- ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОРГАНИЗАЦИИ
- Сидорова Раиса Александровна
- студент 1 курса, кафедра социологии и управления персоналом ФЭИ, г. Якутск
- E-mail: rayasya@mail.ru
- Борисова Ульяна Семеновна
научный руководитель, д-р соц. наук, профессор ФЭИ, г. Якутск
Актуальность темы.
Работа «Взаимодействия человека и организации» обусловлена тем, что это неотъемлемая и наиважнейшая часть эффективного, качественного функционирования предприятия, так как организация не может существовать без работников, без человеческого ресурса. Только при условии эффективного, взаимовыгодного взаимодействия человека и организации появляется возможность достижения длительного профессионального успеха.
Цель данной работы состоит в том, чтобы выявить проблемы взаимодействия человека и организации, и найти пути решения этих проблем.
Материалы. Основополагающим элементом и главным богатством любой организации является человек. Со времени введения технических новшеств на предприятиях, роль и значение человека в организации не только не упали, но увеличились. При этом человек стал не только самым ценным ресурсом организации, но и самым дорогостоящим.
Системно поведение человека в организации может быть представлено с двух позиций: 1) с позиции взаимодействия человека с организационным окружением (в этом случае человек находится в центре модели) и 2) с позиции организации, включающей в себя индивидов (в этом случае организация как целое является исходной точкой рассмотрения) [2, с. 62].
Результаты исследования. На начальном этапе исследования нас интересовало взаимодействие человека и организационного окружения в культурно-развлекательном центре “City Life”.
ООО “City Life”, Культурно-развлекательный центр “City Life” находиться в Республике Саха (Якутия), по адресу Кирова, 18, Бизнес-центр, блок. В, 2 этаж.
КРЦ “City Life” выпускает продукт питания, чем удовлетворяет потребности клиентов. Он работает в таких сферах деятельности как развлекательные центры, бары и рестораны.
Удачным является местонахождение предприятия, прямо в центре города. Общая площадь составляет 903,9 кв. м.
Тип организационной структуры предприятия является линейно-функциональная оргструктура.
Общее количество кадров: 60 единиц. Уровень квалификации соответствует потребностям, все повара имеют среднее-специальное образование.
Заработная плата выдается в календарных днях, два раза в месяц: 1 этап — аванс 20 числа. 2 этап — 15 числа.
Осуществляются современные методы выполнения заказов, путем доставки до заказчика. Имеется оперативная связь с поставщиками энергоресурсов и продукции и сырья (продуктов питания). Основные программы: Р.
Криппер (многофункциональная кассовая система), 1С: Бухгалтерия, 1С: Зарплата и кадры, Store-House (система контроли расходов и приходов).
А также имеется доступ в интернет, факс, терминал приема платежей по картам.
Был проведён опрос среди сотрудников, и проведены наблюдения за работой персонала. Результаты исследования выявили:
Таблица. 1.
Результаты опроса сотрудников
Отрицательные стороны | Положительные стороны |
|
|
Общая удовлетворенность трудом составляет 67 %.
В опросе был использован тест, под названием «Какой тип взаимоотношений между работником и организацией Вы предпочитаете» [3, с. 286]. Он показал что, 67 % опрошенных относятся к благожелательным работникам.
«Благожелательные работники» — это люди, которые отдают предприятию, где они работают, больше чем берут. У руководителей с такими сотрудниками практически нет проблем. Они очень ценные кадры.
Остальные 33 % относятся к эгоистическому типу, их еще называют «имеющие право». Название «эгоистического» типа говорит само за себя.
«Имеющие право» — это люди, которые склонны брать от предприятия всё, и при этом ничего не отдавать взамен.
Также был проведен опрос у главного менеджера и руководителя предприятия. По опросу оба руководителя склоняются к демократическому стилю руководства. Это самый оптимальный и успешный стиль руководства.
Анализ показал, что главный менеджер при решении вопросов ориентирован на интересы дела, чем на отношения с сотрудниками.
Однако руководитель предприятия, прежде всего, ориентирован на человеческий фактор и социально-психологическую атмосферу. В данном случае наблюдается баланс в стиле управления двух руководителей.
И их методы, дополняя друг друга, улучшают эффективность труда.
Далее был проанализировано штатное расписание организации, которая выявило, что для такого ресторана переизбыток персонала, учитывая то, что он находится в не большом городе.
Летом 2012 года я имела возможность стать работником КРЦ “City Life”. Собственные наблюдения и специальные исследования в этом плане показали, что администрация и руководители не доброжелательны к новым сотрудникам.
Ярким примером было то, что администратор втайне от всех написала жалобу от лица посетителя на меня, о том, что мне не дозволено ходить с розовыми волосами. Конечно, многие рестораны не допускают такого, и видеться определенный дресс-код. В таком случае администратор должен был сам лично разрешить эту проблему, а не через третье лицо.
- Можно сделать вывод о том, что у ресторана недостаточно персонала, в противном случае они бы не взяли на работу девушку с вульгарным цветом волос.
- Пути решения. Результаты проведенного анализа позволяет сделать некоторые выводы:
- Проблемы КРЦ “City Life”:
- 1. Высокая текучесть кадров
- 2. Не оплачен труд предыдущих сотрудников
- 3. Переизбыток персонала
- Для повышения эффективности работы предприятия следует провести ряд действий по оптимизации штатного расписания:
1. Обязанности бухгалтера-калькулятора и бухгалтера-кассира объединить. И повысить заработную плату на 20 %;
2. Упразднить ставки: одного старшего повара, раздатчика и одного повара холодного цеха. Повысить заработную плату оставшегося повара холодного цеха на 23 %;
3. Фотографа перевести на сдельную оплату труда;
4. Сократить на 50 % штат посудниц. Повысить заработную плату оставшимся на 33 %;
5. Объединить водителя и закуп. Повысить заработную плату на 20 %;
На сэкономленные средства по оптимизации штатного персонала оплатить заработную плату предыдущим сотрудникам.
Для предотвращения высокой текучести кадров, можно применить методику развития чувства ответственности.
Чтобы воспитать такого сотрудника потребуется достаточно много времени и вложений в него на начальном этапе. Все это делается к тому, чтобы новый работник почувствовал, что вы много вкладываете в него, и ответил тем же вам [2, c. 74].
Успешная работа нового члена организации будет выполнена условиями, которые создает руководитель организации: вознаграждение или премия, умение увлекать сотрудников в их работу, продвижение по карьерной лестнице, состояние рабочего места, отдых, удобный график [1, c. 71].
Выводы: В заключении хотелось бы отметить, что множество ресторанов работают, так же как и КРЦ “City Life”, которые не соблюдают нормы менеджмента, что приводит к задержке заработной платы, высокой текучести кадров и прочим проблемам.
Список литературы:
- Вачугов Д.Д., Березкина Т.Е., Кислякова Н.А. и др. «Основы менеджмента» — М.: «Высшая школа», 2003. — 71 с.
- Виханский О.С., Наумов А.И. «Менеджмент» — М.: «Гардарика», 1998. — 62 с. и 74 с.
- Пугачев В.П. «Тесты, деловые игры и тренинги в управлении персоналом» — М.: 2003. — 285 с.
Источник: https://sibac.info/studconf/econom/x/32496
Проблемы взаимодействия человека и организации
- Выдержка
- Литература
- Похожие работы
- Помощь в написании
- Введение
- Глава 1. Проблемы взаимодействия человека и организации
- 1. 1. Человек и организация
- 1. 2. Модель взаимодействия человека и организационного окружения
- 1. 3. Проблемы вхождения человека в организацию. Влияние организации на процесс вхождения
- 1. 4. Проблема несовпадений ожиданий человека и организационного окружения
- 1. 5. Ролевой аспект взаимодействия человека и организации
- Глава 2.
Сводные статистические показатели удовлетворенности и неудовлетворенности сотрудников компаний своей работой
- Заключение
- Библиографический
- список
Введение
Актуальность данной курсовой работы, на тему «Проблемы взаимодействия человека и организации» состоит в том, что изложенную здесь информацию можно применять и в повседневной жизни при взаимодействии с организацией и с целью ознакомления. Она помогает разобраться и учит поведению как при вхождении в новую организацию, так и в организации, в которой вы уже работаете сравнительно давно. Это теоретический материал, который полезно изучить, и применять на практике.
Цель работы — выявить проблемы взаимодействия между человеком и организацией и предложить методы их решения.
Для достижения поставленной в курсовой работе цели мною решались следующие задачи:
1. Изучить модели взаимодействия человека и организационного окружения.
2. Подробно изложить информацию о проблемах вхождения человека в организацию и влиянии организации на этот процесс вхождения.
3. Выявить проблему установления взаимодействия между человеком и организационным окружением.
4. Рассмотреть ролевой аспект взаимодействия человека и организации, его анализ, описание, синтез («https://r.bookap.info», 29).
Объектом курсового исследования является изучение взаимодействия между человеком и организацией, предметом — проблемы взаимодействия человека и организационного окружения.
Курсовое исследование написано при использовании литературы по менеджменту, психологии, справочников, по электронным версиям журналов, также были использованы Интернет — источники, раскрывающие затронутую в работе проблему, а также материалов периодической печати. Библиографический список представлен в конце курсовой работы.
Структура моей курсовой работы обусловлена поставленными в исследовании задачами. Глава первая посвящена теоретическому анализу проблемы, а во второй главе работы, я предоставляю информацию по данной теме на конкретном примере.
- При написании курсовой работы мною были использованы следующие методы научного исследования:
- — Метод синтеза экономической информации;
- — Аналитический метод.
В данной работе я рассматриваю организацию с позиции организационного окружения, так как это более логично. Ведь организационное окружение по своей сути — это та часть организации, с которой человек сталкивается во время своей работы в ней, а именно этот аспект организации меня и интересует.
Показать весь текст
- Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 2004.
- Большаков, Михайлов. Современный менеджер: теория и практика. — СПб, 2000.
- Большой энциклопедический словарь. — М., 2000
- Борисов Е.Ф. Экономическая теория. — М., 2003.
- Бурмистрова И. Переподготовка персонала: тренинги на рабочем месте// Обучение и карьера. — 2004. — № 29.
- Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент. — М., 2005.
- Гудушаури Г. В., Литвак Б. Г. Управление современным предприятием. — М., 1998.
- Дип С., Сесмен Л., Верный путь к успеху: 1600 советов менеджерам. — М., 1995.
- Дубровина И.В. и др. Психология. — М., 2003.
- Ишутина Е. Генри Форд — человек, которого избрал успех //Обучение и карьера. — 2004. — № 28.
- Каменская Е.Н. Социология: Учеб. пособие. — М., 2005.
- Карих Н. Малыш «Z-lounge»// Ваш досуг.- 2005. — № 18.
- Кодекс эффективного руководителя //Harvard Business Review Россия. — 2004. — № 12.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М., 2000
- Мардас А.Н., Мардас О. А. Организационный менеджмент. — СПб., 2003.
- Немов Р.С. Психология. — М., 1995.
- Предпринимательское право / Под ред. Е. П. Губина, П. Г. Лахно. — М., 2004.
- Психология и педагогика /Под ред. В. И. Жукова и др. — М., 2004.
- Рогожин С.В. Теория организации. — М., 2004.
- Словарь-справочник менеджера /Под ред. Лапусты М. Г. — М., 2002
- Социальное управление: Словарь/ Под ред. В. И. Добренькова, И. М. Слепенкова. — М., 2003
- Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. — М., 1998.
- Управление — это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тэйлор, Г. Форд. — М., 1992.
- Цыпкин Ю.А. и др. Менеджмент. — М., 2001.
- Эффективный топ-менеджер: талант или удачная мотивация? http://www.finansy.ru
- Янчевский В.Г. Основы менеджмента. — Мн., 2004.
- Емельянов Е. Объединяй и властвуй. // ITeam — технологии корпоративного управления: [http://www.iteam.ru/articles.php?pid=1&tid=2&sid=32&id=315, 29.01.2003]
Источник: https://r.bookap.info/work/3822064/problemy-vzaimodejstvia-celoveka-i-organizacii
Проблемы взаимодействия человека и организации
Выполняемая сотрудником работа показывает необходимость
этого сотрудника другим людям, которые
находятся с ним не только в
непосредственном организационном окружении, но и в опосредованном. Однако это не значит, что человек в организации только лишь пешка в игре.
Конечно, человек должен подчиняться тем сотрудникам, которые стоят выше него на иерархической лестнице, но подчинение это, скорей, формализованное.
И должностные обязанности, закрепленные в правилах трудового распорядка, различных нормативных актах, Уставе организации, Конституции, лишь упрощают деятельность человеку, который работает в организации.
Ведь тем самым они увеличивают время для взаимодействия с другими людьми с целью повышения уровня своего образования, личностного роста и развития душевных качеств.
Кроме этого, они позволяют осваивать те функции и обязанности человеку, овладение которыми необходимо для перехода на более высокий уровень по иерархической лестнице. А это, в свою очередь, позволяет сотруднику увеличивать свои материальные ресурсы, освобождать время для построения отношений с другими членами своего организационного окружения, которые могут помочь человеку в достижении той конечной цели, результат которой важен для него. 11
Работа
человека в организации представляет собой процесс постоянного его
взаимодействия с организационным
окружением. Это очень сложный
и многоплановый процесс, являющийся исключительно важным для обеих
сторон. Зачастую этот процесс является болезненным для обеих сторон.
Отладить его очень нелегко. Каждый человек, входя в новую организацию, сталкивается с множеством проблем взаимодействия с организационным окружением.
Многие коллизии возникают и в организационном окружении, так как оно обязательно претерпевает деформации и изменения с появлением нового члена в организации. В дальнейшем может быть налажено безболезненное взаимодействие личности и окружения внутри организации.
Однако в большинстве случаев это малоустойчивое взаимодействие, что проявляется в возникновении напряжения в отношениях между человеком и организацией и в возможном разрыве их взаимодействия.
Как бы человек и организация ни стремились свести свое взаимодействие только к выполнению определенных работ на определенном рабочем месте, у них этого никогда не получится. Взаимодействие человека с организацией всегда шире, так как человек не может быть низведен до состояния машины, а организационное окружение – до рабочего места.
- В каждой конкретной ситуации возникновения трудностей и проблем взаимодействия человека с организационным окружением могут быть найдены конкретные, соответствующие данной ситуации причины, породившие эти проблемы. Однако, несмотря на ситуационность этих проблем, можно указать на два основополагающих момента, лежащих в основе большинства причин, вызывающих непонимание, противодействия и конфликты во взаимодействии человека с организационным окружением. Данными моментами являются:
- ожидания и представления индивида об организационном окружении и его месте в нем;
- ожидания организации в отношении индивида и его роли в ней.
Рассмотрим
данную ситуацию:
Имея
определенное представление о себе самом и своих возможностях, обладая
определенными знаниями об организации, имея определенные намерения в отношении организации и, наконец, исходя из своих целей и текущих возможностей, индивид вступает во взаимодействие с организацией, предполагая занять в ней определенное место, выполнять определенную работу и получать определенное вознаграждение.
Организация в соответствии со своими целями, организационной
структурой, спецификацией и содержанием
работы предполагает взять работника, обладающего соответствующими квалификационными и личностными характеристиками, чтобы он играл определенную роль в организации, выполняя определенную работу, давая требуемый результат, за который полагается определенное вознаграждение (рис. 3).
- Рис.3 Основа конфликта во взаимодействии индивида и организации
- Свести, сделать соответствующими друг другу
ожидания человека и ожидания организации
очень трудно, так как они складываются из множества отдельных ожиданий, для стыковки которых нужно обладать искусством управления высокого класса.12 - Рассмотрим
группы основных ожиданий индивида:
- содержание, смысла и значимости работы;
- оригинальности и творческого характера работы;
- увлекательности и интенсивности работы;
- степени независимости, прав и власти на работе;
- степени ответственности и риска;
- престижности и статустности работы;
- степени включенности работы в более широкий деятельный процесс;
- безопасности и комфортности условий на работе;
- признания и поощрения хорошей работы;
- заработной платы и развития;
- социальной защищенности и других социальных благ, предоставляемых организацией;
- гарантий роста и развития;
- дисциплины и других аспектов, регламентирующих поведение на работе;
- отношений между членами организации;
- конкретных лиц, работающих в организации.
Стоит отметить, что для каждого индивида комбинация этих отдельных ожиданий, формирующая его обобщенное ожидание по отношению к организации, различна.
Причем и структура ожидания, и относительная степень значимости отдельных ожиданий для индивида сами зависят от множества таких факторов, как его личностные характеристики, цели, конкретная ситуация, в которой он находится, характеристики организации и т.п.
А теперь стоит рассмотреть группы основных ожиданий организации:
- специалист в определенной области, обладающий определенными знаниями и квалификацией;
- член организации, способствующий ее успешному функционированию и развитию;
- человек, обладающий определенными личностными и моральными качествами;
- член организации, способный общаться и поддерживать хорошие отношения с коллегами;
- член организации, разделяющий ее ценности;
- работник, стремящийся к улучшению своих исполнительских способностей;
- человек, преданный организации и готовый отстаивать ее интересы;
- исполнитель определенной работы, готовый осуществлять ее с должной отдачей и на должном качественном уровне;
- член организации, способный занять определенное место внутри организации и готовый взять на себя соответствующие обязательства и ответственность;
- сотрудник, следующий принятым в организации нормам поведения, распорядку и расторжениям руководства.
Психологи и социологи пришли к выводу, что если ожидания не оправдываются, то это может привести к стрессу, а, следовательно, к ухудшению работы не только конкретного сотрудника, но и организации в целом. Существует несколько причин, из-за которых это может произойти:
- из-за того, что работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя невознагражденным (у него нет стимула и дальше выполнять свою работу эффективно и качественно);
- из-за предъявления противоречивых требований, что приводит к конфликту ролей. Например, продавец может получить задание немедленно реагировать на просьбы клиентов, но, когда его видят разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять полки товаром;
- из-за нарушения принципа единоначалия: два руководителя в иерархии могут дать работнику противоречивые указания. Это происходит, например, когда руководитель требует от своего помощника (коммерческого директора) максимально увеличить выпуск продукции, а коммерческий директор требует от технического директора соблюдения стандартов качества. В результате экономическое равновесие нарушается, т.к. для увеличения выпуска продукции необходимо увеличить производственные затраты, а это не всегда ведет к сохранению качества продукции на прежнем уровне;
- из-за различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства — с другой;
- из-за неопределенности ролей, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования, скорей, не противоречивы, а уклончивы и не определены. Поэтому для быстрого достижения целей организации, работникам легче иметь правильное представление об ожиданиях руководства — что они должны делать, как они должны делать и как их после этого будут оценивать;
- из-за работы, которая не интересна для сотрудника. В этом случае люди проявляют больше беспокойства и больше подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся интересной работой. Но тут надо отметить, что взгляды на понятие “интересная” работа у людей различается: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно другим.13
Комбинация
ожиданий организации по отношению
к человеку, а также степень
значимости для организации каждого
отдельного ожидания могут отличаться у различных организаций (не тупи, сотри эту запись).
Более того, и в рамках одной и той же организации по отношению к различным индивидам могут складываться различные комбинации ожиданий.
Поэтому нельзя предложить единой универсальной модели ожидания организации по отношению к человеку, так же как нельзя предложить аналогичной модели ожидания человека по отношению к организации.
Для того чтобы стыковать ожидания человека и организации по отношению друг к другу и тем самым устранить
или минимизировать проблемы и коллизии, которые возникают между человеком и организационным окружением, важно четко представлять то, на какое место в организации претендует человек, какие роли он может и готов выполнять и какую роль ему предполагает дать организация. Очень часто именно несоответствие роли, которую предлагает организация человеку, его претензиям занимать определенное место в организации, является основой конфликта между человеком и организационным окружением.
Возможны
два подхода к установлению соответствия роли и места (см. рис.2): 14
- Первый подход состоит из того, что роль является основополагающей в установлении этого соответствия (человек подбирается для выполнения определенной работы, осуществления определенной функции, т.е. для исполнения определенной роли в организации).
- При втором подходе исходной точкой является место, на которое претендует человек, и его потенциал исполнения ролей (работа подбирается человеку таким образом, чтобы она лучше всего соответствовала его возможностям и его, претензиям на определенное место в организации.).
Содержание подхода | Действия менеджера |
1. Человек подбирается для выполнения определенной работы или функции |
|
2. Работа или функция подбирается для человека |
|
Рис.4 Два подхода к установлению взаимодействия человека и организации
Первый
подход является традиционным и наиболее распространенным в современной
практике менеджмента.
Второй
подход также имеет практическую реализацию преимущественно в рамках японского типа управления. При этом, несмотря на повышенную сложность реализации, наблюдается тенденция к расширению использования в мировой практике менеджмента если и не полностью второго подхода, то ряда его идей и элементов практического осуществления.
Как выяснилось главной проблемой при
взаимодействии человека и организации
является не состыковка ожиданий человека и организации по отношению друг к другу, не четкое представление
тех ролей, которые человек готов
выполнять и тех, которые предполагает дать ему организация.
Поэтому следует подробно ознакомиться с ролевым аспектом взаимодействия человека и организации.
1.5 Ролевой аспект взаимодействия человека и организации.
Как уже говорилось в главе 1.4, организация
ожидает от человека, что он будет выполнять определенную роль.
Если член организации успешно выполняет свою роль и если при этом он сам лично удовлетворен характером, содержанием и результатами своей деятельности в организации и своего взаимодействия с организационным окружением, то не возникает конфликтных противоречий, подрывающих взаимодействие человека и организации. Одним из важнейших условий этого является правильное построение роли и, в частности, формирование верных предпосылок в отношении содержания, сущности и места данной роли в системе организации.15
Сформулировать
предпосылки относительно роли таким
образом, чтобы роль, с одной стороны, соответствовала целям, стратегии
и структуре организации и, с
другой стороны, отвечала запросам и
ожиданиям человека, исключительно
трудно. Двумя необходимыми условиями этого являются ясность и приемлемость роли.
- Ясность роли предполагает, что человеку, ее исполняющему, известно и понятно не только содержание роли, то есть содержание его работы и способы ее осуществления, но и связь его деятельности с целями и задачами организации, ее место в совокупности работ, выполняемых коллективом.
- Приемлемость роли состоит в том, что человек готов ее выполнять осознанно, исходя из того, что выполнение данной роли будет давать ему определенное удовлетворение и приведет к получению некоего положительного результата, который не обязательно должен носить материальный характер и быть четко определенным для человека до начала действия.
Источник: https://www.freepapers.ru/68/problemy-vzaimodejstviya-cheloveka-i-organizacii/115421.746632.list3.html
Статья на тему
ТИПИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И НЕОБХОДИМОСТЬ ИХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Основные тенденции роста инвалидности среди молодого поколения в РФ в настоящий период определяются неблагоприятными изменениями демографической структуры населения, ростом заболеваемости, ухудшением социально-экономических условий жизни и экологической ситуации.
Дети с ограниченными физическими возможностями здоровья – это реальная социальная проблема, которая длительное время накапливалась и сейчас стала наиболее острой.
Данная категория детей – это особая социально-демографическая группа, имеющая свою субкультуру, свой образ жизни, социальную специфику развития.
Для того чтобы определить типичные проблемы, встречающиеся при обучении молодых инвалидов, необходимо выяснить, каково содержание понятия «лицо с ограниченными возможностями здоровья».
В качестве универсального, собирательного, применяемого в широком смысле термина, обозначающего недостаток физической или психической сферы человека, сегодня принят термин «ограничение» (возможностей), в англо-американской профессиональной речевой среде – handicap (ограничение, препятствие).
Так, например, с позиции медицинской науки: «Ограниченность возможностей здоровья – состояние организма человека, характеризующееся постоянной или длительной потерей трудоспособности или значительным ограничением ее».
С позиции правовой науки: «Ограниченность возможностей здоровья – это удостоверенная врачебно-трудовой экспертной комиссией постоянная или длительная потеря трудоспособности, в результате которой работник стал неспособен к систематическому профессиональному труду».
В настоящее время в педагогической и социальной сфере медицинские термины становятся неприемлемыми, так как являются диагнозными, некорректными и ущемляющими достоинство этих лиц, а также не отражающими их особых потребностей в сфере образования. Поэтому в педагогике преобладает термин «ребенок с ограниченными возможностями здоровья».
Такой ребенок, участвуя в традиционном образовательном процессе, нуждается в специализированной педагогической помощи, позволяющей ему преодолевать эти ограничения и затруднения.
В этом контексте недостаток, ограничение возможностей, выступает как переменная величина трудности педагогического воздействия, а не как неотъемлемая личностная характеристика такого человека.
Таким образом, дети с ОВЗ – это дети, у которых выражено несоответствие их возможностей общепринятым социальным ожиданиям, образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения.
Инвалидность затрудняет возможность полноценных социальных контактов ребенка, а отсутствие достаточного круга общения приводит к дезадаптации, которая в свою очередь ведет к еще большей изолированности и недостаткам в развитии. Большое значение на жизнь ребенка оказывает процесс социализации и, соответственно, дальнейшее его профессиональное становление.
- Получение профессионального образования является одним из наиболее эффективных механизмов повышения социального статуса и защищенности молодого человека с ограниченными возможностями здоровья.
- На получение качественного профессионального образования детей с ОВЗ влияют такие причины, как:
- 1) неадаптированность имеющихся государственных образовательных стандартов;
- 2) отсутствие коммуникативных навыков общения со сверстниками, взрослыми людьми;
- 3) отсутствие наличия безбарьерной архитектурной среды в образовательном учреждении и городской инфраструктуре (неприспособленность помещений и территорий, отсутствие необходимых для данных учащихся подъездов, подходов, специализированной мебели; нет возможности пользоваться городскими, районными библиотеками, трудно добираться до места обучения);
- 4) отсутствие в образовательных учреждениях современных учебных, технических, технологических, информационных средств и условий для профобучения;
- 5) здоровье обучающихся (вследствие его ухудшения возрастает количество пропущенных занятий);
- 6) неподготовленность педагогических кадров для работы с данной категорией студентов в условиях интегрированного обучения в среднем профессиональном учреждении;
- 7) низкая оснащенность специальными приспособлениями, методическими, дидактическими материалами.
- В процессе обучения у студентов с ограниченными возможностями здоровья появляются следующие проблемы:
- — снижение работоспособности, колебание внимания, слабость мнемонистических процессов;
- — недостаточное развитие функций программирования и контроля; зрительно-пространственные и квазипространственные трудности;
- — трудности переработки слуховой и зрительной информации.
- Для разрешения возникающих проблем в колледже необходима система смягчения их влияния, коррекции, поддержки, которая в своей основе предполагала бы особый подход к процессу профессиональной подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья.
- В связи с этим весьма остро встает вопрос о проведении сопровождения, и в частности, социально-педагогического сопровождения в образовательных учреждениях, занимающихся профессиональной подготовкой данной категории лиц.
- Исследование этимологии термина «сопровождение» с помощью разнообразных словарей и справочников позволило рассматривать его как совместные действия (система, процесс, вид деятельности) людей по отношению друг к другу в их социальном окружении, осуществляемые ими во времени, в пространстве (институциональность взаимодействия) и в соответствии с присущими им ролями.
В Словаре русского языка С.И.Ожегова сопровождение трактуется следующим образом: «следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь». Именно в этом контексте определяет сопровождение М. Р.
Битянова как «движение вместе с ним, рядом, а иногда чуть впереди, если надо объяснить возможные пути». Т. М.
Чурекова определяет сопровождение как «систему профессиональной деятельности, направленной на создание социально-педагогических условий для успешного обучения и личностного развития ребенка, совершенствования педагогического мастерства учителя, формирования субъект-субъектных отношений».
- Метод сопровождения – это способ практического осуществления процесса сопровождения, в основе которого лежит единство четырех функций: диагностика сущности возникшей проблемы; информация о сути проблемы и путях ее решения; консультация на этапе принятия решений и выработка плана решения проблемы; первичная помощь на этапе реализации плана решения.
- На наш взгляд, именно социально-педагогическое сопровождение можно рассматривать в контексте создания оптимальных условий для всестороннего развития личности и успешного усвоения учебного материала, обучения профессиональным навыкам и умениям, адаптации к условиям колледжа, интеграции в студенческий коллектив, предполагающее взаимодействие различных специалистов учебного заведения: куратора группы, педагога, методиста, социального педагога, психолога.
- Итак, при интегрированном обучении в колледже сущность сопровождения заключается в том, чтобы максимально раскрыть потенциальные возможности личности студента, содействовать полноценному его развитию в личностном и профессиональном плане, создать условия для полноценного и максимального проявления положительных сторон индивидуальности.
- Основными этапами социально-педагогического сопровождения являются:
1-й этап ‒ организация и проведение диагностики (психологической, педагогической) и анкетирования студентов, имеющих ограниченные возможности, для выработки рекомендаций с целью улучшения результатов учебной и воспитательной деятельности. Полученные сведения по анкетированию позволяют собрать информацию по ряду вопросов, связанных с обучением, проживанием и социальным окружением.
2-й этап – анализ полученной информации. На основе анализа определяется, какое количество студентов нуждается в получении психолого-педагогической поддержки, социальной помощи.
3-й этап – выработка рекомендаций. На данном этапе специалистами разрабатываются информационные справки о студентах-инвалидах, обучающихся в учреждении; рекомендации по организации индивидуального процесса и технологии обучения студента; для студентов составляются режимы дня с учетом их особенностей, образовательных потребностей.
4-й этап – психолого-педагогическое консультирование. Проводится со всеми участниками сопровождения и предполагает психолого-педагогическое и методическое обеспечение работы.
5-й этап – деятельностный. Реализация выработанных решений по устранению существующих у студента с ОВЗ социально-психологических проблем и плана помощи в процессе обучения.
6-й этап – анализ деятельности по сопровождению.
При организации комплексного социально-педагогического сопровождения в условиях интегрированного обучения со здоровыми сверстниками в среднем профессиональном образовательном учреждении студентам-инвалидам необходимо уделять особое внимание, оказывать педагогическую поддержку и быть искренне заинтересованным в том, чтобы они состоялись как личности, как профессионалы, были оптимально социально и психологически интегрированы в сообщество.
Источник: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2017/11/02/statya-na-temu-tipichnye-problemy-obucheniya
Проблемы вхождения человека в организацию. Влияние организации на процесс вхождения
Для раскрытия данной курсовой работы необходимо рассмотреть достаточно важный аспект во взаимодействии человека и организации — это вхождение человека в организацию. Этот аспект несет в себе определенные проблемы и трудности, как со стороны организации, так и со стороны человека, которые мне необходимо выявить на основании изложенного материала.
Каждому человеку в жизни не один раз приходится переживать процесс вхождения в организацию. Находиться в организации, быть ее членом, и входить в организацию, становиться ее членом — далеко не одно и то же. Вхождение человека в организацию всегда сопряжено с решением нескольких проблем, которые обязательно сопутствуют этому процессу.
- — Во-первых, — это адаптация человека к новому окружению, которая не всегда проходит успешно и успех которой зависит от правильного взаимодействия обеих сторон: человека и организационного окружения.
- — Во-вторых, — это коррекция или изменение поведения человека, без которых во многих случаях невозможно войти в организацию.
- — В-третьих, — это изменения и модификации в организации, которые происходят даже тогда, когда организация уже имеет свободное «место» для человека и сама принимает человека на это место в соответствии с ее потребностями и критериями отбора.
Данные проблемы определяют не только, сможет ли человек войти в организацию. От их решения во многом зависит и то, как человек будет функционировать в организации, как будет строиться его взаимодействие с организационным окружением.
Итак, существует два необходимых условия, которые позволяют избежать проблемы вхождения человека в организацию, я считаю нужным перечислить их:
- — Первым необходимым условием успешного вхождения в организацию для каждого ее нового члена является изучение системы ценностей, правил, норм и поведенческих стереотипов, характерных для данной организации. При этом нет необходимости изучать всю совокупность ценностей и норм, существующих в организации. Важно знать те из них, которые являются ключевыми на первом этапе взаимодействия человека с организационным окружением и без знания которых могут возникнуть неразрешимые конфликты между человеком и окружением. Установление системы таких норм и ценностей и соответствующее описание их является важной задачей руководства, в частности лиц, ответственных в организации за кадры.
- — Вторым необходимым условием успешного вхождения человека в организацию является осознание значимости этого обучения, и рассмотрение его как части «цены», которую он должен «заплатить» за вхождение в организацию. При этом человек должен понимать, что это поможет ему существенно сократить «плату» за конфликты, которые будут возникать между ним и организационным окружением в будущем.
Основными сторонами жизнедеятельности организации, ценностные,
поведенческие и нормативные характеристики, которых должен в первую очередь изучить человек, входящий в организацию, являются следующие:
- — миссия и основные цели организации;
- — допустимые и предпочтительные средства, которые могут быть
- — использованы для достижения целей организации;
- — имидж и отличительный образ, который имеет и создает
- — организация;
- — принципы, правила и нормы, обеспечивающие отличительные
- — особенности и существование организации как единого
- — организма;
- — обязанности, которые должен будет взять на себя человек,
- — вступив в определенную роль в организации;
- — поведенческие стандарты, которым должен будет следовать
- — человек, выполняя роль.
Вступая в организацию, человек, желающий избежать проблем во взаимодействии с организационным окружением, должен уяснить для себя:
- — каким нормам он должен следовать в общении с коллегами
- — как следует интерпретировать деятельность организации
- — в какой форме и по каким вопросам обращаться к руководству
- — в каком виде принято ходить на работу
- — как принято распоряжаться рабочим временем, а также временем, отведенным для отдыха.
Отобрав человека для работы, для исполнения им определенной роли, организация исходила из того, что этот человек ей нужен и будет полезен. Поэтому удержание человека и его адаптация к условиям труда в организации является исключительно важной задачей, за решение которой в первую очередь ответственно управление организаций.
Стоит уделить внимание ситуации, которая возникает в процессе вхождения человека в организацию, выявит проблемы в ней и предложить методы решения. Итак, успех вхождения человека в организацию зависит от того, насколько этот человек смотивирован на вхождение в организацию, и от того, насколько организация на начальном этапе вхождения в состоянии его удержать.
Рассмотрим данную ситуацию с позиции человека:
- — Если человек сильно смотивирован на членство в организации, он будет стараться преодолеть трудности вхождения и добиваться того, чтобы, несмотря на болезненность этого процесса, адаптироваться к организационному окружению.
- — Если же мотивация вхождения не очень высокая, то он может прекратить процесс обучения и адаптации к организационному окружению, сразу уйдя из организации, или же остаться в ней до явного разрастания конфликта между ним и организационным окружением.
Однако даже если человек и не имеет достаточно сильной мотивации на вхождение, организация может попытаться удержать его и добиться его адаптации к новым условиям (сделай паузу, скушай твикс). Очень часто именно начальный период адаптации для многих оказывается непреодолимым и самым трудным.
Оставаясь же какое-то время в организации, даже вопреки желанию, при соответствующем общении человек постепенно адаптируется и становится «нормальным» членом организации. Для того чтобы удержать входящего в организацию человека, могут быть применены разные приемы.
В частности это могут быть:
- — меры долгосрочной материальной поддержки, выходящие за рамки зарплаты
- — обещания в будущем продвижения по службе или предоставления интересных мест работы
- — предоставление за счет организации возможностей обучения и развития, предоставление на льготных условиях жилья и многое другое.
На этапе вхождения нового работника в организационное окружение, организация должна решать одновременно три задачи:
- — разрушать старые поведенческие нормы входящего человека;
- — заинтересовывать его в работе в организации;
- — прививать ему новые нормы поведения.
Все эти процессы идут в тесной взаимосвязи и достигаются совокупным набором определенных приемов и методов. При вхождении человека в организацию часто отрицательные результаты может дать:
- — недогрузка на работе, постановка упрощенных задач и легких заданий.
- — постановка очень сложных задач и большая загрузка на работе.
Очень благоприятным, как с точки зрения разрушения старых стереотипов, так и с точки зрения повышения заинтересованности в работе в организации, является создание таких ситуаций и постановка таких задач, которые:
- — во-первых, могут быть решены новым членом организации самостоятельно
- — во-вторых, несут в себе элемент вызова и необычности
- — в-третьих, для решения, которых требуются действия и поведение, противоречащие тому, как человек действовал ранее. В этом случае новый работник получает повышенный интерес к организации, удовлетворение от получения необычного для него результата и сомнение по поводу абсолютной правильности предыдущего опыта и предыдущих знаний.
- — в-четвертых, ускоренной адаптации к новому организационному окружению способствует создание групп из начинающих членов организации с включением в эти группы сотрудников, имеющих продолжительный опыт работы в организации. Данный прием позволяет новичкам не только быстрее и лучше узнать и понять организационное окружение, но и установить на начальном этапе более тесный контакт с организационным окружением. Новые члены организации обычно имеют тягу к ускоренному сближению друг с другом, тенденцию к установлению неформальных объединений новичков. Эти неформальные группы создают «промежуточную» культуру, которая еще не базируется на принципах новой организации, но и не отражает полностью принципы и нормы их предыдущего поведения. Новые члены организации зачастую, обсуждая между собой вопросы жизни организации, в рамках своей «промежуточной» культуры могут давать неверные оценки событиям, происходящим в организации, неверно интерпретировать поведение других членов организации и делать для себя неверные выводы по поводу того, как они должны вести себя в организации. Эти ошибочные выводы и взгляды могут быть эффективно предотвращены, если с группой новичков постоянно работает опытный член организации, который выступает как бы мостом перехода «промежуточной» культуры неформальной группы новичков в культуру организации.
- — К разряду сильных средств, способствующих удержанию нового члена в организации и его ускоренной адаптации к организационному окружению, относятся беседы с руководством, а также разъяснения и рекомендации, даваемые руководством. Такие встречи и указания придают новичку чувство уверенности, снижают ощущение потерянности и ненужности, которые обычно появляются при вхождении в новое организационное окружение, и резко повышают чувство причастности к делам организации.
По моему мнению, данная проблема и пути ее решения в организации освещена достаточно подробно. Вследствие этого стоит перейти к достаточно важной теме в моей курсовой работе — к несовпадению ожиданий человека и организационного окружения.
Источник: https://studwood.ru/1416742/menedzhment/problemy_vhozhdeniya_cheloveka_organizatsiyu_vliyanie_organizatsii_protsess_vhozhdeniya
Человек в организации. 1. Модели взаимодействия человека и организационного окружения: 2. Установление взаимодействия индивида и организации; 3. Вхождение. — презентация
1 Человек в организации
2 1. Модели взаимодействия человека и организационного окружения: 2. Установление взаимодействия индивида и организации; 3. Вхождение человека в организацию; 4. Понятие и типы компенсаций. План лекции
3 Выделяются 2 модели взаимодействия человека и организационного окружения: 1.
С позиции человека: — человек, взаимодействуя с организационным окружением, получает от него побуждающие к действию стимулирующие воздействия; — человек под воздействием организационного окружения совершает определенные действия; — Действия, совершаемые человеком, приводят к выполнению им определенных работ и оказывают определенное воздействие на организационное окружение. 2. С позиции организации. Модели взаимодействия человека и организационного окружения
4 Рис. 1– Модель включения человека в организационное окружение с позиции человека Модели взаимодействия человека и организационного окружения
5 Организационное окружение – это те элементы организационной среды, которые взаимодействуют с человеком. Стимулирующие воздействия – весь спектр возможных стимулов (речевые и письменные сигналы, действия других людей, световые сигналы и др.).
Человек – биологическое и социальное существо с определенными физиологическими и другими потребностями, опытом, ценностными установками. Реакция на стимулирующие воздействия – восприятие этих действий человеком, их оценку и осознанное или неосознанное принятие решения об ответных действиях.
Действия и поведение включают в себя мышление, телодвижения, речь, мимику, возгласы, жесты и др. Модели взаимодействия человека и организационного окружения
6 Результаты работы: 1) то, чего человек добился для себя, реагируя на стимулы, какие собственные проблемы он решил; 2) что он сделал ля организационного окружения. Модели взаимодействия человека и организационного окружения
7 Рис. 2 – Модель включения человека в организационное окружение с позиций организации Модели взаимодействия человека и организационного окружения
8 Организационное окружение это та часть организации, с которой человек сталкивается во время своей работы в ней. Социализация — возможности включения человека в организационное окружение.
Причины конфликтов во взаимодействии человека и организации: 1. Ожидания индивида в отношении организации; 2. Ожидания организации в отношении индивида.
Установление взаимодействия индивида и организации
9 Рис. 3 – Основа конфликта во взаимодействии индивида и организации Установление взаимодействия индивида и организации
10 Рис. 4 – Два подхода к установлению взаимодействия индивида и организации Установление взаимодействия индивида и организации
11 Проблемы при вхождении человека в организацию: 1. Адаптация к новому окружению; 2. Коррекция поведения человека; 3. Изменения в организации. 2 различных процесса обучения: 1.
Обучение человека со сходным опытом работы – новому работнику необходимо сконцентрироваться на конкретных фактах проявления знакомых ему норм и принципов поведения и общения: — наблюдение за поведением других работников; — выяснения и беседы с коллегами и руководством; — непосредственный инструктаж. 2.
Приход из среды с существенно отличными ценностями – познание себя как носителя другой системы ценностей и норм и отход от этой системы. Вхождение человека в организацию
12 Задачи организации на этапе вхождения работника: 1. Разрушение старых поведенческих норм; 2. Формирование интереса к новой работе; 3. Привитие новых норм поведения. Методы и приемы, которых следует избегать: — недозагруженность, постановка упрощенных задач и легких заданий; — постановка чрезмерно сложных задач и перегруженность на работе. Вхождение человека в организацию
13 Методы адаптации: 1.
Постановка задач определенным образом: — так, чтобы работник мог решить задачу самостоятельно; — чтобы задача несла в себе элемент вызова и необычности; — для решения задачи требуется совершение действий, противоречащих тому, как человек вел себя ранее. 1. Создание комбинированных групп («новички» + «старожилы»); 2. Внимание руководства (встречи, беседы). Вхождение человека в организацию
14 Методы формирования чувства ответственности: 1. Вложения денежных средств на начальном этапе; 2. Принятие сотрудником решений в контексте ценностей организации; 3. Сопричастность к принятию глобальных решений.
Переход в полноправные члены организации – завершающая стадия включения сотрудника в полноправные члены организации.
Формы перехода: присвоение определенного звания, доступ к конфиденциальной информации, доступ к участию в определенных мероприятиях для ограниченного круга лиц. Вхождение человека в организацию
15 2 группы норм и ценностей организации: 1) безусловно необходимые для принятия всеми членами организации (ценности организации); 2) принятые, но не обязательно необходимые (нормы поведения). Типы включения человека в организационное окружение: 1) преданный и дисциплинированный член организации; 2) приспособленец; 3) оригинал; 4) бунтарь. Вхождение человека в организацию
16 Рис. 5 – Матрица типов включения человека в организацию Вхождение человека в организацию
17 Научение поведению – это достаточно устойчивый во времени процесс изменения поведения человека на основе поведения человека, отражающего действия человека и реакцию окружения на эти действия.
Характеристики научения поведению: 1) процесс может происходить как на основе собственного опыта, так и на основе опыта других людей; 2) может осуществляться как в отношении реального поведения, так и потенциального поведения; 3) всегда выражается в изменении поведения человека, т.к.
даже если не изменяется поведение человека, меняется его управленческий потенциал. Вхождение человека в организацию
18 Типы научения поведению: 1. Рефлекторное; 2. Выводы из последствий предыдущего опыта; 3. Обучение на основе поведения. Направления обучения человека в организации: 1. Функциональная роль; 2. Формально-процедурные действия; 3. Оценка места в организации; 4. Способ решения собственных задач. Вхождение человека в организацию
19 Рис. 6 – Схема процессов осознанного научения поведению Вхождение человека в организацию
20 Компенсация – это внешняя реакция на поведение человека, выражающаяся в получении им определенных результатов в соответствии со своими действиями.
Типы компенсации: 1) положительная – вознаграждение, приводящее к приятным для человека последствиям; 2) отрицательная – желаемое поведение приводит к устранению нежелаемых для человека последствий или раздражителей; 3) наказание – реакция на нежелательное для организации поведение, которая выражается в получении человеком негативных последствий такого поведения; 4) гашение – отсутствие ожидаемой положительной реакции на определенное поведение. Понятие и типы компенсаций
21 Подходы к выбору времени компенсации: I непрерывная компенсация — после каждого случая действия человека; II периодическая компенсация – наступает не после каждого совершенного действия: 1) В зависимости от временного интервала: — компенсация через фиксированный интервал времени; — компенсация через переменный интервал времени; 2) В зависимости от объема действий — наступает после того, как совершен определенный объем действий (фиксированный или переменный): — компенсация в зависимости от фиксированной нормы; — компенсация в зависимости от переменной нормы. Понятие и типы компенсаций
Источник: http://www.myshared.ru/slide/987784/