В этой статье использованы материалы из статей, размещенных
в Интернете, в частности из статей А.Н. Занковского «Психология деловых
отношений» и И. Пирога » Тайны внутреннего мира человека.
Эмоции» и мой личный врачебный опыт работы.
В жизни человек переживает, удивляется, тревожится, радуется, стесняется,
стыдится и т.п. Это эмоции. Они непостоянны и сменяют друг друга.Итак, что
такое эмоции? Эмоции человека – это особые психические явления, которые
субъективно оценивают события, предметы, явления, других людей в форме
переживаний и чувств.
Благодаря эмоциям человек ориентируется в окружающей обстановке, оценивает
события в точки зрения их значимости, полезности или вредности, важности или
неважности.
Эмоции для человека являются сигналами, которые ориентируют
и направляют его мысли и действия. У человека высокое внутреннее доверие к
возникающим у него эмоциям.
-
В структуре эмоций три компонента:
-предмет;
-эмоциональное переживание;
-потребность (мотив)
.
Предмет эмоции – любое значимое для человека событие, явление, эпизод, в
связи, с которыми возникает эмоциональное переживание.
Это – оценка на
экзамене, разговор с начальником, пребывание в автомобильной пробке, чей — то
поступок, собственные мысли, природное или общественное явление.
Такие события
и явления называются эмоциогенными. Они могут возникать очень часто или
создаваться кем – то преднамеренно.
В ответ на эмоциогенные события возникают различные эмоциональные
переживания: радость, гнев, удивление, страх, недоумение и т. п.
Эмоциональные переживания возникают непроизвольно и всегда влияют на
сознание человека, его внутренний душевный мир (внимание, мышление, память,
воображение, восприятие, настроение), а также на его физиологические процессы
(на сердечно – сосудистую, нервную, пищеварительную, дыхательную и другие
системы и органы тела).
Потребность или мотив — определяет значимость происшедшего явления,
поступка, эпизода для человека, определяет его актуальность.
Значимость всегда связана с потребностями. Если потребности
нет, то эмоции не проявляются, их просто нет. Например, если человек голоден,
то у него множество, связанных с этим эмоций. Но как только человек утолил
голод, ситуация голода перестаёт быть значимой, эмоции не проявляются.
Эмоции — важный психологический инструмент, обеспечивающий социальное
бытие человека. Они воздействуют на физиологические и познавательные процессы.
Эмоции быстро и надёжно ориентируют человека в жизненных событиях, ситуациях,
в людях, в самом себе, в предметах и явлениях. Эмоциональная оценка
для человека представляется более важной, чем интеллектуальная.
Например, человек с избыточным весом, страдает обжорством,
много ест. Он знает о вреде переедания, но пренебрегает этим. Знание его
является абстракцией, не касающейся его. Чтобы изменить отношение человека к
избыточному потреблению пищи необходимо, чтобы он эмоционально пережил его вред
лично для себя.
Эмоции дают сигнал человеку о его потребностях. Если человек в чем
— то нуждается, то у него возникают соответствующие эмоциональные
переживания (голода, жажды, интереса, беспокойства и т. д.), которые называются
потребностными.
Эмоции обладают побудительными функциями, выступают как мощные источники
активности. Чем сильнее эмоция, тем большими побудительными
возможностями она обладает. Например, сильный страх позволяет человеку убежать
от злой собаки, которая бросилась на него.
Эмоции бывают положительными и отрицательными.
Положительные эмоции побуждают к действию на
победу, на обладание, на сближение, на продолжение контакта и т. п..
Отрицательные эмоции обладают антипобудительными
свойствами, настраивают на поражение, отказ от обладания, отказ от
сближения, прерывание контакта и т. п..
Эмоции влияют на физиологические процессы человека, его состояние здоровья.
-
Негативные эмоции вызывают множество различных
заболеваний, в том числе тяжелых, ведущих к преждевременному старению и
преждевременной смерти. -
Обычно негативные эмоции возникают у человека, как реакция
на несоответствие его ожиданий, с тем, что происходит в действительности.
Обычно люди сдерживают свои негативные эмоции, не проявляют
на людях свой гнев, или раздражение. Но сдерживание негативных эмоций
заставляет человека зацикливаться, прокручивать неблагоприятную ситуацию.
Это вызывает в организме выработку гормонов стресса —
кортизола, адреналина, норадреналина. Нарушается работа энергетической системы
организма.
Возникают мышечные спазмы, артериальная гипертензия, могут
развиться инфаркты миокарда, инсульты, язвенная болезнь органов пищеварения,
онкологические заболевания, нарушение половой функции, сахарный диабет, неврозы
и психозы.
Положительные эмоции могут привести к избавлению от различных тяжёлых
хронических заболеваний, выздоровлению и омоложению.
Аналогичное воздействие эмоции оказывают на сознание и все
познавательные процессы человека: ощущение, восприятие, память, мышление,
воображение, внимание. Под влиянием эмоций их возможности и функциональные
характеристики могут улучшаться или ухудшаться. Под влиянием сильного стресса человек может значительно хуже соображать,
помнить, у него рассеивается внимание, нарушается сознательный контроль над
своими действиями.
Положительные эмоции стимулируют творческое мышление и
воображение. Эмоции человека – внутренние психические процессы. Однако они довольно хорошо
выражаются в мимике, во взглядах, в действиях, в движениях, в жестах, в позе, в
интонациях речи. Это позволяет понимать эмоциональное состояние других людей и
более эффективно общаться с ними.
Положительные эмоции благотворны для человека. Отсюда наше стремление к
удовольствию.
Отрицательные эмоции, переживаемые как неудовольствие, указывают на вредность
для человека соответствующих ситуаций.
Они возникают при длительном неудовлетворении потребностей
человека и побуждают к действиям, направленным на устранение, преодоление или
выход из соответствующих ситуаций.
Основные виды и формы эмоций по данным американского психолога К.Изарда
Кэррол д. Изард
1.Интерес –
возбуждение возникает, как чувство захваченности, любопытства по отношению к чему – то или кому – то, как
желание исследовать, узнать, расширить свой кругозор, вмешаться в события. Это
сильный эффективный мотив в познавательной деятельности. Эмоция интереса
активизируется при встрече человека с соответствующим предметом или
информацией.
2.Противоположной интересу является эмоция
скуки. Она проявляется, когда жизнь человека становится монотонной,
однообразной, неинтересной.
3.Удивление – эмоция
близкая к интересу.
Возникает в ситуациях новизны, необычности,
противоречивости. Это быстротечная является сильным познавательным мотивом,
побуждает выяснить, узнать, уточнить, удостовериться.
4.Радость – возникает в ситуациях реализации основных
потребностей и возможностей человека.
Переживается, как состояние
удовольствия и наслаждения жизнью, как чувство удовлетворенности собой,
другими людьми и окружающим миром. Часто сопровождается ощущениями прилива сил,
расширения возможностей и чувством оптимизма.
5.Страдание, тревога противоположна эмоции радости.
Может переживаться, как состояние уныния, пассивности,
упадка духа, одиночества, депрессии или просто горя.
Возникает в состоянии депривации – лишения или значительного
ограничения удовлетворения основных жизненных потребностей и устремлений
человека, при потере близких людей.
Страдание может быть причиной развития тяжелых соматических
и психических заболеваний у человека.
6.Гнев, возбуждение возникает в ответ на препятствие в
достижении человеком страстно желаемых целей, при невозможности самореализации.
Причинами гнева могут
быть личное оскорбление, унижение человека и его близких, обман, шантаж,
надругательство над идеалами и жизненными ценностями. Гнев вызывает прилив сил,
желание расправиться с обидчиком.
Сильный гнев может привести к ярости, аффекту. При этом человек может
потерять самоконтроль и перестанет управлять своими действиями. В таком
состоянии человек может совершать тяжкие преступления, даже убийства.
Гнев чаще всего направлен на других людей, но может быть направлен на себя.
7.Стыд – проявляется при несоответствии своих поступков, взглядов, мыслей,
желаний, внешнего облика нравственно – эстетическим нормам, которые разделяет
сам человек.
Он представляет себя плохим, никчёмным, беспомощным, слабым,
недостойным, глупым, неудачником. Ему кажется, что все видят его недостатки и
презирают его.
Легкий стыд – это застенчивость. Стыд парализует работу интеллекта, нарушает
действия и поступки человека, активизирует защитные механизмы личности.
Преодоление стыда и достойный выход из соответствующего жизненного положения
позволяет решать серьёзные личностные проблемы.
8.Гордость – эмоция противоположная стыду.
Человек представляет себя важным, значительным,
достойным, ценным, стремится показать это другим людям.
При этом он представляет себя на высоте нравственно –
эстетических требований.
На основе стыда и гордости развивается самооценка, отношение
к своей личности.
9.Отвращение – возникает по отношению к людям, объектам,
явлениям, не соответствующим нравственно – эстетическим требованиям человека. Они
представляются, ка уродливые, отвратительные, омерзительные.
Это может относиться к поступкам, мыслям, желаниям людей, к
предметам и явлениям.
Отвращение вызывает желание изменить соответствующий объект,
улучшить его, усовершенствовать, уничтожить или дистанцироваться от него.
10.Презрение – соответствует эмоции отвращения.
Возникает только по отношению к людям в тех случаях, когда
их поведение, мысли, поступки не соответствуют нравственным требованиям
человека.
Сам человек при этом испытывает превосходство, гордость,
желание отстраниться от презираемого лица.
11.Вина возникает, когда человек осознаёт свою
причастность или ответственность или причастность за ущерб, неудачи, страдания
других людей.
Сам человек при этом ощущает раскаяние и осуждает
самого себя: не смог, не успел, смалодушничал, желает искупить свою вину:
попросить прощения, объясниться, помочь пострадавшему.
Способность взять на себя ответственность за собственные
поступки, ощутить чувство вины, искупить вину – показатель личностной зрелости.
12.Страх возникает в ситуациях опасности и угрозы
физическому или личностному существованию человека.
-
Страх переживается, как неуверенность, тревога,
предчувствие беды, незащищенность, опасность. - Может быть сильный ужас, который может перейти в неконтролируемый аффект.
Преодоление страха расценивается, как сила, смелость, храбрость человека.
Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный склад, в котором
проявляются определённые эмоции. Набор эмоций каждого человека неповторим как
отпечатки пальцев. И каждая эмоция у отдельно взятого человека ощущается по —
своему.
Например, радость. Как она ощущается? Сколько её вариантов?
Сколько людей на Земле, столько существует вариантов радости. Это касается
каждой эмоции.
Большинство людей умеют выражать свои эмоции, но есть и такие, которые
этого не умеют, или делают это неправильно.
Эмоции должны соответствовать ситуациям и чувствам. Так, если
человек получил травму и ему больно, то адекватной реакцией будет крик, стон,
боль, слёзы и т.п.. Но если он при этом засмеётся или сдержит адекватные
данной ситуации чувства в себе, то это плохо отразится на нём в
дальнейшем.
Если хочется смеяться — смейтесь, если хочется плакать – плачьте.
Сдерживание негативных эмоций со временем отрицательно отразится на здоровье
человека. Могут развиться неврозы, нарушения психики и различные
психосоматические заболевания.
Каждому человеку показаны положительные эмоции – радость, счастье, любовь,
чувство эмоционального подъёма. Они должны преобладать в жизни человека над
отрицательными эмоциями. Это будет залогом здоровья, счастья, благополучия и
увеличения продолжительности жизни каждого человека.
Источник: http://victorvorobyov.blogspot.com/2013/07/blog-post.html
Как развить эмоциональность
Любая ситуация, событие, впечатление у человека сопровождаются эмоцией. Психологи понимают под этим словом переживание своего отношения к происходящему, прошедшему или тому, что может произойти. В обычной речи слово «эмоция» трактуется более широко: психический компонент – переживание, дополняется физиологическим – сопутствующими изменениями в организме. Есть люди, которые от природы испытывают слабые эмоции, однако при желании можно развить эмоциональность.
Эмоция выполняет важные функции:
- она побуждает к действию, регулирует поведение. Бывает, что под воздействием эмоций отключается мышление – тогда вы действуете, не осознавая, что делаете. Это мотивационная функция;
- выраженная эмоция позволяет понять человека, не зная его языка. Это коммуникативная функция;
- выразительные движения, мимика, отражающие эмоцию, позволяют сообщить окружающим о своих потребностях, предупредить их об ожидающей опасности или, наоборот, удовольствии. Это сигнальная функция;
- защитная функция позволяет человеку спастись от опасности. Под воздействием эмоции в кровь выделится тот или иной гормон и человек замрет или побежит. Эти механизмы вырабатывались тысячелетиями эволюции и до сих пор сильны.
Что такое эмоциональность
В психологии эмоциональность характеризует качество, содержание и динамику эмоций. Она может быть сильной, когда эмоции ярко выражены, а может быть слабой, когда событие не оставляет следа в душе человека или когда этот след не заметен окружающим.
Люди, далекие от психологии, под эмоциональностью понимают эмоции, выраженные ярко, заметно для окружающих. Эмоциональным называют человека с непосредственным, живым, восприятием.
Особенности развития эмоций у детей
Человек не рождается с готовым набором эмоций – в течение жизни происходит развитие эмоций, они превращаются из простых в сложные, увеличивается их количество. Самое глобальное эмоциональное развитие случается в раннем детстве.
Первые эмоции появляются у младенца в связи с удовлетворением или не удовлетворением его начальных потребностей. Он испытывает удовольствие, когда сыт, когда ему комфортно. Если ребенку холодно или жарко, если он не может уснуть или голоден, то он испытывает недовольство.
Когда ребенок становится старше, его эмоции усложняются, они развиваются в процессе игры и исследовательского поведения. На первой ступени развития эмоций малыш получает удовольствие при достижении результата. Потом доставлять радость начинает сама игра – здесь эмоции связаны с протеканием процесса деятельности, но не с его завершением.
Ребенок растет и учится предвосхищать эту эмоциональную палитру. В таком варианте развития эмоции зарождаются в начале действия, и уже результат и процесс выполнения не являются главными для него. Это момент соединения эмоции и интеллекта, в этом случае у будущего поступка оцениваются и последствия с результатами, и его общий смысл с предполагаемыми переживаниями.
К школьному возрасту эмоции усложняются, они обретают более широкий смысл, разные переживания объединяются или борются друг с другом. Это развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста и младших школьников приводит к возникновению внутренней стороны жизни ребенка.
Эмоции по-прежнему возникают из ситуаций, отношений, существующих во внешнем мире. Но их интерпретация в сознании, описательные «картинки» о них формируются под воздействием уровня желаний ребенка.
От этой внутренней логики также зависит, в какие события ребенок включается, а какие оставляет без внимания, и как он себя ведет.
Разделение внутренней и внешней жизни – признак готовности ребенка к школе. Общение с учителем и коллективом на уроках, учебная деятельность требуют сдерживать свои чувства, не выплескивать их на окружающих. Первое время ребенку это трудно, потому что дошкольник обычно сопровождает свои эмоции мимикой, движениями тела, междометиями.
Для него это одно из средств общения, ведь роль эстетических эмоций в развитии личности ребенка огромна. А в начальной школе эти моторные реакции начинают постепенно заменяться речевыми. К концу младших классов речь ребенка становится заметно выразительнее, интонации обогащаются. Младший школьник учится справляться с волнением – держать его в себе.
Он уже может отложить свои желания, подчиниться требованиям учителя и сконцентрироваться на занятиях.
Упражнения для детей
Детство – время, когда закладывается основа гармоничного развития эмоциональности. Для становления личности важно осознавать свои чувства. Для общения необходимо понимать состояние собеседника. Как и языку, ребенок учится этому самостоятельно, схватывая буквально из воздуха. Но все же не стоит пускать на самотек развитие эмоциональной сферы.
Чтобы помочь ребенку развить эмоциональную сферу:
- в первую очередь не отгораживайтесь от ребенка гаджетами, больше разговаривайте с ним обо всем;
- пока ребенок совсем маленький, проговаривайте его эмоции за него, рассказывайте, как с ними можно справляться;
- когда ребенок подрос, регулярно спрашивайте его, что он чувствует в данный момент, что понравилось ему сегодня в садике, а что огорчило;
- поощряйте сюжетные игры на разные темы и дидактические игры на развитие эмоций;
- вместе слушайте музыку и обсуждайте ее с малышом;
- сообща читайте литературу, обсуждайте поведение героя, его мотивы, переживания;
- не ограничивайте контакты ребенка со сверстниками;
- следите, чтобы чувства ребенка не заключались сугубо пределами личных переживаний, но могли быть реализованы в конкретных действиях;
- поощряйте труд, который может быть полезен для окружающих;
- развивайте у ребенка эмпатию.
Упражнения для взрослых
Проведен не один тренинг по сдерживанию эмоций, опубликовано множество советов на эту тему. Их полезно использовать в деловом общении: с начальством, коллегами.
Если речь заходит о гармоничном развитии, когда взрослый человек или подросток задумывается о развитии творческого начала, эмоции лучше не сдерживать. Переживания придают остроту ощущениям, делают личность яркой и интересной для окружающих.
Значение эмоций в жизни человека неоценимы. Они обеспечивают нам способность к переживанию и сопереживанию, поддерживают живой интерес к окружающей действительности. Эмоции помогают личности глубже познать себя. С помощью переживаний человек узнает уровень своих возможностей, способностей, достоинств и недостатков.
Запишитесь на пробный урок по актерскому мастерству
При встрече двух людей кто-то один из них непременно берет на себя доминирующую функцию создания эмоциональной атмосферы. Но кто это будет и какой настрой он создаст? Лучше самому быть автором эмоциональной атмосферы, уметь легко настраивать окружающих на позитив. Для этого и нужно развивать эмоциональность.
Существуют определенные особенности развития эмоций. Следующее упражнение делайте после предыдущего, не меняйте порядок:
- Лицевая гимнастика. Неразработанные мимические мышцы блокируют эмоциональную выразительность. Если вы склонны к порядку, по очереди шевелите всеми мышцами лица. Если любите импровизировать – корчите рожи.
- Выразительное чтение. Найдите текст, прочтите его, пометьте нужные для каждого предложения или даже слова интонации. А теперь сыграйте этот текст перед зеркалом или друзьями, запишите на магнитофон, проанализируйте.
- Повышение энергетического уровня и темпоритма. Начните двигаться чуть быстрее своего обычного темпа. Делайте привычные действия с большей энергией.
- Тренировка акцентов. Сначала попробуйте отработать настоящие удары, имитируя рубку дров. Потом подключите «ударные» выдохи, их лучше сопровождать звуком «ха!» Далее попытайтесь делать такие «удары» в речи – акценты.
- Гимнастика для «прокачки» эмоций – это тренинг для быстрой смены состояния. Практикуйте ее по утрам, чередуйте позитивные/негативные энергичные/вялые состояния. Последним пусть идет энергичное и позитивное состояние, это взбодрит вас, и ваш день пройдет активно.
Курсы для начинающих актеров помогут вам научиться владеть своей мимикой, а также лучше «читать» эмоции собеседника. Вы сможете маскировать свои эмоции или имитировать те, которые вам выгодны в данной ситуации. Немного кропотливого труда и вы достигните полного контроля над своей мимикой и телом.
Источник: https://www.Teatr-Benefis.ru/staty/psihologiya/razvit-emocionalnost/
Базовые эмоции: классификация, описание, значение в психологии и жизни человека
Жизнь без эмоций, какая она? Скучная и однообразная или жизни не существовало бы в принципе? Изначально эмоции появились как инструмент развития и сохранения человеческого вида: заставляют избегать опасность, предупреждают о появлении врага, сигнализируют о потребностях и регулируют поведение. Благодаря им человек постоянно стремится к совершенству, получает мотивацию и заряд бодрости, заботится о себе и окружающих. Эмоции наполняют жизнь смыслом, подталкивают к продолжению рода и заботе о потомстве. Это инструмент общения с внешним и внутренним мирами.
Само бытие представляет нескончаемый и непрерывный поток сменяющих друг друга эмоциональных откликов. Но в определенных условиях они могут наносить вред. Поэтому очень важно научиться понимать и управлять эмоциональным состоянием.
Многие ученые пытались систематизировать базовые эмоции. Наиболее широкое распространение получили две классификации.
Классификация Пола Экмана:
- радость;
- печаль;
- страх;
- отвращение;
- удивление;
- злость;
- презрение.
Классификация Изарда:
- удовольствие – радость;
- страх – ужас;
- отвращение – омерзение;
- удивление – испуг;
- гнев – ярость;
- горе – страдание;
- интерес – возбуждение;
- стыд – унижение.
Радость. Помогает сближаться и взаимодействовать с другими людьми, формирует психологическую привязанность. Обостряет чувство причастности и единства с миром. Ответ на удовольствие, оправдание надежд и желаний. Поддерживает положительный настрой и вдохновляет.
Печаль. Реакция на утрату и образовавшуюся внутреннюю пустоту. Выполняет защитную функцию, стимулируя выход негатива и внутреннего напряжения, что, в свою очередь, не позволяет впасть в длительную депрессию.
Страх. Возникает в ситуациях опасности. Личность перестает адекватно оценивать действительность, поэтому не может сконцентрироваться на самой возможности избежать угрозы.
Он заставляет человека увеличивать дистанцию между ним и небезопасными факторами. Чем больше расстояние – тем меньше проявления страха.
Это мощный стимул и помощник, так как дает возможность одержать верх над опасностью.
Отвращение (омерзение). Реакция отторжения. Может проявляться в отношении предметов, запахов, вкусов, других людей и себя. Подсознательно личность будет стремиться держать дистанцию, что является положительной стороной, так как предупреждает ситуации, которые могут иметь негативные последствия.
Удивление. Помогает лучше ориентироваться в окружающей среде, повышает внимание, налаживает отношения и взаимопонимание. Открывает возможности увидеть что-то новое в привычных вещах или окружении. Но если человек встревожен – превращается в испуг.
Злость. Выполняет важные функции: сигнализирует о появлении врага или угрозы, стимулирует к борьбе за потребности. Дает энергию и подготавливает тело к защите: фокусирует внимание, уменьшает тревогу и эмпатию, чтобы облегчить нападение в случае необходимости.
Гнев (ярость). Подталкивает к переменам в неудовлетворительной ситуации. Конструктивен, только если направлен на изменения, в противном случае выступает как разрушитель. Это эмоция «чистого вида». Является сигнальной системой к изменению взаимодействия с определенными личностями. Подталкивает на разрушение старого и строительство чего-то нового.
Презрение. Отрицательная оценка событий или людей. Те, кто испытывает презрение, ощущают свое превосходство. Но если оно направлено на себя, то может спровоцировать затяжную депрессию и суицид.
Самое разрушительное эмоциональное состояние для отношений и самого человека. Особо жестокие убийства провоцируются именно ним.
Положительными сторонами выступают: стремление личности стать лучше, как способ оценки недостойного поступка.
Стыд (унижение). Заставляет человека чувствовать себя неудачником, беспомощным и несостоятельным. С другой стороны, развивает самоконтроль, побуждает к приобретению новых навыков и развитию.
Горе (страдание). Негативное состояние, связанное с утратой чего-то (кого-то) очень ценного или полной неспособностью удовлетворения крайне важных потребностей. Часто выливается в депрессию.
Из базовых эмоций наиболее важными являются те, которые обеспечивают выживание и стимулируют развитие.
- Страх. Основа выживания на земле и сохранения вида. Под его воздействием древние люди искали укрытие от природных явлений и диких животных. Развивались осторожность и инстинкт самосохранения. Страх боли научил избегать его источников и продумывать свои шаги, предупреждая опасность.
- Удовольствие. Можно назвать много синонимов, но все они подойдут под одно определение – это то, что дарит высшую степень наслаждения, удовлетворение и стремление испытать похожие чувства еще. Легко иллюстрируется на примере младенца-грудничка. Большинство наблюдало реакцию малыша на поглаживания по животику и отчетливому проявлению блаженства и счастья.
Все остальные проявления – производные от двух основных эмоций. Это можно доказать: радость – приподнятое чувство, сродни эйфории, от достижения какой-либо цели, неожиданного события, вызывающее веселье, ликование и восторг. Но в основе этого чувства лежит полученное удовольствие.
Иначе, можно сказать, что радость – ликование от действия, принесшего удовольствие. Можно рассмотреть и печаль. Она также выделяется как одна из основных. Но легко можно понять, что печаль – производная и от страха и от удовольствия. В первом случае она вызвана невозможностью добиться желаемого.
А во втором, наоборот, от ожидания большего удовольствия, чем полученное.
- Интерес. Одна из самых побуждающих. Очень легко сопоставима с двумя рассмотренными ранее. В одном случае стимулирует узнать, как сделать, чтобы не получить негативных последствий, вызывающих страх. А в другом, человек ищет способ получения удовольствия и блаженства. Она подталкивает человека к действию, рассмотрению и поиску новых способов получения желаемого результата. Помогает достичь не только внутреннее удовлетворение, но и получить материальное вознаграждение.
- Стыд. Очень сложное внутреннее переживание, доступное далеко не каждому. Основано на чутком восприятии впечатлений, доставленных другому человеку своими поступками. Если индивид понимает, что его действие доставило боль и страдание (возможно, просто разочарование), то начинаете испытывать чувство стыда. В дальнейшем личность старается не повторять подобных ошибок. Такой анализ и полученные выводы приводят к внутреннему совершенствованию и развитию.
Эмоциональное состояние зависит не только от психологической составляющей, но и от химических реакций, происходящих в организме под воздействием внешних факторов.
Например, критические ситуации приводят к следующим реакциям: выбросу адреналина, учащению дыхания, повышению артериального давления, то есть происходит мобилизации всех внутренних сил. Радость способствует выбросу гормонов счастья, появляется чувство легкости и приподнятости, эйфории.
Печаль стимулирует выработку гормонов стресса и так далее. Физическая боль или тяжелая болезнь может вызывать ужас, гнев, страдание или стыд.
- Поэтому крайне важно понимать, что стабильная психика – не только хорошее настроение, но и физиологическое здоровье.
- — Психотипы людей
— Что такое пирамида потребностей Маслоу — Что такое психологическая защита
18 февраля 2020
Источник: https://vse-kursy.com/read/psychologies/829-bazovye-emocii-klassifikaciya-opisanie-i-znachenie-v-zhizni-cheloveka.html
Тренинговое занятие "Эмоции и их роль в жизни человека"
Тема 28. Эмоции и личность. Тренинг
Цель занятия: расширение знаний подростков об эмоциональной сфере, особенностях переживания и проявления эмоций.
Задачи:
- информирование о видах и функциях эмоций, особенностях их проявления и переживания;
- создание условий для развития способности к осознанию подростками собственного мира эмоций и чувств;
- создание условий для развития способности подростков понимать эмоциональные состояния других людей и умения выразить свое состояние.
Эмоции — это переживание наших отношений к различным предметам и явлениям окружающего мира, а также к самому себе, это реакции на конкретные ситуации.
Наши эмоции и чувства выполняют много важных функций:
- Регулируют поведение человека, — либо поощряют двигаться в верном направлении, либо удерживают от неверных шагов (например, если поведение человека делает его сильнее, то это вызывает радость, интерес, а если человек действует во вред себе, то у него возникают неприятные переживания).
- Стимулируют человека к развитию, освоению нового опыта (обычно человек начинает что-то менять в своей жизни, когда чувствует, что уже не может жить так, как раньше).
- Эмоции и чувства облегчают возможности взаимопонимания между людьми, способствуют сплочению и более тесному общению.
- Жизнь без эмоций становится пустой и неинтересной.
Американский психолог Кэррол Изард выделил несколько «чистых», «фундаментальных» эмоций, понятных большинству людей:
интерес, радость, удивление, печаль, гнев,
а все остальные эмоции — это их различные сочетания. Все эмоции могут выполнять как важные функции, так и быть помехой для человека, например, если эмоции возникают в неподходящих ситуациях или становятся слишком сильными.
Чувства — наши эмоциональные отношения к различным объектам и явлениям (любовь, дружба, гордость, счастье, симпатия).
Чувства более устойчивы, могут проявляться через несколько эмоций (например, когда человек завидует, у него одновременно могут возникнуть и гнев, и обида, и стыд). Эмоции связаны с конкретными ситуациями, а чувства с объектами, на которые они направлены.
Из преобладающих эмоций и чувств складывается настроение — наше душевное самочувствие.
Настроение зависит не столько от происходящих вокруг тебя событий, сколько от того, как ты их воспринимаешь.
Виды эмоций.По характеру переживания (удовольствие или неудовольствие) эмоции бывают положительные и отрицательные.
С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические.
Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. Крылатое выражение: “готов горы свернуть”.
И, наоборот, иногда переживания характеризуются своеобразной скованностью, пассивностью, тогда говорят об астенических эмоциях.
Упражнение «Я сегодня вот такой (такая)…»
Каждый участник отвечает на вопрос «Я сегодня вот такой…» прилагательным, характеризующим его настроение, состояние в данный момент.
Участникам раздаются карточки с названием эмоции или чувства, которое нужно изобразить с помощью мимики и жестов. Другие участники должны угадать показанную эмоцию. Вопросы для обсуждения: что было сложнее – показать эмоцию или угадать.
- Развитие навыков невербального общения, саморегуляции, эмоциональное раскрепощение, развитие умения выражать свои эмоции и распознавать эмоции других.
- Карточки с эмоциями для упражнения-пантомимы «Театр эмоций»
- Радость, Влюбленность, Смущение, Страх, Стеснение, Растерянность, Грусть, Неуверенность
- Обида, Интерес, Счастье, Возмущение, Удивление, Настороженность, Усталость, Отвращение
- Волнение, Удовлетворенность, Раздражение, Ненависть, Жалость, Злость, Скука, Гордость
- Подозрительность, недоверие, Благодарность, Тревога
- Игра-разминка «Тутти – фрутти»
Все садятся в круг на стулья и рассчитываются на первый-второй-третий. Первые номера будут, например, яблоки, вторые – бананы, третьи апельсины.
В центре находится водящий, который называет один из перечисленных фруктов, при этом эти игроки должны быстро поменяться местами. Если водящий говорит: «Тутти-фрутти», – то местами меняются все играющие.
Следующим ведущим становится участник, неуспевший занять пустое место.
- Мозговой штурм: совместное рассуждение о том, как можно преодолеть негативные эмоции, раскрытие собственного опыта участников
- Расширение знаний о способах эмоциональной саморегуляции
- Упражнение «Вежливые Слова»
- Ход упражнения:
Сидя или стоя в круге, дети бросают друг другу мяч (воздушный шарик) и называют добрые слова или вежливые выражения. Можно усложнить задание, предложив называть только слова, обозначающие эмоциональные состояния (радость, терпение, прощение).
- Обязательно обсуждаем, понравилось ли нам упражнение, как мы себя чувствовали, когда говорили друг другу добрые слова.
- Упражнение «Похожи – не похожи».
- Ребята, повернитесь лицом к своему соседу по парте, посмотрите внимательно друг на друга и выполните задание: «Поднимите руки вверх только те, …»
- -у кого голубые глаза
- — светлые (темные) волосы;… — у кого разный цвет глаз;
- — у кого разная длина волос;
- -у кого имена содержат букву А…
- — у кого встречается одинаковый цвет в одежде …
- А теперь сложнее задание ко всему классу «Посмотрите на одноклассников и поднимите руки те, кто…»:
- — кто родился летом, зимой, весной, осенью,
- — у кого есть брат (сестра),
- — кому 8 лет
- — кто умеет танцевать, не умеет еще хорошо читать
- — кто имеет друга в классе?
- У каждого из вас есть что-то, чем вы похожи и чем отличаетесь друг от друга, но это не помешало вам дружить друг с другом.
- Мешает ли вам дружить, играть, заниматься то, что у вашего соседа другой цвет глаз или волос?
Упражнение. «Ролевая гимнастика». (Автор В.Леви)
- Цель: упражнение помогает почувствовать состояние другого человека, преодолеть застенчивость, учит ребенка быть раскованным, развивает актерские способности.
- Дети по очереди выполняют ряд заданий.
- 1) Рассказать известное стихотворение:
- 1.очень быстро — «с пулеметной скоростью»;
- 2.как иностранец;
- 3. как робот;
- 4.шепотом;
5.очень медленно — со скоростью черепахи.
Рекомендации: подбирайте короткие и хорошо известные стихотворения.
2) Пройти как: 1.трусливый заяц, 2.лев, 3.младенец, 4.старичок.
3) Попрыгать как: 1.кузнечик, 2.лягушка, 3.козлик, 4.обезьянка.
4) Сесть в позе: 1.птички на ветке, 2.пчелы на цветке, 3.наездника на лошади.
5) Нахмуриться как: 1.рассерженная мама, 2.осенняя туча, 3.разъяренный лев.
Обсуждаем: кому и какие задания было легко выполнять, а какие трудно, в чем заключалась трудность.
Упражнение «Презентации эмоций»
Ребята, как вы считаете можно ли по лицам людей догадаться о том настроении, которое они испытывают? Давайте по очереди изобразим эмоции людей: радости, грусти, злобы, страха, брезгливости, высокомерия и т.д.
Упражнение «Сидячий круг»
Команда формирует тесный круг (плечи касаются). После этого попросите ребят повернуться на 90 градусов направо.
- Задание: нужно медленно сесть на колени друг к другу и рукой коснуться плеча находящегося сзади человека.
- Упражнение «Массаж по кругу»
- Все участники становятся в круг так, чтобы получился замкнутый паровозик, кладут руки на плечи впередистоящего и, начиная движения по кругу, мнут друг другу плечи, имитируя движения массажа.
- Упражнение «Подарок»
Каждый участник «дарит» своему соседу справа любой подарок, изображая его жестами. Процедура идет по кругу по часовой стрелке, затем – против часовой.
- Создание условий для развития доброжелательных отношений в группе, завершение упражнения на позитивной ноте
- Рефлексия участников по итогам занятия
- Упражнение « Мне сегодня…»
- Дети по очереди высказываются о том, что им понравилось или не понравилось на тренинге.
- Список использованных источников литературы
-
Анн Л. В. Психологический тренинг с подростками. – СПБ.: Питер, 2008 г. – 278 с.
-
Бишоп, Сью. Тренинг ассертивности / Сью Бишоп ; пер. с англ. А. Маслова. – СПб.: Питер, 2001. – 203 с.: илл. – (Эффективный тренинг)
-
Изард К. Э. Психология эмоций/Перевод с англ. – СПб.: Питер, 2000 г. – 464 с.
Источник: https://infourok.ru/treningovoe-zanyatie-emocii-i-ih-rol-v-zhizni-cheloveka-1894742.html
Родительское собрание «Положительные эмоции и их значение в жизни ребенка»
Родительское собрание 3 четверти.
Дата: 28.02.2019г.
- Тема: «Положительные эмоции и их значение в жизни ребенка».
- Задачи: совместно с родителями обсудить проблему значения в жизни ребенка положительных и отрицательных эмоций; способствовать приобретению родителями практических знаний по развитию эмоций у детей.
- Форма проведения:круглый стол.
- Вопросы для обсуждения: роль семьи в развитии эмоций ребёнка.
- Жить – значит чувствовать и мыслить,
- страдать и блаженствовать.
- Всякая другая жизнь – смерть.
В.Г.Белинский
«Счастье – это когда тебя понимают» — знаменитая фраза из фильма «Доживём до понедельника». А как часто понимаем мы, и понимают нас? Что испытывает человек, когда остаётся непонятым?
Каждому человеку, маленькому и большому, нужны пища, сон, тепло и физическая безопасность. Но почему, имея всё это, многие люди, в том числе и дети, завидуют другим, которые менее обеспечены и хуже одеты?
Ответ прост: мало человеку лишь удовлетворения его естественных потребностей. Любому человеку необходимо, чтобы его понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым; чтобы у него был оценённый другими, и, прежде всего родными, успех; чтобы он мог развиваться и реализовывать свои возможности; чтобы благодаря всему перечисленному он научился уважать себя.
Благодаря чему человек, особенно ребёнок, может быть счастлив? В первую очередь, он счастлив от той психологической обстановки, в которой он живёт и растёт. Какая она?
Вашему вниманию представлено несколько вопросов. Ответьте на них сейчас, каждый сам подсчитывает результаты. (Анкеты остаются у родителей)
- АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
- ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ. А — могу и всегда так поступаю Б — могу, но не всегда так поступаю В — не могу
- Можете ли вы:
1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
2. Посоветоваться с ребенком несмотря на его возраст?
3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
4. Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?
5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?
6. Поставить себя на место ребенка?
7. Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?
8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
9. Всегда воздерживаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
10. Пообещать исполнить желание ребенка за хорошее поведение?
11. Выделить ребенку один день, когда он может делать все, что желает, и вести себя как хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?
12. Не прореагировать, если ребенок ударил, толкнул или незаслуженно обидел другого ребенка?
13. Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?
- От 30 до 39 баллов — вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.
- От 16 до 30 баллов — ваш метод воспитания: кнут и пряник.
- Менее 16 баллов — у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.
Думаю, что каждый из вас сделал определенные выводы, ответив на вопросы. Это поможет нам внимательнее разобраться в вопросе, который мы сегодня вынесли на обсуждение: как помочь ребенку справиться с эмоциями?
Что такое эмоция? Эмоции – это внутренние переживания человека. Эмоции выражают отношение человека к складывающимся или возможным ситуациям и носят ситуативный характер.
К эмоциональным состояниям человека относят:
- настроение (общее стойкое актуальное эмоциональное состояние человека, определяющее его общий тонус и активность);
- страсть (сильная, все себе подчиняющая увлеченность человека кем-либо или чем-либо);
- аффект (яркое, кратковременное эмоциональное переживание, например, горе при потере близкого человека, гнев при измене, радость при успехе);
- чувства(высшие человеческие эмоции, связанные с теми людьми, событиями, предметами, которые для данного человека являются значимыми);
- стресс (состояние сильного общего напряжения, возбуждения в трудных, необычных, экстремальных условиях).
Психологическое развитие детей, их моральные принципы, образцы поведения закладываются в семье. Поэтому родители должны отдавать себе отчёт в том, какая ответственность возложена на них в деле воспитания, ведь именно родители являются его первыми воспитателями.
Период детства – самое подходящее время для приобретения полезных привычек и положительных черт характера, так необходимых в дальнейшей жизни. Дом – это лучшее место для воспитания в детях здоровых эмоций, доброжелательности и правильного мышления.
По-настоящему счастлив тот ребёнок, который окружён заботой и вниманием со стороны любящих его людей.
Только в этом случае в его поведении будут преобладать положительные эмоции, он будет смотреть на мир добрыми глазами.
Ребёнок чувствует себя защищённым, когда рядом есть взрослые, помогающие смело идти по жизни, прививающие ему достойное поведение, предостерегающие от дурных поступков.
На психическое становление детей, на их эмоции значительное влияние оказывают взаимоотношения в семье. Существуют некоторые причины, отрицательно влияющие не только на эмоциональную сферу ребёнка, но и на его умственное развитие:
-
Смерть отца или матери.
-
Развод родителей.
-
Частое отсутствие отца или матери из-за командировок.
-
Долгое отсутствие матери и в связи этим жизнь с другими людьми.
-
Плохие отношения между родителями: ссоры, гнев, оскорбления.
-
Употребление спиртных напитков в семье.
-
Курение родителей.
-
Плохие знакомства родителей.
На психическое развитие ребёнка оказывает влияние даже количество книг в доме, их тематика, а так же образование родителей.
РЕКОМЕНДАЦИИ по развитию положительных эмоций у ребёнка.
-
От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребёнка складывается ощущение: «со мной всё в порядке», «я – хороший». От сигналов осуждения, недовольства, критики – ощущение «со мной что-то не так», «я – плохой».
-
Душевная копилка ребёнка работает день и ночь. Её ценность зависит от того, что мы туда бросаем.
-
Даже требования, которые Вы предъявляете, должны быть наполнены любовью и надеждой.
-
Научитесь слушать своего ребёнка в радости и в горести.
-
Наказывая своего ребёнка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним.
-
Станьте для своего ребёнка примером для подражания в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и к другим людям.
-
Обнимайте и целуйте ребёнка в любом возрасте.
-
Не разговаривайте со своим ребёнком с равнодушным и безразличным лицом.
-
Проводите со своим ребёнком достаточное количество времени, и не сетуйте на то, что у Вас этого времени нет.
-
Заводите в своей семье красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают Вашу жизнь и жизнь Вашего ребёнка теплее и радостнее.
РИТУАЛЫ, которые нравятся детям.
- перед уходом в школу получить объятие родителей и напутственное слово или жест, в котором будет маленькая тайна взрослого и ребёнка;
- придя из школы, рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и участия за чашкой чая;
- в выходной день обсудить прожитую неделю и её значение для детей и родителей;
- посидеть в сумерках при свечах с мамой и папой;
- на ночь услышать доброе пожелание;
- в свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи;
- вместе с мамой готовить к празднику и печь красивый торт, а с папой просто поговорить по душам;
- посидеть с мамой и папой, взявшись за руки, во время своей болезни и попросить у них любимую еду или что-то такое, чего очень давно хотелось. II часть. Общие вопросы.
-
Сделать выписку из журнала по каждому ребёнку (четвертные отметки), Обсудить причины снижения успеваемости и то, как можно помочь ребёнку.
-
Заполнение дневников учащимися и подписи родителей. Выставление отметок учителями-предметниками. Опоздания на уроки (утром, из столовой,). Снижение успеваемости у часто болеющих детей – необходимо понимать причины частых заболеваний.
-
Режим дня школьника. Обязательный контроль за соблюдением режима дня со стороны родителей. Сон не менее 10 часов, обязательная прогулка, полноценное питание.
-
Соблюдение гигиенических требований к одежде. Обязательные водные процедуры, смена белья, удобная и практичная обувь – залог здоровья в будущем.
-
Продумать выезд на экскурсию.
Литература:
1. Газман о. С. Педагогика свободы и педагогика необходимости. М., 1999.
2. Бурмистрова Е.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде). М.: МГППУ, 2006 г.
3. Воспитание = семьях школа. Книга для педагогов и родителей. Нижний новгород, 2002.
4. М и ц к е в и ч ж, и. Социальная работа с семьей: мир взрослых и детей. Минск, 2002.
5. Волков Б. С. Психология подростка: учебное пособие / Б. С. Волков. — М.: Гаудеамус, 2005. — 208 с.
6. Хухлаева О. В. Психология подростка : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. 3-е издание, стереотип / О. ВХухлаева. — М.: Академия. 2008. 160 с.
Бондаренко Татьяна Николаевна, оформление презентации. http://pedsovet.su/
http://natalya-121258.ya.ru/replies.xml?item_no=1607
http://www.solnushki.ru/creative/clip0046
http://art8you.net/clipart/books/
Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/polozhitelnie_emotcii_i_ih_znachenie_v_zhizni_rebenka_195659.html