Технология обучения — это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации,
а также — это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.
Авторы системы
- Даниил Борисович Эльконин (1904 – 1984 гг.)
- с гордостью говорил о том, что он является учеником выдающегося отечественного ученого Льва Семеновича Выготского.
- периодизации детского развития
- и детской игры, а также методики
- обучения детей чтению.
- Василий Васильевич Давыдов (1930 – 1998 гг.) –
выдающийся отечественный педагог и психолог, последователь Л.С. Выготского, ученик Д.Б. Эльконина.
- Работы по педагогической психологии посвящены проблемам развивающего обучения и возрастных норм психического развития.
Особый интерес в настоящее время к данной системе связан прежде всего с тем, что она практически полностью отвечает требованиям, выдвигаемым Федеральными государственными образовательными стандартами.
Основная цель ФГОС – формирование у подрастающего поколения таких качеств, как инициатива, самостоятельность и ответственность, способных в новых социально-экономических условиях мобильно реализовывать свои возможности
Оно должно идти впереди развития, максимально используя генетические возрастные предпосылки и внося в них существенные коррективы. » width=»640″>
Концепция развивающего обучения
РО — это особая, деятельностная педагогика, существенно отличающаяся от традиционной, с принципиально иным устройством дидактики. Решающая роль в развитии ребенка принадлежит обучению.
В интересах общества и самого человека обучение должно быть организовано так, чтобы достичь за минимальное время максимальных результатов развития.
Оно должно идти впереди развития, максимально используя генетические возрастные предпосылки и внося в них существенные коррективы.
- Под развивающим обучением понимается новый,
- активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.
- Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.
- В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности.
- В развивающем обучении ребенок является полноценным субъектом деятельности.
- Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.
- Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка.
- Сравнение технологий ТО и РО
- ТО
- РО
- понимание,
- запоминание,
- воспроизведение,
- применение ЗУН
- умение
- добывать ЗУН
- Сравнение технологий ТО и РО
- ТО
- РО
- обучение
- впереди
- развития
- (развивающее
- обучение)
- обучение
- пристраивается
- к развитию
- (обучаемое
- развитие)
- Сравнение технологий ТО и РО
- РО
- ТО
- ученик –
- субъект
- (источник
- деятельности )
- ученик –
- объект
- Сравнение технологий ТО и РО
- ТО
- РО
- объяснительно –
- иллюстративный
- подход
- деятельностный
- подход
Система Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова
Особенности обучения:
- усвоение знаний от общего к частному;
Понятия не даются как готовые знания. Все понятия, должны усваиваться детьми путем рассмотрения условий их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми
- воспроизведение знаний в особых предметных, графических или буквенных моделях;
Например, общие отношения величин дети могут изобразить в виде буквенных формул для дальнейшего изучения свойств этих отношений
- конкретизация изучаемого объекта в системе частных знаний о нем;
Учащиеся должны уметь конкретизировать исходное отношение объекта в системе частных знаний о нем и обеспечивать мысленные переходы от всеобщего к частному и обратно.
- Урок в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова
- Урок в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова
- • Особенностью урока этой психолого-педагогической системе является включение в него разнообразных групповых дискуссионных форм работы, в ходе которых дети открывают для себя основное содержание учебных предметов
- • Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем, а вырабатываются ими в ходе учебной дискуссии
- • Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках
- • Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями
• В результате обучения по системе Эльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин .
- Методические приемы
- развивающего обучения .
- «Мне это пригодится»
На любом этапе урока учащимся можно задать вопрос: «Где вам может пригодиться изучаемый сейчас на уроке материал?» После чего ученики действительно начинают осознавать значимость изучаемого материала.
Творческая работа
Методический прием используется как одна из форм домашнего задания. Говоря другими словами, творческая работа это есть не что иное, как задание на предложенную тему.
«Я- учитель»
Сущность его заключается в том. что учитель на уроке предлагает ученикам перевоплотиться в учителя и объяснить (или повторить) тот или иной раздел темы, или всю тему, или определенный вопрос, или проблему. Важно, чтобы ученики объясняли материал на таком уровне, насколько сами его усвоили. Желательно, чтобы учащиеся отвечали его своими словами, а не книжными формулировками.
«Ступеньки интеллекта»
После прохождения определенного этапа урока или этапа учебного материала учитель предлагает ученикам составить вопросы по определенной теме, их количество должно быть не менее 5.
Примеры заданий по технологии РО Эльконина, Давыдова.
Математика
- Вставь недостающие знаки арифметических действий
- 320…340+999=1000
- 8043…1=8043
- 40…40*2=2
- 800…200=1000
- 490…70=7
- 490…70=420
2. Впиши в таблицу величины.
14 м, 2 штуки, 5 км, 15 г, 3 пары, 8 ц, 10 л, 18 кг, 6 десятков, 6 см
Критерии оценивания ФГОС для детей с ОВЗ
ФГОС для детей с ОВЗ предполагает введение специальной подробной шкалы оценок. Подобные шкалы необходимы для выявления и оценки даже минимальных шагов в развитии активности и продвижении ребенка с нарушением слуха в освоении Адаптированной образовательной программы.
Источник: https://multiurok.ru/files/tiekhnologhiia-razvivaiushchiegho-obuchieniia-d-b-el-konina-v-v-davydova.html
Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова
Система Эльконина–Давыдова строится на их теории содержательного обобщения и формирования учебной работы. Другими словами это система развивающего обучения. С 1996 года она на государственном уровне считается системой образования.
Даниил Борисович Эльконин (1908 – 1984), советский педагог и психолог, занимался изучением психологического развития детей, особенностями детской игры и обучения. Автор девятнадцати работ, книг и учебников, которыми и сейчас пользуются психологи, педагоги, студенты, учителя, родители. Но основной труд его жизни — это создание и внедрение системы «развивающего обучения».
Термин этот ввел ученик Эльконина — Василий Васильевич Давыдов (1930 – 1998), советский учитель, психолог. Программы и учебно-методические пособия по основным школьным предметам были разработаны именно Давыдовым.
Теорию развивающего обучения Эльконин и Давыдов разрабатывали еще 50-е годы. Это было вызвано тем, что методы школьного обучения того времени не соответствовали психологическому развитию детей. Они не позволяли учитывать зону ближайшего развития, о которой писал коллега и наставник Эльконина – Л.С. Выготский.
Суть и цель теории
Психологические основы теории развивающего обучения Эльконина и Давыдова основываются на материалах Выготского о зоне ближайшего развития. Ученые предполагают, что детям доступны дедуктивные способы обучения, теоретический уровень сознания, а также логика науки и истории культуры.
- Эти идеи определяют основную цель и задачи системы обучения Эльконина-Давыдова.
- Главная цель — формировать способности к саморазвитию, самопознанию и рефлексии через специально организуемый процесс обучения.
- Задачи:
- Создание теоретического вида мышления.
- Формирование активных способов интеллектуальной деятельности.
- Восприятие логики познания.
Технология развивающего обучения Эльконина-Давыдова берет за основу теоретию, которую должен получить ребенок. Это и есть содержание данного вида обучения. Методом выступает организация учебной деятельности детей в группе. А продуктом системы развития Эльконина-Давыдова являются психологические новообразования, соответствующие возрасту.
Метод Цицерона – как запоминать информацию
Чем отличается от традиционной системы
Система обучения Эльконина-Давыдова давно стала официальной для российских школ. Но она значительно отличается от классического варианта целями, способами и результатами.
Способствует появлению эмпирического мышления | Развивает теоретическое мышление |
Познание идет от частного к общему, от четко обозначенных понятий к системе, от явления в целом к его сути. |
Изучение идет от общих объяснений к частному примеру, От абстрактных объектов к конкретным, от системы к единичным понятиям |
Дети получают готовые знания, понятия, которые надо выучить | Дети находятся в условиях, где сами доходят до понимания того или иного закона, действия, явления |
Метод познания: репродуктивный | Метод познания: исследовательский |
Ребенок – объект учебного процесса | Ребенок – субъект |
Форма обучения: индивидуальная | Учебный диалог |
Главный результат: знания | Умение их получить |
Форма работы: чаще всего индивидуальная | Дети работают большими и маленькими группами |
Можно еще долго продолжать эту таблицу, но основные различия развивающего обучения Эльконина-Давыдова именно в этих принципах.
Особенности обучения
Особенности развивающего обучения Эльконина и Давыдова строятся на следующих принципах.
- Как сказал Л.С. Выготский, развитие ребенка идет через его слияние с культурой и опирается на достижения, вызванные естественным созреванием.
- Обучение само по себе должно развивать детей и опираться на зону ближайшего развития.
- Обучение должно опережать развитие, а ученик выступает как субъект обучения.
Чем же так удивительна технология развивающего обучения Эльконина-Давыдова? Ученики сначала усваивают общие методы решения заданий одной направленности. В дальнейшем этим же способом они будут решать отдельные задачи, конкретные примеры. Учебная программа выстроена так, что в каждом последующем задании конкретизируется и улучшается выученный ранее навык.
Источник: https://lifemotivation.ru/samorazvitie/sistema-elkonina-davydova
В.Т.Кудрявцев. О различиях систем развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова и Л.В. Занкова
В.В. Давыдов и Л.В. ЗанковОпубликовано в кн.: Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. 17 марта 2016 г.: в II т. Н.Новгород: Мининский университет, 2016. Т. II.От редколлегии. Современные антропные образовательные технологии имеют своих предшественников. Еще в 30-е годы прошлого столетия один из основателей педагогической психологии Л.С. Выготский сформулировал концептуальный принцип современного обучения: «Обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой». Если первая часть этого положения фиксирует связь психического развития и обучения, то вторая – предполагает и ответ на вопрос, как ведет, каковы психологические механизмы, обеспечивающие развивающую роль обучения. При этом Л.С. Выготский отметил, что развитие ребенка «…имеет внутренний характер, что это есть единый процесс, в котором влияния созревания и обучения сливаются воедино». В 1960-е гг. XX века был создан научный коллектив под руководством Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, который занимался изучением значения младшего школьного возраста в психическом развитии человека. Было выявлено, что в современных условиях в этом возрасте можно решать специфические образовательные задачи при условии развития учебной деятельности и ее субъекта, абстрактно-теоретического мышления, произвольного управления поведением. Ученые в своем экспериментальной исследовании стремились точно следовать существенным моментам гипотезы Л.С. Выготского и на широком фактическом материале превратить ее в развернутую теорию развивающего обучения. Это потребовало разработки нескольких вспомогательных теорий, которые конкретизировали и углубили основные моменты гипотезы Л.С. Выготского. Теория развивающего обучения начала формироваться в конце 1950-х – 1970-е годы в работах Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, в трудах которого эта проблема изложена наиболее фундаментально. Термин «развивающее обучение» был введен В.В.Давыдовым для обозначения ограниченного круга явлений, но довольно скоро термин вошел в массовую педагогическую практику и существует по сути дела во всех современных образовательно-обучающих технологиях.
Важно отметить, что, что знания ученикам подаются не в виде конкретной информации об изучаемых объектах, а как средства их доказательства и открытия. Школьник самостоятельно определяет алгоритм своих действий и способы решения поставленных целей и задач. Обучение проводилось в рамках стандартной школьной программы, но на новом качественном уровне. Дети, обучающиеся по системе Эльконина-Давыдова и Занкова, способны к самоконтролю и самообразованию. У них складывается особый подход к изучению предмета, они не боятся отстаивать личную точку зрения, умеют самостоятельно мыслить и принимать адекватные решения. Об этом пишет в один из учеников академика В.В.Давыдова, современный эксперт в сфере развития образования, профессор Владимир Товиевич Кудрявцев в своей статье.
Системы развивающего обучения.д.б. эльконина-в.в. давыдова и л.в. занкова: пять различий
Кудрявцев В.Т.Институт психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного
гуманитарного университета
В статье дана сопоставительная характеристика систем развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова и Л.В. Занкова.
Ключевые слова: развивающее обучение, традиционное обучение, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков.
D. B. ELKONIN-V.V. DAVYDOVS’ AND L. V. ZANKOV’S SYSTEMS OF THE DEVELOPING TRAINING.: FIVE DISTINCTIONS
Kudryavtsev V. T.Russion State University for the Humanities
In article the comparative characteristic of D. B. Elkonin-V.V. Davydovs’ and L. V. Zankov’s systems of the developing training is given.
Keywords: the developing training, traditional training, D.B. Elkonin, V. V. Davydov, L.V. Zankov.
Между системами развивающего обучения, обозначенными в заголовке статьи существует, как минимум, пять принципиальных различий.
Первое различие. В традиционном обучении господствует принцип доступности.
Он предполагает переход от простого к сложному, «от легкого к трудному», от знакомых ребенку конкретных фактов к обобщениям, от элементарных обобщений к обобщениям более высокого порядка.
Практически единственным источником умственного развития учащихся видится абстрактное наращивание сложности (трудности) материала.
В системе Занкова основополагающий принцип — обучение на высоком уровне трудности. Имеется в виду не повышение «средней нормы трудности», а специфическая «трудность, заключающаяся в познании сущности изучаемых явлении» (Занков Л.
В. Дидактика и жизнь. М., 1968. С. 32). Ее преодоление требует реорганизации интеллектуального (и всего психического) потенциала учащегося, «раскрытия духовных сил ребенка». Обучение призвано дать этим силам «простор и направление» (Там же).
Система Эльконина – Давыдова также направлена на преодоление ограничений принципа доступности и ориентирует детей на познание «сущности явлений».
Но в отличие от системы Занкова, она предполагает не реорганизацию наличного интеллектуального потенциала, представленного возможностями эмпирического мышления учащихся, а развитие у них круга принципиально новых способностей, которые связаны с теоретическим мышлением, теоретическим сознанием, теоретическим отношением человека к действительности.
Наряду с этим, в соответствии с позицией В.В.
Давыдова, образ сложного целого в обучении первоначально строится в логически простой, элементарной, «клеточной» форме – в форме исходной абстракции, из которой лишь затем выводится система конкретных знаний и умений, характеризующих учебный предмет как такое целое (восхождение от абстрактного к конкретному). Примерами подобных абстракций могут служить понятие об отношении величин как основе развернутого понимания природы действительных чисел (математика), понятие об отношении звуковой формы слова к его буквенному составу, лежащее в фундаменте конкретных умений чтения и письма (русский язык), образ отношения «автор – художественный текст – читатель», который определяет все многообразие способов творческого осмысления литературных произведений самых разных видов, стилей, жанров и т.п. (литературное чтение).
Второе различие. Традиционное обучение направлено на дидактический тренаж конкретных представлений младших школьников о действительности. Выход за рамки этих представлений, согласно его концептуальным установкам, детям не доступен в силу ограниченности их возрастных возможностей.
Система Занкова выдвигает альтернативу в виде принципа ведущей роли теоретических знаний. Она утверждает приоритетность формирования в начальном обучении понятийных абстракций и обобщений.
Это может протекать в форме усвоения: а) научных терминов и определений; б) зависимостей и законов (например, переместительного закона сложения и умножения – в курсе математики; закономерности сезонных изменений в растительном и животном мире и др.). При этом не умаляется значение овладения младшими школьниками конкретными умениями и навыками.
Это происходит «на основе общего развития, на базе возможно более глубокого осмысления соответствующих понятий, отношений, зависимостей» (Там же. С. 38).
Формирование теоретических понятий является приоритетным и для системы Эльконина – Давыдова. Но здесь теоретические понятия имеют не столько словесную форму «научных терминов и определений» (как в системе Занкова), сколько форму общих способов решения различных классов задач, которые получают свое выражение в моделях.
Третье различие. В условиях традиционного обучения темпы продвижения учащихся крайне низки. Много времени затрачивается на преимущественно механическое заучивание, повторение и закрепление учебного материла.
В противовес этому, система Занкова базируется на принципе изучения программного содержания быстрым темпом. Речь идет не о форсированном обучении, а об отказе от «топтания на месте», «постоянном движении вперед» (Там же.
С. 34-35). «Непрерывное обогащение ума школьника разносторонним содержанием создает благоприятные условия для все более глубокого осмысления получаемых сведений, поскольку они включаются в широко развернутую систему» (Там же. С. 35).
В поступательном «движении вперед» состоит и смысл развивающего обучения по системе Эльконина — Давыдова (в ином случае такое обучение нельзя было бы назвать «развивающим»).
Тем не менее на этапе освоения исходного отношения учебного материала темпы обучения по необходимости замедляются — он требует особой работы учащихся, в том числе – подготовительной. По сравнению с этим готовое определение формально заучивается легче и быстрее.
Однако по мере освоения исходного отношения учащиеся начинают гибко и оперативно ориентироваться в целостном учебном содержании, не тратя время на решение бесчисленных примеров для закрепления усвоенного и выправления ошибок, неизбежно возникающих по причине формального заучивания и т.д.
А главное, у них возникают тенденции к саморазвитию и самообучению В силу этого отпадает нужда в длительном «дидактическом тренаже», направленном на передачу учащимся конкретных знаний и умения, отработку специализированных навыков.
Четвертое различие. Принцип сознательности учения, провозглашаемый в традиционном обучении, распространяется лишь на усвоение знаний, умений и навыков. Это можно выразить в формуле: «знай (умей, делай) и понимай, что знаешь (умеешь, делаешь)».
Принцип осознания школьниками процесса учения, как он формулируется применительно к системе Занкова, «и близок к общепринятому пониманию сознательности усвоения знаний, и существенно отличается от него» (Обучение и развитие / Под ред. Л.В.Занкова. М., 1975. С. 52). (Это написано в 1975 г.
, а семью годами раньше, в «Дидактике и жизни» автор утверждал, что исходит «из общепринятого дидактического принципа сознательности» /С. 38/). Специфика подхода Л.В.
Занкова в том, что для него осознанию подлежит прежде всего специфическая сторона учения – линии, связующие учебный материал в единую структуру, необходимость заучивания его определенных элементов, источники ошибок при его усвоении и др.
В системе Эльконина — Давыдова речь идет не просто об осознании учения.
Она нацелена на развитие у детей особых рефлексивных способностей — рефлексивного анализа, оценки и контроля, которые обеспечивают выявление общих оснований учебной деятельности и учебных действий.
Их развитие является существенной предпосылкой формирования субъекта учебной деятельности — желающего и умеющего учиться, активно и инициативно участвующего в ее проектировании и преобразовании.
Пятое различие. В традиционном обучении проводится четкое разграничение между сильными и слабыми учащимися. При этом слабым учащимся предоставляется значительно меньше возможностей для интеллектуальной деятельности, чем сильным.
Тем самым суживается перспектива их развития. Это компенсируется значительным объемом сугубо тренировочных упражнений, в частности, на дополнительных занятиях с неуспевающими учащимися.
В тоже время именно неуспевающие, более других учеников, нуждаются в проведении с ними не узко тренировочной, а общеразвивающей работы.
Этому противостоит принцип системы Занкова — необходимость осуществления целенаправленной работы по общему развитию всех учащихся класса.
Это требование выступает на передний план и в системе Эльконина – Давыдова. В ней оно удовлетворяется за счет углубленной индивидуальной работы с каждым ребенком, в том числе — в рамках диалого-дискуссионных (включая групповые) форм учебной деятельности.
В целом, как отмечал В.В. Давыдов, по способам интерпретации основных принципов и их реализации в образовательном процессе дидактическая система Л.В.Занкова существенно не отличается от традиционной, представляет собой лишь ее «косметическое» усовершенствование.
Тем более, что многие позиции Леонида Владимировича Занкова, бесспорно, выдающегося ученого изложены им крайне абстрактно и обтекаемо. Дело здесь не в манере изложения. Это лишь косвенный признак того, что сама система Л.В. Занкова (как и ее теоретическое обоснование) лишена достаточной цельности и целостности.
Более подробная оценка системы Л.В.
Занкова дана В.В. Давыдовым в книге «Теория развивающего обучения» (М., 1996. С. 379-382). Ознакомится с ней принципиально важно, поскольку системы Занкова и Эльконина-Давыдова, редко, но все же иногда рассматриваются две ветви одного и того же дерева. А это не так. Конечно, и Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, а также Н.А.Менчинская являлись учениками Л.С.
Выготского. Последователем Выготского считал себя и продолжатель дела Д.Б. Эльконина В.В. Давыдов. Все они, впитав с младых ногтей тезис Выготского об «обучении, которое должно идти впереди развития», маркировали свои направления термином «развивающее обучение».
Но это не означало отсутствия значительных расхождений между ним по ряду принципиальных вопросов. В том числе, главного вопроса – о сути самого развивающего обучения.
Источник: https://tovievich.ru/book/obrazovanie/7711-vtkudryavcev-o-razlichiyah-sistem-razvivayuschego-obucheniya-db-elkonina-vv-davydova-i-lv-zankova.html
Школьный гид
ВНИМАНИЕ!Актуальная статья Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова (ФГОС НОО 2009г.)
Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова существует более 40 лет, проверена временем, завоевала всеобщее признание. С 1995-1996 учебного года система начального образования Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова признана государственной системой начального обучения (наравне с традиционной системой и системой развивающего обучения Л.В.Занкова).
УМК системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова включает в себя учебники по всем основным предметам:— Обучение грамоте и чтению (2 линии).Букварь. Авторы: Репкин В.В,Восторгова Е.В.,Левин В.А.Букварь. Авторы: Эльконин Д.Б., Цукерман Г.А., Бугрименко Е.А.— Русский язык (2 линии).Авторы: Репкин В.В., Восторгова Е.В.
, Некрасова Т.В. Авторы: Ломакович С.В., Тимченко Л.И. — Литературное чтение (2 линии).Авторы: Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Автор Матвеева Е.И. — Математика (2 линии).Авторы: Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г., О.В. Савельева.Автор Александрова Э.И. — Окружающий мир. Авторы: Чудинова Е.В.
, Букварева Е.Н.
Все учебники ( кроме окружающего мира ) включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, на 2010-2011 учебный год.
Комплект учебников по начальной школе является победителем Конкурса учебников нового поколения, проводимого Министерством образования и науки РФ и Мировым банком.
В настоящее время выпущены учебно-методические комплекты для средней школы (5-6 класс) по русскому языку, литературе и математике.
Фундамент системы составляет концепция развивающего обучения, в которой ребенок рассматривается не как обучаемый индивид, не как объект обучающих воздействий, а как самоизменяющийся субъект учения, как учащийся.
В основу этой системы развивающего обучения легли результаты исследований психологических особенностей детей младшего школьного и подросткового возраста, проведенных выдающимся российским ученым Л.С. Выготским и его последователями.
В программах для начальных классов комплекта Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова представлена система лингвистических и математических понятий, усвоение которых позволяет ученикам самостоятельно и осознанно находить способы решения широкого круга практических и познавательных задач.
Содержание учебных предметов, прежде всего, должно способствовать формированию у младших школьников основ теоретического мышления. Последнее складывается в процессе выполнения учащимися учебной деятельности. Поэтому содержание учебных предметов в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова разработано в соответствии с особенностями и структурой учебной деятельности школьников.
Особенностью урока в этой психолого-педагогической системе является включение в него разнообразных групповых дискуссионных форм работы, в ходе которых дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем, а вырабатываются ими в ходе учебной дискуссии.
Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта. Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках. Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями.
Главные особенности системы:
1. Изменение предметного содержания обучения. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне. В отличие от традиционной, эмпирической педагогической системы здесь в основу изучаемых дисциплин положена система научных понятий2. Отказ от репродуктивного способа обучения и переход к деятельностной педагогике, в которой ключевой компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления3. Главная задача – освоение учащимися обобщенных способов действия. Это позволяет научиться школьникам решать большой круг частных задач за более короткий отрезок учебного времени4. Переход на коллективно-распределенный тип деятельности между учителем и учащимися, учителем и отдельным учеником, между учащимися. Организация совместной творческой деятельности детей по их самостоятельному усвоению знаний
5. Открытие в детях потенциальных интеллектуальных и личностных способностей.
В результате обучения по системе Эльконина — Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин. Школа развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В.
Давыдова уже в младшем школьном возрасте: — формирует у ребенка новый тип мышления – теоретический, позволяющий исследовать и понять сложность мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, строить жизнь без подсказки;- воспитывает интерес к познанию, к поиску новых источников информации;- способствует проявлению таких личностных качеств, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за ее пределами, самостоятельность в достижении цели, ответственность за результаты;- развивает желание и умение учиться, которые обеспечивают развитие личности в подростковом и юношеском возрасте, решение задач профессионального и жизненного самоопределения.
Обучение в школе по системе развивающего обучения Эльконина – Давыдова доступно каждому ребенку. Оно развивает всех детей с различными исходными условиями их интеллекта и личности. На сегодняшний день система развивающего обучения Эльконина-Давыдова не имеет аналогов по эффективности обучения и выявлению творческих способностей детей.
Отзывы о системе Д.Б.Эльконина — В.В.Давыдова
Система сложная (особенно математика) и интересная. Кардинально отличается от традиционной системы.Она подойдет тем, кто хочет развивать в ребенке умение глубоко и основательно мыслить, а также для тех, кто ориентируется не на результат (полученные знания), а на способы его достижения.
Система Эльконина — Давыдова развивает у детей самостоятельность, инициативность, логическое мышление, умение аргументировано рассуждать и излагать свою точку зрения, нетрадиционно мыслить и находить нестандартные решения, повышает самооценку. Основной недостаток системы: она не имеет достойного продолжения в основной школе.
Переход ребенка, занимавшегося ранее по такой системе, в традиционную систему обучения может сопровождаться потерей интереса к обычным урокам и снижением мотивации к обучению. Кроме того, система Эльконина — Давыдова направлена на развитие теоретического, понятийного мышления у младшего школьника и иногда является сложной для понимания родителями.
Поэтому они не всегда смогут помочь детям. Как и любая развивающая система, система Эльконина — Давыдова очень сильно зависит от специальной подготовки учителя.
Если учитель использует именно те подходы, которые заложены психологами — основателями данной программы, то даже слабо мотивированный к обучению ребенок будет ходить в школу с радостью, все понимать (хотя может быть и не с первого раза) и достигнет высоких результатов. Иначе все плюсы идеи развивающего обучения сведутся к нулю.
По материалам сайтов: www.centr-ro.ru , www.vita-press.ru
Читать по теме:
Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова (ФГОС)
Учебно-методический комплекс (УМК) системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова (ФГОС)
Программы начальной школы
Отзывы о программе на нашей странице ВКонтакте
Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети:
Источник: https://schoolguide.ru/index.php/progs/archive/elkonindavydov.html
Развивающее обучение Эльконина-Давыдова: цель, психологические основы и особенности
Развивающее обучение – инновационный тип освоения детьми знаний, пришедший на смену прежней объяснительно-иллюстрированной системе. Развивающее обучение построено на активной деятельности самого ребенка.
Учитель не передает готовые знания, а «учит учиться»: формирует познавательную самостоятельность, развивает способности, способствует выработке идей и нравственных убеждений, активной позиции по жизни.
Развивающее обучение популярное на сегодня направление, в рамках которого рассматриваются несколько авторских концепций. Одна из них – теория Эльконина-Давыдова.
Суть и цель теории
Даниил Борисович Эльконин и Василий Васильевич Давыдов – отечественные педагоги и психологи, которые начали развивать свою концепцию с 1959 года, а в 1995-1996 году добились того, что их теория развивающего обучения была признана государственной системой обучения в начальной школе. И хотя оригинальная система ориентирована на начальные классы, в настоящее время разрабатываются идеи ее внедрения на всех ступенях образования. Концепция Эльконина-Давыдова получила мировую известность и популярность.
Вопрос связи обучения и развития активно изучается с 30-х годов XX века. Уже тогда ученые разбились на два лагеря: одни отвергают влияние обучения на развитие и отрицают сам факт возможности развивающего обучения. Другой лагерь признает феномен развивающего обучения.
Развивающее обучение предполагает:
Обучение ведется согласно индивидуальным, возрастным и личностным особенностям. Программа строится так, чтобы немного опережать актуальное развитие ребенка, то есть нацелена на ближайшее развитие, стимулирует, ускоряет и направляет его.
Учебные задачи постепенно усложняются, что требует от ребенка поиска новых способов решения, не известных ранее. Схема обучения – «цель, средство, контроль». Для успешного обучения ребенок должен самостоятельно регулировать учебно-познавательную деятельность согласно заданной цели. Естественно, цель должна осознаваться самим учеником.
Концепция Эльконина-Давыдова обеспечивает гармоничное и целостное развитие личности. Она ориентирована на раскрытие внутреннего потенциала и скрытых возможностей.
Цель системы – «обеспечение оптимальных психолого-педагогических условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему».
То есть обучение предполагает дальнейший переход в саморазвитие и самообучение, умение личности выискивать проблемы и ставить цели, находить способы их решения.
Традиционное обучение и система Эльконина-Давыдова
Концепцию Эльконина-Давыдова противопоставляют традиционному обучению: последнее выстраивается от частного к общему, от конкретного к абстрактному, от единичного к целому, а развивающее обучение строится прямо противоположно.
Традиционное обучение развивает эмпирическое мышление, а развивающее – теоретическое. В чем разница:
- Эмпирическое мышление позволяет классифицировать предметы, группировать, выделять общее для группы понятие и согласно ему дифференцировать предметы. Этот вид мышления играет важную роль в повседневной жизни, позволяет упорядочивать предметы, ориентироваться в мире.
- Теоретическое мышление позволяет выявить через анализ системы ее генетическую основу. В дальнейшем на этой основе находятся другие предметы, которые могут входить в эту систему. Это позволяет находить нестандартные решения.
Таким образом, эмпирическое мышление основано на сравнении, теоретическое – на анализе. Сравнение выделяет формальное сходство, предметы могут относиться к одному классу, но быть не связанными между собой.
Анализ позволяет выстраивать целую систему.
Теоретическое мышление расширяет возможности, так как позволяет заглянуть в содержание предметов, эмпирическое знание опирается на наблюдение и сравнение внешних признаков.
Особенности обучения
Базовыми компонентами мышления выступают анализ, планирование и рефлексия. В процессе развивающего обучения:
- ученики получают не готовые знания, а сами выясняют условия их происхождения;
- выявленные предметы и процесс деятельности ученики фиксируют в виде абстрактной модели.
Развивающее обучение учит детей решать больше частных задач за короткий промежуток времени (развивается проблемное мышление). Обучение проходит в сотрудничестве с родителями и педагогами через совместный поиск.
Даже минимальное участие ребенка повышает у него веру в собственные силы. Формируется убеждение в том, что познание возможно только в рамках деятельности.
Обязательна организация творческой поисковой деятельности коллективно-распределительного типа.
Урок по системе развивающего обучения имеет следующие особенности:
- дискуссии и игры для выявления проблем;
- исключение правил, аксиом, схем (дети сами их выводят в процессе деятельности);
- отсутствие отметок, качественная оценка («молодец»), что создает положительный психологический климат;
- минимум домашнего задания;
- исключение ненужных знаний – память не перегружается далеким от практики и жизни материалом.
В ходе такого урока дети не только получают знания, умения и навыки, но и учатся аргументировано отстаивать свою позицию, перепроверять информацию и верить фактам, понимать и учитывать позицию другого человека, требовать доказательства и объяснения. Они осознанно выбирают усваиваемые в дальнейшем дисциплины.
Психологические основы обучения
К базовым принципам системы Эльконина-Давыдова относятся:
- дифференциация этапов обучения согласно психическому развитию ребенка;
- ориентация на ближайшую зону развития с обновлением содержания обучения;
- активная деятельность ребенка, создание условий для этой деятельности, а не передача готовых знаний;
- предметность, то есть самостоятельное определение предмета изучения и представление его в виде процесса, системы, модели, знаков.
Любое обучение так или иначе способствует психическому и личностному развитию детей, но не каждая образовательная система обеспечивает всестороннее и гармоничное развитие личности и творческого начала.
Более того, некоторые виды обучения способствуют обратному развитию, то есть регрессу, например, когда задачи не соответствуют возрасту или актуальному психическому развитию ребенка (слишком простые или слишком сложные).
Развивающее обучение учитывает:
- новообразования возраста;
- ведущую деятельность новообразования;
- содержание и способы осуществления этой деятельности;
- взаимосвязь ведущей деятельности с другими видами деятельности;
- способы определения уровня развития возрастных новообразований;
- связь уровней развития новообразований и особенностей организации ведущей деятельности.
Развивающее обучение разрабатывается индивидуально для конкретного возраста. Классическая концепция ориентирована на младший школьный возраст, новообразованиями которого являются:
- учебная деятельность со своим субъектом;
- абстрактно-теоретическое мышление;
- произвольное управление поведением.
Традиционное обучение не может развить этих новообразований, оно закрепляет ранее достигнутые функции. Чувственное наблюдение, эмпирическое мышление, утилитарная память (свойственны традиционному мышлению) – все это приобретения дошкольного возраста.
Результаты обучения
У детей, отучившихся по программе Эльконина-Давыдова, отмечаются следующие усредненные особенности развития познавательных способностей и личностных качеств:
- высокий уровень внимания, растут аттенционные способности (распределение внимания между несколькими видами деятельности);
- развитие памяти близко к высокому уровню, опосредованная память находится на высоком уровне, наблюдается регулярный рост кратковременной, смысловой, опосредованной памяти (у четвероклассников значительно выше, чем у третьеклассников);
- осведомленность, способность к классификации и обобщению, аналогическому мышлению находится на высоком уровне у четвероклассников и на близком к высокому уровню у третьеклассников, то есть наблюдается тенденция роста вербально-логического мышления до достижения высокого уровня в четвертом классе;
- высокий уровень невербального интеллекта, но пик приходится на третий класс;
- высокая способность к поисковому планированию;
- воображение (оригинальность и гибкость) находится стабильно на среднем уровне, близком к высокому;
- мотивация на успех;
- средний уровень эмпатии.
Выпускники школы Эльконина-Давыдова умеют решать нестандартные задачи, находить выход из трудных жизненных ситуаций, самостоятельно планировать и выстраивать жизнь, искать новые источники информации, саморазвиваться, способны к сотрудничеству и работе в коллективе, вместе с тем самостоятельны и ответственны за свои результаты. Желание и умение учиться, формируемое системой развивающего обучения, упрощает течение подросткового и юношеского возраста, помогают в профессиональном и жизненном самоопределении.
Дети, обучающиеся по системе развивающего обучения, чаще других становятся победителями олимпиад, уровень интеллекта выше, чем у сверстников с традиционным обучением. У выпускников развивающей школы самооценка, как правило, выше, чем у сверстников из традиционной школы, и они меньше подвержены комплексам.
Недостаток системы
Обойдя частные точки зрения, можно выделить только один недостаток системы Эльконина-Давыдова – не существует на практике подобной системы для среднего и старшего звена школы. Таким образом, после начальных классов ребенку придется перестраиваться на традиционное обучение, либо нужно искать пути частного обучения.
Перестройка будет даваться тяжело, особенно в момент возрастных кризисов или при условии смены места обучения, некорректных действий педагогов (подавление самостоятельности и активности ребенка, ущемление его личности).
Снижение успеваемости, дезадаптация, девиации, проблемы в отношениях с одноклассниками, потеря учебной мотивации, снижение самооценки, неуверенность в себе, разочарование – основные риски перехода на традиционное обучение, но их гораздо больше. Как пройдет период адаптации, никогда нельзя предугадать заранее. Если переход неизбежен, то перестройка с развивающего обучения на традиционное обязательно должна протекать под контролем и сопровождением психолога.
Послесловие
Таким образом, развивающее обучение Эльконина-Давыдова позволяет формировать у детей абстрактное и творческое мышление, учит их широко мыслить, обеспечивает единство теории и практики и легкость перехода от одного к другому. Ребенок не просто получает представление о явлениях и устройстве мира, но и понимает суть процессов. Углубление в сущность вопросов максимально активирует мыслительную деятельность.
Учитель выступает не живым учебником и нравоучительницей с указкой и скучными монологами, а проводником в удивительный мир науки и познания, помощником, союзником. В результате такого сотрудничества ребенок вырастает умной, цельной и самостоятельной личностью.
Уже несколько десятков лет система пользуется популярностью в образовательных учреждениях. На основе авторской концепции были разработаны системы обучения Л. И. Айдаровой, Д. Н. Богоявленского, С. Ф. Жуйкова, А.
К. Марковой, В. В. Рубцовой, М. М. Разумовской, В. В. Репкина. Принцип развивающего обучения – основной принцип современной системы образования. Его стараются учитывать и внедрять на других ступенях образования.
Источник: https://psychologist.tips/2860-razvivayushhee-obuchenie-elkonina-davydova-tsel-psihologicheskie-osnovy-i-osobennosti.html
X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018
Свое начало теория развивающего обучения берет в работах таких ученых как И.Г Песталоцции, А.Дистервега, К.Д.Ушинского.
Развивающее обучение – это направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей[7]. Основы теории развивающего обучения были заложены Л.
https://www.youtube.com/watch?v=W5lLLs35RyY
С Выготским в 30-е годы при рассмотрении им вопроса о соотношения и развития. При защите своей гипотезы Выготский изложил содержание основного генетического закона развития психологических функций человека . Данный генетический закон и явился основой для его гипотезы.
По Выготскому, всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется дважды – изначально как деятельность коллективная, социальная, а затем уже как деятельность индивидуальная, как особый способ мышления ребенка.
Главным признаком обучения является то, что оно приводит в движение ряд внутренних процессов развития, то есть создает зону ближайшего развития. Обучение, таким образом, становится внутренне необходимым процессом развития у ребенка исторических особенностей человека[2].
В конце 50-х годов гипотезу Выготского начинают разрабатывать два коллектива под руководством Л.В Занкова и Д.Б Эльконина.
Л.В Занковым была произведена критика традиционной методики образования, так как она не обеспечивала должного психического развития детей. В рамках экспериментальных работ Л.
В Занкова общее развитие младших школьников рассматривалось как развитие таких способностей как: способность к анализу; развитие наблюдательности; умение синтезировать, сравнивать и обобщать информацию; производить ручные операции, развивая при этом восприятие и мышление.
Занков разработал новую систему, основанную на таких взаимосвязанных принципах как:
- Обучение на высоком уровне трудности Высокий темп изучения материала Главенствующая роль теоретических знаний Осознание школьниками процесса учения Работа над развитием всех учащихся, в том числе наиболее слабых
Особое значение придают принципу обучения на высоком уровне, согласно которому содержание и методика обучения строятся так, чтобы вызывать у ребенка активную познавательную деятельность в овладении материалом.
Такой принцип как работа над развитием всех учащихся, требует от педагога вести систематическую работу над развитием не только успевающих учеников, но и тех, кто отстает в процессе обучения. Это требует особого внимания со стороны учителя к своим подопечным, формирования у них мотивов к учению.
Система развивающего обучения Д.Б Эльконина и В.В Давыдова противопоставлена системе традиционного обучения по принципиальному направлению познания и познавательной деятельности школьника. Существующее обучение, названное В.В Давыдовым эмпирическим, как правило, осуществляется по типичным схемам: от частного к общему, от факта к системе, от явления к сущности[1].
В конце 50-х годов Эльконин создает свою исследовательскую лабораторию под названием «Психология младшего школьника».
В 1976 году минпросвещения РСФСР запросило разработку новой начальной системы образования у научного коллектива Д.Б Эльконина.
Внедряться в систему образования, разработанная система Эльконина-Давыдова, стала в 1991 году. Далее в 1996 году данная система получает статус государственной системы.
Система Эльконина-Давыдова включает в себя три главных принципа[5]:
- В процессе обучения ведущую роль занимают способы и методы решения задач Характерность предметно-практического направления Работа на занятиях направлена на активный поиск способов и средств решения задач Ошибки воспринимаются как «проба мысли», и не ставятся в укор
По методике, разработанной Элькониным и Давыдовы, учащиеся должны принимать активное участие в процессе обучения. Учитель выступает в качестве помощника, который должен направлять и координировать деятельность обучающихся.
На сегодняшний день существует несколько образовательных систем, отвечающих нормам ФГОС. У всех систем существуют свои определенные особенности, но в целом их делят на традиционные и развивающие.
Большинство школ выбирают традиционные методики обучения, такие как «Школа России», «Школа 2010», «Гармония» и др. Но так же некоторые из школ выбирают развивающие программы Занкова или Эльконина — Давыдова.
Особенно активную поддержку система Эльконина – Давыдова получила в рамках общественно-педагогического движения «Эврика», которое после длительного исторического перерыва было возрождено в середине 80-х годов.
Главным инициатором возобновления данного движения был главный редактор «Учительской газеты» В.Матвеев. Деятели данного движения выдвигали новые научные программы, и внедряли их в школы.
Из небольших групп учеников, занимающихся по альтернативным методикам, общественно-педагогическое движение «Эврика» помогло внедрить инновационные программы обучения во многие школы РСФСР.[3]
Концепция школ «Эврика-развитие» связана с идеей индивидуализации образования, главной задачей которой является становление у ребенка способностей к саморазвитию, самообразованию, самоопределению, компетентности.
Одним из главных отличий данных школ является то, что вместо обычного учителя здесь фигурирует тьютор. Тьютор сочетает в себе функции воспитателя, педагога, психолога, и является представителем ребенка в школе.
Индивидуализация в обучении в данных школах достигается за счет введения дифференцированных программ в одном классе, для детей нуждающихся в коррекционном обучении или же наоборот в углубленном.
Об Эффективности индивидуальных образовательных программ, реализуемых в школах, можно судить по школе города Томска, действующей с 1997 года. Так 96% выпускников поступает в вузы, 11% из них являются медалистами.[6].
В обучение по программе Эльконина и Давыдова можно выделить такие положительные моменты как[4]:
- Нестандартная система оценивания, которая приучает детей не на получение отметки, а на приобретение новых знаний. На уроках используется оценочная линейка, куда сам ученик выставляет уровень своих знаний, опираясь так же на дополнительные критерии, например аккуратность, точность и.др. Позже учитель при проверке выставляет свою отметку, свой крестик на шкале, и у ребенка есть возможность проанализировать свою работу. Глубина знаний. Дети в процессе занятия сами пытаются изучить и понять материал. Учебная деятельность организованна так, чтобы ребенок сам смог определить предмет исследования и выдвинуть возможные способы исследования.
- Оценка каждого усилия, а не работы в целом. Позволяет учащемуся обращать внимание не только на правильность, но и на другие аспекты задания. Развитие логического мышления и выделение теоретических знаний Групповой способ ведения занятий, где учащиеся проводят дискуссии, исследования и закрепляют полученный материал.
Помимо существенных плюсов в данной учебной методике можно выделить и минусы[4]:
- Высокий уровень преподаваемых предметов. Приобретенные детьми знания несомненно нужны, но так ли они нужны в том возрасте в котором они их получают. Например, в первом классе дети уже изучают принципы строения языка и разбирают вопросы о происхождении чисел. Кардинальное различие с традиционными системами обучения. Ребенку, начинающему обучение по программе развивающего обучения, достаточно сложно в последствии перестраиваться на традиционные системы Непонятность для родителей системы, где нет оценок. Распространение данной учебной программы только на базе среднего образования.
По большей части интерес к теории развивающего обучения и системе Эльконина-Давыдова на сегодняшний день вызван тем, что она практически полностью отвечает концепции модернизации Российского образования, главная цель которой — формирование таких качеств как инициативность, ответственность, самостоятельность; воспитание разносторонней личности, умеющей мобильно реализовывать свои возможности.
Для выполнения этой цели в системе школьного образования нужно переходить к деятельностной, развивающей педагогике и уходить от репродуктивного способа обучения.
Это поможет развивать способности человека, в том числе умение находить нужные решения в нестандартных ситуациях, даже в рамках ограниченного времени.
Так же следует перейти к другому типу отношений между учеником и учителем, когда образовательный процесс будет строиться на основе сотрудничества, работы в группах, командах, коллективного участия.
Таким образом, можно сделать вывод, что данная система обучения или применение ее элементов, позволяет достичь основные цели обучения: формирование базы научных знаний, а так же воспитание у обучающихся самостоятельности и инициативности. Это позволит ребенку в последующем быть более мобильным, а значит адаптированным к условиям постоянно меняющейся среды.
Теория и практика развивающего обучения Д.Б Эльконина и В.
В Давыдова – это один ярких и плодотворных инновационных подходов к организации образования, который позволил не только преобразовать на развивающих , гуманистических основах деятельность коллективов тех школ, которые внедряли и внедряют эту систему, но идеи и принципы развивающего обучения, разработанные под руководством Д.Б Эльконина и В.В Давыдова, обогатили потенциал развития российского образования в целом, сохраняя при этом значение и сегодня.
Список литературы:
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения – М.: Директ-Медиа, 2008. – 212(210) c.
Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М.: Академия, 2004. – 288 (22) с.
История общественно-педагогического движения «Эврика» file:///C:/Users/1/Downloads/istoriya-obschestvenno-pedagogicheskogo-dvizheniya-evrika-sostavitel-m-n-melnikova.pdf
Методика Эльконина – Давыдова http://mama.neolove.ru/early_childhood_education/method_elkonina_davydova/metodika_elkonina_davydova.html
Минькина Е. Н., Копий А. Г. Теория развивающего обучения // Молодой ученый. С. — №9. — 2015.- 1138-1140с.
Нацпроект «Образование http://pandia.ru/text/79/037/38241.php
Педагогический энциклопедический словарь/Гл.ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М.Безруких,П24 В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.(232-233): ил. ISBN 5 – 7107- 7304 – 2
Источник: https://scienceforum.ru/2018/article/2018000461