Понятие организационной деятельности — справочник студента

Понятие организации

Любая деятельность осуществляется в соответствии с какими-либо закономерностями, правилами, формами, принципами или намерениями. Деятельность организма животного осуществляется в соответствии с физиологическими закономерностями, деятельность механизма, созданного человеком, осуществляется согласно кинематической схеме, конструкции, но только деятельность человека может быть организованной.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Термин «организация» (от греческого «органон» — упорядочиваю) имеет три важнейшие взаимосвязанные между собой значения:

1. Качество или форма взаимодействия элементов системы или процесса (так сказать, его «упорядоченность»).

2. Вид деятельности человека по упорядочиванию чего-либо (организовывание).

3. Какая-либо общность, объект, система, учреждение и т. п.

  • Применительно к хозяйственной деятельности организация как форма выражает характер взаимодействия материальных, трудовых, информационных и иных элементов субъекта деятельности в процессе создания продукции и оказания услуг.
  • Организация как специфический вид деятельности по упорядочиванию взаимодействия элементов в системе представляет собой совокупность научных, проектных, управленческих, распорядительских методов изучения, создания, поддержания либо преобразования имеющихся ресурсов для достижения поставленных целей.
  • Понятие организации как общности, объекта может быть отнесено к любому предприятию, его подразделению, отдельному коллективу, которые выступают как единое целое в рамках взаимодействия с окружающей средой.

Предметом науки организации является изучение объективных закономерностей и форм организованности различных систем, методов и способов упорядочивания их элементов, а также поведения организаций как объектов в окружающей среде.

В целом можно наблюдать различные виды упорядочивания взаимодействия элементов систем: конструкционные, физиологические, химические, математические и многие другие. Но именно упорядочивание взаимодействия элементов систем человеческой деятельности относится к особому виду организационной деятельностью.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Федеральный государственный образовательный стандарт - справочник студента

Оценим за полчаса!

Организационную деятельность в самом широком значении можно рассматривать как равнозначную понятию «менеджмент» (в переводе с английского — руководство).

Организационная деятельность (или менеджмент) осуществляется через ряд различных, но взаимосвязанных между собой функций, таких как прогнозирование, планирование, управление, собственно организация, в том числе — организационное проектирование, контроль, учет, анализ, информационное обеспечение, передача информации, связь и др. Функции менеджмента могут быть сгруппированы по признаку того, когда они осуществляются во времени по отношению ко времени самой деятельности. Функции могут предшествовать, осуществляться в процессе деятельности, либо после ее осуществления.

Основное содержание организационной деятельности – регламентация состояний элементоввнутри системы и окружающей среды, а также взаимодействий элементов между собой.

Направления регламентации зависят от разнообразия элементов, их коммуникативных особенностей (интерфейса). С учетом этого подбираются определенные функции упорядочения. Изменения элементов внутри системы или во внешней среде, их интерфейса — повод для актуализации новых функций упорядочения.

Регламентация упорядочивания элементов осуществляется по множеству направлений и признаков:

  • времени;
  • пространства;
  • формирования функциональных обязанностей;
  • расписания очередности выполнения;
  • задания номенклатуры объектов и действий;
  • ограничения объемов и сфер принятия решений;
  • установления количественных измерителей действий;
  • установления норм расходования и нормативов применения;
  • подчиненности, подотчетности;
  • ограничения прав распоряжения;
  • установления приоритетов действий;
  • стимулирования действий;
  • формирование мотивов и интересов;
  • формирования внутренних стимулов и мотивов;
  • профессионализма и квалификации;
  • ответственности;
  • выбора контактных аудиторий, партнеров, клиентов;
  • установления алгоритмов принятия решений для различных ситуаций и др.

Сущность организационной деятельности

Организация как вид управленческой деятельности является наиболее древней функцией. Необходимость появления функции «организация» определилась в результате разделения и кооперации труда человека. Очевидно, что результаты совместной работы коллектива специалистов не могут быть достигнуты сами по себе.

Для достижения высоких результатов необходимо, чтобы совместные усилия были четко скоординированы, т. е. правильно подобраны участники совместной работы, каждый из которых представлял бы четко круг своей работы и ее вклад в конечный результат.Средства достижения цели должны быть согласованы.

В согласовании и координации средств достижения цели и проявляется основное назначение функции «организация».

Процесс организации деятельности — это процесс решения задач, направленный на распределение комплексной работы между различными исполнителями, разъяснение содержания и сути индивидуального задания и коллективного результата, установления эффективных отношений (обменов видами деятельности) между исполнителями в группе.

Организационный процесс связан, с одной стороны, с предотвращением ошибочных или нежелательных действий исполнителей, а с другой — с уменьшением числа неиспользованных возможностей в результате координации совместного труда исполнителей. Разумеется, если руководитель считает, что исполнители будут действовать самостоятельно и результат их работы приведет к желаемому результату, то в организации действий исполнителей нет необходимости.

Потребность в организации возникает тогда, когда желаемый результат достигается действиями коллектива исполнителей, или, когда деятельность руководителя отличается сложностью выполнения. Наборы этих действий характеризуются следующими важными чертами:

а)желаемый результат или цель достигается коллективными действиями по планированию, анализу, учету и контролю. Это значит, что функция организации обеспечивает совместную работу групп менеджеров и специалистов, выполняющих вышеуказанные общие функции, т. е. выполнение этих видов деятельности, нуждается в организации;

б)в соответствии с принципом иерархичности для повышения управляемости в процессе достижения целей руководитель вынужден передавать значительную часть работ на нижестоящие уровни. Следовательно, эти виды деятельности должны координироваться руководителем;

в)проблемы, с которыми приходится иметь дело менеджеру, слишком велики, чтобы их можно было решать без определенной подготовки. Подготовительной деятельностью по отношению к проблемам руководителя является организация его работы. Она делает работу руководителя эффективной или облегчает ее выполнение. Иными словами, работа самого руководителя должна быть правильно организована.

  1. Все вышеизложенное позволяет дать следующее определение.
  2. Организация —это процесс, осуществляемый руководители и направленный на распределение совместной деятельности среди исполнителей, и установление между ними причинных отношений деятельности, вызывающих эффект дополнительного полезного результата.
  3. В специальной литературе существуют так же другие определения, такие как, на пример:
  4. «Организация— это процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей».
  5. «Организация — это целое, сложенное из взаимодействующих частей для достижения одной общей цели».
  6. «Когда мы говорим об организации, то подразумеваем вид организационной деятельности (функции), которая призвана обеспечить выполнение плана (программы) или создает условия для принятия плана».

Данные понятия имеют отношение к функции «организация», но, по-существу, отражают процесс формирования организационной структуры управления.Организационная деятельность осуществляется постоянно и связана с оперативными процессами управления.

Подавляющая часть организационных задач сводится к подготовке и вводу управленческих решений в действие и согласованию совместной деятельности людей, организованных в группы, а также распределению и делегированию полномочий в структуре аппарата управления.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s37100t8.html

Понятие организационной деятельности

Необходимость организационной деятельности обусловлена следующими аспектами [4]:

  • 1) для достижения своих целей люди вынуждены объединяться,
  • 2) любая совместная деятельность будет более эффективной, если для каждого члена общности определено:
    • · во-первых, что он должен делать;
    • · во-вторых, за что он несет ответственность;
    • · в-третьих, кто контролирует его деятельность.

Ответ на три этих вопроса определяет организационную роль члена общности. Совокупность и взаимосвязи организационных ролей образуют организационную структуру предприятия.

В организационной деятельности можно выделить три основных направления:

  • 1) определение норм управляемости, т.е. определение того количества человек, которым эффективно может управлять руководитель;
  • 2) взаимоотношение полномочий и ответственности, которые связывают руководителей разных уровней и их подчиненных;
  • 3) формирование организационной структуры предприятия, т.е. его деление на подразделения и установление связей между ними.

В основе построения организационных структур лежит два основных принципа.

  • 1. Принцип единства цели, согласно которого организационная структура является эффективной, если она способствует сотрудничеству людей при достижении целей организации.
  • 2. Принцип эффективности, согласно которого организационная структура является эффективной, если она способствует достижению людьми целей при минимальных нежелательных последствиях или издержках.

При этом под издержками понимаются не только затраты материальных и финансовых ресурсов. Сюда также относится индивидуальная и групповая удовлетворенность или неудовлетворенность сотрудников существующей структурой организации. И с точки зрения сотрудника структура является эффективной, если она:

  • · во-первых, не допускает информационных потерь и ошибок;
  • · во-вторых, обеспечивает удовлетворение от работы;
  • · в-третьих, имеет четкие линии подчиненности и распределения ответственности;
  • · в-четвертых, позволяет участвовать в принятии решений;
  • · в-пятых, обеспечивает необходимый социальный статус и придает уверенность в будущем;
  • · в-шестых, предоставляет престижный уровень заработной платы.

При организационной деятельности, также как и при любой другой деятельности помимо прямой и видимой эффективности всегда существуют еще и внешние эффекты, учет которых всегда достаточно сложен, а зачастую и невозможен. Это можно продемонстрировать на следующем примере.

Пусть в некоторой организации у каждого из руководителей подразделений работает машинистка, выполняющая машинописную работу для всего подразделения. Очевидно, что:

  • · во-первых, загрузка машинисток различна;
  • · во-вторых, технические средства (пишущие машинки или компьютеры) используются не эффективно;
  • · в-третьих, между машинистками возможны конфликты, поскольку, выполняя различные объемы работ, они получают одинаковую заработную плату.

Для преодоления всего этого, возможно, покажется целесообразным создание в организации единого машинописного бюро, выполняющего машинописные работы для всех подразделений. Очевидными достоинствами данного организационного преобразования являются:

  • 1) более равномерная загрузка всех машинисток и возможное сокращение некоторых из них;
  • 2) более эффективное использование технических средств и возможное высвобождение некоторых из них;
  • 3) ликвидация причин конфликтов, связанных с неравномерной загрузкой машинисток.
Читайте также:  Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления - справочник студента

Т.е. налицо видимая эффективность такого преобразования. Вместе с тем руководители подразделений лишаются возможности оперативно готовить срочные документы. В следствие этого, принимаемые решения не смогут быть быстро документально оформлены, что может привести с ощутимым потерям для организации в целом

Таким образом, проводя какие-либо организационные преобразования в рамках отдельной функции управления или отдельного подразделения важно не замыкаться на эффективности этого мероприятия, которую зачастую легко посчитать, а необходимо иметь в виду то, как эти изменения скажутся на эффективности работы всей организации, что посчитать значительно сложнее, а иногда вообще невозможно.

Источник: https://vuzlit.ru/2078499/ponyatie_organizatsionnoy_deyatelnosti

Понятие организации деятельности



Любая деятельность осуществляется в соответствии с какими-либо закономерностями, правилами, формами, принципами или намерениями.

Деятельность организма животного осуществляется в соответствии с физиологическими закономерностями, деятельность механизма, созданного человеком, осуществляется согласно кинематической схеме, конструкции, но только деятельность человека может быть организованной.

Термин «организация» (от греческого «органон» — упорядочиваю) имеет три важнейшие взаимосвязанные между собой значения:

  1. Качество или форма взаимодействия элементов системы или процесса (так сказать, его «упорядоченность»).
  2. Вид деятельности человека по упорядочиванию чего-либо (организовывание).
  3. Какая-либо общность, объект, система, учреждение и т. п.
  • Применительно к хозяйственной деятельности организация как форма выражает характер взаимодействия материальных, трудовых, информационных и иных элементов субъекта деятельности в процессе создания продукции и оказания услуг.
  • Организация как специфический вид деятельности по упорядочиванию взаимодействия элементов в системе представляет собой совокупность научных, проектных, управленческих, распорядительских методов изучения, создания, поддержания либо преобразования имеющихся ресурсов для достижения поставленных целей.
  • Понятие организации как общности, объекта может быть отнесено к любому предприятию, его подразделению, отдельному коллективу, которые выступают как единое целое в рамках взаимодействия с окружающей средой.

Предметом науки организации является изучение объективных закономерностей и форм организованности различных систем, методов и способов упорядочивания их элементов, а также поведения организаций как объектов в окружающей среде.

В целом можно наблюдать различные виды упорядочивания взаимодействия элементов систем: конструкционные, физиологические, химические, математические и многие другие. Но именно упорядочивание взаимодействия элементов систем человеческой деятельности относится к особому виду организационной деятельностью.

Организационную деятельность в самом широком значении можно рассматривать как равнозначную понятию «менеджмент» (в переводе с английского — руководство).

Организационная деятельность (или менеджмент) осуществляется через ряд различных, но взаимосвязанных между собой функций, таких как прогнозирование, планирование, управление, собственно организация, в том числе — организационное проектирование, контроль, учет, анализ, информационное обеспечение, передача информации, связь и др. Функции менеджмента могут быть сгруппированы по признаку того, когда они осуществляются во времени по отношению ко времени самой деятельности. Функции могут предшествовать, осуществляться в процессе деятельности, либо после ее осуществления.

Основное содержание организационной деятельности – регламентация состояний элементов внутри системы и окружающей среды, а также взаимодействий элементов между собой.

Направления регламентации зависят от разнообразия элементов, их коммуникативных особенностей (интерфейса). С учетом этого подбираются определенные функции упорядочения. Изменения элементов внутри системы или во внешней среде, их интерфейса — повод для актуализации новых функций упорядочения.

Регламентация упорядочивания элементов осуществляется по множеству направлений и признаков:

  • времени;
  • пространства;
  • формирования функциональных обязанностей;
  • расписания очередности выполнения;
  • задания номенклатуры объектов и действий;
  • ограничения объемов и сфер принятия решений;
  • установления количественных измерителей действий;
  • установления норм расходования и нормативов применения;
  • подчиненности, подотчетности;
  • ограничения прав распоряжения;
  • установления приоритетов действий;
  • стимулирования действий;
  • формирование мотивов и интересов;
  • формирования внутренних стимулов и мотивов;
  • профессионализма и квалификации;
  • ответственности;
  • выбора контактных аудиторий, партнеров, клиентов;
  • установления алгоритмов принятия решений для различных ситуаций и др.

Источник: http://InfoManagement.ru/lekciya/ponyatie_organizacii_deyatelnosti

Уровневая характеристика готовности студентов вуза к организационно-управленческой деятельности

В нашем исследовании «готовность к организационно-управленческой деятельности» рассматривается как предпосылка успешности данного вида деятельности и представляет собой интегративное качество личности, включающее в себя: 1) мотивационную составляющую (наличие положительной мотивации, интереса к будущей профессиональной деятельности и организационно-управленческой деятельности как ее составляющей); 2) содержательную составляющую, то есть способность к организационно-управленческой деятельности (умение планировать и организовывать свою деятельность и деятельность других, умение управлять коллективом, принимать решения и осуществлять другие управленческие функции); 3) деятельностную составляющую (проявление воли, энергии действия, самостоятельности и активности) [2].

Такое понимание данного вида готовности предполагает выделение в ней психологического, содержательного и практического компонентов.

При выделении уровней готовности студентов к организационно-управленческой деятельности мы опирались на работы А. А. Деркача, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др.

, в которых даны классификации уровней овладения человеком деятельностью вообще, на работы О. В. Госсе, Н. В. Кузьминой, Н. М. Яковлевой и др., в которых даны классификации уровней подготовленности студентов к профессиональной деятельности.

Организационно-управленческую деятельность можно определить как специфический вид деятельности, направленный на реализацию целей организации через функции управления, включающие планирование, организацию, мотивацию и контроль деятельности подчиненного коллектива исполнителей, а также собственной деятельности (при самоорганизации и самоконтроле).

Уровневая характеристика готовности студентов к организационно-управленческой деятельности непосредственно связана с уровнями самой организационно-управленческой деятельности, наиболее развернуто представленными в работах по акмеологии А. А. Деркача.Основной особенностью управленческой деятельности, выделяемой А. А.

 Деркачом, тем, что отличает ее от исполнительской деятельности, является то, что управленческая деятельность предполагает динамическое начало мира деятельности и включает само порождение нормы преобразования чего-либо и модифицирование, совершенствование норм как исходных начал самого деятельностного бытия.

Исполнительская же деятельность, имея в основе реализацию фиксированной нормы преобразования чего-либо, выражает статическое начало мира деятельности.

Управленческая деятельность, являясь определенным типом деятельности, совмещает в себе сущности общедеятельностного характера и типодеятельностные сущности.

Именно обращение к специальным представлениям об управленческой деятельности, подчиненным необходимости отражения сущностной базы проявлений управленческой деятельности, позволяет выделять уровни развитости самой управленческой деятельности.

Уровневый анализ предстает как установление качественных «шагов» в приближении реального управленческого процесса к соответствию сущности управленческой деятельности и в степени развернутости сущностных качеств.

В научной литературе уровень определяется как дискретное, относительно устойчивое, качественно своеобразное состояние материальных систем, как отношение «высших» и «низших» ступеней развития структур каких-либо объектов или процессов.

Под термином «уровень» мы будем понимать характеристику сформированности готовности к организационно-управленческой деятельности у студентов вуза.

Выделение уровней изучаемого процесса позволяет рассмотреть его формирование как переход от одного уровня к другому, более сложному и качественному.

Уровень сформированности готовности к организационно-управленческой деятельности у студентов характеризует динамику качественных изменений признаков, наличие которых позволяет судить об их присутствии у студента.

Простейшая типология уровней управленческой деятельности, как и любой деятельности, включает уровни «дилетантский», «рутинно-профессиональный», «инновационно-профессиональный» и «культурно-профессиональный».

«Дилетант» реализует управленческую функцию без обращения к вопросу о наличии соответствующих способностей, и он стихийно приобретает типодеятельностные стереотипы. «Рутинный управленец» выполняет требования суммы типовых задач, обеспечивающих успешность деятельности в стабильных условиях.

При этом он проверяет соответствие наличных способностей фиксированным нормативным требованиям «задачного» типа. «Инновационно-профессиональный управленец» является чувствительным к изменениям внешних условий и требований, а также склонным к изменениям и совершенствованию своей деятельности.

При этом он не отказывается от постановки и решения прежних задач, он их «совершенствует». Однако уровень определенности процесса порождения нового невысок и стихийно обоснован.

«Культурно-профессиональный» управленец не только реализует установку на новизну, но и ценность определенности за содержание инновации и способ ее порождения [1].

Более сложная типология уровней готовности управленца включает в себя следующие звенья:

  • —          успешное решение частных задач в конкретных условиях;
  • —          реализация требований нормы деятельности управленца в конкретных условиях;
  • —          реализация требований конкретной нормы с привлечением рефлексивного сопровождения;
  • —          постановка проблемы в условиях затруднения при решении управленческой задачи и локальная коррекция нормы своей деятельности;
  • —          многопозиционное решение управленческой задачи;
  • —          ситуационное внесение коррекции в позиционную структуру управленческой деятельности в ходе решения задач;
  • —          перенос акцента в ходе позиционного корректирования, в блок рефлексивного сопровождения;
  • —          введение критериального обеспечения в рефлексивную самоорганизацию в целостности управленческой деятельности;
  • —          включение в позиционную структуру звена профессионального самосовершенствования;
  • —          выделение звена стратегического проектирования управленческой деятельности;
  • —          выделение звена стратегического проектирования развития управленческих способностей;
  1. —          выделение звена научного обеспечения стратегической организации профессионального самоусовершенствования управленца;
  2. —          выделение звена культурно-рефлексивного обеспечения стратегической организации профессионального самоусовершенствования управленца;
  3. —          внесение ценностного акцента в рефлексивно-культурную самоорганизацию профессионального развития управленца.

Каждый из этих уровней исследуемой готовности взаимодействует с предшествующим и последующим. Внутри каждого уровня между отдельными студентами существуют различия в степени их готовности к организационно-управленческой деятельности. При переходе с уровня на уровень степень их активности повышается.

  • На основании вышеизложенного, учитывая задачи нашего исследования, данное представление готовности студентов к организационно-управленческой деятельности мы дополнили обобщенной уровневой характеристикой сформированности готовности к организационно-управленческой деятельности. Критерий уровня в данном случае отражает степень выраженности определенных свойств, динамику сформированности характеристик по каждому компоненту готовности к организационно-управленческой деятельности:
  • —          уровень минимальной готовности характеризуется низким уровнем мотивации к организационно-управленческой деятельности; отсутствием умения делать ответственный выбор своих действий; фрагментарными знаниями организационно-управленческой деятельности; первоначальными умениями по осознанию цели действия и поиску способов его выполнения; простыми разрозненными навыками шаблонами; репродуктивной деятельностью с подсказкой, повторным выполнением действия с целью его усвоения; низким уровнем межличностного взаимодействия и проявления степени самостоятельности при выполнении практических работ. Взаимодействие инициируется и организуется педагогом, студент проявляет в основном уклонение, индивидуализм, легко вступает в эмоциональные конфликты отношений, испытывает трудности в установлении контактов с однокурсниками и педагогами; не стремится к общению;
  • —          уровень базовой готовности характеризуется пониманием и осознанием значения мотивации, как в отношении избранной специальности, так и мотивации деятельности вообще, включая организационно-управленческую деятельность, умением производить выбор ценностей, позитивным отношением к учению в вузе; знания о теоретических основах организационно-управленческой деятельности сформированы на основе деятельности репродуцирования (алгоритма); студент реализует знания рациональной организации и осуществления управленческой деятельности на основе имеющейся информации, характеризуется самостоятельной репродуктивной алгоритмической деятельностью с учетом реальных условий, приводящих к решению поставленной задачи; взаимодействие инициируется педагогом, но студент участвует в его организации, при этом он готов проявить стратегию компромиссного взаимодействия, равенства позиций; степень проявления самостоятельности в практической деятельности характеризуется определенной дозой помощи (студент нуждается в поддержке преподавателя, ищет руководство при обучении);
  • —          уровень повышенной готовности характеризуется продуктивной мотивацией с выраженным преобладанием мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к учению в вузе; функциональными знаниями и осознанными умениями организационно-управленческой деятельности, являющимися результатом опыта по их применению в конкретной практической деятельности; осознанием не только цели, но и мотивов выбора способов ее достижения; продуктивной эвристической деятельностью и умением решать видоизмененные, нетиповые задачи; на данном уровне взаимодействие может инициироваться педагогом, но студенты готовы к самоорганизации, демонстрируя совместную активность, кооперацию, компромисс, уступчивость, проявляя стремление расширить круг общения; степень проявления самостоятельности характеризуется самостоятельным применением знаний в практической деятельности, выполнением заданий как эвристического, так и творческого характера; готовностью следовать внутренним устремлениям;
  • —          уровень высокой готовности характеризуется сформированностью ценностных ориентаций на организационно-управленческую деятельность, студент производит ценностный выбор и определяет значимость организационно-управленческих ценностей на основе собственных ценностных установок и организационно-управленческого идеала; осознает и понимает значимость общечеловеческих ценностей (истина, жизнь, красота, добро), в структуре ценностных ориентаций преобладают ценности профессионального успеха (управленческое и организаторское мастерство, ответственность, организованность) и жизненной самореализации (творчество, автономность, самосовершенствование); осознанной мотивацией к организационно-управленческой деятельности, высоким уровнем социально-психологической адаптированности, продуктивной организационно-управленческой деятельности, сформированным опытом совместной деятельности и готовностью активно в нее вовлекаться, умением отстаивать свое мнение, принимать самостоятельные решения; высокой степенью овладения управленческой деятельностью в сочетании с умениями осуществлять рациональные и эффективные действия; межличностное взаимодействие на данном уровне характеризуется сформированным умением сотрудничать с другими людьми, группами, коллективами; самостоятельностью в постановке и решении управленческих задач.

Таким образом, сформированность у специалиста готовности к организационно-управленческой деятельности обеспечивает организацию индивидуальной и групповой деятельности, содействует выстраиванию межличностного взаимодействия и общения, позволяет планировать краткосрочные и долгосрочные действия, эффективно действовать в стандартных и нестандартных ситуациях, оптимально использовать временные, материальные, психологические и кадровые ресурсы, осуществлять руководство коллективом. Организационно-управленческие способности работника становятся востребованными вне зависимости от занимаемой должности и характера основной профессиональной деятельности.

Литература:

1.    Деркач А. А. Акмеология: учеб. пособие/ А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. — СПб.: Питер, 2003. — 256 с.

2.    Сластенин В. А. Гуманитарная структура специалиста / В. А. Сластенин // Магистр. — 1991. — № 1. — С. 16–25.

Основные термины (генерируются автоматически): организационно-управленческая деятельность, управленческая деятельность, уровень, выделение звена, рефлексивное сопровождение, межличностное взаимодействие, стратегическая организация, управленческая задача, профессиональное самоусовершенствование управленца, мир деятельности.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3832/

Управленческая деятельность: понятие, основные виды, элементы

Управление – целенаправленное воздействие на объект, систему, основанное на обратной связи, с целью получить желаемые результаты.

Субъект управления – физическое или юридическое лицо, которое осуществляет властное воздействие. Объект управления – то, на что направлено властное воздействие объекта управления. Объектом управления могут быть физические и юридические лица, социальные, социально-экономические системы и процессы.

От правильного, полного понимания сущности и содержания управленческой деятельности во многом зависит решение всех иных управленческих проблем, формирование адекватного общего представления о «науке управления».

       Управленческая деятельность– деятельность руководителя по определению цели и задачи упр-я, обработке информации, выработке и принятию решения, исполнителями кот-й будут отдельные сотрудники или коллектив в целом.

       Управленческая деятельность очень специфична по своему процессу. Ее суть — организация деятельности других людей, т.е. «деятельность по организации деятельностей» (деятельность «второго порядка»). Это свойство вообще рассматривается в теории как основное — атрибутивное для управленческой деятельности.

       По своему содержанию управленческая деятельность представляет собой реализацию определенных универсальных управленческих функций (планирования, прогнозирования, мотивирования, принятия решения, контроля и др.). Система этих функций присуща любой управленческой деятельности, независимо от ее конкретного вида, хотя степень их выраженности может быть различной.

       Целью управленческой деятельности является обеспечение эффективного функционирования определенной организационной системы.

       Основные виды:

Планирование, определиться с самими целями и конкретными шагами по их достижению. Где мы сейчас? К чему хотим прийти? Как?;

Организация, практическая реализации намеченных шагов;

Мотивация, побуждение подчинённых — выявление запросов и построение системы поощрений;

Контроль, насколько организация приблизилась (или достигла) запланированных целей. точное измерение текущих результатов и сравнение их с тем, что должно быть по плану. должен завершаться обратной связью для внесения коррективов.

Читайте также:  Технология работы - справочник студента

       В рамках стратегического планирования 4 вида УД:

1)распределение ресурсов; 2)адаптация к внешней среде; 3)внутренняя координация; 4)организационное стратегическое предвидение (= учимся на опыте).

       Элементы УД.Осн.элементом управленч.деят-ти является процесс принятия решений.

1. информационная подготовка,

2. принятие решений,

3. реализация.

Индивидуальный уровень: восприятие, коммуникации.

Организационный уровень: коммуникации, управленческие информационные системы. Т.е., любая практическая деятельность состоит из «решения» и «действия».

Стратегия и тактика управления. Особенности управления в агрессивной внешней среде.

       Стратегия определяет, куда держать курс. А тактика — как, какие конкретные действия предпринимать. Слово «стратегический» в 2ух значениях: 1.имеющий длительную временную перспективу 2.относящийся к генеральному пути.

       Стратегия — это определение ген.пути (направления, курса) движения к долговременной цели.

 Согласно Е. Кассельсу, стратегия — это модель поведения, которой следует организация для достижения своих долгосрочных целей

       Тактика — это способ движения, то есть форма реализации стратегии.

       Стратегические аспекты упр-я: цели, основные виды деятельности, определение союзников, противников, конкурентов, партнеров, собственные преимущества и направление их использования.

Стратегия организации – это одновременно перспектива развития и образец, модель реагирования на изменения внешней среды, в которой действует данная организация.

Стратегический план должен быть с одной стороны, целостным, с другой – гибким, допускающим коррекцию.

       Тактические: способы достижения целей, правила поведения с конкурентами и партнерами, процедуры взаимодействия с внеш.средой и построение внутр.пространства (найм сотрудников, документооборот и пр.)

       Особенности управления в агрессивной среде. Организации существуют в среде, состоящей из множества элементов. Среда влияет на организацию и накладывает свои требования. Руководство должно четко представлять динамику внешней среды (изменение потребностей клиентов, поведение конкурентов и поставщиков, позиция государства) и состояние ресурсов самой организации.

       Агрессивная среда характеризуется высокой степенью неопределенности, изменчивости, сложности, высокой конкуренцией. Если менеджеры не «уловят» изменения и вовремя не изменят свою компанию, то будет поздно что-либо предпринимать — позиции будут утеряны. Коротко эти требования таковы: реорганизация, постоянное отслеживание ситуации во внешней среде, немедленная реакция на изменения.

       При управлении организацией в агрессивной среде исп-ся СВОТ-анализ (SWOT): анализ внутреннего состояния организации и определения её сильных сторон и недостатков, возможностей и угроз, кот-е предоставляет развитие внешней среды.

Метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: Strengths (Сильные стороны), Weaknesses (Слабые стороны), Opportunities (Возможности) и Threats (Угрозы).

       Также используется техника анализа ПЭСТ, показывает, как влияет на фирму 4 основные группы факторов: полит, соц, экон, технологич. На практике анализируется более широкий набор факторов. Анализ ПЭСТ должен проводиться систематически. Частота его проведения зависит от сферы бизнеса и уровня нестабильности внешней среды.

Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 3544;

Источник: https://studopedia.net/1_46703_upravlencheskaya-deyatelnost-ponyatie-osnovnie-vidi-elementi.html

Функции организационной деятельности

  • Содержание
  •  Введение 3
  • 1. Понятие и классификация функций организационной деятельности 4
  • 2. Функция мотивации в организационной деятельности 11
  • 3. Контроль как функция организационного процесса 16
  • Заключение 22
  • Список литературы 23
  • Введение

Решение проблемы оптимизации руководства и в теоретическом и в прикладном аспектах должно начинаться с изучения функций руководителя.

Под функцией в данном случае можно понимать «совокупность однородных повторяющихся задач, которые необходимо решить для обеспечения нормальной жизнедеятельности данной системы, ее перевода из одного состояния в другое, более полно отвечающее предъявляемым требованиям».

При классификации функций организационной деятельности используются различные критерии. Многие исследователи, говоря об этих функциях, рассматривают последовательно стадии управленческого цикла.

Начало такого подхода относится еще к работам одного из основоположников научной организации труда и управления на Западе А.

Файоля, который выделял следующие элементы «административных операций»: предвидение, организацию, распорядительство, согласование, контроль.

1. Понятие и классификация функций организационной деятельности

 Организаторская деятельность, будучи отнесенной к отдельному человеку, есть не что иное, как система взаимосвязанных действий (технологий), направленных на объединение групп людей для достижения общей цели.

Особое место организаторская деятельность занимает в структуре целостной деятельности руководителя. Организаторская работа, отмечал Г.Фишер, есть прежде всего работа организатора . Благодаря организаторской деятельности руководителя члены коллектива включаются в различные виды деятельности.

  1. В теории управления организаторскую деятельность в ее собственно узком смысле принято рассматривать конечным, завершающим звеном в широкой системе управления людьми. В развернутом виде ее структура отражает последовательность относительно самостоятельных этапов и их взаимосвязей:
  2. • усвоение задачи, установление соотношения организаторов и организуемых к условиям задачи;
  3. • подбор младших организаторов, ознакомление организуемых с задачей, принятие коллективного решения;
  4. • определение материальных средств, временных и пространственных условий, планирование на основе оптимальных данных;
  5. • распределение обязанностей, определение формы организации, инструктаж;
  6. • внутренняя координация и взаимосвязь, работа с младшими организаторами, обеспечение внешних связей;
  7. • учет, контроль, анализ эффективности хода выполнения задачи;
  8. • определение ударных участков, перегруппировка сил, средств и перепланирование;
  9. • работа по завершению выполнения задачи, сдача работы и материальных средств, отчетность;

• итоговый анализ выполнения задачи и оценка индивидуальной и коллективной деятельности (Л.И.Уманский) .

Специфика организаторской деятельности проявляется прежде всего в ее целях. Она не имеет конкретного предметного результата, который можно было бы воспринимать с помощью органов чувств, поскольку направлена на обеспечение эффективности других видов деятельности.

Содержание, формы и методы организаторской деятельности педагога всегда подчинены тому или иному виду деятельности. Л.И.Уманский отмечал в связи с этим, что конечная цель организаторской деятельности задается, как правило, не самим организатором, а другим человеком или группой людей.

Своеобразная отстраненность организаторской деятельности от результатов деятельности тем не менее обнаруживает свою эффективность в количественно-качественных показателях продуктивных и непродуктивных видов деятельности.

В то же время о ее эффективности можно судить и по таким критериям, как уровень развития коллектива, обученность и воспитанность, характер сложившихся взаимоотношений, сплоченность группы.

Однако основной продукт организаторской деятельности всегда носит психологический, идеальный характер.

По своим внешним характеристикам организаторская деятельность проявляется как исполнительская, практическая. Однако она прежде всего и главным образом — внутренняя, психологически творческая. Исполнительский и творческий характер организаторской деятельности определяют ее внутреннюю противоречивость, обусловленную диалектикой цели и средств ее достижения.

Деятельность организатора, как и любая другая, строится на основе переработки поступающей информации.

Важнейшей для организаторской деятельности является психологическая информация о свойствах и состояниях коллектива и его отдельных членов.

Отсюда организаторская деятельность представляет собой различные методы, средства и приемы психологического и педагогического воздействия и взаимодействия .

В ряде работ отечественных авторов рассматриваются функции субъекта управления в соответствии с этапами управленческого цикла. Приведем в качестве примера два наиболее обстоятельных перечня этих функций. К их числу, по мнению И.М.Герчиковой, относятся :

  • а) организация управляющей системы;
  • б) выбор целей;
  • в) прогнозирование;
  • г) планирование;
  • д) информация;
  • е) решение;
  • ж) организационная и массовая деятельность;
  • з) контроль;
  • и) оценка эффективности управления.

В. Г. Афанасьев называет следующие основные управленческие функции:

  1. а) выработка и принятие управленческого решения;
  2. б) организация;
  3. в) регулирование и коррегирование;
  4. г) учет и контроль.

К этому перечню он добавляет еще одну функцию, соответствующую не одной какой-либо отдельной стадии управления, а всему управленческому циклу в целом. Это функция сбора и преобразования информации. В. Г. Афанасьев и Ю.

А. Тихомиров подчеркивают относительность выделения указанных функций на оси членения управленческого цикла, поскольку в реальной практике управления все функции неразрывно связаны друг с другом и взаимопереплетены.

В отличие от специалистов по управлению, психологи и социологи, рассматривая функции руководителя, берут за основу классификации не управленческий цикл, а всю структуру деятельности руководителя в трудовом коллективе. При этом очевидно, что руководитель должен рассматриваться не только в рамках своей административной роли, но также с учетом всего многообразия его социально-политических и воспитательных обязанностей.

К числу первых работ в данном направлении относятся исследования Л. И. Уманского, рассматривавшего организаторскую деятельность как конечное звено в системе управления людьми. При этом подчеркивается, что в первичных коллективах руководящая деятельность сливается с организаторской деятельностью .

Первая функция данной деятельности состоит в интеграции личностей, что осуществляется посредством ознакомления их с общей задачей, определения средств и условий достижения цели, планирования, координации совместного труда, учета, контроля и т. д.

Следующей функцией организаторской деятельности называется функция коммуникации. Имеется в виду установление и горизонтальных коммуникаций внутри первичного коллектива, и внешних вертикальных коммуникаций – с вышестоящими организационными подразделениями.

Третьей и четвертой функциями организаторской деятельности называются обучение и воспитание (в самом широком понимании этих слов).

Как отмечает Л. И. Уманский, в любой конкретной организаторской деятельности все указанные функции проявляются в единстве и взаимообусловленности. Они выступают в разных сочетаниях при преобладании то одной, то другой из этих функций.

Е. С. Кузьмин, И. П. Волков, Ю. Н.

Емельянов называют следующие функции: административную (предписание работы, координация индивидуальных действий и надзор за исполнением), стратегическую (определение целей и выбор методов их достижения, планирование и прогнозирование), экспертно-консультативную, коммуникативно-регулирующую, функцию представительства группы во внешней среде, дисциплинарную, воспитательную и психотерапевтическую. А. Г. Ковалев рассматривает функции целеполагания коллектива, планирования, согласования, стимулирования, контроля и воспитания .

По мнению Л. С.

Бляхмана, содержание деятельности руководителя раскрывается в следующих его функциях: целеполагающей (определение целей коллектива и средств их достижения), административно-организационной (формирование управляющих органов, распределение заданий между подчиненными, согласование их действий и контроль выполнения решений), экспертной (консультация работников), дисциплинарно-стимулирующей (оценка качества работы подчиненных, определение поощрений и наказаний), представительской (перед внешними организациями), воспитательно-пропагандистской (создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе, развитие способностей и инициативы подчиненных, подбор и расстановка кадров, участие в обучении резерва на выдвижение).

В отечественной литературе можно встретить и другие перечни функций руководителя, в той или иной степени отличающиеся от приведенных выше.

Действенным средством повышения эффективности управления является оптимальная регламентация работы руководителя на всех ее этапах. При этом отношение того или иного руководителя к своей должностной инструкции выступает в качестве показателя определенного уровня профессиональной культуры труда, характеризующего как данного работника, так и производственную организацию в целом.

Знание и понимание руководителем всего круга своих обязанностей должно непременно сочетаться с его моральной готовностью к их выполнению. Тогда официальные требования со стороны общества к руководителю производства подкрепляются его соответствующими требованиями к самому себе.

В психологической литературе принятие решений рассматривается как один из этапов волевого акта, результатом которого является формирование той или иной цели и средств ее достижения.

Принятие решений является неотъемлемым компонентом любой деятельности.

«Человек должен принимать решения и при определении цели деятельности, а также подцелей (конкретных задач), и при планировании, и при построении оперативного образа, и при выполнении действий», — отмечает Б. Ф. Ломов .

Важнейшим звеном деятельности руководителя любого ранга является принятие управленческих решений. От степени обоснованности этих решений в значительной мере зависят результаты труда всего производственного коллектива.

В отечественной литературе вопросы организаторских способностей впервые были рассмотрены А. Г. Ковалевым и В. Н. Мясищевым. Наиболее крупный вклад в эту проблематику был внесен коллективом под руководством Л. И. Уманского.

Здесь изучались такие вопросы, как природные предпосылки организаторских способностей, структура качеств и свойств личности организатора, специфические свойства и индивидуальные различия личности способного организатора, динамическая структура личности с точки зрения ее организаторских возможностей.

Как показывают эти исследования, организаторские способности включают в себя следующие психологические свойства личности:

  • Психологическая избирательность — способность личности отражать с достаточной полнотой психологию организуемой группы в ходе решения ею общегрупповой задачи.
  • Практически-психологическая направленность ума — овладение знаниями и умениями в сфере практической психологии, готовность применить их в практике решения организаторских задач.
  • Психологический такт — наличие чувства меры во взаимоотношениях с людьми.

Данные свойства личности Л. И. Уманский рассматривает в единстве, используя для названия этой триады термин «организаторское чутье» .

  1. Общественная энергичность – способность личности заражать и заряжать своей энергией организуемых людей.
  2. Требовательность – способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации.
  3. Критичность — способность обнаружить и выразить значимые для данной деятельности отклонения от условий, диктуемых поставленной задачей.

Три этих свойства Л. И. Уманский также объединяет в целостном образовании, называемом эмоционально-волевой бездейственностью.

Наконец, выделяется такое свойство личности, как склонность к организаторской деятельности, потребность в данной деятельности и стеничность чувств при ее выполнении.

Л. И. Уманский отмечает, что указанные свойства иерархизированы. В этой иерархии первенствует организаторское чутье, на котором базируется эмоционально-волевая воздейственность. Склонность к организаторской деятельности рассматривается как «питательная почва», обеспечивающая «высокий тонус» организаторского чутья и эмоционально-волевой воздейственности.

Плодотворный подход к изучению организаторских способностей разработан Ю. Н. Емельяновым.

Он ввел понятие «организаторского потенциала» как «системного качества, характеризующего не только личность, но и параметры той социальной среды, в которой протекает организаторская деятельность данной личности». Это «системное качество» возникает на стыке между обществом, коллективом, индивидом и объектом его деятельности.

При изучении организаторского потенциала Ю. Н. Емельянов предлагает, с одной стороны, анализировать общественно-экономические условия, конкретно-историческую обстановку и вытекающую отсюда специфику организационных структур и должностных правомочий.

С другой стороны, личностная сторона организаторского потенциала «проявляется в системе отношений индивида к окружающей среде и к самому себе». Осуществляемые в соответствии с таким подходом исследования служат целям диагностики и прогнозирования профессионально-должностного соответствия руководителей производственных коллективов.

Источник: https://magref.ru/funktsii-organizatsionnoy-deyatelnosti/

Ссылка на основную публикацию