Целью данной работы является изложение результатов анализа структуры информации, используемой при определении накопленного потенциала технологии, реализуемой на промышленном предприятии, на примере нескольких активов расчет и анализ изменение накопленный и прогнозный потенциала.
Определение прогнозного потенциала
Термин «потенциал» — сила. В данном случае это означает источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для достижения каких-либо целей. В данном случае имеются в виду прогнозирование стоимости актива. Прогнозный потенциал –это функция, определяемая по формуле:
![]() |
(1) |
Смысл прогнозного потенциала заключается в определении рыночной стоимости будущих платежей. Предполагается, что в совокупности платежи определяют рыночную стоимость актива, связанного с ними.
Определение накопленного потенциала
Накопленный потенциал, согласно [1] ̶ это функция, которая позволяет определить каким должен быть платеж, чтобы инвестируя в него средства он привел к текущей величине данного актива Анализ накопленного потенциала связан с прошлыми изменениями стоимости данного актива.
Отсчеты времени производятся против течения времени. Таким образом при вычислении стоимости актива, изготавливаемого на предприятии, поздний платеж qi+1 менее значим чем платеж, сделанный ранее, то есть qi.
Определим каким должен быть платеж в момент времени ti чтобы, будучи инвестированным он привел к номинальной стоимости технологической оснастки А0 ?
Накопленный потенциал ̶ это интеграл по времени [1]:
![]() |
(1) |
Интеграл (1) определяет потенциал к моменту времени . Если устремить к бесконечности, то выражение даст величину накопленного потенциала за все время его существования.
Потенциал технологии вычисляется как накопленный потенциал всех потоков, формирующих оснастку [1]. Необходимым элементом является построение бизнес-модели процесса, включающей модель данных, модель организационной структуры подразделений, участвующих в технологическом процессе и функциональную модель процесса [2].
Таким образом, поставленная задача определения и анализа структуры информации определяется указанными элементами.
Структура модели данных, представлена на рис. 1. Она включает организационно-распорядительную информацию, информацию о нормативной себестоимости элементов затрат, фактических затратах и технологическую информацию. В свою очередь, технологическая информация представляет собой описание технологии в виде маршрутных карт.
Организационная модель выполнения технологических работ, представленная на рис. 2 включает в себя фактический перечень участников работ с их должностями. Это позволяет определить фактические затраты на выполнение работ. Установлено, что организационная структура предприятия является фактически линейной и соответствует характеру выполнения работ на предприятии.
Функциональная модель, представленная на рис. 3, строится по результатам анализа процессов реализации технологии.
Были выделены следующие элементы: заключение договоров на выполнение технологических работ; собственно, выполнение договорных работ и сдача готовой продукции. Одним из критериев функционального деления является информационная достаточность описания.
Другими словами, информация должна быть в таком объеме и регистрироваться с такой частотой, чтобы можно было говорить об информационной полноте описания функции.
Бизнес-процесс выполнения работ отражает связь между тремя моделями ̶ функциональной, организационной и моделью данных и позволяет установить соответствие выполнения функции конкретным исполнителем и используемой информации.
Фрагмент бизнес- процесса приведен на рис.4. Показано, что реализация заказа начинается с получения заявки на проектирование и изготовление оснастки.
Далее проходит этап заключения договора, выполнения работ по договору, а также сдача готовой продукции.
Рисунок 1.Фрагмент модели данных
Рисунок 2. Фрагмент организационной модели поддержки выполнения договоров
Рисунок 3. Функциональная модель
Рисунок 4. Фрагмент бизнес модели
Приведем пример на котором можем наблюдать изменение накопленного и прогнозного потенциала. На примере 15 активов я провел вычисления и во всех случаях зависимость накопленного и прогнозного потенциала линейная. В качестве примера я приведу несколько активов где видна эта зависимость.
Соевые Бобы США
Пшеница США
Рисунок 5. Примеры активов.
Вывод:1) Существующая структура организационных, функциональных элементов и элементов данных на предприятии достаточно для определения накопленного потенциала. 2) Действительно применительно к активам можно посчитать прогнозный и накопленный потенциал где наблюдается четкая тенденция изменения потенциалов.
Список литературы:
- Мустаев И. З. Социофизические модели инноватики: монография / И.З. Мустаев; Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. ̶ Уфа: РИК УГАТУ, 2017 ̶ 174 с.
- Шеер А. В. Моделирование бизнес-процессов. М.: Весть- Мета технология. 2000. -222с.
Источник: https://sibac.info/studconf/econom/lxi/93663
Стандартный потенциал
АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
Стандартный потенциал (нормальный потенциал), значение электродного потенциала, измеренное в стандартных условиях относительно выбранного электрода сравнения (стандартного электрода).
Обычно стандартные потенциалы находят в условиях, когда термодинамич. активности а всех компонентов потенциалопределяющей р-ции, протекающей на исследуемом электроде, равны 1, а давление газа (для газовых электродов) равно 1,01 · 105 Па (1 атм).
Для водных р-ров в качестве стандартного электрода используют водородный электрод (Pt; H2 [1,01·105Па], Н+ [a=1]), потенциал к-рого при всех т-рах принимается равным нулю (см.
Электроды сравнения): стандартный потенциал равен эдс электрохимической цепи, составленной из исследуемого и стандартного электродов. Согласно рекомендациям ИЮПАК (1953), при схематич. изображении цепи (гальванич. ячейки) водородный электрод всегда записывается слева, исследуемый-справа.
Потенциал исследуемого электрода считается положительным, если в режиме «источник тока» слева направо во внеш. цепи движутся электроны, а в р-ре — положительно заряженные частицы. Напр., стандартный потенциал хлорсеребряного электрода равен эдс гальванич. ячейки
- -Pt, Н2[1,01·105Па]|НС1(аb=l)|AgCl, Ag|Pt +
- Для любой электродной р-ции, включающей перенос n электронов, электродный потенциал определяется ур-нием:
-
где Е°-стандартный потенциал электрода, R-газовая постоянная, Т-абс. т-ра, F- постоянная Фарадея, аi-термодинамич. активность частиц (как заряженных, так и незаряженных), участвующих в электродной р-ции, vi-стехиометрич. коэффициенты (положит. числа для продуктов р-ций и отрицат. числа для исходных в-в, если при записи стехиометрич. ур-ния элек-трохим.
процесса электроны входят в левую часть ур-ния, напр. AgCl + е : Ag + С1-). Значения стандартных потенциалов для ряда электродных процессов в водной среде приведены в таблице в порядке убывания окислит. способности соответствующих систем.
Стандартные потенциалы металлов и водорода, расположенные в порядке их возрастания, составляют электрохимический ряд напряжений.
Стандартный потенциал определяется либо непосредственными измерениями эдс соответствующих электрохим. цепей с экстраполяцией на бесконечно разб. р-ры, либо расчетом — по данным о стандартных значениях изменения энергии Гиббса хим. р-ции DG0.
В последнем случае р-цию представляют в виде суммы двух (или более) электродных р-ций, одна из к-рых -окис-лит.-восстановит. р-ция с искомым стандартным потенциалом , а другая-с известным стандартным потенциалом .. Если в условной схеме ячейки 1-й электрод записан слева, то
Из ур-ния следует, что стандартные потенциалы, в свою очередь, м.б. использованы для расчета DG0 и константы равновесия К р-ции (ln К = — DG°/RT).
Значения E0, рассчитанные на основе значений DG0, представлены в таблице; они далеко не всегда м. б. реализованы в электрохим.
цепях из-за того, что предполагаемое равновесие электродной р-ции в действительности может не устанавливаться (это характерно для щелочных, щел.-зем. металлов и большинства орг. в-в в водных р-рах).
В неводных р-рителях стандартные потенциалы также определяют по отношению к потенциалу водородного электрода для каждого отдельного р-рителя. Ведется поиск стандартного электрода, потенциал к-рого можно было бы считать практически не зависящим от природы р-рителя, что позволило бы создать единую шкалу электродных потенциалов.
В качестве таких электродов предложены системы: рубидий/ион рубидия, ферроцен/ферроциний-катион и бис(дифенил)хром(I)/ /бис(дифенил)хром(0), потенциалы к-рых из-за большого размера ионов и соотв. малой их сольватации незначительно (по сравнению с потенциалом водородного электрода) зависят от природы р-рителя.
Последние два электрода рекомендованы в 1984 ИЮПАК в качестве электродов сравнения в неводных орг. средах.
Выбор электрода сравнения и стандартного состояния исследуемого электрода в системах с расплавами и твердым электролитом в большой мере определяется природой как исследуемого электродного процесса, так и ионного проводника. В широко используемых в качестве электролитов расплавах хлоридов металлов стандартный потенциал берется в хлорной шкале, т. е.
в качестве стандартного пользуются хлорным электродом в расплавленном хлориде (графит, Сl2 [1,01 · 105 Па], MC1z [расплав]), где М-металл (на практике обычно берут смесь хлоридов металла). Активность катионов Мz+ в индивидуальном расплаве принимается равной 1. В ряде высокотемпературных гальванич.
элементов с твердым электролитом в качестве электрода сравнения применяют оксидные электроды, в частности вюститовый (Pt; Fe, FeO).
Лит.: Электрохимия металлов в неводных растворах, пер. с англ., М., 1974; Методы измерения в электрохимии, т. 1, пер. с англ., М., 1977; Шаталов А. Я., Введение в электрохимическую термодинамику, М., 1984; Дамаскин Б. Б., Петрий О. А., Электрохимия, М., 1987; Standard Potentials inaqueous solution, ed. by A.J. Bard, N.Y.-Basel, 1985. Б.И.Подловченко.
АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
Источник: http://www.xumuk.ru/encyklopedia/2/4187.html
Стандартные потенциалы окислительно- восстановительных пар (Таблица)
Справочная таблица по общей и неорганической химии содержит информацию по стандартным потенциалам окислительно -востановительных пар. Таблица содержит справочный материал, необходимый для решения задач по общей и неорганической химии для школьников и студентов, а также для сдачи экзаменов и ЕГЭ.
Смотрите также таблицу «Стандартные электродные потенциалы металлов»
|
Оф / Вф | Стандартный потенциал φ°, среда |
Ag+/ Ag | +0,80 к |
[Ag(CN)2]-/ Ag, CN- | -0,43 щ |
Al3+/ Al | -1,70 к |
Al(OH)3 / Al | -1,49 н (pH=6) |
[Al(OH)4]-/ Al | -2,34 щ |
At2 / At- | +0,20 к, щ |
Au3+/ Au | +1,50 к |
[Au(CN)2]-/ Au, CN- | -0,76 щ |
Be2+ / Be | -1,85 к |
[Be(OH)4]2-/ Be | -2,52 щ |
Bi3+ / Bi | +0,32 к |
Bi(OH)3 / Bi | -0,38 щ |
Br2 / Br- | +1,09 к, щ |
BrO-/ Br2 | +0,43 щ |
BrO3-/ Br2 | +1,51 к |
BrO3-/ Br2 | +0,52 щ |
CH3CHO/ C2H5OH | +0,19 к |
CO2 / H2C2O4 | -0,47 к |
Ca2+/ Ca | -2,86 к |
Cd2+/ Cd | -0,40 к |
Cl2 / Cl- | +1,40 к, щ |
ClO-/ Cl2 | +0,48 щ |
ClO-/ Cl2 | +2,14 к |
ClO3-/ ClO- | +0,48 щ |
ClO3-/ Cl2 | +0,48 щ |
ClO3-/ Cl2 | +1,47 к |
ClO4-/ ClO3- | +1,19 к |
Co3+/ Co2+ | +1,38 к |
CoO(OH)/Co(OH)2 | +0,19 щ |
Cr3+/ Cr2+ | -0,41 к |
Cr(OH)3 / Cr(OH)2 | -1,18 щ |
CrO42-/ [Cr(OH)6]3- | -0,17 щ |
Cr2O72-/ Cr3+ | +1,33 к |
Cu2+/ Cu | +0,34 к |
Cu2+/ Cu2O | +0,21 к |
Cu2+, Br-/ CuBr | +0,66 к |
Cu2+,CN-/[Cu(CN)2]- | +1,11 щ |
Cu2+, Cl-/ CuCl | +0,55 к |
Cu2+, Cl-/ [CuCl2]- | +0,49 к |
Cu2+, I-/ CuI | +0,86 к |
Cu2+, I-/ [CuI2]- | +0,69 к |
[Cu(NH3)2]+/ Cu, NH3 | -0,12 щ |
[Cu(NH3)4]2+/Cu, NH3 | -0,07 щ |
Cu2O / Cu | +0,47 к |
Cu2O / Cu | -0,37 щ |
Fe2+/ Fe | -0,44 к |
Fe3+/ Fe2+ | +0,77 к |
FeO(OH) / Fe(OH)2 | -0,67 щ |
F2 / F- | +2,87 щ |
F2 / HF | +3,09 к |
H+ / H2 | ±0,00 к |
H+ / H2 | -0,42 н (pH=7) |
H2O / H2 | -0,83 щ |
H2, Ca2+/ CaH2 | -2,16 к |
HBrO / Br2 | +1,57 к |
HClO / Cl2 | +1,63 к |
HO2-/ OH- | +0,88 щ |
H2O2 / H2O | +1,76 к |
H2O2 / OH- | +0,94 щ |
H3PO4 / H(PH2O2) | -0,39 к |
H3PO4 / H2(PHO3) | -0,28 к |
H3PO4 / P | -0,38 к |
HSO3-/ S | +0,48 к |
Hg2+/ Hg | +0,85 к |
HgCl2 / Hg2Cl2, Cl- | +0,66 к |
Hg2Cl2 / Hg, Cl- | +0,27 к |
[HgI4]2-/Hg, I- | -0,04 к |
[I(I)2]- / I- | +0,54 к, щ |
I2 / I- | +0,54 к, щ |
IO3-/ I- | +1,08 к |
IO3-/ I- | +0,25 щ |
IO3-/ I2 | +1,19 к |
IO3-/ I2 | +0,20 щ |
Mg2+/ Mg | -2,37 к |
Mg(OH)2 / Mg | -2,69 щ |
MnO(OH)/Mn(OH)2 | +0,17 щ |
MnO2 / Mn2+ | +1,24 к |
MnO4-/ MnO2 | +0,62 н (pH=8) |
MnO4-/ MnO2 | +1,73 н (pH=6) |
MnO4-/ MnO42- | +0,56 щ |
MnO4-/ Mn2+ | +1,53 к |
N2 / NH4+ | +0,27 к |
N2 / N2H5+ | -0,23 к |
N2 / NH3 . H2O | -0,74 щ |
N2 / N2H4 . H2O | -1,12 щ |
N2 / NH3OH+ | -1,87 к |
N2 / NH2OH . H2O | -3,04 щ |
NO3-/ NO2 | +0,77 к |
NO2-/ NO | +1,20 к |
NO2-/ NO | -0,45 щ |
NO2-/ N2O | +0,16 щ |
NO3-/ HNO2 | +0,93 к |
NO3-/ NO2- | +0,01 щ |
NO3-/ NH3 . H2O | -0,12 щ |
NO3-/ NH4+ | +0,88 к |
NO3-/ NO | +0,96 к |
Na+/ Na | -2,71 к, щ |
Na2O2 / H2O, Na+ | +2,86 к |
Na2O2 / OH-, Na+ | +1,20 щ |
NaBiO3 /Bi(OH)3,Na+ | +0,37 щ |
NaBiO3 / Bi3+, Na+ | +1,81 к |
Ni2+ / Ni | -0,23 к |
NiO(OH)/Ni2+ | +2,25 к |
NiO(OH)/ Ni(OH)2 | +0,78 щ |
O2 / HO2- | -0,08 щ |
O2 / H2O | +1,23 к |
O2 / H2O2 | +0,69 к |
O2 / H2O2 | -0,13 щ |
Pb2+ / Pb | -0,13 к |
PbO2 / Pb2+ | +1,46 к |
PbO2 / [Pb(OH)3]- | +0,19 щ |
(Pb2IIPbIV)O4/Pb2+ | +2,16 к |
S / H2S | +0,14 к |
S / S2- | -0,44 щ |
SO2 / S | +0,45 к |
SO2 / SO3S2- | +0,39 к |
SO32-/ S | -0,66 щ |
SO32-/ S | +0,58 к |
SO32-/ SO3S2- | -0,59 щ |
SO42-/ H2S | +0,31 к |
SO42-/ S | +0,35 к |
SO42-/ S | -0,75 щ |
SO42-/ S2- | +0,15 к |
SO42-/ S2- | -0,67 щ |
SO42-/ SO2 | +0,16 к |
SO42- / SO32- | -0,932 щ |
SO42-/ SO32-, H2O | -0,10 к |
SO42-/ SO3S2- | +0,275 |
SO42-, Cu2+/ CuS | +0,42 |
SO42-, Fe3+/ FeS | +0,33 |
S4O62-/ SO3S2- | +0,015 |
S2O6(O2)2-/ SO42- | +1,961 |
SO3S2-/ S | +0,512 к |
Sn2+/ Sn | -0,141 к |
[SnCl3]-/ Sn, Cl- | -0,201 к |
[SnCl6]2-/ [SnCl3]- | +0,139 к |
SnO2/ Sn | -0,118 щ |
[Sn(OH)3]-/ Sn | -0,790 щ |
[Sn(OH)6]2-/[Sn(OH)3]- | -0,960 щ |
Tl3+ / Tl+ | +1,280 |
Zn2+ / Zn | -0,763 к |
[Zn(OH)4]2-/ Zn | -1,26 щ |
_______________
Источник информации: Справочные таблицы по неорганической химии./ — М., МИТХТ им. М.В. Ломоносова, 2005.
Источник: https://infotables.ru/khimiya/267-standartnye-potentsialy-okislitelno-vosstanovitelnykh-par-tablitsa
Электронно-библиотечная система
5-16-002872-2
Книга входит в коллекции:
- КазНУ им. аль-Фараби. Экономика и бизнес
978-5-16-009610-0
В учебнике отражены современная теория и передовая практике организации производства на отечественных машиностроительные предприятиях, раскрыты научные основы выбора рациональных форм и методов организации производства конкурентоспособной продукции, приведены методические рекомендации по экономическому обоснованию эффективности организационных проектов.
Для студентов, аспирантов и преподавателей экономических специальностей, а также научных работников и специалистов, занимающихся изучением современных проблем организации, планирования и управления производством.
978-5-16-004331-9
В учебнике содержится систематизированный минимум на учных знаний, излагаются понятия, функции и методы организации процессов производства и управления в низовом звене народного хозяйства.
Всесторонне освещаются содержание и современные проблемы организации производства и управления промышленными предприятиями, отражен прогрессивный опыт организационной работы отечественных и зарубежных предприятий.
Для студентов, аспирантов и преподавателей технических вузов, изучающих дисциплины организационно-экономического цикла.
978-5-16-010654-0
В книге раскрываются научные основы развития трудового потенциала,
роль и значение труда и капитала как важнейших экономических факторов
производства, а также место трудового потенциала в системе рыночных
отношений.
Впервые вводится в научный оборот новая экономическая
категория «трудовой капитал», раскрывается ее сущность и рассматривается
механизм взаимодействия трудовых ресурсов, рабочей силы, трудового по-
тенциала и человеческих ресурсов в процессе производства материальных
благ.
На основе анализа использования трудового потенциала на произ-
водстве даются рекомендации по совершенствованию развития кадрового
потенциала предприятия, повышению цены рабочей силы и качества жизни
персонала всех категорий.
Для студентов и аспирантов, осваивающих экономические специально-
сти, преподавателей высшей школы, научных и практических работников,
занимающихся управлением персоналом и производством.
978-5-16-006001-9
В учебнике изложены теоретические основы организации и нормирования труда в современном производстве, рассмотрены основные методические положения по обеспечению высокого качества действующих на предприятиях норм труда, даны научные рекомендации по практическому использованию на производстве единой системы микроэлементных трудовых нормативов — ЕСМ, содержащей стандарты времени, темпа работы, скорости трудовых движений и интенсивности труда.
Приведены справочные данные, нормативные материалы, расчетные зависимости и практические примеры по установлению научно обоснованных норм труда на предприятиях машиностроительного комплекса. Для студентов, аспирантов и преподавателей экономических вузов и факультетов, специалистов-менеджеров по организации труда и производства.
Книга входит в коллекции:
- КазНУ им. аль-Фараби. Экономика и бизнес
978-5-16-003113-2
В учебнике изложены теоретичеекие основы организации и нормирования труда в современном производстве, рассмотрены основные методические положения по обеспечению высокого качества действующих на предприятиях норм труда, даны научные рекомендации по практическому использованию на производстве единой системы микроэлементных трудовых нормативов — ЕСМ, содержащей стандарты времени, темпа работы, скорости трудовых движений и интенсивности труда.
Приведены справочные данные, нормативные материалы, расчетные зависимости и практические примеры по установлению научно обоснованных норм труда на предприятиях машиностроительного комплекса. Для студентов, аспирантов и преподавателей экономических вузов и факультетов, специалистов-менеджеров по организации труда и производства.
Книга входит в коллекции:
- КазНУ им. аль-Фараби. Экономика и бизнес
978-5-16-009610-0
В учебнике отражены современная теория и передовая практика организации производства на отечественных машиностроительных предприятиях, раскрыты научные основы выбора рациональных форм и методов организации производства конкурентоспособной продукции, приведены методические рекомендации по экономическому обоснова-нию эффективности организационных проектов.
Для студентов, аспирантов и преподавателей экономических специальностей, а также научных работников и специалистов, занимающихся изучением современных проблем организации, планирования и управления производством.
Источник: https://znanium.com/spec/catalog/author/?id=38ebb713-f063-11e3-9335-90b11c31de4c
Потенциал и нормировка потенциала
Понятие
Физическая величина ( varphi ), численно равная:
[varphi =frac{W_p}{q} (1)]
есть потенциал поля в заданнои̌ точке.
[varphi =frac{1}{4pi {varepsilon }_0varepsilon }frac{q}{r} left(2
ight).]
- В системе СГС:
- где varepsilon — диэлектрическая проницаемость среды (в обеих формулах).
- Потенциал поля, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ создается системой зарядов, равен алгебраической сумме потенциалов, которые создают отдельные заряды:
[varphi =frac{1}{varepsilon }frac{q}{r} left(3
ight),] [varphi =frac{1}{4pi {varepsilon }_0varepsilon }sumlimits^N_{i=1}{frac{q_i}{r_i}} left(4
ight).] [varphi =frac{1}{4pi {varepsilon }_0varepsilon }intlimits_V{frac{
ho dV}{r}}left(5
ight).]
Если заряд непрерывно распределен по поверхности (S) с поверхностнои̌ плотностью sigma , тогда потенциал может быть найден как:
[varphi =frac{1}{4pi {varepsilon }_0varepsilon }intlimits_S{frac{sigma dS}{r}}left(6
ight).]
Работа сил поля по перемещению заряда q может быть выражена с использованием разности потенциалов:
[A=qleft({varphi }_1-{varphi }_2
ight)left(5
ight),] [1В=frac{1Дж}{1Кл}.]
Разность потенциалов
Сам потенциал физического смысла не имеет, но явный физический смысл имеет разность потенциалов между разными точками. Разность потенциалов равна работе сил поля по перемещению единичного положительного заряда.
Связь между напряженностью электростатического поля и потенциалом имеет вид:
[overrightarrow{E}=-gradvarphi left(6
ight).]
Понятие
Градиентом ( gradvarphi ) называют вектор, который равен:
[gradvarphi =frac{partial varphi }{partial x}overrightarrow{i}+frac{partial varphi}{partial y}overrightarrow{j}+frac{partial varphi}{partial z}overrightarrow{k}.]
( overrightarrow{i},overrightarrow{j},overrightarrow{k} ) — единичные орты. Знак минус в формуле (6) означает, что напряженность направлена в сторону убывания потенциала.
Напряженность поля можно измерить в ходе эксперимента. Потенциал не имеет определенного количественного значения, следовательно, нет смысла говорить об определении ᴇᴦο в эксперименте.
Неоднозначность потенциала очевидна, так как если в формуле (6) к varphi добавить какую-то постоянную, поле, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ описывает потенциал, не изменится.
Можно сделать вывод о том, что потенциал определен с точностью до постояннои̌.
В том случае, если рассматриваются поля около поверхности земли, то за ноль принимают потенциал земли. Если изучают поле в конечнои̌ области пространства, то часто потенциал на бесконечности считают равным нулю.
Пример 1
Решение:
[varphi =frac{1}{4pi {varepsilon }_0varepsilon }intlimits_S{frac{sigma dS}{r}}left(1.1
ight),]
- где r=R — радиус сферы.
- Запишем элемент поверхности сферы ( dS ) в сферических координатах, тогда он будет иметь вид:
- где 0le heta le pi , 0le vartheta le 2pi . Координату z точек поверхности сферы запишем как:
[dS=R^2sin heta d heta d vartheta left(1.2
ight),] [z=Rcos heta left(1.3
ight).]
Подставим (1.2) и (1.3) в (1.1), получим:
[varphi =frac{1}{4pi {varepsilon }_0varepsilon }intlimits^{2pi }_0{d?}intlimits^{pi }_0{frac{kRcos heta R^2sin heta d heta }{R}=frac{kR^2}{{varepsilon }_0varepsilon }}left(intlimits^{pi }_0{cos heta sin heta d heta }
ight)=frac{kR^2}{{varepsilon }_0varepsilon }intlimits^{pi }_0{frac{sin2 heta d heta }{2}}=frac{kR^2}{4{varepsilon }_0varepsilon }left(-{left.cos2 heta ight|}^{pi }_0
ight)=-frac{kR^2}{4{varepsilon }_0varepsilon }left(1-1
ight)=0.]
Ответ: Потенциал в центре сферы равен нулю.
Пример 2
Задание: Потенциал поля имеет вид:
[varphi =aleft(x^2+y^2
ight)+bz^2,]
где a,b — постоянные больше нуля. Найдите напряженность поля и её модуль.
- Решение:
- Основанием решения задачи формула:
- Перепишем её через проекции вектора напряженности, тогда получим:
- то есть:
- Найдем частные производные от заданного в условии уравнения потенциала, получим соответствующие проекции вектора напряжённости:
- Найдем модуль вектора напряженности:
[overrightarrow{E}=-gradvarphi =-left(frac{partial varphi}{partial x}overrightarrow{i}+frac{partial varphi}{partial y}overrightarrow{j}+frac{partial varphi}{partial z}overrightarrow{k}
ight)left(2.1
ight).] [overrightarrow{E}=-left(E_xoverrightarrow{i}+E_yoverrightarrow{j}+E_zoverrightarrow{k}
ight),] [E_x=-frac{partial varphi}{partial x}, E_y=-frac{partial varphi}{partial y}, E_z=-frac{partial varphi}{partial z}left(2.2
ight).] [E_x=-2ax, E_y=-2ay, E_z=-2bz left(2.3
ight).] [E=sqrt{{E_x}^2+{E_y}^2+{E_z}^2}=2sqrt{a^2x^2+a^2y^2+b^2z^2}.]
Ответ: overrightarrow{E}=2axoverrightarrow{i}+2yoverrightarrow{j}+bzoverrightarrow{k} . модуль вектора напряженности при ϶том равен E=2sqrt{a^2x^2+a^2y^2+b^2z^2}.
Источник: http://referatwork.ru/info-lections-55/tech/view/1975_potencial_i_normirovka_potenciala
Связь между напряженностью электрического поля и потенциалом. Нормировка потенциала
Потенциал поля точечного заряда Q – φ=W/q=Q/4πε0r. Принцип суперпозиции для потенциалов. Потенциал поля из систем q равен алгебраической сумме потенциалов, создаваемых каждым из q в отдельности: φ=Σφi 1В=1Дж/1Кл. Работа в 1эВ равна работе, совершаемой силами поля над элементарным зарядом ē при прохождении им разности потенциалов в 1В. 1эВ=1.6·10-19Дж.
Напряженность – силовая, а потенциал – энергетическая характеристика. Если известно φ=φ(x,y,z), то можно найти E. Работа по перемещение единичного заряда по оси x: x2-x1=dx, равна dE. Та же работа равна φ1-φ2=-dφ. Можно записать Ex=-∂φ/∂x. E=-(∂φi/∂x+∂φj/∂y+∂φk/∂z), i,j,k- единичные векторы осей. Напряженность E поля равна градиенту потенциала со знаком минус (т.к.
направлен в сторону убывания потенциала).
10 Эементарный диполь. Электрический момент диполя. Момент сил, действующих на диполь и энергия диполя во внешнем поле.Электрический диполь – система одинаковых по модулю разноименных точечных зарядов, находящихся на каком-то расстоянии друг от друга. Сам дироль считается точечным, если r»l.
Вектор, направленный по оси диполя, от – к + и равный расстоянию между ними называется плечом диполя l. Вектор p=|Q|l, совпадающий по направлению с плечом диполя и равный произведению заряда |Q| на плечо l, называется электрическим моментом диполя или дипольным моментом.
Напряженность (по принципу суперпозиции) E=E++E-, где E+ и E- — напряженности полей, создаваемых соответственно + и – зарядами. E=1·2p/4πε0r3. E=p/4πε0(r’)3. Рассмотрим поведение диполя во внешнем однородном электрическом поле – образующие диполь заряды окажутся под действием равных по величине, но разных по направлению.
l·sinθ – плечо сил. F+q=F-q=q·E. N=qElsinθ=pEsinθ. N=[p,E]. Момент сил стремится повернуть диполь так, что бы электрический момент диполя установился по направлению поля. Энергия диполя во внешнем электрическом поле. φ=w/q. W=q(φ+-φ-). W1+W2. E=Ex~∂φ/∂x. φ+-φ-=∂φ·Δx/∂x=∂φ/∂x·cosθ=-Exlcosθ.
W=q(φ+-φ-)=qExlcosθ=-pEcosθ=-(p,E).
Сила, действующая на диполь в неоднородном поле. ∂E/∂y=∂E/∂x=0. w(x,y,z)=-pEcosα Fx=-∂w/∂x=p∂E/∂x·cosα.
11 Поле диполя. Сила, действующая на диполь в неоднородном внешнем поле. Электрический диполь – система одинаковых по модулю разноименных точечных зарядов, находящихся на каком-то расстоянии друг от друга. Сам дироль считается точечным, если r»l.
Вектор, направленный по оси диполя, от – к + и равный расстоянию между ними называется плечом диполя l. Вектор p=|Q|l, совпадающий по направлению с плечом диполя и равный произведению заряда |Q| на плечо l, называется электрическим моментом диполя или дипольным моментом.
Напряженность (по принципу суперпозиции) E=E++E-, где E+ и E- — напряженности полей, создаваемых соответственно + и – зарядами. E=1·2p/4πε0r3. E=p/4πε0(r’)3. Рассмотрим поведение диполя во внешнем однородном электрическом поле – образующие диполь заряды окажутся под действием равных по величине, но разных по направлению.
l·sinθ – плечо сил. F+q=F-q=q·E. N=qElsinθ=pEsinθ. N=[p,E]. Момент сил стремится повернуть диполь так, что бы электрический момент диполя установился по направлению поля. Энергия диполя во внешнем электрическом поле. φ=w/q. W=q(φ+-φ-). W1+W2. E=Ex~∂φ/∂x. φ+-φ-=∂φ·Δx/∂x=∂φ/∂x·cosθ=-Exlcosθ.
W=q(φ+-φ-)=qExlcosθ=-pEcosθ=-(p,E).
Сила, действующая на диполь в неоднородном поле. ∂E/∂y=∂E/∂x=0. w(x,y,z)=-pEcosα Fx=-∂w/∂x=p∂E/∂x·cosα.
Диэлектрики в электрическом поле. Полярные и неполярные молекулы. Поляризуемость молекул.
Диэлектрики – вещества, плохо проводящие электрический ток. Известно, что все вещества состоят из молекул. Молекулы диэлектрика – диполи. В общем случае молекула может обладать собственным дипольным моментом. У симметричных молекул в отсутствии внешнего эл.поля центры тяжести + и – совпадают.
Такие молекулы не обладают собственным дипольным моментом и называются неполярными. У несимметричных центры тяжести + и – сдвинуты и в этом случае молекулы обладают собственным дипольным моментом. Под действием внешнего эл.поля заряды в неполярных молекулах смещаются друг относительно друга.
В результате этого молекулы приобретают дипольный момент, величина которого пропорциональна величине эл.напряжения P=βε0E, β- поляризуемость молекулы. В отсутствии внешнего эл.п. дипольный моменты диэл. равны нулю либо хаотично распределены по направлениям в пространстве. В обоих случаях суммарный момент равен нулю. Под действием в.эл.п. диэл. поляризуются.
Результирующий дип.момент диэл. становится отличным от нуля. Вектор поляризованности – (для описания поляризации) – суммарный дипольный момент единицы объема вещества P=1/∆V·Σpi. [q]·L-2. Для изотропных диэлектриков P=æε0E – диэлектрическая восприимчивость вещества. Напряженность результирующего поля внутри диэлектрика равна E=E0/(1+æ)=E0/ε.
– диэлектрическая проницаемость среды. Показывает, во сколько раз поле ослабляется диэлектриком, и характеризует количественно свойство диэлектрика поляризоваться в электрическом поле.
13 Поляризация диэлектрика. Вектор поляризации. Диэлектрическая восприимчивость. Связь между вектором поляризации и поверхностной плотностью сторонних зарядов.14 Поле в диэлектрике. Вектор электрического смещения. Диэлектрическая проницаемость.Поляризация диэлектрика- процесс ориентации диполей или появления под воздействием внешнего эл.
поля ориентированных по полю диполей. Электронная, деформационная, поляризация с неполярными молекулами, заключается в возникновении у атомов индивидуального дипольного момента за счет деформации электронных орбит. Ориентационная, дипольная поляризация заключается в ориентации имеющихся дипольных моментов молекул по полю.
Эта ориентация тем сильнее, чем больше напряженность электрического поля и ниже температура. Ионная поляризация смещение подрешетки положительных ионов вдоль поля, а отрицательных против поля, приводящее к возникновению дипольных моментов. Связанные заряды на пластинках в диэле. Уменьшение поля. Результирующие поле внутри диэлектрика E=E0-E’=E0-σ’/ε0.
Поверхностная плоскость связанных зарядов σ’=P равна поляризованности. E=E0-æE=E0/(1+æ)=E0/ε. – диэлектрическая проницаемость среды. Показывает, во сколько раз поле ослабляется диэлектриком, и характеризует количественно свойство диэлектрика поляризоваться в электрическом поле. Вектор эл.смещения D=ε0E+P. Поток вектора эл.смещ.
равен алгебраической сумме сторонних зарядов, находящихся внутри этой поверхности.
15 Условия на границе двух диэлектриков. Прямоугольник ABCD. Eτ2l-Eτ1=0. D=ε0εE(*)=> Dτ1/D τ2=ε1/ε2. На границе раздела двух диэлектриков построим прямой цилиндр ничтожно малой высоты. Основания ∆S настолько малы, что в пределах каждого из них вектор D одинаков. Согласно теореме Гаусса (s∫DdS=s∫DndS) Dn2∆S-Dn1∆S=0=> Dn1=Dn2.
Согласно (*) заменим проекции D проекциями вектора E, умноженными на ε0ε: En1/En2=ε2/ε1. Таким образом, при переходе через границу двух диэлектрических сред тангенциальная составляющая вектора E (Eτ) и нормальная составляющая вектора D (Dn) скачка не претерпевают скачка (изменяются непрерывно), а E (En) и D(Dτ) претерпевают скачок. Линии векторов испытывают излом (преломляются).
Связь между углами α1 и α2 (ε2>ε1). Если Eτ2=Eτ1 и ε2En2=ε1En1. Разложим векторы E1 и E2 у границ раздела на тангенциальные и нормальные составляющие. Из рисунка: tgα2/tgα1=Eτ2/En2//Eτ1/En1. Учитывая записанные выше условия, получим закон преломления линий напряженности E (а значит, и линий смещения D) tgα2/tgα1= ε2/ ε1.
Эта формула показывает, что, входя в диэлектрик с большей диэлектрической проницаемостью, линии Е и D удаляются от нормали.
Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 244;
Источник: https://studopedia.net/1_48596_kurskaya-guberniya-v-XIX-v.html
Черниковская М.В., Бучацкая Д.А. Развитие студенческого потенциала в высшем учебном заведении
Черниковская Марина Витальевна1, Бучацкая Дарья Алекcандровна21Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент»2Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, студентка 4-го курса, направление «Менеджмент»
Chernikovskaya Marina Vitalievna1, Buceatchi Daria Alekchandrovna21Penza State University of Architecture and Construction, PhD, assistant professor of «Management»2Penza State University of Architecture and Construction, student of the 4th year, the direction of «Management»
Библиографическая ссылка на статью:
Черниковская М.В., Бучацкая Д.А. Развитие студенческого потенциала в высшем учебном заведении // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 12. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/12/8608 (дата обращения: 28.03.2019).
Богатство современного высшего учебного заведения определяется студенческим потенциалом. С этой точки зрения вуз обладает мощным потенциалом, определяющим уровень развития студенчества.
Система высшего образования, основанная на строго научном подходе к содержанию и организации обучения, превратилась сегодня в одну из крупнейших сфер деятельности, которая играет важную роль в экономическом, политическом и культурном развитии общества.
Исследования в области эффективности управления образованием, в том числе высшим, методах его оценки в настоящее время особенно актуальны.
В этой связи проблема формирования и развития студенческого потенциала особо актуальна,однако при целенаправленных усилиях государства, руководства вуза и студента может быть успешно решена.
Важно отметить, что для обеспечения молодым людям высокого уровня потенциала на выходе из вуза необходимо формировать и развивать у себя качества, способствующие его повышению.
Современное общество требует такого специалиста, который способен к принятию нестандартных решений, к постоянному самообучению и самосовершенствованию, к умению гибко адаптироваться в меняющемся жизненном поле.
В свою очередь, проблема развития студенческого потенциала – приоритетная стратегическая задача высшего учебного заведения, и ее решение должно быть соответствующим образом обеспечено, поскольку уровень развития студенческого потенциала определяет степень развития не только конкретного студента, но и отдельного региона и страны в целом.
В настоящее время нет однозначного понимания, что такое человеческий потенциал. Встречаются очень разные трактовки о его сущности, составляющих элементах и взаимосвязи с понятиями «человеческий капитал», «трудовой потенциал», «кадровый потенциал».
Человеческий потенциал – это способность человека (индивида) либо человечества (совокупность индивидов) проявить теоретические возможности на практике.
Категория “потенциал” относится к числу общенаучных понятий, значимых в управлении. Применительно к студенческой среде под потенциалом часто понимают творческую активность студентов, креативность, одаренность.
Рыночные условия профессиональной деятельности, в которых происходит окончательное становление студенческой молодежи, диктуют свои требования к подготовке кадров. Постоянные трансформации экономических процессов, условий труда определяют в качестве важнейшего компонента профессиональной компетентности наличие личностного потенциала у специалистов.
В таких условиях образовалась жесткая конкуренция на рынке труда.
И только наиболее опытные, квалифицированные, целеустремленные, способные и предприимчивые, и, как следствие, конкурентоспособные молодые специалисты будут иметь конкурентные преимущества при получении высокооплачиваемой работы.
Важно отметить, что от эффективности созданной системы развития студенческого потенциала зависит качество работ молодых специалистов, результативность экономических процессов, обеспечивающих российской экономике высокие показатели, а также способность конкурировать на мировой арене.
Предпринимаемые вузами, работодателями, органами власти мероприятия по развитию системы управления студенческого потенциала носят бессистемный характер. Не отрегулированы механизмы целенаправленного управления развитием студенческого потенциала и в системе вузовской подготовки кадров.
Назрела необходимость формирования новой модели подготовки студентов к практической трудовой деятельности – для обеспечения конкурентоориентированности студентов в период обучения в вузе необходимо формировать и развивать у них качества, способствующие развитию студенческого потенциала.
Главные стимулы деятельности и основные факторы, определяющие развитие потенциала студенческой молодёжи необходимо искать как во внешнем окружении студента, так и в его личностных характеристиках. В ходе исследования были выявлены ряд факторы, оказывающих влияние на развитие студенческого потенциала, которые условно можно разделить на три группы.
В первую группу вошли внутривузовские факторы, которые определяются непосредственным взаимодействием студента со всеми компонентами образовательной среды высшего учебного заведения.
Их влияние на развитие студенческого потенциала определяется через построение взаимоотношений в студенческой среде, с преподавателями в учебном процессе и с куратором вне его, а также через взаимодействие с управленческим аппаратом вуза, системой мотивации в созданных условиях обучения.
Каждый день студента вуза состоит из общении с большим количеством людей. Общение является важнейшей частью учебного процесса, да и всей жизни в целом.
Через общение мы узнаем нужды людей, показываем себя, представляем свои результаты, воздействуем, убеждаем.
Студенческий коллектив – неотъемлемая часть внутривузовских коммуникаций, целью которой является содействие подготовке каждого его члена к предстоящей деятельности, влияние на формирование необходимых для этого личных качеств.
- Студенческий коллектив отличается следующими особенностями:
- — основным видом деятельности;
- — однородностью состава по возрасту и образованию;
- — стабильностью состава;
- — строгой последовательностью и планомерностью учебной работы;
— сравнительно высокой степенью самоуправления (староста группы, профорг и т. д.);
— единством цели — стремление членов коллектива получить образование.
Проблемы студента во взаимоотношениях в студенческой среде определяют сплоченность студенческих групп, делают невозможным возникновение дружеской атмосферы в ней, отражаются на результативности учебной деятельности студента и оказывают влияние на способность студента к развитию личнстного потенциала в разных направлениях [1] .
Большое влияние на развитие студенческого потенциала и возникновение желания к проявлению способностей оказывают его взаимоотношения с преподавателями.Сам по себе преподаватель является организатором творческой деятельности студентов.
От его личных качеств, от уровня развития его творческой активности зависит развитие творческого потенциала студентов. Профессия педагога – творческая профессия.
Современный преподаватель должен быть творческой личностью, способной к социальному взаимодействию, обладать творческим мышлением, индивидуальностью, готовностью ставить задачи, принимать решения и отвечать за них, уметь развивать у студентов творческие начала и способность ориентироваться в современной экономической обстановке, должен уметь учить и организовывать учебный процесс, обеспечив его всем необходимым [2].
Высшее руководство – лицо или группа работников, осуществляющих направление деятельности и управление организацией на высшем уровне. В вузе это, как правило, ректор и его администрация в виде проректоров и ректората.
Руководство вуза обеспечивает единство цели организации и направления его деятельности и несёт полноту ответственности за его развитие.
Постоянное улучшение деятельности высшего учебного заведения, в целом следует рассматривать как необходимое условие его развития, следовательно, как его неизменную цель, в рамках чего руководством вуза оказывается всевозможное воздействие на студентов.
Роль куратора студенческой группы в развитии потенциала заключается в создании таких условий, которые помогли бы студентам найти себя и свое место в студенческом коллективе и в социальной жизни. Куратор является организатором деятельности студентов в группе и координатором воспитательных воздействий.
Определенное влияние на развитие студенческого потенциала оказывают и студенческие профсоюзные организации. Взаимодействуя с профсоюзной организацией, студент учится сотрудничать с другими представителями студенческой организации в достижении общих целей, приобретает ряд организационных навыков, развивает способности вырабатывать решения и участвовать в их реализации.
Студенческое самоуправление является неотъемлемым элементом для раскрытия потенциала студенческой молодёжи.
Процесс студенческого самоуправления, как целенаправленная деятельность студентов, расположен к студенчеству ближе всего, так как зарождается внутри студенчества, по его инициативе, им же реализуется.
Также это одна из форм воспитательной работы вуза, направленная на формирование всесторонне развитой, творческой личности, с активной жизненной позицией, подготовку современных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда.
Примером может служить Институт студенческих лидеров Института экономики и менеджмента ПГУАС, созданный с целью практического бизнес-образование студентов, формирования у студентов навыков реальной деятельности, необходимых для трудоустройства сразу же после окончания высшего учебного заведения.
Большое значение в развитии творческой активности имеет мотивация участия студента в конкурсах, олимпиадах, конференциях.
Образовательные конкурсы и олимпиады не только поддерживают и развивают интерес к изучаемым предметам, что и без того самоценно, но и стимулируют активность, инициативность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой.
Побуждение к участию в общественной, научной, спортивной жизни вуза — одна из важнейших задач образовательно-воспитательного процесса, в котором особую роль играет высшая школа.
Важнейшая социальная функция университета как образовательного учреждения заключается в создании условий для развития социальной активности студента, реализации его возможностей, профессионального становления, позволяющих ему содействовать научно-техническому и социальному прогрессу общества.
Повышение качества творческого развития студентов во многом определяется умением преподавателя включать в учебный процесс новые технологии для решения творческих задач.
В образовательном учреждении должны быть созданы все надлежащие материально-технические условия, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом и более, которые также будут способствовать стремлению студента к раскрытию своего потенциала.
Вторую группу составили факторы внешней среды, которые не связаны с учебной деятельностью и процессами, протекающими в стенах вуза, но оказывают непосредственно влияние на студента и определяют его поведение за его пределами.
Это близкое окружение студента, а именно родители, друзья, знакомые, средства массовой информации, научно – технический прогресс, участие в вневузовских конкурсах, вневузовская учебная деятельность (семинары, курсы), профессиональная деятельность, соответствие требованиям рынка труда, экономическая, социальная, политическая ситуация в стране, налаживание деловых связей.
Третью группа факторов представлена личностными качествами студентов вуза, которые формируются под воздействием двух первых групп факторов, и под влиянием которых возможно формирование новых качеств личности.
Третью группу составили такие качества, как проявление инициативы, успеваемость, способность к саморазвитию, самообучению, умение работать в коллективе, умение заинтересовать, мотивировать себя, умение выступать публично, участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах, участие в общественной жизни вуза, умение организовать студенческий коллектив, стремление к лидерству.
Выявленные факторы развития студенческого потенциала, такие как внутривузовские факторы, факторы внешней среды, личностные качества, позволяют сделать вывод о том, что не все факторы находятся под контролем вуза.
Поэтому, главным направлением деятельности организации должен являться поиск действенных способов побуждения студентов к максимальной использованию своих физических, интеллектуальных и творческих возможностей.
Это направление должно пронизывать всю систему управления вуза, найти отражение в каждом его элементе.
Разработка новых концепций долгосрочного развития образовательных учреждений имеет для идущих в стране преобразований огромное практическое значение. Конечно, развитие студенческого потенциала в российских образовательных учреждениях – вопрос будущего.
Но беспрецедентный динамизм современной эпохи требует от организаций образовательного типа выбора новых ориентиров стратегического развития.
Любое российское образовательное учреждение, стремящееся идти в ногу со временем, не может не иметь в качестве одного из таких ориентиров формирования эффективной организационной культуры, дающей каждому студенту и преподавателю возможность самоутвердиться, осознать значимость своей личности.
Библиографический список
Количество просмотров публикации: Please wait
Источник: http://human.snauka.ru/2014/12/8608