Специфика деятельности учителя сельской школы — справочник студента

Специфика деятельности учителя сельской школы - Справочник студента Специфика деятельности учителя сельской школы - Справочник студента Специфика деятельности учителя сельской школы - Справочник студента Специфика деятельности учителя сельской школы - Справочник студента Специфика деятельности учителя сельской школы - Справочник студента Специфика деятельности учителя сельской школы - Справочник студента Специфика деятельности учителя сельской школы - Справочник студента Специфика деятельности учителя сельской школы - Справочник студента Специфика деятельности учителя сельской школы - Справочник студента Специфика деятельности учителя сельской школы - Справочник студента

Малочисленность контингента детей малокомплектные школы учебная деятельность детей организуется в разновозрастных группах, объединяющих одновременно более двух классов

Особые умения обучающихся • сосредоточиваться на выполнении своего задания; • не слушать объяснений учителя другого класса; • не обращать внимания на картинки и другие материалы, предназначенные не им; • не слушать ответы учеников другого класса; • моментально перестраиваться, когда учитель обращается к ним.

Ведущие формы организации деятельности 1) работа под руководством учителя 2) самостоятельная работа учеников.

Структура урока

Алгоритм решения задач План – как решить задачу Прочитай условие задачи. Если не понял, прочитай еще раз, подумай. Повтори условия задачи и ее вопросы. Что известно из условия, что надо найти? Что нужно узнать сначала? Что нужно узнать потом? Составь план решения задачи. Решай задачу. Получи ответ. Проверь ход решения, ответ.

План урока для комплект 1 -3 класса

Проблемы учителя сельской школы 1. 2. 3. 4. 5. Социальные Экономические Организационно-методические Педагогические Психологические

Спасибо за внимание!

Источник: https://present5.com/osobennosti-organizacii-obrazovatelnogo-processa-v-selskoj-shkole/

Презентация на тему: Особенности сельской школы

Специфика деятельности учителя сельской школы - Справочник студента Описание слайда:

Особенности организации образовательного процесса в сельской школе Л.В.Байбородова Зав. кафедрой педагогических технологий Ярославского государственного педагогического университета им.К.Д.Ушинского, доктор педагогических наук, профессор 900igr.net

Описание слайда:

Особенности сельской школы определяются: удаленностью от районных и городских центров; экономикой и перспективами села, состоянием местного производства; численностью учащихся; особенностями культурного, исторического наследия, природного окружения ближайшего социума

Описание слайда:

Общие тенденции, характеризующие современную сельскую школу: сокращение числа учащихся и переход ряда школ из полнокомплектных в разряд малочисленных и малокомплектных; принятие сельской школой на себя дополнительных функций – экономической, социальной и моральной защиты детей; усиление влияния школы на сохранение и развитие села; усиление влияния состояния местного производства на судьбу сельской школы

Описание слайда:

Специфика сельского социума социокультурная среда села консерва-тивна, устойчива и традиционна; целостность национального самосоз-нания, внутреннее духовное богатство, уважительное отношение к Родине и природе; ограниченность опыта общения детей;

Описание слайда:

Специфика сельского социума развитие народного искусства; низкий уровень образования и культуры сельского населения; ограниченность возможностей для культурного роста; природная среда приближена к людям, включена в жизнь и быт людей

Описание слайда:

Проблемы организации образовательного процесса загруженность учащихся бытовым трудом; занижение требований детей к своему развитию и образованию; низкий уровень социально-психологической помощи и поддержки учащихся в связи с отсутствием в большинстве школ специалистов, социально-психологической службы и большой загруженностью учителей; отсутствие в большинстве сел специалистов учреждений ДО, что затрудняет удовле-творение образовательных потребностей детей и родителей;

Описание слайда:

Проблемы организации образовательного процесса необходимость организации психолого-педагогической и социальной поддержки разных категорий детей, в том числе с особыми потребностями и проблемами в развитии при отсутствии специалистов коррекционных учреждений на селе, психологов, социальных педагогов и других специалистов; ограниченность, обедненность социальных контактов школьников, что затрудняет успешность их социализации; большая степень ответственности сельской школы за организацию летнего отдыха детей, планирование каникулярного времени школьников; ограниченный доступ учащихся и педагогов к некоторым информационным источникам, сложность посещения культурных и образовательных центров региона и др.

Описание слайда:

Благоприятные условия организации образовательного процесса тесные связи школы и социума, педагогов и семьи, всех участников образовательного процесса; систематическое освоение обучающимися опыта практического сельскохозяйственного труда; непосредственная близость детей к живой природе, тесное взаимодействие с окружающим миром; возможность интеграции средств учебной и внеучебной деятельности; значение в воспитании детей общественного мнения селян, местных традиций

Описание слайда:

Положительные стороны малочисленности возможность индивидуализации образовательного процесса, проектирования индивидуального образовательного маршрута, программы, плана; интенсивность межличностных и деловых контактов между педагогами и учащимися; возможность каждому ребенку проявить себя в общем деле, объединиться, договориться о единстве действий; благоприятные условия для сотрудничества, организации совместной деятельности и общения, творчества педагогов и детей, старших и младших;

Описание слайда:

Положительные стороны малочисленности знание личностных особенностей, бытовых условий жизни друг друга, отношений в семьях способствует установлению доброжелательных и доверительных отношений между взрослыми и детьми, формируется атмосфера многодетной семьи; реальность развития школьного и детского самоуправления; возможность коллективной выработки решений, доступность каждому ребенку и родителю принять участие в обсуждении школьных проблем

Описание слайда:

Малочисленность контингента детей малокомплектные школы учебная деятельность детей организуется в разновозрастных группах, объединяющих одновременно более двух классов

Описание слайда:

Особенности малокомлектной школы создание разновозрастных групп для организации учебной и внеурочной деятельности детей; одновременное обучение детей по нескольким образовательным программам; необходимость организации самостоятельной деятельности детей; мобильность и высокий уровень импровиза-ции при организации образовательного процесса; высокий уровень интеграции средств учебной и внеурочной деятельности детей и др.

Описание слайда:

Проблемы сельских детей в сравнении с городскими низкий уровень организаторских и коммуникативных умений, неуверенность в своих силах, повышенная тревожность, неадекватная самооценка, конформизм, низкий уровень мотивации учения, самостоятельности в принятии решений, трудности в общении с новыми людьми и затруднения при адаптации в новых условиях

Описание слайда:

Проблемы при реализации ФГОС НОО

Описание слайда:

Кадровое обеспечение

Описание слайда:

Кадровое обеспечение

Описание слайда:

Финансовое и материально-техническое обеспечение

Описание слайда:

Информационное обеспечение

Описание слайда:

Организационное обеспечение

Описание слайда:

Нормативно-правовое обеспечение  

Описание слайда:

Научно-методическое обеспечение  

Описание слайда:

Организационно-педагогические проблемы 1. Удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей при отсутствии культурно-образовательных центров на селе, специалистов дополнительного образования, психолого-педагогического сопровождения. 2.

Преодоление излишней опекаемости и подавления детей в малочисленном классе. 3.Организация учебного процесса в разновозрастной группе, где ведется обучение детей из разных классов и по разным образовательным учебным программам, а в данный момент и по разным стандартам. 4.

Организация разносторонней внеурочной деятельности детей, если в школе обучаются менее 40-50 учащихся, при этом школа удалена от районного центра. 5.Оптимальное, продуктивное использование образовательных и социальных ресурсов села при организации образовательного процесса. 6.

Расширение сферы социальных связей ребенка для обеспечения его успешной социализации и др.

Описание слайда:

Организация учебной деятельности 1.Формирование временных и постоянных разновозрастных групп в малочисленной и малокомплектной школе с учетом: -оптимального возрастного диапазона детей; -специфики предмета; -особенностей содержания ученого материала; -количества учащихся в классах (оптимально 10-12 школьников в группе). 2.

Организация обучения в разновозрастных группах учащихся с учетом следующих принципов: -интеграции и дифференциации задач, содержания, форм совместной деятельности детей в разновозрастных группах; -взаимообучения детей; -педагогизации учебной деятельности обучающихся; -регулирования взаимодействия детей разного возраста и др.

Описание слайда:

3.Организация самостоятельной работы учащихся в малочисленных классах, обучение по индивидуальным планам и программам. 4.

Гибкое планирование учебного процесса, предусматривающее мобильную перестройку образовательного процесса в зависимости от содержания учебного материала предметов, возможности интеграции учебной и внеурочной деятельности детей по учебному предмету, использования ресурсов интернет и учебного телевидения, проведения занятий вне школы и др. 5.

Организация дистанционного обучения на базе ресурсных школ при отсутствии кадров и для поддержки учителей малокомплектных школ. 6. Проведение ряда занятий на базе опорных школ или ресурсных центров. Организация учебной деятельности

Описание слайда:

Модели организации внеурочной деятельности школа продленного дня — единая комплексная программа внеурочной деятельности; школа полного дня — единая программа воспитывающей деятельности в урочное и внеурочное время; школа-комплекс — объединение субъектов воспитания для реализации образовательного процесса на основе единой программы; ассоциация школ — объединение ресурсов школ МР и субъектов воспитания МР на основе комплексной программы нескольких учреждений; социально-педагогический комплекс

Описание слайда:

Модели по уровню связей образовательного учреждения со средой а) школа использует собственные ресурсы для организации внеурочной деятельности сельских школьников; б) школа привлекает специалистов из других образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, специалистов различных организаций; в) школа объединяет свои ресурсы с ресурсами других учреждений или организаций для проведения внеурочной деятельности детей, взаимно используя кадровые и материальные ресурсы друг друга

Описание слайда:

Организация внеурочной деятельности Школа районного центра, где имеются культурные и спортивные учреждения, ПУ, действующие предприятия и другие школы.

Таких сельских школ немного и у них есть возможность ориентироваться на модели с высоким уровнем интеграционных процессов и связи с окружающей средой.

Школы такого типа близки по условиям финансирования внеурочной деятельности к городским и могут выбирать те модели, где возможно привлечение специалистов к организации внеурочной работы, организация кружков на базе этих учреждений.

Описание слайда:

Организация внеурочной деятельности Школа поселковая, где есть действующий спортивно-оздоровительный или культурный центр и можно привлекать специалистов этих учреждений и использовать их базу. В этом и предыдущем случае могут быть созданы школа полного дня, школа-комплекс, школа-клуб и др.

Описание слайда:

Организация внеурочной деятельности Школы малочисленные, в т. ч. малокомплектные, удаленные от районных и культурных центров, но расположенные на небольшом расстоянии друг от друга.

Возможно: а) создание ресурсного центра на базе одной из сельских школ для организации внеурочной деятельности учащихся нескольких близлежащих школ, где отсутствуют кадровые и материальные возможности для полноценной воспитательной работы; б) организация внеурочной деятельности в ассоциации сельских школ, где внеурочное время детей организуется по единой программе на базе опорной школы или на базе всех школ, в зависимости от ресурсов каждой школы и ее социума.

Описание слайда:

Малочисленные и малокомплектные школы, удаленные от культурно-образовательных центров, других школ могут рассчитывать только на собственные возможности и ресурсы ближайшего социума.

Варианты построения внеурочной деятельности сельских школьников: — проведение различных ключевых дел, охватывающих всех детей и предоставляющих возможность участвовать учащимся в различных видах внеурочной деятельности на этапе подготовки и проведения этих дел; — создание творческого коллектива при наличии педагога-специалиста, местного умельца, увлеченного человека, объединяющего весь школьный коллектив, а возможно и жителей, совместным и индивидуальным творчеством в различных видах деятельности; — проведение проблемно-тематических дней на основе интеграции средств учебной и внеурочной деятельности детей; — создание детской общественной организации, которая предусматривает включение детей в различные виды деятельности; — организация внеурочной деятельности детей через общешкольные дела, кружки, руководителями которых являются учителя, жители, родители и др.

Читайте также:  Воспитание: сущность, назначение, особенности - справочник студента

Описание слайда:

Развитие социальных связей сельских школьников использование возможностей самой школы; развитие взаимодействия детей и родителей; использование внешней среды школы

Описание слайда:

Спасибо за внимание! Кафедра педагогических технологий ЯГПУ им. К.Д.Ушинского pedtechno@mail.ru

Источник: https://ppt4web.ru/pedagogika/osobennosti-selskojj-shkoly.html

Педагогическое творчество учителя в сельской школе (стр. 3 из 6)

Итак, педагогическое мастерство — это деятельность педагога на уровне образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в методических разработках и рекомендациях. Мастерство педагога прямо не связано со стажем его работы.

В отличие от мастерства педагогическое творчество, как отмечает А.К.

Маркова, — это всегда поиск и нахождение нового: либо для себя (обнаружение педагогом вариативных нестандартных способов решения педагогических задач), либо себя и для других (создание новых оригинальных подходов отдельных приемов, перестраивающих известный педагогический опыт).

Каждый педагог продолжает дело своих предшественников. Педагог-творец видит шире и значительно дальше. Каждый педагог, так или иначе, преобразует педагогическую действительность, но только педагог-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.

1.3 Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы

Особенности труда и деятельности учителя сельской школы определяются своеобразием общественных отношений на селе, уклада жизни и производственной деятельности сельского населения.

Во многом они обусловлены и тем, что сельская школа наряду с решением общих для всех типов общеобразовательных учреждений функций выполняет и ряд специфических, вызванных необходимостью подготовки школьников к труду в аграрном комплексе.

Множество факторов, определяющих специфику труда и деятельности учителя сельской школы, можно объединить в две группы: постоянные и имеющие временный, преходящий характер. Первая группа факторов обусловлена сельскохозяйственным и природным окружением, а вторая — некоторым отставанием социально-экономического развития села по сравнению с городом.

Сельскохозяйственное окружение школы создает исключительно благоприятные условия для обеспечения связи обучения и воспитания сельских школьников с жизнью, проведения наблюдений в природе, обогащения уроков и внеклассных мероприятий конкретным материалом, приобщения учащихся к посильному социально полезному труду, воспитания уважения к аграрным профессиям сельских тружеников.

Особенности труда и деятельности учителя сельской школы обусловлены и некоторым своеобразием жизни и быта сельского населения.

На селе, где люди хорошо знают друг друга во всех их проявлениях, деятельность учителя протекает в условиях повышенного социального контроля.

Каждый его шаг на виду: действия и поступки, слова и эмоциональные реакции в силу открытости характера общественных отношений, как правило, становятся известны всем.

Особо следует отметить такую характерную особенность деятельности сельского учителя как многогранность его профессиональной деятельности, вытекающую из недостаточной укомплектованности сельских школ кадрами, в особенности молодыми специалистами.

Малочисленность учащихся порождает потребность сельской школы в различных образовательных программах.

Чем более сельская школа удалена от города, тем меньшими возможностями она располагает для интеграции детей в социальную и культурную жизнь общества, тем слабее профессиональные контакты работников школы со специалистами аналогичного профиля, тем более затруднен доступ к новейшей информации и объектам культуры. [5]

Сельская школа имеет более весомый общественный статус в социуме, чем городская. Она — носитель культуры, образованности, интеллигентности. Поэтому здесь педагогу легче состояться профессионально. Сельская школа сильна своими традициями, одна из которых — педагогическое творчество. Здесь всегда есть «звезды», те, у кого учатся, на кого равняются, кого все «от мала, до велика» знают.

И еще очень важно, что сельская школа решает особую задачу, связанную с компенсирующим обучением и воспитанием детей и их родителей, создавая иную среду, культивируя другие ценности, иную философию жизни и культуру как альтернативу существующей вне ее.

Необходимость создания оптимальных стартовых условий для развития сельских детей ориентирует образовательную систему на обеспечение устойчивого развития сельской школы как социального института.

Отсутствие в социальной инфраструктуре села других образовательных учреждений приводит к необходимости усиления подготовки будущих учителей сельских школ, к проведению дифференцированного обучения.

Малочисленность классов в сельской школе постепенно приводит к индивидуализации обучения, что в свою очередь также вынуждает вести поиск возможностей ее осуществления, поскольку индивидуальный подход в обучении — это более тонкая категория, и осуществить ее труднее.

Еще одной специфической чертой жизни на селе является то, что и учитель, и ученик ограничены в ресурсах свободного времени.

Подготовка будущего учителя должна быть нацелена на выработку приемов рациональной работы и использование средств, способствующих усвоению учебного материала при уменьшении отводимых программой часов (т.е.

таких приемов и средств, которые приведут к лучшему усвоению, обобщению и систематизации учебного материала).

Следующая особенность заключается в том что, в условиях сельской местности круг общения узок, каналы получения информации ограничены, что не согласуется с потребностью детей самого разного возраста к установлению контактов межличностного общения.

Важность массовых и групповых форм внеурочной работы трудно переоценить, поскольку они исполняют роль не только воспитательную и образовательную, но и социально-культурную.

Учитывая это, учитель должен быть подготовлен к проведению внеклассной работы: организации кружков технического творчества, вечеров, игровых форм занятий, способствующих налаживанию общения между школьниками, использованию современных информационных технологий для получения различной научной информации, как учителем, так и учащимися.

Соответственно, необходимо произвести ориентацию подготовки учителя к работе в малокомплектной сельской профильной школе, совершенствовать подготовку будущих учителей путем разработки новых образовательных программ (или, на данном этапе, модернизации существующей системы подготовки).

Такая модернизация предлагает обеспечение подготовки специалистов нового поколения, обладающих качественными знаниями в области своего профиля, способных решать широкий круг задач, обученных наиболее эффективным способам проектной и конструкторской деятельности, способных использовать в обучении новейшие технические средства обеспечения учебного процесса. [6]

Глава 2. Развитие педагогического творчества в условиях реструктуризации сельской малокомплектной школы

2.1 Отечественный опыт педагогического творчества

В1999г была принята Федерально-региональная программа «Развитие системы образования на селе», а 17 декабря 2001г. появилось Постановление Правительства РФ № 871 «О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности».

Речь в этих документах идет о разработке комплексного нормативно-правового, организационно-управленческого, учебно-методического обеспечения сельских образовательных учреждений, об эффективном использовании их материально-технических, кадровых, финансовых и управленческих ресурсов на основе концентрации и кооперации. В конечном счете, речь идет о том, чтобы в течение первого десятилетия нового века создать на селе добротные учебные заведения и наконец-то ликвидировать зияющий разрыв между уровнем подготовки городских и сельских школьников.

В настоящее время нет четкой стратегии реструктуризации сети сельских школ. Идет поиск. В нескольких территориях Промышленновского района проводится эксперимент, где отрабатываются различные модели.

Предлагаются три возможные модели.

Первая: малочисленная начальная школа с контингентом обучающихся до 10 человек преобразуется в филиал основной или средней (полной) общеобразовательной школы, расположенной в другом населенном пункте.

Вторая: начальная школа с контингентом обучающихся от 10 до 100 человек преобразуется в образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Третья: на базе действующих начальных общеобразовательных школ при наличии свободных помещений может быть организовано обучение учащихся 5-х и 6-х классов, которые станут филиалом общеобразовательного учреждения основного или среднего (полного) общего образования, расположенного в другом населенном пункте.

На наш взгляд, первая модель чревата закрытием малочисленных школ, а это грозит гибелью малых сел. Более приемлема вторая модель, работа по ней уже ведется несколько лет. Более перспективна, по нашему мнению, третья модель, однако ее реализация займет много времени, так как необходима переподготовка учителей начальной школы для работы в 5-6-х классах.

И все же в рамках реструктуризации сети сельских школ наиболее щадящим и перспективным направлением, на наш взгляд, является создание учебно-воспитательного комплекса начальных общеобразовательных школ. А главное — изменить подход к управлению начальной школой.

В этом отношении уже существует некоторый опыт, сложилась определенная структура. В большинстве сел Промышленновского района районное управление образования решает организационно-педагогические вопросы через поселковые администрации и формирование общественного мнения.

Где-то главную роль играет районный методический кабинет, где-то введены ставки методистов по начальным школам или штатная единица их куратора, работающего на правах заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

В нашем районе в течение ряда лет директорам опорных учебных заведений осуществлялась доплата за работу с малокомплектной школой.

Источник: https://mirznanii.com/a/177341-3/pedagogicheskoe-tvorchestvo-uchitelya-v-selskoy-shkole-3

Особенности обучения в сельской школе

В деятельности сельских малочисленных школ возникает немало проблем, связанных со спецификой организации учебно -воспитательного процесса.

На организацию учебно — воспитательного процесса влияет её социальное окружение. В условиях села взаимодействие школы и среды является более очевидным, реальным, необходимым.

Удалённость от культурных центров, замкнутость, автономность, территориальная и духовная отгороженность делают это взаимодействие особенно активным, а влияние друг на друга — более существенным.

Условия сельского социума, воспитательный и образовательный потенциал социального окружения, природы необходимо учитывать при организации учебного процесса.

Существенное влияние на построение педагогического процесса оказывает малочисленность классов, которая имеет как положительные стороны, так и создаёт проблемы для учителя и ребёнка. Знание личностных особенностей, бытовых условий жизни ребёнка, отношений в семье позволяет использовать в работе индивидуализированные способы организации учебной деятельности учащегося [1,с. 32].

Таким урокам свойственна камерность, меньшая заорганизованность, здесь легче решаются проблемы дисциплины. Взаимодействие педагогов и учащихся отличаются интенсивностью.

Казалось бы, в таких условиях выше должны быть успехи обучаемых.

Читайте также:  Принцип системности - справочник студента

Однако, исследования показывают, что мотивация учения, познавательные интересы сельских школьников развиты значительно слабее, чем городских; по успеваемости, качеству образования они чаще уступают городским учащимся.

  • Объясняется это многими причинами, в частности малочисленностью классов и школы, которая создаёт ряд проблем [ 1, с. 113 ]:
  • Отсутствие соревновательности на уроках и в целом в учёбе учащихся одного класса, ограниченное число ориентиров для сравнения и оценки своих реальных успехов в учебной деятельности.
  • Ограниченный круг общения детей, что препятствует развитию коммуникативных умений, способности быстро реагировать на события в новой ситуации.
  • Психологическая незащищённость ребёнка, постоянное давление учителей на ученика, ожидание учеником того, что его обязательно спросят.

Ограниченные возможности для выбора предметов, занятий, педагогов, видов досуговой деятельности, общения и т. д..

  1. Однообразие обстановки, контактов, форм взаимодействия.
  2. С учётом проблем и особенностей сельской малочисленной школы, педагогами школы были определены основные идеи, которые на их взгляд должны стать руководящими для педагога для организации учебного процесса [ 1 , с. 81 ]:
  3. Идея расширения связей с окружающим миром, обусловленная бедностью и ограниченностью общения в условиях сельской малочисленной школы.
  4. Идея взаимодействия детей разного возраста, которое выполняет множество социально — педагогических функций, предусматривает организацию совместной деятельности и общение учащихся разных классов на учебных занятиях, во внеклассной работе.
  5. Идея педагогизации социального окружения школы, означающая использование воспитательного потенциала села, природы, культурного наследия, взаимодействие с местными учреждениями, специалистами, а также влияние школы на развитие и обогащение сельского социума.
  6. Идея сотворчества, предусматривающая совместную творческую деятельность педагогов, учащихся и родителей, совместное обсуждение и решение проблем, учёт интересов и потребностей всех участников педагогического процесса.

Указанные особенности и идеи развития учебного процесса имеют отражение в содержании и методике обучения сельских школьников. Здесь складываются благоприятные условия для интеграции средств учебной и внеучебной деятельности, что позволяет разнообразить способы деятельности учащихся, снять излишнюю напряжённость и заорганизованность в школьной жизни ребёнка.

Одним из способов решения указанных выше проблем и реализации идей в условиях малочисленности является организация занятий с несколькими классами.

Однако, на таких занятиях, как показала практика, чаще всего дети из разных классов работают независимо друг от друга и практически отсутствует совместная деятельность детей разного возраста, не реализуется воспитательный потенциал разновозрастного взаимодействия.

  • Таким образом, отличительной особенностью преподавания в сельских малочисленных школах является разновозрастное обучение.
  • Под разновозрастным обучением понимается организация совместной учебной деятельности детей разного возраста, направленная на решение как общих для всех, так и частных, в зависимости от возраста, образовательных и воспитательных задач.
  • Разновозрастное обучение выполняет ряд таких функций, как:

Функцию психологической защиты ребёнка. Объединение учащихся разных возрастных групп обеспечивает расширение контактов, способствует взаимному обогащению детей, позволяет снять психологическое напряжение ребёнка, преодолеть монотонность при организации учебного процесса.

Функцию социальной поддержки, выражающуюся в помощи старших младшим в организации учебной деятельности.

Компенсаторную функцию. Старшим предоставляется возможность выполнять роль взрослого, взять на себя ответственность. Включать школьников в систему отношений очень важно, т. к. они приобретают опыт поведения взрослого человека. Это обуславливается ещё и тем, что в среде сверстников в лидеры могут пробиться лишь некоторые.

  1. Стимулирующая функция, сущность которой проявляется в актуализации у детей индивидуальных качеств, которые в условиях класса остались бы незамеченными.
  2. Таким образом, разновозрастное обучение не только решает организационные вопросы, но и повышают воспитательный потенциал учебной деятельности учащихся.
  3. В рамках дипломной работы решением проблем малокомплектной сельской школы является внедрение в учебный процесс модульной технологии, основываясь на перечисленные её достоинства и возможности в условиях средней школы.

Источник: https://studwood.ru/2006163/pedagogika/osobennosti_obucheniya_selskoy_shkole

Статья по теме: Особенности работы в малокомплектной школе | Социальная сеть работников образования

Особенности работы в малокомплектной школе.

Сельская школа выделяется из всех типов школ своей непохожестью. В малокомплектной школе учитель не просто работает, он живет жизнью детей, воспринимает свою школу как родной дом, где отдавать душевное тепло так же естественно, как в собственной семье.

Учитель знает каждого ученика по имени, его родителей, братьев, сестер, положение ребёнка вне школы, помогает ему. При сегодняшних масштабах семейного неблагополучия, в условиях ухудшения психического и физического здоровья детей этот фактор носит характер их социальной защиты.

Воспитательные преимущества малочисленных школ огромны, их никогда не заменят крупные школы.

 Для уроков в малокомплектной сельской школе свойственны камерность, меньшая заорганизованность, здесь легче решаются проблемы дисциплины.

Казалось бы, что в таких условиях учебные успехи детей должны быть более значительными. Исследования, однако, показывают, что мотивация учения, познавательные интересы сельских школьников развиты слабее, чем городских.

Выпускники сельских школ труднее адаптируются в новых условиях, на рынке труда и профессий.

Объясняется это многими причинами, в том числе и малочисленностью классов, что снижает соревновательность учащихся, ограничивает круг общения, препятствуя развитию коммуникативных умений. Однообразие обстановки, контактов, форм взаимодействия развивает психологическую усталость или отторжение.

Недостаточное число учеников в классе порождает явление «психологической монотонности», что может приводить к усталости и потере интереса к обучению. В классе сельской малочисленной школы, где обучаются от 2 до 5 человек, возникают особые трудности в построении полноценного учебного процесса.

Требуется поиск новых форм организации учебных занятий в таких условиях, чтобы разнообразить общение, виды деятельности учащихся, тем самым, развивая мотивацию их учебной деятельности, интерес к предмету.

Возникает необходимость и целесообразность объединять классы и проводить учебные занятия в разновозрастных группах.

Для таких групп эффективной является организация коллективной познавательной деятельности, при которой могут быть созданы условия для проявления и развития каждого ребенка.

Сочетание коллективной и групповой деятельности способствует регулированию поведения учеников, их сближению, улучшению личностных отношений.

Общие требования к уроку в малокомплектной школе сохраняются в полном объеме: санитарно-гигиенические, психолого-физиологические, дидактические и др.

Основное отличие урока в данной школе следующее: класс разновозрастный, предметов на одном уроке несколько, учитель перестраивается на работу то с одним, то с другим классом, не упуская из вида главную цель работы в каждом классе.

Урок строится по определенным организационным этапам, границы которых определяются переходом учеников от занятий с учителем к самостоятельной работе и наоборот.

Поэтому, работая над поурочным планом, педагогу надо не только определить содержание учебного материала и виды работы, но и наиболее целесообразно распределить время по каждому классу для занятий с учителем и самостоятельной работы учащихся. Необходимо выделить больше времени тому классу, где изучается новый или сложный материал, а также классу младшей возрастной группы, учитывая меньшую подготовленность детей к длительной самостоятельной работе. Дети должны овладеть следующими умениями:

  1. сосредотачиваться на выполнении задания,
  2. не отвлекаться и не слушать объяснений учителя для другого класса,
  3. не слушать ответы учеников другого класса,
  4. быстро перестраиваться при обращении учителя к ним.

Поэтому учителю класса-комплекта следует больше времени уделять формированию произвольного внимания, вырабатывать у детей общеучебные умения и добиваться умения быстро сосредотачиваться, самостоятельно работать. Формирование этих умений повышает эффективность обучения.

При организации урока в малокомплектной школе необходимо учитывать следующие факторы:

  1. недопущение перегрузок (за счет сокращения времени на обязательный учебный труд, прежде всего из-за строгого отбора содержания и объема учебного материала);
  2. проведение на уроках в начальной школе не менее 2-х физкультминуток;
  3. обязательное проведение самостоятельной работы учащихся;
  4. зависимость объема самостоятельной работы детей от объема работы учителя с другим классом;
  5. урок в малокомплектной школе состоит из чередования двух четко выраженных компонентов: работы учащихся под руководством учителя и самостоятельной деятельности школьников: РУ – СД – РУ – СД – РУ;
  6. необходимость чередования работы учащихся под руководством учителя и без этого руководства требует жесткой регламентации учебного времени;
  7. широкое использование всех видов раздаточного материала, которое вызвано самостоятельной работой учащихся.

     Однако главная и наиболее сложная по характеру специфическая особенность уроков в этом типе школ состоит в том, что методические приемы нуждаются в видоизменении, модификации, обусловленной условиями одновременной работы нескольких классов в одном помещении и под руководством одного учителя для того, чтобы добиться приближения условий работы учащихся и учителя малокомплектной школы к условиям работы массовой школы.

Так как деятельность учителя не изменяется в зависимости от того, работает ли он с одним классом или одновременно с несколькими, то модификация приемов касается учебной деятельности детей на этапах подготовки к восприятию нового и его закреплению.

Функция учителя на уроке заключается в том, что он разъясняет учащимся цели задания и приемы его выполнения, а после самостоятельной работы детей над заданием обобщает результаты наблюдений, то есть деятельность учителя распадается на два этапа – введение и обобщение, подведение итогов, разрываемых работой учащихся, связанное одной целью – подготовить учеников к восприятию нового учебного материала. Результативность этого этапа во многом зависит от характера заданий.

Условия одновременных занятий нескольких классов требуют заданий, предусматривающих либо фиксацию умственных действий учащихся, либо установку на предстоящую необходимость воспроизведения.

Один из путей повышения эффективности учебного процесса в сельской школе – проведение однопредметных уроков. В этом случае появляется возможность организовать как проведение фронтальной работы с разными классами на отдельных этапах урока, так и проведение однотемных уроков.

Конечно, разработка и проведение однотемных уроков требуют значитель ных усилий от учителя, дальнейшего совершенствования педагогического мас тер ства.

И тут большие резервы скрыты, с одной стороны, в работе над плани рова нием учеб ного материала, его отбором с учетом исходного уровня общеоб разова тельной под готовки детей, посильной трудности предлагаемых заданий, с другой стороны – в работе над совершенствованием структуры урока, его ор ганизацион ной формы.

Логика развертывания учебной деятельности школьни ков должна оп ределяться в первую очередь главной образовательной целью урока, его «ядром», а не соблюде нием формальных требований к последова тельности этапов урока.

Читайте также:  Дифракция фраунгофера на щели, на прямоугольном и круглом отверстиях - справочник студента

Источник: https://nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/library/2012/02/21/osobennosti-raboty-v-malokomplektnoy

Сельская школа: проблемы и перспективы

Сельская школа: проблемы и перспективы.

Егорова О.Г.,

учитель физики и математики

первой квалификационной категории.

В настоящее время нет официального однозначного определения понятия «сельская школа»: в частности, оно отсутствует в СЭС, в словаре Ожегова С.И. и других справочниках.

Анализируя публикации по проблемам сельской школы, нам удалось установить, что смысловое значение понятия «сельская школа» является понятием собирательным. Наиболее точно, на мой взгляд, оно представлено доктором педагогических наук Н.Л.

Селивановой: «Сельская школа – это совокупность различных видов и типов общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, разнообразных по наполняемости, территориальному расположению, социальному окружению, национальному составу, стремящихся удовлетворить образовательные потребности детей и выполняющих специфические задачи общеобразовательной и трудовой подготовки школьников, а также социально – педагогические функции». Других определений сельской школы, более точных и полных, мной не выявлено.

В связи с тем, что нет чёткого и однозначного определения понятия «сельская школа», оно не прописано в современной педагогической и справочной литературе, то данный термин мы будем использовать в следующем смысловом значении: «сельская школа – это общеобразовательная школа в сельской местности с полным комплектом классов, включая параллели, с малым количеством учащихся (менее 20 учащихся) во всех или отдельных классах».

Сделав краткий экскурс в историю отечественного образования, можно увидеть, что проблема сельской школы во все времена была одной из центральных. Это было очевидно в эпоху, когда Россия была страной крестьянской.

С вступлением в индустриальную стадию вопрос о сельской школе оказался вписанным в более широкий контекст — проблем исторической судьбы крестьянства, деревни в целом.

С позиции доктрины о стирании существенных различий между городом и деревней, перспектива сельского образования прочерчивалась достаточно отчетливо: деревня постепенно усваивает городскую культуру, образ жизни и растворяется в единой системе расселения, сохраняя лишь отличия, признанные несущественными.

В современном нам обществе сельская школа продолжает играть не менее важную роль в системе образования, в общественной и производственной жизни деревни. Следует отметить, что в настоящий момент школа, по-прежнему, не только играет роль селообразующего фактора ( «Нет школы- вскоре не будет села» ), но и становится социокультурным центром села.

Являясь динамичной образовательной структурой социальной среды, сельская школа обеспечивает обучение и воспитание, адекватное потребностям социума, а значит и потребностям сельскохозяйственного производства, социальной сферы, семьи, личности.

Кроме того, сельская школа компенсирует недостатки воспитания в дошкольный период, выполняя культурообразующую функцию, т.

к сельские дети в большинстве своем не имеют дома условий, необходимых для успешного обучения.

Сельские родители более уважительно относятся к школе, чем городские, понимая миссию сельского учителя в деле воспитания и развития ребенка, осознавая его превосходство как профессионала в своем деле.

Каждая школа- это определенное единство общего, особенного и единичного. По мнению М.П.

Гурьяновой, «…не только общество в целом (его экономика, политика, социальная культура), но и своеобразие мезосреды( культурно-историческое наследие края, его природа, климат, традиции хозяйственной и социальной жизни), особенности микросреды( учитель, атмосфера, характер взаимоотношений, культ книги, стремление к творчеству, созиданию, познанию)- все это оказывает значительное влияние на развитие личности, формирование ее духовного мира». В гораздо больей мере, на мой взгляд это относится к сельской школе.

Таким образом, я могу заключить, что сельская школа играет большую роль в жизни индивида, семьи, сельского сообщества. Она выполняет не только образовательные, но и экономические, социальные, культурные и нравственные функции.

Качественными характеристиками сельской школы, определяющими ее устойчивость и уникальность, с одной стороны, а с другой- обусловливающими ее внутреннего противоречивость, трудность разрешение ее проблем, я считаю:

  • малочисленность
  • недоукомплектованность педагогическими кадрами
  • стихийную интегративность
  • безальтернативное образовательное пространство
  • многофункциональность
  • самобытность и самодостаточность.

Так недостаточное число учеников в классе, с одной стороны, порождает психологическую монотонность, которую необходимо избегать, а с другой стороны, малочисленность позволяет учителю сельской школы проектировать характер, поведение, развитие каждого ученика через обеспечение доверия, взаимопонимания, постоянное утверждение возможностей и достоинств ученика.

Учитель располагает возможностью установить, к какой психофизической группе по степени уравновешенности нервных процессов возбуждения и торможения относится каждый ученик. После изучения особенностей развития, уровня знаний, умений и навыков, своеобразных черт характера ученика, его интересов и склонностей учителю легче наметить главные направления индивидуальной работы с ним.

Поскольку в малом коллективе слабее выражены группового взаимодействия (подражания, внушения), учителю легче поддерживать учебную дисциплину, руководить образовательным процессом. В данном случае возникают доверительные отношения учителя с учащимися, что раскрепощает учеников, создаёт условия для самовыражения, помогает реализовать отношения партнёрства и заинтересованности.

Недоукомплектованность сельских школ кадрами, текучесть молодых специалистов всегда были самым уязвимым местом сельской школы.

С одной стороны, это свидетельствует о сложных условиях работы в сельской местности, с другой – указывает на интегративный характер деятельности педагога и требует разработки соответствующих образовательных программ.

Я считаю, что в настоящий момент необходима профессиональная подготовка для сельской школы по смежным дисциплинам и психологический курс по работе в малых группах с интегративной наполняемостью (возраст, способности, физическое здоровье).

Специфичность сельской школы заключается и в том, что в деревне отношение к школьному обучению у жителей двойственное: с одной стороны, усвоение школьных знаний понимается как внешняя, полезная в социальных измерениях, необходимость, но с другой стороны – постоянно подчёркивается их неприменимость или даже бесполезность в реальной жизни.

Своеобразно и положение учителя в сельской местности. В зависимости от отношения родителей к учителю складываются и отношения меду учениками и учителем. Индивидуальный стиль жизни учителя на селе более значим, чем в городе.

Особенности образовательного процесса в сельской школе выделяют ряд психолого – педагогических требований к личности педагога сельской школы, которые определяют успех его деятельности.

Мониторинг, проведённый среди учителей моей школы, показал, что ведущую роль играют коммуникативные свойства личности учителя, проявляющиеся в умении видеть, укреплять и развивать в ученике индивидуальные возможности и достоинства.

По мнению опрошенных, специфика педагогического труда учителя сельской школы складывается из:

  • отсутствия параллельных классов,
  • малочисленности классов,
  • совмещения преподавания ряда предметов, по которым у педагога нередко отсутствуют достаточные профессиональные знания,
  • необходимости обладания достаточным уровнем компетентности в проблемах сельского образа жизни, включая знание региональных особенностей труда, быта, досуга, обычаев, традиций.

Стихийная интегративность – это, на мой взгляд, специфическая характеристика сельской школы, которая позволяет совместно обучаться и здоровым, нормально развитым детям, и тем, кто имеет отклонения в умственном и физическом развитии, и детям – инвалидам.

Такое положение вещей в городских условиях обучения является спорным (как следствие – классы с углубленным изучением отдельных предметов и классы коррекции). В условиях сельской школы таких возможностей нет по причине малочисленности.

Единственным выходом из данной ситуации, на мой взгляд, является организация обучения в сельской школе с учётом идей личностно – ориентированного обучения.

Школа на селе, является безальтернативным образовательным учреждением. Ученик привязан к конкретной школе, что обуславливает зависимость уровня развития ребёнка от существующих обстоятельств, а это, в свою очередь, зачастую лишает его возможностей дополнительного образования. В этом сейчас большую помощь оказывает дистанционное образования. Возможности интернета безграничны.

Специфические социальные условия жизнедеятельности школы, необходимость своевременно реагировать на постоянно возникающие социальные проблемы детей – всё это делает сельскую школу многофункциональной.

Она вынуждена заниматься социально — педагогической и социокультурной работой в открытой среде ребёнка, преодолением отчуждённости детей и родителей, старшего и младшего поколения.

Школа выступает инициатором социальной работы с детьми и их семьями, сознавая необходимость охраны прав, своевременной социально – психологической помощи детям из многодетных и социально неблагополучных семей.

Сельская школа в современных условиях становится базовым институтом допрофессиональной сельскохозяйственной подготовки.

Всё множество проблем, определяющих развитие сельской школы на современном этапе, может быть сведено в четыре группы: экономические, демографические, структурные (социальные, социально – поселенческие, управленческие, организационные и т.д.) и педагогические. Каждое из выделенных направлений характеризуется своим набором показателей. Меня, в большей степени, интересует собственно педагогические проблемы.

Сельская школа, её педагогические проблемы, всегда были в центре внимания многих учёных, педагогов. Различные аспекты особенностей сельской школы и организации учебно – воспитательного процесса в ней раскрыты в работах многих современных авторов: Байбородовой Л.В., Броневщук С.Г., Величкиной В.М., Данилова Д.А., Зайкина М.И., Калашникова А.Г., Кондратенко А.Е. и др.

Нужно отметить, что практически все исследования в этом направлении рассматривают различные аспекты организации образовательного процесса сельской школы в русле тех моделей, которые предлагаются в Концепции реструктуризации сети сельских образовательных учреждений.

Основной целью реструктуризации сети общеобразовательных учреждений в сельской местности является создание необходимых условий для обеспечения доступности и высокого качества общего образования обучающихся в сельских школах.

Качественное реформирование образовательной среды сельской школы происходит на основе гуманизации современного образования. Гуманистическая позиция заложена во всех документах, определяющих стратегические цели отечественной образовательной системы.

В сложившихся условиях проблема личностно – ориентированного обучения в сельской школе становится весьма актуальной, что обосновано не только малой накопляемостью классов, но и такими обстоятельствами, как:

  • разброс семей по социальному статусу влечёт за собой в образовательных уровнях и потребностях, как родителей учащихся, так и самих обучающихся;
  • необходимость объединения разновозрастных групп школьников для проведения учебных занятий в рамках одного или нескольких классов.

Следовательно, на современном этапе необходимы качественные преобразования образовательного процесса сельской школы с учётом его специфики.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/zavuchu/prochee/selskaia_shkola_problemy_i_perspektivy

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector