Регуляция эмоциональных состояний — справочник студента

Регуляция эмоциональных состояний - Справочник студента

Навигация по статье «Способы регуляции эмоциональных состояний. Что можно сделать самостоятельно.»:

Острыми эмоциональными состояниями мы условно будем называть любые сильные негативные, иногда даже разрушающие переживания. Это может быть страх, паника, ужас, ярость, ненависть, отчаяние, острая душевная боль.

При работе с острыми эмоциональными состояниями я поддерживаю человека, помогаю облегчить его болезненную эмоциональную реакцию. Часто люди задают вопрос: «А что делать, если вдруг меня «накроет», когда вас не будет рядом?». Острое состояние правда наваливается и тогда, когда вы не можете вот прямо сейчас получить помощь и поддержку психолога.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Существуют способы регуляции эмоциональных состоянийРегуляция эмоциональных состояний - Справочник студента. Вот список упражнений, которые можно выполнять самостоятельно. Их можно делать тем, кто регулярно работает с психологом в перерывах межу встречами. Так же их можно использовать и тем, кто не работает с психологом. Правда в этих случаях их эффективность может быть ограничена.

Вы можете выбирать для себя любые подходящие для вас и понравившиеся лично вам способы регуляции эмоциональных состояний.

Способы регуляции эмоциональных состояний, основанные на переключении внимания

Регуляция эмоциональных состояний - Справочник студента1. Прерывание контакта

Если острая эмоциональная реакция у вас возникает в момент взаимодействия с каким-то человеком, важно по возможности прервать с ним зрительный контакт. Может быть, сделать перерыв или отложить разговор, отвернуться, пройтись налить себе воды, переместиться в другое помещение.

2. Переключить внимание на что-то приятное или смешное

Считать какие-либо предметы (те, что видите перед собой или воображаемые), и постараться сосредоточить все свое внимание на счете. Можно считать складывать цифры. Номера машин, номера домов, составить смету ремонта, номера телефонов, даты рождения знакомых, таблицу умножения. Переключиться на общение с близкими и друзьями, позвоните им, если никого нет рядом.

3. Активировать физические ощущения в теле

Можно отвлечь внимание механическим воздействием на кожу, например, умыть лицо холодной водой, приложить что-то холодное к запястью, животу, вискам.

Растереть руки между собой до ощущения сильного тепла в ладонях. Можно ущипнуть себя, то есть вызывать легкое болевое ощущение. Можно резко щелкнуть резинкой по запястью.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Факты сознания - справочник студента

Оценим за полчаса!

Сильные болевые ощущения вызывать категорически нельзя, это опасно.

Способы регуляции эмоциональных состояний, основанные на дыхательных упражнениях

Регуляция эмоциональных состояний - Справочник студента4. Замедлить дыхание до 8-10 вдохов в минуту

Чтобы научиться замедлять дыхание, для начала, научитесь сосредотачиваться все свое внимание и все мысли на своем дыхании.

Далее потренируйтесь дышать диафрагмой, для этого можете положить руку на область желудка и следить за тем, как растягиваются мышцы именно в данной области, стараясь при этом, чтобы грудная клетка и плечи оставались неподвижными.

Когда у вас это получится, попытайтесь задержать дыхание, неторопливо считая про себя до 8-10. Потом медленно выдохните, считая до 3. Повторите 1-3 раза или если потребуется больше.

Можно делать упражнения на замедление дыхания с удлинением выдоха. Например: вдох на счет 2, выдох на счет 4 или вдох на счет 3, выдох на счет 6. Желательно такому дыханию научиться заранее, чтобы сильное беспокойство, страх или паника не застали вас врасплох.

5. Дыхание по квадрату

Найдите глазами прямоугольный предмет: картину, окно, дверь, рисунок в статье на экране монитора, и выполните следующее. Посмотрите в верхний левый угол и вдохните, считая при этом до четырех.

Переведите взгляд на верхний правый угол и задержите дыхание, считая до четырех. Переведите дыхание в нижний правый угол и выдохните, считая до четырех.

Переведите взгляд в нижний левый угол и спокойно произнесите: «Расслабился и улыбнулся».

6. Метод «бумажного пакета»

Особенно помогает при панических состояниях. Возьмите бумажный пакет, приложите его к лицу так, чтобы он закрывал рот и нос, и начните медленно и равномерно в него дышать.

Дышите в него, пока не успокоитесь и острое состояние не отступит. Можно сложить руки лодочкой и дышать в них точно так же.

Паника проходит за счет восстановления газового баланса в крови — происходит снижение избытка кислорода, который и вызывает панику, и повышение углекислого газа.

Способы регуляции эмоциональных состояний основанные на «отделении» от острого состояния

Регуляция эмоциональных состояний - Справочник студента7. Наблюдение

Следите за тем, как появляется острая эмоциональная реакция, как она развивается, отмечаете, что чувствуете, с какими мыслями и чувствами она связана. Все записываете. То есть вы превращаетесь в стороннего наблюдателя, исследователя и просто фиксируете что и как происходит, тем самым вы выходите из сильного эмоционального переживания.

8. Воображение

Рассмотрите свое сильное переживание. На что похожа ваша паника? На какой предмет, образ? Создайте его, зафиксируйте перед собой. Попробуйте «переделать» его, например представьте, что ваша паника превратилась в облако и ее унес ветер.

Постарайтесь прочувствовать, как переживание вас покидает. Попробуйте представить другой приятный образ, который вызывает у вас спокойствие и ощущение безопасности. Мысленно дорисуйте свою воображаемую картинку.

Например, тучи развеял ветер, выглянуло солнышко, вы накрыли свой сад крепкой волшебной теплицей, которая защитит его от урагана. Образы выбирайте те, что вам ближе.

Полезно это упражнение сначала проделать вместе с психологом.

9. Откладывание переживания

Первым этапом является признание того, что у вас может быть это сильное переживание, и вы его не игнорируете, а откладываете на время, то есть вы разрешаете себе поволноваться, побояться, побеспокоится через определенное время в будущем, например через 2 часа, когда вернетесь к себе домой. Когда проходит 2 часа, вы на самом деле начинаете сознательно думать о своих переживаниях или снова откладываете мысли о них на время.

В начале даже если вам удастся отложить свои переживания на несколько секунд — это уже маленькая победа, так как это указывает на то, что вы стали эффективнее использовать способы регуляции эмоциональных состояний, контролировать свои эмоции, и это вы решаете когда вам боятся, паниковать, а когда оставаться спокойным.

Цель данного метода — научится откладывать аффект. В результате такого манипулирования, вы сможете воздвигнуть «стену» между моментом возникновения сильного переживания и его выражением. Чем, больше проходит времени между ними, тем сильнее снижается интенсивность переживания и вы обретаете больший контроль над своим состоянием.

10. Техника «ежедневное волнение»

Данная техника предлагает вместо того, чтобы сопротивляться сильному переживанию, наоборот, посвятить время ему.

Для этого необходимо выделить определенный период времени по 10 минут, и каждый день (2 раза в день) в это время начинайте сознательно думать о своих переживаниях и больше ничего не делайте и ни о чем другом не думайте в течении этих 10 минут, только о своих чувствах. При этом постарайтесь почувствовать максимальный дискомфорт.

По прошествии 10 минут, отпустите свои переживания, успокойтесь с помощью дыхательного упражнения и вернитесь к тому, что собирались сделать.

Часто человеку кажется, что он может беспокоится бесконечно, но обычно это не так. Когда человек концентрирует свое внимание на сильном переживании в отведенное им для него время, а не борется с ним, степень переживания снижается. Так это упражнение помогает изменить эмоции и отношение к проблеме. Применять данный метод минимум 10 дней подряд.

Способы регуляции эмоциональных состояний основанные на физических упражнениях

Регуляция эмоциональных состояний - Справочник студента11. Физическое упражнение «Джампинг джек»

Это особые прыжки на месте. Оно очень эффективно для переключения с острого эмоционального состояния в физические телесные ощущения и способно остановить даже очень сильную паническую атаку.

Исходное положение: встаньте прямо, ноги поставьте на ширине плеч, руки при этом прямые, опущены по бокам. Сделайте вдох и на выдохе совершите прыжок. Ноги при этом разведите шире в стороны, а руки резко через стороны поднимите вверх над головой и хлопните в ладони. После этого можно вернуться в исходное положение, сделав вдох. И вновь на выдохе повторите прыжок.

Следите за дыханием и темпом. Темп должен быть быстрым и постоянным.  Выполнять упражнение минимум 1-2 минуты.

12. Любые интенсивные физические упражнения

Отжимания, приседания, бег и тому подобное.

Эти способы регуляции эмоциональных состояний  хорошая помощь для выработки навыка переключения и остановки острых состояний.

Иногда они помогают даже без предварительной психотерапевтической работы. Если вы попробуете, но успокоиться самостоятельно не получится, тогда вам сначала понадобится работа с психотерапевтом для осознавания ваших внутренних психологических процессов. Обращайтесь на консультацию. Я буду рада вам помочь.

Форма записи к психологу Лоле Макаровой:

Регуляция эмоциональных состояний - Справочник студента

Если у Вас возникли вопросы к психологу по статье:

«Способы регуляции эмоциональных состояний. Что можно сделать самостоятельно.»

  • Вы можете задать их онлайн нашему психологу в скайпе:
  • Регуляция эмоциональных состояний - Справочник студента
  • Если Вы по каким-либо причинам не смогли задать вопрос психологу онлайн, то оставьте свое сообщение здесь (как только на линии появится первый свободный психолог-консультант — с Вами сразу же свяжутся по указанному e-mail), либо зайдите на психологический форум.

«Способы регуляции эмоциональных состояний. Что можно сделать самостоятельно.»

https://PsyHelp24.org/emosionalnye-sostoyaniya/

Источник: https://PsyHelp24.org/emosionalnye-sostoyaniya/

Проблемы эмоционально-волевой регуляции студентов

В юношеском возрасте происходят существенные изменения в эмоционально-волевой сфере личности. Студенты вуза – это вчерашние старшеклассники, которые уже в значительной мере преодолевают свойс­твенную подросткам непроизвольность, импульсивность в проявлении чувств.

Характерным, особенно для юношества, переступившего порог высшего учебного заведения, является изменение отношения к самому себе. В самооценке студенты проявляют известную осторожность.

Студент вуза начинает всматриваться в самого себя, как бы открывает для себя свое «Я», стремится познать сильные и слабые стороны своей личности, сопоставлять себя с ребятами из группы, факультета, искать отличное и особенное в личности бывших одноклассников.

Многим студентам вуза свойственно  преувеличение личной уникальности, эмоциональности. В течение всего юношеского возраста постепенно формируется новая субъективная реальность, преобразующая представления индивида о самом себе. Именно здесь интенсивно развивается самооценка, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

На основе этих представлений человек относится к себе, строит взаимоотношения с другими людьми и миром. В отличие от старшеклассников у студентов отчётливо проявляется новая особенность их характера — самокритичность, которая помогает им более строго и объективно себя контролировать.

Что касается самооценки студента, то она становится практически независимой от мнения окружающих. Безусловно, факт внешнего окружения все так же имеет огромное значение для формирования самооценки, однако студенты находят пути самореализации в учебной деятельности.

В то же время самооценка в юношеском возрасте имеет большую значимость, что говорит о высоком уровне самосознания. При этом студенты при оценивании себя осторожны, больше высказываются о своих недостатках, чем о добродетелях.

И девушки, и юноши отмечают у себя вспыльчивость, грубость, эгоизм. Среди положительных черт часто встречаются такие самооценки: «верен в дружбе», «не подвожу друзей», «помогаю в беде», т.е.

на первый план выступают те качества, которые важны для установления контактов со сверстниками, или те, которые этому мешают (вспыльчивость, грубость, эгоизм) [1].

Проблема развития эмоционально-волевой сферы личности не нова, ей посвящены фундаментальные труды Н.К. Аха, В.К. Вилюнаса, Л.С. Выготского, В.А. Иванникова, Е.П. Ильина, К.Э. Изарда, А.Н. Леонтьева, Н.Д. Левитова, С.Л.

Рубинштейна, теоретически обосновавших и экспериментально доказавших, что эмоциональная сфера личности неразрывно связана с волевой, поскольку эмоции обеспечивают общую мобилизацию всех систем организма, в то время как воля, проявляющаяся в развитии волевых свойств личности, степени волевого усилия и саморегуляции произвольной активности, обеспечивает избирательную мобилизацию психофизических возможностей человека.

В эмоциональном портрете студента все более заметными становятся индивидуально-типологические особенности. Созревание темперамента обусловливает его влияние на процесс эмоциональной жизни.

Современный студент  всё больше  погружаются в информационное пространство.

Информационное пространство, окружающее человека, во многом определяет формирование его «картины» или «модели» мира. Студент, с присущей ему жаждой самоутверждения, проявляет громадный интерес к собственному «я» и его свойствам.

В частности, он совершенно по-новому начинает воспринимать свой физический облик, свое тело. А так как студент погружен в информационное пространство навязанные им идеалы,  и эталоны пагубно влияют на их самооценку.

Что приводит к неадекватному оцениванию себя и окружающих людей, студент становится более эмоционален и критичен в своих высказываниях.

Так же, как и завышенная самооценка, заниженная самооценка неблагоприятно действует на юношу. Возникает чувство неуверенности, страха, апатии. В этой ситуации таланты и способности не будут развиваться, и могут вообще не проявляться.

Самооценка — это осознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды. В основе самооценки лежит самосознание, так как на определённой ступени развития самосознание становиться самооценкой.

Читайте также:  Технология работы - справочник студента

Самосознание — это знание к себе, отношение к этому знанию и как результат отношение к себе и проявляется оно в виде самооценки. Исходя из этого, можно заключить, что самосознание, эмоционально-волевая сфера личности и интерес к собственному «Я» у юношей связан не только с половым созреванием.

Противоречивость положения студента, изменение его социальных ролей переход из положения вчерашнего школьника в актуальное состояние студента — вот что в первую очередь актуализирует вопрос: «Кто Я и какой Я?».

Сейчас хотелось бы подумать о причинах завышенной самооценки студентов.

Завышенная самооценка заметно обнаруживается в преувеличении своих умственных способностей.

Это проявляется по-разному, кому легко дается учеба, считают, что и в любой умственной работе они будут на высоте положения; те, кто выделяются успехами по определенному предмету, готовы верить в свой специальный талант; даже слабо успевающие студенты обычно указывают на какие-то другие свои достижения.

Цель работы — изучение психологических особенностей эмоционально- волевой регуляции студентов вуза.

Задачи исследования:

  • Провести анализ научной психологической литературы по проблеме исследования.
  • Изучить и проанализировать уровень эмоционально-волевой регуляции у студентов вуза.
  • Исследовать особенности взаимосвязи эмоционально-волевой регуляции и личностных качеств у студентов.

Гипотезы исследования:

  • у студентов вуза уровень эмоционально-волевой регуляции взаимосвязан с такими личностными качествами как настойчивость, самостоятельность, ответственность, инициативность, решительность, выдержка и др.
  • уровень эмоционально-волевой регуляции определяется особенностями пола студентов вуза.
  • Объект исследования – волевая регуляция личности.
  • Предмет исследования – психологические особенности эмоционально-волевой регуляции у студентов вуза.
  • В соответствии с поставленными задачами были использованы следующие методы исследования:
  • методы теоретического анализа (анализ, синтез, обобщение) психолого-педагогической литературы;
  • метод тестирования (Опросник FPI, методика «Самооценка силы воли» Н.Н. Обозова, «Исследование эмоционально-эмоционально-эмоционально-волевой саморегуляции» А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана, «Волевые качества личности» М.В. Чумакова);
  • методы количественной и качественной обработки результатов (коэффициент корреляции Ч. Спирмена, критерий Манна−Уитни, факторный анализ). Обработка проводилась с использованием компьютерной программы SPSS (программа статистической обработки данных, версия 14.0.).

Исследование проводилось на базе ряда высших учебных заведений, в работе участвовало 107 студентов (молодых людей 50 чел., девушек 57 чел.)

  1. Результаты и их обсуждение. 
  2. Диаграмма 1 
  3. Выраженность средних значений волевых качеств  у девушек и юношей, студентов вуза

Регуляция эмоциональных состояний - Справочник студента

Как видно из диаграммы 1 на первом месте стоят показатели по всей выборке по шкалам: «сила воли», «волевая регуляция». На втором месте – «настойчивость», на третьем – «самообладание», «решительность», «самостоятельность», «выдержка», «настойчивость», «целеустремленность». Слабее всех показатели – по шкале «инициативность».

  • Далее рассмотрим результаты выраженности личностных качеств у молодых людей и девушек в таблице 1.
  • Таблица 1
  • Выраженность личностных качеств у молодых людей и девушек
№п/п Показатели Уровни (девушки) Уровни (юноши)
высокий средний низкий высокий средний низкий
1. Невротичность 38,5 47,4 12,8 0 80 20
2. Спонтанная агрессивность 37,2 55,1 11,5 48 52 0
3. Депрессивность 30,8 57,7 11,5 0 86 14
4. Раздражительность 44,9 42,3 12,8 8 82 10
5. Общительность 3,8 60,3 35,9 20 40 40
6. Уравновешенность 15,4 57,7 26,9 62 26 12
7. Реактивная агрессивность 24,4 44,9 6,4 20 70 10
8. Застенчивость 39,7 37,3 23 30 40 30
9. Открытость 57,7 21,8 20,5 78 18 4
10. Экстраверсия−интроверсия 11,5 60,3 28,2 36 48 16
11. Эмоциональная лабильность 42,3 44,9 12,8 12 84 4
12. Маскулинность − феменинность 10,3 46,2 43,5 44 32 24

Обратимся к анализу таблицы 1. Молодые люди в целом более открыты, уравновешены, общительны и склонны к спонтанной агрессии. Девушки напротив, более невротичны, депрессивны, раздражительны, реактивно агрессивны, застенчивы, эмоционально-лабильны.

  1.  Далее рассмотрим в таблице 2, каким образом распределились показатели эмоционально-волевой регуляции у опрашиваемых студентов по факультетам.
  2. Таблица 2
  3. Выраженность эмоционально-волевой регуляции испытуемых разных факультетов
Факультет Эмоциональная  регуляция Волевая регуляция Самооценка
Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий
Физической культуры 7,03 32,03 11,72 27,34 26,56 12,50
Филологический 0,78 7,03 4,69 3,13 3,13 4,69
Исторический 1,56 7,81 1,56 2,34 5,47 3,13 5,47 4,69 0,78
Лингвистики 6,25 10,94 3,91 6,25 11,72 3,13 10,94 4,69 5,47
Психологии 3,91 10,16 3,13 10,16 0,78 8,59 4,69 0,78
Информатики, математики, физики 1,56 4,69 0,78 2,34 3,13 1,56 3,13 1,56 2,34

Наиболее высокие показатели самооценки, волевой регуляции эмоциональной регуляции у студентов факультета физической культуры и лингвистики, самые низкие у студентов филологического факультета.

Мы полагаем, что это связано с глубокими процессами рефлексии и сопоставления себя с нравственными идеалами литературных героев у последней группы студентов и реальными достижениями в спорте и межкультурной коммуникации у первых двух групп опрашиваемых студентов.

Эмоциональные состояния «радость», «страх», «печаль», «тревожность», «фрустрация», «ригидность», «агрессивность» и «гнев» у всех студентов и имеют в основном средний и низкий уровень выраженности. Однако «радость» как доминирующее эмоциональное состояние в высоком уровне выраженности более свойственна студентам с высокой самооценкой.

Анализируя полученные данные, мы определили в исследуемой нами выборке испытуемых преобладает низкий показатель уровня самооценки, т.е.

большинство испытуемых низко себя оценивают, недостаточно уверенны в себе, на втором месте по количеству — испытуемые, которые имеют высокую самооценку, т.е.

они считают, что обладают теми качествами, которыми в идеале должен обладать человек. И меньше всего оказалось испытуемых с адекватной самооценкой.

Исходя из анализа психолого-педагогической литературы по проблеме специфики эмоционально-волевой сферы студентов и её влияния на самооценку, можно заключить, что юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется большей дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а также повышением самоконтроля и саморегуляции.

Тем не менее, в качестве общих особенностей этого возраста отмечается изменчивость настроения с переходами от безудержного веселья к унынию и сочетание ряда полярных качеств, выступающих попеременно.

К ним относятся особая сензитивность чувствительность к оценке другими своей внешности, способностей, умений, и, наряду с этим, излишняя самоуверенность и чрезмерная критичность в отношении окружающих.

Источник: https://e-koncept.ru/2016/56666.htm

Устранение нежелательных эмоциональных состояний

Евгений Пaвлoвич Ильин, доктор психологических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена.

В настоящее время разработано много различных способов саморегуляции: релаксационная тренировка, аутогенная тренировка, десенсибилизация, реактивная релаксация, медитация и др.

Частные способы регуляции эмоционального состояния (например, использование дыхательных упражнений, психическая регуляция, использование «защитных механизмов», изменение направленности сознания) в основном укладываются в три глобальных способа, отмеченных Изардом:

  1. Посредством другой эмоции. Первый способ регуляции предполагает сознательные усилия, направленные на активацию другой эмоции, противоположной той, которую человек переживает и хочет устранить.
  2. Когнитивная регуляция. Второй способ связан с использованием внимания и мышления для подавления нежелательной эмоции или установления контроля над нею. Это переключение сознания на события и деятельность, вызывающие у человека интерес, положительные эмоциональные переживания.
  3. Моторная регуляция. Третий способ предполагает использование физической активности как канала разрядки возникшего эмоционального напряжения.

Психическая регуляция связана либо с воздействием извне (другого человека, музыки, цвета, природного ландшафта), либо с саморегуляцией.

И в том и в другом случае наиболее распространенным является способ, разработанный в 1932 году немецким психиатром И. Шультцем (1966) и названный «аутогенной тренировкой». В настоящее время появилось много ее модификаций (Алексеев, 1978; Вяткин, 1981; Горбунов, 1976; Марищук, Хвойнов, 1969; Черникова, Дашкевич, 1968, 1971, и др.)

Наряду с аутогенной тренировкой известна и другая система саморегуляции — «прогрессивная релаксация» (мышечное расслабление). При разработке этого способа Э. Джекобсон исходил из того факта, что при многих эмоциях наблюдается напряжение скелетных мышц.

Отсюда он в соответствии с теорией Джемса—Ланге для снятия эмоциональной напряженности (тревоги, страха) предлагает расслаблять мышцы. Этому способу соответствуют и рекомендации изображать на лице улыбку в случае негативных переживаний и активизировать чувство юмора.

Переоценка значимости события, расслабление мышц, после того как человек отсмеялся, и нормализация работы сердца — вот слагаемые положительного воздействия смеха на эмоциональное состояние человека.

А. В.

Алексеевым создана новая методика, названная «психорегулирующей тренировкой», которая от аутогенной отличается тем, что в ней не используется внушение «ощущения тяжести» в различных частях тела, а также тем, что в ней есть не только успокаивающая, но и возбуждающая часть. В нее включены некоторые элементы из методик Э. Джекобсона и Л. Персиваля. Психологической основой этого метода является бесстрастная концентрация внимания на образах и ощущениях, связанных с расслаблением скелетных мышц.

Физиологической основой психорегулирующей тренировки является факт, что мышечная система за счет проприорецептивной импульсации является одним из главных стимуляторов головного мозга (из общего потока, по некоторым данным, на долю скелетных мышц приходится 60%). Поэтому, расслабляя мышцы, можно ослабить это тонизирующее влияние (о чем свидетельствует уменьшение ощущения электрического раздражения и ответной реакции на него, а также коленного рефлекса), а напрягая мышцы, можно эту тонизацию увеличить.

Правда, следует отметить, что если произвольно напрягать мышцы умеют уже и маленькие дети, то с произвольным расслаблением мышц (имеется в виду их расслабление по сравнению с состоянием покоя) дело обстоит хуже. Эта способность с трудом проявляется детьми в возрасте до 12-13 лет. Часто происходит даже обратное: при попытке расслабить мышцы, происходит их небольшое напряжение.

Изменение направленности сознания для регуляции эмоций. Варианты этого способа саморегуляции разнообразны. Отключение (отвлечение) состоит в умении думать о чем угодно, кроме эмоциогенных обстоятельств.

Отключение требует волевых усилий, с помощью которых человек пытается сосредоточить внимание на представлении посторонних объектов и ситуаций.

Отвлечение использовалось и в русских лечебных заговорах как способ устранения отрицательных эмоций.

Переключение связано с направленностью сознания на какое-нибудь интересное дело (чтение увлекательной книги, просмотр фильма и т. п.) или на деловую сторону предстоящей деятельности. Как пишут А. Ц. Пуни и Ф. А.

Гребаус, переключение внимания с мучительных раздумий на деловую сторону даже предстоящей деятельности, осмысление трудностей через их анализ, уточнение инструкций и заданий, мысленное повторение предстоящих действий, сосредоточение внимания на технических деталях задания, тактических приемах, а не на значимости результата, дает лучший эффект, чем отвлечение от предстоящей деятельности.

Снижение значимости предстоящей деятельности или полученного результата осуществляется путем придания событию меньшей ценности или вообще переоценки значимости ситуации по типу «не очень-то и хотелось», «главное в жизни не это, не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе», «неудачи уже были, и теперь я отношусь к ним по-другому» и т. д.

Вот как Л. Н.

Толстой описывает в «Анне Карениной» использование последнего приема Левиным: «Еще в первое время по возвращении из Москвы, когда Левин каждый раз вздрагивал и краснел, вспоминая позор отказа, он говорил себе: «Так же краснел и вздрагивал я, считая все погибшим, когда получил единицу за физику и остался на втором курсе; так же считал себя погибшим после того, как испортил порученное мне дело сестры. И что же? Теперь, когда прошли годы, я вспоминаю и удивляюсь, как это могло огорчить меня. Так же будет и с этим горем. Пройдет время, и я буду к этому равнодушен»».

Приведенный способ является, по сути, одним из вариантов использования контрфактического мышления (контрфактов). В когнитивной психологии разработана концепция функциональной роли контрфактического мышления. Контрфактами называются представления об альтернативном реальности исходе события.

Это мышление в сослагательном наклонении по типу «если бы…, то…» Например, после не очень успешной сдачи экзамена студент думает: «Если бы я не сидел столько за компьютером, то вполне мог бы сдать экзамен на четверку» или: «Если бы я вчера не перелистал учебник, то я не получил бы на экзамене даже тройку».

В первом случае студент конструирует альтернативный сценарий событий, который мог бы привести к лучшему по сравнению с реальностью развитию событий. Такого рода контрфакты называются идущими вверх.

Во втором случае, наоборот, выстраивается сценарий, по которому нынешнее положение воспринимается как относительно хорошее, так как могло бы быть и хуже. Это контрфакт, идущий вниз.

Именно его и нужно использовать для регуляции своего эмоционального состояния.

Снять у себя эмоциональное напряжение помогают следующие способы.

  • Получение дополнительной информации, снимающей неопределенность ситуации.
  • Разработка запасной отступной стратегии достижения цели на случай неудачи (например, если не поступлю в этот институт, то пойду в другой).
  • Откладывание на время достижения цели в случае осознания невозможности сделать это при наличных знаниях, средствах и т. п.
  • Физическая разрядка (как говорил И. П. Пaвлoв, нужно «страсть вогнать в мышцы»); поскольку при сильном эмоциональном переживании организм дает мобилизационную реакцию для интенсивной мышечной работы, нужно ему дать эту работу. Для этого можно совершить длительную прогулку, заняться какой-нибудь полезной физической работой и т. д. Иногда такая разрядка происходит у человека как бы сама собой: при крайнем возбуждении он мечется по комнате, перебирает вещи, рвет что-либо и т. д. Тик (непроизвольное сокращение мышц лица), возникающий у многих в момент волнения, тоже является рефлекторной формой моторной разрядки эмоционального напряжения.
  • Слушание музыки.
  • Написание письма, запись в дневнике с изложением ситуации и причины, вызвавшей эмоциональное напряжение. Рекомендуют разделить лист бумаги на две колонки. В левую следует записать в порядке убывания значимости все отрицательные последствия события. В правую — то, что можно противопоставить случившемуся, если возможно, то и положительные последствия, в том числе извлеченные уроки. Таким образом можно отличить неудачу от катастрофы, неурядицу от беды. Этот способ больше подходит для людей замкнутых и скрытных. Использование этого аналитического способа возможно и при диалоговом варианте, когда кто-то другой показывает субъекту значимость свершившегося в другом свете (по принципу «нет худа без добра»).

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Семь упражнений для развития мастерства речи

Использование защитных механизмов. Нежелательные эмоции можно преодолеть или снизить их выраженность с помощью стратегий, называемых механизмами защиты. З. Фрейд выделил несколько таких защит:

  • Уход — это физическое или мысленное бегство от слишком трудной ситуации. У маленьких детей это наиболее распространенный защитный механизм.
  • Идентификация — процесс присвоения установок и взглядов других людей. Человек перенимает установки могущественных в его глазах людей и, становясь похожим на них, меньше чувствует свою беспомощность, что приводит к снижению тревоги.
  • Проекция — это приписывание своих собственных асоциальных мыслей и поступков кому-то другому: «Это сделал он, а не я». По существу, это перекладывание ответственности на другого.
  • Смещение — подмена реального источника гнева или страха кем-то или чем-то. Типичным примером такой защиты является косвенная физическая агрессия (вымещение зла, досады на объекте, не имеющем отношения к ситуации, вызвавшей эти эмоции).
  • Отрицание — это отказ признать, что какая-то ситуация или какие-то события имеют место. Мать отказывается верить, что ее сына убили на войне, ребенок при смерти любимого им домашнего животного делает вид, будто он все еще живет и спит с ними по ночам. Этот вид защиты более характерен для маленьких детей.
  • Вытеснение — крайняя форма отрицания, бессознательный акт стирания в памяти пугающего или неприятного события, вызывающего тревогу, отрицательные переживания.
  • Регрессия — возвращение к более онтогенетически ранним, примитивным формам реагирования на эмоциогенную ситуацию.
  • Реактивное образование — поведение, противоположное имеющимся мыслям и желаниям, вызывающим тревогу, с целью их маскировки. Свойственно более зрелым детям, а также взрослым. Например, желая скрыть свою влюбленность, человек будет проявлять к объекту обожания недружелюбность, а подростки — и агрессивность.
Читайте также:  Медиана как статистическая характеристика - справочник студента

Настойчивые попытки воздействовать на очень взволнованного человека для его регуляции его эмоций при помощи уговоров, убеждения, внушения, как правило, не бывают успешными из-за того, что из всей информации, которая сообщается волнующемуся, он выбирает, воспринимает и учитывает только то, что соответствует его эмоциональному состоянию. Больше того, эмоционально возбужденный человек может обидеться, посчитав, что его не понимают. Лучше дать такому человеку выговориться и даже поплакать. «Слеза всегда смывает что-то и утешение несет», — писал В. Гюго.

Использование дыхательных упражнений для регуляции состояния, по мнению В. Л. Марищука (1967), Р. Деметера (1969), О. А. Черниковой (1980) и других психологов и физиологов является наиболее доступным способом регуляции эмоционального возбуждения. Применяются различные способы. Р. Деметер использовал дыхание с применением паузы:

  1. без паузы: обычное дыхание — вдох, выдох;
  2. пауза после вдоха: вдох, пауза (две секунды), выдох;
  3. пауза после выдоха: вдох, выдох, пауза;
  4. пауза после вдоха и выдоха: вдох, пауза, выдох, пауза;
  5. полвдоха, пауза, полвдоха и выдох;
  6. вдох, полвыдоха, пауза, полвыдоха;
  7. полвдоха, пауза, полвдоха, полвыдоха, пауза, полвыдоха.

Кроме того, автор рекомендует чередовать (по четыре раза) дыхание через нос и рот по следующей схеме:

  • вдох носом — выдох носом;
  • вдох носом — выдох ртом;
  • вдох ртом — выдох ртом;
  • вдох ртом — выдох носом.

Эти способы Р. Деметер рекомендует использовать для успокоения перед сном и для уменьшения предстартового возбуждения.

Г. Д. Горбунов рекомендует использовать три типа упражнений для регуляции эмоций: полное брюшное дыхание и два вида ритмического дыхания.

  • При выполнении первого упражнения вдох выполняется через нос. Вначале при слегка опущенных и расслабленных плечах наполняются воздухом нижние отделы легких, живот при этом все более и более выпячивается. Затем вдохом последовательно поднимаются грудная клетка, плечи и ключицы. Полный выдох выполняется в той же последовательности: постепенно втягивается живот, опускается грудная клетка, плечи и ключицы.
  • Второе упражнение состоит в полном дыхании, осуществляемом в определенном ритме (лучше всего в темпе ходьбы): полный вдох на четыре, шесть или восемь шагов. Затем следует задержка дыхания, равная половине шагов, сделанных при вдохе. Полный выдох делается опять за то же число шагов (четыре, шесть, восемь). После выдоха снова производится задержка дыхания той же длительности (два, три, четыре шага) или, в случае возникновения неприятных ощущений, несколько короче. Количество повторений определяется по самочувствию.
  • Третье упражнение отличается от второго только условиями выдоха: он делается толчками через плотно сжатые губы. Вначале эффект может быть небольшим. По мере повторения упражнений положительный эффект возрастает, однако ими не следует злоупотреблять.

Канадский ученый Л. Персиваль предложил использовать дыхательные упражнения в сочетании с напряжением и расслаблением мышц. Делая задержку дыхания на фоне напряжения мышц, а затем спокойный выдох, сопровождаемый расслаблением мышц, можно снять чрезмерное волнение.

Индивидуальные особенности регуляции эмоционального состояния. Ф. П. Космолинский (1976) и А. К. Пoпoв (1963) в зависимости от выраженности самоконтроля предстартового состояния выявили два типа людей.

Первый тип с высоким уровнем самоконтроля не обнаруживал выход вегетативных показателей (кожно-гальваническая реакция, частота сердечных сокращений, дыхания) за пределы верхних границ физиологической нормы.

У них качество выполнения заданий не снижалось.

Второй тип с низким уровнем самоконтроля отличался нервно-эмоциональным напряжением, что внешне выражалось в психическом возбуждении или, наоборот, в депрессии, выражающейся в стремлении «свернуть» подготовку к деятельности. Это сопровождалось вегетативными сдвигами: тахикардией, гипергидрозом, спонтанными колебаниями кожно-гальванической реакции, нарушением сна.

Только практические современные знания и навыки. Учитесь только тому, что вам интересно и нужно по абонементу, со скидкой

Источник: https://www.elitarium.ru/samoreguljacija-jemocii-reguljacija-naprjazhenie-relaksacija-autogennaja-trenirovka-dyhanie-samokontrol-uprazhnenija/

Контроль эмоциональных состояний

  • Реферат
  • на тему: Контроль и регуляция эмоциональных состояний
  • Введение

Окружающий мир очень часто вызывает у нас различные эмоции, будь то радость или грусть, уверенность или страх.

Однако эмоции не всегда оказывают положительное воздействие на человека, его состояние и поведение, а в некоторых ситуациях человек не может даже контролировать свои действия, что приводит к различным последствиям.

Такие последствия могут быть различны: они могут, как помочь человеку достичь намеченной цели, так и наоборот, заблокировать мыслительную деятельность.

Окружающая нас действительность, к сожалению, очень часто вызывают бурю не контролируемых эмоций, и результат под действием эмоций не всегда соответствует желаемому, а иногда даже повергает в шок. Однако чтобы избежать различных неприятность существует множество вариантов регулирования эмоций, различных методик поведения, тренировок и факторов.

Данная работа создана для изучения различных способов контроля и регуляции эмоциональных состояний.

Эмоциональные состояния

 

Что такое эмоции?

«Эмоции – это своеобразные состояния психики, накладывающие отпечаток на жизнь, деятельность, поступки и поведение человека. Эмоциональные состояния определяют в основном внешнюю сторону поведения и психической деятельности.

Эмоции человека обусловлены социальными условиями существования и имеют личностный характер. Эмоции представляют собой субъективные переживания, сигнализирующие о благополучном или неблагополучном состоянии организма и психики».

[3]

Любые проявления активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение.

Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица. Они могут определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление.

Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.

«Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые 'чистые' эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека». [2]

Разновидности эмоциональных состояний

«Настроение – наиболее общее эмоциональное состояние, охватывающее человека в течение определенного периода времени и оказывающее существенное влияние на его психику, поведение и деятельность». [2] Настроение может возникать медленно, постепенно, а может охватить человека быстро и внезапно. Оно бывает положительным или отрицательным, устойчивым или временным.

Положительное настроение делает человека энергичным, бодрым и активным. Любое дело при хорошем настроении ладится, все получается, продукты деятельности имеют высокое качество. При плохом настроении все валится из рук, работа идет вяло, допускаются ошибки и брак, продукты получаются низкого качества.

Любое настроение имеет свою причину, хотя иногда кажется, что оно возникает само собой. Причиной настроения может быть положение человека в обществе, результаты деятельности, события в личной жизни, состояние здоровья и т.п. Настроение, переживаемое одним человеком, может передаваться другим людям.

«Аффект – быстро возникающее и бурно протекающее кратковременное эмоциональное состояние, отрицательно влияющее на психику и поведение человека». [2] Если настроение это сравнительно спокойное эмоциональное состояние, то аффект это эмоциональный шквал, внезапно налетевший и разрушивший нормальное душевное состояние человека.

В состоянии аффекта человек не может разумно управлять своим поведением. Охваченный аффектом он иногда совершает такие действия, о которых потом горько сожалеет. Устранить или затормозить аффект невозможно. Однако состояние аффекта не освобождает человека от ответственности за свои поступки.

«Стресс – эмоциональное состояние, внезапно возникающее у человека под влиянием экстремальной ситуации, связанной с опасностью для жизни или деятельностью, требующей большого напряжения». [2] Стресс, как и аффект, такое же сильное и кратковременное эмоциональное переживание.

Стресс, прежде всего, возникает только при наличии экстремальной ситуации, тогда как аффект может возникнуть по любому поводу.

Второе отличие заключается в том, что аффект дезорганизует психику и поведение, тогда как стресс не только дезорганизует, но и мобилизует защитные силы организации для выхода из экстремальной ситуации.

Стрессовые состояния по-разному влияют на поведение людей. Одни под влиянием стресса проявляют полную беспомощность и не в состоянии противостоять стрессовым воздействиям, другие, наоборот, являются стрессоустойчивыми личностями и лучше всего проявляют себя в моменты опасности и в деятельности, требующие напряжения сил.

«Фрустрация – глубоко переживаемое эмоциональное состояние, возникшее под влиянием неудач, имевших место при завышенном уровне притязаний личности». [2] Она может проявляться в форме отрицательных переживаний, таких как: озлобленность, досада, апатия и т.п.

Выход из фрустрации возможен двумя путями. Либо личность развивает активную деятельность и добивается успеха, либо снижает уровень притязаний и довольствуется теми результатами, которые может максимально достигнуть.

«Страсть – глубокое, интенсивное и очень устойчивое эмоциональное состояние, захватывающее человека целиком и полностью и определяющее все его помыслы, стремления и поступки». [2] Страсть может быть связана с удовлетворением материальных и духовных потребностей. Объектом страсти могут быть различного вида вещи, предметы, явления, люди, которыми личность стремится обладать.

Спокойное состояние человека

«Эмоциональная стабильность это спокойствие, стабильность, уверенность в себе, устойчивость к стрессовым ситуациям». [1]

«Эмоциональная стабильность это выдержанность; человек эмоционально зрелый, спокойный, устойчив в интересах, работоспособный, может быть ригидным, ориентирован на реальность, его не задевают досадные мелочи». [4]

Эмоциональная стабильность характеризуется эмоциональной невозмутимостью, невпечатлительностью, т. е. нереагированием человека на эмоциогенные раздражители, ситуации.

Существую и другие определения эмоциональной стабильности, однако этого достаточно, чтобы представить себе целостную картину спокойного состояния человека: состояние в котором человек стабилен, устойчив к стрессовым ситуациям, работоспособен и невозмутим.

В современной психологии существует две точки зрения на необходимость контролировать свои чувства. Одни специалисты рекомендуют контролировать свои эмоции, а другие психологи считают, что сдерживать эмоции вредно для здоровья и лучше их продемонстрировать.

Конечно, для того чтобы быть в гармонии с самим собой, человек должен проявлять свои эмоции.

Но в то же время необходимо выражать свои чувства искренне, а в некоторых случаях, когда они приносят вред нашему профессиональному росту лучше контролировать свои эмоции.

К примеру, если вы находитесь на работе, проявление своего недовольства или других негативных эмоции может быть чревата тем, что после этого очень велика вероятность потери рабочего места. Гнев очень часто заставляет повышать голос, делает нас резкими и грубыми.

У каждого человека при напряженных эмоциональных состояниях меняется мимика, повышается тонус скелетной мускулатуры, темп речи, появляется суетливость, приводящая к ошибкам в ориентировке, изменяются дыхание, пульс, цвет лица. Таких людей не любят ни на работе, ни в личной жизни.

Такое поведение с людьми, от которых напрямую зависит успешность работы, может поставить точку на пути вашей карьеры. Контролировать эмоции и сохранять невозмутимость в любых ситуациях – важные шаги для достижения гармонии и успеха в жизни.

Способы контроля

1)   «Самый простой, но достаточно эффективный способ эмоциональной саморегуляции — расслабление мимической мускулатуры. Научившись расслаблять лицевые мышцы, а также произвольно и сознательно контролировать их состояние, можно научиться управлять и соответствующими эмоциями».

[1] Чем раньше (по времени возникновения эмоций) включается сознательный контроль, тем более эффективным он оказывается. Так, в гневе сжимаются зубы, меняется выражение лица. Возникает это автоматически, рефлекторно.

Однако стоит «запустить» вопросы самоконтроля («Не сжаты ли зубы?», «Как выглядит мое лицо?»), и мимические мышцы начинают расслабляться.

2)   «Важным резервом в стабилизации своего эмоционального состояния является совершенствование дыхания. Как ни странно, не все люди умеют правильно дышать. Не последнюю роль неумелое дыхание играет и в утомляемости».

[1] Сосредоточив свое внимание, нетрудно заметить, как меняется дыхание человека в разных ситуациях: по-разному дышат спящий, работающий, разгневанный, развеселившийся, загрустивший или испугавшийся.

Как видно, нарушения дыхания зависят от внутреннего состояния человека, а потому и произвольное упорядоченное дыхание должно оказывать обратное воздействие на это состояние. Научившись влиять на свое дыхание, можно приобрести еще один способ эмоциональной саморегуляции.

3)   «Эффективной эмоциональной саморегуляции способствует также использование приемов воображения или визуализации.

Визуализация — это создание внутренних образов в сознании человека, то есть активизация воображения с помощью слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных ощущений, а также их комбинаций».

[1] Визуализация помогает человеку активизировать его эмоциональную память, воссоздать те ощущения, которые он испытал когда-то. Воспроизведя в сознании образы внешнего мира, можно быстро отвлечься от напряженной ситуации, восстановить эмоциональное равновесие.

эмоция психика контроль состояние

Проблемы контроля в зависимости от особенностей человека

При рассмотрении контроля необходимо учесть тот факт, что существует несколько видов темперамента и для каждого вида может быть определенный способ регуляции более эффективен, чем другой.

«Флегматик. Неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

Холерик. Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Сангвиник. Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями.

Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Меланхолик. Человек легкоранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним».[5]

Заключение

В данной работе определено, что такое эмоция, а так же рассмотрены основные общие эмоциональные состояния, такие как: настроение, аффект, стресс, фрустрация, страсть. Описано поведение человека в той или иной ситуации и к чему это может привести.

Очень важным фактором является понимание, что же такое спокойное состояние человека, были приведены определения из различных источников и собрана целостная картина.

Также была определена необходимость контролирования эмоциональных ситуаций и приведены примеры самоконтроля: расслабление мимической мускулатуры, совершенствование дыхания и визуализация. Все способы эффективны в определенных ситуациях и могут помочь индивиду овладеть своими эмоциями.

В итоге, в ответ на раздражители суровой реальности, человек должен стараться не терять контроля над своими эмоциями, учиться и тренироваться сохранять спокойное эмоциональное состояние, совершенствовать себя. Такое поведение индивида приведет его к успеху в личной жизни, будет способствовать карьерному росту и поможет в трудную минуту.

Список литературы

1)  #»#»>#»#»>#»#»>#»#»>http://ru.wikipedia.org/ /Электронный ресурс/ «Темперамент»

Размещено на

Источник: http://dodiplom.ru/ready/113134

Ссылка на основную публикацию