Метод самонаблюдения — справочник студента

Посредством самоконтроля прослеживают изменения в организме, возникающие в ходе выполнения упражнений или тренировок. Это дополняет медицинское сопровождение, а также человек имеет возможность вовремя принять меры по изменению или отмене нагрузок, корректировать план.

Кто-то желает укрепить здоровье посредством физкультуры, другие предпочитают настоящий спорт. Так или иначе, самоконтроль при занятиях физическими упражнениями производится для фиксации изменений показателей здоровья. С его помощью определяют состояние параметров физиологии, выносливости, улучшения или ухудшения функций.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Проводимый самим человеком, он помогает врачам составить общую картину. А тренеры могут вносить коррективы в распорядок занятий.

Виды контроля

Метод самонаблюдения - Справочник студента

Человек, занимающийся спортом или физкультурой, может контролировать себя, благодаря чему будет знать, благоприятно ли воздействие. Самоконтроль при занятиях физической культурой возможен в следующих разновидностях.

  • Анализ субъективных и объективных параметров.
  • По внешним и внутренним признакам.
  • Человек ведёт дневник самоконтроля.
  • Контролируют самочувствие в виде общего состояния, что дополняется сопровождением медика и педагога.

Объективные и субъективные методы

Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями на основании субъективных параметров включает следующие признаки:

  • самочувствие;
  • эмоциональный настрой;
  • комфорт;
  • наличие аппетита.

Объективные параметры:

  • пульс или ЧСС (частота сердечных сокращений);
  • артериальное давление;
  • масса и объемы тела;
  • работа пищеварения;
  • потоотделение;
  • жизненная емкость легких (ЖЕЛ);
  • мускульная сила;
  • динамические параметры;
  • достижения, результативность.

Также наблюдение осуществляется по внешним и внутренним признакам. К первым относятся обильность потоотделения, цвет кожных покровов, координация движений, ритмы дыхания. При перегруженности может появиться одышка, посинение возле губ, покраснение тела, нарушение координации.

В этом случае предпринимают отдых, прекратив заниматься. Внутренние показатели утомления: боли в мышцах, тошнота, головокружение. При таких признаках тренировку останавливают вообще.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Значение конституции российской федерации в жизни страны - справочник студента

Оценим за полчаса!

Если человек успешно преодолевает нагрузку, у него улучшается аппетит, сон, настроение, общее самочувствие.

Метод самонаблюдения - Справочник студента

Самоконтроль спортсмена

Каждому спортсмену нужен систематический контроль за собой. Это позволит давать оценку нагрузкам, развитию, проследить динамику изменений. При этом тренер получает данные об эффективности применяемых этапов и методики. Результаты обычно отражаются в тетради со стандартным для самоконтроля оформлением. Общее состояние получает оценку: плохо, удовлетворительно, хорошо.

В помощь спортсмену и тренеру, существуют методические издания, затрагивающие психологическую самоподготовку. Например книга Алексея Иванова «Психология чемпиона. Работа спортсмена над собой» помогающая воспитать в себе психологию чемпиона.Книга поможет как начинающим, так и опытным спортсменам преодолевать «предстартовую лихорадку» и воспитать самообладание.

Правильная ориентация тренировок — это:

  • отсутствие физиологических отклонений;
  • комфортное состояние;
  • работоспособность.

В дневник вносятся данные о параметрах сна, работоспособности, которая не может быть пониженная. Иначе о ситуации сообщают тренеру либо врачу. Записывают отклонения в режиме, данные об интенсивности и о том, как переносилась нагрузка. Значение частоты пульса проверяют несколько раз в день, проставляя число ударов за минуту времен.

Метод самонаблюдения - Справочник студента

Для тех, кто проводит самостоятельные тренировки

Тренируются не только спортсмены, но и люди, желающие поддержать форму. Одни предпочитают бег, другие — гимнастику. Данные самоконтроля рекомендуется заносить в дневник, но несколько иной, чем у спортсмена. А именно, в нем отражают не только результаты и реакции организма, но и информацию о спокойных периодах.

Контроль над работой сосудов и сердца

Перенося спортивные физические нагрузки, нужно прослеживать общее состояние. Ведь это ответ функций органов и систем на активизацию работы мышц. Особенно важным считается изменение параметров дыхания, сердечной и сосудистой систем. Работоспособность основным образом зависит от частоты сокращений сердца (ЧСС).

Прочие показатели физиологического развития

К прочим параметрам развития физиологии человека относятся следующие величины.

  1. Объем грудной клетки. Самоконтроль включает ее измерение на вдохе и выдохе в спокойном состоянии. Разница именуется экскурсией и находится в зависимости от разновидности дыхания и того, насколько развиты мышцы.
  2. Сила мускул рук определяется динамометром. Данное значение связано с предыдущим, а также с весом человека и иными параметрами. Для мужчин это от 60 до 70 % от массы тела, а у лиц женского пола — до 45 %.
  3. Становая мускульная сила, (мышц, разгибающих спину), на которую влияют половая принадлежность, возраст, масса тела и профессия.
  4.  Спирометрия. Измеряется выдыхаемый из легких объем (ЖЕЛ).

Методы самоконтроля функционального состояния организма

Оценка функций возможна благодаря следующим методам.

  • Наблюдение за ЧСС — простой способ, отражающий деятельность сердца и сосудов. Пульс обычного человека — от 60 до 80 уд/минуту. Минимум обычно обнаруживают утром.
  • Ритмичность пульса. Или аритмичность, свидетельствующая о нарушениях функции дыхания (на вдохе чаще, а на выдохе — реже), что считается нормой, либо о чрезмерном напряжении.
  • Частота дыхания определяется с учетом возраста, уровня физподготовки, интенсивности тренировки.

Изменения систем кровообращения и дыхания особенно важны. Они играют решающую роль при допуске к занятиям либо соревнованиям. Но также уделяют внимание артериальному давлению. Отклонениями от нормы считаются показатели от 130 на 80 мм рт ст. и выше, указывающие на гипертонические состояния. Если цифры ниже 100 на 60 мм рт. ст., устанавливают гипотонию.

По инициативе Кердо появилась формула с одноименным индексом (ИК). По ней вычисляют норму, применяя соотношение: ИК=Д/П, где:

  • Д — давление по минимуму;
  • П — пульс.

Известен факт: нормы минимального давления и пульса численно совпадают. То есть, у человека без нарушений индекс приблизительно равен единице. При отклонении в работе сердечно-сосудистой системы численное значение оказывается больше или меньше. Такие сбои имеют причиной неправильную нервную регуляцию.

Самостоятельно контролируют и физическое развитие: рост, вес, окружность груди, проводя замеры.

Дневник самоконтроля

При занятиях физкультурой и различными видами спорта применяется занесение сведений в дневник самоконтроля. Учитываются работоспособность, эмоции, сон, аппетит.

Измеряется пульс и иные объективные характеристики. Если в результате ведения журнала выявлен значительный дискомфорт, переутомление, болевые ощущения, занятия прекращают.

Дальнейшую корректировку назначают специалисты: медик, тренер.

Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом помогает в расчете нагрузок. В данном факторе учитывают степень подготовленности, возраст. Но если становятся хуже сон или аппетит, загруженность и интенсивность уменьшают. А при очередных несоответствиях нормам здоровья рекомендуется консультация или обследование врача.

Итак, систематическое ведение записей практикуется, как самоконтроль при занятиях физическими упражнениями и видами спорта в следующих целях.

  • Учет занятий.
  • Отражение изменений.
  • Запись функциональных проб.
  • Проверка подготовленности.
  • Исследование двигательного режима за неделю.

По записям оценивают эффект от тренировок. Они отражают способы самоконтроля при занятиях физическими упражнениями и используемые средства. В результате письменной фиксации показателей возможны плановый расчет интенсивности тренингов, оптимизация чередования интервалов активности и отдыха. Дневник показывает, соблюдается ли режим.

Метод самонаблюдения - Справочник студента

Методы определения нагрузки по показаниям пульса и частоты дыхания

Основы самоконтроля при занятиях физическими упражнениями и различными видами спорта относят пульс, ритмы дыхания к объективным значениям. ЧСС — особенно достоверная цифра, отражающая, как сердце реагирует на нагрузку. Она определяется количеством ударов за интервал: минуту, 10 секунд.

Проверка проводится в покое и после активной работы. Степень натренированности человека определяется величиной учащения пульса в процентах. При этом частота покоя принимается за 100%.

К примеру, если за 10 секунд спокойного состояния зафиксировано 12 ударов сердца, а после нагрузки — 20, то показатель учащения равен 67%.

Самоконтроль в процессе физического воспитания предполагает также оценку дыхательной функции. При нагрузках человек потребляет больше кислорода, который идет на снабжение мышц и мозга.

Частота дыхания может свидетельствовать о ее величине, при норме принимая значение от 16 до 18 раз за минуту. ЖЕЛ — другой важный параметр. Это объем при максимальном выдохе после такого же предельно большого вдоха.

Измеренная в литрах, данная цифра зависит от возраста, пола, габаритов тела и физподготовки. Усредненное значение — от 3,5 до 5,0 л у лиц мужского пола и от 2,5 до 4,0 у женщин.

Врачебный контроль

Самоконтроль в процессе физического воспитания дополняется медицинским, включающим комплексное обследование функций. Зачем это надо? Цель — изучение последствий нагрузок, полученных на занятиях по физкультуре. Так в ВУЗах каждый год посредством осмотра выявляют 3 медицинские группы студентов.

  • Основная из них почти полностью не имеет отклонений. Эти лица могут быть участниками соревнований без ограничений выполнять все программы.
  • Подготовительная, с удовлетворительным развитием и состоянием. Здесь нагрузка увеличивается постепенно.
  • У лиц из специальной группы обнаружены хронические болезни, недуги, отклонения в развитии. Они занимаются по особой программе после консультации врача или преподавателя физкультуры.

Спортсмены проходят подобные осмотры дважды в год.

Применение правил гигиены

Частью самоконтроля является гигиена. В понятие входит правильная организация работы и отдыха, соблюдения режима дня, правил рационального питания. А также факторы гигиены тела, одежды, устранение тяги к наносящим вред привычкам. Соблюдение этого перечня — залог сохранения формы и работоспособности.

Коррекция содержания занятий физическими упражнениями и спортом по результатам контроля

В результате наблюдений выяснилось, что трети спортсменов потребовалась медицинская корректировка. А до 20% — исправление процесса проведения тренировок. К примеру, необходимо повысить аэробные и скоростные возможности, выносливость. Либо рекомендуется увеличение периодов отдыха.

А также временное снижение объема, интенсивности нагрузки. Меры принимают по значениям пульса, состоянию дыхания, артериальному давлению, иным параметрам. Так при переутомлении, травмах уменьшают число тренировок.

Период отдыха должен быть таким, чтобы исходная работоспособность могла полностью восстановиться.

Если не откорректировать тренировочный режим, у занимающегося могут начаться серьезные нарушения. Это боли в сердце, аритмия, повышения давления.

Тренировки будут прекращены на более долгий срок, потребуется помощь врача. При восстановлении начинать придется с минимальных нагрузок в реабилитационном режиме.

Индивидуализации и оптимизация занятий спортом — залог его эффективности при исключении вреда.

Источник: https://myself-development.ru/samokontrol-pri-zanyatiyah-sportom-i-fizicheskimi-uprazhneniyami/

Основные методы сбора данных в психологии. Под ред. Капустина С.А

Метод самонаблюдения - Справочник студента Метод самонаблюдения - Справочник студента

М.: 2012. — 158 с.

Книга посвящена основным методам сбора данных, используемым в психологии: методу наблюдения, методу самонаблюдения, методу опроса, методу беседы, методу измерения, методу тестов и методу эксперимента.

Все эти методы широко применяются в психологии при проведении исследований, диагностических обследований и при оценке эффективности осуществляемого психологом вмешательства в жизнь человека.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по всем специальностям психологии, по дисциплинам «Общий психологический практикум», «Экспериментальная психология», «Основы психодиагностики» и «Математические методы в психологии».  

  • Формат: pdf         
  • Размер:  2,7 Мб
  • Смотреть, скачать:    yandex.disk  

ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие 5 Глава 1. МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ {С.А.Капустин) 6 Две основные формы метода наблюдения 6 Общее представление о восприятии 6 Обыденное и профессиональное наблюдение 7 Основные общие цели сбора фактов наблюдения 10 Характеристика метода 12 Проблема истинности результатов наблюдения 20

Глава 2. МЕТОД САМОНАБЛЮДЕНИЯ (77. Макеллар) 25 Исторический очерк 26

Проблема эмпатии 32 Методы самонаблюдения 33 Феномены человеческого опыта 34 Прикладная психология 40 Методы психологии 42 Проблема коммуникации 45

Глава 3. МЕТОД ОПРОСА (Е. М. Дубовская) 52 Классификация опросных процедур 53

Структура опроса 54 Особенности интервью 66 Психометрическая проверка 70

Глава 4. МЕТОД БЕСЕДЫ (77. И. Евсикова, С. А. Капустин) 72 Общая характеристика метода беседы 72

Психологический контакт 19 Приемы для установления и поддержания психологического контакта 80 Приемы для сбора данных 86 Некоторые общие правила сбора данных 95

Глава 5. МЕТОД ИЗМЕРЕНИЯ (А. В. Гарусев, В. Е. Дубровский, А. 77. Кричевец) 100 Измерение и шкалы 100

Измерение. Математические структуры 110

Глава 6. МЕТОД ТЕСТОВ (А. Г. Шмелев) 121 Определение понятия «тест» 121

Структурные компоненты типичного теста 123 Достоинства и недостатки метода тестов 124 Классификация тестов 127 Психометрические свойства тестов 137

Глава 7. МЕТОД ЭКСПЕРИМЕНТА (С. А. Капустин) 142 Два основных значения слова «эксперимент» 142

Валидность эксперимента 147 Экспериментальное, корреляционное и квазиэкспериментальное исследования 153 Сведения об авторах 159 При проведении исследования данные, собранные с помощью определенных методов, используются для эмпирического обоснования предлагаемых учеными объяснений интересующих их явлений. В диагностическом обследовании методически собранные данные необходимы для эмпирического обоснования психологического заключения об определенных качествах индивида или группы. Осуществление психологического вмешательства и воздействия также предполагает сбор данных, с помощью которых, по меньшей мере, производится оценка их эффективности. В предлагаемом учебном пособии представлены работы, характеризующие самые основные методы сбора данных, используемые в научно-исследовательской и практической работе психолога: наблюдения, самонаблюдения, опроса, беседы, измерения, тестов и эксперимента.

О том, как читать книги в форматах pdf, djvu — см. раздел «Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др.»

  1.   Метод самонаблюдения - Справочник студента
  2. Астрономия
  3. Биология
  4. География
  5. Естествознание

.

Иностр. языки.

  • Информатика
  • Искусствоведение
  • История
  • Культурология
  • Литература
  • Математика
  • Менеджмент
  • ОБЖ
  • Обществознание
  • Психология:
  • Сайты
  • Книги
  • Рефераты
  • Религиоведение
  • Русский язык
  • Физика
  • Философия 
  • Химия
  • Экология
  • Экономика
  • Юриспруденция
  • Школа — и др.
  • Студентам — и др.
  • Экзамены школа
  • Абитуриентам
  • Библиотеки 
  • Справочники
  • Рефераты
  • Прочее
Читайте также:  Разность квадратов, сумма и разность кубов - справочник студента
 Copyright  © 2006-2007   Alexander Vasiliev , St. Petersburg,   Russia,   info@alleng.ru

Источник: https://alleng1.org/d/psy/psy180.htm

Основные методы психологических исследования | Студент-Сервис

Основными методами психологических исследований являются наблюдение и эксперимент, вспомогательными – методы экспертных оценок, беседы, анкетирования и интервьюирования, самонаблюдения и тестирования.

Достоинство наблюдения заключается в естественности ситуаций, предполагающих непреднамеренное поведение субъекта или группы испытуемых.

К недостаткам наблюдения относится, помимо трудоемкости, трудность улавливания типических черт и недостаточность фиксации единичных проявлений.

Экспериментальное исследование существенно дополняет и исправляет недостатки наблюдения, преимущество эксперимента также и в том, что он дает возможность проследить зависимость того
или иного психического явления от условий проведения его. Различают лабораторный и естественный эксперимент.

С помощью, например, лабораторного эксперимента можно изучать и оценивать состояние психических процессов памяти, внимания и др.

, естественный эксперимент, позволяющий исключить искусственность лабораторной обстановки, целесообразно применять при исследовании психических явлений в обычных условиях урока, игры или иной деятельности, в том числе и профессиональной.

Примыкает к основным методам, и, в частности, к наблюдению, так называемый анализ продуктов деятельности. Например, анализ художественного творчества, объективирующий и дополняющий ин-
троспективность и ограниченность методов самонаблюдения и самоописания (дневников).

К вспомогательным методам психологических исследований относятся методы беседы, интервью и анкетирования (тот же опрос, но по структурированным вопросникам). Эти методы помогают уточнению изучаемых психических явлений или личностных свойств испытуемых.

Широко применяется в психологии и метод экспертных оценок, квантифицированных степенью выраженности тех или иных свойств (метод полярных баллов) и квалифицируемых описанием независимыми экспертами качественных характеристик этих свойств (метод обобщения независимых характеристик).

В качестве вспомогательных методов могут использоваться и методы самонаблюдения и самооценок для изучения, например, динамики психической работоспособности по самочувствию, активности и настроению (анкета САН по В.А. Доскину-Маттезиус), а также метод тестов.

Тестирование (тест в переводе на русский язык означает проба или испытание), как и самонаблюдение, не могут дискредитировать полученные объективные данные, особенно, если они применяются в комплексе и в сочетании с другими методами. Тогда справедливо высказывание К.К.

Платонова, что “нет плохих тестов, есть плохие интерпретаторы”.

Для правильной и эффективной интерпретации следует производить изучение результатов конкретных методик психологического исследования с соблюдением принципа этапнооти: первый этап – подготовительный (подготовка средств и материалов исследования), второй этап – собственно экспериментальный с реализацией применения конкретных методик и экспериментальных серий, третий этап – количественная обработка данных с применением различных математико-статистических методов и четветрый этап – интерпретация полученных данных на основе гипотез и избранной методологии, предполагающей, в частности, соблюдение принципа генетического (исторического) изучения психических фактов (А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский).

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/osnovnye-metody-psihologicheskih-issledovaniya/

Метод самонаблюдения

Когда у одного из буддистских мастеров спросили, какие практики он может посоветовать для ежедневного выполнения, он ответил: «Сначала наблюдать своё тело, затем наблюдать свой ум». Фактически одного лишь этого, при изрядном упорстве, достаточно для того, чтобы достичь просветления. Однако метод самонаблюдения чрезвычайно сложен, поэтому данным путем идут лишь единицы.

Как практиковать самонаблюдение?

Начинать лучше с упражнения «Присутствие», во время выполнения которого вам необходимо замечать, что вы находитесь не там, где ваше тело. Вот, например, вы едете в автобусе и думаете о героях прочитанной книги – просто подмечайте это.

Или же вы идёте по серой дождливой улице с работы домой, а мысленно уже разогреваете ужин. Возможен и сознательный уход из текущей обстановки – например, вы стоите в очереди и слушаете музыку или аудиокнигу.

В таком случае подмечайте те моменты, когда ваши мысли переключаются на сторонние вещи, например, тёплый берег моря, где сейчас было бы так хорошо!

После того как вы поймете, насколько часто мы находимся не там, где присутствует наше физическое тело, можно переходить к упражнению «Возвращение». Придумайте себе любую кодовую фразу, которую вы будете произносить мысленно или устно.

После произнесения этой фразы вы должны возвращаться в текущий момент настолько полно, насколько сможете. При этом желательно ощутить реальность настолько, насколько возможно. Допустим, вы сидите на кухне и пьёте кофе, а сами думаете о квартальном отчёте.

При возвращении в текущий момент нужно максимально полно ощутить вкус напитка, вдохнуть его запах, осмотреться вокруг и ощутить, как ваше тело облегает одежда.

Третий и завещающий этап – «Наблюдение». Это и есть та самая практика самонаблюдения, которая является краеугольным камнем многих духовных учений. Наблюдать нужно не только мысли и эмоции, но и движения тела.

При этом очень важно оставаться бесстрастным свидетелем, не пытаясь исправить или улучшить процесс. Для того чтобы измениться, можно выделить время и выполнять другие практики. Самонаблюдение должно оставаться чистым, оно само будет менять вас, делая менее суетливым и более глубоким.

Но это будет происходить постепенно, а в текущий момент нужно просто быть свидетелем и принимать всё вокруг. Если у вас возник порыв улучшить себя – просто свидетельствуйте и его тоже.

Также немаловажным является ощущение новизны: что бы вы ни увидели в себе – это происходит впервые, нельзя смотреть на него с точки зрения прошлого опыта.

Наблюдайте себя – и вы будете поражены, как много энергии тратится впустую! Самонаблюдение помогает «залатать» то «решето», через которое из вас уходит вся жизненная энергия.

Впрочем, самонаблюдение также требует немалой энергии, так что на первых порах вы будете постоянно сбиваться.

Не стоит делать из этого трагедию, просто вспоминайте себя, как в упражнении «Присутствие», возвращайтесь в текущий момент с помощью практики «Возвращение» и переходите к «Наблюдению».

Источник: https://ezotour.com/metod-samonablyudeniya

Психология

В истории психологии различаются два больших периода: первый, когда психологические знания развивались в недрах философии, а также других наук, прежде всего естествознания; второй, когда психология развивалась как самостоятельная наука.

Они несоизмеримы по времени: первый период (VI в. до н. э. – середина ХIX в.) охватывает около 2,5 тысячи лет, второй (середина XIX в. – настоящее время) больше столетия. По словам Г.

Эббингауза, психология имеет долгое прошлое, но очень краткую историю1

1
  Цит. по: Boring E. A. History of Experimental Psychology. N. Y., 129. Р. 385.

[Закрыть]

.

Выделение этих двух периодов не требует специальных обоснований, так как его критерии очевидны. Но поскольку каждый из этих периодов растягивается на столетия, необходима более дробная периодизация. Ее можно проводить по чисто формальным признакам – хронологическому (например, история психологии XVII в., XVIII в. и т. п.), можно различать периодизацию мировой и отечественной психологии2

2
  См.: Будилова Е. А. О периодизации истории психологии в СССР// Актуальные проблемы истории и теории психологии. Материалы конференции. Ереван, 1976.

[Закрыть]

. Учитывая условность всякой периодизации и принимая во внимание неразработанность этой проблемы, следует рассматривать предлагаемую далее периодизацию истории психологии лишь как один из возможных ее вариантов. В ней история отечественной психологической мысли включена составной частью в историю развития мировой науки. В качестве основания для разделения этого процесса на этапы были выбраны содержательные критерии, определявшие смену взглядов на природу психического и отличающие каждый из этапов (табл. 1.1).

  • Таблица 1.1
  • Развитие психологии в рамках философии

В целом же в содержательном плане развитие психологии можно подразделить на следующие этапы.

Первый этап. Психология выступает как наука о душе. Такое определение психологии было дано более тысячи лет назад.

Второй этап. Психология как наука о сознании. Возникает в XVI в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать назвали сознанием. Основным методом исследования стало наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

Третий этап. Психология как наука о поведении. Возникает в XX в. Задачи психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки человека, не учитывались).

Четвертый этап. Психология как наука, изучающая объективные закономерности возникновения, становления и функционирования психики. Берет свое начало с открытия в Лейпциге психологической лаборатории.

Вопросы для самоконтроля и обсуждения

1. Что изучает психология?

2. Каковы основные задачи изучения курса?

3. С какими науками связан курс?

4. Кто является основателем психологии как науки?

5. Когда произошло выделение психологии в самостоятельную науку?

6. Что такое наука?

7. Какими научными методами пользуется психология?

8. Какие функции выполняет психология?

9. Что является предметом психологии?

10. Назовите этапы развития психологии как самостоятельной науки.

Глава 2Методы психологии

§ 1. Методы исследований в психологии

Методы исследований позволяют изучить психологические особенности личности, оценивая ее развитие в перцептивной, когнитивной и эмоциональной сферах.

В психологии различают основные и вспомогательные методы. К основным методам относятся наблюдение, беседа, эксперимент; к вспомогательным

Источник: https://iknigi.net/avtor-vadim-stupnickiy/106225-psihologiya-vadim-stupnickiy/read/page-2.html

Самонаблюдение как метод психологии (Psyarticles.ru)

Самонаблюдение, или интроспекция, т. е. наблюдение за собственными внутренними психическими процессами, неотрывно от наблюдения за их внешними проявлениями.

Познание собственной психики самонаблюдением, или интроспекцией, всегда осуществляется в той или иной мере опосредованно через наблюдение внешней деятельности.

Таким образом, совершенно отпадает возможность превращать самонаблюдение — как того хочет радикальный идеализм — в самодовлеющий, в единственный или основной метод психологического познания.

Вместе с тем, так как реальный процесс самонаблюдения в действительности является лишь одной стороной наблюдения также и внешнего, а не только внутреннего, интроспективного, так что показания самонаблюдения могут быть проверены данными внешнего наблюдения, — отпадают и все основания для того, чтобы пытаться, как хотела поведенческая психология, вовсе отрицать самонаблюдение.

В ряде случаев, например при изучении ощущений, восприятия, мышления, так называемое самонаблюдение (посредством которого мы раскрываем содержание наших психических процессов) и так называемое объективное наблюдение (посредством которого мы познаем явления объективной действительности, в них отражающиеся) представляют собственно два различных направления в анализе или истолковании одних и тех же исходных данных. В одном случае мы от показаний нашего сознания, отражающих объективную действительность, идем к раскрытию тех психических процессов, которые привели к такому, а не к иному ее отражению; в другом — от этих показаний сознания, отражающих объективную действительность, мы переходим к раскрытию свойств этой действительности.

В единстве внешнего и внутреннего, объективного и субъективного основным, определяющим для нас является объективное. Поэтому, исходя из нашего понимания сознания, мы не сможем признать самонаблюдение ни единственным, ни основным методом психологии. Основными методами психологического изучения являются методы объективного исследования.

Признание самонаблюдения основным методом психологии заложено в том понимании психологии, которое установилось со времени Р. Декарта и Дж. Локка. Имея длинную историю и множество приверженцев, признающих его единственным и специфически психологическим методом, самонаблюдение имело и много непримиримых противников.

Возражения, которые выдвигались против самонаблюдения, были двоякого порядка одни утверждали невозможность самонаблюдения; другие отмечали трудности, с которыми оно сопряжено, и его ненадежность.

Первую точку зрения особенно резко сформулировал родоначальник философского позитивизма О. Конт. Он говорил, что попытка превратить самонаблюдение в метод психологического познания — это «попытка глаза увидеть самого себя» или глупая попытка человека выглянуть в окно, чтобы посмотреть, как сам он проходит мимо по улице.

Человек либо действительно что-либо переживает, либо он наблюдает; в первом случае нечего наблюдать, поскольку субъект поглощен переживанием; во втором случае нечего наблюдать, поскольку субъект, установившись на наблюдение, ничего не переживает.

Самонаблюдение невозможно, потому что невозможно самораздвоение субъекта на субъект и объект познания.

Как все аргументы, которые доказывают слишком много, и этот довод ничего не доказывает. Он признает несуществующее метафизическое единство субъекта и пытается отрицать бесспорный факт самонаблюдения, которое, как всякое действительное явление, возникает при известных условиях, развивается и при определенных условиях исчезает.

Мы можем констатировать невозможность интроспекции при некоторых специальных условиях (например, при сильных аффектах) или слабое ее развитие у маленьких детей, но не отрицать самонаблюдение вовсе. Отрицать существование самонаблюдения, — значит, доводя мысль до конца, отрицать осознанность переживания и в конечном счете отрицать сознание.

Подлежать сомнению может не существование самонаблюдения, а значение его как метода научного познания.

Мыслители, которые отмечали трудность и ненадежность самонаблюдения, выдвигали главным образом два соображения: 1) самонаблюдение не столько интроспекция, сколько ретроспекция, не столько непосредственное восприятие, сколько восстановление ранее воспринятого, потому что невозможно одновременное сосуществование процесса наблюдаемого с процессом его наблюдения; 2) в самонаблюдении объект наблюдения независим от самого наблюдения: наблюдая явление сознания, мы его изменяем, и поэтому не исключена возможность того, что мы делаем мнимое открытие того, что сами внесли туда.

Эти трудности реальны, но не непреодолимы. Вопрос о возможности их преодоления при самонаблюдении требует уяснения природы самонаблюдения, или интроспекции.

Задача интроспекции в понимании интроспективной психологии заключается в том, чтобы посредством специального анализа вычленить из всех связей предметного внешнего мира явления сознания как непосредственные переживания.

Очень распространенная в современной психологии точка зрения, согласно которой так понятая интроспекция принимается как один из методов психологии, с тем что к ней присоединяется объективное наблюдение, простое или экспериментальное, которое должно ее дополнить и проверить, — никуда не годный компромисс.

Если бы интроспекция относилась к миру внутреннему вне связи его с внешним миром, а объективное наблюдение — к данным внешнего мира, если бы у них, таким образом, были разнородные и внутренне не связанные объекты, данные объективного наблюдения не могли бы служить для проверки показаний самонаблюдения.

Внешнее объединение двух принципиально разнородных методов так же неудовлетворительно разрешает проблему метода, как неудовлетворительно разрешает проблему предмета психологии механическое объединение субъективно-идеалистического понимания сознания с механистическим «объективным» пониманием поведения.

Но отрицание самонаблюдения в понимании идеалистической психологии не означает, что данные самонаблюдения вовсе не могут быть использованы в психологии и что самое понимание самонаблюдения не может быть перестроено на основе не тожества, а подлинного единства субъективного и объективного.

Очевидно, что некоторые данные сознания фактически всегда используются в физических науках в каждом исследовании внешнего мира. Показания чувств о звуке, цвете, теплоте или тяжести предметов служат отправным пунктом для исследования физических свойств вещей.

Эти же данные могут послужить и исходной точкой для заключений о психическом процессе восприятия. Никто не оспаривает использования этих данных в физических и социальных науках. Без этого отправного пункта чувственного опыта никакое знание и никакая наука не были бы возможны.

Равным образом должно быть возможно и использование показаний сознания о переживаниях субъекта, в которых отражаются свойства внешнего мира (т. е. не только тогда, когда он говорит «этот предмет теплее того», но и тогда, когда он утверждает, что ему сейчас теплее, чем было раньше).

Но в таком случае спрашивается далее: почему показания сознания могут быть использованы в отношении восприятия человека и не могут быть использованы для познания его представлений, мыслей или чувств?

Сторонники так называемого метода словесного отчета склонны признать правомерность использования показаний сознания в первом случае и неправомерность их использования во втором.

Они исходят при этом из следующего: показания первого типа, поскольку они относятся к предметам внешнего мира, допускают объективную проверку; вторые, относясь к переживаниям субъекта, такой проверки не допускают.

Читайте также:  Классическая электронная теория дисперсии - справочник студента

Однако этот довод падает, поскольку психические процессы не протекают в замкнутом внутреннем мире, к которому принципиально закрыт был бы доступ извне; те же самые психические процессы могут стать доступными и для объективного исследования, исходящего из данных поведения.

В связи с данными объективного исследования данные самонаблюдения могут быть использованы в научном изучении психики как источник первичной информации, требующий проверки объективными показателями и допускающий ее. Лишь искусственный, неправомерный отрыв данных «внутреннего опыта» от опыта внешнего, от объективных данных, превращает показания самонаблюдения в нечто недоступное объективному контролю и делает самонаблюдение вовсе неприемлемым в науке.

В действительности самонаблюдение имеет для психологического познания определенное значение, ввиду того что между сознанием человека и его деятельностью есть единство, но нет тожества, и внутри единства между ними обычно имеются значительные расхождения и противоречия. Однако сохранить интроспекцию как метод в психологии можно, только изменив понимание самой сущности его. Основа для такого преобразования метода самонаблюдения заложена в данном выше понимании сознания.

В показаниях самонаблюдения, которые представляются субъекту непосредственными данными сознания, всегда имеются опосредования, которые в них лишь не раскрыты. Каждое мое утверждение о собственном переживании заключает в себе соотнесение его с объективным миром.

Эта предметная отнесенность факта осознания вычленяет его из туманности «чистого» переживания и определяет осознание как психологический факт.

Объективная проверка непосредственных данных самонаблюдения совершается через посредство этого отношения к внешнему предметному миру, которое определяет внутреннюю природу явления сознания.

В силу этого не только другие, но и я сам, для того чтобы проверить показания моего самонаблюдения, должен обратиться к их реализации в объективном акте. Объективное наблюдение поэтому не добавляет извне к самонаблюдению совершенно разнородные данные. Психология не строится двумя совершенно разнородными методами. Данные внутреннего и внешнего наблюдения взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Подлинное осознание собственного переживания совершается посредством акта, направленного не прямо на него, а на ту или иную задачу, которая осуществляется исходящим от него действием.

Разрешая ее, субъект в соответствующем действии — внешнем или внутреннем — раскрывает себя.

В ходе психологического исследования, желая из показаний испытуемого извлечь данные для решения той или иной психологической проблемы, экспериментатору надо поэтому направлять своими вопросами испытуемого не на то, чтобы он сообщал, каким ему представляется то, что он делает и переживает, а на то, чтобы он по заданию экспериментатора совершал соответствующее действие и таким образом обнаруживал сплошь и рядом им самим не осознанные закономерности, согласно которым в действительности объективно протекают соответствующие процессы.

Короче говоря, если под интроспекцией, или самонаблюдением, разуметь такое погружение во внутреннее, которое вовсе изолировало бы и оторвало внутреннее, психическое от внешнего, объективного, материального, то самонаблюдение, или интроспекция, в этом смысле не может дать никакого психологического познания. Она уничтожит самое себя и свой объект. Если же под самонаблюдением разуметь наблюдение самого себя, собственной психики, то оно само включает единство и взаимосвязь внутреннего и внешнего наблюдения, внутренних и внешних данных. Самонаблюдение может быть лишь фазой, моментом, стороной исследования, которое при попытке проверить его данные само неизбежно переходит в объективное наблюдение. Наблюдение, исследование и в психологии должно вестись в основном объективными методами.

Источник: http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=210

13. МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ И САМОНАБЛЮДЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ. ЭКСПЕРИМЕНТ В ПСИХОЛОГИИ

13. МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ И САМОНАБЛЮДЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ. ЭКСПЕРИМЕНТ В ПСИХОЛОГИИ

  • Наблюдение – это планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни.
  • Существуют определенные требования к организации и проведению научного наблюдения:
  • – составление плана наблюдения;
  • – фиксирование результатов (чаще всего в виде дневника наблюдения);
  • – формулировка выводов.

Самым важным требованием к организации наблюдения является обеспечение таких условий, при которых испытуемый не знает, что является объектом изучения. Если это условие выполняется, то исследователь собирает факты естественного поведения, что является очень важным достоинством метода наблюдения.

Недостатки метода наблюдения определяются пассивной ролью исследователя: низкая оперативность, плохая повторяемость, низкая точность, высокая трудоемкость, сложность вычленения и анализа необходимых психологических фактов.

Метод самонаблюдения (интроспекция). Современная психология не отрицает значимости самонаблюдения, но отводит ему вспомогательную роль.

Самонаблюдение в виде словесного отчета испытуемого после эксперимента или перед ним служит дополнительной информацией для дальнейшего совершенствования экспериментальных методов и фактически является не столько методом, сколько объектом исследования.

Самостоятельного значения этот метод не имеет, так как результаты самонаблюдения невозможно ни доказать, ни опровергнуть, кроме того, следует иметь в виду, что, когда человек пытается заглянуть в себя, он все равно видит объективный мир, отраженный в его психике, а не сам мозг, его свойства и функционирование. Поэтому данные, полученные методом самонаблюдения, лишены научности в современном понимании.

  1. Обычно в психологии выделяют два вида экспериментов: лабораторный и естественный.
  2. Лабораторный эксперимент. Основное достоинство метода – активная позиция исследователя, придающая такому эксперименту следующие положительные черты:
  3. – оперативность: исследователь не ждет проявления необходимых фактов, а сам создает ситуацию, условия, которые вызывают изучаемый психический процесс;
  4. – повторяемость: высокая точность благодаря использованию современной измерительной аппаратуры;
  5. – однотипность данных и, как следствие, более простой анализ.

Однако лабораторный эксперимент имеет и свои недостатки, которые можно свести к главному: испытуемый знает, что он является объектом изучения, и тем самым теряется естественность протекания психических процессов. Поэтому получаемые в результате лабораторного эксперимента данные должны проверяться в естественных условиях деятельности людей.

Естественный эксперимент. С целью устранения основного недостатка лабораторного эксперимента – неестественности протекания психических процессов – был разработан естественный эксперимент.

По принципу организации он похож на наблюдение, но отличается от него активной позицией исследователя. Исследователь незаметно для испытуемых организует их деятельность таким образом, чтобы проявились необходимые психологические особенности и качества.

Разновидность естественного эксперимента – психолого-педагогический эксперимент, когда в ходе эксперимента решаются обучающие или воспитательные задачи.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава

Глава III. Трансперсональный проект в глубинной психологии: научно-психологические предпосылки трансперсональной

1.1. Роль наблюдения в развитии психологии
В этой главе речь пойдет о наблюдении как методе психологического исследования. Такое пояснение необходимо в связи с тем, что наблюдение не только метод исследования, но и один из видов восприятия. Можно вести клиническое

Часть I История и предмет социальной психологии Становление социальной психологии Направления зарубежной социальной

Лекция 1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии
Психология – и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает

12. Наблюдение как метод социальной психологии
Наблюдение – это один из древнейших методов, состоящий в преднамеренном восприятии явлений окружающей среды с целью сбора данных определенного рода.Отличия научного наблюдения от обыденного:1) целенаправленность;2) четкая

2. Понятие психологии труда. Сфера применения. Цели психологии труда
Под психологией труда понимаются:1) отрасль психологии, изучающая некоторые аспекты трудовой деятельности, адаптационные и интеграционные процессы каждого субъекта труда;2) психологические механизмы

3. Задачи психологии труда. Предмет психологии труда. Объект психологии труда. Субъект труда. Методы психологии труда
Главные задачи психологии труда:1) совершенствование производственных отношений и повышение качества труда;2) улучшение условий жизни

4. Время формирования и становления психологии труда. Первоначальные интересы психологии труда
Психология труда складывалась под воздействием медицины, физиологии, психологии, техники, социологии. Каждая из этих дисциплин добавляла свои аспекты, что отразилось в

43. Понятие психологии потребителя. Методы исследования психологии потребителя. Характер и назначение рекламы
Психология потребителя – отрасль психологии, изучающая особенности потребительского рынка, человека как потребителя, субъекта и объекта рекламы. Психология

1. Предмет психологии. Отрасли психологии. Методы исследования
1. Определение психологии как науки.2. Основные отрасли психологии.3. Методы исследования в психологии.1. Психология – это наука, которая занимает двойственное положение в ряду других научных дисциплин. Как

14. ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
Принцип детерминизма. Этот принцип означает, что психика определяется условиями жизни и меняется с изменением образа жизни. Если говорить о психике животных, то считается, что ее развитие определяется естественным

15. ТЕСТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД В ПСИХОЛОГИИ
Методы психологии – основные пути и приемы научного показания психических явлений и их закономерностей.В психологии принято выделять четыре группы методов изучения психики.Одним из видов эмпирических методов является

Источник: https://psy.wikireading.ru/30192

Метод самонаблюдения. Критический анализ метода интроспекции

Метод самонаблюдения — стратегия получения эмпирических психологических данных при наблюдении за самим собой. Элементы этого метода лежат в основе любого научного исследования.

За счет сопоставление результатов самонаблюдения, представленных в более или менее вербализированном протоколе о текущей индивидуальной жизни, с аналогичным отображением самонаблюдения других людей, происходит постулирование их принципиального родства и согласование с внешними проявлениями.

Субъект самонаблюдения, выступающий в то же время и как его объект, является носителем своего неповторимого опыта, имеет присущие ему природные особенности; он сформировался в конкретной социальной среде; поэтому данные его наблюдения м. б. искаженными неконтролируемыми переменными и, следовательно, неоднозначными.

Однако сопоставление результатов самонаблюдения многих лиц, полученных в тождественных условиях, соединенное с учетом знаний о каждом из них, делает эти данные ценным материалом для научной разработки проблем и их анализа. Метод И. и интроспективная психология были подвергнуты критике в различных психологических направлениях.

В бихевиоризме (при сохранении интроспективного понимания сознания) метод И. отрицался как принципиально ненаучный; в психоанализе он отвергался на основании игнорирования бессознательного, недоступного И.; И. М.

Сеченов, предложив свою концепцию предмета психологии, считал мифом обоснование существования особого «внутреннего зрения», отличного от объективного (внешнего) наблюдения. В сов. психологии принято было проводить различие между методом И. и методом самонаблюдения, хотя часто слова «И.» и «самонаблюдение» используются как синонимы

Критика субъективного метода интроспекции

Вопрос о методах исследования имеет в психологии большое принципиальное значение.

Истинное познание всегда опирается на объективные методы исследования, помогающие человеку открыть действительные, независимые от человеческого сознания законы существования вещей и явлений.

Объективные методы исследования основываются на «живом созерцании» изучаемых явлений, допускают сравнение и объективную проверку результатов исследования, добытых различными учеными, и приводят, таким образом, к построению науки, как системы достоверных знаний об объективно существующих явлениях и их закономерностях.

В течение более чем двух тысяч лет существования психологии объективные методы исследования не имели в ней применения. Психологи-идеалисты всех времен и течений, несмотря на раздирающие их противоречия по другим вопросам, все согласно утверждали, что единственным методом познания психических явлений является субъективный метод интроспекции, или самонаблюдения.

В отличие от объективного метода изучения явлений самонаблюдение понималось психологами-идеалистами как непосредственное внутреннее созерцание человеком своих собственных психических переживаний.

Оно объявлялось единственным источником психологических знаний: человек может непосредственно познавать только свои собственные психические состояния; чужая душевная жизнь не может быть предметом его непосредственного восприятия и изучения; он может судить о психике других людей лишь по аналогии со своими собственными психическими переживаниями.

Метод интроспекции исходил из утверждения, что психология может описывать и объяснять психические явления только в таких понятиях, которые почерпнуты из сферы самого сознания, и, вместо установления детерминированности (причинной обусловленности) психических явлений объективными условиями жизни, приводил к объяснению психических явлений закономерностями, присущими якобы самой психике; например, путем самонаблюдения психологи-идеалисты пытались открыть обусловленность мышления волей, или, наоборот, понять волевые действия как обусловленные ясностью и отчетливостью представлений и т. д.

Тысячелетнее существование идеалистической психологии показало всю несостоятельность субъективного метода познания психики, невозможность с его помощью открыть истинные закономерности психических явлений.

«Субъективный метод исследования всех явлений,— говорит по этому поводу И. П. Павлов,— имеет давность первого человека, и что принес он нам? Ничего.

Все, что выдумали с его помощью, приходится ломать и строить новое».

Субъективный метод интроспекции и не мог решить поставленной перед ним задачи, так как он не является и не может быть орудием непосредственного познания закономерностей психических явлений.

«У человека нет никаких специальных умственных орудий для познавания психических фактов, вроде внутреннего чувства или психического зрения, которое, сливаясь с познаваемыми, признавало бы продукты сознания непосредственно, по существу» (И. М. Сеченов).

Ощущения и восприятия представляют собой отражение объективной действительности в виде тех или других образов или мыслей. Интроспективно человек имеет дело лишь с содержанием своих мыслей и представлений, соотнося его к тем или другим объектам действительности, но не с самими психическими процессами отражения.

Непосредственно он знает только то, о чем думает, в субъективном образе ему дано содержание его мысли, но он не воспринимает непосредственно самого процесса своего мышления. Когда человек говорит: «я вспомнил», «я подумал» ит. п.

, это не значит, что он «видит» внутренним взором процессы воспоминания или думания, что он их каким-то способом «внутренне воспринимает» (Б. М. Теплов).

Как бы ни старался психолог путем интроспекции познать законы, управляющие процессами мышления, воображения, воли, эмоций и т. д., он этого сделать не может. Закономерности психических процессов, как реально существующих фактов действительности, могут быть познаны только опосредствованно, т. е. с помощью объективных методов исследования.

Нельзя, однако, согласиться с теми «объективными» методами исследования, которые пропагандировали бихевиористы (см. бихевиоризм). Как было указано выше, бихевиористы подменяли изучение психики и сознания человека изучением его поведения, понимаемого исключительно механистически.

Все свои выводы о законах поведения человека они строили на сопоставлении внешних воздействий и ответных реакций человека, минуя его сознание, руководствуясь принципом «стимул — реакция». Сознание человека, по их утверждению, всего лишь эпифеномен (т. е.

не основное, а «добавочное» явление, лежащее вне причинных связей между действительными явлениями или феноменами) и потому не может служить предметом научного исследования.

В противоположность этим взглядам бихевиористов задача материалистической психологии состоит в том, чтобы правильно применить объективные методы исследования именно к изучению психики, сознания человека. Объективный метод изучения фактов сознания — единственный источник правильного материалистического объяснения природы психических процессов и установления присущих им закономерностей.

Применение объективного метода в психологии является не только возможным, но и необходимым, во-первых, потому, что психика является свойством мозга и не может быть познана в отрыве от объективных законов высшей нервной деятельности, и, во-вторых, потому, что психические процессы всегда находят свое адекватное выражение в таких объективных явлениях, как речь и многообразные формы деятельности человека.

Изучение нервных процессов, лежащих в основе психики, является необходимой составной частью объективного метода исследования в психологии. Это изучение позволяет раскрыть механизмы возникновения и течения психических процессов. Однако этим не исчерпывается объективный метод в психологии.

Будучи продуктом мозга, психика вместе с тем по своему содержанию является субъективным отражением объективного мира. Поэтому объективный метод в психологии должен раскрыть закономерности содержания психики.

Объективное изучение содержания психики возможно лишь путем сопоставления фактов сознания с той внешней действительностью, отражением которой они являются.

Источник: https://cyberpedia.su/17x168eb.html

Ссылка на основную публикацию