Природа и определение понятия лидерства — справочник студента

Такое явление в обществе как лидерство вызывало интерес достаточно давно, однако исследования, касающиеся лидерства начались лишь со времени Ф. Тейлора.

Начиная с этого периода проводилось достаточно много исследований, однако полной картины, единого мнения и согласия в этом вопросе среди ученых и исследователей так и не сложилось.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Как и нет четкого определения «лидерства», а также технологий и методов его изучения.

Определение

Лидерство определяют как некий тип управленческого взаимодействия, основанный на максимально эффективном для рассматриваемой ситуации сочетании различных источников власти, который имеет направление в своей деятельности на мотивацию людей к продвижению к цели.

Основными инструментами воздействия являются при лидерстве не принудительные и силовые действия, а пробуждение и вселения воодушевления касательно будущей цели.

Своим результатом лидерство подразумевает исключение проявления власти в прямом или явном проявлении, при этом подчиненные будут склонены к позиции принимаемой лидером.

Влияние лидера на коллектив осуществляется посредством использования авторитета и власти без ущерба взаимоотношениям с подчиненными.

Менеджмент и лидерство

Понятия менеджмент и лидерства имеют достаточно много различий, также как и понятия «менеджер» и «лидер». На этом делают акцент многие ученые-теоретики и исследователи-практики.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Основные теоремы о пределах - справочник студента

Оценим за полчаса!

В процессе организации рабочих отношений с подчиненными и влиянии на их работу менеджер основывается на питающие источники, а также на должностные основы, которые регламентируют распределение влияния.

Такой тип отношений в организации деятельности коллектива как лидерство, основывается на социальном воздействии, то есть на взаимодействии внутри организации. Он сложнее и требует наличие более высокого уровня взаимной зависимости его участников. Лидерство требует в организации наличие не подчиненных, а последователей.

Например, традиционный в управленческой деятельности тип взаимоотношений «начальник-подчиненный», принимает другую форму — «лидер-последователь».

Такой тип взаимодействия не подразумевает в обязательном порядке иерархию как в случае между традиционными начальником и подчиненным. Лидерство лишь представляет потенциал, которым характеризуется человек.

Очерченные типы управленческих отношений на практике не соблюдаются идеально. А проводимые исследования свидетельствуют о том, что большая часть группы менеджеров преимущественно владеет качествами лидера. Обратный же вариант в современном мире встречается всё реже.

Природа лидерства

Различные внешние, а также личные причины могут привести лидера к неудаче, однако приходящий успех, как правило, сопровождает лидеров, которые владеют сравнительно схожими качествами и умениями.

Проведенный анализ многочисленных организаций, которые работают не один год, показывает, что достигает успеха тот лидер-практик, который сможет создать правильный и полный образ будущей организации и постепенно приближаться к нему.

Такой лидер наделяет своих последователей определенными полномочиями, правами и возможностями делать шаги к осуществлению поставленной лидером цели. Он понимает и принимает свои слабые стороны и для устранения этого привлекает все возможные ресурсы, которые включает и использование человеческого капитала.

Лидер привлекает своих последователей прежде всего тем, что он способен видеть конечный результат, который будет непременно достигнут с использованием своих усилий и усилий последователей.

Но не для любой организации это сможет сработать, ведь подобная мотивация имеет смысл в случае, когда будущая цель ярче и лучше, чем реальная ситуация на данный момент, поэтому как один из приемов лидер может использовать некую идеализацию будущей достигаемой цели.

Подобное видение воодушевляет, захватывает последователей, что приводит к быстрой и качественной работе по достижению будущей цели, которая была поставлена лидером. Подобный подход вдохновляет и вселяет в последователей дополнительные силы.

Способом трансляции своих намерений и для вселения в последователей энтузиазма лидер должен выбрать качественные средства коммуникации. Если человек наделен дополнительными правами и полномочиями, его деятельность подразумевает возможность творческих решений поставленной задачи, то он будет действовать максимально эффективно.

То есть лидер разделяет свою власть с последователями, избегая работы со слепыми, угнетенными исполнителями.

Таким образом, эффективное лидерство в современных условиях предполагает наличие высокого уровня чувствительности к потребностям последователей, оказание им помощи при необходимости в личных вопросах, а не управления железной жесткой рукой диктатора.

Современный лидер должен быть самокритичным, постоянно проводить самоанализ и стараться разобраться с вопросами, которые касаются его хороших сторон, правильных действия или же наоборот – прояснять для себя чего ещё ему не хватает для того, чтобы стать отличным лидером.

Нельзя стать лидером сразу, если конечно это не заложено природой, но лидерским качествам можно обучиться. До момента достижения лидерской позиции в карьере человека, как правило, присутствует период, который позволяет сформировать необходимые навыки и качества.

Существуют бизнес школы, которые также помогают дополнительно развивать эти качества, но они развивают не набор умений, а качества характера, которые должны быть присущи современному лидеру.

Одним из таких качеств является умение принятия риска за утвержденное решение на себя.

При изучении лидерства в современной науке выдвигается ряд подходов:

  • проведение анализа качеств лидера, в зависимости от организации;
  • проведение анализа ярких примеров поведения лидера;
  • проведение ситуационного анализа лидерского поведения, которое может быть эффективным;
  • проведение ситуационного анализа основных характеристик лидера, которые и создают образ эффективно действующего лидера.

Формальное и неформальное лидерство

Множество проводимых исследований, которые посвящались установлению различий между моделью неформального лидера и формальным руководителем, разделили в итоге на следующие группы:

  • функциональные – подразумевают наличие формальных взаимоотношений, а лидерство проявляется в процессе формирования неформальных отношений внутри группы;
  • способ и условия возникновения или прекращения подразумевает для руководителя официальное назначение или процесс избрания, а лидер возникает естественно при взаимодействии внутри группы;
  • источники власти, которыми руководитель получает как некие официальные права, связанные с непосредственной деятельностью организации, а власть лидера определяется только теми нормами и порядками, которые возникли и установлены в неформальной группе.

Вывод

Можно выделить два взгляда на вопрос лидерства – это западный и отечественный, в первой ситуации нет четкого разделения между позицией руководителя и лидера, ведь эти понятия оказываются взаимопроникающими, для отечественной же формы лидерства выделяется четко лидерство формальное, которое появляется с приобретенной должностью, и неформальное, формируемое в некой группе.

Источник: https://sciterm.ru/spravochnik/priroda-i-opredelenie-ponyatiya-liderstva/

Природа и содержание понятия лидерства. Лидер и менеджер

Природа, определение и содержание понятия лидерства

Вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен. Однако систематическое, целенаправленное и широкое изучение лидерства началось только со времен Ф. Тейлора. Было проведено очень много исследований. Тем не менее, все еще не существует полного согласия по поводу того, что такое лидерство и как оно должно изучаться.

Лидерство — это тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

Сила и принуждение при лидерстве часто заменяются побуждением и воодушевлением. В результате лидерского подхода воздействие основывается на принятии людьми требований лидера без явного или прямого проявления власти. Способность лидера влиять на людей дает ему возможность использовать власть и авторитет, получаемые от его последователей.

В последние годы многие теоретики и практики придают особое значение различию между менеджерами и лидерами (таб.1).

Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие.

Лидерство, как специфический тип отношений управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников.

В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник-подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер-последователь».

Важно также отметить, что управленческое взаимодействие типа «лидер-последователь» не обязательно предполагает его иерархический характер, как это имеет место в случае отношений «начальник-подчиненный». Лидерство, как и власть, — это потенциал, имеющийся у человека.

Очевидно, что на практике не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений управления. Исследования показывают, что значительная группа менеджеров во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже.

Неудачи постигают лидеров по различным причинам, но успех к лидерам приходит во многом при наличии у них достаточно одинаковых способностей и умений.

Изучение опыта работы многих лидеров-практиков свидетельствует, что для успеха им необходимо иметь способность создавать образ будущего состояния организации и доведения его до последователей.

Также успешного лидера характеризует то, что он наделяет последователей соответствующими правами и полномочиями по осуществлению выраженной в видении цели и что он может признать свои слабые стороны, и привлечь для их устранения необходимые ресурсы, в том числе и людские.

Лидер становится привлекательным для последователей благодаря, умению видеть то, что в конечном счете будет достигнуто в результате его и последователей усилий. Однако это не любая цель или любое состояние организации в будущем. В большей степени это то, что последователи хотят (неэффективное лидерство) или могут (эффективное лидерство) иметь.

Кроме того, видение становится привлекательным, если оно больше или лучше, чем существующая реальность, т.е. в определенной мере допускается идеализация будущего состояния. Образ видения захватывает воображение последователей и побуждает их посвятить себя претворению его в жизнь в той мере, в какой они разделяют лидерское видение.

Видение, которое вселяет силы в последователей, заставляет их верить в успех дела.

В передаче последователям видения в такой форме, чтобы оно вселяло в них энтузиазм и обязательства, лидеру может помочь использование эффективной коммуникации.

В современных условиях людей может побудить к действиям факт их непосредственного осознанного участия (через собственность или процесс) в решениях и их творческой реализации, что предполагает наделение их соответствующими правами и полномочиями.

Это означает, что лидер должен обладать способностью и умением делить свою власть с последователями, делать их частью общего дела, а не слепыми исполнителями, В современных условиях эффективное лидерство — это не железная или твердая рука, а высокая чувствительность к потребностям последователей, которая проявляется в развитии работников, во включении их в групповую работу, в оказании им помощи в достижении личных целей.

Эффективное лидерство предполагает всесторонний самоанализ. Настоящие лидеры постоянно задают себе вопросы типа: Что у меня хорошо получается? В чем мои сильные стороны? Чего мне как лидеру не хватает? Над чем я еще должен работать, чтобы быть лучше?

Признается, что лидерским способностям и умениям можно научиться. Известно также, что лидерами становятся не сразу. Этому обычно предшествует определенный тип карьеры в организации или в организациях, помогающий развить эти навыки и умения.

В ведущих школах бизнеса существуют программы развития лидерских качеств у тех, кто собирается стать лидером. При этом основополагающим является то, что лидерство — это не набор навыков и умений, а качества характера, такие, как, например, принятие на себя риска.

Сила лидерского влияния прямо пропорциональна степени принятия последователем того, что лидер предлагает сделать.

На сегодняшний день можно выделить четыре подхода к изучению лидерства: научный труд лидер планирование

  • 1. анализ лидерских качеств, необходимых эффективному лидеру в любом организационном контексте (теории лидерских качеств)
  • 2. анализ образцов лидерского поведения (поведенческий подход)
  • 3. ситуационный анализ эффективного поведения лидера (ситуационный подход)
  • 4. ситуационный анализ характера эффективного лидера (новые теории лидерства)

Лидер и менеджер

Лидерство — это не управление. Управление концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи. Различие между лидером и менеджером проводится по многим позициям (табл. 1). Эффективный менеджер не обязательно является эффективным лидером и наоборот. Их основные характеристики находятся как бы в разных измерениях.

Таблица 1. Отличие менеджера от лидера

Менеджер Лидер
Администратор Инноватор
Поручает Вдохновляет
Работает по целям других Работает по своим целям
План — основа действий Видение — основа действий
Полагается на систему Полагается на людей
Использует доводы Использует эмоции
Контролирует доверяет
Поддерживает двоение дает импульс движению
Профессионален Энтузиаст
Принимает решения Превращает решения в реальность
делает дело правильно делает правильное дело
Уважаем Обожаем

Источник: https://studwood.ru/1000011/menedzhment/priroda_soderzhanie_ponyatiya_liderstva_lider_menedzher

Природа и определение понятия лидерства в менеджменте — Кузина М.Н

  • Выполнила: Кузина М.Н
  • Тема: Природа и определение понятия лидерства в менеджменте
  • План:
  1. Заполнить таблицу «Современное лидерство в школе»:

Современное понятие лидерства

  1. Суть лидерства директора
  2. Суть лидерства учителя
  3. Суть лидерства ученика
  4. Суть лидерства родителя

Современное понятие лидерства

  • Суть лидерства директора
  • Суть лидерства учителя
  • Суть лидерства ученика
  • Суть лидерства родителя
  • Лидерство – положение индивида в группе, определённое признанием высоких результатов деятельности  другими членами группы
  •   Лидерство – процесс внутреннего управления, основанный  на инициативе членов группы.
  • Чтобы добиться лидерства в менеджменте необходимо:
  • Достигать высоких результатов деятельности относительно других членов группы.
  • Заставить остальных членов группы признать ценность этих результатов.
  • Постановка общегрупповых целей по собственной инициативе.

.А. Багрецов определил лидерство как степень ведущего влияния личности члена группы на группу в целом в направлении оптимизации решения общегрупповой задачи.

Б.Д. Парыгин трактует лидерство как один из процессов организации и управления малой социальной группой, который способствует достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом. Он считает, что феномен лидерства возникает в результате одновременного взаимодействия двух факторов: объективного и субъективного

  1. Лидер — член группы, в наибольшей степени влияющий на формирование групповых интересов, выделившийся в результате внутригруппового взаимодействия в процессе ролевой дифференциации, реализующий собственные потенциальные возможности в организации деятельности и общения.
  2. Современный директор – это стратег, видящий перспективу развития своей организации на несколько лет вперед исходя из имеющихся социальных условий и ресурсов.
  3. Современный Директор – это лидер, стремящийся выслушивать коллег, психологически настроенный на одобрение предложений, энтузиаст, поддерживающий энтузиастов.
  4. — Это носитель организационных перемен, вырабатывающий новые подходы к решению проблем, пропагандирующий новые ценности среди сотрудников, одержимый идеей, готовый преодолевать ради ее воплощения в жизнь трудности
  5. Таким образом, современный директор школы должен обладать вышеперечисленными человеческими качествами и иметь черты менеджера-лидера.
  6. Он
  7. – доступен любому работнику, тон обсуждения любых проблем всегда доброжелателен;– понимает, что управлять – значит делать дело руками коллег.
  8. Отсюда большую часть своего времени он отводит работе с персоналом, постоянно уделяя внимание системе поощрения.
  9. Он лично знаком со значительной частью работников;– противник кабинетного стиля управления, предпочитает обсуждать проблемы на местах, умеет слышать и слушать, решителен и настойчив; – терпимо относится к выражению открытого несогласия, умело делегирует полномочия исполнителям, строит отношения на доверии;– в трудные минуты не стремится найти виновного, а ищет причину сбоев и отклонений; – не распоряжается и не приказывает, а убеждает; строгий контроль заменяет доверием;– стремится развивать коллективные формы работы единой командой;– всегда открыт для новых идей, создает атмосферу, в которой свободное высказывание идей становится нормой;– формирует хороший психологический климат в коллективе, не удовлетворяет интересы одних работников за счет ущемления других; – с готовностью, а главное, публично признает заслуги сотрудников; 
  10. – не имитирует перемены, а на деле стремится осуществить позитивные изменения.
  11. Учитель – лидер, это управленец, не всегда это директор образовательного учреждения.
  12. Он видит проблему на уровне своего коллектива, находит заинтересованных лиц для её решения, создаёт условия для взаимодействия, координирует их деятельность, актуализирует положительный опыт педагогов, создавая условия для самосовершенствования.
  13. Таким образом, функции учителей-лидеров представляют собой:
  • непрерывное совершенствование собственной преподавательской деятельности в классе;
  • аналитический обзор школьной практики;
  • пополнение знаний по разработке программ;
  • участие в принятие решений вопросов школьного менеджмента;
  • повышение квалификации коллег внутри школы;
  • участие в оценивании эффективности других учителей
  • Становление личности школьника происходит в его общении с окружающими людьми.
  • В большинстве ученических коллективов складывается своеобразная иерархия, внизу которой находятся пренебрегаемые дети, а на верхушке – один или несколько лидеров.
  • Социально-психологический лидер — это такой член группы, который обладает наиболее сильным влиянием на одноклассников, является для них олицетворением их класса, носителем основных ценностей этого коллектива.
Читайте также:  Задача двух тел - справочник студента

Звезду в классе очень легко вычислить, при первом знакомстве с классом почти сразу же выделяются ребята, к которым тянется большинство. Однако они совсем не обязательно обладают значительным влиянием, чаще это совсем не так.

При внешнем наблюдении взрослые часто ошибаются при оценке влиятельности ребят в среде сверстников. Главная причина этих ошибок состоит в том, что педагоги (или другие взрослые) часто подменяют мнение ребят своим собственным, а критерии оценки у одноклассников и их учителей, как правило, сильно расходятся.

Наличие лидера в классе может существенно облегчить учителю взаимодействие с этим коллективом, а может, наоборот, серьезно усложнить отношения. Воздействие на группу через лидера является одним из наиболее эффективных каналов влияния.

Ведь ребята сами выдвинули данного одноклассника в эту позицию, опыт их взаимодействия привел к тому, что они доверяют ему и слушаются его. Если воздействие педагога и влияние лидера однонаправлены, то результат будет благоприятным.

С другой стороны, если учитель идет против лидера, пытается дискредитировать его или же конкурировать с ним, то положение резко усложнится.

В последнем случае педагог столкнется не с одним или другим учеником, а с классом как единым целым, у ребят возникнет ощущение посягательства на их класс, на ценности, которые имеют для них важное значение (в противном случае лидера в классе просто бы не было).

Звезда — это такой член класса, который является наиболее привлекательным для всех одноклассников. Часто это внешне симпатичные, веселые дети, легко вступающие в контакт с другими людьми, и общение с которыми почти всем приносит радость и удовольствие. Т.е.

звезда относится к эмоциональной сфере отношений, сфере симпатий и антипатий между ребятами. Феномен лидерства более сложный и глубокий.

Если звезды общения возникают почти сразу после образования класса, лидер выдвигается значительно позже и представляет собой результат групповой динамики, накопления опыта совместных дел и опыта отношений.

Лидерство как организация. 

В этом ракурсе лидерство воспринимается, как умение организовать людей. Умение объяснить, распределить роли, показать выгоды. Такие родители весьма успешно справляются со своими детьми, но лишь внешне. Они умеют увлечь малыша, играть разнообразно, могут научить его всему. Но лишь до поры до времени.

Когда ребенок дорастает до возраста, когда он хочет познавать мир сам, когда противится словам взрослых, когда демонстративно делает все наперекор, такие родители теряют свое «лидерство» и либо не выдерживают, и сдаются, либо позволяя ребенку все, либо становятся авторитарными. На самом деле это не лидерство, это именно умение организовать.

Когда родитель-лидер объясняет правила перехода через проезжую часть, он действительно в целях безопасности требует подчинения этим правилам. Но если ребенок хочет сам выбрать себе одежду на прогулку, сам пытается налить воду в стакан, сам передвигает мебель, хоть это ему и тяжело, родитель позволяет проявить ребенку свою волю, объяснив некоторые базовые правила.

Лидерство – авторитарность. Так, например, некоторые воспринимают лидерство, как умение заставить, внушить другого человека делать то, что он изначально не хотел.

Такое, скорее всего, правильнее назвать авторитарностью, но не лидерством. Думаю, вы часто встречали таких родителей.

Слово родителя – закон, не обсуждается, взрослые всегда правы, не ошибаются. Да, такие родители тоже любят своего ребенка, но не дают ему свободы и пространства в нужных местах.

Ребенок просто исполняет все приказы взрослых, часто не понимая их смысл, и практически всегда не желая этого. Но это не авторитет, а именно авторитарность.

Источник: https://infourok.ru/priroda-i-opredelenie-ponyatiya-liderstva-v-menedzhmente-kuzina-mn-2786522.html

Понятие лидерства — Энциклопедия по экономике

Природа и определение понятия лидерства
 [c.469]

Содержание понятия лидерства в управлении организацией
 [c.469]

В книге Котлера Маркетинг менеджмент приводится понятие лидерства в издержках при производстве какого-либо товара или услуги. В российских условиях для реализации стратегии лидерства могут открыться самые неожиданные ниши. Вот пример. При заготовке крови для медицинских целей организация, которая эту кровь заготавливает, платит донорам определенную сумму. Размер вознаграждения составляет около 400 рублей за 300 граммов сданной крови. Однако станция переливания крови может существенно сократить издержки — необходимо лишь привлечь в качестве доноров военнослужащих.
 [c.54]

Основы лидерства 2.1. Природа и определение понятия лидерства
 [c.457]

Впишите ключевые слова, которые, по вашему мнению, характеризуют понятие лидерство (рис. 2.1).
 [c.171]

Понятия лидерство и власть тесно взаимосвязаны лидеры пользуются властью, чтобы достичь своих целей. Вместе с тем
 [c.177]

Нет ничего удивительного в том, что понятие «лидерство» привлекает столь большое внимание. В мире неоднократно одерживались невероятные военные победы, создавались могущественные корпорации и сильные профессиональные объединения, и все это благодаря дальновидности и руководству немногих лиц.

Хотя и справедливо мнение о том, что не все лидеры становятся менеджерами, все же трудно себе представить преуспевающего менеджера, который не был бы хорошим лидером. Такое сложное и разнообразное поле деятельности, как лидерство, представляет собой особый вызов для человека, стремящегося найти его истоки и стимулы.

Безусловно, их можно найти или, по меньшей мере, вообразить, если всматриваться в прошлое достаточно внимательно.

Например, исследования на тему лидерства начались с того, что внимание было направлено на относительно малое число великих людей, которые живут в любом обществе, работают в любой организации и, как представляется, обладают определенными чертами характера, которые присущи не всем и не в одинаковой степени. Именно с этого и мы должны начать наше исследование и обзор материала.
 [c.147]

Центр внимания был перемещен на поведение лидера, и это означало повышенный интерес к тому, что подразумевается под понятием «лидерство», свойственными ему методами руководства, представлениями лидера о ведомых и т.п.

В конечном счете многие теперь считают, что неуловимый шифр для предсказаний в сфере лидерства следует искать в соответствии реакции лидера и ситуации, с которой он столкнулся.

В большинстве современных исследований лидерства преобладает ситуативный, ориентированный на обстоятельства взгляд.
 [c.148]

Если рассуждать предельно кратко, то понятие лидерство фиксирует определенный способ или стиль отношений между человеком и окружающими его людьми, включая как процесс ( лидирование , процессуальное лидерство и проч.

) построения этих отношений, так и устойчивый результат ( лидерство , структурное лидерство , ролевое лидерство и т. п.).

Главная особенность лидерского способа отношений с другими людьми заключается (в терминологии ТМ) в том, что окружающие становятся полезным ресурсом (но не помехой), помогающим лидеру в эффективном достижении целей.

Соответственно, лидер — это человек, обладающий эффективными способами (технологиями, умениями, навыками) построения отношений с самыми разными людьми таким образом, чтобы они прямо или косвенно становились помощниками в его начинаниях.
 [c.257]

Таким образом, мы подошли к понятию лидерства в стиле шоу.

Лидерство в стиле шоу для руководства — это не просто игра, я важней т ий аспект коммуникации и убеждения- Если вы хотите быть лидером тысяч (или миллионов) людей, то должны уметь делать правильный выбор, управлять своей организацией и передавать свои убеждения другим людям. В современной корпорации руководителю приходится продвигать свою программу, а она может быть какой угодно —
 [c.299]

Прежде всего необходимо сделать терминологические уточнения относительно понятий «лидер» и «руководитель». Понятие лидерства относится к характеристике психологических отношений, возникающих в группе «по вертикали», то есть с точки зрения доминирования и подчинения.
 [c.482]

Однако, чтобы понять, почему необходим ситуационный подход к лидерству, сначала нужно заложить некий фундамент. Начнем с поведенческого подхода к руководству, который сосредоточивает свое внимание на понятии стиля руководства.
 [c.490]

Основные понятия организационного поведения групповая динамика, мотивация, лидерство, конфликты.
 [c.172]

Понятие руководства и лидерства.
 [c.172]

Понятие. Основные черты олигополии. Виды олигополии. Производство и ценообразование в условиях олигополии. Модель ломаной кривой спроса. Модель тайного ценового соглашения. Модель ценового лидерства. Модель цены «издержки плюс». »  [c.183]

Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнить с собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации — это не одно и то же.

Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие.

Лидерство как специфический тип отношений управления основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников.

В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения начальник — подчиненный , свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями лидер — последователь .
 [c.470]

Лидер — человек, играющий в группе ключевую роль в направлениях, контроле и изменении деятельности других членов группы по достижению групповых целей. Он не только выражает себя как индивидуальность, но и является выразителем потребностей своей группы или организации. Стоит руководителю в своем стиле управления сделать акцент на лидерстве, т. е.

больше принимать во внимание мнение своих подчиненных, чем собственного руководства, и он рискует потерять свою должность. Поэтому проявление лидерских качеств может реализовываться более полно у руководителей верхних этажей управления на независимых фирмах. И в этом случае использование такого понятия, как лидер бизнеса , становится вполне оправданным.

 [c.510]

Руководители определяют перспективные направления работы, побуждают компанию в целом и ее персонал к работе в рамках долгосрочного перспективного планирования. Как правило, руководители крупных корпораций выступают в роли главы или президента компании.

Главный менеджер, часто называемый исполнительным директором, работает в непосредственном подчинении президента или главы компании. Тем не менее многие руководители корпораций предпочитают называться президентом и исполнительным директором.

Хорошие менеджеры часто становятся руководителями, а руководители нередко занимаются менеджментом. Таким образом, руководство — более широкое понятие, чем лидерство или менеджмент. В наиболее ярком виде свойства руководителя проявляются при управлении частными независимыми компаниями.

В этих случаях часто говорят не о руководителях, а о лидерах бизнеса (табл. 35.1).
 [c.510]

Основные идеи, предлагаемые в этой главе, построены на понятиях, введенных в первом разделе, и развивают процесс обучения по модели творческого развития менеджмента (рисунок 1 из вступления), с включением времени в процесс обратной связи. Результаты в этой области лидерства зависят от того, насколько вы владеете соответствующим осознанием времени, и гибки в изменении способа маркировки времени, если данная линия времени мешает продвигаться дальше.
 [c.105]

Для определения основных принципов взаимоотношений в коллективе рассмотрим такие понятия, как руководство и лидерство . Любое предприятие, учреждение может рассматриваться в двух планах как формальная и неформальная организация. Соответственно
 [c.18]

Японская модель менеджмента. 18.Американская модель менеджмента. 19.Управления персоналом организации. 20.Система делегирования понятие, цели, принципы. 21.Мотивация персонала в менеджменте. 22.Лидерство истоки и процесс. 23.Стили руководства. 24.Правила делового общения.
 [c.19]

Лидерство и понятие стиля руководства
 [c.143]

Лидерство представляет совокупность свойств и характеристик поведения человека (в том числе руководителя), оцениваемую как его способность оказывать влияние на группу людей для достижения определенных целей.

Оно является важным аспектом эффективного руководства группой (организацией), которое трудно поддается исследованиям. На практике все такие исследования сводятся к поиску ответа на вопрос, что такое быть эффективным руководителем.

В то же время понятия лидера и руководителя (менеджера) нельзя отождествлять (хотя часто это делается).
 [c.143]

Понятия лидер и руководитель далеко не синонимы. Руководитель — лицо, наделенное авторитетом власти над другими людьми или коллективом.

Лидер — это формальный или неформальный руководитель (предводитель, организатор, вождь), который может представить коллективу перспективу развития, пути и методы движения к ней и способы во имя достижения целей сплотить вокруг себя достаточное количество единомышленников.

Лидер всегда обладает неординарными организаторскими качествами, руководитель же — далеко не всегда. Понятие лидерство не совпадает и с такими понятиями, как авторитет и имидж .

Авторитетом в коллективе и обществе может быть человек, не являющийся по своим качествам лидером, но обладающий высоким профессионализмом, морально-нравственными качествами. Имидж как внешнее представление о личности во многих случаях создается искусственно рекламой, средствами массовой информации, формированием общественного мнения в интересах определенных политических сил и социальных групп2.
 [c.392]

Понятие лидерства используется с давних времен применительно к разным сферам — политике, военной области, организациям. Соответственно этому существуют различные определения лидерства, в которых подчеркиваются его черты, наиболее важные в данной сфере. Теоретически лидером может быть любой член организации, а не только те, кто управляет.

Это означает, что лидерство может проявляться и на самых нижних уровнях иерархии (управления организацией) бригадир или рабочие. Поэтому в современных разработках по лидерству подчеркивается, что каждый работник может и должен проявлять стремление к руководству, а это требует воспитания ответственности у всего персонала, а не только у руководителей.

Настоящее лидерство имеет не должностную, а личностную основу власти, полномочия лидеру делегируются снизу сотрудниками, которые добровольно берут на себя обязанности последователей. Не все менеджеры в организации могут быть лидерами так же, как и не все лидеры являются менеджерами.

Поэтому лидерство является важнейшей составной частью тех ролей, которые менеджеры выполняют в XXI веке2.
 [c.393]

Реализация существующих возможностей организации, и вообще ее деятельности часто сопряжена с риском. Этот известный в менеджменте тезис тесно связан с понятием лидерство и составляет основу успеха в бизнесе.

В самом деле, чтобы добиться успеха, руководители предприятий должны обладать способностью использовать подворачивающиеся возможности. Обычно в тот момент, когда управленческое решение должно быть принято, не все основания для его принятия уже известны.

Это значит, что руководитель предприятия должен пойти на риск ведь решение нужно принимать при неполной информации. Риск в том и состоит, что решение может быть как удачным, так и неблагоприятным для фирмы.

В условиях рыночной экономики, таким образом, руководителю нужно сконцентрировать внимание на следующих сторонах дела2  [c.467]

Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства или стилей поведения. Это стало серьезным вкладом и полезным инструментом понимания сложностей лидерства.

Разочарование в подходе к лидерству с позиций личных качеств усиливалось примерно в тот же период, когда в теории управления стала набирать силу бихевиористская школа.

Таким образом, нет ничего удивительного в том, что второй подход к изучению лидерства сосредоточил свое внимание на поведении руководителя.

Согласно поведенческому подходу к лидерству, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным. Поэтому в следующем разделе главы мы анализируем понятия стиль руководства и даем описание таких важных категорий, как автократический стиль, демократический сткль, стиль, ориентированный на работу и стиль, ориентированный на человека.
 [c.490]

КУЛЬТУРА ОРГАНИЗАЦИИ — свод наиболее важных положений деятельности организации, определяемых ее миссией и стратегией развития и находящих выражение в совокупности соц. норм и ценностей данной организации, разделяемых большинством работников. Единой точки зрения на понятие «К.о.» пока не выработано.

Исследования по этой проблеме провели отечественные и зарубежные специалисты — О.С. Виханский, В.И. Кошкин, Т. Питере и др. Внутренними составляющими К.о.

являются принятая система лидерства, стили разрешения конфликтов, действующая система коммуникации (общения), положение индивида в организации, принятая символика (лозунги, организационные табу, ритуалы). Внешние составляющие К.о.

— само здание организации и его дизайн, расположение, оборудование, мебель, удобства, комнаты приема, наличие фирменной одежды для сотрудников. Выделяют также несколько типов К.о. предпринимательская, бюрократическая, партисипа-тивная.
 [c.148]

Понятие менеджмент широко известно не только специалистам в области управления. В самом общем смысле менеджмент означает профессионализм или даже искусство в деле эффективного управления организацией. При этом эффективное управление может обозначать разные понятия.

Например, неуклонное и последовательное продвижение в направлении установленных целей, или результаты, свидетельствующие о росте прибыли или снижении числа жалоб клиентов. Под этим могут подразумеваться успехи в повышении качества обслуживания, расширении сети филиалов или внедрении новых технологий производства.

Ряд примеров подобного рода, показывающих широту понимания менеджмента, можно продолжить. Менеджмент — это эффективное управление, критерии оценки качества которого меняются в зависимости от типа организации, отрасли, в которой он функционирует, его социальной значимости и многих других параметров. Таким образом, менеджмент — широкое понятие с неопределенными границами.

Читайте также:  Понятия мотива и мотивации, классификация мотивов обучения - справочник студента

Неопределенность возрастает, если сконцентрироваться на аспекте искусства управления. Искусство — это всегда присутствие чего-то субъективного, иррационального, интуитивного, выходящего за рамки рациональных схем и правил.

Особенно значимо искусство управления в тех случаях, когда главные проблемы организации связаны с поведением и взаимоотношениями людей — самыми сложными проблемами организационной жизни. Интуиция, воля, такт, лидерство — в этих и подобных понятиях проявляется хороший менеджмент по отношению к людям и их группам как внутри организации, так и вне ее, но с которыми организация связана в сйбей деятельности.
 [c.3]

Часто даже в профессиональной литературе понятия лидер , менеджер и руководитель употребляются как синонимы, но это неправомерно, поскольку они различаются. Первое отличие — это происхождение.

Лидерство возникает естественным образом в том смысле, что является результатом внутригруп-повых процессов в малой группе, определяющих ее структурирование. Назначение менеджера чаще всего происходит извне, и он вообще может не принадлежать к данной группе людей.

Руководитель может быть как назначен извне, так и вырасти в собственном коллективе.
 [c.509]

Источник: https://economy-ru.info/info/173938/

1.1. Природа и определение понятия лидерства

Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство.

В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид (руководитель) или группа (руководящий состав), либо процесс, т.

е обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.

Вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен. Однако систематическое, целенаправленное и широкое изучение лидерства началось только со времен Ф. Тейлора. Было проведено очень много исследований. Тем не менее все еще не существует полного согласия по поводу того, что такое лидерство и как оно должно изучаться.

Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнить с собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации — это не одно и то же.

Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие.

Лидерство как специфический тип отношений управления основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников.

В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник — подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер — последователь».

470

Так, если взять в качестве примера директора завода, то по должности он является менеджером. Должность открывает ему порогу к лидерству. Процесс влияния на людей с позиции занимаемой в организации должности называется формальным лидерством. Однако в своем влиянии на людей директор не может полагаться только на занимаемую должность.

Наглядно это становится очевидным, когда выясняется, что один из его заместителей, имеющий меньше формальной власти, пользуется большим успехом в управлении в стрессовых и конфликтных ситуациях или при решении жизненно важных для предприятия проблем.

Этот заместитель пользуется поддержкой, доверием, уважением, а может быть, и любовью работников за свою компетентность, рассудительность и хорошее отношение к людям.

Быть менеджером еще не означает автоматически считаться лидером в организации, так как лидерству в значительной мере свойственна неформальная основа. Можно занимать первую должность в организации, но не быть в ней лидером. В вышеприведенном примере в организации лидером скорее будет считаться заместитель, чем его непосредственный начальник — директор завода.

Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. Неформальный характер лидерской позиции в большой степени обусловлен использованием личностной основы власти и источников, ее питающих. Идеальным для лидерства считается использование эффективного сочетания обеих основ власти.

В ходе изучения проблемы лидерства учеными было предложено много различных определений данного понятия. Согласно Дж. Терри, лидерство — это воздействие на группы людей, побуждающее их к достижению общей цели. Р. Танненбаум, И. Вэшлер и Ф.

Массарик определяли лидерство как межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникационного процесса и направленное на достижение специфической цели или целей. Г. Кунц и С.

О'Доннелл считают, что лидерство связано с воздействием на людей, преследующим достижение общей цели.

Сила и принуждение при лидерстве часто заменяются побуждением и воодушевлением. В результате лидерского подхода воздействие основывается на принятии людьми требований лидера без явного или прямого проявления власти. Способность лидера влиять на людей дает ему возможность использовать власть и авторитет, получаемые от его последователей.

471

Лидерство — это тип управленческого взаимодействия (в данном случае между лидером и постедователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого и других определений лидерства следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.

Вышеприведенные определения не подразумевают необходимости лидерства только для какого-то определенного типа организаций. Речь идет о взаимодействии или взаимовлиянии между людьми в рамках любого вида деятельности (образование, здравоохранение, бизнес и т.д.), а не только в политических процессах. «

Важно также отметить, что управленческое взаимодействие типа «лидер — последователь» не обязательно предполагает его иерархический характер, как это имеет место в случае отношений «начальник — подчиненный». Лидерство, как и власть, — это потенциал, имеющийся у человека (рис. 11.1).

Рис  11 1   Иерархия традиционных и лидерских отношений

Источник: http://www.adhdportal.com/book_2342_chapter_203_SODERZHANIE.html

Природа лидерства

Феномен лидерства коренится в биологической природе человека. Протолидерство обнаруживает себя в среде животных, ведущих стадный образ жизни (обезьяны, олени, волки).

Здесь всегда есть вожак — наиболее сильная, достаточно умная, упорная и решительная особь, руководящая стадом (стаей) в соответствии с генетическими законами.

Почему уже на уровне стадных животных протолидерство становится необходимым? Стадо представляет собой сложно организованную систему с отчетливо выявленными потребностями.

Основная — потребность самоорганизации, упорядочения поведения отдельных элементов системы в целях сохранения ее целостности и обеспечения развития. Такая упорядоченность достигается благодаря вертикальному и горизонтальному распределению функций и ролей. Формируется иерархическая пирамида, вершиной которой и выступает протолидер.

Большие социальные группы представляют собой гораздо более сложные системы — самоорганизация и развитие которых не может основываться только на природных факторах.

Четкость выделения позиции лидера здесь будет зависеть от степени взаимозависимости членов группы друг от друга и взаимоотношений группы в целом с окружающей средой.

В системах с низкой групповой интеграцией и высокой степенью автономии членов функции лидера могут быть выражены весьма слабо или не выражены вообще — не проявляются черты лидерства в толпе пешеходов или среди пассажиров транспорта.

По мере роста потребностей группы в совместных коллективных действиях необходимость в лидере возрастает. Эффективность коллективных действий требует четкой функционально-ролевой дифференциации и специализации, оперативности управления, жесткости подчинения и пр. Именно к такому типу объединений относится современное производство, поэтому в нем обязательна институализация лидерства, его конституирование в руководство.

Среди теорий лидерства можно выделить подход с опорой на личные качества лидера: поведенческий и ситуационный подходы.
 

Концепция физических качеств (высокий рост, вес, сила) не подтвердилась. Напротив, часто лидер бывает небольшого роста, малой физической силы.

Старейшей является теория черт. Она и сегодня не утратила своей актуальности. Суть теории черт состоит в объяснении феномена лидерства выдающимися личностными качествами человека. Один из основателей теории черт Э. Богардус, который писал: «превосходящие интеллектуальные дарования доставляют личности выдающееся положение рано или поздно».

Острый ум, твердая воля, целеустремленность, кипучая энергия, организаторские способности, готовность брать на себя ответственность, компетентность, способность внушать людям доверие обусловливают способность человека стать лидером. Для проверки теории черт были проведены обширные исследования, которые поставили под сомнение верность концепции. При детальном анализе оказалось, что

  1. индивидуальные качества лидера почти полностью совпадают с набором позитивных психологических и социальных признаков личности вообще;
  2. в некоторых сферах деятельности (предпринимательство) высокие интеллектуальные и моральные качества являются скорее препятствием для занятия лидирующих позиций, чем условием успеха;
  3. целый ряд выдающихся способностей людей на протяжении многих лет, а часто и всей жизни, оказывается невостребованным, не находит применения и не приводят к лидерству. Означает ли это полную несостоятельность теории у черт? Отнюдь. Набор лидерских качеств в каждой конкретной ситуации варьируется и зависит от исторической эпохи, национальности, культурных традиций и многих других условий. Очевидно, что лидер крестьянской общины по своим качествам будет существенно отличаться от лидера инженерно-конструкторского бюро.

Концепция интеллигентности (Гизели) предполагает, что лидерские качества связаны с вербальными и оценочными способностями личности. На основе чего делали вывод: наличие указанных личностных качеств предсказывает управленческий успех. Личностные качества лидера:

  • интеллигентность в вербальном и символическом плане;
  • инициативность, т. е. способность направлять активность, желания в новом направлении;
  • уверенность в себе — благоприятная самооценка;
  • привязанность к сотрудникам;
  • решительность: мужественность (у мужчин) и женственность (у женщин);
  • зрелость;
  • мотивационные способности, т. е. умение мотивировать, вызывать потребности у людей за счет: гарантии работы, финансового вознаграждения, власти над другими, самореализации, достижения успехов в работе.

Анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером.

К теории черт примыкают концепции харизматического лидерства. Они восходят к идеям М. Вебера и представлены сегодня работами В. М. Басса — Б. Шамира, Р. И. Хозе, М. Артура.

Отношение к харизматическому лидеру основано на вере в него, почитании руководящей личности, деятельность человека-исполнителя под влиянием харизмы лидера вдохновенна. Такие способности есть у весьма немногих людей.

Харизматический лидер представляет собой концентрированное и самое яркое воплощение ценностей группы. Он ставит их превыше своих собственных интересов и способен трансформировать личные ценности и интересы каждого из членов группы в общегрупповые.

Можно ли научиться быть харизматическим лидером коллективе? Однозначного ответа нет. Но есть ряд рекомендаций, которые могут оказать помощь в постижении сути харизмы.

  1. Решающая харизматическая способность — влияние на восприятие мира и ценности членов коллектива. Условием ее приобретения является прежде всего знание своих сотрудников, уважение к их интересам, потребностям, ценностям. Вполне, естественно, что эти индивидуальные интересы, потребности и ценности не всегда совпадают с общегрупповыми, и лидер должен демонстрировать личную искреннюю приверженность общегрупповым целям, готовность идти на риск ради их достижения.
  2. Харизматический лидер может внушить членам коллектива новые ценности, но этот процесс не может носить насильственный характер — подчеркивая значимость индивидуальных ценностей, лидер стремится связать их с общегрупповыми.
  3. Харизматические лидеры, как правило, подчеркивают положительное значение деятельности данного коллектива для общества в целом — благородство работы врача и педагога, героический характер деятельности работников милиции и т. д. Благодаря этому усиливается внутренняя мотивация сотрудников — выполняемая социальная роль повышает самооценку, человек ощущает свою значимость, осознает высокий смысл своей скромной деятельности и даже свою незаменимость.
  4. Харизматический лидер выявляет в человеке все самое лучшее. Задачи, которые он ставит перед своими подчиненными, трудны, но всегда посильны, и каждый член группы ощущает свою компетентность, верит, что способен преодолеть трудности. Эта вера прямо влияет на самодеятельность, индивидуальную заинтересованность сотрудника, его упорство в преодолении препятствий. Индивидуальная вера в собственные силы базируется на коллективном ожидании высоких результатов деятельности от каждого работника и всех членов трудового коллектива.
  5. В группе с харизматическим лидерством первостепенную роль играют не внешние стимулы (заработная плата, престижность деятельности), а внутренняя мотивация — реализованностъ потребностей в самовыражении, осознание собственной значимости, признание со стороны лидера и членов коллектива.

В реальной жизни харизматическое лидерство встречается не так часто.

Оно наиболее эффективно в группах со слабо структурированными задачами, невысокой спецификацией трудовых функции и отсутствием четко установленных стратегий реализации организационных задач.

Слабость такого типа руководства проявляется в чрезмерной зависимости деятельности группы от личности лидера — если его уволить или перевести на другую работу, группа оказывается практически не дееспособной.

Второе рождение получила теория черт в факторно-аналитической концепции лидерства. Различают индивидуальные качества лидера и характерные для него черты поведения, связанные с достижением определенных целей.

Добрый, общительный, склонный к рефлексии, гибкий, уважающий других людей человек, длительное время находясь на руководящей должности в армии или других авторитарных структурах, как правило, утрачивает некоторые из этих свойств и приобретает вторую группу качеств, связанную с характером выполняемой деятельности, — решительность, уверенность в себе, строгость (а порой и жесткость) в отношениях с подчиненными, требование беспрекословного подчинения распоряжениям и т. д. Иными словами, стиль деятельности лидера зависит от ситуации — несет на себе отпечаток социальных условий, в которых он действует.

Возникла ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуации для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает специфические требования к лидеру и поэтому лидерство может переходить от одного человека к другому: эмоциональный или деловой лидер и т. п.

Ситуационная концепция (Р. Стогдилл, Т. Хилтон, А. Голдиер) исходит из относительности и множественности лидерства.

Лидер есть функция определенной ситуации, и человек, «являющийся лидером в одной ситуации не обязательно будет лидером в других ситуациях» (Стогдилл).

С этой точки зрения лидерские качества относительны, хотя сторонники ситуационной концепции все же признают необходимость основных качеств — целеустремленность, уверенность в своих силах, готовность взять на себя ответственность за решение той или иной задачи, компетентность. Слабость ситуационной концепции в недооценке личной активности человека, стремящегося занять место лидера, — нет подходящей ситуации, и лидером тебе уже не стать. Э. Хартли предлагает приблизить ситуационное лидерство к реалиям жизни, дополнив следующие положения:

  1. если ты стал лидером в одной ситуации, твои шансы стать таковым в другой ситуации повышаются;
  2. если ты проявил себя как лидер, ты приобрел авторитет, который может способствовать назначению тебя на руководящую должность и тем самым закреплению твоего лидерства;
  3. восприятие группы стереотипно, и если ты стал лидером в одной ситуации, она воспринимает тебя таковым и в другой;
  4. лидером становится тот, кто к этому стремится.

Уточняет, развивает и качественно обогащает ситуационную концепцию теория конституентов (последователей). Она объясняет природу лидерства по аналогии с известной пословицей — «свита делает короля». Лидера создают последователи. Но в этой теории лидер предстает как бы второстепенным и ничего не определяющим объектом деятельности конституентов.

Доверие последователей к лидеру — это признание его достоинств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий. Ведь заставить идти за собой при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия. И доверие это означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении с лидером.

Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива, от особенностей своих последователей, поэтому от лидера требуется способность выражать интересы группы, быть восприимчивым к взглядам и позициям своих сторонников, чтобы уметь понять, в какой момент необходимо пойти на компромисс, чтобы сохранить свое влияние и сплоченность группы.

Решение названных задач осуществляется посредством следующих функций:

  • информационно-аналитической;
  • выработки программ;
  • принятия решения;
  • организации исполнения решений.

От лидера зависит умелый анализ реальной действительности. На основе выводов, полученных в результате проведенного анализа, формируется линия поведения, программа действий — и принимаются решения. После этого начинается мобилизация сил и средств. Лидер добивается поддержки всей группы или ее подавляющей части для организации исполнения принятых решений, что предусматривает:

  1. подбор и расстановку исполнителей;
  2. доведение до них решений;
  3. уточнение и адаптацию решений применительно месту исполнения;
  4. создание внешних и внутренних условий исполнения;
  5. координацию деятельности исполнителей;
  6. подведение итогов и анализ результатов.

Специфику лидерских склонностей анализирует концепция психосоциотипов. В зависимости от врожденно-обусловленных особенностей своего психосоциотипа, человек склонен к тому или иному типу лидерства.

Совокупность теорий лидерства дает возможность увидеть разнообразные стороны феномена, но целостной картины явления нет и, по мнению многих специалистов, не может быть — слишком многообразны проявления лидерства, слишком они зависимы от национальных, культурных, религиозных и прочих факторов. В попытках определить лидерство как целостное явление необходимо рассматривать четыре главных момента

  1. мотивация и качества лидера;
  2. задачи лидера;
  3. последователи лидера;
  4. механизм взаимодействия лидера и его последователей.

Источник: https://psyera.ru/5432/priroda-liderstva

Ссылка на основную публикацию