Конституция российской федерации как основной закон государства — справочник студента

Библиографическая запись: Конституция – основной закон государства. Структура Конституции Российской Федерации // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – 2016-02-23 17:33:19. – URL: https://myfilology.ru//social-studies/konstitutsiia-osnovnoi-zakon-gosudarstva-struktura-konstitutsii-rossiiskoi-federatsii/ (дата обращения: 22.03.2020)

Конституция – основной закон государства. Структура Конституции Российской Федерации

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Конституция (от лат. constitutio — устройство, установление, сложение) — основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу. Конституция определяет основы политической, правовой и экономической систем государства.

  • Конституции дается такое юридическое обозначение: нормативный правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального содружества в межгосударственных объединениях, закрепляющий основы политической, экономической и правовой систем данного государства или содружества, основы правового статуса государства и личности, их права и обязанности.
  • По форме конституции делятся на 2 группы:
  • Писаные конституции (конституции в формальном смысле) представляют собой либо единый нормативный акт (существуют в подавляющем большинстве стран), либо совокупность нескольких конституционных или органических законов (например, конституция Швеции, конституция Испании).
  • Неписаные конституции состоят из норм конституционного характера, «разбросанных» по большому количеству актов, а также содержащихся в конституционных обычаях (характерны для стран англо-саксонской правовой семьи (за исключением США), конституция Великобритании).
  • В свою очередь, писаные конституции делятся на:
  • Кодифицированные (состоящие из одного нормативного акта под названием Конституция). Пример-конституции Франции, России, США.
  • Не кодифицированные (состоящие из законов, судебных прецедентов, правовых обычаев, доктрин и имеющие совокупное нигде не закреплённое название «конституция»). К таким относятся конституции Новой Зеландии, Великобритании.

Конституции составляются и принимаются:

  • чрезвычайно-созываемым парламентом (учредительное собрание) (например, Конституция Франции, конституция Италии 1947 года, Конституция Чехословакии 1948 года, Конституция Югославии 1946 года, Конституция Румынии, Конституция Албании 1946 года, Конституция Германии 1918 года,Конституция Греции, Конституция Болгария, Конституции Польши 1920 и 1952 годов, Конституция Норвегии);
  • регулярным парламентом (например, Конституция Дании, Конституция РСФСР 1978 года, Конституция ГДР 1968 года, конституции Венгрии 1949 и 2011 года, Конституция Польши 1997 года)
  • съездом советов депутатов (Конституция РСФСР 1918 года, 1925 года, 1937 года)
  • временным парламентом (Конституция Чехословакии 1919 года, Конституция ФРГ 1949 года, Конституция ГДР 1949 года)
  • народом, минуя выборные органы (Конституция Франции 1958 года, Конституция России 1993 года)
  • главой государства (Конституция Германии 1871 года, Конституция Франции 1814 года, Конституция Италии 1861 года, Основные Законы Российской Империи 1906 года);

Конституция как основной нормативный правовой акт

Каждая конституция обладает признаками (юридическими свойствами), определяющими её в качестве основного нормативного правового акта государства. К ним относятся:

  • Конституция относится к числу правовых актов и обладает всеми его чертами. Она имеет как юридическое верховенство над всеми другими нормативными актами, так и политическое верховенство — органы высшего управления государства не могут действовать в разрез с ее положениями.

Примером такого единого высшего акта является Конституция РФ. В конституционном праве подобный документ принято называть «писаной конституцией». При отсутствии единого документа в качестве конституционного признаются акты разных лет, т. н. «неписанные конституции».

В некоторых странах к основному нормативному правовому акту могут быть привязаны один или несколько нормативных актов, которые обычно именуются конституционными законами. Иногда в качестве основного нормативного правового акта выступают священные тексты, нормам которых не могут противоречить законы, принимаемые в государстве.

  • Верховенство Конституции означает наличие у неё высшей юридической силы по отношению к другим нормативным документам. Это касается не только федеральных законов, но и федеральных конституционных законов. Они должны в полной мере соответствовать положениям, закреплённым в Конституции и не могут им противоречить ни при каких обстоятельствах.
  • Конституция — законодательная база, которая определяет характер и содержание существующего в стране законодательства.

Законодательство развивает предписания Конституции. Оно исходит из её положений при регулировании различных общественных отношений. Конституции часто предусматривают необходимость принятия нормативных актов, развивающих их положения.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Планирование непредвиденных обстоятельств - справочник студента

Оценим за полчаса!
  • Особый порядок принятия и изменения конституции.

Принятие конституции происходит с соблюдением принципа гласности и при наличии повышенного общественного интереса. Также особый порядок принятия может заключаться в специальной организации всенародного обсуждения проекта Конституции. В нашей стране подобные мероприятия проводились в 1936 и 1977—1978 годах.

Кроме того, особый порядок выражается в вынесении вопроса о принятии Конституции на референдум. Его результаты являются обязательными для всех и означают принятие либо непринятие предложенного населению варианта основного закона.

В случае её принятия она принимает обязательную силу. Однако, это не исключает факта официального провозглашения принятия Конституции и вступления её в силу парламентом, президентом государства или центральной избирательной комиссией.

  1. Особым порядок изменения конституции называются специально усложненные процедуры представления проектов, обсуждения и принятия законов о внесении в неё изменений.

Источник: https://myfilology.ru/social-studies/konstitutsiia-osnovnoi-zakon-gosudarstva-struktura-konstitutsii-rossiiskoi-federatsii/

5.4 Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации

Конституция РФ — основной закон РФ, учреждающий республиканскую форму правления, федеративную форму государственного устройства с демократическим режимом.

Основные задачи Конституции РФ:

1. Преобразование России в демократическое государство.2. Признание и приведение института прав и свобод человека и гражданина в соответствие с международными стандартами.

Признаки Конституции РФ как основного нормативного акта: 

1. Верховенство (занимает первое место в иерархии нормативных актов России).2. Высшая юридическая сила (Конституция обязательна для всех граждан, организаций и государственных органов, все другие нормативные акты не должны ей противоречить). 3. Прямое действие (нормы, закрепленные в Конституции, не нужно подтверждать другими актами). 

Функции Конституции:

  • политическая — определяет устройство государственной власти, закрепляет политическое многообразие;
  • правовая — выступает ядром правовой системы, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими для различных отраслей права;
  • гуманистическая — воплощает общечеловеческие ценности, закрепляет права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляет составной частью правовой системы государства общепризнанные принципы и нормы международного права;
  • учредительная — устанавливает определённый порядок в государстве, создаёт систему институтов и органов власти;
  • мировоззренческая — способствует формированию правового сознания населения.

1. Преамбула;2. Первый раздел, состоящий из 9 глав и 137 статей:

  • «Основы конституционного строя» — основополагающие начала — принципы положения личности, устройства общества и государства.
  • «Права и свободы человека и гражданина» — закреплены основные права и свободы, соответствующие мировым стандартам.
  • «Федеративное устройство» — особенности территориального устройства РФ, характер взаимоотношений РФ с субъектами, статус субъектов РФ.
  • «Президент РФ» — условия избрания Президента на должность, атрибуты его власти, полномочия главы государства и порядок досрочного прекращения этих полномочий.
  • «Федеральное собрание» — закрепляет статус главного представительного органа страны — парламента, его структуру, полномочия палат: Государственной думы и Совета Федерации.
  • «Правительство РФ» — основы организации и деятельности главного органа исполнительной власти, основы его компетенции, порядок и условия взаимоотношений с Президентом и Государственной думой.
  • «Судебная власть» — закрепление системы судебных органов в России, принципов осуществления судебной власти, деятельности Верховного и Конституционного судов.
  • «Местное самоуправление» — основы осуществления местного самоуправления.
  • «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» — порядок внесения изменений и поправок в отдельные главы, пересмотр Конституции РФ;

3. Второй раздел «Заключительные и переходные положения» объединяет всего 9 пунктов.

Действующая Конституция РФ была принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 года, т. е. народом и от имени народа.

Конституционный строй — это устройство общества и государства, закреплённое нормами конституционного права.

  • человек, его права и свободы являются высшей ценностью;
  • суверенитет многонационального народа РФ — право народа быть единственным источником власти в РФ;
  • отсутствует разделение общества на классы и слои (единый многонациональный народ РФ);
  • государственный суверенитет РФ, означающий, что государственная власть в РФ едина и независима;
  • федерализм, обеспечивающий государственную целостность России и разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  • разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную;
  • Россия — социальное государство: социальная ответственность государства за создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
  • установление рыночной экономики, что проявляется в признании и защите различных форм собственности: частной, государственной, муниципальной и иных; признание многообразия и равноправия различных форм собственности.
  • идеологическое и политическое многообразие: никакая идеология в России не может быть провозглашена в качестве государственной или обязательной, признание многопартийности;
  • Россия — светское государство: не допускается установление никакой религии в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
  • взаимная ответственность государства и личности;
  • приоритет норм международного права;

Характеристики государства, закрепленные в Конституции: Российская Федерация — 

демократическое государство (народовластие, разделение властей, идеологический и политический плюрализм, местное самоуправление); 

– правовое государство (верховенство права); – федеративное государство (состоит из частей, имеющих статус субъектов государства); – государство с республиканской формой правления (высшие должностные лица и законодательные органы избираются народом на определенный срок); – суверенное государство (суверенитет государства выражается в верховенстве государственной власти, ее единстве, самостоятельности и независимости); – социальное государство (политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека); – светское государство (никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной). – суверенное государство (суверенитет государства выражается в верховенстве государственной власти, ее единстве, самостоятельности и независимости); Основные права и свободы человека и гражданина разделяются на группы:

1) Личные права и свободы человека и гражданина.

  • право на жизнь 
  • право на достоинство личности
  • право на его государственную охрану
  • право на свободу
  • право на личную неприкосновенность
  • право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну 
  • право на защиту чести и доброго имени
  • право на тайну переписки телефонных переговоров и сообщений,
  • право на неприкосновенность жилища 
  • право на свободу передвижения 
  • право на свободу совести и вероисповедания.   

2) Политические права и свободы человека и гражданина.

  • право на свободу мысли и слова
  • право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию 
  • право на объединение 
  • право на проведение публичных мероприятий, 
  • право на участие в управлении делами государства (включая избирательное право, право на участие в референдуме, на участие в правосудии, на доступ к государственной службе)
  • право на обращения.

3) Экономические права и свободы человека и гражданина.

  • право на использование способностей и имущества для экономической деятельности
  • право частной собственности
  • право наследования.

4) Социальные права и свободы человека и гражданина

  • право на труд
  • право на образование
  • родительские права
  • право на социальное обеспечение
  • право на жилище
  • право на охрану здоровья и медицинскую помощь
  • право на благоприятную окружающую среду.

5) Культурные права и свободы человека и гражданина 

  • право на свободу творчества и преподавания
  • право на участие в культурной жизни
  • право на определение национальной принадлежности
  • право на пользование родным языком и свободный выбор языка.

Конституционные (основные) обязанности – это конституционно закрепленные и охраняемые законом требования, предъявляемые к человеку и гражданину и связанные с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства и других граждан. 

В Конституции зафиксированы следующие основные обязанности:

  •  соблюдать Конституцию и законы РФ (ст.15);
  •  трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях (ст.38)
  •  основное общее образование обязательно (ст.43);
  •  заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст.44).
  •  платить законно установленные налоги и сборы (ст.57);
  •  сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.58);
  •  защита Отечества (ст.59).

ЕГЭ по обществознанию / Право ЕГЭ Предыдущая публикация Следующая публикация

Источник: https://socialtutors.ru/egeobsch/pravoege/68-54-konstitucija-rossijskoj-federacii-osnovy-konstitucionnogo-stroja-rossijskoj-federacii.html

5.4 Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ

  • Видеоурок:  
  • Лекция:  
  • Конституция РФ

Конституция РФ – это основной закон нашего государства, обладающий высшей юридической силой, принятый всенародным референдумом 12 декабря 1993 года.

Конституция РФ закрепляет основы конституционного строя и государственного устройства РФ, гарантирует права и свободы человека и гражданина. Это документ особой важности, каждый гражданин должен познакомиться с его содержанием для того, чтобы:

  • знать свои права и обязанности;
  • иметь представление об органах государственной власти (Президенте, Федеральном Собрании, Правительстве) и органах МСУ (местного самоуправления), их полномочиях;
  • знать, как устроено наше государство, какое оно по форме правления, форме государственного устройства и политическому режиму. 

Конституция состоит из преамбулы (вступительной части) и двух разделов. Первый раздел включает 9 глав:

  1. Основы конституционного строя
  2. Права и свободы человека и гражданина
  3. Федеральное устройство
  4. Президент
  5. Федеральное собрание
  6. Правительство
  7. Судебная власть
  8. Местное самоуправление
  9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции
Читайте также:  Общественная природа сознания - справочник студента

Второй раздел содержит заключительные и переходные положения. Всего в Конституции 137 статей. Их знание пригодится вам как в жизни, так и для сдачи ЕГЭ по обществознанию, особенно для решения задания 16.

Основы конституционного строя РФ

Основы конституционного строя РФ составляют первичную нормативную базу для всех правовых актов. К основным принципам конституционного строя РФ относятся:

  • Народовластие (прямая и представительная демократия)
  • Приоритет прав и свобод человека и гражданина
  • Верховенство закона
  • Федерализм
  • Суверенитет государства
  • Социальный характер государства
  • Светский характер государства
  • Республиканская форма правления
  • Политический плюрализм
  • Многообразие форм собственности

Основы конституционного строя изложены в главе I Конституции РФ и конкретизируются в других её главах. Коротко охарактеризуем статьи главы I Конституции РФ:

  • Статья 1 провозглашает нашу Родину демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Из данной информации мы можем извлечь то, что политический режим в РФ – демократический, форма государственного устройства – федерация, форма правления – республика. Чтобы вспомнить характеристику этих форм обратитесь к теме «4.2 Государстве, его функции»
  • Статья 2 посвящена человеку и гражданину, она закрепляет обязанность государства соблюдать и защищать наши права и свободы.
  • Статья 3провозглашает многонациональный народ России суверенным и единственным источником власти. Это означает то, что органы власти формируется народом. Как? Путём выборов. Кроме того, человек может обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления, воздействовать на принимаемые ими политические решения в целях защиты своих интересов.
  • Статья 4закрепляет суверенитет территории РФ. Вспомните, это один из признаков любого государства, означающий независимость в решении внутренних и внешних вопросов. Данная статья объявляет верховенство Конституции и Федеральных законов для обеспечения целостности территории РФ.
  • Статья 5 конкретизирует федеративное устройство России и объявляет республики, края, области, города федерального значения и другие субъекты равноправными.
  • Статья 6 закрепляет основы гражданства, приобретаемое и прекращаемое на законных основаниях.
  • Статья 7 характеризует Россию как социальное государство. Это означает то, что политика должна быть направлена на благоустройство граждан, обеспечение их достойной жизни.
  • Статья 8 закрепляет основы рыночной экономики: свободу предпринимательства, конкуренции, разнообразие форм собственности и т.д.
  • Статья 9 посвящена охране земли и природных богатств.
  • Статья 10 закрепляет ещё один важный признак демократического государства – разделение властей на три самостоятельные ветви (законодательную, исполнительную и судебную).
  • Статья 11 регламентирует то, что государственная власть осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, судами РФ и соответствующими органами, образуемыми в субъектах. Данная статья закрепляет принцип федерализма – двухуровневую систему государственных органов. Вспомните, первый уровень – федеральные органы, второй уровень – органы субъектов РФ.
  • Статья 12признает и гарантирует местное самоуправление (МСУ). Органы МСУ обладают самостоятельностью в пределах своих полномочий и не входят в систему органов государственной власти. Статья 133 Конституции закрепляет гарантии обеспечения деятельности органов МСУ. Во — первых, это право на судебную защиту, к примеру, граждане, проживающие на территории муниципалитета или сами органы МСУ могут обращаться в суд с требованием признания акта государственного органа власти недействительным, если последний ущемляет законные интересы граждан муниципалитета. Во — вторых, право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате исполнения решений, возложенных органами государственной власти. Несмотря на свою самостоятельность органы МСУ должны выполнять решения органов государственной власти (например, постановление Правительства об установке счётчиков на воду). Поэтому, затраты органов МСУ, связанные с исполнением этих решений компенсируются за счёт федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. В — третьих, запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Это означает то, что органы государственной власти не могут рассматривать и решать вопросы, отнесённые к ведению органов МСУ (владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью — жилищным и нежилым фондом; утверждение и исполнение местного бюджета; содержание инфраструктуры — газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, канализации и прочие вопросы).
  • Статья 13провозглашает идеологическое многообразие, поэтому в РФ не может устанавливаться единая идеология. 
  • Статья 14 характеризует нашу страну как светское государство. В РФ как не может быть единой идеологии, так и религии единой быть не может. Закрепляется свобода совести и вероисповедания. Религиозные объединения отделены от государства. То есть государство не вмешивается в религиозную сферу само и не привлекает религиозные объединения к реализации государственных функций. Но это не значит, что два важных социальных института: государство и религия, не взаимодействуют. Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений, оказывает им финансовую помощь, обеспечивает преподавание дисциплин религиозного характера. А религиозные учреждения помогают государству в решении общественных задач, к примеру, воспитание молодого поколения в духе толерантности, борьба с терроризмом и т.д.
  • Статья 15 провозглашает высшую юридическую силу Конституции на территории РФ, её прямое действие.
  • Статья 16 закрепляет неизменность основ конституционного строя, кроме как в случаях, предусмотренных самой Конституцией в главе 9. 

Правовой статус человека и гражданина

Конституция РФ в статье 2 закрепила статус человека: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». И в ней же закрепила обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека.

Глава II Конституции РФ закрепляет права и свободы человека и гражданина, принадлежащие ему от рождения.

 Рассмотрим классификацию прав и свобод, которые составляют правовой статус человека и гражданина РФ:  

  • Личные (гражданские) права и свободы являются прирожденными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, национальной или религиозной принадлежности, социального положения. К ним относятся: право на жизнь, право на имя, неприкосновенность личности, свобода передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность жилища, запрет принудительного труда, тайна переписки, достоинство личности, свобода совести и вероисповедания.
  • Политические права и свободы тесно связаны с принадлежностью лица к данному государству, то есть с гражданством и определяют участие граждан в общественной и политической жизни страны. К ним относятся: равенство всех перед законом, свобода слова и печати, свобода собраний, свобода союзов, право обращаться в органы государственной власти и МСУ с предложениями, жалобами, заявлениями.
  • Социально – экономические права и свободы – это возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение материальных и духовных потребностей человека. К ним относятся: право на труд, право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства, право на социальное обеспечение, право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование и др.
  • Культурные права и свободы обеспечивают духовное развитие личности. К ним относятся: право на образование, свобода творчества, свобода преподавания, право получения образования на родном языке и др.
  • Экологические права и свободы: право на благоприятную окружающую среду; право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. 

Государство в соответствии со статьями 2, 17, 19 Конституции РФ не только признаёт, но и гарантирует права и свободы человека и гражданина. Конституционными гарантиями прав и свобод человека и гражданина являются:

  • Государственная защита прав и свобод. Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина РФ. Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению прав и свобод граждан, прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, Уполномоченный по правам человека рассматривает жалобы граждан о нарушении прав и свобод действиями органов государственной власти и МСУ и принимает меры по их восстановлению.
  • Право на самозащиту. Согласно ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом. Данное право граждане могут реализовать, обратившись в суд с иском либо заявлением и жалобой в компетентный орган или должностному лицу, либо самостоятельно своими действиями.
  • Судебная защита прав и свобод.
  • Право на международную защиту. Согласно статье 46 Конституции РФ каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (например, в Европейский суд по правам человека) в том случае, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
  • Квалифицированная юридическая помощь адвоката, нотариуса, юридического бюро.
  • Возмещение государством вреда, причинённого незаконными деяниями органов государственной власти или должностными лицами.

Правовой статус человека и гражданина состоит не только из прав и свобод, но и обязанностей. Обязанности – это действия, возложенные на человека и гражданина, требующие безусловного выполнения.Конституционными обязанностями являются:

  • Соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15)
  • Уважать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17)
  • Обязанность родителей заботиться о детях и обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях (ч. 2, 3 ст. 38 Конституции РФ)
  • Обязанность каждого гражданина получить основное общее образование и обязанность родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми образования данного уровня (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ)
  • Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции РФ)
  • Платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ)
  • Сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ)
  • Защищать Отечество (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ).

Дополнительные материалы к уроку:

Источник: https://cknow.ru/knowbase/619-54-konstituciya-rf-osnovy-konstitucionnogo-stroya-rf.html

6.5 Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации

  • Понятие Конституции
  • Конституция — это нормативный правой акт высшей юридической силы каждого государства, который закрепляет основные положения и принципы организации и функционирования государства. 1
  • Виды конституций
  • по форме:
  • писаные (т. е. содержащиеся в одном или нескольких документах, принятых в установленном именно для конституций порядке, и имеющие соответствующую письменную форму — большинство конституций);
  • неписаные (т. е. такие, важная составная часть которых не отражена в официальных источниках, — Великобритания);

по структуре:

  • кодифицированные (в виде единого акта — большинство стран);
  • некодифицированные (конституционные нормы содержатся в актах, не сведенных в единую систему, — Великобритания);

по содержанию:

по новизне содержания (на момент принятия):

  • оригинальные (т. е. содержащие оригинальные принципы регулирования общественных отношений или новые институты — британский парламентаризм, федерализм и президентство в США и др.);
  • заимствованные (т. е. адаптирующие к собственным условиям идеи и принципы оригинальных конституций — большинство конституций);

по политическому режиму:

  • демократические,
  • авторитарные;

по установленной форме правления:

  •  монархические (Бельгия);
  • республиканские (США, ФРГ));

по порядку издания:

  • октроированные, т. е. дарованные монархом (Катар, Кувейт), метрополиями колониям (Канада, Австралия);
  • принятые представительным органом (парламентом);
  • принятые специально созываемым для этого органом (Великим народным собранием — Болгария);
  • одобренные на референдуме (Армения, Испания);

по способу изменения:

  • гибкие (изменяются в том же порядке, что и законы) — Израиль, Новая Зеландия;
  • жесткие (изменяются в усложненном порядке по сравнению с законами) — большинство конституций;
  • смешанного типа, разные части которых изменяются по-разному (Индия);

по срокам действия:

  • постоянные (срок действия не зафиксирован в самой конституции) — большинство конституций;
  • временные;

по уровню конституционного регулирования:

  • конституции федеративного государства (США, ФРГ);
  • конституции субъектов федерации (конституция Гамбурга). 2

Отличия конституции от других правовых актов

Конституция как основной закон государства и общества имеет ряд отличий от других правовых актов.

Имеет учредительный, основополагающий характер.

 Конституция закрепляет основы общественно-экономического строя государства, его государственно-территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность.

Поэтому конституционные нормы — основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам.

Обладает высшей юридической силой. Действие конституции распространяется на всю территорию государства. Все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с конституцией. Строгое и точное ее соблюдение — это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений.

Характеризуется стабильностью. Это определяется тем, что конституция закрепляет устои общественного и государственного строя, и рассчитана на длительный срок действия, а также особым порядком ее принятия и изменения.

Содержит нормы, имеющие прямое действие. Конституционные нормы действуют без утверждения какими-либо органами государственной власти или должностными лицами.

  1. Функции конституции
  2. Роль конституции в обществе реализуется в ее функциях.
  3. Политическая — определяет устройство государственной власти, закрепляет политическое многообразие.

Правовая — выступает ядром правовой системы, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими для различных отраслей права.

Стягивает действующее законодательство в единую целостную систему, придавая ему согласованный характер.

Обеспечивает упорядочение и надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне соподчиненных нормативных актов государства.

  • Гуманистическая — воплощает общечеловеческие ценности, закрепляет права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляет составной частью правовой системы государства общепризнанные принципы и нормы международного права.
  • Учредительная — устанавливает определенный порядок в государстве, создает систему институтов и органов власти.
  • Мировоззренческая — способствует формированию правового сознания населения — совокупности знаний о праве, взглядов на право, отношений к праву и оценок права.
  • Конституция Российской Федерации
  • Конституция Российской Федерации — это основной Закон России, закрепляющий основы конституционного строя, организации государственной власти и взаимоотношений между гражданином, обществом и государством. 3
  • Структура Конституции РФ

Структура Конституции РФ включает в себя преамбулу — вводный текст, имеющий обычно политическую направленность.

Текст преамбулы невелик по объему, но содержит принципиальные положения, объясняющие цель принятия Конституции, отражающие идеи приоритета прав и свобод человека и гражданина, сохранения исторически сложившегося государственного единства России, возрождения суверенной государственности страны, ответственности перед нынешним и последующими поколениями за судьбу России.

Конституция РФ содержит два раздела: первый включает девять глав, второй, завершающий, раздел называется «Заключительные и переходные положения».

Первый раздел

Первая глава Конституции РФ «Основы конституционного строя» посвящена вопросам, которые являются решающими для определения сущности строя, существующего в России, характеристике Российского государства, признающего и гарантирующего права человека и гражданина, формам и принципам осуществления власти, политической и экономической организации общества, основополагающим принципам российской правовой системы. Значение первой главы Конституции очень велико, именно в ее нормах содержатся основы, принципы конституционного строя в России.

Формы осуществления народом власти, принципы организации государства раскрываются в последующих главах Конституции, но нормы, закрепляющие основы конституционного строя, наделяются законодателем наивысшей юридической силой (более высокой, чем остальные нормы Конституции). Это прямо закреплено в ч. 2 ст. 16: никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Читайте также:  Контроль либерального и авторитарного руководителя - справочник студента

Вторая глава Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» посвящена закреплению основ правового статуса личности и их центрального элемента — основных прав, свобод и обязанностей, которые как бы составляют минимальный стандарт прав и свобод человека.

Наряду с ними в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Как подчеркнут в ст.

55 указанной главы Конституции, перечисление в ней основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

Нормы второй главы не ограничиваются положениями о правах и свободах, они раскрывают принципы взаимоотношений государства и личности, содержат важнейшие гарантии прав и свобод, некоторые положения о гражданстве Российской Федерации.

Третья глава Конституции РФ посвящена федеративному устройству государства.

Ее нормы в концентрированном виде закрепляют структуру Российской Федерации, содержат принципиальные положения, касающиеся конституционного статуса федеративного государства, формулируют предметы ведения и полномочия Российской Федерации, предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, закрепляют символы российской государственности.

Главы счетвертой по восьмую посвящены организации и деятельности центральных органов государства, воплощающих законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, основам построения системы органов государственной власти субъектов РФ, а также местному самоуправлению. Это наиболее объемная часть Конституции России.

Первый раздел Конституции РФ завершается главой девятой о порядке ее пересмотра и изменения.

Конституция устанавливает фактическую неизменность некоторых своих принципиальных положений — об основах конституционного строя, об основных правах и свободах человека и гражданина и о порядке внесения поправок в конституционный текст. В этой главе также определяется, кто и как может вносить поправки в Конституцию РФ.

Второй раздел

Его назначение — определение срока вступления в силу Конституции РФ, а также порядка, условий и сроков применения законодательства, принятого до вступления Конституции в силу. Многие положения этого раздела уже утратили свою силу, поскольку Россия миновала переходный период, в полную силу действуют все высшие органы государственной власти, существенно обновлено текущее законодательство. 4

Принципы конституционного строя, включённые в Конституцию:

Россия — демократическое государство.

 Важнейшими признаками демократического государства являются: народовластие, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, идеологическое и политическое многообразие, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, обеспечение местного самоуправления. Россиянам предоставляются все известные современной политической практике формы участия населения в делах государства и формировании его органов, свобода слова, митингов, шествий и демонстраций и иные политические права;

Россия — правовое государство.

 Правовым государством признается демократическое государство, в котором обеспечивается верховенство закона, последовательно проводится принцип разделения властей, а также признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. Названные принципы закреплены Конституцией, однако они являются скорее задачей, которую предстоит решить в ходе реформирования России, чем свершившимся фактом;

Россия — федеративное государство. Оно состоит из равноправных субъектов Федерации — республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономной области и автономных округов.

Представительные (законодательные) органы субъекта Федерации в пределах, предоставленных им Конституцией, самостоятельно осуществляют полномочия по ряду важнейших направлений государственно-правовой деятельности, принимают законы и иные нормативные правовые акты.

В то же время значительную часть вопросов решают непосредственно федеральные органы государственной власти: Федеральное Собрание, Президент, Правительство РФ;

Россия — государство с республиканской формой правления

Источник: https://oege.nnewer.ru/oge/pravo/65_konstitutsiya_rossiyskoy_federatsii_osnovy_konstitutsionnogo_stroya_rossiyskoy_federatsii.html

Конституция РФ как основной закон государства

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………….. 3
  1. Понятие и сущность Конституции…………………………………….
4
  1. Основные черты и юридические свойства Конституции РФ………..
7
  1. Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию РФ……..
11
  1. Проблемы конституционного развития РФ…………………………..
17
Заключение…………………………………………………………………….. 26
Список использованной литературы…………………………………… …… 28

Введение

Роль Конституции в 
жизни страны и общества трудно переоценить. В Конституции, и путем ее применения в жизнь российское общество реализует в практическую жизнь концепцию государственности России как основополагающего способа организации общества.

Конституция в соответствии с отведенной ролью в жизни 
страны представляет собой юридический 
акт со всеми присущими Основному закону чертами и свойствами. Ей отведено приоритетное, ключевое положение в правовой системе. В ней закрепляются идеи и принципы, определяющие характер общества, базовые принципы экономики, политики, социальной сферы, государства и права.

Конституция — это главный, основной закон государства. Среди 
всей системы многочисленных нормативно-правовых актов, действующих в стране в 
виде определенного организованного 
и взаимосвязанного целого, Конституция 
является основанием, стержнем и одновременно вершиной всего права, фундаментом его развития.

  • Основной целью данной работы является раскрытие сущности Конституции РФ как основного правового акта государства, фундамент всей правовой системы, регулирующей жизнь общества.
  • 1. Понятие и сущность Конституции
  •          Предполагается, что термин «конституция» (от латинского «constitutio» — установление) зародился в Древнем Риме и использовался для обозначения указов римских императоров.

В современном понимании 
конституции возникли c зарождением капитализма в странах Европы и США как результат борьбы народных масс и буржуазии против феодализма. Конституция рассматривалась в качестве основного документа государства, призванного ограничить пределы государственной власти и обеспечить защиту прав и свобод личности.

Первая Конституция 
появилась в 1787 г. в США. В 1791 г. была принята Конституция Франции.

В самом общем виде конституцию можно определить как 
основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом 
либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.

Если с юридической сущностью 
Конституции как Основного Закона, имеющего высшую юридическую силу на территории государства, все понятно, то в решении вопроса о том, чью волю выражает этот правовой акт, единства в юридической науке нет. А ведь в решении этого – основного вопроса – о власти – и лежит истинная, глубинная сущность Конституции.

Рассмотрим разные точки зрения по определению сущности Конституции. Одним из распространенных представлений является трактовка сущности конституции как общественного договора. По ней предполагается, что все члены общества заключают договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет.

  1. Теологические теории видят сущность конституции в воплощении божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни.
  2. Некоторые школы естественного 
    права считают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, традиций данного народа.
  3. Марксистско-ленинская теория усматривает 
    сущность конституции в том, что она выражает волю не всего народа, а только господствующего класса.

Источник: https://student.zoomru.ru/avia/konstituciya-rf-kak-osnovnoj-zakon/225275.1782743.s1.html

Методическая разработка классного часа: "Конституция РФ — основной закон государства"

БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

«Омский авиационный колледж имени Н.Е. Жуковского»

  • Методическая разработка классного часа
  • «Конституция Российской Федерации — основной закон государства»
  • Жаворонкова Яна Викторовна
  • преподаватель социально – гуманитарныхдисциплин
  • Классный час
  • Тема: «Конституция Российской Федерации — основной закон государства».
  • Цель: создание условий для формирования патриотизма обучающихся, для распространения знаний о содержании Конституции РФ и для правового воспитания молодежи.
  • Задачи:
  • Распространить знания о составе Конституции РФ и её содержании.
  • Развитие коммуникативных компетентностей студентов (развитие умения работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли).
  • Формирование активной жизненной позиции студентов
  • Приобретение навыков правовой культуры.
  1. Оборудование: раздаточный материал (карточки с заданием), Конституция РФ.
  2. Ход занятия:
  3. Преподаватель:

Конституция (от лат.

— устанавливаю) – это основной закон государства, определяющий, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан, герб, гимн и флаг государства, его столица и т. д.

Основным законом конституция называется потому, что все остальные законы должны ориентироваться на ее содержание, подчиняться ей, соответствовать ее положениям. Какова же наша Конституция, давайте послушаем сообщение.

Сообщение студента:

12 декабря 1993 года на референдуме была принята Конституция Российской Федерации. «День Конституции» — пожалуй, одна из самых важных дат для россиян. Конституция является ядром всей правовой системы России и определяет смысл и содержание других законов.

В конце 90-х годов российская конституция пережила, по меньшей мере, два политических кризиса, из которых вышла с честью и достоинством.

Ей предшествовали принятая в 1918 году конституция РСФСР и первая Конституция СССР принятая в 1924 году — она закрепила победу социализма на советском пространстве.

Затем на смену пришли Конституция 1936 года и так называемая «застойная» Конституция 1977 года, действовавшая до распада Советского Союза.

Сегодняшняя конституция – прочный фундамент демократического развития российского государства. Это не просто декларация добрых намерений, это реально работающий документ прямого действия. Конституция для гражданина любой страны — Закон, который он должен знать в первую очередь, ведь знание и грамотное применение законов — норма цивилизованной жизни, мощный рычаг для повышения ее качества.

Конституция РФ имеет прямое действие, то есть ее нормы не нуждаются в опосредовании и конкретизации другими правовыми актами и применяются всеми, кому они адресованы, а также судами непосредственно. Законы и др. правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить К. РФ.

В Конституции РФ закреплено новое государственное устройство.

Исключен классовый подход к различным группам населения, закреплено и гарантировано многообразие форм собственности, обеспечено действие институтов частной собственности, в том числе на средства производства, провозглашена свобода предпринимательской деятельности; введена система конституционных гарантий экономической свободы.

Гражданские права и свободы признаются и гарантируются теперь не только в соответствии с К. РФ, но и согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, считающихся частью правовой системы РФ. Конституция РФ призвана обеспечить необратимость демократизации общества, сбалансированное развитие Федерации, создать условия для социального прогресса.

Источник: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-klassnogo-chasa-konstituciya-rf-osnovnoy-zakon-gosudarstva-894924.html

Конституция как основной закон государства

Узнать стоимость работы по вашей теме

  1. Общая характеристика конституции
  2. Понятие конституционности государства
  3. Сущность конституции

Список литературы

1. Общая характеристика конституции

Сущность конституции состоит в том, что она выражает социальный компромисс или согласие, достигаемые в момент ее принятия различными социально-политическими силами по коренному вопросу, который она решает, — ограничение пределов вмешательства государства в жизнь общества и индивидов.[1]

Функции конституции. В науке конституционного права принято выделять юридическую, политическую и идеологическую функции конституции.

  • Юридическая функция заключается в том, что конституция является основным источником права, содержащим исходные начала для всей правовой системы.
  • Политическая функция состоит в том, что конституция устанавливает основы организации государственной власти, основы взаимоотношений государства «личности, определяет принципы функционирования политической системы в целом.
  • Идеологическая функция проявляется в способности конституции оказывать влияние на духовную жизнь общества путем распространения и утверждения определенных политических и правовых идей, представлений и ценностей.
  • Форма конституции — это способ организации конституционных норм.

По форме конституция может состоять из одного или нескольких нормативно-правовых актов. В большинстве государств конституции представляют собой единый документ (кодифицированные конституции), например Конституция Италии, Основной закон Германии, Конституция Российской Федерации и др.

Однако в ряде стран конституции представлены совокупностью нормативно-правовых актов (некодифицированные конституции), в равной мере обладающих высшей юридической силой. Примером может служить Швеция, Конституция которой состоит из трех нормативных актов: Форма правления 1974 г., Акт о престолонаследии 1810 г.

, Акт о свободе печати 1974 г.

Рассмотренные выше конституции наука конституционного права относит к числу писаных.

Наряду с писаными встречаются так называемые «неписаные» (частично писаные) конституции. В качестве примера можно привести Конституцию Великобритании, состоящую из парламентских законов, судебных прецедентов и обычаев (конституционных соглашений).

Структура конституции — это строение конституции, которое определяется последовательностью расположения ее составных частей.

Анализ содержания конституций различных государств показывает, что большинство из них имеют одинаковую структуру, состоящую из преамбулы, основной части, заключительных и переходных положений.[2]

Преамбула объясняет цели конституции, исторические условия ее принятия. Положения преамбулы имеют важное политическое и идеологическое значение, выступая в качестве своеобразных ориентиров, способствующих пониманию и применению основных положений конституции.

Основная часть конституции содержит нормы, закрепляющие основы конституционного строя, права и свободы личности, систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти (в федеративных государствах — федеративное устройство), порядок изменения и пересмотра конституции.

В заключительных и переходных положениях, как правило, устанавливается момент вступления конституции в силу, порядок вступления в силу отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми.

2. Понятие конституционности государства

Практически во всех современных государствах (независимо формы государственного устройства и господствующей политической идеологии) существуют конституции.

Но наличие в государстве конституции еще не позволяет отождествлять его с «конституционным государством» в современном смысле.

Конституционность государства отнюдь не исчерпывается тем, что в нем существует некий основной закон, возможно, закрепляющий определенный компромисс социально-политических сил, устанавливающий то или иное государственное устройство и компетенцию органов власти.

Конституционность не исчерпывается и тем, что этот основной закон обладает реальным практическим действием, верховенством по отношению к остальным законам и может быть изменен лишь путем особой законотворческой процедуры. Это необходимые, но не достаточные признаки конституционной государственности.

В современном смысле конституционность государства — это прежде всего его связанность правом, а конституция — в первую очередь декларация прав человека и гражданина, гарантированных властью и ограничивающих ее осуществление. Иначе говоря, конституция — надлежащая форма основополагающего узаконения правового характера организации и функционирования власти в ее отношениях с субъектами гражданского общества.

«Конституционная запрограммированность» осуществления государственной власти означает, что лежащие в основе законотворчества представления о праве и его позитивности, о социальных функциях и инструментальном характере законов подчинены идеологии прав человека как совокупности дозаконотворческих требований, объективно возникающих из бытия человека в современном индустриальном и постиндустриальном обществе. Эти требования составляют конкретное практическое основание конституции и служат юридическим, а вовсе не моральным или политическим критерием оценки конституционного характера государства. Другими словами, конституция содержит в себе критерии, позволяющие судить о функционировании государственной власти с позиции права, приводить осуществление власти в соответствие с правом.

В ряду бесчисленного множества проблем юридической теории и правоприменительной практики особое место принадлежит Конституции.

Какие бы правовые вопросы нас не интересовали, — будь то из области гражданского или административного, семейного или трудового права — прямо или косвенно они выходят на Конституцию.

Именно требования Конституции являются главным ориентиром в поисках ответов практически на любой вопрос, нуждающийся в правовой оценке, не зависимо от его масштабности, личной и государственной значимости.

Вместе с тем само по себе содержание Конституции далеко не всегда отвечает на вопрос о главном назначении этого документа, о его внутренней правовой и политической природе. Главное в характеристике Конституции любого государства — это ее сущность.

Современный подход, характерный для конституционализма стран развитой демократии основан на признании того фактора, что сущность конституции демократического государства должна проявляться в юридическом закреплении согласованных интересов и воли всех социальных групп, наций и народностей, составляющих государственно-организованное общество.

Конституция — это обладающий высшей юридической силой основной закон государства и общества, закрепляющий в соответствии с объективно сложившемся соотношением социальных сил согласованную волю всех социальных групп общества являющийся мерой достигнутой свободы, правовым выражением баланса политических, социально-экономических, национально-этнических, религиозных, личных и общественных, иных интересов в гражданском обществе и правовом государстве.

Резко возросшая в последние годы популярность Конституции как явления нашей жизни — свидетельство осознанной гражданами, обществом ее громадной роли. Но, к сожалению, это понимание не достигло еще тех глубин общественного сознания и поведения, которые столь необходимы.

Подчас не различаются Конституция и другие законы правовые акты. Плохо реализуются нормы Конституции.

Ее применение не рассматривается как главный фактор правотворческой и правоприменительной деятельности, Отсюда очевидная необходимость пояснения черт Конституции как основного закона.

Источник: https://scholar.su/kontrolnye/konstitutsiya-kak-osnovnoi-zakon-gosudarstva

Ссылка на основную публикацию