Направления и формы деятельности классного руководителя — справочник студента

Направления и формы деятельности классного руководителя - Справочник студента

Классный руководитель – это ближайший, непосредственный наставник и воспитатель учащихся, который организовывает и направляет процесс воспитания в классе. Он отвечает за организацию воспитательных работ.

Некоторые учителя считают классное руководство дополнительной нагрузкой, другие же, считают ее важной и самой главной. Какой бы ни была трудной эта работа, она нужна детям, потому как класс является основным звеном в структуре школы.

Здесь формируются отношения между учениками, и организовывается весь спектр познавательной деятельности.

В каждом классе решаются проблемы досуга детей, реализуется забота социального благополучия, осуществляется сплочение первичного коллектива, а также формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

Классный руководитель является не только организатором деятельности учеников, но и координатором всех воспитательных воздействий. Именно он взаимодействует с учениками и их родителями, стремительно пытаясь помочь детям решить проблемы в школьном коллективе, а также с интересом и пользой организовать время, проводимое в школе.

Классный руководитель – это учитель, которому поручается организовывать учебно-воспитательную работу в закрепленном за ним классе.

Направления деятельности классного руководителя заключаются в целенаправленном, системном, планируемом процессе, который строится на основе уставов общеобразовательных учреждений, иными локальными актами, анализами предыдущих видов деятельности.

Они основаны на позитивных и негативных тенденциях общественной жизни, личностно-ориентировочных подходах к учащимся с учетом поставленных задач, которые стоят перед педагогическим коллективом общеобразовательных учреждений, и разрешения ситуаций в коллективах, межконфессиональных и межэтническими отношениями.

Направления и формы деятельности классного руководителя - Справочник студента

Одним из важных аспектов в работе со своим классом является – воспитательная деятельность.

Для выполнения своих функций классному руководителю нужно хорошо знать психологические и педагогические основы работы с учащимися конкретных возрастов.

Мало быть грамотным и эффективно выполнять свои функции, нужно быть всегда информированным во всех новейших способах и формах, также владеть всеми современными технологиями процесса воспитания.

Классному руководителю важно учитывать при работе уровень воспитанности каждого ученика, а также их материальные и социальные условия жизни.

На сегодняшний день существует несколько типов классного руководства. Это может быть учитель-предметник, который одновременно выполняет функции классного руководителя. Может быть учитель, который преподает неосновную школьную дисциплину, то есть имеет минимальную нагрузку. Таких учителей называют еще кураторами определенного коллектива.

Бывают классные руководители, которые выполняют лишь воспитательную функцию. Их еще называют – освобожденными классными руководителями. В некоторых учебных заведениях есть должность классных наставников. Это один из вариантов освобожденных классных руководителей, а также тьютеров.

Тьютер также может иметь минимальную нагрузку часов во время учебного процесса.

В последнее время классного руководителя еще называют классным воспитателем. Потому как функции, обязанности и права должности в основном одинаковы.

Так как деятельность школы базируется на регламентированном уставе, то деятельность классного руководителя также полностью основана на данном документе.

Направления и формы деятельности классного руководителя - Справочник студента

К целям и задачам классного руководителя относятся – создание всех условий для самореализации и саморазвития обучающегося, как личности, также его успешной социализации в коллективе.

Основные задачи классного руководителя – это формирование и непрерывное развитие классного коллектива. Создание благоприятных психологических условий для всестороннего развития личности, самоутверждения каждого ребенка, при умении сохранить неповторимость, раскрывая потенциальные способности каждого.

Процесс организации систематичности отношений через различные формы воспитательной деятельности коллектива. Формирование здорового способа жизни. Защита прав и интересов каждого учащегося. Организация непрерывной системной работы с учениками. Гуманные отношения между учениками, а также между учениками и педагогическим составом.

Организация социально-значимых творческих потенциалов каждого. Формирование духовных ориентиров и нравственных смыслов обучающихся.

Воспитательная деятельность классного руководителя охватывает большое количество проблем и является довольно многогранной, как по разнообразию способов и методов педагогического воздействия на учеников. Именно она находит свое отражение в работе каждого педагога и является одной из важнейших обязанностей.

Одним из основополагающих значений в работе классного руководителя есть то, что ведущее направление деятельности является основой формирования у школьников научного мироощущения.

Организация деятельности классного руководителя заключена в основах нравственного воспитания учеников во время занятий, так и внеурочное время. Из этого следует то, что классный руководитель характеризуется довольно с большой сложностью в данном направлении.

Требует методического разнообразия и глубокого осмысления воспитательных задач, которые поставлены перед учителем и должны быть осмыслены исходя из всех педагогических функций.

Основные функции деятельности классного руководителя: аналитико-прогностическая, организационно-координирующая, коммуникативная, контрольная.

Направления и формы деятельности классного руководителя - Справочник студента

Аналитико-прогностическая функция представляет собой изучение и анализ каждой индивидуальной особенности учеников при помощи психологов. Обычно определяется темперамент, тип каждой личности и акцентуация характера.

Перед тем, как поступить в первый класс, каждый ребенок проходит тест на выявление подготовки к учебе и особенность интеллектуальной деятельности.

В основном, тестирование проводит школьный психолог или специально приглашенный человек.

Изучение и анализ коллектива учеников в период развития основывается на беседе учителей младших классов с классными руководителями среднего звена школы. Результатом беседы служат первоначальные сведения об учениках и сложившихся коллективах, в целом.

Изучение и анализ класса поручается психологу, который составляет психологическую таблицу коллектива. Также, классный руководитель может сам организовывать подобную работу, используя метод наблюдения, беседы, проведение анкетирования и анализа творческих проектов учащихся.

Выводы по анализу важно делать вместе с учителями, работающими в данном классе, что того, чтобы добиться максимально объективного результата.

Для того, чтобы работа классного руководителя была максимально успешной, он должен уметь оценить воспитательный результат с учетом общей оценки, после корректировать ситуацию.

Выявлять и оценивать результат нужно не сразу, а через некоторое время. В начальных и средних классах – в конце четверти, а в старших – в конце каждого семестра.

Итоги и корректировка деятельности проводится с помощью психолога и учителей, ранее работавших в определенном классе.

К организационно-координирующей функции относят: установление контактов с родителями, проведение консультаций и бесед с родителями учеников, организация внеурочной деятельности (проведение мероприятий) .

Организация воспитательных работ с учащимися через проведение небольших педсоветов, тематических консилиумов и других мероприятий. Проводится индивидуально-педагогическая работа с каждым учащимся и коллективом с учетом анализа психолога, личных наблюдений и социальных работников.

К данной функции также относится ведение документации, а именно классного журнала, личных дел учеников, плана работы классного руководителя.

Коммуникативная функция включает в себя: формирование позитивных взаимоотношений между учениками и управление взаимоотношений в классе. Формируется на оптимальной системе отношений «ученик-учитель». В случае возникновения конфликтов учитель выступает посредником.

Когда обе стороны не могут прийти к общему мнению долгое время, классный руководитель должен предложить компромиссное решение, устраивающее обе стороны, хотя бы минимально. Классный руководитель содействует общему психологическому благоприятному климату в классе.

Оказывает помощь ученикам в формировании коммуникативных навыков.

Направления и формы деятельности классного руководителя - Справочник студента

Функция контроля предполагает наблюдение за успеваемостью и посещаемостью каждого ученика. Также, контроль посещаемостью учебных занятий каждым обучающимся.

Важно заметить, что воспитание является основной целью общества. При недостатках и упущенных моментах во время воспитания можно нанести невосполнимый и невозвратимый урон обществу. Во избежание этих моментов, главная роль в воспитании отводится именно классному руководителю.

На сегодняшний день перед каждым работником педагогической сферы и классным руководителем встает ряд проблем, касающихся воспитания, причиной этого является постоянная смена ценностей в обществе.

В заключение стоит сказать, что изучение главных ценностных ориентаций педагогического процесса является необходимым шагом к обновлениям воспитательной работы каждой школы.

   

Источник: https://veselajashkola.ru/shkola/napravleniya-deyatelnosti-klassnogo-rukovoditelya-normativnaya-dokumentaciya/

Статья по теме: Основные направления деятельности классного руководителя | Социальная сеть работников образования

А.С. Конобрицкая

Учитель начальных классов МОУ СОШ № 15  г.Балашова

Основные направления деятельности классного руководителя

Образование в Российской Федерации в нынешнее время претерпевает значительные изменения: существенно изменяется содержание образования; вводится новый порядок аттестации кадров;  вводятся новые поколения государственных образовательных стандартов; завершается введение новых квалификационных характеристик; повсеместно внедряются новые методы, средства и технологии обучения, воспитания и управления; создается общероссийская система оценки качества образования и т.д., но роль классного руководителя остается неотъемлемой частью образования.

Классный руководитель – ближайший и непосредственный воспитатель, и наставник учащихся. Он организует и направляет воспитательный процесс в классе, объединяет воспитательные усилия учителей, родителей и общественности, отвечает за организацию воспитательной работы в своем классе. [2, с. 5.]

  • Можно выделить следующие направления деятельности классного руководителя:
  • — работа с учениками;
  • -работа с родителями и общественностью;
  • -взаимодействие классного руководителя с учителями – предметниками;
  • -работа с учителями в рамках методобъединения;
  • -работа по оформлению документации.

Работа классного руководителя с учениками прежде всего начинается с анализа класса и учеников(отдельно). Будучи зная интересы учащихся, особенности и склонности, уровень их воспитанности, классному руководителю легче составить целеустремленный и действенный план работы с учениками.

Порою классные руководители ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется только по отношению к трудным школьникам, к нарушителям правил поведения, но забывают об остальных, что является ошибочно, они также нуждаются в особом внимании, так как, за внешним благополучием иногда скрываются отрицательные черты.

Надо способствовать полноценному развитию положительных качеств у всех учеников безисключений.

После изучения класса и каждого ученика, классный руководитель приступает к непосредственной своей деятельности — осуществляет выбор форм работы с детьми.

Можно различать формы по видам деятельности(учебная, трудовая, спортивная, художественная), по способу влияния(непосредственная и опосредованная), по времени проведения(кратковременные, продолжительные и традиционные).

По времени подготовки можно говорить о формах работы, проводимых с учащимися без включения их в предварительную работу, подготовку учащихся, по субъекту организации(педагоги, родители и другие взрослые; на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежит детям), по числу участников формы (индивидуальные, групповые и

массовые). [5, с. 45-47]

Как мы видим организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остается классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует с учениками, стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно с пользой организовывать школьную жизнь.

Работая с родителями, классному руководителю необходимо использовать различные формы связи с ними.

У некоторых классных руководителей эта связь ограничена проведением в конце учебной четверти родительских собраний по итогам успеваемости и вызовом в школу родителей неуспевающих или недисциплинированных учеников.

В этом случае классные руководители плохо знают домашние условия своих учеников и не всегда выступают согласованно с родителями. [1, с. 209.]

Важной частью деятельности классного руководителя по поддержанию контактов с семьей является: личное посещение учащихся дома, [6, с.239-240.

], приглашение родителей в школу для беседы, переписка с родителями через ученический или электронный дневник [4, с. 33-34.], проведение классных родительских собраний [4, с. 215-217.

], организация бесед и лекций для родителей на педагогические темы [6, с. 103.]

Отношения “учитель – родители” могут существовать и формироваться без прямых контактов их участников, т.е. опосредованно. Связующим звеном в этом случае становится ребенок, однако, отсутствие контактов может спровоцировать рядом негативных последствий во взаимодействиях с родителями.

Работа классного руководителя с общественностью является важным направлением в его деятельности.

Классный руководитель при помощи общественности может провести экскурсии, организовать походы в театры, музеи, экскурсии по предприятиям, где ученики познакомятся с разными профессиями, увидят в какой обстановке работают люди той или иной профессии.

Читайте также:  Уравнения максвелла в интегральной и дифференциальной форме - справочник студента

Важнейшие направления работы общественности по воспитанию детей – это наблюдение за поведением школьников во внеурочное время, вовлечение их в разнообразную общественно полезную деятельность, индивидуальная помощь в успешном выполнении домашних заданий, помощь семьям в устранении причин, вызывающих педагогическую запущенность школьников, оказание помощи в воспитании и перевоспитании трудных подростков, организация спортивной и культурно-массовой работы по месту жительства. [ 10, с.10.]

Классным руководителям необходимо поддерживать тесную связь с общественными организациями и как можно чаще обращаться к ним за содействием и поддержкой.

Классный руководитель взаимодействует и с учителями-предметниками, они обеспечивают целостность, целенаправленность педагогического процесса в классе. В работе с ученическим коллективом и отдельными учащимися все педагоги решают общие образовательные и воспитательные задачи: развитие познавательной активности, творческих способностей, самостоятельности, ответственности и др.

Эффективность этой работы во многом зависит от согласованности действий педагогов, работающих с учениками конкретного класса. [9, с. 42-43.]

Следующее направление в работе классного руководителя – это работа с учителями в рамках методического объединения классных руководителей.

Методические объединения создаются, если в школе работают три и более педагогов данного профиля, и бывают предметными, для учителей начальных классов, воспитателей групп продленного дня, классных руководителей, руководителей клубных объединений. Заседания методобъединений проводятся 4 раза в год, иногда – более часто, но не чаще, чем 1 раз в месяц.

Деятельность методического объединения классных руководителей разнообразна, но все ее содержание подчинено решению проблем совершенствования воспитательной работы с детьми.

На заседаниях объединения рассматриваются вопросы повышения теоретического и методического уровней организации воспитательной работы, изучаются современные концепции, передовой педагогический опыт, нормативные документы.

На основе проведения диагностического исследования обсуждается состояние воспитательной работы в школе в целом, в отдельных классах, параллелях, уровень воспитанности детей. Классные руководители знакомятся с методиками анализа, целеполагания, планирования деятельности классного коллектива.

Происходит обмен опытом, разработка методических рекомендаций по отдельным направлениям деятельности классных руководителей. В течение года организуются открытые внеклассные мероприятия, дела; члены объединения встречаются со своими коллегами из других школ, вместе со всеми педагогами школы участвуют в дискуссиях по проблемам воспитания. [7, с. 228-229.]

Наряду с работой с учениками, родителями, учителями-предметниками и с общественностью, классный руководитель ведет психолого-педагогическую документацию: исследует различные методики; проводит исследования учащихся и всего коллектива; составляет характеристики конкретных школьников и всего класса; проверяет дневники учащихся [10, с. 27.]; изучает классный журнал и составляет план воспитательной работы.

Подводя итоги вышесказанного можно сделать вывод, что сновными функциями деятельности классного руководителя являются: координирующая, образовательная, развивающая и воспитательная – реализуются через различные виды педагогической деятельности и осуществление этих видов деятельности рассматривается через деловые, профессиональные (возможно, личностных) отношений с учащимися, учителями-предметниками, психологом, социальным педагогом, вожатым (если таковые имеются), с родителями учащихся, с работниками учреждений дополнительного образования, с руководителями детских и юношеских организаций и объединений.

Но меняется время. Становятся иными требования к школе, ученикам и педагогам, но значимость роли классного руководителя не снижается. Сегодня он выполняет 3 функции: организует разнообразную деятельность в классе, заботится о развитии каждого ребенка, помогает детям в решении проблем.

Литература

  1. Болдырев Н.И. Классный руководитель. – М., 1978. – 271 с.
  2. Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя: пособие по спецкурсу для студентов пед. Институтов. – М., 1984. – 271 с.
  3. Дружинин И.Н. Заботы и радости классного руководителя. – М., 1978. – 262 с.
  4. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. – М., 1980. – 117 с.
  5. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М., 2001. – 256 с.
  6. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педвузов. – М., 2000. Кн. 2. Процесс воспитания. – 340 с.
  7. Рожков М.И. и др. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2001. – 256 с.
  8. Степанов Е. Форма, структура и содержание плана воспитательной работы // Воспитание школьников. – 2003. – № 7.
  9. Тимофеева И. Школьный консилиум // Воспитание школьников. – 2002. – № 2.
  10. Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: Руководитель и педагогический коллектив. – М., 1990. – 287 с.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/04/07/osnovnye-napravleniya-deyatelnosti-klassnogo-rukovoditelya

Направления и формы работы классного руководителя — Педагогика Библиотека русских учебников

Главная Педагогика Педагогика Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

  • Задачи и функции классного руководителя определяют основные направления, содержание, методы и формы его работы. Практика работы средней общеобразовательной школы показывает, что важнейшими направлениями работы классного ного руководителя является:
  • 1. Изучение личности учащегося;
  • 2. Создание и воспитания ученического коллектива;
  • 3. Развитие талантов, умственных и физических способностей учащихся, формирование у них высокой познавательной культуры, организация содержательного досуга школьников;
  • 4. Создание необходимых условий для физического развития воспитанников, сохранение и укрепление их здоровья;
  • 5. Подготовка школьников к хозяйственно-трудовой деятельности;
  • 6. Работа с учителями;
  • 7. Взаимосвязь с семьей, работа с родителями учащихся;
  • 8 сотрудничество с внешкольными учебно-воспитательными учреждениями, общественностью, различными общественными организациями
  • 9. Планировка классным руководителем воспитательной работы с детьми, ведения необходимой документации

.

Изучение личности ученика осуществляется классным руководителем с использованием всей палитры»школьных методик», достаточно хорошо описанных в современной психолого-педагогической литературе и на этой основе организации в процессе воспитания ниявиховання индивидуального пути развития каждого ребенка. Сущность этого, как отмечал еще. АСМакаренко, заключается не в том, чтобы»возиться с капризным ребенком», а в заботе педагога о том, чтобы на основе индивидуальных особенностей ребенка привлечь ее к акти ной жизнедеятельности классного коллектива. При этом необходим как дифференцированный подход к ребенку, так и к разнообразным группам детей:»новеньких», мальчиков — девочек, актива — пассива, талантливых и в идстаючих в развитии тощстаючих у розвитку тощо.

Важнейшими методами изучения воспитанников являются: систематическое ежедневное наблюдение за деятельностью и поведением учащихся в процессе обучения и внеурочное время, индивидуальные и групповые диагностические беседы; вы ивчення результатов деятельности учащихся посещения их дома; естественный эксперимент; рейтинг и метод компетентных оценок тощ.

.

Создание и воспитания ученического коллектива как основной среды жизнедеятельности школьников предусматривает определение цели и задач воспитания как коллектива в целом, так и каждой личности ученика в частности, привлечение каждого ученика к различным в видов общественно полезной деятельности, создание и развитие системы воспитательных межличностных отношений (распределение поручений и обязанностей, развитие актива: выборы, обучение его, создания отношений»взаи й ответственности»), развитие традиций, налаживание связей с другими коллективами в школе и за ее пределами. Создание в классе атмосферы мажора и оптимизма, благоприятного психологического микроклиматікроклімату.

Начиная работу с классом, классному руководителю следует ознакомиться с личными делами учащихся, поговорить с их родителями, учителями-предметниками, проанализировать классный журнал за прошлый учебный й год и составить себе некоторое представление об успеваемости, поведении, положительные аспекты и недостатки, имеющие место в классе, с тем, чтобы определить оптимальный подход к организации воспитательной робот.

Важное значение в создании коллектива имеет умелое предъявление с первых же дней обучения педагогических требований к учащимся.

С этой целью классный руководитель, как правило, в начале учебного года проводит спе ециальни собрание, на котором основательно знакомит учащихся с важнейшими школьными правилами и объясняет им, как они должны вести себя на уроках, переменах, во внеурочное время, выполнять домашние задания и участвовать в общественной жизни класса.

Предъявление требований в начале учебного года побуждает учащихся к анализу своего поведения и переживанию внутренних противоречий между имеющимся и необходимым уровнем поведения, наконец стимулирует их самовоспитаниемня.

Умение классного руководителя организовать содержательный внеклассную работу с учащимися является важнейшим в воспитании ученического коллектива. Классному руководителю следует позаботиться о том, чтобы уже с первых дней раб боты с детьми привлечь их к активной практической внеклассной деятельности, пробудить и развить интерес к ней.

Тем более, что дети с интересом участвуют в коллективных прогулках, походах по родному кр аю, в различных экскурсиях, общественно полезной работы и т.п.. Интересные практические дела с основой для накопления положительных традиций в классе, что в свою очередь способствует обогащению жизни коллектива и его р озвитку.

Такими традициями могут быть праздники труда, спортивные соревнования, походы и экскурсии, встречи с выдающимися людьми тощтощо.

Процесс воспитания предусматривает развитие таланта, умственных и физических способностей учащихся, формирование у них высокой познавательной культуры, организации содержательного досуга школьников.

Поэтому совместно с учителями-предметниками классный руководитель должен воспитывать ответственное отношение к учебе, способствовать в выборе и привлечении учащихся к работе в различных научно-технических обществах х, малых академиях, кружках, секциях, клубах, студиях, объединениях согласно их интересов, склонностей и возможностей, поощрять изучение иностранных языков на курсах в клубах, кружках. Важно также ро зширюваты познавательный и культурный кругозор школьников путем проведения экскурсий, различных вечеров, конкурсов, встреч, посещение музеев, кино, театров; помогать детям в трудоустройстве заработка денег на общие нужды, организовать коллективную творческую деятельность, совместный отдых младей.

Классный руководитель использует классный коллектив для повышения требований к учащимся в деле обучения и дисциплины.

С этой целью он проводит сборы, на которых осуществляется анализ учебной работы в в классе, заслушиваются отчеты отдельных учащихся про их успеваемость и поведение.

Заметное место в повышении успеваемости имеют разъяснительные беседы об обязанности школьников хорошо учиться, о культуре умственного труда, а также контроль за их домашней действие яльнисть. Задача классного руководителя — своевременноно

заметить отставание ученика в обучении, определить причины и предоставить ему действенную эффективную помощь

Важным участком работы классного руководителя является духовно-нравственное воспитание, главной особенностью которого в условиях национальной школы является ориентирование на общечеловеческие ценности.

С помощью разнообразных методов и средств он знакомит учащихся с прошлым и современной жизнью страны и мира, организует диспуты на морально-этические и эстетические темы, литературно-художественные вечера и др..

Ве елико значение имеет пример воспитателя, учителя, родители, старшиеих.

Организуя внеклассную воспитательную работу с учащимися, важно всегда помнить о необходимости воспитания у каждого из них чувство любви к Украине, преданности ей, национального самосознания, личной от дповидальности за сохранение и приумножение природных богатств родного края, высокой экологической культуры, нетерпимости к губителей природы. Необходимо добиваться, чтобы у каждого школьника была воспитана по надо в овладении родного языка, знаниями истории, искусства, культуры, обычаев, обрядов, символики своего народа, родного края, национальных меньшинств, проживающих в Украине, стремление приумножать и ро сворачивать заветы отцов, их традиции. Важно также при формировании культуры поведения, лучших черт характера воспитывать в детях доброту, внимательность, отзывчивость, милосердие, честность, достоинство, терпимость д в других, любовь и уважение к своим родителям и родниих.

Обязательным условием формирования личности в современных условиях является подготовка школьников к хозяйственно-трудовой деятельности.

Поэтому важным направлением работы классного руководителя в условиях национальной школы должны быть вопросы подготовки к трудовой деятельности в новых условиях хозяйствования, экологического воспитания при ироды, ее богатств, их экономного использования, экономическое воспитание, развитие предпринимательства, участие в восстановлении исторических памятников, развития народных промыслов и тд. Организуя работу в этом нап рямку, важно, чтобы деятельность школьников была социально ценная и значимая, включала элементы игры и романтики, опиралась на их инициативу, творчество и самодеятельностьсть.

Читайте также:  Траектория, длина пути, вектор перемещения - справочник студента

Все больше и больше школьников вынуждены уже сегодня думать о том, как заработать себе на кусок хлеба, чтобы выжить. Поэтому от классного руководителя требуется не игра в работу, а предоставление школьникам конкретной и действий. Йово помощи в их трудоустройстве в период каникул, профориентации тощо.

Чрезвычайно неблагоприятное экологическое среду в Украине, слабое физическое развитие и состояние здоровья подавляющего большинства школьников на первый план перед классными руководителями выдвигает задача создания необходимых условий для физического развития детей, сохранения и укрепления их здоровья.

Поэтому для классного руководителя очень важно значительное внимание уделять изучению возрастных, психофизических особенностей детей, пропаганде здорового образа жизни, всегдашнего забота об охране их здоровья 'я, безопасность соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня и питания школьников, воспитывать сознательное отношение к укреплению здоровья, предотвращать употребление алкоголя, наркотиков, другим вредным. Обычн кам.

.

Работа с учителями, которые преподают в данном классе предполагает выработку единого стиля и тона отношений с учениками, определение единого содержания воспитания и обогащения его за счет профессионализма учителей-предметников (с общие уроки и внеклассные мероприятия, реализация индивидуального и дифференциального подходов на основе родственных интересов и наклонностей, особенностей личности учащихся и педагогов). Корректировка, выработки общих подходов к организации учебной деятельности на уроках и во внеклассной работе учителей по предмету, проведение педагогических консилиумев.

.

Взаимосвязь с семьей, работа с родителями позволяет сделать процесс воспитания целостным, единым, а значит, более эффективным. Важнейшими элементами работы классного руководителя с родителями являются: ознакомление родителей с целью, задачами, содержанием и мето одикою учебно-воспитательного процесса в классе, организация психолого-педагогического всеобуча родителей, выработки единого педагогического подхода к решению задач воспитания, привлечение родителей к совместному й с детьми деятельности, что позволяет, как показывает практика, обогатить содержание внеурочной деятельности детей и повысить профессионализм осуществляемых дел, а также наладить взаимоотношения детей и родителей благодаря плодотворному общении в процессе решения классных дел. Кроме того, важны еще два элемента взаимодействия с родителями: это работа с родительским активом и корректировки воспитания в отдельных семьях — доп. Омогой в решении ряда серьезных проблем воспитания, решения конфликтных ситуаций, оказание правовой и моральной помощи детям из неблагополучных семей, решение проблемы всеобуча и иін.

.

Сотрудничество с внешкольными учебно-воспитательными учреждениями, общественностью, различными общественными организациями позволяет значительно обогатить учебно-воспитательный процесс. Здесь можно выделить несколько аспектов: использование в воспитательной работе с классом творческого потенциала учащихся — музыкантов, художников, актеров, спортсмены в и др..

При подготовке и проведении различных форм работы: участие учащихся класса в различных праздниках, акциях, открытых занятиях, проводимых в учреждениях вспомогательной образования, приглашение в школу различных специалистов-педагогов для участия в проведении различных встреч, бесед, дискуссий.

Такая практика позволяет не только формировать положительное отношение учащихся к полезной и увлекательной позак областным деятельности, но и поднимает престиж учащихся, занимающихся ею, позволяет самореализоватьсяися.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая Банковское дело БЖД Бухучет и Аудит География Документоведение Экология Экономика Этика и Эстетика Журналистика Инвестирование Информатика История Культурология Литература Логика Логистика Маркетинг Медицина Менеджмент Педагогика Политология Политэкономия Право Естествознание Психология Религиоведение Риторика РПС Социология Статистика Страховое дело Товароведение Туризм Философия Финансы

© Учебники онлайн 2013-2020

Источник: http://uchebnikirus.com/pedagogika/pedagogika_-_zaychenko_ib/napryami_formi_roboti_klasnogo_kerivnika.htm

Основные направления работы классного руководителя

  • Основные направления деятельности
  • классного руководителя.
  • — здоровье (спортивно-оздоровительное, охрана жизни и здоровья)
  • Цель работы классного руководителя в этом направлении – использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.
  • Задачи:
  • знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации;
  • формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
  • Виды деятельности:
  • сотрудничество с медицинскими работниками школы и районной больницы;
  • сотрудничество с родителями учащихся и учителями-предметниками;
  • сотрудничество с психологической службой школы;
  • сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу с учащимися;
  • формирование у учащихся деятельного отношения к проблеме сохранения и защиты своего здоровья.
  • Формы работы:
  • спортивные конкурсы, соревнования в классе и между классами, спартакиады, олимпиады;
  • встречи с выдающимися спортсменами-старшеклассниками, победителями спортивных соревнований, со студентами физкультурных вузов;
  • спортивные викторины, классные часы по спортивной тематике, фестивали спортивной песни;
  • беседы на спортивную тему: «Спорт в моей жизни», «Великие спортсмены моей страны и мира», «Спорт в нашей семье» и др.;
  • туристические походы, дни здоровья.
  • — интеллект (художественно-эстетическое воспитание);
  • Цель работы классного руководителя в этом направлении – оказание помощи ученикам в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.
  • Задачи:
  • определить круг реальных учебных возможностей ученика;
  • создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
  • формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования.
  • Виды деятельности:
  • изучение результативности учебной деятельности учащихся класса за каждую четверть и каждый год для организации коррекционной работы;
  • сотрудничество с учителями предметниками по изучению индивидуальных возможностей каждого учащегося;
  • интеллектуальное просвещение учащихся класса, формирование культуры умственного труда;
  • организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся;
  • сотрудничество с психологической службой для организации коррекции интеллектуальных умений учащихся;
  • сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместного развития интеллектуальных возможностей учащихся.
  • Формы работы:
  • внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления;
  • интеллектуальные марафоны в классе и параллели;
  • интеллектуальные ринги, бои, дебаты;
  • участие в научно-исследовательской работе.
  • — взаимодействие (самоуправление)
  • Цель работы – передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей.
  • Задачи:
  • — формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок»,
  • — знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.
  • Виды деятельности:
  • — изучение способностей к общению каждого ученика в коллективе;
  • — изучение с учащимися исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах, их роли для последующих поколений;
  • -обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере общения с помощью организации активных форм деятельности.
  • — нравственность (духовно-нравственное воспитание);
  • Цель работы – помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила.
  • Задачи:
  • формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим;
  • формировать у учащихся осознание ценности человеческой жизни;
  • Виды деятельности:
  • развитие волевых качеств ученика способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;
  • воспитание умения бороться и выживать в экстремальных ситуациях;
  • знакомство учащихся с примерами нравственной позиции других людей, их умением выживать в трудных ситуациях;
  • воспитание интереса учащихся к самим себе, желание самосовершенствования;
  • формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.
  • Формы работы:
  • тематические классные часы по этике и этикету;
  • театральные и кинопросмотры;
  • экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами поселка, области;
  • дискуссии по нравственной тематике;
  • поисковая работы по пополнению исторических материалов музея;
  • шефская работа в детских домах, домах престарелых;
  • изучение нравственного наследия писателей и поэтов страны;
  • организация цикла нравственных бесед;
  • праздничные поздравления одноклассников, педагогов, конкурсы;
  • школа вежливых наук.
  • — досуг;
  • Цель работы классного руководителя – создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости, развитие интереса к внеклассной деятельности.
  • Задачи:
  • создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочной деятельности;
  • использование нестандартных творческих форм внеклассной работы с учетов возрастных особенностей учащихся;
  • просвещение и консультация учащихся в выборе кружков, клубов, секций;
  • демонстрация достижений, результатов, способностей учащихся в досуговой деятельности родителям, педагогам, сверстникам;
  • развитие способностей адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к своим достижениям.
  • Виды деятельности:
  • изучение потребностей, интересов и желаний ребят в организации и проведении внеклассных мероприятий;
  • предоставление учащимся возможности самостоятельного и совместного планирования жизни класса во внеурочной деятельности и ответственности за его выполнение;
  • изучение отношения учащихся к деятельности внеклассных учреждений и результативности участия в них;
  • предоставление родителям информации об участии ребенка в жизни класса, демонстрация достижений учащихся;
  • стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни класса.
  • Формы работы:
  • празднование памятных дат в жизни учащихся;
  • празднование памятных дат календаря;
  • посещение театров, музеев, выставок, библиотек;
  • театрализованные представления;
  • школьные вечера;
  • конкурсы, марафоны.
  • — гражданин (гражданско-патриотическое воспитание);

Цель работы кл. рук. – формирование у учащихся знаний о праве, правовых нормах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих осознанного выбора поведения и ответственности за него.

  1. Задачи:
  2. формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
  3. формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей;
  4. обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования.
  5. Виды деятельности:
  6. изучение правовых норм государства, законов и формирование у учащихся ответственного отношения к ним;
  7. организация внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;
  8. сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;
  9. формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости.
  10. Формы работы:
  11. тематические классные часы;
  12. встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
  13. конкурсы, викторины по правовой тематики;
  14. праздники получения паспорта, дня Конституции;
  15. игры, дебаты, дискуссии на тему «Я имею право на …».
  16. — семья

Цель работы кл. рук. – максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

  • Задачи:
  • организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
  • организация психолого-педагогического просвещения родителей через родительские собрания, тематические и индивидуальные консультации, беседы;
  • создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов детей и родителей;
  • организация просвещения родителей по вопросам воспитания детей;
  • создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель-ученик-родитель».
  • Виды деятельности:
  • сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями;
  • изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка;
  • поощрение родителей, участвующих в жизни класса.
  • Формы работы:
  • тематические классные часы, посвященные семейным корням: «История создания моей семьи», «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях», «Памятные даты моей семьи» и др.;
  • классные праздники с участием родителей, дедушек, бабушек;
  • праздники, посвященные красным датам календаря, школы;
  • индивидуальные и групповые беседы с детьми и родителями;
  • походы выходного дня, экскурсии совместно с родителями;
  • дня творчества, дня открытых дверей.
  • Формы взаимодействия классных руководителей с родителями
  • — классное собрание;
  • — классные часы с приглашением родителей;
  • — приглашение родителей на открытые уроки;
  • — праздники знаний и творчества;
  • — привлечение родителей к оформлению классной комнаты;
  • — совместный трудовой десант по благоустройству и озеленению школы и пришкольной территории;
  • — совместные праздники, походы, экскурсионные поездки, просмотр и обсуждение фильмов и спектаклей, соревнования.
  • Родительский комитет класса
Читайте также:  Параметры работ и восприятие содержания - справочник студента

Огромную роль в сотрудничестве родителей учеников и классного руководителя играет родительский комитет класса. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.

Хорошо организованный родительский комитет может выполнять в классе различные функции:

помощь в организации учебно-воспитательного процесса. Родительский комитет может взять на себя организацию конкурсов на лучший дневник, тетрадь; рейдов – проверок бережного отношения учащихся к своему портфелю, учебникам, письменным принадлежностям.

оказание помощи классному руководителю во внеклассной работе. Прежде всего это организация и проведение родительских уроков в классе. Родительские уроки – это возможность творчества, импровизации каждой семьи. Во время родительского урока ребята знакомятся с увлечениями семьи, узнают об интересных традициях и обычаях, развивают свой кругозор.

помочь в организации праздников, экскурсий, поездок. Без помощи родителей учителю трудно организовать посещение театров, музеев, выставок.

Польза родительского комитета в решении этого вопроса огромна, все эти мероприятия интересны не только детям, но и самим родителям – увидеть своего ребенка в непривычной обстановке, проанализировать его поведение, отношение к происходящему, просто пообщаться со своим ребенком и другими детьми.

родительский комитет может и должен внести свой вклад в работу школы с неблагополучными и проблемными семьями. Это посещения учащихся в семье, профилактические беседы, защита прав учащихся в различных инстанциях.

Родительский комитет выбирается общим собранием родителей. В ходе выборов учитываются предложения классного руководителя, инициатива самих родителей. Срок полномочий родительского комитета – один год, но если назрела острая необходимость, родительский комитет может быть переизбран в срочном порядке или может продолжить свои полномочия.

  1. Положение о родительском комитете класса
  2. Родительский комитет класса – это объединение родителей, деятельность которых направлена на всемерное содействие педагогическому коллективу учителей, работающих в классе, в организации сотрудничества семьи и школы.
  3. Родительский комитет выбирается на родительском собрании в начале учебного года сроком на один учебный год.
  4. В родительский комитет класса могут быть избраны родители любого ученика класс по их желанию или по предложению большинства участников родительского собрания класса.
  5. Председатель родительского комитета выбирается из числа избранных членов родительского комитета на первом заседании.
  6. О своей деятельности родительский комитет отчитывается перед родительским собранием.
  7. Собрание родителей вправе потребовать от родительского комитета внеочередного отчёта, если сомневается в его действиях.
  8. Родительский комитет класса участвует в заседаниях Совета школы, в школьных конференциях, встречах родительских комитетов классов со школьной администрацией.
  9. Заседания родительского комитета класса проходят 3-4 раза в учебную четверть.
  10. Принятые решения фиксируются в протоколе, который хранится у председателя родительского комитета.
  11. Положение о родительском комитете принимается на заседании родительского комитета школы или на заседании Совета школы.
  12. Родительский комитет класса обязан:
  13. помогать классному руководителю в налаживании контакта с коллективом родителей;
  14. вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми;
  15. влиять на формирование культуры родительского общения;
  16. стимулировать подвижничество и ответственность в воспитании подрастающего поколения;
  17. выступать с инициативами и предложениями по улучшению образовательно-воспитательного процесса в школе;
  18. соблюдать этические нормы в общении с учащимися, педагогами и их родителями.
  19. Родительский комитет имеет право:
  20. активно участвовать в организации образовательно-воспитательного процесса в классе;
  21. помогать классному руководителю и школе в приобретении пособий;
  22. посещать вместе с классным руководителем учащихся на дому;
  23. присутствовать на уроках и внеклассных мероприятиях;
  24. воздействовать совместно с классным руководителем на тех родителей, которые не занимаются воспитанием своих детей;
  25. проводить беседы с проблемными учащимися;
  26. поддерживать тесный контакт с правоохранительными организациями и общественными организациями в защиту прав и интересов ребёнка и семьи.

Чёткая и хорошо отлаженная работа родительского комитета приносит свои плоды. Школьники всегда рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах, гордятся участием родителей в жизни класса.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/osnovnyie-napravlieniia-raboty-klassnogho-rukovoditielia.html

Классный руководитель как организатор воспитательной работы в школе. Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Виды и формы классных часов

С момента официального утверждения в России института классных наставников в 1871 г.

в их обязанности входила организаторская деятельность (поддержание порядка на занятиях, проведение совещаний с учителями, ведение школьной документации), а также наблюдение за развитием учащихся, их изучение, воспитание уважения к законам и нравственным принципам.

Институт классных руководителей существует в отечественной школе с 1932 года, когда был принят документ, определяющий его основные функции и задачи, которые на протяжении всего периода работы школы углублялись, уточнялись, совершенствовались.

В настоящее время права и обязанности классного руководителя в соответствии с Законом РФ «Об образовании» определяются уставом общеобразовательного учреждения.

В большинстве органов управления образованием субъектов Российской Федерации действуют разработанные примерные положения о классном руководителе, которые определяют основные направления его деятельности, закрепляют права и обязанности. Классный руководитель назначается с согласия педагогического работника приказом руководителя общеобразовательного учреждения на основании решения педагогического совета. Классный руководитель (дополнительно оплачиваемая работа) — учитель — предметник (реже — другой педагогический работник), являющийся наставником учащихся одного класса.

Воспитательные функции в образовательном учреждении выполняются всеми педагогическими работниками, но главную роль в решении задач воспитания подрастающего поколения отводят классному руководителю. От успешности его работы зависит уровень воспитанности учащихся и межличностные отношения в классном коллективе.

Он — педагог — профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства.

  • Контроль за деятельностью классного руководителя осуществляет, как правило, заместитель руководителя общеобразовательного учреждения по воспитательной работе.
  • Классный руководитель – педагог, на которого приказом по образовательному учреждению возложены соответствующие обязанности по руководству классом, по организации и координации воспитательной работы с учащимися.
  • Цель его деятельности – содействие саморазвитию и самореализации учащихся в процессе их образования и социализации.

Деятельность классного руководителя в современной школе представляет собой целенаправленный педагогический процесс, осуществляемый на основе личностно ориентированного подхода к ученикам.

Работа классного руководителя — целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно — ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений. Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.

Функции кл. рук.: воспитательная, организаторская, координирующая, административная. Из данных функций вытекают и задачи.

  1. Основные задачи и содержание (направления) работы классного руководителя в классе:
  2. Содействует созданию благоприятных психолого-педагогических условий для интеллектуального, физического и духовного развития личности ребенка. Для чего:
  3. — Изучает особенности развития каждого ребенка, состояние здоровья, эмоциональное самочувствие, отражая все данные в психолого-педагогической карте.
  4. — Изучает склонности, интересы, сферу дарований ребенка, подбирая каждому определенный вид деятельности, где его может ожидать успех.
  5. — Способствует созданию благоприятной атмосферы и морально-психологического климата для каждого отдельного воспитанника в классе.
  6. — В соответствии с возрастными потребностями детей и требованиями классной жизни организует жизнедеятельность классного коллектива.
  7. — Развивает классное самоуправление, приучая детей к самоорганизации, ответственности, готовности и умению принимать жизненные решения.
  8. — Помогает воспитанникам решать проблемы, возникающие в отношениях с педагогами, товарищами, родителями, адаптироваться в коллективе, завоевать признание, занять удовлетворяющий его социальный статус среди сверстников.

— Направляет самовоспитание и саморазвитие личности ребенка. Совместно со школьным психологом организует психологическое просвещение учащихся, знакомит с правами и свободами российского гражданина.

 А также кл.рук.:

  • Организует и участвует в педагогических консилиумах (малых педсоветах) по проблемам учащихся своего класса, при необходимости посещает уроки учителей-предметников.
  •  Содействует получению дополнительного образования учащимися через систему кружков, клубов, секций, объединений, существующих в школе и по месту жительства.
  •  Содействует профессиональному самоопределению выпускника, подводит к осознанному выбору профессии.
  •  Защищает права и свободы воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в школе и на сельскохозяйственных работах в учебное время.

 Дает консультации родителям. Проводит родительские собрания, привлекает родителей к помощи школе.

 Организует питание, дежурство, коллективную уборку школы, помощь детей в ремонте школы, заполняет журнал, ведет учет посещаемости, немедленно сообщает администрации и родителям обо всех чрезвычайных происшествиях, связанных со здоровьем и жизнью детей.

 Участвует в работе педсоветов, семинаров, административных и м

Одной из основных форм воспитательной работы с учащимися является классный час. Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру.

Выделяют три основные воспитательные функции классного часа:просветительную, ориентирующую, направляющую.

Просветительная заключается в том, что классный час расширяет круг знаний учащихся из этики, эстетики, психологии — наук, не нашедших отражения в учебных программах.

Эту просветительную функцию классного часа часто называют функцией «ознакомления с миром».

Благодаря этой функции классные часы могут иметь самую разнообразную тематику, поэтому они очень интересны детям.

Ориентирующая заключается в формировании у учащихся определённых отношений к объектам окружающей действительности, в выработке у них определённой иерархии материальных и духовных ценностей. Эта функция — основная, она помогает оценивать мир.

Однако она неразрывно связана с просветительной: нельзя ученику передавать отношение к объекту мира, с которыми ученик незнаком. Чаще всего на классных часах прибегают к ознакомлению детей с тем или иным явлением жизни именно потому, что необходимо воспитать у детей определённое отношение к ним.

Иногда классный час может обладать только ориентирующей функцией, когда педагог ставит своей задачей формирование того или иного отношения. Это бывает на классных часах, когда обсуждается какое-то известное событие; такое происходит и на классных часах, на которых анализируются анкеты учащихся; к таким классным часам относится обсужден7ие статей кинофильмов и т.д.

Нужно отметить, что такой классный час проводить довольно сложно: надо предугадать возможные нюансы уже имеющихся у детей отношений и незаметно развить их в желаемом направлении.

Направляющая помогает переводить разговор о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни воспитанников. «Ознакомление» и «оценивание» мира должно завершаться «взаимодействием» с миром.

Чаще всего классный час одновременно имеет все три указанные функции: он просвещает, ориентирует, направляет.

Основные формы проведения классного часа: дискуссионные формы, формы состязательного характера, творческие формы, игровые формы, формы психологического просвещения, подвижные формы, .формы работы вне школы

Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 269;

Источник: https://studopedia.net/9_5665_klassniy-rukovoditel-kak-organizator-vospitatelnoy-raboti-v-shkole-funktsii-i-osnovnie-napravleniya-deyatelnosti-klassnogo-rukovoditelya-vidi-i-formi-klassnih-chasov.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector