Основные виды речи — справочник студента

Основные виды речи - Справочник студента

Русский язык и культура речи формируют и развивают коммуникативно-речевые компетенции, профессионального общения в сфере науки, техники, технологий, культуры и общественных отношений.

Название дисциплины «Русский язык и культура речи» на первый взгляд ничего сложного в себе не таит. Многие студенты, особенно те, которые получают второе высшее образование, полагают, что этот предмет ничем не отличается от школьного курса русского языка. Однако это далеко не так. В названии этой дисциплины ключевыми являются два слова – «язык» и «речь».

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Язык – одна из самобытных семиологических (знаковых) систем, являющаяся основным и важным средством общения членов данного человеческого коллектива, для которых эта система служит также средством развития мышления, передачи от поколения к поколению культурно-исторических традиций, средством создания, хранения и передачи информации.

Речь – деятельность говорящего, применяющего язык для взаимодействия с другими членами данного языкового коллектива, т.е. конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую или письменную форму.

Речь и язык (код) образуют единый феномен человеческого языка. Речь есть воплощение, реализация языка. Если язык есть орудие (средства) общения, то речь есть производимый этим орудием вид общения. Речь актуальна, язык же потенциален. Речь развёртывается во времени и реализуется в пространстве, а язык отвлечён от этих параметров мира. Речь бесконечна, система языка конечна.

Речь материальна (состоит из артикулируемых знаков, воспринимаемых слухом, зрением, осязанием), а язык включает в себя абстрактные аналоги единиц речи. Речь активна и динамична, система языка в большей мере пассивна и статична. Речь подвижна, язык относительно стабилен. Речь линейна, язык имеет уровневую организацию (состоит из фонемного, морфемного, лексического и синтаксического уровней).

Разобраться в этом сложнейшем взаимодействии языка и речи поможет наш учебно-методический комплекс, который нацелен на повышение уровня речевой культуры обучающихся и должен способствовать формированию коммуникативной компетенции будущих специалистов, расширению их представления о языке как важнейшей составляющей духовного богатства народа – носителя языка.

Содержание УМК

Цель и задачи дисциплины

Цель курса – формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции будущего специалиста – участника профессионального общения на русском языке в сфере науки, техники, технологий, культуры и общественных отношений.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Основные тенденции развития системы образования - справочник студента

Оценим за полчаса!

Задачи курса:

  1. Повышение общей речевой культуры.
  2. Совершенствование уровня орфографической, пунктуационной и стилистической грамотности.
  3. Формирование и развитие необходимых знаний о языке при профессиональном, научно-техническом и межкультурном общении.
  4. Развитие навыков и умений в области деловой и научной речи, написания и защиты учебно-научных работ.

При изучении дисциплины «Русский язык и культура речи» обеспечивается подготовка студента в области языка и культуры в учебной и профессиональной сфере, соблюдается связь со всеми изучаемыми дисциплинами (в письменной и устной форме), непрерывность в использовании школьных знаний, происходит знакомство со стержневыми проблемами лингвистики, стилистики, риторики, базовыми положениями современного языкознания, навыками и понятиями межкультурной коммуникации, обязательными для прочного усвоения всех изучаемых дисциплин и практического использования полученных знаний в решении коммуникативных задач.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

  1. Русский язык и культура речи / Учебник для вузов под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высш.шк., 2008. – 495 с.
  2. Федосюк М.Ю. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие / М.Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.А. Михайлова, Н.А. Николина.

    – 11-е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2006. – 256 с. с ил.

  3. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий/ Е.В. Ганапольская, Т.Ю. Волошинова, Н.В. Анисина и др. – СПб.: Питер, 2006. – 336 с. с илл. – (серия «Учебное пособие»).

Дополнительная литература

  1. Сидорова М.Ю., Савельева В.С. Культура речи: Конспект лекций. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 208 с.
  2. Царева Н.Ю., Будильцева М.Б., Пугачев И.А. Практикум по русскому языку и культуре речи: Учебное пособие / Под ред. Н.Ю. Царевой. – Изд-во РУДН, 2006. – 145 с.

  3. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. практикум. – 6-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 315 с.
  4. Практикум по русскому языку и культуре речи: Нормы русского литературного языка / Под ред. И.Г. Проскуряковой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.

    : Флинта: Наука, 2005. – 232 с.

Список лингвистических словарей и справочников

  1. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения: 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Русский язык, 1984.
  2. Большой словарь русского языка. – М.: Дрофа; Русский язык, 1998.
  3. Букчина Б.З. Орфографический словарь русского языка: Слитно? Раздельно? Через дефис? – М.: Аст-пресс, 1999.
  4. Вакуров В.Н., Рахманова Л.И., Толстой Н.В.

    , Формановская Н.И. Трудности русского языка: Словарь-справочник / Под редакцией Л.И. Рахмановой. 3-е изд., испр. и доп. Часть 1 А-Л-М. – М.: Издание МГУ, 1993.

  5. Васюкова И.А. Словарь иностранных слов – М.: АСТ; ПРЕСС, 1999.
  6. Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.
  7. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка.

    Толково – словообразовательный: В 2-х томах. – М.: Русский язык, 2000.

  8. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка: 5-е издание, стер.– М.: Русский язык, 1997.
  9. Колесников Н.П. Словарь омонимов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.
  10. Колесников Н.П. Словарь паронимов и антонимов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.
  11. Колесников Н.П.

    Лексико–грамматический словарь русского языка – Ростов–на-Дону: Феникс, 1996.

  12. Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: Около 13000 слов / А.А. Семенюк (руководитель авторского коллектива), И.Л. Городецкая, М.А. Матёшкина и др.– М.: Русский язык, 1994.
  13. Лопатин В.В., Чельцова, Л.К., Нечаева И.В. Прописная или строчная?: Орфографический словарь русского языка.

    – М.: АСТ-пресс, 1999.

  14. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка / Под общим руководством академика Ю.Д. Апресяна. – М.: Школа; Языки русской культуры, 1997.
  15. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4е изд., доп. – М.: Азбуковник.

    1999.

  16. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Бокурова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; под ред. Р.И. Аванесова; РАН. Ин-т русского языка, стер. – М.: Русский язык, 1997.
  17. Русский орфографический словарь: около 160000 слов. / Рос. академ. наук, Ин-т русского языка им. В.В. Виноградова; Редкол.: В.В. Лопатин (отв. ред.), Б.З.

    Букчина, Н.А. Еськова и др. – М.: Азбуковник, 1999.

  18. Орфографический словарь русского языка РАН. Ин-т русского языка; Редакционная коллегия: В.П.Лопатин (отв. ред.), Б.З. Букчина, Л.П. Калакуцкая и др. 34-е изд. – М.: Русский язык, 1999.
  19. Полный справочник по орфографии и пунктуации / Под редакцией О.А. Соболевой. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1999.
  20. Русский семантический словарь.

    Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений / РАН, Ин-т русского языка; под общей ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: Азбуковник, 1998.

  21. Словарь русского языка: В 4-х томах / РАН, Ин-т лингвистических исследований; под редакцией А.П. Евгеньевой. 4 – е изд., стер. – М.: Русский язык; Полиграфресурсы, 1999.
  22. Современный словарь иностранных слов: Ок.20000 слов. 2-е изд.

    , стер. – М.: Русский язык, 1999.

  23. Словарь синонимов русского языка: В 2-х томах. – Л.: Наука, 1970 – 1971.
  24. Словарь сочетаемости слов русского языка: 2-е издание, испр. — М.: Русский язык, 1983.
  25. Фелицина В.П., Мокиенко В.М. Русский фразеологический словарь.- М.: ЭКСМО; ПРЕСС, 1999.
  26. Фразеологический словарь русского литературного языка: В 2-х т. / Сост. А.И.

    Федоров. – М. Цитадель, 1997.

Перечень контрольных вопросов

1. Понятие языковой нормы, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.
2. Система функциональных стилей современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей.
3. Орфоэпические нормы. Ударение, интонация.
4. Нормы произношения в современном русском языке.
5. Лексические нормы. Правильность и точность словоупотребления.

Многозначность.
6. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма. Нормы орфографии.
7. Правописание гласных и согласных в слове. Правописание безударных гласных в корнях слов.
8. Правописание непроизносимых согласных. Чередование.
9. Морфемный состав слова. Правописание приставок. Ы/ И после приставок.
10. Двойные согласные.

Употребление Ъ и Ь. Гласные после шипящих и Ц.
11. Правописание имен существительных. Колебания в роде, числе и падеже.
12. Род несклоняемых существительных и аббревиатур. Варианты падежных окончаний.
13. Склонение собственных имен.
14. Склонение географических названий. Склонение имён и фамилий иноязычного происхождения.
15. Правописание числительных.

Нормы употребления разных видов числительных.
16. Нормы употребления имен прилагательных. Функции кратких прилагательных. Правописание прилагательных.
17. Нормы употребления глаголов с изобилующей и дефективной парадигмой.
18. Правописание глаголов, причастий и деепричастий.
19. Правописание местоимений и наречий.
20.

Правописание служебных частей речи и модальных слов.
21. Особенности синтаксических норм. Согласование сказуемого с подлежащим.
22. Конкуренция предложных и беспредложных сочетаний.
23. Пунктуация в простом распространённом предложении.
24. Пунктуация в сложном предложении.
25. Обособленные члены предложения.
26.

Сложное предложение (союзная и бессоюзная связь). Трудные случаи пунктуации.
27. Устная и письменная разновидности литературного языка.
28. Особенности устной и письменной научной речи.
29. Язык научных текстов. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи.
30. Логическая схема и композиция научного текста.
31.

Виды вторичных текстов: план, тезис, аннотация, рецензия, конспект, реферат, резюме.
32. Официально-деловой стиль, сферы его функционирования. Жанровое разнообразие.
33. Композиционно-языковые особенности деловых бумаг (заявление, доверенность, автобиография, протокол, приказ, контракт, деловое письмо, финансовые и учетные документы).
34.

Реклама в деловой речи. Язык рекламы.
35. Фразеологические средства русского языка. Возможности их использования в речи.
36. Полисемия, омонимия, синонимия. Паронимы.
37. Разные виды современной устной речи. Этика оратора.
38. Речевая культура общества и речевая культура личности.
39. Доминанта, организующая речь в определённом стиле.
40.

Оратор и его аудитория.
41. Основные виды аргументов.
42. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развёртывание и завершение речи.
43. Основные приёмы поиска материала и виды вспомогательных материалов.
44. Понятность, информативность и выразительность публичной речи.
45. Средства речевой выразительности.
46.

Речь как средство утверждения социального статуса.
47. Логические и психологические приёмы полемики.
48. Выступление как разновидность ораторской прозы.
49. Словесное оформление публичного выступления.

50. Речевой этикет.

Источник: https://dprm.ru/russkij-yazyk

Виды речевой деятельности в русском языке

Речь существует на протяжении тысячелетий. Это часть нашего мышления, ведь человеку свойственно облекать свои мысли в слова. Однако речевая деятельность не однородна; ее можно подразделить на четыре вида. Поговорим о них.
Основные виды речи - Справочник студента

Речевая деятельность человека направлена на общение. Каждый из нас стремится быть понятым окружающими людьми. Поэтому иногда речевую деятельность называют общением или коммуникацией.

Речь может быть устной (звучащей) и письменной.

В зависимости от того, являемся ли мы создателями или адресатами речи, и от того, каким образом мы ее воспринимаем, мы выделяем четыре вида речевой деятельности в русском языке:

  • говорение;
  • слушание;
  • письмо;
  • чтение.

Эти виды приведены ниже в таблице.

Устная речь Письменная речь
говорение слушание письмо чтение

Из перечисленных видов речевой деятельности два первых относятся к устной речи, два последних – к письменной.

Устная речь имеет ряд особенностей. Если говорить кратко, она спонтанна, отличается упрощенным синтаксисом, богатством невербальных (несловесных) средств выразительности: мимика, жесты, тембр голоса и проч.

Говорящий видит адресата речи и ориентируется по его реакции, подстраивая речь под собеседника.

Из устных жанров беседа отличается большей непринужденностью и спонтанностью по сравнению с лекцией, например. Но любой устный жанр создается и тотчас воспринимается. Он не живет долго.

Если надо, чтобы текст был доступен на протяжении долгого времени, его записывают. В этом случае мы имеем дело уже с письменной речью.

Письменная речь отличается большей обдуманностью. Она может многократно корректироваться в процессе создания. Но пишущий не видит своего адресата и не может определить, насколько его речь понятна. Он не может дополнить высказывание мимикой или телодвижением. Поэтому пишущий стремится выражать свои мысли предельно понятно.

Устной речи, как уже было сказано, свойственны такие характеристики, как спонтанность, эмоциональность, упрощенный синтаксис.

Однако, в зависимости от жанра, они могут проявляться в большей или меньшей степени.

Например, в дружеской беседе речь говорящего обычно представляет собой неподготовленный текст, который рождается непосредственно в процессе говорения.

Но, допустим, лекция профессора в университете также является говорением, но она обычно подготавливается заранее, эмоциональность ее ниже, чем у дружеской беседы, а разговорный стиль ей не свойственен – обычно лекции создаются в научном стиле.

Ситуации использования говорения:

  • разговор;
  • лекция;
  • выступление на собрании;
  • пересказ текста учеником и т.д.

Слушание, или аудирование – еще один из основных видов речевой деятельности. Он предполагает внимательное восприятие речи другого человека на слух. Это требует значительной сосредоточенности.

Во многих пословицах отразилось уважительное отношение к слушанию: «Слово – серебро, молчание – золото», «У человека один рот и два уха, значит он должен вдвое больше слушать, чем говорить» и т.д.

Слушание используется во многих ситуациях:

  • студенты или школьники слушают преподавателя;
  • друг слушает рассуждения своего друга;
  • люди, пришедшие на митинг, слушают выступление оратора и тому подобное.

Чтение – это восприятие текстов, написанных от руки или напечатанных. Это основная форма получения информации в ряде случаев. Например, значительная часть учебной информации воспринимается именно в процессе чтения.

Обычно именно таким образом мы знакомимся с произведениями художественной литературы.

Качественное чтение требует владения некоторыми компетенциями. Например, необходимо уметь вычленять главную информацию.

Обычно выделяют три вида чтения:

  • ознакомительное;
  • поисковое;
  • изучающее.
  • В первом случае читающий стремится получить общую информацию о содержании текста.
  • Во втором – просматривает текст с целью найти интересующую информацию, которая часто не является основным содержание текста.
  • Изучающее чтение предполагает скрупулезное восприятие всех вопросов, поднятых в тексте со стопроцентным усвоением материала.

Небрежное, невнимательное чтение, конечно, бывает, но не является одним из видов чтения, так как оно не приводит к выполнению коммуникативной задачи – восприятия текста.

  1. Это процесс создания собственного письменного текста.
  2. Таким образом создаются тексты разных функциональных стилей, в том числе разговорного.
  3. Приведем примеры жанров, существующих в рамках этого вида речевой деятельности.
  4. Разговорный стиль:
  • дружеское письмо;
  • записка.

Научный стиль:

  • диссертация;
  • энциклопедическая статья.

Официально-деловой стиль:

  • заявление;
  • акт приемки товара.

Публицистический стиль:

  • очерк;
  • полемическая статья.

Стиль художественной литературы:

Письменная речь характеризуется продуманностью и четкостью формулировок, а также смысловой и стилистической цельностью и композиционной организованностью.

Выделяют четыре вида речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо. Два первых предполагают использование устной речи, два последних – письменной.

Устной речи свойственны спонтанность, эмоциональность, упрощенный синтаксис. Письменной – продуманность и стилистическое единство. Существует три вида чтения: поисковое, ознакомительное, изучающее.

В письменной речи тексты создаются в большом разнообразии стилей и жанров.

Средняя оценка: 4.2. Всего получено оценок: 99.

Источник: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/vidy-rechevoy-deyatelnosti-harakteristika-kratko.html

Говорение — один из основных видов речевой компетенции при подготовке студентов-правоведов

Мазенцева Е. А. Говорение — один из основных видов речевой компетенции при подготовке студентов-правоведов [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 128-130. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10181/ (дата обращения: 22.03.2020).



В 21 веке, когда международное сотрудничество в различных областях нашей жизни стало реальностью, ключевая роль межкультурного профессионально — ориентированного общения с использованием иностранного языка очевидна.

Специалисты (в частности, юристы и правоведы) сталкиваются с необходимостью участия в различных видах международного общения (деловая переписка, участие в международных конференциях и семинарах, работа с источниками по языку специальности).

Таким образом, владение будущими правоведами и юристами иностранным языком, как инструментом межкультурного общения в профессиональной и других сферах жизни является актуальным вопросом для специалистов юриспруденции.

Известно, что юридический язык или язык специальности юриста и правоведа и их отраслевые разновидности (уголовные, гражданские и административные и другие) оставаясь частью общелитературного языка, содержит целый ряд логико-семантических, стилистических, терминологических и некоторых других особенностей, выделяющих его в специальную категорию. Юридический язык обладает собственным, только ему присущим, понятийным аппаратом, реализующим в правовых терминах и понятиях и приписываемых им правовых дефинициях, приобретающих высшую юридическую силу, имеющих нормативное значение.

Сфера деятельности и профессиональная подготовка юриста-правоведа широка и многогранна в сфере языковой подготовки.

Умение участвовать в дипломатических беседах и переговорах на различных уровнях, ведение международной документации, подготовка и оформление текстов международных договоров и соглашений.

Все эти виды профессиональной деятельности требуют знаний основ речевых и грамматических основ языка специальности. Оптимальной задачей обучению различным видам речевой деятельности студентов — правоведов — является выход студентов в реальную профессиональную коммуникацию.

  • В реальной жизни любой профессионал должен уметь рассуждать, сравнивать, оценивать правильно полученную информацию, а также правильно находить нужную информацию в справочной литературе, собственную точку зрения знанием профессионального уровня иностранного языка.
  • При подготовке специалистов можно считать введение единых подходов к определению минимальных требований к уровню обучения и подготовки специалистов по иностранному языку. Выделяются 3 основных компонента:
  •  знание иностранного языка:
  •  умение применять полученные знания в учебной и реальной деятельности:
  •  владение способами познавательной деятельности.

Юристы-правоведы являются пропагандистами правовых знаний в обществе. Формирование правовых профессиональных знаний и умений происходит у студентов — правоведов уже в период обучения в колледже.

Устная речь может реализовываться в монологической и диалогической форме, обладающей специфическими языковыми и речевыми особенностями поэтому следует четко очертить круг сфер и ситуаций, высказываний того или иного уровня в юридической практике. В частности, монологическая форма речи или юридический монолог может быть использован в судебном разбирательстве, в процессе публичного выступления стороны защиты или обвинения.

  1. Юридический монолог всегда специфичен по своей природе, учитывая прежде всего требования норм процессуального характера, этика и мораль соответствует определенной структуре и рассматривает вполне определенный круг проблем и высказываний. Устная речь может иметь разнообразные формы, она всегда представляет собой единство следующих компонентов:1-содержание;
  2. 2-план подачи материала;
  3. 3- его словесное оформление;
  4. 4-способы, приемы произношения.

Первое требование, которое должен предъявлять к себе выступающий — это четко определить тему своего выступления, и в связи с этим вывод, к которому он подводит слушателей.

Содержание и план выступления оказываются, таким образом, взаимосвязанными: приступая к планированию, студенты под рукой имеют определенный материал; намечая план его подачи, они уточняют отдельные детали своего выступления, обращаются к новым фактам.

  • Различаются три вида монологической речи:
  • 1) повествование (рассказывание, пересказ, сообщение)
  • 2) описание
  • 3) рассуждение

Рассказывание-это один из видов живого устного слова, в котором воспроизводятся какие — либо действительные или вымышленные события. Ему присущи импровизация, определенная интонация, жесты и мимика. Рассказывание это в значительной степени творческая работа.

Сообщение — это вид монологической речи, близкий к рассказыванию. Это чаще всего информация о выполненном или планируемом мероприятии. Сообщение- речь сугубо деловая, в отличие от рассказывания, оно может быть устным или письменным. Выступающий студент должен знать, что его цель- поставить в известность слушателей, о каком-то событии и информация должна быть краткая и конкретная.

Описание, как вид монологической речи, представляет собой рассуждение. Любое участие в дискуссиях обязывает излагать свою позицию в яркой и убедительной форме.

Предоставить такие доводы и аргументы на иностранном языке, которые бы ярко выражали нравственную позицию выступающего.

Необходимо продумать факты, осмыслить и сопоставить их, уметь отстоять и защитить свою точку зрения на изучаемом языке.

Но, юристы-правоведы должны правильно и убедительно вести любой монолог, чаще всего тщательно подготовленный особенно на начальной стадии обучения. Монолог важнейшая форма речи с ней мы сталкиваемся ежедневно. Речь должна быть аргументирована и логически корректна.

Искреннее, глубоко прочувствованное устное выступление всегда покоряет слушателей, увлекает их несравненно сильнее, чем самое яркое письменное слово. Живой голос человека по своей природе — могучее средство воздействия одного человека на другого.

Сложность выступления определяется не только содержанием, она зависит и от того каким оно будет по своей эмоциональной окраске, какими источниками питается эта тональность, откуда рождается интонационная выразительность.

Устная и письменная речь — это две формы выражения языка тесно взаимосвязаны, тем не менее между ними есть и существенные различия.

Традиции современной ораторской речи будущего юриста — правоведа, адвоката — защитника берут истоки с античной риторики Древней Греции и Рима. Одним из классических примеров представителей судебного красноречия того времени может служить греческий оратор Лисий.

(Афины, конец 5 начало 4 вв. до н. э.) Будучи представителем так называемого судебного красноречия, Лисий обладал замечательной способностью перевоплощения.

Сочиняя речи своих подзащитных, будучи логографом –составителем судебных речей -он абсолютно точно отражал в них характер того, кто будет эту речь произносить.

Но главная особенность Лисия была заключена в том, что он был остроумным рассказчиком и так мастерски рассказывал о событиях, служивших темой судебного разбирательства, что присутствующие полностью погружались в описываемую ситуацию и обстоятельства дела.

Обладая простым и вместе с тем необыкновенно ярким слогом, Лисий правильно понимал природу устной речи и неоднократно подчеркивал важнейшую ее черту — неповторяемость.

Он говорил, что однажды произнесенная речь не должна больше повторяться в той же аудитории, иначе она теряет свою оригинальность и выразительность.

Лисий считал, что речь оратора должна походить на импровизацию, поэтому его собственные речи напоминали импровизацию, которые всегда были строго продуманы и тщательно обработаны.

Устная речь юриста должна быть, прежде всего правильной, с точки зрения использования различных временных конструкций, устойчивых выражений и фразеологических единиц, характерных для подъязыка юридической специальности, а также экспрессивной и ярко выраженной, чтобы она запомнилась аудиторией, которая ее слушала.

Владеть искусством устной юридической речи — это означает, говорить по существу, строго анализируя и апеллируя той лексикой, которая была бы доступна для понимания аудиторией, где он выступает. Это также означает -умение говорить доходчиво, логично и убедительно, не нарушая общепринятых норм профессиональной этики.

Поэтому безупречное владение нормами владения нормами языка и речи является обязательным требованием для современного юриста.

Он должен соединять в себе колоссальный талант адвоката, с мужеством человека презирающим опасность.

Исполнять свой долг не только защитника, но и долг гражданина, ибо нет сомнения, что им как, и общественным деятелям необходимо представлять интересы защищаемых ими людей, а также интересы государства.

Юрист — правовед является пропагандистом правовых знаний, в частности знаний по правам человека, отраженных в документах международно-правового характера.

Студенты юристы — правоведы должны ориентироваться в учебной и научной литературе международно-правового характера, уметь извлекать из нее основную информацию и интерпретировать ее в соответствии с задачами правовой ситуации. Так учитывая современные требования к устной юридической речи, Ч. Б.

Далецкий отмечает, что необходимо выработать стратегию речевого поведения, в которой отражались бы навыки и умения речевых компетенций за период обучения: дебаты на английском языке по заданным ситуациям, круглые столы с монологическими высказываниями, ролевые игры по предложенным ситуациям, где были бы отражены не языковые опыты, а универсальные компетенции, когда общающиеся должны будут осуществить самостоятельный перенос риторических навыков на рассмотренные ранее объекты социальной деятельности.

Основные навыки устного публичного выступления, в частности, можно отнести следующие: навык отбора материала на иностранном языке, навык изучения и понимания отобранного материала, навык составления плана своего выступления, навык ориентации во времени выступления и в аудитории, навык владения языковым материалом, а также определенный речевой опыт. Навыки устной речи включают в себя автоматизированные действия. Основные ситуации речевого общения обрабатываются по периодам обучения. Актуализация речевого поведения классифицируется по уровням: репродуктивный уровень, адаптационный уровень, вариативно- комбинаторный уровень.

Чтобы высказывание юриста-правоведа было понятным, необходимо использовать определенный набор стандартных готовых разговорных клиник. В данной ситуации говорящий подражает чужим образцам речевых действий на неосознанном, репродуктивном уровне. В стандартной социально-значимой ситуации имеет место речевое поведение как показатель речевой адаптации к среде.

Устная речь характеризуется процессом общения: сообщения, направленные в адрес собеседника, выглядит как заранее неподготовленным, спонтанным, возникающим в акте речевой деятельности. Указанного свойства устной речи лежат в основе осуществления триединого процесса языковой коммуникации (продуцирование речи — восприятие — реакция на речь).

Выполнение устной коммуникацией социальной функции обеспечивается определенной системой социально-речевых правил, которыми владеют коммуниканты в данном социуме. Усваивая язык специальности, обучающийся должен в необходимой мере овладеть техникой общения на данном языке. Студенты — правоведы овладевают основами реального общения на иностранном языке определяя свое профессиональное будущее.

Литература:

  1. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Продвинутый курс. Астрель- Москва -2010 г.-272 стр.
  2. Современные теории и методы обучения иностранным языкам.- М.: Изд-во: Экзамен., 2006- 381 стр.
  3. H. Douglas Brown. Nonverbal communication. P p 262–265 in Principles of Language Learning and Teaching.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, устная речь, монологическая речь, навык, период обучения, речевое поведение, правовед, международно-правовой характер, репродуктивный уровень, судебное разбирательство.

При обучении устной речи необходимо развивать познавательные способности. Языковую компетенцию чаще всего раскрывают как совокупность конкретных умений, необходимых нам для речевых контактов и овладения языком как учебной дисциплины.

русский язык, монологическая речь, речевая деятельность, аудирование, говорение, устная речь, студент, монолог, иностранный язык, процесс обучения.

Ключевые слова: устная монологическая речь, монолог, информационная речь, убеждающая (побуждающая) речь, развлекательная речь

Хороший оратор обязан употреблять образные средства языка и уметь презентовать речь, используя многообразные средства речевого

иностранный язык, монологическая речь, язык, учащийся, языковой материал, диалогическая речь, коммуникативное намерение, конечный продукт, речевая деятельность, творческий процесс.

Как известно, хорошо усвоенные речевые клише и многократное повторение их в разнообразных монологических и диалогических

Основные термины (генерируются автоматически): иноязычная речь, иностранный язык, преподаватель, занятие, носитель языка, студент…

русский язык, монологическая речь, речевая деятельность, аудирование, говорение, устная речь, студент, монолог, иностранный язык, процесс обучения.

русский язык, монологическая речь, речевая деятельность, аудирование, говорение, устная речь, студент, монолог, иностранный язык, процесс обучения. Аудирование — один из главных компонентов обучения… взаимосвязью.

иностранный язык, монологическая речь, видеоматериал, аутентичный видеоматериал, учебный процесс, студент, монологическое высказывание, профессиональный иностранный язык, устная речь, обучение.

русский язык, монологическая речь, речевая деятельность, аудирование, говорение, устная речь, студент, монолог, иностранный язык, процесс обучения.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10181/

11. Виды речевой деятельности и их особенности » Шпоры для студентов

В психологии различают два основных вида речи: Внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и Письменную. Диалог – это непосредственное общение двух или нескольких человек.

Диалогическая речь – это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее).

Разновидностью диалогического общения является Беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.

Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспресивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий.

В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь – связная, контекстная. Ее содержание должно прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении.

Другое условие, неразрывно связанное с первым, – грамматически правильное построение предложений.

Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи.

Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной.

Выразительность же создается как языковыми средствами (умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией).

Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь.

Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником.

Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.

Внутренняя речь – это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности.

Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации.

Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней.

  • Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими.
  • Информативность речи зависит прежде всего от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности ее автора к сообщению.
  • Понятность речи зависит, во-первых, от ее смыслового содержания, во-вторых, от ее языковых особенностей и, в-третьих, от соотношения между ее сложностью с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей – с другой.
  • Выразительность речи предполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.

Источник: http://shporiforall.ru/shpory/100-otvetov-po-psixologii/11-vidy-rechevoj-deyatelnosti-i-ix-osobennosti.html

Основные разновидности речи, виды речи

   

ОГЛАВЛЕНИЕ 

    

  1. Основные  разновидности речи ………………………………….….…..……3
  2. Виды речи …………………………………………………….…………….…4

    Список 
используемой литературы………………………..……….……….…….8 
      
      
      
      
      
      

  1. Основные  разновидности речи.

 

      Монолог и диалог — две основные разновидности речи, различающиеся по количеству участников акта общения.

      Диалог — это разговор двух или нескольких лиц.

Основной единицей диалога является диалогическое единство — тематическое объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего.

На характер реплик оказывает влияние так называемый кодекс взаимоотношений коммуникантов. Выделяют три основные типа взаимодействия участников диалога: зависимость, сотрудничество и равенство.

      Любой диалог имеет свою структуру: зачин — основная часть — концовка. Размеры диалога теоретически безграничны, поскольку его нижняя граница может быть открытой. На практике же любой диалог имеет свою концовку.

      Диалог 
рассматривается как первичная 
форма речевой коммуникации, поэтому он получил своё наибольшее распространение в сфере разговорной речи, однако диалог представлен и в научной, и в публицистической, и в официально-деловой речи.

      Будучи 
первичной формой коммуникации, диалог представляет собой неподготовленный, спонтанный тип речи. Даже в научной, публицистической и официально-деловой речи при возможной подготовке реплик развёртывание диалога будет спонтанным, поскольку обычно реплики — реакции собеседника неизвестны или непредсказуемы.

      Для существования диалога, с одной стороны, необходима общая информационная база его участников, а с другой — исходный минимальный разрыв в знаниях участников диалога. Неинформативность может отрицательно сказаться на продуктивности диалогической речи.

      В соответствии с целями и задачами диалога, ситуацией общения, ролью собеседников можно выделить следующие основные типы диалогов: бытовой, деловая беседа, интервью.

      Монолог можно определить как развёрнутое 
высказывание одного лица. Различают 
два основных типа монолога.

Во-первых, монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна для устной формы книжной речи: устная научная речь, судебная речь, устная публичная речь. Наиболее полное развитие монолог получил в художественной речи.

      Во-вторых, монолог — это речь наедине с самим 
собой. Монолог не направлен непосредственному 
слушателю и соответственно не рассчитан на ответную реакцию собеседника.

      Монолог может быть как неподготовленным, так и заранее продуманным.

2. Виды речи

      Речь 
бывает развлекательной, информационной, воодушевляющей, убеждающей. Речь в различных ситуациях общения преследует разные цели, но, как правило, она прагматична, поэтому должна быть продуманной, логически выстроенной. В деловом общении, профессиональной сфере традиционно используются определенные виды речей (1, стр.89).

      1. Информационная речь.

      Ее 
цель обогатить слушателей новыми знаниями, пробудить любопытство. Способами 
создания информационной речи являются описание, повествование, рассуждение.

Информационная речь должна пробуждать внимание к затронутой проблеме, в ней не должно быть спорных моментов, должен быть подобран современный материал с примерами и иллюстрациями. В практике вуза часто используются информационные речи студентов на семинаре, при защите реферата, курсовой и дипломной работ.

Они обычно включают: определение темы, предмета исследований, методику работы, обзор имеющейся литературы по этой теме, новизну и практическое применение.

      Повествование — это движение; описание расчленяет предмет, показывает частности и придает им наглядный вид, как на картине; объяснение показывает, каков предмет в действии или каково его устройство. Во всех информационных речах преобладает какая-либо одна из этих характерных черт.

      Ощущение движения, вызываемое повествованием, конкретность, характерная для описания, и закономерный порядок, присущий объяснению, — наиболее важные черты   речи,   имеющей    познавательное   значение.

      Один 
из распространенных видов публичных 
выступлений в вузе — научный доклад — сообщение о постановке проблемы, о ходе исследования, о его результатах.

Он содержит новые сведения, во многом определяется наличием авторской точки зрения. С ним студент выступает на семинаре или, например, на научной конференции.

Он готовится так же, как и другие устные выступления, кроме того, обязательно нужно прочитать текст, вслух перед выступлением, составить план.

      Таким же образом готовится защита реферата. Выступление включает: объявление темы и цели работы, указание на источники, содержание работы, включающее цитаты, факты, значимость, имеющиеся точки зрения.

      Информационная 
речь ставит своей задачей не только пробудить любознательность, но и 
дать новое представление о предмете. Она может быть повествованием, описанием, объяснением. Она должна соответствовать следующим требованиям (1, стр.90): 

а) В ней не должно быть ничего спорного

В информационной речи любой вопрос находит свое разрешение при соблюдении двух условий. Вопрос должен быть связан с тем, что уже существует или представляет подлинную правду. Он не может вызывать спора: верить или не верить и что делать. 

б) Она должна вызывать пытливость

Характерная для информационной речи черта заключается в том, что она пробуждает любознательность слушателя. Если заранее не возникли вопросы, вызванные удивлением, недоумением или сомнением, ваш долг поставить их. Как это сделать и о многом другом, связанном с построением информационной речи 

в) Она должна удовлетворять 
запросы слушателя

Другая 
ваша обязанность заключается в 
ответе на все поднятые вопросы, который 
удовлетворил бы слушателя. Нельзя браться за доклад об устройстве атома, если вы не проработали эту сложную проблему до предельной ясности. 

  • г) Сообщение должно быть актуально
  •       В основе интересов слушателя лежат 
    факты, их значение, процессы, принципы и события сами по себе.
  •       2. Развлекательная 
    речь 

      Она не содержит иной цели, кроме заключающейся в ней самой. Она сама по себе должна развлечь и потешить слушателя. Её часто услышишь на банкете, или в ином месте, где люди встречаются, чтобы приятно провести время.

      Можно было бы сказать, что ее цель просто поддержать внимание и интерес слушателя, но здесь имеется в виду занимательность — интерес как самоцель. В ней и шутка, и серьезная мысль, правда и вымысел.

Она или проникнутое единством связное повествование, или состоит из анекдотов. В ней юмор, много личного, ирония, насмешливая серьезность, карикатура и преувеличения.

В удачной речи на банкете неизбежны шутливые выпады против той или иной группы, нападки на «противный» пол или на политическую оппозицию.

      3. Воодушевляющая речь.

      Воодушевляющая 
речь — агитационные речи в общем можно разбить на 3 группы: речи с целью воодушевить; речи с целью убедить; речи с целью вызвать активную реакцию. На деле эти три подвида нередко перекрывают друг друга. Большинство речей с целью убедить вызывают действенные порывы.

Сплошь 
и рядом бывает трудно сказать, где кончается ясное постижение вопроса и возникают изменившееся убеждение и потребность действия.

      Тем не менее, многие речи лучше всего 
определить, как речи с целью внести ясность в вопрос, подчеркнуть его значение и воодушевить слушателя, так как их главная цель не в том, чтобы представить новые данные, переубедить или вызвать действие.

      Такие речи, как и информационные, в 
значительной мере развиты на основе примеров и соответствующих данных, однако материал должен быть подобран и подан так, чтобы вызвать 
не только любознательность, но и обострить в сознании значение традиций, личности, правил поведения, веры. Поэтому такие речи содержат в себе прямой призыв к чувствам. Затрагивая чувства, они напоминают слушателю об уже известном, но не полностью осознанном.

      Темы 
для этих речей необходимо выбирать в зависимости  от их способности затрагивать глубокие личные интересы: ощущение конфликта, борьбы, опасности, чувства гнева и ненависти.

Они должны пробуждать мысли о насущных вопросах: о справедливом и несправедливом, о родительской привязанности, о любви к отечеству и к ближним. Они могут вселять чувства восторга, благодарности, преданности.

Они порождают желание воздать должную похвалу или навевают безмятежную ясность духа.

      4. Убеждающая речь 

      Убеждающая 
речь — убедить — значит логическими доводами доказать или опровергнуть какое либо положение. Такая речь стремиться определить образ мышления и поведения, но не представляет собой призыва к непосредственному действию.

       
На практике эти речи рассматривают как агитационные, в которых любыми методами — логическими и иными — оратор убеждает согласиться с ним в опорном вопросе. Но хотя такая речь стремится определить образ мышления и поведения, она не представляет собой призыва к непосредственному действию.

      Предмет речи — вопросы факта (что представляет правду, а что нет) или вопросы поведения (что надо делать, а что не надо).

      Как и всякая речь, она должна быть интересной. Но ее интересный характер — в самом вопросе или в его спорности.

Интерес, который оратор должен вызвать, если он еще не возник у слушателей, можно определить вопросом: «Чему же верить?» или «Что делать?» Две основные ошибки сопутствуют выбору предмета речи: или обращаются к теме, не представляющей реального или потенциального интереса, или обсуждают вопрос, который не в состоянии разрешить или хотя бы помочь его разрешению. Как избежать таких ошибок?

а)  Выбирайте действительно 
спорный вопрос

Если, прежде чем вы начали говорить, все уже 
согласны с вами, то незачем возбуждать интерес к теме и нечего решать. А если речь оказывается бесцельной, слушатели будут скучать и жалеть о потерянном времени. 

б)  Выбирайте содержательную тему

Люди 
хотят, чтобы их развлекли и познакомили 
с предметами, которые интересны 
или сами по себе, или благодаря 
остроумной и увлекательной форме изложения. Но вопросы, касающиеся убеждений, по своей сущности практичны и серьезны.

в)   Выбирайте разрешимый вопрос

    СПИСОК 
ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Александров Д.Н. Риторика. — М.: 1999.
  2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. — Ростов-н/Д, 1996.
  3. Делецкий Ч. Практикум по риторике. — М.: 1996.
  4. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. — М.: 1978.
  5. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Источник: https://student.zoomru.ru/kult/osnovnye-raznovidnosti-rechi-vidy-rechi/30448.226572.s1.html

Ссылка на основную публикацию