Параметры работ и восприятие содержания — справочник студента

По отношению к одной и той же работе люди ведут себя по-разному. Происходит это, в частности, потому, что они по-разному воспринимают данную работу.

Восприятие содержания работы характеризует ее с точки зрения понимания ее природы отдельным исполнителем. Существует различие между объективными и субъективными свойствами работы, отражаемыми в восприятиях людей. Нельзя понять результат работы, абстрагируясь от различий в личностных качествах, потребностях и интересах исполнителей.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Также нельзя сделать это без учета социальной среды, в которой эта работа выполняется. Чтобы улучшить результат выполнения работы, необходимо изменить восприятие содержания работы. Изменения при этом могут касаться проектирования работы, личностных качеств или социальной среды, т.е. всего того, что влияет на воспринятое содержание работы.

Для измерения воспринятого содержания работы в различных условиях используется ряд методов. Обычно это вопросники, заполняемые опрашиваемыми, с помощью которых измеряется восприятие определенных характеристик работы.

Американские специалисты Р. Хакман и Э. Лоулер выделяют шесть таких характеристик: разнообразие, автономность, закончен ноешь, результативность, взаимодействие и общительность (табл. 6.5). !Т

264

Таблица 6 5. Характеристики работы

Характеристики Описание характеристики
Разнообразие Уровень разнообразия в наборе операций или уровень разнообразия орудий труда и процессов, используемых при выполнении работы
Автономность Уровень самостоятельности при принятии решений по планированию своей работы, а также выбору средств по ее выполнению
Законченность Уровень доведения создаваемого продукта (услуги) до конечного результата в рамках данной работы
Результативность (обратная связь) Уровень информированности исполнителя через работу о результативности произведенных им действий
Взаимодействие Уровень требуемого от исполнителя взаимодействия с другими работниками для завершения работы
Общительность Уровень, до которого работа позволяет исполнителю общаться с коллегами и устанавливать неформальные дружеские отношения
Читайте также:  Модель социотехнической системы - справочник студента

Обычно у работников, имеющих одно и то же восприятие параметров работы и социальной среды, обнаруживаются сходные характеристики работы.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Различные характеристики в первую очередь свидетельствуют о различии у работников восприятия работы.

Так, например, работник, испытывающий потребность в самоутверждении, по-другому воспримет автономность в работе, чем работник, не испытывающий такой потребности.

Индивидуальные различия обеспечивают возможность выявления того, как разные люди воспринимают одну и ту же работу.

Например, наличие у человека выраженной потребности роста влияет на восприятие им такой характеристики работы, как обратная связь от результатов действия, или уровень разнообразия в работе является важной характеристикой работы для тех, у кого сильно выражена потребность в самоутверждении.

Читайте также:  Резонанс напряжений - справочник студента

Аналогично потребностям, социальная среда работы также воздействует на восприятие содержания работы. Это относится, например, к стилю руководства.

265

Источник: http://www.adhdportal.com/book_2342_chapter_107_2.4._Vosprijatie_soderzhanija_raboty.html

Восприятие. Особенности восприятия и их характеристика

Узнать стоимость работы по вашей теме

ПЛАН

Введение

Глава I. Понятие о процессах восприятия Глава II. Особенности и характеристика восприятия в возрастные периоды

Заключение Список использованной литературы

Введение

Когда мы говорим об ощущениях, то видим, что их содержание не выходит за пределы элементарных форм отражения. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы наиболее элементарных форм.

Человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций, т.е. что бы человек ни воспринимал, он неизменно имеет дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами.

Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений, опираясь на совместную работу органов чувств, синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы.

Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций…

В процессе своего развития человек по-разному воспринимает окружающую его действительность, а значит, восприятие имеет ряд особенностей, непосредственно связанных с тем или иным возрастным периодом. Всё вышесказанное подтверждает актуальность данной темы.

Тем не менее, степень изученности данного вопроса в психологической науке остаётся довольно низкой, это связано, в первую очередь с тем, что нет единого, универсального определения понятия «восприятие», что затрудняет дальнейшую исследовательскую работу в этой сфере познавательных процессов.

Целью курсовой работы является исследование и характеристика особенностей восприятия личности.

В соответствие поставленной цели решаются следующие задачи:

  • дается понятие сущности восприятия, раскрывается ее понятие терминология и свойства;
  • рассматриваются особенности восприятия у детей, в различные периоды их развития;

В ходе работы над курсовым проектом, основным источником послужили учебники и учебные пособия выдающихся отечественных и западных специалистов в области психологии: «Психология» Немова Р.С.

, «Детская и педагогическая психология» Левитова Н.Д., «Теория эстетического воспитания школьников» Лихачёва Б.Т., «Общая психология» Рогова М., «Психологический справочник учителя» Фридмана Л. М.

, Кулагиной И. Ю. и др.

Глава I. Понятие о процессах восприятия

В этой главе мы ознакомимся с понятием восприятие (и с тем, что думают на этот счёт авторы тех учебников, которые были использованы в данной работе), ведь очень важно рассмотреть основу, то, без чего нельзя перейти к основной теме этой работы.

1.Терминология восприятия

Наиболее простое и понятное объяснение понятию «восприятие» показано в книге «Как мы видим то, что видим» В. Демидова: «Восприятие — это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

Оно включает в себя прошлый опыт человека в виде представлений и знаний» [2, с.38]. Л.Н Стрижак объясняет, что восприятие всегда имеет целостный характер, т.е. в получаемых конкретных образах предметов внешние явления отражаются в их целостности, в совокупности их свойств и качеств.

Благодаря этому человек всегда восполняет в своём восприятии отсутствующие элементы и части воспринимаемого предмета или явления [10, с.139].

Было бы глубоко ошибочным думать, что процесс от относительно простых ощущений — к сложным восприятиям является простым суммированием отдельных ощущений или, как часто говорили психологи, результатом простых ассоциаций отдельных признаков. На самом деле восприятие (или отражение) целых предметов или ситуаций гораздо сложнее.

Оно требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, осязательные свойства, вес, вкус и т.д.) основных ведущих признаков с одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных. Он требует объединения группы основных существенных признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете.

Если при таком сопоставлении гипотеза о предлагаемом предмете совпадает с поступающей информацией, возникает узнавание предмета и происходит его восприятие. Если гипотеза не согласуется с реально доходящей до субъекта информацией, поиски нужного решения продолжаются до тех пор, пока субъект не найдет его, т.е.

пока он не узнает предмет или не отнесет его к определенной категории.

При восприятии знакомых предметов (стакан, стол) узнавание их происходит очень быстро — человеку достаточно объединить два-три воспринимаемых признака, чтобы прийти к нужному решению.

При восприятии новых или незнакомых предметов узнавание их гораздо сложнее и протекает в гораздо более развернутых формах.

Полное восприятие таких предметов возникает как результат сложной аналитико-синтетической работы, выделяющей одни существенные признаки, тормозящей другие, несущественные и комбинирующей воспринимаемые детали в одно осмысленное целое.

Существуют теории, посвященные процессу распознавания образов.

В этих теориях основное внимание уделено вопросу: как внешние сигналы, воздействующие на органы чувств, преобразуются в осмысленные перцептивные впечатления? Как правило, мы опознаем окружающие нас предметы и события легко и быстро, поэтому может создаться впечатление, что связанные с распознаванием операции просты и непосредственны.

Опыт инженеров показывает, что такое представление весьма далеко от истины. Нет машин, которые были бы способны распознавать символы и звуки, обычные для окружающей нас среды. Системы восприятия животных, даже самых примитивных, по своим возможностям далеко опережают подобные машины.

Рогов пишет, что восприятие является очень сложным и активным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Этот сложный, активный характер восприятия проявляется в целом ряде признаков, требующих специального рассмотрения.

Прежде всего, процесс информации ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждений от периферически воспринимающих органов.

В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз, выделяющие наиболее информативные точки, пропевание или проговаривание соответствующих звуков, играющих существенную роль в определении наиболее существенных особенностей звукового потока). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать, как воспринимающую (перцептивную) деятельность.

Далее, восприятие тесно связано с оживлением следов прошлого опыта, сличением доходящей до субъекта информации с ранее сложившимися представлениями, сравниванием с ними актуальных воздействий, выделением существенных признаков, созданием гипотез о предполагаемом значении доходящей до него информации, синтезом воспринимаемых признаков в целые комплексы «принятием решения» о том, к какой категории относится воспринимаемый предмет. Иначе говоря, воспринимаемая (перцептивная) деятельность субъекта близка к процессам наглядного мышления, причем эта близость тем нагляднее, чем новее и сложнее воспринимаемый объект.

Естественно поэтому, что воспринимающая деятельность почти никогда не ограничивается пределами одной модальности, но складывается в совместной pa6oте нескольких органов чувств (анализаторов), результатом которой являются представления, сформировавшиеся у субъекта.

Наконец, важно и то обстоятельство, что восприятие предмета никогда не осуществляется на элементарном уровне оно захватывает высшие уровни психической деятельности, в частности речь. Человек не просто смотрит на предметы и пассивно реагирует на их признаки.

Выделяя и объединяя наиболее существенные из них, он всегда обозначает воспринимаемые предметы словом, тем самым глубже познавая их свойства, и относит их к определенным категориям.

Воспринимая часы и мысленно называя их этим именем, он отвлекается от таких несущественных признаков, как их цвет, размеры, форма, и выделяет основной признак — функцию указания времени.

Одновременно он относит воспринимаемый предмет к определенной категории, отделяет от других, близких по внешнему виду предметов, ни относящихся к другим категориям (например, барометр). Все это еще раз подтверждает, что воспринимающая деятельность субъекта по своему психологическому строению может приближаться к наглядному мышлению. Сложный и активный характер воспринимающей деятельности человека определяет ряд особенностей его, в одинаковой степени относящихся ко всем его формам.

Итак, по Рогову восприятие — это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей [9, c.218-219].

Р.С. Немов же рассматривает восприятие как интеллектуальный процесс, связанный с активным поиском признаков, необходимых и достаточных для формирования образа и принятия решений. Последовательность актов, включенных в этот процесс, можно представить себе следующим образом:

1. Первичное выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту.

2. Поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, сравнение с которым воспринятого позволяет судить о том, что это за объект.

3. Отнесение воспринятого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого гипотетического решения.

4. Окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ними класса.[6, с.195]

2. Свойства восприятия

На протяжении всей истории психологии не прекращаются дискуссии о соотношении сенсорных и перцептивных процессов. Разграничение ощущения и восприятия предложил Т. Рид (1785). В современной психологии сенсорных и перцептивных процессов оно остается распространенным — по критериям целостности и предметности образа.

Восприятие — отражение целостного объекта или явления, включающее его предметное значение (например, восприятие луны, удара колокола, вкуса дыни) и т.д.

, в отличие от ощущения — отражения отдельных сторон воспринимаемой действительности, не отнесенного к конкретному объекту с его предметным значением (ощущение светового пятна, громкого звука, сладкого вкуса).

При этом под ощущением понимается и сам процесс сенсорного отражения, и его продукт — сенсорный образ.

Тем не менее, Б.Г. Ананьев определяет ощущение и восприятие как чувственные образы, которые возникают лишь при прямом воздействии предметов внешнего мира на наши органы чувств [8; с.6].

В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойства предметов, конкретных явлений или процессов, происходящих вне и независимо от нас, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью, причем даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно, вызывает простое ощущение (в данном случае это ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту, ассоциируется с ним).

Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией.

Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т.п.

), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу.

Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется.

Отдельные ощущения как бы «привязаны» к специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы — рецепторы, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов.

В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие.

Четыре анализатора — зрительный, слуховой, кожный и мышечный — чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия.

Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.

Предметность, целостность, константность и категориальность (осмысленность и означенность) — это основные свойства образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия.

Предметность — это способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения.

Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов.

Это происходит и в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются. Константность определяется как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия.

Читайте также:  Взаимно обратные функции - справочник студента

Категориальность человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу. В соответствии с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса и выраженные в объеме и содержании этого понятия.

Описанные свойства предметности, целостности, константности и категориальности восприятия с рождения человеку не присущи; они постепенно складываются в жизненном опыте, частично являясь естественным следствием.

Чаще и больше всего свойства восприятия изучались на примере зрения — ведущего органа чувств у человека.

Существенный вклад в понимание того, как из отдельных зрительно воспринимаемых деталей предметов складывается их целостная картина — образ, внесли представители гештальтпеихологии — направления научных исследований, сложившегося в начале XX в. в Германии.

Одним из первых классификацию факторов, влияющих на организацию зрительных ощущений в образы в русле гештальтпеихологии предложил М. Вертгеймер. Выделенные им факторы следующие:

1. Близость друг к другу элементов зрительного поля, вызвавших соответствующие ощущения. Чем ближе друг к другу пространственно в зрительном поле располагаются соответствующие элементы, тем с большей вероятностью они объединяются друг с другом и создают единый образ.

2. Сходство элементов друг с другом. Это свойство проявляется в том, что похожие элементы обнаруживают тенденцию к объединению.

3. Фактор «естественного продолжения». Он проявляется в том, что элементы, выступающие как части знакомых нам фигур, контуров и форм, с большей вероятностью в нашем сознании объединяются именно в эти фигуры, форму и контуры, чем в другие.

4. Замкнутость. Данное свойство зрительного восприятия выступает как стремление элементов зрительного поля создавать целостные, замкнутые изображения.

После некоторых опытов выяснилось, что восприятие человеком более сложных, осмысленных изображений происходит по-иному.

Здесь в первую очередь срабатывает механизм влияния прошлого опыта и мышления, выделяющий в воспринимаемом изображении наиболее информативные места, на основе которых, соотнеся полученную информацию с памятью, можно о нем составить целостное представление. Анализ записей движений глаз, проведенный АЛ.

Ярбусом, показал, что элементы плоскостных изображений, привлекающих внимание человека, содержат участки, несущие в себе наиболее интересную и полезную для воспринимающего информацию При внимательном изучении таких элементов, на которых более всего останавливается взор в процессе рассматривания картин, обнаруживается, что движения глаз фактически отражают процесс человеческого мышления. Установлено, что при рассматривании человеческого лица наблюдатель больше всего внимания уделяет глазам, губам и носу. Глаза и губы человека действительно являются наиболее выразительными и подвижными элементами лица, по характеру и движениям которых мы судим о психологии человека и его состоянии. Они многое могут сказать наблюдателю о настроении человека, о его характере, отношении к окружающим людям и многом другом работы анализаторов, синтетической деятельности мозга [6, с.182-183].

Источник: https://scholar.su/kursovye/vospriyatie-osobennosti-kharakteristika

Психофизиологические закономерности восприятия информации и использование в самостоятельной работе

рме передаётся в центры конкретизации и интерпретации, через которые осуществляется обратная связь интеллекта с внешней средой.

Все перечисленные центры связаны с центрами памяти (ПМ), в которых записывается вся конкретная информация и логика действий с ней.

Рассматривая данную модель, следует иметь ввиду, что в центрах ПМ выделяются несколько слоёв (этажей). Н.М. Амосов различает три-четыре этажа моделей внешнего мира в коре головного мозга, нейрофизиологи семь слоёв. Отсюда, по-видимому, следует возможность образования максимум семиэтажных моделей внешнего мира, формируемых по мере возбуждения соответствующих слоёв коры.

  • Механизм восприятия непосредственно возбуждает самые нижние слои, однако при повторном прохождении информации через механизм восприятия возбуждение проникает в более высокие слои коры головного мозга и модель (М) становится более богатой и устойчивой, так как происходит многократное прожигание синапсов (прогорение).
  • При включении механизма мышления происходит произвольное обращение центров обработки информации к моделям, записанным как на нижних слоях коры головного мозга, так и на более высоких её слоях, вызывая их многократное возбуждение, а следовательно, проникновение информации в ещё более высокие слои с образованием практически семиэтажных моделей внешнего мира. Эти модели создаются не только в направлении от нижних слоёв к верхним (М1 М2 М3 М4 нейронная цепочка), но так как возбуждение приходит по разным рецепторам и анализаторам, то и вдоль слоя, при этом образуется объёмная структура модели вида:
  • М3
  • М2 М2 М2
  • М1
  • Раздражение (стирание) подобных структур происходит существенно медленнее.

Эти модели по сути не что иное, как психические новообразования по терминологии психологов.

Поэтому, в процессе обучения одновременная подача информации по всем возможным каналам восприятия с включением механизма мышления позволяет существенно повысить устойчивость информации, записанной в памяти интеллекта.

Другими словами, процесс обучения будет происходить см более высоким коэффициентом полезного действия, если правильно организовать работу механизмов восприятия и мышления.

В соответствии с учением И.П. Павлова, центральная нервная система находится в нормально-заторможенном режиме, т.е. все центры и механизмы интеллекта находятся в невозбуждённом состоянии. Это торможение обеспечивается системой управления торможением (СУТ).

  1. Возбуждение или торможение соответствующих центров и механизмов осуществляется при получении из внешней среды положительных и отрицательных эмоций, которые через центры эмоций (ЦЭ) воздействуют на СУТ и через неё подают команды на расторможение или торможение требуемых центров и механизмов.
  2. Пользуясь представленной моделью, дадим определение понятий, таких как: познавательная деятельность, восприятие, мышление, поведение, память, запоминание.
  3. Познавательная деятельность это психические процессы, происходящие в центрах интеллекта в результате действия механизмов восприятия, мышления и поведения.
  4. Восприятие процесс переноса (приёма) информации из внешней среды через рецепторы и центры АФ в память, как результат деятельности механизма восприятия.

Мышление (мыслительная деятельность) результат действия механизма мышления. Оно имеет место лишь при включении в деятельность центров обработки информации. Мышление включает в себя такие логические операции, как постановка задачи, проведение аналогий, анализ, выделение главного, выводы и обобщения.

  • Мышление невозможно без участия центров памяти (ПМ), но оно возможно, если временно прекращается поступление информации по каналам восприятия.
  • Поведение реакция интеллекта на воспринимаемую информацию.
  • Память свойство (способность) нейронов хранит следы раздражений.
  • Запоминание результат возникновения связей между нейронами в процессе познавательной деятельности (её результат).

Использование в процессе обучения элементов включения всех механизмов деятельности интеллекта устраняет «необходимость разделять обучение на 2 этапа «усвоение» знаний и «применение» знаний. Знания усваиваются в действии они оказываются более прочными и усвоение происходит поразительно легко и быстро».

  1. Глава 2.
  2. Сущность и содержание самостоятельной работы студентов
  3. Самостоятельная работа студентов деятельность их в процессе обучения и во внеаудиторное время, выполняемая по заданию преподавателя, под его руководством, но без его непосредственного участия.
  4. Основными признаками самостоятельной работы студентов, с воспринимаемой информацией, принято считать:
  1. наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса или задачи и особого времени на их выполнение, решение;
  2. проявление умственного напряжения мысли обучаемых для правильного и наилучшего выполнения того или иного действия;
  3. проявление сознательности, самостоятельности и активности студентов в процессе решения поставленных задач;
  4. владение навыками самостоятельной работы;
  5. осуществление управления и самоуправления самостоятельной познавательной и практической деятельностью студента.

Ядром самостоятельной работы, исходным моментом её конструирования является познавательная или проблемная задача. Именно наличие задачи обусловливает весь процесс самостоятельной работы: предусматривает самостоятельную деятельность студентов по решению поставленных задач; обязательную подготовку к самостоятельному выполнению, решению учебных и профессиональных задач.

В различных формах учебного процесса самостоятельность обучаемых проявляется по-разному: от простого воспроизведения, выполнения задания по жёсткой алгоритмической схеме с использованием приёмов скорописи, скорочтения и т.п. до самостоятельной творческой.

Самостоятельность студентов при изучении специальных предметов проявляется через планирование ими своей учебной работы; отбор учебной литературы, методических пособий для самостоятельного изучения; подготовку наглядно-демонстрационной аппаратуры и её применению; выполнение отдельных учебных заданий и целостной работы по специальности на образцах литературы и техники без непосредственной помощи и подробного инструктажа преподавателя; ремонт, настройку и выполнение проверки работоспособности аппаратуры; самостоятельное выполнение специальных профессиональных обязанностей в ходе учебных занятий и производственной практики.

Функциональное предназначение самостоятельной работы студентов в процессе лекций, семинаров, практических занятий по овладению специальными знаниями заключается в самостоятельном прочтении, просмотре, прослушивании, Наблюдении, конспектировании, осмыслении, запоминании и воспроизведении определённой информации. Постановку цели и планирование самостоятельной работы студенту определяет преподаватель. Вся информация осуществляется на основе её воспроизведения.

  • Самостоятельная работа студентов проявляется и во внеаудиторное время, когда студенты повторяют учебный материал и углубляют свои теоретические знания с помощью специальной литературы или компьютерных обучающих устройств.
  • Глава 3.
  • Организация самостоятельной работы в процессе
  • восприятия студентами нового учебного материала

Одним из условий успешной организации самостоятельной работы студентов на этапе изучения нового является активное восприятие, восприятие, составляющее результат их активной мыслительной деятельности. Известно, что восприятие вызывается теми или иными намерениями, целями, интересами и, наряду с непосредственным отражением предмета, включает в себя осмысление впечатлений.

Существует большое разнообразие приёмов, способов активизации восприятия обучаемых.

К ним относятся: раскрытие практического значения темы занятия, конкретизация цели предстоящего занятия, знакомство с планом изложения материала преподавателем; соблюдение преемственности в излагаемом новом материале; осуществление связи вновь изучаемого учебного материала с ранее пройденным; интересное, логическое, доходчивое изложение темы занятия преподавателем; постановка вопросов с целью проверки внимательности студентов и сознательности понимания ими изучаемого; постановка проблемы; формулировка познавательных задач; связь с жизнью, с будущей специальностью и т.д.

Использование того или иного приёма, стимулирующего активное восприятие, будет результативным в том случае, если студент работает над приобретением знаний без всякого принуждения, с большим интересом и охотой.

Особая роль при этом отводится организации различных видов самостоятельной работы, подготавливающей обучаемых к более осмысленному сознательному усвоению нового, т.к.

по-настоящему овладеть знаниями студент может лишь в результате активной самостоятельной деятельности.

На необходимость организации самостоятельной деятельности студентов уже при подготовке к восприятию учебного материала указывают и психологи. «… органы чувств теснейшим образом связаны с органами движения. Последние выполняют не только приспособительные, исполнительные функции, но и непосредственно участвуют в процессах получения информации».

Результаты наблюдений, личного опыта показали, что организация самостоятельной деятельности студентов на этапе подготовки к получению новых знаний протекает более успешно при включении их в самостоятельную работу по воспроизведению ранее усвоенных знаний, умений, навыков, необходимых для активного восприятия нового учебного материала. Объясняется это тем, что в процессе воспроизведения уже известного ему студент не только слушает и наблюдает за работой своих товарищей, но и, самостоятельно производя различные логические операции, выполняя практические действия, вспоминая т

Источник: https://www.studsell.com/view/138552/?page=2

Ссылка на основную публикацию