Методологические принципы психолого-педагогического исследования — справочник студента

В методологическом знании особую роль играют принципы исследовательской деятельности. Они помогают соединить практику и теорию, а также дают обоснованные с научной точки зрения ориентиры практике. Предлагаем остановиться на применении в психолого-педагогических исследованиях следующих принципов:

  • объективности;
  • системного изучения;
  • генетический;
  • сущностного анализа.

Главным принципом любого исследования — методологический принцип объективности. Данный принцип выражается во всестороннем учете условий и факторов, в которых появляются и развиваются те или иные явления. Суть заключается в том, чтобы выделить – и оценить все варианты решений, а также выявить все имеющиеся точки зрения по данному вопросу.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Субъекты правотворчества - справочник студента

Оценим за полчаса!

Многообразие сторон, отношений, элементов, внешних и внутренних факторов развития и функционирования социально-педагогического процесса определяют принцип системности. Системный подход изучения основан на том, чтобы специфика сложной системы (объекта) не исчерпывается особенностями ее элементов, а связана, с характером взаимодействия между всеми элементами.

Методологические принципы психолого-педагогического исследования - Справочник студента

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Методологические принципы психолого-педагогического исследования - Справочник студента

Для подобных исследований очень важно соблюдение генетического принципа, особенностью которого является рассмотрение того или иного факта или явления на основе анализа условий его возникновения и дальнейшего его развития. При организации исследования следует учитывать то, что сами эти явления постоянно изменяются, что влечет за собой обязательность целенаправленной организации процесса образования.

Следующий принцип, это принцип сущностного анализа. Соблюдение данного принципа связано с раскрытием законов функционирования и существования явлений, факторов и условий их развития, а также многообразие возможностей их изменения.

Данный принцип предполагает движение мысли исследователей от описания к непосредственному объяснению, а от него – к прогнозированию развития педагогических процессов и явлений. Необходимо также учитывать непрерывное изменение, развитие элементов и педагогической системы в целом.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Алгебраические функции - справочник студента

Оценим за полчаса!

Функции большинства элементов в процессе развития значительно меняются, и эффективное средство уже на следующем этапе может оказаться не только вредным.

Психолого-педагогическое исследование вплетается в реальный процесс воспитания и обучения, это подразумевает очень осторожный и обдуманный подход к нововведениям, чтобы снизить степень риска и не навредить воспитанникам.

Специфичность научного исследования

Научное исследование – это вид познавательной деятельности, который отличается от стихийного познания, от диагностики и от познания в искусстве.

Для него характерны следующие неотъемлемые особенности:

  • Наличие специализированных методов исследования. Это один из основных признаков научного исследования, которое отличает его от житейски-эмпирического познания. Такой метод менее стихийный, более организованный и основывается в основном на научном методе.
  • Точность получаемых данных. Познание в искусстве опирается в большинстве случаев на опыт и интуицию того или иного субъекта познания, соответственно научное знание основывается на установленных фактах, открытие которых становится более вероятным благодаря применению специальных методов исследования.
  • Воспроизводимость результатов полученных в процессе исследования, это означает возможность повторного получения данных (фактов, закономерностей) другими людьми при прочих равных условиях, т.е. по идентичной методике, какая уже была использована исследователем, который получил эти данные.
  • Новизна полученных результатов. Под новизной результатов принято понимать новизну не для отдельного взятого человека, который осуществляет познавательный акт, а новизна для общества в целом.

Другими словами, в исследовании должны быть получены такие данные, которые ранее не были известны обществу.

Направлениями в исследовании для получения новых знаний могут стать:

  • Изучение известного всем на житейски-эмпирическом уровне явления с помощью специальных методов с дальнейшим превращением в научно установленный факт.
  • Изучение известного науке того или иного явления на новом материале. В данном случае знание будет получено за счет особенностей выборки испытуемых. Выполняя исследование на особенной выборке, мы сможем получить иные данные. Новизна в данном случае будет заключаться в том, что известная ранее закономерность будет распространена на новую выборку испытуемых.
  • Переход от качественного описания известных фактов к количественной характеристике.

Новизна полученных результатов – это то, ради чего будет проводиться исследование. Если в исследовании не будет получено новых данных, оно бесплодно.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/metody_issledovaniya_v_pedagogike/metodologicheskie_principy_psihologo-pedagogicheskogo_issledovaniya/

психолого-педагогического исследования

  • прескриптивную – нормативную, создающую ориентиры для работы педагога-исследователя.
  • Эти функции определяют и разделение оснований методологии педагогики на две группы – теоретические и нормативные.
  • К теоретическим основаниям, выполняющим дескриптивные функции, относятся:
  • · определение методологии;
  • · общая характеристика методологии как науки, ее уровней;
  • · методология как система знаний и система деятельности, источники методологического обеспечения исследовательской деятельности в области педагогики;
  • · объект и предмет методологического анализа в области педагогики.
  • Нормативные основания охватывают круг следующих вопросов:
  • · научное познание в педагогике среди других форм духовного освоения мира, к которым относятся стихийно-эмпирическое познание и художественно-образное отображение действительности;
  • · определение принадлежности работы в области педагогики к науке: характер целеполагания, выделение специального объекта исследования, применение специальных средств познания, однозначность понятий;
  • · типология педагогических исследований;
  • · характеристики исследований, по которым ученый может сверять и оценивать свою научную работу в области педагогики: проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза, защищаемые положения, новизна, значение для науки и практики;

· логика педагогического исследования и т. д.

  1. Уровни методологии педагогики

  2. Методологические принципы психолого-педагогического исследования - Справочник студента


  3. 3. Частная методология педагогики (методы и методики исследования педагогических явлений)  


  4. 1. Общая методология педагогики (философские основания)  

  5. Общая методология психолого-педагогического исследования предполагает учет:
  6. · основных положений, принципов и категорий материалистической диалектики;
  7. · закона единства и борьбы противоположностей, в соответствии с которым процесс обучения и воспитания людей является сложным, противоречивым и саморазвивающимся;
  8. · закона перехода количественных изменений в качественные, согласно которому увеличение педагогических воздействий должно приводить к улучшению их качества;
  9. · закона отрицания отрицания, в соответствии с проявлением которого формирование в ходе обучения и воспитания положительных качеств, знаний, навыков и умений затрудняет функционирование отрицательных характеристик, если они свойственны человеку;
  10. · представлений о зависимости педагогического процесса от социально-экономического и политического развития общества, культурных и этнических особенностей людей;
  • · представлений о зависимости педагогического процесса от уровня развития психолого-педагогической мысли, организации учебной и воспитательной работы в обществе и его образовательных учреждениях.
  • Специальная методология психолого-педагогического исследования предполагает учет:
  • · устойчивых представлений о сознании и психике человека и возможностях педагогического воздействия на него (принципы психологии: детерминизма, единства сознания и деятельности, единства внешних воздействий и внутренних условий, развития);
  • · особенностей развития личности в обществе и группе (коллективе) в процессе общественно-полезной деятельности;
  • · единства воспитания и самовоспитания личности.
  • Частная методология психолого-педагогического исследования предполагает учет закономерностей, принципов, методов обучения и воспитания, а также методов психолого-педагогического исследования.
  • Методологические принципы
  • психолого-педагогического исследования

В методологическом знании особенно важную роль играют принципы и требования к исследовательской деятельности. Остановимся прежде всего на использовании в психолого-педагогических исследованиях общенаучных принципов и требований.

  1. Общенаучные принципы:
  2. · принцип объективности;
  3. · генетический принцип;
  4. · принцип концептуального единства исследования;
  5. · принцип единства теории и практики;
  6. · принцип творческого подхода к исследуемой проблеме;
  7. · принцип конкретно-исторического подхода;
  8. · принцип всесторонности.

Основополагающим принципом любого научного исследования является методологический принцип объективности.

Он выражается во всестороннем учете порождающих то или иное явление факторов, условий, в которых они развиваются, адекватности исследовательских подходов и средств, позволяющих получить истинные знания об объекте, предполагает исключение субъективизма, односторонности, предвзятости в подборе и оценке фактов.

Принцип объективности, однако, не исключает субъективности, включенности в процесс исследования человека-исследователя с его творческой индивидуальностью, определенно ориентированным внутренним миром.

Принцип объективности диктует требование доказательности, обоснованности исходных посылок, логики исследования и его выводов. Требование доказательности предполагает необходимость выявить все точки зрения на исследуемый вопрос.

Для научных исследований важно соблюдение генетического принципа, сущностью которого является рассмотрение изучаемого факта или явления на основе анализа условий его происхождения, последующего развития, выявления моментов смены одного уровня функционирования другим (качественно иным), например, выяснение генетических и социальных предпосылок возникновения индивидуальных психологических особенностей человека в онтогенезе.

Одним из общих научных принципов является и принцип концептуального единстваисследования, поскольку если исследователь не защищает, не проводит последовательно определенной концепции, вырабатывая ее сам или присоединяясь к одной из существующих, ему не удается осуществить единство и логическую непротиворечивость подходов и оценок.

Большую роль в успешном осуществлении психолого-педагогических исследований играет принцип единства теории и практики. Практика – критерий истин­ности того или иного теоретического положения.

Теория призвана сделать практику более эффективной, указать ей направления и способы развития. Практика, не направляемая научной теорией, страдает стихийностью, отсутствием должной целеустремленности, мало­эффективна.

Поэтому при организации психолого-педагогических исследований очень важно исходить не только из достижений психолого-педагогической теории, но и из развития практики.

Одним из методологических принципов является творческий подход к исследуемой проблеме.

Нельзя глубоко исс­ледовать ту или иную проблему, идя только про­торенными путями, следуя выработанным шаблонам, не проявляя творчест­ва.

Если исследователь стремится по-настоящему помочь проложить дорогу бурно развивающейся педагогической практике, он должен по-новому решать возникающие проблемы.

Творчество неразрывно с конкретно-историческимподходом к оценке психолого-педагогических явлений: то, что на определенном историческом этапе является прогрессивным, может быть в иных условиях реакционным. Иначе говоря, нельзя оценивать психолого-педа­гогические теории прошлого с позиций современности.

Успех психолого-педагогического исследования во многом зависит от реализации принципа всесторонностиизучения психолого-педагогических процессов и явле­ний.

Методологический принцип всесторонности предполагает комп­лексный подход к исследованию педагогических процессов и явлений.

Одно из важнейших требований комплексного подхода – установление всех взаи­мосвязей исследуемого явления, учет всех внешних воздействий, оказыва­ющих на него влияние, устранение всех случайных факторов, искажающих картину изучаемой проблемы.

Другое его существенное требование – использование в ходе исследования разнообразных методов в их различных сочетаниях. Опыт убеждает, что нельзя успешно осуществлять исследова­ние того или иного вопроса с помощью какого-то одного “универсального” метода.

  • Выделим теперь некоторыеподходы, связанные со спецификой психолого-педагогического исследования:
  • · деятельностный подход;
  • · системный подход;
  • · личностный подход;
  • · полисубъектный подход;
  • · культурологический подход;
  • · этнопедагогический подход;
  • · антропологический подход.
  • Сущность деятельностного подхода в том, что исследуется реальный процесс взаимодействия человека с окружающим миром, который обеспечивает решение определенных жизненно важных задач.
  • Психолого-педагогическое исследование (за исключением сугубо теоретического) обычно включено в реальный процесс обучения и воспитания, поэтому оно должно удовлетворять требованию единства исследовательской и практической учебно-воспитательной работы.

Задачи воспитателя с точки зрения деятельностного подхода: выбор и организация деятельности ребенка с позиции субъекта познания, труда и общения (активность самого). Это предполагает: осознание, целеполагание, планирование деятельности, ее организация, оценка результатов и самоанализ (рефлексия).

Системный подходоснован на положении о том, что специфика сложного объекта (системы) не исчерпывается особенностями составляющих ее элементов, а связана, прежде всего, с характером взаимодействия между элементами. В процессе системного анализа выясняются не только причины явлений, но и воздействие результата на породившие его причины.

Задача воспитателя: учет взаимосвязи компонентов.

Личностный подход признает личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре. Личность рассматривается как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Учитывается уникальность личности, ее интеллектуальная, нравственная свобода, право на уважение.

Задача воспитателя: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности.

Полисубъектный (диалогический) подход. Личность — продукт и результат общения с людьми и характерных для нее отношений, т.е. важен не только предметный результат деятельности, но и отношенческий.

Задача воспитателя: контролировать взаимоотношения, способствовать гуманным отношениям, налаживать психологический климат в коллективе.

Основание культорологического подхода – аксиология – учение о ценностях и ценностной структуре мира. Этот подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей, выработанной человечеством. Освоение человеком культуры представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности.

  1. Задача воспитателя: приобщение к культурному потоку, активизации творчества.
  2. Этнопедагогический подходпредполагает воспитание с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи.
  3. Задача воспитателя: изучение этноса, максимальное использование его воспитательных возможностей.

Антропологический подход, обоснованный К.Д. Ушинским, это системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.

  • Методологические подходы педагогики как отрасли гуманитарного знания позволяют:
  • · определить ее действительные проблемы и способы их разрешения;
  • · проанализировать всю сумму образовательных проблем и установить их порядок значимости;
  • · реализовать гуманистическую парадигму образования.
  • Методологические требования к проведению психолого-педагогических исследований:
  • · исследовать процессы и явления такими, какие они есть на самом деле, со всем позитивом и негативом, успехами и трудностями; не описывать явления, а критически анализировать их;
  • · оперативно реагировать на новое в теории и практике психологии и педагогики;
  • · усиливать практическую направленность, весомость и добротность рекомендаций;
  • · обеспечивать надежность научного прогноза, видение перспективы развития исследуемого процесса, явления;
  • · соблюдать строгую логику мысли, чистоту психологического или педагогического эксперимента.
  • Профессионально-этические аспекты

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s49528t1.html

Принципы психолого-педагогического исследования

В методологическом знании особенно важную роль играют принципы и требования к исследовательской деятельности.

Разница между принципом и требованием заключается в том, что принцип должен иметь более глубокое и развернутое научное обоснование (выражать способ достижения целей на основе учета объективных закономерностей) и носить более обобщенный характер (быть применимым к исследованию всех ситуаций в данной сфере). Принцип всегда обязателен для исполнения.

Методологические принципы психолого-педагогического исследования

Принцип объективности

Основополагающим принципом любого научного исследования является методологический принцип объективности.

Он выражается во всестороннем учете порождающих то или иное явление факторов, условий, в которых они развиваются, адекватности исследовательских подходов и средств, позволяющих получить истинные знания об объектах, предполагает исключение субъективизма, односторонности и предвзятости в подборе и оценке фактов. Принцип объективности диктует требование доказательности, обоснования исходных посылок, логики исследования и его выводов.

Принцип сущностного анализа

Соблюдение этого принципа связано с соотнесением в изучаемых явлениях общего, особенного и единичного, проникновением в их внутреннюю структуру, раскрытием законов их существования и функционирования, условий и факторов их развития, возможностей целенаправленного изменения. Этот принцип предполагает движение исследовательской мысли от описания к объяснению, а от него — к прогнозированию развития педагогических явлений и процессов.

Педагогический процесс сложен, многофакторен и динамичен по своей природе. Поэтому важным требованием явления необходимость учета непрерывного измерения, развития исследуемых элементов и педагогической системы в целом.

Функции многих элементов в процессе развития существенно меняются, а отдельные из них переходят в свою противоположность. Например творческие задания, повторенные на том же уровне сложности, превращаются в репродуктивные, детальные инструкции, из средства развития могут превращаться в препятствия, сковывающие развитие более высоких уровней самостоятельности и инициативы.

Многообразие влияний и воздействий различных факторов на психолого-педагогические процессы требует выделения основных факторов,  которые определяют результаты процесса, установления иерархии, взаимосвязи основных и второстепенных факторов в изучаемом явлении (например  установлено, что микросреда, сфера личностного общения и взаимовлияние сверстников в процессе неформального общения оказывают определяющее влияние на подростков, что приводит к изменению укоренившихся представлений о возможностях школы и целесообразных сочетаний прямых и косвенных воздействий на формирование личности школьника).

Генетический принцип

Для психолого-педагогических исследований важно соблюдение генетического принципа, сущностью которого является рассмотрение изучаемого факта или явления на основе анализа условий его происхождения, последующего развития, выявления моментов смены одного уровня функционирования другим (качественно иным), например выяснение генетических и социальных предпосылок возникновения индивидуальных и психологических особенностей человека в онтогенезе.

Принцип единства логического и исторического

При организации психологического исследования следует учитывать то, что сами психические явления непрерывно изменяется.

 С генетическим подходом также связан принцип единства логического и исторического, который требует в каждом исследовании сочетать изучение истории объекта(генетический аспект) и теории (структуры, функций, связей объекта в его современном состоянии), а также перспектив его развития. Исторический анализ возможен только с позиций определенной научной концепции, на основе представлений о структуре и функциях тех или иных элементов и отношений, а теоретический  анализ несостоятелен без изучения генезиса(происхождения, становления) объекта. Из этого принципа вытекает требование преемственности, учета накопленного опыта, традиций, научных достижений прошлого.

Принцип концептуального единства

Одним из общих научных принципов является принцип концептуального единства

Источник: http://psyvsem.ru/obshchaya-psihologiya/principy-psixologo-pedag.html

Рассмотрение методологических принципов психолого-педагогического исследования

Рассмотрение данной темы включает в себя такие вопросы:

  • Специфичность научного психолого-педагогического исследования.
  • Характеристика принципов научного исследования.

Характеристика методологических принципов психолого-педагогического исследования

Большую роль в методологии играют принципы исследовательской работы. Они предоставляют возможность соединить практику и теорию, также предоставляют правильные ориентиры в практике с научной точки зрения. Выделяют такие основные принципы психолого-педагогического исследования:

  • Объективность.
  • Системное изучение.
  • Генетический принцип.
  • Сущностный анализ.

Самым важным считается принцип объективности. Он выражается всесторонним учетом условий и факторов, в которых формируются и развиваются различные явления. Цель такого принципа – показание и оценка всех возможных вариантов решений, нахождение разных мнений по конкретному вопросу.

Принцип системности показывает разные стороны, отношения, компоненты, внешние и внутренние факторы развития и работы социально-педагогического процесса. Основа системного подхода – специфика сложной системы или объекта не меняется характеристиками её компонентов, а связывается с особенностями взаимодействия между всеми компонентами.

Большую роль играет генетический принцип. Он рассматривает факт или явление при помощи анализа условий его формирования и дальнейшего развития. Исследования постоянно меняются, что важно учитывать при их организации. Главная особенность – обязательность целенаправленной организации обучения.

Сущностный анализ методологических принципов заключается в том, он показывает законы функционирования и существования явлений, факторов и условий их развития. Также помогает найти пути их изменения.

Принцип сущностного анализа движет мысли учёных от описания к объяснению и прогнозированию развития процессов и явлений в педагогике. Следует обращать внимание на непрерывное изменение, развитие компонентов и системы педагогики.

Во время процесса функции всех компонентов меняются.

Для процесса воспитания и образования большую роль играют психолого-педагогические исследования. Они помогают обдуманно подойти к нововведениям и снижают уровень риска, чтобы не навредить ученикам.

Специфичность научного исследования

Определение 1

Научное исследование – это разновидность познавательной работы, который значительно отличается от стихийного познания, диагностики и познания в творчестве и искусстве.

Научное исследование характеризуется такими особенностями:

  • Применение специализированных методов исследования. Этой особенностью научное исследование отличается от житейски-эмпирического познания. Данный метод считается не таким стихийным, лучше организованным. Основа – научный метод.
  • Достоверность полученной информации. Познание в творчестве зависит от опыта и интуиции одного из субъектов познания. В свою очередь, научное знание основывается на определенных фактах, открытие которых становится более доступным из-за использования специальных методов исследования.
  • Проговаривание полученных результатов. Предоставляется возможность повторно получить данные, факты, закономерности другим людям при равных условиях, точнее по идентичной методике, которая уже применялась учёным.
  • Новизна полученных результатов. Эта является новизной не для одного человека, который проводит познавательный процесс, а для всего общества.

В исследовании получают такую информацию, которая ранее не была известна многим людям. Выделяют такие основные направления в исследовании для получения знаний:

  • Использование житейски-эмпирического познания явлений благодаря специальным методам с дальнейшим превращением в научно установленный факт.
  • Изучение известного явления в науке на новом материале. В таком случае информация будет поступать от особенностей выборки испытуемых. Если использовать специфическую выборку, то данные могут значительно отличаться. Новизна будет в том, что известная ранее особенность будет использоваться на новой выборке испытуемых.
  • Изменение качественного описания известных фактов на количественную особенность.

Исследование проводиться для получения новизны результатов. Исследование называют бесплодным, если оно не принесло никаких новых результатов.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/metody-issledovanija-v-pedagogike/rassmotrenie-metodologicheskih-printsipov/

Ссылка на основную публикацию