учетом субъектов правотворческой деятельности можно выделить следующие виды правотворчества:

Виды правотворчества:

Непосредственное правотворчество народа. Проведение референдумов является ярким примером осуществления правотворчества народа.

Результаты референдума выражают непосредственное проявление народной воли в решении вопросов государственной и общественной жизни и утверждении норм права.

Нормативно-правовые акты, принимаемые путем референдума, имеют высшую юридическую силу и не требуют утверждения со стороны органов государственной власти.

Правотворчество государственных органов. Эта деятельность формирует систему законодательства, в которой задействованы все органы государственной власти и управления.

Юридическая сила утверждаемого правового акта определяется уровнем и объемом полномочий принимающего его органа власти.

Результатами правотворчества государственных органов являются законы, постановления и различные подзаконные акты, принимаемые Президентом, Правительством, министерствами и ведомствами, органами власти на местах.

Санкционированное правотворчество или правотворчество должностных лиц.

Допускаемая государством деятельность, предоставляющая должностным лицам полномочия принимать и реализовывать правовые акты и предписания в рамках, возложенных на них функций.

Должностные лица, осуществляющие правотворческую деятельность: министры, депутаты, руководители негосударственных организаций (управлений, предприятий, учреждений, отделов).

  • Негативное правотворчество – основывается на отмене норм или целых правовых актов, в случаях признания их не соответствующими Конституции.
  • Чрезвычайное правотворчество основано на принятии законов и иных нормативных постановлений, регулирующих общественные отношения в различных экстренных ситуациях.
  • Договорное правотворчество — деятельность государственных структур по созданию нормативно-правовых актов.

Принципы правотворчества:

Реализация основополагающих идей обеспечивающих эффективность и качество правотворческого процесса строится на определенных принципах:

Демократизм правотворчества:

Реализуется в проведении процедуры разработки и утверждения правового документа представительным органом. Распространяется практика широкого привлечения граждан и трудовых коллективов к правотворческому процессу. Выраженным проявлением демократизма правотворчества является проведение референдума.

  1. Народный характер правотворчества:
  2. Выражается в том, что:
  3. — в состав законодательных органов входят народные депутаты, представляющие население;
  4. — нормативно-правовые акты, издаваемые субъектами правотворческой деятельности, выражают интересы общества.
  5. Научный характер правотворчества и его связь с правоприменительной практикой:

Дает возможность оценить эффективность и качество принимаемых правовых актов и дает информацию о необходимости их совершенствования или отмены. Это корректирует и улучшает работу правотворческих органов.

Законность правотворчества

Принцип выражается в соблюдении правовых аспектов субъектами правотворчества во время подготовки, утверждения и издания нормативно-правовых актов. Вся деятельность должна осуществляться на основании закона и, прежде всего Конституции, с обязательным строгим соответствием регламенту обсуждения и порядка публикации нормативно-правового документа.

Правотворчество является особой формой деятельности государственных органов, реализующих функции обновления законодательства (издание новых нормативно-правовых актов); устранения (отмены) устаревших правовых документов; восполнения возникающих пробелов в правовых нормах. Осуществление этих функций позволяет решать задачи по совершенствованию законодательства.

Стадии законотворческого процесса:

Стадия законотворческого процесса №1. Законодательная инициатива.

Статья 104 Конституции РФ устанавливает исчерпывающий список субъектов законодательной инициативы, к ним относятся: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, законодательные органы субъектов РФ, Конституционный суд (по вопросам ведения), Верховный суд (по вопросам ведения), Арбитражный суд (по вопросам ведения), Правительство РФ.

Стадия законотворческого процесса №2. Обсуждение законопроекта.

Проекты законов обсуждаются в Государственной Думе.

Стадия законотворческого процесса №3. Принятие законопроекта.

Законопроект принимается в Государственной Думе, одобряется Советом Федерации и Президентом.

Стадия законотворческого процесса №4. Санкционирование.

  • Подписание закона Президентов Российской Федерации.
  • Стадия законотворческого процесса №5. Промульгация
  • Опубликование и обнародование закона.

Интересное:

Источник: http://www.student-pravo.ru/tgp/pravotvorcestvo-ponatie-vidi-principi/

Современное правотворчество: понятие, формы, субъекты

Версия  шаблона 2.1
Филиал Ереванский
Вид работы Курсовая работа
Название  дисциплины Теория государства  и права
Тема Современное правотворчество: понятие, формы, субъекты
Фамилия студента Балян
Имя студента Рачья
Отчество  студента Араевич
№ контракта 00505070101010

     Содержание

  •      Введение—————————————————————————————-3
  •      1 Понятие и принципы правотворчества. 
    Правотворчество и формирование 
    права—————————————————————————————————- 6
  •      2 Формы  правотворческой деятельности 
    в Российской Федерации————-14
  •      3 Основные стадии правотворческого 
    процесса и Законодательная техника—18
  •      Заключение————————————————————————————28
  •      Глоссарий————————————————————————————-31
  •      Список 
    использованных источников—————————————————33
  •      Список 
    сокращений————————————————————————34
  •      Приложения———————————————————————————-35 
         

     Введение

     Актуальность 
данной курсовой работы заключается 
в том, что правотворчество является одним из важных направлений работы любого государства. Это специфическая деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм.

По результатам правотворческой работы судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности. Человеческое общество всегда нуждалось в точных и совершенных правовых решениях, в такой деятельности органов государства, в результате которой создаются нормы права, правила поведения граждан и организаций.

Подобных норм и правил очень не хватало советскому обществу, однако эта нехватка была вызвана не недостаточной разработанностью теории.

     В многообразной и динамичной правовой сфере общества правотворчество 
занимает ведущее место. Это объясняется тем, что именно правотворчество дает жизнь праву, порождает, формирует, оформляет его и открывает «дверь» в общество.

Правотворчество служит начальным этапом жизни права и вбирает в себя импульсы, влияющие на движение права, как собственно правовое, так и политическое, экономическое, специальное.

Вполне объясним поэтому громадный общественный интерес к правотворчеству, позволяющему создавать правовые акты как выражение политической направленности государства и общества.

      
Гражданское общество всегда 
нуждалось в точных и совершенных правовых решениях, в такой деятельности органов государства, в результате которой создаются нормы права, правила поведения граждан и организаций.

В настоящее время правотворческая деятельность государства находится в фокусе внимания граждан, политических партий и объединений, иных социальных групп. 
Это объясняется тем, что в современной России, как и в любом цивилизованном государстве, роль законов постоянно возрастает.

Появляются все новые законы, охватывающие правовой регламентацией все новые сферы общественной жизни (политику, экономику, социальную сферу), которые ранее никогда не были в орбите

внимания 
правотворческих органов.

     В настоящее время в Российской Федерации издано и действует 
около 2 тысяч законов. Федеральных 
нормативных актов (законов, указов, постановлений, инструкций) насчитывается около 121 тысячи.

  1.      Если 
    же сложить вместе федеральные нормативные 
    акты и акты субъектов Федерации, всего получится более 500 тысяч.
  2.      Цифра впечатляющая. Значит, правотворчество 
    – настолько важная деятельность, что она:
  3.      1) затрагивает интересы каждого 
    гражданина;
  4.      2) определяет основные параметры 
    поведения всех людей.

     На 
современном этапе актуальным является вопрос повышения качества правовых решений, снижения до минимального числа 
неэффективных нормативных актов – в этом видится постоянная задача законодателя.

Именно этим объясняется теоретическое и практическое значение изучения вопросов, связанных с правотворчеством.

«Потребителями» законов являются люди, общество, поэтому нельзя допустить поспешных, непродуманных правовых решений, ибо любая ошибка законодателя влечет неоправданные материальные затраты, нарушение интересов граждан.

  •      Целью представленной работы является исследование правотворчества.
  •      Предмет исследования – сущность современного правотворчества.
  •      Объект 
    исследования – деятельность по осуществлению 
    правотворчества.
  •      В соответствии с целью, предметом 
    и объектом исследования в ходе работы решались следующие задачи:
  •      — рассматривались содержание, цели 
    и субъекты правотворчества;
  •      — определялись виды и принципы правотворчества;
  •      — анализировались понятие и основные 
    стадии правотворческого процесса;
  •      — выявлялась значимость юридической 
    техники в правотворчестве, ее 
    система (средства, правила, приемы).
  •      Структурно 
    работа состоит из: содержания, введения, трех глав, заключения, глоссария, списка использованных источников и приложений.

     В изучении темы широко использовались различные источники: нормативно-правовая и учебная литература, монографии и публикации из периодической печати (авторы А.Б. Венгеров, С.А. Комаров, А.В. Малько.

     Основная 
часть

     Правотворчество –это форма государственной деятельности, направленная на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену.

Это процесс создания и развития действующего права как единой и внутренне согласованной системы общеобязательных норм, регулирующих общественные отношения, специальная, имеющая официальное значение деятельность по установлению правового регулирования.

Главное для правотворчества — выработка и утверждение новых правовых норм. В этом, в первую очередь, проявляется назначение данной формы государственной деятельности.

Другие проявления правотворчества (отмена и изменение действующих норм, совершенствование их редакции) имеют подчиненное, вспомогательное значение для образования развернутой, четко выраженной и внутренне согласованной системы юридических норм.

     По 
своей сущности правотворчество есть возведение государственной воли в закон, в имеющие общеобязательное значение юридические предписания.

На современном этапе развития правотворчество проявляется, прежде всего, как принятие правового акта непосредственно населением страны путем референдума либо как издание актов, содержащих правовые нормы, государственными и иными управомоченными органами.

В некоторых современных странах одной из форм правотворчества является издание судебного прецедента. Все большее значение сегодня приобретает также заключение имеющих нормативное содержание договоров между различными субъектами права.

     Определения правотворчества многочисленны. Однако их можно свести к двум основным позициям. По мнению одних авторов, правотворчество представляет собой 
юридически оформленную особую форму или вид деятельности по установлению и закреплению воли господствующего класса (всего народа) в нормативных правовых актах, а также по изменению и отмене правовых актов.

Другая точка зрения трактует правотворчество более широко.

Под правотворчеством понимается направленная на достижение целей развития общества организационно оформленная деятельность государства по выявлению потребности в нормативном правовом регулировании общественных отношений и созданию в соответствии с выявленными потребностями новых правовых норм, замене и отмене действующих.

     Основное 
различие между приведенными определениями 
состоит в следующем. В первом случае понятие правотворчества 
связывается, прежде всего, с процедурно-процессуальной деятельностью различных государственных органов.

В основу второго определения положена социально-юридическая трактовка правотворчества, которая охватывает весь процесс создания правовой нормы, начиная с зарождения идеи о ней в связи с выявлением потребности в правовой регламентации соответствующих общественных отношений и кончая ее принятием и введением в действие; при этом сам процесс правотворчества распадается на два этапа. Первый предшествует началу официальной работы над законопроектом по инициативе самого правотворческого органа либо субъекта правотворческой инициативы. Второй включает период официальной работы над проектом субъекта правотворческой инициативы, самого правотворческого органа либо, согласно утвержденному им плану, соответствующего государственного, научного учреждения или общественного объединения.1

     Существенное 
различие между этапами правотворчества 
состоит в том, что для первого 
из них характерно наличие множества 
предварительных вариантов «решений», которые принимаются (с той или 
иной степенью научной обоснованности) всеми участниками создания будущей нормы, хотя ни одно из них не имеет окончательного, нормо-устанавливающего значения.

Предварительные «решения» выносят субъекты правотворчества и на проектном этапе.

При этом, однако, ключевая роль в процессе создания будущей правовой нормы принадлежит соответствующему правотворческому органу, который выступает стороной в большинстве складывающихся в ходе правотворчества отношений и который, в конечном счете, только и имеет право принятия окончательного нормотворческого решения.

     Правотворчество   относится   к     числу  юридических категорий, имеющих в

равной 
мере научное и практическое значение. Его надлежащая организация — необходимое 
условие качества и эффективности 
результатов правотворчества — законов 
и подзаконных актов.

     Оптимальная характеристика всякого объекта 
включает нужное соотношение его 
количественных и качественных показателей. В равной мере это справедливо 
и применительно к системе 
законодательства.

Между тем в 
течение ряда десятилетий, когда 
идея о безусловном соответствии воле народа любого принятого правового акта считалась аксиоматической, вопрос о качестве законов, да и об их необходимом количестве, если и обсуждался, то преимущественно как проблема прикладного порядка.

Чаще всего он сводился к вопросам законодательной техники, понимаемой в узком смысле этого слова.

     Качество 
нормативного правового акта — понятие, прежде всего юридическое.

Однако, учитывая неразрывную связь законодательной 
стратегии с реализацией политических решений, которые должны базироваться в свою очередь на познании социально-экономических процессов, термин «качество нормативных правовых актов» необходимо трактовать также под углом зрения его политических и социальных характеристик. Таким образом, пути повышения качества законов и подзаконных актов находятся во всех трех плоскостях — социальной, политической и юридической.2

  1.      Всякий 
    закон является средством регуляции 
    и саморегуляции процессов, происходящих в обществе. Вот почему по мере возрастания 
    масштабности анализируемых явлений — от качественных показателей нормативного предписания к качеству законов и подзаконных актов и в конечном счете всей системы законодательства — все более значимым для эффективности правовой регламентации становится учет в процессе правотворчества наряду с правовыми и политическими
  2. параметрами           также социальных предпосылок качества нормативных правовых
  3. актов.

     В идеале перед законодателем в 
процессе правотворчества всегда стоит 
задача максимально точного отражения 
в нормативных правовых предписаниях явлений общественной жизни и правильного реагирования на возникающие проблемные ситуации.

Следовательно, социальная характеристика качества законов и подзаконных актов неизбежно охватывает два момента. Во-первых, степень адекватности отражения в нормативном правовом акте происходящих в обществе процессов.

Во-вторых, точность проецирования этих процессов на будущее, прогнозирования возможных путей развития общества и неразрывно связанного с этим выбора оптимальных путей их видоизменения в желательном направлении при помощи права.

Источник: https://student.zoomru.ru/gospravo/sovremennoe-pravotvorchestvo-ponyatie-formy-subekty/56132.444942.s1.html

Ссылка на основную публикацию