Потребности и мотивы личности — справочник студента

Библиографическая ссылка на статью:
Хорошая В.С. К постановке проблемы соотношения потребностей и мотивов деятельности личности // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/09/24341 (дата обращения: 27.03.2019).

В современном мире проблема определения потребностной деятельности человека имеет высокую актуальность. Понятие и сущность человеческих потребностей, ее специфика и влияние на человека, его социальное окружение, а также основания ее системы, основные закономерности функционирования и развития рассматривается в трудах многочисленных классиков психологии, социологии и других наук.

Рассматривая динамично изменяющиеся поведенческие характеристики личности человека такие, как его личностные потребности, мотивы деятельности, интересы, жизненные установки, ценностные ориентации, и т.д., т. е. то, чего хочет человек, к чему он стремится – можно понять и раскрыть содержание выполняемых им социальных ролей в социуме, его статус и позицию, которую занимает личность.

Потребности – нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности [1, с. 518].

Таким образом, потребность – это неосознанный побудитель активности.

Из этого следует, что потребность человека в чем-либо является компонентом внутреннего душевного мира человека.

Потребность является структурным элементом субъекта деятельности, но не самой деятельности Данное обстоятельство не означает, что потребность полностью отделена от деятельности.

Как побудитель, она переплетается с самой деятельностью, при этом стимулируя ее в целях получения желаемого результата.

К. Маркс определял потребность, как способность потребления в системе производительной деятельности. Он писал: «В качестве потребности, потребление само есть внутренний момент производительной деятельности, момент такого процесса, в котором производство есть действительно исходный пункт, а потому также и господствующий момент» [2, с. 30].

Таким образом, по Марксу, человек начинает действовать только в том случае, когда его к этому побуждают потребности. Когда потребности отсутствуют, человек бездействует.

При рассмотрении потребности в качестве основной причины деятельности человека без учета посредствующих факторов, которые находятся между потребностью и результатом деятельности, а также не учитывая уровень развития общества и конкретной личности, формируется теоретическая модель человека-потребителя.

Недостаток этого подхода к определению системы потребностей человека заключается в том, что потребности личности выводятся из естественной природы человека, в которой он непосредственно существует, не учитывая роль существующего в данный момент и в данное время типа общественных отношений, выступающих в качестве опосредующего звена между природой и потребностями человека и преобразуют эти потребности в соответствии с уровнем развития производственных процессов, делая их человеческими потребностями.

В отечественной литературе (В.Д. Шадриков) потребности личности делятся по предмету потребностей. Среди них выделяются такие потребности как:

– материальные, т.е. физиологические (еда, укрытие), социальные (деньги, предметы обихода);

– социальные, т.е. потребность в общении, в самоактуализации, в служении обществу,  в социальном признании;

– духовные, т.е. потребность в признании, в эстетическом наслаждении, в творчестве [3, с. 54].

  • Все эти виды потребностей взаимосвязаны между собой.
  • Оценивая связанные с мотивацией деятельность по осуществлению потребности, а также факторы, которые будут способные удовлетворить их, при этом учитывая собственные способности, а также условия  мотивационной деятельности удовлетворения своих потребностей, индивид принимает решение осуществления того или иного вида деятельности, определение его направления и желаемого результата.
  • Осуществление деятельности по достижению цели порождает желание выполнить ее определенным образом, порождает определенную детерминирующую тенденцию и служит исходным моментом формирования целостной системы мотивационной деятельности.

Наиболее известной и широко используемой системой потребностей личности является «Пирамида потребностей», предложенная А. Маслоу [4, с. 189]. В ней все потребности человека разделены  по иерархическому признаку, т.е. от низших к высшим.

Согласно А. Маслоу, нижний уровень пирамиды потребностей составляют физиологические потребности, затем идут потребность в безопасности, далее – потребность в любви, затем потребность в уважении и признании. На самом верху пирамиды находится стремление личности к самореализации.

Однако в настоящее время эти потребностями можно дополнить еще несколькими актуальными потребностями современного человека. Так, это могут быть потребности в познании, свободе, красоте и т.д.

Человек сознает свободу собственных действий, и это является следствием того, что ему начинает казаться, будто он имеет возможность выбора поступать тем или иным образом.

Но познание людьми истинной причины своих чувств, мыслей и желаний нередко оказывается ложным. Люди не всегда могут ясно осознавать истинность мотивов и причин собственных поступков.

Поэтому наряду с потребностями человека необходимо рассматривать и мотивы его деятельности.

Существуют различные подходы к классификации мотивов деятельности индивида, исходя из преобладающих социальных установок, направляемого вида деятельности, степени ее осознанности и т. д.

Здесь мотив – это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности личности.

Под мотивом также часто понимают причину, которая лежит в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность человека. Сами мотивы формируются из потребностей человека.

Мотивы человеческой деятельности могут классифицироваться по различным основаниям. Наиболее простой классификацией является классификация по отношению мотивов к деятельности.

Если мотивы, побуждающие деятельность личности, не связаны с ней, то они определяются как внешние мотивы по отношению к этой деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними мотивами.

Также мотивы потребностной деятельности человека могут разделяться по уровню осознания человеком осуществляемой деятельности (т.е. осознаваемые и неосознаваемые) [5, с. 115].

Из этого следует, что индивид может сознательно двигаться к цели, но может и не осознавать, что заставляет его поступать и действовать тем или иным образом.

На основании этого, можно заключить, что мотив является основным средством на пути к достижению удовлетворения потребности человека. Мотив является причиной, побудителем деятельности по осуществлению потребностей. Невозможно рассматривать мотивы и потребности отдельно друг от друга.

Мотивация определяет выбор между различными возможными действиями, которые регулирует действия, направленные на достижение специфических для данного мотива целевых состояний и поддерживающий эту направленность.

Разделяя потребности личности на первичные и вторичные, необходимо отметить, что первые являются фундаментальными и едиными для всех людей. Удовлетворение этих потребностей обуславливает динамичное развитие личности человека.

Система потребностей и мотивов деятельности отдельного индивида характеризует его индивидуальность, определяет смысл его существования.

  Изучение потребностей и мотивов человека имеет высокую актуальность также в связи с тем, что совокупность сформировавшихся потребностей личности и мотивов по их осуществлению оказывает значительное влияние на поведение человека, на его реакцию на изменение социально-политической обстановки в обществе, на выбор смысла жизни и путь индивидуального развития.

Библиографический список

  1. Философский энциклопедический словарь. М.: Книга по Требованию, 2012. 840 с.
  2. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов // Собрание сочинений. Т. 46. Ч.1. 910 с.
  3. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. М.: Аспект-Пресс. 2012. 328 с.
  4. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2011. 353 с.
  5. Шиповская Л.П. Человек и его потребности. М.: Альфа-М. 2013. 431 с.

Количество просмотров публикации: Please wait

Источник: http://human.snauka.ru/2017/09/24341

Потребности и мотивы личности (стр. 1 из 2)

Реферат на тему:

«ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВЫ ЛИЧНОСТИ»

  • СОДЕРЖАНИЕ
  • Введение
  • Функции и теории мотивации
  • Классификации видов
  • Развитие
  • Свойства и закономерности
  • Нарушения
  • Индивидуальные способности
  • Методы изучения
  • Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Активность живых существ — основной способ существования. У животных активность заложена в инстинктах (сохранения жизни, продолжения рода и пр.). Поведение человека определяется двумя факторами: побудительным и регулятивным, потребностями и мотивами. Понятия потребности и мотивы в науке неоднозначны.

  1. Особенности потребностей и мотивов
  2. Потребность — основной источник активности человека и животных; внутреннее состояние нужды, выражающее их зависимость от конкретных условий существования.
  3. Мотив — внутренняя, устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека, то, что побуждает человека к деятельности и придает его деятельности осмысленность.
  4. Мотивация — 1) совокупность мотивов, направляющая деятельность и сам внутренний процесс побуждения; 2) процесс психической регуляции, влияющий на направленность деятельности и количество энергии, мобилизуемой для выполнения этой деятельности.

Мотивировка — логическое объяснение причин поведения. Она может отличаться от действительных мотивов или сознательно использоваться для их маскировки.

Сдвиг мотива на цель — превращение мотива деятельности в мотив. Например, ребенок может сначала выполнять учебную деятельность ради поощрения матери, а затем, при появлении интереса и удовлетворения от нее, ради ее самой.

ФУНКЦИИ И ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ

Потребности выполняют побудительную функцию деятельности и поведения, а мотивы — направляющую.

Проблема причинности (детерминации) поведения и деятельности человека была предметом многих теорий личности. Поэтому в науке сосуществуют самые различные теории мотивации.

Бихевиористская (Б. Скиннер). Считает основой активности потребность, нужду организма (есть, пить, иметь нормальную температуру и т.д.), вызванную отклонением физиологических параметров от оптимального уровня. Поведение мотивируется последствиями действий и прошлым опытом.

Так, если действие привело к снятию потребностного напряжения, то вероятность повторения этого действия растет, а если оно не наступает, то вероятность повторения действия уменьшается. Психоаналитическая (3. Фрейд). Основой мотивации поведения, по мнению 3.

Фрейда, является стремление удовлетворить врожденные инстинкты (жизни и смерти) — физические потребности организма. Инстинкты обеспечивают индивида энергией, которая является источником его активности. При этом если удовлетворение потребности по каким-либо причинам (моральные ограничения, страх наказания и т. п.

Читайте также:  Понятие гражданско-процессуального права - справочник студента

) невозможно, то энергия инстинкта может быть направлена в другое русло — на выполнение деятельности, не связанной с инстинктом (политику, творчество, бизнес, и т.п.). Такое направление энергии инстинкта в иное русло называют сублимацией.

Гуманистическая (А. Маслоу, К. Роджерс). Мотивирующая сила человеческого поведения по мнению гуманистической теории состоит в реализации им самим своих способностей и потенций. Когнитивная (Л. Фестингер). Мотивами поведения личности по мнению представителей этого направления, является стремление к соответствию между знаниями о мире и о себе, то есть к консонансу.

Несоответствие когниций переживается личностью как состояние дискомфорта, и она стремится от него избавиться, восстановить внутреннюю когнитивную гармонию. Это стремление и есть мощный мотивирующий фактор человеческого поведения и отношения к миру. Разрешить диссонанс можно тремя способами: изменить одну из когниций, снизить ее значимость или добавить новую когницию.

Деятельностная (А.Н. Леонтьев). Согласно концепции А.Н. Леонтьева, мотивационная сфера человека, как и другие психологические особенности, имеет свои источники в практической деятельности. Сублимация — направление энергии инстинкта на выполнение видов деятельности, не связанных с прямым удовлетворением потребности.

Когниция — любое знание, мнение или убеждение, касающееся среды, себя или собственного поведения. Когнитивный (лат. cognitivo — знания) — познавательный. Когнитивный консонанс — соответствие между когнициями.

Когнитивный диссонанс- некоторое противоречие между двумя или более когнициями.

КЛАССИФИКАЦИИ ВИДОВ

Потребности и мотивы человека многообразны. В науке представлены различные их классификации.

Виды потребностей и мотивов

Самоактуализация — в теории личности А. Маслоу — вершинный уровень психологического развития, который может быть достигнут, когда удовлетворены все базовые и высшие (мета) потребности и происходит «актуализация» полного потенциала личности.

Актуальный — важный, существенный для настоящего момента.

Направленность личности- совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Это установки, ставшие свойствами личности, и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение.

Влечение- наиболее примитивная форма направленности. Это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Влечение -переходящее явление, так как представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается и превращается в желание.

Желание — это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Эта форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.

Стремление — это волевая форма направленности. Стремление -собирательное явление, то есть включает влечение, желание, намерение и т.д.

Интерес- специфическая форма проявления познавательной потребности, которая обеспечивает направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориентировке личности в окружающей действительности. Интерес включает эмоциональный, интеллектуальный и поведенческий компоненты.

Склонность — направленность индивида на определенную деятельность, соответствующую интересу и включающая волевой компонент.

Идеал- образ цели склонности индивида, образец, к которому он стремится, на который ориентируется.

Мировоззрение- система взглядов индивида на природу, общество, человека и их развитие. Эта система взглядов является ценностными ориентациями людей, их принципами познания и деятельности.

Убеждение- высшая форма направленности — система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Мотив достижения — устойчивое стремление в достижении результата в работе, желание сделать что-то хорошо и быстро, достичь определенного уровня в каком-либо деле.

Мотив достижения включает стремление к мастерству, к соперничеству (состязательности, лидерству), к удовлетворяющей работе, к известности и т.п.

Мотив достижения потом был дифференцирован на два: стремление к успеху и стремление избегать неудач.

Мотив успеха — ориентация на успех в разных видах деятельности в отличие от ориентации на избегание неудач.

Люди, ориентированные на успех, предпочитают выбирать средние и трудные задачи, так как предпочитают расчетливо рисковать; а мотивированные на неудачу выбирают либо легкие задачи (гарантируют успех), либо трудные (так как неудача не воспринимается как личный неуспех).

Успех в деятельности зависит не только от самого мотива, но и от его силы. Так, оптимальная продуктивность деятельности наступает при среднем уровне мотивации (закон Иеркса-Додсо-на).

Источник: https://mirznanii.com/a/198481/potrebnosti-i-motivy-lichnosti

Презентация на тему: Активность личности студента. Потребности в мотивации личности студента

1

Первый слайд презентации: Активность личности студента. Потребности в мотивации личности студента. Социальные взаимодействия и мотивация

Выполнил: Сибгатуллин Андрей, Э-1871

2

Слайд 2: Определение понятия «личность»

Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях ( А.Н. Леонтьев ).
Личность – субъект общественного поведения и коммуникации (Б.Г. Ананьев ).

Личность – «живой человек из плоти и крови», вплетенный во множество отношений к миру; эпицентр «взрывных» изменений бытия; бытие, переходящее в идеальную форму ( С.Л. Рубинштейн ).

Личность — это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.(М.Н. Щербаков)

3

Слайд 3: Определение понятия «личность»

1. Информация из курса лекций Пашковской И.Н., СПБГЭУ, 2019 г.

4

Слайд 4: Структура понятия — «личность »

П о Б. Г. Ананьеву
С. Л. Рубинштейну

5

Слайд 5: Активность личности студента

Это его деятельное отношение к миру, способность производить общественно-значимые преобразования материальной, духовной и профессиональной среды.

2
Она предполагает:
наличие интереса к общественной работе и организаторских умений ;
ответственность при выполнении поручений ;
инициативность ;
и сполнительность ;
требовательность к себе ;
готовность помочь другим и т.д.
2. Солонщикова Т. В.

Формирование социальной активности личности студента вуза во внеаудиторной деятельности // КПЖ. 2007. №1.

6

Слайд 6: Формы активности 3

3. Жамков Александр Анатольевич Развитие социальной активности личности студента — будущего педагога в системе высшего профессионального образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. №5.

7

Слайд 7: Методы изучения активности 4

Метод наблюдения, позволяющий изучить положение студента в группе, взаимодействие его со студенческим коллективом и обществом в целом.

М етод тестирования, с помощью которого определится уровень активности учащегося.
4.

Величко Ольга Викторовна, Бакурова Татьяна Петровна Социальная активность студентов колледжа физической культуры // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. №3 (25 ).

8

Слайд 8: Трудности процесса формирования активной личности студента 5

общественная активность не рассматривается студентами в качестве ресурса, обеспечивающего будущий успех и достижения ;
отсутствие внутренней мотивации студентов ;
инфантильность обучающихся ;
« отвлеченность» от учебной деятельности.
5. Скок Наталья Ивановна, Кондратьева Анна Дмитриевна Социальная мобильность российской молодежи // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №4.

9

Слайд 9: Преимущества активности для студента 6

она объединяет единомышленников ;
она показывает, что такое поведение выгодно для большей части членов общества ;
она является добровольной, так как нельзя заставить заниматься тем, что тебе не интересно;
эта деятельность является осознанной и предполагает ответственность личности в своих действиях.
6. Скок Наталья Ивановна, Кондратьева Анна Дмитриевна Социальная мобильность российской молодежи // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №4.

10

Слайд 10: Развитие активности в личности студента 7

с точки зрения воспитания – формирование социально значимых качеств;
с деятельностной – реализацию конкретных инициатив;
с рефлексивной – анализ участниками своих практических действий, осмысление теории через практику;
с точки зрения социального взаимодействия – возможность привлечения ресурсов различных организаций и учреждений.
7. Солонщикова Т. В. Формирование социальной активности личности студента вуза во внеаудиторной деятельности // КПЖ. 2007. №1.

11

Слайд 11: Мотив и мотивация 8

Мотив — побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.

Мотивация:
система факторов, детерминирующих поведение (потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое ) ;
характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне ;
совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.
8. Информация из курса лекций Пашковской И.Н., СПБГЭУ, 2019 г.

12

Слайд 12

Мотивы
Внешние
(стипендия, поощрения родителей, престижность)
Внутренние
(знания, учебная деятельность)
Положительные
Отрицательные
Мотив 9
9. Информация из курса лекций Пашковской И.Н., СПБГЭУ, 2019 г.

13

Слайд 13: Учебная мотивация 10

Э то частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность.
Учебная мотивация определяется комплексом факторов:
образовательной системой, образовательным учреждением ;
организацией образовательного процесса ;
субъектными особенностями обучающегося.
10. Наумова Елена Вадимовна Мотивация и социальное действие // Теория и практика общественного развития. 2014. №21.

14

Слайд 14: Мотивы деятельности студента 11

11. Наумова Елена Вадимовна Мотивация и социальное действие // Теория и практика общественного развития. 2014. №21.

15

Слайд 15: Ведущие мотивы студентов 12

Ведущие мотивы
Сила настойчивости
Уровень потребности в достижении
трудоустройство
развитие собственного интеллекта
высокая
высокий
средний
Формы направленности личности:
Интерес ;
Желание ;
Намерение ;
Убеждения ;
Склонность ;
Стремление ;
Мировоззрения.
Виды направленности личности:
Личная направленность ;
Деловая направленность ;
Направленность на взаимодействие.

16

Слайд 16: Условия формирования положительных мотивов у студентов 13

Самоконтроль и самооценка ;
Обеспечение подкрепления успеха ;
Межличностное общение преподавателя и студента ;
Формирование внутренней потребности в саморазвитии ;
Учебный материал, который мог бы оказать эмоциональное воздействие на учащегося ;
Ориентация студентов на способы учебной деятельности и на будущую профессиональную деятельность ;
Раскрытие реальной связи целей учебной деятельности с будущей профессиональной деятельностью ;
Достаточное количество проблем и задач, которые активизируют мыслительную деятельность студентов.

Читайте также:  Перпендикуляр и наклонные - справочник студента

17

Слайд 17: Социальные взаимодействия и мотивация 14

18

Слайд 18: Активные методы обучения 15

19

Слайд 19: Пути формирования мотивации у студентов

Л.М. Фридман выделяет два основных пути:
Первый путь состоит в создании таких объективных условий и организации деятельности учащихся, которые ведут к формированию у них нужной мотивации.

Второй путь заключается в усвоении воспитуемым предъявляемых ему в готовой «форме» побуждений, целей, идеалов, содержания направленности личности, которые по замыслу преподавателя должны у него сформироваться и которые сам студент должен постепенно превратить из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально действующие.
12. Лобашев В.Д.

Мотивация процессов приобретения знаний // Наука и школа. 2010. № 2.
13. Шамурзаева Юлия Викторовна Мотивационная составляющая как необходимый компонент профессионального становления // Ученые записки университета Лесгафта. 2017. №12 (154 ).
14. Пырьев Евгений Александрович Эмоциональный и смыслообразующий мотивы // Вестник ОГУ. 2014. №11 (172 ).
15.

Пырьев Евгений Александрович Эмоциональные и интеллектуальные аспекты мотивации человека // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2015. №3.

20

Слайд 20: Выводы

Грамотная организация учебной деятельности – один из важнейших путей формирования активности личности студента, его мотивации.
Для формирования устойчивой положительной мотивации учебной деятельности очень важно, чтобы каждый студент почувствовал себя субъектом учебно-воспитательного процесса.

Для осуществления социального взаимодействия и мотивации важно, чтобы главным образом в оценке работы студента был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков, а не только их констатация.

21

Последний слайд презентации: Активность личности студента. Потребности в мотивации личности студента

Спасибо за внимание!

Источник: https://slide-share.ru/aktivnost-lichnosti-studenta-potrebnosti-motivacii-lichnosti-studenta-252081

Личность. Направленность, потребности, мотивы

Личность чаще всего определяют как человека в совокупно­сти его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, ни­как не зависят от жизни в обществе.

Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относят­ся психологические качества человека, характеризующие его по­знавательные процессы или индивидуальный стиль деятельно­сти, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе.

В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивы­ми и свидетельствуют об индивидуальности человека, опреде­ляя его значимые для людей поступки.

Итак, что же такое личность, если иметь в виду указанные ограничения? Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловле­ны, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки челове­ка, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Рассмотрим структуру личности. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки. Все эти качества подробно будут рассматриваться в соответствующих главах, а здесь мы ограничимся только общими их определениями.

Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных ви­дах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обсто­ятельства.

Характер содержит качества, определяющие поступ­ки человека в отношении других людей. Волевые качества охва­тывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей.

Эмоции и мотивация — это, соответственно, переживания и побуж­дения к деятельности, а социальные установки — убеждения и отношения людей.

Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со вре­менем становятся чертами личности человека. К таким чер­там прежде всего можно отнести уже рассмотренный выше мотив достижения успехов и мотив избегания неудачи, а также определенный локус контроля, самооценку, уровень притязаний.

Мотив достижения успеха — стремление человека до­биваться успехов в различных видах деятельности и обще­ния. Мотив избегания неудачи — относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и общения.

Локус контроля — характеристика локализации причин, исходя из которых человек объясняет свое поведение и ответственность, как и наблюдаемое им по­ведение и ответственность других людей.

Интервальный (внутренний) локус контроля — поиск причин поведения и ответственности в самом человеке, в себе; экстернальный (внешний) локус контроля — локализация таких причин и от­ветственности вне человека, в окружающей его среде, судь­бе.

Самооценка — оценка личностью самой себя, своих воз­можностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места среди других людей. Уровень притязаний (в нашем случае) — желаемый уровень самооценки личности (уровень Я), мак­симальный успех в том или ином виде деятельности (обще­ния), которого рассчитьшает добиться человек.

Личность характеризуют и такие мотивационные об­разования как потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи людям (альтруизм) и агрес­сивность. Это — мотивы, имеющие большое социальное зна­чение, так как они-определяют отношение личности к лю­дям.

Аффилиация — стремление человека быть в обществе других людей, наладить с ними эмоционально-положитель­ные добрые взаимоотношения. Антиподом мотиву аффилиации выступает мотив отвергания, который проявляется в боязни быть отвергнутым, не принятым лично знакомыми людьми.

Мотив власти — стремление человека обладать властью над другими людьми, господствовать, управлять и распоряжаться ими.

Альтруизм — стремление человека бес­корыстно оказывать помощь людям, антипод — эгоизм как стремление удовлетворять своекорыстные личные потреб­ности и интересы безотносительно к потребностям и инте­ресам других людей и социальных групп.

Агрессивность -стремление человека нанести физический, моральный или имущественный вред другим людям, причинить им непри­ятность. Наряду с тенденцией агрессивности у человека есть и тенденция ее торможения, мотив торможения агрес­сивных действий, связанный с оценкой собственных таких действий как нежелательных и неприятных, вызывающих сожаление и угрызения совести.

В значительной части случаев агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию — психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возника­ющими на пути к цели или к решению задачи (переживание неудачи).

Источник: https://magref.ru/lichnost-napravlennost-potrebnosti-motivyi/

Мотивы и потребности личности

Мотивация как ведущий фактор регуляции активности личности, ее поведения и деятельности представляет исключительный интерес для понимания природы человеческих поступков.

Кроме того, по существу, никакое эффективное взаимодействие, в том числе и социально-педагогическое взаимодействие с ребенком, подростком, юношей, невозможно без учета особенностей мотивации личности.

За объективно абсолютно одинаковыми поступками, действиями человека могут стоять совершенно различные причины, т. е. побудительные источники этих действий, их мотивация может быть совершенно разной.

Однако, прежде чем перейти к обсуждению конкретных фактов и закономерностей, нам необходимо определить основное понятие «мотив».

В современной психологии при схожести общего подхода к пониманию мотива существуют значительные расхождения в некоторых деталях и конкретике определения этого понятия. Можно сказать, что само определение понятия «мотив» представляет определенную научную проблему.

Одни под мотивом понимают психическое явление, становящееся побуждением к действию (К. К. Платонов), другие — осознаваемую причину, лежащую в основе выбора действий и поступков личности.

Считают также, что мотив — это то, что, отражаясь в голове человека, побуждает деятельность, направляет ее на удовлетворение определенной потребности. При этом подчеркивают, что в качестве мотива выступает не сама потребность, а предмет потребности (А. Н. Леонтьев).

Общее положение о связи мотивов с категорией «потребность» в большинстве случаев является недискуссионным, хотя и здесь имеются разночтения. Так, радикальным на первый взгляд является утверждение о том, что потребности не являются мотивами.

Однако, раскрывая этот тезис, обычно настаивают на признании того, что мотивом являются не сами потребности, а предметы и явления объективной действительности. Это положение уже не кажется столь радикальным.

В теории мотивации, разрабатываемой в отечественной психологии, принято, говоря о мотивах, иметь в виду именно опредмеченную потребность. Таким образом, резкое противопоставление в вопросах о мотивах категорий «потребность» и «предмет» вряд ли целесообразно. Автор психологической концепции деятельности А. Н.

Леонтьев отмечал, что предмет деятельности, являясь мотивом, может быть как вещественным, так и идеальным, но главное, что за ним всегда стоит потребность, что он всегда отвечает той или иной потребности.

Иногда разночтения возникают там, где им вообще, казалось бы, нет места. Так, В. И. Ковалев вполне справедливо полагает, что мотивация есть совокупность мотивов поведения и деятельности. Выражая сомнение по этому поводу, О. С.

Гребенюк спрашивает: куда же в таком случае отнести потребности? С нашей точки зрения, здесь нет дилеммы. Разработанная в трудах известных отечественных психологов концепция личности и деятельности (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др.

) исходит из того, что за мотивами стоят те или иные потребности. При всем имеющемся в современной психологии разночтении в нюансах понимание мотива как побудительной причины поступков и деятельности, связанной с удовлетворением потребностей, не вызывает сомнения.

Включать в структуру мотивации рядоположенно и потребности, и мотивы — значит лишать термин «мотив» какого-либо самостоятельного содержания.

В связи с тем что побуждения могут быть осознанными или неосознанными, разное понимание мотива возникает и в этом контексте.

Так, говоря о мотивированном или немотивированном поведении (например, у подростков), предполагают существование неосознанных мотивов, так как ясно, что за «немотивированным» поведением все равно стоит какое-то побуждение, но не осознаваемое личностью. В предложенной А.

Читайте также:  Теория erg к. альдерфера - справочник студента

А. Файзуллаевым концепции, представляющейся нам последовательной и целостной, выделены три этапа, которые проходит в своем становлении мотив: 

  1. возникновение побуждения;
  2. осознание побуждения; 
  3. принятие личностью осознанного побуждения в качестве мотива.

Таким образом, в данном случае о немотивированном поведении можно говорить в буквальном смысле, так как существование неосознанного побуждения еще не позволяет назвать его мотивом. Понятно, что при таком подходе вопрос о неосознанных мотивах снимается.

Выделение третьего этапа связано с тем, что, даже осознав какое-нибудь побуждение, но оценив и не приняв его в качестве мотива, человек может отказаться от него. К сожалению, и в данной стройной концепции не обошлось без путаницы, вызванной, по нашему мнению, логической ошибкой.

Действительно, содержание третьего этапа состоит в принятии личностью осознанного побуждения в качестве мотива, т. е. принятие мотива личностью (выделено нами. — А. Р.). Но ведь из контекста рассуждений автора прямо следует, что если осознанное побуждение не принято, то оно еще не мотив, а если мотив, тогда это уже принятое побуждение.

Таким образом, говорить здесь о принятии мотива личностью нелогично (в противном случае необходимо допустить и существование непринятых мотивов, что противоречит самой сути концепции).

Желая поскорее подытожить всегда несколько скучноватые обсуждения дефиниций, сформулируем простое рабочее определение. Итак, под мотивом мы будем понимать внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности.

Будем считать, что в качестве мотивов могут выступать и идеалы, интересы личности, убеждения, социальные установки, ценности. Однако при этом мы предполагаем, что за всеми этими причинами все равно стоят потребности личности во всем их многообразии (от витальных, биологических до высших социальных).

Исходя из современных психологических представлений по поводу категории мотивация (В. К. Вилюнас, В. И. Ковалев, Е. С. Кузьмин, Б. Ф. Ломов, К. К. Платонов и др.) мы будем понимать под мотивационной сферой личности совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности.

Известный американский психолог А. Маслоу сформулировал позитивную теорию мотивации, при построении которой были учтены эмпирические данные, полученные как клиническим, так и экспериментальным путем.

По мнению самого Маслоу, эта теория, продолжая функционалистскую традицию Джеймса и Дьюи, вобрала в себя и лучшие черты холизма Вертхаймера и Гольдштейна, а также динамический подход Фрейда, Фромма, Хорни, Райха, Юнга и Адлера.

Именно поэтому данная теория называется еще и холистическо-динамической.

В рамках своей теории А. Маслоу выделяет пять базовых потребностей. Между этими потребностями устанавливается достаточно четкая иерархия. Кроме того, заметим, им выделяются еще две потребности, статус которых описывается не столь определенно, что дает основание различным авторам (Хекхаузен Х., 1986; Ильин Е. П., 2000; Квин, 2000) помещать их на разные ступени иерархии.

Физиологические потребности. При выделении физиологических потребностей А. Маслоу опирается на концепцию гомеостаза. Концепция гомеостаза исходит из того, что организм совершает определенные действия, направленные на поддержание определенного внутреннего постоянства.

Это постоянство связано, например, с необходимостью поддержания солевого, белкового, кислотно-щелочного балансов, а также с постоянством температуры тела. Список можно, безусловно, продолжить, вспомнив о гормонах, витаминах и т. д.

Таким образом, физиологические потребности связаны с удовлетворением потребности в пище, воде, с поддержанием температурного баланса, удовлетворением сексуальных потребностей. По мнению автора теории, физиологические потребности — самые мощные, самые насущные из всех потребностей.

До тех пор пока не удовлетворены физиологические потребности, потребности более высокого уровня, социальные потребности, как правило, не будут актуализированы.

Потребность в безопасности. После удовлетворения физиологических потребностей на первый план выходит и становится наиболее актуальной потребность в безопасности. Потребность в безопасности — это свобода от страха, тревоги и хаоса, потребность в стабильности и защите, потребность в структуре, порядке, законе.

Актуализация потребности в безопасности, ее доминирование на конкретном этапе означает, что именно удовлетворению этой потребности будет подчинено все поведение личности.

Так же как и в случае с физиологическими потребностями, здесь можно сказать, что все будет инструментом обеспечения безопасности: ум, память и прочие способности будут направлены на достижение этой цели.

В нормальном обществе у человека (имеется в виду здоровая личность, без психопатологии) потребность в безопасности редко выступает как активная сила.

Эта потребность доминирует лишь в критических, экстремальных ситуациях, каковыми являются войны, стихийные бедствия, социальные кризисы, вспышки преступности.

В отсутствие таких экстремальных обстоятельств, при нормальном течении событий, потребность в безопасности проявляется только в мягких формах, таких, например, как желание устроиться на работу в солидную, стабильную фирму или откладывание денег на «черный день» и т. д.

Потребность в принадлежности и любви. После того как удовлетворены потребности двух предыдущих уровней, актуализируется потребность в принадлежности, любви, привязанности. Она включается в себя стремление к общению, принадлежности к социальной группе, желание дружеских отношений и любви. Существует мнение (Maslow A.

, 1970), что стремительное развитие «групп встреч» и других групп личностного роста как метода психологической помощи современному «цивилизационному» человеку связано с неутоленной жаждой искреннего, открытого общения, с потребностью в близости, в принадлежности, со стремлением избавиться от чувства одиночества и изоляции, преодолеть утрату глубины понятия «дружба».

Потребность в признании. Эта потребность включает в себя как желания и стремления, связанные с понятием «достижение» (рост личностной значимости, уверенности, самоуважения), так и достижение уважения других (завоевание статуса, признания, престижа).

Удовлетворение этой потребности порождает у личности чувство уверенности в себе, собственной значимости, силы, чувство собственной необходимости и полезности в окружающем мире. Неудовлетворение этой потребности вызывает чувства слабости, униженности, беспомощности. В результате запускаются компенсаторные и невротические механизмы.

Фрустрация этой потребности является, кроме того, одним из механизмов запуска асоциального и делинквентного поведения (Шур Э., 1977; Реан А., 1993, 1999).

Потребность в самоактуализации. Самоактуализация в рамках данной концепции рассматривается как стремление к самовоплощению человека, к актуализации заложенных в нем потенций. Это стремление можно назвать стремлением к идентичности.

Почти в афористичной форме суть этой потребности может формулироваться так (Маслоу А., 1999): человек обязан быть тем, кем он может быть; человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе.

Совершенно очевидно, что потребность в самоактуализации у разных людей может выражаться по-разному. Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий актуализирует себя в научном или художественном творчестве и т. д.

Общая тенденция состоит в том, что человек начинает ощущать потребность в самоактуализации только после того, как удовлетворит потребности нижележащих уровней.

Позднее, уже вслед предложенной стадиальной модели пяти потребностей и после описания потребности в самоактуализации, А. Маслоу представляет еще два вида потребностей: потребность в познании и понимании, а также эстетические потребности. Их он также относит к базовым, фундаментальным.

Мы уже отмечали выше, что статус этих потребностей описывается не столь определенно. Однако, несмотря на то что они описаны уже после потребности в самоактуализации, по своему смыслу в иерархическом ряду они, очевидно, занимают место, предшествующее самоактуализации. В интерпретации некоторых авторов (Хекхаузен Х.

, 1976) потребность в познании и понимании включается в состав потребности в самоактуализации.

Потребность в познании и понимании. Стремление к познанию и пониманию есть когнитивная потребность человека. Она связана со стремлением к истине, влечением к непознанному, таинственному, необъясненному.

Реализация когнитивной потребности не сводится только к приобретению новой информации. Человек стремится также к пониманию, систематизации, к анализу фактов и выявлению взаимосвязей между ними, к построению некой упорядоченной системы ценностей.

Взаимоотношения между указанными двумя стремлениями иерархичны, т. е. стремление к познанию всегда предшествует стремлению к пониманию (Maslow A., 1970).

Когнитивная потребность относится к базовым потребностям человека, на что указывают прямо или косвенно результаты различных исследований и клинические данные. Фрустрация когнитивный потребностей может стать причиной серьезной психопатологии (Maslow A., 1968, 1970).

Эстетические потребности. Описание этой группы потребностей в сравнении со всеми предыдущими отличается наибольшей диффузностью и неопределенностью.

Это осознается и самим автором концепции, который отмечает, что эстетические потребности тесно переплетены и с конативными, и с когнитивными потребностями и потому их четкая дифференциация невозможна (Maslow A., 1970). По мнению А.

Маслоу, эстетические потребности обнаруживаются практически у любого здорового ребенка и взрослого человека. Свидетельства существования этих потребностей можно обнаружить в любой культуре, на любой стадии развития человечества начиная с первобытного человека.

Заметим, что современные исследования позволяют говорить об этой группе потребностей значительно более определенно.

Мы можем привести аргументы в пользу их существования, основанные на исследованиях не только психологического и клинико-психологического уровня, но даже и биологического (Levy, 1995; Siegfried, 1995; Turner & Poppel, 1995; Симонов П.

В., 1989). Однако рассмотрение конкретного фактологического материала на эту тему не входит сейчас в нашу задачу.

Источник: https://psyera.ru/motivy-i-potrebnosti-lichnosti_9007.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector