Методика изучения семьи — справочник студента

Методика изучения семьи - Справочник студента

Основная проблема семейного консультирования заключается в том, что супруги не желают предоставлять полную информацию о своем браке консультанту. В этом случае можно прибегнуть к самостоятельному анализу отношений. В нашей статье вы узнаете об основных методах изучения семьи, а также принципах, которые позволят сформировать крепкие взаимоотношения со второй половинкой после свадьбы. Поверьте, данная информация будет актуальна для любого человека, кто мечтает жить в счастливом браке.

Социально-экономическое исследование

Большинство современных методов изучения семьи основаны на детальном анализе социального и экономического положения супругов – и в этом нет ничего удивительного.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Многие супруги чувствуют себя несчастными в браке именно из-за того, что им едва хватает денег для обеспечивания семьи, не говоря уже об удовлетворении собственных потребностей.

Поэтому семейные психологи в первую очередь пытаются выяснить социальное и экономическое положение семьи и на основе анализа дать супругам определенные рекомендации.

Многие семейные психологи рекомендуют родителям уделять больше внимания саморазвитию, чтобы воспитание ребенка шло должным образом. К примеру, можно читать психологическую литературу или смотреть развивающие видеоролики, один из которых представлен чуть выше.

Просмотрев его до конца, вы узнаете о восьми основных ошибках, которые совершают большинство родителей при воспитании детей.

То есть методы изучения педагогической культуры, как правило, заключаются в исследовании видеороликов или книг, в которых изложена психологическая информация по воспитанию ребенка.

Также можно проанализировать то, как ваш ребенок реагирует на определенные методы воспитания. Некоторые из них могут категорически не подходить для развития личности определенного типа людей.

К примеру, во многих “неуправляемых” детях скрыт огромный творческий потенциал, который они не могут реализовать из-за мнения общества.

В этом случае рекомендуется отдать юное дарование на какую-нибудь секцию или в кружок, чтобы его талант не пропал зря.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Закон кулона и его полевая трактовка - справочник студента

Оценим за полчаса!

Выявление типичных проблем

Методы изучения семьи и семейного воспитания очень часто основываются на анализе поведения членов семьи в различных ситуациях.

К примеру, можно предложить пройти своим близким обычное анкетирование, в котором имеется ряд вопросов для выявления типичных проблем в семье.

Однако ответы на них должны быть максимально искренними и информативными, чтобы психолог мог как следует проанализировать состояние взаимоотношений и найти способы решения конфликтных ситуаций.

Методика изучения семьи - Справочник студента

Приведем небольшой пример. Довольно часто в семьях подростки жалуются на то, что родители их не понимают и не следят за их жизнью. Такие слова могут быть слегка преувеличены, а могут быть чистой истиной.

В этом случае добиться правды поможет тестирование с помощью обычной анкеты, которое необходимо проводить сообща. Каждый человек должен подтверждать свои ответы определенными фактами, которые происходили в его жизни.

После этого, основываясь на результатах исследования, можно будет скорректировать способ “лечения” взаимоотношений.

Исследование в образовательных учреждениях

Методы изучения семьи в ДОУ (дошкольное образовательное учреждение) могут значительно отличаться от тех методик, которых придерживается семейный психолог. Однако это не значит, что они являются неправильными или показывают недостаточно необходимой информации.

К примеру, в детских садах психологи очень часто обращают внимание на взаимоотношения супругов и на то, насколько сильно внутренние конфликты в семье влияют на поведение их ребенка.

Если, скажем, отец будет все время ругаться матом, то подобное поведение будет характерно и для его ребенка.

Методика изучения семьи - Справочник студента

Что касается исследований, проводимых в школах, то они чаще всего представляют собой анонимное тестирование, которое проводится в большинстве случаев среди учащихся, возраст которых находится в диапазоне от 12 до 16 лет.

На основе различных психологических тестов и анкет можно выявить многие проблемы еще на стадии их формирования и составить грамотную воспитательную работу, которая бы позволила подросткам чувствовать себя нужными этому миру.

Однако все исследования должны быть в обязательном порядке анонимными, чтобы ответы были максимально искренними.

Исследование досуга, интересов и ценностей

Методы изучения семьи и опыта семейного воспитания в дошкольных учреждениях также основаны на различных вопросах, касающихся семейного досуга.

То есть воспитатель может задать родителям несколько вопросов по поводу того, как именно они проводят выходные с ребенком, чем занимаются и так далее.

Чтобы получить объективную оценку по этому поводу, рекомендуется задавать не наводящие, а простые вопросы: “Как часто вы играете с ребенком на свежем воздухе?” или “Сколько времени в день вы уделяете чтению книг для малыша?”

Методика изучения семьи - Справочник студента

Что касается методов исследования от профессиональных психологов, то они, как правило, основаны на изучении семейных ценностей и тех целей, которые ставят перед собой члены семьи.

Если у родителей нет определенной цели в жизни, то они вряд ли смогут воспитать ребенка должным образом и будут просто “плыть по течению” в этом вопросе. Кроме того, специалист может задать несколько вопросов по поводу интересов родителей.

К примеру, большинство пар, интересующихся литературой по воспитанию детей, практически всегда воспитывают личность, достойную жить в современном обществе.

Исследование индивидуальности супругов

Психологические методы изучения семьи могут быть основаны на исследовании каждого супруга по отдельности с целью поиска проблемы, которая приводит к разногласиям и конфликтам внутри семьи.

Как правило, чтобы выявить психологическую неуравновешенность и склонность к конфликтам, используются различные методы дифференциального анализа.

Наиболее распространенным инструментом для исследования являются проектировочные рисунки, на которых каждый человек может видеть различные образы, согласно своему характеру и психическим особенностям.

Методика изучения семьи - Справочник студента

Исследование индивидуальности зачастую помогает найти корень проблемы, однако стоит понимать, что не все люди готовы принять факт того, что вся вина лежит только на них (да и такое редко бывает).

Поэтому после детального анализа необходимо в первую очередь продумать то, как именно вы преподнесете информацию молодой паре. В том случае, если исследование проводит кто-то из членов семьи, к оглашению подобной информации супругу следует подходить с особой осторожностью.

В противном случае вы рискуете настроить любимого человека против себя.

Оценка отдельных феноменов в отношениях

К сожалению, методы изучения взаимоотношений в семье невозможны без исследования отдельных феноменов, присущих определенной паре.

К примеру, некоторые конфликты могут возникать на почве недоверия, которая берет начало из далекого прошлого, о котором все пытаются забыть. Однако если о подобном факте никто не упоминает, это далеко не значит, что он никак не влияет на жизнь людей.

В большинстве случаев – ровно наоборот. Прошлое может преследовать счастливые пары на протяжении многих лет и разрушать отношения между возлюбленными.

Методика изучения семьи - Справочник студента

Чтобы определить различные феномены, о которых изначально может быть неизвестно даже самой семье, следует использовать различные опросники, составленные опытными психологами и рассчитанные на выявление наличия нестандартных ситуаций с помощью каверзных вопросов. К примеру, подобные тесты могут с легкостью выявить склонность к изменам или наличие корыстных мотивов у одного из исследуемых людей.

Читайте также:  Тепловой эффект. уравнение кирхгофа - справочник студента

Психограмма супружества и ее особенности

Современные методы изучения семьи основаны на использовании различных психограмм, которые позволяют с помощью ряда простых вопросов определить уровень совместимости двух людей или их педагогическую подготовленность к воспитанию ребенка. В списке ниже представлены основные методы проведения подобных психограмм, которые позволят разобраться во взаимоотношениях максимально подробно. Методы изучения семьи включают в себя следующие элементы:

  1. Авторитарная социализация – отражение контроля за ребенком и формы воспитания. При высоком показателе данного элемента родитель может быть уверенным в том, что его ребенок сможет адаптироваться в обществе через несколько лет. А вот при низкой оценке довольно часто наблюдаются проблемы с воспитанием. Некоторые родители могут наказывать своих детей за любое проявление самостоятельности, а также ругать их за мысли, чувства и индивидуальные способности.
  2. Система “Маленький неудачник”. Представляет собой отражение методов воспитания и восприятия родителей ребенком. Смысл подобного метода заключается в том, что малыш должен полностью осознавать, что собственные желания и амбиции стоят гораздо ниже, чем наставления родителей. Если данный тест покажет высокий результат, то стоит всерьез задуматься о смене методов воспитания ребенка, иначе это приведет к тому, что малец будет полностью игнорировать своих родителей.
  3. Методика Рене Жиля, основанная на исследовании личности ребенка и его родителей. В качестве материала для изучения используются различные картинки, помогающие выявить определенные черты характера человека. Кроме того, подобная методика предполагает прохождение особого теста, который выявляет потенциальное поведение человека в той или иной ситуации. В тестовых заданиях имеется от трех до пяти вариантов ответов, так что пройти его не составит особого труда даже школьнику начальных классов.
  4. “Кооперация” – желание и возможности родителей вступать в совместную деятельность со своим ребенком. Исследование проводится с помощью различных индивидуальных заданий, которые дает семейный психотерапевт своим пациентам. Если специалист заметит, что ребенок весьма неохотно выполняет задание со своим родителем, то возникнет необходимость поиска корня проблемы. Также данная методика включает в себя прохождение совместного тестирования, результаты которого говорят о том, насколько ладит ребенок с родителями.
  5. “Симбиоз” – шкала, отражающая межличностную дистанцию между объектами исследования. Высокие показатели тестирования говорят о том, что родитель не только старается вступить в контакт со своим ребенком, но и установить с ним доверительные отношения. В таких семьях между родителями и детьми нет секретов друг от друга, что приводит к взаимопониманию и уважению даже в самых сложных жизненных ситуациях.

Овладеть методами изучения семьи (кратко об основных из них мы рассказали выше) не так уж сложно.

Заключение

Надеемся, наша статья помогала вам разобраться в том, что такое педагогическая культура семьи. Методы ее изучения (культуры) могут быть весьма различны, поэтому каждый человек может подобрать для себя такую методику, которая подходит именно ему.

Однако прежде чем приступить к нормализации взаимоотношений с близкими, необходимо разобраться в корне той проблемы, которая привела к ухудшению взаимопонимания. Как раз таки для этого и используются методы исследования, описанные чуть выше.

Если вы не только изучите эту теорию, но и начнете практиковать ее в реальной жизни, то сможете устранять все семейные конфликты еще на стадии их возникновения. Любой человек, который умеет правильно использовать подобную информацию, создаст крепкую и дружную семью.

Natali Mikhaelis

Источник: https://labuda.blog/185295

Методы изучения семьи и семейных отношений

Изучение семьи и семейных отношений учитель проводит разнообразными способами.

Наиболее важный источник информации для учителя — это непосредственное наблюдение за тем, как родители общаются с ребенком в различных ситуациях, вдумчивый анализ того, что и как говорят: родители о своих детях, что и как рассказывает ребенок о своей семье: о маме, папе, других близких людях, о совместных делах и времяпрепровождении. Очень важные сведения о семье ребенка и семейных отношениях могут быть получены также из разговора с воспитателем детского сада, в котором воспитывался ребенок до школы. Существенную информацию также дает изучение личного дела ребенка, его медицинской карты, посещение ребенка на дому, беседы с родителями. Следует специально подчеркнуть, что посещение дома и беседы с родителями требуют особо тактичного поведения учителя. Необходимо постоянно иметь в виду, что получение объективной информации о семье и семейных отношениях со стороны родителей возможно лишь в том случае, если между педагогом и родителями уже установились отношения доверия, если родители поняли, что учитель — их самый надежный союзник в воспитании ребенка, что то, о чем они говорят с учителем, станет педагогической тайной и послужит только на пользу ребенку.

Если отношения доверия еще не возникли, учитель не может рассчитывать на искренность собеседников.

Но одновременно он и не должен каким- либо образом упрекать их в обратном, показывать свое неудовлетворение.

Здесь удобнее всего выждать и своей неподдельной заинтересованностью в судьбе их сына или дочери, своей конкретной и активной помощью показать, что на учителя можно положиться и довериться ему.

Достаточно интересный и глубокий материал о жизни ребенка в семье может быть получен также и с помощью разнообразных экспериментальных методик.

Этот материал может существенно обогатить, уточнить выводы, предположения учителя о положении ребенка в семье и характере семейных отношений, послужить тем самым уточнению его воспитательной тактики в работе с детьми, а во многих случаях — и с их родителями.

И снова подчеркнем, что объективный материал предлагаемые экспериментальные методики дадут только в том случае, если и дети относятся к учителю с доверием.

1. Анкетирование.

Примерный текст анкеты

  • 1. С кем ты чаще всего обсуждаешь свои радости, беды?
  • 1 — с мамой; 2 — папой; 3 — с бабушкой и другими родственниками; 4 — с товарищами._
  • 2. Как в семье относятся к твоим успехам, хорошим отметкам?
  • 1 — дарят подарки; 2 — говорят ласковые слова; 3 — обсуждают всей семьей; 4 — не обращают внимания.
  • 3. Как относятся к твоим неудачам, проступкам, плохим отметкам?
  • 1 — наказывают, ругают; 2 — бьют; 3 — объясняют, сочувствуют; 4 — не обращают внимания.
  • 4. Проявляют ли интерес к твоим учебным заданиям?
  • 1 — постоянно; 2 — изредка; 3 — только когда попрошу.
  • 5. Как родители относятся к неудачно выполненной письменной работе?
  • 1 — ругают, заставляют переписывать; 2 — объясняют, сочувствуют, но заставляют переписывать; 3 — объясняют и просят выполнить работу лучше.
  • 6. Выполняете ли вы вместе с родителями одно домашнее дело (мытье посуды, приготовление обеда, стирка белья, починка мебели и т. д.)?
  • 1 — да; 2 — очень редко; 3 — практически никогда.
  • 7. Читаете ли вы с родителями одну книгу?
  • 1 — да; 2 — иногда; 3 — практически нет.
  • 8. Бываете ли вы с родителями на прогулках, в кино, музеях и т.д.?
  • 1 — часто; 2 — иногда; 3 — практически нет.
  • 9. Принимают ли родители участие в твоих занятиях спортом?
  • 1 — да; 2 — иногда; 3 — практически нет.
  • 10. Любишь ли ты с родителями говорить про школьные дела?
  • 1 — да; 2 — не очень; 3 — нет._

Содержание вопросов в анкете может варьироваться с учетом возможных дополнительных целей анкетирования.

2. Большую информацию о семье и семейных отношениях дает методика «Рисунок семьи»[1].

Для работы необходимы: лист белой бумаги, шесть цветных карандашей или красок (черная, красная, синяя, зеленая, желтая, коричневая).

Инструкция: «Нарисуй свою семью». Никаких других пояснений не требуется. Если возникают вопросы, инструкция повторяется.

После выполнения задания детям индивидуально задаются вопросы для того, чтобы получить уточняющую информацию. Например:

  • — Кто тут нарисован?
  • — Где все находятся?
  • — Что они делают?
  • — Кто самый счастливый? Почему?
  • — Кто самый несчастный? Почему?

Анализ рисунка по содержанию.

  • 1. Изображены все члены семьи. Такие рисунки свидетельствуют о том, что ребенок растет в нормальной гармонической семье.
  • 2. Состав семьи уменьшен по сравнению с реальностью. Дети уменьшают состав семьи, «забывая» нарисовать тех ее членов, которые для них эмоционально менее привлекательны или с которыми сложились конфликтные отношения. Часто отсутствуют братья и сестры, что свидетельствует о внутренней конкуренции. Ребенок таким способом «монополизирует» недостающую любовь и внимание родителей. Иногда в рисунок включается изображение птиц, зверушек. Учитель уточняет: «Кто это?» или «Кого напоминает?» Часто называются имена братьев и сестер. В этом символическом изображении проявляется отрицательное отношение, ревность к другому члену семьи. Большой интерес вызывают те рисунки, в которых ребенок не изображает себя или вместо семьи рисует только себя.

Если вместо семьи ребенок рисует только себя одного с большим количеством деталей одежды, большой величины можно говорить об определенной эгоцентрической установке автора рисунка.

Отсутствие в рисунке ребенка обычно свидетельствует о переживании им чувства отверженности, неприятия. Те же причины заставляют детей рисовать себя схематично, маленьких размеров.

Расположение членов семьи также несет определенную информацию. По рисунку, где все члены семьи соединены руками или выполняют общую работу, можно думать о сплоченности, благополучии семейных отношений.

Учителю необходимо обратить вниманиена те рисунки, где часть семьи расположена одной группой, а одни или несколько лиц — отдельно. Если обособлен сам ребенок, можно думать об его отчужденности, невключенности в семью. Информативным в рисунке также является расстояние между членами семьи.

Ребенок помещает себя рядом с более ему близким человеком. Более неприятный ребенку член семьи рисуется, как правило, на расстоянии.

  • 3. Учителю следует обратить внимание на особенности нарисованных фигур:
    • — количество деталей тела. Хорошо прорисованная фигура свидетельствует о теплых, эмоционально благоприятных отношениях. Если член семьи нарисован схематично, с пропуском существенных частей фигуры (рук, ног, головы в т.д.), можно предполагать негативное отношение к этому члену семьи, агрессивные тенденции;
    • — величину фигур, которая может отражать реальные отношения между членами семьи. Большая фигура матери или бабушки может отражать доминирование в семейном сообществе. Если ребенок рисует себя, увеличивая свой размер относительно взрослых, можно думать об эгоцентрических тенденциях в формировании личности. Явное занижение своих размеров свидетельствует о переживании чувства своей незначительности, ненужности или потребности в дополнительной опеке, признании, что уже отмечалось выше. Большие фигуры на все пространство листа рисуют в большинстве случаев эмоционально уверенные в себе, склонные к верховодству дети. Очень маленькие фигурки, расположенные группкой, могут объясняться тревожностью, чувствами беспокойства, опасности;
    • — рисование отдельных частей тела. Если член семьи нарисован с удлиненными руками, это символизирует агрессию, иногда рукоприкладство. Иногда ребенок рисует себя без рук. Это может быть связано с чувством бессилия, протестом против сверхопеки.

Обращают на себя внимание те рисунки, где дети не прорисовывают лица (отсутствуют глаза, нос, рот). Такие безликие рисунки свидетельствуют о нарушении в сфере общения, отгороженности от членов семьи. Иногда лица штрихуются, такой рисунок может отражать конфликтные отношения, враждебность к данному лицу. Прорисовка открытого рта, зубов — показатель оральной агрессии.

Учителю необходимо вести наблюдение за процессом рисования. Как правило, дети, получив задание нарисовать семью, начинают рисунок с изображения людей. Но некоторые из них большее время уделяют рисованию фона — квартиры, природы и т.д. Иногда этим и ограничивается рисунок.

Можно считать, что такая последовательность выполнения задания является своеобразной защитой, при помощи которой ребенок отодвигает от себя неприятное действие, растягивая его во времени. Чаще всего такой способ рисования отмечается у детей с неблагополучной семейной ситуацией.

3. Приведем еще одну методику, позволяющую раскрыть отношение ребенка к членам семьи.

В игровой ситуации учитель задает ему следующие вопросы:

  • 1. Представь себе, что у тебя два билета в цирк (кино, театр). С кем бы ты хотел пойти туда?
  • 2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?
  • 3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы и т.д.), и у тебя не получается. Кого ты позовешь на помощь?
  • 4. У тебя есть билеты в кино, но их на один меньше, чем членов семьи. Кто останется дома?
  • 5. Ты получил в подарок интересную игру. Вся семья села играть в нее, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?
Читайте также:  Алгебраические функции - справочник студента

В заключение необходимо сделать одно принципиальное замечание. Семья — это очень сложное и одновременно динамичное социальное образование.

Характер внутрисемейных отношений, положение ребенка в семье, естественно, меняется со временем в зависимости от множества обстоятельств.

Поэтому изучение воспитательных отношений в семье не может ограничиваться каким-то определенным отрезком времени. В работе учителя такое изучение должно быть постоянным.

Источник: https://studme.org/244806/pedagogika/metody_izucheniya_semi_semeynyh_otnosheniy

Предисловие

В
настоящее время происходит становление
психологии семьи как самостоятельной
отрасли научного знания.

Особое значение
приобретают накопление и систематизация
научных фактов о структуре и функциях
белорусской семьи, об особенностях
межличностного взаимодействия супругов,
родителей и детей.

Психологические
исследования проблем белорусской семьи
только начинаются. Возникает острая
необходимость в систематизации, отборе
и в разработке методик для диагностики
семейных отношений.

Составители
данного сборника преследовали цель
собрать и систематизировать опубликованные
в отечественной и зарубежной литературе
диагностические процедуры, используемые
при изучении семейной проблематики.
Представленные методики позволяют
исследователю оценить состояние семейной
системы в целом, изучить особенности
функционирования всех основных подсистем
семьи: супружеской, родительской,
детской.

Предлагаемая
нами система методик позволяет
исследователю: студенту, аспиранту,
преподавателю, научному работнику
сориентироваться в имеющемся многообразии
диагностических средств и осуществить
адекватный выбор методик в соответствии
с целью и задачами конкретного научного
исследования.

Собранные
в практикуме психодиагностические
процедуры дают возможность проведения
клинического и эмпирического изучения
семейной истории, структуры семьи,
состояния супружеской подсистемы,
факторов семейного благополучия и
неблагополучия, особенностей
детско-родительского взаимодействия.
Впервые в русскоязычном варианте в
данный сборник включены методики для
изучения сиблинговой подсистемы семьи.

Практикум
предназначен для
студентов и преподавателей
психологических факультетов, может
быть использован при выполнении научных
исследований в области психологии семьи
и проведении семейного психологического
консультирования.

Слепкова
В.И., Заеко Т.А.

1. Изучение семейной истории

1.2. Генограмма

Анализируя
ход семейной истории, стадии развития
семьи, паттерны взаимоотношений,
переходящие в новые поколения, и события,
предшествующие кризису, удобно
использовать две взаимодополняющие
методики
— «Генограмму»[Bowen,
1978; Carter
& McGoldrick
Orfanidis,
1976; Guerin
& Pendagast,
1976; McGoldrick,
1977; Pendagast
& Sherman,
1977; Brandt,
1980; McGoldrick
& Gerson,
1985] и «Линию времени» (The
time
line)
[Starton,1992]1.

Генограмма
представляет собой форму семейной
родословной, на которой записывается
информация о членах семьи, по крайней
мере, в трех поколениях. В терапевтическую
практику генограмма впервые была введена
Мюррэем Боуэном в 1978году. Она служит
для анализа семейной истории с позиции
системной теории.

Цель
методики
:
посредством построения диаграммы,
отражающей историю расширенной семьи
как минимум на протяжении трех поколений,
показать, как образцы поведения и
внутрисемейных взаимоотношений
передаются из поколения в поколение;
как события, подобные смертям, болезням,
крупным профессиональным успехам,
переездам на новое место жительства, и
др. влияют на современные поведенческие
образцы, а также на отношения во
внутрисемейных диадах и треугольниках.
Генограмма позволяет психотерапевту
(исследователю) и семье получить целостную
картину, рассматривая все феномены и
события семейной жизни в некой интегральной
вертикально направленной перспективе.

______________________

1.
Черников А.В. Системная семейная терапия:
Интегративная модель диагностики. –
М.:Независимая форма «Класс», 2001.

Генограмма
имеет много общего с традиционными
подходами к сбору данных по истории
семьи, но ее главной
отличительной особенностью является
структурированность и составление
карты данных семьи.


Однако, в отличие от других форм
исследовательской записи, генограмма
позволяет
постоянно вносить добавления и
корректировку при каждой встрече с
семьей
.

Она
дает возможность держать в голове
большое количество членов семьи, их
взаимоотношения и ключевые события
семейной истории.

При
построении генограммы для иллюстрации
специфики внутрисемейных отношений
используются специальные символы (стр.
11 — 13), которые наряду с другими данными
применяются для изображения членов
семьи и их позиций в семейной системе.
Практически вся семейная
информация представляется графически,

что позволяет исследователю (терапевту)
быстро охватить сложные семейные
паттерны.

Генограммы являются
богатым источником гипотез о том, как
проблемы могут быть связаны с семейным
контекстом и развитием во времени. Для
терапевтических записей генограмма
обеспечивает краткое резюме, позволяющее
терапевту (консультанту), не знакомому
со случаем, быстро воспринять большое
количество информации о семье и получить
представление о ее потенциальных
проблемах.

В
сочетании с генограммой обычно
используется список важных событий
семейной истории или методика
«Линия времени»
,
в которой события расположены вдоль
временной оси. Методика довольно проста:
по горизонтали прочерчивается линия
времени с отметкой лет, месяцев и даже
дней, на усмотрение терапевта.

Проводятся
вертикальные линии, и над ними указываются
события жизненного цикла. Например:
«Николай потерял работу», «Мария и
Владимир поженились», «Отец Сергея
умер» и т.д. Эта методика позволяет
организовать трудно сопоставимую
информацию о семейной истории в более
удобной графической форме.

Особенно
важной эта методика становится при
размышлении терапевта (консультанта)
о том, почему семья пришла за помощью
именно сейчас, а не годом раньше или
позже.

Что изменилось в семье? Что стало
другим во внешних связях семьи? Что
заставило семью искать помощи в это
особое время? В чем состоит пусковой
момент кризиса?

Источник: https://studfile.net/preview/5813900/

Методы диагностики супружеских отношений

Необходимую информацию, позволяющую дать квалифицированную оценку взаимоотношений супругов, психолог получает с помощью диагностирующих опросников, выявляющих особенности общения и взаимоотношений, качества личности супругов, способы проведения семейного досуга, общность интересов и ценностей, а также позволяющих понять нравственно-психологические основы супружеских отношений.

Методы изучения особенностей общения и взаимоотношений в супружеской паре. Общение между супругами лежит в основе семейного благополучия и включает очень важную функцию – помогает человеку обеспечить личный комфорт себе и своим близким. Общение дает возможность проявиться одной из важнейших супружеских ролей – психотерапевтической.

Общение и взаимоотношения супругов в благополучных семьях характеризуют открытость, интимность, доверие друг другу, высокий уровень взаимной симпатии, конструктивность, рефлексивность, гибкий, демократичный характер распределения ролей I) семье, моральная и эмоциональная поддержка (Е.В. Новикова, 1994).

Особенности распределения семейных ролей, ожиданий и притязаний в браке, совместимость супружеской пары исследуются с помощью специальных методик.

Опросник «Общение в семье» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская) измеряет доверительность общения в супружеской паре, сходство во взглядах, общность символов, взаимопонимание супругов, легкость и психотерапевтичность общения.

Проективный тест «Семейная социограмма» (Э.Г. Эйдемиллер) направлен на диагностику характера коммуникаций в семье.

Методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н. Волкова) выявляет представления супругов о значимости в семейной жизни тех или иных ролей, а также о желаемом распределении их между мужем и женой.

Методика «Распределение ролей в семье» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская) определяет степень реализации мужем и женой той или иной роли: ответственного за материальное обеспечение семьи, хозяина (хозяйки) дома, ответственного за воспитание детей, организатора семейной субкультуры, развлечений, сексуального партнера, психотерапевта.

Методика «Типовое семейное состояние» (Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Юстицкис) позволяет выявить наиболее типичное состояние индивида в собственной семье: удовлетворительное – неудовлетворительное; нервно-психическое напряжение; семейную тревожность.

Известно, что характер общения и взаимоотношений в супружеской паре детерминирован эмоциональной атмосферой в родительской семье.

Истоки модели общения супругов можно представить с помощью проективной методики «Семейная генограмма» I (Э.Г. Эйдемиллер).

Методика позволяет изобразить в виде графической схемы родственные связи в семье, представить характер взаимоотношений, неосознаваемый членами семьи.

Методы исследования индивидуальности супругов. Результат индивидуально-психологического исследования используют для установления меры личностной совместимости и информирования супругов об особенностях характера друг друга (А.Н. Волкова, Т.М. Трапезникова).

Личностная совместимость (психологический уровень супружеской совместимости) – это автоматическое распределение психологической нагрузки, выработка оптимальных способов общения, понимание спонтанных проявлений партнера и адекватное реагирование на них.

Использование результатов исследования индивидуальности супругов – одна из форм коррекционной работы, направленной на улучшение взаимопонимания. Она осуществляется с помощь» таких методик, как определение типа темперамента (Г. Айзенк), личностных факторов» (Р. Кеттелл), методика рисуночной фрустрации (С. Розецвейг), цветовой тест (М. Люшер) и др.

Методы исследования семейного досуга, интересов и ценностей. Духовное взаимодействие партнеров, их духовная совместимость, проявляется на социокультурном уровне супружеских отношений.

Это общность ценностных ориентации, жизненных целей, мотивации, социального поведения, интересов, потребностей, а также общность взглядов на проведение семейного досуга. Известно, что сходство интересов, потребностей, ценностей и т.д.

является одним из факторов супружеской совместимости и стабильности брака.

Опросник «Измерение установок в семейной паре» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, кафедра социальной психологии МГУ) дает возможность выявить взгляды человека по десяти сферам жизни, наиболее значимым в семейном взаимодействии:

  1. отношение к людям;
  2. альтернатива между чувством долга и удовольствием;
  3. отношение к детям;
  4. ориентация на преимущественно совместную или преимущественно раздельную деятельность, автономность супругов или зависимость супругов друг от друга;
  5. отношение к разводу;
  6. отношение к любви романтического типа;
  7. оценка значения сексуальной сферы в семейной жизни;
  8. отношение к «запретное секса»;
  9. отношение к патриархальному или эгалитарному устройству семьи;
  10. отношение к деньгам.

Опросник «Интересы – досуг» (Т.М. Трапезникова) выявляет соотношение интересов супругов, меру их согласия в формах проведения досуга.

Самоактуализационный тест (САТ) (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская) разработан на основе опросника личностных ориентации (РОУ) Шострома и используется индивидуально и в группах в исследовательских целях, а также в отдельных случаях коррекционной работы; позволяет определить ценностные ориентации, гибкость поведения, сензитивность к себе, самоуважение и самопринятие и т.д.

Методы изучения нравственно-психологических основ супружеских отношений. Большое число разводов свидетельствует о том, что неблагополучие семьи остается одной их актуальных общественных проблем. Условно среди них выделяют конфликтные, кризисные, проблемные (В.А. Сысенко), а также невротические (Э.Г. Эйдемиллер).

В каждой из таких семей имеются постоянные сферы, где интересы, потребности, намерения и желания супругов приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные отрицательные эмоции.

В таких случаях говорят об отрицательном психологическом климате семьи, в основе которого лежат нравственно-психологические факторы супружеских отношений.

Практический психолог, приступая к изучению нравственно-психологических основ супружеских отношений, может использовать тесты, диагностирующие супружеские конфликты, удовлетворенность браком, его стабильность.

Тест-опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Г.П. Бутенко, Т.Л.

Романова, факультет психологии МГУ) предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности-неудовлетворенности, а также согласования-рассогласования удовлетворенности браком в конкретной супружеской паре. Опросник применяют индивидуально в консультативной практике и в процессе исследования той или иной социальной группы.

Методика «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман) дает возможность охарактеризовать обследуемую семью по ряду параметров: наиболее конфликтные сферы семейных отношений, степень согласия (несогласия) в ситуациях конфликта, уровень конфликтное в паре.

Опросник «Конструктивно-деструктивная семья» (КДС) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис) облегчает диагностику отклонения семьи от конструктивного направления.

Кроме тестирования в исследовании супружеской пары можно использовать опрос, беседу, интервью.

Метод опроса позволяет практическому психологу выявить социально-экономические и демографические характеристики супружеской пары: жилищные условия, семейный бюджет, стаж брака, возраст супругов и разницу в возрасте, образование, род занятий, количество и возраст детей. Положительное влияние на супружеский брак оказывают хорошие жилищные и материальные условия, приблизительное равенство возрастов супругов или более старший (3-7 лет) возраст мужа, отсутствие разницы в образовании, число детей от одного до четырех человек.

Метод беседы или интервью может быть использован в случае необходимости изучения микроокружения семьи. Этот фактор также имеет значение для стабилизации брака и семьи в целом.

Кроме того, необходимо знать, на какой стадии супружества находится пара, так как для каждой стадии характерны типичные проблемы, структура отношений, уклад и образ жизни семьи.

Эти знания психолог может получить только в результате свободной беседы.

Целесообразно после каждого комплексного исследования добрачного и брачного периодов супружеской пары составлять психограмму супружества (А.Н. Волкова, Т.М. Трапезникова) по следующим направлениям:

  1. зоны конфликтов супружества, потенциальный инициатор конфликта в каждой из зон;
  2. степень личной совместимости;
  3. общая мера взаимопонимания и согласия по различным сторонам семейной жизни;
  4. общий прогноз отношений в паре;
  5. рекомендации по формам и содержанию коррекционной работы с парой в целом и с каждым супругом в отдельности.

В основе психограммы супружества лежит сравнительный анализ результатов, полученных в процессе всестороннего исследования супружеских взаимоотношений.

Похожие материалы в разделе Психологический практикум:

Источник: https://Psylist.net/praktikum/00113.htm

Ссылка на основную публикацию