Мониторинг процесса и результатов исследования — справочник студента

Наблюдение в процессе обучения как сравнительно самостоятельный этап совершает взаимосвязанные образовательную, развивающую и воспитательную функции.

Чтобы руководить педагогической системой и качеством образования требуется определенная система информации. Воссоздать ее можно, основываясь на мониторинге.

Слово «мониторинг» произошло от лат. monitor – напоминающий, наблюдающий. Сначала этот термин часто применялся в экологии и им обозначали контроль, оценку и предсказывание состояния окружающей среды в связи с экономической направленностью человека. За последний период времени данный термин получил более широкое значение.

Теперь таким словом называют регулярный контроль действий с целью обнаружения его соответствия ожидаемому результату или первоначальным доводам.

Мониторинг процесса и результатов исследования - Справочник студента

В настоящее время контроль активно используется в других науках, в том числе в педагогике и психологии.

А.С. Белкин изображает мониторинг как постоянное научно обусловленное диагностико-прогностическое наблюдение за образовательным процессом.

Э.Ф. Зеер расценивает мониторинг как процесс прослеживания положения объекта (системы или сложного явления) при помощи постоянного или периодично повторяющегося сбора сведений, которые представляют собой множество достоверных основных показателей.

Мониторингом пользуются тогда, когда в создании какого-либо процесса нужно регулярно следить за происходящими в реальной предметной среде явлениями с тем, чтобы вовлекать достижения текущих наблюдений в процесс управления.

Понятие «мониторинг» схоже с такими общенаучным педагогическим и психологическим понятиям, как «обратная связь», «рефлексия», «контроль», «аттестация». Но, по мнению Э.Ф. Зеера, все эти понятия являются единичными компонентами контроля или его отдельными случаями.

Контроль исследования

Исследователь нуждается в постоянном отслеживании процесса преобразования, объективных данных об итогах работы. Получение, отработка и изучение предоставленной информации, предоставляющие возможность исследовать, расценивать и вносить поправки в дальнейшую работу, образуют содержимое мониторинга.

Основу мониторинга представляет диагностическая система. Чтобы ее осуществить, необходим отбор критериев (обобщенных показателей).

Исходя из содержания работы образовательного учреждения или их методов, преимуществом обладают разные критерии, но, несмотря на это, есть необходимость принимать во внимание следующие признаки успешности:

  • образовательный,
  • социологический,
  • индивидуально-личностного развития,
  • воспитанности,
  • здоровья
  • психологического комфорта.

В чем же их содержание?

Образовательный критерий:

  • уровень успеваемости, прежде всего, по основным предметам и курсам, который определяется по числу отличников, одержавших победу в олимпиадах, конкурсах. Количество зачисленных абитуриентов в вузы на госбюджетные места, по успеваемости;
  • число учеников, привлеченных в творческую и исследовательскую деятельность;
  • основательность, регулярность и результативность познаний, степень усвоения деятельностью (ознакомление, повторение, алгоритмическая деятельность, творческий поиск и изменение); степень трудности поставленных задач.

Социологический критерий:

  • фактические средства независимого выбора учащегося в пределах школы (выбор преподавателя, степени и профиля обучения, самостоятельной деятельности по интересам и т.д.);
  • приспособление ученика к микросреде (коллектив, место проживания, внутри семьи); его способности выстраивать взаимоотношения в команде;
  • приспособление выпускников школы: эффективность подготовки в вузах и средних специальных учебных заведениях; адаптация к условиям социальной среды (способность к соперничеству, социальная стойкость, освоение определенного рода деятельности и достижение успехов в профессиональной деятельности и др.);
  • престижность учебного заведения в глазах родителей, руководителей производства, конкурс при поступлении в школу;
  • нарушения и отклонения (девиантное) в поведении школьников;
  • степень профессионального роста классных коллективов.

Критерий индивидуально-личностного развития:

  • ширина и постоянство интересов, общекультурное развитие, которое выявляется в баллах, взаимоотношениях, действиях.
  • оценка степени осознания, требования, эмоциональной области;
  • адекватность самооценки;
  • уровень общительности, сочувственности, соучастия, способность сопереживать и «сорадоваться», сознавать и воспринимать других людей, терпеливость и преданность;
  • степень самореализации (осуществление личностных способностей);
  • выраженность самостоятельного стиля работы и черт характера;
  • развитость понимания, творческой фантазии, образной памяти, эстетического вкуса, художественной проницательностью, творческих умений (личных качеств), устремление к гармоничности.

Критерий воспитанности:

  • сформированность гражданского правосознания, любви к родине, вселенского осознания, социальной обязательности и активности;
  • критерии сформированности нравственных целей и нравственного поступка;
  • формирование экологической культуры человека;
  • развитие терпимости, желание прийти на помощь другим людям;
  • преобладание вредных привычек;
  • факты несоответствующего нормам поведения и наличие правонарушений;
  • уровень организованности классных коллективов.

Валеологический критерий (критерий здоровья):

  • степень психического и физического состояния здоровья, формирование главных функций и систем организма по отношению к возрастной норме;
  • различные болезни (степень резистентности и общие показатели по школе);
  • разделение школьников по категориям здоровья;
  • объем и качество услуг, содействующих сбережению здоровья и лечению.

Критерий психологического комфорта:

  • уровень оптимизма, безопасности, убежденности в следующем дне, позитивного или негативного отношения к школе, окружению, учению в целом, воодушевленное состояние;
  • степень беспокойства;
  • отношение между людьми, социальное процветание.

Степень успешности, несомненно, напрямую связаны с профилем образовательного учреждения.

Мониторинг процесса и результатов исследования - Справочник студента

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/metody_issledovaniya_v_pedagogike/monitoring_processa_i_rezultatov_issledovaniya/

Как проанализировать и описать результаты практического исследования

Виды результатов практического исследования

Результаты практического исследования — конкретные значения и показатели, которые можно описать.

Например:

  • по времени фиксирования: итоговые, промежуточные, текущие;
  • по факту преднамеренности: планируемые и незапланированные;
  • по отношению к целям: соответствующие полно или частично и несоответствующие поставленным целям и задачам;
  • в зависимости от субъекта: непосредственные и опосредованные, прямые и косвенные;
  • по качеству: позитивные и негативные;
  • по степени значимости: значимые и незначимые

Разница между результатами практического исследования и выводами

Результаты объективны (указываются в практической части работы), а выводы — субъективны (описываются в заключении). Часто два этих понятия путают.

Результаты практического исследования — конкретные значения и показатели, которые получил исследователь. Это факты, которые необходимо зафиксировать.

Выводы по итогам практического исследования — это объяснение результатов, собственные размышления автора. Выводы по одному и тому же результату могут сильно различаться у разных авторов. Так как на выводы влияет мировоззрение автора, эпоха, страна в которой он живет и тд. Имея на руках точные результаты, можно изменить выводы.

Пример вывода

На основе теоретического анализа были выделены три подхода к осуществлению стратегического энергоменеджмента на промышленном предприятии: технократический, системный и инновационный.

Каждый из указанных подходов обладает своими преимуществами и ориентирован на различное использование производственно-технических и интеллектуальных ресурсов развития.

Подходы являются основой для реализации отдельных функциональных стратегий, отражающих процессы закупки энергоресурсов, их потребления по источникам и контроля энергоэффективности на всех уровнях.

Анализ результатов исследования

Анализируя результаты практического исследования, автор сравнивает их с уже имеющимися в науке. Важно учитывать тут не только итоговые результаты, но и промежуточные.

В ходе анализа могут обнаружиться ошибки или результаты, которые противоречат друг другу (объяснять эти ошибки и противоречия автор будет в выводах). Часто такое бывает, когда использовались разные методы исследования.

Выбор методов анализа результатов зависит от конкретной дисциплины:

  • статистические методы анализа;
  • описание корреляционных связей между изучаемыми переменными;
  • корреляционный, дисперсионный или факторный анализ для проверки исследовательских гипотез.

Для обработки массивных данных полевых исследований используются специальные программы — Vortex, SPSS, Statistica. Но для обработки результатов исследования в небольших работах, например, в курсовой, достаточно будет и обработки в Exsel.

Пример анализа

Для реализации подобного мероприятия необходимо предложить алгоритм выработки ключевых показателей, с помощью которых будет измеряться энергоэффективность человеческого капитала. Предложенный нами алгоритм (рисунок 3.

6) включает последовательную выработку ключевых показателей энергоэффективности с соблюдением требования сохранения качества продукта (процент извлечения, выход годного, химический состав и иные показатели качества) на выходе и сокращением удельных норм расхода ТЭР всех видов.

Практическая значимость результатов исследования

Практическая значимость — это ответ на вопрос, как можно использовать полученные результаты на практике.

Чем выше практическая значимость результатов исследования, тем выше ценность работы. У докторской диссертации практическая значимость будет выше, чем у курсовой работы.

Описание практической значимости должно быть конкретным. Нужно емко и понятно объяснить, в какой отрасли, кому и каким образом помогут результаты исследования.

У вас должны быть доказательства и аргументы, которые наглядно показывают важность и преимущества вашего исследования перед аналогичными.

И самое главное, нужно доказать, что предлагаемый вами способ действительно даст результат и решит проблему. Сделать это можно, например, проведя сравнительный анализ ситуации “до” и “после”.

Читайте также:  Дифракция фраунгофера на щели, на прямоугольном и круглом отверстиях - справочник студента

Пример практической значимости

Практическая значимость исследования подтверждается определением набора практических рекомендаций по совершенствованию внутренней системы энергетического менеджмента в части энергоанализа, планирования ресурсов и управления энергоэффективным человеческим капиталом. В работе приведены показатели эффективности, которые могут дополнить существующую систему ключевых энергоиндикаторов и выявить роль человеческого капитала предприятия в энергосбережении.

Описание результатов исследования

Научные и практические результаты исследования описывают в краткой и понятной форме в виде таблиц, графиков, диаграмм и схем.

Важно! Все результаты практического исследования описываются только в самой работе. В приложение их не выносят.

И только если размер и объем графического материала слишком большой, его выносят в приложение. А в самом тексте дают на него ссылку.

Оформление таблиц

Название таблицы пишется в начале с указанием порядкового номера,  выравнивается справа.

Мониторинг процесса и результатов исследования - Справочник студента

Обязательно нужно указать единицы измерения числовых данных. Если они общие для всей таблицы, то их указывают в заголовке (через запятую от названия или в скобках). Если в таблице встречаются разные единицы, их прописывают в заголовке нужной графы или строки

Требования к таблицам:

  1. Таблицы должны быть компактными. Лучше несколько маленьких таблиц, чем одна большая.
  2. Нумерацию указывают справа перед таблицей.
  3. Названия строк и граф должны быть емкими и без сокращений.
  4. Если отдельные графы повторяются или содержат одни и те же термины, несут одинаковый смысл, их указывают под одним заголовком.
  5. В одной графе все цифры должны быть одинаково точны. Для этого можно округлить их до целого числа или 1-2 цифры после запятой.
  6. Одна клетка таблицы должна вмещать одно число.
  7. Таблица не должна содержать пустых клеток.
  8. Если в таблице есть примечания, их набирают шрифтом по размеру на 1-2 значения меньше

Оформление графических материалов

Рисунок подписывается снизу с указанием порядкового номера, подпись и рисунок выравниваются по середине.

Мониторинг процесса и результатов исследования - Справочник студента

Любая приведенная в графических материалах информация должна быть описана в основном тексте

Требования к иллюстрациям:

  1. Название изображений, графиков и диаграмм помещают под материалом.
  2. Единицы измерения и названия смысловых осей всегда указываются.
  3. Условные обозначения обязательны.
  4. Если графический материал сопровождается большим количеством текста, его выносят в приложении. Например, анкеты, опросники, рисунки испытуемых.

Вывод

Исследование не считается завершенным, пока не описаны и не проанализированы его результаты. Результаты практического исследования — значения, которые получил и зафиксировал автор. Выводы на основе исследования — объяснение результатов автором, его собственные рассуждения.

Работа с оформленными результатами исследования готова к апробации (подтверждение результатов исследования научным сообществом). Ее автор выступает на конференциях, отдает работу рецензентам, публикует научные статьи. Это поможет выявить ошибки, поправить выводы, лучше раскрыть суть работы.

Источник: https://NauchnieStati.ru/blog/kak-proanalizirovat-i-opisat-rezultaty-prakticheskogo-issledovaniya/

Мониторинг и контроль процесса и результатов исследования

Наблюдение в образовательном процессе как сравнительно самостоятельный этап, совершает образовательную, развивающую и воспитательную функции, которые взаимосвязаны между собой.

Для управления системой образования требуется определенная система информации, которую можно воссоздать, основываясь на мониторинге.

Общее понятие мониторинга

Мониторинг – понятие, произошедшее от латинского monitor – напоминающий, наблюдающий. Изначально термин применялся преимущественно в экологии и означал контроль, оценку и предсказание состояние окружающей среды в связи с экономической направленностью человека. Спустя некоторое время он стал получать более широкое значение.

Определение 1

Сегодня понятие мониторинг означает регулярный контроль действий с целью обнаружения его соответствия ожидаемому результату или изначальным доводам.

Сегодня термин активно фигурирует и в других науках, в том числе педагогике и психологии.

А. С. Белкин полагает, что мониторинг процесса – это постоянное научно обусловленное диагностико-прогностическое наблюдение за ходом образовательной деятельности.

Другой исследователь Э. Ф. Зеер рассматривает мониторинг в качестве процесса прослеживания за положением объекта при помощи постоянного или периодически повторяющегося сбора сведений, представляющих собой достоверных базовых показателей.

Мониторинг актуален в моменты, когда в формировании какого-либо процесса необходимо регулярно осуществлять проверку происходящих явлений в реальной предметной среде для вовлечения достижений текущих наблюдений в процесс управления.

Термин «мониторинг» является родственным таким общенаучным педагогическим и психологическим понятиям, как «обратная связь», «рефлексия», «контроль», «аттестация». Однако, Зеер определил эти понятия как единичные компоненты контроля или отдельные его случаи.

Контроль исследования

Исследователю необходимо постоянно осуществлять мониторинг процесса и результатов исследования.

Добыча, систематизация и анализ информации, представляющей возможность исследовать, расценивать и вносить коррективы в дальнейшую работу образуют содержимое мониторинга, а его базу представляет диагностическая система. Для ее осуществления необходим отбор критериев.

Исходя из содержания деятельности образовательного учреждения, преимуществом могут обладать различные критерии. Однако, все равно существует необходимость принимать во внимание следующие признаки успешности:

  • Образовательный.
  • Социологический.
  • Индивидуально-личностного развития.
  • Воспитанности.
  • Здоровья.
  • Психологического комфорта.

Следует подробнее остановиться на содержании каждого из них.

Признаки успешности мониторинга образовательного процесса

Мы уже выяснили, что мониторинг, как метод исследования руководствуется несколькими критериями, которые определяют степень успешности проведенного анализа.

Образовательный

  • Степень успеваемости по базовым курсам. Он определяется количеством отличников, учеников одержавших победу в олимпиадах и конкурсах. Числом поступивших в ВУЗы на бюджетной основе.
  • Число учеников участвующих в творческой деятельности.
  • Основательность, регулярность и результативность познаний, степень усвоения деятельности и уровень сложности поставленных задач.

Социологический

  • Действительные средства беспристрастного выбора учащегося в рамках образовательного учреждения.
  • Адаптация воспитанника в микросреде, умение строить командные взаимоотношения.
  • Адаптация выпускников школы. К этому относят эффективность подготовки в высших и средне-специальных образовательных учреждениях, приспосабливаемость к условиям социума.
  • Уровень учебного заведения относительно родительского отношения и производственных управленцев, конкурс при поступлении.
  • Девиантное поведение школьников.
  • Уровень профессионального роста классных коллективов.

Индивидуально-личностного развития

  • Обширность и стабильность интересов, общекультурное развитие, выражаемое в баллах, взаимоотношениях, действиях.
  • Оценка уровня понимания, требования, эмоциональной области.
  • Объективность самооценки.
  • Степень общительности, сочувствия, соучастия, способность сопереживать и радоваться за других, воспринимать других людей как полноценную личность, преданность и терпение.
  • Степень реализации личностных способностей.
  • Выраженность самостоятельного стиля работы и черт характера.
  • Развитость понимания, творческой фантазии, образной памяти, чувства эстетики, художественной проницательности, личных творческих умений, стремление к гармонии.

Воспитанности

  • Сформированность чувства гражданственности, любви и уважения к родине, вселенского осознания, социальной ответственности и участия. 
  • Развитость нравственных целей и поступков.
  • Формирование экологической культуры.
  • Терпимость, готовность прийти на помощь окружающим.
  • Преобладание вредных привычек.
  • Степень организованности классных коллективов.

Здоровья

  • Уровень психического и физического состояния здоровья, формирование основных функций и систем организма относительно возрастных характеристик.
  • Заболевания.
  • Разграничение воспитанников по категориям здоровья.
  • Характер и уровень услуг направленных на сохранение здоровья и лечение.

Психологического комфорта

  • Уровень оптимизма, уверенность в наступающем дне, позитивного или негативного отношения к образовательному учреждению, процессу обучения в целом.
  • Степень тревожности.
  • Межличностные отношения, социальное процветание.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/metody-issledovanija-v-pedagogike/monitoring-i-kontrol-protsessa/

Статья на тему

  • Доклад
  • на тему:
  • «Мониторинг адаптации первокурсников в образовательную среду колледжа: выводы и рекомендации»
  • Подготовила: Председатель ПЦК ООД

Мазаева О.Н.

  1. Бутурлиновка 2018
  2. Одной из наиболее важных проблем в современном колледже является адаптация организма не только к учебной нагрузке, но и к резкой смене окружающей социальной и психологической среды студентов.
  3. Адаптация – это динамичный процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода, именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

Адаптация молодого человека в среднем профессиональном заведении является важным составным элементом в системе учебной деятельности. По причине того, что процесс адаптации чрезвычайно динамичен, его успех во многом зависит от целого ряда объективных и субъективных условий.

Читайте также:  Учет нераспределенной прибыли и непокрытого убытка - справочник студента

Каждый человек по-разному относится к одним и тем же событиям, а один и тот же воздействующий стимул у разных людей может вызвать различную ответную реакцию, поэтому изучение механизмов и закономерностей адаптации студента в разнообразных учебных условиях приобретает в настоящее время фундаментальное значение.

Успешная адаптация первокурсника к жизни в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как личности и как будущего специалиста.

Для эффективного решения данной проблемы изучаются: жизненные планы и интересы первокурсников; мотивы их поступления в колледж; материальная обеспеченность; трудности, которые испытывают они в первые месяцы пребывания в колледже; какие дисциплины их интересуют больше всего; как проводят свободное время; каковы самооценка и способность в сознательной регуляции своего проведения.

Работа классного руководителя группы нового набора по адаптации первокурсника продолжается весь учебный год, при этом проводятся соответствующие мероприятия.

Планируя свою работу как классного руководителя, я включаю в разделы плана воспитательной работы различные мероприятия, направленные на успешную адаптацию студентов в колледже. Такие как: «Колледж моя первая ступень взросления», «Я и моя профессия», «Я и моя группа», «Я – студент» и др.

Первокурсники получают возможность знакомиться с историей и традициями колледжа, преподавателями, студентами, со своей группой и куратором.

Наиболее значимыми и уже ставшими традиционными мероприятиями являются: игра «Мы — вместе», главной задачей которой является сплочение первокурсников; «Легкоатлетическая спартакиада», где каждому студенту дается возможность выявить и показать свои физические способности; организация праздничного концерта ко Дню Учителя – сохранение традиций колледжа;  «Алло, мы ищем таланты!», где первокурсники определяют свои интересы и творческий потенциал; празднование «Масленицы», приобщая молодое поколение к традициям русского народа; проект «Читаем вместе», целью которого служит привитие любви к чтению литературы различных жанров; участие студентов нового набора в студенческом самоуправлении.

Одним из важных моментов в процессе адаптации  является совместная  работа  куратора  групп и психологической службы колледжа.

По просьбе классного руководителя психологом проводится психологическая диагностика студентов с целью определения уровня социально-психологической адаптации первокурсников к условиям обучения в колледже, оценки уровня развития разнообразных отношений в группе, выявления коммуникативных и организаторских склонностей личности. По результатам диагностики и по мере необходимости психолог проводит индивидуальные консультации, беседы студентов по преодолению стрессовых ситуаций, эмоциональных трудностей, осуществляется помощь в улучшении межличностных отношений. Результатом такого сотрудничества и является улучшение адаптационных возможностей студентов в образовательную среду колледжа.

Результаты исследования адаптированности студентов 1 курса

Для определения степени адаптированности студентов 1 курса к колледжу, были предложены 16 суждений, по отношению к которым студенты должны выразить степень своего согласия.

В опросе приняли участие 84 студента 1 курса. Подсчёт результатов осуществлялся по двум показателям: адаптированность к учебной группе и адаптированность к учебной деятельности.

Результаты распределились следующим образом:

№П/П Группа Адаптированность к учебной группе Адаптированность к учебной деятельности
1 КС-11 12,10 11,43
2 О-11 12,00 11,53
3 О-12 12,36 11,71
4 ТЗ-11 12,29 10,47
5 ТХ-11 12,33 10,47

Максимальная оценка по каждому показателю может составлять 16 баллов, таким образом, адаптированность к учебной группе студентов 1 курса составляет 12,2 балла, адаптированность к учебной деятельности – 11,1 балла, что соответствует показателям выше среднего.

В тоже время в каждой группе есть студенты с низким уровнем адаптированности:

№П/П Группа Адаптированность к учебной группе, чел. Адаптированность к учебной деятельности, чел.
1 КС-11 3 4
2 О-11 3 2
3 О-12 1 1
4 ТЗ-11 2 6
5 ТХ-11 1 4

88,09% опрошенных студентов чувствуют себя в группе комфортно, легко находят общий язык с однокурсниками, следуют принятым в группе нормам и правилам. При необходимости они могут обратиться к однокурсникам за помощью, способны проявить активность и взять инициативу в группе на себя. Однокурсники также принимают и поддерживают их взгляды и интересы.

11,9% студентов испытывают трудности в общении с однокурсниками. Они держится в стороне, проявляют сдержанность в отношениях. Им трудно найти общий язык с однокурсниками, они не разделяет принятые в группе нормы и правила, не встречают понимания и принятия своих взглядов со стороны однокурсников, не могут обратиться к ним за помощью.

79,76% первокурсников легко осваивают учебные предметы, успешно и в срок выполняют учебные задания; при необходимости могут обратиться за помощью к преподавателю, свободно выражают свои мысли, могут проявить свою индивидуальность и способности на занятиях.

20,23% студентов с трудом осваивают учебные предметы и выполняют учебные задания; им трудно выступать на занятиях, выражать свои мысли. При необходимости они не могут задать вопрос преподавателю. По многим изучаемым предметам они нуждаются в дополнительных консультациях, не может проявить свою индивидуальность и способности на учебных занятиях.

Вывод:

В целом, работа всего педагогического коллектива колледжа в сложный адаптационный период направлена на формирование у каждого студента системы общечеловеческих ценностей, на выполнение социального заказа, на воспитание личности, востребованной обществом, а самое главное – на здоровьесбережение уже на начальном этапе обучения.

Источник: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2018/06/05/monitoring-adaptatsii-pervokursnikov-v

Лекция. Критерии успешности исследовательского поиска и мониторинг процесса и результатов исследования ( Загвязинский)

Исследователю и органам
управления совершенно необходи­мы
постоянное наблюдение за процессом
преобразования, объек­тивная информация
о результатах работы. Сбор, обработка
и ана­лиз такой информации, дающие
возможность анализировать, оце­нивать
и корректировать дальнейшую работу,
составляют содер­жание
мониторинга
.

Мониторинг – система контроля, слежения
за процессом и результатами исследования,
включает сбор, обработку и анализ
информации для коррекции, принятия
решений, улучшающих образовательный и
исследовательский процесс.

Базовой для мониторинга
выступает система Диагностики. Для ее
осуществления необходим выбор критериев
(обобщенных показателей).

В зависимости от содержания работы
образовательного учреждения или их
системы приоритет может быть отдан
разным критериям, но так или иначе, на
наш взгляд, необходимо учитывать пять
критериев: образовательный, социо­логический,
индивидуально-личностного развития,
воспитанности, здоровья и психологического
комфорта. В чем они заключа­ются?
Раскроем примерное содержание основных
компонентов Комплексного
критерия оценки качества образования
применительно к
отдельному образовательному учреждению
(школе) с указанием
показателей, т. е. фактов, позволяющих
выявить и оце­нивать эффективность
деятельности по каждому из критериев
и индикаторов — показателей, которые
можно изменять.

  • Образовательный критерий:
  • качество подготовки прежде всего по
    ведущим предметам и направлениям,
    определяемое по количеству медалистов,
    победи­телей олимпиад, конкурсов,
    числу поступивших в вузы на гос-бюджетные
    места, по успеваемости;
  • количество учащихся, вовлеченных в
    творческую и исследо­вательскую
    деятельность;
  • глубина, систематичность и действенность
    знаний, уровень овладения деятельностью
    (узнавание, воспроизведение, алгорит­мическая
    деятельность, творческий поиск и
    преобразование); уро­вень сложности
    решаемых задач.
  • Социологический критерий:

реальные возможности свободного выбора
школьника в рам­ках школы (выбор
учителя, уровня и профиля обучения,
внекласс­ных занятий по интересам и
т.д.);

  1. адаптация школьника к микросреде
    (школьной, по месту жи­тельства,
    семейной); его умение строить отношения
    в коллективе;
  2. адаптация выпускников школы: успешность
    обучения в вузах и средних специальных
    учебных заведениях; приспособление к
    ус­ловиям социальной среды
    (конкурентоспособность, социальная
    устойчивость, овладение профессией и
    успешность профессио­нальной
    деятельности и др.);
  3. престиж школы в глазах родителей,
    руководителей производ­ства, конкурс
    при поступлении в школу;
  4. правонарушения и отклоняющееся
    (девиантное) поведение школьников;
  5. уровень развития классных коллективов.

Критерий индивидуально-личностного развития:

  • широта и устойчивость интересов,
    общекультурный кругозор, проявляющийся
    в оценках, отношениях, поступках;
  • характеристика уровня мышления, воли,
    эмоциональной сферы;
  • адекватность самооценки;

степень контактности, отзывчивости,
соучастия, умения сопе­реживать и
«сорадоваться» (А. Г. Асмолов), понимать
и принимать других людей, терпимость и
лояльность;

  1. степень самореализации (реализации
    индивидуальных возмож­ностей);
  2. выраженность индивидуального стиля
    деятельности и черт ха­рактера;
  3. развитость восприятия, воображения,
    образной памяти, эсте­тического вкуса,
    художественной интуиции, творческих
    способ­ностей (креативность,
    «творческость»), стремление к гармонии.
  4. Критерий воспитанности:
  5. сформированность гражданского
    правосознания, патриотизма, планетарного
    мышления, социальной ответственности
    и актив­ности;
  6. степень сформированности нравственных
    идеалов и нравствен­ного поведения;
  7. развитие экологической культуры
    личности;
  8. развитие толерантности, стремления
    помогать другим людям;
  9. наличие или отсутствие вредных привычек;
  10. факты девиантного (отклоняющегося от
    норм) поведения и правонарушений;
  11. степень сплоченности классных коллективов.
  12. Валеологический критерий (критерий
    здоровья):
  13. уровень психического и физического
    здоровья, развития ос­новных функций
    и систем организма по отношению к
    возрастной норме;
  14. заболеваемость (степень резистентности
    и общие показатели по школе);
  15. распределение учащихся по группам
    здоровья;
  16. количество и качество услуг, способствующих
    здоровьесбережению и лечению.
  17. Критерий психологического комфорта:
  18. степень оптимизма, защищенности,
    уверенности в завтрашнем дне, положительного
    или отрицательного отношения к школе,
    окружающим, образованию вообще,
    эмоциональное состояние;
  19. уровень тревожности;
  20. межличностные отношения, социальное
    благополучие.
  21. Критерии успешности, конечно,
    непосредственно связаны с профилем
    образовательного учреждения. В
    экспериментальном социально-педагогическом
    центре Центрального территориального
    округа Тюмени, работающем с неблагополучными
    семьями и деть­ми «группы риска», для
    анализа и оценки результатов деятельно­сти
    определены следующие ведущие критерии
    и раскрывающие их показатели:
  22. критерии здоровья (динамика основных
    показателей здоровья и результатов
    лечебно-профилактических мероприятий:
    сомати­ческие заболевания, признаки
    повышенной нервозности, види­мая или
    продиагностированная психическая
    патология, патоло­гическое влечение
    к курению, алкоголю, наркотическим и
    ток­сическим веществам);
  23. критерий психологической комфортности
    (изменения эмоциональных проявлений,
    работоспособности, межличностных
    отно­шений, поведения и др.);
  24. критерий самостоятельности (изменения
    отношения к само­обслуживанию, выбор
    и принятие самостоятельных социально
    значимых решений, проявление инициативы
    и лидерских качеств);
  25. критерий адаптивности (изменение
    отношений в микросоциу­ме, развитие
    и проявление коммуникативных качеств,
    уровень психологической напряженности
    и др.);
  26. критерий жизненного определения (уровень
    соответствия реа­лизации прав
    несовершеннолетних действующему в РФ
    законода­тельству, социальное
    устройство несовершеннолетних; создание
    условий для обучения, воспитания и
    развития, эффективность работы по
    профессиональной ориентации и приобщению
    к тру­довой деятельности).
Читайте также:  Характеристика индивидуальности человека - справочник студента

Специфичны критерии и показатели
развития образователь­ных систем
муниципальных образований и регионов.
Они могут выделяться по основным
направлениям преобразовательной
дея­тельности или (и) по основным
проблемам.

Здесь должны найти отражение такие
показатели, как реализа­ция права
граждан на полноценное общее и
профессиональное образование, соблюдение
государственных образовательных
стан­дартов, номенклатура и качество
образовательных услуг, иннова­ционное
развитие, социальная защита детей и
педагогов, финан­сирование, развитие
материальной базы и др.

Источник: https://studfile.net/preview/7429824/page:2/

Мониторинг образовательных результатов

1. Мониторинг знаний учащихся — предназначен для формирования рейтинговой оценки знаний Основная задача – непрерывное отслеживание состояния учебного процесса, проводится через нулевой, промежуточный и итоговый срезы.

2. Мониторинг профессионального мастерства учителей.

Мониторинг знаний является одновременно диагностикой профессионального мастерства педагогов. В ходе мониторинга поступает обширная диагностическая информация о результатах учебной деятельности педагога. Для учителя диагностической инфоpмацией являются pезультаты контрольных срезов и их динамика в пpодвижении от «нулевого” pезультата к «промежуточному”, от «промежуточного” к «итоговому Работа по полученным данным напpавлена на фоpмиpование у каждого учителя объективного отношения к знаниям ученика и их оценке, на преодоление негативного отношения к конфликтным, некоммуникабельным детям, на осознание убедительности выставленной оценки для ученика, создание у него стимула к дальнейшему познанию. 3.Создание единого информационного пространства мониторинг позволяет проводить непрерывный контроль знаний учащихся и диагностику профессионального мастерства педагогов.

  • Мониторинг образовательных результатов

Более глубокий анализ результатов учебного года возможен на основе единой системы контроля знаний учащихся и диагностики профессионального мастерства педагогов, которая позволила бы всем участникам образовательного процесса получать необходимую информацию. . Одним из возможных вариантов системы контроля знаний и диагностики профессионального мастерства педагогов является мониторинг.

Временные срезы проводятся в течение всего учебного года и используют главным образом системы тестов.

1.1. Мониторинг знаний учащихся

Система мониторинга представляет собой инструментарий, предназначенный для формирования рейтинговой оценки знаний как отдельного субъекта процесса обучения, так и коллектива обучающихся в целом на определенном временном интервале. 

Основная задача мониторинга состоит в непрерывном отслеживании состояния учебного процесса. В процессе мониторинга выясняются следующие основные вопросы:

• достигается ли цель образовательного процесса; • существует ли положительная динамика в развитии учащегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований; • существуют ли предпосылки для совершенствования работы преподавателя; • соответствует ли уровень сложности учебного материала предмета возможностям обучающегося. Эта задача решается путем проведения нулевого, промежуточного и итогового срезов и анализа их результатов. Результаты срезов фиксируются с помощью рейтинговой оценки.

Анализ результатов срезов осуществляется по фиксированной схеме (прил.1). Это позволяет определить действия учителя в отношении методики преподавания, уровня учебных программ и успешности учащихся в предметной области.

Нулевой срез рекомендуется проводить в первые две недели учебного года. Его цель — определение уровня знаний учащихся в начале цикла обучения (начальное диагностирование, готовность класса к данному этапу обучения). В ходе проведения нулевого среза учитель осуществляет:

1. Прогнозирование (совместно с учениками) возможности успешного обучения на данном этапе.

2. Разработку совместно с классом схемы действий для преодоления затруднений в обучении. 3. Согласование предметных требований при переходе учебного процесса от одного предмета к другому (например, математика-физика-информатика). 4. Оценку наличия интегрированных связей в обучении. 5. Оценку методической подготовленности учителя посредством экспертной оценки результатов среза (формирование цели нулевого среза, анализ результатов, план действий и требования к индивидуальному подходу в обучении).

Нулевой срез проводится в письменной форме или c применением компьютерных технологий по заданиям, составленным учителем и согласованным с заместителем директора по учебной работе. Результаты среза, анализ с выводами и предложениями обсуждаются с учащимися и на педагогическом совете.

Организация проведения среза осуществляется учителями, ведущими уроки по предмету, и контролируется учебной службой школы. Нулевой срез проводится во всех классах в соответствии с задачами, стоящими перед школой.

Анализ результатов нулевого среза дает возможность:

• выбрать учителю адекватную методику обучения; • сформировать у учащихся установку на возможность позитивного результата обучения; • назначить дополнительные занятия для неуспевающих учащихся; • провести коррекцию учебного графика.

Целями проведения промежуточного среза являются:

• оценка успешности продвижения учащихся в предметной области; • подведение промежуточных итогов обучения.

Задачами промежуточного среза являются:

1. Оценка преподавателем успешности выбора методики обучения. 2. Корректировка учебного процесса, выбранных подходов и методов обучения. 3. Формирование рейтинговой оценки учащихся.

Промежуточный срез, как и нулевой, проводится в письменной форме или на компьютере. Результаты промежуточного среза анализируются и обсуждаются с учащимися.

Учащимся, успевающим на «отлично», предлагаются творческие работы. Это могут быть элементы НИР, изучение дополнительных разделов предметного курса или работа на свободную тему.

Цель проведения итогового среза — подведение итогов года обучения.

Задачи, решаемые при проведении итогового среза:

1. Анализ результатов обучения. 2. Оценка успешности освоения учащимися предмета. 3. Анализ действий учителя на данном этапе обучения. 4. Формирование итоговой рейтинговой оценки и заключение об успешности выполнения учащимися учебной программы.

Итоговые срезы проводятся за две недели до окончания учебного года.

Мониторинг, использующий систему срезов, предполагает свободу учащихся в выборе разноуровневых заданий и позволяет выявить: а) текущие результаты учебного процесса и возможность его корректировки,

  1. б) реальный уровень квалификации педагогических кадров, их подготовленность к решению инновационных задач. 
  2. Согласно разработанной методике, результаты срезовых работ анализируются следующим образом:

1. Для оценки динамики процесса обучения от начального диагностирования к текущему и далее к итоговому сравниваются данные по каждому классу по этим контрольным точкам в пределах установленного оценочного диапазона. 2. Для оценки прочности усвоения знаний результаты нулевого среза последующего года сравниваются с результатами итогового среза предыдущего года.

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле!

Полный текст материала Мониторинг образовательных результатов смотрите в скачиваемом файле.На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?Оставьте комментарий

Источник: https://pedsovet.su/load/247-1-0-5286

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector