Современные реалии заставляют приспосабливать аппарат управления к динамично развивающейся среде с жесткой конкуренцией. Мнения профессионалов в этом плане расходятся. Одни полностью отрицают важность организационно-экономических методов, другие предлагают назначать ответственного за каждую функцию управления.
Практический опыт показывает, что применение только функционального подхода ведет к снижению эффективности менеджмента. В чем суть других управленческих методов? На что ориентирован процессный подход и каковы его преимущества?
4 подхода к управлению
В современном менеджменте выделяют четыре вида, которые позволяют по-разному взглянуть на организацию и процесс управления. Это количественный, процессный подход, системный, ситуационный, возникшие в ХХ веке.
Подход | Содержание подхода |
Количественный | Возник в 1950 г., с развитием точных наук. Компьютеры, достижения математики, физики стали активно использоваться в управлении. Конструирование виртуальных моделей по распределению ресурсов, управлению запасами, обслуживанию, стратегическому планированию и т. д. |
Процессный | Основатель направления А. Файоль, время возникновения – второе десятилетие ХХ века. Согласно подходу, управление представляется в виде непрерывного процесса или цикла. Его фундамент составляют основные функции: планирование, организация, мотивация и контроль. |
Системный | Появился в середине ХХ века. Рассматривает организацию как открытую систему, взаимодействующую с внешней средой. Внутренняя среда содержит элементы подсистемы: подразделения, технологии, уровни менеджмента. |
Ситуационный | Сформировался в 60 г. ХХ века. Сторонники подхода рекомендуют выбирать управленческие методы с учетом ситуации и факторов среды. Более эффективен тот метод, что соответствует сложившимся обстоятельствам. |
Процессный подход в менеджменте
Современный процессный подход базируется на системном подходе к управлению и рассматривает любую организацию как единый организм. На каждом предприятии протекают разнообразные бизнес-процессы, на входе принимающие ресурсы, а на выходе дающие полуфабрикат или продукт. Весь цикл замкнут на выпуске готового товара, услуги.
Данный подход состоит в такой организации работы, которая основана на разделении всей деятельности предприятия на бизнес-процессы, а аппарата управления по блокам.
Вся система может быть представлена в виде схемы, цепочки с отдельными звеньями – операциями. Конечным итогом производственной цепочки становится продукт.
Звенья, отвечающие за конкретный бизнес-процесс, формируются из структурных подразделений.
Основы процессного подхода
Для того, чтобы было более понятно, мы все постулаты скомпоновали в таблице, представленной ниже.
Процессный подход базируется на нескольких принципах | Основные черты подхода |
|
|
Проблемы по внедрению процессного подхода
В теории процессный подход выглядит просто и логично, но его внедрение в деятельность предприятия на практике оказывается сложным. При этом стоит обращать внимание на реальные примеры, практический результат других организаций, мнение профессиональных консультантов. Для любой организации воплощение в жизнь непроверенной теории выливается в большие денежные и другие затраты.
Применение на практике процессного подхода связано с рядом проблем:
- руководство внедряет процессный подход в управлении только на формальном уровне;
- созданная система не соответствует реальному положению дел в организации;
- попытка внедрить подход на неформальном уровне;
- менеджеры не воспринимают подход как новую организационную идеологию;
- руководство не задумывается о необходимости регламентации процессов или не умеет ими управлять;
- менеджеры не готовы к кардинальным переменам, например, пересмотру структуры компании;
- недостаток компетентности, мотивации, целеустремленности, настойчивости в деле оптимизации процессов.
Процессный подход в организации и система менеджмента качества
Одно из главных предписаний ИСО 9001:2000 – это внедрение процессного подхода. Согласно стандарту необходимо провести выделение процессов и организовать управление ими, но не дана конкретная система действий.
Многие руководители, начиная работу по созданию СМК, воспринимают ее внедрение как неформальное. При этом подчеркивают, насколько значимы ожидаемые перемены к лучшему, возникающие по мере внедрения, а не сам сертификат СМК. На практике воплощение проекта порождает сложности. Они пугают руководство организации, которое решает ограничиться соблюдением формальных предписаний ИСО.
Таким образом, СМК остается на формальном уровне. В результате разочарованный персонал с негативом относится к самой системе и к процессному подходу.
Методы перехода на процессное управление
Все они представлены в таблице:
Полный метод | Сквозной метод |
Процессный и системный подход базируется на выделении бизнес-процессов на основе действующей организационной структуры. После происходит переход к процессной структуре. Его фундаментом являются несколько положений. | Процессный и ситуационный подход. Руководство выделяет сквозные бизнес-процессы, для которых готовят описание документооборота и последовательности работ. Следующим этапом они включаются в новую процессную структуру, как правило, матричную. |
|
|
Что дает описание и регламентация процессов?
Увеличение эффективности напрямую не связано с регламентацией процессов. Описаний и регламентов может и не быть на предприятии. Работа все равно будет выполняться сотрудниками по принятым правилам, так как персонал знает процесс производства. Подобная организация работы приводит к постоянным потерям ресурсов. Описание и регламентация процессов открывают ряд возможностей:
- Деятельность в рамках стандартов, повторяемость процессов создают возможности для управления.
- Выявление проблем, сложных моментов, потерь ресурсов при осуществлении процессов.
- Разработка мероприятий по улучшению процессов.
- Опыт и знание рабочих процессов, которые можно передать новым сотрудникам, филиалам, другим организациям.
- Осуществление бенчмаркинга, сравнения своего предприятия с конкурентами для улучшения бизнес-процессов.
- Внутренний аудит.
Регламентация приносит эффект, если сопровождается анализом, разработкой и внедрением улучшений.
Идеология процессного подхода
Процессный подход и его реальное, а не формальное внедрение в систему управления вызывает много трудностей. Проблемой для руководства становится недостаток лидерских качеств и умения вовлечь персонал. Перемены при создании новых систем прежде всего должны произойти в умах работников.
Вовлечение сотрудников облегчается, если воспринимать данный подход как идеологию. Сначала идея проникает в сознание людей, а потом становится инструментом. Тогда персонал будет готов применить новые методы и программы, за что обязательно должен быть поощрен.
Заключение
Во многих странах мира процессный подход в управлении воспринимается как основной фактор успеха в бизнесе. Он неслучайно стал основой стандартов менеджмента качества. Результативность подхода пока не подтверждается реальными примерами внедрения на российских предприятиях. Примеров, как и новых преимуществ от реализации стандарта немного. Причина в том, что многие организации просто сменили терминологию: был отдел продаж, стал процесс «Продажи». Начальники подразделений превратились во владельцев процессов.
Процессный подход в менеджменте – это основной инструмент среди средств, которые применяются руководством для реорганизации управленческой системы.
Источник: https://www.syl.ru/article/167828/new_protsessnyiy-podhod-v-menedjmente-protsessnyiy-podhod-v-upravlenii
Процессный подход
1.01.2010
Виктор Волонтей Компания «Правила бизнеса», Республика Беларусь
Управление бизнес-процессами или «процессный подход» на сегодняшний день является одной из наиболее востребованных методологий управления компаниями. В статье рассмотрены необходимые понятия, смысл процессного подхода.
Процессный подход – подход к организации и анализу деятельности компании, основанный на выделении и рассмотрении ее бизнес-процессов, каждый из которых протекает во взаимосвязи с другими бизнес-процессами компании или внешней средой. «Правильный» набор бизнес-процессов отдельной компании представляет собой их систему или сеть (рис. 1), которая охватывает процессы производственного цикла компании, а также процессы управления, обеспечения необходимыми ресурсами.
Подтверждением «прогрессивности» управления бизнес-процессами как подхода к управлению компаниями подтверждается и тем, что необходимость реализации процессного подхода является одним из принципов стандартов ISO 9001. Стандарты ISO 9001, по сути, являются нормативной моделью ведения бизнеса, выработанную деловым сообществом с учетом мирового опыта и закрепленную в международных стандартах на системы менеджмента.
Среди преимуществ процессного подхода можно отметить:
- клиентоориентированность;
- нацеленность на результат;
- гибкость, более оперативное принятие решений, проведение инноваций в связи с изменением внешней среды;
- непрерывность управления;
- возможность построения эффективной системы мотивации, направленной на максимальный учет результатов работы;
- прозрачность за счет описания бизнес-процессов, их разумной формализации.
Ключевым понятием процессного подхода является понятие «бизнес-процесса».
Бизнес-процесс – регулярно повторяющаяся последовательность действий, направленных на получение заданного результата, ценного для организации.
Существует достаточно много определений этого термина, сформулированными как известными и авторитетными специалистами, так и международными организациями.
Также следует сказать, что понятие «бизнес-процесс» достаточно часто в литературе, статьях, интернет-источниках применяется и в широком смысле как «деятельность в целом».
Основными понятиями процессного подхода являются:
Результат бизнес-процесса – то, ради чего осуществляется бизнес-процесс, т.е. деятельность всегда рассматривается вместе с целью этой деятельности – получение на выходе некоторого результата, удовлетворяющего заданным требованиям. Результаты бизнес-процесса часто упоминаются как выходы бизнес-процесса.
- Владелец бизнес-процесса – должностное лицо, несущее ответственность за получение результата процесса и обладающее полномочиями для распоряжения ресурсами, необходимыми для выполнения процесса.
- Исполнители бизнес-процесса – команда специалистов из различных функциональных областей (кросс-функциональная команда), выполняющих действия процесса.
- Вход бизнес-процесса – ресурсы (материальные, информационные), необходимые для выполнения и получения результата процесса, которые преобразовываются или потребляются при выполнении процесса.
- KPI – Key Performance Indicator (ключевой показатель эффективности), они применяются в качестве показателей результативности и/или эффективности бизнес-процессов.
- Управление бизнес-процесса (в IDEF0) – управляющие воздействия, регламентирующие выполнение процесса.
- Исходя из вышеизложенного определения бизнес-процесса, к основным принципам их выделения можно отнести:
- необходимый результат;
- регулярность действий;
- ценность результата для компании.
Глубина и степень детализации при описании (моделировании) бизнес-процессов определяются в зависимости от конкретных задач, вопросов на которые должно ответить это описание (модель), «проблемностью» и важностью процесса. Наиболее часто описание бизнес-процессов используется для получения ответов на вопросы типа: ЧТО, КТО и КАК должен выполнять в рамках деятельности компании.
Основные способы описания бизнес-процессов изложены в табл. 1.
Таблица 1
Способ описания бизнес-процессов | Пример* | Достоинства* | Недостатки* |
Текстовое | Стандарты организации, положения, должностные инструкции и др. | Привычность | Взаимосвязи между бизнес-процессами тяжело отслеживать.Высока вероятность неоднозначного понимания. Затрудненный анализ бизнес-процессов из-за избытка малозначимой информации, Значительные трудозатраты на поддержание документов в актуальном состоянии |
Табличное | Матрица распределения ответственности | Привычность Однозначность | Небольшое число факторов, параметров, которое можно отразить в таблице |
Визуальное (графическое) | Организационная структура, блок-схема, технологическая карта и др. | Наглядность Однозначность Разработаны нотации под решения задач различной сложности | Возможно наличие требований к квалификации |
Визуальное (графическое) с помощью специализированного программного продукта – системы бизнес-моделирования, case-средства | Сеть бизнес-процессов, Информационные модели для решения различных задач и т.д. | Возможность комбинированного использования всех предыдущих способов описания бизнес-процессов Возможности коллективной работы Поддержка различных нотаций, автоматическая проверка синтаксиса и др. | Приобретение программного продукта Возможно наличие требований к квалификации |
Примечание: * — Список примеров, достоинств и недостатков является далеко не исчерпывающим и приведен лишь в качестве общей обзорной информации. |
На выбор способа описания бизнес-процессов оказывают влияние такие факторы как:
- задачи, которые компания желает решить, внедряя процессный подход;
- размер и вид деятельности компании;
- сложность бизнес-процессов и их взаимодействия, риски бизнеса;
- квалификация персонала;
- устоявшаяся практика и др.
Оценка функционирования, «качества протекания» бизнес-процесса осуществляется на основании мониторинга и анализа показателей его результативности и/или эффективности, выявленных несоответствий. При управлении бизнес-процессом, его улучшением целесообразно применять цикл PDCA. Применение цикла PDCA для каждого отдельного процесса характеризуется следующим набором действий:
Этап | Действия | ![]() |
Планируй (Plan): | Определяй цели (показатели) процесса и процедуры работы, выполнение которых участниками приведет к достижению его целей | |
Делай (Do): | Доведи до участников процесса цели (показатели) и процедуры работы, обеспечь соблюдение процедур работы участниками | |
Проверяй (Check): | Контролируй показатели, соблюдение процедур работы участниками — анализируй выявленные несоответствия | |
Действуй (Action): | Улучшай процесс посредством применения результатов его анализа, устранения причин несоответствий |
Определение (назначение) целей бизнес-процессов производится с учетом стратегии компании. Ключевые показатели эффективности KPI, характеризующие степень достижения стратегических целей целесообразно использовать в качестве показателей результативности и эффективности бизнес-процессов. При выборе показателей необходимо учитывать:
- их соответствие целям;
- возможность и «легкость» контроля.
Эффективное улучшение бизнес-процессов с применением цикла PDCA на постоянной основе возможно лишь в случае наличия заинтересованности участников процесса в его непрерывном совершенствовании. Наилучшим способом задействовать потенциал участников как «движущей силы улучшения» будет учет достижения-недостижения целей бизнес-процесса (показателей KPI) в системе мотивации персонала.
Использовав вышеописанный подход можно «убить нескольких зайцев»:
- во-первых: стратегия, цели компании не «повисают» в воздухе, поскольку они увязаны с текущей деятельностью компании через бизнес-процессы;
- во-вторых: появляется возможность для построения по настоящему эффективной системы мотивации, основанной на учете конкретного результата, достижения показателя KPI.
Управление бизнес-процессами как подход к управлению компанией предусматривает то, что необходимо как совершенствование отдельного процесса в частности, так и системы (сети) процессов в целом.
Мировая практика показывает, что система управления, построенная на принципах процессного подхода, является более эффективной и результативной по сравнению с равной ей по масштабу функциональной системой.
Список источников:
[1] Давид Марка, Клемент МакГоуэн. Методология структурного анализа и проектирования. Пер. с англ. М .:1993, 240 с ., ISBN 5-7395-0007-9. [2] Р 50.1.028-2001. Методология функционального моделирования. М.: Госстандарт России, 2001. [3] Руководство по концепции и использованию процессного подхода для систем менеджмента. Документ ISO/TC 176/SC 2/N 544R3, 15 октября, 2008.
[4] Методика «Проектирование системы управления», Группа компаний «Современные технологии управления, версия 3.0.1, 2009.
#публикации
Источник: https://prabiz.by/blog/post/processnyj-podhod
Процессный подход для «чайников»
Процессный подход в интернете описан сложно, со страшными картинками, кучей терминов и непонятной пользой для читателя — похоже на лекции в институте, на которые начал ходить с середины семестра — жутко интересно, но ничего не понятно.
Исправляем эту оплошность — узнайте из нашей статьи, что такое процессный подход, какая польза от него для бизнеса, кому он подходит и как начать его использовать.
Процессный подход — это способ управлять людьми
Я разработал бесплатный облачный сервис для рисования и обсуждения процессов с коллегами. Он очень экономит время и делает обсуждение удобным. Регистрируйтесь!
Люди объединяются в группы, которые работают в рамках бизнес-процесса — т.е. по заранее определённым шагам и с ожидаемым результатом. Например, чтобы подготовить коммерческое предложение должны отработать 5 человек — менеджер по продажам, сотрудник производства, маркетолог, юрист и курьер.
Пример схемы процесса — основного элемента процессного подхода. Нарисовать такую схему можно бесплатно в браузере.
Таких процессов в организации целая куча — найм сотрудника на работу, заключение договора, отгрузка товара и так далее. APCQ, организация по процессам, делит их на 12 групп, в каждой по 20-50 процессов:
Группы процессов по версии APQC
Чтобы какую-то группу людей и их работу можно было назвать удовлетворяющей процессный подход, должны быть определены важные элементы:
- Начало работы. Последовательность шагов запускается с конкретного события или по решению сотрудника. Например, пришла заявка с сайта — нужно запускать подготовку КП;
- Алгоритм, или схема. Процессный подход предполагает, что последовательность шагов одна и та же, и можно составить её схему;
- Результат работы. Сотрудники трудятся не потому, что им скучно или нечего делать, они должны произвести продукт, который имеет ценность. В примере с КП — документ, принятый или отклонённый клиентом;
- Владелец. Это человек, который следит за людьми в рамках алгоритма и отвечает перед руководством за достижение результатов процесса.
Если с каждого шага процесса собирать статистику, то схему можно модифицировать — находить тех сотрудников, кто систематически тормозит работу, и разбираться почему.
Процессный подход нужен организациям, чтобы быстрее работать с предсказуемыми результатами
Когда в бизнесе прописаны все шаги, есть правила и люди, отвечающие за их выполнение, компании работают эффективно и достигают таких результатов:
- Минимум проблем между сотрудниками разных департаментов. Группы людей собираются в процессы из разных департаментов, поэтому разделение по отделам никак не влияет на процессы. Например, чтобы клиент оплатил счёт, менеджерам нужно запросить счет, бухгалтеру — его сделать, а курьеру — доставить клиенту.
- Экономия времени. Поскольку шаги прописаны и есть человек-владелец процесса, который “пинает” сотрудников в рамках процесса, работа не зависает в почте или EXCEL.
- Предсказуемость результатов. Владельцы процессов накапливают статистику и могут +/- говорить о том, когда процесс завершится. Процессный подход позволяет видеть проблемы по срокам ещё во время запроса, а не по факту. Например, клиенту пообещали отгрузку за 7 дней, а статистика говорит, что среднее время — 12 дней. Нужно звонить и извиняться.
- Клиентоориентированность. Все процессы складываются так, чтобы получать результат. Например, не просто счёт отправили клиенту, а получили уведомление о том, что он будет оплачен в указанную дату. А поскольку результат для компании — это деньги, а деньги в кошельке клиента, то компания работает с ориентацией на клиента.
Источник: https://bpmn2.ru/blog/processny-podxod-dlya-chainikov
Процессный подход управления организацией
Аннотация. В статье рассмотрен актуальный вопрос применения процессного подхода управления организацией. Дано определение понятию процессного управления. Выявлены основные элементы процессного подхода. Определены его важнейшие преимущества и сложности внедрения в отечественные организации.
Ключевые слова: бизнес-процесс, процессный подход, процессное управление, управление.
Радикальные экономические изменения в мировой и отечественной экономике требуют применения современных инструментов и методов, которые могли бы вывести компании на качественно новый уровень развития [1, c. 111].
Значительные изменения во внешней среде усугубляют проблемы, появляющиеся на стыках деятельности функциональных подразделений организаций. Решение подобных вопросов зависит эффективность деятельности компаний [2, c.
134].
Применение процессного подхода в значительной степени изменяет принцип организации бизнес-процессов и устройство управления структурными подразделениями [2, c. 135].
Прежде всего необходимо детерминировать понятие подхода к управлению.
Анализ литературы по теме исследования позволил сформулировать следующие определение: «подход к управлению представляет собой способ делегирования полномочий и ответственности» [4, c. 97].
История «процессного подхода» уходит своими корнями в 50-е годы прошлого столетия, когда Уильям Эдвардс Деминг сформулировал свою теорию, а японские производители успешно применили ее на практике. Однако окончательно данная концепция управления сформировалась только в конце 80-х годов [5, c. 146].
Что касается понятия процессного подхода, то его целесообразно определить, как подход к компании и анализу ее деятельности, который основан на выделении и изучении соответствующих бизнес-процессов, возникающих во взаимосвязи с другими процессами организации и/или внешней средой [4, c. 97].
Понятие бизнес-процесса, в свою очередь, детерминируется, например, Портером М. и Милларом В.
С точки зрения сущности, определяемой через точки входа и выхода, интерфейсы и организационные устройства, такие как устройства потребления товаров и услуг, в рамках которых идет прирост стоимости производства [4, c. 98].
Далее целесообразно в рамках настоящего исследования привести концептуальную схему процессного управления организацией [4, c. 99].
Рисунок 1. Концептуальная модель процессного управления
При этом основными элементами описанной модели являются следующие:
- Владелец – должностное лицо;
- Вход – ресурс;
- Выход – результат;
- Поставщик – субъект;
- Потребитель – клиент;
- Операция – часть бизнес процесса;
- Регламент – руководящий документ [7, c. 36-37].
Формирование усовершенствованной модели и устойчивой структуры предприятия предполагает усложнение представленной модели. При этом, сопутствующим процессом является детализация на базе декомпозиции работ и задач. Детализированная модель бизнес-процесса предполагает:
- Совокупность возможных вариантов исполнения бизнес – процессов «как есть»;
- Детальная диаграмма действий;
- Диаграмма воздействия, в которой находит свое отражение схема документооборота.
Стоит отметить, что процессный подход к управлению организациями идет по двум векторам:
- Процессы, идущие внутри современных производственных систем;
- Процессы принятия управленческих решений [3, с. 1].
На сегодняшний день управленческие решения принимаются в условиях крайней неопределенности, что, прежде всего, связано с неопределенностью исходной информации [3, c. 2].
Так, в случае, когда в организации может быть спрогнозировано падение темпов роста, усиление конкурентной борьбы, с учетом иных факторов риска она начинает поиск подходящих инструментов повышения эффективности своей деятельности с помощью оптимизации бизнес-процессов с применением процессного подхода, позволяющего решить ряд задач, среди которых:
- Уменьшение издержек;
- Рост рентабельности;
- Совершенствование процессов управляемости;
- Снижение воздействия человеческого фактора [6, c. 13-19].
Примечательно, что зарубежные компании активно используют теорию процессного подхода. Однако, отечественные организации, несмотря на довольно обширную теоретическую базу и анализ практики иностранного опыта продолжают использовать функциональный подход.
Такая ситуация может быть объяснена недостаточной готовностью руководящего звена к проведению изменений внутри компании по причине непонимания их важности для дальнейшего развития. К тому же внедрение процессного подхода предполагает существенных временных затрат.
Поэтому руководству чаще всего удобнее не замечать рациональности выявления и описания бизнес-процессов [4, c. 99].
В связи с вышесказанным целесообразно определить основные преимущества применения процессного подхода, обуславливающие, в частности, его повсеместное использование компаниями за рубежом:
- Возможность соединения всех задач в виде процесса на каждом этапе развития компании;
- Формирование четких связей между подразделениями и участниками процесса;
- Важность удовлетворения клиентских требований;
- Эффективность разграничения полномочий и ответственности внутри организации;
- Минимизация риска зависимости от конкретных исполнителей задач;
- Транспарентность действий внутри процессов;
- Отсутствие повторяющихся функций сотрудников [8, c. 251].
Таким образом, может быть сделан вывод о том, что применение концепции процессного управления дает возможность рассматривать компанию с позиции сети взаимоувязанных бизнес-процессов, а не с точки зрения комплекса разрозненных функций.
Иными словами, бизнес-процесс представляет собой некую цепочку операций, ориентированных на достижение общего результата.
Его применение способствует проведению максимально эффективной работы оптимизации всех операций внутри организации, четкому расставлению приоритетов и быстрому решению возникающих проблем.
Несмотря на существование безоговорочных преимуществ применения процессного подхода, эксперты и практики в данной области исследования отмечают определенные сложности при его внедрении в российские организации:
- Проблема транпарентности возникает из-за нежелания отечественных компаний предоставлять свою рабочую и отчетную документацию экспертам.
- Целеполагающая проблема исходит из некорректно и нечетко поставленных целей сотрудникам. Причиной данной проблемы состоит, в первую очередь, в некомпетентности руководящего звена организаций.
- Управленческие проблемы чаще всего складываются по причине недостаточной компетенции и/или квалификации высшего руководства.
- Противостояние персонала возникает из-за нежелания сотрудников принимать предлагаемые изменения.
- Методические проблемы обуславливаются отсутствием необходимых стандартов по описанию и регламентации бизнес-процессов.
- Оценочные проблемы возникают из-за завышенных ожиданий руководства по поводу результатов внедрения бизнес-процессов [9, c. 19].
Таким образом, основной проблемой отечественных компаний в рамках вопроса внедрения процессного подхода является непонимание и нежелание понять ключевую идею концепции процессного управления.
В связи с этим особую важность приобретает вопрос ознакомления сотрудников компании с теоретической базой, способной раскрыть суть и возможности данного подхода.
Именно поэтому целесообразно привести примеры компаний, которые смогли успешно применить процессное управление в своей деятельности.
«ОЗМ-Электросталь» была создана на базе металлургического комплекса Ижорских заводов. В ходе выделения и описания существующих бизнес-процессов экспертам удалось выявить подразделения, функции которых полностью дублировали друг друга. Внесение соответствующих изменений в структуру дало возможность значительно сократить издержки и избежать дальнейшего повторения усилий [4, c. 100].
В заключение проведенного исследования можно сделать вывод о неоспоримых преимуществах применения процессного подхода в управлении организацией, позволяющих вывести компанию на новый уровень и достичь максимальных успехов в отрасли.
При этом необходимо понимать, что разработка и внедрение данного подхода – крайне трудоемкий процесс.
Однако, его применение способствует обеспечению непрерывности управления на стыках между отдельными организациями, а также при их сочетании и взаимодействии, что неизбежно ведет к росту эффективности деятельности организации.
Список литературы:
- Легкая Л. А. Процессный подход к управлению организацией и условия его применения / Л. А. Легкая, Т. В. Дзабиева, В. С. Габараева // Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей IV Международной научно-практической конференции. – 2018. – с. 111-113.
- Лисичкина Ю. С. Процессный подход в управлении организацией / Ю. С. Лисичкина, Ю. К. Сычев // Управленческие науки в современном мире. Издательство: Издательский дом «Реальная экономика». – 2017. – с. 134-137.
- Воронов Г. А. Процессный подход в управлении организациями различных форм собственности в условиях неопределенности. Диссертация. – 2012. – с. 245.
- Путянина Т. П. Процессный подход к управлению организацией как актуальная модель современной экономики / Т. П. Путянина, К. С. Дидык // Стратегия инновационного развития агропромышленного комплекса в условиях глобализации экономики. Материалы международной научно-практической конференции. – 2015. – с. 97-101.
- Авалдыкова О. С. Процессный подход в управлении организацией. Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир. V международная научно-практическая конференция аспирантов и студентов. – 2016. – с. 146-152.
- Бекетов Н.В., Федоров В.Г. Формализация модели бизнес-процессов предприятия: информационная интеграция и управление активами // Экономический анализ. Теория и практика. –2013. –No7.
- Михайлова Е.М. Модель бизнес-процесса как важнейший элемент организации процессного управления предприятием. Гео-Сибирь. – 2015. – с. 35-38.
- Печерицына И.О. Преимущества процессного подхода к управлению / И. О. Печерицына, Е.В. Гринавцева // современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей XXII Международной научно-практической конференции. – 2018. – с. 249-252.
- Диннер А.В. Процессный подход в управлении организацией: плюсы и минусы / А.В. Диннер, Д.С. Большанина, Ж.А. Ермушко // GAUDEAMUS IGITUR. – 2017. – с. 18-20.
Источник: https://sibac.info/studconf/econom/lxxvii/140485
Процессный подход в управлении, с примерами
Процессный подход к управлению заключается в том, что каждый работник предприятия участвует в обеспечении жизнедеятельности соответствующих бизнес-процессов, принимая непосредственное участие в них.
В этом случае обязанности, сфера ответственности, показатели успешной деятельности каждого работника формулируются и обладают смыслом только в рамках конкретной задачи или процесса.
Горизонтальная связь структурных единиц существенно сильнее, а вертикальная связь может слегка ослабевать. Процессный подход к управлению характеризуется тем, что чувство ответственности персонала может меняться качественно: он будет отвечать не только за функции, возложенные на него начальником, но и за весь бизнес-процесс.
Процессно-ориентированная система управления
- Процессный подход к управлению характеризуется построением процессно-ориентированной системы управления, где основной упор делают на проработку механизмов связи в ходе процесса между структурными единицами внутри предприятия, так и с внешней средой (клиенты, поставщики и партнеры).
- Именно процессный подход к управлению дает возможность учесть важнейшие аспекты бизнеса, включая ориентацию на конечный продукт, заинтересованность всех исполнителей в росте качества конечной продукции, заинтересованность в своей работе.
- Процессный подход к управлению в целом игнорирует организационную структуру управления предприятием, оно воспринимается руководством и сотрудниками в качестве деятельности, которая состоит из бизнес-процессов.
Принципы процессного подхода
Процессный подход в управлении основывается на нескольких основных принципах, среди которых можно назвать:
- Рассмотрение деятельности компании в качестве совокупности бизнес-процессов,
- Обязательная регламентация и формальное описание выполнения бизнес-процессов,
- Наличие внутреннего или внешнего владельца у каждого бизнес-процесса (лицо, которое отвечает за результат).
- Наличие ключевых показателей, посредством которых характеризуется каждый бизнес-процесс.
Процессный подход к управлению и его принципы характеризуются основными правилами, руководствуясь которыми происходит организация эффективного функционирования бизнеса.
Значение процессного подхода
Процессный подход к управлению получил широкое распространение на фактически все ведущие организации мира, которые на сегодняшний день обладают процессно-ориентированным характером.
Понимая, какие бизнес-процессы осуществляются в компании, можно создать эффективную организационную структуру их управления. Отсутствие процессного подхода к управлению может привести к стихийным результатам, их невозможно использовать и анализировать по причине сложности воспроизведения.
Процессный подход к управлению способствует определению, что конечный продукт деятельности предприятия — результат совместной работы всего его персонала.
Процессный подход к управлению позволяет устранить разрыв на стыке процессов, восстановить связь между ними.
Этот подход не отвергает существующую на предприятии систему управления, определяя способы его совершенствования и качественной модификации.
Преимущества и недостатки
Процессный подход к управлению имеет свои преимущества, которые заключаются в четкой системе взаимных связей внутри процесса и в закрепленных за ним подразделениях, четкой системе единоначалия. При данном подходе одним руководителем сосредотачивается в руках руководство всей совокупностью операций и действий, которые направлены на достижение поставленных целей и получение заданных результатов.
При процессном подходе сотрудники наделены большими полномочиями, при этом увеличение их роли в предприятия способно привести к существенному повышению их отдачи.
Недостатками процессного подхода к управлению можно считать то, что появляется большая зависимость результата работы предприятия от квалификации, личных и деловых качеств рядового персонала (исполнителей).
Работа в команде нескольких работников, обладающих разной функциональной квалификацией, часто приводит к определенным задержкам и ошибкам (например, в процессе передачи работы между участниками команды).
Примеры решения задач
Источник: http://ru.solverbook.com/spravochnik/menedzhment/processnyj-podxod-v-upravlenii/
Процессный подход к управлению
Подход к анализу и организации деятельности компании, базирующийся на разграничении и изучении каждого из её бизнес-процессов, находящихся во взаимодействии с другими бизнес-процессами, существующими в компании или средой вокруг неё, называется процессным подходом.
Для понимания данного подхода необходимо рассмотреть взаимосвязанные с ним следующие понятия:
Понятие главной операционной функции, заключающееся в основной, главной задаче организации, которой посвящена её деятельность – ею может быть любой этап бизнеса: этап академических исследований, этап проектных и конструкторских работ, этап получения сырья или снабжения производства, стадия закупок, производственный этап или стадия сборки, этап сбыта продукции, стадия распределения или предоставления услуг. По сути, операционная функция это производство товаров либо предоставление услуг, направляемых организацией во внешнюю среду. Целью, преследуемой главной операционной функцией является предоставление клиентам удовлетворяющих его потребности услуг и товаров.
Базовой операционной функцией либо совокупностью функций является бизнес-процесс организации. Он предусматривает приём ресурсов на входе в компанию, последующую его переработку и получение в результате деятельности компании конечного результата, обладающего ценностью для потребителя. Бизнес-процесс состоит из следующих элементов:
- входов, обычно представляющих собой получаемые ресурсы;
- выходов, воплощаемых в результатах деятельности компании;
- управляющего воздействия, оказывающего влияние на процесс;
- ресурсов, обеспечивающих процесс (человеческих и материальных, финансовых и информационных);
- преследуемые процессом цели;
- круг обязанностей участников, непосредственно вовлечённых в процесс;
- необходимые для запуска процесса условия или входные критерии элементов, требуемые для выполнения процесса входные элементы (материал и информация);
- необходимые для завершения процесса выходные элементы, являющиеся результатами процесса;
- требуемые для завершения процесса критерии выхода (условия или элементы);
- критерии, характеризующие эффективность процесса;
- используемые по мере исполнения процесса знания, методы и инструменты;
- модели приспособления процесса необходимые для успешной его адаптации в разнообразных контекстах;
- разграничение данного процесса с иными процессами компании.
Бизнес-процесс
Процессный подход организации подразумевает рассмотрение деятельности компании, состоящей из бизнес-процессов, направленных на конечный результат в качестве основной цели. В состав данных процессов входят все функции, которые выполняются в подразделениях входящих в состав организации, создающие их взаимодействие и взаимосвязь. К базовым принципам процессного подхода относятся:
- деятельность компании, представляющая собой совокупность бизнес-процессов;
- исполнение бизнес-процессов обязательно должно формально описываться и регламентироваться;
- у каждого бизнес-процесса имеется свой внешний или внутренний владелец и клиент (отвечающее за конечный результат бизнес-процесса лицо);
- каждому бизнес-процессу соответствуют ключевые показатели, отображающие порядок его выполнения, получаемый результат или воздействие, оказываемое деятельностью организации, на окончательный итог.
Приоритетами процессного подхода являются:
- целевая направленность на удовлетворение требований, имеющихся у клиента;
- избавление лиц участвующих в руководстве от рутинного оперативного управления;
- потенциальная возможность выявлять узкие места и находить резервы для выполнения работы;
- разработка эталонной последовательности действий, исполняемых персоналом;
- создание возможности «тиражировать» бизнес путём образования на основании формализованных бизнес-процессов новых бизнес-площадок;
- осуществление принципа, предусматривающего постоянное усовершенствование деятельности организации.
Применение процессного подхода начинается с выявления процессов существующих на предприятии (согласно требованиям ISO 9001:2000), используя элементы системного подхода для его исполнения. Четырьмя базовыми его положениями являются:
- определение системного и процессного подходов в отношении организации;
- выяснение процесса (бизнес-процесса) имеющегося у организации;
- осмысление шагов требуемых для реализации в организации процессного подхода;
- обозначение имеющих взаимную связь процессов организации, образующих некую сеть (систему).
Использование процессного подхода при управлении предусматривает обязательное изучение всех текущих (подлинных) процессов осуществляемых предприятием в противовес искусственному вычленению из деятельности, к примеру: «процесса менеджмента качества», «процесса сохранения печати организации» и т.д. Все подлинные процессы, существующие в организации, достигаются по средствам привязки к имеющимся в ней функциональным подразделениям сети (системы) процессов.
Общая схема предприятия с точки зрения системного подхода
Общую схему предприятия можно представить в виде последовательности функциональных подразделений, расположенных на пути от входа в организацию до выхода из неё.
Каждому подразделению соответствует некоторое количество процессов выполняемых в его пределах.
Результаты каждого процесса поочерёдно передаются на границах функциональных подразделений каждому последующему подразделению для исполнения следующих процессов вплоть до получения конечных результатов.
Общая схема предприятия с точки зрения процессного подхода
Схематично она выглядит как группа функциональных подразделения предприятия, обладающих набором своих работ и процессов, выполняемых в их пределах. Согласно процессному подходу определяется последовательность процессов в каждом подразделении и связи, имеющиеся между ними, которые непосредственно задействованы в получении конкретного конечного результата.
Для внедрения процессного подхода необходимо произвести ряд действий:
- Разработать, проанализировать и оптимизировать цепочки создания организацией ценности, способствуя лучшему пониманию методов решения задачи по построению в организации системы процессов.
- Создать в организации сеть (систему) процессов.
- Оптимизировать на базе системы процессов имеющуюся в компании организационную структуру, переориентировав её на процессы из-за необходимости добиться устранения в ходе выполнения процессов следующих факторов:
- — зон безответственности;
- — дублирования некоторых функций;
- — перекрещивания полномочий;
- — неэффективных звеньев цепочки.
- Необходимо документировать осуществляемую деятельность.
- Требуется разработать и воплотить в жизнь систему управленческих показателей для процессов и компании в целом.
- Организовать систему управления процессами:
- — предоставить ресурсы (к примеру, средства на создание регламентов, информационной системы, подготовку персонала и пр.);
- — определить систему показателей и целей решаемых управлением процессами;
- — создать и ввести в действие процедуры осуществляющие управление предупреждающими и корректирующими действиями.
- Сформировать и запустить деятельность, направленную на улучшение процессов.
- Сформулировать и ввести в действие систему мотивации, необходимую для улучшения процессов.
Документирование процессного подхода осуществляется с помощью стандартов моделирования IDEF 0 и IDEF 3.
Если в случае использования стандарта IDEF 0 анализируются функциональные аспекты с одновременным предоставлением общих характеристик системы и ориентиров, на которые направлена её деятельность, то методика IDEF 3 являясь методом поведенческого моделирования, позволяющей продемонстрировать факторы, способствующие процессам, происходящим в системе. При помощи IDEF 3 процесс представляется в виде последовательных упорядоченных действий, способствуя одновременному выявлению объектов связанных с ним.
Нужны оригинальность, уникальность и персональный подход? Закажи свою оригинальную работу УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ
Источник: https://sciterm.ru/spravochnik/processnij-podhod-k-upravleniyu/
Процессный подход в менеджменте качества образования в вузе
Одной из важнейших задач высшего учебного заведения является удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии. [1, с.2] В связи с этим в последние годы возрастает роль обучающихся субъектов в управлении качеством образовательных услуг.
В соответствии с современными требованиями в области менеджмента качества (стандарты ISO и России), все чаще встает вопрос о более глубоком изучении менеджмента качества обучения и образования, в частности менеджмента качества работы преподавателя в решении задач образования в вузе.
Целью менеджмента качества обучения и образования в вузе является совершенствование качества образовательного процесса и совершенствование системы управления качеством работы преподавателя в системе преподаватель-студент.
Согласно ГОСТ Р 50691-94, который устанавливает основные требования к системам обеспечения качества услуг в соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000 и направлен на обеспечение достижения необходимого качества предоставляемых потребителю услуг, обучение с полной уверенностью можно назвать услугой.
В частности, в нем говорится о том, что услугой называется результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя.
К социально-культурным услугам данный стандарт относит медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и т.д. [2, с.2]
Таким образом, в качестве исполнителя услуги образования, в рамках вуза, можно рассматривать преподавателя, тогда в роли потребителя будут выступать студенты, другие преподаватели, работодатели, а в роли посредника — администрация вуза, работодатели.
Если администрация вуза, другие преподаватели и работодатели – опосредованные потребители услуг образования конкретного преподавателя, то студенты — непосредственные потребители, удовлетворяющие свои потребности в интеллектуальном, культурном и нравственномразвитии с помощью услуг, предоставляемых преподавателем, поэтому необходимо их участие в управлении качеством образовательных услуг.
Под качеством услуги понимается совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности потребителя. Все методы управления качеством образовательного процесса разделяют на методы по цели, по результату и процессные методы.
Уже разработаны некоторые методы, которые позволяют студентам регулировать работу преподавателя с помощью оценки качества услуги, например анкета «Преподаватель глазами студента». Данный метод заключается в том, что студенты, спустя полгода окончания дисциплины, оценивают преподавателя по критериям, указанным в анкете.
Однако, это итоговый метод, и он имеет недостатки: анкетирование происходит после шестимесячного перерыва, что искажает оценку качества преподавания, так как анкета не отражает оценку самого процесса преподавания, а лишь его итог, помимо этого, метод не отражает процесс в динамике, что мешает анализу качества преподавания.
Мы предлагаем процессный подход к менеджменту качества преподавания, поскольку в процессе образования, выход одного процесса образует непосредственно вход следующего, например, знания и навыки, полученные на занятии, необходимы для обучения на следующей или знания одной дисциплины – база для изучения другой.
Основные положения процессного подхода к качеству описаны в ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Согласно данному документу «процессным подходом называется применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов». [3, с.1]. Схема процесса управления качеством в соответствии с [3, с. 2] представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе
Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии. При реализации в системе менеджмента качества такой подход подчеркивает важность:
— понимания и выполнения требований;
— необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавленной ценности;
— достижения результатов выполнения процессов и их результативности;
— постоянного улучшения процессов, основанного на объективном измерении.
При данном подходе к менеджменту качества образования потребители играют существенную роль. Мониторинг удовлетворенности потребителей требует оценки информации о восприятии потребителями выполнения их требований.
- Организация должна определить следующие требования, относящиеся к продукции:
- — требования, установленные потребителями, включая требования к предоставлению услуги и деятельности после предоставления
- — требования, не определенные потребителем, но необходимые для конкретного или предлагаемого использования, когда оно известно
- — законодательные и другие обязательные требования, относящиеся к услуге
- — любые дополнительные требования, определенные организацией.
- Предполагается, что периодически, после окончания изучения темы, раздела, в целом окончания семестра работа преподавателя будет оцениваться с помощью объективных показателей качества учебного занятия, приведенных в таблице 1.
- Таблица 1
Показатели качества деятельности преподавателя
№п/п | Показатель | Значение показателя |
1. | Средняя успеваемость учащихся по приведенному среднему баллу у данного преподавателя ( — σ) -средняя успеваемость у преподавателя в группе,( — σ) — по вузу. | q= |
2. | Научность изучаемого учебного предмета | К= |
3. | Полнота учебного предмета | К= |
4. | Средняя величина эффективности проводимых учебных занятий (по результатам анализа листов наблюдений) | К= |
5. | Публикации учебно-методического характера | q= |
6. | Отзыв студентов о учебно-воспитательной деятельности преподавателя (по результатам анкеты) | = |
Наиболее общим является показатель по качеству усвоения знаний учащимися. Если средняя оценка в группе учащихся составляет , а разброс оценок относительно среднего значения – σ, то показатель по качеству усвоения можно представить в виде ( — σ).
Однако, данный показатель необходимо сопоставлять с коэффициентом полноты (Кп) учебного предмета, а также с коэффициентом научности (К β) , тогда П = f (Кполн; ( — σ); К β).
При расчете средней успеваемости необходимо сопоставить средний балл группы у данного преподавателя к среднему баллу по университету.
Не всегда средний балл может объективно отражать качество работы педагога, так как он может достигаться путем экстенсификации учебного процесса, а не за счет повышения его эффективности. Чтобы выявить такого педагога, используют анкету:
-
Вы изучали в этом семестре следующие четыре предмета (дается перечень предметов). Расположите их в порядке убывания трудностей изучения.
-
Перечислите названия предметов в порядке убывания затрат домашнего времени на их изучение:
Больше всего времени требовалось на…
Меньше всего времени требовалось на…
3. Перечислите изученные предметы в порядке убывания нагрузки на аудиторных занятиях:
Легче было на занятиях по….
Труднее было на занятиях по…
-
Вашими преподавателями по предметам были (дается перечень предметов и преподавателей). Расположите фамилии преподавателей в порядке убывания их требовательности.
-
Расположите изученные вами предметы в порядке убывания возникшего у вас к ним интереса.
Наибольший интерес вызвало изучение…
Наименьший интерес вызвало изучение…
Если анкета о предмете рассматриваемого преподавателя будет содержать отзывы : самый трудный предмет, требуется наибольшее время для домашней работы, предмет создает минимальную нагрузку на аудиторных занятиях, педагог самый требовательный, интерес к предмету минимальный, — значит за высоким средним баллом скрывается неэффективное использование учебного процесса, так как большая часть работы проводится студентом вне учебной аудитории, без участия педагога. И наоборот, если студенты в анкетах говорят о том, что предмет легкий, максимальная работа приходится на аудиторные занятия, объем домашней работы минимален, значит, педагог умеет хорошо построить учебную деятельность в аудитории и управлять ею.
- Коэффициенты эффективности использования учебного времени:
- Первый из них – коэффициент эффективности по алгоритму управления показывает, насколько управляема деятельность учащихся относительно цели учебного занятия:
- К=,
- где m – число учащихся, работающих на занятии в целевых моносистемах,
- — время их работы,
- — время занятия,
- М – число учащихся в группе.
- Второй коэффициент показывает, как построена учебная деятельность соответственно цели занятия:
- К=,
- где — число учащихся, выполняющих учебную деятельность соответственно цели занятия и одновременно работающих в целевых моносистемах, Т — время их работы.
- Общий коэффициент эффективности учебного занятия рассчитывается как произведение:
- К= КК =
Важным показателем, характеризующим педагога, является наличие у него методических публикаций: пособий для студентов или преподавателей, научно-методических статей или монографий, так как передача опыта, мастерства — важнейшая помощь студентам, аспирантам, молодым преподавателям. Этот показатель рассчитывается как отношение количества публикаций преподавателя к среднему числу публикаций на одного преподавателя вуза.
- Как студент, так и преподаватель, могут контролировать и управлять процессом образования с помощью общей оценки после каждого занятия, таким образом можно составить более точный анализ работы педагога и корректировать ее в течение процесса обучения.
- Внедрение этого метода в управление процессом образования, безусловно, повысит его качество, что немаловажно сегодня, когда Россия во многих сферах деятельности выходит на международные стандарты, в том числе и в образовании.
- Литература:
Основные термины (генерируются автоматически): преподаватель, занятие, учебная деятельность, учебное занятие, учебный предмет, число учащихся, предмет, студент, требование, домашняя работа.
Источник: https://moluch.ru/archive/30/3435/