Основные виды, формы и методы контроля — справочник студента

Основные виды, формы и методы контроля - Справочник студента

  • В чем заключаются функции учебного контроля?
  • Какие вид, тип и форма контроля будут уместны в определённой теме?
  • Какой метод контроля будет наиболее подходяще на данном уроке?
  • Какие средства контроля необходимо разработать к занятию?

Функции учебного контроля

Контроль, простыми словами, это проверка соответствия полученных результатов с поставленными заранее целями обучения. Но его функции не сводятся только к проверке соответствия знаний и компетенций требованиям образовательного стандарта. В современной дидактике выделяются следующие функции:

  • Диагностическая. Учитель получает достоверную информацию о пробелах в знаниях у обучающихся, о часто совершаемых ошибках и их характере. Это помогает подобрать наиболее эффективные методы и средства обучения.
  • Контролирующая. В результате устанавливается уровень овладения компетенциями, знаниями; уровень интеллектуального развития учеников.
  • Обучающая. Выполняя задания и решая задачи, учащиеся совершенствуют свои знания и умения, применяя их в новых ситуациях.
  • Прогностическая. По результатам контроля можно понять, достаточно ли усвоены знания и сформированы компетенции для того, чтобы перейти к новому учебному материалу.
  • Развивающая. Её сущность заключается в развитии речи, памяти, внимания, мышления, творческих способностей учеников, происходящем в процессе выполнения заданий.
  • Ориентирующая. Суть её состоит в выявлении степени изученности темы.
  • Воспитательная. Периодическая проверка способствует формированию чувства ответственности, аккуратности; дисциплинирует обучающихся.

Составляя контрольно-измерительные материалы, выполняющие перечисленные функции, учитель сможет повысить результативность обучения в несколько раз.

Разнообразие видов контроля

Вид контроля на уроке зависит от этапа обучения. В связи с этим, выделяют:

  • Предварительный
  • Текущий
  • Тематический
  • Итоговый контроль

При переходе к изучению новой темы или раздела учителю необходимо определить, какими знаниями и умениями обучающийся уже обладает. Особенно это актуально в пятом и десятом классах, так как прибывают ученики с разной степенью подготовленности.

К тому, например, на уроках истории концентрическая система предполагает в 10 классе повторное, но более глубокое, научное изучение почти всех тем. Поэтому здесь проведение предварительного контроля особенно важно.

Ценность такого вида проверки проявляется в определении вопросов, которым нужно будет уделить повышенное внимание.

Одним из главных условий успешности обучения является постоянное обнаружение существующих пробелов в знаниях для своевременного их устранения. В этом поможет текущий контроль, который, в основном, является частью урока.

Название «тематический контроль» говорит само за себя. Он проводится после изучения новой темы или раздела, в основном, на уроках контроля и коррекции знаний. Главная цель – подготовить обучающихся к зачетам или итоговому контролю.

В конце учебного года и после окончания определённой ступени обучения ( начальной, основной школы) проводится итоговый контроль. Можно сказать, что все предыдущие виды проверок подготавливают к главной, итоговой проверке. По его результатам определяют степень освоения учебной программы за год или несколько лет.

Формы контроля знаний и умений учащихся

В школьной практике используется пять основных форм проведения контроля:

  • Фронтальная. Задание предлагается всему классу. Обычно ребята дают краткие ответы с места.
  • Групповая. Класс разделяется на группы. Каждая группа получает своё задание, которое нужно выполнить совместно.
  • Индивидуальная. У каждого ученика своё задание, которое нужно выполнить без чьей – либо помощи. Данная форма подходит для выяснения знаний и способностей отдельного человека.
  • Комбинированная. Эта форма контроля сочетает в себе три предыдущие.

Методы контроля

Методами контроля называют способы, помогающие выявить степень усвоения знаний и овладения требуемыми компетенциями. Также методы контроля позволяют оценить результативность работы учителя. В школе используются такие методы как устный опрос, письменные работы, зачёты, тесты.

Устный опрос является одним из наиболее распространённых методов проверки. Он может быть проведён как в индивидуальной, так и во фронтальной, и в комбинированных формах. Рассмотрим их отличия.

  • Индивидуальный опрос проводится с целью определить глубину усвоения знаний отдельным, конкретным учеником. Обычно он вызывается к доске и развёрнуто отвечает либо на общий вопрос с последующими уточнениями, либо на ряд отдельных.
  • Фронтальный опрос предполагает несколько связанных друг с другом вопросов, задаваемых нескольким обучающимся. Ответы должны быть лаконичными. Достоинством этого метода является возможность одновременно опросить несколько учащихся и очевидная экономия времени. Но есть и существенный недостаток – невозможность проверки глубины знаний. К тому же, ответы могут быть случайными.
  • Комбинированный опрос будет «золотой серединой» при выборе между индивидуальным и фронтальным. Один ученик даёт развернутый ответ, а несколько других выполняют индивидуальные задания.

Письменные работы могут быть предложены в разных формах, в зависимости от предмета: диктанты, сочинения, отчёты, тесты, контрольные работы, графические работы. Диктанты могут применяться не только на уроках русского языка; они могут быть историческими, географическими, математическими и другими. Также сейчас выпускают различные печатные тетради практически по каждому предмету.

Зачеты рекомендуется применят в старших классах. Желательно заранее раздать учащимся вопросы.

В связи с введением ЕГЭ и ОГЭ, в последнее время очень популярен тестовый метод. Он позволяет достаточно быстро проверить знания по одной или нескольких тем. Этот метод не следует применять постоянно, так как он не может проверить творческие возможности, учащиеся могут отвечать наугад; тестовый метод не даёт возможности обучающемуся глубокого анализа темы.

Типы контроля

В зависимости от того, кто производит контроль, разделяют:

  • Внешний контроль. Производится учителем над деятельностью обучающихся.
  • Взаимоконтроль. Осуществляется обучающимися друг над другом.
  • Самоконтроль. Ученик проверяет себя сам по готовым образцам или правильным ответам.

Целесообразно комбинировать различные типы, а не использовать постоянно только один из них.

Средства контроля

Перед педагогом стоит нелёгкая задача выбора подходящих к уроку средств оценивания знаний и умений. Как уже упоминалось выше одним самых распространённых методов в настоящее время является тестовый.

Различных тестов по всем предметам сейчас издаётся великое множество. Кроме того, учитель сам может составить тестовые вопросы или поручить это задание обучающимся ( конечно, за отдельную отметку ).

Тестовые вопросы могут быть:

  • Многовариативными. В данном случае к вопросу предлагается несколько ответов, где только один или несколько будут правильными.
  • Альтернативными. Предлагается два суждения или ответа, нужно выбрать верный.
  • Вопросы перекрёстного выбора. Нужно найти соответствия между предложенными вариантами.
  • Открытыми. Присутствуют варианты ответов.
  • Закрытыми. Нужно дать ответ самостоятельно. Вариантов нет.

Вопросы должны быть точными, не спорными, соответствовать учебной программе и пройденному материалу.

Кроме тестов, для проведения контроля можно использовать раздаточный материал. Сейчас его можно разработать самим, купить или скачать с интернета. Это могут быть карточки с вопросами, карты, схемы и т.д.

Также одним из средств контроля является домашнее задание. Она может проходит в разных формах, но если будет отсутствовать совсем или будет нерегулярной, то сами домашние задания просто обесценятся.

Компьютерные средства оценивания сейчас очень популярны. Их достоинства: не нужно тратить материал для составления, быстрая проверка (осуществляется компьютером), происходит активизация интереса учащихся.

Требования, предъявляемые к контролю в обучении

Контроль даст нужный эффект, если его проведение будет соответствовать следующим требованиям:

  • Систематичность. Проверять знания и умения нужно регулярно. Учащиеся должны знать, что после изучения каждой новой темы будет проверочная работа; домашняя работа проверяется на каждом уроке и т.д.
  • Объективность. Контроль должен реально оценивать способности и знания обучающихся. Какие – либо личные отношения и предпочтения учителя здесь не уместны. Рекомендуется учитывать не только правильный ответ, но и способ его получения: ход рассуждения, способ решения задачи.
  • Педагогическая тактичность. Суть этого требования – сохранение спокойной и деловой атмосферы. При соблюдения этого условия обучающиеся не будут бояться отвечать на вопросы, высказывать свои суждения.
  • Экономичным по временным затратам.
  • Разнообразие используемых методов и форм контроля.

Контроль – необходимое звено любого урока. От его организации, проведения и оценивания зависит эффективность обучения.

Источник: https://aujc.ru/metody-formy-i-vidy-kontrolya-na-uroke/

Методы и формы контроля успеваемости студентов

Для эффективной проверки уровня усвоения студентами знаний, умений и навыков по дисциплине используют различные методы и формы контроля.

методы контроля

Наиболее распространенными методами контроля являются: устный контроль, письменный, тестовый, графический, программируемый контроль, практическая проверка, а также методы самоконтроля и самооценки.

Устный контроль (устный опрос). Это самый распространенный метод в учебной практике.

Его использование способствует овладению логическим мышлением, выработке и развития навыков аргументировать, выражать свои мысли грамотно, образно, эмоционально, отстаивать собственное мнение.

Осуществляют его на семинарских, практических и лабораторных занятиях, а также коллоквиумах, лекциях и консультациях.

  • Устный опрос предусматривает такую последовательность: формулирование вопросов (задач) с учетом специфики предмета и требований программы; подготовка студентов к ответу и изложения знаний; корректировки изложенных в процессе ответа знаний; анализ и оценка ответа.
  • По уровню познавательной активности вопросы для проверки могут быть: репродуктивными (предусматривают воспроизведение изученного) реконструктивными (требующие применения знаний и умений в несколько измененных условиях); творческими (применение знаний и умений в значительно измененных, нестандартных условиях, перенос усвоенных принципов доказывания (способов действий ) на выполнение сложных задач).
  • По актуальности вопрос для устной проверки разделяют на основные, дополнительные и вспомогательные. Основные вопросы предусматривают самостоятельную развернутый ответ

(например, вопрос семинарского занятия), дополнительные — уточнение того, как студент понимает определенный вопрос, формулировка, формулу и т.д., вспомогательные — исправление ошибок, неточностей. Все вопросы должны быть логичными, четкими, понятными и посильными, а их совокупность — последовательной и системной.

Использование устного контроля способствует тесному контакту между преподавателем и студентом, позволяет выявить объем и основательность знаний, пробелы и неточности в знаниях студентов и сразу же их исправить. Однако он требует слишком много времени на проверку. Кроме того, студенты во время опроса волнуются, поэтому оценка нередко бывает субъективной.

Письменный контроль. Его целью является установление в письменной форме степени овладения студентами знаниями, умениями и навыками по предмету, определение их качества — правильности, точности, осознанности, умение применить знания на практике.

Читайте также:  Моделирование и прогнозирование при принятии решений - справочник студента

В зависимости от специфики предмета, письменная проверка осуществляется в форме контрольной работы, написанные произведения, диктанта и тому подобное.

Темы контрольных работ, задания, упражнения должны быть понятными и посильными, отвечать уровню знаний студентов и одновременно требовать соответствующих усилий, проявлять знание фактического материала.

Письменные задания могут быть и домашними работами.

Преимуществом письменной проверки является то, что за короткий срок удается составить представление о знании многих студентов, результаты проверки сохраняются и есть возможность выяснить детали и неточности в ответах. Однако она требует много времени для чтения работ, часто приводит к снижению грамотности студентов, поскольку преподаватели не выдвигают требований по орфографии.

Тестовый (англ, test — испытание, испытание, опыт) контроль. Для определения уровня сформированности знаний и умений по дисциплине пользуются методом тестов. Выделяют тесты открытой формы (с свободно конструированными ответами) и тесты закрытой формы (с предложенными ответами).

Тесты открытой формы предусматривают короткие однозначные ответы, основанные преимущественно на воспроизведении изученного материала, или сложные (комплексные) ответы, требующих развитого логического мышления, умения анализировать.

Тесты закрытой формы предусматривают выбор ответа из определенного количества вариантов. Среди таких тестов выделяют тест-альтернативу, тест-соответствие.

Тест-альтернатива требует выбора одной из двух предложенных ответов. Применяют его при контроле таких показателей усвоения, как умение определять использование фактов, законов, подводить под понятие, устанавливать причину какого-то явления.

Недостаток этого вида теста заключается в том, что он не позволяет свободно конструировать, формулировать ответ.

Его преимуществом является то, что он помогает быстрее ориентироваться в материале, находить общее и различное в явлениях, легче классифицировать конкретные явления по определенным видам.

Тест-соответствие, как правило, состоит из двух частей, между которыми следует установить соответствие.

Применяют его для выявления таких результатов усвоения, как умение определять использование веществ, аппаратов, процессов, устанавливать связь между абстрактным и конкретным понятиям, классифицировать их и тому подобное.

Преимущество тестов соответствий состоит в компактной форме задачи, благодаря которой в течение короткого времени удается проверить усвоение большого объема учебного материала. Недостатком является ограниченность непосредственной цели контроля и осложнения при подборе материала.

При подготовке материалов для тестового контроля необходимо соблюдать следующие правила: нецелесообразно включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не обоснована студентом неправильные ответы должны быть сконструированы на основе типичных ошибок и правдоподобными; правильные ответы среди всех предложенных следует размещать в случайном порядке; задача не имеют повторять формулировки учебника; ответы на вопросы не должны быть подсказками к другим вопросам.

Источник: https://studbooks.net/70171/pedagogika/metody_formy_kontrolya_uspevaemosti_studentov

Формы и методы контроля знаний студентов — Педагогика высшей школы Библиотека русских учебников

Каждая из форм контроля имеет особенности и зависит от цели, содержания и характера обучения

Устный опрос помогает контролировать не только знания, но и вербальные умения, способствует исправлению речевых ошибок. Воспроизведение студентом ранее изученного материала способствует лучшему запоминанию, активно м использованию научных понятий, невозможно без достаточного применения их в какі.

Устный опрос может быть индивидуальным и фронтальным. По фронтального опроса студенты отвечают с места, дополняя друг друга.

Частичным случаем фронтального опроса является групповое опроса, когда опрашивается 5-6 человек одновременно.

Индивидуальное опроса осуществляется в процессе проведения собеседования во время лабораторных работ, семинарских занятий, при решении задач у доски, при за защиты рефератов, курсовых и дипломных робебіт.

Вопросы для устной проверки знаний делятся на основные, дополнительные и вспомогательные. Основные вопросы предполагают самостоятельную развернутый ответ (например, вопрос относительно содержания лабораторного занятия).

Дополнительные — направлены на уточнение того, как студент понимает определенный вопрос, формулировка, формулу и др.. Вспомогательные вопросы имеют целью исправления ошибок и неточностей, если таковые имели место в е дповиди студента.

Все вопросы преподавателя должны быть логичными, четкими, понятными и посильными, а их совокупность — последовательной и системномною.

Письменный контроль можно осуществлять посредством диктантов, ответов на вопросы, решения задач, выполнения упражнений, тестовых заданий, лабораторных работ, графических работ, написания рефератов, доклада видео и т.д.. Письменные работы помогают за короткое время выяснить уровень усвоения материала у большого количества студентов.

Результаты письменных работ хранятся, и поэтому можно выяснить детали и неточ ности в вопросах и диагностировать их причины. Но при письменном опросе следует исключить возможность списывания. Письменные работы также требуют большого количества времени для проверки, и поскольку выкл.

Адачи не всегда требуют правильной орфографии, то есть риск снижения грамотности студентентів.

В некоторых случаях можно организовать комбинированное (уплотненное) опрос, при котором преподаватель одновременно приглашает к ответу нескольких студентов, один из которых отвечает устно, один — два готовятся к от дповиди у доски, другие — выполняют индивидуальные письменные задания на места.

Программируемый контроль осуществляется с помощью перфокарт, пособий с печатной основой, компьютерных программ

Практический контроль — контроль, при котором выявляются умения и навыки студентов, приобретенные в ходе практической деятельности (проведение опытов, лабораторных экспериментов, прохождения различных видов производственных ичои практики). Такая проверка позволяет выявить, на каком уровне студент усвоил теоретические основы этих дий.

Тестовый контроль (от англ test — испытание, экзамен) все шире используется для определения уровня сформированности знаний и умений по дисциплине.

Такой вид предусматривает одинаковые требования ко всем х студентов, помогает избегать чрезмерных волнений, предоставляет возможности эффективнее использовать время, стимулирует студентов к самоконтролю.

Однако тестирование лучше использовать для выявления знания фак тов, для определения умений творчески использовать приобретенные знания более эффективны другие методы контрололю.

Дидактический (педагогический) тест — система заданий специфической формы, определенного содержания, что позволяет качественно оценить и измерить уровень знаний, умений и навыков студентов. Тест должен содержать достаточное количество т тестовых задаь.

  • Тесты могут быть:
  • — короткими (10-20 заданий);
  • — средними (до 300 задач);
  • — длинными (более 300 заданий)

Оптимальное количество — 40-60 заданий (BC. Лозница). Составление тестов предполагает следующую последовательность действий:

  1. 1. Определение цели тестирования
  2. 2. Структурирование учебного материала
  3. 3. Выбор оптимальной формы тестовых заданий
  4. 4. Определение методики оценки
  5. 5. Сборка тестовых заданий и их апробация
  6. 6. Определение качества теста

7. Организация тестирования. Существует несколько форм тестовых заданий

. Закрытая форма — когда студентам предлагается несколько готовых ответов, имеющих правдоподобный смысл, но только один (несколько) из них является правильной. Ответов может быть 2, 5 и более. Задача закрытой формы буду уються в виде утвердительного предложения, т.е.

высказывания, правильного или неправильного. Это предложение должно быть завершенным, кратким, четким и ясным. Понятность задача должна быть абсолютной дл. Ання в тесте сказывается последовательной цифровой нумерацией, ответы могут сказываться цифрами или буквами. К каждой группы задач подаются.

Инструкциирукції.

Время тестирования должен быть регламентированным с учетом потребности 1-1,5 мин для ответа на каждый вопрос

Задача открытой формы — такие задачи, ответы к которым не прилагаются. Студенты должны отвечать, выражая свое мнение и отношение к проблеме

. Пример. ИНСТРУКЦИЯ. Для выполнения предлагаются задания, в которых нет готовых ответов. Эти ответы необходимо написать собственноручно разборчиво и четко

Акции-это

Функции денег состоят в. Банк — это

Для студента высшей школы большое значение приобретают умение самоконтроля. Самоконтроль, самоанализ и самооценка формирует критичность мышления, адекватную самооценку, положительно влияет на развитие способностей тей рефлексеї.

Для самоконтроля студенты могут использовать: тестирование, проверку знаний с помощью компьютера, авторецензування, выполнения контрольных заданий с последующим обсуждением результатов с преподавателем м и другие метод.

Источник: http://uchebnikirus.com/pedagogika/pedagogika_vischoyi_shkoli_-_turkot_ti/formi_metodi_kontrolyu_navchalnih_dosyagnen_studentiv.htm

Виды и формы контроля в вузе

В высшем учебном заведении основными видами контроля за учебной деятельностью студентов являются текущий, периоди­ческий и итоговый контроль.

Текущий контроль осуществляется преподавателем в ходе повседневной учебной работы на семинарах, лабо­раторных и практических занятиях. Этот вид контроля имеет большое значение, так как стимулирует студентов к системати­ческой работе, регулярному выполнению заданий.

Текущий контроль проводится с помощью систематического и планомерного наблюдения за работой студен­ческой группы в целом и каждого студента в отдельности, про­верки знаний, умений и навыков, приобретаемых студентами в ходе изучения нового материала, его повторения, закрепления и практического применения.

Наряду с наблюдением широко применяются устные, письмен­ные и практические формы контроля. К формам устного конт­роля относятся: опрос, ответы на вопросы на семинарских занятиях, выступление с докладом, защита рефератов. Большим достоинством письменного контроля является то, что он позволяет за короткий период времени выявить уровень знаний студентов всей группы или курса.

Практический контроль направлен на проверку умений и навыков, приобретенных студентами. Основными его формами являются: решение экспериментальных задач по различным дисциплинам, проведение опытов и наблюдений.

Периодический контроль (аттестация) прово­дится после изуче­ния логически законченной части, раздела дисциплины с учетом данных текущего контроля. Он состоит в проверке учебной дея­тельности студентов по освоению сравнительно большого объема материала. Промежуточная аттестация — контроль знаний, который проводится в соответствии с приказами ректора Университета.

Итоговый контроль осуществляется в конце каждого семе­стра с обязательным учетом результатов текущего и периодичес­кого контроля и проводится в форме зачетов и экзаменов.

 Зачеты и экзамены

Зачет — форма проверки успешного выполнения студентом курсовых работ, усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также форма проверки прохождения учебной и производственной практики и выполнения в процессе вышеуказанной практики всех учебных поручений в соответствии с утвержденной кафедрой программой проведения практики. В отдельных случаях зачет может устанавливаться как по дисциплине в целом, так и по ее отдельной части.

Зачет служит формой проверки успешного выполнения сту­дентами лабораторных и практических работ, усвоения учебно­го материала семинарских занятий, учебных заданий практики, а также выполнения курсовой работы.

Читайте также:  Дидактическое, технологическое и организаторское творчество - справочник студента

Зачеты проводятся во время зачетной недели, перед началом экзаменационной сессии. Зачеты принимаются преподавателями, руководившими практическими занятиями группы или читающими лекции по данному курсу. Зачеты пред­полагают устные, письменные или практические формы конт­роля.

Статья создана при содействии компании «Пять из Пяти», которая представляет вашему вниманию курсы по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ в различных формах проведения занятий по различным предметам, в том числе английскому языку, математике, физике(http://www.5iz5.ru/kursi-ege/fizika/) и другим.

Источник: http://Book-Science.ru/applied/education/vidy-i-formy-kontrolja-v-vuze.html

Понятие налогового контроля, его формы, методы и виды | Студент-Сервис

Налоговый контроль представляет собой вид деятельности уполномоченных органов налоговой администрации, реализуемый в различных формах с целью получения информации о соблюдении норм налогового законодательства и проверки полноты и своевременности исполнения налоговых обязательств налогоплательщиками и иными обязанными лицами.
Выполнение основной цели налогового контроля осуществляется путем решения следующих задач:

  • обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных
    централизованных и децентрализованных денежных фондов;
  • обеспечение надлежащего контроля за формированием государственных доходов и
    рациональным их использованием;
  • улучшение взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской
    Федерации;
  • проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными
    образованиями со стороны организаций и физических лиц;
  • проверка целевого использования налоговых льгот;
  • пресечение и предупреждение правонарушений в налоговой сфере.

Налоговый контроль является составной частью финансового контроля и одним из видов
государственного контроля. Указом Президента РФ от 25 июля 1996 г.

N 1095 “О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации” установлено, что
государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального
бюджета и бюджетов внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием
кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных
резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

  • Контроль является формой управленческой деятельности, самостоятельной функцией
  • Понятие налогового контроля целесообразно рассматривать в двух аспектах:

управления, имеющей целевую направленность, определенное содержание и способы его
осуществления. Налоговый контроль служит формой реализации контрольной функции налогов и с
позиций налогового права призван в первую очередь охранять и обеспечивать имущественные права государства и муниципальных образований.

  1.  В широком аспекте налоговый контроль – это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики экономическую безопасность России и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов.
  2. В узком аспекте налоговый контроль – это контроль государства в лице компетентных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе введения, уплаты или взимания налогов и сборов.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст.

82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами
налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения
объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и

распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте),
полученной в нарушение положений Конституции РФ, НК РФ, федеральных законов, а также в
нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Можно выделить четыре формы налогового контроля:

  • государственный налоговый учет – направлен на решение задач, связанных с учетом лиц, на которых могут возлагаться налоговые обязательства, а также иных значимых для целей
    налогообложения элементов (например, учет объектов налогообложения);
  • мониторинг и оперативный налоговый контроль – основной его задачей является получение объективной информации о текущей деятельности налогоплательщиков, в том числе контроль налоговых поступлений;
  • камеральный и выездной налоговый контроль – служит для контроля исполнения налоговых обязательств. Основным способом осуществления камерального и выездного налогового контроля является проведение налоговых проверок;
  • административно-налоговый контроль – предназначен для контроля за участниками налоговых отношений, наделенных вспомогательными полномочиями в области налогового администрирования.
  1. Основная нагрузка по проведению каждой из указанных форм налогового контроля в России
    приходится на налоговые органы.
  2. Методы налогового контроля различаются в зависимости от формы налогового контроля:

1) основные методы государственного налогового учета:

  • постановка на учет;
  • внесение изменений в учетные данные;
  • снятие с учета;

2) методы мониторинга и оперативного налогового контроля:

  •  получение информации о текущей хозяйственной деятельности налогоплательщика;
  • контроль налоговых поступлений;
  • 3) основной метод камерального и выездного налогового контроля в РФ – это объединение
    законодателем в рамках указанного процесса решения задач как контрольно-проверочного, так и
    аналитического характера, относимых к сфере налогового расследования;
    4) основной метод административно-налогового контроля: контроль за уполномоченными органами по вопросам правильности исчисления, полноты взимания и своевременности перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет.
  • Форма налогового контроля – это способ конкретного выражения и организации контрольных
  • К основным формам налогового контроля относятся:

действий. Форма налогового контроля проявляется, как правило, в сущности контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий.

  • проверки;
  • получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
  • проверки данных учета и отчетности;
  • осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/ponyatie-nalogovogo-kontrolya-ego-formy-metody-i-vidy/

Виды, формы и методы контроля в системе образования

Управление — это процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенных результатов. Наибольший управленческий потенциал сосредоточен у государства.

Содержание управления — это наряду с выработкой мотивированного решения планирование (разработка плана действий по достижению поставленных целей), организация деятельности по выполнению принятого решения, налаживание коммуникаций (информационных связей, сбора, анализа и обмена информации) и контроля за ходом выполнения управленческого решения и достижением намеченных профессиональных целей.

Контроль как функция управления объективно необходим. Контроль — это система наблюдения и проверки процесса профессионального функционирования соответствующего объекта с целью устранить его отклонения от заданных параметров, скорректировать поведение подконтрольного объекта.

  • Как и в других областях общественной деятельности, в сфере образования осуществляется контроль реализации решений, плана намеченных действий, утвержденных целевых программ.
  • Целью контроля является разработка и осуществление эффективного управленческого воздействия, призванного способствовать максимальному снижению и ликвидации возможных нежелательных профессиональных (образовательных), экономических, финансовых и других последствий выявленных недостатков и нарушений.
  • В процессе контроля решаются следующие задачи: выбор конкретного объекта контроля; определение контролируемых параметров (направления развития системы образования в целом и данного образовательного учреждения, утвержденные показатели и сроки); применение наиболее эффективной методики контроля; выявление и документальное оформление отклонений; подготовка предложений о принятии необходимого управляющего воздействия; утверждение соответствующим руководителем предложенного управляющего воздействия и организация его осуществления.
  • С позиций науки контроль рассматривается как форма обратной связи, посредством которой управляющая система получает необходимую информацию о действительном состоянии управляемого объекта и степени реализации управленческих решений, законов, постановлений, приказов, инструкций, положений, правил, заданий, норм, целевых программ, методических указаний, уставов и других локальных нормативных актов.
  • На практике не существует контроля вообще, а есть контроль конкретного содержания и вида, в том числе административный, технический, экологический, профессиональной деятельности (например, образовательной), экономический, финансовый и другие специализированные виды контроля.

В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, различают следующие его виды — государственный и негосударственный. По регламенту осуществления контроль подразделяется на внешний и внутренний, на обязательный и инициативный.

  1. По времени проведения и проверяемому периоду контролирующие органы осуществляют следующие формы контроля:
  2. — предварительный контроль — в ходе обсуждения, подготовки, принятия управленческого решения;
  3. — текущий контроль — в ходе реализации управленческих решений, путем проверки выполнения намеченных действий и сроков;
  4. — последующий контроль — по окончании срока действий управленческого решения путем анализа и проверки достижения намеченных целей, эффективности использования для этого материальных, трудовых и финансовых ресурсов, выявления размеров и причин отклонений от заданных параметров, установления возможных негативных последствий.

Отдельное контрольное действие принято называть методом. По способу организации различают следующие методы контроля: обследование, анализ, экспертиза, наблюдение (мониторинг), надзор, ревизия и проверка.

  • Наибольший эффект достигается проверяющими, применяющими такие оправдавшие себя на практике методы контроля, как:
  • — плановая и внезапная проверка;
  • — тематическая и комплексная проверка;
  • — документальная и фактическая проверка;
  • — выборочная и сплошная проверка;
  • — сквозная и встречная проверка.

Контроль профессиональной (образовательной) деятельности осуществляется как внешний, так и внутренний, предварительный, текущий и последующий, путем специальных инспекционных проверок и в ходе комплексных ревизий. Такой контроль осуществляется как в органах управления образованием, так и непосредственно в образовательных учреждениях.

Руководствуются при этом проверяющие требованиями законодательства об образовании и высшей школе, положениями о Минобрнауке России, Федеральном агентстве по образованию, Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления, типовыми положениями об образовательных учреждениях.

Законом РФ «Об образовании», например, предусмотрено, что: ведению Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и органов управления образованием подлежит контроль исполнения законодательства РФ в области образования и федеральных компонентов государственных образовательных стандартов (ст.

28); федеральные государственные органы управления образованием вправе в пределах своей компетенции инспектировать на территории РФ любые образовательные учреждения и любой орган управления образованием в порядке надзора, а также предоставлять это право другим государственным органам управления образованием (ст.

30); образовательное учреждение несет ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников (ст.

32); в случае нарушения образовательным учреждением законодательства РФ в области образования и (или) своего устава государственные органы управления образованием вправе своим предписанием приостановить в этой части деятельность образовательного учреждения до решения суда (ст.37).

Поддержание образования на достаточно высоком уровне — важная предпосылка динамичного развития общества. Эффективность системы образования выражается в подготовке хорошо обученной молодежи, дееспособной, инициативной в процессе проведения экономических реформ.

Статьей 38 Закона РФ «Об образовании» предусмотрено, что государственная аттестационная служба может направить образовательному учреждению, имеющему государственную аккредитацию, рекламацию на качество образования и (или) несоответствие образования требованиям соответствующего государственного образовательного стандарта. Повторная в течение двух лет рекламация автоматически влечет за собой лишение образовательного учреждения его государственной аккредитации.

  1. Поэтому в числе основных целей инспектирования являются:
  2. — исполнение законодательства и реализация принципов государственной политики в области образования;
  3. — соблюдение государственных образовательных стандартов, утвержденных образовательных программ и учебных планов;
  4. — совершенствование механизма управления качеством образования (формирование условий и результатов образования);
  5. — анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности органов управления образованием и подведомственных образовательных учреждений, их должностных лиц;
  6. — акция и прогнозирование тенденций развития системы образования и образовательного процесса.
Читайте также:  Масштаб управляемости и контроля - справочник студента

Положением о Министерстве образования и науки РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.06.04 №280, установлено, что министерство осуществляет: функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере образования; координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

Источник: http://www.ug.ru/archive/11701

Виды, формы и методы контроля

Контроль подразделяется на различные виды и формы, а также может осуществляться с помощью разнообразных методов. В практической педагогической деятельности используется несколько видов контроля: предварительный, текущий, периодический, тематический, итоговый и отсроченный.

Предварительный контроль ставит перед учителем свои диагностические задачи. Он проводится для выявления имеющихся остаточных знаний, умений и навыков обучающихся к началу нового периода обучения. Используется он традиционно в начале учебного года или перед изучением новой темы (раздела). Предварительный контроль способствует отбору наиболее эффективных методов и форм работы.

Текущий контроль проводится непосредственно в процессе обучения и позволяет определить, насколько сформированы знания, умения, навыки, универсальные учебные действия, а также какова их глубина и прочность.

Этот вид контроля дает возможность вовремя выявить недостатки и пробелы в знаниях обучающихся и оказать им помощь в усвоении программного материала.

Текущий контроль дисциплинирует, стимулирует ответственность ученика за подготовку к определенному занятию.

Периодический контроль помогает подвести итоги работы за определенный период времени. Он проводится в конце определенного периода обучения: четверти, полугодия.

Тематический контроль осуществляется после изучения определенной темы, раздела и способствует систематизации знаний обучаемых.

Итоговый контроль помогает выявить конечные результаты образовательного процесса. Он охватывает всю систему знаний, умений и навыков по определенному предмету.

Отсроченный контроль — контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса (этот срок может варьироваться от трех месяцев до полугода и более). Отсроченный контроль помогает учителю оценить эффективность процесса обучения по конечному результату.

Контроль проводится в различных формах. Он подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный.

При индивидуальном контроле обеспечивается отслеживание итогов образовательной деятельности конкретного ученика, имеется возможность выявить индивидуально-личностные особенности обучающегося, определить темп его работы, специфику протекания психических процессов.

Групповой контроль способствует воспитанию «чувства локтя», ответственности за результаты работы группы. Данный вид контроля помогает учителю выявить процент обучающихся, обладающих высоким, средним и низким уровнями усвоения знаний, формирования УУД.

Фронтальный контроль помогает на этапе подведения итогов образовательного процесса, формирует дисциплину, обеспечивает систематизацию знаний, в определенной мере экономит ресурсы урочной деятельности.

При проведении контроля используются разнообразные методы. Методы контроля — это способы (действия, приемы), на основе использования которых определяется результативность образовательной деятельности обучающихся и педагогической работы обучающих.

В практической деятельности на протяжении довольно длительного периода развития педагогической науки используются методы устного, письменного, практического, машинного контроля и самоконтроля.

Устный контроль проводится для оценки результатов образовательной деятельности обучающихся в процессе устного опроса.

Он способствует выявлению уровня знаний учеников, позволяет проследить, как они могут выстроить логические цепочки излагаемого ими материала, как умеют использовать полученные знания для описания или разъяснения явлений, процессов, событий, для выражения и доказательства своей точки зрения, для опровержения неверного мнения и т.д.

Письменный контроль направлен на организацию и выполнение письменных заданий различного рода (упражнения, контрольные работы, задачи, примеры, изложения, сочинения и т.д.).

Данный вид контроля помогает проверять, как усвоены знания всех обучающихся одновременно, но у него есть и свои недостатки: он требует больших временных затрат от учителя для проверки выполненных письменных заданий.

Практический контроль используется для определения уровня сформированности практических умений и навыков, универсальных учебных действий или сформированности двигательных навыков.

С интенсивным развитием информационной системы и информационных технологий широкое распространение получили методы контроля, организованного с помощью машин и электронных систем. Машинный контроль поможет существенно сэкономить время на его проведение как у учащихся, так и у учителя.

С помощью специально разработанных заданий можно установить единые требования к процедуре измерения и оценивания знаний. Такие результаты контроля статистически обрабатываются, систематизируются, легко переводятся в таблицы и диаграммы.

Таким образом, можно устранить субъективизм учителя при оценивании знаний.

Использование в процессе обучения различных контролирующих машин способствует успешному осуществлению и самоконтроля образовательной деятельности обучающихся.

Сегодня самоконтроль возможно проводить и без использования машин. Это еще в большей степени приучает учеников к самостоятельности.

Они сами учатся искать ошибки в работе, анализируют причины недочетов и неправильных решений, ищут способы их устранения.

В педагогике разработаны методы, позволяющие сочетать различные формы и приемы контроля. Данный вид получил название комбинированного (уплотненного) контроля. Традиционно такое сочетание образует практически одновременно организуемый устный и письменный опросы.

К контролю в образовательном процессе должны предъявляться педагогические требования:

  • • индивидуализация контроля — контроль осуществляется за деятельностью конкретного ученика, за его личной учебной деятельностью; здесь ни в коем случае нельзя допускать искажения или подмены результатов учебной деятельности отдельного ученика итогами работы всего коллектива, и наоборот;
  • • регулярность и систематичность проведения контроля; данное требование необходимо рассматривать как обязательное на всех этапах процесса обучения;
  • • многообразие форм проведения контроля, что способствует интеграции обучающей, развивающей и воспитывающей функций контроля;
  • • целенаправленность и всесторонность контроля — способствует проверке сформированности теоретических знаний, практических умений, универсальных учебных действий обучающихся;
  • • объективность контроля — позволяет устранить субъективные и ошибочные суждения и выводы;
  • • дифференциация контроля — способствует учету индивидуальных психолого-педагогических и личностных качеств обучающихся;
  • • единство требований со стороны педагогов.

В последние годы приобрел популярность тестовый контроль. Данный диагностический инструментарий контроля построен на использовании тестов. Выделяют тесты педагогические, психологические, социологические, социально-психологические, культурологические и др.

Тесты, применяемые для контроля в образовательном процессе, представляют систему специально разработанных заданий. В основе тестов лежит стандартизированная процедура проведения и четко продуманная технология обработки и анализа полученных результатов, по которым можно судить о знаниях, умениях и навыках испытуемых.

Система тестовых заданий отличается логичностью, краткостью, вариативностью. Для прохождения тестовых испытаний отводится определенный промежуток времени.

Для тестов выбирается определенное задание, которое должно быть строго определенным по форме, содержанию и специальным параметрам, оцениваемым в ходе математического анализа и оценки результатов.

Свойства и характеристики заданий обусловливают специфику всего теста, поэтому это должен быть не просто набор, а четко выстроенная система заданий.

Наиболее распространенными служат следующие формы тестовых заданий:

  • закрытые тесты характерными для них признаками является то, что к заданиям предлагаются готовые ответы, один или несколько из которых правильные. При применении закрытых тестов необходимо учитывать элемент «угадывания», что является главной причиной негативного к ним отношения. Подобная форма тестовых заданий не всегда стимулирует самостоятельный поиск ответа учеником, а предоставляет возможность лишь выбора из предложенных вариантов;
  • открытые тесты не имеют предлагаемых готовых ответов; это позволяет сформулировать их в свободной форме. Такой подход дает возможность ученику показать логику рассуждения, особенности мышления тестируемого, его способности формулировать и аргументировать ответ. В то же время оценка данного вида тестов не всегда проста;
  • тесты «на соответствие» их особенность заключается в том, что обучающемуся необходимо установить соответствие элементов одного множества элементам другого;
  • тесты на «установление правильной последовательности» позволяют проверить осознанность последовательности выполняемых действий, процессов, суждений, вычислений. Подобные задания в основном используются для оценки уровня профессиональной подготовки, а также для контроля знаний основных понятий и законов изучаемой учебной дисциплины.

Существуют и другие формы тестовых заданий. Тесты как один из методов контроля усвоения обучающимися универсальных учебных действий обладают определенными преимуществами перед традиционными методами контроля:

  • объективность — на оценку обучающегося, помимо уровня его образовательных достижений, может повлиять тип взаимоотношений между ним и педагогом, авторитарность, демократичность или либерализм последнего и многие другие факторы. В тестовых заданиях такое влияние субъективных факторов исключено. При правильно организованных тестовых испытаниях полученная оценка может рассматриваться как более объективная;
  • дифференцированность оценки — если возникает необходимость, результаты тестирования, благодаря особой организации, могут быть использованы и в более дифференцированных шкалах, содержащих больше градаций оценки. Таким образом, обеспечивается более высокая точность измерений учебных достижений;
  • эффективность контроля — использование тестирования позволяет одновременно проводить испытания в больших группах; кроме того, гораздо легче и эффективнее обрабатываются полученные результаты.

При всех объективных достоинствах тестирования как метода контроля существуют и негативные моменты: сложно выявить глубину осмысления вопроса, логику мыслительных процессов; есть элемент случайности, особенно при использовании закрытых форм тестовых заданий. Тестовые задания не позволяют проверить творческое применение усвоенных знаний в новой ситуации.

Источник: https://studref.com/644131/pedagogika/vidy_formy_metody_kontrolya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector