Психологический статус внимания и его природа — справочник студента

В XIX веке, особенно в конце его, и в начале XX века внимание было в центре психологических исследований. Однако, как известно, в начале XX века в мировой психологической науке усилилась антименталистская тенденция.

В 70-х годах XX века внимание фактически заново открывается в психологии: ему посвящаются симпозиумы, конференции, специальные монографии. Однако определение его сущности остаётся нерешённой проблемой в психологии и до сегодняшнего дня.

На протяжении всего периода изучения внимания в психологии сложилась устойчивая тенденция сведения его к какому-либо процессу и фактическое отрицание его как самостоятельного процесса. Логическое завершение этой линии трактовки внимания – в гештальпсихологии, которая просто отрицала существование внимания. Нельзя сказать, что всё это только в прошлом.

В современной отечественной психологии по-прежнему преобладает мнение, что внимание представляет собой не самостоятельный психический процесс, а лишь характеристику других психических процессов. Все они направлены на свой объект и в определённой мере сосредоточены на нём. Нельзя воспринимать без внимания к воспринимаемому, запоминать без внимания к запоминаемому и т.д.

Внимание сливается с другими психическими процессами; оно составляет их характеристику. Его нельзя рассматривать как отдельную, обособленную форму психики; оно не имеет своего специфического содержания.

Можно констатировать, что до сегодняшнего дня в отечественной психологии большинством психологов разделяется представление о внимании как определённой стороне или характеристике всякой активности субъекта (внутренней психической и внешней практической), что отражает фактически отрицание внимания как самостоятельной формы психики.

Вместе с тем, в отечественной психологии была высказана и противоположная точка зрения. Она принадлежит П.Я. Гальперину, который предположил, что внимание, как и другие психические процессы, имеет своё собственное специфическое содержание.

Оно есть внутреннее (психическое) действие контроля. Но, в отличие от других действий, которые производят какой-либо продукт, деятельность контроля не имеет отдельного продукта.

Она всегда направлена на то, что хотя бы частично уже существует или происходит, создано другими процессами; чтобы контролировать, нужно иметь, что контролировать.

В 70-е годы под его руководством было осуществлено экспериментальное исследование, в котором методом формирующего эксперимента была предпринята попытка планомерно, поэтапно сформировать внимание как идеальную, сокращённую, автоматизированную форму контроля.

В современной отечественной психологии большинством исследователей внимание определяется как направленность психики (сознания) на определённые объекты, имеющие для личности значение (ситуативное или устойчивое); это сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень психической активности (сенсорно-перцептивной, интеллектуальной, двигательной). Таким образом, благодаря вниманию психические процессы становятся а) избирательными, т.е. направленными на определённые объекты — значимые, т.е. соответствующие потребностям субъекта внимания; б) более активными, что повышает их эффективность.

  • Функции внимания:
  • · активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы,
  • · способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями,
  • · обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
  • · определяет точность и детализацию восприятия,
  • · определяет прочность, и избирательность памяти,
  • · определяет направленность и продуктивность мыслительной деятельности.
  • · является своеобразным усилителем для перцептивных процессов, позволяющим различать детали изображений.
  • · выступает для человеческой памяти как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти.
  • · для мышления выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи.
  1. · в системе межчеловеческих отношений способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.
  2. · о внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению.
  3. · внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.
  4. Внимание и установка.

Теория установки предложена Д. Н. Узнадзе и поначалу касалась особого рода состояния предварительной настройки, которое под влиянием опыта возникает в организме и определяет его реакции на последующие воздействия.

Например, если человеку дать в руки два одинаковых по объему, но разных по весу предмета, то затем он будет по-разному оценивать вес других, одинаковых предметов.

Тот из них, который окажется в руке, где раньше находился более легкий предмет, на этот раз покажется более тяжелым, и наоборот, хотя два новых предмета на самом деле во всех отношениях будут одинаковыми.

Говорят, что у человека, обнаруживающего такую иллюзию, сформировалась определенная установка на восприятие веса предметов.

Установка, по мнению Д. Н. Узнадзе, напрямую связана с вниманием. Внутренне она и выражает собой состояние внимания человека. Этим объясняется, в частности, то, почему в условиях импульсивного поведения, связанного с отсутствием внимания, у человека, тем не менее, могут возникать вполне определенные психические состояния, чувства, мысли, образы.

С понятием установки в теории Узнадзе также связано понятие объективации. Она трактуется как выделение под влиянием установки определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Этот образ, или впечатление, и становится объектом внимания (отсюда название — «объективация»).

Основные свойства внимания.

Объем внимания. Объем внимания характеризуется количеством объектов или их элементов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливости в один момент.

В практической деятельности наше внимание редко обращается на какой-нибудь один элемент. Даже тогда, когда оно обращено на один, но сложный предмет, в этом предмете имеется ряд элементов. При однократном восприятии такого объекта один человек может увидеть больше, а другой меньше элементов.

Чем больше предметов или их элементов воспринимается в один момент, тем больше объем внимания; чем меньше таких объектов мы схватываем в одном акте восприятия, тем меньше объем внимания и тем менее эффективной будет выполняемая деятельность.

В данном случае под «моментом» понимается такой краткий промежуток времени, в течение которого человек может воспринять предъявленные ему объекты только один раз, не успевая перевести взор с одного предмета на другой. Длительность такого отрезка времени составляет приблизительно 0,07 сек.

С помощью специального прибора — тахистоскопа можно предъявить испытуемому на 0,07 сек. таблицу с нарисованными на ней двенадцатью различными фигурами, буквами, словами, предметами и т.п.

За этот краткий промежуток времени испытуемый успеет увидеть ясно только некоторые из них.

Количество объектов, правильно воспринятых в этих условиях (мгновенное восприятие), и характеризует объем внимания.

Объем внимания может быть расширен путем тщательного изучения объектов и той ситуации, в которой их приходится воспринимать.

Когда деятельность протекает в знакомой обстановке, объем внимания повышается и мы замечаем больше элементов, чем тогда, когда нам приходится действовать в неясной или мало понятной ситуации.

Объем внимания опытного, знающего данное дело человека будет больше, чем объем внимания неопытного, не знающего это дело человека.

Увеличение объема внимания может быть достигнуто в процессе его воспитания путем осмысления данной деятельности и накопления относящихся к ней знаний.

Большое значение при этом имеет тренировка в данном виде деятельности, в ходе которой совершенствуется процесс восприятия и человек научается воспринимать отдельные элементы сложных объектов и ситуаций не изолированно, а группируя их по существенным связям.

Концентрация внимания — это способность человека сохранять сосредоточенность на объекте внимания при наличии помех (шум, физиологический дискомфорт (неудобная поза, жара или холод, жажда или голод), другие раздражающие и отвлекающие человека вещи).

Чем меньше круг объектов, на которых сосредоточено внимание человека, тем он больше на них сконцентрирован. За множеством объектов уследить трудно. Способность сконцентрироваться и не отвлекаться на помехи зависит также от свойств нервной системы.

Людям со слабой нервной системой раздражители мешают сосредоточиться, они легко отвлекаются на шум, голоса, могут сосредоточиться только в тишине, в привычной обстановке. Людям с сильной нервной системой помехи не мешают, а даже помогают, — повышают концентрацию внимания.

Такие люди иногда просто не могут работать в тишине, им лучше думается под музыку, при звуках телевизора.

Еще одно свойство внимания — переключение. Это способность перемещать внимание с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую. При этом учитывается, насколько быстро человек может «включиться», вникнуть в новую деятельность, перестав думать о предыдущей.

А также, насколько легко ему удается это сделать. Люди с подвижной нервной системой легко переключают внимание с одного предмета на другой, быстро сосредотачиваются на новом объекте.

Некоторым людям тяжело сменить образ действий: начав заниматься другой работой, еще некоторое время они делают все так же, как и раньше.

Интенсивность внимания. Интенсивность внимания характеризуется относительно большей затратой нервной энергии на выполнение данного вида деятельности, в связи с чем участвующие в этой деятельности психические процессы протекают с большей ясностью, четкостью и быстротой.

Внимание в процессе выполнения той или иной деятельности может проявляться с разной силой. Во время любой работы у человека бывают моменты очень напряженного, интенсивного внимания и моменты ослабленного внимания.

Так, в состоянии большого утомления человек не способен к напряженному вниманию, не может сосредоточиться на выполняемой деятельности, так как его нервная система очень утомлена предшествующей работой, что сопровождается усилением тормозных процессов в коре и появлением сонливости, как охранительного торможения.

Физиологически интенсивность внимания обусловливается повышенной степенью возбудительных процессов в определенных участках коры при одновременности торможения других.

Интенсивность внимания выражается в большой сосредоточенности на данном виде работы и позволяет добиться лучшего качества совершаемых действий. Наоборот, снижение интенсивности внимания сопровождается ухудшением качества и уменьшением количества работы.

Большое значение имеет интенсивность внимания учащихся в процессе учебной работы.

Добиваясь интенсивного внимания класса, учитель обеспечивает ясное и отчетливое восприятие и мышление у своих учеников, в результате чего получается большая эффективность учебного процесса.

Необходимо заботиться о том, чтобы учащиеся приходили на уроки в бодром состоянии, позволяющем им проявить самую высокую степень внимания.

Устойчивость внимания. Устойчивостью внимания называется удержание требуемой интенсивности внимания в течение длительного времени.

Устойчивость внимания объясняется наличием выработанных в процессе практики динамических стереотипов нервных процессов, благодаря которым данная деятельность может совершаться легко и непринужденно.

Когда такие динамические стереотипы не выработаны, нервные процессы излишне иррадиируют, захватывают ненужные участки коры, межцентральные связи устанавливаются с трудом, отсутствует легкость переключения с одних элементов деятельности на другие и т. д.

Устойчивость внимания повышается при соблюдении: а) оптимального темпа работы: при слишком замедленном или чрезмерно убыстренном темпе устойчивость внимания нарушается; б) оптимального объема работы; при чрезмерном объеме заданной работы внимание часто становится неустойчивым; в) разнообразия работы; однообразный, монотонный характер работы вредно отражается на устойчивости внимания; наоборот, внимание становится устойчивым, когда работа включает разнообразные виды деятельности, когда изучаемый предмет рассматривается и обсуждается с различных сторон.

Колебание внимания. Колебание внимания выражается в периодической смене объектов, на которые оно обращается.

Колебания внимания следует отличать от повышения или понижения интенсивности внимания, когда в отдельные отрезки времени оно бывает то более, то менее напряженным. Колебания внимания наблюдаются даже при самом сосредоточенном и устойчивом внимании.

Выражаются они в том, что при всей своей устойчивости и сосредоточенности на данной деятельности внимание в какие-то определенные моменты переходит с одного объекта к другому с тем, чтобы через некоторый промежуток времени вновь вернуться к первому.

Психологический статус внимания и его природа - Справочник студента

Колебание внимания объясняется утомлением нервных центров в процессе деятельности, выполняемой с напряженным вниманием. Деятельность определенных нервных центров не может продолжаться без перерыва с высокой интенсивностью.

Читайте также:  Движение тела с переменной массой. уравнение мещерского. формула циолковского - справочник студента

При напряженной работе соответствующие нервные клетки быстро истощаются и нуждаются в восстановлении израсходованных веществ.

Наступает охранительное торможение, в результате которого возбудительный процесс в данных, только что усиленно работавших клетках ослабевает, возбуждение же в тех центрах, которые до этого были заторможены, повышается, и внимание отвлекается на посторонние раздражители, связанные с этими центрами.

Но так как при работе имеется установка на длительное сохранение внимания именно на данной, а не на другой деятельности, мы тотчас преодолеваем эти отвлечения, как только основные центры, связанные с выполняемой работой, восстановят запас своей энергии.

Распределение —это способность одновременно выполнять несколько действий. Оно зависит от индивидуальных особенностей личности и от профессиональных навыков. Никто не сможет одновременно делать два дела, не умея делать каждое в отдельности.

Распределять внимание возможно и необходимо, в жизни это нужно постоянно, а некоторые профессии требуют непременно распределения внимания (водитель, пилот, учитель).

Учитель одновременно следит за классом и дает пояснения. Распределение внимания необходим и школьнику.

Например, он слушает объяснения учителя и следит за тем, что он показывает (карту, картину), или слушает и одновременно делает записи.

Умение распределять внимание производится в практической деятельности. Две работы только тогда можно успешно выполнять, если одна из них настолько усвоена или легкая, не требующая сосредоточенной внимания, человек выполняет ее свободно, лишь немного контролирует и регулирует.

Часто бывает так, что в центре внимания человека — лишь одна основная Деятельность, а вторая занимает сравнительно малую часть внимания, она находится не в центре внимания, а на периферии.

Следовательно, при распределении внимания она концентрируется в основном на одной деятельности, основой которой является определенный очаг возбуждения в коре больших полушарий, а другая деятельность обеспечивается менее возбудимыми в этот момент участками коры.

Учитывая это невозможно распределить внимание между такими видами деятельности, которые требуют участия одних и тех же анализаторов. Например, невозможно быть одинаково внимательным одновременно до двух музыкальных произведений. Трудно быть внимательным к двум видам умственной деятельности.

Трудно распределять внимание, если объекты внимания очень сложны. Успешнее происходит распределение внимания в случае сочетание умственной и моторной деятельности. Основным условием успешного распределения внимания являются высокий уровень усвоения по крайней мере одного вида смежных дальностей.

Распределение внимания зависит от степени ее сосредоточенности. Если один из объектов вызывает глубоко сконцентрированную внимание, ее трудно распределять на другие объекты.

Умение распределять внимание можно развивать, выполняя методически правильно соответствующие упражнения. Способность человека к распределению внимания зависит от ее возраста, уровня развития личности и индивидуальных особенностей.

Свойства внимания следует рассматривать как сложную иерархическую систему. Так, все свойства внимания считают проявлениями сосредоточенности внимания или разделяют на три вида: интенсивность, широту (объем и распределение) и переключатся(единство устойчивости и динамики).



Источник: https://infopedia.su/3xa61.html

Основные психологические понятия по теме Внимание

Внимание — направленность и со­средоточенность сознания человека на определенных объектах при одновре­менном отвлечении от других. Раз­личают: непроизвольное, произволь­ное, послепроизвольное внимание.

Доминанта — временно господ­ствующий в коре головного мозга очаг возбуждения. Для доминирующего нервного центра характерна способ­ность накапливать в себе возбуждения и тормозить работу других нервных центров. Согласно А.А. Ухтомскому, д. является физиологической основой внимания.

Индукция (в нейрофизиологии) — закон физиологии нервной системы, согласно которому нервный процесс или состояние одного знака вызывает в других участках нервной системы (одновременная и.

) или в том же участке по прекращении сво­его действия (последовательная и.) противоположный нервный процесс или состояние. Говорят о по­ложительной и. (торможение индуци­рует возбуждение) и отрицательной и.

(возбуждение индуцирует торможение).

Качества внимания

  • концентрация — степень сосредоточенности внимания на объекте;
  • объем — количество объектов, ко­торые могут быть охвачены внима­нием одновременно;
  • переключение — намеренный перенос внимания с одного объекта на. другой (осознанность отличает переключение от отвлечения внимания);
  • распределение — возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов;
  • устойчивость — длительность со­средоточения внимания на объекте.

Психологический статус внимания и его природа - Справочник студента

Рис.1. Качества внимания

На человека воздействует одновре­менно огромное число раздражителей. Однако доходят до сознания лишь те из них, которые являются наиболее значимыми. Избирательный, направ­ленный характер психической дея­тельности человека составляет сущ­ность внимания.

В отличие от познавательных процессов внимание своего особого содержания не имеет. Оно проявля­ется как бы внутри психических процессов и неотделимо от них, ха­рактеризуя динамику их протека­ния. Некоторые исследователи сво­дят внимание к избирательной ак­тивности личности. Это точка зре­ния теории установки, разрабаты­ваемой школой Д. И. Узнадзе.

Внимание человека имеет социаль­ную природу. Оно порождено трудо­вой деятельностью и является одной из основных психологических харак­теристик трудового процесса.

Внимание проявляется во внешних признаках, таких, как мимика, разно­образные движения и т. д.

Согласно взглядам И. М. Сеченова, внимание человека имеет рефлектор­ный характер. Развивая это положе­ние, И. П. Павлов высказал гипотезу, что внимание связано с возникнове­нием очагов оптимального возбужде­ния в результате особого ориентиро­вочного рефлекса.

Важный вклад в раскрытие фи­зиологических механизмов внимания внес А. А. Ухтомский. Согласно его представлению, возбуждение распреде­ляется по коре больших полушарий неравномерно и может создавать в ней очаги оптимального возбуждения, ко­торые приобретают доминирующий характер.

Точка зрения И. П. Павлова и А. А. Ухтомского получила в настоящее время ряд подтверждений в экспери­ментах с регистрацией биотоков моз­га животных и человека. Современ­ные нейрофизиологические исследова­ния подтвердили ведущую роль кор­ковых механизмов в регуляции вни­мания.

Установлено, что внимание воз­можно только на основе общего бодр­ствования коры головного мозга, по­вышения активности ее деятельно­сти. Некоторые ученые подчеркива­ют особенно важную роль лобных об­ластей мозга в отборе информации.

В настоящее время в мозге обнаружены особые нейроны, получившие название «нейронов внимания». Важная роль в регуляции внимания принадлежит скоплению нервных клеток, располо­женных в стволовой части мозга и получивших название ретикулярной формации.

Предполагают, что ретику­лярная формация представляет собой комплекс нескольких систем, одна из которых обеспечивает активизацию ориентировочного рефлекса, другие — защитного, а третьи — пищевого.

В настоящее время произвольное внимание понимается как деятель­ность, которая направляется на конт­роль своего поведения, на поддержание устойчивости избирательной актив­ности.

Факторы, способствующие привлечению внимания

Характер раздраже­ния (сила, новизна, кон­траст и т. п.) Структурная орга­низация деятельности (объединенные объекты воспринимаются легче, чем беспорядочно раз­бросанные) Отношение раздра­жителя к потребнос­тям (то, что соответству­ет потребностям, прив­лечет внимание прежде всего)

Виды внимания и их сравнительные характеристики

Виды внимания Условия возникновения Основные характеристики Механизмы
Непроизвольное Действие сильного, контрастного или зна­чимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя Непроизвольность, легкость возникновения и переключения Ориентировочный рефлекс или доминанта, характеризующая бо­лее или менее устойчи­вый интерес личности
Произвольное Постановка (принятие) задачи Направленность в соот­ветствии с задачей. Тре­бует волевых усилий, утомляет Ведущая роль 2-й сигнальной системы
После-произвольное Вхождение в деятель­ность и возникающий в связи с этим интерес Сохраняется целена­правленность, снимается напряжение Доминанта, характе­ризующая возникший в процессе данной деятельности интерес

Ошибочно было бы сводить не­произвольное внимание исключитель­но к ориентировочной реакции чело­века. Оно также связано с познаватель­ной деятельностью, с общением и в значительной мере обусловлено потребностями.

Согласно точке зрения П. Я. Галь­перина, непроизвольное внимание, как и произвольное, также есть контроль, но контроль за тем, что в предмете само бросается в глаза.

Исследования Б. М. Теплова, В. Д. Небылицына показали, что ка­чества внимания зависят от свойств нервной системы человека. Обнару­жилось, что людям со слабой нер­вной системой дополнительные раз­дражители мешают сосредоточиться, а с сильной — даже повышают кон­центрацию внимания.

Внимание у разных людей и у од­ного и того же человека, но в различ­ное время и в разных условиях отли­чается некоторыми особенностями, или свойствами.

Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информ.-метод, пособие к курсу «Психология человека». — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 276 с. С. 110-112.

Источник: https://psixologiya.org/obshhaya/pp/1543-osnovnye-psixologicheskie-ponyatiya-po-teme-vnimanie.html

Психологический статус внимания и его природа

Огромное количество воспринимаемых образов предметов и явлений, мыслей и чувств, впечатлений и воспоминаний, составляют психическую жизнь человека. Думать одновременӊο о разных вещах и выполнять разнообразные человек не может. Его сознание в каждый отдельный момент направляется на наиболее важные и значительные нᴇᴦο предметы и явления. Процесс внимания следствием психической установки, которая обеспечивает четкую работу процессов и, проявляющееся в них внимание. Установку внимания можно направить как на объекты внешнᴇᴦο мира, так и внутреннюю собственную жизнь.

Внимание традиционная психология определяет как деятельность, которая помогает расчленить сложный состав впечатлений, идущих извне, выделить и сосредоточиться на наиболее важных.

О том, что в актах внимания встречаются явления не одного психического порядка, знала ещё прежняя психология. Внимание в своем развитии исходит ᴎɜ целого ряда представлений чисто двигательного характера.

Акты внимания начинаются с известных установочных реакций, которые сводятся к движениям различных воспринимающих органов. К примеру, если что-то предстоит разглядеть, то человек принимает специальную позу, чтобы воспринимающие органы поставить в наиболее удобное положение.

Внимание с реактологической точки зрения понимается как система реакций установки. Эᴛο подготовительные реакции организма, приводящие тело в нужное положение и состояние. Они подготавливают тело к предстоящей деятельности.

Внутренняя и внешняя установка

Эмпирическая психология внимание характеризовала как непроизвольное и произвольное.

Непроизвольным вниманием считали такие акты, которые привлекали человека своей чрезмернои̌ силой, интересом или выразительностью.

К примеру, резкий и сильный звук в тихой комнате, может стать примером непроизвольного внимания. Причина такой установочнои̌ реакции будет лежать в неожиданнои̌ силе нового раздражителя.

Произвольное внимание или внутреннее обращено внутрь организма, а ᴇᴦο предметом может стать собственное переживание, поступок или мысль. К примеру, произвольным будет внимание, когда человек старается что-то вспомнить, сообразить, написать письмо и др.

Специалисты долгое время считали, что между непроизвольным и произвольным вниманием есть внутренняя и коренная разница. Эта разница покрывается различием между физиологической природой первого типа и психологической природой второго.

Произвольное внимание характеризовали как внутреннюю волю, не связанную с телесными проявлениями.

При ϶том экспериментальные исследования показали, что произвольное внимание имеет те наиболее соматические реакции дыхания, кровообращения, что и при первом типе внимания.

Различием между этими типами внимания отсутствие в произвольном внимании явно выраженных приметодительных реакций внешних органов. Объясняется ϶то различием в объекте, на который в обоих случаях направлено внимание. Естественно, что при внимании извне, организм реагирует подготовкой соответствующих органов восприятия. Через эти органы оно доводится до сознания.

Когда человек что-то усиленно и сосредоточенно вспоминает, он как бы прислушивается к словам, которые звучат внутри ᴇᴦο и, безусловно, посторонние звуки ему будут мешать.

В ϶том случае язык закрепляет то полное сходство, существующее между приметодительными движениями и ухом. Психологической разницей будет наличие во втором случае внутреннᴇᴦο раздражителя.

Он методен вызвать тот эффект установочнои̌ реакции, что и внешний раздражитель.

Различие между внутренней и внешней установками сводится к различию между прирожденным, т.е. безусловным рефлексом и приобретенным, т.е. условным рефлексом. Сосредоточение в ᴇᴦο простейших формах – безусловный рефлекс, про у с рождением младенца и имеет всœе черты внимания взрослого.

Раздражение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ вызывает ϶тот рефлекс и сопровождается ещё каким-то раздражением, при многократном совпадении во времени раздражителей, вызывает новую связь в коре головного мозга.

Образуется новый рефлекс, который будет действовать с механической правильностью и вызываться новым раздражителем с такой точностью, что и безусловный рефлекс.

Исходя из всᴇᴦο выше сказанного, мы приходим к выводу, что внешняя установка, которая вызывалась внешним раздражителем, переходит во вторую фазу, и становится установкой внутренней, потому что подчинилась внутреннему раздражителю.

Читайте также:  Полярные диэлектрики - справочник студента

Биологическое значение установки

Сложный организм имеет более многообразную и тонкую форму взаимоотношений со средой, а ᴇᴦο поведение принимает высокие формы. В поведении человека едва ли 0, 01% всœех реакций принадлежит к числу прирожденных, не затронутых влиянием личного опыта.

Эта надстройка имеет биологический смысл, суть которого заключается в предварительном приметодлении организма к ᴛᴇᴍ событиям, которых ещё нет, но обязательно должны произойти.

Предварительная форма приметодления к будущим изменениям среды переходит в реакции внимания или установки.

Говоря другими словами, рефлекторно связывается с такими импульсами реакций, которые и приводят организм в подготовительное состояние.

По определению Грооса, с биологической точки зрения, установка может быть определена как ожидание грядущего, как средство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ возможность организму в момент наступления опасности, реагировать нужными движениями, да при отдаленном их приближении.

Поведение человека в ᴇᴦο сложных формах как бы раздваивается – при громадном количестве реакций, выработанных организмом и сложностью их комбинирования, возникает необходимость в особом управлении протеканием реакций, в контроле собственного поведения.

Внутренние раздражители выступают в роли контролирующих и регулирующих реакций. Они возникают с проприорецептивного поля и приводят организм в боевую готовность перед каждой новой реакцией.

По϶тому внимание сравнивают с внутренней стратегией организма, потому что оно выступает в роли направителя, организатора, руководителя и контролера боя, при ϶том непосредственного уя в нем не принимающего.

С биологической точки зрения установке важно быстро перебегать с однои̌ реакции на другую, чтобы своим организующим действием охватить всœе стороны поведения. Ритмичность внимания имеет такую природу, что означает отдых внимания, который необходим ᴇᴦο длительнои̌ .

Источник: http://referatwork.ru/info-lections-55/gum/view/23729_psihologicheskiy_status_vnimaniya_i_ego_priroda

Психологической диагностики для студентов

Слайд 1

Психологической диагностики для студентов. Выполнила Магистрант 2 курса Воробьева М.А.

Слайд 2

Основные направления деятельности психолога психологической службы, виды психологической работы и используемые методы представлены в таблице. Направление работы Вид психологической работы Используемые методы 1.

Отбор студентов Психологическая диагностика Беседа, тестирование 2.Адаптация новых студентов Психологическая диагностика Беседа, тестирование 3.

Изучение мотивации учебной деятельности студентов Психологическая диагностика Беседа, тестирование Психологическое консультирование Индивидуальные консультации Психологическая коррекция Тренинги

Слайд 3

4.Изучение взаимоотношений студентов в учебном коллективе Психологическая диагностика Беседа, тестирование Психологическое консультирование Индивидуальные консультации 5.

Повышение стрессоустойчивости студентов Психологическая диагностика Беседа, тестирование Психологическое консультирование Индивидуальные консультации Психологическая коррекция Тренинги 6.

Развитие навыков делового общения у студентов Психологическая диагностика Беседа, тестирование Психологическое консультирование Индивидуальные консультации Психологическая коррекция Тренинги

Слайд 4

Особенности психологической диагностики, проводимой психологом Направление работы Название методики Цель использования 1.Отбор абитуриентов 1.МЛО «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В.

Чермянина Изучение нервно-психической устойчивости, коммуникативных навыков и моральной нормальной нормативности, составляющих личностный потенциал, а также выявление акцентуаций характера. 2.

Изучение мотивации профессиональной деятельности Методика «Мотивация на успех или избегание неудач», методика «Мотивация обучения в ВУЗе» Выявление доминирующих мотивов, направленности личности на достижение успеха или избегание неудач

Слайд 5

Методики для социальной активности студентов «Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)» (Джеймс Крамбо и Леонард Махолик, адаптация Д.А. Леонтьева), «Методика для диагностики учебной мотивации студентов» (А.А. Реан, В.А.

Якунин модификация М.Ц. Бадмаевой), «Исследование самооценки по методу Дембо-Рубинштейн» (Модификация А.М. Прихожан), «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (опросник А.А. Реана), Методика «Шкала эмоционального отклика» (А.

Меграбян и Н. Эпштейн)

Слайд 6

«Мотивация успеха и боязнь неудачи» (опросник А.А. Реана) Автором методики является А. А. Реан. Направлена на изучение мотивации успеха. Тест состоит из 20 утверждений, на которые испытуемый должен отвечать «да», «нет».

За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов. Если количество набранных баллов от 1 до 7, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи).

Если количество набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех). Если количество набранных баллов от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен.

При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8, 9, есть определенная тенденция мотивации на неудачу, а если количество баллов 12, 13, имеется определенная тенденция мотивации на успех.

Слайд 7

«Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)» (Джеймс Крамбо и Леонард Махолик, адаптация Д.А. Леонтьева) Джеймс Крамбо и Леонард. Махолик, на основе теории стремления к смыслу и логотерапии В. Франкла, в 1968 г. разработали тест «Цель в жизни» (PIL — Purpose in Life). Д.А.

Леонтьев исследовал факторную структуру теста осмысленности жизни и на основании полученных при факторном анализе результатов тест осмысленности жизни был преобразован в многомерный «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО).

Цель данной методики — изучение смысложизненных ориентаций личности, составляющих основу образа Я. Методика СЖО включает 20 описаний действий, переживаний или состояний, которые оцениваются по семибалльной шкале в зависимости от того, насколько они характерны, типичны для испытуемого.

Показатели теста включают в себя общий показатель осмысленности жизни (ОЖ), а также пять субшкал, отражающих три конкретные смысложизненные ориентации и два аспекта локуса контроля: «Цели в жизни», «Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни», «Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией», «Локус контроля — Я (Я — хозяин жизни)», «Локус контроля — жизнь или управляемость жизни».

Слайд 8

Тест СЖО позволяет, таким образом, оценить «источник» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни.

Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал. Для подсчета баллов необходимо перевести отмеченные испытуемым позиции на симметричной шкале 3210123 в оценки по восходящей или нисходящей ассиметричной шкале.

Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) — полюсу ее отсутствия.

После этого суммируются баллы ассиметричных шкал, соответствующие позициям, отмеченных испытуемым. Общий показатель — осмысленность жизни (ОЖ) — все 20 пунктов.

Слайд 9

«Методика для диагностики учебной мотивации студентов» (А.А. Реан, В.А. Якунин модификация М.Ц. Бадмаевой) Методика разработана на основе опросника А.А.Реана и В.А.Якунина. К 16 утверждениям вышеназванного опросника добавлены утверждения, характеризующие мотивы учения, выделенные В.Г.Леонтьевым, а также утверждения, характеризующие мотивы учения, полученные Н.Ц.

Бадмаевой в результате опроса студентов и школьников. Это коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, широкие социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации, избегания неудачи и престижа. Цель теста: диагностика учебной мотивации студентов.

Методика включает в себя 7 шкал — коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, широкие социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации, избегания неудачи и престижа, всего 34 мотива учебной деятельности, каждый из которых испытуемому предлагается оценить по 5-балльной системе по значимости для самого испытуемого: 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов — максимальной. При обработке результатов тестирования необходимо подсчитать средний показатель по каждой шкале опросника.

Слайд 10

«Исследование самооценки по методу Дембо-Рубинштейн» (Модификация А.М. Прихожан) Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн названа по именам двух ее авторов. Тамара Дембо данную методику разрабатывала с целью изучения представлений о счастье. С. Я. Рубинштейн создала модификацию методики Дембо для изучения самооценки. А.М.

Прихожан также модифицировала методику, добавив еще три шкалы: «авторитет у сверстников», «умение много делать своими руками, внешность». А вместо шкалы «счастье» введена шкала «уверенность в себе». Таким образом данная методика имеет 7 шкал.

Тест предназначен для психологической диагностики состояния самооценки по следующим параметрам: высота самооценки, устойчивость самооценки, степень реалистичности (адекватности) самооценки, степень критичности, требовательности к себе, степень удовлетворенности собой.

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) испытуемыми ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е.

уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание. Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы.

При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 мин. Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается).

Каждый ответ выражается в баллах. Размеры каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы испытуемых получают количественную характеристику (например, 54 мм = 54 баллам). Затем рассчитывается средняя величина каждого показателя по всем шести шкалам.

Слайд 11

Методика «Шкала эмоционального отклика» (А. Меграбян и Н. Эпштейн) Этот опросник был разработан Альбертом Меграбяном и модифицирован Н. Эпштейном. С точки зрения А. Меграбяна, эмоциональная эмпатия — это способность сопереживать другому человеку, чувствовать то, что чувствует другой, переживать те же эмоциональные состояния, идентифицировать себя с ним.

Методика «Шкала эмоционального отклика» позволяет проанализировать общие эмпатические тенденции испытуемого, такие ее параметры, как уровень выраженности способности к эмоциональному отклику на переживания другого и степень соответствия или несоответствия знака переживаний объекта и субъекта эмпатии.

Объектами эмпатии выступают социальные ситуации и люди, которым испытуемый мог сопереживать в повседневной жизни. Опросник состоит из 25 суждений закрытого типа — как прямых, так и обратных. Испытуемый должен оценить степень своего согласия или несогласия с каждым из них.

Шкала ответов (от «полностью согласен» до «полностью не согласен») дает возможность выразить оттенки отношения к каждой ситуации общения. По сравнению с исходным вариантом опросника несколько изменена шкала ответов, составлены таблицы пересчета «сырых» баллов в стандартные оценки. Обработка проводится в соответствии с ключом.

За каждый ответ начисляется от 1 до 4 баллов. Для анализа полученных данных использовались методы математико-статистической обработки данных: Описательная статистика; Корреляционный анализ.

Слайд 12

МЕТОДИКА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ (А.А.РЕАН И В.А.ЯКУНИН, МОДИФИКАЦИЯ Н.Ц.БАДМАЕВОЙ) Инструкция к тесту Оцените по 5-балльной системе приведенные мотивы учебной деятельности по значимости для Вас: 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов – максимальной.

Слайд 13

ТЕСТ 1. Учусь, потому что мне нравится избранная профессия. 2. Чтобы обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности. 3. Хочу стать специалистом. 4. Чтобы дать ответы на актуальные вопросы, относящиеся к сфере будущей профессиональной деятельности. 5.

Хочу в полной мере использовать имеющиеся у меня задатки, способности и склонности к выбранной профессии. 6. Чтобы не отставать от друзей. 7. Чтобы работать с людьми, надо иметь глубокие и всесторонние знания. 8. Потому что хочу быть в числе лучших студентов. 9. Потому что хочу, чтобы наша учебная группа стала лучшей в институте. 10.

Чтобы заводить знакомства и общаться с интересными людьми. 11. Потому что полученные знания позволят мне добиться всего необходимого. 12. Необходимо окончить институт, чтобы у знакомых не изменилось мнение обо мне, как способном, перспективном человеке. 13. Чтобы избежать осуждения и наказания за плохую учебу. 14. Хочу быть уважаемым человеком учебного коллектива.

Читайте также:  Моделирование и прогнозирование при принятии решений - справочник студента

15. Не хочу отставать от сокурсников, не желаю оказаться среди отстающих. 16. Потому что от успехов в учебе зависит уровень моей материальной обеспеченности в будущем. 17. Успешно учиться, сдавать экзамены на «4» и «5». 18. Просто нравится учиться. 19. Попав в институт, вынужден учиться, чтобы окончить его. 20. Быть постоянно готовым к очередным занятиям. 21.

Успешно продолжить обучение на последующих курсах, чтобы дать ответы на конкретные учебные вопросы. 22. Чтобы приобрести глубокие и прочные знания. 23. Потому что в будущем думаю заняться научной деятельностью по специальности. 24. Любые знания пригодятся в будущей профессии. 25. Потому что хочу принести больше пользы обществу. 26.

Стать высококвалифицированным специалистом. 27. Чтобы узнавать новое, заниматься творческой деятельностью. 28. Чтобы дать ответы на проблемы развития общества, жизнедеятельности людей. 29. Быть на хорошем счету у преподавателей. 30. Добиться одобрения родителей и окружающих. 31. Учусь ради исполнения долга перед родителями, школой. 32.

Потому что знания придают мне уверенность в себе. 33. Потому что от успехов в учебе зависит мое будущее служебное положение. 34. Хочу получить диплом с хорошими оценками, чтобы иметь преимущество перед другими.

Слайд 14

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА • Шкала 1. Коммуникативные мотивы: 7, 10, 14, 32. • Шкала 2. Мотивы избегания: 6, 12, 13, 15, 19. • Шкала 3. Мотивы престижа: 8, 9, 29, 30, 34. • Шкала 4. Профессиональные мотивы: 1, 2, 3, 4, 5, 26. • Шкала 5.

Мотивы творческой самореализации: 27, 28. • Шкала 6. Учебно-познавательные мотивы: 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24. • Шкала 7. Социальные мотивы: 11, 16, 25, 31, 33.

При обработке результатов тестирования необходимо подсчитать средний показатель по каждой шкале опросника.

Слайд 15

«Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН) опросник А.А. Реана Инструкция : отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать ответ «да» или «нет».

Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» объединяет как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет»: он объединяет явное «нет» и «скорее нет, чем да».

Отвечать на вопросы следует быстро, не задумываясь надолго. Ответ, который первый приходит в голову, как: правило, является и наиболее точным.

Слайд 16

Текст опросника Включаясь в работу, как правило, оптимистично надеюсь на успех. В деятельности активен. Склонен к проявлению инициативности. При выполнении ответственных заданий стараюсь, по возможности, найти причины отказа от них. Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо нереалистично высокие по трудности.

При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от внешнего контроля.

При выполнении достаточно трудных заданий, в условиях ограничения времени, результативность моей деятельности ухудшается. Склонен проявлять настойчивость в достижении цели. Склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу. Если я рискую, то скорее с умом, а не бесшабашно.

Я обычно не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, чем нереально высокие. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания, его притягательность, как правило, снижается.

При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих неудач. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время. При работе в условиях ограничения времени результативность моей деятельности обычно улучшается, даже если задание достаточно трудное.

В случае неудачи при выполнении чего-либо, от поставленной цели, я, как правило, не отказываюсь. Если задание выбрал себе сам, то в случае неудачи его притягательность еще более возрастает.

Слайд 17

Ключ к опроснику Ответ «ДА»: 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 16, 18, 19, 20. Ответ «НЕТ»: 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17. Обработка результатов и критерии оценки За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.

Если количество набранных баллов от 1 до 7 , то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи). Если количество набранных баллов от 14 до 20 , то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех). Если количество набранных баллов от 8 до 13 , то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен.

При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8, 9, есть определенная тенденция метизации на неудачу, а если количество баллов 12, 13, имеется определенная тенденция мотивации на успех. Мотивация на успех относится к позитивной мотивации.

При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели.

целеустремленность. Мотивации на неудачу относится к негативной мотивации. При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий.

Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха. Люди, мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах.

Стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверхответственных задач могут впадать в состояние близкое к паническому. По крайней мере. ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Все это, вместе с тем, может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу.

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Источник: https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2016/03/10/psihologicheskoy-diagnostiki-dlya-studentov

Психологическое заключение. Психологический диагноз

Содержание:

В психологическом заключении резюмируются данные об особенностях развития ребенка, полученные при обследовании.

Обосновываются пути адекватной помощи ребенку, в том числе последовательность коррекционно-развивающих мероприятий, а также подключения к работе с ним тех или иных специалистов.

Оценивается уровень адаптации ребенка в социуме и образовательной среде и делается прогноз его дальнейшего развития как при благоприятных, так и при неблагоприятных условиях. Все это чрезвычайно важно для определения образовательного маршрута.

  • Структура психологического заключения представляет собой взаимосвязь общей и итоговой частей.
  • Общая часть психологического заключения содержит: • основные данные ребенка (фамилия, имя, возраст на момент обследования); • жалобы родителей или педагогов; • наиболее важные анамнестические данные; • описание внешнего вида, поведения ребенка в процессе обследования, адекватность, критичность; • характер деятельности (целенаправленность, вид используемой помощи); • операциональные характеристики деятельности, в том числе сформированность регуляторной сферы; • особенности познавательной деятельности и ее компонентов (мнестической, речемыслительной); • результирующую оценку уровня интеллектуального развития; • характеристику аффективно-эмоциональной сферы, личностных особенностей, межличностных отношений ребенка;
  • • краткое описание сформированности системы базовых составляющих (произвольной регуляции, пространственно-временных представлений и уровней аффективной организации) с определением уровней, которые дефицитарны.
  1. Итоговая часть заключения психолога: • психологический диагноз; • вероятностный прогноз развития;
  2. • рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка.
  3. Общая часть заключения психолога ориентирована не только на специалистов, но и на тех, кто контактирует с ребенком (педагоги, администрация, другой обслуживающий персонал), и должна давать представление о его трудностях и особенностях.
  4. Итоговая часть адресована профильным специалистам — психологу, логопеду, дефектологу, врачам, другим специалистам сопровождения (скачать «Образец заключения психолога»).

В начале общей части психологического заключения необходимо описать отношение ребенка к обследованию, мотивацию его деятельности. Далее приводятся темповые характеристики деятельности, особенности работоспособности, их динамика (в процессе работы, при воздействии каких-либо помех и т.п.).

Детализируются те результаты, которые выходят за рамки социально-психологического норматива (СПН) как в сторону снижения, так и в сторону повышения результативности.

Отмечаются сильные качества ребенка, позволяющие компенсировать имеющиеся трудности (например, устойчивая работоспособность, высокая помехоустойчивость, отсутствие проблем мнестического характера, высокая мотивация).

Отмечается уровень сформированности произвольной регуляции психической активности, в первую очередь функции контроля и программирования деятельности.

Описание развития когнитивного звена традиционно включает характеристику особенностей мнестической деятельности, особенности переключения, распределения внимания, наличие инертности речи. Здесь же приводятся результаты выполнения заданий, вербального и невербального (перцептивно-логического) характера, их результативность по сравнению с условно нормативными показателями.

Принципиально важно отметить особенности сформированности пространственно-временных представлений, а именно на каком их уровне возникают проблемы. Это дает возможность определить начальный уровень коррекционной работы, ориентированной на познавательную деятельность. Именно здесь необходимо отметить объем и характер необходимой помощи со стороны взрослого, обучаемость ребенка в целом.

В плане оценки аффективно-эмоциональной сферы описываются общий эмоциональный фон, его изменения и адекватность ситуации на протяжении обследования, преимущественный тип эмоционального реагирования, в том числе на стрессогенные ситуации в процессе обследования.

Если они имеются, отмечаются неадекватные ситуации реакции, фантазии и идеи, выраженность аффективных переживаний (по отношению к собственной деятельности, к зонам своих интересов, к реакциям окружающих).

Делается вывод о зрелости эмоциональной сферы, сформированности самооценки и уровня притязаний, специфике отношений с детьми и взрослыми. Желательно объединить всю эту информацию в целостное представление о «профиле» аффективной организации (сформированности ее уровней).

Результирующей такого целостного представления о ребенке является психологический диагноз.

Сама его постановка предполагает понимание механизмов и вероятных причин, приведших к данному варианту развития.

Наше мнение о праве психолога на постановку психологического диагноза и непосредственно связанного с ним определении образовательного маршрута неоднократно высказывалось в наших лекциях.

В психологический диагноз включается краткое, но емкое описание следующих важных элементов: • типологический вариант развития как основной вывод специалиста; • уровень общего психического тонуса, психической активности и работоспособности;

• характер (профиль) латеральных предпочтений.

В свою очередь,вероятностный прогноз развития опирается на понимание места выявленного типа психического дизонтогенеза в общей ситуации развития. Его следует рассматривать как в благоприятных, так и в неблагоприятных условиях. Здесь же можно оценить адаптационные возможности ребенка в образовательном пространстве.

В рекомендациях должна быть прописана структура предполагаемого образовательного маршрута ребенка: тип и вид обучения; форма и режим обучения; последовательность включения в работу с ребенком тех или иных специалистов; организация сопровождения ребенка специалистами «вспомогательного плана» (психологами, психотерапевтами, логопедами, специалистами медицинского профиля и пр.).

Педагогу должны быть даны предложения по организации наиболее продуктивной работы с ребенком с учетом его темповых характеристик, особенностей процесса утомления и истощения, необходимого уровня индивидуализации процесса обучения с учетом регуляторной, мотивационной и эмоциональной зрелости ребенка.

При необходимости кардинального изменения вида или даже типа образовательного учреждения психолог должен рекомендовать родителям обращение в ППМС-центр или непосредственно на ПМПК. Родителям даются рекомендации в устной форме, в соответствии с уровнем их социокультурного развития и пониманием ими проблем ребенка.

В случае несогласия родителей с предлагаемыми мероприятиями их отказ следует зафиксировать. При необходимости (по желанию родителей) дубликат заключения может быть выдан им в письменном виде. В этом случае заключение должно быть написано таким образом, чтобы, не ущемляя прав ребенка, дать достоверную информацию в понятной для родителей форме.

Скачать образец психологического заключения

Наталья СЕМАГО, кандидат психологических наук Михаил СЕМАГО, кандидат психологических наук

Источник: https://5psy.ru/obrazovanie/psihologicheskoe-zaklyuchenie-psihologicheskii-diagnoz.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector