Время на чтение: 13 минут
Основное понятие
Смешанная экономика — это система, в которой частные производители и государственные предприятия работают в тандеме в экономике.
В смешанной системе индивидуальным предпринимателям, предприятиям и корпорациям разрешается преследовать свои наилучшие интересы на рынке, в то время как правительственным или общественным программам, организациям и предприятиям в равной степени разрешается предоставлять услуги и т. п. на рынке, а также вмешиваться в такие области как торговля или налоги.
Тем не менее смешанная система — это не то же самое, что экономика с ограниченным доступом, потому что правительство борется за ограниченные ресурсы на рынке и может контролировать и вводить санкции в отношении корпораций или предприятий в частном секторе. Кроме того, эта система действительно следит за уровнем прибыли и может помешать распределению ресурсов.
Согласно неоклассической теории, она менее эффективна, чем чисто свободные рынки. Но сторонники государственного вмешательства утверждают, что базовые условия, необходимые для эффективности на свободных рынках (равная информация и рациональные участники рынка), не могут быть достигнуты в практическом применении.
Большинство современных экономик имеют синтез двух или более экономических систем. Государственный сектор работает вместе с частным, но может конкурировать за те же ограниченные ресурсы. Смешанные экономические системы не блокируют частный сектор от извлечения прибыли, но регулируют бизнес и могут национализировать отрасли, предоставляющие общественное благо.
Например, экономика России является смешанной, поскольку она оставляет право собственности на средства производства в основном в частных руках, но включает такие элементы как субсидии для сельского хозяйства, регулирование производства и частичное или полное государственное владение некоторыми отраслями такими как доставка писем и национальная оборона.
Фактически все известные исторические и современные экономики находятся где-то на континууме смешанных систем. И чистый социализм, и чистый свободный рынок представляют только теоретические модели.
Характеристики смешанной экономики
У данной системы есть некоторые особенности и характерные черты. Основные признаки смешанной экономики:
- Сосуществование частного и государственного секторов. Определённые отрасли находятся в государственном секторе, а некоторые отрасли — в частном. Индивидуальные предприниматели и фирмы владеют отраслями частного сектора.
- Прибыль является основным мотивом отраслей частного сектора. В государственном секторе отрасли принадлежат и управляются правительством. У общественных отраслей промышленности будет мотив получения прибыли, но также и для продвижения социального обеспечения.
- Полная экономическая свобода. Это означает, что потребитель может свободно покупать любой товар, который ему нравится.
- Частная собственность разрешена. Однако следует помнить, что должно быть равное оптимальное распределение богатства и доходов. Необходимо обеспечить, чтобы прибыль и имущество не концентрировались в нескольких карманах.
- Плановая экономика. Вся экономическая структура подлежит планированию правительством. Комиссия решает задачи, осуществляет распределение ресурсов и т. д.
- Проверка экономического неравенства. В этой системе правительство принимает несколько мер по сокращению разрыва между богатыми и бедными путём прогрессивного налогообложения доходов и богатства. Малоимущим предоставляются субсидии, а также возможности трудоустройства. Другие меры такие как пенсия по старости, бесплатные медицинское обслуживание и образование также предпринимаются для повышения уровня жизни бедных людей. Следовательно, всё это помогает уменьшить экономическое неравенство.
- Контроль над монополиями. В рамках этой системы правительство предпринимает огромные инициативы по контролю над монопольными практиками среди частных предпринимателей посредством эффективных законодательных мер.
Преимущества и недостатки
Хотя, безусловно, есть много сторонников данного типа экономической системы (и многочисленных преимуществ, которые она предоставляет), есть у неё и критики. Плюсы и минусы смешанной экономики:
- Одним из очевидных преимуществ является то, что аспект рыночной экономики позволяет определять цены товаров в зависимости от спроса и предложения. Кроме того, ресурсы, товары и услуги направляются туда, где они наиболее полезны.
- Ещё одним преимуществом данной системы является её капиталистический подход к вознаграждению наиболее трудящихся или наиболее эффективных предприятий на рынке. Предоставляя псевдосвободный рынок, смешанная система позволяет изготовителям с самой высокой прибылью подниматься наверх и продолжать производить и генерировать капитал, что, в свою очередь, даёт потребителям лучшие цены.
- Допуская конкуренцию, она также способствует созданию и развитию среды инноваций и эффективности, заставляя компании конкурировать за производство многообразия более качественных продуктов или услуг для потребителей, что, в свою очередь, принесёт пользу как потребителям, так и рынку. Таким образом наиболее эффективными производителями являются те, которые получают прибыль и капитал для продолжения создания и внедрения экономически эффективных способов удовлетворения потребностей потребителей.
- Ещё одно огромное преимущество заключается в том, что эта система по-прежнему сосредоточена на таких областях как аэрокосмическая, оборонная промышленность и технологии, которыми рыночная экономика может пренебречь. Таким образом роль государства в смешанной экономике заключается в эффективной разработке продуктов и программ в этих областях, позволяя частным предприятиям сосредоточиться на многих других секторах.
- Более сильное государственное присутствие в экономике гарантирует, что малые предприятия не будут находиться вне конкуренции из-за крупных конгломератов, и предотвращает широко распространённые монополии, которые могут создавать барьеры для входа на определённые рынки.
- Однако, как считают экономисты, смешанная система ни в коем случае не является идеальной. Наряду с многочисленными достоинствами, существуют и минусы:
- Несмотря на то что правительство часто ходатайствует о том, чтобы мелкие компании боролись с конкуренцией, это не всегда эффективно, а более чистые аспекты рыночной экономики могут усложнить конкуренцию для производителей, если они не являются одними из самых успешных.
- Ограниченность вмешательства правительства может нанести вред производителям, как и чрезмерное влияние. Некоторые утверждают, что смешанная система позволяет правительству самостоятельно монополизировать определённые отрасли (например, оборонную), а субсидируемые государством производители, по существу, отвечают за этот сектор, что может создать для страны больший долг и замедлить экономический прогресс.
- Ещё одна важная проблема — в смешанной модели преобладает государственная защита такая как налоговые льготы или субсидии, или, возможно, наиболее спорная из всех мер по спасению. Некоторые крупные корпорации могут получить особый режим от правительства, что может нарушить естественный поток экономики.
Особенности и отличия
Множество экономических систем используют различные аспекты рынка и правительства — будь то полное государственное вмешательство или процессы свободного рынка. Сравнение систем кратко можно изложить следующим образом:
- Рыночная. В то время как смешанная система сочетает свободный рынок с планированием и вмешательством центрального правительства, рыночная полагается исключительно на свободный рынок (и правила спроса и предложения) для регулирования экономики. По этой причине мотивы прибыли, стимулы и капитализм являются движущими факторами экономики. Примеры рыночной экономики включают Новую Зеландию и Швейцарию.
- Командно-административная. Командная экономика управляется исключительно государственным регулированием, определяя цены, производителей и ресурсы товаров. По этой причине, в отличие от смешанной экономической системы, в командной практически нет конкуренции. Примером является Северная Корея и Куба, которые идентифицируют себя как коммунистические страны и контролируют большую часть (если не всю) экономической деятельности.
- Традиционная. Несмотря на то что традиционная экономика является гораздо менее распространённой, чем смешанная или рыночная, это системы, функции которых основываются на обычаях и традициях для определения экономической деятельности таких как бартер и сельское хозяйство и сбор средств. Большинство традиционных экономик в 2019 году можно найти на развивающихся рынках или в государствах таких как страны Африки или Ближнего Востока. Традиционная экономика часто фокусируется на производстве и распределении с точки зрения того, что необходимо (и часто не создаёт излишек товаров). По этим причинам она была в значительной степени заменена смешанной или рыночной системами в основных экономических державах в мире.
Таблица сравнения характеристик разных экономических систем.
Критерии сравнения. | Рыночная система. | Традиционная система. | Командная система. |
Производимые товары. | Востребованные товары. | Проблемы производства решаются, согласно устоявшимся традициям. | Блага для всего общества. |
Потребители. | Для потребителя конкретного товара. | Для многообразия потребителей. | |
Способ производства. | Решает предприниматель, ориентируясь на получение прибыли. | Решают только центральные органы власти в государстве. | |
Право собственности. | Общество. | Преобладает частная собственность, присутствует государственная и групповая. | Преобладает государственная собственность. |
Роль государства в экономике. | Государства ещё нет или его роль заключается в сохранении традиций. | Отводится роль «ночного сторожа» -охрана границ государства и правопорядка внутри страны. | Все определяющие вопросы решаются на государственном уровне. |
Яркий пример
Один из наиболее ярких примеров смешанной системы — США. Как подробно изложено в Конституции, в начале своего существования данная страна разработала экономическую систему, которая защищала права собственности и предотвращала вмешательство властных структур в деловую практику.
США продолжают придерживаться данной экономической системы, и, согласно индексу, показатель экономической свободы составляет 75,7, что является 17-м свободным показателем в индексе 2018 года.
Америка использует смешанную экономику, имея большой частный сектор и свободный рынок, который обеспечивает достаточную конкуренцию и использует эффективность и инновации для производства продуктов, а также централизованное государственное планирование в определённых областях таких как здравоохранение или налогообложение корпораций (среди прочих возможностей) и управление торговлей. Другие страны со смешанной экономикой — это Франции и Великобритания, которые сочетают смесь государственного вмешательства и свободных рынков.
Источник: https://nauka.club/ekonomika/smeshannaya.html
Экономическая теория, учебник для вузов, Вечканов Г.С., 2011
Экономическая теория, учебник для вузов, Вечканов Г.С., 2011.Учебник соответствует типовой программе обучения для высших учебных заведений по направлению «Экономическая теория» с учетом новых образовательных стандартов третьего поколения.
Рассматриваются общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, мезоэкономика, переходная экономика и мировое хозяйство. В работе широко использован эконо-метрнческий метод, позволяющий органически соединить теорию и практику.
Впервые в отечественном учебнике рассказывается о вкладе нобелевских лауреатов в развитие экономической теории.Учебник предназначен для бакалавров, обучающихся по направлениям «Менеджмент» и «Экономика».
Допущено УМО по образованию в области производственного менеджмента в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)».
1.3. Основные направления мировой экономической мысли.
В мировой экономической науке существует множество направлений, течений, школ, характеризующих экономическую жизнь и науку с самых различных позиций. В литературе выделяются следующие основные направления экономической мысли: классическое, марксистское, неоклассическое, кейнсианское, институционально-социологическое.
Каждое из этих направлений, в свою очередь, представляет совокупность течений, школ, теорий и т. д., отличающихся определенными аспектами теории и методологии. Концепция, избранная в данном разделе, состоит в конспективном анализе теоретико-методологических подходов названных экономических направлений к исследованию экономических явлений и процессов.
Классическое экономическое направление — направление экономической мысли, один из источников марксизма. Генезис классической политической экономии относится к мануфактурному периоду капитализма (вторая половина XVII в.), свой путь она завершила с переходом к машинной индустрии (середина XIX в.).
Представители классической политической экономии впервые в истории экономической мысли приступили к изучению капиталистического процесса производства, положив начало политической экономии как науке.ОглавлениеПредисловие к 3-му изданию.
Раздел I ОБЩИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Глава 1. Введение в экономическую теорию. 1.1. Экономические науки как система.1.2. Зарождение мировой экономической мысли. Экономическая мысль Древнего мира и феодализма.1.3. Основные направления мировой экономической мысли. 1.4. Российская экономическая мысль.1.5. Экономическая теория: предмет и метод.
Глава 2. Экономические законы икатегории.
2.1. Экономические законы: сущность, система, функции.2.2. Экономические категории: сущность, виды.
Глава 3. Экономическая система: сущность и тины.
Смешанная экономика и ее модели.3.1. Сущность, элементы, критерии и типы экономической системы.3.2. Типологизация экономических систем.3.3. Смешанная экономика: сущность и модели.
Глава 4. Формы общественного хозяйства.
4.1. Натуральное и товарное хозяйство.4.2. Товар и деньги.
Глава 5. Капитал. Кругооборот и оборот капитала. Виды капитала.
5.1. Капитал: понятие. Обращение денег как денег и обращение денег как капитала.5.2. Кругооборот и оборот капитала. Основной и оборотный капитал. Материальный и моральный износ.5.3. Виды капитала.
Раздел II МИКРОЭКОНОМИКА
Глава 6. Введение в микроэкономику. 6.1. Микроэкономика: предмет, объект, метод.6.2. Рынок и цена: понятия, структура, взаимосвязи. 6.3. Сегментация рынка.
Глава 7. Основы теории спроса и предложения.
7.1. Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Изменения в спросе.7.2. Предложение. Закон предложения. Кривая предложения.7.3. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.7.4. Отраслевое равновесие. Устойчивость и неустойчивость равновесия. Паутинообразная модель.7.5. Государственное регулирование рынка. Влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие.7.6. Излишек потребителя и излишек производителя.
Глава 8. Спрос и поведение потребителя.
8.1. Потребительские предпочтения и полезность.8.2. Количественная и порядковая полезность.
Глава 9. Спрос индивидуальный и рыночный.
9.1. Индивидуальный и рыночный спрос: понятия и факторы. 9.2. Эластичность: понятие, коэффициент, виды, формы.9.3. Эластичность спроса по цене и по доходу.9.4. Перекрестная эластичность спроса по цене.9.5. Эластичность предложения по цене.
Глава 10. Теория производства.
10.1. Производство. Технология производства. 10.2. Производственная функция. Общий, средний и предельный продукт. 10.3. Производственная функция и технический прогресс.10.4. Изокванта. Карта изоквант. Равновесие производителя.10.5. Отдача от масштаба.
Глава 11. Издержки и прибыль.
11.1. Издержки и их классификация.11.2. Концепции прибыли.11.3. Издержки в краткосрочном периоде.11.4. Издержки в долгосрочном периоде.
Глава 12. Конкуренция и ее виды.
12.1. Совершенная конкуренция: понятие и признаки.12.2. Фирма: концепции. Равновесие в коротком и долгом периоде12.3. Монополистическая конкуренция.Равновесие монополистической фирмы.12.4. Олигополия. Модели олигополии. 12.5. Монополия. Социальная цена монополии.12.6. Естественная монополия.
Глава 13. Конкурентные рынки факторов производства.
13.1. Совершенная конкуренция на рынке ресурсов.13.2. Отраслевой и рыночный спрос на ресурсы.13.3. Отраслевое и рыночное предложение ресурсов.
Глава 14. Неконкурентные рынки ресурсов производства.
14.1. Монопольная власть продавцов ресурсов производства.14.2. Рынки ресурсов производства с монопсонической властью.
Глава 15. Инвестиции и рынки капитала.
15.1. Капитал: понятие, формы. Инвестирование капитала.15.2. Предложение сбережений. Межвременное бюджетное ограничение и межвременное равновесие.
Глава 16. Общее экономическое равновесие и общественное благосостояние
16.1. Частичное и общее равновесие. Эффективность производства.16.2. Эффективность в производстве.16.3. Эффективность в обмене.16.4. Оптимальность по Парето.16.5. Критерии общественного благосостояния.16.6. Общественный выбор.
Глава 17. Рынки с асимметричной информацией.
17.1. Несостоятельность конкурентных рынков.17.2. Асимметричная информация: понятие, сферы деятельности, средства распространения.17.3. Рынки с асимметричной информацией.Асимметричная информация на рынке труда.17.4. Концепция рыночных сигналов. Моральная нагрузка.
Глава 18. Внешние эффекты и общественные блага.
18. 1. Внешние эффекты и внешние издержки.18.2. Государственное регулирование внешних эффектов.18.3. Общественные блага: виды и особенности.
Глава 19. Вклад нобелевских лауреатов XXI в. в развитие микроэкономической науки.
19.1. Нобелевская премия.19.2. Дж. Акерлоф. М. Спенс, Дж. Стиглиц о теории асимметричной информации.19.3. Д. Канэман о методах психологических исследований в экономике.19.4. В. Смит об эмпирическом экономическом анализе рыночных механизмов.19.5. Р. Ауман, Т. Шеллинг о теории игр.19.6. Л. Гурвиц, Э. Маскин, Р. Майерсон о теории оптимальных механизмов распределения ресурсов.19.7. О. Уильямсон и Э. Остром о теории трансакций и институтов.
Раздел III МЕЗОЭКОНОМИКА
Глава 20. Агропромышленный комплекс (АПК): сферы, место в экономике, земельная рента, цена земли. 20.1. Агропромышленный комплекс: понятие, сферы, современное состояние России.20.2. Земельная рента, ее формы и виды.20.3. Цена земли, подходы к ее оценке. Кадастр.
Глава 21. Региональная экономика и региональная политика.
21.1. Региональная экономика.21.2. Классификация регионов.21.3. Угрозы региональной экономике н ее кризисные ситуации.21.4. Региональная политика и стратегия.Региональная инвестиционная политика.21.5. Местное самоуправление в России.
Раздел IV МАКРОЭКОНОМИКА
Глава 22. Введение в макроэкономику.22.1. Предмет макроэкономики. Ключевые макроэкономические проблемы.22.2. Метод макроэкономики.
Глава 23. Основные макроэкономические показатели.
Народно-хозяйственный кругооборот.23.1. Основные макроэкономические показатели.23.2. Народно-хозяйственный кругооборот.
Глава 24. Рынок товаров и услуг.
24.1. Совокупный спрос и его составляющие.24.2. Потребительский выбор.24.3. Спрос на инвестиционные блага. Кейнсианская и неоклассическая концепции спроса на инвестиции.24.4. Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах. 24.5. Взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения. Модель AD-AS.
Глава 25. Рынок денег и рынок ценных бумаг.
25.1. Деньги: понятие, функции, денежная масса и ее измерение.25.2. Спрос на деньги. Концепции спроса на деньги.25.3. Предложение денег. Денежный мультипликатор.25.4. Равновесие на денежном рынке.25.5. Рынок ценных бумаг.
Глава 26. Совместное равновесие на рынках благ, денег и ценных бумаг. Модель IS-LM.
26.1. Понятие совместного равновесия. Вывод кривых IS и LM.26.2. Модель IS-LM с гибкими ценами.26.3. Анализ колебаний экономической активностис помощью модели IS—LM.26.4. Инвестиционная и ликвидная ловушки.
Глава 27. Рынок труда.
27.1. Понятия рынка труда и рабочей силы.27.2. Безработица и ее виды.27.3. Неоклассическая концепция занятости.27.4. Кейнспанская концепция занятости.27.5. Государственное регулирование рынка труда.
Глава 28. Теория инфляции. Инфляция и безработица.
28.1. Причины возникновения и факторы развития инфляции.28.2. Социально-экономические последствия инфляции.28.3. Взаимосвязь инфляции и безработицы.28.4. Динамическая модель AD—ASкак инструмент анализа инфляционных процессов.28.5. Антиинфляционная политика.
Глава 29. Циклическое развитие экономики.
29.1. Экономический цикл: понятие, показатели, типы, фазы.причины, факторы.29.2. Современные теоретические концепции экономического цикла.
Глава 30. Экономический рост и динамическое равновесие в экономике.
30.1. Экономический рост: понятие, показатели, тины, факторы, результаты.30.2. Неокейнсианские модели равновесного экономического роста. 30.3. Неоклассические модели равновесного экономического роста.
Глава 31. Государственное регулирование экономики.
31.1. Государственное регулирование экономики: субъекты, объекты, цели, методы.31.2. Фискальная политика государства: цели и виды.31.3. Государственный бюджет, бюджетный дефицит и его виды.31.4. Бюджетный дефицит и государственный долг.31.5. Бюджетно-налоговая политика и мультипликаторы государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета.31.6. Денежно-кредитная политика: цели и инструменты.31.7. Банковская система.
Глава 32. Социальная политика государства.
32.1. Социальная политика государства: понятие, принципыи способы ее реализации.32.2. Доходы населения: источники их формированияи неравенство распределения.32.3. Измерение неравенства в распределении доходов.32.4. Бедность и ее черты.32.5. Государственное перераспределение доходов.Социальная защита населения.
Глава 33. Платежный баланс и валютный рынок.
33.1. Платежный баланс: понятие, структура, принципы составления. 33.2. Регулирование платежного баланса. Расчетный баланс.33.3. Валюта, ее виды и конвертируемость.33.4. Валютный рынок. Валютные курсы и их динамика.
Глава 34. Развитие макроэкономической науки в трудах лауреатов Нобелевской пиемии по экономике XXI в.
34.2. Р. Энгл о методах анализа временных рядов с изменяющейся во времени волатильностью.34.3. Ф. Кидланд, Э. Прескотт о теории макроэкономической динамики. 34.4. Э. Фелпс об анализе межвременного выбора в контексте макроэкономической политики.34.5. П. Кругман о новой теории международной торговли и экономической географии.
Глава 35. Актуальные макроэкономические проблемы в России.
35.1. Эффективность производства — ключевая макроэкономическая проблема. 35.2. Инновационная модель социально-экономического развития — приоритетная задача России.35.3. О восстановлений потенциала научных кадров в России.35.4. Благосостояние и качество рабочей силы.35.5. Интеллектуальная безопасность страны и ее факторы.35.6. Индикативное планирование: сущность и формы.35.7. Социальные проблемы и экономические механизмы их решения в России. 35.8. Градуирование социальных слоев населения по качеству жизни. 35.9. Стабилизационный фонд и его преобразование.35.10. Проблемы присоединения России к Всемирной торговой организации.
Раздел V ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА
Глава 36. Переходная экономика. 36.1. Переходная экономика: понятие, черты, разновидности, особенности, функции.36.2. Собственность. Особенности приватизации в России.
Раздел VI МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Глава 37. Мировое хозяйство.37.1. Мировое хозяйство и его структура.37.2. Международное разделение труда — основа межгосударственных отношений.
Купить книгу Экономическая теория, учебник для вузов, Вечканов Г. С., 2011
Купить бумажную книгуКупить и скачать электронную книгу
01.12.2014 18:31 UTC
Источник: https://obuchalka.org/2014120180993/ekonomicheskaya-teoriya-uchebnik-dlya-vuzov-vechkanov-g-s-2011.html
Смешанная экономика
Введение с.3
Глава I. Смешанная экономика как основа современной модели капитализма с.5
1.1. Собственность: понятие, виды. Смешение видов собственности в современной модели с.5
1.2. Многоукладность современной экономики с.
11
Глава II. Россия на пути рыночных преобразований: к проблеме становления смешанной экономики с.19
2.1. Проблемы реформирования российской экономики с.29
2.2. Роль государства в смешанной экономике
Заключение с.
38
- Список литературы с.40
- Введение
Известен тезис, что отношения собственности оказывают существенное влияние на развитие любой экономической системы.
Казалось бы, это можно и не доказывать сегодня, когда происходят процессы приватизации в странах Европы, России, других государствах бывшего Советского Союза, когда за месяцы изменяются привычные формы собственности, а дискуссии о приватизации превращаются едва ли не в основной предмет споров.
В этих условиях ответ на вопрос, существенны ли для развития хозяйственной системы изменения в отношениях собственности и сами эти отношения, кажется очевидным, не требующим доказательств: да, это серьезная экономическая проблема.
Однако для стабильной, развитой, так называемой «цивилизованной» экономики эта проблема до последнего времени подавалась как второстепенная, стоящая после всего ряда ключевых экономических вопросов, рассматриваемых в любой книге по макро- и микроэкономике.
Тем не менее, не случайным оказалось быстрое распространение в течение последних нескольких десятилетий «экономической теории прав собственности», которая прежде всего посвящена проблеме, рассматривающей влияние различных «пучков» прав собственности на развитие современной экономической системы.
Проблема смешанной экономики, взаимодействия различных форм собственности, получила в зарубежной экономической литературе достаточно широкое освещение. К настоящему времени за рубежом вышло и выходит большое количество монографий, учебной литературы, статей в периодической печати, посвященных данной проблеме.
Тем не менее, в работах отечественных исследователей не наблюдается системности — высказывается огромное количество мнений, точек зрения на сущность и значение данного явления, предлагаются совершенно различные пути устранения реформирования отношений собственности.
Поэтому в данной работе мы руководствовались стремлением обобщить все существующие на сегодняшний день теоретические и практические исследования, охарактеризовать и проанализировать опыт российских и зарубежных исследователей в данной области.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность определили выбор нами темы исследования: «Смешанная экономика в современной модели».
Объект исследования – экономическая модель современного капитализма.
Предмет исследования – соотношение различных форм собственности в современной модели.
Цель исследования состоит в характеристике сущности смешанной экономики.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутыми темой и проблемой исследования, нами определены следующие задачи данной работы:
• уточнить понятие «собственность», указать ее виды;
• охарактеризовать современную экономику с точки зрения смешения форм собственности;
• охарактеризовать процесс становления смешанной экономики в России.
• выявить роль государства в смешанной экономике.
Структура исследования. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Источник: https://magref.ru/smeshannaya-ekonomika/
История экономических учений. Ч. 2
Библиотека студента
Развитие стран Запада в течение четверти века после Второй мировой войны было временем торжества кейнсианства и утверждения смешанной экономики.
Понятие «смешанная экономика» стало общепринятым благодаря как кейнсианским университетским учебникам (прежде всего знаменитому «Economics» П.Самуэльсона), так и обновленным программам влиятельных политических партий.
Смешанная экономика была определена П.
Самуэльсоном как экономика, опирающаяся в своей организации прежде всего на систему рыночных цен, но использующая различные формы правительственного вмешательства (налоги, расходы и регулирование) для выправления макроэкономической нестабильности и провалов рынка.
Война и успешное послевоенное восстановление промышленности наглядно показали преимущества государственного вмешательства и создали предпосылки для новой экономической и политической системы, ориентированной на общественный консенсус (согласие) — совместное участие правительства, профсоюзов и деловых кругов в выборе инструментов и проведении экономической политики.
Споры в академических кругах вокруг теории Кейнса привели к общему одобрению необходимости серии практических мероприятий по предотвращению конъюнктурных колебаний, регулированию эффективного спроса государством, проведению активной бюджетной, инвестиционной и денежной политики.
В Западной Европе кейнсианские «рецепты» оздоровления капиталистической экономики были взяты на вооружение правительствами национального согласия, в которых принимали участие левые (иногда и коммунистические) партии. Лидеры рабочего движения расценивали расширение функций государства как способ борьбы с пороками капитализма.
Партийные программы левых приспосабливали кейнсианские рецепты и изменяли свои лозунги вплоть до отказа от требований борьбы за социализм.
Особенно показательными были в этом отношении новые программы британских лейбористов (1957) и Социал-демократической партии Германии (1959), теоретиками которых были сторонники идей трансформации капитализма в «народный» — Джон Стрэчи (1901-1963), Эрих Олленхауэр (1892-1963) и др.
Смешанная экономика и увенчавшая ее новая социально-политическая система были достоянием не только левых.
Хотя приверженность последних принципам национализации продолжала раздражать частные компании, предприниматели были удовлетворены ролью государства в восстановлении мощностей после войны и возможностями, которые открывала атмосфера общественного консенсуса для повышения производительности труда. Поэтому принципы смешанной экономики стали отстаивать и партии правоцентристской ориентации.
Система смешанной экономики решала пять основных задач: 1) обеспечение полной занятости; 2) полное использование производственных мощностей; 3) стабилизация цен; 4) параллельный рост заработной платы и производительности труда; 5) равновесие платежного баланса.
Новый важный шаг был сделан, когда стало ясно , что набравшая силу новая технологическая революция заметно увеличила риски, связанные с новыми инвестициями, и нейтрализация нежелательных последствий рисков возможна при правительственном контроле над инвестиционным процессом.
«Кейнсианская революция», по словам бельгийского историка-экономиста Г.
ван дер Bee, позволила сначала «продублировать» микростатическое равновесие рыночной системы системой макростатического равновесия, опирающейся на активное вмешательство государственной власти, а затем дополнить статическую эффективность динамическим измерением, что выражалось в возможности государства регулировать долгосрочные инвестиции и оптимизировать экономический рост. К концу 1950-х гг. стратегия ускорения экономического роста стала играть главную роль, оттеснив на второй план статическую политику антикризисного регулирования. Внимание теперь концентрировалось на: требованиях осуществления структурной политики, предотвращения угроз рабочей силе со стороны новых технологий; 2) гарантиях научно-технического прогресса государственными обязательствами контроля фундаментальных и прикладных исследований на границах технологического знания. На плечи правительств ложилась забота и о замене устаревших отраслей новыми, динамичными, и о противодействии структурной безработице.
Вместе с тем обеспечение экономического роста ставило и задачу распределения его плодов.
Используя механизмы прямого и косвенного влияния, власти начали «подправлять» распределение доходов посредством трансфертных платежей и одновременно развивать сеть общественных служб (коммунальное жилье, образование, социальная защита, инфраструктура). Были приняты законы о минимуме заработной платы и установлена прогрессивная шкала налогообложения прибыли.
Результаты были впечатляющими: беспрецедентные в истории темпы и плавный характер экономического роста и повышения благосостояния широких слоев населения, создание «государства всеобщего благоденствия» и «общества массового потребления». Г.
ван дер Bee резюмировал этот отрезок экономической истории стран Запада и стремительно развивавшейся Японии в категориях «кейнсианские десятилетия», «серебряные 50-е» и «золотые 60-е».
Возрос престиж экономической науки, в которой доминировали последователи Кейнса — кейнсианцы, или неокейнсианцы.
2009-05-18 01:46:42 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Источник: http://www.studd.ru/lib/2/75/16/
Смешанная экономика — Answr
Гибридная или смешанная экономика — экономическая система характеризующаяся свободным и равноправным сосуществованием государственной и частной коммерции.
Джон Мейнард Кейнс (1883-1946), английский исследователь экономической теории, к 30-м годам XX века разработал теоретические основы смешанной экономики, систематизируя условия и результаты размещения государственных заказов на предприятиях частной коммерции.
Полученные данные показали, что использование подобной экономической системы способствует решению финансово-социальных проблем государства. Теоретические выводы Кейнса были использованы Ф.
Рузвельтом для формирования нового курса развития страны в тяжелый экономический период.
В 60-е годы XX века американский экономист Пол Энтони Самуэльсон, опираясь на труды Д. Кейнса, в своих теоретических исследованиях ввел понятие смешанной экономики.
Людвиг Эрхард, западногерманский экономист, использовал теорию гибридной экономики, находясь на должности министра экономики ФРГ, для успешного построения социально-рыночного хозяйства.
Понятие «смешанная экономика»
Смешанная экономика — гибридная модель экономической системы: производство товаров и услуг осуществляется государством и частными лицами. Данный вид экономики ориентирован на поощрение частной предпринимательской деятельности. Перераспределение доходов под контролем государства обеспечивает высокий уровень социальных гарантий, что соответствует общенациональным интересам.
Гибридная экономика подразумевает наличие средств производства, финансов, продукции, возможности свободной торговли или оказания услуг, найма и увольнения персонала, управления объектами собственности и средствами производства, государственными и частными компаниями, или их смешанными формами, что дает всем игрокам рынка равные права.
Функции государства в смешанной экономике
Государство в смешанной экономике выполняет ряд функций. К основным относятся следующие:
- регулирование финансовой, акцизной и налоговой политики;
- антимонопольное регулирование;
- установление дотаций и льгот;
- формирование законодательной базы;
- использование и содержание государственной собственности;
- контроль внешнеторговой сферы;
- распределение доходов.
Государство осуществляет регулирование в потребительской, научно-исследовательской, банковской, общественно-социальной, таможенной, трудовой и прочих сферах, являющихся частью смешанной экономики.
Частный сектор в смешанной экономике
Представители частного сектора в смешанной экономической системе — полноценные участники рынка. Они участвуют в производстве товаров и услуг как в индивидуальном порядке, так и в формате государственно-частного партнерства.
Для обеспечения социальной и финансовой политики государства частные предприниматели, компании и прочие коммерческие объединения в обязательном порядке уплачивают целевые, отраслевые, страховые, лицензионные сборы и налоги.
В рамках поддержания частного предпринимательства государство обеспечивает участников рынка дотациями, субсидиями, и другими поощрениями, направленными на повышение эффективности и развитие экономической деятельности отдельных предпринимателей и компаний.
Источник: https://answr.pro/articles/128-smeshannaya-ekonomika/
Смешанная экономика
Итак, обе основные модели экономики — «чистая» рыночная и «чистая» командная — страдают серьезными недостатками, которые заставляют в рыночной экономике применять различные виды регулирования, а в командной экономике — «смягчать» жесткость планирования путем введения некоторых элементов рыночного механизма.
Следовательно, в реальной действительности любая экономика является смешанной и обладает чертами как командного, так и рыночного хозяйства, хотя некоторые ее виды больше тяготеют к командным методам, а другие опираются преимущественно на рыночные механизмы управления.
При этом, очевидно, невозможно научно, объективно обосновать, в каких соотношениях должно быть осуществлено «смешение». Это вопрос политического и социального выбора общества.
Во многих странах вопрос об оптимальном уровне государственного вмешательства является причиной длительной и напряженной политической полемики.
Традиционно консервативные партии выступают за «чистую» рыночную экономику, в то время как либеральные и социалистические тяготеют к государственному планированию.
Отношение отдельных стран к различным типам экономических систем схематично показано на рис. 1.44. Очевидно, что рыночная система есть многообразие смешанных форм экономики. Проиллюстрируем это на примере некоторых развитых стран.
Рис. 1.44. Отношение стран к различным типам экономических систем
Шведская модель экономики характеризуется сочетанием высокого экономического роста (при экономической стабильности развития) с высоким уровнем благосостояния населения и обеспечением его полной занятости. Достигается это за счет активного участия правительства в управлении экономикой и перераспределении доходов.
Сердцевиной шведской модели является, несомненно, социальная политика. Ее успешное проведение обеспечивает высокий уровень налогообложения, составляющий более 50% валового национального продукта.
В стране до минимума сведена безработица, относительно невелики различия в доходах населения, высок уровень социального обеспечения граждан, высока и экспортная способность шведских компаний.
Японская модель экономики отличается развитым уровнем индикативного (рекомендательного) планирования и координацией деятельности правительства и частного сектора.
Планы представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач.
Для японской экономики характерно сохранение национальных традиций при активном заимствовании у других стран всего того, что нужно для развития страны. Это позволяет создавать системы управления и организации производства, дающие в условиях Японии большой эффект.
- В США правительство также играет важную роль в управлении экономикой страны, однако абсолютное большинство решений принимается исходя из ситуации на рынке и особенностей ценообразования на нем.
- Достоинством смешанной экономики являются эффективность использования ресурсов и экономическая свобода производителей при одновременном решении с помощью государства нерешаемых посредством рынка проблем, в частности проблем социальной защиты и поддержки населения страны.
- В смешанной экономике правительство (государство), как было отмечено выше, активно участвует в кругообороте материальных и денежных средств хозяйственной системы страны.
Для анализа роли государства в лице правительства в области распределения и перераспределения ресурсов и стабилизации экономики дополним ранее рассмотренную схему кругооборота (см. рис. 1.5) блоком «Правительство».
На схеме, приведенной на рис. 1.45, потоки товарных и материальных средств с l-ro по 4-й воспроизводят схему, представленную на рис. 1.5.
Рис. 1.45. Кругооборот потока доходов и расходов
В частности, 1-й и 2-й потоки показывают расходы предприятий на приобретение ресурсов, поставляемых домашними хозяйствами. Это издержки предприятий, представляющие собой заработную плату, земельную ренту и процент на капитал. 3-й и 4-й потоки отражают потребительские расходы домохозяйств на приобретение товаров и услуг, производимых предприятиями.
Рассмотрим основные процессы, возникающие в экономическом кругообороте в результате подключения к нему государства в лице правительства.
Потоки с 5-го по 8-й показывают, что государство делает покупки на рынке как товаров, так и ресурсов, осуществляет общественные выплаты домохозяйствам (9-й поток) и предприятиям (10-й поток). Для финансирования общественных выплат государство взимает налоги с предприятий и домашних хозяйств (11-й и 12-й потоки).
В развитых экономических системах государство принимает активное участие в хозяйственной деятельности. Государственное предпринимательство занимает существенные позиции в таких отраслях, как энергетика, черная металлургия, транспорт, связь.
Таким образом, государство непосредственно участвует в создании, распределении и перераспределении доходов населения, что в свою очередь обеспечивает регулирование необходимого уровня экономической активности в стране и снижение безработицы.
Экономической основой хозяйственной и регулирующей деятельности государства является общественная (коллективная) собственность на средства производства, а также на землю, находящуюся в распоряжении государства.
Так, например, государственная собственность в развитых капиталистических странах составляет от 30% в США до 60% в Италии.
В Швейцарии же, занимающей четвертое место в мире по уровню благосостояния, государству принадлежит свыше 65% предприятий, а значит, государственная собственность не является помехой для развития эффективной экономики.
Таким образом, любая развитая рыночная экономика представляет собой, по существу, смешанную экономику с различными формами собственности и сильной регулирующей функцией государства.
Роль государства в функционировании современных экономических систем весьма многообразна и подробно будет рассмотрена далее. Здесь отметим лишь то, что государство на рынок воздействует по ряду направлений:
- 1) организует систему информации о рынке. Наличие такой информации позволяет бизнесу и домашним хозяйствам лучше ориентироваться на рынке, что уменьшает его стихийность и делает рыночные отношения более стабильными;
- 2) регулирует экономико-правовые отношения, контролирует соблюдение всеми участниками рыночных отношений правил «честной» игры. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность и направленные на выпуск доброкачественных товаров. При этом государство не должно ущемлять свободу предпринимательства, используя преимущественно методы экономического регулирования;
- 3) стабилизирует процесс функционирования экономики и стимулирует экономический рост. Правительство, используя бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику, стремится преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить безработицу, сгладить инфляционные процессы;
- 4) организует производство товаров и услуг, которыми не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития связи, транспорта, благоустройства городов и т.д., определяет расходы на оборону, космические исследования, внешнюю политику, формирует программы развития образования, науки,здравоохранения;
- 5) обеспечивает социальную защиту населения: гарантирует минимум заработной платы, пенсии, пособия но безработице, индексирует фиксированные доходы в связи с ростом цен и т.д.;
- 6) поощряет создание мелких предприятий. Оно проводит экспертизу соответствия деятельности крупных фирм антимонопольному законодательству;
- 7) управление ценами. Э го направление занимает особое место в государственном регулировании рынка. В большинстве стран государство регулирует цены на энергоносители, общественный транспорт, телефон, тарифы на проезд но автодорогам, цены на многие товары, особенно если они производятся монопольно или у потребителя нет выбора варианта покупки. Значительное внимание государство уделяет ценам на продукты питания, жилье, медицинскую помощь и другие товары и услуги, имеющие социальное значение. При этом контроль цен, как правило, соответствует степени инфляции в стране. Если рост цен превышает 10% в год, то контроль потребительских цен значительно усиливается.
Источник: https://studme.org/178308/ekonomika/smeshannaya_ekonomika
Экономические системы, их основные типы | Студент-Сервис
- Система – это множество элементов, которые образуют определенное единство и целостность за счет устойчивых взаимоотношений и связей между элементами внутри этой системы.
- Экономические системы – это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.
- Выделяют следующие особенности экономической системы:
- взаимодействие факторов производства;
- единство фаз воспроизводства – потребления, обмена, распределения и производства;
- ведущее место собственности.
Для того чтобы определить, какой тип экономической системы доминирует в данной экономике, необходимо определить ее главные составляющие:
- какая форма собственности считается преобладающей в экономической системе;
- какие методы и приемы используются в управлении и регулировании экономикой;
- какие применяются методы в наиболее эффективном распределении ресурсов и благ;
- каким способом происходит установление цен на товары и услуги (ценообразование).
Функционирование любой экономической системы осуществляется на основе организационно-экономических отношений, которые возникают в процессе воспроизводства, т. е. в процессе производства, распределения, обмена и потребления.
К формам связей организации экономической системы относятся:
- общественное разделение труда (выполнение работником предприятия различных трудовых обязанностей по производству товаров или услуг, иными словами – специализация);
- кооперация труда (участие различных людей в процессе производства);
- централизация (объединение нескольких предприятий, фирм, организаций в единое целое);
- концентрация (укрепление положения предприятия, фирмы на конкурентном рынке);
- интеграция (объединение предприятий, фирм, организаций, отдельных отраслей, а также стран с целью ведения общего хозяйства).
Социально-экономические отношения – это связи между людьми, которые возникают в процессе производства и формируются на основе различных форм собственности на средства производства.
Одной из наиболее распространенных является следующая классификация экономических систем.
Традиционная экономическая система – это система, в которой все основные экономические вопросы решаются на основе традиций и обычаев. Такая экономика существует до сих пор в территориально удаленных странах мира, где население организовано по племенному укладу (Африка).
Она базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, ярко выраженной многоукладности экономики (различные формы хозяйствования): натурально-общинные формы, мелкотоварное производство, которое представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами. Товары и технологии в такой экономике традиционны, а распределение осуществляется по кастовому признаку.
В данной экономике огромную роль играет иностранный капитал. Для такой системы характерна активная роль государства.
Командная или административно-плановая экономика – это система, в которой доминируют общественная (государственная) собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования. В качестве координирующего механизма в такой экономике выступает план.
Существует ряд особенностей государственного планирования:
- непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов;
- государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями;
- государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.
Рыночная экономика – экономическая система, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, конкуренции, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность.
В процессе исторического развития человеческого общества создаются предпосылки для укрепления экономической свободы – возможности индивида реализовать свои интересы и способности путем активной деятельности в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.
Такая система предполагает существование многоукладной экономики, т. е. комбинирование государственной, частной, акционерной, муниципальной и других видов собственности.
Каждому предприятию, фирме, организации предоставляется право самим решать что, как и для кого производить.
При этом они ориентируются на спрос и предложение, а свободные цены возникают в результате взаимодействия многочисленных продавцов с многочисленными покупателями. Свобода выбора, частный интерес формируют отношения конкуренции.
Одной из главных предпосылок чистого капитализма выступает личная выгода всех участников экономической деятельности, т. е. не только капиталиста-предпринимателя, но и наемного работника.
Смешанная экономика – экономическая система с элементами других экономических систем. Данная система оказалась наиболее гибкой, приспособленной к изменяющимся внутренним и внешним условиям.
Основные черты данной экономической системы:
- обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и интернациональном масштабах;
- экономическая деятельность на базе количественной частной и государственной собственности;
- активное государство.
Государство выполняет следующие функции:
- поддерживает и облегчает функционирование рыночной экономики (защита конкуренции, создание законодательства);
- усовершенствует механизмы функционирования экономики (перераспределение доходов и богатства), регулирует уровень занятости, инфляции и т. п.;
Решало следующие задачи по стабилизации экономики:
- создание устойчивой денежной системы;
- обеспечение полной занятости;
- снижение (стабилизация) уровня инфляции;
- регулирование платежного баланса;
- максимально возможное сглаживание циклических колебаний.
Все перечисленные выше типы экономических систем существуют не отдельно, а находятся в постоянном взаимодействии, образуя при этом сложную систему мирового хозяйства.
Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/ekonomicheskie-sistemy-ih-osnovnye-tipy/