Общая психология — это область психологической науки, изучающая общие закономерности психики и поведения человека, разрабатывающая основные понятия и представляющая главные законы, на основе которых формируется, развивается и функционирует психика человека.
Содержание статьи:
- Психические процессы
- Психические свойства
- Психические состояния
Этот раздел изучается с 1 курса психологического факультета, так как знания, полученные по данному предмету, являются основой для изучения дальнейшего материала по всем разделам психологии. Результаты исследований в области общей психологии также являются базой для развития всех отраслей и разделов психологической науки.
Общая психология изучает познавательные процессы, закономерности и свойства психики, проявления различных психических явлений, разнообразные теории и концепции выдающихся психологов, формирует понятия и термины.
Предметом общей психологии являются психические явления, т.е. психические процессы, психические свойства, психические состояния.
- Психические явления – это общепсихологическая категория, которая включает в себя разнообразные проявления психики, которые тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
- Психические процессы
- Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности.
Особенность психических процессов состоит в том, что они наиболее кратковременные, быстропротекающие, т.е. являются актуальным откликом на происходящее.
Например, пока на организм действует какой-либо раздражитель (допустим, человек слышит музыку), соответствующие анализаторы воспринимают информацию и передают ее в мозг.
Если раздражитель прекратит свое воздействие (музыку выключат), то и ощущения прекратятся, ведь воспринимать будет нечего.
Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. На их основе формируются определенные состояния, знания, умения, навыки.
Виды психических процессов:
- Познавательные психические процессы:
- — ощущение;
- — восприятие;
- — память;
- — внимание;
- — мышление;
- — воображение;
- — речь.
- 2) Эмоционально-волевые психические процессы:
- — эмоции;
- — воля.
Стоит отметить, что выделение конкретных психических процессов весьма условно. Большинство психологов считает, что эти процессы тесно взаимосвязаны, и даже сливаются в один единый целостный процесс – психику.
Психические свойства
Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Это психические явления, которые реализуются в определенном социуме.
К психическим свойствам относятся:
- Темперамент;
- Характер;
- Способности;
- Направленность.
Говоря о психических свойствах личности, мы говорим о существенных, более или менее устойчивых, постоянных ее особенностях. Это те особенности, которые отличают каждого человека. Их совокупность определяет индивидуальность человека, ведь нельзя встретить 2 людей с совершенно одинаковыми психическими свойствами.
Не стоит путать какие-то единичные случаи проявления каких-либо черт с психическими свойствами. Ведь каждому из нас случалось что-то забыть, но не для всех «забывчивость» является характерной чертой.
Всякий находился когда-нибудь в раздраженном состоянии, но «раздражительность» характерна лишь для некоторых.
Таким образом, психическим свойством может быть лишь устойчивая и постоянная особенность человека, которая вырабатывается и формируется в ходе жизни.
- Психические состояния
- Психические состояния – это определенный уровень работоспособности и качество функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени.
- Классификация психических состояний
- — желания;
- — интересы;
- — влечения и др.
- 2) Эмоциональные состояния:
- — настроение;
- — депрессия;
- — эйфория;
- — стресс и др.
- 3) Волевые состояния:
- — решительность;
- — инициативность и др.
- 4) Состояния разных уровней организованности сознания (проявляются в различных уровнях внимательности):
- — сон;
- — дремота;
- — гипноз и др.
Психические состояния являются относительно устойчивой совокупностью всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Они характеризуют состояние психики в целом. Психические состояния, как и психические процессы, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью.
Так, состояние депрессии обычно может длиться годами (продолжительное состояние), а гнев обычно проходит быстро (кратковременное состояние); бывают слабо выраженные состояния (легкая тоска), а бывают сильные, глубокие состояния (страстная любовь); психическое состояние сна направлено на расслабление организма и восстановления сил, а психическое состояние решительности направлено на достижение поставленной цели.
Разнообразные виды психологических состояний тесно связаны друг с другом, что порой очень сложно разъединить некоторые состояния. Например, состояние напряженности очень часто тесно связано с состояниями утомления, монотонности труда, агрессии и др. А состояние расслабленности связано с состояниями удовольствия, сна, усталости и т.д.
Психические состояния оказывают влияние на то, как протекают психические процессы, и регулярно повторяясь, могут стать частью личности, т.е. ее психическим свойством. Также они могут способствовать или тормозить деятельность.
Источник: https://impsi.ru/general-psychology/predmet-obshhej-psihologii-psihicheskie-yavleniya-protsessy-svojstva-sostoyaniya/
Психические процессы, важные для профессионального самоопределения
Начнём
с того, что определим, что же такое психические процессы. К ним относятся:
ощущение, восприятие, внимание, память и мышление.
- Разберём
подробнее каждый психический процесс. - Дадим
определение. - Ощущение –
это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов,
которые непосредственно воздействуют на органы чувств.
Но
ощущения не могут дать полного описания объектов. Хорошо описывает это игра, в
которой, нужно не глядя в мешок, только на ощупь определить, что там лежит.
Если мы закроем глаза и в незнакомом месте дотронемся до, например, письменного
стола, то с одного касания мы вряд ли определим, что это стол. Мы просто
почувствуем горизонтальную твёрдую поверхность.
Эта поверхность может оказаться
крышкой рояля или сиденьем стула.
Ощущения
в свою очередь являются частью более сложного психического процесса –
восприятия.
В
отличии от ощущений, восприятие – это отражение предметов и явлений в
целом, при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущение и
восприятие тесно связаны между собой.
Кроме
того, восприятие зависит в большей степени от опыта. Оно возникает на основе
ощущений, но не равно их сумме. Например, по опыту мы знаем, что у рояля есть
крышка, клавиши, педали. Но воспринимать рояль мы будем именно целым: с
крышкой, клавишами и педалями.
Восприятие
делиться на несколько частей: зрительное, слуховое, осязательное и
обонятельное.
Наше
восприятие меняется под влиянием условий жизни.
Перейдём
к вниманию. Дадим определение.
- Внимание
– это направленность и сосредоточенность психической деятельности человека, на
тех объектах, которые имеют для личности определённую значимость. - Различают
непроизвольное, произвольное и послепроизвольное
внимание. - Разберёмся
с видами внимания.
Непроизвольное
внимание возникает само собой, когда предмет-раздражитель интересный и яркий.
Например, вы обратите внимание, если в толпе увидите человека в яркой одежде
или если в тишине громко зазвонит телефон.
Произвольное
внимание, в отличие от непроизвольного, мотивировано и направляется на объект
под влиянием принятых решений и поставленных целей.
Примером
такого внимания можно назвать сортировку чего-либо. Например, мы сортируем
белье для стирки. Выбираем белые или цветные вещи. Или ждём определённый
автобус на остановке.
Под
послепроизвольным вниманием понимают внимание,
которое сначала было произвольным, а потом стало непроизвольным.
Например,
вам нужно прочитать книгу для внеклассного чтения по русской литературе.
Сначала книга показалась неинтересной и скучной, и чтобы не бросить чтение вам
приходится прилагать много усилий. А потом сюжет захватывает так, что оторвать
от чтения вас очень сложно.
Внимание
очень важный психический процесс.
У
него есть несколько качеств, от наличия которых рекомендуется выбирать ту или
иную профессию.
Объём
информации – это количество объектов, которые могут быть
охвачены вниманием одновременно. Большой объём внимания требуют такие профессии
такие как диктор, бухгалтер, экономист, оператор и прочие.
Следующее
качество – это концентрация внимания.
Концентрация
– это степень сосредоточенности на объекте. Большой концентрации внимания
требуют профессии микробиолога, хирурга, скульптора, токаря, часового мастера.
Следующее
качество – устойчивость.
Устойчивость
– это длительное сосредоточение внимания на объекте. Хорошая устойчивость
внимания нужна чертёжникам, художникам, швеям, конструкторам.
Ещё
одним качеством внимания можно назвать переключение.
Это
намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Это качество очень
важно для воспитателей детских садов, следователей, продавцов, водителей и
учителей.
И
последнее качество внимания, о котором мы поговорим – это распределение
внимания.
Это
возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов.
Полезно такое качество для учителя, водителя и наладчика.
- Поговорим
о мышлении. - Это
особая форма отражения окружающей действительности, которая устанавливает связи
и отношения между познаваемыми объектами. - Мышление
состоит из нескольких операций.
Первая
– анализ. То есть мысленное разделение предметов на части или свойства. Пример
анализа – разделение предметов по форме.
Следующая
операция – абстрагирование. То есть выделение одних признаков и отвлечение от
других. Например, мы знаем, что все мячи – круглые.
Сравнение
– сопоставление предметов и явлений. Нахождение сходства и различий между ними.
То есть если мы сравним мячи, то общим будет то, что они все круглые, а
различиями будут их размер и цвет.
Синтез.
Мысленное объединение частей или свойств в единое целое. Например, по форме,
цвету, вкусу.
И
последняя операция – обобщение. Эта операция заключается в мысленном объединении
предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Например, все
предметы перед вами – овощи.
Выделяют
несколько видов мышления: предметно-действенное, наглядно-образное и
словесно-логическое.
Предметно-действенное
– это мышление, которое опирается на непосредственное восприятие предметов в
процессе действий с ними.
Наиболее
характерный такой вид мышления для маленьких детей до трёх лет. Дети сравнивают
предметы, накладывая один на другой или приставляя один к одному.
Наглядно-образное
мышление – это вид мышления, которой характеризуется опорой на
представления и образы.
Например,
когда мы приступаем к ремонту квартиры, то мы представляем себе конечный
результат. Такой вид мышления позволяет придать форму изображения таким вещам,
которые практически невозможно увидеть.
Благодаря
именно наглядно-образному мышлению мы получили изображение внутреннего строения
земного шара и так далее.
Словесно-логическое
мышление – это вид мышления, который осуществляется с помощью
логический операций над понятиями.
Примером
такого мышления служит обычный уличный термометр. Глядя на температуру, мы
можем определить тепло за окном или холодно. Глядя на деревья и кусты – можно
определить ветрено или нет. И так далее.
Как
же определить какой вид внимания у вас развит больше и лучше?
Для
этого существуют специальные психологические методики. Их можно найти в
специальных справочниках или на специализированных сайтах.
А
теперь давайте узнаем, как влияет тип мышления на выбор профессии.
Люди,
у которых наиболее развито предметно-действенное мышление – это люди, которых
называют мастер на все руки. Они лучше усваивают информацию через движение. У
них хорошая координация движений. Весь окружающий нас предметный мир создан
руками именно таких людей.
Если
у вас наиболее развито словесно-логическое мышление, то для вас подходят такие
профессии как: учёный, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист.
Занимаясь этими профессиями надо уметь сформулировать свои мысли и донести их
до людей. Такой вид мышления нужен руководителям, политикам и общественным
деятелям.
А
вот наглядно-образное мышление лучше развито у художников, писателей, поэтов и
режиссёров. Они могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего
никогда не было и не будет.
Но,
как и темперамент очень редко эти типы мышления встречаются в чистом виде. Чаще
всего преобладает один или два, но присутствуют все.
- Поговорим
о памяти. - Память
– это способность к запоминанию, сохранению и воспроизведению того, что было в
прошлом опыте. - Существует
много видов памяти. - По
характеру психической памяти, память делят на:
Моторную
память. Характеризуется тем, что запоминаются, сохраняются и
воспроизводятся различные движения.
Образную
память. Характеризуется тем, что запоминаются, сохраняются и
воспроизводятся образы, звуки и запахи.
При
эмоциональной памяти запоминаются, сохраняются и воспроизводятся эмоции
и чувства. Как правило, эмоции не запоминаются сами по себе, а только вместе с
явлениями и предметами, которые они вызывают.
Словесно-логическую
память. Запоминаются, сохраняются и воспроизводятся мысли.
По
характеру цели деятельности память разделяется на:
Произвольная
– есть цель запомнить, есть волевое усилие. Этот вид памяти вам конечно же
знаком. Вы задействуете её, когда учите стихотворения или готовитесь к
пересказу.
Непроизвольная.
То есть автоматическое запоминание, нет цели запомнить. Примером непроизвольной
памяти можно назвать запоминание лиц ваших знакомых и родных. Вы же не
специально их запоминаете, но всегда узнаёте.
По
продолжительности различают:
Краткосрочную
память. Это быстрое запоминание, сохранение информации на
короткий срок.
Оперативную
память. Это хранение информации на определённый срок.
Долговременную
память. Эта информация запоминается надолго.
Подведём
итоги урока.
Сегодня
мы поговорили о психических процессах. Мы дали расшифровку каждому понятию и
узнали, как они влияют на выбор профессии.
Источник: https://videouroki.net/video/52-psihicheskie-processy-vazhnye-dlya-professionalnogo-samoopredeleniya.html
Психические процессы: виды и краткая характеристика
Развитие психических процессов происходит в конкретных условиях взаимодействия с окружающим миром: особенные свойства нашей планеты, переход от зимы к лету, изменение силы тяжести и многое другое – выдвигают человеку определенные требования. Поэтому психика выступает в качестве регулятора поведения организма.
Функции психических процессов целиком и полностью зависят от вида. Все психические процессы можно разделить на три вида:
Познавательные:
- восприятие;
- память;
- мышление;
- ощущение;
- воображение;
- представление;
- речь;
- внимание.
Эмоциональные:
- чувства;
- эмоции;
- стресс;
- аффекты.
Волевые:
- воля;
- постановка цели;
- принятие решения.
Также существует неотделимая взаимосвязь психических процессов, которая выражается, например, в том, что память невозможна без внимания, восприятие невозможно без памяти и так далее.
Поэтому если вы хотите улучшать деятельность своих психических процессов, достаточно будет заниматься развитием нескольких из них. К примеру, памяти, воображения, эмоций и воли. Впрочем, ваш список может принципиально отличаться.
Во всяком случае вас не должно удивлять, что, развивая свое внимание, тут же «подтягиваются» и все остальные процессы.
Методы изучения
В области психиатрии и когнитивистики для изучения процессов памяти, восприятия, мышления, внимания и других функций используются следующие методы:
- Опознание фигур на ощупь и манипуляция с ними тактильно (доска Сегена).
- Зрительное опознавание реальных, зашумленных, контурных и расфокусированных изображений (проба Поппельрейтера).
- Восприятие объектов, требующих зрительно-пространственной переработки (контурная географическая карта, схематические часы).
- Узнавание знакомых портретов известных лиц.
- Восприятие на слух и оценка ритмических структур.
- Выявление нарушений памяти (методика «Пиктограмма»).
Следует сказать, что выявить нарушение психического процесса можно лишь с помощью нескольких методик, то есть диагностировать проблемы нужно в комплексе.
Наибольшее количество методик исследуют мышление. Самая известная – «Классификация предметов», где представляется возможность изучить различные аспекты мыслительного процесса. Также известны: понимание переносного смысла метафор и пословиц, решение арифметических задач разной степени сложности, сравнение и определение понятий.
Теперь поговорим отдельно о протекании психических процессов и состояний, их характеристике, свойствах и функциях.
Психические познавательные процессы
Рассмотрим каждый процесс отдельно.
1
Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Оно протекает в тесной взаимосвязи с другими психическими процессами: в первую очередь с ощущениями, которые при помощи сенсоров собирают информацию из внешнего мира, во вторую – с памятью, волей и вниманием.
Восприятие – это интерпретация того, что собрали наши сенсоры.
К свойствам восприятия относятся:
- Структурность: предмет воспринимается сознанием в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.
- Предметность: объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы.
- Константность: постоянство восприятия одного и того же объекта.
- Апперцептивность: на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.
- Избирательность: преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими (восприятие здесь тесно работает с вниманием).
2
Память – это комплекс познавательных способностей по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков. Память тесно связана с мышлением, восприятием и ощущениями.
Главная функция памяти состоит в том, чтобы хранить информацию, которую затем человек может использовать для тех или иных целей. Без нее у нас бы не существовало личности.
К свойствам памяти относятся: объем, точность, скорость процессов запоминания и забывания.
Существуют различные типологии памяти:
- По содержанию: пространственная, социальная, эмоциональная, эйдетическая, сенсорная, словесно-логическая, образная.
- По сенсорной модальности: моторная, зрительная, вкусовая, слуховая, обонятельная, эйдетическая, болевая.
- По времени хранения: долговременная, кратковременная, ультракратковременная.
- По организации запоминания: декларативная и процедурная.
- По наличию цели: произвольная и непроизвольная.
3
Мышление – это процесс моделирования закономерностей окружающего мира, высший этап обработки информации человеком. Можно сказать, что это окончательный психический процесс, который руководит личностью.
При помощи мышления человек может полностью менять свое восприятие, воображение, внимание, волю и даже ощущения. Высшая степень человеческого познания.
Основные характеристики мышления:
- Опосредованное познание объективной реальности: даже на основе непрямой информации мы можем судить о свойствах предметов и явлений.
- Обобщение отражения действительности: переход от отдельных предметов к общему.
- 4
- Ощущение – это психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, субъектов внешних или внутренних стимулов при участии нервной системы.
- Канонически, существует пять видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение, слух.
- Свойства ощущений:
- Интенсивность: количественная характеристика ощущений.
- Модальность: качественная характеристика ощущений.
- Длительность: временная характеристика ощущений.
- Локализация: пространственная характеристика ощущений, информация о месте нахождения раздражителя в пространстве.
5
Воображение – умение человека создавать в сознании образы, идеи и представления, а также манипулировать ними. Функции воображения состоят в том, чтобы представить в голове образец будущего результата деятельности в планировании, поиске стратегии для решения задач.
Свойства воображения:
- Мечта: эмоциональный образ желаемого будущего, который характеризуется слабым знанием того, как его воплотить в реальность.
- Творчество: создание новых духовных и материальных ценностей.
- Агглютинация: создание новых образов на основе «склеивания» частей, имеющихся образов.
- Галлюцинация: нереальные образы, которые возникают у человека во время болезни.
- Акцентирование: создание новых образов путем выделения и подчеркивания тех или иных черт.
6
Представление – это образ явления или предмета, которые здесь и сейчас человек не воспринимает. Отличается от воображения тем, что человек пытается просто вспомнить образ, а не придумать нечто новое.
Функции представления зависят от рода деятельности человека: художникам требуется вспомнить нужный образ, музыкантам – нужную мелодию или звук. Воображение помогает решать сложные и образные задачи, в том числе творческие.
Свойства представления:
- Фрагментарность. Чем более привлекателен объект был для человека, тем с большим количеством деталей он может его представить.
- Наглядность. Человек представляет образ воспринятого объекта исключительно в наглядной форме.
- Обобщенность. Образ объекта обладает определенной информационной емкостью.
- Неустойчивость. Образ можно удерживать лишь в течение некоторого количества времени.
7
Речь – форма общения людей посредством языковых конструкций. Неотъемлемо связана с мышлением и представлением.
Она помогает доносить нам важную информацию, а также передавать общественно-исторический опыт.
Свойства речи:
- Понятность. Синтаксически правильное построение предложений, умение правильно поставить паузу или логическое ударение на нужное слово.
- Содержательность. Процентное соотношение выраженных ценных слов по отношению к тем, что не представляют ценности (так называемая «вода»).
- Действенность. Влияние речи на мысли, волю и чувства других людей.
- Выразительность. Эмоциональная насыщенность, богатство и разнообразие языковых средств.
8
Внимание – избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Очень тесно связана с памятью (некоторые когнитивисты считают, что это и вовсе одно и то же), а также волей.
При помощи воли человек может изменить свое отношение к предмету и обратить на него сознательное внимание, то есть выделить его из остальных. Внимание помогает человеку успешно ориентироваться в окружающем мире.
Под свойствами внимания следует иметь в виду: объем, направленность, сосредоточенность, распределенность, интенсивность, переключаемость и устойчивость.
Психические эмоциональные процессы
Рассмотрим каждый процесс отдельно.
1
Чувство – это эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к абстрактным или реальным объектам. Чувства проявляются у людей по-разному, потому что на них влияет собственный набор индивидуальных черт и личностных качеств. Необходимы для общения, дружбы и понимания других людей.
Свойства чувств:
Источник: https://4brain.ru/blog/mental-processes/
Познавательные психические процессы
Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде.
Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. В эволюции живых существ ощущения возникли на основе первичной раздражимости, представляющей собой свойство живой материи избирательно реагировать на биологически значимые воздействия среды изменением своего внутреннего состояния и внешнего поведения.
По своему происхождению ощущения с самого начала были связаны с деятельностью организма, с необходимостью удовлетворения его биологических потребностей.
Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов. Виды ощущений отражают своеобразие тех стимулов, которые их порождают.
Эти стимулы, будучи связанными с различными видами энергии, вызывают соответствующие ощущения разного качества: зрительные, слуховые, кожные, вкусовые, обонятельные. Эти сигналы называются экстеропцецией. Каждое из них имеет свой орган-анализатор (глаз, ухо, нос, кожа, язык) и соответствующее мозговое звено.
Информацию о состоянии мышечной системы нам предоставляют проприоцептивные ощущения, отмечающие степень сокращения или расслабления мышц; о положении тела относительно направленности сил гравитации свидетельствуют ощущения равновесия.
Сигналы, поступающие из внутренних органов, менее заметны, в большинстве случаев, за исключением болезненных, не осознаются, но также воспринимаются и перерабатываются центральной нервной системой. Соответствующие ощущения называют интероцептивными.
Информация из внутренних органов непрерывным потоком поступает в мозг, сообщая ему о состояниях внутренней среды, таких как наличие в ней биологически полезных или вредных веществ, температура тела, химический состав имеющихся в ней жидкостей, давление и многое другие.
У человека имеются, кроме того, несколько специфических видов ощущений, которые несут в себе информацию о времени, ускорении, вибрации, некоторых других сравнительно редких явлениях, имеющих определенное жизненное значение. Перерабатывая разного рода информацию, мозг человека принимает решения, дает команды и контролирует их выполнение. Далеко не все существующие виды энергии, даже если они жизненно значимые, человек воспринимает в виде ощущений. К некоторым из них, например радиационной он психологически не чувствителен вообще. Сюда можно отнести инфракрасные и ультрафиолетовые лучи, радиоволны. Следовательно, человек в виде ощущений получает небольшую, наиболее значимую часть той информации и энергии, которые воздействуют на его организм.
Восприятие – познавательный психический процесс, состоявший в целостном отражении предметов, ситуаций и событий, возникающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Этот процесс познания сложных вещей и явлений, существующих в мире и представленных в сознании человека в виде образов.
Результатом восприятия как процесса является образ, то есть целостная, устойчивая система ощущений, связываемых с определенным предметом или явлением. Существование образов представляется очевидным в отношении зрительного восприятия и менее очевидным по отношению к другим видам восприятия, например, слуховому.
Например, образом, порождаемым слуховым восприятием речи, является набор взаимосвязанных звуков человеческой речи, представляющих букву, слово, предложение или целое высказывание.
Слуховым образом может стать фрагмент какого-либо музыкального воспроизведения или все воспроизведение в целом, когда мы ощупываем какой-либо предмет (осязательное восприятие), мы получаем от него гамму взаимосвязанных ощущений, складывающихся в тактильный образ соответствующего предмета.
Обонятельным образом предмета может служить специфический набор запахов, связанный с ним. Так, например животные могут по запахам определять присутствие или отсутствие поблизости другого, вполне конкретного животного, не видя его и не слыша воспроизводимых им звуков. Здесь ориентация производится по так называемому обонятельному образу.
Вкусовые ощущения вызываются действием на вкусовые рецепторы веществ расположенные на поверхности языка глотки неба (различают ощущения кислого, сладкого, соленого, горького). Кожные ощущения делятся на несколько анализаторных систем: тактильная (ощущение прикосновения), температурная (ощущение холода и тепла) и болевая.
Тактильная чувствительность дает знания о качествах предмета, а болевые ощущения сигнализируют организму о необходимости отдалиться от раздражителя и имеют ярко выраженный эмоциональный тон. Принято выделить также статические ощущения и интероцептивные (органические) ощущения (эти ощущения образуют органическое самочувствие человека).
Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди и т.д.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме.
Воображение и творчество
Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.
Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым психическим из всех психических процессов и состояний. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.
Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.
От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии.
Воображение может быть четырех основных видов: активное, пассивное продуктивное и репродуктивное. Активное воображение характеризуется тем, что пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается.
В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Но есть и другие виды воображения – сновидения, галлюцинации, грезы и мечты.
Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Грезы в отличие от галлюцинаций – это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим.
Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи.
Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. Данная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.
Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. Четвертая функция – формирует внутренний план действий, способность выполнять их в уме, манипулируя образами. Пятая функция – это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации. С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на представляющую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.
Творчеством называется деятельность, в результате которой рождается нечто новое. Творчество есть прежде всего воображение иного, лучшего, высшего.
Творческое воображение представляет лучшее, чем окружающая реальность, ибо творчество всегда возвышается над действительностью.
Воображение играет такую роль не только в мифотворчестве, и искусстве, где никто этой роли не отрицает, но и в научных открытиях, и в технических изобретениях, и в нравственной жизни, в создании более высокого типа отношений между людьми.
Существует нравственное воображение, творящее образ лучшей жизни. Через воображение создаются болезни и психозы человека, и через воображение, как показывают психоаналитики, они могут излечиваться. Воображение играет и отрицательную роль. Оно может искажать самое первичное восприятие реальностей.
Мышление и интеллект
Венцом эволюционного и исторического развития познавательных процессов человека является его способность мыслить.
Для того чтобы проникнуть в суть вещей и явлений, понять скрытые от непосредственного взора связи и отношения между ними, необходимо активно в них вмешаться, произвести с ними некие физические или мысленные манипуляции, в результате которых эти скрытые связи и отношения становятся явными.
Такое постижение этих связей позволяет нам не только в том смысле знать и воспринимать объекты и события, но и мы своим умственным взором можем увидеть то, что не дано невооруженному мыслью глазу, уху, обонянию и т.д. Такой умственный образ окружающего мира, максимально отражает окружающий мир, хотя в тоже время может порождать и химеры.
С помощью мышления человек познает окружающий мир во всем многообразии, свойствах и отношениях.
Преимущества, которые дает человеку мышление, заключается также в том, что с помощью него человек может поиграть в уме различные варианты возможных и невозможных событий, которые в действительности нигде и никогда не происходили, предвосхитить наступление наиболее вероятных событий, чувственно не воспринимаемых в данный момент, в данном месте, и подготовиться к соответствующим ответным действиям, спланировать и корректировать их в процессе их осуществления, то есть мышление, являясь частью психики, выполняет одну из основных ее функций – функцию упреждения событий. Таким образом, человек познает не только сущее, действительное, но и возможное, он не только познает, но и создает его. Под мышлением мы понимаем нечто, происходящее где-то внутри, в психической сфере, и тот психическое нечто влияет на поведение человека таким образом, что оно приобретает нешаблонный, нестандартный, неповторяющийся характер. Мышление можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственного данного, расширяет границы познания. Мышление отражает не только бытие в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними. Мышление это движение идей, раскрывающее суть вещей. Мышление это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера. Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой, следовательно, в структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.
Характеризуя мышление человека, в первую очередь подразумевают его интеллектуальные способности, т.е. те способности, которые обеспечивают “включение” человека в достаточно широкий круг деятельностей и ситуаций. Эти интеллектуальные способности человека, прежде всего, связаны с такими его характеристиками как: умственное развитие и интеллект.
Под умственным развитием понимается совокупность, как знаний, умений, так и умственных действий, сформировавшихся в процессе приобретения этих умений и знаний. Наиболее общей характеристикой уровня умственного развития является подготовленность функционирования мышления в пределах возрастного социально-психологического норматива.
То есть уровень умственного развития должен отражать наиболее типичные, общие, характерные для данного социума особенности мыслительной деятельности, касающиеся как объема и качества знаний и умений, так и запаса определенных умственных действий. Достигнутый человеком уровень умственного развития зависит от его интеллектуальных способностей.
Интеллект (или общая умственная способность) – не сумма знаний и умственных операций, а то, что способствует их успешному усвоению. Если интеллект – это условие усвоения знаний и умений, то умственное развитие характеризует в первую очередь содержание, способы и формы мышления.
Интеллект – относительно устойчивая структура способностей, в основе которых лежат процессы, обеспечивающие переработку разнокачественной информации и осознанную оценку ее. Интеллектуальные качества – качества личности, предопределяющие особенности функционирования интеллекта.
Источник: https://baribar.kz/student/23185/poznavatelnye-psikhicheskie-protsessy/