Развитие способностей — справочник студента

Способность — совокупность врожденных анатомо-физиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психофизиологические возможности индивида в различных видах деятельности.

Каждая деятельность предъявляет комплекс требований к физическим, психофизиологическим и психическим возможностям человека. Способности — мера соответствия свойств личности требованиям конкретной деятельности.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Различаются общие и специальные способности.

Общие способности необходимы для всех видов деятельности. Они подразделяются на элементарные — способности к психическому отражению действительности, элементарный уровень развития восприятия, памяти, мышления, воображения, воли и сложные — способности к обучению, общий уровень интеллектуального развития и др.

Без соответствующего уровня развития элементарных и сложных общих способностей человек не может включиться ни в один из видов человеческой деятельности.

Взаимодействие человека с миром осуществляется в форме специфической человеческой активности — деятельности. Только в деятельности реализуются психические возможности человека.

Деятельность связана со способностью личности к сознательной постановке цели, применению ранее выработанных и формированию новых умений и навыков, использованию орудий и средств деятельности.

В соответствии с видами деятельности различаются специальные способности — графические, художественно-литературные, конкретно-научные (математические и др.), практически-организационные, практически-созидательные и др.

В структуре личности существенны не только отдельные способности, но и их комплексы, наиболее полно отвечающие требованиям широких сфер деятельности.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Конкретные направления в менеджменте - справочник студента

Оценим за полчаса!

Высокая способность к конкретному виду деятельности — талант, а комплекс способностей, обеспечивающих успех в определенной сфере деятельности, — одаренность. Высший уровень способностей, воплощенный в эпохально значимые свершения, — гениальность.

Одаренность, и тем более гениальность, проявляется в высокоразвитом интеллекте, нестандартности мышления, в его комбинаторных качествах, мощной интуиции. Образно говоря, талант — попадание в цель, в которую никто не может попасть; гениальность — попадание в цель, которую еще никто не видит.

Предпосылкой гениальных свершений служит творческая одержимость, страсть к поиску принципиально нового, стремление к наивысшим достижениям в различных сферах общечеловеческой культуры.

Одаренные люди отличаются ранним интенсивным психическим развитием. Развитию одаренности и гениальности содействуют благоприятные социальные условия, не сковывающие нестандартные черты личности.

Общество должно быть насыщено духом определенных социальных ожиданий, для того чтобы появился соответствующий гений.

Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам. Они проявляются в скорости и прочности овладения способами определенной деятельности, выступают как регуляционные особенности индивида.

Возникнув в середине XVIII в. в качестве глобальной психологической проблемы (X. Вольф), способности длительное время трактовались как всеобъемлющие свойства души, изначально присущие индивиду как его наследственная предопределенность. Французские материалисты XVIII в. выдвинули противоположный тезис о полной зависимости способностей от условий жизни индивида.

Между тем проблема способностей — проблема диалектической взаимосвязи внутреннего и внешнего.

Проблема способностей стала предметом научного изучения в XIX в. в связи с исследованиями Ф. Гальтона, применившего экспериментальный и статический подходы к этой проблеме и ставшего основоположником дифференциальной психологии.

 Применив «метод близнецов», Гальтон открыл возможность изучения соотношения между наследственностью и внешними влияниями.

Ему же принадлежит и идея использования тестов (проб) для определения индивидуальных различий («Исследование человеческих способностей и их развитие», 1883).

Развитие способностей не следует понимать как количественный прирост природных задатков, созревание того, что человеку дано от природы.

Развитие способностей определяется требованиями, выдвигаемыми перед человеком в процессе его деятельности, разнообразием и содержательностью этой деятельности.

Каждый человек имеет только ему присущие способности как в отдельных видах деятельности, так и в широких сферах жизнедеятельности.

Способность к той или иной деятельности может определить устремленность личности к тем или иным видам занятий, проявляться в виде склонностей.

Наряду с этим у каждого человека есть особенности, неблагоприятные для отдельных видов деятельности, неспособность к ним.

Не существуют хорошие или плохие способности, существует способность или неспособность индивида к той или иной деятельности.

От рождения человек не имеет способностей. Но у него имеются определенные природные предпосылки — задатки для последующего их развития в определенных условиях. (Так, соответствующие свойства зрительного анализатора и художественный тип высшей нервной деятельности являются врожденной предпосылкой формирования художественных способностей.)

Задатками способностей являются особенности нервной системы, обусловливающие работу различных анализаторов, отдельных корковых зон и полушарий мозга. Врожденные задатки определяют скорость образования временных нервных связей, их устойчивость, соотношение первой и второй сигнальных систем.

Природные предпосылки способностей многозначны — на их основе могут быть сформированы различные способности. Способности поддаются перестройке (рекомбинации). Это обеспечивает компенсаторные возможности психической регуляции: слабость одних нейрофизиологических компонентов восполняется силой других.

Психофизиологические возможности человека, его способности неисчерпаемы. Однако не каждый человек знает о своих возможностях и использует их в должной мере. Между тем наивысшая самореализация личности — основной смысл человеческого бытия.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/sposobnosti/

Развитие творческих способностей студентов в процессе профессиональной подготовки

Статья направлена на развитие личности будущего специалиста с помощью творческой деятельности. Она способствует проявлению у будущего специалиста самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.

The article is directed on development of the personalities of the future specialist by means of creative activity. She promotes the manifestation beside future specialist of amateur performances, self-realization, entailment his(its) own ideas, which are directed on creation new.

Ключевые слова: творчество, творческая деятельность, самостоятельная работа, исследовательская деятельность, студент.

The keywords: creative activity, creative activity, independent work, exploratory activity, student.

Социокультурные и социально-экономические изменения в Республике Узбекистан, обусловили необходимость обращения педагогической науки и практики к проблемам развития творческих способностей в профессиональной подготовке будущего специалиста.

Происходящие в настоящее время изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельного продвижения в информационных полях, формирования у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих проблем – профессиональной деятельности, самоопределения в повседневной жизни.

  • Выпускник современного высшего образовательного учреждения должен обладать определенными качествами личности:
  • — гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике;
  • — грамотно работать с информацией, делать необходимые обобщения, выводы, устанавливать закономерности, анализировать;
  • — самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие проблемы, быть способным выдвигать новые идеи, творчески мыслить;
  • — самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня;
  • — быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, легко выходить из любых конфликтных ситуациях.
  • Таким образом, главное направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в котором личность студента, его познавательная, творческая деятельность была бы ведущей.

В связи с этим, прежде всего, возможность вовлечения каждого студента в активный познавательный процесс, причем не в процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого студента, применения им на практике этих знаний и четкого сознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. Это возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Это – возможность свободного доступа к необходимой информации, возможность ее всестороннего исследования.

Главная задача высшего образовательного учреждения – обеспечить развитие личности будущего специалиста.

Здесь главным выступает то, что будущий специалист в процессе профессиональной подготовки должен самостоятельно реализовать свои возможности, благодаря творческой деятельности.

В отличие от учебной, творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у будущего специалиста самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.

В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности студента. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

  1. Главная цель развития творческих способностей – воспитание подлинно творческой свободной личности. Для решения этой цели я определил следующие задачи:
  2. — формировать у студентов способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;
  3. — развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;
  4. — находить нестандартные решения любых возникающих проблем;
  5. — воспитывать интерес к участию в творческой деятельности.
  6. В основе процесса развития творческих способностей лежат:
  7. — формирование академических успехов студентов, их интеллектуального и нравственного развития с использованием нестандартных уроков, форм, методов и приемов работы;
  8. — внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности;
  9. — создание условий для проявления творчества на занятии студентов независимо от их личностных качеств;
  10. — постоянное поддержание стремления студента к самостоятельной творческой деятельности.

Проблемы творчества широко разрабатывались в современной психологии. В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность.

Данные научных работ говорят о том, что исследование, проводимое в реальной жизни, правомерно только в том случае, если оно направлено на совершенствование воспитательной среды, в которой формируется студент, способствуя общественной практике, на создание педагогических условий, способствующих развитию творчества в студенте.

Работа над развитием творческих способностей студентов дает возможность вовремя увидеть, разглядеть способности студента, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и развитии. Чем выше уровень творческого развития студента, тем выше его работоспособность.

Система профессиональной подготовки по развитию творческих способностей студентов ориентирует их на проявление интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности, потребность в собственных исследованиях процессов и явлений, стремление к доказательности решаемых задач, упорство в достижении интеллектуальных умений, потребность в активной творческой деятельности.

Огромное значение для развития творческих способностей студентов имеет хорошо организованная и систематизированная исследовательская работа студентов. Учебно-исследовательская деятельность студентов – это возможность решения исследовательских задач, которые личностно значимы для студента и при этом способствует формированию новых знаний.

Читайте также:  Обратимые и необратимые процессы - справочник студента

Для того чтобы студент хотел активно развивать свои творческие способности, ему непременно нужна помощь преподавателя, который заметит творческую индивидуальность своего студента и позволит ей раскрыться в самых различных видах деятельности.

Исследовательскую деятельность студентов развиваю как в аудиторной, так и во внеаудиторной деятельности. Основной аудиторной исследовательской деятельности является самостоятельная деятельность студентов по решению проблемных задач занятия, поставленных студентом.

Помимо занятия, студенты могут проводить исследовательскую работу, которая заключается в самостоятельных заданиях исследовательского характера по различным предметам. Исследовательские самостоятельные задания должны быть снабжены четкими, понятными и логическими инструкциями по выполнению заданий следующими словами: Исследуй….

, определи…, понаблюдай…, изучи и сравни…, сделай вывод…, опиши увиденное…, сопоставь и проанализируй…

Накопление каждым студентом опыта самостоятельной творческой деятельности предполагает активное использование на различных этапах выполнения творческих заданий коллективных, индивидуальных и групповых форм работы.

Индивидуальная форма позволяет активизировать личный опыт студента, развивает умение самостоятельно выделить конкретную задачу для решения. Групповая форма развивает умение согласовывать свою точку зрения с мнением товарищей, умение выслушивать и анализировать предлагаемые участниками группы направления поиска.

Коллективная форма позволяет студенту выяснить различные точки зрения на решение творческой задачи.

Таким образом, эффективность проводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений как между студентами, так и между студентами и преподавателем.

Творческие способности студента развиваются во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий:

— наличие сформированного у студентов интереса к выполнению творческих заданий;

— реализация творческих заданий как важнейший компонент не только аудиторной, но и внеаудиторной деятельности студента;

  • — творческая работа должна разворачиваться во взаимодействии студентов друг с другом, проживаться ими в зависимости от конкретных условий в интересных игровых и событийных ситуациях.
  • Литература:
  1. Хуторский А.В. «Развитие творческих способностей», 2000 г.

  2. Шадриков В.Д. «Развитие способностей». Начальная школа».- 2004 г, № 4.

Источник: https://moluch.ru/archive/43/5182/

Академические способности студентов: определение, диагностика, структура

Значимым фактором модернизации деятельности в современных условиях является активизация человеческого фактора, поиск психологических методов развития «человеческого капитала» и потенциала каждого человека. 

В условиях современного информационного общества, связанных с постоянным ростом объема информационных потоков, особо значимыми становятся не столько специалисты, обладающие конкретными профессиональными знаниями, умениями и навыками, сколько люди, с хорошо развитыми способностями. 

Следует отметить, что реализация в современном высшем образовании тенденции профессионализации благотворно влияет на развитие более узких «специальных» способностей в структуре личности студентов (в отличие от тенденции фундаментализации образования благоприятной для развития «широких теоретических способностей») (Коссов Б.Б.

, 2000).

В связи с этим практически более целесообразной представляется разработка подходов и методов изучения конкретных академических и профессиональных способностей студентов с целью их психодиагностики (на разных этапах профотбора и профконсультации) и целенаправленного развития для повышения конкурентоспособности выпускников вуза.

Как известно, в студенческом возрасте способности человека продолжают развиваться: происходит преобразование и совершенствование структур когнитивных способностей, что во многом определяется особенностями основного вида деятельности студентов (профессионального обучения).

Именно студенческий возраст является периодом развития академических способностей как ценных свойств интегральной индивидуальности эффективно реализовывать когнитивно-интеллектуальную и когнитивно-моторную деятельность по усвоению системы операций и знаний для приобретения определенной профессиональной специальности.

Структура академических способностей определяется особенностями профессионального обучения и включает компоненты когнитивных, организационных, управленческих, морально-волевых и коммуникативных способностей.

Особый интерес в данном плане представляют когнитивные (когнитивно-интеллектуальные и когнитивно-моторные) компоненты академических способностей, поскольку именно они в конечном итоге обуславливают успешность изучения и усвоения учебных дисциплин.

Однако в педагогической психологии сама тема академических способностей изучена недостаточно.

Имеются исследования посвященные проблеме развития отдельных когнитивно-интеллектуальных и когнитивно-моторных способностей в студенческом возрасте, но в научной психолого-педагогической литературе практически не отражены вопросы, связанные со структурными особенностями, компонентным составом академических способностей студентов разных специальностей.

Актуальность исследования определяется наличием существующих противоречий между:

  • требованиями современной системы высшего образования к реализации способностей студентов в процессе учебно-профессиональной деятельности и отсутствием комплексных исследований, раскрывающих особенности академических способностей студентов разных специальностей; 
  • потребностями общества в выпускниках вузов, имеющих высокоразвитые способности, и отсутствием в практике вузов отработанных технологий по развитию способностей студентов.

Организация и этапы исследования

  • На первом этапе исследования были определены цели, задачи, объект и предмет исследования, сформулированы гипотеза и положения, выносимых на защиту; осуществлялось изучение, обобщение и систематизация информации по проблеме исследования психологической диагностики и формирования способностей студентов. 
  • На втором этапе исследования проводилась комплексная психодиагностика компонентов когнитивно-интеллектуальных и когнитивно-моторных способностей студентов специальностей «Безопасность жизнедеятельности» и «Филология» с целью определения уровня их развития и математико-статистический анализ полученных результатов с целью выделения компонентов, составляющих структуры академических способностей студентов.
  • На третьем этапе осуществлялась обработка, обобщение и интерпретация результатов эксперимента.
  • Новизна данного исследования состоит в следующем:
  1.  предложено эмпирическое обоснование возможности использования комплексного подхода, для решения задач определения структуры академических способностей студентов разных специальностей;
  2.  экспериментально апробирован комплекс психодиагностических методик, позволяющих изучить когнитивные компоненты академических способностей студентов;
  3.  эмпирически выделены и обоснованы когнитивные компоненты структуры академических способностей студентов специальностей «Филология» и «Безопасность жизнедеятельности».

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что теория педагогической психологии дополнена знаниями мало разработанной области изучения структуры академических способностей студентов. В работе обобщены и систематизированы представления различных авторов к определению академических способностей, к их диагностике и формированию. Теоретически и экспериментально обоснованы и доказаны возможности и преимущества комплексного подхода к диагностике компонентов академических способностей студентов разных специальностей. Выделены психолого-педагогические условия повышающие результативность целенаправленного развития когнитивных компонентов академических способностей студентов в процессе специально организованной деятельности.

Практическая значимость. Материалы исследования могут использоваться в вузах и в системе повышения квалификации с целью улучшения качества профессиональной подготовки студентов, посредством использования знаний о структурных особенностях и возможностях формирования способностей.

Полученные результаты исследования и конкретные психологические рекомендации могут быть использованы в качестве научных психолого-педагогических критериев при организации профессиональной диагностики и профконсультировании на этапе профориентации старшеклассников.

Предложенные в исследовании методики психодиагностики и формирования компонентов академических способностей могут быть полезны в организации работы преподавателей и психологической службы вуза в целях повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, особенно в контексте профессионализации современной высшей школы.

Проведенное нами исследование было направлено на изучение когнитивных компонентов академических способностей студентов разных специальностей и анализ возможностей их целенаправленного развития в студенческом возрасте позволяют сделать следующие выводы:

Академические способности представляют собой систему индивидуально-психологических свойств, включающих те компоненты когнитивных, коммуникативных, организаторских, управленческих, морально-волевых способностей, которые позволяют эффективно реализовывать деятельность по усвоению соответствующих знаний, умений, навыков и компетенций для приобретения определенной профессиональной специальности. При изучении когнитивных компонентов академических способностей следует учитывать, что они представлены когнитивно-интеллектуальными (познавательными) и когнитивно-моторными (психомоторными) способностями, «которые могут быть неравномерно развиты у отдельной личности или неравномерно эксплуатируются в конкретной деятельности» (Озеров В.П., Соловьева О.В. Диагностика и формирование познавательных способностей. Ставрополь, 1999. С.21).

Можно проследить общие тенденции и различия в уровне и особенностях развития когнитивно-интеллектуальных и когнитивно-моторных способностей студентов исследуемых специальностей. Были выделены наиболее и наименее развитые компоненты когнитивных способностей студентов, не обусловленные влиянием специальности.

У студентов обеих специальностей более развитыми являются способности избирательности и помехоустойчивости внимания, способности к зрительному запоминанию, к обнаружению наиболее существенных признаков и психомоторные способности двигательной памяти; менее развитыми оказались способности к восприятию пространственных угловых величин, к анализу-синтезу, к творческому воображению, способность к волевому акту, а также способности к различительной чувствительности при управлении движениями. В тоже время, если у студентов специальности «Безопасность жизнедеятельности» когнитивно-моторные способности развиты лучше, чем когнитивно-интеллектуальные, то у студентов-филологов когнитивные компоненты способностей развиты равномерно. 

В результате экспериментального исследования были выделены различия в структурах академических способностей студентов разных специальностей.

Так в подструктуре «общеобразовательных» способностей студентов специальности «Филология» примерно треть составляющих – компоненты когнитивно-моторных способностей, а в подструктуры «специализированных» и «профессионализированных» способностей студентов-филологов входят только компоненты когнитивно-интеллектуальных способностей.

Структуры «общеобразовательных», «специализированных» и «профессионализированных» способностей студентов специальности «Безопасность жизнедеятельности» также различны: по мере специализации и профессионализации способностей студентов данной специальности возрастает роль когнитивно-моторных способностей.

Выделенные различия в структурах академических («общеобразовательных», «специализированных» и «профессионализированных») способностей студентов исследуемых специальностей подтвердили положение о неравномерности развития компонентов когнитивно-интеллектуальных и когнитивно-моторных способностей у представителей разных профессий, что необходимо использовать при организации профориентационной работы.

В целом исследование позволило интегрировать представленные в психологической литературе знания об академических способностях студентов, рассмотреть возможности комплексного подхода к их изучению, выделить и рассмотреть структурные особенности когнитивных компонентов академических способностей студентов.

Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)

Источник: https://psy.su/psyche/projects/1806/

Развитие творческих способностей студентов технического профиля

Материал статьи посвящен рассмотрению теоретических аспектов развития технических способностей при обучении в средне-специальном учебном заведении.

Современные тенденции развития образовательных технологий в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования третьего поколения требуют формирования творческих способностей будущего технического специалиста. Внедрение новых методов обучения и воспитания направлено не только на получения новых знаний и умений, но и на развитие высшей ступени развития личности – творческих способностей.

Выпускник современного средне-специального учебного заведения должен обладать определенными качествами личности, необходимыми ему для успешной профессиональной деятельности. К таким качествам можно отнести:

  • умение самостоятельно приобретать необходимые профессиональные знания и умения, осваивать новые технологии;
  • обладать навыками информационной культуры, качественно работать с информацией, делать необходимые выводы, устанавливать новые закономерности, анализировать технические данные;
  • обладать навыками критического мышления, уметь вовремя разглядеть технологические проблемы профессиональной деятельности, уметь выдвигать новые идеи, творчески мыслить;
  • иметь компетенции самостоятельного развития интеллекта, творческих и технических способностей, кругозора и общего культурного уровня;
  • уметь работать в коллективе, принимать активное участие в работе творческих и инновационных групп предприятия.

Таким образом, главная задача образовательного учреждения – это развитие личности будущего специалиста и главное формирование его творческих способностей, которые позволят ему занять достойное место на предприятии и быть востребованным в соответствующей отрасли.

Главная цель развития творческих способностей – воспитание подлинно творческой свободной личности. Для решения этой цели можно выделить следующие задачи:

  • формирование у студентов способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;
  • развитие познавательной, исследовательской и творческой деятельности;
  • формирования умения находить нестандартные решения любых возникающих проблем;
  • воспитание интереса к участию в творческой деятельности.

В основе процесса развития творческих способностей лежат:

  • формирование академических успехов студентов, их интеллектуального и нравственного развития с использованием нестандартных уроков, форм, методов и приемов работы;
  • внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности;
  • создание условий для проявления творчества на занятии студентов независимо от их личностных качеств;
  • постоянное поддержание стремления студента к самостоятельной творческой деятельности.

Формирование творческих способностей должно происходить на учебной и внеучебной деятельности. В основе учебной исследовательской деятельности лежит самостоятельная деятельность студентов по решению проблемных задач занятия, поставленных перед студентом.

Развитие творческих способностей в учебной деятельности предусматривает использование на занятиях специальных технических заданий, предполагающих применение полученных знаний, но требующих самостоятельного освоения некоторых моментов.

Например, при изучении дисциплины «Техническое обслуживание и ремонт периферийной техники» учащиеся вместе с преподавателем изучают заправку и обслуживание картриджа Q2612A для лазерного принтера HP LaserJet 1010, и на следующем занятии предлагаете самостоятельно заправить картридж HP 85A.

Принципы обслуживания у них примерно одинаковые, но все-таки это задание требует самостоятельности студентов и тем самым развивает их творческие способности и техническую грамотность.

Кроме заданий на занятиях, студенты могут проводить научно-исследовательскую деятельность, которая заключается в самостоятельных учебных технических заданиях исследовательского характера по различным предметам. Домашние задания исследовательского характера должны быть снабжены преподавателем четкими, понятными и логическими инструкциями по выполнению заданий.

В отличие от учебной, внеучебная творческая деятельность не предполагает освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у будущего специалиста самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.

Основу внеучебной деятельности, направленной на развитие творческих способностей, должна составлять самостоятельная научно-исследовательская деятельность.

Научно-исследовательская деятельность студентов предполагает решение студентом научно-исследовательских задач, которые личностно значимы для студента и при этом способствуют формированию новых знаний.

Если в процессе учебной деятельности формируется умение учиться, то в рамках научной деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

При этом желательно обеспечить внедрение найденных решений в производственную деятельность предприятий, т.к. это будет демонстрировать значимость научной деятельности студента, что будет подталкивать других учащихся принимать в ней участие. Кроме того, как показывает практика, если студенты видят, что их деятельность имеет важное практическое применение, то интерес к учебе возрастает очень сильно.

Для обеспечения такого применения необходима помощь преподавателя.

Именно преподаватель должен находить проблемные технические задачи, решение которых востребовано предприятиями региона, и которые способен решить студент в рамках имеющихся у него знаний и опыта.

Активная работа с предприятиями позволит не только развить студенту творческие способности и сформировать техническую культуру, но и заявить о себе как о хорошем специалисте, востребованном на рынке труда.

Работа над развитием творческих способностей студентов дает возможность вовремя увидеть, разглядеть способности студента, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и развитии. Чем выше уровень творческого развития студента, тем выше его работоспособность.

Накопление каждым студентом опыта самостоятельной творческой деятельности предполагает активное использование на различных этапах выполнения творческих заданий коллективных, индивидуальных и групповых форм работы.

Индивидуальная форма позволяет активизировать личный опыт студента, развивает умение самостоятельно выделить конкретную задачу для решения. Групповая форма развивает умение согласовывать свою точку зрения с мнением товарищей, умение выслушивать и анализировать предлагаемые участниками группы направления поиска.

Коллективная форма позволяет студенту выяснить различные точки зрения на решение творческой задачи.

Таким образом, эффективность проводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений, как между студентами, так и между студентами и преподавателем.

Читайте также:  Цели и задачи организации - справочник студента

Творческие способности студента развиваются во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий:

  • наличие сформированного у студентов интереса к выполнению творческих заданий;
  • реализация творческих заданий как важнейший компонент не только аудиторной, но и внеаудиторной деятельности студента;
  • творческая работа должна разворачиваться во взаимодействии студентов друг с другом, проживаться ими в зависимости от конкретных условий в интересных игровых и событийных ситуациях.

Основу развития творческих способностей студентов технического профиля должно составлять развитие технического мышления и технической культуры.

Естественно на первоначальном этапе необходимо определить уровень развития технического мышления и технической культуры каждого учащегося. Это необходимо для того, чтобы задания по развитию творческих способностей соответствовали уровню возможностей студента.

Поскольку успешное выполнение творческого задания вселяет веру студента в свои возможности и способности, а заведомо сложное задание формирует неприязнь к творческим заданиям.

Кроме того, такое разделение при групповой форме работы позволяет объединить студентов в творческие группы, в которых каждый будет задействован и от каждого потребуются максимальные усилия. В процессе взаимодействия студенты будут обучать друг друга, развивая навыки кооперации и сотрудничества.

Роль преподавателя при реализации творческих заданий сводится к руководству поиском нужной информации, стимуляции студентов к выявлению необходимых фактов, гипотез и теорий, которые позволят им лучше понять особенности задания.

В силу специфики обучения студентов технического профиля, основная нагрузка на формирование творческих способностей должна приходиться на междисциплинарные курсы и профессиональные модули.

Именно они содержат знания передовых областей науки и техники, а также позволяют предлагать собственные методы решения различных научных проблем.

Кроме того, техническое творчество требует от студента глубоких знаний по основным предметам, которые достигаются на старших курсах. В качестве творческих заданий студентам технического профиля можно предложить:

  • технический проект;
  • рационализаторский проект;
  • изобретательская задача;
  • техническое моделирование;
  • техническое исследование;
  • техническое конструирование;
  • многослойная задача.

Успешно выполненные творческие задания необходимо демонстрировать на различных научных конференциях и семинарах. Такая демонстрация формирует ответственное отношение к данному виду деятельности, а также способствует формированию интереса к техническому творчеству у студентов младших курсов.

Источник: https://novainfo.ru/article/8081

Формирование творческих способностей студентов вуза как психолого-педагогическая проблема

1 Ценёва М.А. 1 1 ГОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет»
В плане нашей проблемы представляет интерес изучение деятельностной стороны творчества, которая направлена на создание объективно или субъективно новых продуктов деятельности. Причем для целей обучения важно, чтобы субъективно новое создавалось путем осуществления действий творческого характера.

Творческие способности – это возможности студентов, проявляющиеся в умении выполнять действия творческого характера и реализующиеся в конкретных продуктах деятельности. Формирование творческих способностей происходит посредством декоративно-прикладного искусства, являющегося совокупностью этапов формирования, функций и признаков.

Анализ экспериментальных исследований показывает, что декоративно-прикладное творчество является преобразующим, художественно изменяющим материальную среду.

Таким образом, декоративно-прикладное искусство может быть фундаментом для теоретических и специальных дисциплин в процессе профессиональной подготовки студентов и позволит выполнять действия творческого характера с реализацией в конкретных продуктах этой деятельности.

декоративно-прикладное искусстводействия творческого характерамотивационно-деятельностный компонентпреобразовательный компонент
1. Дыбина О.В. Вещный мир как средство развития творчества детей // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 2. – С. 157–159.
2. Клочкова Г.М.

Моделирование креативной образовательной среды как необходимое условие создания технологии творчества будущих бакалавров // Научно-практический журнал «Вестник психотерапии» № 34 (39). – Санкт-Петербург: ВЦЭиРМ им. Никифорова МЧС России, 2010. – 152 с. (С. 82–88).
3. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. – 2-е изд. – М.: Высшая школа, 2001. – С. 305.

Молотова В.Н. Декоративно-прикладное искусство: учебное пособие. – М.: Форум, 2007. – С. 272.
4. Лук А.Н. Мышление и творчество. – М.: Политиздат, 1976. – C. 144.
5. Ценёва М.А. Модель формирования творческих способностей студентов педагогического образования посредством декоративно-прикладного искусства // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9–4. – С. 877–881.

Проблема познания сути творчества сложна и многогранна. Над основными аспектами теоретического анализа понятия «творчество» работали философы, психологи, педагоги.

В узком смысле творчество – человеческая деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее и имеющее общественно-историческую ценность.

В более широком и весьма распространенном смысле творчество или творческая деятельность – это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые, по крайней мере для субъекта деятельности? результаты знания, решения, способы действия, материальные продукты.

Главное – процесс создания новых материальных или духовных ценностей. Причем личностный и мотивационный фактор здесь будет ведущим.

Творчество имеет свои критерии оценки, свою шкалу ценностей, свою психофизическую структуру, свое субъективное и объективное значение в развитии личности.

Понимание природы творчества неотделимо от рассмотрения психолого-физиологических особенностей личности индивида. Понятие творчества предполагает личное начало и употребляется по преимуществу в применении к деятельности человека.

Одной из фундаментальных характеристик личности является креативность. Креативность рассматривается как общая универсальная способность к творчеству, определяется специфической личностной структурой и характеризуется наличием быстроты и точности выполнения умственных операций, навыков логического мышления, оригинальности вербальных ассоциаций, творческого мышления и воображения [2].

Педагогический аспект проблемы затрагивает поиск нового содержания, форм и методов обучения, в основу которых положена высокая активность личности студента.

А это напрямую зависит от наличия способностей к выбранному виду деятельности. Знание их природы, принципов развития позволит создать условия, в которых они развиваются наиболее эффективно.

Во многих исследованиях понятие «творчество» рассматривается во взаимосвязи с понятием «способности».

В плане нашей проблемы представляет интерес изучение деятельностной стороны творчества, которая направлена на создание объективно или субъективно новых продуктов деятельности. Причем для целей обучения важно, чтобы субъективно новое создавалось путем осуществления действий творческого характера.

Итак, под творчеством в процессе обучения можно рассматривать способность студента по созданию объективно и субъективно нового посредством действий творческого характера, не поддающихся передаче с помощью описываемой и регулируемой системы операций или действий.

Усваивая в процессе творчества знания и способы деятельности, обучающиеся приобретают способность самостоятельно приобретать знания и умения.

Поскольку для достаточно сильного побуждения всякая уже известная ранее творческой личности информация кажется недостаточной, ей необходимо новое, более совершенное понимание, умение, результат.

В этом смысле можно объяснить интерес к учению, активность поиска нового даже у тех творческих личностей, у которых доминантные потребности давно определились. Творческая личность при этом начинает работать под влиянием активизированной потребности, используя настоящий и предыдущий запас знаний, умений и навыков.

Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный (высокая умелость); творческий (способность создавать новое). Творческий уровень рассмотрим в контексте творческих способностей, относительно которых в науке также существуют значительные разночтения.

В психологическом словаре творческие способности определяются как совокупность психических свойств, обеспечивающих творчество. Эти свойства характерны для творческой личности с нестандартным мышлением.

К ним относят воображение, гибкость ума, дивергентное мышление, мотивации творчества и другие свойства.

Одним из важнейших источников творческих способностей является проблема мотивации, мотивационная структура личности. Известно, что интегративным внутренним фактором мотивации и поведения человека служит направленность личности, объединяющая потребности, интересы, желания, мечты, идеалы и убеждения [4].

Мотивация творческих способностей (потребность в творчестве) ‒ одна из основных характеристик творческой личности, в которой доминируют мотивы, непосредственно связанные с содержанием творческой деятельности.

Мотивационными особенностями творческой личности является ярко выраженное стремление к самому процессу творчества, к самовыражению, устойчивая увлеченность содержанием творческой деятельности.

Любая деятельность весьма сложное и взаимосвязанное образование, в которое включены почти все качества личности, в том числе и способности.

Причем входящие в нее компоненты находятся в постоянных взаимосвязях и трансформациях, особенно если она направлена на творческое преобразование человеком материального или духовного продукта.

С этой точки зрения, деятельность – это творческое изменение окружающей действительности на основе определенного запаса у личности знаний, умений и навыков.

Следовательно, творчество представляет собой деятельность, в результате которой человек создает новые оригинальные произведения, имеющие общественное значение. Потребность в творческой деятельности обусловливается общественной необходимостью в конкретном новом продукте. Именно это и ведет к возникновению творческой идеи, замысла, служит побудительной силой в создании нового.

Полученные результаты исследования категорий «творчество», «творческие способности» позволили уточнить содержание этих понятий.

Творчество определяется как одна из наиболее содержательных форм интеллектуальной активности студентов, как общая способность, обеспечивающая успешное выполнение самой разнообразной творческой деятельности; творческие способности в декоративно-прикладном искусстве определяются как способность личности к выполнению действий творческого характера, значимых для осуществления творческой деятельности, которая основана на следующих компонентах: когнитивный (полнота знаний), мотивационный (положительная мотивация) и деятельностно-творческий (декоративно-прикладное творчество).

Определим творческие способности в рамках нашего исследования. Творческие способности – это возможности студентов, проявляющиеся в умении выполнять действия творческого характера и реализующиеся в конкретных продуктах деятельности. Следует отметить, что умение – это способность к действию, совершаемому полностью сознательно.

Умение обычно соотносят с уровнем, выражающимся на начальном этапе в форме усвоенного знания, которое понято студентом и может быть произвольно воспроизведено.

В последующем процессе практического использования этого знания оно приобретает некоторые операциональные характеристики, выступая в форме правильно выполняемого действия, регулируемого этим правилом [5].

Современная наука трактует педагогические задачи в формировании творческих способностей очень широко (развитие интеллектуальных, эстетических качеств, развитие научного мировоззрения, развитие коммуникативных способностей), и их решение остается недостаточно разработанным. Нет единой теории творчества и формирования творческих способностей. Исследуя вопрос о педагогических аспектах формирования творческих способностей, уточним содержание самого понятия «формирование».

Понятие «формирование» можно рассматривать как в узком смысле, так и в широком смысле. В педагогической литературе понятие «формирование» нередко употреблялось для обозначения неуправляемых, случайных воздействий на личность.

В современной науке формирование определяется как процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д.

  • На основе анализа философских, психолого-педагогических трактовок и уточнения категорий «творчество», «творческие способности», «формирование» для проводимого исследования будем рассматривать понятие «формирование творческих способностей студентов» посредством декоративно-прикладного искусства в процессе целенаправленной деятельности, позволяющей проявиться возможностям студентов в действиях творческого характера.
  • Основываясь на этих положениях, была разработана последовательность целенаправленной работы по формированию творческих способностей у студентов в педагогическом процессе:
  • 1) первоначальная ориентировка в творческой деятельности, целенаправленное выражение творческих проявлений в процессе декоративно-прикладной деятельности;

2) освоение способов творческих действий при создании декоративных художественных изделий (батик, нитяная графика, квилинг и т.д.);

3) создание собственных художественных композиций.

С опорой на результаты исследований Н.А. Ветлугиной, О.П. Радыновой, О.В. Дыбиной, Т.А. Тарасовой были определены компоненты формирования творческих способностей в творческой деятельности [1]:

1. Когнитивный компонент формирования творческих способностей связан с расширением знаний о национальной культуре разных народов в декоративно-прикладном искусстве.

На основе получаемой информации у студентов развиваются познавательная активность, интерес к народному творчеству, возникают личностные предпочтения, связанные с восприятием тех или иных художественных образов.

Когнитивный этап проявляется в устойчивом характере познавательных мотивов и активности в декоративно-прикладной деятельности в сочетании с инициативностью, самостоятельностью, творческой импровизацией.

2. Мотивационно-деятельностный компонент формирования творческих способностей характеризуется как устойчивая внутренняя потребность к продуктивной деятельности, сочетание творческих мотивов, стремление к достижению высоких результатов в декоративно-прикладном искусстве.

Он включает положительную реакцию на творческую деятельность, умение управлять собственными действиями и предполагает развитие у студентов интереса к народному фольклору, желание узнавать национальные традиции, способность давать собственную оценку воспроизводимым изделиям.

Выделенный этап обусловлен спецификой искусства, его яркостью, эмоциональной заразительностью и предполагает осознание студентом одной из важных функций, связанной с передачей различных оттенков, выраженных средствами декоративно-прикладного искусства.

Мотивационно-деятельностный этап обеспечивается личностным общением студента с художественными образами, осуществляемым в различных видах декоративно-прикладной деятельности; самореализацией в процессе этой деятельности. Он проявляется в эмоционально-устойчивом интересе к деятельности; уверенности в своих возможностях, стремлении к самовыражению и к творческим достижениям.

3. Преобразовательный компонент представляет собой способность к фантазии, склонность к самостоятельному, оригинальному выполнению творческих задач, способностью осуществлять перенос полученных знаний, умений в новые ситуации. Он обеспечивается разнообразием декоративно-прикладной деятельности и проявляется в продуктах этой деятельности.

Декоративно-прикладное творчество (ДПТ) – одно из средств развития творческой деятельности. Анализ экспериментальных исследований показывает, что декоративно-прикладное творчество является преобразующим, художественно изменяющим материальную среду.

Как и любой вид искусства, оно выполняет двойственную функцию. С одной стороны, является носителем духовной культуры, а с другой, развивает эстетический вкус, творческое воображение, фантазию, позволяет развивать приобретенные трудовые навыки, необходимые в материальной и духовной деятельности.

Знакомство с ним студентов формирует такие качества личности, как историческая память, национальное самосознание и творческая активность.

  1. Проведенный исследовательский поиск и анализ проблемы формирования творческих способностей позволил:
  2. 1) уточнить содержание понятий «творчество», «творческие способности», «формирование творческих способностей студентов»;
  3. 2) определить, что одним из ведущих средств формирования творческих способностей студентов является декоративно-прикладное искусство, основанное на началах народности;
  4. 3) определить этапы формирования творческих способностей и последовательность целенаправленной работы по их формированию в творческой деятельности;
  5. 4) оценить значимость декоративно-прикладного творчества как важного фактора формирования творческих способностей.
  6. Таким образом, декоративно-прикладное искусство может быть фундаментом для теоретических и специальных дисциплин в процессе профессиональной подготовки студентов и позволит выполнять действия творческого характера с реализацией в конкретных продуктах этой деятельности.

  7. Использование педагогического потенциала декоративно-прикладного искусства в педагогическом процессе способно существенно повлиять на сознание человека, поскольку оно объединяет в своем содержании художественное, познавательное и трудовое начало и может рассматриваться как важное средство формирования многообразных творческих способностей студентов, способствующих их разностороннему развитию [3].

Рецензенты:

Щеголь В.И., д.п.н., профессор кафедры «ДПиП», Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти;

Дыбина О.В., д.п.н., заведующая кафедрой «ДПиП», Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти.

Работа поступила в редакцию 06.03.2015.

Библиографическая ссылка

Источник: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37182

Ссылка на основную публикацию