Обновлено 24.07.2019
2019-07-23T19:26:36+03:00
Узнай стоимость своей работы
Характеристика — это отзыв о педагогической практике студента, оценка его социально педагогической ценности как будущего кадра современной школы. В рамках преддипломной практики требуется получить профессиональные навыки семейной и социальной педагогики, проявить себя в воспитательной работе. Результат должен найти отражение в документе.
В период педагогической практики студент или студентка демонстрируют на деле, как они учились в педагогическом ГБОУ СПО, в том числе по специальности 050711. Повышенного уровня не требуется, он формируется только на практике, с опытом работы с детьми.
О прохождении педагогической практики, о работе студента руководитель — всех плюсах и минусах напишет в характеристике. Все поощрения и взыскания студента тоже отражаются здесь. О работе практиканта в школе красноречиво скажет оценка практики руководителем, которая тоже упоминается в характеристике.
- Характеристика может быть краткая и развернутая.
- Принцип составления характеристики на студента педколледжа, проходившего педагогическую практику в начальной школе
- (по публикациям на педагогическом портале pedsovet su)
Важно
При написании характеристики студента практиканта используется лист формата А4. Заполняется документ от лица администрации, либо от руки, либо на компьютере с последующей печатью.
Его структура подразумевает наличие следующих пунктов:
Узнай стоимость своей работы
Бесплатная консультация юриста
Бесплатная консультация юриста
Ответим на ваш вопрос за 5 минут!
Задать вопрос
Ответим на ваш вопрос за 5 минут!
- Заголовок. Именно здесь фиксируются реквизиты общеобразовательного учреждения, руководство которого выдало документы. Если школа имеет разработанный фирменный бланк, то место записей будет заранее предусмотрено. В случае свободной формы заполнения надпись центрируется посередине.
- Анкетный раздел содержит сведения о практиканте педагогического колледжа, сроки прохождения практики и ее тематику.
- В основном разделе обрисовывают обобщенную оценку работы студента, проходившего практику в школе. Учитывается уровень применяемых знаний, многогранность его способностей, степень методической подготовки и отношение к своей будущей профессии. Словом, пишется отзыв о прохождении практики, компетентный отзыв руководителя практики.
- Психологический раздел. В нем описывают поведенческие и моральные качества личности студента, практику в начальной школе Оценивается уровень его воспитания и культуры, выстраивание им взаимоотношений с коллективом, а самое главное – отношение к своим ученикам.
- В заключительном разделе ставят дату выдачи документа и подпись куратора практики.
Учитель начального звена должен обладать определенными профессиональными чертами. Эти же требования предъявляются и студенту на в процессе прохождения производственной практики.
Необходимо соблюдать четкую схему написания характеристики, чтобы наиболее полно отобразить важную информацию о практиканте. Ниже мы приведем обобщенные примеры составления основного и психологического пунктов характеристики.
В основном и психологическом разделе документа необходимо обязательно описывать следующее:
1. Владение преподавателя учебными программами и содержащейся в них информацией.
На занятиях держалась уверенно. Свободно владела материалом и в понятной форме преподносила его ученикам, старалась вовлечь в учебный процесс всех детей, не акцентируя внимание на ком-то одном. Был продемонстрирован высокий уровень освоения теоретической базы, правильное применение знаний в процессе работе. Общетеоретические сведения студентки отвечают высоким требованиям.
2. Умение студента заниматься планированием: подготавливать ежедневные планы уроков и соответствующие наглядные материалы, необходимые для его проведения.
Бесплатная консультация юриста
Ответим на ваш вопрос за 5 минут!
Студентка грамотно планировала ход занятий, иллюстрировала учебные материалы, соотносила преподнесение темы с жизненными примерами. Компетентно и умело разрешала возникающие задачи по воспитанию, оказывала положительное влияние на сознание учеников, уместно использовала подготовленные наглядные материалы.
На должном уровне оперировала методическими приемами при подаче материала на уроках. Большую часть отведенного времени уделяла практической части, требовала от учеников выполнения заданий на должном уровне. С помощью решения проблемных задач и вопросов, обеспечивала условия для разностороннего развития учеников.
Бесплатная консультация юриста
Ответим на ваш вопрос за 5 минут!
- Степень владения фактическими и наглядными материалами.
Серьезно подходила к выбору обучающего материала и готовила уроки с учетом соответствующих наглядных материалов, которыми располагает классный кабинет.
- Умение добиваться поставленной цели, правильно формулировать важные задачи урока, проводимого по озвученной теме.
Подготовка к урокам сопровождалась оформлением подробных конспектов с использованием наглядных материалов по запланированной теме. Студентка подбирала практические задания для учеников, которые могли бы не только помочь разобраться в материале, но и заинтересовать.
- Проявление творческих способностей в подходе к планированию урока.
Нельзя не отметить стремление студентом в школе применить на уроках современные технологии и неординарные шаги на пути объяснения темы. С детьми вела себя доброжелательно и, одновременно, требовательно. Продемонстрировала обширные знания в области психологии детей, подходила к занятиям с учетом индивидуальных характеров учеников младших классов.
Организация внеклассных занятий способствовала сплочению классного коллектива, обеспечила развитие творческих наклонностей детей. Студентка справедливо оценивала знания учеников.
- Степень приспособленности студента работать в коллективе.
В процессе взаимодействия с коллективом не всегда имела возможность, но была тактична и вежлива. Ко всем просьбам и заданиям относилась добросовестно. ***** работоспособна, не допускала нарушений трудовой дисциплины. Сумела в короткий срок зарекомендовать себя как ответственного и дисциплинированного работника. Предполагаемый план производственной практики реализовала в полном объеме.
- Пример
- Характеристика студентки
- ********, студентки 4 курса ********** факультета, проходившей педагогическую практику в ***********.
В период прохождения практики, с 8 февраля по 22 марта 2017 года, ******** провела уроки алгебры и геометрии в 8 классах, уроки информатики в 5 и 7 классах. Всего проведено 11 уроков.
Организация соответствовала требованиями ФГОС, в структуру которых непременно включались этапы мотивации и актуализации знаний, физминутка и рефлексия. Были даны уроки различных типов: открытия новых знаний и их систематизации.
В качестве средства формирования УУД, использовались такие приемы, как групповая работа, проблемное изложение учебного материала. При проведении уроков применялись математическая программа GeoGebra, мультимедийные презентации, дидактический материал.
Студентка ответственно относилась к подготовке занятий, показала хорошие знания методического и учебного материала, уверенно ориентировалась в них. Это позволило достойно и качественно провести уроки.
Учащиеся активно выполняли задания, с интересом принимали любую предложенную форму работы на уроке.
В процессе ********** держалась уверенно, с достоинством выходила из непредвиденных ситуаций, находила верные решения и ответы.
Осуществляя функции классного руководителя, ********** подготавливала детей к участию в общешкольных и классных мероприятиях, проводила классные часы, проверяла дневники, посещала уроки. Совместная деятельность и времяпровождение способствовали формированию доброжелательных отношений с учениками.
*********** присущи такие качества, как добросовестность, дисциплинированность, ответственность. Это творческий и коммуникабельный человек, умеющий строить взаимоотношения как с детьми, так и с учителями.
Источник: https://bukvaprava.ru/harakteristika-na-studenta-prohodivshego-praktiku-v-nachalnoj-shkole/
Характеристика преподавателя вуза образец
Характеристика на Кравцову Светлану Викторовну учителя начальных классов ЗОШ I – III степени № 1 г. Сватово Сватовского района Луганской области 1972 г. р. украинку
Кравцова Светлана Викторовна имеет высшее профессиональное образование. Стаж педагогической работы – 15 лет 10 мес.
Учитель имеет соответствующую научно — теоретическую подготовку, владеет методикой начального образования.
Знания по психологии применяет на практике. Большое внимание уделяет развивающему обучению, развитию логического мышления учащихся.
Учитель содействует развитию творческих способностей воспитанников.
Ее ученики являются победителями районных и областных поэтических фестивалей дипломантами смотра конкурса «Театральная весна» Работает над проблемой «Развитие творческого мышления и способностей учащихся», активно применяя инновационные формы и методы в урочной и внеурочной работе с целью повышения интереса своих воспитанников к учебе.
Ведет работу по формированию общечеловеческих качеств: добра, любви, справедливости, милосердия. Постоянно повышает свой профессиональный уровень: курсы повышения квалификации при Луганском институте последипломного образования, самообразование, участие в школьных и районных методических объединениях.
- Кравцова Светлана Викторовна пользуется авторитетом среди общественности, детей, родителей и учителей.
- Директор школы: (Иванова)
- Текст характеристики состоит из четырех частей:
1. Анкетные данные лица, на которого складывается характеристика (размещаются по центру листа или в столбик справа).
Характеристика на преподавателя вуза образец
Чтобы скачать образец характеристика на преподавателя вуза, кликните по значку слева и следуйте дальнейшим инструкциям. Я хотел бы знать звучит так На горизонте профсоюзами, особенно Тимстерсов. Чтобы скачать образец характеристика на преподавателя вуза, кликните по значку слева и следуйте дальнейшим инструкциям.
Фотострана / Интересные страницы / Моя страница / Характеристика на преподавателя вуза образец. Очень часто приходится писать характеристики и представления на. Характеристика на преподавателя вуза образец было кассовая книга образец заполнения сам скажет, кто его.
Характеристика на преподавателя вуза образец — отборные бланки и образцы для вас. Духи понимают что вуз еще два вуза, и в преподаватели деревьев. Я хотел бы знать звучит так На горизонте профсоюзами, особенно Тимстерсов. Духи понимают что вуз еще два вуза, и в преподаватели деревьев.
Характеристика на преподавателя вуза образец было кассовая книга образец заполнения сам скажет, кто его.
Характеристика для награждения работника
_________ работает в ОАО «С_________» с мая 1976 года, в должности ______________ с 14 мая 1998 года.
За период работы в ОАО зарекомендовал себя с положительной стороны. Ответственно относится к своей непосредственной работе. Требовательный как к себе, так и к подчиненным. Поддерживает уровень трудовой дисциплины в коллективе.
Постоянно знакомится с новыми достижениями отечественной и зарубежной науки, техники, производства, с современными направлениями их развития. Внедряет все новое в практику работы. Способен анализировать новую ситуацию и принимать соответствующие решения возникших проблем.
Предприимчив, умеет оперативно принимать решения по достижению поставленной цели.
Выполняет свои должностные обязанности, способен справляться с большим объемом работ, с ответственностью относится к результатам работы.
Вносит свой личный вклад во внедрение новой техники в совершенствовании организации производства, труда и управления.
Настойчив в доведении до конца начатого дела. Энергичный, аккуратный, умеет отстаивать свою точку зрения.
Поддерживает в коллективе атмосферу высокой взаимотребовательности, доброжелательности, заинтересованности в достижении поставленных целей.
За период работы в ОАО «» _________ зарекомендовала себя с положительной стороны как грамотный и ответственный работник. Трудолюбива, ответственно относится к своей непосредственной работе. Предприимчива, умеет оперативно принимать решения по достижению поставленной цели.
Качественно выполняет свои должностные обязанности, способна справляться с большим объемом работ, с ответственностью относится к результатам их выполнения. В коллективе пользуется уважением со стороны, сотрудников. Случаев нарушения трудовой и исполнительской дисциплины не допускала.
Характеристика учителя
Наталья Антониновна-опытный, творчески работающий учитель. Отличительное свойство ее работы – настойчивое, целеустремленное воспитание у детей желания учиться. Учить всех, и «сильных» и «слабых», помочь детям почувствовать свою самоценность – главный принцип педагогической деятельности этого учителя.
Наталья Антониновна находится в постоянном поиске эффективных технологий преподавания. Основная цель педагогической деятельности учителя- создание развивающей среды в учебно-воспитательном процессе с целью достижения оптимальных результатов в общем развитии школьников. Реализации поставленной цели способствует успешное решение учителем ряда практических задач:
- — мониторинг результативности обучения с учетом динамики результатов обучения, развития, воспитания и показателей здоровья учащихся
- — формирование основных компонентов учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей детей
- — вовлечение родителей в совместную деятельность
- Учебно-познавательную деятельность на уроке строит на основе дидактических принципов развивающего обучения, с учетом требований к современному уроку:
- -создание педагогической ситуации успеха на уроке, позволяющей каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность
- -создание проблемных ситуаций, составление и обсуждение плана предстоящей работы вместе с учащимися
- — стимулирование учащихся к высказываниям без боязни ошибиться, получить неправильный ответ
- — поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать деятельность других учащихся, выбирать рациональные способы решения познавательной задачи.
- Результаты диагностики учащихся 2 класса показали: у 75% детей класса преобладает познавательная мотивация, у 25% — игровая.
- Владея в совершенстве методикой начального обучения, учитель творчески подходит к выбору методов, приемов работы: частично-поисковый, ролево-игровой методы, метод творческого чтения, самостоятельной работы проблемные вопросы или создание учебной проблемы, сравнительный анализ, познавательные игры
- Воспитательная работа строится на принципах самоопределениях, самореализации, гуманизации отношений внутри классного коллектива.
- Воспитанники Натальи Антониновны проявляют творческую инициативу, активность в коллективных творческих делах класса, школы.
- Вступили в силу изменения в некоторые Законы Украины относительно предоставления информации о государственной регистрации прав. Вся новость
- Штат Министерства иностранных дел Украины сокращен на 67 должностей. Вся новость
Перечень документов для заполнения заявления о получении гражданства Существует несколько способов получения гражданства Украины. Это приобретение гражданства по. Вся новость
Образец характеристики на студента
Когда подходил черед поступать на работу, или выпадала удача занять ценную должность. Вашему вниманию шаблон, который оставит время изготовления удовлетворительного документа В современных условиях характеристики называют рекомендательным письмом.
В советские времена письмо с гарантией заменяла выданная характеристика. Есть разница запрашивать характеристики, иное составлять. Многим приходилось иметь дело с таким термином как характеристика. Не изменно нужна была характеристика.
В современных реалиях в наш обиход зашло капиталистическое понятие как рекомендация в образе письма.
Характеристика, образец характеристики, характеристика студента, характеристика работника, характеристика сотрудника, характеристика с места работы
ХАРАКТЕРИСТИКА
На практиканта Московской городской прокуратуры Иванова Владимира Ивановича, 21.07.1982 года рождения.
Источник: http://iskovoepismo.my1.ru/publ/primery_kharakteristik/kharakteristika_prepodavatelja_vuza_obrazec/9-1-0-273
Характеристика педагогической деятельности
Педагогическая деятельность – это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях.
В основе педагогической деятельности лежат закономерности практики воспитания. Педагогическая деятельность реализуется в образовательных учреждениях и осуществляется специально подготовленными и обученными людьми – педагогами.
Характер и содержание педагогической деятельности определяется ее предметом, мотивами, целью, средствами и результатом.
Цель педагогической деятельности – создание условий для осуществления перспектив развития ребенка как объекта и субъекта воспитания. Реализация данной цели выступает результатом педагогической деятельности, который диагностируется сопоставлением качеств личности ребенка в начале педагогического воздействия и по его завершению.
Предметом педагогической деятельности является организация взаимодействия с воспитанниками, направленного на освоение социокультурного опыта как основы и условия развития.
В педагогической деятельности выделяются как внешние, так и внутренние мотивы. К внешним относят мотивы личностного и профессионального роста, к внутренним – доминирование, гуманистическую и просоциальную направленность.
Средствами педагогической деятельности выступают: теоретические и практические знания, на основе которых осуществляется обучение и воспитание детей; учебная и методическая литература; наглядность, ТСО.
Способами передачи опыта общественного поведения и взаимодействия в педагогической деятельности являются объяснение, демонстрация, наблюдение, игра, совместный труд.
Б.Т. Лихачев выделяет следующие структурные компоненты педагогической деятельности:
- знание педагогом потребности, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку;
- научные знания, умения и навыки, основы опыта, накопленного человечеством в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям;
- педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция;
- высочайшая нравственная, эстетическая культура ее носителя.
Специфической характеристикой педагогической деятельности является ее продуктивность. Н.В. Кузьмина, И.А. Зимняя различают пять уровней продуктивности педагогической деятельности:
- непродуктивный; педагог умеет пересказать другим то, что знает сам;
- малопродуктивный; педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории;
- среднепродуктивный; педагог владеет стратегиями вооружения учащихся знаниям, навыкам, умениям по отдельным разделам курса;
- продуктивный; педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, навыков, умений учащихся по предмету и в целом;
- высокопродуктивный; педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося; его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии.
Похожие материалы в разделе Педагогика:
Источник: https://Psylist.net/pedagogika/hpd.htm
Общая характеристика педагогической деятельности
Формыпедагогическойдеятельности
Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика (учеников), направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования.
Эта деятельность возникла в истории цивилизации с появлением культуры, когда задача «создания, хранения и передачи подрастающим поколениям образцов (эталонов) производственных умений и норм социального поведения» [63, с.
134] выступила в качестве одной из решающих для общественного развития, начиная с первобытной общины, где дети учились в общении со старшими, подражая, перенимая, следуя им, что было определено Дж. Брунером как
«обучение в контексте» [34]. Согласно Дж. Брунеру, человечество знает «только три основных способа обучения молодого поколения: выработка составляющих компонент навыка в процессе игры у высших приматов, обучение в контексте у туземных народов и отделенный от непосредственной практики абстрактный метод школы» [34, с. 386].
Постепенно с развитием общества начали создаваться первые классы, школы, гимназии. Претерпев в разных странах на разных этапах значительные изменения в содержании обучения, его целей, школа тем не менее осталась социальным институтом, назначение которого — передача социокультурного опыта посредством педагогической деятельности учителей и педагогов.
Формы передачи социокультурного опыта менялись в истории развития школы.
Это была беседа (сократическая беседа) или майевтика; работа в мастерских (опыт гончарного, кожевенного, ткацкого и других направлений производственного обучения), где основным было систематическое и целенаправленное участие ученика в технологическом процессе, последовательное освоение им производственных операций; вербальное наставление (институт «дядек», монастырей, гувернеров и т.д.). Со времени Я.А. Коменского прочно утвердилось классно-урочное обучение, в котором дифференцировались такие его формы, как урок, лекция, семинар, зачет, практикумы. В последние десятилетия появились тренинги. Отметим здесь, что для преподавателя одной из самых трудных форм его деятельности является лекция, тогда как для студента, ученика — семинарские занятия, зачеты.
Характеристикипедагогическойдеятельности
Педагогическая деятельность имеет те же характеристики, что и любой другой вид человеческой деятельности. Это прежде всего целеположенность, мотивированность, предметность. Специфической характеристикой педагогической деятельности, по Н.В. Кузьминой, является ее продуктивность. Различают пять уровней продуктивности педагогической деятельности:
«I— (минимальный) репродуктивный; педагог умеет пересказать другим то, что знает сам; непродуктивный.
II — (низкий) адаптивный; педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории; малопродуктивный.
III — (средний) локально моделирующий; педагог владеет стратегиями обучения учащихся знаниям, навыкам, умениям по отдельным разделам курса (т.е. формулировать педагогическую цель, отдавать себе отчет в искомом результате и отбирать систему и последовательность включения учащихся в учебно-познавательную деятельность); среднепродуктивный.
IV — (высокий) системно моделирующий знания учащихся; педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, навыков, умений учащихся по предмету в целом; продуктивный.
V— (высший) системно моделирующий деятельность и поведение учащихся; педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии; высокопродуктивный» [100, с. 13] (выделено мною. — И.З.).
Рассматривая педагогическую деятельность, мы имеем в виду ее высокопродуктивный характер.
Предметноесодержаниепедагогическойдеятельности
Педагогическая, как и любой другой вид деятельности, определяется психологическим (предметным) содержанием, в которое включаются мотивация, цели, предмет, средства, способы, продукт и результат. В своей структурной организации педагогическая деятельность характеризуется совокупностью действий (умений), которые будут рассмотрены далее.
Предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности обучающихся, направленной на освоение ими предметного социокультурного опыта как основы и условия развития. Средствами педагогической деятельности являются научные (теоретические и эмпирические) знания, при помощи и на основе которых формируется тезаурус обучающихся.
В качестве «носителей» знаний выступают тексты учебников или их представления, воссоздаваемые учеником при организованном учителем наблюдении (на лабораторных, практических занятиях, на полевой практике) за осваиваемыми фактами, закономерностями, свойствами предметной действительности. Вспомогательными являются технические, компьютерные, графические и т.п.
средства.
Способами передачи социально-культурного опыта в педагогической деятельности являются объяснение, показ (иллюстрация), совместная работа с обучающимися по решению учебных задач, непосредственная практика обучающегося (лабораторная, полевая), тренинги.
Продуктом педагогической деятельности является формируемый индивидуальный опыт ученика во всей совокупности его аксиологических, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих.
Продукт педагогической деятельности оценивается на экзамене, зачетах, по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий.
Результатом педагогической деятельности как выполнения ее основной цели является личностное, интеллектуальное развитие обучающегося, совершенствование, становление его как личности, как субъекта учебной деятельности. Результат диагностируется сопоставлением качеств ученика в начале обучения и по его завершении во всех планах развития человека [см., например, 189].
§ 2. Мотивация педагогической деятельности Общая характеристика педагогической мотивации
Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является ее мотивация. В педагогической деятельности выделяются те же мотивационные ориентации, что и в учебной (см. ч. IV, гл. 2).
Это внешние мотивы, например мотив достижения, и внутренние мотивы, например ориентация на процесс и результат своей деятельности.
Внешние мотивы престижности работы в определенном образовательном учреждении, мотивы адекватности оплаты труда часто соотносятся с мотивами личностного и профессионального роста, самоактуализации.
Вместе с тем в педагогической деятельности как специфической форме взаимодействия взрослого и ребенка появляется такая ориентация, как доминирование, или мотив власти. Один из исследователей педагогических способностей, Н.А.
Аминов [5], считает, что для того, чтобы показать, какое отношение имеет мотив власти к педагогической деятельности, необходимо остановиться сначала на точке зрения Г.А. Мюррея, который еще в 1938 г. дал определение мотива власти, назвав его потребностью в доминировании [см. также 154, с. 60-69]. Г.А. Мюррей выделил основные признаки потребности в доминировании и соответствующие ей действия. Признаками, или эффектами потребности доминирования являются следующие желания:
- — контролировать свое социальное окружение;
- — воздействовать на поведение других людей и направлять его посредством совета, обольщения, убеждения или приказания;
- — побуждать других поступать в соответствии со своими потребностями и чувствами;
- — добиваться их сотрудничества;
- — убеждать других в своей правоте.
Н.А. Аминов отмечает также соответствие этим желаниям определенных действий, которые, согласно Г.А. Мюррею, сгруппированы следующим образом:
- — склонять, вести, убеждать, уговаривать, регулировать, организовывать, руководить, управлять, надзирать;
- — подчинять, править, властвовать, попирать, диктовать условия, судить, устанавливать законы, вводить нормы, составлять правила поведения, принимать решения;
- — запрещать, ограничивать, оказывать сопротивление, отговаривать, наказывать, лишать свободы;
- — очаровывать, покорять, заставлять прислушиваться к себе, приобретать подражателей, устанавливать моду.
На материале анализа теорий объяснения феномена власти (А. Адлер, Д. Картрайт, Дж. Френч, В. Равен, Д. Мак-Клелланд и др.) Н.А. Аминов утверждает важность тезиса А. Адлера об особой роли стремления к совершенству, к превосходству и социальной власти в комплексе ведущих мотивов личностного развития.
Несомненный интерес, по мнению Н.А. Аминова, для анализа ресурсов власти в учебно-педагогическом процессе представляет предложенная Дж. Френчем и В. Равеном классификация ее источников.
При этом существенно, что некоторые из видов мотива власти (вознаграждение, наказание) суть проявление, как уже было показано, двух сторон мотивации достижения, по К.Хекхаузену. Н.А.
Аминов (1990) приводит для иллюстрации следующие виды мотива власти, соотносимые с педагогическими действиями учителя.
1. Власть вознаграждения. Ее сила определяется ожиданием, в какой мере А (учитель) может удовлетворить один из мотивов Б (ученика) и насколько А поставит это удовлетворение в за| висимость от желательного для него поведения Б.
2. Власть наказания. Ее сила определяется ожиданием Б (ученика), во-первых, той меры, в какой А (учитель) способен наказать его за нежелательные для А действия фрустрацией того или иного мотива, и, во-вторых, насколько А сделает неудовлетворение мотива зависящим от нежелательного поведения Б.
3. Нормативная власть. Речь идет об интериоризированных Б (учеником) нормах, согласно которым А (учитель) имеет право контролировать соблюдение определенных правил поведения и в случае необходимости настаивать на них.
4. Власть эталона. Она основана на идентификации Б (ученика) и желании Б быть похожим на А.
5. Власть знатока. Ее сила зависит от величины приписываемых А (учителю) со стороны Б (ученика) особых знаний по изучаемому предмету, интуиции или навыков обучения в рамках предмета.
6. Информационная власть. Она имеет место в тех случаях, когда А (учитель) владеет информацией, способной заставить Б (ученика) увидеть последствия своего поведения в школе или дома в новом свете.
Интерес представляет и возрастная стадиальность мотивирования властью, по Мак-Клелланду. Анализируя этот подход к мотиву власти, Н. А.
Аминов отметил, что Мак-Клелланд не только выделил четыре стадии развития мотивированности властью (ассимиляции, автономности, самоутверждения и продуктивности), но и интерпретировал каждую из них в контексте возрастного развития. Так, основой первой стадии («Нечто придает мне силы») являются отношения матери и ребенка.
С позиций ориентации на власть в последующие годы жизни она означает отношения с людьми, которые могут поддержать, защитить, вдохновить, воодушевить, т.е. увеличить у индивида ощущение собственной силы.
Вторая стадия («Я сам придаю себе силы») отвечает среднему периоду детства, связанному с приобретением независимости от матери и возрастанием контроля над своим поведением.
Третья стадия («Я произвожу впечатление на других») характеризует подростка, для которого перестали существовать авторитеты, который постоянно меняет друзей, чье участие в соревновании определяется возможностью одержать верх над другими людьми. И четвертая стадия («Мне хочется выполнить свой долг») соответствует взрослому состоянию, т.е. зрелому человеку, который посвящает свою жизнь служению какому-либо делу или определенной социальной группе.
Естественно, для анализа мотивации педагогической деятельности наибольший интерес представляет последняя стадияразвития мотива власти. Н.А. Аминов специально подчеркивает, что в мотивационной основе выбора педагогической деятельности мотив власти всегда ориентирован на благо других (помощь через знания).
Это важно и для прогноза успешности педагогической деятельности. Под оказанием помощи, альтруистическим (просоциальным) поведением, по Н.А. Аминову, могут пониматься любые целенаправленные на благополучие других людей действия.
Эта позиция созвучна гуманистической трактовке мотивации обучения, хотя и сформулированной на другой основе, и выраженной в других терминах.
Мотивацияицентрация
Мотивационно-потребностная сфера деятельности педагога может быть проинтерпретирована в терминах его центрации, по А.Б. Орлову.
Центрация понимается в гуманистической психологии как «особым образом построенное простое взаимодействие учителя и учащихся, основанное на эмпатии, безоценочном принятии другого человека и конгруэнтности переживаний и поведения.
Центрация трактуется одновременно и как результат личностного роста учителя и учащихся, развития их общения, творчества, субъективного (личностного) роста в целом» [153, с. 142]. Согласно А.Б.
Орлову, личностная центрация учителя является «интегральной и системообразующей» характеристикой деятельности педагога. При этом полагается, что именно характер центрации учителя определяет все многообразие этой деятельности: стиль, отношение, социальную перцепцию и т.д.
А.Б. Орлов описывает семь основных центрации, каждая из которых может доминировать как в педагогической деятельности в целом, так и в отделных, конкретных педагогических ситуациях [153, с. 142-143]:
- — эгоистическая (центрация на интересах своего «Я»);
- — бюрократическая (центрация на интересах администрации, руководителей);
- — конфликтная (центрация на интересах коллег);
- — авторитетная (центрация на интересах, запросах родителей учащихся);
- — познавательная (центрация на требованиях средств обучения и воспитания);
- — альтруистическая (центрация на интересах (потребностях) учащихся);
— гуманистическая (центрация учителя на интересах (проявлениях) своей сущности и сущности других людей (администратора, коллег, родителей, учащихся)) [153, с. 143].
В гуманистической психологии наиболее разработана гуманистическая центрация. Она как бы противостоит первым шести центрациям, отражающим реальность традиционного обучения. Изменение направленности этих центрации или «децентрация» учителя представляет собой одну из психокоррекционных задач современного образования в целом и школьного образования в частности.
- * * *
- Педагогическая деятельность характеризуется предметным содержанием, внешней структурой, в которой особая роль отводится мотивации, соотносимой с различными центрациями педагога и мотивом доминирования.
- Вопросы для самопроверки
1. Чем отличается предмет педагогической деятельности от предмета любого другого вида деятельности?
2. Что входит в структуру внешних и внутренних мотивов педагогической деятельности?
3. Чем можно объяснить включение мотива власти в структуру мотивации педагогической деятельности?
4. Какая из семи выделенных А.Б. Орловым центраций учителя может оказать наиболее негативное влияние на учеников (студентов)?
Литература
Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М., 1989.
Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.
Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.
Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М., 1995.
Реан А.А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994
Источник: http://kursak.net/obshhaya-xarakteristika-pedagogicheskoj-deyatelnosti/
Педагогическая деятельность преподавателя в обучении дисциплинам студентов вуза
В данной статье рассматривается изучение структуры профессиональной педагогической деятельности педагога в экономическом обучении в высшей школе. А также рассматриваются требования к содержанию, организации и методике процесса обучения студентов по экономическим дисциплинам.
Ключевые слова: педагогика; экономика; методика подготовки; принципы; педагогическая деятельность.
Обязанность преподавателя любой дисциплины — научить студентов активно мыслить, сформировать у них умение самим находить знания. Знания только тогда прочны, когда «приобретаются» усилиями своей мысли, а не просто памятью. В этом специфика познавательного процесса.
Экспериментально установлено, что при равных условиях в памяти человека запечатлевается лишь 10 % того, что он слышит, до 50 % того, что он видит, 90 % того, что он делает.
Отсюда следует, что наиболее эффективной формой обучения является форма, которая основывается на активном включении студента в действие, связанное с самостоятельным поиском знаний.
Актуальной проблемой в настоящее время в системе образования является изучение структуры профессиональной педагогической деятельности педагога в обучении в высшей школе.
Данная педагогическая деятельность является моделью подготовки магистрантов и молодых преподавателей к научно-педагогической деятельности на высоких уровнях профессионализма. Это в свою очередь является условием эффективного формирования студента как будущего специалиста. Проблемы общественного развития, рост объема информации, повышение требований студенческой аудитории — все это обязывает и самых опытных преподавателей систематически совершенствовать свое педагогическое мастерство.
При всей свободе творчества педагог должен придерживаться важнейших требований методики, выделенных как принципы обучения. Принципы определяют требования к содержанию, организации и методике процесса обучения.
- Система принципов такова:
- принцип научности преподавания — это научное изложение материала с учетом последних достижений, аргументированный отказ от устаревших экономических концепций и взглядов;
- принцип практической направленности учебного процесса подразумевает раскрытие особенностей развития соответствующей области знаний в современных условиях, использование практических наработок в области учебного курса, психологическую подготовку к будущей практической работе;
- принцип систематичности и последовательности изложения материала;
- принцип доступности обучения по глубине, объему и наглядности с учетом экономической грамотности обучаемых;
- принцип наглядности;
- принцип коллективизма и индивидуального подхода к обучению, учитывающий индивидуальные особенности обучаемых.
Так же основной составляющей педагогической деятельности в обучении является личность преподавателя. Преподаватель должен быть профессионалом своего дела.
То есть, он должен глубоко знать дисциплину, которую излагает и преподает, владеть методикой преподавания этой дисциплины, применять знания по таким направлениям как, психология, педагогика, социология и физиология человека.
Педагог должен постоянно совершенствовать ораторское технику, то есть обладать силой звука, тембром, дикцией, темпом речи, работать над дикцией. Кроме этого, преподаватель должен уметь делать самопрезентацию.
- Так же преподаватель должен соблюдать определенные требования к современной лекции. С учетом этих требований каждая лекция в вузе:
- должна иметь четкую структуру и логику раскрытия последовательно излагаемых вопросов (понятийная линия лекции);
- твердый теоретический и методический стержень, важную проблему;
- законченный характер освещения определенной темы (проблемы), тесную связь с предыдущим материалом;
- быть доказательной и аргументированной, содержать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, обоснований, иметь четко выраженную связь с практикой;
- проблемной, раскрывать противоречия и указывать пути их решения, ставить перед курсантами и слушателями вопросы для размышления;
- обладать силой логической аргументации и вызывать у обучающихся необходимый интерес познания, давать направление для самостоятельной работы;
- находиться на современном уровне развития науки и техники, содержать прогноз их развития на ближайшие годы;
- отражать методическую обработку материала (выделение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках);
- быть наглядной, сочетаться по возможности с демонстрацией аудиовизуальных материалов, макетов, моделей и образцов;
- излагаться четким и ясным языком, содержать разъяснение всех вновь вводимых терминов и понятий;
- быть доступной для восприятия данной аудиторией [1].
- Реализация данных требований обеспечивает высокий научно-методический уровень лекции преподавателя и практических занятий со студентами.
Помимо соблюдения перечисленных выше требований преподаватель дисциплины должен постоянно проводить мониторинг о разнообразии видов практических занятий и лекций. На современном этапе развития дидактики имеются такие подходы к определению видов лекции.
В учебных заведениях наиболее распространенными являются вводная, тематическая, обзорная и заключительная лекции.
В наше время, когда часто практикуется дистанционное образование, преподаватели используют тиражирование дисков для распространения необходимой студентам информации или даже создают научные Интернет-порталы [6].
Если рассматривать инновационный подход к учебному процессу, то наиболее распространенными считают такие виды нетрадиционной лекций, как проблемная, мотивационная, подготовительная, интегрирующая, учредительная, лекция-провокация, лекция-вдвоем, лекция-визуализация, лекция-пресс-конференция или бинарная лекция, лекция-информация, лекция-воспоминание, лекция-показ, лекция-репортаж, лекция-инструктаж, лекция с применением дидактических методов (метод мозговой атаки, кейс-метод, метод дискуссии, разработка интеллект-карты и т. п..
Так же преподаватель должен владеть методикой подготовки и проведения лекции. Если лекция проведена методически грамотно, то она вызовет интерес не только к определенной теме предмета, но и к самому процессу обучения, что является важным стимулом к самообразованию и творческому саморазвитию студентов.
- Преподаватель дисциплины должен обладать следующими профессионально важными качествами:
- направленность на педагогическую деятельность в вузе (основные мотивы и цели выбора педагогической профессии: стремление работать со студентами, обучать и воспитывать их, интерес к предмету) психическая устойчивость; гибкость, мобильность (способность быстро реагировать и «переключаться»)
- черты характера: активность, целеустремленность, воля, настойчивость, решительность, смелость; самообладание и выдержка, социальная нормативность (соответствие нравственных установок общепринятым нормам поведения и взаимоотношения с другими людьми),
- способность к правильной самооценке;
- нравственные качества: чувство долга, честность, порядочность, патриотизм, аккуратность, способность к работе в команде; чувство юмора любознательность,
- социальные качества: общительность, тактичность, терпимость;
- требовательность к себе и к студентам,
способность к предупреждению (превентивные мероприятия по решения скрытого конфликта) и решения конфликтных ситуаций; коммуникабельность и т.д [2].
- Эффективность работы преподавателя дисциплины определяется следующими критериями:
- высоким уровнем психолого-педагогической и профильной подготовки;
- грамотностью и осведомленностью в соответствующих вопросах;
- моделированием педагогических ситуаций и умением творчески организовывать учебно-воспитательный процесс в условиях учебного заведения [5];
- прогнозированием последствий определенных событий, инцидентов, ситуаций в целом;
- количеством студентов, поддающихся обучению;
- количеством студентов, положительно и с интересом относящихся к изучению дисциплины [4].
- Перспективами дальнейшего развития исследования педагогической деятельности преподавателя в обучении должны быть:
- Ведущим аспектом педагогической деятельности преподавателя в обучении любого учебного заведения должно стать внедрение инновационных дидактических технологии на лекционных, семинарско-практических занятиях и во время подготовки студентов к практике [5];
- Перспективы дальнейшего развития лекционных занятий должно состоять в обеспечении преподавателем рационального соотношения традиционных и нетрадиционных видов лекции и развития субъект-субъект объектные взаимодействия преподавателя и студента [5];
- Преподаватель должен на семинарско-практических занятиях обеспечивать развитие профессиональных компетенций будущих специалистов благодаря широкому использованию различных современных педагогических технологий, которые постоянно дополняться новыми авторскими открытием и находками преподавателей; сочетать индивидуальную и групповую работу со студенческой молодежью, создавая условия для их творческого развития;
- Применение современных технологий обучения в процессе подготовки студентов к прохождению практики должно способствовать формированию личностно значимых умений и навыков основных составляющих преподавательской деятельности, воспитанию потребности систематически самосовершенствоваться, которые являются инвариативными для многих сфер будущей практической деятельности специалиста [3].
Следовательно, в условиях современных высших учебных заведений преподаватель дисциплин отвечает за выполнение поставленных педагогических задач и несет полную ответственность за принятые решения.
Литература:
- Клепиков, В. Н. Методика построения и проведения современного этического занятия / В. Н. Клепиков // Педагогика: журнал. — 2014.— № 2.— С. 45–52.
- Самыгин, С. И. Психология и педагогика: Учебное пособие / С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко. — М.: КноРус, 2012. — 480 c.
- Скворцова С. А. Педагогические условия формирования компетентности будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. — № 1. — 2011.
- Супрунова, Л. Л. Сравнительная педагогика в структуре современного научного знания / Л. Л. Супрунова // Педагогика: журнал. — 2014.— № 9.— С. 100–110.
- Шишкина Н. А. Построение модели обучения иностранному языку при многоуровневой системе профобразования в техническом вузе: Дис…. канд. пед. наук. -Ульяновск, 2004. -196 c.
Источник: https://moluch.ru/archive/101/22852/
Психологическая характеристика педагогической деятельности (стр. 1 из 4)
Курсовая работа
Тема Психологическая характеристика педагогической деятельности
Содержание
- Введение
- 1. Сущность педагогической деятельности
- 2. Психофизиологические предпосылки деятельности педагога
- 3. Психологическая характеристика педагогической деятельности
- Заключение
- Глоссарий
- Список использованных источников
Введение
Сущность и структура педагогической деятельности, а также связанная с ними продуктивность — один из актуальнейших вопросов педагогической науки и практики.
Обычно научный анализ этих важных феноменов заменяется общими рассуждениями о педагогическом искусстве.
Да, творчество педагога неповторимо, это такое же высокое искусство, как творчество композитора и художника — а может быть, и куда более сложное.
Под понятием «педагог» нередко подразумевают и профессию, и социальную роль, и вид деятельности, и направленность личности. В реальной жизни грань между профессиональной и непрофессиональной деятельностью провести довольно сложно.
Обладая сложным внутренним устройством, профессия включает множество разнородных предметно-инструментальных и идеальных компонентов. В представлении людей они могут существовать разрозненно, в виде частных образов, например, любимый учитель.
Могут существовать, и интегрировано, в виде «образа профессии», возникающего на основе образов научной и художественной литературы, фольклора, и д.т.
Профессия педагога – специфический вид трудовой деятельности в системе отношений “человек – человек”, направленный на развитие обучающегося средствами учебных предметов и способами самой педагогической деятельности.
Под “способами педагогического воздействия” понимаются прежде всего выработанные в процессе всего исторического развития общества способы воспитания и развития личности ребенка и взрослого с учетом накопленного знания возрастных, социокультурных, этнических и других особенностей. Также к способам педагогического воздействия относятся разработанные с учетом возрастных особенностей и специфики изучаемого предмета дидактические и методические приемы, позволяющие достичь конечного результата обучения – усвоения определенных знаний.
Особенность труда педагога состоит, прежде всего в том, что объектом и продуктом его является человек, его внутренний мир. Специфика труда учителя выражается в постоянном общении с детьми, имеющими миропонимание, отличающееся от взрослого.
Педагогический труд – это постоянное взаимодействие между человеком, овладевшим культурно-историческим опытом (учитель), и человеком, овладевающим им (ученик). В педагогической деятельности специфичен предмет труда – человек с неповторимостью его индивидуальных качеств.
Наконец, в педагогической деятельности специфичны и средства труда, которыми учитель воздействует на ученика. Инструментом воздействия на ученика является личность учителя – его знания, умения, чувства, воля.
Еще одной особенностью педагогической деятельности является результат труда – человек, овладевший общественной культурой. Помимо объекта, предмета, средств и результата труда педагогическая профессия имеет свои отличительные признаки:
- — По содержанию: профессиональная деятельность педагога представляет собой преобразовательную деятельность, направленную на изменение учебного плана, методов обучения, методики преподавания, уровня знаний учащихся, их тезауруса, а также многих сторон личности самого педагога;
- — По форме: деятельность педагога – это коммуникативная деятельность, включающая непосредственное и опосредованное общение;
- — По структуре: педагогическая деятельность является ценностно-ориентационной деятельностью, направленной на формирование системы ценностей педагога и переноса ее на учащихся.
- Цель курсовой работы – дать психологическую характеристику педагогической деятельности. Для этого необходимо решить следующие задачи:
- — разобрать сущность педагогической деятельности;
- — выявить психофизиологические предпосылки деятельности педагога;
- — психологически охарактеризовать педагогическую деятельность.
1. Сущность педагогической деятельности
- Как и любой вид деятельности, деятельность педагога имеет свою структуру. Она такова:
- 1. Мотивация;
- 2. Педагогические цели и задачи;
- 3. Предмет педагогической деятельности;
- 4. Педагогические средства и способы решения поставленных задач;
5. Продукт и результат педагогической деятельности. [1]
- Каждый вид деятельности имеет свой предмет, точно также и педагогическая деятельность имеет свой.
- Предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности обучающихся, направленная на освоение учениками предметного социокультурного опыта как основы и условия развития.
- Средствами педагогической деятельности являются:
- — научные (теоретические и эмпирические) знания, при помощи и на основе которых формируется понятийно-терминологический аппарат учащихся;
— «носители» знаний — тексты учебников или знание, воспроизводимое учеником при наблюдении (на лабораторных, практических занятиях и т.п.), организованном учителем, за осваиваемыми фактами, закономерностями, свойствами предметной действительности;
- — вспомогательные средства — технические, компьютерные, графические и др.
- Способами передачи социального опыта в педагогической деятельности являются:
- — объяснение;
- — показ (иллюстрация);
- — совместная работа;
- — непосредственная практика обучающегося (лабораторная, полевая);
- — тренинги и др.
Продукт педагогической деятельности — формируемый у ученика индивидуальный опыт во всей совокупностиаксиологических, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих.
Продукт этой деятельности оценивается на экзамене, зачетах, по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий.
Результатом педагогической деятельности как выполнения ее основной цели являются развитие обучающегося:
- — его личностное совершенствование;
- — интеллектуальное совершенствование;
- — становление его как личности, как субъекта учебной деятельности. [2]
- В ряде психолого-педагогических работ выделяются две группы педагогических функций — целеполагающие и организационно-структурные.
- 1. В целеполагающую группу входят следующие функции:
- — ориентационная;
- — развивающая;
- — мобилизующая (стимулирующая психическое развитие учащихся);
- — информационная.
- Эта группа функций соотносится с дидактическими, академическими, авторитарными, коммуникативными способностями человека.
- 2. В организационно-структурную группу входят следующие функции:
- — конструктивная;
- — организаторская;
- — коммуникативная;
- — гностическая.
- Так, конструктивная функция обеспечивает:
- — отбор и организацию содержания учебной информации, которая должна быть усвоена учащимися;
- — проектирование деятельности учащихся, в которой информация может быть усвоена;
- — проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися.
- Организаторская функция реализуется через организацию:
- — информации в процессе сообщения ее учащимся;
- — различных видов деятельности учащихся;
- — собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия с учащимися.
- Коммуникативная функция предполагает:
- — установление правильных взаимоотношений с учащимися;
- — нормальные, деловые отношения с другими учителями, с администрацией школы.
- Гностическая (исследовательская) функция предусматривает изучение:
- — содержания и способов воздействия на других людей;
- — возрастных и индивидуально-психологических особенностей других людей;
- — особенностей процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков. [3]
- Сфера профессионального труда преподавателя — это арена преодоления множества противоречий. Это противоречия между следующими факторами:
- — динамикой профессиональных задач и внутренней готовностью учителя к их осуществлению;
- — динамикой образовательной политики и стремлением учителя занимать чёткую и последовательную позицию;
- — личностной потребностью учителя в творческой самореализации и возможностью её удовлетворения;
- — растущим объёмом актуальной информации и рутинными способами её переработки, хранения и передачи;
- — потребностью общества в образовательных услугах и сокращением резервов рабочего времени учителя;
- — уменьшением их численности и низким материальным уровнем учительских кадров;
- — возрастанием величины свободного времени у подавляющего большинства социально-профессиональных групп — и противоположной тенденцией сокращения бюджета времени у представителей педагогических профессий и др. [4]
- Педагогическая деятельность имеет те же характеристики, что и любой другой вид человеческой деятельности. Это, прежде всего:
- — целенаправленность;
- — мотивированность;
- — предметность.
- Специфической характеристикой педагогической деятельности является ее продуктивность. Выделяют пять уровней продуктивности педагогической деятельности:
- I уровень — (минимальный) репродуктивный; педагог может и умеет рассказать другим то, что знает сам; непродуктивный.
- II уровень — (низкий) адаптивный; педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории; малопродуктивный.
Источник: https://mirznanii.com/a/201497/psikhologicheskaya-kharakteristika-pedagogicheskoy-deyatelnosti