Принцип системности — справочник студента

С переходом к исследованию огромных и сложно организованных систем обычные методы классической науки уже становились не такими эффективными, как это было раньше.

И для изучения таковых объектов и систем в середине ХХ века стал активно разрабатываться такой метод научного познания, как системный анализ, позже его стали называть также системным подходом.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Что же понимается под термином системный анализ?  Так давайте попробуем разобраться с этим вопросом.

В середине ХХ века появилось так называемое «системное движение», которое включало в себя огромное количество различных направлений: общая теория систем (ОТС), системный подход, философская концепция системности мира и познания, а также и другие направления.

В основе системного анализа заложено исследование материальных и идеальных объектов как систем, которые имеют свою собственную структуру и содержат определённое количество взаимосвязанных элементов.

В плане методологии специфика системного подхода заключается в том, что анализ ориентируется на исследование раскрытия целостности самого объекта и его механизмов, а также этот подход направлен на выявление различных типов связей сложного объекта и сведение всех этих связей в одну единую, объединённую теоретическую картину [2].

Системное исследование каких-либо объектов является одной из самых сложных форм научного познания. Оно может быть связано как с описанием функций объекта, так и с описанием поведения самого объекта.

Специфика такого исследования выражается не только в усложнении метода анализа какого-либо предмета, но и в выдвижении новой концепции при рассмотрении объектов. В современном мире системный анализ выступает крайне важной методологической парадигмой. Всё это объясняется стремлением к построению теоретической модели класса объектов, а также рядом других особенностей, перечисленные нами ниже:

  • 1) в исследовании любого объекта, как системы, описание компонентов не имеют своего отдельного, собственного значения, потому что они рассматриваются не каждый сам по себе, а с учетом места в структуре целой исследуемой системы;
  • 2) несмотря на то, что компоненты системы могут состоять из одного и того же материала, при системном подходе они обязательно будут рассматриваться как объекты, которые наделены различными свойствами и параметрами, но при этом они будут объединяться общей программой управления;
  • 3) исследование систем предполагает учет внешних условий их существования (что не предусматривается в элементно-структурном анализе);
  • 4) для системного анализа существует проблема порождения свойств целого из свойств компонентов системы и, наоборот, зависимости свойств компонентов системы от свойств целого;
  • 5) для органических (высокоорганизованных) систем оказывается не совсем достаточным обычное описание их поведения, поскольку оно характеризуется определённой целесообразностью (подчинено необходимости достижения конкретной цели).

Таким образом, можно точно утверждать, что система – это такое явление, которое образуется большим количеством взаимосвязанных элементов, где в качестве этих элементов выступают сложные, иерархически организованные подсистемы. Система всегда должна представлять собой упорядоченное множество, взаимосвязанных между собой подсистем, внутренние связи которых прочнее внешних.

Также система является определённой целостностью, которая состоит из взаимозависимых частей, и каждая эта часть вносит свой собственный вклад в функционирование единого целого. Главное, что определяет систему – это взаимодействие всех частей в рамках целого. Любая из систем представляет собой множество разнообразных элементов или подсистем, обладающих структурой и организацией.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Типы организаций по взаимодействию с внешней средой - справочник студента

Оценим за полчаса!

На наш взгляд, основными характеристиками системы должны являться: целостность, упорядоченность (организация), структурность, множественность элементов и уровней, иерархичность строения.

Все перечисленные свойства должны соблюдаться абсолютно в любой системе.

Эти характеристики как раз и отличают систему от таких предметов и явлений, которые системами являться не могут и именуются агрегатами.

Как мы уже говорили, каждая подсистема должна обладать структурой и организацией. Далее постараемся дать определение этим терминам. Сначала поговорим о первом и объясним его значение. Структура (от лат.

structura – строение, порядок) – общенаучное понятие, которое выражает совокупность всех устойчивых внутренних связей объекта, которые обеспечивают его целостность самому себе, т.е. полное сохранение самых главных свойств при различных изменениях в самой системе.

Структурой называют совокупность тех специфических взаимодействий, благодаря которым возникают целостные свойства, присущие только всей системе и отсутствующие у составляющих ее компонентов [3].

В современной науке понятие структура обычно соотносится с понятиями системы, организации и служит одной из основных критериев для развертывания полного структурно-фукционального анализа.

Теперь поясним про упорядоченность в объектах, далее мы дадим определение понятию организация в системе. Организация (от лат.

organizmo – стройный вид) – это такая упорядоченность, которая является одним из ключевых критериев системного анализа.

Организация характеризует внутреннюю упорядоченность элементов, а также совокупность всех процессов, которые обеспечивают взаимозависимость между отдельными частями системы.

  1. Системный анализ предполагает следующие общенаучные принципы методологии. Другими словами далее будут описываться требования научного исследования объектов как систем:
  2. 1) выявление зависимости каждого элемента от его занимаемого места и функций в системе, но при том условии, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов;
  3. 2) анализ поведения системы при помощи особенностей ее отдельных элементов, а также свойств ее структуры;
  4. 3) изучение характера иерархичности, присущего данной системе;
  5. 4) рассмотрение динамичности всей системы, анализирование ее как целостности в развитии.
  6. Таким образом, для системного подхода характерно именно полное рассмотрение всех элементов, чтобы определить характер взаимодействия между составными частями объектов, а также проверить несводимость свойств целого к свойствам частей системы.

Одним из самых важных аспектов для более подробного раскрытия содержания термина системы является разделение систем на различные классификации. Рассмотрим некоторые из них. Наиболее распространённой типологией можно считать разделение на материальные и абстрактные (идеальные) системы.

Материальные системы по содержанию и своим свойствам существуют совершенно независимо от познающего субъекта. Материальные системы подразделяются на системы неорганической природы (физические, химические и др.

) и живые системы, куда входят как простые биологические системы, так и сложные биологические объекты.

К материальным системам также относят и социальные, которые по своим типам и формам чрезвычайно многообразны: они могут классифицироваться от простейших социальных объединений до социально-экономических и политических структур общества.

Идеальные же (по-другому абстрактные или концептуальные) системы являются продуктом человеческого познания и мышления. Они также, как и материальные, делятся на множество различных типов: понятия, гипотезы, теории, концепции и т.д. В результате при помощи обобщений всех этих исследований по теории систем, в начале ХХ века возникла общая теория знаковых систем – семиотика [1].

Также системы можно классифицировать и по характеру взаимодействия с окружающей средой. По этому признаку они делятся на открытые и закрытые (изолированные) системы.

Но всё-таки, по нашему мнению, это деление условно, ибо представление о закрытых системах возникло ещё в термодинамике как определённая абстракция, которая оказалась не соответствующей объективной действительности, где практически все системы являются открытыми, т.е.

они могут взаимодействовать с окружающей средой при помощи обмена веществ, энергией и информацией.

Таким образом, рассмотрев все стороны системного подхода, хочется сделать вывод о том, что основной задачей специализированных теорий систем является построение какого-либо конкретно-научного знания о разных типах и свойствах систем. Главные проблемы, рассматриваемой нами теории, концентрируются вокруг логико-методологических принципов анализа, а также вокруг построения метатеории системных исследований.

Cписок литературы:

Источник: https://sibac.info/studconf/science/x/64372

Дидактические принципы системности и систематичности и последовательности в обучении, Дидактический принцип системности — Педагогика Библиотека русских учебников

Главная Педагогика Педагогика Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

В отечественной педагогической литературе нередко эти два принципа смешивают. Обычно логическую линию обоснование принципа систематичности выстраивают с выходом на формирование системности знаний, которая якобы в становится закономерным результатом систематичности и последовательности в обучении, при которой новые знания опираются на ранее усвоенные и в свою очередь становятся фундаментом для усвоения следующих знаний не отрицает уючы взаимосвязей между этими принципами и определенной их взаимообусловленности, попробуем обратить внимание на различия, которые разделяют йїх.

Дидактический принцип систематичности и последовательности в обучении предполагает усвоение учебного материала в определенном учебной программой порядке с таким расчетом, чтобы каждый новый элемент содержание ту этого учебного материала логически связывался как с предыдущим элементом его, так и с последующим, обеспечивая таким образом сопротивления полученных новых знаний на усвоенные ранее, что позволяет в будущем использовать их как фундаментальную основу для последующих знаний. Систематичность знаний предполагает также соответствующую организацию его во времени, которая выступает в двух основных формах: 1) изучение определенного нав зоне учебного предмета по недельным расписанием учебных занятий, 2) поочередное завершено изучение определенных учебных предметов или тем. Примером второй формы является экспериментальное поочередное изучение учебных них предметов на основе использования сугестопедичного методики обучения в экспериментальных школах г. Софии (Болгария), которое практиковалось в системе экспериментальной работе. НИИ сугестологии в 70-х гг м инулого века. Тогда 10 класс, сев за парты в октябре, успешно закончил обучение в апреле, изучая последовательно каждую новую учебную дисциплину до завершенного целостного образа знаний, предложенных не ю. Подобная систематичность масс место также на курсах ускоренного изучения иностранных языков, когда полученные знания не успевают»погаснуть»в памяти до появления новых, что дает возможность быстро охватить большие в бсягы учебного материала и на основе этого сформировать более сложный и масштабный образ йогніший образ його.

Ориентируются учителя на этот принцип при подготовке учащихся к учебных олимпиад и в ходе различных индивидуальных учебных занятий, которые часто носят частный характер

К сожалению дидактические возможности этого принципа еще не до конца исследованы

Дидактический принцип системности

Опираясь на принцип систематичности и последовательности в обучении, предполагает усвоение знаний в системе, которая бы не только отражала в целостном виде изучаемого явления, процессы и объекты, но и позволяла а бы, с одной стороны, устанавливать внутрь системные связи и зависимости и, с другой — устанавливать подобные связи и зависимости с другими системами, как низшей, так и высшей иерархи.

Как известно, система (от греч systema — целое, составленное из частей; соединение) — это множественность элементов с отношениями и связями между ними, которая образует определенную целостность.

Когда же речь идет о системном ый подход в педагогике, или системно-структурный, то прежде подразумевается методологическая направленность научных исследований, которые ориентированы на изучение сложных систем как целостных объектов, так и отдельных элементов в их взаимосвязях и отношениях (ИВБлауберг,. ЕГЮдин.Юдін).

Быстрый рост научной информации, ответвления новых наук, сужение специализации ученых обуславливает интерес к системных исследований. Но поскольку всякая система знаний приходится воспринимать в свете ет внои науки, то это приводит к однобокого осмотра объекта изучения, обусловливает потерю целостности его восприятия. Этим объясняется возросший интерес к системным комплексных иснь.

дидактов доказали целесообразность и эффективность использования в учебном процессе системного подхода при условии предоставления содержания учебного материала такой структуры, которая бы способствовала усвоению знаний в целостной и системе. Определены два пути этого: I) от рассмотрения целостного системного объекта — до анализа его структуры, 2) от рассмотрения элементов и анализа структуры — к объединению знаний в систему.

Традиционно в отечественной школе использовался и продолжает использоваться второй путь. Схема такого изучения системы знаний выглядит так: определение структуры — последовательное изучение каждого элемента системы — обобщающее возведение этих элементов в систему с определением ее свойств.

Это несколько противоречит исследованиям гештальтпсихологов, которые доказывают, что маленькие дети воспринимают сразу предметом т в целом и только после этого обращают внимание на его составляющие. Учитывая это, раз первый путь более соответствует природе детского миропознания.

Это подтверждено опытом многих учителей-новаторов а также представителями нетрадиционных технологий обучения, которые приступают к изучению новой темы на основе формирования глобального обобщающего ее образа (на что нередко одного урока может и не хватит ти) и только потом начинают детальный обзор ее составляющих с точным определением места каждого в общей системе знаний. Это свойственно, например, для учебной стратегии. ВФШата-лова, представителей суге стопедии, многих других талантливых педагоговдагогів.

Принцип системности — эффективный дидактический механизм формирования в воображении ученика образа мира — целостной многоуровневой системы представлений человека о мире, других людей и самого себя среди этих людей в мир те.

Для этого образа наряду с координатами пространства и времени, как уже упоминалось, присуща система значений, которая, согласно. ОМЛеонтьевим, воплощает в себе результаты совокупной общественной практики.

Включение их в индивидуальный акт познания обеспечивается участием целостного образа мира в порождении познавательных гипотез, выступающих как начальное звено процессов построения нового образа.

При таких условиях образ мира становится своеобразным двигателем, который генерирует взаимосвязаны системы познавательных гипотез, устремляется навстречу внешним стимуламулам.

Системный подход в обучении, согласно исследованию его проблем. ИВМалафииком, конкретизируется в методе системной призмы, которая предусматривает: 1) установление назначение системы, ее функций; 2) установление с системообразующим фактором; 3) выделение элементов системы; 4) определение уровня иерархии системы»процесс», т.е.

связей координации и субординации; 5) разработка элементарной структуры системы»процесс»и приведения во взаимодействие элементов системы; 6) появление системной (эмерджентных) свойства и ее реляционного воздействия на элементы системы.

Поскольку все функционально-морфологические компоненты между собой связ ные в единое целое и образуют функционально-морфологическую структуру, она, по мнению исследователя, будучи усвоена учеником и находясь в состоянии психологической готовности, и будет той схеме, которую ученик сможет использовать для получения новых знаний.

Сам же процесс формирования знаний также является, которой можно придать рис функциональности, если системообразующим фактором связать положительной обратной связью с эмерджентных свойством системы, т.е. с результатом процесса.

Поскольку таким результатом является собственно система знаний как достояние ученика, то системообразующим фактором может быть только образ самого результат в. Это накладывает определенные ограничения на организацию процесса формирования системы знаний, поскольку сначала нужно помочь учащимся сформировать образ будущей системы знаний, а уже затем развернуть сам процесс й й формированиии сам процес її формування.

Таким образом,. ИВМалафиик в своих исследованиях наряду с. ВФШаталовим и представителями суггестопедия подтвердил дидактическую целесообразность предоставления содержания учебного материала в процессе обучения такой структу.

Ури, которая бы предусматривала сначала рассмотрение целостного системного объекта изучения, а уже потом — переход к анализу его структурных компонентов, а не наоборот, как это зачастую принято в массовом педагогу чний практикетиці.

Применение дидактического принципа системности с целью формирования системности знаний требует использования как методологической основы достижений философии нестабильности лауреата. Нобелевской премии.

ИПриг гожина и синергетической методологии, которые обслуживают нелинейную парадигму познания мира.

Особенно это касается изучения нестабильных макросистем, развитие которых не предсказуем в точках бифуркаций п ид действием случайных слабых сигналов (флуктуацийй).

Формирование системности знаний — это формирование у учащихся стремления к завершенности, гармонии, порядка, которые впоследствии способны определять человеческую судьбу

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник: http://uchebnikirus.com/pedagogika/pedagogika_-_palchevskiy_ss/didaktichni_printsipi_sistemnosti_sistematichnosti_poslidovnosti_navchanni.htm

Системные объекты — Принцип системности

В качестве системного объекта может рассматриваться и грецкий орех, и пишущая ручка, и многое другое. Но не ко всем объектам целесообразно применять принципы и методы системного подхода.

Их использование требуется в тех случаях, когда системные «эффекты» выражены достаточно интенсивно.

Читайте также:  Клин - справочник студента

С этой точки зрения все существующие в мире комплексы или совокупности можно подразделить на такие, в которых слабо выражены черты внутренней организации и связи частей носят внешний, случайный, нестабильный характер, и такие, в которых явственно выражены системные связи.

Объекты первого типа условно называют неорганизованными совокупностями. К ним относят различные конгломераты. Это, скажем, куча камней, случайное скопление людей на улице и т. п.

Входя в состав такого объединения или покидая его, элементы не претерпевают каких-либо серьезных изменений. Свойства совокупности в целом почти совпадают с суммой свойств частей.

Такая совокупность либо полностью лишена системно-структурного характера, либо он слабо выражен и им можно пренебречь.

Системные объекты обладают целостной, устойчивой структурой. Для них характерны «системные эффекты» — появление новых свойств, возникающих в результате взаимодействия элементов в рамках целого.

Примерами системных объектов могут служить кристаллы, архитектурные сооружения, биологические организмы и многие другие предметы.

Для системных объектов типична также иерархичность строения — последовательное включение систем более низкого уровня в систему более высокого уровня.

Системой называют, таким образом, не произвольно выбранное множество «предметов» и связей между ними, а упорядоченную определенным образом целостную структуру, единый сложный объект.

Так, в структуре живых организмов легко обнаружить различные органы, способные функционировать только во взаимодействии друг с другом и только в составе данных организмов.

В технике практически любое устройство или инженерное сооружение также состоит из ряда деталей, узлов и тому подобных элементов, функционирующих совместно, во взаимосвязи и только в данной конструкции способных обеспечить достижение цели, для которой это устройство или сооружение создавались.

Основным принципом разграничения и самих системных объектов также служит более слабый или более сильный характер системных связей.

К первому типу относят такие объекты, элементы которых взаимосвязаны, не составляют простой арифметической суммы, вне связи с целым теряют ряд свойств, но все же могут быть выделены и как самостоятельные.

Такие объекты иногда называют «неорганичными системами», в отличие от «органичных» систем — сложных объектов с ярко выраженными системными связями, чертами целостности.

Системные объекты такого типа (биологический организм, человеческое общество и др.) не допускают обособления элементов. В отрыве от целого элементы таких систем не только теряют ряд свойств (как в первом случае), но вообще не могут существовать.

Органичные системы проходят в процессе их развития последовательные этапы усложнения и дифференциации. Существенную роль в них играют генетические связи.
В методологии системного исследования наряду с понятиями «система», «элемент», «структура» важную роль играют понятия «связь», «целостность», «функция», «иерархия» и «среда».

Система может быть понята как нечто целое лишь в сопоставлении со средой — ее окружением.

В зависимости от характера отношений со средой, различают такие типы поведения систем, как реактивное (определяемое преимущественно средой), адаптивное (определяемое средой и функцией саморегуляции, присущей самой системе), активное, в котором существенную роль играют собственные цели системы, преобразование среды в соответствии с потребностями системы. Наиболее высокоорганизованными являются самоорганизующиеся системы (адаптирующиеся и обучающиеся) или системы с обратной связью.

Поведение системы в них постоянно приводится в соответствие с изменяющимися внешними условиями, сигналами среды. Это предполагает наличие в сложно организованных системах процессов управления.

Такие системы включают в себя не только связи координации (согласованного поведения элементов в пределах одного уровня), но и связи субординации.

В них присутствуют особые управляющие механизмы, через которые структура целого воздействует на характер функционирования и развития частей (биологические корреляции, центральная нервная система, органы управления, система норм в обществе).

Долгое время казалось, что размышления о понятиях «часть» и «целое», «простое» и «сложное», «элемент» и «структура» интересны только философам, в крайнем случае — части ученых-теоретиков.

Положение в корне изменилось, когда жизнь вплотную подвела людей к таким практическим задачам, для решения которых потребовалось изучение и одновременный учет не просто большого, а, можно сказать, огромного числа качественно разнообразных предметов, явлений, процессов и связей между ними.

Особенно нагляден переход к таким задачам в технике XX века, когда возникли так называемые особо сложные технические системы, структура которых состоит уже не из десятков и сотен, а из десятков и сотен тысяч взаимосвязанных деталей и узлов.

Первые такие системы (их так и назвали: большие системы) были созданы в области телефонной связи. В середине XX века пальму первенства перехватили радиолокационные, радионавигационные, вычислительные и прочие технические системы, состоящие из сотен тысяч и миллионов отдельных радиоэлектронных элементов.

Несколько позднее сложные многофункциональные системы стали обычным явлением почти во всех областях технической деятельности.

Оказалось, что для проектирования, создания и использования таких систем нужны не только физические, химические и другие специально-научные знания, но также понятийный аппарат, отражающий особые свойства сложных технических систем, что стимулировало рост интереса к предельно общим знаниям, закрепленным в философских категориях диалектики.

Со временем выяснилось, что сходным образом обстоит дело не только в технике, но и во многих других областях знаний.

Так возник и стал быстро развиваться системный подход, применивший выработанные в диалектике философские знания как основание принципиально новой системной методологии.

Она представляет собой совокупность методов изучения, создания и применения сложных технических, биологических и социальных систем.

Принцип системности и связанный с ним системный подход — важное методологическое направление в современной науке и практике, воплотившее в себе целый комплекс идей теории диалектики. Каковы же основные принципы системного исследования?

Исходным пунктом всякого системного исследования является представление о целостности изучаемой системы — принцип целостности.

Это предполагает рассмотрение объекта с двух позиций: в соотнесении объекта со средой, внешним окружением и путем внутреннего расчленения самой системы с выделением ее элементов, свойств, функций и их места в рамках целого. При этом свойства целого понимаются с учетом свойств элементов и наоборот.

Представление о целостности системы конкретизируется через понятие связи. Среди различных типов связей особое место занимают системообразующие связи. Разные типы устойчивых связей образуют структуру системы, то есть обеспечивают ее упорядоченность.

Характер этой упорядоченности, ее направленность характеризуют организацию системы. Структура системы может характеризоваться как по горизонтали (связи между однотипными, однопорядковыми компонентами системы), так и по вертикали.

Вертикальная структура предполагает выделение различных уровней системы и наличие иерархии этих уровней.

Способом регулирования многоуровневой иерархии, обеспечения связи между различными уровнями является управление. Этим термином называют разнообразные по жесткости и формам способы связей уровней, обеспечивающие нормальное функционирование и развитие сложных систем.

Иерархичность строения — специфический признак системы, а связи управления — одно из характерных выражений системообразующих связей.

При исследовании систем, располагающих собственными органами управления, рассматриваются также цели и целесообразный характер их поведения.

Существенная черта целого ряда системных объектов состоит в том, что они являются не просто системами, а самоорганизующимися системами, с целесообразным характером поведения. В этом случае источник преобразования системы или ее функций обычно заключен в самой системе.

Источник: https://filosofka.ru/dialectics/sistemnye-obekty-princip-sistemnos/

Принцип системности в науке

Принцип системности в науке

Системный подход — направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин); совокупности взаимодействующих объектов (Л. фон Берталанфи); совокупности сущностей и отношений (Холл А. Д., Фейджин Р. И., поздний Берталанфи).

Говоря о системном подходе, можно говорить о некотором способе организации наших действий, таком, который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования.

При этом системный подход является не столько методом решения задач, сколько методом постановки задач. Как говорится, «Правильно заданный вопрос — половина ответа».

Это качественно более высокий, нежели просто предметный, способ познания.

Основные принципы системного подхода

· Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

· Иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.

· Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

  • · Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.
  • · Системность, свойство объекта обладать всеми признаками системы.
  • Основные определения системного подхода [править]

Основоположниками системного подхода являются: А. А. Богданов, Л. фон Берталанфи,Эвард де Боно, Линдон ла Руш, Г.Саймон, П.Друкер, А.Чандлер, С. А. Черногор,Малюта А.Н.

  1. · Система — совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность или единство.
  2. · Структура — способ взаимодействия элементов системы посредством определённых связей (картина связей и их стабильностей).
  3. · Процесс — динамическое изменение системы во времени.
  4. · Функция — работа элемента в системе.
  5. · Состояние — положение системы относительно других её положений.
  6. · Системный эффект — такой результат специальной переорганизации элементов системы, когда целое становится больше простой суммы частей.

· Структурная оптимизация — целенаправленный итерационный процесс получения серии системных эффектов с целью оптимизации прикладной цели в рамках заданных ограничений.

Структурная оптимизация практически достигается с помощью специального алгоритма структурной переорганизации элементов системы.

Разработана серия имитационных моделей для демонстрации феномена структурной оптимизации и для обучения.

  • Психологическая география человеческого общества
  • Экстраполяция
  • Общее значение — распространение выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую его часть.
  • В маркетинге — распространение выявленных закономерностей развития изучаемого предмета на будущее.
  • В статистике — распространение установленных в прошлом тенденций на будущий период (экстраполяция во времени применяется для перспективных расчетов населения); распространение выборочных данных на другую часть совокупности, не подвергнутую наблюдению (экстраполяция в пространстве).
  • 35
  • Экстраполяционные методы прогнозирования
  • Методы экстраполяции тенденций являются, пожалуй, самыми распространен­ными и наиболее разработанными среди всей совокупности методов прогнозирования. Использование экстраполяции в прогнозировании имеет в своей основе предположение о том, что рассматриваемый процесс изменения переменной представляет собой сочетание двух составляющих — регулярной и случайной:

У(х) = /(а, х) + п(х).

Считается, что регулярная составляющая / (а,х) представляет собой гладкую функцию от аргумента (в большинстве случаев — времени), описываемую конечномер­ным вектором параметров а, которые сохраняют свои значения на периоде упреждения прогноза. Эта составляющая называется также трендом, уровнем, детерминированной осно­вой процесса, тенденцией. Под всеми этими терминами лежит интуитивное представление

о какой-то очищенной от помех сущности анализируемого процесса. Интуитивное, по­тому что для большинства экономических, технических, природных процессов нельзя однозначно отделить тренд от случайной составляющей. Все зависит от того, какую цель преследует это разделение и с какой точностью его осуществлять.

Случайная составляющая Г| (х) обычно считается некоррелированным случайным процессом с нулевым математическим ожиданием. Ее оценки необходимы для дальней­шего определения точностных характеристик прогноза.

Экстраполяционные методы прогнозирования основной упор делают на выделе­ние наилучшего в некотором смысле описания тренда и на определение прогнозных значений путем его экстраполяции. Методы экстраполяции во многом пересекаются с методами прогнозирования по регрессионным моделям.

Иногда их различия сводятся лишь к различиям в терминологии, обозначениях или написании формул. Некоторые авторы объединяют эти методы в одну группу.

Тем не менее сама по себе прогнозная экс­траполяция имеет ряд специфических черт и приемов, позволяющих причислять ее к не­которому самостоятельному виду методов прогнозирования.

Специфическими чертами прогнозной экстраполяции можно назвать методы предварительной обработки числового ряда с целью преобразования его к виду, удобно­му для прогнозирования, а также анализ логики и физики прогнозируемого процесса, оказывающий существенное влияние как на выбор вида экстраполирующей функции, так и на определение границ изменения ее параметров.

Дерево целей

Этапы построения дерева целей 1. Формулировка стратегической цели. Это вершина дерева, так же может быть глобальная большая и очень сложная цель, в отличии от стратегической, в возможности ее конечной достижимости.

(пример, стратегическая – увеличение продаж, глобальная – увеличение капитала в определенную сумму; стратегическая – личностный рост, глобальная – выучить 5 ин. языков).

Эта цель отвечает на вопросы: что я (мы, организация) хотим получить или получать в прошествии такого-то срока? Кем я хочу быть? Чего хотим достигнуть или достигать? Ответ – записываем в вершину.

2. Записываем условия, под-цели способствующие осуществления глобальной стратегической цели. Отвечая на вопросы: при каких условиях возможна реализация поставленной цели? Какие задачи или цели нужно решить, что бы осуществить цель номер 1? См. пример ниже.

2.1. Выделить те цели и задачи, условия, которые зависят напрямую от нас (себя), или поддаются косвенному нашему влияния, или наоборот – являются абсолютно от нас независимыми. Обычно это формулируют как внутренними, внешними или косвенными условиями. Подпишите, соответственно, условия, цели или задачи. Этот пункт можно пропустить. Но иногда он тоже нужен.

3. Дробим дальше цели, делаем ту же процедуру, что и в случае в п.2, но только в отношении 2-го ряда целей. Наша задача выстроить последовательную иерархию до тех пор, пока все цели на сведутся к реализации конкретной мелкой задачи, то ли разово выполненной, то ли находящейся в постоянном цикле.

Общие рекомендации к построение дерева целейДостраиваем дерево на одном листе. Но если нужно что-то вычеркнуть для наглядности лучше начать с нового чистого листа.Дробить цели нужно последовательно. Т.е. они должны быть подчинены друг другу, и не было больших прыжков.

Записывая ту или иную ступень в иерархии – важно помнить, всегда есть еще один вариант.Самые мелкие цели – должны быть максимально простыми, реализация которых реализует, так же просто, более высшую цель.Тренироваться и еще раз тренироваться.

В идеале вы спустя некоторого времени достигнете такого успеха в построении целей – что будете делать это почти автоматически.Не боятся ошибок. Ошибки – необходимое условие в успешном обучении.

Контент анализ

Контент-ана́лиз (от англ.: contents — содержание, содержимое) или анализ содержания — стандартная методика исследования в области общественных наук, предметом анализа которой является содержание текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции.

В отечественной исследовательской традиции контент-анализ определяется как количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовыхзакономерностей.

Контент-анализ применяется при изучении источников, инвариантных по структуре или существу содержания, но внешне бытующих, как не систематизированный, беспорядочно организованный текстовой материал.

Философский смысл контент-анализа, как исследовательского метода, состоит в восхождении от многообразия текстового материала к абстрактной модели содержания текста (понятийно-категориальный аппарат, двусмыслия, коллизии, парадоксы). В указанном смысле, контент-анализ является одной из номотетических исследовательских процедур, используемых в сфере применения идиографических методов.

Выделяют два основных типа контент-анализа: количественный и качественный.

Интервьюирование

Очное интервью является одновременно одним из худших и одним из лучших методов сбора информации, доступных ученому-политологу.

Наиболее существенный его недостаток связан с тем, что сама ситуация интервьюирования слишком богата возможностями для такой ответной реакции (реактивности) респондента, которая может оказать нежелательное воздействие на результаты обследования.

Реакция респондента на внешний облик или стиль поведения интервьюера, на формулировки вопросов, на обстановку, в которой проводится интервью, может породить информационные “помехи”, имеющие отношение не столько к реальному миру, сколько к самому процессу опроса.

Не рассчитывайте, что вам удастся взять под контроль все факторы, влияющие на этот процесс.

Бывали случаи, например, когда интервью фактически расстраивалось из-за того, что интервьюер чем-то напоминал респонденту его мать и вызывал тем самым чисто эмоциональную реакцию, или же из-за того, что ранее опрошенный респондент, делясь впечатлениями об опросе со своими соседями, “натаскал” их в отношении ответов.

Однако исследователь может предпринять определенные шаги, с тем чтобы свести к минимуму ожидаемые проявления реактивности и увеличить надежность опроса. Об этом мы немного расскажем в этой главе.

Нас будет интересовать динамика ведения опроса как при выборочном обследовании, когда респонденты рассматриваются только как представители какой-то генеральной совокупности, так и при так называемомнаправленном и специализированном интервьюировании, когда респонденты отбираются по какому-то определенному признаку.

Эти два типа интервьюирования требуют от исследователя различных навыков и различных методик. В данной главе предлагаются рекомендации по всем этим проблемам. Эти рекомендации, однако, не могут заменить исследователю [c.224] практического опыта, ибо ведение опроса, как и многое другое в социальных науках, является искусством в не меньшей степени, чем наукой.

Читайте также:  Токи в сплошных средах. заземление - справочник студента

Вормулировка вопроса:

Исследователь может значительно упростить работу интервьюера, если снабдит его четкими инструкциями и тщательно сформулирует все вопросы. Правильно заданный вопрос может зачастую избавить интервьюера от лишних проблем. Например, интервьюеру гораздо легче [c.

227]установить контакт с респондентом и избежать “допроса с пристрастием”, если вопросы сформулированы так, что респонденту не приходится то и дело признаваться в своем незнании того или иного факта или в отсутствии каких-либо соображений по данному предмету.

Потенциальную напряженность могут в значительной степени снимать фразы типа “Ну, Вам, наверно, уже доводилось об этом читать”, следующие в конце вопроса.

Дать совершенно точные указания относительно того, какие формулировки корректны, а какие нет, невозможно, так как вопросы, подлежащие формулировке, всякий раз обусловлены конкретным предметом исследования.

Можно, однако, указать на некоторые типичные формулировочные ошибки, которых следует избегать. Если вопрос не содержит ни одной из этих ошибок, то вполне вероятно, что он сформулирован корректно.

Итак, какими не должны быть вопросы:

ОТБОР ИНТЕРВЬЮЕРОВ

Профессиональные политологи не только сами проводят опросы, но и бывают часто вынуждены привлекать других лиц к проведению опроса. Инструктируя опрашивающих, до них необходимо донести те сведения о методах интервьюирования, которые будут изложены ниже. Однако первый шаг в подготовке бригады интервьюеров заключается в отборе подходящих людей.

Поскольку респонденты реагируют не только на вопросы, но и на людей, которые задают им эти вопросы, и на то, как они это делают, постольку решающим фактором успеха могут на деле оказаться такие качества опрашивающего, которые, казалось бы, не имеют отношения к опросу. Опыт опросов в США позволяет выдвинуть следующие основные принципы отбора и подготовки интервьюеров, направленные прежде всего на то, чтобы свести к минимуму нежелательные последствия реактивности.

Принцип системности в науке

Системный подход — направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин); совокупности взаимодействующих объектов (Л. фон Берталанфи); совокупности сущностей и отношений (Холл А. Д., Фейджин Р. И., поздний Берталанфи).

Говоря о системном подходе, можно говорить о некотором способе организации наших действий, таком, который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования.

При этом системный подход является не столько методом решения задач, сколько методом постановки задач. Как говорится, «Правильно заданный вопрос — половина ответа».

Это качественно более высокий, нежели просто предметный, способ познания.

Основные принципы системного подхода

· Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

· Иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.

· Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

  1. · Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.
  2. · Системность, свойство объекта обладать всеми признаками системы.
  3. Основные определения системного подхода [править]

Основоположниками системного подхода являются: А. А. Богданов, Л. фон Берталанфи,Эвард де Боно, Линдон ла Руш, Г.Саймон, П.Друкер, А.Чандлер, С. А. Черногор,Малюта А.Н.

  • · Система — совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность или единство.
  • · Структура — способ взаимодействия элементов системы посредством определённых связей (картина связей и их стабильностей).
  • · Процесс — динамическое изменение системы во времени.
  • · Функция — работа элемента в системе.
  • · Состояние — положение системы относительно других её положений.
  • · Системный эффект — такой результат специальной переорганизации элементов системы, когда целое становится больше простой суммы частей.

· Структурная оптимизация — целенаправленный итерационный процесс получения серии системных эффектов с целью оптимизации прикладной цели в рамках заданных ограничений.

Структурная оптимизация практически достигается с помощью специального алгоритма структурной переорганизации элементов системы.

Разработана серия имитационных моделей для демонстрации феномена структурной оптимизации и для обучения.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/14xcce2.html

Принцип системности (системная детерминация)

Широко и успешно используемый в современных научных исследованиях принцип системности является одним из принципов материалистической диалектики, обоснование и разработка которого связаны с творчеством основоположников философии диалектического материализма. Как компонент материалистической диалектики принцип системности выступает и как один из принципов общей методологии науки, как эффективный инструмент познания мира и его закономерностей.

Этот принцип основан на понимании объектов как систем, являющихся, в свою очередь, элементами систем более высокого порядка. Это позволяет рассматривать объект как самостоятельную сущность («сам по себе») и в то же время как носителя свойств той системы, в которую данный объект включен в качестве элемента.

Подход, основанный на такой двойственности объекта, открывает путь к более глубокому пониманию его сущности.

Принцип системности включает диалектическое целостное видение мира, где предметы и явления выступают не изолированно, не сами по себе, а во взаимной связи и взаимной обусловленности.

Как указывается, «системный подход способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их изучения.

Методологическая специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

Задачи адекватного воспроизведения в знании сложных социальных и биологических объектов впервые в научной форме были поставлены К. Марксом и Ч. Дарвином» [1]. Таким образом, системный подход имеет солидную историю, которая, в частности, рассматривается в монографии И. В. Блауберга и Э. Г. Юдина [2].

Говоря о системном подходе, необходимо иметь в виду, что, «непосредственно не решая философских проблем, системный подход сталкивается с необходимостью философского истолкования своих положений… системный подход выступает как конкретизация принципов диалектики применительно к исследованию, проектированию и конструированию объектов как систем» [3].

Центральное понятие системного подхода — «система» — определяется как «совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную устойчивость, единство» [4]. При определении понятия «система», указывается далее в Философском энциклопедическом словаре, необходимо учитывать теснейшую взаимосвязь его с понятиями целостности, структуры, связи, а также с понятиями «элемент», «отношение», «подсистема» и др.

Одна из наиболее характерных особенностей современного этапа развития системного подхода, в особенности применительно к проблемам биологии, состоит во все более явственно ощущающейся необходимости синтеза собственно системного подхода с историко-процессуальным подходом. Как справедливо отмечает Л. С.

Мамзин [5], одна из насущных задач методологии современной биологии состоит в исследовании взаимоотношений между основными принципами и понятиями структурно-функциональной (организационной) и исторической (эволюционной) биологии, в преодолении разрыва между изучением морфофизиологической организации организмов и их исторического развития.

То есть необходим переход на позиции системно-структурного и процессуально-исторического подходов в их единстве, представляющем вершину диалектизации познания в биологии. При этом «построение общей теории систем окажется более перспективным, если она будет формироваться в неразрывном единстве с общей теорией развития» [6].

Принцип интеграции системно-структурного и деятельностно-исторического подходов особенно значим применительно к деятельности мозга, в которой сочетаются (сливаются) отражение и целенаправленное управление.

[1]  Философский энциклопедический словарь. С. 612—613.

[2]  Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973.

[3]  Философский энциклопедический словарь. С. 613—614.

[4]  Там же. С. 610.

[5]  Мамзин А. С. Проблема взаимосвязи организации и исторического развития в современной биологии//Проблема взаимосвязи организации и эволюции в биологии. М.: Наука, 1978.

[6]  Кивенко Н. В. Взаимосвязь организации и эволюции живого как пограничная проблема // Методологические аспекты пограничных проблем естествознания. Киев: Наук, думка, 1984. С. 230.

Источник: http://wiki.1vc0.ru/enciklopediya/fiziologiya/knigi-po-fiziologii/knigi-po-fiziologii-vysshej-nervnoj-deyatelnosti/glavy-knig-fvnd/princip-sistemnosti-sistemnaya-determinaciya.html

Системный подход в обучении (стр. 1 из 2)

Содержание

Введение

1. Системный подход. Основные характеристики

  • 2. Принцип доступности обучения
  • 3. Особенности практического метода
  • 4. Содержание «воспитательной деятельности»

5. Образование и педагогическая наука в 60-е – 90-е гг.

  1. Заключение
  2. Список литературы
  3. Введение

Слово «педагогика» происходит от греческого paidagogike, что означает буквально «детоведение, детовождение». Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась и на протяжении многих столетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии.

Впервые педагогика была вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами выдающегося чешского педагога Яна Амоса Каменского.

К настоящему времени педагогика стала многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками.

1. Системный подход. Основные характеристики

Общенаучная методология может быть представлена системным подходом, отражающим всеобщую связь с и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности. Он ориентирует исследователя и практика на необходимость подходить к явлениям жизни как к системам, имеющим определенное строение и свои законы функционирования.

Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении.

Он позволяет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у составляющих систему элементов.

Предметный, функциональный и исторический аспекты системного подхода требуют реализации в единстве таких принципов исследования, как историзм, конкретность, учет всесторонних связей и развития.

Системный подход к познанию и преобразованию любого объекта является ведущим общенаучным подходом; это направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем.

Применение же данного подхода в педагогике позволяет выявить такой вариативный компонент ее научного знания, как педагогическая система со всеми ее характеристиками: целостность, связь, структура и организация, уровни системы и их иерархия, управление, цель и целесообразное поведение системы, самоорганизация системы, ее функционирование и развитие.

Практика применения системного подхода в педагогике зачастую свидетельствует о достаточно распространенной ошибке, суть которой заключается в неразличении системного (сложноорганизованного) педагогического объекта и системного исследования такого объекта. На различных уровнях анализа и при решении различных задач один и тот же объект может быть исследован как системный и несистемный.

Иными словами, при методологическом анализе педагогического объекта с самого начала возможны две различающиеся мировоззренческие научные позиции автора: декларация им своего намерения принять этот объект за нечто целое и выделить в нем элементы или признание системности за качественную характеристику этого объекта педагогики. В зависимости от выбора той или иной позиции педагог будет реализовывать различные стратегии познания и преобразования объекта:

— описывать педагогическую систему, т.е. последовательно рассматривать все элементы объекта в нескольких типичных вариантах их взаимодействия (исследовать состояния или ситуации педагогического объекта) и определять, каким образом и в какой степени элементы (или ситуации — это зависит от выбора структуры) подчинены целям системы;

— описывать качественные характеристики педагогической системы: ее целостность, структурность, взаимозависимость системы и среды, иерархичность, множественность описания каждой системы и др.

Учитывая достаточно детальную разработку системного подхода в научной литературе, укажем лишь на два следующих обстоятельства. Первое: выбор позиции педагогом-исследователем — начальный шаг реализации им системного подхода. Существуют глубокие различия между системой-предметом и системой-процессом.

Второе: системный подход имеет значительное число относительно самостоятельных его направлений, каждое из которых решает собственные задачи: системно-генетический, системно-исторический, системно-структурный, системно-содержательный, системно-функциональный, системно-методический, системно-информационный и др.

[4, 99c]

Итак, системный подход требует реализации принципа единства педагогической теории, эксперимента и практики. Педагогическая практика является действенным критерием истинности научных знаний, положений, которые разрабатываются теорией и частично проверяются экспериментом.

Практика становится и источником новых фундаментальных проблем образования.

Теория, следовательно, дает основу для правильных практических решений, но глобальные проблемы, задачи, возникающие в образовательной практике, порождают новые вопросы, требующие фундаментальных исследований.

2. Принцип доступности обучения

Принцип – это инструментальное, данное в категориях деятельности выражение педагогической концепции.

Принципы обучения. История дидактики характеризуется настойчивым стремлением исследователей выявить общие принципы обучения и на их основе сформулировать те важнейшие требования, соблюдая которые педагоги могли бы достигнуть высоких и прочных результатов.

Дидактические принципы – это основополагающие объективные законы, используемые в обучении в качестве обобщенного метода. Вся система принципов и законов той или иной области дидактики называется закономерностью.

Анализ многочисленных попыток исследователей разработать систему дидактических принципов позволяет выделить в качестве основополагающих следующие: сознательности и активности; наглядности; систематичности и последовательности; прочности; научности; доступности; связи теории с практикой; развивающего и воспитывающего обучения.[5, 112c]

Принцип доступности обучения основан на законах познания: познание всегда идет от известного к неизвестному, от простого к сложному; соответствие учебного материала возрасту, индивидуальным особенностям, уровню подготовленности учащегося.

Правила обучения: а) учебный процесс следует вести в оптимальном темпе; б) обучение требует известной напряженности (работать в полную силу); в) необходимо использовать аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление: они дают толчок мысли, делают сложные мысли доступными для понимания; г) избегать монотонности речи, иллюстрировать яркие факты.

При предъявлении недоступного для усвоения материала резко снижается мотивационный настрой на учение, ослабевает волевое усилие, падает работоспособность, быстро наступает утомление. Вместе с тем чрезмерное упрощение материала тоже снижает интерес к учению, не способствует формированию учебных навыков и, главное, не содействует развитию учащихся.[4, 183c]

  • Итак, в соответствии с принципом доступности обучение и воспитание школьников, их деятельность должны строиться на основе учета реальных возможностей, предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.
  • 3. Особенности практического метода
  • Метод означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
  • Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания учебного материала.

Практические занятия (практикумы) по своему характеру и структуре очень близки к лабораторным работам. К ним предъявляются те же требования. Их особенностью является то, что они, как правило, носят повторительный или обобщающий характер.

Этот метод используется в основном после прохождения каких-то больших тем и разделов. Он имеет огромное значение в формировании навыков технической культуры у учащихся, которым предстоит трудовая деятельность в мире разнообразных технических устройств, в мире компьютерной техники.

Выделяют пять этапов, через которые обычно проходит познавательная деятельность учащихся на практических занятиях.

1. Объяснение учителя. Этап теоретического осмысления работы.

2. Показ. Этап инструктажа.

3. Проба. Этап, на котором два-три ученика выполняют работу, а остальные наблюдают и под руководством учителя делают замечания, если в процессе работы допускается ошибка.

4. Выполнение работы. Этап, на котором каждый самостоятельно выполняет задание. Учитель особое внимание должен уделять тем ученикам, которые плохо справляются с заданием.

5. Контроль. На этом этапе работы учеников принимаются и оцениваются.[1, 185c]

Итак, практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

4. Содержание «воспитательной деятельности»

Содержание воспитания — одна из наиболее спорных и противоречивых проблем в педагогической теории.

Изучение ребенка предполагает наблюдения и специально организованные исследования физического состояния и духовного развития детей и определение на этой основе рациональных путей организации воспитательного процесса.

Специфичным для воспитания является то, что педагог стремится изучать ребенка в его внутренней целостности: изучает возрастные особенности детей, знакомится с каждым ребенком как представителем определенной социальной и культурной среды.

Чтобы лучше понять ребенка, он ставит себя на его место, погружается в воспоминания о собственном детстве, использует сравнительно-эволюционный метод, который позволяет ему фиксировать динамику развития каждого ребенка, анализирует предметы детского творчества, систематически наблюдает за детьми в их свободном проявлении в разнообразной деятельности, совмещая воспитательную деятельность с исследовательской.

Источник: https://mirznanii.com/a/177445/sistemnyy-podkhod-v-obuchenii

Ссылка на основную публикацию