Модель социотехнической системы — справочник студента

Модель социотехнической системы

Модель социотехнической системы
 [c.250]

Модель социотехнической системы, подчеркивая важность роли технологии в проектировании и перепроектировании работы, в отличие от модели обогащения характеристик работы, концентрирует
 [c.279]

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!
Рис. 6.10. Модель социотехнической системы проектирования работы Рис. 6.10. Модель социотехнической системы проектирования работы

Существуют различные модели проектирования работы. Модель построения работы исходит из того, что работа — это специализированная, закрепленная за отдельным исполнителем операция. Модель расширения масштаба работы предполагает, что работа может включать в себя несколько операций или задач. Модель ротации базируется на идее перемещения работника с одного места на другое. Модель обогащения работы предполагает, что наряду с исполнительскими функциями работник наделяется определенными правами по управлению выполнением данной работы. Модель социотехнической системы уделяет основное внимание групповой форме работы. В рамках этой модели предпринимаются попытки оптимизации отношений между социальной и технической системами.
 [c.283]

Автономность в работе Анализ работы Взаимодействие в работе Восприятие содержания работы Групповая взаимозависимость Делегирование полномочий Законченность в работе Контекст в работе Масштаб работы Метод обследования Метод структурных решений Модель социотехнической системы Модераторы Обогащение работы Общительность в работе Описание работы Отношения по работе Параметры работы Перепроектирование работы Последовательная
 [c.284]

Модель социотехнической системы, подчеркивая важность роли технологии в проектировании и перепроектировании работы, в отличие от модели обогащения характеристик работы, концентрирует внимание на групповой работе (отсюда ее приставка — «социо»).

Складывающая взаимозависимость в данном случае относится к уровню групп, а не к видам работ внутри группы, как это было типично для модели обогащения характеристик работы.

Рассматриваемая модель строится на делегировании полномочий рабочей группе как единому целому, а не каждому индивиду в отдельности.
 [c.213]

Социальная система как часть модели включает те элементы человеческого фактора в организации, которые влияют и на индивида, и на группу, и на их отношение к работе и к организации. Элементы социальной системы, изображенные на рис. 6.10, представляют собой важную часть процесса проектирования работы в целом.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Сверхпроводимость - справочник студента

Оценим за полчаса!

Так, если в организации психологический климат характеризуется недоверием, групповщиной и грубостью, то создание в такой организации самоуправляемых автономных рабочих групп не просто трудно, но и противопоказано.

Без формирования определенного уровня доверия и кооперации в отношениях внедрение социотехнической системы в этой организации невозможно.
 [c.280]

Ротация как модель проектирования работы заключается в перемещении работника с одной работы на другую и соответственно предоставлении ему возможности выполнять более разнообразные функции.

В этом смысле ротация работы очень тесно связана с рассмотренной моделью расширения масштаба работы, так как она основана на добавлении разнообразных задач в целях повышения интереса к работе. В случае, когда все работы в организации неинтересны, их ротация может мало чему помочь.

Так, например, переместив рабочего на конвейере с завинчивания болтов на бампере на завинчивание болтов на колесах, руководитель вряд ли добьется заметного эффекта.

Обычно ротация работы приносит успех, если она выступает частью более крупного перепроектирования работы в рамках таких моделей, как обогащение работы и социотехническая система, имеющих дело с качественными параметрами работы (сложность и отношения). Ротация работы также дает эффект как метод обучения и подготовки персонала, особенно находящегося на управленческих должностях.
 [c.206]

Модераторами социотехнической системы как модели проектирования работы могут быть .  [c.405]

Социотехнические системы. Данная модель проектирования работы и одновременно метод проведения изменений, ориентированный
 [c.598]

Социотехническая система. Данная модель делает акцент на взаимодействии работников в группе. Построение социотехнической системы предполагает расширение полномочий и обогащение трудового процесса всей рабочей группы, а не отдельного работника. Социальной базой данной модели являются благоприятные отношения внутри рабочей группы (доверие, взаимопомощь, кооперация и т.п.).
 [c.32]

Социотехническая модель направлена на проектирование работы таким образом, чтобы оптимизировались отношения между технической и социальной системами.

В отношении существующих промышленных предприятий применение этой модели и трудно, и дорого, так как связано с проведением довольно радикальных изменений. Эффективнее эта модель может быть применена при проектировании всех работ для создающегося предприятия.

Известны успехи использования этой модели на заводах компаний Дженерал Фуд , Дженерал Моторс , Вольво и др.
 [c.280]

На рис. 6.10 показана социотехническая модель, состоящая из трех элементов социальной системы, технологической системы и модераторов.
 [c.280]

Социотехнические подсистемы. Вы, конечно, помните, что организации — это открытые системы. Рисунок 3.8 нельзя рассматривать как адекватную, полную модель переменных, влияющих на успешность действий организации, потому что на нем показаны только внутренние переменные.

Внешние переменные, как написано в следующей главе, тоже сильно влияют на организацию. Рисунок 3.8 правильнее было бы рассматривать как модель внутренних социотехнических подсистем организации.

Внутренние переменные обычно называют социотехническими подсистемами, потому что они имеют социальный компонент (людей) и технический компонент (другие внутренние переменные).
 [c.121]

Бюрократическая организация Вертикальные связи Взаимозависимость работ Восприятие содержания работы Горизонтальные связи Делегирование полномочий Департаментизация и кооперация Дивизиональная организация Динамизм внешнего окружения Дифференциация и интеграция Доинформационное общество Иерархия и ее звенность Индивидуалистская организация Институты внешней среды Информационное общество Контекст в работе Корпоративная организация Косвенные связи Линейная Департаментизация Линейные подразделения Линейные связи Масштаб работы Масштаб управляемости Матричная Департаментизация Метод обследования Метод структурных решений Механистический тип организации Многомерная организация Модель социотехнической системы Модераторы Неформальные связи Обогащение работы Описание работы Организационная структура Органический тип организации Ориентированная на рынок организация
 [c.403]

Источник: https://economy-ru.info/info/106785/

Социотехническая система как современная форма взаимодействия человека и техники

Основные понятия:социотехническая система, система человек-машина, техника, самоорганизация.

Модель социотехнической системы - Справочник студента Долгое время в инженерной и философской мысли господствовала традиция исследования «системы человек-машина» (СЧМ). Система человек-машина (СЧМ)— сложная система, в которой человек-оператор (группа операторов) взаимодействует с техническим устройством в процессе производства материальных ценностей, управления, обработки информации и так далее. В рамках такого подхода деятельность человека либо противопоставляется машине, либо машина оказывается вне деятельности человека. Т.е. главным недостатком при проектировании системы «человек-машина» было то, что оно происходило при господстве машинно-ориентированной проектной парадигмы (проектировались только машины, без учета специфики человеческой деятельности). В дальнейшем возникла системотехническая парадигма, «оптимизационный» характер которой привел в конце концов к необходимости рассматривать человека на правах компонента системы (однако опять же, машина в этой системе имела главенствующий характер). С помощью концептуального аппарата системотехники описываются не все, но наиболее существенные для проектирования аспекты человеческой деятельности. И лишь позже пришла идея выбрать в качестве системы отсчёта не «машину» (как в системотехническом подходе), а «человека». Этот подход и характеризуется как социотехнический.

В широком смысле любая социотехническая система– это элемент техногенной среды, одна из подсистем социальной организации, которая возникает в результате взаимодействия человеческого фактора и технико-технологической базы производства.

Социотехнические системы — гетерогенные комплексы, включающие в себя как социальные, так и технические элементы, с погруженностью последних в политические, экономические, нормативно-правовые, ценностные, идеологические и иные контексты.

Данный термин был предложен в 1960 годах Эриком Тристом и Фредом Эмери, работавшими консультантами в Тавистокском институте человеческих отношений. Под данным термином принято понимать взаимодействия человека и технико-технологических факторов труда.

Современное изучение социотехнических систем не только включает в себя теоретико-методологические основы инженерной психологии, но также концентрирует новые направления в области философии науки и техники, социальной философии, информационной и социальной безопасности. Таким образом, социотехнические системы – предмет междисциплинарного познания.

Социотехническая система — одна из подсистем социальной организации, которая возникает в результате взаимодействия человеческого фактора, содержание которого составляют люди как активные субъекты, обладающие определенными биопсихосоциальными качествами, и технико-технологической базы производства.

В отличие, например, от механической формы организации производства, в которой не учитывается мотивация работников, или общинной формы, в которой организация осуществляется стихийно, социотехнические системы строятся на идее взаимодействия человека и машины. Т.е.

проектирование технических и социальных условий должно осуществляться таким образом, чтобы технологическая эффективность и гуманитарные аспекты не противоречили друг другу.

Основная цель социотехнической системы – это формирование организации на основе совместной оптимизации. Под этим подразумевается, что организация будет функционировать наилучшим образом только тогда, когда социальная и техническая системы построены так, чтобы служить потребностям друг друга.

  • Примеры социотехнических систем:
  • · электроэнергетическая система (электростанция);
  • · интеллектуальная информационная система (социальная сеть);
  • · аэропорт;
  • · транспортный мост и пр.

Все эти примеры социотехнических систем объединяет то, что они состоят из технических и физических структур, которые спроектированы с целью производства и доставки той или иной продукции или услуги.

С другой стороны, все они — социальные институты, обеспечивающие правопорядок, и специальное организационное устройство, созданное для структурирования и регулирования действий людей, вовлеченных в процесс управления технической системой.

В современном гуманитарном знании под социотехнической системой понимается, прежде всего, открытая и неравновесная система, нарушение равновесия в которой возможно вследствие самых разнообразных флуктуаций как антропогенного, так и техногенного характера.

В основе их организации лежит принцип обратной связи, придающий системе некоторую устойчивость, также можно предположить, что социотехническая система гомеостатически поддерживает не заданную извне, а свою собственную организацию.

Согласно теории аутопоэза(теория осамопостроении, самовоспроизводстве, репликации живых существ, в том числе человека, которые отличаются тем, что их организация порождает в качестве продукта их самих без разделения на производителя и продукт), цель такой системы лежит внутри системы.

  1. Структура социотехнической системы:
  2. · техническая подсистема: включает устройства, инструменты и технологии, преобразующие вход в выход способом, который улучшает экономическую эффективность организации.
  3. · социальная подсистема: включает занятых в организации служащих (знания, умения, настрой, ценностные установки, отношение к выполняемым функциям), управленческую структуру, систему поощрений.
  4. · подсистема среды (внешняя среда): включает социальные ценности, социальные и государственные институты, с которыми взаимодействует организация, другие организации, выступающие конкурентами или находящиеся в других отношениях.
  5. Специфика социотехнических систем:
  6. · органическая сплетенность производственных и социокультурных факторов и отношений;
  7. · основным процессом является не функционирование (однократное или многократное достижение заданной цели), а процесс развития;
  8. · сложность: целостность и границы такой системы задаются не только относительно ее внутренних, имманентных характеристик, но также и относительно тех систем, которые объемлют данную;

· многоуровневые образования: на каждом из уровней действуют свои специфические закономерности.

Так, те из них, которым подчиняется индивидуальная деятельность, отличаются от закономерностей групповой деятельности, хотя группы, ассоциации, сообщества существуют на материале жизнедеятельности множества индивидов.

Это, в свою очередь, определяет разнонаправленность, а зачастую и противоположность тенденций и механизмов, присущих каждому из таких уровней.

  • · высокая степень динамики социальной, технической подсистем и окружающей среды;
  • · не могут быть полностью созданы в производстве, а включают в свой состав и фрагменты материала «живой» деятельности (отдельных людей, групп, сообществ и так далее), на базе которых и складывается социальная жизнь системы;
  • · открытость, нелинейность, способность к самоорганизации;
  • · непрерывная адаптация к меняющимся внутренним и внешним условиям, непрерывное совершенствование поведения с учетом прошлого опыта;
  • · ориентация на человека: человек — субъект труда (носитель мотивов, смыслов и целей деятельности), в то время как машина — орудие труда.
  • · прогнозирование и регулирование процесса устойчивого функционирования системы с целью перехода к эксплуатации техники и повышение безопасности.

Резюме:в инженерной мысли долгое время проектирование происходило в рамках системы «человек-машина» (СЧМ), при которой деятельность человека противопоставлялась машине либо машина оказывалась вне деятельности человека, в дальнейшем в рамках системотехники стали включать человека как компонент машины.

И относительно недавно, во второй половине XX века пришла новая традиция мыслить социотехнические системы, строящиеся на идее взаимодействия человека и машины. Эти системы включают в себя три подсистемы (социальную, техническую подсистемы и окружающую среду).

Специфическими чертами социотехнических систем является их открытый, незавершенный характер, развитие, способность к самоорганизации, непрерывная адаптация, многоуровневость, ориентация на человека.

Источник: https://cyberpedia.su/15xa899.html

1.4. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СОЦИОТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Как уже отмечалось ранее, организация как социотехническая система — одна из разновидностей системных моделей организации производственного предприятия), описывающая организацию как искусственную, в основном закрытую систему.

Организация характеризуется как сложная гетерогенная[1] система и состоит как минимум  из  двух  взаимозависимых  подсистем — технико-технической (техническая организация) и социально-психологической (социальная организация), регулирующих поведение ее членов и выполняющих функцию соединения техники и человеческого компонента.

Технико-технологическая подсистема предприятия является базисной по отношению к социально-психологической подсистеме, во многом дублирующей и воспроизводящей ее контуры. Вследствие трансформации в технической организации (внедрение технических нововведений) неизбежно изменяются характер отношений между работниками, а также функции управления.

Сторонники данной модели организации выдвинули принцип адекватного соответствия между формой деятельности организации и ее техническим базисом как условия повышения эффективности организации.

Наиболее развернутое представление о строении и функционировании организации в рамках социотехнического  подхода дал Дабин P. (Dubin R.

), который рассматривал организацию как систему, обеспечивающую соединение техники с человеческим компонентом.

Он выделил четыре подсистемы организации, определяющие поведение членов организации: технико-технологическую, формальную, внеформальную, неформальную.

[1] Гетерогенный — гр. heteros — другой + genos — род, происхождение — неоднородный, состоящий из различных по своему составу частей.

• Техническая организация является основной регуляции по­ведения работников в организации.

Она фиксирует дифференциацию их статусов на основе различий между умственным и физическим, квалифицированным и неквалифицированным, творческим и испол­нительским трудом, индивидуальной ответственностью и стандарти­зацией деятельности, сложной и простой работой, долгим и кратким периодом профессиональной подготовки.

  • • Формальная организация выполняет функцию соединения технического и социального компонентов, задает общие цели и стандарты поведения работников.
  • • Внеформальная организация в рамках дозволенных форм позволяет работникам модифицировать поведение в соответствии со специфическими целями и решать творческие задачи.
  • • Неформальная организация охватывает сферу межличностных отношений и строится исключительно по принципу свободы выбора на уровне небольших групп, сформированных на основе личных симпатий.
Читайте также:  Опытная работа - справочник студента

Следует обратить внимание на то, что понятие организации как социотехнической системы связано с другим понятием — сложная организация.

Сложная организация — это модель крупных многоцелевых, многоуровневых и многопрофильных деловых (коммерческих и производственных) организаций, состоящих из нескольких относительно автономных подразделений, каждое из которых может быть рассмотрено как самостоятельная организация, и действующих в условиях неопределенности (рис. 1.4).

Модель социотехнической системы - Справочник студента

Рис. 1.4. Концепция сложной организации как открытой системы

Наиболее целостное представление о природе сложных организаций сформировано представителями ситуационного подхода.

Под такими организациями они понимали современные крупные многоэлементные коммерческие, производственные и сервисные организа­ции, действующие в ситуации высокой неопределенности и отли­чающиеся сложностью структур.

В этих концепциях сложность строения современных организаций связывается с определенными свойствами внешней среды, которая является одновременно источ­ником разнородных ресурсов и организаций, контролирующих их рас

пределение, с которыми организация сотрудничает или конкурирует.

В работах Томпсона сложные организации выступают как открытые многоэлементные системы, действующие в ситуации высокой неопределенности.

Трактовка современных деловых организаций как сложных систем основывается на выделении в них двух профессиональных групп и двух типов подразделений, противоположных по целям, характеру условий, технологиям и принципам функционирования: техническое ядро и буферные подразделения. Они различаются, прежде всего, степенью открытости к воздействиям внешней среды.

В концепции Лоуренса и Лорша представлена другая модель сложных организаций, получивших название «комплексные организации». Сложность строения и логика функционирования комплекс­ных организаций описываются посредством характеристики гетерогенности среды.

Основная идея этой концепции заключается в том, что каждое подразделение взаимодействует со своим сегментом среды и вырабатывает для этого свои методы, тех­нологию и структуру.

В конечном счете это приводит к формирова­нию трех крупных и относительно автономных образований в рам­ках единой организации: отдел развития; отдел продаж; отдел производства.

Степень дифференциации подразделений внутри данных образо­ваний пропорциональна уровню неопределенности внешней среды.

Характерной чертой таких организаций выступает проблема обеспечения интеграции и преодоления конфликта между разнородными подразделениями, при этом, чем выше уровень структурной дифференциации организации, тем больше требуется дополнительных средств для ее интеграции.

Типичным примером сложных организаций являются организации, совмещающие три обособленных типа деятельности: опытно-конструкторские разработки; производственные операции; сбыт продукции.

Каждый вид деятельности связан с функционированием относительно самостоятельных и обособленных подразделений, возглавляемых главными специалистами, и каждое подразделение использует свои технологии, тип профессионалов.

Наконец, в результате формирования представлений о сложной организации были пересмотрены положения об организации как системной целостности, возможности достижения высокого уровня баланса организации с внешней средой, внутреннего равновесия и интеграции, а также поставлена под сомнение возможность выработки единой стратегии организации, единой организационной культуры и морали и обоснованы понятия частичного организационного баланса и неустойчивого организационного равновесия между различными частями сложной организации.

Источник: http://libraryno.ru/1-4-organizaciya-kak-sociotehnicheskaya-sistema-2013_teoriya/

Социотехническая модель



  • 4
  • Оглавление
  • Введение
  • Основные модели организаций
  • Понятие и цель социотехнических систем
  • Описание социотехнической модели и её слабые стороны
  • Описание модели
  • Критичексое обсуждение модели
  • Внешняя среда организации
  • Техническая подсистема
  • Социальная система
  • Заключение
  • Список литературы

 

Введение

Любая организация находится и функционирует в среде. В менеджменте под средой организации понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование фирмы и требуют принятия управленческих решений, направленных на их управление либо на приспособление к ним.

Как известно, наука социология призвана оцени­вать состояние общественных процессов и давать прогноз на будущее, из сферы исследования проблем она должна стать инструментом их решения, прежде всего формирования человека как творца социума.

Поэтому социальные технологии рассматриваются авторами в русле инновационной социологии, теории и методологии по­знания и созидания разумного социума, который возможен на пути ноосферно-корпоративного развития человеческой цивили­зации, России, прежде всего. Социальная инноватика, рожденная как требованиями самой жизни, так и теми изменениями, кото­рые произошли в научном знании под влиянием научно-техни­ческой, управленческой, информационной революций, — суть социально-технологического знания.

Мировой опыт свидетельствует, что с помощью социальных технологий (глобальных, информационных, обучающих, внед­ренческих, человековедческих, политических и др.

) можно свое­временно разрешать социальные конфликты, снимать социаль­ное напряжение, предотвращать катастрофы, блокировать рис­ковые ситуации, принимать оптимальные управленческие реше­ния и это показывает актуальность данного вопроса.

Сущность социальных технологий может быть понята как инновационная система методов выявления и использования скрытых потенциалов социальных систем, получения общест­венно полезного результата при наименьших затратах.

Поэтому в данной работе будем рассматривать что такое социотехническая система, вопросы сущности и содер­жания в социально-технологических системе, метода познания социальной реальности, ее прогрессивного изменения в процессе социализации и накопления человеческого потенциала развития, формирования современной социально-технологической культу­ры.

Основные модели организаций

Современная теория организации рассматривает несколько моделей, содержание которых приведено в табл.1.2 и основано на классификации, предложенной профессором А.И. Пригожиным[1].

Организация, представленная механической моделью, действует как единый механизм, но она не учитывает мотивацию людей, работающих в организации. Работник рассматривается как механизм по исполнению функций, а сама организация — как инструмент решения задач.              Общинная модель функционирования организации демонстрирует ее как общность людей.

Самоуправляющаяся община построена на принципах взаимных симпатий человека и группы, групповых интересах, групповых нормах поведения, поскольку взаимодействие людей вырабатывает свои специфические связи и определяет стихийную самоорганизацию.

В подобных моделях неформальная структура малодоступна управлению, которое в большей степени ориентировано на мотивирование исполнителей.

Основные модели организации[2]

      Механическая — глубокое разделение труда в области управления; связи и функции подробно прописаны.              Работает как «часы», но не учитывает мотивацию работников.

      Общинная — организация как община (общность взаимодействующих людей). Руководитель как отец; общий досуг; совместное решение общих проблем.

      Социотехническая —               соединение технологических и социальных аспектов              Быстрое внедрение нововведений с учетом социальных изменений.

      Системная              — организация как целое, состоящее из огромного числа подсистем              Не учитывает несистемные факторы — поведение людей.

      Органическая — организация как организм, в котором есть «сердце, голова, руки, ноги» и т.д. Все должно быть уравновешено как в естественной природе.

      Бюрократическая — рационализация поведения работника и организации в целом.              Гарантии эффективности обеспечиваются через стандарты деятельности.

      Естественная — самоорганизация как ответная реакция на воздействие внешних и внутренних факторов.              Организация как специфическое социальное явление, развивающееся по своим собственным законам.

      Политическая  — управление путем согласования политики по вертикали и по горизонтали              . Переговоры и выработка согласованных действий.

      Организация как «дело» — организация как цепь взаимодействий              . Все процессы подчинены «делу».

Остановимся подробнее на социотехнической модели. Что же она из себя представляет и что включает в свое понятие? В следующем пункте данной работе постараемся найти ответы на данные вопросы.

Понятие и цель социотехнических систем

Социотехнические системы (Sociotechnical systems (STS) в дисциплине «Организационное развитие» научный подход к проектированию трудового процесса в аспекте взаимодействия человека и технико-технологических факторов труда.

В более общем смысле термин относится к изучению взаимодействия инфраструктурных элементов общества, предметных реализаций социума, с одной стороны, и человеческого поведения, с другой стороны. Общество, социальные институты и их подструктуры также могут рассматриваться как сложные социотехнические системы.

Термин предложен в 1960 годах Эриком Тристом (Eric Trist) и Фредом Эмери (Fred Emery), работавшими консультантами в Тавистокском институте человеческих отношений.

Концепция социотехнических систем в противоположность теориям технологического детерминизма, утверждавшим одностороннее воздействие технологии на человека в процессе выполнения им трудовых операций, основывается на идее взаимодействия человека и машины. Проектирование технических и социальных условий должно осуществляться таким образом, чтобы технологическая эффективность и гуманитарные аспекты не противоречили друг другу.

  1. Социотехническая система образована следующими подсистемами:
  2.                     Техническая подсистема включает устройства, инструменты и технологии преобразующие вход в выход, способом который улучшает экономическую эффективность организации.
  3.                     Социальная подсистема включает занятых в организации служащих (знания, умения, настрой, ценностные установки, отношение к выполняемым функциям), управленческую структуру, систему поощрений.

                    Если анализировать организацию в более широком контексте, тогда в качестве факторов должны учитываться связи организации с окружающей средой — подсистема среды. Последняя включает социальные ценности, социальные и государственные институты с которыми взаимодействует организация, другие организации выступающие конкурентами или находящиеся в других отношениях.

Цель — достичь высокой эффективности функционирования организации возможно оптимизируя ее подсистемы и их взаимодействие — гармонизируя их работу.

Вывод: социотехническая модель организации основана на взаимозависимости внутригрупповых связей от технологии производства, равно как и на влиянии на производительность труда отношений в группе.

Данная модель как бы сочетает в себе общинную и техническую составляющую организации, что позволяет оперативно внедрять изменения в организации, поскольку наряду с техническими изменениями предусматриваются и учитываются изменения социальные.

Но при всей кажущейся заданности, организации имеют собственную логику развития, направленную на преодоление противоречий между планомерностью и спонтанностью, индивидуальным и общим, разделением и объединением.

Описание социотехнической модели и её слабые стороны

Описание модели

В рамках научного учения о конструировании была попытка Хубки преодолеть ограниченность научно-технического типа модели с помощью расширения его рамок.

Так как он явно исходит из социальной постановки цели и особенно ясно подчеркивает человеческое участие в техническом процессе, его концепция должна быть причислена к социотехническому типу моделей, хотя сам он не использует этого обозначения.

Исходным пунктом построения модели является здесь не искусственный предмет, соответствующий определенной цели, а процесс преобразования, который оформляется человеком, чтобы изменить существующее состояние мира для удовлетворения человеческих потребностей.

Существует процесс преобразования, который моделируется сначала как система. Состояния, которые проходит преобразование, называются в модели операндами. Преобразование осуществляется благодаря тому, что различные операторы влияют на операнды. Они подразделяются на три класса и в то же время представляют собой систему.

Это — человек, техническая система и действующее окружение. В этом месте построения модели появляется также техническая система, но лишь как часть общей модели.

Впрочем, Хубка присоединяет пока к этой части модели научно-технический тип модели, так как он описывает систему операторов входных и выходных величин классов материи, энергии и информации. Существуют выходные величины системы операторов, которые влияют на систему преобразований и приводят к изменению операндов.

Как правило, преобразование не осуществляется за один единственный шаг, а составляется из конечного числа частичных операций, чьи связи строят структуру преобразовательной системы.

Критичексое обсуждение модели

Преимущества модели Хубки в том, что фактически преодолевается ограниченность научно-технического типа модели. То, что в этом типе модели вызывало вышеупомянутые возражения, практически не касается модели Хубки, так что здесь нет необходимости повторять эти положения в позитивном ключе.

Зато возникают возражения теоретико-модельного характера. В то время как научно-технический тип модели является непротиворечивым, но недостаточно представительным, в модели Хубки, напротив, хотя она отображает техническую практику представительным образом, логическая и системно-теоретическая непротиворечивость оставляет желать лучшего.

Это заключается прежде всего в том, что Хубка считает необходимым выводить два формально различных системных типа, преобразовательную систему и систему операторов, и для обоих типов систем терминологически различать то, что системно-теоретически является одним и тем же.

Так, входные и выходные переменные называются в преобразовательной системе операндами, в технической же системе — входами и выходами; связь между входными и выходными переменными именуется в преобразовательной системе процессом, а в технической системе — функцией. Между тем, для технической системы Хубка употребляет общепризнанное разделения на вещество, энергию и информацию.

Для преобразовательной системы, напротив, он не дает никакой далеко идущей классификации операндов, хотя названное разделение может оказаться также целесообразным и здесь.

Однако, прежде всего Хубка просмотрел, что он без всякой нужды, так сказать, удвоил свою модель. Ведь в действительности частичные операции процесса преобразований идентичны функциям человека или технической системы или же интегрированной социотехнической системы.

Рассматривая, например, систему преобразований для нагрева здания, можно, таким образом, идентифицировать частичную операцию превращения химической энергии в тепловую и передачи тепловой энергии в отдельных помещениях. Точно так же, однако, это — функции технической системы топливного устройства и сети трубопроводов.

То же самое относится к участию человека: дальнейшая частичная операция рассматриваемой системы преобразований, поддержания заданной величины температуры, идентична соответствующей функции системы операторов человека.

Впрочем, существует также несовместимость между основной моделью, где человек и техническая система устанавливаются как отдельные системы, и более поздним модельным представлением, где теперь оба оператора интегрируются в одной закрытой человеко-машинной системе.

Несогласующееся удваивание социотехнических моделей очевидно объясняется тем, что, хотя Хубка видит очертания теоретической проблемы, все таки она еще не разработана модельно-теоретически с достаточной тщательностью.

Дело заключается в теоретически и практически чрезвычайно важной проблеме, которая — как обозначает ее теория организаций — состоит в соотношении между анализом и синтезом задачи. Прежде всего дело заключается в мысленно-абстрактной дефиниции общей задачи и ее расчленения на подзадачи. Это то самое, что Хубка моделирует в системе преобразований.

Синтез задачи состоит в следующем — определять для подзадач по мере надобности конкретно эмпирические носители задачи. В качестве такового носителя задачи у Хубки оказывается система операторов. Система преобразований и система операторов являются, следовательно, лишь двумя сторонами одной и той же модели.

Вследствие наличия их тесных теоретических и практических взаимоотношений рекомендуется отказаться от этого модельно-теоретического дуализма и вместо них установить одну непротиворечивую системную модель, которая, однако, разделяет преимущество репрезентативности с моделью Хубки.

Внешняя среда организации

Все системы имеют вход, трансформационный процесс и выход. Они получают сырье, энергию, информацию, другие ресурсы и преобразуют их в товары и услуги, прибыль, отходы и т.п. Открытые системы имеют, однако, некоторые специфические черты.

Одна из таких черт — это признание взаимозависимости между системой и внешней средой. Существует граница, которая отделяет систему от ее окружения. Изменения во внешней среде влияют на один или несколько атрибутов системы, и наоборот, изменения в системе воздействуют на окружение.

Внешняя среда организации схематично представлена на рис.1

Источник: https://www.turboreferat.ru/sociology/sociotehnicheskaya-model/174107-872099-page1.html

Системотехническое и социотехнического проектирования

Cоциотехническое проектирование

Социотехническое проектирование – это проектирование без прототипов; оно ориентировано на реализацию идеалов, формирующихся в теоретической сфере или в культуре в целом.

Его можно охарактеризовать как особое проектное движение, состоящее из различных видов деятельности: производственной, эксплутационной, традиционного проектирования и т. п. Проектирование тесно переплетается с управлением, программированием, прогнозированием и организационной деятельностью.

Если рассмотреть основные проблемы социотехнического проектирования на примере библиотечного дела, то там особенно остро стоит задача внедрения, когда отдельные стадии реализации проектов уточняются на основе опыта функционирования уже выполненных на предыдущих стадиях блоков проектируемой системы.

В связи с этим возникает сложная проблема организации и реорганизации самой проектной деятельности, процесса (точнее, цикла) проектирования.

Данную функцию выполняет методология проектирования, которая обеспечивает связь проектирования с другими сферами (например, формированием фондов и библиотечным обслуживанием), учитывая динамику каждой из этих сфер.

Системотехническое проектирование

Во второй половине XX в. наряду с прогрессирующей дифференциацией инженерной деятельности по различным её отраслям и видам нарастает процесс её интеграции.

А для осуществления такой интеграции требуются особые специалисты – инженеры- системотехники.

Анализ системотехнической деятельности показывает, что она неоднородна и включает в себя различные виды инженерных разработок и научных исследований. В неё оказываются вовлечёнными многие отраслевые и

академические институты; над одними и теми же проектами трудятся специалисты самых различных областей науки и техники. В силу этого координация всех аспектов системотехнической деятельности оказывается нетривиальной научной, инженерной и организационной задачей.

Системотехническая деятельность представляет собой комплексный вид деятельности, включающий большое число исполнителей и функций. Целью её является создание больших технических систем и в связи с этим – организация всех работ и специалистов, привлечённых к этой разработке.

Каждую научную дисциплину, участвующую в создании сложной технической системы, фактически представляет тот или иной специалист как член бригады проектировщиков. Большинство или все члены такой бригады должны быть «учёными-универсалистами».

Читайте также:  Метод самонаблюдения - справочник студента

Задача инженера-системотехника состоит в организации различных специалистов при проектировании системы. Можно выделить «горизонтальную» и «вертикальную» структуры системотехнической деятельности.

Эти структуры отражают существующую в системотехнике связь работ и специалистов: первая соответствует типам компонентов и аспектов системы (создание машинных блоков, проектирование «плоскости соприкосновения» человека и машины, разработка экономических, организационных и социальных аспектов системы и т.п.

), вторая соответствует общей последовательности работ системотехнической деятельности (инженерное исследование). В качестве важнейших компонентов системотехнической деятельности выделяются также методическая деятельность и научно-техническая координация.

Естественные социальные и гуманитарные науки

Естественные науки

Естественные, или природные («естество» — природа), науки— это раздел науки, отвечающий за изучение всех внешних по отношению к человечеству, природных явлений. Возникновение всех естественных наук связано с изучением и применением натурализма к научным исследованиям.

Основные принципы натурализма и естественных наук ставят перед собой цель изучать и применять все законы природы, не внося в них законы, которые вносятся человеком, а именно — исключая произвол человеческой воли.

Само понятие о естественных науках и исследованиях введено для их размежевания гуманитарными и социальными науками.

Со времени общее направление всего естествознания разделилось на разнообразные научные направления. Естественные дисциплины являются обязательными к изучению на начальном, среднем уровнях во всех средних учебных заведениях. Более глубокие знания в естественных науках можно получить в высших учебных заведениях.

Социальные науки

Социальные науки — это определенная группа дисциплин, пытающиеся дать определение и изучают абсолютно все аспекты сущности и бытия человека в его общественной деятельности и социуме.

Социальные науки отличаются от искусства тем, что используют проверенный научный метод и всевозможные научные стандарты и факторы, которые дают объяснения в исследовании человечества и его поведения, включая качественные и количественные научные методы изучения социальных факторов.

Социальные науки, в учении и объективных и межсубъективных или структурных аспектах общества и социума, часто упоминают как гуманитарные науки.

Общественные или социальные науки изучают разнообразные стороны жизни человека. Также, данный термин применяют в единственном числе и смысле обществоведения, и в этом случае он является синонимом социологии и всех социальных дисциплин.

Очень близко с социальными науками находятся гуманитарные науки, которые изучают духовную и моральную сторону жизни человека в социуме. Самой старой из с оциальных наук, как правило, считают политику.Социальные дисциплины имеют большое сходство с гуманитарными науками, но исследуют немного разные факторы познания человечества.

Гуманитарные науки

Гуманитарные науки – перечень научных дисциплины, которые пытаются изучить человека в сфере его общественной, духовной, культурной, умственной, нравственной деятельности.

По объекту, методология предмета изучения гуманитарных наук часто пересекаются или отождествляются с социальными науками, при этом противопоставляясь всем естественным и точным наукам, основываясь на критериях метода и предмета.

К ключевым направлениям развития гуманитарных наук можно отнести:

1) Лингвистика – гуманитарная наука, изучающая языки.2) Литературоведение — гуманитарная наука, старающаяся понять всю художественную литературу как общее явление человеческой культуры за весь период ее существования.3) Музееведение4) Педагогика – гуманитарная наука о обучении, образовании и воспитании человека.

5) Право – один из видов «рычагов» регуляции общественных отношений 6) Философия – гуманитарная дисциплина, которая изучает самые общие существенные характеристики и основательные (фундаментальные) принципы бытия и реальности познания; 7) Эстетика – изучение эстетического восприятия мира человеком, его действительность, его законы и нормы, его формы и типы; 8) Этика – подразумевает собой философское исследование нравственности и морали гуманитарных отношений в обществе.

Стоит отметить, что гуманитарные науки, зачастую, не дают достоверных факторов, относительно тех или иных действий человека в социуме. Гуманитарные науки лишь исследуют причины и факторы совершением человека некоторых действий, с помощью которых можно сформулировать его дальнейшее поведение.

Источник: https://megaobuchalka.ru/10/12369.html

Система социотехническая

СИСТЕМА СОЦИОТЕХНИЧЕСКАЯ — одна из подсистем социальной организации предприятия, образующаяся на линии взаимодействия человеческого фактора производства и его технико-технологической базы. В наиболее типичном виде представляет собой систему рабочих мест, в которой человек выступает как рабочая сила, как элемент технологического процесса, как оператор станков, приборов и т.д.

Его связи с другими работниками в подсистеме строятся по логике технической организации, а трудовое поведение обусловлено режимом работы механизмов. Однако возникающая при этом производственная связь носит уже социальный характер, так как она соединяет людей, ставит работу одного в зависимость от работы других, вызывает трудовое общение.

Под технической организацией понимается совокупность материально-технических средств и процессов, образующих единый комплекс в социально-производственной системе. Она включает в себя следующие элементы: физическую, материальную среду (помещение, планировка, некоторые санитарно-гигиенические условия и др.); средства труда (станки, приборы, энергия и др.

); технологический процесс (последовательность операций, производственный режим, ритмичность и т.п.).

Техническая организация составляет материальную основу функционирования социальной организации, является средством реализации ее целей. Однако значение технической организации в жизни социальной организации в целом отнюдь не сводится к ее производительной функции.

В производственных организациях она в значительной мере определяет статусно-ролевую структуру. Это проявляется, например, в разделении труда, при котором технологические требования играют решающую роль.

Последовательность производственных операций вызывает разделение социального состава организации на ряд специализированных подразделений (цехов), оснащенность средствами труда и уровень их развития определенное наличие тех или иных служб; многочисленность различных функций и групп, связанных с обслуживанием производственного процесса, требует выделения особой сферы труда по координации и управлению. От технической организации в большой мере зависит также профессионально-квалификационный состав коллектива предприятия. Это прежде всего определяется уровнем технической оснащенности, сложностью технологического процесса, масштабами производства. Из низкой развитости технической организации вытекают наличие малоквалифицированного, ручного и физически тяжелого труда, требования к повышению социального образования и культурно-технического уровня работников. Именно развитие техники вызывает появление в сфере производства новых профессий (программисты, инженеры по ЭВМ), привлечение специалистов из других сфер знания (психологи, художники-конструкторы). Технические условия накладывают отпечаток и на некоторые демографические характеристики контингента работников на преобладание, например, «чисто» мужских или женских профессий. Кроме того, техническая организация во многом влияет на характер труда, содержание деятельности различных работников. Такие показатели, как монотонность, сложность, трудоемкость, ритмичность, использование интеллектуальных способностей в значительной степени определяются технической природой труда.

Естественно, что на функционирование организации в той или иной степени влияют и такие элементы технической организации, как конструкция и планировка помещений, освещение, вентиляция, окраска интерьера и т.д.

С этим связано интенсивное развитие в последние годы технической эстетики, дизайна с целью наиболее целесообразного приспособления окружающей человека на производстве предметной среды к физиологическим и психологическим особенностям людей.

Главным же социально-управленческим следствием технической организации является необходимость централизации. Наличие именно этого организационного комплекса вызывает появление основных элементов единой социальной организации.

Почти каждая отдельная деталь сложного технологического процесса требует выделения в организации специальной функции. Операциональная взаимозависимость двух производственных узлов образует функциональную связь. Совокупность связанных фаз производства находит свое выражение в создании организационных подразделений и т.д.

Но множественность, расчлененность и вместе с тем единство технологических циклов порождает необходимость в ритмичном и последовательном движении всего технологического процесса, а значит, и в специфической функции по координации, управлению.

Эта функция начинается с объединения элементарных производственных задач и выделения технология звеньев; возникает потребность в новом объединении уже на более высоком уровне и т.д.; наконец, процесс замыкается в общий производственный цикл и объединения каждого уровня сводятся в иерархическую пирамиду с единым центром.

Иначе говоря, технологический процесс является той объективной основой, на которой возникает организация формальная предприятия. Централизованный принцип ее построения выступает как следствие ее технологической основы.

А отсюда и такие продукты централизации, как принципы единоначалия, ранговых различий, руководства — подчинения, закрепляющие возникающую в этих условиях систему авторитетов. Авторитет и власть на производстве в своем формально-организационном выражении является необходимым следствием авторитета и власти техники.

Таким образом, составляя материальную основу человеческих трудовых отношений на производстве, техническая организация в значительной степени определяет социальную организацию производства.

А.И. Пригожин

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 419-421.

Литература:

Преобразование предприятий / Под ред. Дж. Лоуга, С. Плеханова, Дж. Симмонса. М., 1997; Медынский В.Г., Ильдеменов С.В. Реинжиниринг инновационного предпринимательства. М., 1999; Пригожин А.И. Методы развития организаций. М., 2003; Он же. Дезорганизация. Причины, виды, преодоления. М., 2007.

Источник: http://ponjatija.ru/node/10759

Электронный научный журнал Международный студенческий научный вестник ISSN 2409-529X

1 Паутов В.С. 1 Терентьева И.Н. 1 1 Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева Дзержинский политехнический институт
Концепция «мегамашины» Л. Мэмфорда предложена как инструментарий исследования современной техногенной цивилизации, производственных организаций и отдельных технических устройств в социотехнической системе.

На макро и микро-уровнях описана устойчивая противоречивая тенденция в развитии техники: раскрытие новых материальных и творческих возможностей для человека сочетается с подчинением человека машине, а расширение господства и повышение эффективности идет в ущерб смысложизненным ценностям.

Сделаны выводы о необходимости знакомства с эволюцией социотехнических систем в рамках социально-гуманитарной подготовки инженера и о перспективности системного подхода с учетом особенностей «западного» и «восточного» миропонимания. Замена техники «авторитарной» техникой «демократической» (по Л.

 Мэмфорду), в связи с новыми формами организации и стимулами их разработки, отнесена к перспективным направлениям философского изучения техники.

«демократическая» техника.
1. Андреев А.Л. Технонаука // Философия науки и техники. 2011. Вып. 16. С.200–218.
2. Михайлова Т.Л.

Новая системная парадигма как методологическая основа управления социальными и информационно-коммуникативными системами // Вестник НГТУ им. Р.Е.Алексеева. Серия: Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии. 2009. № 1. С. 6–20.
3. Мэмфорд Л. Миф машины. Два вида техники [Электронный ресурс] URL: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/3115/3126
4. Пригожин А.И. Система социотехническая [Электронный ресурс] URL: http://ponjatija.ru/node/10759
5. Терентьева И.Н.  Социология: учебное пособие для студентов вузов / Н. Новгород: НГТУ, 2010. 117 c.

В современном обсуждении проблем взаимодействия человека с техникой мнения группируются вокруг двух полюсов: 1) техника открывает все новые и новые, материальные и творческие возможности для человека и 2) техника – это угроза обезличивания и подчинения человека машине. Использование техники всегда связано с социумом. Именно в социуме, например, возникают «мегамашина», создается техника «демократическая» и техника «авторитарная» [3]. Современное производственное использование техники всегда связано с социотехническими системами [4]. Объектом работы выступает концепция «мегамашины» Л.Мэмфорда – как модель самой крупной социотехнической системы. На примере описания отдельного технического устройства мы попытаемся выявить социальное и антропологическое значение современной техники, такова цель нашей работы.

Большую часть своего труда Л.Мэмфорд посвятил исторической ретроспективе, поэтапно описав процесс, в ходе которого, по его мнению, человечество становится жертвой своего творения – Мегамашины, социотехнической системы, построенной на жесткой иерархии [3], нового субъекта технического развития.

На протяжении длительного времени целями данной системы является экономическая экспансия и военное превосходство.

В процессе бесконечного наращивания материальных благ, а затем и гонки за покорение все новых научных и технических высот, Мегамашина подчиняет себе все большие человеческие ресурсы и берет практически безграничный контроль над сферами человеческой деятельности. Что изменилось сейчас и есть ли перспективы в будущем?

В процессе развития Мегамашины создает необходимые ей социотехнические системы более низкого уровня.

Эти подсистемы социальной организации, к примеру, на предприятии образуются на линии взаимодействия человеческого фактора производства и его технико-технологической базы.

Таким образом, происходит образование технической организации, включающей в себя три группы элементов: физическую, материальную среду; средства труда; технологический процесс.

Нарастающее влияние техники выражается в том, что связи между людьми становятся подконтрольными технической организации, а трудовое поведение обуславливается режимом работы механизмов.

Техническая организация, составляя материальную основу человеческих трудовых отношений на производстве, в значительной степени определяет социальную организацию производства.

Таким образом, человек приобретает подчиненное положение по отношению к функционирующим механизмам.

В ходе разрастания, Мегамашина нередко «заставляет» человека работать в условиях опасных для жизни, например, в местах с содержанием в воздухе большого количества вредных примесей. Но чтобы не лишаться понапрасну человеческих ресурсов и для повышения эффективности работы, Мегамашина стимулирует изобретение средств защиты.

Ярким примером могут служить твердотельные газоаналитические сенсоры, используемые для контроля параметров газовых сред (предмет профессиональной работы одного из авторов).

Эти сенсоры могут быть использованы для обнаружения и определения концентраций горючих и токсичных газов в рабочей среде (горнодобывающей, нефтеперерабатывающей, химической отраслях промышленности, экологии и других отраслях деятельности).

Они могут обнаруживать большое число газов и характеризуются многими техническими параметрами, которые для каждого газа и сенсора будут индивидуальными. Изучение этих характеристик предполагает проведение большого числа экспериментальных исследований.

Для ускорения их проведения используются специализированные исследовательские стенды, которые позволяют определить статические/динамические свойства сенсоров, а так же провести их ресурсные испытания. Таким образом, эти стенды имеют большое значение при разработке этих газоаналитических сенсоров (при подборе компонентов, материалов и т.д.).

Это делается с целью контроля параметров газовой среды, в которой работает человек. Таким образом, производится защита Мегамашиной своих человеческих ресурсов и достигается максимальная эффективность их использования. В плане технической организации перед нами существенное улучшение. Но этот пример – по-прежнему пример сбережения ресурсов в прежней системе координат, пример действия прежнего субъекта, с прежними, техногенными целями и средствами.

Итак, общий вывод неутешителен: фактически субъектность остается за Мегамашиной.

Технический прогресс она по-прежнему направляет только на расширение господства и, в крайнем случае, на экономию дефицитных ресурсов, слабо ориентируясь на «конечные цели» или смысложизненные ценности. Такое направление прогресса и состояние «техногенной» цивилизации философами техники оценивается как угрожающее.

Чтобы осмыслить и оценить перспективы цивилизации, следует учесть, что, во-первых, включение человека в «мегамашину» и подчинение технике произошло в ходе длительного противостояние природе и попытках освоить ее, подчинить природу целям человека.

Соответственно, в поисках выхода из порабощающей зависимости от социальной машины требуется изменение ценностей и целей, изменение отношения к человеку и природе, т.е. решение мировоззренческих задач.

Теперь понятно, что знакомство с эволюцией социотехнических систем настоятельно необходимо для будущих инженеров, и профессиональное значение социальных и гуманитарных курсов уже отмечено отечественными исследователями техники [1, с. 208].

Перспективной методологией исследования взаимоотношений человека и техники был и остается системный подход. Но для такого исследования, имеющего мировоззренческий характер, уже мало общих указаний на принципы системного подхода [5, с. 6–7].

Необходимо более глубокое знакомство с системной парадигмой в ее развитии, с учетом необходимости «нового, нетрадиционного миропонимания, которое имеет немало общего с трактовкой единства мира в философии Востока», когда природу перестают воспринимать только объектом «технического распоряжения», а во взаимодействии с ней переходят от эксплуатации к интеракции [2, с. 13]. Наконец, вслед за Л. Мэмфордом, можно заключить, что не искоренение техники или полное «искоренение» труда посредством автоматизации может избавить человека от «проклятья труда» и вывести его на свободу. Это может сделать техника «демократическая», действительно подвластная человеку, помогающая задействовать «все струны человеческого ума» [3] и снимающая противоречие эффективности и свободы. Но есть ли перспективы у «демократической» техники, обеспечивающей главенство интересов людей, но не ведущей к примитивизации общества? Каковы критерии и стимулы ее разработки в современных условиях, какие формы организации будут сопровождать ее развитие? Все эти вопросы предполагают продолжение исследования философских аспектов техники.

Библиографическая ссылка

Паутов В.С., Терентьева И.Н. «ЭФФЕКТИВНОСТЬ» И «СВОБОДА» КАК ОРИЕНТИРЫ ЧЕЛОВЕКА В РАЗВИТИИ СОЦИОТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-3.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=17550 (дата обращения: 22.03.2020).

Источник: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17550

Ссылка на основную публикацию