Современные взгляды на типологию организации — справочник студента

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи: Современные взгляды на типологию организации
Рубрика (тематическая категория) Экономические дисциплины
Articles-ads

В любой стране существует большое количество организаций: коммерческие и некоммерческие, государственные и негосударственные, производственные и непроизводственные.

Эффективность деятельности организации определяется общим потенциалом, который состоит ᴎɜ ресурсов разного типа (финансовые, человеческие, материальные, технологические, и т.д.).

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

При ϶том управление ресурсами приобретает особую важность, рациональное использование ресурсов и внедрение ресурсосберегающих технологий часто определяют жизненную выносливость организации.

Организацию можно анализировать с точки зрения разных теорий и юридических основанийВажно сказать, что для любой организации характерно наличие внутренней структуры, определеннои̌ численности, своих организационных отношений.

Несмотря большое количество организаций, каждую можно анализировать и рассматривать как сложную, саморазвивающуюся, открытую систему.

Классификаций организаций существует много, в их основе могут лежать различные признаки: правовой статус, характер деятельности, отраслевая принадлежность, длительность существования и т.д.

Любая классификация начинается с определения признака классификации, который был бы общим всœех организаций. Но количество признаков очень большое и зависит от методов анализа, задач типологии и личных качеств самого исследователя. По϶тому типология организаций очень специфична.

Наиболее простой тип классификации – на основе законов и организационно-правовой формы.

Подразумевая под организацией образования на нижнем социальном уровне, можно разделить организации на два типа: деловые и союзные.

Деловые организации появляются в результате действий коллективных предпринимателей, государства, местных органов власти, партий, акционерных обществ и т.д. Имеют форму предприятий и учреждений. Бывают государственными, частными, муниципальными. Уе в организациях приносит доход, учредителям приносит прибыль. Организации существуют за счет внутренней саморегуляции, в основе которой – документально закрепленный распорядок , принципы единоначалия, целесообразности, выполнения задач, функциональности.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Технология работы - справочник студента

Оценим за полчаса!

Союзные организации (общественные) появляются в результате обобщения усилий индивидуальных участников. Цели вырабатываются изнутри. Регулирование происходит на основе устава, принципов выборности, целесообразности.

Руководство здесь зависит от остальных участников. Организации типа не создаются с целью получения прибыли, удовлетворяют потребности иного порядка: политические, социальные, культурные, творческие.

Организационные образования не являются организациями в полном смысле слова, но имеют признаки общей структуры и распорядка. Эᴛο ассоциативные организации, поселения. У них есть свои лидеры, распределение ролей между участниками, решения принимаются то сообща. Но уровень формализации отношений низкий, строятся на удовлетворении интересов, т.е., участниками не руководит общая цель, а цель каждого средством удовлетворения потребностей других участников. Пограничные формы организаций во многом похожи с собственно организациями.

Формальные и неформальные организации

Еще один ᴎɜ видов критериев типологии организаций – ϶то порядок построения внутри нее, особенности функционирования, наличие строго задокументированных отношений внутри, иерархической структуры.

По этим признакам традиционно выделяют два типа организаций: формальные и неформальные.

Формальные организации четко прописывают свою работу, в них существует система нормативов, правил, принципов деятельности, которые регламентируют большинство процессов, происходящих в организации. В ней существует набор стандартов поведения.

Такие организации регистрируются юридически. Главный признак таких организаций – определенность действий, наличие норм, заданности, запрограммированности основных процессов.

Организация определяется своей формальнои̌ составляющей, но отношения внутри не ограничиваются формальными рамками.

Неформальные организации представляют собой набор социальных ролей, принятых в определенном кругу лиц. Они содержат в себе набор санкций за отклонения от нормы поведения, набор эталонов, обычаев и традиций, которые сложились в повсœедневном общении. Неформальные организации не регистрируются юридически.

Они появляются на основе общих интересов, быта, культурного наследия. Неформальные группы существуют в рамках формальных организаций, иногда сильно влияют на ход .

Они важны деятельности любой организацииСтоит отметить, особенно заметно их влияние в крупных предпринимательских кругах, государственных органах.

Схема формальных и неформальных организаций выглядит так:

Современные взгляды на типологию организации — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Современные взгляды на типологию организации»2018-2019.

  • — Современные взгляды на типологию организации

    Общее понятие типологии организацийВ любой стране существует большое количество организаций: коммерческие и некоммерческие, государственные и негосударственные, производственные и непроизводственные. Эффективность деятельности организации определяется общим… [читать далее].

  • Источник: http://referatwork.ru/info-lections-55/economy/view/6949_sovremennye_vzglyady_na_tipologiyu_organizacii

    Типология студентов

    • ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
    • Факторы, определяющие социально-психологический 
      портрет студента и в немалой 
      степени влияющие на успешность обучения, можно разделить на две категории: те, с которыми студент пришел в 
      вуз, — их только можно принимать 
      во внимание, и те, которые появляются в процессе обучения, — ими можно 
      управлять.
    • К первой категории в том 
      числе относятся: уровень подготовки, система ценностей, отношение к 
      обучению, информированность о вузовских 
      реалиях, представления о профессиональном будущем.

    Эти факторы во многом определяются общей атмосферой в стране и конкретными «бытовыми знаниями» тех, кто являлся 
    непосредственным источником информации. Влиять на них можно лишь косвенно, констатируя и используя их как 
    отправную точку для воздействий 
    на студентов.

    Факторы первой категории 
    работают преимущественно на этапе 
    адаптации, когда первокурсники 
    пытаются понять, «куда я попал» и «кто меня окружает».

    «В 
    чужой монастырь со своим уставом 
    не ходят», — это студенты слышат на каждом шагу, каждый преподаватель 
    устанавливает свои правила и 
    требует их соблюдения, в группах 
    между ребятами идет «война» за право лидерства, поиск «своих» людей.

    Студент должен очень быстро сориентироваться и с новых позиций 
    освоить способы и методы учебной 
    деятельности, понять систему норм и правил, существующих на факультете и в его учебной группе, разработать 
    свою систему ценностей по отношению 
    к учебе, предстоящей работе, преподавателям.

    Постепенно влияние факторов первой группы ослабевает и решающую роль начинают играть факторы второй группы. К ним можно отнести: организацию 
    учебного процесса, уровень преподавания, тип взаимоотношений преподавателя 
    и студента и т.п.

    Именно это в значительной степени, а не исходный уровень определит 
    профессиональный и психологический 
    облик человека, который через 
    пять лет покинет стены вуза. В 
    вуз приходят совершенно различные 
    люди с разными установками и 
    разными «стартовыми условиями». Некоторые представления о подобных различиях могут дать приводимые ниже диаграммы (рис. 2.1-2.4).

    В этом отношении очень 
    интересен анализ студенческой молодежи в связи с избранной ими 
    профессией. Вся совокупность современных 
    студентов довольно явно разделяется 
    на три группы [1].

    Первую составляют студенты, ориентированные на образование 
    как на профессию. В этой группе наибольшее число студентов, для которых 
    интерес к будущей работе, желание 
    реализовать себя в ней — самое 
    главное. Лишь они отметили склонность продолжать свое образование в аспирантуре. Все остальные факторы для 
    них менее значимы. В этой группе около трети студентов.

    Вторую группу составляют студенты, ориентированные на бизнес. Она составляет около 26% от общего числа 
    опрошенных.

    Отношение к образованию 
    у них совсем иное: для них образование 
    выступает в качестве инструмента (или возможной стартовой ступени) для того, чтобы в дальнейшем попытаться создать собственное дело, заняться торговлей и т.п.

    Они понимают, что со временем и эта сфера 
    потребует образования, но к своей 
    профессии они относятся менее 
    заинтересованно, чем первая группа.

    Третью группу составляют студенты, которых, с одной стороны, можно назвать «неопределившимися», с другой — задавленными разными 
    проблемами личного, бытового плана. На первый план у них выходят бытовые, личные, жилищные, семейные проблемы.

    Можно 
    было бы сказать, что это группа тех, кто «плывет по течению» — они не могут выбрать своего пути, для 
    них образование и профессия 
    не представляют того интереса, как 
    у первых групп.

    Возможно, самоопределение 
    студентов данной группы произойдет позже, но можно предположить, что 
    в эту группу попали люди, для 
    которых процесс самоопределения, выбора пути, целенаправленности нехарактерен.

    Процесс выбора профессии, обучения в вузе стал сегодня для многих студентов прагматическим, целенаправленным и соответствующим переменам.

    Ценность образования как самостоятельного социального феномена, имеющего социокультурную, личностную и статусную привлекательность, отступила на более дальний план.

    Возможно, что различие ценностей 
    образования прошлых и текущих 
    лет главным образом состоит 
    именно в этом.

    С появлением «коммерческого» набора в вуз в него пришли обеспеченные студенты, не привыкшие отказывать себе ни в чем, уверенные в правильности своего профессионального выбора (62-77%), хорошо осведомленные о специфике 
    будущей профессиональной деятельности (самооценка в среднем выше на 10%, чем у «бюджетников»). Эти студенты, вдохновляемые примером родителей-предпринимателей, без страха глядят в будущее, имеющее 
    для них четко прорисованную 
    профессиональную перспективу.

    Существуют также качественные различия, в частности, результаты анализа 
    статистических данных показывают, что 
    у «коммерческих» студентов более 
    ярко выражено стремление к достижению успеха в сфере бизнеса (9-18,5%), в 
    связи с чем они выше, чем «бюджетные» студенты, оценивают значимость хорошего образования, профессиональной подготовки (30,5-40%), свободного владения иностранными языками (22-37%), духовно и культурно 
    богатой жизни (36-44%).

    Выявились различия в структуре 
    мотивации получения высшего 
    образования у сравниваемых групп 
    студентов: «бюджетные» студенты в целом высказали более традиционные установки — получить диплом (4-14%), приобрести профессию (56-62%), вести научные исследования (5-15%), пожить студенческой жизнью (8-18%), тогда как у «коммерческих» студентов доминирует стремление добиться материального благополучия (43-53%), свободно овладеть иностранными языками (17-41%), стать 
    культурным человеком (33-39%), получить возможность 
    обучения, работы за границей (20-29%), освоить 
    теорию и практику предпринимательства (10-16%), добиться уважения в кругу 
    знакомых (10-13%), продолжить семейную традицию (6-9%).

    Контингент «коммерческих» студентов в большинстве своем 
    представлен выпускниками средних 
    школ, хотя среди них несколько 
    больше лиц, имеющих опыт трудовой (производственной) деятельности в отраслях народного 
    хозяйства, чем среди «бюджетников».

    Среди их родителей значительно 
    больше предпринимателей, бизнесменов (14-16%), работников кооперативов, акционерных 
    обществ, совместных предприятий (11-17%), высших государственных служащих. Именно для данной социальной группы посильна оплата высшего образования. Достаток в этих семьях значительно выше.

    Каждый седьмой «коммерческий» студент 
    имеет собственный ежемесячный 
    заработок, а каждый десятый — доход 
    от самостоятельного предпринимательства.

    По числу вузовских «отличников» они уступают «бюджетным» студентам.

    Следует выделить несколько 
    больше типов современных студентов, чем простое деление на «бюджетных» и «коммерческих», причем эти типы встречаются и в той и в 
    другой из описанных групп.

    Первый тип условно 
    можно назвать «предпринимателем».

    Этот студент предпочитает достижение успеха в сфере бизнеса, получает высшее образование для того, чтобы 
    освоить теорию и практику предпринимательства, быстро продвигаться по службе, заниматься руководящей, организаторской деятельностью, он уверен в правильности выбора специальности, обучения, соответствии ему своих 
    способностей, но в то же время он более критичен к своему учебному заведению, лучше знает специфику 
    профессии (возможности профессионального 
    роста, размер заработной платы, условия 
    труда, перспективы служебной карьеры), не опасается безработицы, у него более развиты (по самооценке) такие 
    актуальные личностные качества, как 
    индивидуализм, профессионализм, предприимчивость, самостоятельность, способность менять взгляды при смене обстоятельств, быстрая адаптация и легкая вживаемость 
    в новые условия.

    Второй тип с той 
    же долей условности называют «эмигрант». Высшее образование «эмигранты» в 
    большей мере получают для того, чтобы свободно овладеть иностранными языками, получить возможность обучения, работы за границей.

    Они уверены 
    в правильности собственного выбора специальности и в соответствии ему своих способностей, а также 
    в возможности вуза дать им подготовку на необходимом уровне.

    У них хорошо развиты (по самооценке) индивидуализм, жизненный оптимизм, легкая вживаемость 
    в новые условия.

    Обоим этим типам противостоит «традиционалист».

    Он ценит хорошее 
    образование, профессиональную подготовку, получает высшее образование для 
    того, чтобы получить диплом, вести 
    научные исследования, менее критичен по отношению к вузу, хуже знает 
    реалии дальнейшей профессиональной деятельности, больше опасается безработицы, у 
    него сильно развиты профессионализм 
    и работоспособность, менее — предприимчивость, способность рисковать, менять взгляды 
    при смене обстоятельств, вживаться 
    в новые условия, жизненный оптимизм.

    «Каковы нынешние студенты 
    по сравнению со студентами, учившимися 5-8 лет назад, т.е. на заре 
    рыночных реформ?» 86% опрошенных 
    преподавателей считают, что студенты 
    изменились.

    Сформировались качества, позволяющие им легче адаптироваться 
    к сложностям жизни в условиях 
    рынка, делающие их более конкурентоспособными: у них появились предприимчивость, большая самостоятельность, большая 
    требовательность к преподавателям (знания — необходимый товар).

    Но что-то 
    и утратилось: студенты стали 
    менее эрудированными, менее трудолюбивыми 
    (в учебе), менее интеллигентными, 
    менее требовательными к себе.

    Можно выделить три основных типа деятельности и поведения студентов 
    в сфере обучения и познания:

    Первый тип личности отличается комплексным подходом к целям 
    и задачам обучения в вузе. Интересы студентов сосредоточиваются на области знаний более широкой, чем 
    предусмотрено программой, социальная активность студентов проявляется 
    во всем многообразии форм жизни вуза. Этот тип деятельности ориентирован на широкую специализацию, на разностороннюю профессиональную подготовку.

    Второй тип личности отличается четкой ориентацией на узкую специализацию. И здесь познавательная деятельность студентов выходит за рамки учебной 
    программы. Однако если первому типу поведения присуще преодоление 
    рамок программы, так сказать, вширь, то в данном случае этот выход осуществляется вглубь. Система духовных запросов студентов сужена рамками «околопрофессиональных 
    интересов».

    Третий тип познавательной деятельности студентов предполагает усвоение знаний и приобретение навыков 
    лншь в границах учебной программы.

    Этот тип деятельности — наименее творческий, наименее активный — характерен для 26,8% опрошенных студентов.

    Таким образом, уже в результате самого общего подхода 
    к анализу учебно-познавательной деятельности студентов выделяются три типологические группы, каждая из которых имеет свои модели поведения.

    По отношению к учебе 
    ряд исследователей выделяют пять групп.

    К первой группе относятся 
    студенты, которые стремятся овладеть знаниями, методами самостоятельной 
    работы, приобрести профессиональные умения и навыки, ищут способы рационализации учебной деятельности. Учебная деятельность для них — необходимый путь к хорошему овладению избранной профессией. Они отлично учатся по всем предметам 
    учебного цикла.

    Интересы этих студентов 
    затрагивают широкий круг знаний, более широкий, чем предусмотрено 
    программой. Они активны во всех сферах учебной деятельности.

    Студенты этой группы сами активно ищут аргументы, дополнительные обоснования, сравнивают, сопоставляют, находят истину, активно 
    обмениваются мнениями с товарищами, проверяют достоверность своих 
    знаний.

    Ко второй группе относятся 
    студенты, которые стремятся приобрести знания во всех сферах учебной деятельности. Для этой группы характерно увлечение 
    многими видами деятельности, но им быстро надоедает глубоко вникать 
    в суть тех или иных 12* предметов 
    и учебных дисциплин.

    Вот почему они нередко ограничиваются поверхностными знаниями. Основной принцип их деятельности — лучше всего понемногу. Они не затрачивают много усилий на конкретные дела.

    Как правило, хорошо учатся, но получают порой неудовлетворительные оценки по предметам, которые их не интересуют.

    К третьей группе относятся 
    студенты, которые проявляют интерес 
    только к своей профессии. Приобретение знаний и вся их деятельность ограничиваются узкопрофессиональными рамками.

    Для 
    этой группы студентов характерно целенаправленное, избирательное приобретение знаний, и только необходимых (по их мнению) для будущей профессиональной деятельности.

    Они много читают дополнительной литературы, глубоко изучают специальную 
    литературу, эти студенты хорошо и 
    отлично учатся по предметам, связанным 
    со своей специальностью; в то же время не проявляют должного интереса к смежным наукам и дисциплинам 
    учебного плана.

    К четвертой группе относятся 
    студенты, которые неплохо учатся, но к учебной программе относятся 
    избирательно, проявляют интерес 
    только к тем предметам, которые 
    им нравятся.

    Они несистематически посещают учебные занятия, часто 
    пропускают лекции, семинарские и 
    практические занятия, не проявляют 
    интереса к каким-либо видам учебной 
    деятельности и дисциплинам учебного плана, так как их профессиональные интересы еще не сформированы.

    К пятой группе относятся 
    лодыри и лентяи. В вуз они пришли по настоянию родителей или «за компанию» с товарищем, или для 
    того, чтобы не идти работать и не попасть в армию. К учебе относятся равнодушно, постоянно пропускают занятия, имеют «хвосты», им помогают товарищи, и зачастую они дотягивают до диплома.

    Среди отличников можно выделить лишь три подтипа: «разносторонний», «профессионал», «универсал». Наиболее распространен среди отличников первый подтип. Это студент любознательный, инициативный, с широким кругозором.

    Он изучает не только первоисточники, рекомендованные учебными программами, но систематически читает литературу сверх программы и по смежным 
    дисциплинам.

    Мотивом деятельности данной категории отличников, как 
    правило, служит неудержимое стремление к познанию, им нравится сам процесс 
    узнавания нового, неизведанного, решения 
    сложных задач.

    Отличники, ориентирующиеся 
    на профессию, концентрируют свое внимание главным образом на профилирующих 
    предметах, осваивая общеобразовательные 
    предметы более поверхностно, хотя и стараются не опускаться ниже «5».

    Выделяют «узкого» отличника, изучающего программный материал только в объеме лекций, учебника и обязательных первоисточников. Как правило, к последнему варианту относятся студенты со средними способностями, но с сильно развитым чувством долга, «одержимые».

    Такие студенты нередко 
    очень хорошо осознают значение разносторонних знаний для полноценной профессиональной деятельности, но им просто не хватает 
    времени для того, чтобы изучать 
    еще что-то сверх программы.

    Среди «узких» отличников могут встретиться 
    иногда и такие студенты, учебно-познавательная деятельность которых стимулируется 
    эгоистическими интересами (самоутверждение, карьера).

    Источник: https://www.freepapers.ru/8/tipologiya-studentov/151437.943910.list1.html

    Типология личности студента

    < Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

    Перейти к загрузке файла

    Факторы, определяющие социально-психологический портрет студента и в немалой степени, влияющие на успешность обучения, можно разделить на две категории: те, с которыми студент пришел в вуз, — их только можно принимать во внимание, и те, которые появляются в процессе обучения, — ими можно управлять. К первой категории, в том числе относятся: уровень подготовки, система ценностей, отношение к обучению, информированность о вузовских реалиях, представления о профессиональном будущем. Эти факторы во многом определяются общей атмосферой в стране и конкретными «бытовыми знаниями» тех, кто являлся непосредственным источником информации. Влиять на них можно лишь косвенно, констатируя и используя их как отправную точку для воздействий на студентов. Факторы первой категории работают преимущественно на этапе адаптации. Постепенно влияние факторов первой группы ослабевает и решающую роль начинают, играть факторы второй группы. К ним можно отнести: организацию учебного процесса, уровень преподавания, тип взаимоотношений преподавателя и студента и т.п. Именно это в значительной степени, а не исходный уровень определит профессиональный и психологический облик человека, который через пять лет покинет стены вуза. В вуз приходят совершенно различные люди с разными установками и разными «стартовыми условиями». Типология, разработанная В.Т. Лисовским, наиболее полно отражает представления о студенте, как о гармонично развивающемся субъекте с учетом специфики его деятельности. Выглядит она следующим образом:

    • 1. «Гармоничный». Выбрал свою специальность осознанно. Учится очень хорошо, активно участвует в научной и общественной работе. Развит, культурен, общителен, глубоко и серьезно интересуется литературой и искусством, событиями общественной жизни, занимается спортом. Непримирим к недостаткам, честен и порядочен. Пользуется авторитетом в коллективе как хороший и надежный товарищ.
    • 2. «Профессионал». Выбрал свою специальность осознанно. Учится, как правило, хорошо. В научно-исследовательской работе участвует редко, так как ориентирован на послевузовскую практическую деятельность. Принимает участие в общественной работе, добросовестно выполняя поручения. По мере возможности занимается спортом, интересуется литературой и искусством, главное для него — хорошая учеба. Непримирим к недостаткам, честен и порядочен. Пользуется уважением в коллективе.
    • 3. «Академик». Выбрал свою специальность осознанно. Учится только на «отлично». Ориентирован на учебу в аспирантуре. Поэтому много времени отдает научно-исследовательской работе, порой в ущерб другим занятиям.
    • 4. «Общественник». Ему свойственна ярко выраженная склонность к общественной деятельности, которая зачастую преобладает над другими интересами и порой отрицательно сказывается на учебной и научной активности. Однако уверен, что профессию выбрал верно. Интересуется литературой и искусством, заводила в сфере досуга.
    • 5. «Любитель искусств». Учится, как правило, хорошо, однако в научной работе участвует редко, так как его интересы направлены в основном в сферу литературы и искусства. Ему свойствен развитый эстетический вкус, широкий кругозор, глубоко художественная эрудиция.
    • 6. «Старательный». Выбрал специальность не совсем осознанно, но учится добросовестно, прилагая максимум усилий. И хотя не обладает развитыми способностями, но задолженностей, как правило, не имеет. Малообщителен в коллективе. Литературой и искусством интересуется слабо, так как много времени занимает учеба, но любит бывать в кино, на эстрадных концертах и дискотеках. Физкультурой занимается в рамках вузовской программы.
    • 7. «Середняк». Учится «как получится», не прилагая особых усилий. И даже гордится этим. Его принцип: «Получу диплом и буду работать не хуже других». Выбирая профессию, особенно не задумывался. Однако убежден, что раз поступил, то вуз нужно кончить. Старается учиться хорошо, хотя от учебы не испытывает удовлетворения.
    • 8. «Разочарованный». Человек, как правило, способный, но избранная специальность оказалась для него малопривлекательной. Однако убежден, что раз поступил, то вуз нужно кончить. Старается учиться хорошо, хотя от учебы не испытывает удовлетворения. Стремится утвердить себя в различного рода хобби, искусстве, спорте.
    • 9. «Лентяй». Учится, как правило, слабо, по принципу «наименьшей затраты сил». Но вполне доволен собой. О своем профессиональном призвании не задумывается всерьез. В научно-исследовательской и общественной работе участия не принимает. В коллективе студенческой группы к нему относятся как к «балласту». Иногда норовит словчить, воспользоваться шпаргалкой, приспособиться. Круг интересов в основном в сфере досуга.
    • 10. «Творческий». Ему свойствен творческий подход к любому делу — будь то учеба, или общественная работа, или сфера досуга. Зато те занятия, где необходимы усидчивость, аккуратность, исполнительская дисциплина, его не увлекают. Поэтому, как правило, учится неровно, по принципу «мне это интересно» или «мне это не интересно». Занимаясь научно-исследовательской работой, ищет оригинальное самостоятельное решение проблем, не считаясь с мнением признанных авторитетов.
    • 11. «Богемный». Как правило, успешно учится на так называемых «престижных» факультетах, свысока относится к студентам, обучающимся массовым профессиям. Стремится к лидерству в компании себе подобных, к остальным же студентам относится пренебрежительно. «Обо всем» наслышан, хотя знания его избирательны. В сфере искусства интересуется, главным образом, «модными» течениями. Всегда имеет «свое мнение», отличное от мнения «массы». Посещает кафе, и ночные клубы.
    Читайте также:  Ускорение - справочник студента

    Успешность обучения определяется таким психическим свойством человека, как обучаемость. Под этим понятием подразумеваются личные особенности (адаптивность, пластичность личности, напряженность мотивации и т. п.) и весь интеллектуальный потенциал человека.

    Непосредственная зависимость успешности любой деятельности, в том числе и учебной, в первую очередь от уровня интеллектуального развития.

    Взаимосвязь между интеллектуальными способностями и деятельностью диалектична: эффективное включение в любую деятельность требует определенного уровня способностей к этой деятельности, которая, в свою очередь, определяющим образом влияет на процесс развития и формирование способностей.

    Успеваемость студентов зависит не только от общего интеллектуального развития и специальных способностей, что вполне понятно даже с точки зрения здравого смысла, но также от интересов и мотивов, черт характера, темперамента, направленности личности, ее самосознания и т. п.

    В основе направленности личности лежат ее потребности, которые могут быть материальными (потребность в пище, одежде, жилище и т. д.) и духовными (потребность, познании, музыке, книге, труде и т. д.).

    Потребности предполагают свое дальнейшее удовлетворение и поэтому порождают влечения, желания, стремления, эмоциональные состояния, которые заставляют студента проявлять активность. Потребности могут быть ясно осознанными и неосознанными или осознанными лишь частично.

    Стремление стать хорошим специалистом, освоить преподаваемые дисциплины, стать эрудированным и культурным человеком — это выражение четко осознанных духовных и материальных потребностей студента.

    Важным условием оптимизации потенциальных возможностей личности является ее активность, направленность на определенный вид деятельности. «Именно то, что особенно значимо для человека, выступает в конечном счете в качестве мотивов и целей его деятельности».

    Обнаружена прямая корреляционная связь между направленностью на получение знаний и уровнем академической успешности. Направленность на получение профессии и направленность на получение диплома не отражаются непосредственно на результатах академической успешности.

    Отсутствие взаимосвязи между направленностью на получение диплома и академической успешностью мы объясняем тем, что, как показывает ряд данных, зачастую студенты при подготовке к экзаменам применяют «штурм», который далеко не всегда приводит к положительным результатам.

    Студенты, нацеленные на получение знаний, характеризуются чувством долга, целеустремленностью, сильной волей, умением мобилизовать свои физические и психические силы на учебу, высокой регулярностью учебной деятельности.

    Комплекс всех этих черт в совокупности с направленностью на получение знаний и обеспечивает высокую учебную успешность.

    В процессе работы со студентами педагог должен учитывать не только уровень и структуру мотивации, но также энергетический, умственный потенциал и целый ряд жизненных обстоятельств.

    Так, если у студента большой перерыв в учебе или он с трудом адаптируется к новой форме обучения, задача педагога будет состоять в том, чтобы научить студента оптимальной организации труда.

    При хороших же потенциальных возможностях, высокой интеллектуальной лабильности студента, которая служит критерием хорошей обучаемости, педагог имеет основания предъявить к нему более высокие требования, апеллировать к его волевым качествам. Одной из важных потребностей является потребность в общении.

    В общении студенты познают не только других, но и себя, овладевают опытом социальной жизни. Потребность в общении способствует установлению многообразных связей, развитию товарищества, дружбы, стимулирует обмен знаниями и опытом, мнениями, настроениями и переживаниями.

    Также одной из важнейших потребностей личности является потребность в достижениях. Жизнь студентов специфична по возможностям удовлетворения ряда потребностей. Имеются известные ограничения в удовлетворении их духовных и материальных потребностей в соответствии с требованиями учения в вузе и будущей профессии.

    Наряду с ситуативными мотивами, непосредственно побуждающими к деятельности, важную роль играют мотивы, воплощающие в себе устремления направленности студента в будущее.

    Важным элементом направленности личности являются: разнообразные по содержанию интересы к преподаваемым предметам, спорту, музыке, технике и т. д. Они различаются также по устойчивости, широте влияния на деятельность.

    Устойчивый интерес студента к своей будущей профессии вызывает у него активность, творчество, стремление быстрее и лучше овладеть специальностью. Возникновение глубокого и устойчивого интереса студентов к учению, различным предметам является важным условием успешного формирования их личности.

    Познавательные интересы могут развиваться, но могут и затухать. Причиной затухания интереса к учению может быть появление больших трудностей, недостатки в методике обучения, организации учебных занятий.

    В деятельности и развитии студентов большую роль играет мировоззрение — система представлений, убеждений, взглядов на окружающую действительность. Оно проявляется в понимании и оценке действительности, различных событий и фактов, в социальном поведении человека, его поступках, деятельности, накладывает отпечаток на чувства, волю, мотивы.

    Существенные особенности в поведении и деятельности студентов вызываются различиями в темпераментах. Темперамент влияет не только на проявление чувств или скорость переключения внимания, но и на другие психические процессы, а также на проявление черт характера, на поведение студентов на занятиях, на их реакции в сложных ситуациях, на вопросы, задания, оценки.

    Темперамент влияет на ход и результаты различных видов деятельности.

    Также в деятельности студентов проявляется и их характер — относительно устойчивый психический склад человека. Это совокупность черт, влияющих на все его поведение. Характер студента представляет собой целостное образование, состоящее из ряда черт, которые можно классифицировать по группам.

    Это, во-первых, группа интеллектуальных черт — наблюдательность, рассудительность, гибкость ума; во-вторых, группа эмоциональных черт — уверенность, жизнерадостность, бодрость; в-третьих, группа волевых черт — целеустремленность, инициативность, выдержка, решительность, мужество и др.

    ; четвертая группа — нравственные черты: чувство долга, честность, правдивость и др. Характеры делятся на слабые и сильные, замкнутые и эгоистичные, цельные и противоречивые. Главное, что раскрывает характер студента, — это поступки и действия, особенно поведение в коллективе, успеваемость и общественная работа.

    Характер формируется в процессе деятельности в зависимости от ее мотивов и общего отношения студента к окружающей действительности.

    В деятельности студентов ярко проявляются способности, то есть такие их психологические особенности, которые позволяют успешно овладеть программой вуза, эффективно совершенствоваться как будущим специалистам. В структуру способностей входят внимательность, наблюдательность, определенные качества мышления, памяти и т. д.

    Способности студентов развиваются вместе с совершенствованием их внимания, памяти, творческого воображения, мышления и других психических процессов и свойств личности, а также путем компенсации недостающих качеств.

    Способности складываются на основе закрепления и проявления свойств человека в связи с особенностями его деятельности.

    Опосредствованно на успеваемость оказывает влияние и тип конституции (телосложения) студента, которому соответствует определенный тип реактивности организма, тип нервной системы.

    Влияют на успеваемость и особенности самосознания и самопонимания. В исследованиях установлена достаточно устойчивая и подтверждающаяся на разных выборках зависимость успешности обучения от таких особенностей самосознания, как степень адекватности самооценки. В отсев попадают студенты при излишней самоуспокоенности, беззаботности и неадекватности самооценки.

    Лабильность и сила нервной системы влияют на отбор приемов деятельности, в частности учебной. Стилем учебной деятельности называется предпочтительно используемая индивидом совокупность приемов самоподготовки, учебной работы.

    Студенты с сильной нервной системой компенсируют нерегулярность учебной деятельности «авралом», занятиями по ночам; будучи малотревожными, они легко используют при ответах на экзамене шпаргалки и т. п.

    Студенты со слабой нервной системой, накопив в результате несистематической работы большое количество неизученного материала, не могут работать за счет сна. Их тревожность на экзамене, куда они приходят плохо подготовленными, мешает им выявить даже имеющиеся знания.

    Так нерегулярность работы в сочетании со слабой нервной системой становится причиной неуспеваемости студентов, а зачастую — и отчисления их из вуза.

    Успешность их усилий в данной области зависит от уровня развития: 1) интеллекта, 2) самоанализа, 3) воли.

    Недостаточный уровень развития любого из этих свойств приводит к существенным просчетам в организации самостоятельной работы, следствием чего и является низкий уровень регулярности занятий, неполная подготовленность к экзаменам.

    Существует два типа студентов — с высоким и, низким уровнем регулярности учебной деятельности. Эмоциональные состояния, уровень развития волевых качеств, особенности психосоциотипа студента существенно влияют на учебный стиль и успешность обучения, на характер взаимоотношений с однокурсниками и преподавателями.

    Знание психологических особенностей личности студента — способностей, общего интеллектуального развития, интересов, мотивов, черт характера, темперамента, работоспособности, самосознания и т. д. — позволяет изыскивать реальные возможности их учета в условиях современного массового обучения в высшей школе.

    адаптация личность студент лидерство

    Источник: https://studwood.ru/615795/psihologiya/tipologiya_lichnosti_studenta

    Типология личности студента

    содержание 

    Введение………………………………………………………………………. 3
         Типология личности студента…………………………………………… 4
         Классификация мотивов учения…………………………………………. 11
         Классификация уровней развития учебной мотивации  школьников… 16
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 21
    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………. 22

     


    Введение
     

         Процесс выбора профессии, обучения в вузе стал сегодня для многих студентов 
    прагматическим, целенаправленным и 
    соответствующим переменам.

    Ценность образования как самостоятельного социального феномена, имеющего социокультурную, личностную и статусную привлекательность, отступила на более дальний план.

    Возможно, что различие ценностей образования прошлых и текущих лет главным образом состоит именно в этом.

         Выявились различия в структуре мотивации получения высшего образования у сравниваемых групп студентов: «бюджетные» студенты в целом высказали более традиционные установки — получить диплом, приобрести профессию, вести научные исследования, пожить студенческой жизнью, тогда как у «коммерческих» студентов доминирует стремление добиться материального благополучия, свободно овладеть иностранными языками, стать культурным человеком, получить возможность обучения, работы за границей, освоить теорию и практику предпринимательства, добиться уважения в кругу знакомых, продолжить семейную традицию.

         Сами 
    студенты относительно самих себя разделяют 
    на следующие группы: 1) отличники-«зубрилы», отличники-«умные», «труженики», «случайные» — контингент разнообразный: девушки, которые хотят стать дипломированными женами, парни, «косящие от армии», хулиганы, которых родители «всунули в вуз», лишь бы они чем-нибудь занимались, и т.п.

    •      Таким образом, видно, что типология студентов 
      тесно связана с мотивацией учения.
    •      Рассмотрению 
      данных понятий и посвящена контрольная 
      работа.
    • Типология личности студента 

         Термин 
    «студент» латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями.

         Факторы, определяющие социально-психологический 
    портрет студента и в немалой 
    степени влияющие на успешность обучения, можно разделить на две категории: те, с которыми студент пришел в вуз, — их только можно принимать во внимание, и те, которые появляются в процессе обучения, — ими можно управлять [5, с.52].

         К первой категории, в том числе, относятся: уровень подготовки, система ценностей, отношение к обучению, информированность о вузовских реалиях, представления о профессиональном будущем [9, с.116].

         Эти факторы во многом определяются общей 
    атмосферой в стране и конкретными «бытовыми знаниями» тех, кто являлся непосредственным источником информации. Влиять на них можно лишь косвенно, констатируя и используя их как отправную точку для воздействий на студентов.

         Факторы первой категории работают преимущественно 
    на этапе адаптации, когда первокурсники пытаются понять, «куда я попал» и «кто меня окружает».

    «В чужой монастырь со своим уставом не ходят», — это студенты слышат на каждом шагу, каждый преподаватель устанавливает свои правила и требует их соблюдения, в группах между ребятами идет «война» за право лидерства, поиск «своих» людей.

    Читайте также:  Сверхпроводимость - справочник студента

    Студент должен очень быстро сориентироваться и с новых позиций освоить способы и методы учебной деятельности, понять систему норм и правил, существующих на факультете и в его учебной группе, разработать свою систему ценностей по отношению к учебе, предстоящей работе, преподавателям.

         Постепенно 
    влияние факторов первой группы ослабевает и решающую роль начинают играть факторы 
    второй группы. К ним можно относят: организацию учебного процесса, уровень преподавания, тип взаимоотношений преподавателя и студента и т.п [9, с.119].

         Именно 
    это в значительной степени, а 
    не исходный уровень определит профессиональный и психологический облик человека, который через пять лет покинет 
    стены вуза. В вуз приходят совершенно различные люди с разными установками и разными «стартовыми условиями».

         Вся совокупность современных студентов 
    довольно явно разделяется на три 
    группы [1, с.114 -116].

         Первую 
    составляют студенты, ориентированные 
    на образование как на профессию. В этой группе наибольшее число студентов, для которых интерес к будущей работе, желание реализовать себя в ней — самое главное. Лишь они отметили склонность продолжать свое образование в аспирантуре. Все остальные факторы для них менее значимы. В этой группе около трети студентов.

         Вторую 
    группу составляют студенты, ориентированные 
    на бизнес.

    Отношение к образованию 
    у них совсем иное: для них образование 
    выступает в качестве инструмента (или возможной стартовой ступени) для того, чтобы в дальнейшем попытаться создать собственное дело, заняться торговлей и т.п. Они понимают, что со временем и эта сфера потребует образования, но к своей профессии они относятся менее заинтересованно, чем первая группа.

         Третью 
    группу составляют студенты, которых, с одной стороны, можно назвать «неопределившимися», с другой — задавленными разными проблемами личного, бытового плана. На первый план у них выходят бытовые, личные, жилищные, семейные проблемы.

    Можно было бы сказать, что это группа тех, кто «плывет по течению» — они не могут выбрать своего пути, для них образование и профессия не представляют того интереса, как у первых групп.

    Возможно, самоопределение студентов данной группы произойдет позже, но можно предположить, что в эту группу попали люди, для которых процесс самоопределения, выбора пути, целенаправленности нехарактерен.

         Выделяют несколько больше типов современных студентов, чем простое деление на «бюджетных» и «коммерческих», причем эти типы встречаются и в той и в другой из описанных групп [5, с.61].

         Первый 
    тип условно можно назвать «предпринимателем».

    Этот студент предпочитает достижение успеха в сфере бизнеса, получает высшее образование для того, чтобы освоить теорию и практику предпринимательства, быстро продвигаться по службе, заниматься руководящей, организаторской деятельностью, он уверен в правильности выбора специальности, обучения, соответствии ему своих способностей, но в то же время он более критичен к своему учебному заведению, лучше знает специфику профессии (возможности профессионального роста, размер заработной платы, условия труда, перспективы служебной карьеры), не опасается безработицы, у него более развиты (по самооценке) такие актуальные личностные качества, как индивидуализм, профессионализм, предприимчивость, самостоятельность, способность менять взгляды при смене обстоятельств, быстрая адаптация и легкая вживаемость в новые условия.

         Второй 
    тип с той же долей условности называют «эмигрант». Высшее образование «эмигранты» в большей мере получают для того, чтобы свободно овладеть иностранными языками, получить возможность обучения, работы за границей.

    Они уверены в правильности собственного выбора специальности и в соответствии ему своих способностей, а также в возможности вуза дать им подготовку на необходимом уровне.

    У них хорошо развиты (по самооценке) индивидуализм, жизненный оптимизм, легкая вживаемость в новые условия.

         Обоим этим типам противостоит «традиционалист».

    Он ценит хорошее образование, профессиональную подготовку, получает высшее образование 
    для того, чтобы получить диплом, вести научные исследования, менее критичен по отношению к вузу, хуже знает реалии дальнейшей профессиональной деятельности, больше опасается безработицы, у него сильно развиты профессионализм и работоспособность, менее — предприимчивость, способность рисковать, менять взгляды при смене обстоятельств, вживаться в новые условия, жизненный оптимизм.

         Выделяют три основных типа деятельности и поведения студентов в сфере обучения и познания [5, с.73 — 75]:

         Первый 
    тип личности отличается комплексным 
    подходом к целям и задачам 
    обучения в вузе. Интересы студентов сосредоточиваются на области знаний более широкой, чем предусмотрено программой, социальная активность студентов проявляется во всем многообразии форм жизни вуза. Этот тип деятельности ориентирован на широкую специализацию, на разностороннюю профессиональную подготовку.

         Второй 
    тип личности отличается четкой ориентацией 
    на узкую специализацию. И здесь 
    познавательная деятельность студентов 
    выходит за рамки учебной программы.

    Однако если первому типу поведения 
    присуще преодоление рамок программы, так сказать, вширь, то в данном случае этот выход осуществляется вглубь.

    Система духовных запросов студентов сужена рамками «околопрофессиональных интересов».

         Третий 
    тип познавательной деятельности студентов 
    предполагает усвоение знаний и приобретение навыков лишь в границах учебной программы.

    Этот тип деятельности — наименее творческий, наименее активный — характерен для 26,8% опрошенных студентов.

    Таким образом, уже в результате самого общего подхода к анализу учебно-познавательной деятельности студентов выделяются три типологические группы, каждая из которых имеет свои модели поведения.

         По 
    отношению к учебе ряд исследователей выделяют пять групп [10, с.159].

         К первой группе относятся студенты, которые стремятся овладеть знаниями, методами самостоятельной работы, приобрести профессиональные умения и навыки, ищут способы рационализации учебной деятельности. Учебная деятельность для них — необходимый путь к хорошему овладению избранной профессией. Они отлично учатся по всем предметам учебного цикла.

    Интересы этих студентов затрагивают широкий круг знаний, более широкий, чем предусмотрено программой. Они активны во всех сферах учебной деятельности. Студенты этой группы сами активно ищут аргументы, дополнительные обоснования, сравнивают, сопоставляют, находят истину, активно обмениваются мнениями с товарищами, проверяют достоверность своих знаний.

         Ко 
    второй группе относятся студенты, которые стремятся приобрести знания во всех сферах учебной деятельности. Для этой группы характерно увлечение 
    многими видами деятельности, но им быстро надоедает глубоко вникать в суть тех или иных 12* предметов и учебных дисциплин.

    Вот почему они нередко ограничиваются поверхностными знаниями. Основной принцип их деятельности — лучше всего понемногу. Они не затрачивают много усилий на конкретные дела.

    Как правило, хорошо учатся, но получают порой неудовлетворительные оценки по предметам, которые их не интересуют.

         К третьей группе относятся студенты, которые проявляют интерес только к своей профессии. Приобретение знаний и вся их деятельность ограничиваются узкопрофессиональными рамками.

    Для этой группы студентов характерно целенаправленное, избирательное приобретение знаний, и только необходимых (по их мнению) для будущей профессиональной деятельности.

    Они много читают дополнительной литературы, глубоко изучают специальную литературу, эти студенты хорошо и отлично учатся по предметам, связанным со своей специальностью; в то же время не проявляют должного интереса к смежным наукам и дисциплинам учебного плана.

         К четвертой группе относятся студенты, которые неплохо учатся, но к учебной программе относятся избирательно, проявляют интерес только к тем предметам, которые им нравятся.

    Они несистематически посещают учебные занятия, часто пропускают лекции, семинарские и практические занятия, не проявляют интереса к каким-либо видам учебной деятельности и дисциплинам учебного плана, так как их профессиональные интересы еще не сформированы.

         К пятой группе относятся лодыри и 
    лентяи. В вуз они пришли по настоянию 
    родителей или «за компанию» с товарищем, или для того, чтобы не идти работать и не попасть в армию. К учебе относятся равнодушно, постоянно пропускают занятия, имеют «хвосты», им помогают товарищи, и зачастую они дотягивают до диплома.

    Источник: https://www.stud24.ru/pedagogy/tipologiya-lichnosti-studenta/139529-410275-page1.html

    Проблема типологии личности студента

    О личностном выборе можно говорить, если его осуществляет свободный, ответственный и сознательно действующий человек.

    Поступок или деяние не могут осуществляться по принуждению, под давлением обстоятельств или в условиях неясного сознания; они не могут быть и результатом автоматического действия или перекладывания ответственности за принятое решение на другого человека.

    Таким образом, личность в узком смысле слова на высшей стадии своего развития – это духовный индивид, живущий в широком контексте культуры и общечеловеческих ценностей, обладающий совестью и честью, убеждениями и идеалами, чувством долга и ответственности.

    Различия в системах ценностей студентов и степень их личностной зрелости, именно в связи с успешностью обучения, находят свое выражение в многочисленных типологиях студентов. Основаниями для построения этих типологий выступают прежде всего отношения к профессии, к учебе, к науке и вся система жизненных ценностей и установок студентов.

    Выделяют три типа студентов по характеру учебной деятельности и соответствующим ему моделям поведения [19, с. 355].

    • У первого типа студентов интересы выходят за пределы знаний, очерченные учебным планом и программами дисциплин. Они проявляют активность во всех сферах жизни вуза и ориентированы на широкую специализацию, на разностороннюю профессиональную подготовку.
    • Второй тип отличается четкой ориентацией на узкую специализацию. Здесь тоже познавательная деятельность студентов выходит за пределы учебных программ, но скорее не вширь, а вглубь. Вся система активности ограничена рамками «околопрофессиональных интересов».
    • У студентов третьего типа познавательная активность направлена на усвоение знаний и навыков в рамках учебной программы. Эти студенты демонстрируют минимальный уровень активности и творчества.

    По отношению студентов к учебе выделяют пять групп [там же, с. 355 – 356].

    • Студенты, активные во всех видах учебной деятельности. Благодаря усердию и творческому отношению к делу, демонстрируют отличные успехи в учебе.
    • Студенты второго типа так же проявляют активность во всех сферах учебной деятельности, но не ориентированы на получение глубоких знаний, действуя по принципу «лучше всего понемногу».
    • Студенты третьего типа ограничивают свою активность узкопрофессиональными рамками, нацелены на избирательное усвоение только тех знаний, которые, по их мнению, необходимы для будущей профессиональной деятельности. Хорошо успевают по специальным предметам, но не уделяют должного внимания смежным дисциплинам.
    • Студенты четвертого типа проявляют интерес только к тем дисциплинам, которые им нравятся и легко даются. Часто пропускают занятия, почти полностью игнорируя некоторые дисциплины.
    • К пятому типу относят «лодырей и лентяев», не имеющих выраженных интересов ни к одной из областей знаний. Они, как правило, поступают в вузы «за компанию», по настоянию родителей или для уклонения от службы в армии, работы и т.п.

    Если строить типологию, исходя из успеваемости, то можно выделить следующие типы отличников [Там же, с. 356–357 ]:

    • «Разносторонний» – получает удовольствие от самого процесса получения знаний, изучает первоисточники и литературу, выходящую за пределы программ по всем дисциплинам. Этот тип отличника наиболее распространен.
    • «Профессионал» – концентрирует свое внимание на профилирующих дисциплинах, осваивая общеобразовательные предметы более поверхностно, но на достаточном для получения отличной оценки уровне.
    • «Универсалы» – сочетают в себе достоинства двух предыдущих типов. Благодаря огромному трудолюбию и таланту добиваются выдающихся успехов в профилирующих областях знания. Такой тип студентов встречается наиболее редко.
    • «Зубрилы» (по определению самих студентов) – не обладают хорошими способностями, но за счет рвения и усердия овладевают материалом на достаточном для отличной оценки уровне.

    Аналогичные типы можно выделить среди «хорошистов», но с более низкими уровнями достижений.

    Наиболее полные классификации личности студента построены на основе учета уровня и качества активности студентов в четырех сферах: 1. Отношение к учебе, науке, профессии; 2. Отношение к общественной деятельности, наличие активной жизненной позиции; 3. Отношение к искусству и культуре (уровень духовности); 4. Выраженность коллективистских установок, позиции в коллективе. [18], [19]. [13].

    • «Гармоничный» (идеальный студент) – максимально активен во всех четырех сферах и везде добивается прекрасных результатов.
    • «Профессионал» – выбрал свою специальность осознанно; успеваемость обычно хорошая; научно-исследовательской работой занимается мало, поскольку после окончания вуза планирует работать в практической сфере. Добросовестно выполняет общественные поручения, умеренно занимается спортом, интересуется литературой и искусством. Честен, порядочен, пользуется уважением товарищей.
    • «Академик» – выбрал специальность осознанно, учится только на «отлично». Ориентирован на учебу в аспирантуре, поэтому много времени отдает научно-исследовательской работе, часто в ущерб другим занятиям.
    • «Общественник» – склонность к общественной деятельности преобладает над другими интересами, что отрицательно сказывается на учебной и научной активности. Уверен, что профессию выбрал правильно, интересуется литературой и искусством. В последние годы такой тип встречается реже.
    • «Любитель искусств» – учится, как правило, хорошо, основные интересы сосредоточены в области литературы и искусства, поэтому научной работе не уделяет достаточного внимания. Обладает хорошим эстетическим вкусом, широким кругозором и эрудицией в области искусства.
    • «Старательный» – профессию выбрал не совсем осознанно, но учится добросовестно, прилагая к учебе большие усилия. Способности развиты недостаточно, литературой и искусством интересуется мало, предпочитает легкие жанры. Малообщителен и не очень популярен в коллективе.
    • «Середняк» – учится, не прилагая больших усилий, и даже гордится этим. При выборе профессии особо не задумывался, но убежден, что раз уже поступил в вуз, нужно его закончить, хотя от учебы удовольствия не получает.
    • «Разочарованный» – обладает неплохими способностями, но избранная специальность его не привлекает. Так же убежден, что раз уже поступил в вуз, нужно его закончить, хотя от учебы удовольствия не получает. Стремится утвердить себя в хобби, искусстве, спорте.
    • «Лентяй» – учится, подчиняясь принципу наименьшей затраты сил и не очень успешно, хотя собой доволен. При выборе профессии всерьез не задумывался, научной и общественной работой почти не занимается. Часто старается «словчить» – главное получить нужную оценку. Коллектив часто относится к нему как к «балласту». Основные интересы лежат в сфере досуга.
    • «Творческий» – изобретателен во всем, чем занимается – в учебе, научной работе, общественной деятельности или досуге. Не любит занятий, требующих усидчивости, аккуратности, исполнительской дисциплины, поэтому учится неровно, преуспевая лишь в тех областях, которые ему интересны. В научной работе стремится к оригинальности, зачастую пренебрегая мнением авторитетов.
    • «Эрудит» – коллекционирует знания во всех областях и любит их демонстрировать, но сам не очень способен к творчеству. Общественной работой и спортом занимается мало. В коллективе часто пользуется репутацией сноба. Научную работу выполняет в строго академических традициях.
    • «Спортсмен» – учится по индивидуальному плану, приобретая знания на минимально необходимом для сдачи экзаменов уровне. Рассчитывает на поблажки за свои спортивные заслуги. В последние годы таких студентов стало гораздо меньше.
    • «Псевдосовременник» – главное для него – личный успех. Основной круг интересов сосредоточен за пределами вуза. Следит за модой во всех сферах жизни. Научной и общественной работой почти не занимается. Профессию тоже, как правило, выбирает модную.
    • «Богемный» – Успешно учится в так называемых престижных вузах, свысока относится к студентам, приобретающим «массовые профессии». Стремится к лидерству. Знания обширны, но часто поверхностны. Участник модных «тусовок», завсегдатай клубов и дискотек. К спорту равнодушен, в коллективе к нему отношения полярные – от восхищенного до пренебрежительного.

    Этот список можно продолжить, но любой опытный преподаватель имеет свою аналогичную типологию, возможно лучше отражающую специфику обучения в его вузе или в его профессиональной среде.

    Но остается вопрос – а каким должен быть идеальный студент с точки зрения преподавателей и самих студентов? Вопрос этот можно переформулировать так – с каким студентом хотели бы работать большинство преподавателей? В «доперестроечные» времена в нашей стране мнения студентов и преподавателей существенно расходились [19]. Университетские педагоги на первое место ставили преимущественно такие качества как дисциплинированность, прилежание, ответственность, а у большинства реальных студентов отмечали инфантилизм, социальную незрелость, учебную пассивность. Современные преподаватели стали больше всего ценить способность студентов к самостоятельному мышлению. Студенты так же ставят на первые места умение самостоятельно мыслить и интерес к науке.

    Рекомендуемые страницы:

    Воспользуйтесь поиском по сайту:

    Источник: https://megalektsii.ru/s50711t6.html

    Ссылка на основную публикацию