Принцип историзма в психологии — справочник студента

Принцип детерминизма', все явления объективного мира (включая и психические) взаимосвязаны и подчиняются причинно-следст-венным законам, которые могут быть вы­явлены.

Выявление таких законов — основная цель науки. Это общенаучный принцип, отказ от которого ведет к тому, что научное познание полностью теряет свое значение.

Лю­бой закон природы, выявленный в процессе научного иссле­дования, представляет собой причинно-следственную связь.

  • Принцип системности, для объяснения психических яв­лений необходимо установление разноуровневых и разно­направленных причинно-следственных связей,
  • • которые обеспечивают единство функционального соста­ва и структуры явления;
  • 7*
  • • которые обеспечивают функциональные связи изучаемого явления с другими явлениями;
  • • на основе которых изучаемое явление включается в состав более сложных явлений.

Принцип формирования и развития психики в деятельности (принцип единства сознания и деятельности): психика пред­ставляет собой ориентировочно-исследовательские компо­ненты (составляющие) действий живого организма, резуль­татом которых выступает постоянно совершенствующийся образ окружающего мира. По мере развития образ мира, в свою очередь, выступает ориентировочной основой для пла­нирования и организации все более сложных форм поведе­ния и деятельности.

Принцип активности: психическая ориентировка жи­вых организмов носит активный ориентировочно-иссле­довательский характер, направленный на исследование окружающей среды и на прогнозирование ее возможных изменений.

Следует отметить, что наличие внутренних форм физио­логии-ческой активности, направленных на сохранение по­стоянства внутренней среды (поддержание гомеостаза), — один из существенных признаков, отличающих живые явле­ния от неживых.

При этом эволюционное усложнение жи­вых организмов связано с совершенствованием и распро­странением поведенческой активности и жизнедеятельно­сти на различные условия и предметы окружающего мира. В свою очередь, более сложные механизмы поведения в сре­де, необходимо требуют эволюционного совершенствования способов активной предварительной ориентировки в окру­жающей среде.

У человека относительно самостоятельную активность по мере психического развития приобретают также и формы выполнения действий во внутреннем, умст­венном, плане.

  1. Вместе с тем активность как существенное свойство жиз­ни до настоящего времени не находит своего объяснения: как из неживой и неактивной материи формируются живые
  2. активные организмы — одна из центральных нерешенных проблем биологии.
  3. Принцип развития: объяснение психических явлений и процессов возможно только при изучении закономерностей их формирования и развития:
  • • в филогенезе и антропогенезе (эволюционное развитие и антропогенез);
  • • в процессах социогенеза, в процессах исторического раз­вития человечества;
  • • в онтогенезе, в процессах индивидуального развития пси­хики.
  • Только методы, направленные на исследование генезиса психических явлений, обеспечивают необходимые условия для установления объективных психологических законов и объяснения особенностей человеческой психики.

Принцип историзма: объяснение особенностей и законо­мернос-тей развития психики человека возможно только при учете конкретно-исторических условий его индивидуально­го развития. Каждая эпоха развития человечества и специ­фика конкретных социальных условий существенным обра­зом определяют качественные особенности формирующей­ся в онтогенезе психики каждого человека.

Наряду с научными общепсихологическими принципа­ми некоторые авторы формулируют также методологиче­ские принципы, которые фиксируют специфические осо­бенности отечественного культурно-исторического, систем-но-деятельностного подхода к анализу и объяснению психических явлений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/9_172747_osnovnie-metodologicheskie-printsipi-otechestvennoy-psihologii.html

Принципы историко-психологического исследования

Важнейшим является Принцип историзма Он требует «не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь». В историческом исследовании этот принцип становится основополагающим. Он требует от историка рассмотрения того или иного отрезка прошлого во всей полноте его конкретного содержания, в системе соответствующих социокультурных условий, как детерминируемый общей ситуацией в науке и рассматриваемый в сопоставлении с предшествующими знаниями. Это позволяет показать неповторимость и уникальность изучаемого явления. При этом необходимо «брать не отдельные факты, а всю совокупность относящихся к рассматриваемому вопросу фактов, без единого исключения, ибо иначе неизбежно возникает подозрение и вполне законное подозрение, в том, что факты были выбраны или подобраны произвольно, что вместо объективной связи и взаимозависимости исторических явлений в их целом, преподносится субъективная стряпня». В ней выявляется то новое, что содержит в себе рассматриваемое знание по сравнению с предшествующим этапом.

Принцип объективности историко-психологического исследования, определяющий позицию историка психологии в его отношении к изучаемому объекту.

Учитывая вытекающее из самой природы историко-психологического исследования взаимодействие как минимум двух научных позиций (позиция самого исследователя истории психологии и позиция, представленная в идеях, взглядах, содержании исследуемой им реальности) и двух временных координат (познаваемое время и время осуществления исследования), актуальным является решение вопроса о концептуальном подходе самого исследователя («аникваристическом» или «презентистском») в ходе решения задач историко-психологического исследования. Данный принцип предполагает, что при такой процедуре, как оценка значимости тех или иных идей и результатов творчества, необходимо исходить не только из современного состояния знания, на которое опирается и от которого отталкивается исследователь, но и учитывать то реальное место, которое занимают те или иные рассматриваемые идеи в психологии и культуре своего времени («героя судят по законам его времени»). Это позволит историку психологии преодолеть собственные предпочтения (научные и личностные) в восприятии развития психологического знания.

Принцип детерминизма требует от историка умения раскрыть способ причинного объяснения психического как обусловленного порождающими его факторами. Принцип детерминизма подразумевает, что все психические явления связаны причинно-следственными отношениями, т. е.

все, что происходит в нашей душе, имеет какую-то причину, которая может быть выявлена и изучена и которая объясняет, почему возникло именно то, а не иное следствие.

Эти связи могут объясняться разными основаниями, и в истории психологии существует несколько подходов к их объяснению.

Принцип системности описывает и объясняет основные виды связи между разными сторонами психики, сферами психического. Он предполагает, что отдельные психические явления внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая благодаря этому новые свойства. Однако, как и в исследовании детерминизма, изучение этих связей и их свойств имеет длительную историю в психологии.

Принцип развития утверждает, что психика развивается, поэтому наиболее адекватный способ ее изучения — исследование закономерностей этого генезиса, его видов и стадий.

Недаром одним из наиболее распространенных психологических методов является именно генетический. Согласно этому принципу, определяющему, какие виды развития присущи психическому, существуют два вида развития психики — филогенетическое и онтогенетическое, т. е.

развитие психики в процессе становления человеческого рода и в процессе жизни ребенка.

Принцип конструктивно-позитивного анализа Который акцентирует внимание в историко-психологических исследованиях не на ошибках, недостатках и просчетах в развитии психологической мысли какой-либо отстоящей от ученого исторической эпохи, а на выявлении в совокупности историко-психологических фактов, событий, теорий и концепций того позитивного, конструктивного и прогрессивного, что сумела достичь психологическая мысль данного периода; ориентация не на критику несовершенного, а на поиск рационального и перспективного.

Принцип единства прошлого, настоящего и будущего фиксирует понимание роли и целевой функции историко-психологических исследований.

Познание истории психологической науки не является только самоцелью с точки зрения собирания и уточнения исторического материала, характеризующего формирование и развитие психологических знаний (архивирование фактов), или воссоздания и реконструкции недостающих (неявных) звеньев в единой цепочке развития психологической мысли.

Данный принцип ориентирует ученого на прогностическую стратегию исследования, связанную, во-первых, с выявлением перспективных линий, позиций, идей и подходов, сформировавшихся в прошлом, а во-вторых, с их актуализацией в контексте современных достижений психологической науки.

Лишь прошлое, рассмотренное в контексте современности, позволяет очертить проблемное поле будущих исследований и тем самым имеет не только чисто познавательный интерес, но и носит установочно-ориентировочный характер для дальнейшего развития психологического знания.

Принцип периодизации и преемственности развития психологического знания, который предполагает наличие качественно различных этапов и периодов (содержательно и логически связанных между собой) в динамике единого и непрерывного процесса научного познания.

Руководствуясь данным принципом, историк психологии должен не только выделить ключевые, наиболее значимые вехи и моменты этого процесса, не только описать историческую и логическую специфику выделенных ступеней развития знания, но и показать их эволюционную взаимосвязь и взаимопроникновение.

Записи по теме

Источник: https://naparah.com/psihologia-i-pedagogika/08181731.html

Психология личности

Кожарина Л.А., кандидат психологических наук

Курс посвящен изучению основополагающих проблем психологической науки, связанных с личностью человека. Студенты знакомятся с теоретическими основами психологии личности, учатся самостоятельному анализу существующих психологических теорий.

Значительное внимание в курсе уделено методологическим проблемам, а также конкретным подходам теориям и методам исследовательской и практической работы.

В курсе рассматриваются как общетеоретические и методологические проблемы, психологии личности, так и конкретные вопросы становления личности в историческом и онтогенетическом аспектах, а также известные концепции в области психологии личности.

В результате изучения данного курса студенты должны: — знать сущностные особенности проблемы определения понятия личности; — понимать действительные возможности научного подхода при исследовании проблем психологии личности; — знать конкретные психологические методики изучения личности человека; — знать основные теории, концепции и подходы в современной психологии личности; — ориентироваться в логике и закономерностях становления личности в онто- и филогенезе.

Данный курс читается в двух семестрах в количестве 66 часов, из них 33 часа лекций, 33 часа семинарских занятий. По окончании курса предусмотрен диф. зачет.

РАЗДЕЛ 1. ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Тема 1. Проблема определения понятия личности Философские основы теоретического подхода к личности. Проблема сущностного определения человека. Личность как единство всеобщего и универсального. Возможность и невозможность однозначного определения понятия личности. Редукционизм в психологии личности. Множественность трактовок понятия личности в современной психологии.

Тема 2. Категория развития в психологии личности Проблема определения понятия развития. Отличие развития от изменения, роста, движения, созревания. Развитие как саморазвитие. Основные признаки развития: появление нового качества, прогрессивность изменений, внутренняя обусловленность.

Тотальность личности и способности к саморазвитию. Совпадение и различие процессов развития психики и личности. Соотношение понятий личности и нравственности, внутренней свободы и ответственности, инициативности и осмысленности действия. Отличие понятия личности от понятий — индивид, субъект, индивидуальность.

Предпосылки, условия, источники и движущие силы психического развития.

Тема 3. Биологическое и социальное в психике и личности человека Исходные посылки и логика натуралистического подхода. Принцип естественного отбора и надъестественность человеческой культуры. Противопоставление биологического и социального.

Биологизаторские и социологизаторские учения в психологической науке. Теория конвергенции двух факторов. Роль наследственности и социальной среды в становлении личности. Социо-культурные основы организмы человека. Проблемы психосоматики.

Отличительные особенности личностного подхода в свете проблем биологического и социального.

РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИОГЕНЕЗ ЛИЧНОСТИ

Тема 1. Принцип историзма в психологии личности Личностность человеческого бытия как явление западной культуры. Различное понимание сущности и предназначения человека на Востоке и Западе.

Проявления общинного и феодального сознания в современном мире. Безличностность и личностность мышления и бытия как результат своеобразного исторического развития психики человека в различных мировых культурах.

Читайте также:  Классификация счетов бухгалтерского учета - справочник студента

Утверждение индивидуализированного бытия как существенное условие становления личности человека.

Тема 2. Историческое становление личностного сознания Безличностность мышления и самосознания древних греков. Внутренние психологические качества (индивидуальная неповторимость, мотивы и побуждения, совесть и стыд) и гражданские доблести в Древней Греции.

Субстанциональная и атрибутивная личность в работах А. Ф. Лосева. Роль христианства в становлении личностного бытия человека. Своеобразие средневекового мышления. Религиозное сознание и его влияние на формирование человека как личности. Перспективы развития исторической психологии.

Тема 3. Параметры личностного бытия в современном мире Характеристика понятий: индивидуальность, творчество, свобода, инициативность, осмысленность. Юридическая и нравственная ответственность личности. Психологические основания вменения вины.

Понятие о девиантном поведении и о личности преступника. Предвидение общественно значимых последствий своих действий и поступков. Осмысленная инициатива как характеристика волевого действия. Воля как психологический инструмент свободного действия.

Противоположность и взаимодополнительность общинного и личностного сознания в современном мире.

РАЗДЕЛ 3. ОНТОГЕНЕЗ ЛИЧНОСТИ

Тема 1. Понятие психологического возраста в психологии личности Физическое, историческое и психологическое время в жизни человека. Проблема единицы измерения психологического времени на оси онтогенеза.

Несовпадение биологического созревания, психологического развития и личностного становления в онтогенезе. Теоретическое и эмпирическое обоснование кризисов развития. Стабильные и критические периоды. Ведущая деятельность и ее значение в формировании личности ребенка.

Понятие о возрастных психологических новообразованиях и их роли в становлении личности. Основные периодизации психического и личностного развития.

Тема 2. Особенности развития личности в раннем возрасте Движущие силы психического развития в раннем возрасте. Роль общения в личностном развитии ребенка младенческого и раннего возраста. Последствия депривации общения.

Условия возникновения «бескорыстно-исследовательской», предметно-манипулятивной деятельности. Психологические новообразования критических и литических периодов данного возраста.

Личностные особенности детей раннего возраста с трудностями в развитии.

Тема 3. Становление личности в дошкольном и младшем школьном возрасте Основные виды детской игры. Их вклад в развитие личности ребенка. Психологическая и личностная готовность детей к обучению в школе. Особенности самосознания ребенка-дошкольника и младшего школьника.

Ведущая учебная деятельность и ее значение в плане формирование личности. Формирование произвольности и этических инстанций. Воображение и рефлексия как новообразования дошкольного и младшего школьного периодов развития. Нарушения в эмоционально-мотивационной и волевой сфере у детей с трудностями развития.

Психологическая диагностика и коррекция «трудных детей».

Тема 4. Личность подростка Психологическое содержание развития личности в младшем и старшем подростковом возрасте. Проблема определения ведущей деятельности подростков. Особенности самосознания подростков.

Чувство взрослости как возрастное психологическое новообразование. Соотношение общения и учебной деятельности в подростковом периоде развития.

Особенности мотивационно-потребностной сферы личности и причины девиантного поведения в подростковом возрасте.

РАЗДЕЛ 4. ОСНОВНОЕ ПОДХОДЫ И ТЕОРИИ В ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

Тема 1. Психоаналитический подход к изучению личности Основополагающие понятия классического психоанализа (З. Фрейд). Либидозная энергия влечений. Представление о трех инстанциях в структуре личности: (Я, Оно, Сверх-Я).

Методы психоаналитического исследования личности. Роль комплексов в развитии личности. Психотерапевтические подходы и техники в психоанализе. Развитие психоаналитического направления (К. Юнг). Личное и коллективное бессознательное. Понятие архетипов.

Персона как фрагмент коллективной психики.

Тема 2. Теория личности К. Левина Топология и основные понятия динамической теории поля. Движущие силы поведения в учении К. Левина. Экспериментальные исследования личности в работах учеников и последователей К. Левина: Хоппе, Т. Дембо, А. Карстен, Р. Биренбаум, Б. В. Зейгарник.

Тема 3. Проблема личности в гуманистической психологии Теория и практика в подходе Карла  Р. Роджерса. Основные принципы гуманистической психологии. Представления о свободе, внутреннем психическом опыте, осознании бытия «здесь-и-теперь», самоактуализация, целостности личности, ответственности.

Психологические механизмы защиты «Я — концепции» в теории К. Роджерса. Его психотерапевтические идеи и опыт работы как психотерапевта. Преодоление потребительской психологии «вещизма» в работах Э. Фромма. Понятия отчуждения. Концепция человеческой природы и положение о личности в обществе в трактовке Э. Фромма.

Представление о Новом Человеке и Новой науке.

Тема 4. Культурно-историческая концепция развития личности Идея развития как центральная проблема в исследованиях Л. С. Выготского. Методологическое значение учения о высших психических функциях для построения теории личности.

Опосредствование как психологический механизм развития. Понятия социальной ситуации развития, центральной психической функции, возрастных новообразованиях и ведущей деятельности. Критерии личностного характера действий. Понятие о системном и смысловом строении сознания.

Экспериментально-генетический метод.

Тема 5. Деятельностный подход в психологии личности Деятельность как предельный объяснительный принцип и как предмет исследования. Проблема определения понятия личности в деятельностном подходе. Критика  А. Н. Леонтьевым ролевых теорий личности. Точки «рождения личности в концепции А. Н. Леонтьева.

Мотивационно-потребностная сфера как сущностное ядро личности. Значение установления иерархии мотивов. Основной показатель личностного становления в подростковом возрасте. Проблема смысла и значения в деятельностном подходе и в культурно-исторической концепции. Совпадения и различия в трактовках понятия личности в теории А. Н. Леонтьева и в исследованиях Л. И. Божович.

Перспективы развития деятельностной теории личности.

ВОПРОСЫ К ДИФ. ЗАЧЕТУ

1. Проблема определения понятия личности. 2. Научный подход к проблеме личности. 3. Категория развития в психологии личности. 4. Биологическое и социальное в личности человека. 5. Соотношение понятий: психика, личность, индивид, субъект, индивидуальность. 6. Периодизация психического и личностного развития. 7.

Основные психологические понятия и характеристики онтогенеза личности. 8. Критические и литические периоды развития. 9. Предпосылки, условия, движущие силы и источники психического развития. 10. Становление личности в младенческом возрасте. 11. Движущие силы психического развития в раннем возрасте. 12.

Развитие личности в дошкольном возрасте. 13. Понятие ведущей деятельности. 14. Роль учебной деятельности в становлении личности младшего школьника. 15. Личность подростка. 16. Самосознание и самооценка на разных этапах онтогенеза. 17. Общая характеристика исторического становления личностного сознания. 18.

Принцип историзма в психологии. 19. Мироотношение и самосознание в Древней Греции. 20. Роль христианства в становлении личностного сознания. 21. Особенности восточных и западных трактовок в учениях о личности человека. 22. Основные теории личности в современной психологической науке. 23.

Психоаналитический подход к проблеме личности. 24. Исследования  К. Левина и его учеников в области проблем психологии личности. 25. Трактовка личности в культурно-исторической концепции. 26. Деятельностный подход в психологии личности. 27. Основные методы изучения личности в различных психологических школах. 28.

Подход к проблеме личности в гуманистической психологии.

СПИСОК ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Библер  В. С. Мышление как творчество. — М.: Политиздат, 1975. — 397с. 2. Божович  Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. — 464 с. 3. Божович  Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности // Под ред. Фельдштейна  Д. И. — М.

: Международная педагогическая академия. — 209 с. 4. Выготский  Л. С. Исторический смысл психологического кризиса. Методологическое исследование. — Собр. соч.: В 6 т., т. 1. — М.: Педагогика, 1982. — с. 291-436. 5. Выготский  Л. С. История развития высших психических функций. — Собр. соч.: В 6 т., Т.3. — М.: Педагогика, 1983. — С.6-114. 6.

Выготский  Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии. — Собр. соч.: В 6 т., Т.4 — М.: Педагогика, 1984. — С. 243-385. 7. Ильенков  Э. В. Что же такое личность? // С чего начинается личность. — М.: Политиздат, 1984.- С. 321-358. 8. Кравцова  Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М., Педагогика, 1991.- 152 с. 9.

Леонтьев  А. Н. Деятельность, сознание, личность. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с. 10. Лосев  А. Ф. Философия. Мифология. Культура. — М.: Политиздат, 1991. — С. 427-438. 11. Психология индивидуальных различий. Тексты. // Под ред. Гиппенрейтер  Ю. Б., Романова В. Я. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — с. 15-21, 199-219. 12. Психология личности.

Тексты // Под ред. Гиппенрейтер  Ю. Б., Пузырея  А. А.- М.: изд-во Моск. ун-та, 1982.- 288 с. 13. Роджерс  К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. //Общ. ред. и предисл. Исениной  Е. И. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 480 с. 14. Фромм  Э. Иметь или быть? — М.: Прогресс, 1986. — 238 с. 15.

Хрестоматия по истории психологии. Период открытого кризиса. // Под ред. Гальперина  П. Я., Ждан  А. Н. — М.: Изд-во МГУ, 1980. — С. 146-210, 257-300. 16. Эльконин  Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии, 1971, № 4. — С.6-21. 17. Юнг  К. Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного // Пер.

с нем. — М.: Канон, 1994. — 320 с.

СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Арсеньев  А. С. Наука и человек (философский аспект) // Наука и нравственность — М., 1971. С. 114-159. 2. Асмолов  А. Г., Братусь  Б. С., Зейгарник  Б. В., Петровский  В. А., Субботский  Е. В., Хараш  А. У., Цветкова  Л. С.

О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности // Вопросы психологии. — 1979. № 4. С. 35-45. 3. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под. ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. — М.: Просвещение, 1967. — 360 с. 4. Запорожец  А. В. Избранные психологические труды: в 2х т.

 — Т. 1. — М., 1986. — 316 с. 5. Зинченко  В. П., Смирнов  С. Д. Методологические вопросы психологии. — МГУ, 1983. — 164 с. 6. Кравцов  Г. Г. Психологические проблемы начального образования. — Изд-во Красноярского ун-та, 1994. — 141 с. 7. Леонтьев  А. Н.

 Об историческом подходе в изучении психики человека / Проблемы развития психики. — М., Изд-во МГУ, 1972. С. 341-399. 8. Лейтес  Н. С. Умственные способности и возраст. — М., 1971. — 277 с. 9. Лисина  Н. И.

 Формирование личности ребенка в общении // Психолого-педагогические проблемы становления личности в детском возрасте / Под. ред. В. В. Давыдова, И. В. Дубровиной. — М., 1980. С. 36-40. 10. Михайлов  Ф. Т. Общественное сознание и самосознание индивида. — М., Наука, 1990. — 222 с. 11. Петровский  А. В. Личность.

Деятельность. Коллектив. — М., Политиздат, 1982. — 255 с. 12. Фельдштейн  Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. — М., 1989. 13. Юдин  Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. — М., Наука, 1978. — 391 с.

Источник: https://MIPT.ru/education/chair/liberal_arts/courses/social/a_4sysrp.php

Принцип историзма в психологии

Исследованием охватывается весь процесс развития определенного психического явления, учитываются всœе фазы ᴇᴦο изменения от возникновения до гибели. Обязательно объясняется ᴇᴦο природа, познается ᴇᴦο сущность. Если психику понимать как исторический продукт, то ϶то определяет необходимость создания исторического метода её исследования, который возникает как следствие взаимнои̌ ассимиляции двух идей – принципа развития и принципа объективно-экспериментального исследования психики.

В своей работе ʼʼОсновы общей психологииʼʼ С.Л. Рубинштейн называет принцип историзма ключевым принципом анализа условий, закономерностей и механизмов развития психики человека.

Автор считает, что на всœех своих уровнях, включая естественно-природные предпосылки, психика представляет собой продукт истории. В ʼʼОсновахʼʼ С.Л.

Рубинштейна, таким образом, видна попытка сопряжения двух фундаментальных идей психологии XX века – идеи развития и идеи историзма.

Принцип историзма в психологии возник как оппозиция идее эволюционизмаСтоит отметить, особо резкую форму приобрело противопоставление исторического и натуралистического подходов к пониманию развития в советской психологии. Эᴛο противопоставление скорее носило идеологический характер, нежели содержательно-научный.

Исходя из всᴇᴦο выше сказанного, мы приходим к выводу, что принцип историзма в психологии – ϶то метод исследования явлений в их возникновении и развитии, в их связи с конкретными условиями.

Использование данного принципа помогает установить причины их зарождения, выявить качественные изменения на различных этапах, наконец, понять, во что превратилось данное явление в ходе диалектического развития.

  • Изучить прошлое во взаимосвязи и взаимообусловленности событий;
  • Выяснить, где, когда и по каким причинам возникло данное явление;
  • Определить, какой путь оно прошло, какие давались ему оценки на том или ином ᴇᴦο этапе.

История психолога

История науки свидетельствует о том, что острые проблемы часто скрываются за хрестоматийными принципами, постулатами и аксиомами. На ϶то есть свои объективные причины, главнои̌ ᴎɜ которых вечный характер тех проблем, стоящих за канонизированными научным сообществом истинами. Но справедливо и другое положение – просто замкнуть проблему в некотором ʼʼосновополагающемʼʼ абстрактном принципе. Открытая пока проблема историзма в психическом развитии общества, то не избежала у.

Читайте также:  Понятие и структура организационной культуры - справочник студента

Такие творцы проектов ʼʼисторической психологииʼʼ как В. Вундт, В. Дильтей, Л.С. Выготский свои поиски начинали с проблематизации общих представлений о сущности исторического развития. Проблема историзма не подлежала ʼʼснятиюʼʼ, каждый раз заново в её контексте совершался процесс самообоснования психологического знания.

Понятие историзма постепенно стало превращаться в одномерную конструкцию, инвариантную схему-штамп. Часто ограничивались простым приговариванием: человек – продукт истории. А если ϶то так, то значит ᴇᴦο внутренний мир – восприятие, память, мышление, эмоции – то являются историческим продуктом, который далее добросовестно описывался в терминах привычного натуралистического подхода.

О том, что история особым измерением человеческого бытия, неоднократно писали культурологи, историки, философы.

В ϶то измерение можно войти, но ᴎɜ нᴇᴦο можно и выпасть, что историческое начало может быть представлено в человеке в превращеннои̌ и да отчужденнои̌ форме.

Эту историческую неодномерность человека психология продолжает игнорировать, но, ᴛᴇᴍ не менее, в работах К.Г. Юнга и Л.С. Выготского отражалось стремление авторов реконструировать неодномерность в психологических категориях.

В психологии не затрагивалась почти проблема многообразия форм и уровней исторической детерминации развивающегося индивидуального сознания. Порой она просто подменялась абстрактным требованием ʼʼучетаʼʼ общественно-исторической сущности сознания.

Еще в 1930 г. психологи А.Р. Лурия и Л.С. Выготский связывали введение психического развития в контекст исторического с целью закладки фундамента новой генетической психологии.

Фундамент ϶тот был заложен, но возвести здание исторически ориентированнои̌ психологии развития, как считает М.Г. Ярошевский, не удалось. Оценка очень категорична, и согласиться с ней до конца трудно.

В ряде случаев на пути претворения программы создания культурно-исторической психологии развития, были получены фундаментальные результаты. В качестве примера можно привести концепцию учебнои̌ деятельности Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

В ходе создания концепции был проделан обстоятельный методологический анализ исторических и логических аспектов развивающᴇᴦο обучения, а сама идея историзма присутствует в ней реально.

По мнению М.Г. Ярошевского конкретный историзм состоит не только в рассмотрении сознания и динамики ᴇᴦο изменения в различных социоисторических планах.

Эᴛο узкая эмпирическая проекция исторического исследования в психологии.

Главное предназначение конкретно-исторического метода заключается в раскрытии самобытных культуропорождающих, креативных возможностей индивидуального сознания во всœеобщей исторической перспективе.

Идея историзма нацеливает психолога на поиск специфических методов включения индивида в процесс производства новых форм исторической культуры, на что обращал внимание М.Г. Ярошевский.

Психологам мало, просто устремить взор в ретроспективу исторических событий, а историкам считаться с реальностью субъективного мира творцов исторического процесса.

Чтобы ϶тот союз состоялся надо кардинально изменить метод психологического и исторического мышления.

По всœей вероятности, важно признать, что впечатляющие попытки воссоздать исторические, особенные типы человеческой ментальности в основном осуществлены историками, философами, культурологами, а не психологами.

Источник: http://referatwork.ru/info-lections-55/gum/view/23742_princip_istorizma_v_psihologii

Задачи, принципы и методы истории психологии

История психологии занимается изучением закономерностей возникновения и развития психологического знания.

Основными задачами истории психологии являются следующие:

  1. Изучить закономерности развития психологии как науки.
  2. Изучить причины возникновения и развития тех или иных психологических концепций и школ.
  3. Изучить развитие психологического знания в социокультурном контексте.
  4. Изучить роль личности в истории развития психологии.

Основными принципами историко-психологического исследования являются:

  1. принцип историзма,
  2. принцип системности, 
  3. принцип научности,
  4. принцип единства логического и исторического,
  5. принцип детерминизма,
  6. принцип развития.
  • Принцип историзма подразумевает необходимость учета генезиса и основных этапов развития тех или иных научных концепций в процессе историко-психологического исследования.
  • Принцип системности ориентирует исследователя на строгий учет в процессе изучения историко-психологического факта всей совокупности связей данного факта с другими историко-психологическими фактами.
  • Принцип научности требует от исследователя обращений только к научным фактам и использованию только научных методов доказательства в процессе историко-психологического исследования.
  • Принцип единства логического и исторического ориентирует исследователя на теоретический анализ изучаемого историко-психологического факта, а не на его формальное описание.
  • Принцип детерминизма требует от исследователя необходимости учета причинного объяснения любого историко-психологического факта.
  • Принцип развития ориентирует исследователя на рассмотрение в динамике (а не статически) развития любого историко-психологического феномена.
  • Наиболее востребованными методами истории психологии являются: 
  1. теоретическая реконструкция,
  2. изучение научных школ, 
  3. изучение архивных материалов,
  4. интервью, 
  5. анализ научных ссылок,
  6. биографический и автобиографический методы и др.

Метод изучения научных школ позволяет исследовать специфику различных научных школ, методы производства научного знания, особенности коммуникаций между представителями той или иной научной школы. Использование данного метода историко-психологического исследования представляет собой кропотливый процесс детального изучения каждой научной психологической школы.

Метод изучения архивных материалов состоит в целенаправленном поиске научных трудов, результатом которого является создание комментариев к текстовой информации и снабжение ее необходимыми примечаниями.

Сущность метода интервьюирования заключается в беседе, проводимой исследователем с ученым-психологом. В соответствии с задачами исследования в ходе интервью с помощью конкретных вопросов добывается необходимая информация. Данный метод позволяет понять специфику теории через ее создателя.

Метод анализа научных ссылок позволяет получать важные сведения о наличии связей между научными школами и направлениями в психологии, а также о состоянии и тенденциях развития психологического знания с помощью установления частоты цитирования научных трудов.

Биографический и автобиографический методы позволяют исследователям воссоздавать атмосферу жизни ученого, разработчика той или иной теории, что позволяет продуктивно понять суть той или иной теории.

Источник: https://psyera.ru/zadachi-principy-i-metody-istorii-psihologii_8939.htm

Историзма принцип (Чубарьян, 2014)

ИСТОРИЗМА ПРИНЦИП — 1) один из принципов исторического познания, требующий любое историческое событие изучать в развитии и с учетом конкретной ситуации (3); 2) основание исторического сознания, предполагающее различие между прошлым и настоящим, соблюдение исторического контекста и восприятие истории как процесса, указывающее на конкретные пути извлечения полезных знаний в ходе научного исторического исследования (4).

Становление историзма как интеллектуального течения было связано с переходом от представлений о циклическом характере исторического развития и неизменности человеческой природы к пониманию необратимости процесса развития и качественного различия его этапов и эпох (1).

Историзм как «правильный» метод изучения прошлого появился в Германии в рамках идеалистического мировоззрения в первой половине XIX века.

Его представители, в противоположность контовско-спенсеровскому натурализму, стремившемуся превратить историю в придаток социологии с ее «объясняющими законами», акцентировали внимание на индивидуальности и неповторимости культурно-исторической реальности. При этом они призывали изучать историю в ее самобытности в связи с интересом к современности.

Наряду с идеалистическим историзмом в XIX веке возник историзм материалистический, представители которого исходили из объективной закономерности исторического процесса. Они также считали, что существует тесная связь прошлого с настоящим.

Однако для представителей материалистического историзма в рамках прогрессистского мировоззрения, с одной стороны, было характерно негативное отношение к традициям, с другой — позитивное отношение к предсказанию будущего на основе законов истории. В рамках материалистического историзма И. п. понимается как требование рассматривать каждое явление истории с точки зрения того, как оно возникло, какие главные этапы в своем развитии прошло и чем стало теперь, а также в связи с другими явлениями и конкретным опытом истории.

В настоящее время как идеалистический, так и материалистический историзм в качестве мировоззренческого принципа существует в различных национально-исторических модификациях. Историзма принцип как установка научного исторического познания был подвергнут критике во второй половине XX века в рамках постмодернистской исторической эпистемологии.

Постмодернисты считают, что историческая реальность — это то, что мы о ней думаем, т. е. прошлое выступает в качестве субъективной презентации настоящего. Поэтому они объявили, что историзм мертв и его нельзя больше считать серьезным интеллектуальным течением.

Установки постмодернистской эпистемологии были подвергнуты критике в рамках неоклассической модели исторического исследования, в которой при реализации его научной стратегии особое значение придается принципу историзма. Разработка принципа историзма в неоклассической науке связана также с критикой классического, или «строгого историзма».

Согласно принципу «строгого историзма», историческая реальность — это то, что было в прошлом «на самом деле». Поэтому историк должен, с одной стороны, отказаться от любых стандартов и приоритетов, лежащих вне пределов изучаемой им эпохи, а с другой — проникнуться ее ценностями и попытаться увидеть события с точки зрения их участников.

Задача историка — интерпретировать прошлое в его собственных критериях. Неоклассики также подразумевают под исторической реальностью то, что было в прошлом, которое можно реконструировать, соблюдая принцип историзма, фундаментальной предпосылкой которого является признание независимости и уважение прошлого.

Но при этом они считают, что попытки «говорить голосом прошлого» не выдерживают проверки реальностью. В связи с этим они подчеркивают, что мы, в отличие от людей прошлого, знаем, что произошло потом, и значение, которое мы придаем тому или иному историческому событию, неизбежно обусловлено этим знанием.

Хотим мы того или нет, историк глядит на прошлое «с высоты» — он уже знает, чем все это кончилось (5).

Кроме того, положение историка во времени относительно объекта исследования позволяет, как отмечают неоклассики, осмысливая прошлое, выделять предпосылки, о которых современники и не подозревали, и увидеть подлинные, а не желательные с точки зрения участников событий последствия. Поэтому неоклассики считают, что соблюдение принципа «строгого историзма», или «истории ради истории» ведет к отказу от многого из того, что придает самой истории притягательность, без достижения при этом желаемой цели — полной отстраненности от современности.

В рамках неоклассической модели исторического исследования в принципе историзма выделяют три аспекта. Во-первых, это — признание того, что каждая эпоха представляет собой уникальное проявление человеческого духа с присущими ей культурой и ценностями, что между нашей эпохой и всеми предыдущими существуют серьезные различия.

Поэтому историзма принцип требует учета различий между прошлым и настоящим, преодоления представлений о том, что люди прошлого вели себя и мыслили так же, как мы. Во-вторых, это — понимание того, что задача историка состоит не просто в том, чтобы раскрыть подобные различия, но и объяснить их, погружая в исторический контекст.

Историзма принцип в этом аспекте предполагает, что предмет исторического исследования нельзя вырывать из окружающей обстановки. В-третьих, это — требование не рассматривать исторические события в изоляции, а представлять историю как процесс и связь между событиями во времени (5).

Кроме того, в рамках неоклассической модели исторического исследования историзма принцип распространяется не только на познаваемый объект — историческую реальность, но и на познающего субъекта — историка.

Читайте также:  Исследовательские методы и методики - справочник студента

А. В. Лубский

Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 149-151.

Литература:

1) Барг М. А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М.: Мысль, 1987; 2) Лубский А. В. Альтернативные модели исторического исследования: концептуальная интерпретация когнитивных практик. Saarbriicken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2010; 3) Савельева И ,M., Полетаев А. В. История и время. В поисках утраченного. М.

: «Языки русской культуры», 1997; 4) Смоленский Н. И. Теория и методология истории: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2008; 5) Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М.: «Весь Мир», 2000; 6) Эткинд А.

Новый историзм, русская версия // Новое литературное обозрение. 2001. № 47.

Источник: http://ponjatija.ru/node/10931

Принципы историко психологического анализа

  • Федеральное агентство по образованию
  • Государственное образовательное учреждение
  • высшего профессионального 
    образования
  • «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
  • Институт 
    психологии
  • Кафедра теоритической и экспериментальной
  • психологии
  • КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
  • «история 
    психологии»
  • Тема: Принципы историко психологического анализа
  • Исполнитель:

студент группы ЗЮ-213                 Быков А.Е.

  1. Преподаватель:
  2. Екатеринбург 2012
  3. Введение

При рассмотрении этого вопроса 
будем исходить из того, что методология 
есть не что иное, как применение общих  принципов , теорий при решении исследовательских задач, проблем конкретной науки.

При этом следует отметить, что степень общности самих принципов различна. Можно говорить только о наиболее общих — так называемых всеобщих — принципах , законах и категориях.

Все они носят философский характер, и в данном случае диалектика выступает как общая методология научного познания.

 Каковы же основные методологические  принципы   психолого-педагогического  
исследования?

 Большую роль в успешном 
осуществлении  психолого-педагогических  исследований играет  принцип  
единства теории и практики. Практика 
— критерий истинности того 
или иного теоретического положения. 
Теория, не опирающаяся на практику, оказывается умозрительной, бесплодной. Теория призвана осветить путь 
практике.

Практика, не направляемая 
научной теорией, страдает стихийностью, отсутствием должной целеустремленности, малоэффективностью. Поэтому при организации психолого-педагогических  исследований очень важно исходить не только из достижений  психолого-педагогической  теории, но и из развития практики.

Без глубокого и всестороннего научного  анализа практической деятельности будущих специалистов невозможно наметить эффективные пути совершенствования образовательного процесса в вузах. Любое психолого-педагогическое  исследование — не самоцель.

Оно должно отражать передовую практику, проверяться ею и способствовать успешному решению учебных и воспитательных задач, формированию всесторонне и гармонично развитых профессионалов.

Другим методологическим  принципом  является конкретно-исторический подход к исследуемой проблеме, но он немыслим без творчества. Этого требует 
весь дух диалектики.

Опыт убеждает, что нельзя глубоко исследовать 
ту или иную проблему подготовки будущих специалистов, идя только проторенными путями, следуя выработанным шаблонам и не пытаясь творчески преобразовать их.

Если исследователь стремится по-настоящему помочь бурно развивающейся педагогической практике, он должен по-новому решать возникающие проблемы.

 В ходе исследования следует 
искать свое аргументированное 
объяснение новым фактам, явлениям, дополнять и уточнять сложившиеся 
взгляды, быть смелым в своих 
предположениях.

Однако эта смелость 
должна сочетаться с научной 
обоснованностью и предусмотрительностью, 
так как  психолого-педагогические  исследования связаны с живыми 
людьми, а каждое общение с 
человеком должно его духовно 
обогащать.

 Творчество неотделимо 
от конкретно-исторического подхода 
к оценке  психолого-педагогических  явлений: то, что на определенном  историческом  этапе считается 
прогрессивным, в иных условиях 
может быть реакционным. Иначе 
говоря, нельзя оценивать  психолого-педагогические  теории прошлого с позиций 
современности.

 Творческий подход к решению 
исследуемой проблемы тесно связан 
с  принципом  объективности 
рассмотрения  психолого-педагогических  явлений самих по себе. Искусство 
исследователя заключается в 
том, чтобы найти пути и средства 
проникновения в суть феномена, не внеся при этом ничего 
внешнего, субъективного.

 К примеру, 
в истории науки долгое время 
бытовало мнение, что объективная 
реальность, в том числе и внутренний 
мир человека, непознаваема и 
что в лучшем случае эту 
реальность можно познать, уловить только с помощью самонаблюдения, самосозерцания (такой метод называется интроспекцией).

Естественно, что данный метод не соответствовал  принципу  объективности рассмотрения исследуемых явлений.

 При изучении личности и 
групп людей объективность способов 
воздействия на них становится 
одним из краеугольных камней 
современных психологии и педагогики. Методологической основой конкретной 
реализации  принципа  объективности при исследовании личности служат практические действия людей, представляющие собой социальные факты.

 Успех  психолого-педагогического  
исследования во многом зависит 
от реализации  принципа  всесторонности 
изучения  психолого-педагогических  процессов и явлений. Любой 
педагогический феномен связан 
многими нитями с другими явлениями 
и его изолированное, одностороннее 
рассмотрение неизбежно приводит 
к искаженному, ошибочному выводу.

К примеру, образовательный процесс 
в вузе сложен, динамичен и 
неразрывно связан со многими 
факторами. Следовательно, его 
и надо изучать как определенное 
явление, относительно обособленное 
от внешней среды и в то 
же время находящееся в тесном контакте с ней.

Такой подход дает возможность моделировать изучаемые явления и исследовать их в состоянии развития и в разных условиях. Он позволяет осуществить многоуровневое и многоплановое изучение того или иного психолого-педагогического процесса, в ходе которого строится не одна, а ряд моделей, отражающих данное явление на разных уровнях и срезах.

При этом возможен синтез этих моделей в новой целостной обобщающей модели и в конечном счете — в целостной теории, раскрывающей суть исследуемой проблемы.

Принципы 
историко-психологического анализа

Важнейшим из них является принцип 
историзма. Он требует «не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в 
истории возникло, какие главные 
этапы в своем развитии это 
явление проходило, и с точки 
зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь»

В историческом исследовании этот принцип 
становится основополагающим.

Он требует 
от историка рассмотрения того или 
иного отрезка прошлого во всей полноте 
его конкретного содержания, в 
системе соответствующих социокультурных 
условий, как детерминируемый общей 
ситуацией в науке и рассматриваемый 
в сопоставлении с предшествующими 
знаниями.

Это позволяет показать неповторимость и уникальность изучаемого явления.

При этом необходимо «брать не отдельные факты, а всю совокупность относящихся к рассматриваемому вопросу фактов, без единого исключения, ибо иначе неизбежно возникает 
подозрение и вполне законное подозрение, в том, что факты были выбраны 
или подобраны произвольно, что 
вместо объективной связи и взаимозависимости 
исторических явлений в их целом, преподносится субъективная стряпня». В истории не должно быть белых 
пятен, забвения тех или иных исторических событий или лиц.

В соответствии с принципом историзма 
производится и оценка прошлого. Одновременно должна быть раскрыта неизбежная ограниченность любого этапа в развитии знания в 
сравнении с более поздними его 
этапами. Именно так оценивали своих 
предшественников выдающиеся представители 
науки (см.

например, оценки И.П. Павлова 
учения Гиппократа о темпераментах, понятия о рефлексе Р. Декарта 
и др.). Нарушением принципа историзма 
в понимании прошлого являются презентизм и антикваризм.

Презентизм ограничивает историческое исследование лишь тем, что обладает значимостью для настоящего этапа развития науки и вместо изучения исторического процесса развития науки во всей его полноте ориентируется на выделение лишь таких фрагментов его содержания, которые наиболее соответствуют современным взглядам. Презентизм приводит к модернизации исторического процесса и противоречит принципу историзма.

Противоречит ему и антикваризм — такой подход, который рассматривает прошлую историю безотносительно к задачам современности, как нечто застывшее, окаменевшее. Такая «чистая история» превращается в простую регистрацию событий в их временной последовательности и не вписывается в практику современного научного исследования.

Отступлением от принципа историзма 
являются односторонность и схематизм 
изображения событий прошлой 
истории. В то же время требование целостности и конкретности, предъявляемое 
к исторической мысли, не только не исключает, но обязательно предполагает выявление в изучаемом явлении 
общей закономерности.

Выполнение этого 
требования обеспечивается опорой на принцип единства логического и 
исторического, согласно которому историк 
должен не просто описать тот или 
иной этап исторически развивающегося знания, но и представить его теоретически и, значит, выявить в нем нечто 
постоянное.

Например, за исторически 
ограниченным эмпирическим материалом конкретных знаний о психике в 
античности выявляются скрывающиеся в 
нем (едва ли не все) важнейшие проблемы психологии.

С другой стороны, следование принципу единства логического и 
исторического предостерегает от абсолютизации 
исторически ограниченных истин 
и позволяет оценивать их действительное значение.

В становлении научной картины 
психической жизни ключевая роль принадлежит принципу детерминизма.

Принцип детерминизма требует от историка умения раскрыть способ причинного объяснения психического как обусловленного порождающими его факторами (у всего 
есть причины и следствия).

Принципы историко-психологического исследования. в совокупности с конкретными методами составляют основу научного анализа исторического пути развития «психологии.

Ещё выделяют:

Принцип системности – это методологический подход к анализу психических явлений, когда соответствующее явление рассматривается как система, не сводимая к сумме своих элементов, обладающая структурой, а свойства элемента определяются его местом в структуре.

Идеи системного принципа по-своему разработали представители гештальтпсихологии и психоанализа. Представители психоанализа связывали системный принцип с анализом аффективных процессов, рассматривая в качестве основного фактора человеческой психики так называемый «кoмплeкс».

В связи с идеей развития системный принцип реализован в операциональной концепции интеллекта Ж. Пиаже (Женевская школа генетической психологии).

В неофрейдизме, а также в символическом интеракционизме система социального, знаково опосредствованного взаимодействия, со своей структурой, трактуется как первичная и определяющая по отношению к психике индивида.

Отечественные философы и психологи рассматривают психологические системы как целенаправленные, социально обусловленные. В процессе индивидуального развития они проходят последовательные этапы усложнения, дифференциации, трансформации своей структуры. Единым генетическим основанием, из которого развертываются психологические системы, является совместная (социальная) предметная человеческая деятельность, включающая процессы общения.

  • Принцип системности (или системный 
    подход) в составе методологической модели теории личности позволяет представить 
    ее в качестве целостности, в которой 
    выявляются разнокачественные и 
    разно уровневые связи, как синтез структурно-функциональных и фило-онтогенетических представлений.
  •   принцип   конструктивно-позитивного   анализа истории педагогики — акцентирует внимание, в первую очередь, не на упущениях, ошибках и просчетах в педагогических идеях и подходах ученых и практиков, а на выявлении того  позитивного ,  конструктивного и прогрессивного, что сумела достичь в развитии педагогическая мысль данного периода
  • принцип периодизации и 
    преемственности развития психологического знания- это структурирование общих закономерностей цикла человеческой жизни.

Развитие имеет сложную организацию 
во времени. Ценность каждого года  и  даже месяца жизни человека имеет 
разное значение, которое определяется прежде всего тем, какое место этот временной диапазон занимает в цикле развития.

Так, отставание в интеллектуальном развитии на шесть месяцев для двухлетнего ребенка является очень серьезным показателем неблагополучия, тогда как такое же по времени отставание для ребенка шести лет рассматривается как некоторое снижение темпа развития, а у ребенка 16 лет вообще считается незначительным.

Вторая особенность развития состоит 
в его гетерохронности. Гетерохронность развития означает его неравномерность.

Эта неравномерность развития касается отдельных аспектов индивидуального человеческого развития, равно как и целых психических процессов.

Так, например, процессы восприятия характеризуются ранними сроками развития, тогда как развитие эстетического восприятия человека происходит в зрелые периоды его жизни.

Формирование самосознания человека происходит в процессе всей жизни, но дифференциальное осознание себя как 
члена общества характерно для юношеского возраста.

В индивидуальном порядке гетерохронность проявляется несовпадением физического и психологического , а также хронологического возрастов, в котором могут также наблюдаться неравномерности умственного, социально-психологического и эмоционального аспектов развития. Например, когда взрослый человек, который достаточно развит в интеллектуальном отношении, начинает вести себя как подросток, т. е. неадекватно своему уровню развития.

С неравномерностью развития вплотную связаны такие понятия, как критический и сензитивный периоды развития.

принцип единства прошлого, настоящего и будущего- Каждый человек реально живет только в настоящем моменте (здесь-и-теперь),  и именно этот момент, включающий в себя  прошлое-в-настящем   и   будущее-в-настоящем существенно важен для него.

Разъясним эти, на первый взгляд, сложные понятия: « прошлое-в-настоящем » и « будущее-в-настоящем » отражают тот простой факт, что и   прошлое ,  и   будущее даны человеку только в настоящем , единственно реальном времени его объективного существования.

Но в более точном смысле  настоящее экстериоризированного (выражаемого во вне, внешним образом) человеческого и социально-исторического времени представляет собой единство   прошлого ,  настоящего   и   будущего , поскольку практически все окружающее заключает в себе  и свое, хотя  и не стопроцентное прошлое   и свое, также не стопроцентное будущее .

Во внутреннем мире человека бытует субъективное или экзистенциальное время, в котором связь времен оказывается еще более сложной. Однако очевидно, что наша память  и воображение имеют прямое отношение соответственно к прошлому  и   будущему

Источник: https://www.stud24.ru/history/principy-istoriko-psihologicheskogo-analiza/413799-1412057-page1.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector