Константин ушинский – основатель научной педагогики в россии — справочник студента

В честь Дня учителя мы решили вспомнить о выдающихся учителях Российской империи, СССР и России – целой плеяде имен, во многом определившей развитие современной педагогики.

Константин Ушинский – основатель научной педагогики в России - Справочник студента Константин Ушинский «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» 

Константина Ушинского называют основоположником русской научной педагогики. И этот выдающийся ученый достоин такого определения, как никто иной.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Ушинский один из первых решил уделять первостепенное внимание именно задачам нравственного просвещения и воспитания обучающихся. Представление о нравственном обучении как о чем-то «естественно» и «само собой разумеющемся» было им решительно отвергнуто.

Еще одной идеей Ушинского, за которую стоит горячо поблагодарить педагога, является идея важности сохранения национальной культуры и самобытности.

Для XIX века языком преподавания оставался французский, в семьях и в свете говорили на нем.

Да что уж там, сама Татьяна Ларина очень плохо изъяснялась по-русски! Статья Константина Дмитриевича «О необходимости сделать русские школы русскими» до сих пор остается образцом педагогических воззваний.

Будучи преподавателем как для детей, так и для учителей, Ушинский остался в истории как педагог-публицист. Отличительная особенность его работа – это не только обращение к вопросам воспитания и образования, но и горячая любовь к детям и родному народу, которая в значительной степени способствовала возрождению или даже пробуждению интереса к педагогике в России.

Константин Ушинский – основатель научной педагогики в России - Справочник студента Лев Выготский «Необходимо именно выдвижение на первый план моментов психологического развития ребенка, признать ведущую роль в развитии ребенка за развитием его социального поведения, его личности…».

Имя Льва Выготского знакомо всем педагогам, психологам, культурологам и лингвистам вне зависимости от уровня образования и места рождения. Этот известный русский психолог связал две отрасли науки – психологию и педагогику, на десятилетия опередив свое время.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Формы воспитательной работы - справочник студента

Оценим за полчаса!

В процессе исследований, которые привели к появлению двух новых направлений: педологии и коррекционной педагогики, ученый пришел к необходимости научного подхода к вопросам процессов развития ребенка и воспитания. По мнению ученого, педагог должен строить свою работу с опорой на научные достижения и обязательно – на психологическую науку.

Лев Семенович сам не является автором конкретных методик развития или воспитания, в его книгах по культурно-исторической теории, которая легла в основу большинства современных дошкольных практик, вы не найдете конкретных рекомендаций.

Но его концепции организации обучения и акцент на самовоспитании и саморазвитии стали знаковыми. Ведь ученый пришел к выводу, что воспитание – это не приспособление ребенка к среде, а процесс формирования личности, смотрящей вперед – за границы этой среды.

Ведь только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания, но никак не навязанная извне.

Константин Ушинский – основатель научной педагогики в России - Справочник студента Антон Макаренко «В общем, педагогика есть самая диалектическая, подвижная, самая сложная и разнообразная наука. Вот это утверждение является основным символом моей педагогической веры».

В чем было новаторство Макаренко? В яркой и четкой идее интегративности образования. Личность не является таковой от рождения, это качество – «опыт быть личностью», как утверждал Макаренко, надо воспитывать, и воспитывать в коллективе.

Каждый человек – каждый элемент образовательной системы – должен иметь свои права и стоять на активной позиции. Ученика надо в первую очередь уважать как Человека.

Существующие стереотипы, в которых утверждалось, что есть явления, которые маркируются как правильные, и есть те, что можно назвать неверными, были им отвергнуты. Педагогика – это не наука, где существуют догмы.

По мнению многих исследователей, именно Антон Семенович стал самой яркой звездой педагогического небосклона прошлого века, предвосхитив основы современного гуманистического образования.

Константин Ушинский – основатель научной педагогики в России - Справочник студента Василий Сухомлинский «В каждом учителе должна сиять и никогда не угасать маленькая искорка ребенка».  

Василий Сухомлинский запомнится педагогам и психологам как создатель оригинальной педагогической системы, где ребенок был, есть и остается высшей ценностью. И именно личность ребенка должна быть тем ориентиром, на который направлены все процессы образования и воспитания.

Сухомлинский описывал процесс обучения как «радостный труд», а потому делал акцент на слово учителя, художественный стиль изложения и акцент на формирование мировоззрения учащихся, предлагал сочинять сказки вместе с детьми.

В одном из писем Сухомлинский писал: «Я показываю, как воспитать Счастливого Человека, как достичь того, чтобы в нашем обществе не было ни одной человеческой личности с пустой душой… не может быть счастливым человек, если у него нет ничего святого за душой, если он ни во что не верит.

Первая святыня, которую, по моему мнению, нужно утверждать в душе ребенка, – это вера в человека, можно сказать, благоговение, удивление перед человеком, перед его стойкостью, богатством. Отсюда – сердечная чуткость, деликатность, чуткость к человеку. Отсюда – уважение к самому себе».

Константин Ушинский – основатель научной педагогики в России - Справочник студента Симон Соловейчик

(1 октября 1930 – 18 октября 1996)

«Воспитание детей – старейшее из человеческих дел, оно ни на один день не моложе человечества; оттого оно кажется несложной работой: все справляются, и мы справимся. В действительности взгляд этот обманчив… и это сложнейшее из дел».

«Педагогика для всех» – это не только название книги-бестселлера, автором которой является советский журналист, публицист и теоретик педагогики Симон Соловейчик, но и главная его идея. Педагогика – это не то, что происходит в школе и к чему причастны только учителя. Педагогика – это нечто большее, выходящее за пределы стен, семьи и класса. 

Ведь вам знакома фраза «педагоги-новаторы»? Именно вокруг, или даже лучше сказать, вместе с ним, сформировалось сообщество педагогов нового времени, которые позже выпустят знаменитый Манифест новой демократической школы. Суть манифеста – в сотрудничестве ученика и учителя.

Педагогика в понимании Соловейчика означает науку об искусстве воспитания или просто воспитание. Автору принадлежит афоризм: «Детей не надо воспитывать – с детьми нужно дружить». Дело в том, что Симон Львович был убежден: воспитание и образование – это процесс двусторонний и дети могут очень многому нас научить.

#ADVERTISING_INSERT#

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/vremya-luchshikh-5-otechestvennykh-pedagogov-izmenivshikh-mir/

Константин Ушинский — биография, информация, личная жизнь, фото

Константин Ушинский – основатель научной педагогики в России - Справочник студента

Константин Дмитриевич Ушинский. Родился 19 февраля (2 марта) 1824 года в Туле — умер 22 декабря 1870 (3 января 1871) года в Одессе. Русский педагог, писатель. Основоположник научной педагогики в России.

  • Константин Ушинский родился 19 февраля (2 марта по новому стилю) 1824 года в Туле.
  • Отец — Дмитрий Григорьевич Ушинский, отставной офицер, участник Отечественной войны 1812 года, мелкопоместный дворянин.
  • Мать — Любовь Степановна (урождённая Капнист).

После назначения отца судьёй в небольшой уездный город Новгород-Северский Черниговской губернии, семья Ушинских переехала туда. Всё его детство и отрочество прошло в приобретённом отцом небольшом имении, расположенном в четырёх верстах от Новгород-Северского на берегу реки Десны.

  1. В 11 лет Константин Ушинский поступил в третий класс Новгород-Северской гимназии, которую окончил в 1840 году.
  2. В возрасте 12 лет потерял мать.
  3. После окончания гимназии он поступил на юридический факультет Московского университета, где слушал лекции таких известных преподавателей, как профессор истории Тимофей Николаевич Грановский и профессор философии государства и права Пётр Григорьевич Редкин.

После окончания университетского курса в 1844 году кандидатом юриспруденции, Ушинский был оставлен в Московском университете для подготовки к профессорскому званию.

В круг интересов юного Ушинского помимо философии и юриспруденции входили и литература, и театр, а также все те вопросы, которые волновали представителей прогрессивных кругов русского общества того времени, в частности пути распространения грамотности и образованности среди простого народа.

В 1846 году он был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук на кафедру энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в ярославском Демидовском лицее.

С марта по май 1848 года он редактировал неофициальную часть газеты «Ярославские губернские ведомости».

Поселился Ушинский на Стрелецкой улице (ныне — ул. Ушинского), в одном из флигелей усадьбы Вахромеева.

Либеральные взгляды молодого профессора, его глубокая эрудиция, простота в обращении со своими учениками вызвали недовольство руководства лицея, что в конечном итоге привело к конфликтам с начальством лицея, доносам вышестоящему начальству на Ушинского со стороны руководства лицея. Всё это привело к тому, что в 1849 году Ушинский оставил лицей.

Некоторое время он зарабатывал себе на жизнь переводами статей из иностранных журналов, рецензиями и обзорами в журналах, а все его попытки устроиться снова на преподавательскую должность оказывались тщетными.

После безуспешных попыток устроиться на преподавательскую работу в Ярославле Ушинский переехал в Санкт-Петербург, где устроился на достаточно мелкую чиновничью должность столоначальника департамента иноземных вероисповеданий.

Константин Ушинский – основатель научной педагогики в России - Справочник студента

В январе 1854 года, благодаря помощи бывшего коллеги по Демидовскому лицею, Ушинскому удалось перейти на работу преподавателя русской словесности в Гатчинский Сиротский институт, который находился под покровительством императрицы.

Задачей Гатчинского сиротского института было воспитание людей, верных «царю и отечеству», а применяемые для этого методы славились своей строгостью. Ушинский так характеризовал позже институтские порядки: «Канцелярия и экономия наверху, администрация в середине, учение под ногами, а воспитание — за дверьми здания».

Уже через год службы в Гатчинском сиротском институте он был повышен по службе и назначен инспектором классов.

В стенах этого учебного заведения Ушинский обнаружил архив одного из прежних инспекторов Гатчинского сиротского института — Е. О. Гугеля, в котором он нашёл, как писал позже сам Ушинский, «полное собрание педагогических книг». Найденные книги оказали огромное влияние на Ушинского.

Впоследствии, под влиянием идей, полученных от прочтения этих книг, он написал одну из лучших своих статей по педагогике «О пользе педагогической литературы».

После огромного общественного успеха этой публикации, Ушинский стал постоянным автором «Журнала для Воспитания», где он помещал статьи, в которых развивал свои взгляды на систему воспитания и образования в России.

Также он сотрудничал с журналами «Современник» (1852-1854) и «Библиотека для чтения» (1854-1855).

В 1859 году Ушинского пригласили на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц, где ему удалось провести значительные прогрессивные изменения.

Так, исходя из своего главного принципа демократизации народного образования и народности воспитания, ему удалось убрать существовавшее до этого разделения состава учащихся на «благородных» и «неблагородных» (то есть из мещанского сословия), он ввёл практику преподавания учебных предметов на русском языке и открыл специальный педагогический класс, в котором осуществлялась подготовка учащихся для работы в качестве воспитательниц.

Ушинский ввёл в практику педагогической работы совещания и конференции педагогов, а воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей.

Одновременно с преподавательской работой Ушинский с 1860 года стал редактировать «Журнал Министерства народного просвещения», который благодаря ему превратился в прекрасный педагогический журнал, весьма отзывчиво относившийся к новым течениям в области народного образования.

После конфликта с начальницей института М. П. Леонтьевой, которая обвинила Ушинского в вольнодумстве, непочтительном отношении к начальству, атеизме и других проступках подобного рода, его под благовидным предлогом в 1862 году удалили из института — он был направлен на пять лет за границу для лечения и изучения школьного дела.

За это время Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию, в которых он посещал и изучал учебные заведения — женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швейцарии, считавшиеся самыми передовыми в части новаций в педагогике.

Свои заметки, наблюдения и письма этого периода он объединил в статье «Педагогическая поездка по Швейцарии».

За границей в 1864 году он написал и издал учебную книгу «Родное слово», а также книгу «Детский мир». По сути это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей.

Более того, Ушинский написал и издал особое руководство для родителей и учителей к своему «Родному слову» — «Руководство к преподаванию по «Родному слову» для учителей и родителей». Это руководство оказало огромное, широчайшее влияние на русскую народную школу.

Свою значимость как пособие по методике преподавания родного языка оно не потеряло и по сей день. Достаточно сказать, что до 1917 года оно выдержало 146 изданий.

В середине 1860-х годов Ушинский с семьёй вернулся в Россию. Свой последний главный научный труд, названный Ушинским «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии», он начал печатать в 1867 году. Первый том «Человек как предмет воспитания» вышел в 1868 году, а через некоторое время вышел второй том.

Третий том остался незавершённым. В этой работе Ушинский дал ценный психологический анализ цепочки: ощущение прекрасного — чувствование прекрасного — осознание. Он обосновал предмет педагогики, её основных закономерностей и принципов.

Основа его педагогической системы — требование демократизации народного образования и идея народности воспитания.

«Лучше не говорить ребёнку той или другой высокой истины, которой не выносит окружающая его жизнь, чем приучать его видеть в этой истине фразу, годную только для урока», — говорил Ушинский.

«Педагогика не наука, а искусство — самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку.

Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство оно кроме знаний требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека», — считал Ушинский.

Константин Ушинский – основатель научной педагогики в России - Справочник студента

В последние годы жизни выступал как видный общественный деятель. Он писал статьи о воскресных школах, о школах для детей ремесленников, а также принял участие в учительском съезде в Крыму. Приехав в 1870 году в Симферополь, Ушинский побывал в нескольких учебных заведениях, в том числе женском училище. Охотно встречался и с учителями, и с учащимися.

При казённой мужской гимназии был образцовый класс по способу наглядного обучения. Будучи одним из основателей этого способа, Ушинский заинтересовался работой класса, присутствовал на уроках, которые проводил И. П. Деркачев.

В здании казённой мужской гимназии состоялся II съезд учителей Таврической губернии, и Ушинский принял участие в его работе. Обсуждался, в частности, вопрос о книгах для классного чтения в народных школах, о необходимости создания таких книг. К этому призывал учителей Константин Дмитриевич Ушинский.

Предложение было принято, выработанная на съезде «азбука» в том же 1870 году издана в Симферополе.

Летом 1870 года Ушинский лечился кумысом в Альме возле Бахчисарая.

Возвращаясь из Крыма к себе домой на хутор Богданка Глуховского уезда Черниговской губернии), он хотел заехать к своему коллеге и другу Н. А.

Корфу в село Времевку Александровского уезда на Екатеринославщине, но по ряду причин не смог это сделать. В это же время дома в результате трагического случая на охоте погиб его старший сын Павел.

После этого Ушинский решает переехать жить с семьёй в Киев, для чего он купил в Киеве по ул. Тарасовской дом, а сам с сыновьями Константином и Владимиром поехал лечиться в Крым. По дороге в Крым он простудился и остановился для лечения в Одессе, где и скончался 22 декабря 1870 (3 января 1871) года.

Похоронен в Киеве на территории Выдубицкого монастыря.

Многие учебные заведения носят (носили) имя К. Д.

Ушинского: Южноукраинский национальный педагогический университет в Одессе, Ярославский государственный педагогический университет, Петропавловский педагогический институт (до перестройки), Гимназия № 1 в Симферополе, Педагогический колледж в Гатчине, Педагогический колледж № 1 в Москве (закрыт), Педагогический колледж в Нижнем Новгороде (объединен с экономико-правовым колледжем и стал НГК), Гимназия в Гатчине, Специализированная школа № 187 в Киеве, Школа № 6 в Туле, Новгородский детский дом-интернат в посёлке Шимск, Институт среднего профессионального образования в Москве, Педагогическое училище (колледж) в Тамбове, Черниговский областной институт последипломного образования, Одесский государственный педагогический институт.

Личная жизнь Константина Ушинского:

Жена — Надежда Семёновна Дорошенко. Познакомились в молодости в Новгород-Северском. Поженились в 1851 году.

В браке родились дети:

Павел (1852-1870); Вера (1855-1922), в замужестве Пото, на свои средства открыла в Киеве мужское Городское училище им. К. Д. Ушинского; Надежда (1856-1944), в селе Богданка, где находился дом, принадлежащий Ушинскому, на средства, вырученные от продажи сочинений своего отца, открыла начальную школу; Константин (1859-1919); Владимир (1861-1918);

Ольга (1867-1960), художница, была замужем за камергером М. А. Суковкиным.

Константин Ушинский с семьей

Константин Ушинский – основатель научной педагогики в России - Справочник студента

Надежда Дорошенко — жена Константина Ушинского

Константин Ушинский – основатель научной педагогики в России - Справочник студента

Библиография Константина Ушинского:

1847 — Лекции в Ярославском лицее 1856 — О народности в общественном воспитании 1857 — Три элемента школы 1858 — О средствах распространения образования посредством грамотности 1858 — Школьные реформы в Северной Америке 1858 — Внутреннее устройство североамериканских школ 1859 — Письма о воспитании наследника русского престола 1867 — Человек как предмет воспитания. Том I 1869 — Человек как предмет воспитания. Том II

1870 — Материалы к третьему тому «Педагогической антропологии»

Источник: https://stuki-druki.com/authors/Ushinskiy-Konstantin.php

Константин Ушинский, педагог, писатель

Годы жизни: 19 февраля 1983/1984 – 20 декабря 1870

Русский педагог, создатель национальной школы и основоположник научной педагогики в России. Его последователь, известный русский педагог Владимир Стоюнин писал об Ушинском: «Такие-то люди и двигают вперед общественное дело; они оживляют то, что до них замирало; они указывают другим дорогу; они вызывают новые силы для деятельности».

До Ушинского в стране не было собственной педагогической теории, Россия жила иностранными заимствованиями.

Константин Дмитриевич создал классические педагогические труды, стал инициатором педагогической журналистики, первым русским педагогом-теоретиком, педагогом-публицистом. До него педагогика не была наукой, он же заложил в нее прочный научный фундамент.

Кроме того, впервые заявил об ответственности педагогики перед обществом и об ответственности общества за дело образования. Он прожил всего 47 лет, посвятив треть жизни педагогической науке.

Идеи Ушинского сформировались в середине XIX века и строились на фоне борьбы против самодержавно-крепостнических порядков в России.

Он боролся с антинародной воспитательной политикой царского режима, которая оставляла простых людей практически безграмотными. В противовес выдвигал идею народности – школы для народа.

Он выступал против заимствования иностранных форм образования, считая, что детям надо прививать те качества, которые составляют «лицо, душу нашего народа».

Большое внимание уделял роли учителя в образовательном и воспитательном процессе. Обучение рассматривал как творческий процесс, совместную деятельность учителя и ученика. Конечным итогом обучения должно стать познание учащимся окружающего мира, а вместе с тем и формирование его взглядов, убеждений, идей, мыслей и чувств, словом – развитие личности.

Ушинский полагал, что педагоги должны познакомиться с детской психологией и изучить психологические приемы, которые необходимы в воспитании и обучении. Также обращал внимание на психологическое состояние самого учителя, ведь оно не может не сказаться на процессе обучения.

Современные школьники оценили бы идею Ушинского о том, что детям младшего школьного возраста не следует давать домашние задания. Он писал: «…Если в школе дитя действительно работает, то не только нет никакой надобности задавать ему уроков на дом, но даже возможно наполовину уменьшить число часов его школьных занятий».

Одной из ключевых идей педагогических теорий Ушинского был поиск золотой середины между занимательным обучением и серьезным трудом. Он полагал, что внимание детей быстрее устает, когда урок превращается в шаблон и повторяется изо дня в день: «Уничтожьте школьную скуку, и вся смрадная туча, приводящая в отчаянье педагога и отравляющая светлый поток детской жизни, исчезнет сама собой».

Константин Ушинский – основатель научной педагогики в России - Справочник студента

Константин Дмитриевич Ушинский родился 19 февраля 1823/1824 года в Туле. Детство прошло в небольшом городе Новгороде-Северском Черниговской губернии. В гимназию Ушинского зачислили в 1833 году, но первые два класса он провел на домашнем обучении. Образованием будущего знаменитого педагога занималась мать. Она пробудила в сыне любознательность и интерес к чтению.

После окончания гимназии Константин поступил на юридический факультет Московского университета. С отличием закончив обучение, он жаждал принести пользу обществу и русскому народу. 13 ноября 1844 года он записал в дневнике: «Приготовлять умы! Рассеивать идеи! Вот наше предназначение. Пробудим требования, укажем разумную цель, откроем средства, расшевелим энергию – дела появятся сами».

Студенческий друг Константина Дмитриевича позже вспоминал: «Уже тогда Ушинский отличался некоторыми качествами, которые впоследствии наделали ему много врагов и принесли немало огорчений – именно полнейшей независимостью характера и привычкою высказывать каждому откровенно свои убеждения».

Следующие два года Константин провел в Москве, готовясь к магистерскому экзамену. Параллельно стремился найти призвание. В 1845 году увлекся идеей написать историю России, но в августе 1846 года получил назначение в Ярославский Демидовский лицей. Ушинский занял место профессора на кафедре энциклопедии законоведения, государственных законов и финансов. В этой должности проработал три года.

Его попытки реформировать устаревший курс лицейского преподавания вызвали недовольство руководства.

Стоит отметить, что эти события проходили на фоне революционных потрясений в Европе и ужесточения контроля за «вольнодумством» среди гимназистов и студентов в России.

Ушинского преследовали не только за самовольное изменение учебной программы, но и за «дух своеволия и непокорности начальству». В результате он вынужден был покинуть лицей.

Оставшись без работы, молодой профессор лишился средств к существованию. Он разослал почти тридцать прошений в различные учебные заведения с просьбой принять его на место учителя. Но ответа не получил.

Ему пришлось пойти на службу мелким чиновником в один из департаментов Министерства внутренних дел. Но подобная карьера не привлекала Ушинского, он не терял надежды заняться просветительской деятельностью.

В роли чиновника провел пять лет, в свободное время изучая психологию, социологию и естествознание. Собранный научный базис помог ему в дальнейшем при решении педагогических проблем.

В 1851 году, находясь в служебной командировке в Черниговской губернии, Ушинский встретил подругу детства, которая позже стала его женой. У супругов родились дочери Вера, Надежда, Ольга и сыновья Павел, Константин, Владимир. Павел трагически погиб во время охоты, смертельно ранив себя из ружья, ему было 18 лет.

Константин Ушинский – основатель научной педагогики в России - Справочник студентаКонстантин Ушинский с семьей

В ноябре 1854 года директор Гатчинского сиротского института предложил ему место старшего учителя русской словесности и юридических предметов. Через полгода он стал инспектором классов.

В сиротском институте Ушинский столкнулся со многими сложными педагогическими вопросами, которые увлекли его, повлияли на сферу научных изысканий и определили дальнейший жизненный путь. В институте он написал первые педагогические статьи и увлекся исследованием народного образования в странах Европы и США.

Однако попытки внести изменения в учебный процесс вновь столкнулись с ожесточенным сопротивлением консервативных педагогов. От открытого конфликта спасло назначение на должность инспектора классов в Смольный институт.

В 1861 году он опубликовал «Детский мир» – книгу для классного чтения на уроках родного языка в первых классах Смольного института.

За три года Ушинский сумел заметно преобразовать женское учебное заведение, но его деятельность вновь не осталась незамеченной. Слухи дошли до Петербурга, начальство института выступило против его реформ, обвинило в «распространении безбожия и безнравственности». Ушинского отстранили от педагогической деятельности.

В июле 1862 года Константина Дмитриевича командировали за границу для изучения женского образования в Европе и подготовки учебника по педагогике. В своеобразной ссылке Ушинский оставался пять лет.

За границей написал «Родное слово» – классический учебник русской начальной школы. В командировке также завершил работу над двумя томами фундаментального труда «Человек как предмет воспитания.

Опыт педагогической антропологии».

Вернувшись из-за границы, последние два года жизни Ушинский работал над третьим томом «Педагогической антропологии», где проводил глубокий анализ процессов внимания. Он писал: «Внимание есть та единственная дверь, через которую все, что есть в сознании, непременно проходит.

Следовательно, этой двери не может миновать ни одно слово ученья, иначе оно не попадет в душу ребенка. Понятно, что приучить дитя держать эти двери открытыми есть дело первостепенной важности». Ушинский доказывал, что внимание всегда интенсивнее, когда восприятие нового основывается на результатах ранее воспринятого.

«При каждом повторении наставник вплетает какое-нибудь новое звено в установившуюся уже в детских головах сеть следов».

Великий русский педагог страдал от воспаления легких, но не позволял себе отдыхать, напряженно работал на протяжении всей жизни. Истощение физических сил привело к усугублению болезни.

В последние два дня он даже не мог говорить, общался с близкими с помощью доски. Ушинский умер в Одессе 20 декабря 1870 года. Дочь Надежда писала после смерти отца: «Мой бедный отец не был балован судьбой.

Она осыпала его жизненный путь острыми камушками».

  • «Детский мир. Хрестоматия»
  • «Родное слово»
  • «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» Том I
  • «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» Том II
  • «Педагогическая антропология»
  • «Моя система воспитания. О нравственности»
  • «Труд в его психическом и воспитательном значении»
  • «Лекции в ярославском лицее»

Источник: http://www.psychologies.ru/profile/konstantin-ushinskiy-251/

Воспитательные и дидактические принципы Константина Ушинского – основателя научной педагогики в России

Педагогика мирового масштаба начала формироваться в середине 19 столетия. Первым педагогом был Константин Дмитриевич Ушинский, который стал действительно народным учителем, так как Ломоносов – народным учёным, Суворов – полководцем, Пушкин – поэтом. Его упоминали многие последователи, которые действительно оценили его труды педагогические взгляды.

Педагогическая карьера Ушинского

Константин Ушинский учился на юридическом факультете Московского университета, затем преподавал в Ярославском юридическом лицее. Через 2 года его уволили, как вольнодумца. После этого стал мелким чиновником в системе образования, чем был очень недоволен. Начал часто публиковать свои работы в разных педагогических и литературных журналах.

В 1859 году стал инспектором Смольного института благородных девиц. Провел реформу в сфере образования: ввёл двухлетний педагогический класс, создал новый учебный план, в котором прослеживалась важность роли русского языка, литературы и естественных наук. Была издана хрестоматия по русскому языку «Детский мир» в 1861 году. Несмотря на все усилия, его уволили по причине свободомыслия.

Затем Ушинский уезжает за границу и изучает женское образование. Возвращается в Россию в 1867 году и занимается научно-исследовательской работой.

Воспитательные принципы Ушинского

Константин Дмитриевич Ушинский – основоположник научной педагогики в России. Он опирался на идеи французских педагогов эпохи Просвещения и выделяет антропологический принцип связи общественных и частных психических явлений. Педагогика Ушинского требует полного философского осмысления. Выделяют три принципа:

  • Народности образования.
  • Патриотического воспитания.
  • Трудового воспитания.

Основу педагогической системы Ушинский находил в концепции народности в воспитании. Данная идея четко просматривается в его статье «О народности в общественном воспитании» и других педагогических работах. Важным для Ушинского было православие в русской народной культуре. По этой причине он выделил три константы, в которых показывается вся суть русского национального воспитания:

  • Христианская духовность.
  • Народность.
  • Наука.

Каждый народ имеет уникальную систему воспитания и находит отражение в реальном педагогическом процессе. Важную роль играет национальный язык. По этой причине Ушинский хотел, чтобы в школах больше изучали русский язык и создал для этого учебные пособия «Родное слово» и «Детский мир», которые пользуются популярностью и в наше время.

Замечание 1

Патриотизм приходит при изучении истории и культуры своего народа. Ушинский считал, что воспитание зависит от исторического развития народа. Невозможно выдумать систему воспитания. Возможно только идти индивидуальным, творческим путём, так как воспитание, которое основывается на народных началах, намного сильнее, чем другая система, основанная на абстрактных идеях.

В развитии личности важное место занимает трудовое воспитание. Образование является большим трудом, а педагог должен приучить к такому труду. Ушинский писал, что трудовое воспитание сможет сформировать личность в обществе и получить в нём достойное место.

Залогом формирования активной и творческой личности является умственный и физический труд учащихся. Данную идею он истолковал в своей работе «Труд в его психическом и воспитательном процессе».

Ушинский выделяет такие факторы нравственного воспитания: личность педагога и его пример, поощрение, предупреждение, убеждение, педагогический такт. Большую роль в воспитании ребенка играет семья и школа.

Дидактические принципы К. Д. Ушинского

Дидактика Ушинского делится на две больших группы: общую, которая предназначалась для всех предметов, и частную – для определённого предмета. Обучение за Ушинским – это путь ученик от незнания к знанию.

Он ввёл основные дидактические принципы в русской педагогике и разработал определенные правила по их реализации на практической деятельности.

Ушинский считал, что успех обучения зависит от его доступности, которая является залогом осознанного освоения знаний.

Знания, которые получил, необходимо реализовывать в конкретной последовательности и системе. Ушинский считал продуктивным активное повторение и упражнения, что относится к принципу прочности знаний.

Принцип наглядности заключался в том, что всегда учитывается возраст ребёнка. Чем младше ребёнок, тем больше наглядности необходимо использовать на уроке.

Ушинский поместил свои теоретические положения в методику начального образования. Ввёл множество новшеств:

  • Разработал новый метод овладения грамотой.
  • Выступал за идею применения всех видов урока на начальном этапе обучения.
  • Ввел методику формирования общих представлений и одновременного развития мышления и речи детей.

Ушинский выступал приверженцем классно-урочной системы. Считал, что главным выступает педагог, который должен оказывать поддержку ученикам и помогать осваивать новый материал. Считал, что образ учителя всегда остаётся в сознании учеников и помогает им по жизни. Поэтому много внимания уделял личности учителя.

Ушинский выступал за творческий подход к обучению. Считал, что учитель должен показывать свою любовь к человеку и создавать дружескую атмосферу. Главная задача педагога – заинтересовать ученика и вовлечь в работу. Также учитель должен не только правильно донести информацию до учеников и обучить, но и развить у них способность к самостоятельному поиску и приобретению новых знаний.

Ушинского считают действительно отцом всех русских педагогов. Написанный им учебник под названием «Родное слово» переиздавался 167 раз. Его наследие накапливает 11 томов. Идеи Ушинского имели большое влияние на дальнейшее развитие русской педагогики. Приверженцами его теорий стали такие знаменитые личности: Корф, Паульсен, Стоюнин, Водовозов, Бунаков, Ульянов и другие.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/obschie-osnovy-pedagogiki/vospitatelnye-printsipy-konstantina-ushinskogo/

К.Д.Ушинский — основоположник научной педагогики в России

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870 гг.), пожалуй, самая заметная фигура в истории отечественной педагогики. Уроженец Тулы, он получил начальное воспитание в имении родителей в Черниговской губернии, затем обучался в Новгород-Северской гимназии, после которой поступил на юридический факультет Московского университета и блестяще окончил его в 1844 г.

Общественно-педагогической деятельностью Ушинский начал заниматься с 1846 г., с момента получения должности и.о.

профессора в Ярославском (Демидовском) юридическом лицее, где наряду с преподавательской деятельностью вел и большую научно-теоретическую работу, проявляя новаторство и смелость в суждениях (статья «О камеральном образовании»). Проработав некоторое время после ухода из лицея (1849 г.

) в Министерстве внутренних дел, в 1854 г. он вновь вернулся к педагогической деятельности, занимая должности учителя географии и словесности, а затем инспектора (заведующего учебной частью) Гатчинского сиротского института, откуда в 1859 г.

перешел на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц. Работая там, Ушинский одновременно был и редактором «Журнала Министерства народного просвещения»(1860-1861 гг.).

В Смольном институте он начал борьбу за реформирование сложившейся в заведении системы образования, насаждавшей порядки и нравы женского монастыря. Однако консервативное начальство противилось нововведениям и добилось в 1862 г. ухода талантливого, но своенравного педагога. С этого момента и до конца своей жизни Ушинский полностью посвятил себя теоретической и методической работе.

Ушинского справедливо называют основоположником отечественной научной педагогики. Это, безусловно, не означает, что история русской научно-педагогической мысли начинается именно с него. Просто он впервые в России систематизировал научно-педагогические знания и оформил педагогику как науку.

Как известно, любая наука, также как и любая педагогическая система или учение, базируются на определенном научно-философском фундаменте. Ушинский это понимал и неоднократно подчеркивал, что «педагогика все же наука философская» и поэтому требует единства идей.

И, не являясь явным сторонником какого-либо философского учения или направления (в его мировоззрении переплетаются и идеалистические и материалистические подходы), сумел связать воедино свои научные пристрастия и взгляды и на их основе выстроить целостное педагогическое учение.

Для Ушинского педагогика это прежде всего наука о воспитании, а воспитание — целенаправленный процесс формирования «человека в человеке».

Воспитание он рассматривал как социальное явление, имеющее свои объективные законы, которые необходимо знать и которыми необходимо руководствоваться в педагогической деятельности.

Для этого нужно сначала хорошо изучить предмет воспитания, коим является растущий человек («Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях»).

Этой проблеме был посвящен главный фундаментальный труд Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». К сожалению, до конца жизни он успел полностью написать только два тома, в которых рассмотрел физиологические и психологические закономерности развития человека. Третий же том, посвященный непосредственно педагогическим проблемам, так и не был завершен.

При создании своей педагогической системы Ушинский исходил из того, что воспитание и образование в России, а следовательно, и педагогическая наука, должны согласовываться и отвечать жизненным интересам русского народа, его статьями «О народности в общественном воспитании», «Родное слово», «О необходимости сделать русские школы русскими», в которых он обосновывает и показывает значение и возможные пути организации семейного и общественного (школьного) воспитания на основе идеи народности.

Видя главную цель воспитания в духовном развитии человека, большое значение Ушинский придает религии, считая, что лучшие характерные черты русской народности рождены православием, а потому сближение религиозного и светского образования должно стать одной из важных задач отечественной школы.

Большое значение в деле воспитания Ушинский отводил и труду. При рассмотрении данной проблемы нужно опираться на основные положения, изложенные им в статье «Труд в его психическом и воспитательном значении», в которой он рассматривает особенности физического и умственного труда, показывает роль труда в социальной и семейной жизни, нравственном становлении человека.

Значителен вклад Ушинского и в разработку дидактических проблем.

Так же как и многие западные педагоги, он подчеркивал воспитывающий характер обучения, считая, что при правильной организации оно воздействует не только на ум, но и на душу и сердце.

С его точки зрения большим воспитывающим потенциалом обладают все учебные предметы, особенно те, которые связаны с изучением родной природы, географии, истории, языка и литературы.

Ушинский был сторонником классно-урочной системы обучения. Исходя из своих общепедагогических, гносеологических и психологических установок, он опирался на следующие дидактические принципы: принцип осознанного усвоения знаний; принцип последовательности и систематичности; принцип наглядности; принцип прочности усвоения знаний и навыков.

Процесс обучения, по его мнению, проходит через две основные стадии.

Первая стадия включает в себя три ступени: на первой ступени под руководством учителя происходит живое восприятие учащимися преподнесенного им предмета или явления; на второй ступени ученики, опять же под руководством учителя, вырабатывают предварительные представления и мнения о полученных ранее образах предметов и явлений путем их сравнения и сопоставления; на третьей ступени учитель дополнительно разъясняет новый материал, отделяет главное от второстепенного и сводит полученные знания в систему. На второй стадии обучения происходит совместное обобщение учителем и учениками изученного материала с последующей самостоятельной работой по закреплению новых знаний и навыков.

Для лучшего закрепления изученного материала Ушинский предлагал использовать два вида повторения: пассивное (ученик вновь воспринимает то, что уже видел и слышал) и активное (ученик самостоятельно воспроизводит то, что когда-то узнал), отдавая предпочтение последнему.

Ушинский большое внимание уделял организационному построению урока и выделял различные его виды (смешанный, устные, практические и письменные упражнения, оценка знаний), определяемые целью учебного занятия. Кроме того, он указывал на необходимость творческого отношения учителя к своему делу.

К проблеме соотношения в педагогике научного и творческого начал Ушинский обращался неоднократно, начиная со своей первой стать «О пользе педагогической литературы», в которой он подробно останавливается на этом вопросе.

Огромное внимание в своих трудах Ушинский уделял личности учителя, который, по его мнению, должен не только учить, но и воспитывать, т.е. быть педагогом.

Он требовал от него образованности, любви к своему делу и постоянного стремления к повышению педагогического мастерства.

В ряде научно-педагогических работ и специальных документов Ушинский представил развернутую научно-обоснованную программу подготовки учителя в системе учительских семинарий и на педагогических факультетах, которые рекомендовал открывать в каждом университете.

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/10306.html

47. К.Д. Ушинский – основоположник педагогической науки в России. Педагогика России XIX века

В
основе педагогической системы Ушинского
лежит идея народности. Под народностью
Ушинский понимал своеобразие каждого
народа, обусловленное его историческим
развитием, географическими, природными
условиями. К. Д. Ушинский подчеркивает,
что одной из характерных черт воспитания
русского народа является развитие у
детей патриотизма, глубокой любви к
родине.

Поскольку
лучшим выражением народности, по его
мнению, является родной язык, в основу
обучения русских детей должен быть
положен русский язык; обучение в начальной
школе должно также хорошо ознакомить
детей с русской историей, географией
России, с ее природой. К. Д. Ушинский
указывал, что русский народ проявлял и
проявляет большую любовь к родине.

В тесной связи с
народностью как основой воспитания в
педагогической системе Ушинского стоит
вопрос о воспитательном и образовательном
значении родного языка.

Ушинский
указывал, что теория педагогики должна
быть основана на использовании законов
анатомии, физиологии, психологии,
философии, истории и других наук.

Она
должна открывать законы воспитания, а
не ограничиваться педагогическими
рецептами. Ему хорошо была знакома
педагогика его времени.

Ушинский стремился
исходить из опыта, придавал большое
значение наблюдению. В его психологических
воззрениях немало материалистических
элементов. Он рассматривает психическую
жизнь в ее развитии. К. Д. Ушинский считал,
что человек должен быть совершенным
физически, умственно и нравственно,
гармонически развит.

Воспитание
поэтому он определял как целеустремленный,
сознательный процесс формирования
гармонически развитой личности. Среди
различных сторон воспитания Ушинский
главное место отводил воспитанию
нравственности.

Образование в
России во второй половине XIX века
развивалось в обстановке глубоких
политических, экономических, социальных
и культурных перемен, оно детерминировалось
ими и способствовало общественному
прогрессу. Общественные потребности
духовно-нравственного и культурного
развития страны вызвали к жизни расширения
сети средних учебных заведений.

Освещаемый
период во многих отношениях являлся
переломным для России. Происходившие
перемены в разных сферах (политической,
экономической, социальной, культурной)
существенным образом влияли на развитие
просвещения. Укреплению и стабилизации
образовательной системы способствовали
расширяющиеся внешние экономические
связи России, становление внутреннего
рынка.

Развитию
высшего педагогического образования
способствовало распространение
общественно-педагогического движения,
представители которого выступали за
распространение всеобщей грамотности
среди россиян. Реализация идеи виделась
ими в расширении сети школ, повышении
профессионального и образовательного
уровня учителя, усовершенствовании его
подготовки в педагогических заведениях.

Уже
самое начало XIX века охарактеризовалось
либеральными начинаниями в области
просвещения. Вводилась новая система
народного образования и управления
учебными заведениями.

В основу системы
были положены три принципа:

  • бесплатность,
  • бессословность;
  • преемственность учебных заведений.

Система
народного образования включала в себя:

приходские
училища —1 год обучения; общество. Вслед
за реформой 1861года об освобождении
крестьян от крепостной зависимости
наметились и другие: судебная, земская,
просветительная. К этому времени вопросы
воспитания и образования стали пониматься
как «вопросы жизни».

Одним из ярких
проявлений общественного подъема в
период конца 50-х—начала 60-х годов XIX
века явилось развернувшееся в стране
общественно—педагогическое движение.
Передовая общественность России
энергично выступала за преобразование
школы, за её демократизацию и освобождение
от полицейской опеки, за развитие
просвещения в стране.

Источник: https://studfile.net/preview/5853615/page:26/

Константин Дмитриевич Ушинский

  • Сообщение на тему: «Вклад Константина Дмитриевича Ушинского в педагогику».
  • Подготовила:
  • Студентка Ш-21группы
  • Саванчук Мария
  • Преподаватель:
  • Великановская Л.А
  • Ейск, 2015г.

Константин Дмитриевич Ушинский – знаменитый педагог, основоположник Русской научной педагогики. Он создатель множества научных педагогических трудов, известных и в России и за рубежом.

Его научные взгляды о теории обучения и воспитания до сих пор востребованы и нередко цитируются в различных научных и научно-популярных изданиях.

Родился Константин Дмитриевич в Туле 19 февраля 1824 года. В 1840 году он окончил Новгород-Северскую гимназию и поступил в Московский университет на юридический факультет.

Именно университетские преподаватели повлияли на его выбор заниматься педагогикой.

Окончив в 1844 году основной курс обучения, Константин Дмитриевич остался в университете для подготовки к сдаче экзамена на звание магистра.

Уже летом 1844 года Ушинский получает кандидатскую степень по юриспруденции. В 1846 году он становится исполняющим обязанности профессора камеральных наук кафедры энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в Демидовском лицее в Ярославле. Но различие в педагогических взглядах с руководством лицея привело к отставке Константина Дмитриевича в 1849 году.

После этого Ушинский был инспектором Гатчинского сиротского института и инспектором классов Смольного института благородных девиц. В обоих учебных заведениях ему удалось коренным образом изменить систему преподавания в лучшую сторону.

Однако Царское правительство оказалось недовольно инициативой педагога.

В 1862 году Константина Дмитриевича уволили из Смольного института и отправили в продолжительную командировку за рубеж, якобы для изучения теории женского образования за границей.

Сам Ушинский расценил эту командировку как ссылку, однако эта поездка принесла ему пользу. В это время он изучил системы женского и начального образования в ряде стран. Результатом его деятельности стали несколько научных статей и книг.

В 1867 году Константин Дмитриевич возвращается в Россию и начинает работать над третьим томом научной работы «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Закончить его он не успел – в 1870 году он умер.

Однако за свои 47 лет он очень многое сделал для эволюции отечественной педагогики.

Основные идеи Ушинского – демократизация народного образования и народность воспитания. Он считал, что в основе теории педагогики должны стоять законы философии, психологии, анатомии и физиологии. По его мнению, в педагогике нельзя основываться только на собственном опыте, даже если он был удачен.

И теории обязательно должна сопутствовать практика. Ушинский писал о том, что теория, не имеющая оснований, оказывается столь же бесполезной вещью, как факт или опыт, из которого нельзя сделать какой-либо вывод. О том, что теория не может отрицать действительности, факт не может отрицать мысли.

Кроме этого Константин Дмитриевич считал, что воспитание и образование должно учитывать своеобразие каждого народа, т.е. традиции, географию, исторические особенности.

Народность, по его мнению, лучше всего выражается через изучение и уважение родного языка и родной истории.

Подобное воспитание, как он говорил, должно развить у детей патриотизм, чувство долга перед Отечеством и чувство национальной гордости, которое, однако, чуждо шовинизму и сочетает в себе уважение к другим народам.

Ушинский определял воспитание, как сознательный процесс создания гармоничной личности. Важную роль в педагогике, по его мнению, играет воспитание нравственности.

Он утверждал, что влияние нравственное есть основная задача воспитания, более важная, чем развитие ума и наполнение головы знаниями.

Константин Дмитриевич полагал, что воспитание нравственности должно развивать в человеке дисциплинированность, гуманность, честность и трудолюбие. И, кроме того, чувство собственного достоинства в тандеме со скромностью.

Средства нравственного воспитания по Ушинскому это обучение, личный пример учителя, убеждение, педагогический такт, меры предупреждения, поощрения и взыскания.

Недовольство правительства Ушинским вызывал его протест против дисциплины старой школы, основанной на слепом повиновении ученика педагогу и предусматривающей физические наказания.

По его мнению, гуманность к ученику должна быть основой воспитания.

Воззрения Константина Дмитриевича Ушинского отражены во многих его педагогических трудах и статьях. В 1857-1858 годах он напечатал свои статьи «О пользе педагогической литературы», «Три элемента школы», «О народности в общественном воспитании» и другие в «Журнале для воспитания».

В 1860-1861 годах он разместил в «Журнале министерства народного просвещения» свои педагогические статьи «Труд в его психическом и воспитательном значении» и «Родное слово». В 1861 году он производит на свет хрестоматию «Детский мир», в 1864 году – «Родное слово», книгу для классного чтения.

Также в1868-169 годах он создал фундаментальную научную работу в двух томах «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» и собрал материалы для третьего тома.

Источник: https://infourok.ru/konstantin-dmitrievich-ushinskiy-307322.html

Ссылка на основную публикацию