Отличительные особенности конституционных прав и свобод — справочник студента

Мурыгин Д. И. Понятие конституционных ограничений прав и свобод человека // Молодой ученый. — 2019. — №5. — С. 257-258. — URL https://moluch.ru/archive/243/56127/ (дата обращения: 23.03.2020).



alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Статья посвящена рассмотрению определения понятия конституционных ограничений прав и свобод человека, и значение его понимания для науки и правотворческой деятельности.

Ключевые слова: конституция, конституционное понятие, права и свободы человека и гражданина, ограничение прав и свобод человека и гражданина.

Основу правового статуса личности составляют конституционно закрепленные права и свободы. Права человека — понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах [4].

Несмотря на то, что Конституция Российской Федерации, провозглашает права и свободы гражданина как высшую ценность, а государство обязует всячески защищать их, не исключена возможность правомерного их ограничения [1].

Данные ограничения обусловлены правилами человеческого сосуществования и взаимодействием человека с другими членами общества. Ведь осуществляя свои права и защищая свои свободы человек не должен заходить границы прав и свобод других граждан.

  • В самой Конституции термин «ограничение» в отношении к правам и свободам человека и гражданина используется несколько раз. К основополагающим принципам данных ограничений можно отнести такие условия как:
  • – защита основ конституционного строя,
  • – защита нравственности,
  • – защита здоровья,
  • – защиты прав и законных интересов других лиц,
  • – обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Если говорить о круге граждан, которые являются носителями конституционных прав, то здесь мы выделим ограничения всеобщие, которые относятся ко всем людям и специальные ограничения, которые имеют отношения к гражданам, обладающим определенными правами и обязанностями. Последние могут быть, например, государственные служащие, военнослужащие, заключенные, то есть те, кто имеет определенный социальный статус.

Но так как Конституция не предусматривает специальных норм, закрепляющих ограничения основных прав лиц с особым правовым статусом. Поэтому следует использовать общую норму ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Направленность и мотивы деятельности личности - справочник студента

Оценим за полчаса!

По времени действия ограничения можно дифференцировать на:

– постоянные, которые вводятся без указания срока окончания;

– временные. Данные ограничения вводятся на определенный срок или действуют в конкретных условиях и их окончание зависит от каких-либо обстоятельств.

И несмотря на то, что термин «ограничение прав и свобод человека и гражданина» имеет различные толкования в научной литературе, актуальность его разработки необходимо. Именно разработка единого понимания в дальнейшем исключит коллизии между Конституцией России и федеральными законами, ошибки в правоприменительного практике и будет способствовать защите прав и свобод человека.

  1. Представляется правильным для определения понятия конституционных ограничений прав и свобод человека выделить наиболее существенные признаки данного правового явления.
  2. Исходя из изучения научных публикаций можно выделить два признака ограничение:
  3. 1) Установленные предел свободе человека.
  4. 2) Цель, ради которой происходят данные ограничения.

Все возможные ограничения прав и свобод человека и гражданина возможны только при условии того, что они преследуют конституционно значимые цели, а также необходимо соблюдение такого условия как соразмерность ограничения [2]. Согласно Конституции РФ права и свободы могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо. Условия соразмерности соблюдены, если:

1) Ограничения вызваны исключительно необходимостью защиты социальных ценностей;

2) Устанавливая ограничения, государство использует не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные конституционными целями меры.

Также законодатель определяет такой признак ограничения как форма ограничения. И такой формой является только федеральный закон. Федеральный законодатель может вводить ограничения прав и свобод не произвольно, а для достижения социально значимых целей. Их перечень дан в ст. 55 Конституции РФ и является закрытым.

Таким образом, можно сказать, что ограничение прав и свобод человека и гражданина — это установленные федеральными законами в конституционных целях границы реализации человеком его прав и свобод, соразмерные с этими целями. Дальнейшая разработка данного понятия необходима для повышения качества правотворческой и правоприменительной деятельности.

  • Классификация способствует совершенствованию общей теории основных прав, сущность которых часто проявляется именно в ограничениях. Условия допустимости ограничения основных прав должны отвечать следующим условиям:
  • – санкционируются только федеральными законами;
  • – являются производными от сложившихся условий, поэтому вводятся с определенной целью;
  • – отвечают критерию правовой определенности;

– осуществляются только в соответствии с ч.3 ст.55 Конституции РФ.

Литература:

  1. Эбзеев Б. С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. — М.: Юрайт, 2013. — 120 с.
  2. Барбин В. В. Конституционно-правовой режим ограничения прав и свобод человека и гражданина: понятие и нормативное закрепление // Проблемы в российском законодательстве. — 2015. — № 4. — с.16–21.
  3. Лебедев В. А. Конституционные основы ограничений прав и свобод человека и гражданина // Lex Russica. — 2017. — № 1. — с.130–140.
  4. Подмарев А. А. Ограничение прав и свобод человека и гражданина: определение конституционного понятия // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. — 2014. — № 2. — с. 9–15.

Основные термины (генерируются автоматически): свобода человека, ограничение, гражданин, Конституция РФ, свобода, Российская Федерация.

Источник: https://moluch.ru/archive/243/56127/

Особенности ограничения прав и свобод человека в конституционном праве россии

Институт конституционных прав и свобод человека и гражданина – является относительно новым явлением для российской юридической системы, особенно если иметь в виду существования права в России вообще, права в его современном понимании.

Многие авторы, на основании этого, приходят к выводу о том, что институт прав и свобод человека в том понимании, в котором он прописан в Конституции РФ, является ценностью в большей степени именно в западной культуре, в то время, как народы, населяющие Россию, никогда не считали индивидуальные права человека особой ценностью.

Конечно, Конституция РФ гарантирует полноту прав и свобод человека и гражданина, их неотъемлемость и недопустимость отмены. Данная гарантия складывается из конституционного признания прав и свобод неотчуждаемыми и принадлежащими человеку от рождения (ч. 2.ст.17 Конституции РФ).

Помимо этого, так же в Конституции РФ прописан запрет на издание законов, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч.2 ст. 55).

Помимо прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ, этот запрет также затрагивает международные источники, являющиеся частью российской правовой системы.

«Конституция РФ оперирует понятием «ограничение» права, но здесь есть и некоторые противоречия. Этим термином обозначаются и временные ограничения прав при некоторых конституционно-правовых режимах и законодательное ограничение прав вообще.

При этом те права, которые некоторые исследователи называют абсолютными и которые не могут ограничиваться при чрезвычайном режиме (ст. 56 Конституции РФ), спокойно ограничиваются в «общем порядке» (ст. 55 Конституции РФ).

Следует отметить, что естественно-правовой термин «абсолютный» для обозначения прав в качестве не подлежащих ограничению со стороны государства не находит подтверждения в законодательной практике РФ.» [1, 3]

В современной научной литературе все чаще появляются работы, где анализируются проблемы ограничения прав человека.

Хотя, до 1993 года конституционная теория и конституционная практика не использовали такой институт, как ограничение прав человека.

Он брал начало своего развития из гражданского или иного законодательства и находил применение в таких правах, как, например, административное, уголовное.

Большинство современных работ на данную тематику заключается в подходе к проблеме, что абсолютной свободы не существует и не может быть, поэтому существуют ее пределы.

Нормы права в данном случае будут служить рамками (ограничениями) и составляют ограничение права, в том числе и прав человека, означающее, что формулирование статей Конституции формирует конституционные ограничения прав человека.

«Несмотря на то, что термин «ограничение», как указывает Б.С. Эбзеев, встречается в Конституции РФ в семи статьях (ст. 19, 23, 55, 56, 74, 79, 133), в т.ч. шесть раз использован в пяти статьях (19, 23, 55, 56, 74, 79) именно как «ограничение прав и свобод граждан», его понимание и толкование юридической наукой неоднозначное»[2, 230].

Рассматривая проблему ограничения прав человека с точки зрения интерпретации правка как формы свободы, нужно понимать, что речь чаще всего идет не об ограничении свободы человека как содержание того или иного права, а об ограничении условий и границ реализации этой свободы в этой сфере общественной жизни.

Как указывают некоторые авторы, «ограничивается не сама свобода как благо, предоставляемое тем или иным правом, а продолжительность, полнота и качество пользования ею».

Эту точку зрения, от части, не стоит принимать как абсолютно достоверную, хотя, с позиции “высшей ценности” прав и свобод она вполне соответствует смыслу закрепления основ конституционного строя в особенности приоритета прав и свобод личности.

«Также в науке выделяют следующие способы ограничения прав. Они могут быть различными, в зависимости от целей и оснований. Это:

  • запрет на определенный вариант реализации права или свободы, т.е. установление границ поведения (относительный запрет);
  • запрет на реализацию права (свободы) в целом (абсолютный запрет);
  • вмешательство (вторжение) в право (свободу) уполномоченных государственных органов (характеризуется активными действиями государственных органов и пассивным поведением личности);
  • обязанность;
  • ответственность»[3, 33].

Согласно ст. 55 Конституции РФ, ограничение прав может быть допустимо, только если оно служит определенным целям, указанным в данной статье:

  1. защите основ конституционного строя;
  2. нравственности;
  3. здоровья;
  4. прав и законных интересов других лиц;
  5. обеспечению обороны страны и безопасности государства.

Данный перечень публично-правовых ценностей, защита которых с точки зрения авторов конституционного текста оправдывает отдельные ограничения прав и свобод, является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.

«В международных правовых актах установлены почти аналогичные правила установления ограничений: «права не подлежат вмешательству со стороны властей, кроме случаев, установленных законом, и необходимы в демократическом обществе в интересах общественного спокойствия, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности, для защиты прав и свобод других лиц»»[4, 107].

«Если говорить о способах и видах ограничения прав и свобод личности, то стоит рассмотреть классификацию профессора М.А. Краснова, которая, на наш взгляд, является достаточно интересной. В частности, он разделяет ограничения конституционных прав, правда, применительно к экономическим правам на пять групп:

  • 1) ограничения, направленные на ненарушимость прав других граждан при осуществлении своих прав, а также иные права, выступающие одновременно ограничителями поведения;
  • 2) ограничения прав, которыми выступают конституционные обязанности;
  • 3) «классические» ограничения
  • 4) конституционные нормы, не формулирующие сами ограничения, а указывающие на возможность их введения федеральным законом;
  • 5) ограничения, имеющие временный характер, устанавливаемые Президентом.

При всем при этом, М.А. Краснов выделяет пятую группу ограничений одновременно и как особый вид ограничений — ограничения реализации прав»[4, 90].

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что в институте прав и свобод человека и гражданина существует кризис. Это можно отследить как в теории, так и на практике.

Это отражено в том, что данный конституционный институт не выполняет свою основную задачу – формирование действительного функционирования правового механизма, где права и свободы личности стали бы основной обязанностью государства (ст. 2 Конституции РФ).

В первую очередь, это связано с отсутствием современной теории ограничения прав и свобод человека и гражданина, отсутствия разработанности базовых правовых понятий, составляющих ее содержание, что в итоге сказывается на законодательстве о правах человека, на практику, на затруднение реализации института конституционных прав человека.

Список литературы:

  1. Краснов М.А. — Некоторые аспекты проблемы ограничения конституционных прав (на примере экономических прав) // Сравнительное конституционное обозрение. — 2013. — №1. – 90 с.
  2. Никитина Е.Е. – Свобода совести: теория и практика ограничения прав в Российской Федерации // Журнал российского права. – 2013. — №12. – 3 с.
  3. Новиков М.В. – Сущность конституционных ограничений правового статуса личности // Конституционное и муниципальное право. – 2009. — №1. – 33 с.
  4. Утяшев М.М. — К вопросу об ограничении прав человека // Правовая политика и правовая жизнь. — 2009. — № 1. – 107 с.
  5. Эбзеев Б.С. — Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации – М., — 2005. – 230 с.
Читайте также:  Орбитали атома водорода - справочник студента

Источник: https://sibac.info/studconf/social/xlii/53745

Дипломные, курсовые работы по конституционному и муниципальному праву | КонсультантПлюс — студенту и преподавателю

Большакова Д.А. «Конституционные гарантии, пределы и ограничения права осужденного к лишению свободы на свидания: опыт России в контексте практики Европейского суда по правам человека» 2019 г.

Количество жалоб от заявителей, содержащихся в местах лишения свободы, как в Конституционный Суд РФ, так и в Европейский Суд по правам человека с каждым годом возрастает, что актуализирует конституционно-правовое исследование проблематики ограничения прав осужденных к лишению свободы.

В работе рассматриваются теоретические аспекты права осужденного к лишению свободы на свидания с учетом дифференцированного подхода правового регулирования, раскрывается его конституционно-правовое содержание, правовая природа и нормативное закрепление.

Особый интерес для автора представляет реализация права осужденного к лишению свободы на свидания в контексте практики ЕСПЧ, который создал набор стандартов для содержания лиц в местах лишения свободы.

Вуз: Юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова

Научный руководитель: Маркова Е.Н.

Скачать

Григорьева С.В. «Социальная деревня как гарант социальных прав граждан: российский опыт» 2019 г.

В работе анализируется институт социальных деревень: его история, развитие и опыт функционирования в России на примере социальной деревни «Светлана», расположенной в Ленинградской области.

Для наиболее полного портрета социальной деревни в России в статье приводится сравнительно-правовой материал, а именно, положительный опыт Ирландии и Финляндии (в частности, касательно таких вопросов, как помощь в принятии решений, финансирование деятельности социальной деревни, оплата труда работников).

Вуз: Юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова

Скачать

Дерябина Е.С. «Проблемы ограничения права на распространение информации с целью защиты третьих лиц» 2019 г.

В работе раскрывается проблема ограничения конституционного права на распространение информации с целью защиты конфиденциальных сведений и обеспечения конституционных гарантий неприкосновенности частной жизни.

Исследование направлено на изучение существующих в законодательстве ограничений использования информации, а также на выявление пробелов в законодательстве относительно регулирования права на распространение информации о частной жизни граждан, сведениях, связанных с профессиональной и коммерческой деятельностью, сфере интеллектуальной собственности.

В работе раскрыты действующие механизмы информационной безопасности и ответственность за нарушение права на распространение информации.

Вуз: Юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова

Научный руководитель: Маркова Е.Н. (научный сотрудник)

Скачать

Драганова Н.С. «К вопросу о практике и проблемах рассмотрения обращений граждан в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации» 2016 г.

Работа посвящена теме рассмотрения обращений граждан депутатами и сотрудниками аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Указывается на специфику рассмотрения обращений граждан в Государственной Думе, отмечаются особенности выполнения данной функции именно в органе законодательной власти по сравнению с другими (исполнительными) органами власти.

В работе проанализированы действующее законодательство и правоприменительная практика, выявлены пробелы и противоречия в правовом регулировании. Обращено внимание на неточности и двусмысленности терминологии в действующем законодательстве.

Также рассмотрены вопросы контроля за соблюдением норм, регламентирующих порядок рассмотрения обращений, и ответственности за их неисполнение. Исследованы и особенности, связанные с цикличностью работы Государственной Думы, а также возможностью массовых обращений граждан. Предложены пути преодоления недостатков в работе по рассмотрению обращений граждан депутатами и сотрудниками аппарата Государственной Думы ФС РФ.

Вуз: Российский государственный университет правосудия

Научный руководитель: Порываев С.А.

Скачать

Драганова Н.С. «Гражданская законодательная инициатива в Российской Федерации» 2019 г.

В работе производится комплексный теоретический и эмпирический анализ института гражданской законодательной инициативы с точки зрения его места в правовой системе, правовой основы, а также опыта функционирования в Российской Федерации и зарубежных странах.

На основе полученных в ходе данного анализа выводов формируется мнение о перспективах применения данного института на уровне Российской Федерации в целом, а также предлагаются практические советы по его внедрению как напрямую через отражение в федеральном законодательстве, так и косвенными способами.

Вуз: Юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова

Научный руководитель: Малютин Н.С. (к.ю.н., доцент)

Скачать

Зенин И.Д. «Избирательное право российских граждан в практике Конституционного Суда Российской Федерации» 2017 г.

Работа посвящена субъективному избирательному праву в практике Конституционного Суда РФ.

Рассмотрены теоретические знания о практике Конституционного Суда РФ по субъективному избирательному праву, проанализированы элементы субъективного избирательного права, имеющие отдельные характеристики, а также его ограничения в конкретных решениях Конституционного Суда РФ. При написании работы анализировалась и обобщалась практика Конституционного Суда РФ в промежутке от 2002 до 2017 года, а также монографии и статьи отечественных юристов-теоретиков и практиков, в частности, позиции О.Е. Кутафина из его известных трудов «Источники избирательного права» и «Российский конституционализм». В заключении работы дана авторская оценка роли практики Конституционного Суда РФ в вопросах субъективного избирательного права.

Вуз: Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА)

Научный руководитель: Комарова В.В. (д.ю.н., профессор)

Скачать

Иванов А.А. «Организация антикоррупционного воспитания государственных служащих: состояние и перспективы» 2017 г.

Актуальность организации антикоррупционного воспитания государственных служащих обусловлена высоким уровнем коррупции в Российской Федерации.

В связи с этим вопрос о противодействии коррупции в деятельности органов государственной власти и управления в настоящее время приобретает все более глобальный и системный характер.

Коррупция представляет собой непосредственную угрозу национальной безопасности РФ, препятствует развитию в нашей стране институтов демократии и гражданского общества, реализации гражданами своих конституционных прав в сфере здравоохранения, образования, социального обеспечения и имущественных отношений.

Вуз: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Московский областной филиал

Научный руководитель: Балицкий И.И. (к.и.н., доцент)

Скачать

Корольков В.В. «Этапы становления федерализма в Германии и его современное состояние» 2017 г.

Предметом изучения работы стал германский федерализм, его история, динамика и проблемы. Сам по себе федерализм довольно сложное конституционно-правовое, политическое и социально-экономическое явление.

Богатая история федеративных отношений (зачатки которых можно отследить со времен Ганзы), множество форм федеративных практик, основной закон ФРГ, рожденный в споре различных групп, особенности применения финансовой конституции, многолетняя работа Конституционного суда ФРГ и европейская интеграция — всё это выделяет германский федерализм среди прочих и делает его уникальным явлением социальной действительности. При написании работы использовались источники как на русском, так и на немецком и английском языках.

Научный руководитель: Авакьян С.А. (д.ю.н., профессор)

Вуз: Юридический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

Скачать

Мхитарян Н.А. «Электронные петиции как институт непосредственной демократии: опыт России и зарубежных стран» 2019 г.

Вопрос об эффективности различных форм непосредственной демократии всегда актуален, так как они представляют собой средство, через которое происходит волеизъявление.

Поскольку запросы населения только усложняются со временем, а также приобретают иную форму на стадии информационного развития общества, то возникает необходимость выработки новых механизмов взаимодействия народа и власти.

Данное многообразие повлияло на появление институтов гражданского общества, где ключевая роль принадлежит сети Интернет. Развитие информационного общества сделало возможным реализацию «электронной демократии»

Вуз: Юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова

Научный руководитель: Маркова Е.Н.

Скачать

Насибуллина А.И. «Проблемы реализации избирательных прав инвалидов» 2015 г.

В работе сосредоточено внимание на особенностях реализации избирательных прав инвалидов как полноправных участников избирательного процесса.

Рассматривается история правового регулирования избирательных прав инвалидов, анализируется действующее в настоящее время избирательное законодательство и, в первую очередь, инструкции ЦИК России, рассмотрены конкретные примеры нарушения избирательных прав инвалидов на основе информации интернет-порталов, сообщений СМИ и других источников.

Научный руководитель: Таева Н.Е. (к.ю.н., доцент)

Вуз: Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА)

Скачать

Пиякова М.Е. «Социальная защита граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: конституционно-правовые аспекты» 2017 г.

В работе раскрываются аспекты социальной защиты граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Анализируется правовая база как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, закрепляющая основы социальной защиты пострадавших от аварии граждан.

Основная часть работы посвящена исследованию роли Конституционного Суда Российской Федерации в обеспечении судебной защиты граждан, а также анализу исполнения его решений.

Вуз: Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА)

Научный руководитель: Нарутто С.В. (д.ю.н., профессор)

Скачать

Санникова В.С. «Формы взаимодействия органов местного самоуправления с населением: проблемы реализации и перспективы развития» 2016 г.

Работа посвящена проблемам взаимодействия органов местного самоуправления с населением. Рассмотрены различные институты непосредственной демократии как средства вовлечения населения в местные дела и решение муниципальных задач, проанализированы проблемы, существующие в данной сфере, и предложены некоторые пути их решения.

Читать интервью с автором здесь.

Научный руководитель: Авакьян С.А. (д.ю.н., профессор)

Вуз: Юридический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

Скачать

Тиханов Н.А. «Юридическая сила решений конституционных (уставных) судов субъектов РФ» 2019 г.

Когда речь заходит о конституционной (уставной) юстиции субъектов, юридическая общественность считает нужным констатировать, что «пациент скорее мёртв, чем жив».

Однако недавние события показывают, что у региональной конституционной юстиции есть ещё потенциал, что она может стать инструментом как защиты прав человека (что и так уже доказано на практике), так и инструментом построения полноценного федеративного государства.

Одной из важнейших проблем, препятствующих развитию системы региональной конституционной юстиции, является проблема неопределённости и законодательной неразрешённости некоторых споров, связанных с юридической силой решений конституционных (уставных) судов субъектов.

Вуз: Юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова

Научный руководитель: Малютин Н.С. (к.ю.н., доцент)

Скачать

Тишкова А.Н. «Приглашенные представители государственных органов как участники конституционного судопроизводства»- 2014 г.

Исследование посвящено актуальной проблеме конституционного судопроизводства — статусу приглашенных представителей государственных органов как участников конституционного судопроизводства, их месту и роли в конституционном процессе.

В работе проанализирована и обобщена практика Конституционного Суда РФ с 1990 по 2014 год.

Автор приходит к выводу о необходимости закрепления правового положения приглашенных представителей государственных органов в целях совершенствования конституционного судопроизводства.

Научный руководитель: Дудко И.А. (к.ю.н., доцент)

  • Вуз: Российский государственный университет правосудия
  • Скачать 
  • Рекомендуем также:

Источник: http://www.Consultant.ru/edu/student/nauka/constitution/

Классификация конституционных прав и свобод

Классификация конституционных прав и свобод

Человек, его права и свободы занимают центральное место в Конституции РФ. Их признание, соблюдение и защита — цель и задача существования государства.

В любом демократическом обществе права и свободы гражданина, а также его обязанности составляют важнейший социальный и политико-юридический институт, являющийся показателем его зрелости, цивилизованности, средством доступа личности к духовным и материальным благам, механизмам власти, законным формам волеизъявления, реализации своих интересов.

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, а также других обстоятельств. Мужчины и женщины имеют равные права и равные возможности для их реализации. Перечень прав и свобод, закрепленный в Конституции РФ, состоит из 48 статей и учитывает в полном объеме требования международного права в отношении прав и свобод человека и гражданина.

Права и свободы человека в соответствии с общепринятой классификацией подразделяются на личные (гражданские), социально-экономические, политические, культурные.

В Конституции РФ наряду с правами и свободами человека закрепляются права и свободы гражданина.

Основания существования двух этих категорий вытекают из содержания понятий: права и свободы человека существуют независимо от государства, не требуют государственного закрепления, эти права неотчуждаемы, права и свободы гражданина связаны с конкретным государством, находятся под защитой этого государства.

Личные права и свободы

Перечень прав и свобод в Конституции РФ открывается личными (гражданскими) правами: право на жизнь (ст. 20), достоинство личности (ст. 21), свобода и неприкосновенность личности (ст.

22), тайна частной жизни и коммуникаций (ст. ст. 23, 24), неприкосновенность жилища (ст. 25), право на культурную самоидентификацию (ст. 26), свобода передвижения и поселения (ст. 27), свобода совести и вероисповедания (ст.

28), свобода мысли и слова (ст. 29).

Личные права и свободы являются неотчуждаемыми, присущими каждому от рождения, не зависящими от наличия или отсутствия гражданства.

Основным личным правом человека является право на жизнь (ст. 20).

К личным правам человека относится право на охрану государством достоинства личности: запрет на пытки, насилие, другое жестокое обращение или наказание, проведение над человеком без его согласия медицинских, научных или иных опытов (ч. 2 ст. 21 Конституции РФ).

Из права на жизнь и права на достоинство личности органично вытекает право каждого на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст.

22 Конституции РФ): от физического или психического принуждения (физическая и духовная неприкосновенность), на свободу действий и принятия решений, возможность располагать собой и не находиться под контролем, свободу человека по своему усмотрению перемещаться в пространстве (свобода перемещения).

Нарушением права на свободу и личную неприкосновенность является прежде всего ограничение свободы действий и перемещения в результате прямого физического или психического принуждения (насилия). Неприкосновенность личности (ст.

22) как личная свобода заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями, пользоваться свободой передвижения. Никто не может быть подвергнут аресту, заключению под стражу и содержанию под стражей иначе, как на основании судебного решения.

Конституция РФ предусматривает право каждого на неприкосновенность его частной жизни, на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только в соответствии с федеральным законом на основании судебного решения (ч. 2 ст. 23).

Конституция РФ (ст. 25), гарантируя каждому право на неприкосновенность жилища, предусматривает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

В Конституции закреплено право человека на защиту своей чести и доброго имени (ст. 23). Право на судебную защиту чести и достоинства и возложение на того, кто распространил порочащие сведения, обязанности доказать их соответствие действительности не нарушают гарантированную Конституцией РФ свободу мысли и слова.

Читайте также:  Волновое уравнение. электромагнитные волны - справочник студента

Дополнительной гарантией неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны является установленный Конституцией РФ запрет сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия. Только согласие лица является тем единственным условием, при котором возможна работа с информацией о нем (ст. 24).

Соответствует международным стандартам закрепление в Конституции РФ права каждого на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации, а также право граждан свободно выезжать за пределы государства и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию (ст. 27). Ограничение этих прав допускается только на основании федерального закона.

В Конституции РФ закреплено право свободно определять свою национальную принадлежность (ч. 1 ст. 26). Важной гарантией национального равноправия является предусмотренное Конституцией право каждого на пользование родным языком, включая обучение и воспитание на родном языке (ч. 2 ст. 26). Одновременно устанавливается, что оскорбление национального достоинства человека преследуется по закону.

Достаточно широко формулируется Конституцией право на свободу совести (ст. 28): каждому гарантируется свобода совести, вероисповедания, религиозной или атеистической деятельности.

Каждый вправе свободно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные либо атеистические убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения федерального закона.

Правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами Российской Федерации пользуются иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории России.

К числу гражданских прав Конституция РФ относит право каждого на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений.

Одновременно установлено, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений, и определяются юридические границы этого права: каждый имеет право искать, получать и свободно распространять информацию.

Ограничения этого права могут устанавливаться федеральным законом только в целях охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны, а также нравственности. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, устанавливается федеральным законом (ст. 29).

Политические права и свободы

Конституция РФ предусматривает ряд важнейших политических прав граждан, призванных обеспечить участие граждан в осуществлении власти.

В соответствии со ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1), право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2).

Право участвовать в управлении делами государства признается только за гражданами Российской Федерации в силу особенностей характера данного права, выражающего суверенитет народа и выступающего формой осуществления принадлежащей ему власти. Иностранные граждане и лица без гражданства этим правом не обладают.

В Конституции России прямо предусмотрено право граждан на равный доступ к любым должностям в государственных органах (ч. 4 ст. 32).

Право на равный доступ к государственной службе означает равенство исходных возможностей для всех взрослых дееспособных граждан Российской Федерации занять должность в государственном аппарате в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой, отсутствие дискриминации по какому-либо признаку при формировании государственных органов. Требования, предъявляемые к кандидату на должность государственного служащего, обусловливаются исключительно характером должностных обязанностей. Отбор кандидатов на государственную службу производится на конкурсной основе. Государственная служба — это профессиональная деятельность граждан Российской Федерации по реализации полномочий государственных органов.

Право граждан участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32 Конституции РФ) предполагает их непосредственное участие в судопроизводстве в качестве присяжных заседателей, статус которых определен федеральным законодательством.

Важнейшее политическое право на объединение (ч. 1 ст. 30 Конституции РФ) касается политической и иной деятельности в сфере общественной жизни, являясь основополагающим условием существования демократического общества.

Именно право на объединение лежит в основе свободного образования партий, многопартийности. Это право относится к любому человеку, законно находящемуся на территории Российской Федерации.

Иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права с гражданами Российской Федерации в сфере реализации данного права, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.

Часть 5 ст. 13 Конституции РФ устанавливает запрет на создание и деятельность таких общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Вмешательство органов государственной власти в деятельность общественных объединений не допускается. Все общественные объединения, независимо от их организационно-правовых форм, равны перед законом.

Право на проведение публичных мероприятий (ст. 31 Конституции РФ) политическое право граждан Российской Федерации.

Его основной целью является оказание воздействия на органы государственной власти и органы местного самоуправления при решении ими различных вопросов государственной и общественной жизни: политических, правовых, экономических, экологических, социальных, культурных и других, как на общефедеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления. Это право признается важной формой участия граждан в управлении делами государства.

Социально-экономические и культурные права и свободы

Социально-экономические и культурные права и свободы закреплены в большом количестве статей Конституции РФ. Перечисленные в этих статьях права, свободы и обязанности можно условно разделить на три группы:

1) права и свободы в сфере экономической деятельности (право частной собственности (ст. 35); право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность (ст. 34); право на землю (ст. 36); право на жилище (ч. 1 ст. 40), обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);

2) права и свободы в социальной области (право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37); право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37); право на отдых (ч. 5 ст.

37); право на социальное обеспечение (ст. 39); право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); право на благоприятную окружающую среду (ст.

42); обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);

3) права и свободы в области культуры и просвещения (право на образование (ст. 43); свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и преподавания (ч. 1 ст. 44); право на участие в культурной жизни (ч. 2 ст. 44); обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44).

  • Конституционные обязанности человека и гражданина
  • Правовой статус личности закреплен в Конституции РФ совокупностью не только прав и свобод, но и обязанностей.
  • Основные обязанности закреплены в Конституции РФ в форме требования исполнять установленные законом вид и меру поведения либо воздерживаться от этого.

Важнейшей обязанностью человека и гражданина является соблюдение Конституции и законов Российской Федерации (ст. 15 Конституции РФ).

Конституционно закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). Обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков (как физических, так и юридических лиц) в качестве безусловного требования государства.

В ст. 58 Конституции РФ закрепляется обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В ст. 59 Конституции РФ закреплено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Конституция РФ (ч. 3 ст. 59) предусматривает, что гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой — особым видом трудовой деятельности в интересах общества и государства.

В заключение хотелось бы отметить, что каждый гражданин России должен знать Конституцию своей страны не только потому, что она гарантирует его права и свободы, но и потому, что Конституция является основой легитимности власти, опорой гражданского общества. Устойчивость Основного закона является залогом политической стабильности и успешного развития нашего государства.

Источник: https://www.prokamur.ru/edu_cont.php?idle=2209

Отличительные особенности конституционных прав и свобод

⇐ ПредыдущаяСтр 29 из 78Следующая ⇒

Конституционные права и свободы являются важнейшей сост ной частью системы всех принадлежащих гражданам России п] и свобод.

По сравнению с другими правами и свободами, возникающи и реализующимися в рамках гражданского, семейного, трудов и других отраслей права, конституционные права и свободы устан ливаются и закрепляются лишь в тексте действующей Конституц Правам и свободам человека и гражданина посвящена гл. 2 Коне туцииРФ и соответствующие главы конституций и уставов субъек Федерации.

В отличие от обычных прав и свобод граждан конституциони права и свободы характеризуются тем, что основанием их вознию вения являются не конкретные действия людей и соответствующие правоотношения, а политико-правовое и иное состояние лица как человека и гражданина, нередко обусловленное его принадлежно­стью к государству. Таковыми являются, например, права граждан России принимать участие в управлении делами государства, изби­рать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, принимать участие в отправлении право­судия и др.

Однако не все конституционные права и свободы, равно как и обязанности, обусловлены принадлежностью лица или лиц к Poc-j сийскому государству, т.е. предопределяются их российским граж-| данством.

Согласно Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства «пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации»! кроме случаев, установленных федеральным законом или междунад родным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. 62).

  • Среди других особенностей конституционных прав и своб граждан России следует указать также на их огромную социальна значимость для жизнедеятельности любого человека и граждане на их высокий по сравнению с обычными правами и свободами ур вень обобщенности и распространенности на весьма широкий кру
  • я IV Конституционные права и свободы граждан .239
  • ^ охватывающий собой всех без исключения граждан России;

„я особый порядок их закрепления и изменения — только конститу­ционным путем, а также на повышенный уровень их правовой охраны ц обеспечения.

Конституционные права и свободы, выступая в качестве основы системы всех других прав и свобод граждан России, не существуют сами по себе, вне связей и взаимозависимостей друг с другом, изо­лированно друг от друга.

В процессе своей взаимосвязи и взаимо­действия они образуют некое целостное образование, своеобразную подсистему в общей системе прав и свобод граждан России, функци­онирующую на основе целого ряда конституционно закрепляемых и кон­ституционно гарантируемых принципов.

Многие из этих принципов распространяются также на всю об­щую систему прав и свобод граждан, а следовательно, нетолькона подсистему конституционных прав и свобод, но и на подсистему всех остальных, возникающих в рамках отдельных отраслей права, на базе конкретных гражданско-правовых, административно-право­вых и иных правоотношений, прав и свобод граждан.

Среди конституционно закрепленных и конституционно гаран­тируемых принципов следует назвать следующие. Во-первых, прин­цип справедливости и равноправия всех перед законом и судом. «Все равны перед законом и судом», — говорится в ст.

16 КонституцииРФи тут же добавляется, что «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина» независимо от пола, расы, нацио­нальности, языка, происхождения, имущественного и должностно­го положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других об­стоятельств.

Особо при этом подчеркивается, что «мужчина и жен­щина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации» (ч. 3 ст. 19).

Во-вторых, принцип неотчуждаемости основных прав и свобод че­ловека и гражданина. Основные права и свободы объявляются в кон­ституционном порядке не только неотчуждаемыми, но и «принадлежа­щими каждому от рождения». Однако одним из условий и требований, которые необходимо соблюдать в процессе их осуществления, состоит в том, чтобы при этом не нарушались права и свободы других лиц.

В-третьих, принцип непосредственного действия прав и свобод, которые согласно ст. 18 Конституции РФ «определяют смысл, содер­жание и применение законов, деятельность законодательной и ис­полнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

240 Основные отрасли современного российского материально!

В-четвертых, принцип органического сочетания прав и с граждан России с их конституционными обязанностями. В числе следних: обязанность платить установленные законом налоги и и ры, обязанность сохранять природу и окружающую среду, бере^ относиться к природным богатствам, нести воинскую службу и защи~ щать Отечество.

В Конституции РФ особо оговаривается, что наличие у гражда­нина России двойного гражданства «не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского граж­данства», если иное не предусматривается федеральным законом изд международным договором Российской Федерации (ч. 2 ст. 62). .t

В-пятых, принцип гарантированной государством судебной за­щиты прав и свобод граждан и получения ими квалифицированной юридической помощи. Данный принцип особо выделяется и закре­пляется в действующей Конституции. Этому посвящаются, в частно­сти, ст.

46 и 48 Конституции РФ. В ст.

46 указывается на то, что «каж­дому гарантируется судебная защита его прав и свобод» и что решения, а также действия или бездействие органов государственной власти,' местного самоуправления, общественных организаций и должност­ных лиц «могут быть обжалованы в суд».

В то же время в ст. 48 закре­пляется положение, согласно которому «каждому гарантируется пра­во на получение квалифицированной юридической помощи» и при этом предусматривается, что каждому в случаях, предусмотренный законом, юридическая помощь предоставляется бесплатно. ^

Кроме названных принципов существуют и другие конституций онно закрепленные принципы обеспечения предоставленных граж­данам России прав и свобод. Среди них, например, принцип, в со- i ответствии с которым закон, устанавливающий или отягчающий от-, ветственность, обратной силы не имеет.

В практическом плане это' означает недопустимость юридической ответственности за деяния, которые в момент их совершения не признавались правонарушением.

Кроме того, это означает, что если после совершения правонаруше­ния ответственность за него «устранена или смягчена, применяется новый закон» (ст. 54).

  1. Важное значение имеет принцип возмещения потерпевшему лицу причиненного ущерба, причем независимо оттого, нанесен ли ущерб незаконными действиями отдельных лиц или государственных органов.
  2. Статья 52 Конституции РФ, констатируя в связи с этим, что «пра-| ва потерпевших от преступлений и злоупотреблений властно охраня­ются законом», вместе с тем устанавливает, что государство обеспечи-
  3. я |V Конституционные права и свободы граждан .241
  4. gT потерпевшим не только доступ к правосудию, но и компенсацию причиненного ущерба.

В дополнение к этому ст. 53 закрепляет, что каждому предостав­ляется право «на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государствен­ной власти или должностных лиц».

Наряду с названными существуют и другие, менее значимые в со­циально-политическом и государственно-правовом плане принципы. Перечислять их все здесь, а тем более анализировать нет возможности и необходимости.

⇐ Предыдущая24252627282930313233Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/6xa2f2.html

Ссылка на основную публикацию