1
Познавательный интерес можно рассматривать как педагогическое условие управляемой поглощенности учебной деятельностью.
Что можно считать познавательным интересом? Известные ученые отвечают на этот вопрос так: «Потребность, ставшая свойством личности человека и побуждающая его к такой деятельности, которая удовлетворяет потребность в объективных достижениях и приносит ему желанное эмоциональное насыщение» (3, 66).
Интерес как мотив учебной деятельности изучали Л.И. Божович, Б.И. Додонов, Л.С. Славина. Многие ученые опирались на труды С.Л. Рубинштейна, называвшего познавательный интерес ценнейшим мотивом учения, черпающим «строительный материал» из внешнего мира.
Развитие познавательной активности немыслимо без развития познавательного интереса.
Итак, под познавательным интересом мы будем понимать избирательную направленность личности на предметы и явления окружающие действительности. Б.И.
Додонов считал, что реальная деятельность полимотивирована, а мотивы взаимодействуют между собой. Рассматривая мотивацию как особенное проявление интереса и потребности, он указывает, что проявление интереса трудно отделить от проявления потребностей, интерес захватывает новые объекты или постоянно открывает новое в старом (1, 17-19). Таким образом, интерес более активен, чем потребности.
Формирование мотивации учебной деятельности в школе и вузе осуществляется через внешние воздействия (внушение, соревнование, поощрение, наказание). Это в определенных условиях может быть достаточно эффективно, но это внешнее воздействие.
Необходимо искать способы формирования у школьников и студентов положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, такой мотивации, которая побуждала бы субъекта учения к упорной, систематической учебной работе, формировала внутреннюю мотивацию к учению. А.К.
Маркова писала: «необходимо формировать внутри самой учебной деятельности ориентацию учащихся на способ добывания знаний, а не только на сами знания» (2, 140).
В процессе обучения формирование положительного отношения к учению происходит, если соблюдаются такие принципы, как активность, самостоятельность, поэтому организация познавательной деятельности играет важнейшую роль. Исследование психологической проблемы мотивации учения в рамках теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.
Гальперина, показывает, что только «внутренняя» мотивация придает учению характер собственной деятельности и вызывает у учащегося большой интерес к учению. Мы предполагаем, что организация и проведение дидактических игр в учебном процессе позволяют всем участникам выявлять их интересы и склонности.
Для изучения системы интересов школьников нами была использована методика, разработанная немецким психологом В. Хеннигом. Он считал, что необходимо не только установить отдельные интересы, но и определить возможные связи между ними в качестве компонентов единой структуры.
Анализ данных экспериментальной работы показал, что профиль интересов учащихся шестых классов выглядит, следующим образом: компьютеры (96), общение (79), кино, телевидение (61), мода (54), спорт (46), биология (48), учебно-познавательные интересы (48), рисование (39), техника (28), литература (25), танцы (24), легкая музыка (23), рок-музыка (22), общественно полезная деятельность (22), история (21), туризм (21), театр, цирк (18), политика (9), география (9), серьезная музыка (7).
Обращает на себя внимание тот факт, что учебная деятельность не входит в число самых привлекательных для учащихся, кроме того, отмечается отсутствие четкости при выборе суждений, в определении своих потребностей, желаний, за исключением нескольких учащихся, выбор которых отражает устойчивость одного- двух интересов
Старшеклассники демонстрируют почти такой же профиль интересов, и учебно-познавательные интересы продолжают относиться к области средне выраженных, их занимают вопросы, связанные с компьютерными играми, различными форумами, некоторая доля уделяется обучающим программам.
Общение ребят носит скорее личностный характер, оно направлено на удовлетворение их запросов, решение возникающих проблем. Выделяются группы интересов, относящихся к спорту, их можно рассматривать во взаимосвязи с общепознавательными интересами и интересом к общению.
Область интересов, связанная с туризмом, посещением театра, цирка находится на низком уровне.
Это, очевидно, свидетельствует о слабой организации досуга учащихся, как в условиях школы, так и семьи, об отсутствии возможности в удовлетворении их растущих потребностей в культурно-образовательном плане.
Для выявления картины выраженности и напряженности всех испытуемых учеников, можно выделить в три различные группы. В результате мы получаем следующие данные.
К первой группе относятся учащиеся и студенты, выбор которых был произведен так, что выделились один — два интереса, по интенсивности и напряженности значительно превышающие другие.
Ко второй — испытуемые, показавшие при средней напряженности интересов несколько блоков интересов с достаточно устойчивыми выборами (от двух до трех). К третьей — слабая выраженность интересов и низкая напряженность — отнесены такие испытуемые, интересы которых аморфны или размыты.
После проведения ряда дидактических игр картина выраженности профиля интересов изменилась.
Большое количество школьников и студентов экспериментальных групп определились по нескольким блокам интересов с достаточно устойчивыми выборами, они стали замечать, что могут легко подключаться к разным видам деятельности, интерес к которым у них стал сочетаться с ярко выраженным общепознавательным интересом и интересом к общению. Такая картина может считаться благоприятной и соответствует второй группе выраженности и напряженности интересов. В контрольных группах профиль интересов практически не изменился.
Таким образом, в результате проведения повторной диагностики мы можем сделать следующие выводы:
- связанные интересы взаимно влияют друг на друга;
- дидактические игры способствуют формированию познавательного интереса;
- внутренняя мотивация становится ведущей в учебной деятельности;
- познавательный интерес может быть условием управляемой поглощенности учебной деятельностью.
Литература:
- Додонов Б.И. Логико — символическая модель мотивационной структуры деятельности. Новые исследования в психологии, 1978, № 1
- Маркова А.К. Мотивация учебной деятельности. — М..: Просвещение, 1990. — 192 с.
- Пидкасистый П.И., Фридман Л.М. Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. — М.: Педагогическое общество России, 1999.
Работа представлена на III научную международную конференцию «Проблемы международной интеграции национальных образовательных стандартов», 23-27 апреля 2008г., Чехия (Прага) — Люксембург — Франция (Париж) Поступила в редакцию 15.03.2008г.
Библиографическая ссылка
Источник: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23886
Некоторые аспекты формирования познавательного интереса обучающихся
Современный
мир предъявляет все больше и больше требований к молодой, до конца еще не
устоявшейся личности.
Современное
образование требует от педагога воспитать такую творческую, активную,
самостоятельную личность, которая способна решать теоретические и практические
задачи, иметь четкую жизненную позицию, быть конкурентоспособным специалистом.
- Чтобы
не потеряться, а занять достойное место в обществе, молодой человек должен
иметь и огромный прочный запас знаний, и быть духовно, нравственно богатым, так
как только такой человек может из огромного потока информации отделить истину
от лжи, выстоять перед соблазнами «красивой жизни», отстоять свою точку зрения,
увидеть свое место в обществе. - В
формировании и становлении личности огромную роль играет семья со своими
нравственными устоями, общество со своей культурой, учебное заведение, где
обучающийся проводит большую часть
своего активного времени. - Проблема восстановления ценностей сегодня встает с особой остротой.
Нельзя обучать, не воспитывая, а воспитывать, не
обучая. Обучая математическим формулам надо помнить, что они содержат в себе
основания гармонии и красоты, и эта красота той же природы, что и красота
цветка.
Следовательно, существует
необходимость в новом подходе к обучению математике.Математика является важной учебной дисциплиной для многих профилей обучения и
специальностей среднего профессионального образования.
Она необходима будущим
специалистам информационных систем, инженерам, работникам транспорта,
строителям и архитекторам, экономистам, юристам и т.д.
Математика имеет большие возможности
для развития: логического мышления; практических действий по моделированию
геометрических и реальных объектов.
Успешность изучения курса математики, творческая активность обучающихся
на учебном занятии зависит от того,
какими средствами и методами ведется обучение. Учебное занятие должен быть
интересным и увлекательным.
Поэтому необходимо организовать процесс обучения
таким образом, чтобы у каждого обучающегося сформировать интерес к дисциплине.
Так как именно интерес к дисциплине является одним из важнейших факторов успеха
в обучении.
Чем ниже интерес, тем хуже результаты обучения.
Важность проблемы развития
творческих способностей обучающихся обусловлена, двумя основными
причинами.
1) Снижение
интереса к учебе при переходе на следующий курс обучения и объема учебного материала. В начале первого
курса обучающиеся в большинстве своем
ждут от учебы чего-то нового, необыкновенного, интересного.
К сожалению, уже к
концу первого года обучения в колледже, часть обучающихся теряет интерес к учебе; но все-таки основная
масса первокурсников еще открыта для педагога, у них еще сильна мотивация к
обучению. Но уже к середине второго года обучения, как показывают различные
психологические опросы, интерес к учебе сохраняют от 20 до 40 процентов обучающихся.
Здесь налицо противоречие между все возрастающей сложностью и насыщенностью
программы, постоянно увеличивающимся уровнем требований и способностью обучающихся
освоить весь объем предлагаемых ему сведений. Не в силах справиться с такими
нагрузками, обучающиеся просто перестают
заниматься, свыкаются с ролью неспособных, бесперспективных, отстающих.
Мы,
педагоги, часто видим причины этого в нерадивости своих студентов. Нежелание
части студентов учиться — своего рода
психологическая защита от перегрузки, потеря уверенности в своих силах.
2) Вторая
причина в том, что даже те обучающиеся, которые, казалось бы, успешно
справляются с программой, теряются, как только оказываются в нестандартной
учебной ситуации, демонстрируя свое полное неумение решать продуктивные задачи.
Еще одна проблема нашего образования
заключается в противоречии между потребностью общества в творчески мыслящих
людях и остающимися в основном репродуктивными методами обучения в системе СПО.
Поэтому свою цель как
преподавателя математики мы видим не только и не столько в том, чтобы
передать обучающимся определенный объем знаний,
но — главное — в развитии творческих возможностей,
продуктивного мышления обучающегося.
Поэтому
стоит выделить в этом направлении несколько задач:
- поддерживать и развивать интерес к изучаемой
дисциплине; - формировать приемы продуктивной
деятельности, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция и т.д.; - развивать логическое мышление,
пространственное воображение обучающихся; - учить основам самообразования, работе
со справочной и научной литературой, с современными источниками информации
(интернет); - показывать практическую
направленность знаний, получаемых обучающимися на учебных занятиях по математике; - учить мыслить широко, перспективно,
видеть роль и место математики в общечеловеческой культуре, ее связь с другими
науками.
Их решение
позволит сделать процесс обучения захватывающим, интересным и для самого
обучающегося и для преподавателя. Учение
должно быть увлекательным, содержательным, без принуждения.
Этим
задачам подчинены и различные формы работы на уроке: коллективная,
индивидуальная, групповая. Но, конечно, самую большую роль в развитии
творческих способностей обучающихся на учебных занятиях по математике мы отводим решению задач:
разных, простых, сложных, разно уровневых, практически направленных,
актуальных, многовариантных по способам решения.
Очень
важно, чтобы каждый обучающихся на учебном
занятии работал активно, увлеченно.
И
эту увлеченность надо использовать как отправную точку для возникновения и
развития любознательности, устойчивого познавательного интереса.
Данной цели
служат нестандартные (активные) формы учебных занятий. При подборе заданий для
нестандартного учебного занятия нужно учесть, чтобы они отвечали следующим
требованиям:
- задания должны развивать логику,
сообразительность, смекалку; - иметь практическую направленность,
быть поучительными, - расширять кругозор обучающихся;
- быть занимательными по форме,
содержанию, сюжету или по способу решения; - задачи должны быть по возможности
просты, доступны для основной массы обучающихся.
Выбор типа
учебного занятия зависит от изучаемой
темы, особенностей конкретной группы, возраста обучающихся.
Для обучающихся нестандартный
урок — переход в иное психологическое состояние, это другой стиль
общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве; это возможность
каждому проявить себя, развить свои творческие способности и личные качества.
Обучающиеся,
как правило, бывают поставлены в ситуацию успеха, что способствует пробуждению
их активности и в работе на учебном занятии, и в подготовке творческих домашних
заданий. Нестандартное учебное занятие не только обучает, но и активно воспитывает
ребенка.
Познавательный
интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления
окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным
стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям.
Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится
основой положительного отношения к учению.
Познавательный
интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно
возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет.
При этом
поисковая деятельность обучающегося совершается с увлечением, он испытывает
эмоциональный подъем, радость от удачи.
Познавательный интерес положительно
влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание
психических процессов — мышления, воображения, памяти, внимания, которые под
влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и
направленность.
Познавательный интерес —
это один из важнейших для нас мотивов учения. Его действие очень сильно. Под
влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых обучающихся
протекает более продуктивно. При этом они испытывают огромное удовлетворение от
проделанной интересной работы, повышается их познавательный интерес к
математике как науке.
Познавательный интерес при правильной
педагогической организации деятельности обучающихся
и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен
стать устойчивой чертой личности будущего специалиста и оказать сильное влияние на его развитие.
Таким образом,
можно убедиться, что развитие познавательного интереса помогает обучающимся воспринимать мир,
познавать красоту окружающей действительности во всем ее разнообразии. Поисковая
деятельность, как средство обучения способствует приобретению новых знаний,
представлений, является высшей формой междисциплинарных связей.
Кроме
того, познавательный интерес как основа положительного отношения к учению способствует снятию перенапряжения, перегрузки,
утомляемости обучающихся за счет переключения их на разнообразные виды
деятельности в ходе учебного занятия. Так же повышается роль самостоятельной
работы обучающихся.
Список использованной литературы
- Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. –М.: Просвещение, 1990. -97с.
- Павлова Н. Любимые уроки математики. –М.: Эксмо, 2003. -64с.
- Виноградова Л. В. Методика преподавания математики в средней школе: учеб. пособие – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.-112 с.
- Геометрия 10-11: учеб. для общеобразоват. учреждений/[ Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.] – 15-е изд., доп. – М. Просвещение, 2006.-130 с.
- Карпушина Н. М. Считать скучно, а играть интересно// Математика в школе. 2006. №9.
- Кордина Н. Е. Учение с увлечением// Математика в школе. 2004. №2.
- Маркова В. А. Что такое исследовательская деятельность школьников// Математика/ Приложение к газете «Первое сентября». 2007.№12
- Погорелов А. В. Геометрия: Учеб. для 7-11 кл. сред. шк.– 4-е изд. –М.: Просвещение, 1993.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учеб. пособие для студентов пед. институтов– М.: Просвещение, 2007.-115 с.
Источник: https://www.informio.ru/publications/id982/Nekotorye-aspekty-formirovanija-poznavatelnogo-interesa-obuchayushihsja
Познавательный интерес младшего школьника как психолого-педагогический феномен | sibac.info
- ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
- Султанова Марина Борисовна
- студент 4 курса, психолого-педагогический факультет ФГБОУ ВПО «ЗабГУ», РФ, г. Чита
- E-mail: sultanova_75_92@mail.ru
- Сёмина Марина Викторовна
научный руководитель, канд. пед.
наук, доцент, доцент кафедры психологии образования ФГБОУ ВПО «ЗабГУ», РФ, г. Чита
В психолого-педагогической литературе существует большое количество исследований, посвященных проблеме познавательного интереса личности. Особую значимость представляют для нас работы С.Л. Рубинштейна, Г.И. Щукиной, Н.Г. Морозовой, А.Н. Леонтьева и др.
, посвященные анализу понятия «интерес» (в том числе, и познавательный интерес) и его компонентов.
В работах этих авторов подчеркивается единство эмоциональной, волевой и интеллектуальной сторон познавательного интереса, причем мыслительные процессы описываются как его основное структурное ядро.
В настоящее время актуальность проблемы развития познавательного интереса школьника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования. Сегодня особую популярность обретают образовательные системы, в которых педагоги и психологи создают условия для развития личности самого ученика.
Известно, что познавательные интересы возникают у ребенка довольно рано, и ребенок часто приходит в школу с кругозором, который намного превышает те сведения, которые содержатся в учебных пособиях.
Но знания, полученные ребенком до школы, как правило, обрывочны и не систематизированы, их преобразование в логичную и полную картину мира происходит именно с участием педагога.
Однако существует весьма серьезная опасность того, что с поступлением в школу ребенок продолжит удовлетворять свои познавательные интересы в отрыве от школьного обучения, что сделает для него процесс обучения безразличным и не дающий ожидаемого результата.
Таким образом, можно сказать, что проблема управления развитием познавательного интереса ребенка является достаточно значимой в современной психологии образования.
Интерес представляет собой сложное, значимое для личности образование. Понятие «интерес» имеет большое количество различных трактовок. С точки зрения С.Л. Рубинштейна, «…интерес выступает как избирательная направленность человека, его внимания, его мыслей и помыслов…» [3, с. 121]. Н.Г.
Морозова описывает интерес как «активно-познавательное и эмоционально-познавательное отношение человека к миру» [2, с. 44]. А.С. Бакарёва видит в интересе «своеобразный сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека в целом» [1, с.
9]. Английский словарь психологических терминов объясняет понятие «интерес» как «тенденцию заниматься деятельностью, вещами, процессом занятий». Также интерес — «…это специфическое отношение личности к объекту, вызванное осознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью» [5, с.
36].
Психологический смысл понятия «интерес» отражает большое количество значимых для школьника процессов — от единичных (внимание, восприятие) до их совокупности и выражается в потребностях и отношениях личности.
Можно сказать, что познавательный интерес — основной вид интереса, он несет в себе все функции интереса как психического образования: его избирательный характер, единство объективного и субъективного, наличие в нем органического сплава как интеллектуальных, так и эмоционально-волевых процессов.
Проведенный А.Н. Леонтьевым анализ познавательного интереса детей младшего школьного возраста свидетельствует о том, что становление познавательного интереса у школьников процесс сложный, включенный в общую линию их развития.
По мнению Л.С.
Выготского, познавательный интерес — это «естественный двигатель детского поведения», он является «верным выражением инстинктивного стремления; указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями». Вот почему оптимальным решением педагога будет построение «всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах…» [5, с. 82].
Также Н.Г. Морозова определяет познавательный интерес как мотив, описывая его как «важную личностную характеристику школьника и как интегральное познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению». Автор считает, что интерес это отражение сложных процессов, происходящих в мотивационной сфере деятельности [2, с. 58].
Мы считаем, что именно этот вид интереса (познавательный интерес) является чрезвычайно важным в организации учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Познавательный интерес у младших школьников имеет довольно яркую эмоциональную окраску. Он проявляется в интересе к наблюдениям, описаниям, впечатлениям.
Познавательный интерес в младшем школьном возрасте в значительной мере определяется таким новообразованием психики как стремление к взрослению и стремление к самостоятельности. Познавательный интерес в этом возрасте связан с желанием проникнуть в существующие закономерности учения и в основание знаний в целом.
В психологической литературе мы обнаружили схожие точки зрения ученых о природе возникновения познавательного интереса как такового. Большинство психологов как отечественных, так и зарубежных связывают интерес с потребностью и часто их сравнивают.
Взаимосвязь между потребностями и познавательным интересом весьма сложна и не дает оснований ставить между ними знак равенства. Так, С.Л. Рубинштейн отмечает, что интерес отражает потребность, но не сводится к ней [3, с. 111].
К развитию интереса можно также отнести и случаи перехода познавательного интереса в учебный интерес. В связи с этим, И.Ф. Харламов изучал специфику учебного интереса, отличающую его от других видов познавательного интереса [4, с. 37].
Исследуя и познавая мир, ребенок делает массу открытий, проявляя интерес к разным областям окружающей его действительности. Согласно мнению Г.И.
Щукиной, познавательный интерес — это особое избирательное, наполненное активным замыслом, сильными эмоциями, устремлениями отношение личности к окружающему миру, к его объектам, явлениям и процессам [5, с. 88].
Формирование познавательных интересов начинается у школьников с самого начала обучения в школе. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда у детей формируется интерес к содержанию учебной деятельности и появляется потребность приобретать как можно больше знаний.
На основе этого у младшего школьника могут сформироваться социально желательные мотивы к учению, связанные с ответственным отношением к учебным занятиям и к учебе в целом.
Развитие познавательного интереса в младшем школьном возрасте способствует росту сознательного отношения обучающегося к учению, развитию познавательных процессов, стимулирует умение ими управлять.
Познавательный интерес в отличие от неясных и неосознанных влечений, желаний всегда имеет свой предмет, в нем ясно и четко выражена направленность на определенную предметную область, к глубокому познанию которой стремится школьник.
Познавательный интерес — это один из сильно действующих мотивов в человеческой деятельности, то есть реальная причина действий, которая ощущается растущим человеком как особо важная для него.
Интерес к приобретению знаний формируется у школьников только при условии определенной организации учителем учебного процесса. Учителю необходимо обращать внимание на закономерности развития познавательных интересов младших школьников и общие закономерности психического развития ребенка в процессе обучения.
Для развития познавательных интересов важно соблюдать принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее должно быть обучение, и тем большую роль у учителя должны играть методы активного обучения и воспитания.
Таким образом, интерес представляет собой явление, которое имеет большое количество значений, проблема интереса и его роли в учебной деятельности школьника остается востребованной и актуальной в настоящее время как для педагогов, решающих вопросы создания методических условий его становления, так и для психологов, изучающих особенности личностного проявления данного феномена.
Список литературы:
- Бараз Э.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе личностно-ориентированного взаимодействия участников обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1998. — 19 с.
- Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. М.: Знание, 2009. — 246 с.
- Рубинштейн А.В. Основы общей психологии / А.В. Рубинштейн. СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 448 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие / И.Ф. Харламов. М.: Юрист, 2007. — 512 с.
- Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в психологии / Г.И. Щукина. М.: Просвещение, 2006. — 382 с.
- Якимова М.С. Развитие познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2012. — № 4. — С. 122—124.
Источник: https://sibac.info/studconf/hum/xviii/37170
Развитие познавательного интереса как одного из основных компонентов учебной деятельности младших школьников
Развитие познавательного интереса как одного из основных компонентов учебной деятельности младших школьников
Уважаемый председатель конкурса, уважаемые члены жюри, уважаемые коллеги я хочу начать своё выступление. Цель моего выступления – развитие познавательного интереса младших школьников и представление моего педагогического опыта с применением технологии «Конструктор урока».
В школе ребенок не только учится, но и живёт. Там, где учителя эту истину забывают, учение становится для школьника тяжелым грузом. «Желание хорошо учиться – кажется ярким огоньком, озаряющим весь смысл детской жизни, мир детских радостей…» — так сказал выдающийся В.А.Сухомлинский.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирует на развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формированию желания и умения учиться. В связи с этим возрастает значимость познавательной деятельности школьников, углубляющей творческий потенциал и способствующей расширению интересов личности.
Проработав 20 лет в школе, я убеждена, что учитель начальной школы должен развивать познавательную потребность ребенка в процессе обучения, научить ребенка учиться, использовать такие технологии, формы и методы работы, которые позволяют формировать основные компоненты учебной деятельности, систематизировать полученные знания, повысить мотивацию, познавательный интерес учеников.
В педагогической практике познавательный интерес рассматривают, как средство активизации познавательной деятельности ученика, как эффективный инструмент учителя, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным.
Я соглашусь с такими известными педагогами – новаторами , как Б.П. Никитина, Ш.А. Амоношвили, А.С. Макаренко в том, что когда ученик овладевает новыми формами поведения и деятельности, он добивается ощутимого успеха в работе над собой, переживает радость, внутреннее удовлетворение — все это укрепляет его уверенность в своих силах, побуждает к личному росту.
Вот почему развитие, формирование и укрепление познавательного интереса учащихся является актуальной необходимостью сегодня.
Создание условий для формирования познавательного интереса ребенка, систематическое его развитие способствует достижению более высокого уровня познавательного интереса и качественному росту результатов обучения ученика в начальной школе.
Я формирую и развиваю познавательный интерес на уроках математики, русского языка, литературного чтения и окружающего мира, а так же на занятиях по внеурочной деятельности.
Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу и апробируя различные виды работы на уроке, я выявила и изучила наиболее эффективные способы и условия формирования познавательного интереса школьников к обучению, а также обобщила и систематизировала свой личный опыт практической деятельности по формированию познавательного интереса учащихся.
В моем выступлении я хочу показать технологии, методы и педагогические приемы формирования познавательной активности младшего школьника на уроках по окружающему миру.
Интерес к окружающему миру является одним из видов общественного интереса, он проявляется в желании познавать различные стороны жизни окружающего мира, использовать разные способы, чтобы узнавать новое, оценивать полученные сведения, выражать своё отношение к изучаемому объекту в различной деятельности.
По моему мнению, факторами , влияющими на формирование познавательного интереса являются:
Содержание предмета
Личность учителя
Средства обучения
(в т.ч. учебник)
Познавательный интерес к предмету
Формы организации обучения
Методы обучения
Виды познавательной деятельности
- Другие факторы (родители, путешествия
- и другие)
- Материальные условия обучения
На своих уроках я использую занимательный материал, игры, новый познавательный материал, нестандартные уроки, групповые и индивидуальные формы работы, проблемное обучение, проектную деятельность, дифференцированный подход, личностно – ориентированное обучение, ИКТ — технологию и технологию сотрудничества.
Дети участвуют в дистанционных и предметных олимпиадах, творческих конкурсах, предметных неделях, социальных проектах, благотворительных проектах, мониторингах. Составляют презентации, выполняют учебные и творческие проекты, посещают библиотеки, музеи, выездные экскурсии. Веду работу с родителями.
А также я давно пользуюсь педагогической техникой «Конструктор урока».
Ни для кого не является секретом, что все мы учителя изо дня в день, из урока в урок кропотливо собираем: интересные находки, удачные методы, приемы, затем их храним, формируем картотеку, папочки, свою уникальную методическую копилку! Все эти части являются уникальными элементами Педагогического Конструктора урока учителя!
Сегодня «Конструктор урока»- это педагогическая техника современного урока по ФГОС. Она как детский конструктор «Лего», из элементов которого можно построить множество поделок в зависимости от твоего желания, настроения и способности.
«Конструктор урока» помогает сегодня учителю выстраивать свой урок в зависимости от поставленных целей и задач, развивать познавательный интерес к предмету и создавать условия для его развития. А также совершенствовать современный урок, находить новые приемы и подходы, пробовать, комбинировать, изменять.
Эта разнообразность в организации учебной деятельности мотивирует моих учеников на достижение цели и развитие их познавательной деятельности на уроке. Я использую «Конструктор урока» когда планирую тему целиком, а затем при планировании отдельных уроков.
На основе планируемых результатов освоения программы по предмету, конкретной теме разрабатываю «Базовый лист контроля». В нем перечисляю основные понятия, правила, формулировки и формулы, которые обязанзнать каждый ученик. Подбираю наглядность, книги, информационный материал, готовлю учебные опыты.
Продумываю, организацию деятельности учеников, на каких уроках и в какой форме будет проходить повторение, а когда и как организовать контроль. После планирования темы перехожу к планированию каждого урока по данной теме. Любой из разделов урока может быть реализован разными приемами и методами или их комбинациями, т.е.элементами педагогического конструктора.
Для создания интригующей ситуации в начале урока можно выбрать тот стандартный приём, который ближе всего подходит к теме, цели конкретного урока, а можно придумать и свой, необычный, родившийся только – что или продиктованный возникшей ситуацией на уроке. Конструктор урока тем и хорош, что оставляет за учителем право на творчество.
Например, игра «Да – нетка» — учитель загадывает нечто, ученики задают вопросы, учитель отвечает: да, нет, пока это нечто не будет угадано. Или «Фантастическая добавка» — необходимо дополнить реальную ситуацию фантастикой. Можно перенести учебную ситуацию на фантастическую планету.
Объяснение нового материала тоже может быть организованопо-разному. Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное.
Например, «Удивляй!», или «Отсроченная отгадка» — в начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Закрепление – игра в случайность – учитель вводит в урок элементы случайного выбора.
Повторение – «Своя опора» — ученик составляет авторский конспект всей ранее изученной темы. Рефлексия – «подводящий итоги», «мордашки». В результате получается «Конструктор урока»:
- Начало урока — игра«Да – нетка».
- Изучение нового материала проходит с использованием приема Фантастическая добавка.
- Закрепление – в виде игры в случайность.
- Повторение реализуется через прием «Своя опора»
- Завершает урок ученик в роли «подводящего итоги»
- Вот на такой урок, с применением педагогической техники «Конструктор урока», я приглашаю Вас к нам в школу.
- Применение современной педагогической техники «Конструктор урока» дает следующие преимущества:
- значительно возрастает многообразие уроков
- происходит систематизация известных и используемых в работе методических приемов
- уроки можно готовить значительно быстрее, изменив в нем один или несколько блоков
- при подготовке к урокам уделяетсябольшеевнимание на организацию начала и конца урока, домашнее задание
- разнообразные уроки повышают интерес учащихся к предмету, что, несомненно, сказывается на качестве обучения.
Анализируя свою работу по формированию и развитию познавательных интересов, я пришла к выводу, что применяемые технологии, формы, методы, приемы моей работы, положительно сказываются на качестве знаний учащихся (положительная динамика) по предметам в четвертых классах (в 2011-2012 уч.году — обучение велось без применения «Конструктора урока», а в 2015-2016 уч. году — с применением).
Качество обучения по предметам (диаграмма)
В ходе сравнительного анализа в результате психологических исследований выявлен уровень школьной мотивации по методике «Определение школьной мотивации учащихся» в 1 (2015-2016 уч.год) и 2 (2016-2017 уч.год) классах (автор Н.Г.Лусканова). Сейчас у меня второй класс. Наблюдается положительная динамика развития познавательных интересов.
Уровень школьной мотивации (диаграмма)
Из всего выше сказанного, можно сделать вывод: техника «Конструктор урока» — это не только один из способов повышения познавательной деятельности младших школьников, способствующий формированию положительной мотивации к учению, повышению качества знаний, но и возможность для учителя творить, самообразовываться и самосовершенствоваться.
Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/396777-razvitie-poznavatelnogo-interesa-kak-odnogo-i