Самообразование в становлении педагога — справочник студента

  • Доклад на тему
  • «Самообразование — как средство профессионального становления педагога»
  • Цель:
  • повысить профессиональное мастерство педагога

Задачи:

  • познакомить педагогов с содержанием и формами самообразования;
  • оказать помощь в выборе темы самообразования и составлении индивидуального плана работы по самообразованию.

В настоящее время общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ…».

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!
  1. Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, стремление к профессиональному росту, к самосовершенствованию.
  2. Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми.
  3. Профессиональное развитие и становление педагога без грамотно построенного самообразовательного процесса невозможно.

Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как «самообучение» (в узком смысле — как самонаучение) и как «самосозидание» (в широком — как «создание себя», «самостроительство»). Во втором случае самообразование выступает одним из механизмов превращения личности педагога в творческую личность. Поэтому профессиональный рост также можно назвать и поиском своего пути.

  • Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогики и психологии.
  • Изучение проблемы педагогического самообразования обогатилось в последнее время большим числом практических рекомендаций, на основании которых определились следующие принципы планирования и организации самообразования:
  • • принцип системного подхода в самообразовании;
  • • принцип сознательности усвоения научных идей и практического педагогического опыта;
  • • принцип последовательности и непрерывности в самообразовании;
  • • принцип связи самообразования с практической деятельностью;
  • формы организации самообразования:
  • 1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или
  • второй специальности);
  • 2) повышение квалификации (на курсах);
  • 3) индивидуальная самообразовательная работа с помощью:
  • — средств массовой информации,
  • — исследований и экспериментов,
  • — общения с интересными людьми,
  • — осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности.
  • Основными направлениями в системе самообразования педагогов являются:
  • • Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам воспитания;
  • • Изучение учебной и научно-методической литературы;
  • • Ознакомление с новыми достижениями педагогики, возрастной психологии, анатомии, физиологии;
  • • Изучение новых программ и педагогических технологий;
  • • Ознакомление с передовой практикой учреждений дополнительного
  • образования;
  • • Повышение общекультурного уровня.
  • Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в
  • виде следующих этапов
  • 1 этап – самосознание, 2 этап – планирование, 3 этап – теория, 4 этап –
  • практика, 5 этап – самоконтроль.

Рассмотрим 1 этап – самосознание. Работа педагога начинается с анализа своей деятельности, с самоизучения. Происходит формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях.

2 этап – планирование. Выбирается тема по самообразованию. Педагог ставит цель, задачи, прогнозирует результаты своей работы, устанавливает сроки.

3 этап – теория. Изучается проблема (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ, самооценка результатов). Происходит осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов.

4 этап – практика. На данном этапе отрабатываются технологии, осуществляется практическая работа по выбранной теме самообразования.

5 этап – самоконтроль, на котором педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Волновое уравнение. электромагнитные волны - справочник студента

Оценим за полчаса!

Выбор тематики напрямую зависит от интересов педагога, уровня его профессиональной подготовки, личного опыта и должен быть нацелен на достижение определенного результата.

Темы самообразования педагога ДО обязательно включаются в комплексную программу и имеют логическую взаимосвязь. Разрабатывать план саморазвития целесообразно в начале учебного года. Он может быть рассчитан на несколько лет, после его выполнения педагог составляет новый проект, наполняя его наиболее актуальными темами, требующими внимания.

Примерная структура плана самообразования педагога дополнительного образования:

  • Формулировка выбранной темы.
  • Цели и задачи ее изучения.
  • Ожидаемый результат.
  • Основные этапы работы.
  • Сроки выполнения каждого отрезка.
  • Перечень мероприятий, проводимых в рамках изучения темы.
  • Демонстрация полученных результатов и итоговый отчет.

Сетевое педагогическое сообщество — это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.

Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:

  • использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;
  • самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
  • освоение информационных концепций, знаний и навыков;
  • наблюдение за деятельностью участников сообщества.

Главные преимущества этой формы самообразования:

  • обмен опытом осуществляется между педагогами-практиками;
  • методическая помощь является персональной и адресной;
  • попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.

В настоящее время успешно действуют различные виртуальные объединения и сетевые сообщества педагогов:

Интернет- педагогическая сеть работников образования (ncportal.

ru) своими основными задачами считает оказание поддержки педагогам в его профессиональной деятельности, предоставление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность, создание и поддержку новых образовательных инициатив. Педагоги имеют возможность размещения материалов, оценки уже опубликованных ресурсов, участия в форуме.

Педсовет.оrg (pedsovet.org) целями своей работы указывает:

популяризацию в сети деятельности работников образования, активизацию и формирование профессиональной педагогиче­ской аудитории. Педагоги могут размещать на сайте свои материалы, участвовать в форумах и конкурсах, вести блог.

Открытый класс (www.openclass.ru) целью своей деятельности

называет поддержку процессов информатизации школ и профессионального развития педагогов, широкого распространения электронных образовательных ресурсов, массового внедрения методик их использования, модернизации системы методической поддержки информатизации образования.

Сеть творческих педагогов (it-n.ru).

Портал создан при поддержке корпорации Microsoft для того, чтобы дать возможность педагогам внутри своей страны (и за ее пределами) общаться и обмениваться информацией и материалами по использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. На портале активно проводятся дистанционные конкурсы и обучающие мастер-классы, собрана одна из крупнейших в Интернете библиотек авторских методических разработок (свыше 25 тыс.).

На сегодняшний день мы хотим предложить нашим педагогам такую тему для самообразования «Активные методы обучения». Тема довольно емкая и интересная. Можно пройти бесплатный электронный курс обучения на сайте «Мой университет» или пройдя по ссылке http://moi-universitet.ru/freedk/8547.htm

http://moi-universitet.ru/

Источник: https://infourok.ru/samoobrazovanie-kak-sredstvo-professionalnogo-stanovleniya-pedagoga-2314205.html

Самообразование студентов как одна из форм подготовки к профессионально-педагогической деятельности

Современному обществу нужны конкурентоспособные, мобильные, креативные специалисты, которые должны осознать необходимость собственного професcиoнального и личнoстнoго рaзвития.

Отсюда следует, что самообразoвание – это целенаправленная познавательная деятельность, где личность управляется сама собой в приобретении систематических знаний в разных областях науки.

В педагогическом словаре мы находим, что на оснoве самообразoвания лежит интерeс занимающeгося в органическом сочетании с самоcтоятельным изучeнием материaла [2].

Проблемы самообразования рассматриваются в контексте непрерывного образования, которое дает возможность человеку приспосабливаться к жизни, адаптироваться к постоянно меняющимся условиям.  

В исследованиях В.И.Андреева, О.Н.Козловой, П.Н.Осипова рассмотрены философские и методологические аспекты самообразования в   связи с самовоспитанием и саморазвитием. Самообразование, с философской точки зрения, является процессом познания, результатом которого выступают новые знания.

В педагогике и психологии проблемой самообразования занимались такие ученые как А.К.Громцева, М.А.Данилов, Г.С.Закиров, Л.С.Колесник, Б.Ф.Райский, М.Н.Скаткин и др.  В их работах мы находим результаты исследования сущности процесса самообразования, условия и средства развития саморазвивающейся личности, пути и средства управления и самоуправления самообразовательной деятельностью и др. 

Отдельные стороны самообразования студентов высших педагогических учебных заведений изучены Ф.Н.Гоноболиным, С.Б.Елкановым, И.Л.Наумченко, В.А.Сластениным и др. [3].

По нашему мнению, качество подготовки к профессионально-педагогическoй деятельности  во многом зависит от уровня самообразования самих студентов. Уровень самообразования студентов зависит от    систематического и непрерывного совершенствования теоретических знаний и профессиональной  компетентности.

Как считает Данилов Д.А., правильно поставленное самообразование студентов  высших профессиональных учебных заведений имеет важное значение в решении образовательных и воспитательных задач: расширяет их кругозор, обогащает знаниями, стимулирует волю, целеустремленность, способствует развитию познавательных интересов, творческого потенциала и совершенствованию профессионального развития [1].

Для роста уровня самообразования создаются условия, способствующие развивать умения самостоятельно углублять и совершенствовать полученные познания, расширять круг научных интересов исследовательских проблем, применять их на практике. Так, например, в педагогическом институте СВФУ им. М.

К Аммосова функционируют научные кружки, где студенты  получают возможность свободно проявлять и развивать свою индивидуальность, интеллектуальное самообогащение, профессиональные компетенции.

Также создание эвристических ситуаций на лекционных занятиях, инициирующих познавательную самостоятельность студентов,   применение  проблемных методов обучения и методов самоконтроля, интерактивных и традиционных активных способов обучения, при освоении способами самостоятельной познавательной дeятельности.

  • Целью профессионально-педагогического самообразования является  личностное самосoвершенствование, что позволяет достичь высокого общекультурного уровня, профессиональной компетентности, личностного самоопределения, развивать возможности и способности, творческого потенциала, способности к диалогу, рефлексии, как важнейшей личностной характеристики. 
  • Формами самообразования студентов становятся научно-методические семинары, круглые столы, встречи, прохождение практик в образовательных учреждениях, центрах, изучение и обсуждение специальной педагогической и психологической литературы, подготовка и участие в научно-практических конференциях и др.
  • Таким образом, самообразование студентов является одной из результативных форм подготовки к профессионально-педагогической деятельности, в ходе которой формируется «саморазвивающийся» специалист.

Источник: https://e-koncept.ru/2016/56609.htm

Самообразование педагога

  • Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Крым
  • Калиновский техникум механизации, сельского хозяйства и сферы обслуживания
  • Тема: Самообразование педагога
  1. Доклад подготовила:
  2. преподаватель
  3. Иностранного языка
Читайте также:  Природа и определение понятия лидерства - справочник студента

Селезнёва И. В.

  • 2016
  • Кто дорожит жизнью мысли, тот знает очень хорошо,
  • что настоящее образование есть только самообразование
  • и что оно начинается только с той минуты, когда человек,
  • распростившись навсегда со всеми школами, делается
  • полным хозяином своего времени и своих занятий.
  • Дмитрий Иванович Писарев
  • Введение

В современных социокультурных условиях все больше распространяется другой подход, утверждающий, что сущностью любого образования выступает самообразование. Сегодня на смену классическим представлениям о возможности формирования «всесторонне развитой личности» приходит понимание принципиальной незавершенности образования человека.

Поток профессиональной информации не только растет, но и качественно обновляется, поэтому саморазвитие признается ведущей ценностью образования. Необходимость в самообразовании как особом виде деятельности профессионала, как образе жизни человека в условиях развитого информационного пространства все время возрастает.

Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет.

Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал.

Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования. Для этого нужно выделить время, усилия, деньги. Все это окупается сторицей. Можно сказать, что только это и окупается по-настоящему. Самый ценный капитал – внутренний, а не внешний.

Если человек умеет действовать сообразно меняющемуся миру, он всегда добудет находить в нем необходимое. В этом и смысл личностной ориентации – то, что вложено в знания, способности и умения движущегося человека, оказывается дороже вложений в «недвижимость».

Развивающийся специалист сумеет обрести и внешний капитал.

  1. Условия возникновения и становления опыта
  2. Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуального образовательного маршрута, самообразования человека на различных этапах его жизненного пути.
  3. Современная концепция непрерывного педагогического образования в России сориентирована на:
  4. — развивающиеся потребности личности, общества, государства;
  5. — расширение пространства образования современных педагогов;
  6. Для осуществления своей миссии преподавателю необходимо обладать готовностью к решению профессиональных задач, то есть уровнем профессиональной компетентности.
  7. Одним из показателей профессиональной компетентности преподавателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
  8. Актуальность

Особенно актуальной проблема самообразования преподавателей стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми.

Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание.

Поэтому современная система образования требует от преподавателей постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами.

На сегодняшний день преподавателям предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях — очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т.д.

Постоянное самообразование — вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не «отстать от поезда современности». Предварительно изучив инновационные методы методической работы по самообразованию, можно их структурировать и применить в работе с преподавателями.

Самообразование, мотивы, этапы, достижения

Самообразование – есть потребность творческого и ответствен­ного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя. Самообразование – процесс сознательной самостоятельной по­знавательной деятельности.

Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь: «САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная дея­тельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жиз­ни и т.п. В основе самообразования — интерес занимающегося в органиче­ском сочетании с самостоятельным изучением материала» (источник: пе­дагогический словарь на сайте dictionary.fio.ru )

Самообразование преподавателя есть необходимое условие профессио­нальной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к преподавателям самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные.

Преподаватель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.

Преподаватель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его студентов перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа.

Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного преподавателя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

Мотивы, побуждающие преподавателя к самообразованию — Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, роди­тельскому собранию, классному часу, олим­пиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой ин­формации — Желание творчества. Преподаватель – профессия творческая.

Творческий чело­век не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и достав­лять удовольствие. — Изменения, происходящие в жизни общества.

Эти изменения в первую очередь отражаются на студентах, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ преподавателя как «несовременного чело­века» — Общественное мнение. Преподавателю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим преподавателем быть обидно. — Материальное стимулирование.

Категория преподавателя, мнение аттестацион­ной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правитель­ственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства преподавателя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

— Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу – исцелился сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться . Вправе ли он тогда преподавать?

  • Организация самообразования
  • При организации самообразования учитывается профессиональный уровень преподавателей, используются различные критерии, позволяющие отнести преподавателей к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.
  • Начинающему преподавателю самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
  • Преподаватель со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы со студентами и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.
  • Кроме того, у преподавателей развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.
  • Преподаватель, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности

Важным условием является правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все преподаватели владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т.п)

Направления самообразования преподавателя Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности преподавателя должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков преподаватель не может эффективно учить и воспитывать. Попробуем перечислить основные направления, в которых преподаватель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием. — Профессиональное (предмет преподавания) — психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей) — психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.) — методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения) — правовое — эстетическое (гуманитарное) — историческое — иностранные языки — политическое — информационно-компьютерные технологии — охрана здоровья — интересы и хобби

Формы самообразования преподавателя

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам преподаватель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс.

Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим преподавателем.

Организовывается чаще всего руководством отделов образования и, к сожалению, в современном мире часто является единственным стимулом к самообразованию учителей.

Составляющие процесса самообразования преподавателя Если представить деятельность преподавателя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать.

Какова же предметная область приложения этих глаголов? — Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения: — Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом — Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности — Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики — Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни — Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

  1. Результат самообразования
  2. Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.
  3. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
  4. Каковы могут быть результаты самообразования учителя:
  5. — повышение качества преподавания предмета;
  6. — разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;
  7. — разработка новых форм, методов и приемов обучения;
  8. — подготовка докладов, выступлений, выставок, семинаров, мастер-классов и других форм представления новых знаний и опыта по своей теме самообразования; дидактических материалов, тестов, наглядностей;
  9. — выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
  10. — разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
  11. — создание комплектов педагогических разработок;
  12. — проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);

— повышение престижа образовательного учреждения. Конечно, самым эффективным способом показать результаты преподавательского творчества является размещение материалов в Интернете. Сколько уникальных разработок, методик, статей, дидактического материала пылится в наших преподавательских комнатах и не имеет выхода на широкую преподавательскую общественность.

Возможность разместить свой материал в Интернете, позволяет преподавателю аккумулировать свои работы в некой виртуальной преподавательской библиотеке, где его коллеги могут посмотреть работу педагога, воспользоваться ее результатами, дополнить, оставить отзыв и обсудить. В этом случае бесценный педагогический опыт становится независимым от времени и пространства.

Заключение Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует преподаватель, тем больше эффект от его работы.

Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет преподавателю не обеспечить, самое главное – это желание работать над собой и способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.

спользуемая литература:

  1. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.: Дело, 1994.
  2. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»; Издательство ЭКМОС, 1999.
  3. Эверт Н.А.Диагностика профессиональной культуры и мастерства работников образования. – Красноярск, 2004.
  4. Электронный педагогический словарь.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/samoobrazovanie_pedagoga_085712.html

Роль самообразования в становлении педагога-мастера

  • Самообразование –это целеустремленная работа преподавателя по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых навыков и умений. Самообразование педагога выполняет следующие функции:
  • 1) дополняет, углубляет, уточняет, расширяет базовое общее и профессиональное образование;
  • 2) компенсирует недостатки базового образования или является средством его приобретения;
  • 3) способствует формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности;
  • 4) помогает осмыслению передового опыта работы и собственной самостоятельной деятельности;
  • 5) является средством самопознания и самосовершенствования.

Последняя функция связана с тем, что в процессе самообразования человек постоянно выявляет свое знание о незнании. Этот вид знания был осознан в свое время Сократом в процессе исследования самого себя и других людей: «Я знаю, что я ничего не знаю», – говорил человек, «превыше всех своею мудростью» в Элладе. Знание о незнании вносит в сознание личности неудовлетворенность собой, заставляет сомневаться в полноте и непогрешимости имеющихся знаний. Этот вид знания выступает как источник саморазвития. Сократ, по свидетельству Платона, говорил: «Ведь тем-то и скверно невежество, что человек и не прекрасный, и не совершенный, и не умный вполне доволен собой. А кто не считает, что в чем-то нуждается, тот и не желает того, в чем, по его мнению, не испытывает нужды».

Недостаточный уровень активности преподавателя в сфере самообразования определяется рядом факторов, которые приводят к возникновению у преподавателей психологических барьеров, важнейшими из которых являются интеллектуальные и мотивационные барьеры.

Интеллектуальные барьеры связаны с различными точками зрения на самообразование. Первая точка зрения: самообразование – это личное дело каждого преподавателя и нет необходимости обсуждать этот вопрос с научной точки зрения.

Вторая точка зрения: сама деятельность педагога – это и есть самообразование, поэтому нужно лишь эффективно организовать педагогическую деятельность в учебных заведениях.

При первом подходе теряется весь накопленный в педагогической практике опыт организации самообразования, а важнейшая часть развития личности преподавателя ставится в зависимость от его индивидуального уровня педагогической компетентности, опыта и т.п.

Второй подход ограничен тем, что культура педагогической деятельности ставится в зависимость только от эффективной научной организации труда. При этом не учитываются особенности личности преподавателя, уровень его развития, внутренние побудители, зрелость всех компонентов личности педагога.

В интеллектуальных психологических барьерах отражается специфический строй мышления преподавателя.

Преодолению интеллектуальных барьеров способствует знание и понимание того, что стоящая перед преподавателем в учебно-воспитательной процессе триединая цель (обучение, воспитание, развитие) недостижима без постоянного самообразования.

Читайте также:  Задача двух тел - справочник студента

Педагогическая деятельность предполагает «воспроизводство» преподавателя на каждом занятии, что невозможно без постоянного саморазвития. Современные требования к преподавателю возможно реализовать лишь на основе повышения педагогической компетентности, совершенствования стиля работы, овладения культурой педагогического труда.

Другая группа психологических барьеров относится к побудительным причинам занятия самообразованием. Это мотивационные барьеры.

Можно выделить следующие группы побудителей: побудители внешней среды (формы организации самообразования преподавателя, существующие в системе народного образования); побудители, вытекающие из условий деятельности (конкретные формы организации самообразования в данном педагогическом коллективе); внутренние побудители (формы организации самообразования, возникающие в силу специфики педагогической деятельности, личностной направленности преподавателя, его установок, ценностей и индивидуальных особенностей).

Первую группу побудителей реализуют всем известные формы: методологические семинары, аспирантура, докторантура, участие в научно-исследовательской работе, предметно-методические объединения учителей, стажировки, институты и курсы повышения квалификации.

Вторую группу побудителей самообразования преподавателей обеспечивает та конкретная обстановка, тот педагогический коллектив учебного заведения, где работает преподаватель. Важен его морально-психологический климат, уровень профессиональной компетенции членов коллектива, требовательности к каждому, традиции и нормы профессионального общения преподавателей.

Третья группа побудителей самообразования – внутренние мотивы личности преподавателя, его индивидуальные особенности.

Главным внутренним побудителем, определяющим форму и уровень организации этих процессов, является потребностно-мотивационная сфера личности, ее направленность, установки, волевые, интеллектуальные и познавательные компоненты.

Для преодоления мотивационных барьеров преподавателю необходимо самопознание, критическое отношение к себе и результатам своей профессиональной деятельности, непримиримое отношение к своим слабостям, формирование в себе убежденности в необходимости работы над собой.

В профессиональном самообразовании учителя можно выделить общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование.

Общеобразовательное самообразование профессионально значимо для учителя не только в аспекте того, что много знающий и многим интересующийся учитель интереснее детям и быстрее находит с ними контакт, но и в плане повышения уровня педагогической грамотности.

Учитель смотрит кино, читает книгу, идет в музей не только потому, что ему это интересно и он полезно займет досуг, но и потому, что у него сформирована установка на педагогизацию всей поступающей к нему информации: «Грамотно ли это с педагогической точки зрения? Где полученную информацию я могут использовать во взаимодействии с детьми?» и т.п.

Такая установка вначале сознательно переносится учителем в систему профессионального самообразования, а затем становится элементом его педагогического сознания.

Общеобразовательное самообразование учителя включает в себя: собственно общеобразовательную информацию; информацию, умения и навыки, имеющие общепедагогическую ценность; знания, умения и навыки, имеющие значения для повышения предметной квалификации.

Предметное самообразование связано с чтением специальной литературы по преподаваемым предметам, посещением специальных занятий, курсов, семинаров.

Психолого-педагогическое самообразование предполагает углубленное знакомство и изучение педагогической и психологической литературы, что, как показывают специальные исследования по изучению этого аспекта самообразования (Г.С. Сухобская, Ю.Н.

Кулюткин) является самым несовершенным звеном даже в группах учителей, самообразовательную работу которых можно считать достигшей достаточно высокого уровня по другим содержательным компонентам этой деятельности.

Это положение в определенной мере парадоксально, так как наибольшие затруднения учителя испытывают в сфере изучения и понимания своих воспитанников, т.е. в сфере психологической компетентности и выборе средств воздействия и организации взаимодействия с ними, что относится к педагогической компетентности.

С другой стороны, противоречие это вызвано тем, что в период профессиональной подготовки предметы психолого-педагогического цикла (общепедагогического характера) не являются личностно значимыми для студентов, потребность в психолого-педагогических знаниях не является явно выраженной.

Методическое самообразование связано с углублением, уточнением, шлифовкой методики преподавания. Осуществляется оно чтением специальной литературы, изучением педагогического опыта, анализом и обобщением результатов собственной деятельности. Именно методические библиотечки наиболее представительны у учителей.

Однако негативной тенденцией в методическом самообразовании является востребованность литературы, в которой содержатся конкретные рекомендации, советы, поурочные разработки, где каждый урок от начала до конца расписан по деталям.

Учителя слепо следуют тому сценарию, который заложен в поурочной разработке, без какого-либо учета особенностей конкретного классного коллектива учащихся и условий его работы.

Любая деятельность может успешно осуществляться только при условии готовности к ее выполнению.

Готовность к самообразованию – состояние, характеризующееся единством положительного отношения субъекта к самообразовательной деятельности и практического владения умениями этой деятельности.

Готовность к самообразованию складывается из когнитивного, мотивационного, процессуального, организационного, нравственно-волевого компонентов.

Когнитивный компонент определяется базовой культурой личности, наличием достаточных профессиональных знаний и умений их применять.

Ведущее место занимает мотивационный компонент: осознание личной и общественной значимости непрерывного образования, профессионального совершенствования и расширения кругозора, наличие стойких познавательных интересов, влечений, установок, сформированного чувства долга и ответственности.

  1. Самообразование невозможно без сформированного процессуального компонента: развитых навыков самостоятельной познавательной деятельности и сформированных операций умственной деятельности, умений самоанализа.
  2. Организационный компонент готовности к самообразованию предполагает наличие умений выбрать источники познания и формы самообразования, планировать свою деятельность и время, организовать свое рабочее место, саморегуляцию деятельности, самоконтроль и самооценку.
  3. Нравственно-волевой компонент включает ряд личностных характеристик, без которых самообразование не осуществимо: любознательность, критичность, трудоспособность, ответственность.
  4. В самообразование учителя включаются четыре вида самообразовательной деятельности: фоновое общеобразовательное самообразование; фоновое педагогическое самообразование; перспективное профессиональное самообразование и актуальное педагогическое самообразование.
  5. Фоновое общеобразовательное самообразование – самостоятельная познавательная деятельность, которая становится естественной частью жизни учителя, не требует специальной организации и планирования: чтение художественной литературы и периодических изданий, детской литературы, просмотр отдельных телепередач, слушание радио, посещение с определенной периодичностью кино, театров, музеев, выставок; участие в экскурсиях самого разного характера и направленности, лекториев, всевозможных курсов.

Фоновое педагогическое самообразование – просмотр и чтение педагогической периодики и новых книг по педагогике, психологии, методике преподавания, создание личной библиотеки и ее систематизация, накопление и классификация различных материалов для использования в учебно-воспитательной работе. Для профессионально работающего учителя этот вид самообразования также является естественным элементом жизни.

Перспективное профессиональное самообразование – работа учителя над определенной психолого-педагогической или методической проблемой, рассчитанная на достаточно длительный срок. Проблема выявляется учителем в результате самоанализа своей педагогической деятельности как проблема, которую необходимо глубоко изучить.

  • Актуальное педагогическое самообразование – работа над отдельными, наиболее существенными, но частными затруднениями в своей педагогической деятельности.
  • Профессиональное самообразование можно представить в виде модели.
  • В системе самообразования учителей в целях повышения педагогической культуры и профессионального мастерства особое место занимают библиотеки. По сравнению с другими источниками распространения книги библиотеки имеют неос­поримые преимущества:
  • 1) библиотеки представляют собой систематиче­ски подобранные книжные фонды общественного пользова­ния, создающие возможность всестороннего изучения интере­сующей читателя проблемы (для сравнения: книжный мага­зин может предложить читателю для приобретения лишь то, что в данный момент находится на книжном рынке).
  • 2) библиотеки размещены планомерно по всей стране и наиболее приближены к населению.
  • 3) оказывают разностороннюю помощь в выборе книг для чтения, в формировании навыков пользования библиотечно-библиографическимвспомогательным аппаратом.
  • Модель.
  • Профессиональная самообразовательная деятельность учителя
1. Целеполагание: личностное и профессиональное самосовершенствование.
2. Функции: – дополняет, углубляет, уточняет, расширяет базовое общее и профессиональное образование; – компенсирует недостатки базового образования или является средством его приобретения; – способствует формированию стиля профессиональной деятельности; – помогает осмыслению передового опыта работы и собственной самостоятельной деятельности; – является средством самопознания и самосовершенствования
3. Компоненты:
3.1.   3.2.   3.3.   3.4.   3.5. нравственно-волевой: положительное отношение к процессу учения, любознательность, критичность, самостоятельность, целеустремленность, сильная воля, трудоспособность, ответственность; мотивационный:осознание личной и общественной значимости непрерывного образования, наличие стойких познавательных интересов, чувства долга и ответственности; когнитивный: общеобразовательные и профессиональные знания и умения их применять; процессуальный: особенности мыслительной сферы; умение ставить и разрешать познавательные задачи, самостоятельность, гибкость, оперативность, наблюдательность, способность к анализу, синтезу, обобщениям; креативность, удовлетворение от познания; – умение слушать; – умение выделять и усваивать определенное содержание; – умения контроля и самоанализа; организационный: – умение планировать время и свою работу; – умение перестраивать систему деятельности; – умения работать в библиотеках, быстро ориентироваться в современной классификации источников; – умение пользоваться оргтехникой и банком компьютерной информации; – владение различными приемами фиксации прочитанного
4.

Источник: https://zdamsam.ru/b374.html

Самообразование как средство становления педагога-профессионала

Непрерывное образование учителя предполагает не только организованное обучение, но и его самообразование, которое позволяет не только овладеть педагогической деятельностью и достичь в ней мастерства, но и совершенствовать свою личность.

Самообразование обусловлено, прежде всего, непосредственными целями практической деятельности и осуществляется в процессе подготовки к урокам и внеурочным занятиям, докладов на методические объединения, педсоветы и т.д.

Обновление знаний необходимо и для того, чтобы ответить на вопросы учащихся, выходящие за пределы программы учебного предмета.

Стремление учителя к самообразованию связано и с освоением новых педагогических идей, апробацией передового опыта и др.

В педагогическом учебном заведении вчерашние выпускники школ попадают в новые условия, которые предъявляют к ним высокие требования: уметь рационально распределять и планировать свое время, организовывать свое рабочее место, работать с книгой и специальной литературой и т.п.

Овладение умениями и навыками самообразовательной деятельности начинается с установления гигиенически и педагогически обоснованного режима дня. Надо так спланировать свою учебную и внеучебную деятельность, чтобы оставалось время и для самообразовательной работы, и для культурного отдыха.

Овладение навыками самообразовательной деятельности и умениями рациональной организации учебного труда свидетельствует о сформированности культуры умственного труда, которая включает: культуру мышления, проявляющуюся в умениях анализа и синтеза, сравнения и классификации, абстрагирования и обобщения, «переноса» полученных знаний и приемов умственной деятельности в различные новые условия; устойчивый познавательный интерес, умения и навыки творческого решения познавательных задач, умение сосредоточиться на главных, наиболее важных в данный момент проблемах; рациональные приемы и методы самостоятельной работы по добыванию знаний, совершенное владение устной и письменной речью; гигиену умственного труда и его педагогически целесообразную организацию, умение разумно использовать свое время, расходовать физические и духовные силы.

Профессиональное самообразование,осуществляемое учителем, направленно на повышение его профессионализма и включает:

— педагогическое просвещение, т. е. освоение учителем научных педагогических идей и ознакомление с опытом других учителей;

— овладение новыми подходами, ценностными ориентациями и установками в профессиональной деятельности;

— осмысление собственного опыта и прогнозирование дальнейшей работы по его созданию и обобщению.

В потребностях учителя в психологических и педагогических знаниях проявляются глубина личностной вовлеченности в процесс самообразования и творчества; стремление оценивать свой опыт в контексте опыта других учителей.

Процесс самообразования направлен на установление соответствия профессионального потенциала (знаний, умений, навыкoв) и профессиональной позиции учителя в обществе. В этой связи самообразование выступает как форма саморегуляции профессионального поведения учителя, которая включает как анализ результатов собственной деятельности, так и его способность к управлению ею.

  • Самообразование как часть непрерывного образования предполагает компенсацию недостатков полученногообразования; постоянную адаптацию личности к изменяющемуся миру; непрерывное развитие творческого потенциала личности.
  • У начинающего учителя на первый план выдвигаются компенсаторные или адаптивные цели самообразования, в дальнейшем более важное значение имеют цели, связанные с развитием творческого потенциала.
  • По доминирующим целям самообразования выделяются следующие уровни самообразовательной деятельности учителя: компенсаторный (мотивы деятельности связаны в основном с ликвидацией пробелов, обнаруженных в базовом педагогическом образовании); адаптационный (кроме компенсаторных целей предполагается достижение определенного уровня профессиональной культуры); творческий (целью самообразования является развитие творческих возможностей).

В определении целей самообразования многое зависит от личности учителя, уровня его подготовки, способностей, опыта и т. д. Они могут быть ближними, средними, дальними.

Ближние цели включают восполнение пробелов в знаниях по предмету, педагогике, психологии, методике; средние – основательное изучение и практическое усовершенствование одного из актуальных вопросов; дальние – овладение теорией и практикой организации педагогической деятельности с целью совершенствования своего мастерства. Все эти цели взаимосвязаны и взаимообусловлены.

  1. Наиболее продуктивное направление профессионального самообразования учителя — разработка одной из научных или методических проблем в рамках комплексной темы школы.
  2. Профессиональное самообразование, таким образом, является важнейшим средством формирования педагогического мастерства учителя и развития его общей и педагогической культуры.
  3. Вопросы и задания

1. Напишите микросочинение на тему «Почему я выбрал(а) педагогическую профессию?».

2. Каковы цель и задачи современного педагогического образования?

3. В чем смысл многоуровневого педагогического образования?

4. Представьте структуру педагогического образования схематически.

5. В чем сущность профессионального самовоспитания учителя?

6. Дайте характеристику профессионального идеала педагога.

7. Назовите факторы, стимулирующие процесс профессионального самовоспитания учителя.

8. Каковы этапы профессионального самовоспитания и его особенности в студенческом возрасте?

9. Назовите способы профессионального самовоспитания педагога.

10. Составьте программу профессионального самовоспитания на ближайший период (три месяца, полгода, год).

11. В чем специфика профессионального самообразования педагога?

Рекомендуемая литература

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование. – М., 2009.

Диденко В.Н. Введение в педагогическую деятельность. – Смоленск, 2005.

Донцов И.А. Самовоспитание личности. – М., 1984.

Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность. — Ростов-на-Дону, 1997.

Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. – М., 1989.

Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. – М., 1994.

Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. — М., 1991.

Педагогическая антропология / под ред. Л.Л. Редько, Е.Н. Шиянова. – Ставрополь, 2006.

Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. — М., 1995.

Шиянов Е. Н. Педагогика: общая теория образования : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений. – Ставрополь, 2007.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s51063t4.html

Ссылка на основную публикацию