О. О. Петрова, О. В. Долганова, Е. В. Шарохина
Данное пособие включает в себя основные вопросы курса «Педагогика», необходимые студенту для сдачи экзамена или зачета. Материал подобран в соответствии с программой Министерства образования и соответствует государственному стандарту для данной дисциплины.
Лекция № 1. педагогика как наука
- Педагогику определяют как систему наук о воспитании и образовании детей и взрослых. Различают несколько отраслей педагогики в зависимости от задач и направленности данной науки:
- 1) ясельная педагогика;
- 2) дошкольная педагогика;
- 3) педагогика школы;
- 4) педагогика среднего специального образования;
- 5) педагогика профессионально-технического образования;
- 6) педагогика среднего специального образования;
- 7) педагогика высшей школы;
- 8) производственная педагогика;
- 9) социальная педагогика;
- 10) сравнительная педагогика;
- 11) педагогика «третьего» возраста;
- 12) исправительно-трудовая педагогика;
- 13) специальные педагогические науки;
- 14) лечебная педагогика.
Ясельная педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста. Характерная особенность – взаимодействие с другими отраслями знаний: психологией, физиологией, медициной.
Дошкольная педагогика – наука о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. Разрабатывает теоретические основы и технологии воспитания дошкольников в государственных и негосударственных, учебно-воспитательных учреждениях и в условиях многодетных, полных, неполных семей.
Педагогика школы является базой для построения вузовской педагогики, выступает основой формирования учительского и преподавательского профессионализма.
Педагогика профессионально-технического образования – отрасль науки, предметом которой являются закономерности подготовки рабочих высокой квалификации. Ее возникновение связано с потребностью практики бывшего СССР в обучении молодежи рабочим профессиям.
Педагогика среднего специального образования развивается за счет заимствования, адаптации научных и прикладных положений школьной и вузовской педагогики.
Педагогика высшей школы обусловлена фактором научного потенциала. Будущих специалистов обучают представители, имеющие высшую квалификацию.
- Производственная педагогика изучает:
- 1) закономерности обучения работающих;
- 2) переориентацию на новые средства производства;
- 3) повышение квалификации работающих;
- 4) переориентацию на новые профессии.
- Социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного образования и воспитания детей и взрослых.
- Педагогика «третьего» возраста разрабатывает систему образования, развития людей пенсионного возраста и находится в стадии становления.
Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления. Данная отрасль педагогики взаимосвязана с юриспруденцией и правоведением.
Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий.
Специальные педагогические науки – сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика – разрабатывают теоретические основы, принципы, методы и средства воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии.
Лечебная педагогика развивается на границе с медициной. Основным ее предметом является система образовательно-воспитательной деятельности педагогов с больными и имеющими слабое здоровье учениками.
Лекция № 2. объект и предмет педагогики
Наука о воспитании человека получила свое название от двух греческих слов: «пайдос» – «дитя» и «аго» – «вести». Если переводить дословно, то «пайдоагос» означает «детоводитель», то есть тот, кто ведет ребенка по жизни. Отсюда логично вытекает объект педагогики – ребенок, человек, личность.
Ребенок является объектом многих наук, но каждая из них формирует в процессе его изучения свой особый предмет исследования. Закономерностями детского организма и протекания физиологических процессов занимаются анатомия и физиология.
Педиатрия изучает особенности и закономерности состояния детского организма при различных его заболеваниях.
В центре изучения возрастной и педагогической психологии – закономерности становления и развития психических функций у ребенка на разных возрастных этапах и под влиянием целенаправленного воздействия.
Педагогика объединяет и синтезирует в себе данные всех естественных и общественных наук о ребенке в целом, о законах развития воспитательных общественных отношений, которые влияют на социальное становление личности. Педагогика, можно сказать, является высшим этапом развития наук о ребенке, о становлении его личности в системе общественных отношений, в процессе воспитания.
Педагогика – это в широком смысле наука о воспитании человека. Она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, путей реализации законов воспитания и методик обучения.
Конкретизируя данное определение педагогики, можно сказать, что это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.
Педагогика как область научных дисциплин о воспитании и обучении, образовании человека раскрывает закономерности педагогического процесса, а также становления и развития личности в педагогическом процессе.
Педагогика познает свой объект – растущего, развивающегося человека – в нерасторжимом слиянии природного, общественного и индивидуального в нем; в его сущности, становлении, свойствах и деятельности.
Эти проблемы решаются в современной педагогике на основе философских концепций человека, данных социально-психологических, психологических и психофизиологических исследований.
Предметом исследования педагогики является целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека. Теория педагогического процесса, его возможность, необходимость и пути реализации составляют предмет общей педагогики, а также философии педагогики.
Теории и научные подходы в педагогике не имеют взаимоисключающего характера; они, скорее, дополняют друг друга. Как в теории, так и в практике педагогическое мышление есть особый вид осуществления диагностики, профилактики нарушений и терапевтической тактики.
Суть педагогического мышления состоит в том, что всеобщие принципы при любом их практическом применении модифицируются. Конкретизируясь, теоретическое знание приспосабливается к неповторимо индивидуальной ситуации и (или) случаю. Оно преобразуется, пересматривается, видоизменяется.
Лекция № 3. задачи и функции педагогики
Задачи педагогики принято делить на два типа: постоянные и временные.
Постоянные задачи
1. Задача вскрытия закономерностей в областях воспитания, обучения, образования и управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике – это связь между преднамеренно созданными и объективно существующими условиями и достигнутыми результатами, где результатами являются воспитанность и обученность. Связи бывают двух типов.
Закономерные связи – связи, удовлетворяющие определенным требованиям. Одно из таких требований – объективность связи, т. е. ее независимость от желания, настроения участников педагогического взаимодействия. Важен и причинно-следственный характер связи.
Он выражается в том, что результаты педагогического процесса предопределяются строгим набором факторов. Третий важный фактор – всеобщность, т. е. проявление закономерных связей в работе педагога.
И, наконец, отмечается повторяемость закономерных связей: их способность воспроизводиться в аналогичных ситуациях.
Каузальные (случайные) связи. Основная причина их возникновения – отвлекающие временные психические состояния школьников.
Изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности. Профессиональная педагогическая деятельность – это всегда творческий процесс. Однако существуют определенные рациональные средства эффективного влияния на учащихся. Для этого требуется теоретическое обоснование и научная интерпретация «творчества учителей».
Источник: https://dom-knig.com/read_370522-1
Лекция № 1. педагогика как наука
Лекция № 1. педагогика как наука
- Педагогику определяют как систему наук о воспитании и образовании детей и взрослых. Различают несколько отраслей педагогики в зависимости от задач и направленности данной науки:
- 1) ясельная педагогика;
- 2) дошкольная педагогика;
- 3) педагогика школы;
- 4) педагогика среднего специального образования;
- 5) педагогика профессионально-технического образования;
- 6) педагогика среднего специального образования;
- 7) педагогика высшей школы;
- 8) производственная педагогика;
- 9) социальная педагогика;
- 10) сравнительная педагогика;
- 11) педагогика «третьего» возраста;
- 12) исправительно-трудовая педагогика;
- 13) специальные педагогические науки;
- 14) лечебная педагогика.
Ясельная педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста. Характерная особенность – взаимодействие с другими отраслями знаний: психологией, физиологией, медициной.
Дошкольная педагогика – наука о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. Разрабатывает теоретические основы и технологии воспитания дошкольников в государственных и негосударственных, учебно-воспитательных учреждениях и в условиях многодетных, полных, неполных семей.
Педагогика школы является базой для построения вузовской педагогики, выступает основой формирования учительского и преподавательского профессионализма.
Педагогика профессионально-технического образования – отрасль науки, предметом которой являются закономерности подготовки рабочих высокой квалификации. Ее возникновение связано с потребностью практики бывшего СССР в обучении молодежи рабочим профессиям.
Педагогика среднего специального образования развивается за счет заимствования, адаптации научных и прикладных положений школьной и вузовской педагогики.
Педагогика высшей школы обусловлена фактором научного потенциала. Будущих специалистов обучают представители, имеющие высшую квалификацию.
- Производственная педагогика изучает:
- 1) закономерности обучения работающих;
- 2) переориентацию на новые средства производства;
- 3) повышение квалификации работающих;
- 4) переориентацию на новые профессии.
- Социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного образования и воспитания детей и взрослых.
- Педагогика «третьего» возраста разрабатывает систему образования, развития людей пенсионного возраста и находится в стадии становления.
Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления. Данная отрасль педагогики взаимосвязана с юриспруденцией и правоведением.
Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий.
Специальные педагогические науки – сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика – разрабатывают теоретические основы, принципы, методы и средства воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии.
Лечебная педагогика развивается на границе с медициной. Основным ее предметом является система образовательно-воспитательной деятельности педагогов с больными и имеющими слабое здоровье учениками.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Следующая глава
Источник: https://psy.wikireading.ru/2759
Педагогика как наука о воспитании и развитии человека
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………………………………………………………
РАЗДЕЛ I. Педагогика как наука о воспитании и развитии человека
ГЛАВА 1. Предмет педагогики…………………………………………………………………………………………….
Основные педагогические понятия…………………………………………………………………….
Система педагогических наук……………………………………………………………………………
Связь педагогики с другими науками…………………………………………………………………
ГЛАВА 2. Развитие, воспитание и формирование личности…………………………………………………
Факторы направленного формирования личности………………………………………………
ГЛАВА 3. Задач и дошкольной педагогической науки………………………………………………………..
ГЛАВА 4. Становление и развитие дошкольной педагогики……………………………………………….
Детские сады в России………………………………………………………………………………………
ГЛАВА 5. Система образования в Российской Федерации…………………………………………………..
Современная система образования…………………………………………………………………….
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении……………………….
РАЗДЕЛ II. Педагогика возрастного развития человека
ГЛАВА 6. Возрастная периодизация в педагогике
Педагогические критерии выделения возрастных периодов…………………………………
Педагогическая характеристика возрастных периодов………………………………………..
ГЛАВА 7. Характеристика возрастного развития дошкольника………………………………………….
РАЗДЕЛ III. Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении
ГЛАВА 8. Конвенция о правах ребенка и ее основное содержание………………………………………
ГЛАВА 9. Цель и задачи учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении…………………………………………………………………………………………………….
ГЛАВА 10. Содержание педагогического процесса воспитания детей дошкольного возраста
Физическое развитие дошкольников………………………………………………………………….
Социальное развитие дошкольников………………………………………………………………….
Умственное воспитание дошкольников……………………………………………………………..
Трудовое воспитание дошкольников………………………………………………………………….
Эстетическое воспитание дошкольников……………………………………………………………
ГЛАВА 11. Особенности обучения детей дошкольного возраста………………………………………….
Принципы обучения дошкольников…………………………………………………………………..
ГЛАВА 12. Особенности обучения детей дошкольного возраста………………………………………….
ГЛАВА 13. Вариативные программы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста………………………………………………………………………………………………………….
ГЛАВА 14. Методы воспитания детей дошкольного возраста
Общее понятие о методах воспитания……………………………………………………………….
Классификация методов воспитания………………………………………………………………….
ГЛАВА 15. Игра в жизни дошкольника……………………………………………………………………………….
ГЛАВА 16. Планирование педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении……………………………………………………………………………………………………………………….
ГЛАВА 17. Личность педагога дошкольного образовательного учреждения……………………….
ГЛАВА 18. Социальный педагог в дошкольном учреждении………………………………………………
МИНИ-ХРЕСТОМАТИЯ
Из истории русской дошкольной педагогики
Домострой……………………………………………………………………………………………………….
Виссарион Григорьевич Белинский (1811–1848)………………………………………………..
Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1870)
Родное слово……………………………………………………………………………………………………
Лев Николаевич Толстой (1828–1910)
Мысли о воспитании…………………………………………………………………………………………
Аделаида Семеновна Симонович (1844–1933)
Связь детского сада со школою…………………………………………………………………………
Кто может быть воспитателем…………………………………………………………………………..
Елизавета Николаевна Водовозова (1844–1923)
Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания дошкольного возраста………………………………………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Уважаемые будущие педагоги дошкольных образовательных учреждений! Вы приступаете к изучению дошкольной педагогики – науки о развитии и воспитании детей дошкольного возраста, самых маленьких граждан нашей Родины. Изучение дошкольной педагогики необходимо для успешного решения задач полноценного физического и психического развития каждого ребенка, подготовки его к переходу в школу.
Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.
Предлагаемое учебное пособие переработано и дополнено с учетом тех изменений, которые в настоящее время внесены в системы образования в Российской Федерации.
В системе образования появились совершенно новые виды дошкольных образовательных учреждений, каждое из которых требует особого подхода к процессу обучения и воспитания дошкольников.
В новом варианте предлагаемого учебного пособия рассматриваются некоторые особенности работы дошкольных образовательных учреждений различных видов и типов. При этом особое внимание уделяется образовательному учреждению – начальной школе – детскому саду.
Готовность детей к школе, преемственность в обучении и воспитании – это те вопросы, которые получили свое отражение в новом варианте учебного пособия.
Особенно актуальной в настоящее время продолжает оставаться проблема защиты прав ребенка. В учебном пособии имеется специальная глава – «Конвенция о правах ребенка и ее основное содержание». В новом варианте пособия эта глава дополнена материалом по социальной защите прав ребенка и семьи в условиях образовательно-воспитательной работы дошкольного образовательного учреждения.
Во всех разделах учебной книги постоянно подчеркиваются и раскрываются идеи Конвенции о правах ребенка.
Авторы учебного пособия исходили из того, что главное в работе с детьми различных дошкольных возрастных групп – создать каждому ребенку условия для развития его индивидуальности.
В связи с этим учебное пособие акцентирует внимание будущих воспитателей и педагогов на личностно-ориентированное воспитание и обучение детей. При этом особое внимание обращается в специальной главе на анализ вариативных программ для дошкольных образовательных учреждений.
Выбор программы дает возможность определить направления и содержание деятельности с детьми дошкольного возраста с учетом их индивидуальности и возрастного развития.
Все эти вопросы освещены в первом и других разделах учебного пособия.
Второй раздел учебного пособия «Педагогика возрастного развития ребенка» посвящен особенностям детей дошкольного возраста.
Здесь дается возрастная периодизация с точки зрения современных наук о ребенке и его развитии, рассматриваются педагогические критерии выделения возрастных групп.
При этом авторы программы берут за основу базисную программу «Истоки», разработанную группой ученых Центра «Дошкольное детство» имени А.В. Запорожца.
Дошкольный возраст – время активного становления индивидуальности каждого ребенка, активного познания окружающей действительности, эмоционального отношения к этому миру.
Как развивать, воспитывать и обучать детей дошкольного возраста? На этот непростой вопрос авторы дают ответ в третьем разделе учебного пособия «Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении».
В этом разделе рассматривается и вопрос о преемственности в обучении и воспитании детей в условиях дошкольного учреждения и начальных классов школы.
Воспитатель дошкольного образовательного учреждения должен хорошо знать особенности воспитания и обучения детей дошкольного возраста, специфику организации учебных занятий с каждой возрастной группой детей. Важно при этом организовать жизнь детей в детском саду с учетом их возрастного развития и индивидуальности ребенка.
Задачи и содержание воспитания детей дошкольного возраста многогранны. Особое место среди них занимают проблемы охраны здоровья детей и их физического воспитания, так как от эффективности решения этих проблем зависит полноценное развитие ребенка.
В этом разделе учебного пособия представлен материал о роли различных видов деятельности дошкольника в его развитии. При этом значительное место уделяется игровой и художественно-эстетической деятельности.
Авторы обратили серьезное внимание на особенности личности воспитателя дошкольного учреждения, его профессиональным качествам и умениям.
Воспитатель маленьких граждан должен иметь самые разнообразные знания, уметь вместе с детьми и их родителями так организовывать жизнь детей в дошкольном учреждении, чтобы они могли реализовать свои возможности в разнообразных видах деятельности и в общении с окружающими.
Работа воспитателя в детском саду – это постоянный поиск новых путей, средств и методов воспитания и обучения, поиск нестандартных приемов работы с детьми и сотрудничества с коллегами по работе.
В дошкольных образовательных учреждениях введены должности социального педагога и педагога-психолога. Особенно возросла их профессиональная значимость в образовательных учреждениях типа начальная школа – детский сад и в центрах образования.
В составе центра образования функционирует и дошкольное учреждение и даже ряд таких образовательных учреждений. В связи с этим в указанном разделе учебного пособия имеется специальная глава о направлениях профессиональной деятельности социального педагога в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Каждый будущий работник дошкольного образовательного учреждения должен не только быть профессионально подготовлен в процессе своей учебы, но и знать свои права и обязанности. В связи с этим в новом варианте учебного пособия представлен материал о нормативном обеспечении аттестации педагогических кадров, сотрудничестве всех членов педагогического коллектива.
Согласно закону РФ «Об образовании», обучение и воспитание в России ведется в интересах личности, общества, государства. В специальной главе учебного пособия особое внимание обращается на систему управления всеми типами и видами дошкольных образовательных учреждений. При этом авторы учебного пособия предлагают профессиограмму руководителя образовательного учреждения.
- Авторы надеются, что изучение курса дошкольной педагогики поможет вам приобщиться к педагогической науке, овладеть основами педагогического мастерства и на протяжении всей своей профессиональной деятельности заниматься самообразованием.
- РАЗДЕЛ I
- Педагогика как наука о воспитании и развитии человека
- Искусство воспитания имеет особенность,
- что почти всем оно кажется делом знакомым
- и понятным, а иным – даже легким, и тем понятнее
- и легче оно кажется, чем менее человек с ним
- знаком, теоретически или практически.
К.Д. Ушинский
- Истинная гуманность педагогики заключается в том,
- чтобы беречь радость, счастье, на которые имеет
- право ребенок.
В.А. Сухомлинский
Рекомендуемые страницы:
Источник: https://poisk-ru.ru/s17085t9.html
Педагогика как наука о воспитании. Основные этапы развития педагогики
Свое название педагогика получила от греческих слов «раida — пайдос» — ребенок и «gоgоs — АГО» — вести. Прямой перевод слова «пайдагогос» означает «проводник ребенка». Педагогами в Древней Греции называли рабов, которые сопровождали в школу ребенка своего обладателя.
Преподавал в школе нередко также раб. Эти рабы сопровождали детей состоятельных римлян в школу, служили им, учили. Их впервые стали называть педагогами. Так возникло название профессии и образовался термин «педагогика».
Постепенно этот термин стали употреблять в более широком смысле, как искусство вести ребенка в течение его жизни и развития.
екоторое время бытовало мнение, что педагогика — это искусство влияния воспитателя на воспитанников, но педагогика — это не только искусство, но и наука, имеющая свои объективные законы и закономерности.
До недавнего времени педагогику рассматривали как науку о воспитании, обучении и образовании подрастающего поколения. Но развитие человеческого общества указывает на то, что воспитание и обучение должны осуществляться не только в период детства, но и охватывать весь период жизни человека.
Итак, самым распространенным в современной педагогике является определение: педагогика — это наука о воспитании, образовании и обучение людей на всех этапах их возрастного развития. Наиболее коротко педагогику можно определить как науку о воспитании людей.
Однако, чтобы глубже понять что и для чего исследует современная педагогика, обратимся к истории ее становления как самостоятельной научной отрасли.
Практика воспитания появилась вместе с первыми людьми и будет существовать до тех пор, пока будет существовать человечество.
Его необходимость обусловлена как самой природой человечества, так и социальными факторами: старшие поколения всегда заботиться о том, чтобы молодежь овладела знаниями и опытом, умела использовать созданные ими производственные силы и духовные ценности, была подготовлена к труду и общественной жизни. Путем воспитания молодежи старшие поколения готовят для себя смену.
В истории развития педагогической науки можно выделить три основных этапа ее становления, исходя из степени научной разработанности педагогических знаний:
I этап, донауковий, продолжался до XVII века и характеризовался накоплением значительного фонда эмпирического материала в виде отдельных разрозненных педагогических сведений, фиксировались в форме верований, правил, требований, традиций, обычаев, обрядов, составляющих ныне основу народной педагогики; теоретическим осмыслением эмпирического учебно-воспитательного опыта в философских трактатах; возникновением и закреплением в пользовании ряда педагогических понятий.
II этап, концептуальный, длился с конца XVII до начала XX века и характеризовался созданием отдельных теоретических концепций воспитания и образования при доминирующей роли теории обучения; накоплением фактического материала и опыта педагогической деятельности; выделением и обоснованием ведущих компонентов научно-педагогических знаний (принципов, методов, форм организации учебно-воспитательного процесса). Однако анализ педагогической литературы того времени свидетельствует об отсутствии четкого разграничения сфер деятельности процессов воспитания и обучения; отождествление понятий «воспитание», «обучение», «образование»; возможность целостной разработки научных основ педагогики в контексте уровня развития науки того времени.
III этап, системный, продолжается с начала XX века и характеризуется высоким уровнем обобщения, систематизации и структурирования педагогических эмпирических знаний, полученных в результате проведения многочисленных педагогических экспериментов; дальнейшим развитием категориального аппарата науки; созданием целостных научно обоснованных систем организации учебно-воспитательного процесса; становлением педагогики как научной системы.
Педагогика как отдельная наука впервые заявила о себе в XVI веке. К этому периоду она была составной частью философии.
Воспитание возникает на раннем этапе первобытнообщинного строя в связи с появлением разделения труда, с необходимостью передачи приобретенных знаний и умений младшему поколению для подготовки их к жизни.
Итак, труд стал главным фактором появления воспитания.
В то время дети усваивали полученный опыт во время совместной работы и общения, воспитания было одинаковым для всех детей рода или племени, оно еще не осуществлялось специальными людьми в специальных учебно-воспитательных учреждениях.
Развитие общества, появление рабовладельческого строя, дальнейшая дифференциация труда привели к возникновению специальных учебно-воспитательных учреждений и появления людей, профессии которых было обучение и воспитание детей.
Первые исторические сведения о школах для мальчиков имеем с Древнего Египта, стран Ближнего Востока и античной Греции. Появление частной собственности, классов и государства придает воспитанию классового характера: дети разных классов получают разное воспитание и обучение.
Древняя Греция дала нам примеры зависимости воспитания и от социально-экономических условий. Две противоположные школы — спартанская и афинская — свидетельствуют об этом. Главной целью спартанского воспитания было воспитание мужественного, физически развитого воина, способного выживать в трудных обстоятельствах.
Именно на это была направлена система спартанского воспитания, которая была всесторонне покорена интересам Спарты и носила общественный характер. Афины, которые были центром торговли и ремесел, науки и искусства, целью воспитания принимали воспитания гармонично развитого человека, который объединяет развитие ума и эстетического вкуса с физическим совершенством.
Единственное, что объединяло эти школы — пренебрежение к труду, как дела, которым должны заниматься только рабы.
В Древней Греции зародились первые педагогические теории по развитию личности. Среди их авторов — Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит, Протагор и другие.
Античному идеалу физической силы и красоты христианство противопоставляло человека, озабоченную спасением души, самовоспитанием внутреннего, а не внешнего начала.
Учение философов Средневековья (Августин Блаженный, Северин Боэций, Фома Аквинский) определили отдельное направление в развитии педагогической мысли о формировании личности, основанного прежде всего на основе христианства. Средневековья дает нам два вида воспитания: рыцарское и духовное, которые отличаются друг от друга.
Духовное, церковное воспитание главной целью ставило изучение Священного Писания и различных научных трудов, его толковали, отсюда его догматический характер и зубрежки, как единая методика преподавания.
Эпоха Возрождения выступает за освобождение личности от феодального гнета и религиозного аскетизма. Главным принципом этой эпохи был гуманизм, то есть любовь и уважение к человеку, который рассматривается как центр Вселенной.
Выдающиеся философы предлагают гуманное отношение к детям, всестороннее развитие личности.
Гуманизм Возрождения способствует развитию педагогической мысли, философы и педагоги (Витторино да Фельтре, Франсуа Рабле, Эразм Роттердамский) ищут новых и лучших способов воспитания и обучения, главным образом для того, чтобы воплотить в жизнь идею воспитания личности.
Развитие общества, появление на исторической арене нового класса — буржуазии, необходимость развития производства привели к необходимости возникновения достаточно большого количества образованных людей. Именно в это время (XVII в.
) Педагогика исходит из состава философии и начинает формироваться как отдельная наука.
Этот процесс связан с именем Яна Амоса Коменского, выдающегося чешского педагога, который в своей книге «Великая дидактика» теоретически обосновал принципы, методы и формы обучения, стали основой классно-урочной системы, действующей и сегодня.
В XVIII в. появляется целая плеяда ученых-энциклопедистов, просвитян, благодаря кому эта эпоха вошла в историю, как эпоха Просвещения. Среди них особое внимание проблемам воспитания уделялось Франсуа Вольтер (1694-1778), Дени Дидро (1713-1784), Жан-Жак Руссо (1712-1778). В Англии систему воспитания добродетельного и деятельного джентльмена предложил Джон Локк (1632-1704).
Дальнейшая история педагогики связана с именами Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827) — основателя теории и практики начального воспитания и обучения, а также основателя специального педагогического образования Иоганна Фридриха Гербарта (1776-1841), который сделал попытку теоретически обосновать педагогику с помощью философии и психологии; Адольфа Фридриха Вильгельма Дистервега (1790-1866), который выдвинул идею общечеловеческого воспитания и др.
Всемирную славу отечественной педагогической науке принес К.Д.Ушинский (1824-1870), который отстаивал принцип народности обучения и воспитания детей.
Во второй половине XIX — начале XX в. в Украине большое внимание проблемам образования и воспитания уделяют известные писатели, деятели культуры и искусства, просветители — Т.Г.Шевченко (1814-1861) — «Букварь южнорусский» (1861), П. А. Грабовский (1864-1902), Леся Украинка (1871-1913), О.В.Духнович (1803-1865), Х.Д.Алчевской (1841-1902) и др.
Заслуживает внимания советский период развития педагогики, связанный с именами С.Т.Шацького (1878-1934), П.П.Блонського (1884-1942), А. С. Макаренко (1888-1939), В. А. Сухомлинского (1918-1970), а также педагогика сотрудничества, предложенная ПИ.О.Амонашвили, В.Ф.Шаталова и др.
Системный период развития педагогических знаний, который начался в начале XX века, продолжается до сих пор и характеризуется дальнейшим развитием всех отраслей педагогики; высоким уровнем обобщения и классификации понятийного аппарата науки; развитием педагогики как научной системы.
Предмет педагогики.
Прочитайте и законспектируйте основные положения по определению предмета педагогики. |
Предмет изучения педагогической науки — одно из важнейших и в то же время, один из самых сложных вопросов педагогики.
Надо отметить, что до сих пор продолжается давняя дискуссия: «Чем считать педагогику — наукой или искусством»? Чтобы предоставить аргументированный ответ на этот вопрос, приводим ряд критериев, позволяющих определенную область знаний называть наукой, а именно: а) четко определен предмет изучения; б) имеющиеся объективные методы исследования явлений и процессов; в) зафиксированы объективные связи (законы и закономерности) между явлениями и процессами, которые являются предметом изучения; г) обнаружены законы и закономерности дают возможность предсказывать (прогнозировать) развитие событий в будущем.
Долгое время предметом педагогики признавалось воспитания, как подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Однако воспитание как общественное явление возникло и существует как средство подготовки человека к жизни, развития у него необходимых общественных свойств и качеств.
Таким образом, закономерности воспитания, его характер и методические основы производятся не в самой воспитательной деятельности как таковой, а обусловлены закономерностями развития и формирования человека как существа социального, а также социальными требованиями к ее подготовке.
Уровень развития современного общества требует постоянного самосовершенствования человека, непрерывного образования и воспитания в течение всей ее жизни.
Поэтому современный комплекс педагогических наук вмещает также отрасли, которые изучают закономерности и принципы воспитания, образования и развития зрелого человека (акмеология).
Предмет изучения педагогики развивался и уточнялся в течение всей истории развития педагогической мысли. На современном этапе существует так подходов к его определению. Можно выделить по меньшей мере три из наиболее распространенных.
Подход первый — предметом изучения педагогики является воспитание как функция общества передавать новым поколениям общественно-исторический опыт; воспитание как специально организованный процесс, воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных заведениях.
Итак, ведущим процессом, который изучает педагогическая наука считается воспитания.
Подход второй — предметом изучения педагогики признается исследования сущности развития и формирования личности человека и определение на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса.
То есть, наряду с процессом воспитания к предмету изучения педагогики добавляется исследования закономерностей развития человека. Подход третий — предметом изучения педагогики признается образование как реальный целостный процесс, целенаправленно организован в специальных. Этот подход достаточно распространен в последние годы как в отечественной так и в зарубежной педагогике.
Несмотря на разнообразие подходов к определению предмета педагогики, ведущими задачами педагогической науки остаются изучения воспитания как общественного явления, которое в широком его понимании охватывает образование и обучение; его закономерностей; исследования сущности и закономерностей развития и формирования личности в условиях специально организованного воспитания; определение целей воспитания; содержания, форм и методов воспитательной деятельности; исследование роли воспитания в процессе развития и формирования личности; разработка основ теории и практики воспитания и обучения. Вместе с тем, предмет педагогики распространяется и на современном этапе развития науки — он вмещает воспитание, образование и обучение как детей, молодежи, так и взрослого человека.
Итак, на современном этапе развития педагогических знаний мы называем педагогикой науку о закономерности, принципы, формы и методы воспитания, образования и обучения человека на всех этапах ее возрастного развития.
Она является организованным влиянием на мировоззрение и поведение людей, анализирует и раскрывает объективные закономерности воспитательного процесса, исследует его сущностные связи, причинно-следственные зависимости.
- Объект педагогики — реальная педагогическая действительность — все явления целенаправленного формирования личности.
- Предмет педагогики — закономерные связи и отношения, которые существуют в этой действительности.
- Основные задачи педагогики как науки — познание законов воспитания, обучения и образования людей в процессе формирования и развития личности и на их основе создания путей и средств внедрения теоретических задач в учебно-воспитательный процесс.
Источник: https://infopedia.su/4x7f28.html
Педагогика как наука о воспитании и образовании
- Министерство
образования и науки Республики Татарстан - ГАОУ
СПО «Казанский педагогический колледж» - Контрольная работа по педагогике
- Тема: «Педагогика как наука о воспитании и образовании».
Исполнитель: А.И.Шигаева,
- студентка 3-го курса 302 группы
- заочной формы обучения .
- Специальность: 050704
- Дошкольное образование.
- Руководитель:
- Казань 2012
- Содержание
- Введение
Развитие
педагогики как науки обусловлено объективными потребностями общества в подготовке подрастающих поколений к жизни, т. е. в их воспитании. Само воспитание возникло вместе с появлением человеческого общества. Чем больше развивалось и усложнялось производство, чем больше накапливалось научных знаний, тем более важное значение приобретала специальная подготовка молодых поколений к жизни, тем острее становилась необходимость в их специально организованном воспитании. Воспитание, таким образом, превратилось в объективную потребность общества и стало важнейшей предпосылкой его развития
- К настоящему времени
педагогика сложилась как фундаментальная
наука по вопросам обучения и воспитания, без знания и умелого использования
теоретических и методических идей которой невозможно дальнейшее совершенствование деятельности образовательно-воспитательных учреждений в соответствии со всевозрастающими требованиями к их работе, предъявляемыми нашим обществом. - Цель данной работы – рассмотреть педагогику как науку о воспитании и образовании.
- Актуальность
исследования заключается в том, что воспитание и образование
занимало первостепенное значение в
цивилизации человека. - Для достижения цели поставлены задачи:
- изучить процесс выделения педагогики в самостоятельную науку;
- ознакомиться с основными педагогическими понятиями;
- определить взаимосвязь педагогической науки и практики.
- Выделение педагогики в самостоятельную науку
Период развития педагогики от Древней Греции до средних веков
еще не был периодом развития науки. Это было время освоения и отбора различных педагогических принципов, методов и приемов, период накапливания информации и опыта.
Любая наука имеет
свою историю, которая зачастую дает представление об ее предмете, проблемах, задачах и методах. Возникновение
той или иной специализированной отрасли знаний диктуется определенными общественными потребностями. И педагогика, и психология первоначально существовали как разделы философии, от которой вначале отпочковалась педагогика, а затем и психология.
Почти каждый из нас связывает слово «педагогика» со школой и процессом обучения. Термин «педагогика» возник в Древней Греции. В переводе на русский язык он означает детовождение. Первое упоминание о школе обнаружено в древнеегипетских папирусах за 2,5 тыс. лет до н. э. В них упоминается, что жрецы обучали детей фараонов началам арифметики и геометрии.
Свое название педагогика получила от функции, которую в Древней Греции исполняли рабы, специально приставленные к детям из аристократических семей. Этим рабам родители поручали присмотр за своими детьми, когда те шли к учителям, либо на прогулках. Их называли педагогами.
Позже данный термин закрепился за всем связанным с обучением и воспитанием подрастающего поколения, а затем стал обозначать и собственно науку.
Исторически создание педагогической науки связано, прежде всего, с выделением педагогической деятельности в самостоятельную сферу общественной практики. Стремление к ее осмыслению повлекло за собой первоначально создание различного рода обобщений практического и духовного опыта, а затем и разработку специального научного знания.
Сначала эта
отрасль знания разрабатывалась
в недрах философии, в трудах таких
древнегреческих философов, как
Фалес из Милета, Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель и др.
В
этот период появляется и термин «педагогика», который впоследствии закрепился в качестве названия науки о воспитании.
В Древней Греции зародились также и многие другие педагогические понятия и термины, например «школа», что означает досуг, «гимназия» — общественная школа физического развития и др.
В начале ХVII века педагогика была вычленена из системы
философского знания английским философом
и естествоиспытателем Фрэнсисом
Бэконом (1561-1626). В 1623 году он издал свой трактат «О достоинстве и увеличении наук», в котором в качестве отдельной отрасли знания назвал педагогику как науку о «руководстве чтением».
В этом же столетии статус педагогики как самостоятельной
науки был закреплен трудами
и авторитетом выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Он создал знаменитый труд «Великая дидактика», в котором разработал основные вопросы теории и организации учебной работы, а в книге «Материнская школа» изложил свои взгляды на нравственное и семейное воспитание детей.
Именно в этой книге
были разработаны основные вопросы теории и практики учебной работы с детьми. Я. А. Коменский внес в педагогику весомый вклад:
- – впервые обосновал идею всеобщего обучения;
- – создал систему связанных ступеней обучения;
- – внедрил и теоретически обосновал классно-урочную систему обучения;
- – разработал основные принципы обучения (сознательность, наглядность, постепенность, последовательность, прочность, посильность);
- – изложил основные требования к учебнику;
– сформулировал основные требования к учителю. Коменский противопоставил средневековой зубрежке новую систему учебной работы, соответствующую возрастным и психологическим особенностям детей.
- Вслед за Коменским
в историю западноевропейской педагогики вошли имена таких ее виднейших
представителей, как: - Джон Локк (1632-1704) в Англии;
- Жан-Жак Руссо (1712-1778) во Франции;
- Иоганн Генрих Песталоцци в Швейцарии;
- Иоганн Фридрих
Гербарт (1776-1841) и Адольф Дистервег
в Германии и др. - Активно разрабатывались
идеи обучения и воспитания в русской
педагогике: - широкую известность
получил, в частности, оригинальный педагогический трактат XII века «Поучение князя Владимира Мономаха детям», в котором содержались мысли о нравственных критериях воспитания и обучения; - в XVII веке Епифаний Славинецкий разрабатывает в
своем труде «Гражданство обычаев детских» правила поведения детей в семье, школе и общественных местах;
большой вклад
в развитие педагогической мысли
внес М.В.Ломоносов, создавший ряд
учебных книг по риторике и грамматике;
значительно продвинули вперед отечественную педагогическую мысль работы К.Д.Ушинского, Н.И.Пирогова, В.П.Острогорского, П.Ф.Лесгафта, Л.Н.Толстого, П.Ф.Каптерева, К.Н.Вентцеля и др.
Все это позволило
педагогической науке уже к середине XVIII века выделиться в самостоятельную
науку со своим предметом научного исследования. В дальнейшем предмет педагогики неоднократно уточнялся. Сейчас педагогика предстает как наука об исследовании сущности развития и формирования человеческой личности и определении на этой основе теории и
- и методики воспитания и обучения как специально организованного педагогического процесса.
- Основные
педагогические понятия - Основными категориями педагогики являются: обучение; воспитание; образование; развитие; самообразование; педагогический процесс; педагогическая система; педагогическая деятельность; педагогическая технология; педагогическое взаимодействие.
- Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие ума, дарований учеников в соответствии с поставленными целями.
Каждой исторической эпохе присуща
своя система обучения, которая специфично отвечает на вопросы – для чего, кого, чему и как учить. Общество передавало молодому поколению содержание накопленного человечеством социального опыта избирательно, т. е.
различные социальные группы получали знания в области социальной культуры в разном объеме и разного характера. Современное общество заинтересовано в передаче всему подрастающему поколению всего содержания социального опыта.
Целью обучения, направленного на разностороннее развитие личности, является обеспечение всем учащимся оптимального интеллектуального развития, сознательного и прочного усвоения знаний, овладения умениями пользоваться этими знаниями на практике.
Эта цель выступает в единстве с целями воспитания, направленного на формирование личности во всей совокупности.
- Воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности, одна из центральных категорий в педагогике.
- Образование – единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, целенаправленно и сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном
- сознании социальные
эталоны. Говоря об «образовании»,
можно рассматривать эту категорию
в разных качествах: - – как ценность развивающегося человека и общества;
- – как процесс обучения и воспитания человека;
- – как результат процесса обучения и воспитания;
- – как систему образования.
Цели образования определяют его
содержание.
В современном обществе оно предполагает систему знаний о природе, обществе, технике, человеке; систему способов деятельности, преобразующихся
в результате их усвоения в умения и навыки; опыт творческой деятельности, обеспечивающий развитие творческих способностей личности; систему норм отношений к миру и друг к другу. Все это в совокупности обеспечивает развитие разносторонних качеств личности, ее нравственную, эмоциональную, эстетическую культуру, ее ценности и идеалы.
Развитие – это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека, освоение им внутреннего – индивидуально-психологического и внешнего – общечеловеческого (культурного богатства) потенциалов возможностей.
Эти два потенциала осваиваются
не в отрыве друг от друга, а одновременно и взаимосвязанно. Освоение внутреннего
потенциала может осуществляться только через общественный опыт. Ребенок, видя, что умеют другие, пытается сделать это сам и таким образом развивает свои внутренние возможности.
Можно выделить развитие физическое, психическое, социальное, духовное. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.
- Самообразование – это система внутренней самоорганизации человека по усвоению опыта поколений, направленная на его собственное развитие посредством собственных устремлений и им самим выбранных средств.
- Педагогический процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие), целью которого является передача педагогами и освоение учащимися социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.
- Под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.
- Педагогическая деятельность – особый вид социальной (профессиональной) деятельности, направленный на реализацию целей образования.
Педагогическая технология – это система последовательных, взаимосвязанных действий педагога, направленных на решение педагогических задач: структурирования и конкретизации целей педагогического процесса; преобразования содержания образования в учебный материал; анализа межпредметных и внутрипредметных связей; выбора методов, средств и организационных форм педагогического процесса и т. д.
Педагогическое взаимодействие представляют собой прямые или косвенные преднамеренные контакты педагога с воспитанником, целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка к окружающему миру.
Важнейшей характеристикой личностной стороны педагогического взаимодействия является возможность воздействовать друг на друга и тем самым производить реальные преобразования не только в познавательной или эмоциональной, но и в личностной сфере.
Под прямым взаимодействием
понимается непосредственное общение
педагога с учеником. Специфика деятельности педагога обусловливает необходимость
использования именно этого вида взаимодействия.
Но в определенных случаях более эффективным является косвенное взаимодействие, т. е. направленное не на самого ученика, а на его привычное окружение, например одноклассников или друзей.
Изменяя окружающие обстоятельства жизни ученика, педагог может изменить со временем и его самого.
Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_16/pedagogika-kak-nauka-o-vospitanii/377081.2620493.page1.html