Основные тенденции развития системы образования — справочник студента

  • Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня. В мировой системе образования в начале XXI века выделяют опреде­ленные глобальные тенденции:
  • 1) стремление к демократической системе образования, то есть доступность об­разования всему населению страны и преемственность его ступеней и уров­ней, предоставление автономности и самостоятельно­сти учебным заведениям;
  • 2) обеспечение права на образование всем желающим (возможность и равные шансы для каждого человека получить образование в учебном заведении любого типа, независимо от национальной и расовой принадлежности);
  • 3) значительное влияние социально-экономических фак­торов на получение образования (культурно-образовательная монополия отдельных этнических меньшинств, платные формы обучения, проявление шовинизма и расизма);
  • 4) увеличение спектра учебно-организационных мероприятий, направленных как на удовлетворение разносторонних интересов, так и на развитие способ­ностей учащихся;
  • 5) разрастание рынка образовательных услуг;
  • 6) в сфере управления образованием поиск компромисса между жесткой центра­лизацией и полной автономией;
  • 7) образование становится приоритетным объектом финансирования в развитых странах мира;
  • 8) постоянное обновление и корректировка образовательных программ;
  • 9) отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одарен­ным детям и молодым людям, к особенностям раскрытия и развития их спо­собностей в процессе и средствами образования;
  • 10)поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в раз­витии, детей-инвалидов.
  • Современное образование развивается в разных направлениях и характеризу­ется следующими свойствами: гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многовариантность, многоуровневость, фундаментализация, информатизация, индивидуализация, непрерыв­ность.
  • Гуманизация образования – это ориентация образовательной системы и все­го образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого челове­ка; на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала.

Гуманитаризация – это ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека; свободно общаться с людьми, знать родной язык, историю и культуру; свободно владеть иностранными языка­ми; быть экономически и юридически грамотным человеком.

Дифференциация – это ориентация образовательных учреждений на дости­жения учащихся или студентов при учете, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса.

Диффе­ренциация может воплощаться на практике разными способами, например, через группировку учащихся по признаку их успеваемости; разделение учебных дисцип­лин на обязательные и по выбору; разделение учебных заведений на элитные, мас­совые и предназначенные для учащихся с задержками или отклонениями в разви­тии; составление индивидуальных планов и образовательных маршрутов для от­дельных учащихся или студентов в соответствии с интересами и профессиональ­ной ориентацией и т. д.

Диверсификация – это широкое многообразие учебных заведений, образова­тельных программ и органов управления.

Стандартизация – это ориентация образовательной системы на реализацию, прежде всего, государственного образовательного стандарта — набора обязатель­ных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов.

Многовариантность означает создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху, стимулирование уча­щихся или студентов к самостоятельному выбору и принятию ответственного ре­шения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышления.

На практике многовариантность проявляется через возможность выбирать темпы обучения, достигать разного уровня образованности, выбирать тип образователь­ного учреждения, а также дифференциацию условий обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся или студентов (в классе, группе, инди­видуально, с помощью компьютера и т. д.) и др.

Многоуровневость – это организация многоэтапного образовательного про­цесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе образования того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека. Каждый уровень – это период, который имеет свои цели, сроки обуче­ния и свои характерные особенности.

Момент завершения обучения на каждом этапе является качественной завершенностью образования.

Например, много­уровневая система высшего образования ориентирована на три уровня: первый уровень – общее высшее образование (2 года), второй уровень – базовое выс­шее образование – бакалавриат (2 года общего образования + 2 года), третий уро­вень – полное высшее образование – магистратура (4 года бакалавриата + 1-2 го­да магистратуры).

Фундаментализация – усиление взаимосвязи теоретической и практиче­ской подготовки молодого человека к современной жизнедеятельности. Особое значение придается здесь глубокому и системному освоению научно-теоретиче­ских знаний по всем дисциплинам учебного плана образовательной системы, будь то школа или вуз.

Информатизация образования связана с широким и все более массовым ис­пользованием вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения человека.

Информатизация образования получила наибольшее рас­пространение во всем мире именно в последнее десятилетие – в связи с доступ­ностью для системы образования и относительной простотой в использовании раз­ных видов современной видео-, аудиотехники и компьютеров.

  1. Индивидуализация – это учет и развитие индивидуальных особенностей уча­щихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.
  2. Непрерывность означает процесс постоянного образования-самообразования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в со­временном обществе.
  3. Общими для мирового образовательного пространства начала XXI века являются:
  4. Первая тенденция – это повсеместная ориентация большинства стран на пе­реход от элитного образования к высококачественному образованию для всех.

Вторая тенденция заключается в углублении межгосударственного сотруд­ничества в области образования. Активность развития данного процесса зависит от потенциала национальной системы образования и от равных условий партнер­ства государств и отдельных участников.

Третья тенденция предполагает существенное увеличение в мировом обра­зовании гуманитарной составляющей в целом, а также за счет введения новых человекоориентированных научных и учебных дисциплин: политологии, психоло­гии, социологии, культурологии, экологии, эргономики, экономики.

Еще одной важной тенденцией в развитии мирового образования является зна­чительное распространение нововведений при сохранении сложившихся нацио­нальных традиций и национальной идентичности стран и регионов.

Поэтому про­странство становится поликультурным и социально-ориентированным на раз­витие человека и цивилизации в целом, более открытым для формирования меж­дународной образовательной среды, наднациональным по характеру знаний и приобщению человека к мировым ценностям.

  • Наряду с вышеозначенными моментами в мировом образовании набирает силу «рыночный» и сугубо «деловой» подход.
  • :
  • • создание условий для расширения сотрудничества народов в области обра­зования, науки и культуры;
  • • обеспечение всеобщего уважения законности и прав человека;
  • • вовлечение большего числа стран в процесс подготовки правовых основ для международной интеграции в сфере образования;
  • • исследование состояния образования в мире, включая отдельные регионы и страны; прогнозирование самых эффективных путей развития и интеграции;
  • • пропаганду принятых конвенций и рекомендаций;
  • • сбор и систематизацию отчетов государств о состоянии образования на каж­дый год.

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/10486.html

Основные тенденции развития системы образования в РФ

Сегодня общество переживает этап глубоких фундаментальных преобразований, которые приводят к тому, что образование, знание, интеллект становятся определяющим ресурсом развития и новой экономики, и общества в целом.

Таким образом, в качестве определяющего направления деятельности системы образования страны в настоящее время выдвигается идея превращения российского образования в важнейший фактор обеспечения растущей конкурентоспособности России в условиях цивилизационных вызовов XXI века, что находит отражение в таких официальных документах, как Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года (от 4 октября 2000 г. N 751), Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики (от 8 мая 2008 г. № 03-946), Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (от 17 ноября 2008 г. N 1662- р), Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу до 2030 года. Названные документы стали базовыми для разработки и реализации Приоритетного национального проекта «Образование» (от 5 сентября 2005 г.), Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (от 4 февраля 2010 г. Пр -271), Федеральной программы развития образования на 2011-2015 гг. (от 7 февраля 2011 г. N 61), Проекта Государственной программы «Развитие образования (2013-2020 гг.) и нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (подписанного Президентом Российской Федерации 30 декабря 2012 года, одобренного Советом Федерации 26 декабря 2012 года и принятого Государственной Думой 21 декабря 2012 года), определившими приоритетные направления совершенствования современного российского образования.

Среди основных приоритетов государственной политики была выдвинута идея непрерывного образования, смысл которой заключается в обеспечении каждому человеку постоянного творческого развития на протяжении всей жизни, обновления знаний и совершенствования навыков. Главное — дать возможность всем без исключения проявить свои способности, таланты и творческий потенциал, реализовать личные планы, научить быть гибкими, адаптивными к изменениям в профессиональной деятельности, непрерывно развиваться.

Прямо или косвенно реформы затрагивают систему дополнительного образования детей, что актуализирует его роль на современном этапе, требует разноуровневой проработки с учётом современных тенденций развития национальной образовательной системы Российской Федерации, что и объясняет научный интерес к данной проблематике.

Необходимость модернизации обусловлена приоритетностью задач духовно-нравственного развития личности, усиления воспитательного потенциала общего среднего образования, призванного обеспечить готовность обучающихся к жизненному самоопределению, их социальной адаптации.

Были внесены изменения в структуру основной образовательной программы. В структуру были добавлены программы: Концепция духовно — нравственного воспитания школьников и программа воспитания и социализации обучающихся. Именно эти документы должны стать основными при проектировании содержания программ дополнительного образования.

Стратегической целью программ духовно нравственного развития является многоканальное содействие формированию ценностной сферы обучающихся посредством создания условий для последовательного освоения ребенком базовых социокультурных ценностей, для позитивной социализации, культурной идентификации и самореализации школьников.

В ряду приоритетных механизмов, форм и технологий совместной деятельности субъектов воспитательного процесса специальное внимание должно быть уделено развитию детских творческих объединений, длительной игре, проектной деятельности и т. д. Все это, при соблюдении определенных методических требований, должно обеспечивать мажорный тон, эмоциональную окраску, вариативность и событийность воспитательного процесса.

Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются сегодня в контексте национального воспитательного идеала.

Он представляет собой высшую цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.

  • В Концепции национальный воспитательный идеал обоснован, сформулирована высшая цель образования — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
  • На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель — воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
  • Организация воспитания и социализации учащихся школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:
  • · Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
  • Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.
  • · Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
  • Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.
  • Формируются представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.
  • · Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
  • Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.
  • · Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
  • Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
  • · Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
  • Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
  • · Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
  • Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.
Читайте также:  Параллельность плоскостей - справочник студента

В соответствии с указанными основными направлениями и их ценностными основаниями задачи, виды и формы деятельности конкретизируются для работы в образовательном учреждении, которое может отдавать приоритет тому или иному направлению воспитания и социализации, выделяя его для себя как ведущее.

При этом важно помнить, что Стандарт и Концепция, согласно Закону «Об образовании», устанавливают в качестве важнейшей цели образования духовно-нравственное развитие личности в контексте становления ее гражданственности.

Поэтому все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

  1. При организации любого вида деятельности школьников в целях их воспитания и социализации необходимо помнить о воспитательных результатах. нравственный педагогический социализация школа
  2. Воспитательный результат — это те духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности.
  3. Например, пройдя туристический маршрут, школьник не только переместится в пространстве из одной географической точки в другую, преодолеет сложности пути (фактический результат), но и приобретёт некое знание о себе и окружающих, переживёт и прочувствует нечто как ценность, приобретёт опыт самостоятельного действия (воспитательный результат).
  4. Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие воспитанника со своими педагогами как значимыми носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде.

Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить или отвергает.

Третий уровень — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится, а не просто узнает о том, как стать, социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

  • Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации школьников.
  • Все это необходимо учитывать при проектировании содержания программ дополнительного образования, реализация которых является важной составляющей организации внеурочной деятельности детей.
  • Современные исследователи характеризуют дополнительное образование как:
  • — особое образовательное пространство;
  • — целенаправленный процесс обучения и воспитания, ориентированный на развитие личностных профессиональных качеств человека;
  • — специфически органическая часть системы общего и профессионального образования;
  • — образование, предоставляющее возможность свободного выбора форм и видов деятельности.

Наиболее значимая функция учреждения образования сегодня — это выявление и поддержка детей, способных к творческой деятельности. Ведущей является образовательная деятельность, которая становится многоаспектной:

  • — образование по дополнительным образовательным предметам;
  • — пропедевтика профессионального образования;
  • — профессиональное самоопределение;
  • — обучение, которое удовлетворяет познавательный интерес ребенка;
  • — социализация.

Применительно к российскому феномену дополнительного образования детей неформальное образование, определяемое как организованная в определённой логике в целенаправленно создаваемых учебных ситуациях вне рамок формального образования образовательная деятельность, представляет предметный интерес, так как в основании дополнительного образования детей лежат характеристики неформального образования, но при этом его ядром является регулируемый государством процесс создания возможностей освоения детьми дополнительных образовательных программ в образовательных учреждениях всех типов и видов.

Россия — одна из немногих стран, где обеспечивается государственное финансирование организаций дополнительного образования детей. Услугами дополнительного образования в настоящее время пользуются 10,9 млн детей, или 49,1% детей в возрасте от 5 до 18 лет.

Возможность получения дополнительного образования детьми обеспечивается организациями, подведомственными органам управления в сфере образования, культуры, спорта и туризма.

В утвержденных ФГОС начального общего и основного общего образования дополнительное образование присутствует как обязательный компонент обучения.

Еще одна важная особенность дополнительного образования детей — многообразие видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы и наклонности обучающихся, дающие возможность получить допрофессиональное и начальное профессиональное образование.

Дополнительное образование — процесс непрерывный: он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую.

Сначала создается почва, благоприятная для творчества, затем обеспечивается сотрудничество с теми, кто уже имеет определенные умения и навыки.

За сотворческой деятельностью следует самостоятельное творчество, которое сопровождает человека всю жизнь, формируя потребность в творческом восприятии мира и осмыслении себя в этом мире.

Характерной особенностью педагогического воздействия является его динамичность, стимулирующая творческую активность ребенка. Развиваются способности к самостоятельному решению возникающих проблем и постоянному самообразованию, оценке тех или иных действий, событий, ситуаций.

Формируется новое восприятие научного знания с его ярко выраженной тенденцией к многообразию, а в малых исследовательских группах происходит овладение специализированными языками наук.

Сфера дополнительного образования может рассматриваться как инновационная, выявляющая ближайшие перспективы вариативного образования, а также социальных образовательных институтов, в том числе дошкольных, общеобразовательных и профессиональных.

Общество не сможет провести полноценных реформ в государстве, не реформировав один из важнейших его институтов: планируемые значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека существенным образом затрагивают и систему образования.

Система образования должна адекватно реагировать на вызовы социальной среды, искать и находить конструктивные управленческие, технологические и педагогические решения возникающих проблем.

При этом надо учитывать, что образовательная система и образовательное учреждение подвержены воздействию извне (быстроразвивающаяся экономика, высокие технологии, Интернет, динамизм и противоречивость общественных процессов, размытость ценностей современного российского общества и многое другое). Названные факторы обуславливают необходимость проведения серьезных изменений в образовании.

Модернизация образования ориентирована на удовлетворение потребностей личности, общества, государства в сфере культуры, творчества, инновационной деятельности.

Но в центре всех педагогических устремлений находится личность обучающегося, которая в процессе обучения должна приобрести такие жизненно важные качествами, как гибкость, критичность, масштабность мышления; самостоятельность в принятии решений; чувство гражданской ответственности; самообразование как элемент образа жизни; наличие системы жизнеутверждающих смыслов, ценностей здорового образа жизни; способность к адаптации к меняющимся жизненным ситуациям; социально-психологическая компетентность (коммуникабельность и коммуникативность, умение прогнозировать и разрешать трудные ситуации межличностного общения, организаторские способности, умение работать в коллективе).

В современной ситуации возникает острая необходимость по-новому определить место и роль дополнительного образования детей в российской образовательной системе, его уникальный образовательный потенциал которой мог бы стать незаменимой составной частью процесса модернизации образования.

Но возможности системы дополнительного образования детей не имеют объективированных количественных и качественных показателей, а поставленные задачи, не получая соответствующих их сложности решений, не только сохраняют свою актуальность, но и приобретают деструктивный характер, препятствуя развитию этой системы.

Источник: https://studwood.ru/1071465/pedagogika/osnovnye_tendentsii_razvitiya_sistemy_obrazovaniya_v_rf

Бекоева М.И. Основные тенденции развития непрерывного профессионального образования

Библиографическая ссылка на статью:
Бекоева М.И. Основные тенденции развития непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/04/80924 (дата обращения: 02.02.2020).

Непрерывное образование – это совокупность государственных, коммерческих и основанных на иной форме собственности образовательных организаций, обеспечивающих конструктивное и содержательное единство, преемственность и согласованность всех звеньев образования, повышение квалификации и переподготовку каждого трудоспособного человека с учетом настоящих и перспективных социальных и экономических потребностей и личных образовательных возможностей и профессиональных интересов. Непрерывное образование в современном обществе носит уже массовый характер. В определенном смысле происходит «обращение к первоначальному этапу развития человечества» (непрерывное образование снова стало уделом всех), но уже в новом образе.

Идея образования на протяжении всей жизни не нова.

Она зафиксирована в устном народном творчестве, выражающих мудрость предков: русского народа: «Век живи – век учись», «Учиться никогда не поздно», английского: «Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем», «Нового доброго знай не дичись, а чего не знаешь, тому учись»; китайского: «Не бойся, что не знаешь – бойся, что не учишься»; осетинского: «Конец мученью – только ученье», «Кто не любит читать, того всю жизнь будут поучать», «Не любишь учиться – полюбишь подчиняться» и др.

Читайте также:  Развитие эмоций и их значение в жизни человека - справочник студента

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты обозначенной проблемы, позволяет утверждать, что ведущие направления в непрерывном развитии педагогического образования, определенные «Концепцией модернизации современного образования на период до 2020 года», могут быть реализованы при условии непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогов, руководителей образовательных организаций. В настоящее время (Я.С. Аксарина, С.А. Амбалова [1], М.И. Бекоева [1], С.В. Власенко, А.И. Жилина [3], Г.И. Чемоданова и др.) возросла потребность в педагогическом работнике, способном совершенствовать содержание своей профессиональной деятельности посредством непрерывного освоения инновационных технологий, творческого применения научных достижений и широкого научно-педагогического опыта. Все перечисленные условия являются необходимыми структурными компонентами профессиональной квалификации современного педагогического работника.

Проблема создания условий для свободного доступа к образованию на протяжении всей жизни человека является не только педагогической, но и общей социальной проблемой, эффективное решение которой в последнее время приобретает приоритетное значение.

Идея «образования через всю жизнь» отвечает стратегическим целям Европы стать максимально конкурентоспособным обществом в целом мире, базирующемся на компетенциях.

Непрерывное образование и приобретение необходимых компетенций рассматриваются в качестве ответов на стремительно растущую конкуренцию и использование новых образовательных технологий.

Высшее образование сегодня выступает в качестве ведущего компонента устойчивого развития государства (Н.А. Дмитриев, Б.А. Тахохов), в котором центральное место отводится университетскому образованию, а формирование универсальной образовательной модели является его главной задачей [2; 7].

Современная модель высшего образования, основанная на приоритете фундаментализации и гуманитаризации обучения (Н.А.

 Дмитриев), а также на принципах мобильности и интеграции всех европейских стандартов качества в высшем образовании, тесно связана с идеей «образования через всю жизнь» (Lifelong Learning – в течение всей жизни), которая дополняет базовое образование и охватывает все его фазы [2].

В основе данной модели лежит предоставленная возможность каждому гражданину выбирать из числа образовательных программ, форм обучения, видов деятельности, регионов и стран, необходимая для совершенствования общекультурных и общепрофессиональных компетенций и их оптимального использования.

Такой подход в системе образования способствует повышению конкурентоспособности человека, его профессиональному и личностному росту, формированию устойчивой профессиональной мобильности на рынке труда. В масштабах страны массовое одобрение этой концепции, в свою очередь, благотворно сказывается на качестве интеллектуального и человеческого капитала, и тем самым поддерживает развитие экономики в целом.

Концепция Lifelong Learning, как отмечают многие ученые (Т.Ю. Ломакина, Д. Тхи Нгуен, Е.С Сженов [6], Б.А. Тахохов [7] и др.

), предполагает, что система образования должна охватывать людей независимо от сферы деятельности, их возраста и национальной принадлежности, и при этом предоставлять им возможность и условия для развития любых допустимых учебных предпочтений и интересов.

Основное условие для реализации Lifelong Learning – развитие совместимой многоступенчатой системы кредитов, которая позволяет сопоставлять дипломы и удостоверения, полученные в общеобразовательной школе, в сфере профессионального образования и других образовательных организациях.

Система образования и переподготовки Lifelong Learning сопровождает человека на протяжении всей жизни, определяет социальную динамику, обеспечивает капитализацию человеческого ресурса. Создание и применение новых знаний, пишут Т.К. Мусалимов и Ж.

 Топатаева, становится основным источником роста национальных экономик и качества жизни большого числа людей. Несмотря на достаточно длительную эволюцию понятия «обучение в течение всей жизни» (дословный перевод «Lifelong learning» – «обучение длиною в жизнь»), до сих пор не существует его общепризнанного определения [5].

Ратификация новой государственной политики в сфере высшего образования, по мнению исследователей проблемы непрерывного профессионального образования (Н.А. Колганова и др.) требует анализа и согласования категорий «непрерывное образование» и «образование через всю жизнь» [].

При согласовании этих двух сложных категорий следует учитывать современное понимание и содержание сложного многоаспектного понятия «высшее образование» как социально-педагогической практики, способа формирования и трансляции культурных норм и ценностей, индивидуальной деятельности человека по присваиванию им образа мира.

Оказываясь в непредвиденных ситуациях, встречаясь на своем пути с разными людьми и завязывая с ними некоторые отношения, приобщаясь к родной культуре и изучая чужую, разрешая встающие перед ним разнообразные проблемы, человек регулярно обучается.

Он приобретает новые установки, взгляды, ценности, приоритеты, открывает для себя новые проблемы, знакомится с разными точками зрения, приобретает новые знания и овладевает новыми умениями. Все это в совокупности и составляет сущность непрерывного обучения.

С учетом возрастных особенностей личности ученые (Н.В. Веневцева, А.М. Князева, Ю.В. Кондусова, А.В. Крючкова, Н.М. Семынина) выделяют три основных стадий непрерывного обучения [5]:

Первая стадия – обучающиеся в возрасте от 6 до 24 лет. Как правило, от начальной школы до высших учебных заведений они обучаются в специальных образовательных организациях.

Но этим процесс обучения не ограничивается, так как помимо институционального обучения, человек учится и в собственной семье, посещает учреждения дополнительного обучения, участвует в общественных организациях, общается с друзьями и сверстниками, развивается в определенной культурной среде и т.д.

Все это и есть неформальное обучение, которое, наряду с формальным, закладывает основы социального, духовного интеллектуального, нравственного и эмоционального развития человека.

Вторая стадия – это люди в возрасте от 25 до 60 лет, для которых базовое образование к этому времени, как правило, закончилось, но обучаться все же не прекращают.

Они могут активно и систематически заниматься профессиональным совершенствованием, как на базе образовательной организации, так и неформально, получать дополнительное профессиональное образование, заниматься научно-исследовательской деятельностью, расширять круг знакомств, путешествовать, приобретать новые умения и осваивать новые увлечения.

Третья стадия – это пожилые люди старше 60 лет.

На данный период жизни человек получает обычно реальную возможность полностью посвятить себя своим увлечениям и интересам – это может быть социальная работа, легкий посильный труд в государственных структурах, изделия ручной работы, путешествия и занятия, доставляющие больше удовольствие, чем хлопоты. В этом возрасте пожилым людям важно чувствовать свою полезность окружающим, осмысленность своей жизни, именно поэтому так необходима социальная поддержка, которую общество может оказать непрекращающемуся развитию и обучению старшего поколения.

В современной европейской гуманитарной цивилизации непрерывное образование анализируется как всеобщая категория в рамках развития, которая может быть представлена с трех позиций: с человеческой позиции – как образование длиною в жизнь; с образовательной позиции – как открытое доступное образование, обеспечивающее педагогическое, методическое, психологическое и социокультурное сопровождение учебной деятельности; с профессиональной позиции – как наличие осознанных целей и потребностей в образовательной деятельности для профессионального становления личности. Как отмечают Т.К. Мусалимов, Ж. Топатаева, «концепция образования в течение всей жизни основывается на том, что смена области профессиональной деятельности возможна только под внешним воздействием: увольнение, закрытие предприятия, невостребованность специальности и т.п. Она не в состоянии рассмотреть иные причины получения дополнительного профессионального образования. Между тем реалии переходной экономики показывают, что достаточно большое количество людей вынуждено трудоустраиваться не по своей специальности» [8].

В современном обществе, в условиях глобализации образования «на всю жизнь», возникает острая необходимость в дополнительном профессиональном образовании, которая и трансформируется в потребность в непрерывном педагогическом образовании. Дополнительное профессиональное образование (ДПО) большинством ученых (М.И. Бекоева, С.А Амбалова.

) определяется как «важный компонент системы непрерывного образования, позволяющий реализовать принцип «образование через всю жизнь», дающий возможность гибко и своевременно получать необходимые профессиональные компетенции, средство обеспечения текущих и перспективных государственных потребностей в профессиональных специалистах необходимой квалификации; важнейший инструмент, позволяющий повышать возможности профессиональной деятельности граждан и, следовательно, способствовать росту производительности труда и экономики страны в целом» [1]. Любое учреждение заинтересовано в квалифицированных специалистах, поэтому профессиональное развитие работников является необходимым и важным условием для ее благополучного функционирования и совершенствования. Кроме того, ДПО научно-педагогических и административно-управленческих работников является необходимым условием эффективности функционирования вуза и рассматривается в качестве важнейшего критерия при оценке его деятельности. Реализация программы повышения квалификации направлена на совершенствование и получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, на повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации [6].

Для обеспечения процесса непрерывного образования в Северо-Осетинском государственном университете имени К.Л.

 Хетагурова реализуются следующие средства и приемы обучения: специализированные учебники с мультимедийными сопровождениями, электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия, тренинговые компьютерные программы, компьютерные лабораторные практикумы, контрольно-тестирующие комплекты, учебные видеофильмы, аудиозаписи и иные материалы, предназначенные для передачи по телекоммуникационным каналам связи. В соответствии с требованиями раздела 7 ГОС, раздела 7 ФГОС и приказом Рособрнадзора от 05.09.2011 №1953 заключены договора на подключение и предоставлен доступ к Электронным библиотечным системам (ЭБС) и собственным базам данных.

Для реализации основных и дополнительных образовательных программ Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова располагает необходимым объемом аудиторного фонда.

В университете, для обеспечения обучения на высоком уровне, используется более 900 компьютеров в компьютерных классах, библиотеке, читальных залах, лабораториях и кафедрах.

Для проведения плановых занятий и самостоятельной работы в университете имеется 44 компьютерных класса, имеющих высокоскоростной доступ в сеть Интернет, что обеспечивает всем обучающимся университета доступ к мировым информационным ресурсам.

При проведении лекционных, семинарских, лабораторных занятий активно используются современные интерактивные образовательные технологии. Университетские лаборатории и лекционные аудитории оснащены современными мультимедийными средствами обучения. Все перечисленные условия и образовательные ресурсы способствуют успешной реализации непрерывного образовательного процесса в Северо-Осетинском государственном университете имени К.Л. Хетагурова.

Источник: http://web.snauka.ru/issues/2017/04/80924

Основные тенденции развития современного образования

Состояние образования в современном мире сложно и противоречиво. С одной стороны, образование в 20-м веке стало одной из самых важных сфер человеческой деятельности; огромные достижения в этой области легли в основу грандиозных социальных и научно-технологических преобразований, характерных для уходящего века.

С другой стороны, расширение сферы образования и изменение ее статуса сопровождаются обострениями проблем в этой сфере, которые свидетельствуют о кризисе образования.

И, наконец, в последние десятилетия в процессе поисков путей преодоления кризиса образования происходят радикальные изменения в этой сфере и формирование новой образовательной системы.

Место образования в жизни общества во многом определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, возможности развития профессиональных и личностных качеств. Эта роль стала возрастать во второй половине 20-го века, принципиально изменившись в его последние десятилетия.

Читайте также:  Дифференцированное обучение - справочник студента

Информационная революция и формирование нового типа общественного устройства — информационного общества — выдвигают информацию и знание на передний план социального и экономического развития. Изменения в сфере образования неразрывно связаны с процессами, происходящими в социально-политической и экономической жизни мирового сообщества.

Именно с этих позиций попытаемся выделить и проанализировать основные тенденции мирового образования.

Эволюция знания в основной источник стоимости в информационном обществе. По мере общественного развития отчетливо проявляется то, что в качестве источника прибыли все чаще выступают знания, инновации и способы их практического применения.

То, что знание начинает занимать ключевые позиции в экономическом развитии, радикально изменяет место образования в структуре общественной жизни, соотношение таких ее сфер, как образование и экономика.

Приобретение новых знаний, информации, умений, навыков, утверждение ориентации на их обновление и развитие становятся фундаментальными характеристиками работников в постиндустриальной экономике.

Новый тип экономического развития, утверждающийся в информационном обществе, вызывает необходимость для работников несколько раз в течение жизни менять профессию, постоянно повышать свою квалификацию.

Сфера образования существенно пересекается в информационном обществе с экономической сферой жизни общества, а образовательная деятельность становится важнейшей компонентой его экономического развития.

Не нужно также забывать, что информация и теоретическое знание являются стратегическими ресурсами страны и, наряду с уровнем развития образования, во многом определяют ее суверенитет и национальную безопасность.

Становление образования как важнейшего фактора преодоления отсталости в развитии большей части человечества. Переход от индустриального к информационному обществу, постепенно осуществляющийся в развитых странах,

грозит обострить до предела одну из сложнейших глобальных проблем современности — проблему преодоления отсталости в развитии многих стран. Информационный разрыв, накладываясь на индустриальный разрыв, вместе создают двойной технологический разрыв. Если такое положение во взаимоотношениях между развитыми и развивающимися странами сохранится, то

возникнут серьезные неконтролируемые противоречия, которые будут терзать человеческое сообщество.

Для того чтобы создание современной информационной инфраструктуры в развивающихся странах способствовало не только повышению прибылей развитых стран, участвующих в финансировании этого процесса, но и главным образом — преодолению социально-экономической отсталости, необходимо использование новых технологий, как в международном бизнесе, так и в самых различных сферах жизни в развивающихся странах. А это требует и современных технических систем, и определенных знаний, навыков, умений, моделей поведения у граждан этих стран. Становление информационного общества требует качественного повышения человеческого, интеллектуального потенциала развивающихся стран и тем самым выдвигает сферу образования на

первый план общественного развития.

От решения проблем образования, которые всегда остро стояли в развивающихся странах и которые еще более усугубились в последние десятилетия в связи с бурным развитием информационных технологий, зависят сейчас перспективы социально-экономического развития этих стран, решения глобальной проблемы преодоления отсталости в мире..

Все в большей степени образование перестает отождествляться с формальным школьным и даже вузовским обучением. Любая деятельность ныне трактуется как образовательная, если она имеет своей целью изменить установки и модели поведения индивидов путем передачи им новых знаний, развития новых умений и навыков.

Функции образования выполняют самые различные социальные институты, а не только школы и ВУЗы. Важнейшие образовательные функции берут на себя предприятия. Так, крупные промышленные предприятия обязательно имеют в своем составе подразделения, занимающиеся подготовкой и переподготовкой кадров.

Неформальное образование имеет целью компенсировать недостатки и противоречия традиционной школьной системы и часто удовлетворяет насущные образовательные потребности, которые не в состоянии удовлетворить формальное образование. Как отмечается в докладе Юнеско «Учиться быть», образование не должно больше ограничиваться стенами школы.

Все существующие учреждения, независимо от того, предназначены они для обучения или нет, должны использоваться в образовательных целях.

Переход от концепции функциональной подготовки к концепции развития личности. Суть этого перехода заключается не только в смене приоритетов: от государственного заказа на подготовку специалистов к удовлетворению потребностей личности.

Новая концепция предусматривает индивидуализированный характер образования, который позволяет учитывать возможности каждого конкретного человека и способствовать его самореализации и развитию.

Это станет осуществимым посредством разработки разных образовательных программ в соответствии с разными индивидуальными возможностями как учащихся, так и преподавателей.

Важным фактором в этом направлении развития образования является формирование у учащихся умений учиться, умений самостоятельной когнитивной деятельности с использованием современных и перспективных средств информационных технологий.

Еще в недалеком прошлом хороший почерк был гарантией спокойной и обеспеченной жизни до старости. Последние десятилетия характерны ускорением обновляемости технологий и знаний в различных сферах деятельности человека.

Школьного и даже вузовского образования сегодня уже надолго не хватает. Президент корпорации Дженерал Моторс говорит об этом так: «Нам нужны специалисты не с четырех и даже с шестилетним, а сорокалетним образованием».

Развитие концепции непрерывного образования, стремление реализовать ее на практике обострили в обществе проблему образования взрослых. Произошло радикальное изменение взглядов на образование взрослых и его роль в современном мире.

Оно рассматривается сейчас как магистральный путь преодоления кризиса образовательной системы, формирования адекватной современному обществу системы образования.

Превращение знаний в основной общественный капитал, возрастание выгод, связанных с получением знаний, заключается в том, что выгоды от него получает человек, который потребляет этот товар, общество в целом и конкретные предприятия.

Отсюда вытекают основания для смешанного финансирования образования, развитие рыночных отношений в этой сфере. Развитию рыночных отношений в сфере образования способствует и обострение проблемы государственного финансирования.

«Если в 60-х годах в большинстве стран резко возросла доля валового национального продукта, направляемого на образование, то с начала 80-х годов в подавляющем большинстве как развитых, так и развивающихся стран государственные затраты на образование сокращаются или, что встречается гораздо реже, стабилизируются.

Даже в США, где самой приоритетной областью социальной политики государства является образование (эту отрасль в США по праву называют «государством в государстве»), на нужды которого выделяется больше средств, чем на оборону, проблемы государственного финансирования обострились.

В России общая для большинства стран тенденция к сокращению государственного финансирования системы образования усиливается общими экономическими проблемами переходного периода. В результате доля расходов на просвещение и подготовку кадров в федеральном бюджете снизилось с 6% в

1992г. до 3-4% в 1996г. Поиск путей выхода из финансового кризиса систем образования многих стран привел к появлению не только национальных, но и мировых рынков образовательных услуг.

Так, в середине 90-х годов общая стоимость предоставления таких услуг иностранным гражданам оценивалась примерно в 100 млрд. долларов США в год, что сопоставимо с размером общего бюджета целого ряда государств. Из этой общей суммы 18 млрд.

долларов зарабатывали США, которые проводят целенаправленную работу по «рекрутированию» студентов» «Тенденции мирового образования».

Перечисленные тенденции определяют основные направления в развитии новой образовательной системы. Принципиальное отличие этой новой системы от традиционной заключается в ее технологической базе. Технологические элементы крайне неразвиты в традиционном образовании, которое опирается в основном на обучение «лицом к лицу» и печатные материалы.

Новая образовательная система ориентирована на реализацию высокого потенциала компьютерных и телекоммуникационных технологий. Именно технологический базис новых информационных технологий позволяет реализовать одно из главных преимуществ новой образовательной системы — обучение на расстоянии или, как его называют иначе, дистанционное обучение.

Основной тенденцией современного образования является постепенное смещение приоритетов от прямого обучения к индивидуальному контакту со студентами. Ключевые лекции и семинарские занятия остаются, конечно, незаменимыми, однако существенная часть учебного процесса может проходить во время индивидуальных консультаций с преподавателями по конкретным темам или проблемам.

В качестве основной черты современного образования можно назвать его диалогичность, которая проявляется в сосуществовании как различных подходов к преподаванию, так и самих методов преподавания.

Уже при подготовке студентов педагогических вузов надо формировать их ментальную совместимость, умение и любовь вести полемику.

Для обеспечения ментальной совместимости учителей они сами должны уметь:

  • — вести безоценочный диалог с коллегами;
  • — определять степень взаимодополнения и взаимообогащения различных
  • методических концепций при условии сохранения их самобытности и
  • самостоятельности;
  • — формулировать проблемы в категориях целей и решений (без «перехода на

личности» («Решение проблемы ментальной несовместимости в процессе изучения историко-методических вопросов». А.В.Лыфенко. Калуга) // НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ПОРОГЕ XXI ВЕКА. (Проблемы и перспективы). Материалы Всероссийской научной конференции. Тула, 2000

).

Выпускнику современной школы нужны не сумма знаний и умений, а способности к их получению; не исполнительность, а инициатива и самостоятельность. Саморазвитию научить напрямую нельзя — эта способность не передается. Но педагог может создать условия для «выращивания» этой способности.

Умение создать такие условия становится профессиональным требованием к педагогу. Для реализации новых целей образования нужен новый учитель — педагог-профессионал. В отличие от специалиста в предметной области профессионал должен уметь работать с процессами образования и развития.

Педагог-профессионал — это уже не транслятор предметных знаний, он становится организатором учебной работы по решению творческих задач, многоплановой социально значимой деятельности подростков и юношей.

Педагог имеет дело с человеком развивающимся, его действия строятся на знании психологии личности, основных подходов к пониманию и объяснению характера, развития личности в определенные периоды жизни. Поэтому каждый учитель должен получить психологическое образование и психологическую подготовку.

Психологическое образование невозможно получить путем простого суммирования различных психологических дисциплин, а психологическую подготовку — несколькими часами студенческой практики.

Поэтому при обучении студентов в педагогических вузах и на курсах повышения квалификации учителей целесообразно ввести курс «Психологической антропологии» — целостного учения о субъективной реальности человека, его становлении и развитии в образовании. Этот курс должен стать основой психологического образования педагога «„S„u„Ђ„‚„y„‘ „y „Ѓ„‚„p„{„„„y„{„p „Ѓ„ѓ„y„‡„Ђ„|„Ђ„s„y„‰„u„ѓ„{„Ђ„s„Ђ „Ђ„q„‚„p„x„Ђ„r„p„~„y„‘ „Ѓ„u„t„p„s„Ђ„s„p». „E.„I.„I„ѓ„p„u„r // „P„R„I„V„O„L„O„C„I„X„E„R„K„I„J „G„T„Q„N„@„L, ‡‚ XI-XII, 2000

.

Источник: https://studbooks.net/1990102/pedagogika/osnovnye_tendentsii_razvitiya_sovremennogo_obrazovaniya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector