Библиографическая ссылка на статью:
Мишина В.Е. Анализ и исследование методов автоматического определения и контроля эмоционального состояния пользователя // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/04/80863 (дата обращения: 02.02.2020).
- Руководитель: Макушкина Лидия Александровна
- старший преподаватель кафедры “Информатика и технология программирования”
- Введение
Эмоции играют важную роль в человеческой жизни. Анализ эмоционального состояния человека даёт возможность отслеживать изменение поведения людей, их отношение к происходящим событиям.
Эмоции влияют на когнитивные процессы и принятие решений. Поэтому потребность в определении эмоциональных реакций приобретает все большее значение.
Проявление эмоций через телодвижения также остаётся всё ещё слабо изученной областью психологии, которая активно развивается в настоящее время.
Целью данной работы является: анализ эффективности методов автоматического контроля эмоционального состояния пользователя при работе с автоматизированной обучающей системой.
Для достижения поставленной цели были решены следующие исследовательские задачи:
- Провести анализ и исследование методов диагностики эмоционального состояния пользователя, методов контроля эмоционального состояния пользователя и существующих систем диагностики эмоционального состояния пользователя.
- Составить математическое описание модели автоматического контроля эмоционального состояния пользователя при работе с автоматизированной обучающей системой.
- Выполнить программную реализацию модели автоматического контроля эмоционального состояния пользователя при работе с автоматизированной обучающей системой.
- Проверить эффективность реализованных алгоритмов модели автоматического контроля эмоционального состояния пользователя при работе с автоматизированной обучающей системой.
Постановка задачи
Для более точного понимания того, как надо выполнять контроль эмоционального состояния пользователя первоначально необходимо определить его текущее эмоциональное состояния.
Для этого был выполнен анализ методов определения эмоционального состояния пользователя такие как: определение состояния с помощью WiFi, с помощью видеоизображения и по эмоциональной реакции при речевом взаимодействии. Был выбран метод, основанный на видеоизображении, т.к.
он не требует установки дополнительно оборудования, а достаточно наличия web-камеры для получения изображения и существует достаточно большое количество библиотек, позволяющих выделить контр лица и определить положения глаз, губ и т.д.
Далее был выполнен анализ существующих систем, позволяющих выполнить диагностику эмоционального состояния. Были рассмотрены такие системы как: FaceReader, eMotion Software и GladOrSad, MMER_FEASy — the FacE Analysis System, FaceSecurity. Все рассмотренные системы работают с изображением лица пользователя, полученного от web-камеры.
В заключении были проанализированы методу управления эмоциональным состоянием.
Первой составной частью комплекса управления психическим состоянием является оперативная система экспресс-диагностики психофизиологических возможностей студентов к восприятию учебной информации и к ее переработке в знания, умения и навыки, а также уровня стрессовой напряженности умственной деятельности. Второй составляющий является оперативное реагирование на изменение эмоционального состояния студента в худшую сторону и переключение его внимание на другой вид деятельности.
- В качестве критериев для сравнительного анализа программных продуктов, выберем следующие:
- A1 – получение изображения от web-камеры;
- A2 – выделение контура лица на снимке;
- A3– определение эмоционального состояния человека по снимку;
- A4 – адаптация поведения системы в зависимости от эмоционального состояния пользователя;
- A5 – хранение информации об изменении состояния пользователя в БД.
- Для определения весов критериев воспользуемся аналитической иерархической процедурой Саати.
- Матрица парных сравнений, средние геометрические и веса критериев представлены в таблице 1.
- Таблица 1 – Матрица парных сравнений, средние геометрические и веса критериев
A1 | A2 | A3 | A4 | A5 | Среднее геометрическое | Веса критериев | |
A1 | 1 | 1/3 | 1/5 | 1/5 | 1/5 | 0,31 | 0,046 |
A2 | 3 | 1 | 1/3 | 1/5 | 1/3 | 0,58 | 0,087 |
A3 | 5 | 3 | 1 | 1/3 | 3 | 1,72 | 0,258 |
A4 | 5 | 5 | 3 | 1 | 3 | 2,95 | 0,443 |
A5 | 5 | 3 | 1/3 | 1/3 | 1 | 1,11 | 0,166 |
Сумма | 6,67 | 1 |
Диаграмма весовых коэффициентов для критериев A1, A2, A3, A4, A5 представлена на рис. 1.
- Рисунок 1 – Весовые коэффициенты критериев качества
- Выполним проверку матрицы попарных сравнений на непротиворечивость.
- Суммы столбцов матрицы парных сравнений:
R1=19; R2=12,3; R3=4.87; R4=2.07; R5=7.53.
Путем суммирования произведений сумм столбцов матрицы на весовые коэффициенты альтернатив рассчитывается вспомогательная величина L = 5.37. Индексом согласованности ИС = (L-N)/(N-1) = 0.09.
Величина случайной согласованности для размерности матрицы парных сравнений: СлС = 1.12.
Отношение согласованности ОС=ИС/СлС = 0.082. не превышает 0.2, поэтому уточнение матрицы парных сравнений не требуется.
Используя полученные коэффициенты определим интегральный показатель качества для программных продуктов определения эмоционального состояния человека:
- Система FaceReader
- Система eMotionSoftware и GladOrSad
- СистемаMMER_FEASy — the FacE Analysis System
- Система FaceSecurity
- Разрабатываемая система
Выберем категориальную шкалу от 0 до 7 (где 0 – качество не удовлетворительно, 7 – предельно достижимый уровень качества на современном этапе) для функциональных возможностей программных продуктов.
Значения весовых коэффициентов ai соответствующие функциональным возможностям продуктов:
- получение изображения от web-камеры a1=0.046;
- выделение контура лица на снимке a2=0.087;
- определение эмоционального состояния человека по снимку a3=0.258;
- адаптация поведения системы в зависимости от эмоционального состояния пользователя a4=0.443;
- хранение информации об изменении состояния пользователя в БД a5=0.166.
где ∑ai = 1.
Определим (по введенной шкале) количественные значения функциональных возможностей Xij(таблица 2). Вычислим интегральный показатель качества для каждого программного продукта.
Таблица 2 – Интегральные показатели качества
Критерии | Весовые коэф-ты | Программные продукты | Базовые знач-я | Разраба-тываемая система | |||
FaceReader | eMotionSoftware | MMER_FEASy | FaceSecurity | ||||
a1 | 0,046 | 7 | 0 | 7 | 7 | 5,25 | 7 |
a2 | 0,087 | 6 | 0 | 4 | 5 | 3,75 | 6 |
a3 | 0,258 | 5 | 4 | 4 | 3 | 4 | 5 |
a4 | 0,443 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1,25 | 5 |
a5 | 0,166 | 2 | 2 | 1 | 4 | 2,25 | 4 |
Интегр. показ-ль качества Q | 2,909 | 1,807 | 2,754 | 2,638 | 2,527 | 5,013 |
где Qj=∑ai*Xij интегральный показатель качества для j-го программного средства.
Построим лепестковую диаграмму интегрального показателя качества каждого программного продукта (рис. 2).
- Рис. 2 – Лепестковая диаграмма интегральных показателей качества программных продуктов
- Лепестковая диаграмма значений характеристик качества функциональных возможностей (критериев) представлена на рисунке 3.
- Рис. 3 – Лепестковая диаграмма значений функциональных характеристик
- На рисунке 4 показана диаграмма верхнего уровня процесса «Обучение и управлением эмоциональным состоянием пользователя».
- Рисунок 4 — Диаграмма верхнего уровня процесса «Обучение и управлением эмоциональным состоянием пользователя».
Входной информацией являются следующие данные: лекции и контрольные тесты (лекции загружаются в виде файла rtf, тесты создаются вручную), ответы студента на тесты и изображения пользователя, полученной от web-камеры. Данная входная информация используется на всех этапах процесса обучения.
- Выходной информацией в процессе обучения и управления эмоциональным состоянием пользователя являются: результаты оценки знаний студента и значения коэффициентов модели действий пользователя системы.
- Исполнителями процесса являются студент, преподаватель и информационная система (ИС*).
- Управление процессом осуществляется на основании математической модели автоматизированной обучающей системы и модели управления эмоциональным состоянием пользователя.
- На рисунке 5 показана детализация процесса «Обучение и управлением эмоциональным состоянием пользователя».
- Рисунок 5 — Декомпозиция диаграммы А1 «Обучение и управлением эмоциональным состоянием пользователя».
- Процесс обучения и управления эмоциональным состоянием пользователя осуществляется в пять этапов:
- «работа с лекциями или тестовыми заданиями» – на данном этапе преподаватель осуществляет ввод лекций, загружаемых из файла в формате rtf, также преподаватель выполняет ввод вопросов и вариантов ответов контрольного теста;
- «визуализация лекций» – на данном этапе выполняется вывод материала, предназначенного для изучения студентом;
- «диагностика состояния студента» – система периодически выполняет сохранение изображения лица пользователя, полученного с web-камеры, далее производится анализ данного изображения с выделением контура лица, контуров глаз и губ и определение эмоционального состояния студента, также на данном этапе система принимает решения о необходимости выдачи рекомендаций по изменению состояния пользователя;
- «тестирование знаний» – на данном этапе система отображает студенту перечень вопросов для определения уровня его знаний по изученному материалу;
- «сохранение результатов тестирования и диагностики в БД» – на данном этапе выполняется сохранение результатом контроля знаний в БД, а также сохранение полученного эмоционального состояния пользователя в БД.
Библиографический список
- Вагина В.Е., Макушкина Л.А. Анализ методов определения психофизического состояния обучаемого по фотографическим снимкам// Вагина В.Е., Макушкина Л.А. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 32. С. 9-15.
- Макушкина Л.А., МарьяновскийА.В. анализ существующих технологий smart-обучения //Макушкина Л.А., МарьяновскийА.В.NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 46. С. 54-56.
- Марков К.К,Николаева О.О. Управление психическим состоянием студента в учебно-производственной деятельности ВУЗа//СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ Издательство: Издательский Дом “Академия Естествознания” (Пенза) eISSN: 2070-7428 №6 2013 г.
- Котин А.И., Рыбанов А.А. Сравнительный анализ существующих программных средств оценки восприятия человеком зрительной информации//NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 56. С. 116-122.
- Панкова Л.А., Рыбанов А.А. Исследование методов адаптации к обучаемому в современных компьютерных обучающих системах // Актуальные вопросы профессионального образования. 2008. Т. 5. № 5 (43). С. 67-69.
- Рыбанов А.А. Технологии удаленного управления компьютером в повышении эффективности взаимодействия участников образовательного процесса.//Дистанционное и виртуальное обучение. 2010. № 9. С. 28-34.
- Rybanov A.A. Educational information quantization for improving content quality in learning management systems//Turkish Online Journal of Distance Education. 2014. Т. 15. № 4. С. 303-321.
Количество просмотров публикации: Please wait
Источник: http://web.snauka.ru/issues/2017/04/80863
способ оценки эмоционального состояния человека
Изобретение относится к области медицины, в частности к клинико-психологической диагностике. Способ осуществляется путем предъявления пациенту четырех групп словесных характеристик, отражающих различные эмоциональные состояния и степень их выраженности. Затем анализируют выбранные человеком словесные характеристики, отражающие его состояние с использованием шкалы баллов.
При этом человеку предъявляют четыре группы прилагательных, отражающих различные степени удовлетворения следующих четырех базисных личностных потребностей: в безопасности, в независимости, в достижении, в единении-близости.
Для оценки степени удовлетворения базисной личностной потребности в безопасности используют следующую систему прилагательных и баллов: «успокоенный, умиротворенный, безмятежный» — 0 баллов; «настороженный, обеспокоенный, взволнованный» — 1 балл; «растревоженный, напуганный, устрашенный» — 2 балла; «замученный, истерзанный, отчаявшийся» — 3 балла.
Для оценки степени удовлетворения базисной личностной потребности в независимости используют следующую систему прилагательных и баллов: «облегченный, освобожденный, раскрепощенный» — 0 баллов; «разгоряченный, возмущенный, рассерженный» — 1 балл; «озабоченный, перегруженный, перенапряженный» — 2 балла; «подавленный, угнетенный, скованный» — 3 балла.
Для оценки степени удовлетворения базисной личностной потребности в достижении используют следующую систему прилагательных и баллов: «довольный, радостный, гордый» — 0 баллов; «настроенный, вдохновленный, воодушевленный» — 1 балл; «перевозбужденный, исступленный, взвинченный» — 2 балла; «истощенный, опустошенный, безразличный» — 3 балла.
Для оценки степени удовлетворения базисной личностной потребности в единении используют следующую систему прилагательных и баллов: «услажденный, ублаженный, благополучный» — 0 баллов; «заинтересованный, увлеченный, восхищенный» — 1 балл; «расстроенный, уязвленный, разочарованный» — 2 балла; «покинутый, одинокий, тоскующий» — 3 балла.
Для исследования каждой базисной личностной потребности используют круговую шкалу, разделенную на четыре равных квадранта пересекающимися в ее центре двумя взаимно перпендикулярными и расположенными под углом 45° к горизонтали прямыми отрезками, причем в каждой точке пересечения этих прямых отрезков с окружностью круговой шкалы располагают по три прилагательных, отражающих определенную степень удовлетворения исследуемой базисной личностной потребности. При выборе пациентом слов, соответствующих его состоянию, проводят отметку на круговой шкале либо в точке нахождения группы слов, либо при выборе двух разных групп слов — на окружности или отрезке между двумя различными группами слов; в зависимости от места нахождения этой отметки определяют количество набранных человеком баллов для каждой из четырех базисных личностных потребностей. В случае расположения отметки на границе между квадрантами ей присваивают наибольшее из двух значений; в случае расположения отметки в самом центре окружности она исключается из анализа результатов. Определяют средний для всех четырех базисных личностных потребностей балл и по этому среднему баллу судят о степени эмоциональной дезадаптации следующим образом: 0 баллов — отсутствие эмоциональной дезадаптации, физиологическая релаксация; 1 балл — слабо выраженная эмоциональная дезадаптация, физиологическое напряжение; 2 — умеренно выраженная эмоциональная дезадаптация, патологическое напряжение; 3 — резко выраженная эмоциональная дезадаптация, патологическая релаксация. Способ позволяет дать количественную оценку степени эмоциональной дезадаптации и позволяет испытуемому самостоятельно осознать характер переживаемых эмоций. Данный способ может быть использован в психотерапии при обучении больных самоконтролю, при саморегуляции психического состояния. 5 ил., 2 табл.
(56) (продолжение):
CLASS=»b560m»В.И. Л.С.Выготский и динамическая концепция субъективных семантических пространств // Научное творчество Л.С.Выготского и современная психология. Тез. Докл. М., ВНИИТЭ, 1981, С.168-170. Петренко В.Ф.
Психосемантика сознания. М., Изд. МГУ, 1988, С.51-94. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. Л., Изд.ЛГУ, С.24-40, 116-137. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979, С.134-139, 166-170.
Предлагаемое изобретение относится к медицинской и клинико-психологической диагностике и может быть использовано для своевременной оценки эмоционального состояния больных с неврологической и соматической патологией.
Оценка эмоционального состояния больных имеет важное значение в неврологической и терапевтической практике в связи со значительным влиянием эмоционального стресса на клинические проявления и характер течения множества неврологических и соматических заболеваний (Carson A.J. и соавт., 2000). Все большее внимание уделяется суточному мониторингу эмоционального состояния пациента, позволяющему оптимизировать психологическую помощь больным (Whalen C.K. и соавт., 2001; Bolger N. и соавт., 2003).
Клинический интерес представляет как диагностика уровня эмоциональной дезадаптации, так и определение характера переживаемых пациентом эмоций, способствующее пониманию личностных причин стресса.
Определение степени эмоциональной дезадаптации в клинической практике осуществляется чаще всего путем оценки симптомов тревожно-депрессивных расстройств, признанных клиническими коррелятами психического стресса.
Наиболее часто с этой целью применяются вербальные опросники, такие, например, как Zung Self-Rating Depression Scale, Beck Questionnaire, Wakefield Self-Assessment Depression Inventory, Hospital Anxiety and Depression Scale, Hamilton Rating Scale for Depression, Spilberger Anxiety Inventory и др. (Masur H. и соавт., 2004).
Подобные шкалы хорошо зарекомендовали себя при диагностике уровня хронического стресса. Однако их недостатком является ограничение характеристик эмоциональной сферы лишь областью тревоги и депрессии, тогда как спектр присущих человеку эмоций значительно шире.
Между тем уточнение диапазона переживаний больного имеет существенное значение для понимания психологических причин его эмоционального дискомфорта, связанных с нарушением определенных биопсихосоциальных потребностей.
Кроме того, составляющие подобные шкалы утверждения (например: «Я не слежу за своей внешностью») характеризуют относительно устойчивое состояние человека.
В этой связи эти шкалы не позволяют наблюдать за динамикой эмоционального состояния человека на протяжении коротких, исчисляемых часами или одним днем, промежутков времени.
Динамическую оценку уровня психического напряжения позволяет дать шкала «Список Эмоциональных Прилагательных» (The Affect Adjective Check List), разработанная Zuckerman и его сотрудниками в 1960-х годах (цит. по Бреслав Г., 2004).
Согласно данной методике испытуемому предъявляется список из 21 прилагательных, отражающих наличие переживаний тревожности или ее отсутствия, и предлагается по 5-балльной шкале оценить выраженность каждого из перечисленных переживаний «здесь и сейчас» и «обычно».
В то же время эта методика также ограничивает диагностику эмоционального состояния человека лишь определением уровня его психического напряжения, оставляя за границами рассмотрения спектр переживаемых человеком чувств, анализ которых значим постольку, поскольку позволяет выяснить сам источник этого психического напряжения.
Источник: http://www.freepatent.ru/patents/2291720
Методики диагностирования психоэмоционального состояния подростков
26.10.2017
- Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда,
- когда он меньше всего ее заслуживает.
- ЭрмаБомбек
В ходе жизнедеятельности у каждого из нас возникают те или иные эмоциональные состояния. Они определяют как уровень информационного и энергетического обмена человека, так и направленность его поведения. Эмоции способны очень сильно управлять нами. Не является исключением и их отсутствие. Ведь это такое эмоциональное состояние, которое позволяет описать поведение человека как особенное.
- ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ?
- ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ – особая форма психических состояний человека,
- переживания с проявлением эмоционального реагирования своего отношения к окружающей действительности и к самому себе;
- те состояния, которые регулируются преимущественно эмоционально-волевой сферой и охватывают эмоциональные реакции и эмоциональные отношения;
- относительно устойчивые переживания.
Эмоциональные состояния, возникающие у человека в процессе какой-либо деятельности, оказывают влияние и на его психическое состояние, и на общее состояние организма, и на его поведение в той или иной ситуации. Они воздействуют как на процессы познания и развитие личности, так и на качество жизни в целом.
Значение проблемы эмоциональных состояний едва ли нуждается в обосновании.
Эмоциональные проявления в реагировании на действительность необходимы человеку, так как они регулируют его самочувствие и функциональное состояние.
Дефицит эмоций снижает активность центральной нервной системы и может явиться причиной снижения работоспособности. Чрезмерное влияние эмоциогенных факторов может вызвать состояние нервно-психического напряжения и срыв высшей нервной деятельности.
Оптимальное эмоциональное возбуждение — условие готовности к деятельности и ее благоприятному для здоровья осуществлению.
Психоэмоциональное состояние – основа здоровья личности.
Все мы в свое время были подростками и прошли через трудности подросткового возраста. Но только становясь родителями, мы можем в полной мере оценить проблемы детей этого периода жизни.
- Психологи выделяют следующие типы психоэмоционального состояния подростков:
- активность – пассивность;
- увлечение – равнодушие;
- возбужденность – заторможенность;
- напряженность – раскрепощенность;
- страх – радость;
- решительность – растерянность;
- надежда – обреченность;
- тревога – безмятежность;
- уверенность – неуверенность в себе.
Несмотря на то, что эти психические процессы противоположны, у подростков они могут чередоваться и меняться в течение коротких промежутков времени.
Это обусловлено гормональной бурей и может быть характерно для абсолютно здорового, нормального ребенка.
Сейчас он может дружески разговаривать с вами, а через две минуты – замкнуться в себе или устроить же скандал и уйти, хлопнув дверью. И даже это – не повод для беспокойства, а всего лишь вариант нормы.
Однако те состояния, которые преобладают в поведении ребенка в этом возрасте, способствуют формированию соответствующих свойств характера (высокая или низкая самооценка, тревожность или жизнерадостность, оптимизм или пессимизм и т.п.), и это будет влиять на всю его дальнейшую жизнь.
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА:
- Положительные изменения, происходящие с подростком:
- проявление чувства взрослости;
- рост самосознания, самооценки, саморегуляции;
- повышенное внимание к своей внешности;
- проявление самостоятельности в приобретении знаний и навыков;
- появление познавательной мотивации;
- желание быть не хуже, а лучше других.
- Отрицательные изменения:
- ранимая неустойчивая психика;
- повышенная возбудимость:
- беспричинная вспыльчивость;
- высокая тревожность;
- проявление эгоцентризма;
- депрессивные состояния;
- намеренная манипуляция взрослыми;
- внутренний кофликт с самим с собой и окружающими;
- повышенное негативное отношение к взрослым;
- страх одиночества (мысли о суициде),
ведут к эмоциональным расстройствам, отклонениям в поведении. Трудности в развитии адаптивных и социальных качеств в целом приводят к нарушению психического и психологического здоровья у подростков.
- МЕТОДЫ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ
- ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКА.
- Для получения своевременной и достоверной информации о психоэмоциональных проявлениях ребенка, определении причин нарушений его в обучении, поведении и развитии, необходимо применение различных диагностических методов выявления детей группы риска, нуждающиеся в коррекции эмоциональных нарушений.
Наблюдение является классическим методом, используется в психологических исследованиях как дополнительный метод диагностики, что не снижает его ценности и значимости.
Целенаправленное отслеживание специфики и изменений эмоциональных состояний школьников происходит в процессе различных видов деятельности. На основании наблюдения экспериментатор (классный руководитель) составляет различные шкалы, заносит результаты в карты оценки состояния.
Наблюдение в психологических исследованиях часто используется совместно с методом экспертной оценки.
Беседа и анкетирование могут быть как самостоятельным, так и дополнительным диагностическим методом, применяемым с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.
Опросники, тесты, диагностические методики
№ | Методики | Возраст | Назначение методики | Краткое описание методики |
Проективная методика «Рисунок школы» | с 10-11 лет | Цель: определение отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности. |
|
|
|
с 10-11 лет | Цель: изучение социально-психологических аспектов самооценки учеников в контексте определения ими своего собственного места в учебной группе одноклассников (выявление социально-психологического уровня адаптации личности в социальной группе, степени школьной адаптации обучающегося в учебной группе (классе)). | Инструкция: «Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них — разное настроение и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и обведите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в новой школе и ваше положение. Мы проверим насколько вы внимательны. Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам. Теперь возьмите зеленый фломастер и обведите того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться» | |
Проективная методика «Карта эмоциональных состояний» (авторская разработка — Светлана Панченко, кандидат психологических наук) | с 10-11 лет | Цель: выявление эмоционального фона развития учащихся. | Инструкция:Перед тобой информационная карта, на которой представлены наиболее типичные эмоциональные состояния человека. Рассмотри их.
Напиши слово «одноклассники (сверстники)». Как ты думаешь, какие эмоции испытывают чаще всего твои одноклассники (сверстники)? Выбери 2–3 эмоции и нарисуй их. Напиши слово «учитель», выбери 2–3 эмоции, которые чаще всего испытывают учителя на уроках, и нарисуй их. А теперь напиши слово «родители» и нарисуй эмоциональные состояния, которые чаще всего испытывают родители. |
|
Опросник С.В. Левченко «Чувства в школе» | с 10-11 лет (4-11классы) | Цель: составить «эмоциональный портрет класса». | Эмоциональное самочувствие играет огромную роль в жизни человека: помогают познавать окружающий мир, общаться друг с другом, быть успешным в различных областях. Положительный настрой – мощный мотиватор деятельности: выполняется с особым энтузиазмом то, что привлекательно, приятно, насыщено радостью. Данная методика позволяет наглядно увидеть настрой класса, его «эмоциональный портрет. Инструкция: Опросник содержит перечисление 16 чувств, из которых предлагается выбрать только 8 и отметить значком «+» те, «которые ты наиболее часто испытываешь в школе». | |
Методика «Цветные письма» | с 11-12 лет | Цель исследования: определение психологической комфортности учащихся на разных уроках. | Метод исследования достаточно простой в применении. Необходимо иметь бланк на каждого учащегося с отпечатанным перечнем предметов, изучаемых в классе. В бланке каждому предмету соответствует пустой квадрат, который в соответствии с инструкцией необходимо раскрасить таким цветом, который определяет состояние учащегося на том или ином уроке. Проведению исследования предшествует ознакомление с инструкцией, которую зачитывает психолог. Инструкция: «Закрась квадрат, соответствующий тому или иному предмету таким цветом, который определяет твоё состояние на этом уроке. Вам предложено 8 цветов: красный, желтый, синий, зеленый, черный, серый, фиолетовый. В соответствии с Вашим выбором один и тот же цвет можно выбирать несколько раз, какие-то цвета могут вообще не использоваться». | |
Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (разработана доцентом А.А.Андреевым) | с 11-12 лет | Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью. Ход проведения. |
|
|
Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса | с 10-11 лет | Цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста (4-9 классы) | Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьниками, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «да» или «нет». Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. | |
Методика Ч.Д. Спилбергера на выявление личностной и ситуативной тревожности (адаптирована на русский язык Ю.Л.Ханиным) | с 11-12 лет | Цель: исследования уровня уровня ситуативной и личностной тревожности ребенка | Тестирование по методике Спилбергера — Ханина проводится с применением двух бланков по 20 вопросов-раасуждений: один бланк для измерения показателей ситуативной тревожности, а второй – для измерения уровня личностной тревожности. Исследование может проводиться индивидуально или в группе. Инструкция:прочитайте каждое из приведённый предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет. | |
Методика САН (методика и диагностика самочувствия, активности и настроения) | с 14-15 лет | Цель: Экспресс-оценка самочувствия, активности и настроения. | Описание методики САН. Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характеристики своего состояния. Инструкция методики САН. Вам предлагается описать свое состояние в данный момент с помощью таблицы, состоящей из 30 пар полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени выраженности данной характеристики. | |
Методика исследования самоотношения (МIS) | с 13-14 лет | Цель: Методика МIS предназначена для изучения представлений учащегося о самом себе. | Инструкция для учащегося. Вам предлагается выполнить следующее задание, в котором содержится 110 вопросов в форме возможных утверждений об особенностях Вашего характера, привычках, интересах и т.д. На эти вопросы не может быть «хороших» или «плохих» ответов, т.к. каждый человек имеет право на свою собственную точку зрения. Для того, чтобы полученные на основании Ваших ответов результаты оказались наиболее информативными и плодотворными для конкретизации собственного представления о себе, Вам нужно постараться выбрать наиболее точные и достоверные ответы «согласен – не согласен», которые будут фиксироваться вами в соответствующих позициях бланка. | |
Опросник агрессивности Басса — Дарки | с 14-15 лет | Цель: изучение состояния агрессии у подростков | Инструкция. Отвечайте «да» если вы согласны с утверждением, и «нет» — если не согласны. Старайтесь долго над вопросами не раздумывать. | |
Диагностика личностной агрессивности и конфликтности (Е.П. Иильин, П.А. Ковалев) | с 14-15 лет | Цель: Методика предназначена для выявления в качестве личностной характеристики склонности субъекта к конфликтности и агрессивности | Инструкция:вам предлагается ряд утверждений. При согласии с утверждением в бланке ответов в соответствующем квадратике поставьте знак «+» («да»), при несогласии – знак «-» («нет») |
ВЫВОД:
Проблема эмоциональных нарушений и их коррекции принадлежит к числу наиболее важных в детской психологии.
Спектр эмоциональных нарушений в подростковом возрасте чрезвычайно велик. Это могут быть расстройства настроения, расстройства поведения, нарушения психомоторики.
- Существуют различные методы диагностирования психоэмоциональных переживаний, отклонений в поведении подростка.
- Необходима хорошо организованная коррекционная система психологических воздействий на ребенка, направленная на смягчение у него эмоционального дискомфорта, повышение его активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.
- Терпение, умение понять и простить, выдержка, любовь и вера в взрослеющего ребенка дадут нам, взрослым силы, а ему — шанс оправдать наши надежды, стать в дальнейшем самодостаточным человеком, с крепким внутренним стержнем, с высоким уровнем эмоционального и социального интеллекта, настоящей ЛИЧНОСТЬЮ.
Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/metodiki_diagnostirovaniya_psihoemotcionalnogo_sost_142342.html
Билет №34. диагностика эмоциональных состояний
Диагностика эмоционального состояния: Для исследования эмоций используются:
-тест Люшера.
Цветовой тест Люшера — психологический тест, разработанный доктором Максом Люшером. Цветовая диагностика Люшера позволяет измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности. Этот тест позволяет определить причины психологического стресса, который может привести к появлению физиологических симптомов.
Он основан на том опытном факте, что выбор цвета отражает нередко направленность исытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивыечерты личности. Это т.н. «глубинный» тест. Предпочтение того или иного цвета неосознанное.
Значения цветов в их психологической интерпретации определялись в ходе разностороннего обследования многочисленного контингента различных испытуемых.
— Тематический апперцептивный тест был разработан в Гарвардской психологической клинике Генри Мюрреем с сотрудниками во второй половине 30-х годов.
Тематический апперцептивный тест (ТАТ) представляет собой набор из 31 таблицы с черно-белыми фотографическими изображениями на тонком белом матовом картоне. Одна из таблиц — чистый белый лист.
Обследуемому предъявляется в определенном порядке 20 таблиц из этого набора (их выбор определяется полом и возрастом обследуемого).
Его задача заключается в составлении сюжетных рассказов на основе изображенной на каждой таблице ситуации.
В рядовых ситуациях сравнительно массового психодиагностического обследования ТАТ, как правило, не оправдывает затраченных усилий. Его рекомендуется применять в случаях, вызывающих сомнения, требующих тонкой дифференциальной диагностики, а также в ситуациях максимальной ответственности, как при отборе кандидатов на руководящие посты, космонавтов, пилотов и т.п.
Его рекомендуют использовать на начальных этапах индивидуальной психотерапии, поскольку он позволяет сразу выявить психодинамику, которая в обычной психотерапевтической работе становится видна лишь спустя изрядное время. Особенно полезен ТАТ в психотерапевтическом контексте в случаях, требующих неотложной и краткосрочной терапии (например, депрессии с суицидальным риском).
Уровень тревожности исследуют с помощью:
— Шкла Тейлора
Опросник личностный. Предназначен для измерения проявлений тревожности. Опубликован Дж. Тейлор в 1953г. Рассматриваемая шкала состоит из 50 утверждений, на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет».
Утверждения отбирались из набора утверждений Миннесотского многоаспектного личностного опросника (MMPI). Выбор пунктов для теста. осуществлялся на основе анализа их способности различать лиц с «хроническими реакциями тревоги».
Тестирование продолжается 15-30 мин.
Обработка результатов исследования осуществляется аналогично процедуре MMPI. Индекс тревожности измеряется в шкале Т-баллов. Шкала «Проявления тревожности» нередко используется в качестве одной из дополнительных шкал MMPI.
При этом результат измерения тревожности не только дополняет данные по основным клиническим шкалам MMPI, но и в некоторых случаях может быть привлечен к интерпретации профиля в целом. Как показывают данные исследований (Дж. Рейх и соавт., 1986; Дж. Хенсер, В.
Майер, 1986), состояние тревоги связано с изменением когнитивной оценки окружающего и самого себя. При высоких показателях уровня тревожности необходимо соблюдать известную осторожность в интерпретации данных самооценки.
— Шкала Спилбергера.
Данный тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека). Разработан Ч. Д. Спилбергером и адаптирован Ю. Л. Хакиным.
Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью.
Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации.
Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта сэмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.
Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует индивидуальный оптимальный уровень полезной тревоги.
Шкала самооценки состоит из двух частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания с 1 по 20) и личностную (ЛТ, высказывания с 21 по 40) тревожность.
Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимостьситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирования чувства уверенности в успехе.
мотивам деятельности и повышению чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность является результатом активного вытеснения личностью тревоги с целью показать себя в лучшем свете.
Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания кмотивам деятельности и повышению чувства ответственности.
Но иногда очень низкая тревожность является результатом активного вытеснения личностью тревоги с целью показать себя в лучшем свете.
БИЛЕТ №35. ДИАГНОСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ.
В психологической практике диагностика функциональных состояний чаще всего проводится на основании оценки успешности выполнения определенного вида деятельности. При этом анализируются динамика показателей количества, качества и скорости выполнения задачи, а также лежащие в ее основе изменения соответствующих психологических функций.
В качестве предмета анализа может выступать реальная трудовая деятельность человека. Основными показателями изменения состояния в этом случае служат сдвиги количественных я качественных характеристик эффективности работы, главным образом по их внешним проявлениям.
Однако внешние признаки динамики эффективности труда зависят от множества разнообразных причин, не имеющих прямого отношения к изменению функционального состояния. Кроме того, для большого числа профессий эта величина вообще не поддается количественному учету, хотя задача диагностики состояния остается актуальной.
Поэтому основным психологическим средством диагностики является использование коротких тестовых испытаний, характеризующих эффективность различных психических процессов при решении соответствующих поведенческих задач.
В этом случае проблема оценки функционального состояния выступает как типичная психометрическая задача — описать и количественно оценить происшедшие под влиянием определенных причин (в данном случае факторов, влияющих на состояние субъекта трудовой деятельности) сдвиги исследуемых психологических процессов.
Для диагностики состояний может быть использована практически любая из разработанных в экспериментальной психологии методик, оценивающая эффективность процессов восприятия, внимания, памяти, мышления и др.
Создание подобных методик началось еще на заре экспериментальной психологии.
К их числу относятся корректурная проба Бурдона, таблицы Шульте, используемые для характеристики внимания, комбинационный метод Эббингауза, метод парных ассоциаций, методики непрерывного счета Крепелина и элементарной шифровки Пьерона — Рузера, предназначенные для анализа интеллектуальных процессов. Имеются достаточно полные обзоры этих методик. Перечисленные тесты в их многочисленных модификациях широко используются и в современной диагностической практике. Они считаются достаточно эффективными и составляют основной арсенал используемых психологами средств.
БИЛЕТ №36. ДИАГНОСТИКА САМОСОЗНАНИЯ И ЕГО КОМПОНЕНТОВ.
Рекомендуемые страницы:
Источник: https://poisk-ru.ru/s9015t1.html
Две методики определения эмоциональных состояний и личностных особенностей учащихся
НОМИНАЦИЯ: «Психологическое сопровождение школьников разных категорий:методические открытия» |
Одной из проблем современной школы является увеличение числа стрессовых ситуаций в образовательном процессе. В сочетании с неблагоприятными социальными условиями это приводит к росту количества учащихся с различными эмоциональными сложностями.
Анализ эмоционального состояния школьников показал, что более чем у 40% детей в школе преобладают негативные эмоции. Среди них подозрительность, недоверие (17%), печаль, ирония (по 8%), испуг, страх (8%), гнев (18%), скука (17%).
Встречаются и такие дети, которые испытывают в школе только отрицательные эмоции. По мнению учеников, и учителя на уроках часто испытывают отрицательные эмоции.
В результате школа, учебный процесс теряют для детей эмоциональную привлекательность, замещаясь другими, иногда деструктивными для личности интересами.
Эмоциональные проблемы детей могут вызывать у них также головные боли, которые иногда приводят к более сильным проявлениям: мышечным спазмам и нарушениям сна. Обследование выявило наличие разного рода нарушений сна у 26% учащихся. Наличие у ребенка внутреннего психоэмоционального напряжения приводит к психосоматическим нарушениям, к общей физической ослабленности его организма.
Психосоматическое неблагополучие сказывается и на личностном развитии детей. В последние годы все чаще наряду с уравновешенными характерами встречаются эмоционально неустойчивые.
У детей нередко можно наблюдать самые разные варианты личностной акцентуации, затрудняющей учебный процесс.
Это импульсивность, агрессивность, лживость, криминальные наклонности, повышенная ранимость, застенчивость, замкнутость, избыточная эмоциональная лабильность.
У 82% детей диагностируется неуравновешенность и раздражительность. К тому же исследования показывают, что у современных школьников притупляется эмоциональный слух. Более 60% учащихся оценивают гневные и угрожающие интонации как нейтральные.
Это говорит о глубоком перерождении психики: агрессия в сознании детей и подростков вытесняет норму и занимает ее место. Многие из них считают, что речь дана, чтобы нападать и защищаться, а среди черт характера наиболее привлекательными становятся твердость, решительность, умение противостоять другим.
Дети зачастую не могут строить конструктивное общение и взаимодействие с окружающими людьми: взрослыми и сверстниками.
Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса предполагает выявление трудностей, испытываемых школьниками в обучении, поведении и психическом самочувствии. В практической работе часто бывает сложно определить эмоциональный фон личностного развития ребенка.
Для современных детей характерна эмоциональная глухость, им бывает трудно определить, что они чувствует, вербально отразить свои чувства. Слабое умение распознавать как собственные эмоции, так и чувства окружающих людей приводит к низкому уровню развития эмпатии. Их неверная интерпретация является одним из факторов, приводящих к росту агрессии, неприятию, отчуждению, тревожности.
Использование проективных методов в диагностике эмоциональных состояний, испытываемых учащимися, позволяет отреагировать их, снять негативные психологические защиты, определить эмоциональный фон развития ребенка, построить работу в соответствии с его личностными особенностями. Наблюдение за рисуночной деятельностью, анализ рисунка и пострисуночная беседа помогают выявить такие особенности ученика, которые скрыты от наблюдателя в обычной школьной жизни.
Предлагаемые проективные методики позволяют установить контакт, необходимый для последующей коррекционной и развивающей работы. В них заложены и развивающие возможности, так как в процессе их использования школьники учатся распознавать свои эмоциональные состояния, вербально отражать их.
Представленные авторские методики могут быть использованы как в индивидуальной работе, так и в групповом обследовании. Они просты в использовании, приемлемы на любом этапе школьного обучения.
Проективная методика «Карта эмоциональных состояний»
(авторская разработка)
Цель: выявление эмоционального фона развития учащихся.
Источник: https://psy.1sept.ru/view_article.php?id=200802105