Общая характеристика состояний организма и психики — справочник студента

При исследовании адаптации и функциональных состояний выделяют несколько типовых состояний, обусловленных уровнем активности различных механизмов, систем и органов:

1.Релаксация.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

2.Сон.

3.Стресс.

Релаксация.

Релаксация — состояние успокоения, расслабления и восстановления. Это состояние возникает вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Релаксация может быть непроизвольной и произвольной.

Релаксация как вид функционального состояния имеет ряд особенностей. Для этого состояния характерна высокая программируемость и возможность вызывать его с помощью самовнушения. В этом состоянии у человека снижен уровень самоконтроля и критичности.

Данная особенность релаксации используется в лечебных психотерапевтических сеансах, основанных на суггестии, и в повседневной жизни. Состояние релаксации необходимо для самопрограммирования и восстановления организмом затраченных в состоянии бодрствования сил.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Природа и определение понятия лидерства - справочник студента

Оценим за полчаса!

Релаксация необходима для перехода ко сну.

Сон.

Сон — это периодически возникающее функциональное состояние человека со специфическими поведенческими проявлениями в вегетативной и моторной сферах. Это состояние характеризуется значительной обездвиженностью и отключенностью от сенсорных воздействий внешнего мира.

Сон очень близок к состоянию релаксации, но явления, наблюдаемые в состоянии релаксации, в состоянии сна более выражены. Сон является необходимым состоянием в жизни человека. Он обеспечивает восстановление физических и психических резервов человека.

Нарушение сна всегда сопровождается негативными эмоциональными переживаниями и физическими ощущениями.

Оптимальное рабочее состояние.

Следующее функциональное состояние — оптимальное рабочее состояние.В этом состоянии человек действует наиболее эффективно, потому что оно обеспечивает наибольшую эффективность деятельности.

Это состояние называют состоянием комфорта, но оно всегда сопряжено с некоторым напряжением психических и физических механизмов регуляции.

По своей сути это состояние противоречиво: с одной стороны, оно способствует самоактуализации, но с другой стороны, это состояние при дальнейшем своем развитии закономерно переходит в утомление.

Утомление.

Утомление— это состояние, характеризующееся временным снижением работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки.

Это состояние возникает вследствие истощения внутренних ресурсов индивида и рассогласования в работе систем организма и личности, обеспечивающих деятельность. Одна из главных особенностей утомления заключается в том, что оно имеет различный уровень проявления.

На физиологическом уровне утомление проявляется в повышении инертности нервных процессов.

На психологическом уровне при утомлении происходит снижение чувствительности, нарушаются психические процессы: память, внимание и другие, наблюдаются определенные сдвиги в эмоциональной и мотивационной сферах. На поведенческом уровне утомление выражается в снижении производительности труда, уменьшении скорости и точности выполняемых операций.

Характер проявления утомления зависит от вида нагрузки и времени ее воздействия. Поэтому выделяют интеллектуальное и физическое утомление.

В зависимости от интенсивности и локализации нагрузок утомление может быть острым или хроническим.

Утомление — это временное состояние, которое сопровождается субъективным ощущением усталости, выражающейся в чувстве вялости, слабости, ощущении физиологического дискомфорта, осознанием нарушений в протекании психических процессов, потерей интереса к работе и другое.

Стресс.

Еще одним видом функционального состояния является стресс, который характеризуется повышенной физиологической и психической активностью. Для этого состояния характерна крайняя неустойчивость.

При благоприятных условиях оно может трансформироваться в оптимальное рабочее состояние, а при неблагоприятных условиях — в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение общей работоспособности и эффективности функционирования отдельных систем и органов, истощение энергетических ресурсов.

Стресс — неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования. Неспецифический ответ организма — необычная или несвойственная для организма или какой-либо его системы реакция на внутренний или внешний стимул.

Состояние стресса рассматривается как неотъемлемая часть адаптационного процесса. Это связано с тем, что стресс имеет свои стадии. Их описание содержится в классических исследованиях Г. Селье, и они свойственны любому адаптационному процессу.

В настоящее время существует разделение стресса на два основных вида: системный (физиологический) и эмоциональный (психический). Поскольку человек является социальным существом и в деятельности его интегральных систем ведущую роль играет психическая сфера, то эмоциональный стресс является наиболее значимым для процесса регуляции.

Основные черты психического стресса: стресс — это такое состояние организма, возникновение которого предполагает наличие определенного взаимодействия между организмом и средой; стресс — это состояние повышенной напряженности; психический стресс возникает в условиях угрозы и имеет место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.

Классификация состояний организма по признаку «нормапатология».

Характеристика функционального состояния является не единственным признаком, по которому осуществляется классификация состояний человеческого организма и психики. Другая классификация основывается на соответствии состояния организма человека норме.

Классификация функциональных состоянийосновывается на показателях работоспособности, напряжения регуляторных механизмов.

Классификация по критерию «нормапатология» основывается на принципах оценки состояния здоровья.

Переход от нормального состояния к болезни не является внезапным, и поэтому нелегко разделить состояния людей на те, которые соответствуют норме, и те, которые соответствуют патологии.

Существует большое количество определений самого понятия «здоровье», что усложняет классификацию по критерию «норма-патология». «Абсолютно» здоровый индивид — исключение, а понятие нормы — строго индивидуальное. Существует интервал параметров функционирования организма, при которых обеспечивается поддержание гомеостаза.

Поэтому норма (здоровье) — интервал, определяющийся теми границами изменчивости и устойчивости объектов и процессов, в которых они сохраняют свою качественную определенность. В естественнонаучном смысле норма отражает функциональный оптимум системы, но при этом индивидуальный оптимум не всегда соответствует среднестатистическим показателям.

Состояние организма, оцениваемое нами как болезнь, тоже имеет свои характеристики. Между нормой и патологией существует целый ряд состояний. Поэтому с точки зрения соответствия состояния человека норме выделяют три основных типа состояний: норма, пограничное состояние, патология.

Среди этих трех классов состояний наиболее сложным являются пограничные состояния. К данной категории относятся состояния, вызванные нарушением соматической и психической сферы.

Психическое пограничное состояние используется для обозначения целой группы не резко выраженных нарушений, граничащих с состоянием здоровья и отделяющих его от собственно патологических психических проявлений.

Дата добавления: 2016-06-05; просмотров: 3462;

Источник: https://poznayka.org/s8378t1.html

Юрий Викторович Щербатых Общая психология введение

^ 14.1. ПОНЯТИЕ О ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ

Психические состояния — характеристика психической деятельности, отражающая своеобразие протекания психических процессов на определенный период времени.

Наряду с психическими процессами и свойствами личности состояния являются основными классами психических явлений, которые изучает наука психология. Психические состояния влияют на протекание психических процессов, а повторяясь часто, приобретя устойчивость, могут включиться в структуру личности в качестве ее специфического свойства.

Так как в каждом психологическом состоянии присутствуют психологические, физиологические и поведенческие компоненты, то в описаниях природы состояний можно встретить понятия разных наук (общей психологии, физиологии, медицины, психологии труда и т. д.), что создает дополнительные трудности для исследователей, занимающихся данной проблемой.

В настоящее время не существует какой-либо единой точки зрения на проблему состояний, так как состояния личности можно рассматривать в двух аспектах. Они являются одновременно и срезами динамики личности, и интегральными реакциями личности, обусловленными ее отношениями, потребностями, целями активности и адаптивности в окружающей среде и ситуации.

В структуру психических состояний входит множество компонентов на самом разном системном уровне: от физиологического до когнитивного (табл. 14.1).Таблица 14.1.

Уровни проявления психических состояний

Уровень проявления состояния Параметры ^
Физиологический Гормональный Изменение секреции адреналина, тироксина, глюкокортикоидов, половых гормонов и пр.
Сердечнососудистый Изменение частоты сердечных сокращений, тонуса сосудов, артериального давления
Моторной сферы Мышечный тонус Изменение напряжения мышц, тремора, ритма и глубины дыхания
Мимика и жесты Изменение мимики (мимических мышц), пантомимики (поза и движения корпуса), жестов
Голосовые характеристики Громкость голоса, его высота, тембр и темп речи
Эмоциональный Интенсивность, длительность и модальность Характер эмоциональных переживаний (положительный или отрицательный), интенсивность эмоций, длительность протекания аффективных процессов
Когнитивный Выраженность когнитивных процессов и их роль в контроле поведения Логичность мышления, осознанность состояния, точность прогноза развития событий, возможность управления состоянием организма
Поведенческий Трудовые действия и операции Точность выполнения действий, их экономичность, правильность
Действия по реализации собственных актуальных потребностей Адекватность действий, соответствие актуальным потребностям, избыточность и пр.
Социальный Коммуникативный Характер общения с другими людьми: способность слышать другого человека, воздействовать на него, находить общие точки взаимодействия
Социально-адаптационный Способность ставить адекватные цели и достигать их

^

Трудность классификация психических состояний состоит в том, что часто они пересекаются или даже совпадают друг с другом настолько тесно, что их достаточно сложно «развести» — например, состояние некоторой напряженности часто появляется на фоне состояний утомления, монотонии, агрессии и ряда других состояний. Тем не менее существует много вариантов их классификаций. Чаще всего их делят на эмоциональные, познавательные, мотивационные, волевые. Обобщая текущие характеристики функционирования основных ин­теграторов психики (личности, интеллекта, сознания), используют термины «состояние личности», «состояние интеллекта», «состояние сознания». Описаны и продолжают изучаться и другие классы состояний: функциональные, психофизиологические, астенические, пограничные, кризисные, гипнотические и другие состояния. Опираясь на подходы к многообразию психических состояний, предложенные Н. Д. Левитовым1, мы предлагаем свою классификацию психических состояний, состоящую из семи постоянных и одного ситуативного компонента (рис. 14.1).

Читайте также:  Конституция российской федерации как основной закон государства - справочник студента

Рис. 14.1. Виды психических состоянийПринцип разделения состояний на те или иные категории объясняется ниже в табл. 14.2.

1 Левитов Я. Д. О психических состояниях человека. — М.: Просвещение, 1964.

Таблица 14.2. Принцип классификации психических состояний

Принцип разделения ^
0 По источнику формирования 0.1. Ситуативно обусловленные (реакция на брань) 0.2. Личностно обусловленные (эмоциональная вспышка холерика)
1 По степени выраженности 1.1. Поверхностные(настроение) 1.2. Глубокие (страсть)
2 По эмоциональному знаку воздействия 2.1. Положительные (вдохновение) 2.2. Нейтральные (равнодушие) 2.3. Отрицательные (апатия)
3 По длительности 3.1. Кратковременные: секунды — минуты (аффект) 3.2. Средней длительности: минуты — часы (страх) 3.3. Продолжительные: часы и даже дни (монотания, скука, депрессия)
4 По степени осознанности 4.1. Неосознанные (транс, сон) 4.2. Сознательные (решительность)
5 По преобладанию рассудочного или эмоцио нального компонента 5.1. Эмоциональные (страх) 5.2. Комбинированные (мобилизация) 5.3. Интеллектуальные (сосредоточенность)
6 По степени активации организма 6.1. Астенические (усталость) 6.2. Стенические (ярость)
7 По главному уровню системного проявления 7.1. Физиологические (голод) 7.2. Психофизиологические (страх) 7.3. Психологические (воодушевление)

Исходя из данной классификации можно вывести формулу психического состояния, состоящую из восьми компонентов. Такая формула будет иметь два варианта — в общем виде и для каждого конкретного состояния данного вида.Например, общая формула состояния страха будет следующей:0.1 / 1.2 / 2.3 / 3.2 / 4.2 / 5.1 / 6.? / 7.2Это означает, что страх, как правило, вызывается конкретной ситуацией (0.1), достаточно глубоко затрагивает психику человека (1.2), по знаку является отрицательной эмоцией (2.3) средней продолжительности (3.2) и вполне осознается человеком (4.2). При этом состоянии эмоции преобладают над рассудком (5.1), а вот степень активации организма может быть разной; страх может иметь активирующее значение или же лишать человека сил (6.?). Таким образом, при описании конкретного состояния человека возможны варианты 6.1 или 6.2. Последний компонент формулы — 7.2 означает, что данное состояние в равной мере реализуется как на психологическом, так и на физиологическом уровне.В рамках данной концепции формулы некоторых других психических состояний можно описать следующим образом:Тревога: 0.2 / 1.? / 2.3 / 3.3 / 4.1 / 5.1 / 6.2 / 7.3Любовь: 0.1/1.2/2.1/3.3/4.2/5.2/6.2/7.3Утомление: 0.1 / 1.? / 2.3 / 3.2 / 4.2 / 5.- / 6.1 / 7.2Восхищение: 0.1 / 1.2 / 2.1 / 3.2 / 4.2 / 5.2 / 6.2 / 7.3Знак вопроса (?) означает, что состояние может принимать оба признака в зависимости от ситуации. Прочерк (-) означает, что данное состояние не содержит ни одного из перечисленных признаков (например, утомление не относится ни к рассудку, ни к эмоциям).

^

Состояние бодрствования в покое встречается при пассивном отдыхе (чтение книги, просмотр нейтральной телепередачи).

При этом наблюдается отсутствие выраженных эмоций, умеренная активность ретикулярной формации и симпатической нервной системы, а в головном мозге отмечается чередование бета-ритма (когда человек о чем-то думает) и альфа-ритма (когда мозг отдыхает).Состояние релаксации— это состояние успокоения, расслабления и восстановления сил.

Оно встречается во время занятий аутогенной тренировкой, при трансе и молитве. Причина непроизвольной релаксации — прекращение напряженной деятельности. Причина произвольной релаксации — занятие аутогенной тренировкой, медитацией, молитвой и пр.

Преобладающие ощущения в этом состоянии — расслабление все го тела, чувство покоя, приятное тепло, тяжесть.Отмечается повышенная! активность парасимпатической нервной системы и преобладание альфа-ритма в электроэнцефалограмме.

^ — особое состояние психики человека, которое характеризуется почти полным отключением сознания от внешней среды. Во время сна отмечается двухфазный режим работы мозга — чередование медленного и. быстрого сна (которые, но большому счету, являются самостоятельными психическими состояниями).

Сон связан с необходимостью упорядочения информационных потоков и восстановления ресурсов организма. Психические реакции человека во время сна не произвольны, а время от времени возникают эмоционально окрашенные сновидения. На физиологическом уровне отмечается попеременная активация сначала парасимпатической, а затем симпатической нервной системы. Для медленного сна характерны тета- и дельта- волны биопотенциалов мозга.

^ — состояние, обеспечивающее наибольшую эффективность деятельности при среднем темпе и интенсивности труда (состояние токаря, вытачивающего деталь, учителя на обычном уроке).

Для него характерно наличие сознательной цели деятельности, высокая концентрация внимания, обострение памяти, активизация мышления и повышенная активность ретикулярной формации.

Ритмы мозга в основном лежат в бета-диапазоне.

^ — это состояние, возникающее в процессе труда в экстремальных условиях (состояние спортсмена на соревнованиях, летчика-испытателя во время испытания новой машины, артиста цирка при выполнении сложного трюка и т. д.).

Психическое напряжение обусловлено наличием сверхзначимой цели или повышенными требованиями к работнику. Оно также может определяться высокой мотивацией к достижению результата или высокой ценой ошибки.

Для него характерны очень высокая активность симпатической нервной системы, и высокочастотные ритмы головного мозга.

Монотония — состояние, развивающееся при длительных, повторяющихся нагрузках средней и малой интенсивности (например, со стояние водителя-дальнобойщика в конце долгого рейса). Оно вызывается однообразной, повторяющейся информацией. Преобладающие эмоции — скука, равнодушие, снижение показателей внимания. Часть поступающей информации блокируется на уровне таламуса.

Утомление — временное снижение работоспособности иод влиянием длительной и высокой нагрузки. Оно обусловлено истощением ресур сов организма при длительной или чрезмерной деятельности. Для него характерно снижение мотивации к труду, нарушение внимания и памя ти.

На физиологическом уровне отмечается появление запредельного торможения центральной нервной системы.Стресс — состояние повышенного и длительного напряжения, свя занного с невозможностью приспособления к требованиям среды оби тания. Это состояние обусловлено длительным воздействием факторов среды, превышающее возможности адаптации организма.

Оно характе ризуется психическим напряжением, чувством фрустрации, тревоги, беспокойства, а в последней стадии — равнодушия и апатии.

На физио логическом уровне отмечается истощением запасов гормонов надпо чечников, мышечным напряжением и двухфазной активацией вегета тивной нервной системы,Соотношение между указанными состояниями показано на рис. 14.2.

Динамика их развития играет важную роль в производственной дея тельности человека, поэтому и является одним из предметов научной дисциплины «Психология труда».Рис. 14.2. Динамика состояний человека по отношению к деятельностиПомимо перечисленных, у человека могут встречаться несколько десятков других состояний: аффективные состояния, дремотные и про-соночные состояния, пароксизмальные (приступообразные) состояния, разнообразные болезненные состояния (инфекционные и соматиче ские), состояния алкогольного и наркотического опьянения, психопа тологические состояния эндогенной природы — маниакально-депрессив ный психоз, шизофрения, паранойя и пр.

^

Управление психическим состоянием может осуществляться пятью способами: с помощью физических, фармакологических, физиологиче ских, психологических и иррациональных методов (рис. 14.3).Рис. 14.3. Методы управления психическими состояниямиОтдельные варианты применения этих методов показаны в табл. 14.3.Таблица 14.3. Примеры использования различных методов управления функциональным состоянием человека

Группа методов Примеры
Физические методы Холодный, теплый или контрастный душ, бассейн, сауна, русская парная баня, ультрафиолетовый свет, цветосветовое воздействие, функциональная музыка и пр.
Фармакологические методы Алкоголь, наркотические вещества (кокаин, героин, марихуана и пр.), лекарственные вещества (естественные растительные препараты — валериана, пустырник, элеутерококк, женьшень; транквилизаторы; нейролептики)
Физиологические методы Массаж, физкультура, акупунктура
Психологические методы Аутогенная тренировка, нейролингвистическое программирование (НЛП), рациональная психотерапия
Иррациональные методы Религиозные медитации, магические заклинания, обряды, ритуалы и пр.

Источник: http://mir.zavantag.com/psihologiya/760721/index.html?page=11

Психологические состояния (стр. 1 из 4)

  • Содержание
  • психологический эмоциональный состояние настроение
  • Введение
  • 1. Состояния человека
  • 2. Психические состояния
  • 2.1 Структура состояний

2.2. Классификация состояний

2.2.1 Стресс

2.2.2 Фрустрация

2.2.3 Аффект

2.3. Положительные и отрицательные эмоциональные состояния

2.4. Производственные психические состояния

2.5. Настроение

  1. 3. Факторы управления психическими состояниями
  2. Заключение
  3. Список литературы
  4. Введение

Понятие «состояние» в настоящее время является общеметодологической категорией. Изучение состояний стимулируется потребностями практики в области спорта, космонавтики, психогигиены, учебной и трудовой деятельности. В самом общем плане «состояние» обозначает характеристику существования объектов и явлений, реализации бытия в данный и все последующие моменты времени.

Понятие «психологическое состояние» как специфическая психологическая категория введено Н.Д. Левитовым.

Он писал: Психологическое состояние — целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности [5].

Психологические состояния — важнейший компонент психики человека. Относительно простые психологические состояния лежат в основе всего многообразия психических как в норме, так и в патологии.

Именно они — простые психологические и сложные психические состояния — являются предметом непосредственного исследования в психологии и объектом педагогических, медицинских и иных управляющих воздействий.

1. Состояния человека

Проблема нормальных состояний человека стала широко и основательно рассматриваться (особенно в психологии) относительно недавно — с середины XX в.

До этого внимание исследователей (главным образом физиологов) было в основном направлено на изучение состояния утомления как фактора, снижающего эффективность трудовой деятельности (Бугославский, 1891; Конопасевич, 1892; Моссо, 1893; Бине, Анри, 1899; Lagrange, 1916; Левицкий, 1922, 1926; Ефимов, 1926; Ухтомский, 1927,1936, и др.

), и эмоциональных состояний. Постепенно круг выделяемых состояний стал расширяться, чему в немалой степени способствовали запросы практики в области спорта, космонавтики, психогигиены, учебной и трудовой деятельности. [1].

Психическое состояние как самостоятельную категорию впервые выделил В. Н. Мясищев (1932). Но первая основательная попытка обосновать проблему психических состояний, как уже говорилось выше, была предпринята Н. Д. Левитовым, опубликовавшим в 1964 г.

монографию «О психических состояниях человека». Однако многие психические состояния, не говоря уже о функциональных (физиологических), в этой книге были не представлены; некоторым из них Н. Д.

Левитов посвятил ряд отдельных статей (1967, 1969, 1971, 1972).

В последующие годы изучение проблемы нормальных состояний человека велось по двум направлениям: физиологи и психофизиологи изучали функциональные состояния, а психологи — эмоциональные и психические. На самом деле границы между этими состояниями зачастую настолько размыты, что разница имеется только в их названии. [1].

Сложность определения сущности понятия «состояние человека» заключается в том, что авторы опираются на разные уровни функционирования человека: одни рассматривают физиологический уровень, другие — психологический, а третьи — тот и другой одновременно.

В общих чертах структуру психофизиологического состояния человека можно представить в виде схемы (рис. 1.1).

  • Самый нижний уровень, физиологический, включает нейрофизиологические характеристики, морфологические и биохимические изменения, сдвиги физиологических функций; психофизиологический уровень — вегетативные реакции, изменения психомоторики, сенсорики; психологический уровень — изменения психических функций и настроения; социально-психологический уровень — характеристики поведения, деятельности, отношения человека.
  • 1 Психический уровень реагирования
  • Переживания, психические процессы
  • II. Физиологический уровень реагирования
  • Вегетатика Соматика (психомоторика)
  • III. Поведенческий уровень
  • Поведение Общение Деятельность
  • 2. Психические состояния

В современной психологии много внимания уделяется проблеме психических состояний. Психическое состояние — конкретная структурная организация всех имеющихся у человека психических компонентов, обусловленная данной ситуацией и предвидением результатов действий, их оценкой с позиций личностных ориентаций и установок, целей и мотивов всей деятельности (Сосновикова).

Психические состояния многомерны, они выступают и как система организации психических процессов, всей деятельности человека в каждый конкретный момент времени, и как отношения человека. В них всегда представлена оценка ситуации и потребности человека.

Существует представление о состояниях как о фоне, на котором протекает психическая и практическая деятельность человека.

Психические состояния могут быть эндогенными и реактивными, или психогенными (Мясищев). В возникновении эндогенных состояний главную роль играют факторы организма. Отношения не играют роли.

Психогенные состояния возникают по поводу обстоятельств, имеющих важное значение, связанных со значимыми отношениями: неудачей, потерей репутации, крахом, катастрофой, потерей дорогого лица. Психические состояния имеют сложный состав.

Они включают в себя временные параметры (длительность), эмоциональные, и другие составляющие.

2.1 Структура состояний

Так как психические состояния являются системными явлениями, то прежде, чем их классифицировать, необходимо выделить основные компоненты данной системы.

Системообразующим фактором для состояний можно считать актуальную потребность, которая инициирует то или иное психологическое состояние. Если условия внешней среды способствуют быстрому и лёгкому удовлетворению потребности, то это способствует возникновению позитивного состояния-радости, воодушевления, восторга и т.д.

, а если вероятность удовлетворения низка или вообще отсутствует, то состояние будет негативным по эмоциональному знаку. А.О. Прохоров считает, что вначале многие психологические состояния являются неравновесными, и лишь после получения недостающей информации или получения необходимых ресурсов, они приобретают статический характер.

Именно в начальный период формирования состояния возникают наиболее сильные эмоции – как субъективные реакции человека, выражающего своё отношение к процессу реализации актуальной потребности. Важную роль в характере нового установившегося состояния играет «блок целеполагания», который определяет как вероятность удовлетворения потребности, так и характер будущих действий.

В зависимости от информации, хранящейся в памяти, формируется психологический компонент состояния, включающий в себя, эмоции, ожидания, установки, чувства и «фильтры восприятия». Последний компонент очень важен для понимания характера состояния, так как именно через него человек воспринимает мир и оценивает его.

После установки соответствующих «фильтров», объективные характеристики внешнего мира уже гораздо слабей могут воздействовать на сознание, а главную роль играют установки, убеждения и представления.

Читайте также:  Внутренняя среда - справочник студента

Например, в состоянии любви объект привязанности кажется идеальным и лишённым недостатков, а в состоянии гнева другой человек воспринимается в исключительно чёрном цвете, и логические доводы очень мало влияют на эти состояния. Если в реализации потребности участвует социальный объект, то эмоции принято называть чувствами.

Если в эмоциях главную роль играет субъект восприятия, то в чувстве тесно сплетены и субъект и объект, причём при сильных чувствах второй человек может занимать в сознании даже большее место, чем сам индивид (чувство ревности, мести, любви). После выполнения тех или иных действий с внешними предметами или социальными объектами человек приходит к какому-то результату.

Этот результат или позволяет реализовать потребность, вызвавшую данное состояние (и тогда оно сходит на нет), либо результат оказывается отрицательным. В этом случае возникает новое состояние – фрустрации, агрессии, раздражения и т.д., в котором человек получает новые ресурсы, а значит – новые шансы эту потребность удовлетворить. Если же и дальше результат остаётся негативным, то включаются механизмы психологической защиты, снижающие напряжённость психических состояний, и уменьшающие вероятность возникновения хронического стресса [3].

2.2. Классификация состояний

Трудность классификация психических состояний состоит в том, что часто они пересекаются или даже совпадают друг с другом настолько тесно, что их достаточно сложно «развести» — например, состояние некоторой напряженности часто появляется на фоне состояний утомления, монотонии, агрессии и ряда других состояний. Тем не менее, существует много вариантов их классификаций. Чаще всего их делят на эмоциональные, познавательные, мотивационные, волевые.

Описаны и продолжают изучаться и другие классы состояний: функциональные, психофизиологические, астенические, пограничные, кризисные, гипнотические и другие состояния. Например Ю.В. Щербатых предлагает свою классификацию психических состояний, состоящую из семи постоянных и одного ситуативного компонента

С точки зрения временной организации можно выделить мимолетные (неустойчивые), длительные и хронические состояния. К числу последних можно отнести, например, состояние хронического утомления, хронического стресса, который чаще всего связан с влиянием повседневных стрессов.

Тонус является важнейшей структурной характеристикой состояния, многие авторы считают даже, что различия между психическими состояниями обусловлены именно различиями тонической составляющей.

Тонус определяется уровнем функционирования нервной системы, в первую очередь, ретикулярной формации, а также активностью гормональных систем.

В зависимости от этого выстраивается определенный континуум психических состояний:

Источник: https://mirznanii.com/a/201120/psikhologicheskie-sostoyaniya

Общая психология читать онлайн, Котова И., Канаркевич О

Котова И. «Общая психология»

Annotation

Учебник написан в соответствии с программой подготовки психологов и педагогов по учеб¬ному курсу «Общая психология».

В нем с учетом современных достижений психолого-педагоги¬ческой науки рассматриваются общие вопросы психологии, психические и познавательные про¬цессы, состояния и свойства, эмоционально-волевая сфера личности, ее индивидуальные осо¬бенности.

Учебник богато иллюстрирован, снабжен удобным служебным справочно-библиографическим аппаратом. Учебник предназначен для преподавателей, аспирантов и студентов факультетов психологии и высших педагогических учебных заведений.

  • Общая психология
  • Предисловие автора
  • Часть 1 Введение в общую психологию
  • Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы
  • Глава 2. Психология в структуре современных наук
  • Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции
  • Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека
  • Глава 5. Психологическая теория деятельности
  • Глава 6. Неосознаваемые психические процессы
  • Часть 2 Психические процессы
  • Глава 7. Ощущение
  • Глава 8. Восприятие
  • Глава 9. Представление
  • Глава 10. Память
  • Глава 11. Воображение
  • Глава 12. Мышление
  • Глава 13. Речь
  • Глава 14. Внимание
  • Глава 15. Воля
  • Глава 16. Эмоции
  • Глава 17. Психические процессы как структурные элементы управления психической деятельностью
  • Часть 3 Психические состояния и их регуляция
  • Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма
  • Глава 19. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний
  • Часть 4 Психические свойства личности
  • Глава 20. Личность
  • Глава 21. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности
  • Глава 22. Направленность и мотивы деятельности личности
  • Глава 23. Способности
  • Глава 24. Темперамент
  • Глава 25. Характер

Общая психология

Предисловие автора

Предлагаемая вниманию читателя книга написана в соответствии с учебной программой курса «Общая психология».

Автор не ставил перед собой задачи дать переоценку системы психологических взглядов, а ориентировался на наиболее объективное и максимально доступное изложение учебных вопросов с общепризнанных позиций.

Представленные в этом учебнике материалы являются результатом обобщения работ известных отечественных и зарубежных психологов и соответствуют требованиям Государственного стандарта подготовки специалистов.

Основой учебника являются работы классиков отечественной психологии:

С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, Б. Г. Ананьева, Б. М. Теплова, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова и многих других известных российских ученых. Но психология пополняется все новыми и новыми знаниями, в связи с чем пересматриваются отдельные теоретические положения этой научной дисциплины.

Поэтому существует необходимость периодически обновлять классический учебный материал. При создании данной книги был осуществлен анализ значительного количества учебников и учебных пособий, в том числе таких авторов, как Ю. Б. Гиппенрейтер, Р. С. Немов, А. А. Реан, Е. И. Рогов и др.

Проанализированы позиции и взгляды представителей двух ведущих российских психологических школ — московской и петербургской.

Выход в свет этого учебника был бы невозможен без помощи многих людей.

Автор выражает искреннюю благодарность за содействие и поддержку в работе декану факультета психологии и педагогики Ленинградского государственного областного университета В. Л. Ситникову, а также профессору А. А.

Реану, взявшему на себя труд по рецензированию книги. Особую признательность автор выражает сотрудникам издательства «Питер», принимавшим непосредственное участие в подготовке книги к печати.

Часть 1 Введение в общую психологию

  1. • Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы
  2. • Глава 2. Психология в структуре современных наук
  3. • Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции
  4. • Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека
  5. • Глава 5. Психологическая теория деятельности
  6. • Глава 6. Неосознаваемые психические процессы

Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы

Краткое содержание

Методологические основы изучения человека. Общие принципы познания мира. Подход Б. Г. Ананьева к изучению человека как биосоциального существа. Понятия «индивид», «субъект деятельности», «личность». Первичные и вторичные свойства человека как индивида. Общие характеристики личности. Отличительные черты человека как субъекта деятельности. Понятия «сознание» и «деятельность».

Науки о человеке и человечестве. Исследования человека как биологического вида, труды К. Линнея. Общее представление об антропологии.

Психологические аспекты исследования человека как биологического вида: сравнительная психология, зоопсихология, общая психология. Общие проблемы исследования перехода человека из животного в социальный мир. Науки, изучающие социогенез человека.

Науки, изучающие взаимодействие человека с природой. Общие проблемы исследования человека как индивида и его онтогенеза.

Психология как наука. Психология как гуманитарная наука. Житейские и научные психологические знания. Значение термина «психология». Психология как паука о психике и психических явлениях. Предмет психологии.

Классификация психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Психические процессы: познавательные, эмоциональные, волевые. Психические состояния как характеристика общего состояния психики.

Основные характеристики психических состояний: длительность, направленность, устойчивость, интенсивность. Психические свойства личности: направленность, темперамент, способности, характер.

Основные методы психологических исследований. Общее представление о методах научного исследования. Основные группы психологических методов: объективные и субъективные.

Основные субъективные методы психологии: наблюдение, включенное наблюдение, самонаблюдение, опрос (письменный, устный, свободный). Субъективные методы количественной оценки психических явлений. Основные чины психологических тестов. История создания тестов.

Проективные тесты и эксперимент (лабораторный, естественный). Общее представление о методах моделирования.

1.1. Методологические основы изучения человека

Как понять поведение другого человека? Почему люди обладают разными способностями? Что такое «душа» и какова ее природа? Эти и другие вопросы всегда занимали умы людей, причем со временем интерес к человеку и его поведению постоянно возрастал.

Рациональный подход к познанию мира основывается на том, что окружающая нас действительность существует независимо от нашего сознания, может быть исследована опытным путем, а наблюдаемые явления вполне объяснимы с научных позиций. Для реализации такого подхода необходимо иметь общее представление о предмете исследования. В различных направлениях науки ученые не-

ИменаАнаньев Борис Герасимович (1907–1972) — выдающийся российский психолог. Научную деятельность начал в качестве аспиранта в Институте мозга еще при жизни В. М. Бехтерева. В 1968–1972 гг. был деканом факультета психологии ЛГУ. Является основателем ленинградской психологической школы.

Автор фундаментальных работ в области чувственного восприятия, психологии общения, педагогической психологии. Предложил систему человекознания, в которой были интегрированы данные различных наук о человеке. однократно предпринимали попытки сформулировать целостное представление о человеке.

Конечно, такое представление существует и в психологии.

Имена

Ананьев Борис Герасимович (1907–1972) — выдающийся российский психолог. Научную деятельность начал в качестве аспиранта в Институте мозга еще при жизни В. М. Бехтерева. В 1968–1972 гг. был деканом факультета психологии ЛГУ.

Является основателем ленинградской психологической школы. Автор фундаментальных работ в области чувственного восприятия, психологии общения, педагогической психологии.

Предложил систему человекознания, в которой были интегрированы данные различных наук о человеке.

Один из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изучению человека был предложен Б. Г. Ананьевым. Оценивая значение деятельности Ананьева для отечественной науки, в первую очередь необходимо подчеркнуть, что им был разработан принципиально новый методологический подход к исследованию психики человека.

Это позволило не только выделить новые разделы психологии, которые до этого не существовали как самостоятельные, но и по-новому взглянуть на самого человека. Говоря об основных особенностях развития научного знания о человеке, Ананьев отмечал, что проблема человека становится общей проблемой для всей науки в целом.

При этом для научного познания человека характерны как все возрастающая дифференциация и специализация отдельных дисциплин, так и тенденция к объединению различных наук и методов исследования человека.

Современную науку все больше и больше интересуют проблемы, связанные со здоровьем человека, его творчеством, обучением и, конечно, его мыслями и переживаниями, причем исследование человека и человеческой деятельности осуществляется комплексно, с учетом всех аспектов этих проблем.

Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.

Понятие «индивид» имеет несколько толкований. Прежде всего, индивид — это человек как единичное природное существо, представитель вида Homosapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека.

Но иногда это понятие используют для обозначения человека как отдельного представителя человеческой общности, как социальное существо, использующее орудия труда.

Однако и в этом случае не отрицается биологическая сущность человека.

Человек как индивид обладает определенными свойствами (рис. 1.1). Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида.

К первичным он относил свойства, присущие всем людям, такие как возрастные особенности (соответствие определенному возрасту) и половой диморфизм (принадлежность к определенному полу), а также индивидуально-типические характеристики, в том числе кон-ституциональные особенности (особенности сложения тела), нейродинамические

Рис. 1.1. Структура понятия «индивид» (по Б. Г. Ананьеву)

свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий. Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. В свою очередь, интеграция всех этих свойств обусловливает особенности темперамента и задатки человека.

Другое понятие, характеризующее человека как объект реального мира, — «личность». Данное понятие, как и понятие «индивид», имеет различные варианты толкования. В частности, под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Некоторые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Есть и другие толкования этого понятия, но все они сходятся в одном: понятие «личностью характеризует человека как социальное существо (рис. 1.2).

В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способности и характер.

Рис.1.2. Структура понятия — «личность» (по Б. Г. Ананьеву)

Следующее понятие, которое выделял Ананьев при изучении человека, — «субъект деятельности». Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность».

Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека.

Если бы человек не обладал способностью выступать в качестве субъекта деятельности, то вряд ли он мог бы рассматриваться как социальное существо, поскольку его эволюция и социальное развитие невозможны без деятельности.

Прежде чем охарактеризовать человека как субъекта деятельности, необходимо уяснить смысл понятия «субъект» как философской категории. Чаще всего это понятие употребляется совместно с понятием «объект». Объект и субъект всегда находятся в определенной взаимосвязи.

Объект — это существующие независимо от нашего сознания предмет или явление реального мира, выступающие в виде цели, на которую обращена активность человека — субъекта воздействия. Человек всегда окружен определенными предметами или сталкивается с явлениями реального мира.

В зависимости от того, на что или на кого обращена его активность, тот или иной предмет может выступать в качестве объекта. Объектом может быть и сама деятельность человека.

Рис. 1.3.Структура понятия «субъект деятельности» (по Б. Г. Ананьеву)

Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание (рис. 1.3). Сознание — это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, преобразования …

Источник: https://knigogid.ru/books/61948-obschaya-psihologiya/toread

Ссылка на основную публикацию