Право
выполняет различные социальные функции. Пожалуй, основной из них является
регулятивная. Правовые нормы создаются для того, чтобы воздействовать на
поведение людей, направлять его в определённые рамки. Но деятельность отдельных
индивидов и социальных групп регулируют и иные правила.
- Рассмотрим
соотношение между двумя важнейшими элементами системы социальных норм: моралью
и правом. Для этого ответим на четыре вопроса: - ·
Что
общего между двумя этими социальными институтами? - ·
Как
они взаимодействуют между собой? - ·
Чем
мораль и право отличаются друг от друга? - ·
В
чём противоречат друг другу?
Начнём
с того, что основная цель и морали, и права – совершенствование
общественных отношений, поддержание порядка. Их нормы способствуют согласованию
интересов отдельных личностей, а также личности и общества. Вспомним золотое
правило нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как хотел бы,
чтобы поступали по отношению к тебе».
Право,
хоть и не декларирует напрямую этот основополагающий принцип, но тоже опирается
на него. Разве только не оставляет на усмотрение отдельных лиц разрешение
вопроса о том, какого отношения к себе они ожидают от других.
И
моральные, и правовые нормы основаны на уважении к человеку, возвышении
его достоинства. Они исходят из признания наличия у индивидов свободной воли, а
значит и способности нести ответственность за свои действия.
И
мораль, и право – универсальные регуляторы поведения людей. То есть
действие их норм распространяется не на какую-либо одну сферу общественной
жизни.
И,
наконец, мораль и право действуют, так сказать, в «едином поле» общественных
отношений. И то, и другое – совокупность социальных норм. Они регулируют
типичные, повторяющиеся отношения и не ограничиваются одноразовым решением
конкретных ситуаций.
Мораль
и право тесно связаны между собой. Юридические решения, основанные только на
«букве» закона, принятые в отрыве от господствующего в обществе нравственного
сознания, не могут быть верными и справедливыми.
Правовые нормы, разумеется,
поддерживаются принудительной силой государства. Но невозможно приставить
контролёра к каждому человеку. Правопорядок может быть обеспечен лишь в том
случае, когда большинство людей соблюдает законы добровольно.
А это возможно,
только если нормы права соответствуют их нравственным представлениям.
Влияние
морали на право проявляется не только в том, что некоторые нравственные нормы
юридически оформляются государственной властью. Одним из важнейших принципов
права является принцип справедливости.
В уголовном праве он означает,
что тяжесть наказания должна соответствовать степени общественной опасности
преступления.
При назначении наказания учитывается личность правонарушителя,
выясняются мотивы его действий, обстоятельства совершения преступления
(смягчающие и отягчающие степень вины).
Статья
6 первой части Гражданского кодекса Российской Федерации делает прямую отсылку
к нравственным нормам: «При невозможности использования аналогии закона права и
обязанности сторон определяются, исходя из общих начал и смысла гражданского
законодательства и требований добросовестности, разумности и
справедливости».
Но
нравственность правосудия – это не только моральная обоснованность правовых
норм, но и этическая безупречность правоохранителей: судей,
следователей, прокуроров, работников полиции…
Право
может провозглашать самые прогрессивные принципы, основываться на
справедливости и уважении достоинства человека. Но если правоприменительная
практика эти принципы игнорирует, то и уважения к закону в обществе не будет.
Однако
право и мораль имеют существенные различия.
Источником
и того, и другого в конечном счёте является общество.
Но моральные нормы
формируются спонтанно, стихийно, на основе складывающихся в общественном
сознании представлений о добре и зле, справедливости, порядочности,
благородстве.
Правовые же нормы формулируются государством, отражают его
волю. Процесс их создания организован. Право принятия норм принадлежит
конкретным людям или органам власти, происходит по определённой процедуре.
Из
сказанного следует, что мораль гораздо древнее права. Она появилась вместе с
обществом. Право же возникло позже. На том этапе развития социума, когда
управлять им стало затруднительно без специальной политической организации –
государства.
Формой
существования морали является общественное сознание.
Разграничить нравственные нормы и нравственное сознание (отношение отдельных
индивидов и общества в целом к этим нормам) очень сложно.
Поясним.
Мы руководствуемся нормами морали тогда, когда признаём их таковыми, то есть
соглашаемся с тем, что поступать определённым образом в определённой ситуации –
добрый поступок.
В
праве дело обстоит по-другому. Здесь граница между нормами и отношением к ним
видна, так сказать, невооружённым взглядом. Правовые нормы закреплены в
законах и иных писаных актах. Они составлены по определённой форме.
Помните? Гипотеза – диспозиция – санкция…
Разумеется,
и моральные нормы можно зафиксировать письменно, составить некий моральный
кодекс. Но всё дело в том, что какой-либо дополнительной силы нравственные
правила при этом не получат.
Люди
всё равно будут выполнять или не выполнять их в зависимости от того, насколько
они соответствуют их личным представлениям о добре и зле. Объективно мораль как
социальный регулятор не нуждается в формализации.
Таким
образом, кардинально различаются способы обеспечения реализации норм морали
и права. Главный регулятор нравственного поведения человека – его совесть.
Вспомним,
что совесть – это способность личности осуществлять нравственный самоконтроль,
оценивать свои мысли и поступки с точки зрения их соответствия моральному
идеалу, представлениям о должном поведении.
Существует
и внешний контроль нравственного поведения – общественное мнение. Но оно не
обладает чётко определёнными санкциями. А одобрение или осуждение со стороны
общества конкретному человеку (особенно, если у него нет совести) может быть и безразлично.
Выполнение
же правовых норм обеспечивается принудительной силой государства, независимо от
отношения конкретного лица к своему поступку.
Принятие
правовых норм – общеобязательных правил поведения – исключительное право
государства. Это означает, что внутри одной страны может существовать только
одна правовая система. А вот моральных систем может быть несколько или
много. Конечно, существует такая вещь, как доминирующее нравственное сознание.
Но
свои собственные представления о долге и справедливости могут быть у разных
социальных групп, профессиональных слоёв и отдельных индивидов. Они могут в
чём-то не совпадать с господствующей моралью или быть противоположными по
отношению к ней.
В
данном случае можно провести параллель с соотношением понятий «истина» и
«правда». Истина объективна, она одна на всех. А правда у каждого своя.
Предметы
регулирования морали и права пересекаются, но не совпадают.
То есть в общем плане – это социальные отношения. Но среди них есть те, которые
регулируются только нормами морали или только нормами права. Например, нет
законов, которые регулируют любовь, дружбу, отношения в быту. С другой стороны,
целый ряд социальных отношений этически нейтрален.
Возьмём,
к примеру, весьма обширную область технико-юридических норм. Вы же понимаете,
что с нравственной точки зрения объяснить необходимость проезда или перехода
через перекрёсток именно на зелёный свет светофора невозможно. Другое дело, что
сама необходимость неукоснительного соблюдения правил дорожного движения вполне
обосновывается моральными соображениями.
Мораль
всепроницающа. Нравственную оценку мы можем дать не
только любым поступкам, но и чувствам и мыслям. Правовые нормы оценивают лишь
деяния. Намерения, идеи остаются за рамками правового регулирования.
Нормы
права конкретны, прописаны под чётко определённые ситуации. Нормы морали
имеют обобщённый характер.
Человек должен самостоятельно решать, что в
данной конкретной ситуации является нравственным, а что – нет.
«Мораль
не перечень поступков и не сборник правил, которыми можно пользоваться как
аптекарскими или кулинарными рецептами», – писал Джон Дьюи, американский
философ и педагог.
И
последнее. Система моральных норм – относительно целостное образование. Но такой
жёсткой и логически стройной структурой, как право, она не обладает. Мы
уже говорили ранее, что нормы права разделяются по уровням, должны соответствовать
друг другу.
Право
и мораль не только взаимодействуют, но и могут противостоять друг другу.
Нравственные и правовые требования не всегда согласуются.
Объективной причиной
этих противоречий являются те различия между моралью и правом, о которых мы
только что говорили. У них разные методы регуляции поведения людей, разные
критерии его оценки.
В обществе одновременно сосуществуют различные
нравственные системы.
Кроме
того, процессы развития морали и права могут не совпадать по времени.
Обычно мораль более подвижна, динамична, быстрее реагирует на происходящие
изменения. Право более консервативно.
Но возможна и противоположная ситуация.
Законодатель изменяет нормы, приводит их в соответствие со сложившейся
ситуацией, а общественное сознание ещё не успевает «переварить» произошедшие
изменения.
В
качестве примера можно привести сохраняющееся при переходе от командной к
рыночной экономике негативное отношение значительной части общества, скажем, к
«спекулянтам» – посредникам при совершении торговых сделок, получающим от них
доход.
А
вот относительно так называемых «гражданских браков» сложилась обратная
ситуация. Вначале в общественном сознании они были приравнены к бракам,
оформленным в органах отделов записи актов гражданского состояния. А затем
законодатель стал делать шаги по изменению их юридического статуса.
Подведём
итог.
Перед вами схема, которая систематизирует то, о чём мы говорили во время урока.
Вы можете дополнить её другими необходимыми элементами.
Источник: https://videouroki.net/video/18-p-pravo-i-moral.html
Юридическая этика: Учебник для вузов (fb2)
— Юридическая этика: Учебник для вузов
760 Кб, 200с.
(скачать fb2) — Александр Семенович Кобликов
Настройки текста:
Цвет фона
черный
светло-черный
бежевый
бежевый 2
персиковый
зеленый
серо-зеленый
желтый
синий
серый
красный
белый
Цвет шрифта
белый
зеленый
желтый
синий
темно-синий
серый
светло-серый
тёмно-серый
красный
Размер шрифта
14px
16px
18px
20px
22px
24px
Насыщенность шрифта
жирный
Обычный стиль
курсив
Ширина текста
400px
500px
600px
700px
800px
900px
1000px
1100px
1200px
Показывать меню
Убрать меню
Абзац
0px
4px
12px
16px
20px
Кобликов Александр Семенович (1924—2001) — доктор юридических наук, профессор, имел почти полувековой опыт преподавания юридических дисциплин в различных учебных заведениях, многие годы работал в составе научно консультативных советов при Верховном Суде СССР (РФ). Его вклад в развитие отечественной юридической теории и практики был отмечен государственными наградами, званиями «Заслуженный деятель науки Российской Федерации» и «Заслуженный юрист РСФСР». Он стал одним из первых обладателей медали Анатолия Кони.
Автор более 200 опубликованных работ по уголовному процессу и другим отраслям права, он в последние годы жизни уделял пристальное внимание вопросам юридической этики, будучи глубоко убежденным в непреходящей ценности нравственных начал юстиции.
(обратно)
Предисловие издателя к третьему изданию
Выход в свет в 2003 г.
второго, посмертного, издания книги Александра Семеновича Кобликова «Юридическая этика» после принятия и вступления в законную силу нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, иных нормативных правовых актов стал весьма значительным событием в отечественной юридической науке.
Читатели, изучавшие прежние работы профессора А. С. Кобликова, все в большей мере убеждаются, что им, выдающимся юристом и высокоморальным человеком, были предугаданы многие современные этико-правовые концепции, нашедшие свое отражение в ныне действующем законодательстве.
Несомненным достоинством второго издания книги было то, что содержащиеся в нем положения соответствовали современной обстановке и применялись на практике. Нынешнее, третье издание продолжает эту линию и представляет собой книгу, в которой сохранены высокие морально-нравственные ориентиры, данные А. С.
Кобликовым современным юристам, а приведенный фактический материал скорректирован с учетом последних изменений действующего законодательства. Кроме того, при подготовке третьего издания учтен тот факт, что 2 декабря 2004 г.
VI Всероссийский съезд судей утвердил Кодекс судейской этики, заменивший собой Кодекс чести судьи 1993 г.
Надеемся, что учебник «Юридическая этика» останется незаменимым для многих поколений юристов.
(обратно)
Предисловие издателя ко второму изданию
Александр Семенович Кобликов (1924—2001) — выдающийся российский научный деятель, заслуживший широчайшее признание своими уникальными трудами по юриспруденции. Как известно, об ученом судят не только по количеству работ (а их у автора множество), но и по тому следу, который его произведения оставили в науке, сознании и сердцах читателей.
Книги Александра Семеновича — яркий пример действительно нового мышления, которое зачастую опережало свое время. Ведь многие правовые нормы сами по себе могут выглядеть весьма привлекательно.
Однако, не будучи подтвержденными соответствующими морально-нравственными качествами правоприменителя, они становятся оторванными от жизни, не гарантируют нерушимость конституционных прав и свобод человека и гражданина.
В предисловии к первому изданию настоящего учебника А. С. Кобликов писал, что изучение нравственных аспектов и проблем профессии необходимо каждому юристу, особенно в современных условиях, когда ставится задача гуманизации общественной и государственной жизни, когда человек провозглашен Конституцией высшей ценностью и на первый план выдвигаются гарантии его прав и свобод.
Судя по востребованности учебника и поступившим на него отзывам, стоявшая перед автором задача была выполнена в полной мере. Структура работы отвечает той проблематике, которая при изучении юридической этики является наиболее актуальной.
В первой главе книги автор дает общую характеристику морали как одному из важнейших способов нормативного поведения человека, особой форме общественного сознания и виду общественных отношении.
Глубокому исследованию им подвергнута этика, которая представляет собой общественную науку, изучающую мораль, ее сущность, природу и структуру, закономерности возникновения и развития, определяющую место морали в системе других общественных отношений.
Во второй главе содержится характеристика важнейших категорий этики, являющихся главным достижением мировой цивилизации, таких как «добро и зло», «справедливость», «долг», «совесть», «ответственность», «достоинство и честь». Примечательно, что эта характеристика не содержит и грана созерцательности, сквозь текст как бы проступают высокие духовные качества самого Александра Семеновича.
Третья глава приближает общие моральные нормы к повседневной правоприменительной деятельности юриста.
Здесь дано понятие профессиональной этики, обозначены ее виды, указаны особенности профессии юриста с точки зрения нравственных качеств, которыми должен обладать каждый выпускник соответствующего учебного заведения. Особое внимание автор уделил изложению вопросов, касающихся истории и современности судебной этики.
Следующая, четвертая глава органически связана с предыдущими и посвящена изложению нравственных основ законодательства. А. С.
Кобликов полно и всесторонне освещает нравственное содержание конституционных норм о правосудии и правоохранительной деятельности, определяет действительное место и роль нравственных принципов в материальном праве, характеризует правовые и нравственные отношения в уголовном процессе в их взаимосвязи и взаимозависимости.
Предложенные автором пути разрешения проблемы соотношения цели и средства в уголовном процессе однозначно свидетельствуют о том, что ученый отвергал возможность дальнейшего существования в России розыскного судопроизводства
В пятой главе последовательно отстаивается тезис о том, что нравственной целью доказывания является установление истины по уголовному делу.
Хотя действующее законодательство видит назначением уголовного судопроизводства защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод (ст. 6 УПК РФ), категория истины продолжает оставаться крайне актуальной.
В противном случае деятельность по доказыванию теряет свою цель, становится беспредметной, что аморально по отношению как к правоприменителю, так и к остальным участникам уголовного судопроизводства.
В шестой главе изложены общие нравственные требования к деятельности следователя, который является важнейшим участником досудебного уголовного процесса. Особое внимание автор уделил рассмотрению этических стандартов производства следственных действий.
Седьмая глава посвящена характеристике нравственных начал осуществления правосудия. Деятельность суда исследуется сквозь призму морально-нравственных ценностей.
Обозначены высокие нравственные требования, которым должны отвечать как судебная власть в целом, так и конкретный судья, осуществляющий судебное разбирательство.
Рассмотрен также вопрос о соответствии этим требованиям приговора и других судебных решений как актов правоприменительной судебной деятельности.
В восьмой главе учебника содержатся этические положения, которые должны соблюдать стороны судебного разбирательства по уголовным делам.
Примечательно, что морально-нравственные стандарты выступлений прокурора и защитника с принятием нового уголовно-процессуального законодательства не только не утратили своей актуальности, но и приобрели особую значимость.
Дело в том, что в настоящее время именно на суд перенесена основная нагрузка по реализации назначения уголовного судопроизводства, а выступления сторон стали важнейшим средством обеспечения состязательности процесса.
Из этого вытекают и особые требования, предъявляемые к культуре процессуальной деятельности (девятая глава), а также к юристу, который должен быть носителем определенных нравственных качеств (десятая глава учебника).
Данные главы, являясь заключительными в учебнике, подводят читателя к внутренне осознанному выводу о необходимости соблюдать комплекс этических правил в своей будущей профессиональной деятельности, вырабатывать в себе соответствующие качества.
Таким образом, книга не только содержит ценнейшую информацию, но и оказывает серьезное воспитательное воздействие.
После выхода в свет предыдущего издания был принят и введен в действие Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
В связи с этим издательство внесло во второе издание незначительные поправки и привело текст учебника в соответствие с новейшими изменениями законодательства.
Данные поправки не повлияли на содержание и общий дух учебника, сохранив читателю возможность использовать в неизменном виде труд Александра Семеновича Кобликова, выдающегося научного деятеля и прекрасного человека.
(обратно)
Предисловие к первому изданию
Изучение нравственных аспектов и проблем профессии необходимо каждому юристу, особенно в современных условиях, когда ставится задача гуманизации общественной и государственной жизни, когда человек провозглашен Конституцией высшей ценностью и на первый план выдвигаются гарантии его прав и свобод. А юридическая профессия имеет своим «объектом» именно человека. Деятельность юриста касается важнейших благ, интересов людей, нередко связана с вторжением в их личную жизнь, а иногда и с ограничением прав, принятием решений, влияющих на судьбу человека.
Между тем учебной литературы, предназначенной для овладения знаниями в области юридической этики, явно недостаточно. Учебника по юридической этике в стране нет. Публикации, посвященные ее проблемам, немногочисленны и в определенной степени не отражают современных представлений.
В настоящем учебнике делается попытка с учетом опыта преподавания курса юридической этики и в соответствии с учебными программами помочь обучаемым овладеть знаниями о нравственной сущности юридической профессии, нравственных требованиях к ее представителям как в профессиональной деятельности, так и во внеслужебном поведении.
А. С. Кобликов,
доктор юридических наук, профессор
(обратно)
Глава I МОРАЛЬ И ЭТИКА: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
§ 1. Мораль, ее функции и структура
Мораль (от лат. moralis — нравственный; mores — нравы) является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства[1].
Мораль — это один из способов регулирования поведения людей в обществе.
Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.
Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения.
Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества.
Всякий поступок, поведение человека может иметь разнообразное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают по единой шкале. Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.
Источник: https://coollib.com/b/297549/read
Право и мораль в современном обществе
- Без ценностей, заложенных в христианстве и других мировых религиях,
- без формировавшихся тысячелетиями норм морали и нравственности
- люди неизбежно утратят человеческое достоинство.
В. В. Путин.
Исторически сложилось развитие права из норм морали и нравственности, что говорит об их близости и взаимообусловленности. Линии морального и правового поведения часто совпадают либо пересекаются.
В одно и то же время лицо может выступать как субъект морали и субъект права, способный приписывать своим действиям различные моральные и правовые смыслы, сочетать, объединять и разграничивать соответствующие ценности, конструировать поступки на основе богатейшего морального и юридического нормативного материала.
- Опрос среди населения, проведенный Левада-Центр показал, что 75 % граждан не удовлетворены морально-нравственным состоянием общества и 26% респондентов отметили кризис в сфере морали и нравственности в обществе, который беспокоит их намного больше, чем безработица, бедность и упадок экономик [5].
- Показательным примером, в области морали и нравственности современного общества является ситуация, сложившаяся в Мурманске с инвалидами-колясочниками.[1]
- Следствие возбудило уголовное дело по поводу нарушения равенства прав и свобод, после того как охрана мурманской чайханы не пустила в заведение трех детей в инвалидных колясках вместе с их мамами. Сотрудники предлагали оставить коляски у входа и ползти до столиков Сотрудники ссылались на внутреннее положение заведения, отсылали женщин в суд и там жаловаться, а потом и вовсе предложили оставить коляски у входа и тащить детей на руках, если он сами не в состоянии доползти…
Вопросы государственной социальной политики в отношении людей с инвалидностью в последние годы становятся все более актуальными для Российской Федерации. Именно сейчас, в связи с процессом имплементации положений Конвенции ООН о правах инвалидов [2], происходит становление нового стратегического пути социального развития России.
Социально значимые объекты, несмотря на непрекращающуюся дискуссию в обществе по вопросу создания для инвалидов безбарьерной среды, остаются до сих пор практически полностью либо в большей части нефункциональными и недоступными для инвалидов, использующих для передвижения инвалидную коляску, частично доступными для инвалидов, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, слабовидящих и незрячих инвалидов [3].
В большинстве случаев так называемые социально значимые объекты расположены в зданиях, имеющих архитектурное значение, являются либо муниципальной собственностью либо собственностью субъекта, и по заключениям соответствующих, напрямую подконтрольных власти специализирующихся организаций подпадают под те объекты, которые в силу ст.
15 Закона N 181-ФЗ [4] невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов.
В этой связи предлагается муниципальным образованиям, органам исполнительной власти субъектов, органам исполнительной власти Российской Федерации в таких ситуациях кардинально решать вопрос о смене нахождения подобных социально значимых объектов, размещать их в местах, где имеется возможность их оборудования разумными приспособлениями.
Все это свидетельствует о низком уровне морали и нравственности общества. Право и мораль являются социальными нормами, существующими в обществе достаточное количество времени. В связи с чем, рассмотрим общие черты права и морали.
У них общие цели и задачи – регулирование поведения людей. С помощью социальных норм регулируются такие отношения и связи, которые возникают в обществе.
Мораль, как и право, имеет единый объект регулирования – общественные отношения. Также их требования во многом совпадают.
Они определяют границы свободы личности.
И право, и мораль являются достижением цивилизации и культуры.
Самыми принципиальными отличиями права и морали является их появление и ответственность за их несоблюдение. Мораль существовала всегда, а законы принимались в разное время и по мере необходимости. Нарушив закон, гражданин несёт административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность. Нарушив определённые моральные устои лицо чувствует укор совести.
1. Мораль является внутренним голосом каждого человека. Право является внешним регулятором, имеет коллективную природу.
2. Мораль не имеет строго фиксированных границ во времени и пространстве. Действия юридических норм всегда ограничено определенной территорией и сроками.
Сегодня можно услышать мнения, согласно которым человек, четко знающий права, ощущающий собственную юридическую правоту, не должен мучиться нравственными сомнениями, отвлекаться на моральные переживания, которые могут увести его от правовой цели. Однако, на практике, отсутствие правосознания граждан, адекватного восприятия законов, делают законы в сознании граждан деформированными, лишенными логики и моральных устоев.
Социальная справедливость призвана обеспечить достойную жизнь социально незащищенным слоям общества. Безусловно, сегодняшнее общество диктует свою моду, правила, и по мнению многих «красота спасет мир», однако, социально незащищенных слоев в нашем обществе чуть меньше, но и они есть. Это вовсе не говорит, что окружающие должны закрыть на них глаза.
Мораль выступает одним из ведущих факторов социального контроля над правовым поведением людей, точно так же как право активно участвует в общественном контроле морально-этической стороны общества.
Существуют юридические санкции за обман разного вида общественных отношениях: гражданско-правовые, коммерческие, уголовные и т.д.
К примеру, в отношениях по обману потребителей, нарушению прав покупателей законодательно регулируется вопрос ответственности Но, что можно сказать о морально-нравственной стороне вопроса, если дело касается детской продукции с переклеенными датами срока годности или качества товара?
Главное в том, что правовое общество сегодня трактует предпринимательскую деятельность, как лишенную морали и придерживающуюся либерально-либертариантских установок.
Итак, подводя итог исследованию современного восприятия права и морали, можно отметить, что оба понятия относятся к единой социо-нормативной сфере культуры. У морали в контексте теории права множество недоработок, требующих комплексного подхода.
Формирование морально-нравственной атмосферы в обществе, как показывают исследования, волнуют людей намного больше, чем глобальные проблемы. В случае решения задач морали и нравственности в обществе утвердятся и высшие формы общественной жизни.
Список литературы:
Источник: https://sibac.info/journal/student/8/79678
Право и мораль
24
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. ………………………………………………………………3
Глава 1. Право и мораль как часть социальных норм. ……………..5
Глава 2. Общие и отличительные черты права и морали. ………..10
Глава 3. Взаимосвязь права и морали. ……………………………..16
Заключение. ………………………………………………………….22
Библиографический список. ………………………………………..24
ВВЕДЕНИЕ.
Особое место в формировании духовного мира личности, ее сознания и культуры, активной жизненной позиции принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на и развитие и совершенствование.
Право и мораль – важнейшие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в теснейшем взаимодействии. Такое взаимодействие объективно обусловлено, так как генезис и реальное бытие права и морали определяются едиными сферами общественных отношений, в которых развертываются сложные и подчас противоречивые связи данных социальных регуляторов.
Целью данной работы является рассмотрение общих методологических аспектов соотношения права и морали, а также особенности их взаимодействия.
При написании работы автор рассматривал следующие задачи:
- право мораль как часть социальных норм;
- общие и отличительные черты права и морали;
- взаимосвязь права и морали.
В юридической литературе взаимодействие права и морали получило освещение ряде монографий и статей, в учебной литературе. Среди них следует прежде всего отметить работы Пенькова Е.М., Лукашевой Е.
А поставивших ряд важных теоретических проблем, связанных с исследованием природы и сущности права и нравственности как важнейших социальных регуляторов, Агешина Ю.А., Алексеева С.С., Хропанюка В.
Н, затронувших в своих работах некоторые аспекты данной проблемы.
- ГЛАВА 1. право мораль как часть
- социальных норм
- Каждое исторически конкретное общество требует строго определенной меры социального регулирования общественных отношений.
- Регулирование общественных отношений осуществляется путем реализации определенных социальных норм:
- норм права,
- норм морали,
- норм, установленных общественными организациями,
- норм обычаев,
- норм традиций,
- норм ритуалов и т.д.
В общем плане социальные нормы — это правила поведения общественного характера, регулирующие взаимоотношения людей и деятельность организаций в процессе их взаимодействия.
Как вид социальных норм, моральные установления характеризуются общими родовыми признаками и являются правилами поведения, определяющими отношение человека к человеку. Если действия человека не касаются других людей, его поведение с социальной точки зрения безразлично. Поэтому не все ученые считают нормы нравственности явлением исключительно социальным.
Нормы морали – правила поведения людей, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинства и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением.1
Со времен Канта существует убеждение, что сфера нравственности охватывает сугубо внутренний мир человека, поэтому оценить поступок как нравственный или безнравственный можно лишь по отношению к лицу, которое его совершило.
Человек как бы извлекает из себя нормы своего поведения, в себе, в глубине своей «души», дает оценку своим действиям.
С данной точки зрения человек, взятый отдельно, вне его отношений к другим людям, может руководствоваться нравственными правилами.
Существует и компромиссная позиция в оценке нравственного регулирования, согласно которой нормы морали имеют двоякую природу: одни имеют в виду самого индивида , другие – отношение индивида к обществу. Отсюда деление этики на индивидуальную и социальную.
Наиболее распространенным и аргументированным является представление об абсолютном характере норм морали и отсутствии в них какого-либо индивидуального фактора. Существует точка зрения, что нравственность представляет не требования человека к самому себе, а требования общества к человеку.
Не человек определяет, как он должен относиться к другому человеку, не отдельный индивид оценивает свое поведение как хорошее или плохое, а общество, которое может признать какой-либо поступок нравственно хорошим, хотя он не хорош для индивида, и оно же может считать поступок недостойным с нравственной стороны, хотя последний вполне одобряем с индивидуальной точки зрения.
С другой точки зрения, нравственные законы заложены в самой природе человека. Внешне они проявляются в зависимости от той или иной жизненной ситуации, в которой оказывается индивид.. Другие же категорически утверждают, что нормы нравственности – это требования, обращенные к человеку извне.
Видимо, нет оснований проводить водораздел между индивидуальным и социальным характером нравственных требований, поскольку в них органически переплетаются элементы того и другого.
Ясно одно, что любая социальная норма имеет общий характер, и в этом смысле она адресуется не к конкретному индивиду, а ко всем или к большой группе индивидов. Моральные нормы регулируют не «внутренний» мир человека, а отношения между людьми. Однако не следует упускать из виду индивидуальные аспекты нравственных требований.
В конечном счете их реализация зависит от нравственной зрелости человека, прочности его моральных воззрений, социальной ориентированности его индивидуальных интересов.
И здесь первостепенную роль играют такие индивидуализированные моральные категории, как совесть, долг, которые направляют поведение человека в русло социальной нравственности. Внутреннее убеждение индивида в нравственности или безнравственности своего поступка в значительной мере определяет и его социальную значимость.
Элементами морального регулирования являются:
- идеал, выражающий представление общества, классов, социальной группы о нравственном совершенстве;
- система норм, соблюдение которых является необходимым условием функционирования общества, достижения им своих моральных ценностей;
- особые формы социального контроля, обеспечивающие реализацию моральных норм, в том числе общественное мнение.
Право же, хотя и принадлежит к области духовной жизни людей, представляет собой по основным своим характеристикам внешне объективированный иституционный социальный регулятор, который способен опосредовать самые разнообразные отношения, лишь бы они поддавались внешнему контролю и обеспечивались государственно-принудительными мерами, а также при помощи особых только ему присущих средств гарантирует организованность, упорядоченность общественных отношений в условиях цивилизации.1
Право в практической жизни людей – явление, относящееся к обыденным делам, к конфликтам, к согласованию сталкивающихся интересов. Выражается и реализуется оно в законах, правительственных постановлениях, судебных решениях, адвокатских документах и затрагивая текущие дела и заботы, связано главным образом с деятельностью законодателей, судей, нотариусов, следователей, других юристов.
Право строится и функционирует на основе определенных принципов, которые выражают его сущность и социальное назначение. В них отражаются главные свойства и особенности права, придающие ему качество государственного регулятора меры свободы и справедливости в общественных отношениях.
Право строится на следующих принципах:
- принцип демократизма в формировании и реализации права,
- принцип законности,
- принцип национального равноправия,
- принцип гуманизма,
- принцип равенства граждан перед законном,
- принцип взаимной ответственности государства и личности.
- Таким образом право – это система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженных большей частью в законодательстве и регулирующих общественные отношения.
- ГЛАВА 2. ОБЩИЕ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ
- ПРАВА И МОРАЛИ
Право и мораль имеют общие черты, свойства. Главные их общие черты проявляются в том, что они входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат регуляторами поведения людей.
И право, и мораль влияют на социальные, экономические, политические условия жизни общества, служат общей цели – согласованию интересов личности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию общественного порядка.
- Единство правовых норм и норм морали, как и единство всех социальных норм цивилизованного общества, основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.
- Что же общего между правом и моралью?
- Право и мораль:
- и те, и другие являются надстроечными явлениями над экономическим базисом и обществом;
- имеют общую экономическую, социально-политическую и идеологическую основу;
- им свойственна общая цель: утверждение общечеловеческих ценностей в обществе;
- они состоят из общих правил и ведения, выражающие определенную волю, то есть направлены на установление и поддержание на необходимом уровне дисциплины и порядка в обществе;
- имеют нормативный характер, и в тех, и в других присутствуют санкции, обеспечивающие негативные последствия для нарушителей нормы;
- представляют собой средства активного воздействия на поведение людей;
Таким образом, и право, и мораль обладают способностью проникать в самые различные области общественной жизни. Ни право, ни мораль не ограничиваются предметно обособленной сферой социальных отношений.
Они связаны с поведением людей в широких областях их социального взаимодействия, то есть нельзя разграничивать право и мораль по предметным сферам их действия, они действуют в едином «поле» социальных связей.
Отсюда общность, тесное взаимодействие норм права и морали.1
Наряду с общими чертами существуют и отличительные особенности морали и права.
Право состоит из установленных в определенном порядке компетентными государственными органами зафиксированных юридических актов.Оно выражает волю государства, правосознание народа, социальных групп, стоящих у кормила государственной власти.
Мораль же появилась еще до разделения общества на классы на классы и становления государства. Нормы морали складываются в общественном мнении. Принципы и нормы морали могут быть систематизированы, собраны в «моральном кодексе», но в целом нравственные воззрения, представления, требования выражаются в общественном мнении, передаются им.
Моральные воззрения, идеи передаются художественной литературой; искусством, средствами массовой информации.
Мораль охватывает область отношений более широкую, нежели сфера отношений, регулируемая правом. Многие взаимоотношения людей в быту, коллективе, семье являются объектами морали, но не подлежат правовому регулированию.
Содержание норм права характеризуются большей конкретностью, в правовых нормах в ряде случаев предусматриваются весьма подробные детали, связи.
В правовых нормах выражен государственный подход к оценке конкретных общественных отношений.
Моральные требования отличаются более широким содержанием, дают больший простор для толкования и применения. Например, мораль осуждает все виды обмана и лжи. В праве же осуждение конкретизируются применительно к отдельным видам неправомерного обмана.
Отличие норм права от морали проявляется также в характере гарантий выполнения этих норм. Требования морали и права выполняются большинством людей добровольно в силу понимания их справедливости.
Нормы морали исполняются в силу личной убежденности, привычек человека. Внутренним гарантом морали выступает совесть человека, а внешним — общественное мнение.
«Для меня моя совесть значит больше, чем речи всех»,- утверждал Цицерон.
Право, закон имеют в качестве специфической гарантии исполнения авторитет и силу власти государства, обеспечиваются при необходимости мерами государственного принуждения. Следовательно, нормы права и морали в определенных случаях опираются и на меры принуждения.
1 Но характер мер принуждения и способ их осуществления в праве и морали различны. В сфере морали принуждение выступает в форме общественного мнения, воздействия социальной общности, коллектива. Общество в случае совершения человеком аморального поступка определяет меру морального осуждения, воздействия.
Моральные нормы не регламентируют заранее конкретные меры и формы воздействия. В качестве одной из мер морального воздействия может быть осуждение поступка человека на собрании коллектива, нравственное порицание, предупреждение, исключение из общественной организации.
В случае же правонарушения или преступления соответствующие правоохранительные органы обязаны принять надлежащие меры, предусмотренные законом.
Нарушение норм права предполагает строго определенный процессуальный порядок привлечения виновного лица к юридической ответственности. Нарушение же моральных норм такого порядка не предполагает.
Различие между правом и моралью проявляется в оценке мотивов поведения лица. Право предписывает необходимость всесторонней оценке поведения человека, совершившего правонарушение или преступление.
Но с правовой точки зрения безразлично, какими мотивами руководствовался человек в конкретном случае, если его поведение по своим результатам было правомерным, законным.
С точки зрения морали, важно выявить стимулы, мотивы человека, его намерения в выборе определенного поведения, являющегося правомерным.
Таким образом можно выделить основные отличительные особенности права и морали:
-
По происхождению. Нормы морали складываются в обществе на основе представлений людейо добре и зле, чести, совести, справедливости. Они приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их большинством членов общества. Нормы права устанавливаются государством и после вступления в силу, сразу становятся обязательными для всех лиц, находящихся в сфере их действий.
-
По форме выражения. Нормы морали не закрепляются в специальных актах, они содержатся в сознании людей. Правовые нормы получают выражение в официальных государственных актах – законах, указах, и т.д.
-
По способу охраны от нарушений. Нормы права и морали в правовом обществе в большинстве случаев соблюдаются добровольно на основе понимания людьми справедливости их предписаний. Но реализация моральных норм обеспечивается внутренним убеждением человека, а также общественным мнением. Для правовых же норм этого недостаточно, поэтому здесь применяются меры государственного принуждения.
-
По степени детализации. Нормы морали выступают в виде наиболее обобщенных правил поведения. Правовые нормы представляют собой детализированные правила поведения, в которых закрепляются четко определенные юридические права и обязанности участников общественных отношений.1
ГЛАВА 3. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРАВА И МОРАЛИ
Мораль и право тесно взаимосвязаны, более того, можно говорить о глубоком взаимопроникновении права и морали. Они взаимообусловливают дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений.
Объективная обусловленность такого взаимодействия определяется тем, что правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей.
Другими словами, законы правового государства воплощают в себе высшие моральные требования современного общества.
В регулировании общественных отношений право взаимодействует с моралью. При уяснении содержания правовых норм необходим не только их всесторонний анализ с учетом требований идей правосознания общества, но и выявление взаимосвязей норм права с принципами и нормами морали, с нравственным сознанием общества.
Применение норм права требует проникновения в нравственную оценку жизненных отношений, обстоятельства по конкретному, юридически значимому делу.1 Анализ моральных отношений необходим при рассмотрении брачно-семейных, а также многих гражданских и уголовных дел.
Как форма общественного сознания, система отношений и норм — мораль зародилась раньше политической и правовой форм сознания, раньше государственной организации общества. Обычаи, мораль регулировали взаимоотношения людей в первобытнообщинном строе.
Источник: https://studizba.com/files/show/doc/157631-1-tgp_end.html
Право и мораль
Социологи выделяют три основных течения этической мысли:
- Первое течение — так называемая фелицитология (от латинского felicia — счастье). Мораль понимается как техника, искусство достижения счастья, жизненная мудрость, искусство избежать страдания. Близки к фелицитологии течения эвдемонизма (от греческого eudamonia — счастье, довольство), гедонизма (hedone — наслаждение) — учение о том как получить наслаждение, избежать страдания.
- Вторая концепция в понимании морали — перфекционизм (от латинского perfectus – совершенный, идеальный). Мораль понимается как система правил и состоит не в том, как устроить свою жизнь удобно, счастливо, спокойно, а как жить достойно, в соответствии с природой человека, т.е. в соответствии с идеалами личности, как совершенствовать личные качества, достоинства. Эта мораль выдвигает идеалы личности, которым следует подражать.
- Третья концепция принимает мораль как систему правил человеческого общежития, правил, определяющих не то, как поступать, чтобы достигнуть счастья или личного совершенства, а то как поступать, чтобы другим было с нами хорошо, чтобы учитывать благо и др. Основа этой концепции касается формирования общественных отношений, жизни человека в обществе.
Мораль
не имеет объективной реальности. Можно смотреть в микроскоп, телескоп хоть всю жизнь и не узреть ни капли морали, ведь она, как и право носит ярко выраженный абстрактный характер. Ее, как и право, нельзя потрогать, прикоснуться, но её можно понимать и уважать должным образом. Там её и нет. Всё это лишь в нашей голове. Она существует только лишь в нашем воображении.
Роли
морали в жизни общества и отдельной
личности многочисленны. Трудно объяснить, почему существует нравственность, зато ясно, для чего она существует.
Если для прочих земных тварей образ жизни и судьба предписаны от природы, то человек — существо историческое и составляет свою судьбу сам. Однако это тоже спорный вопрос, который более затрагивать не к чему.
Для него нет раз и навсегда написанного закона.
Что есть человек? — это никогда не будет
быть решено окончательно, ибо ни история, ни наша личная судьба еще не завершены.
- Специфическая сущность морали конкретно раскрывается во взаимодействии ее исторически сформированных функций:
- регулятивной, воспитательной, познавательной, оценочно-императивной, ориентирующей, мотивационной, коммуникативной (обеспечивает общение людей), прогностической и др.
- Рассмотрим
наиболее важные из функций морали:
- Регулятивная функция. Регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали. По своему объему и многогранности воздействия на личность мораль шире права. Свои регулятивные возможности она осуществляет при помощи норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов (этикет).
- Ценностно-ориентирующая функция. Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей. Вырабатывает систему предпочтения одних моральных ценностей другим, позволяет выявить наиболее нравственные оценки и линии поведения.
- Познавательная (гносеологическая) функция. Предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения. Благодаря этой функции, этические знания, принципы, нормы, кодексы в конкретных конфликтных ситуациях помогают сформировать модель нравственною поведения.
- Воспитательная функция. Приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения.
- Коммуникативная функция. Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей. Обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей, а отсюда – служебное взаимодействие, «чувство локтя», поддержку и взаимовыручку.
- Оценочная функция. Оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности. Предметом оценки являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества.
Следует отметить, что выделение определенных функций морали (как и отдельный
анализ каждой из них) является достаточно условным, поскольку в реальности они всегда тесно слиты друг с
другом.
Именно в целостности функционирования проявляется своеобразие ее воздействия на бытие человека.
А также для успешного функционирования и развития морали важно свободное, не ущемленное проявление всех ее функций, их гармоническая целостность, единство.
Значение
морали велико. Она регулирует поведение людей, привносит в нашу жизнь нравственность, через неё мы приобретаем наши человеческие качества, такие как доброта, уважение, осознаем, что есть добро и что есть зло. Мораль намного старше права.
Ещё когда не существовало права, мораль уже функционировала в жизни людей. А что если бы её не было? Тогда бы люди были воспитаны совершенно другими, не знающими, что есть хорошо, что плохо.
НО, мораль не могла не появиться, так как она была обусловлена веяниями времени.
- Каждое
исторически конкретное общество требует
строго определенной меры социального
регулирования общественных отношений. Регулирование общественных отношений
осуществляется путем реализации определенных социальных норм: - — норм права,
- — норм морали,
- — норм обычаев,
- — норм ритуалов,
- — норм традиций,
— норм, установленных общественными организациями и т.д.
В общем плане социальные нормы
— это правила поведения общественного
характера, регулирующие взаимоотношения
людей и деятельность организаций в процессе их взаимодействия.
Как вид социальных норм, моральные установления характеризуются общими родовыми признаками и являются правилами поведения, определяющими отношение человека к человеку. Если действия человека не касаются других людей, его поведение с социальной точки зрения безразлично. Поэтому не все ученые считают нормы нравственности явлением исключительно социальным.
Нормы морали – правила поведения людей, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинства и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением.
Нормы морали имеют двоякую природу: одни имеют в виду самого индивида, другие – отношение индивида к обществу. Отсюда деление этики на индивидуальную и социальную.
Наиболее
распространенным и аргументированным является представление об абсолютном характере норм морали и отсутствии в них какого-либо индивидуального фактора. Существует точка зрения, что нравственность представляет не требования человека к самому себе, а требования общества к человеку.
Не человек определяет, как он должен относиться к другому человеку, не отдельный индивид оценивает свое поведение как хорошее или плохое, а общество, которое может признать какой-либо поступок нравственно хорошим, хотя он не хорош для индивида, и оно же может считать поступок недостойным с нравственной стороны, хотя последний вполне одобряем с индивидуальной точки зрения.
Видимо, нет оснований проводить водораздел между индивидуальным и социальным характером нравственных требований, поскольку в них органически
переплетаются элементы того и другого.
Ясно одно, что любая социальная норма имеет общий характер, и в этом смысле она адресуется не к конкретному индивиду, а ко всем или к большой группе индивидов. Моральные нормы регулируют не «внутренний» мир человека, а отношения между людьми.
Однако не следует упускать из виду индивидуальные аспекты нравственных требований. В конечном счете, их реализация зависит от нравственной зрелости человека, прочности его моральных воззрений, социальной ориентированности его индивидуальных интересов.
Внутреннее убеждение индивида в нравственности или безнравственности своего поступка в значительной мере определяет и его социальную значимость.
- Элементами
морального регулирования являются: - — идеал, выражающий представление общества, классов, социальной группы
- о нравственном совершенстве;
- — система норм, соблюдение которых является необходимым условием
- функционирования
общества, достижения им своих моральных
ценностей; - — особые формы
социального
контроля, обеспечивающие реализацию - моральных норм, в том числе общественное мнение.
- Право же, хотя и принадлежит к области духовной жизни людей, представляет собой по основным своим характеристикам внешне объективированный иституционный социальный регулятор, который способен опосредовать самые разнообразные отношения, лишь бы они поддавались внешнему контролю и обеспечивались государственно-принудительными мерами, а также при помощи особых только ему присущих средств гарантирует организованность, упорядоченность общественных отношений в условиях цивилизации.
Право в практической жизни людей –
явление, относящееся к обыденным
делам, к конфликтам, к согласованию сталкивающихся интересов. Выражается и реализуется оно в законах, правительственных постановлениях, судебных решениях и, затрагивая текущие дела и заботы, связано главным образом с деятельностью законодателей, судей, следователей, других юристов.
Право строится и функционирует на основе определенных принципов, которые выражают его сущность и социальное назначение. В них отражаются главные свойства и особенности права, придающие ему качество государственного регулятора меры свободы и справедливости в общественных отношениях.
Право строится на следующих принципах:
- Принцип законности,
- принцип национального равноправия,
- принцип равенства граждан перед законом,
- принцип гуманизма.
Сходства
между правом и
моралью
Право и мораль имеют общие черты, свойства. Главные их общие черты проявляются в том, что они входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат регуляторами поведения людей.
Единство
общих социальных, экономических, политических условий жизни общества, как и единство всех социальных норм цивилизованного общества, основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.
Так что же общего между
правом и моралью?
- Во-первых, они представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают общими чертами;
- Во-вторых, право и мораль преследуют, в конечном счете, одни и те же цели и задачи — упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в нее организующих начал, развитие и обогащение личности, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости;
- В-третьих, право и мораль выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных и дисциплинирующих начал;
- В-четвертых, право и мораль в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов, служат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов;
- В-пятых, у права и морали один и тот же предмет регулирования — общественные отношения, они адресуются одним и тем же людям, слоям, группам, коллективам; их требования во многом совпадают;
- В-шестых, представляют собой средства активного воздействия на поведение людей;
- В-седьмых, имеют нормативный характер. И в тех, и в других присутствуют санкции, обеспечивающие негативные последствия для нарушителей нормы;
Сфера регулятивного воздействия норм морали неизменно шире сферы, на которую распространяются нормы права. Хотя мораль и право в сфере распространения и регулирования в максимальной степени совпадают, нельзя отождествлять это совпадение с их полным слиянием, ведь сфера регулятивного воздействия норм морали неизменно шире сферы, на которую распространяются нормы права. Последние, как и само государство, имея дело с жизненно важными для всего общества и индивидов интересами и отношениями, не могут тем не менее проникать во все поры общества, регулировать все межличностные и подобные им отношения. Отношения дружбы, любви, многие семейные и другие отношения могут регулироваться лишь нормами морали или иными социальными нормами, но не нормами права.
Источник: https://student.zoomru.ru/gospravo/pravo-i-moral/20356.157914.s2.html