Мурыгин Д. И. Понятие конституционных ограничений прав и свобод человека // Молодой ученый. — 2019. — №5. — С. 257-258. — URL https://moluch.ru/archive/243/56127/ (дата обращения: 23.03.2020).
Статья посвящена рассмотрению определения понятия конституционных ограничений прав и свобод человека, и значение его понимания для науки и правотворческой деятельности.
Ключевые слова: конституция, конституционное понятие, права и свободы человека и гражданина, ограничение прав и свобод человека и гражданина.
Основу правового статуса личности составляют конституционно закрепленные права и свободы. Права человека — понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах [4].
Несмотря на то, что Конституция Российской Федерации, провозглашает права и свободы гражданина как высшую ценность, а государство обязует всячески защищать их, не исключена возможность правомерного их ограничения [1].
Данные ограничения обусловлены правилами человеческого сосуществования и взаимодействием человека с другими членами общества. Ведь осуществляя свои права и защищая свои свободы человек не должен заходить границы прав и свобод других граждан.
- В самой Конституции термин «ограничение» в отношении к правам и свободам человека и гражданина используется несколько раз. К основополагающим принципам данных ограничений можно отнести такие условия как:
- – защита основ конституционного строя,
- – защита нравственности,
- – защита здоровья,
- – защиты прав и законных интересов других лиц,
- – обеспечение обороны страны и безопасности государства.
Если говорить о круге граждан, которые являются носителями конституционных прав, то здесь мы выделим ограничения всеобщие, которые относятся ко всем людям и специальные ограничения, которые имеют отношения к гражданам, обладающим определенными правами и обязанностями. Последние могут быть, например, государственные служащие, военнослужащие, заключенные, то есть те, кто имеет определенный социальный статус.
Но так как Конституция не предусматривает специальных норм, закрепляющих ограничения основных прав лиц с особым правовым статусом. Поэтому следует использовать общую норму ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации.
По времени действия ограничения можно дифференцировать на:
– постоянные, которые вводятся без указания срока окончания;
– временные. Данные ограничения вводятся на определенный срок или действуют в конкретных условиях и их окончание зависит от каких-либо обстоятельств.
И несмотря на то, что термин «ограничение прав и свобод человека и гражданина» имеет различные толкования в научной литературе, актуальность его разработки необходимо. Именно разработка единого понимания в дальнейшем исключит коллизии между Конституцией России и федеральными законами, ошибки в правоприменительного практике и будет способствовать защите прав и свобод человека.
- Представляется правильным для определения понятия конституционных ограничений прав и свобод человека выделить наиболее существенные признаки данного правового явления.
- Исходя из изучения научных публикаций можно выделить два признака ограничение:
- 1) Установленные предел свободе человека.
- 2) Цель, ради которой происходят данные ограничения.
Все возможные ограничения прав и свобод человека и гражданина возможны только при условии того, что они преследуют конституционно значимые цели, а также необходимо соблюдение такого условия как соразмерность ограничения [2]. Согласно Конституции РФ права и свободы могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо. Условия соразмерности соблюдены, если:
1) Ограничения вызваны исключительно необходимостью защиты социальных ценностей;
2) Устанавливая ограничения, государство использует не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные конституционными целями меры.
Также законодатель определяет такой признак ограничения как форма ограничения. И такой формой является только федеральный закон. Федеральный законодатель может вводить ограничения прав и свобод не произвольно, а для достижения социально значимых целей. Их перечень дан в ст. 55 Конституции РФ и является закрытым.
Таким образом, можно сказать, что ограничение прав и свобод человека и гражданина — это установленные федеральными законами в конституционных целях границы реализации человеком его прав и свобод, соразмерные с этими целями. Дальнейшая разработка данного понятия необходима для повышения качества правотворческой и правоприменительной деятельности.
- Классификация способствует совершенствованию общей теории основных прав, сущность которых часто проявляется именно в ограничениях. Условия допустимости ограничения основных прав должны отвечать следующим условиям:
- – санкционируются только федеральными законами;
- – являются производными от сложившихся условий, поэтому вводятся с определенной целью;
- – отвечают критерию правовой определенности;
– осуществляются только в соответствии с ч.3 ст.55 Конституции РФ.
Литература:
- Эбзеев Б. С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. — М.: Юрайт, 2013. — 120 с.
- Барбин В. В. Конституционно-правовой режим ограничения прав и свобод человека и гражданина: понятие и нормативное закрепление // Проблемы в российском законодательстве. — 2015. — № 4. — с.16–21.
- Лебедев В. А. Конституционные основы ограничений прав и свобод человека и гражданина // Lex Russica. — 2017. — № 1. — с.130–140.
- Подмарев А. А. Ограничение прав и свобод человека и гражданина: определение конституционного понятия // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. — 2014. — № 2. — с. 9–15.
Основные термины (генерируются автоматически): свобода человека, ограничение, гражданин, Конституция РФ, свобода, Российская Федерация.
Источник: https://moluch.ru/archive/243/56127/
Особенности ограничения прав и свобод человека в конституционном праве россии
Институт конституционных прав и свобод человека и гражданина – является относительно новым явлением для российской юридической системы, особенно если иметь в виду существования права в России вообще, права в его современном понимании.
Многие авторы, на основании этого, приходят к выводу о том, что институт прав и свобод человека в том понимании, в котором он прописан в Конституции РФ, является ценностью в большей степени именно в западной культуре, в то время, как народы, населяющие Россию, никогда не считали индивидуальные права человека особой ценностью.
Конечно, Конституция РФ гарантирует полноту прав и свобод человека и гражданина, их неотъемлемость и недопустимость отмены. Данная гарантия складывается из конституционного признания прав и свобод неотчуждаемыми и принадлежащими человеку от рождения (ч. 2.ст.17 Конституции РФ).
Помимо этого, так же в Конституции РФ прописан запрет на издание законов, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч.2 ст. 55).
Помимо прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ, этот запрет также затрагивает международные источники, являющиеся частью российской правовой системы.
«Конституция РФ оперирует понятием «ограничение» права, но здесь есть и некоторые противоречия. Этим термином обозначаются и временные ограничения прав при некоторых конституционно-правовых режимах и законодательное ограничение прав вообще.
При этом те права, которые некоторые исследователи называют абсолютными и которые не могут ограничиваться при чрезвычайном режиме (ст. 56 Конституции РФ), спокойно ограничиваются в «общем порядке» (ст. 55 Конституции РФ).
Следует отметить, что естественно-правовой термин «абсолютный» для обозначения прав в качестве не подлежащих ограничению со стороны государства не находит подтверждения в законодательной практике РФ.» [1, 3]
В современной научной литературе все чаще появляются работы, где анализируются проблемы ограничения прав человека.
Хотя, до 1993 года конституционная теория и конституционная практика не использовали такой институт, как ограничение прав человека.
Он брал начало своего развития из гражданского или иного законодательства и находил применение в таких правах, как, например, административное, уголовное.
Большинство современных работ на данную тематику заключается в подходе к проблеме, что абсолютной свободы не существует и не может быть, поэтому существуют ее пределы.
Нормы права в данном случае будут служить рамками (ограничениями) и составляют ограничение права, в том числе и прав человека, означающее, что формулирование статей Конституции формирует конституционные ограничения прав человека.
«Несмотря на то, что термин «ограничение», как указывает Б.С. Эбзеев, встречается в Конституции РФ в семи статьях (ст. 19, 23, 55, 56, 74, 79, 133), в т.ч. шесть раз использован в пяти статьях (19, 23, 55, 56, 74, 79) именно как «ограничение прав и свобод граждан», его понимание и толкование юридической наукой неоднозначное»[2, 230].
Рассматривая проблему ограничения прав человека с точки зрения интерпретации правка как формы свободы, нужно понимать, что речь чаще всего идет не об ограничении свободы человека как содержание того или иного права, а об ограничении условий и границ реализации этой свободы в этой сфере общественной жизни.
Как указывают некоторые авторы, «ограничивается не сама свобода как благо, предоставляемое тем или иным правом, а продолжительность, полнота и качество пользования ею».
Эту точку зрения, от части, не стоит принимать как абсолютно достоверную, хотя, с позиции “высшей ценности” прав и свобод она вполне соответствует смыслу закрепления основ конституционного строя в особенности приоритета прав и свобод личности.
«Также в науке выделяют следующие способы ограничения прав. Они могут быть различными, в зависимости от целей и оснований. Это:
- запрет на определенный вариант реализации права или свободы, т.е. установление границ поведения (относительный запрет);
- запрет на реализацию права (свободы) в целом (абсолютный запрет);
- вмешательство (вторжение) в право (свободу) уполномоченных государственных органов (характеризуется активными действиями государственных органов и пассивным поведением личности);
- обязанность;
- ответственность»[3, 33].
Согласно ст. 55 Конституции РФ, ограничение прав может быть допустимо, только если оно служит определенным целям, указанным в данной статье:
- защите основ конституционного строя;
- нравственности;
- здоровья;
- прав и законных интересов других лиц;
- обеспечению обороны страны и безопасности государства.
Данный перечень публично-правовых ценностей, защита которых с точки зрения авторов конституционного текста оправдывает отдельные ограничения прав и свобод, является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.
«В международных правовых актах установлены почти аналогичные правила установления ограничений: «права не подлежат вмешательству со стороны властей, кроме случаев, установленных законом, и необходимы в демократическом обществе в интересах общественного спокойствия, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности, для защиты прав и свобод других лиц»»[4, 107].
«Если говорить о способах и видах ограничения прав и свобод личности, то стоит рассмотреть классификацию профессора М.А. Краснова, которая, на наш взгляд, является достаточно интересной. В частности, он разделяет ограничения конституционных прав, правда, применительно к экономическим правам на пять групп:
- 1) ограничения, направленные на ненарушимость прав других граждан при осуществлении своих прав, а также иные права, выступающие одновременно ограничителями поведения;
- 2) ограничения прав, которыми выступают конституционные обязанности;
- 3) «классические» ограничения
- 4) конституционные нормы, не формулирующие сами ограничения, а указывающие на возможность их введения федеральным законом;
- 5) ограничения, имеющие временный характер, устанавливаемые Президентом.
При всем при этом, М.А. Краснов выделяет пятую группу ограничений одновременно и как особый вид ограничений — ограничения реализации прав»[4, 90].
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что в институте прав и свобод человека и гражданина существует кризис. Это можно отследить как в теории, так и на практике.
Это отражено в том, что данный конституционный институт не выполняет свою основную задачу – формирование действительного функционирования правового механизма, где права и свободы личности стали бы основной обязанностью государства (ст. 2 Конституции РФ).
В первую очередь, это связано с отсутствием современной теории ограничения прав и свобод человека и гражданина, отсутствия разработанности базовых правовых понятий, составляющих ее содержание, что в итоге сказывается на законодательстве о правах человека, на практику, на затруднение реализации института конституционных прав человека.
Список литературы:
- Краснов М.А. — Некоторые аспекты проблемы ограничения конституционных прав (на примере экономических прав) // Сравнительное конституционное обозрение. — 2013. — №1. – 90 с.
- Никитина Е.Е. – Свобода совести: теория и практика ограничения прав в Российской Федерации // Журнал российского права. – 2013. — №12. – 3 с.
- Новиков М.В. – Сущность конституционных ограничений правового статуса личности // Конституционное и муниципальное право. – 2009. — №1. – 33 с.
- Утяшев М.М. — К вопросу об ограничении прав человека // Правовая политика и правовая жизнь. — 2009. — № 1. – 107 с.
- Эбзеев Б.С. — Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации – М., — 2005. – 230 с.
Источник: https://sibac.info/studconf/social/xlii/53745
Дипломные, курсовые работы по конституционному и муниципальному праву | КонсультантПлюс — студенту и преподавателю
Большакова Д.А. «Конституционные гарантии, пределы и ограничения права осужденного к лишению свободы на свидания: опыт России в контексте практики Европейского суда по правам человека» 2019 г.
Количество жалоб от заявителей, содержащихся в местах лишения свободы, как в Конституционный Суд РФ, так и в Европейский Суд по правам человека с каждым годом возрастает, что актуализирует конституционно-правовое исследование проблематики ограничения прав осужденных к лишению свободы.
В работе рассматриваются теоретические аспекты права осужденного к лишению свободы на свидания с учетом дифференцированного подхода правового регулирования, раскрывается его конституционно-правовое содержание, правовая природа и нормативное закрепление.
Особый интерес для автора представляет реализация права осужденного к лишению свободы на свидания в контексте практики ЕСПЧ, который создал набор стандартов для содержания лиц в местах лишения свободы.
Вуз: Юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова
Научный руководитель: Маркова Е.Н.
Скачать
Григорьева С.В. «Социальная деревня как гарант социальных прав граждан: российский опыт» 2019 г.
В работе анализируется институт социальных деревень: его история, развитие и опыт функционирования в России на примере социальной деревни «Светлана», расположенной в Ленинградской области.
Для наиболее полного портрета социальной деревни в России в статье приводится сравнительно-правовой материал, а именно, положительный опыт Ирландии и Финляндии (в частности, касательно таких вопросов, как помощь в принятии решений, финансирование деятельности социальной деревни, оплата труда работников).
Вуз: Юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова
Скачать
Дерябина Е.С. «Проблемы ограничения права на распространение информации с целью защиты третьих лиц» 2019 г.
В работе раскрывается проблема ограничения конституционного права на распространение информации с целью защиты конфиденциальных сведений и обеспечения конституционных гарантий неприкосновенности частной жизни.
Исследование направлено на изучение существующих в законодательстве ограничений использования информации, а также на выявление пробелов в законодательстве относительно регулирования права на распространение информации о частной жизни граждан, сведениях, связанных с профессиональной и коммерческой деятельностью, сфере интеллектуальной собственности.
В работе раскрыты действующие механизмы информационной безопасности и ответственность за нарушение права на распространение информации.
Вуз: Юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова
Научный руководитель: Маркова Е.Н. (научный сотрудник)
Скачать
Драганова Н.С. «К вопросу о практике и проблемах рассмотрения обращений граждан в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации» 2016 г.
Работа посвящена теме рассмотрения обращений граждан депутатами и сотрудниками аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Указывается на специфику рассмотрения обращений граждан в Государственной Думе, отмечаются особенности выполнения данной функции именно в органе законодательной власти по сравнению с другими (исполнительными) органами власти.
В работе проанализированы действующее законодательство и правоприменительная практика, выявлены пробелы и противоречия в правовом регулировании. Обращено внимание на неточности и двусмысленности терминологии в действующем законодательстве.
Также рассмотрены вопросы контроля за соблюдением норм, регламентирующих порядок рассмотрения обращений, и ответственности за их неисполнение. Исследованы и особенности, связанные с цикличностью работы Государственной Думы, а также возможностью массовых обращений граждан. Предложены пути преодоления недостатков в работе по рассмотрению обращений граждан депутатами и сотрудниками аппарата Государственной Думы ФС РФ.
Вуз: Российский государственный университет правосудия
Научный руководитель: Порываев С.А.
Скачать
Драганова Н.С. «Гражданская законодательная инициатива в Российской Федерации» 2019 г.
В работе производится комплексный теоретический и эмпирический анализ института гражданской законодательной инициативы с точки зрения его места в правовой системе, правовой основы, а также опыта функционирования в Российской Федерации и зарубежных странах.
На основе полученных в ходе данного анализа выводов формируется мнение о перспективах применения данного института на уровне Российской Федерации в целом, а также предлагаются практические советы по его внедрению как напрямую через отражение в федеральном законодательстве, так и косвенными способами.
Вуз: Юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова
Научный руководитель: Малютин Н.С. (к.ю.н., доцент)
Скачать
Зенин И.Д. «Избирательное право российских граждан в практике Конституционного Суда Российской Федерации» 2017 г.
Работа посвящена субъективному избирательному праву в практике Конституционного Суда РФ.
Рассмотрены теоретические знания о практике Конституционного Суда РФ по субъективному избирательному праву, проанализированы элементы субъективного избирательного права, имеющие отдельные характеристики, а также его ограничения в конкретных решениях Конституционного Суда РФ. При написании работы анализировалась и обобщалась практика Конституционного Суда РФ в промежутке от 2002 до 2017 года, а также монографии и статьи отечественных юристов-теоретиков и практиков, в частности, позиции О.Е. Кутафина из его известных трудов «Источники избирательного права» и «Российский конституционализм». В заключении работы дана авторская оценка роли практики Конституционного Суда РФ в вопросах субъективного избирательного права.
Вуз: Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА)
Научный руководитель: Комарова В.В. (д.ю.н., профессор)
Скачать
Иванов А.А. «Организация антикоррупционного воспитания государственных служащих: состояние и перспективы» 2017 г.
Актуальность организации антикоррупционного воспитания государственных служащих обусловлена высоким уровнем коррупции в Российской Федерации.
В связи с этим вопрос о противодействии коррупции в деятельности органов государственной власти и управления в настоящее время приобретает все более глобальный и системный характер.
Коррупция представляет собой непосредственную угрозу национальной безопасности РФ, препятствует развитию в нашей стране институтов демократии и гражданского общества, реализации гражданами своих конституционных прав в сфере здравоохранения, образования, социального обеспечения и имущественных отношений.
Вуз: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Московский областной филиал
Научный руководитель: Балицкий И.И. (к.и.н., доцент)
Скачать
Корольков В.В. «Этапы становления федерализма в Германии и его современное состояние» 2017 г.
Предметом изучения работы стал германский федерализм, его история, динамика и проблемы. Сам по себе федерализм довольно сложное конституционно-правовое, политическое и социально-экономическое явление.
Богатая история федеративных отношений (зачатки которых можно отследить со времен Ганзы), множество форм федеративных практик, основной закон ФРГ, рожденный в споре различных групп, особенности применения финансовой конституции, многолетняя работа Конституционного суда ФРГ и европейская интеграция — всё это выделяет германский федерализм среди прочих и делает его уникальным явлением социальной действительности. При написании работы использовались источники как на русском, так и на немецком и английском языках.
Научный руководитель: Авакьян С.А. (д.ю.н., профессор)
Вуз: Юридический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
Скачать
Мхитарян Н.А. «Электронные петиции как институт непосредственной демократии: опыт России и зарубежных стран» 2019 г.
Вопрос об эффективности различных форм непосредственной демократии всегда актуален, так как они представляют собой средство, через которое происходит волеизъявление.
Поскольку запросы населения только усложняются со временем, а также приобретают иную форму на стадии информационного развития общества, то возникает необходимость выработки новых механизмов взаимодействия народа и власти.
Данное многообразие повлияло на появление институтов гражданского общества, где ключевая роль принадлежит сети Интернет. Развитие информационного общества сделало возможным реализацию «электронной демократии»
Вуз: Юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова
Научный руководитель: Маркова Е.Н.
Скачать
Насибуллина А.И. «Проблемы реализации избирательных прав инвалидов» 2015 г.
В работе сосредоточено внимание на особенностях реализации избирательных прав инвалидов как полноправных участников избирательного процесса.
Рассматривается история правового регулирования избирательных прав инвалидов, анализируется действующее в настоящее время избирательное законодательство и, в первую очередь, инструкции ЦИК России, рассмотрены конкретные примеры нарушения избирательных прав инвалидов на основе информации интернет-порталов, сообщений СМИ и других источников.
Научный руководитель: Таева Н.Е. (к.ю.н., доцент)
Вуз: Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА)
Скачать
Пиякова М.Е. «Социальная защита граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: конституционно-правовые аспекты» 2017 г.
В работе раскрываются аспекты социальной защиты граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Анализируется правовая база как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, закрепляющая основы социальной защиты пострадавших от аварии граждан.
Основная часть работы посвящена исследованию роли Конституционного Суда Российской Федерации в обеспечении судебной защиты граждан, а также анализу исполнения его решений.
Вуз: Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА)
Научный руководитель: Нарутто С.В. (д.ю.н., профессор)
Скачать
Санникова В.С. «Формы взаимодействия органов местного самоуправления с населением: проблемы реализации и перспективы развития» 2016 г.
Работа посвящена проблемам взаимодействия органов местного самоуправления с населением. Рассмотрены различные институты непосредственной демократии как средства вовлечения населения в местные дела и решение муниципальных задач, проанализированы проблемы, существующие в данной сфере, и предложены некоторые пути их решения.
Читать интервью с автором здесь.
Научный руководитель: Авакьян С.А. (д.ю.н., профессор)
Вуз: Юридический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
Скачать
Тиханов Н.А. «Юридическая сила решений конституционных (уставных) судов субъектов РФ» 2019 г.
Когда речь заходит о конституционной (уставной) юстиции субъектов, юридическая общественность считает нужным констатировать, что «пациент скорее мёртв, чем жив».
Однако недавние события показывают, что у региональной конституционной юстиции есть ещё потенциал, что она может стать инструментом как защиты прав человека (что и так уже доказано на практике), так и инструментом построения полноценного федеративного государства.
Одной из важнейших проблем, препятствующих развитию системы региональной конституционной юстиции, является проблема неопределённости и законодательной неразрешённости некоторых споров, связанных с юридической силой решений конституционных (уставных) судов субъектов.
Вуз: Юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова
Научный руководитель: Малютин Н.С. (к.ю.н., доцент)
Скачать
Тишкова А.Н. «Приглашенные представители государственных органов как участники конституционного судопроизводства»- 2014 г.
Исследование посвящено актуальной проблеме конституционного судопроизводства — статусу приглашенных представителей государственных органов как участников конституционного судопроизводства, их месту и роли в конституционном процессе.
В работе проанализирована и обобщена практика Конституционного Суда РФ с 1990 по 2014 год.
Автор приходит к выводу о необходимости закрепления правового положения приглашенных представителей государственных органов в целях совершенствования конституционного судопроизводства.
Научный руководитель: Дудко И.А. (к.ю.н., доцент)
- Вуз: Российский государственный университет правосудия
- Скачать
- Рекомендуем также:
Источник: http://www.Consultant.ru/edu/student/nauka/constitution/
Классификация конституционных прав и свобод
Классификация конституционных прав и свобод
Человек, его права и свободы занимают центральное место в Конституции РФ. Их признание, соблюдение и защита — цель и задача существования государства.
В любом демократическом обществе права и свободы гражданина, а также его обязанности составляют важнейший социальный и политико-юридический институт, являющийся показателем его зрелости, цивилизованности, средством доступа личности к духовным и материальным благам, механизмам власти, законным формам волеизъявления, реализации своих интересов.
Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, а также других обстоятельств. Мужчины и женщины имеют равные права и равные возможности для их реализации. Перечень прав и свобод, закрепленный в Конституции РФ, состоит из 48 статей и учитывает в полном объеме требования международного права в отношении прав и свобод человека и гражданина.
Права и свободы человека в соответствии с общепринятой классификацией подразделяются на личные (гражданские), социально-экономические, политические, культурные.
В Конституции РФ наряду с правами и свободами человека закрепляются права и свободы гражданина.
Основания существования двух этих категорий вытекают из содержания понятий: права и свободы человека существуют независимо от государства, не требуют государственного закрепления, эти права неотчуждаемы, права и свободы гражданина связаны с конкретным государством, находятся под защитой этого государства.
Личные права и свободы
Перечень прав и свобод в Конституции РФ открывается личными (гражданскими) правами: право на жизнь (ст. 20), достоинство личности (ст. 21), свобода и неприкосновенность личности (ст.
22), тайна частной жизни и коммуникаций (ст. ст. 23, 24), неприкосновенность жилища (ст. 25), право на культурную самоидентификацию (ст. 26), свобода передвижения и поселения (ст. 27), свобода совести и вероисповедания (ст.
28), свобода мысли и слова (ст. 29).
Личные права и свободы являются неотчуждаемыми, присущими каждому от рождения, не зависящими от наличия или отсутствия гражданства.
Основным личным правом человека является право на жизнь (ст. 20).
К личным правам человека относится право на охрану государством достоинства личности: запрет на пытки, насилие, другое жестокое обращение или наказание, проведение над человеком без его согласия медицинских, научных или иных опытов (ч. 2 ст. 21 Конституции РФ).
Из права на жизнь и права на достоинство личности органично вытекает право каждого на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст.
22 Конституции РФ): от физического или психического принуждения (физическая и духовная неприкосновенность), на свободу действий и принятия решений, возможность располагать собой и не находиться под контролем, свободу человека по своему усмотрению перемещаться в пространстве (свобода перемещения).
Нарушением права на свободу и личную неприкосновенность является прежде всего ограничение свободы действий и перемещения в результате прямого физического или психического принуждения (насилия). Неприкосновенность личности (ст.
22) как личная свобода заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями, пользоваться свободой передвижения. Никто не может быть подвергнут аресту, заключению под стражу и содержанию под стражей иначе, как на основании судебного решения.
Конституция РФ предусматривает право каждого на неприкосновенность его частной жизни, на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только в соответствии с федеральным законом на основании судебного решения (ч. 2 ст. 23).
Конституция РФ (ст. 25), гарантируя каждому право на неприкосновенность жилища, предусматривает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
В Конституции закреплено право человека на защиту своей чести и доброго имени (ст. 23). Право на судебную защиту чести и достоинства и возложение на того, кто распространил порочащие сведения, обязанности доказать их соответствие действительности не нарушают гарантированную Конституцией РФ свободу мысли и слова.
Дополнительной гарантией неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны является установленный Конституцией РФ запрет сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия. Только согласие лица является тем единственным условием, при котором возможна работа с информацией о нем (ст. 24).
Соответствует международным стандартам закрепление в Конституции РФ права каждого на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации, а также право граждан свободно выезжать за пределы государства и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию (ст. 27). Ограничение этих прав допускается только на основании федерального закона.
В Конституции РФ закреплено право свободно определять свою национальную принадлежность (ч. 1 ст. 26). Важной гарантией национального равноправия является предусмотренное Конституцией право каждого на пользование родным языком, включая обучение и воспитание на родном языке (ч. 2 ст. 26). Одновременно устанавливается, что оскорбление национального достоинства человека преследуется по закону.
Достаточно широко формулируется Конституцией право на свободу совести (ст. 28): каждому гарантируется свобода совести, вероисповедания, религиозной или атеистической деятельности.
Каждый вправе свободно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные либо атеистические убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения федерального закона.
Правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами Российской Федерации пользуются иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории России.
К числу гражданских прав Конституция РФ относит право каждого на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений.
Одновременно установлено, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений, и определяются юридические границы этого права: каждый имеет право искать, получать и свободно распространять информацию.
Ограничения этого права могут устанавливаться федеральным законом только в целях охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны, а также нравственности. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, устанавливается федеральным законом (ст. 29).
Политические права и свободы
Конституция РФ предусматривает ряд важнейших политических прав граждан, призванных обеспечить участие граждан в осуществлении власти.
В соответствии со ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1), право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2).
Право участвовать в управлении делами государства признается только за гражданами Российской Федерации в силу особенностей характера данного права, выражающего суверенитет народа и выступающего формой осуществления принадлежащей ему власти. Иностранные граждане и лица без гражданства этим правом не обладают.
В Конституции России прямо предусмотрено право граждан на равный доступ к любым должностям в государственных органах (ч. 4 ст. 32).
Право на равный доступ к государственной службе означает равенство исходных возможностей для всех взрослых дееспособных граждан Российской Федерации занять должность в государственном аппарате в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой, отсутствие дискриминации по какому-либо признаку при формировании государственных органов. Требования, предъявляемые к кандидату на должность государственного служащего, обусловливаются исключительно характером должностных обязанностей. Отбор кандидатов на государственную службу производится на конкурсной основе. Государственная служба — это профессиональная деятельность граждан Российской Федерации по реализации полномочий государственных органов.
Право граждан участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32 Конституции РФ) предполагает их непосредственное участие в судопроизводстве в качестве присяжных заседателей, статус которых определен федеральным законодательством.
Важнейшее политическое право на объединение (ч. 1 ст. 30 Конституции РФ) касается политической и иной деятельности в сфере общественной жизни, являясь основополагающим условием существования демократического общества.
Именно право на объединение лежит в основе свободного образования партий, многопартийности. Это право относится к любому человеку, законно находящемуся на территории Российской Федерации.
Иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права с гражданами Российской Федерации в сфере реализации данного права, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.
Часть 5 ст. 13 Конституции РФ устанавливает запрет на создание и деятельность таких общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Вмешательство органов государственной власти в деятельность общественных объединений не допускается. Все общественные объединения, независимо от их организационно-правовых форм, равны перед законом.
Право на проведение публичных мероприятий (ст. 31 Конституции РФ) политическое право граждан Российской Федерации.
Его основной целью является оказание воздействия на органы государственной власти и органы местного самоуправления при решении ими различных вопросов государственной и общественной жизни: политических, правовых, экономических, экологических, социальных, культурных и других, как на общефедеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления. Это право признается важной формой участия граждан в управлении делами государства.
Социально-экономические и культурные права и свободы
Социально-экономические и культурные права и свободы закреплены в большом количестве статей Конституции РФ. Перечисленные в этих статьях права, свободы и обязанности можно условно разделить на три группы:
1) права и свободы в сфере экономической деятельности (право частной собственности (ст. 35); право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность (ст. 34); право на землю (ст. 36); право на жилище (ч. 1 ст. 40), обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);
2) права и свободы в социальной области (право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37); право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37); право на отдых (ч. 5 ст.
37); право на социальное обеспечение (ст. 39); право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); право на благоприятную окружающую среду (ст.
42); обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);
3) права и свободы в области культуры и просвещения (право на образование (ст. 43); свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и преподавания (ч. 1 ст. 44); право на участие в культурной жизни (ч. 2 ст. 44); обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44).
- Конституционные обязанности человека и гражданина
- Правовой статус личности закреплен в Конституции РФ совокупностью не только прав и свобод, но и обязанностей.
- Основные обязанности закреплены в Конституции РФ в форме требования исполнять установленные законом вид и меру поведения либо воздерживаться от этого.
Важнейшей обязанностью человека и гражданина является соблюдение Конституции и законов Российской Федерации (ст. 15 Конституции РФ).
Конституционно закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). Обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков (как физических, так и юридических лиц) в качестве безусловного требования государства.
В ст. 58 Конституции РФ закрепляется обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В ст. 59 Конституции РФ закреплено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Конституция РФ (ч. 3 ст. 59) предусматривает, что гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой — особым видом трудовой деятельности в интересах общества и государства.
В заключение хотелось бы отметить, что каждый гражданин России должен знать Конституцию своей страны не только потому, что она гарантирует его права и свободы, но и потому, что Конституция является основой легитимности власти, опорой гражданского общества. Устойчивость Основного закона является залогом политической стабильности и успешного развития нашего государства.
Источник: https://www.prokamur.ru/edu_cont.php?idle=2209
Отличительные особенности конституционных прав и свобод
⇐ ПредыдущаяСтр 29 из 78Следующая ⇒
Конституционные права и свободы являются важнейшей сост ной частью системы всех принадлежащих гражданам России п] и свобод.
По сравнению с другими правами и свободами, возникающи и реализующимися в рамках гражданского, семейного, трудов и других отраслей права, конституционные права и свободы устан ливаются и закрепляются лишь в тексте действующей Конституц Правам и свободам человека и гражданина посвящена гл. 2 Коне туцииРФ и соответствующие главы конституций и уставов субъек Федерации.
В отличие от обычных прав и свобод граждан конституциони права и свободы характеризуются тем, что основанием их вознию вения являются не конкретные действия людей и соответствующие правоотношения, а политико-правовое и иное состояние лица как человека и гражданина, нередко обусловленное его принадлежностью к государству. Таковыми являются, например, права граждан России принимать участие в управлении делами государства, избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, принимать участие в отправлении правосудия и др.
Однако не все конституционные права и свободы, равно как и обязанности, обусловлены принадлежностью лица или лиц к Poc-j сийскому государству, т.е. предопределяются их российским граж-| данством.
Согласно Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства «пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации»! кроме случаев, установленных федеральным законом или междунад родным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. 62).
- Среди других особенностей конституционных прав и своб граждан России следует указать также на их огромную социальна значимость для жизнедеятельности любого человека и граждане на их высокий по сравнению с обычными правами и свободами ур вень обобщенности и распространенности на весьма широкий кру
- я IV Конституционные права и свободы граждан .239
- ^ охватывающий собой всех без исключения граждан России;
„я особый порядок их закрепления и изменения — только конституционным путем, а также на повышенный уровень их правовой охраны ц обеспечения.
Конституционные права и свободы, выступая в качестве основы системы всех других прав и свобод граждан России, не существуют сами по себе, вне связей и взаимозависимостей друг с другом, изолированно друг от друга.
В процессе своей взаимосвязи и взаимодействия они образуют некое целостное образование, своеобразную подсистему в общей системе прав и свобод граждан России, функционирующую на основе целого ряда конституционно закрепляемых и конституционно гарантируемых принципов.
Многие из этих принципов распространяются также на всю общую систему прав и свобод граждан, а следовательно, нетолькона подсистему конституционных прав и свобод, но и на подсистему всех остальных, возникающих в рамках отдельных отраслей права, на базе конкретных гражданско-правовых, административно-правовых и иных правоотношений, прав и свобод граждан.
Среди конституционно закрепленных и конституционно гарантируемых принципов следует назвать следующие. Во-первых, принцип справедливости и равноправия всех перед законом и судом. «Все равны перед законом и судом», — говорится в ст.
16 КонституцииРФи тут же добавляется, что «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина» независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Особо при этом подчеркивается, что «мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации» (ч. 3 ст. 19).
Во-вторых, принцип неотчуждаемости основных прав и свобод человека и гражданина. Основные права и свободы объявляются в конституционном порядке не только неотчуждаемыми, но и «принадлежащими каждому от рождения». Однако одним из условий и требований, которые необходимо соблюдать в процессе их осуществления, состоит в том, чтобы при этом не нарушались права и свободы других лиц.
В-третьих, принцип непосредственного действия прав и свобод, которые согласно ст. 18 Конституции РФ «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».
240 Основные отрасли современного российского материально!
В-четвертых, принцип органического сочетания прав и с граждан России с их конституционными обязанностями. В числе следних: обязанность платить установленные законом налоги и и ры, обязанность сохранять природу и окружающую среду, бере^ относиться к природным богатствам, нести воинскую службу и защи~ щать Отечество.
В Конституции РФ особо оговаривается, что наличие у гражданина России двойного гражданства «не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства», если иное не предусматривается федеральным законом изд международным договором Российской Федерации (ч. 2 ст. 62). .t
В-пятых, принцип гарантированной государством судебной защиты прав и свобод граждан и получения ими квалифицированной юридической помощи. Данный принцип особо выделяется и закрепляется в действующей Конституции. Этому посвящаются, в частности, ст.
46 и 48 Конституции РФ. В ст.
46 указывается на то, что «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод» и что решения, а также действия или бездействие органов государственной власти,' местного самоуправления, общественных организаций и должностных лиц «могут быть обжалованы в суд».
В то же время в ст. 48 закрепляется положение, согласно которому «каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи» и при этом предусматривается, что каждому в случаях, предусмотренный законом, юридическая помощь предоставляется бесплатно. ^
Кроме названных принципов существуют и другие конституций онно закрепленные принципы обеспечения предоставленных гражданам России прав и свобод. Среди них, например, принцип, в со- i ответствии с которым закон, устанавливающий или отягчающий от-, ветственность, обратной силы не имеет.
В практическом плане это' означает недопустимость юридической ответственности за деяния, которые в момент их совершения не признавались правонарушением.
Кроме того, это означает, что если после совершения правонарушения ответственность за него «устранена или смягчена, применяется новый закон» (ст. 54).
- Важное значение имеет принцип возмещения потерпевшему лицу причиненного ущерба, причем независимо оттого, нанесен ли ущерб незаконными действиями отдельных лиц или государственных органов.
- Статья 52 Конституции РФ, констатируя в связи с этим, что «пра-| ва потерпевших от преступлений и злоупотреблений властно охраняются законом», вместе с тем устанавливает, что государство обеспечи-
- я |V Конституционные права и свободы граждан .241
- gT потерпевшим не только доступ к правосудию, но и компенсацию причиненного ущерба.
В дополнение к этому ст. 53 закрепляет, что каждому предоставляется право «на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или должностных лиц».
Наряду с названными существуют и другие, менее значимые в социально-политическом и государственно-правовом плане принципы. Перечислять их все здесь, а тем более анализировать нет возможности и необходимости.
⇐ Предыдущая24252627282930313233Следующая ⇒
Рекомендуемые страницы:
Источник: https://lektsia.com/6xa2f2.html